Правление царевны Софьи. Кратко


От первой его жены, Марьи Ильиничны Милославской . Софья родилась в 1657 г. Одаренная природными способностями, любознательная, энергичная и властолюбивая, она после смерти отца (1676) сумела приобрести любовь и доверие больного брата-царя Федора и, благодаря этому, достигла некоторого влияния на государственные дела.

После смерти царя Федора (27 апреля 1682 г.) царевна Софья стала поддерживать права на трон не сына Натальи Нарышкиной , Петра, а слабоумного царевича Ивана. Иван, в отличие от Петра, являлся братом Софьи не только по отцу, но и по матери. Он был старше Петра, однако из-за слабости умственных способностей не мог лично вести государственных дел. Последнее обстоятельство было выгодно властолюбивой Софье, мечтавшей под внешней ширмой Ивана сосредоточить всю власть в собственных руках.

Стрелецкий бунт 1682. Картина Н. Дмитриева-Оренбургского, 1862.

(Царица Наталья Кирилловна показывает стрельцам, что царевич Иван невредим)

В борьбе против уже посаженного на московский трон боярами Петра царевна Софья воспользовалась недовольством, возникшим в стрелецком войске под конец жизни царя Федора и первые дни после его кончины. Под влиянием руководимой Софьей партии Милославских в Москве начался стрелецкий бунт . Созванный 23 мая 1682 г. собор из думных и всяких чинов людей (конечно, только москвичей) под угрозою расширения мятежа согласился на требования стрельцов, чтобы Иван и Петр царствовали вместе. Управление «ради юных лет обоих государей» было вручено их сестре. Имя «великой государыни, благоверной царевны и великой княжны Софьи Алексеевны» стало писаться во всех указах вместе с именами обоих царей.

Теперь предстояло унять стрельцов, которые продолжали волноваться. Во главе их стоял прежний единомышленник царевны Софьи, начальник стрелецкого приказа князь Иван Андреевич Хованский, начавший теперь собственную борьбу за власть. Вслед за стрельцами выступили «раскольники» , добивавшиеся возвращения к церковной старине и отречения от всех новшеств и «ересей» патриарха Никона .

Никита Пустосвят. Спор царицы Софьи с раскольниками о вере. Кремль, 1682 г. Картина В. Перова, 1881

Софья начала действовать с большой энергией. Хованский за свои честолюбивые замыслы был казнен . Назначенный на его место думный дьяк Шакловитый восстановил дисциплину в стрелецких полках, и Софьи удалось, таким образом, поднять на прежнюю высоту авторитет власти.

Царевна Софья. Портрет 1680-х гг.

Последовавшее затем семилетнее управление Софьи от имени её братьев (1682 – 1689) было отмечено в чисто гражданских делах несколько большей, сравнительно с прежним временем, мягкостью (запрещение разлучать мужей с женами при отдаче неисправных должников для отработки долга; запрещение взыскивать долги с вдов и сирот, если после мужей и отцов не осталось имения; замена кнутом и ссылкою смертной казни за «возмутительные слова» и т. п.). Однако религиозные гонения даже усилились: раскольники преследовались с ещё большей строгостью, чем ранее. Период правления царевны Софьи был апогеем гонения на них. Ближайшим сотрудником Софьи в это время был её сердечный любимец, князь Василий Васильевич Голицын , один из образованнейших людей тогдашней Москвы, большой поклонник «западничества ». В правление Софьи была открыта в Москве при Заиконоспасском монастыре Славяно-Греко-Латинская академия , которая вскоре начала играть роль не столько учебного заведения, сколько своеобразной церковной инквизиции.

Годы власти Софьи отмечены и важными внешнеполитическими событиями. По «Вечному миру» 21 апреля 1686 г. Польша окончательно уступила Москве Киев и все земли, потерянные её королями по Андрусовскому перемирию 1667 года . Польский монарх Ян Собеский сделал эти уступки, чтобы привлечь Москвы к союзу против турок. В рамках этого союза князем Василием Голицыным были предприняты два похода на Крым (в 1687 и в 1689 г.), но оба они кончились неудачей.

С 1688 г. повзрослевший Петр I уже начал принимать участие в делах и посещать боярскую думу. Столкновения между ним и царевной Софьей начали учащаться, и решительная борьба была неизбежна. Попытка Шакловитого и Софьи опереться и в этой борьбе против Петра на стрельцов (второй стрелецкий бунт ) кончилась казнью Шакловитого и заточением Софьи в Новодевичий монастырь (в конце сентября 1689 г.). Так окончилось её правление – государственные дела теперь перешли в руки Петра и его родственников Нарышкиных.

Царевна Софья в Новодевичьем монастыре. Картина И. Репина, 1879

В конце XVII столетия в России происходило нечто невероятное: в государстве, где сильны традиции Домостроя, и женщины вели большей частью затворническую жизнь, стала заправлять делами царевна Софья. И случилось это так неожиданно и в то же время так естественно, что русские люди восприняли происходящее как само собой разумеющийся факт. Впрочем, через несколько лет, когда царевне пришлось отдать бразды правления в руки Петра I, многие удивлялись: как это они почитали за государыню всего-навсего женщину...

Свобода

Когда умер царь Алексей Михайлович, царевна Софья не сразу поняла, что теперь она свободна. 19 лет просидела дочь самодержца затворницей вместе со своими сестрами в тереме. Выходила только в церковь в сопровождении или изредка с отцом посещала представления у Артамона Матвеева. Воспитанная в традициях Домостроя, царевна также была одной из лучших учениц просветителя Симеона Полоцкого (кстати, свободно владела польским языком, читала на латыни и греческом языке), нет-нет, да и удивляла свое окружение. То трагедию какую-нибудь напишет, чтобы ее тут же в семейном кругу разыграть, то стихи. И до того удачно, что даже потомки в лице историка и литератора Карамзина вынесли свой вердикт: "Мы читали в рукописи одну из ее драм и думаем, что царевна могла бы сравняться с лучшими писательницами всех времен".

А с воцарением на троне своего брата Федора Алексеевича в 1676 году царевна вдруг поняла – вот он, ее шанс выйти из терема.

Государь серьезно болел, и сестра старалась быть рядом, часто появлялась в покоях царя, общалась с боярами и дьяками, участвовала в заседаниях Думы, входила в суть управления государством.

В 1682 году самодержец умер, и в стране наступил династический кризис. Наследниками Федора Алексеевича были слабоумный Иван (родившийся от брака Алексея Михайловича с Марией Милославской) и малолетний Петр (сын Натальи Нарышкиной). Две партии - Милославских и Нарышкиных – боролись между собой.

По сложившейся преемнической традиции царем должен был стать Иван, но возведение его на престол навлекло бы на все время царствования необходимость опеки, на что так надеялась Софья. И в итоге государем избрали десятилетнего Петра. Царевне оставалось только поздравить сводного брата. Отныне ей было трудно оспорить законность царствования Петра.

Ну и что, что Софья отличалась пышущим здоровьем, в отличие от своих слабосильных братьев, и умом обладала практичным и острым (один из видных русских просветителей и книгохранитель Московского печатного двора Сильвестр Медведев так и говорил: "больше мужского ума исполненная дева"). Родилась-то она девицей да еще в царской семье, поэтому судьба ее – терем или монастырь. Выйти замуж для нее было невозможно. Русские женихи не достойны, а иностранцы, как правило, – не православного вероисповедания.

Так что терять Софье было нечего. Самостоятельная и решительная царевна не могла не воспользоваться ситуацией в свою пользу. И царевна задействовала стрелецкие полки.

В результате бунта, поднятого стрельцами, официально стали царствовать Петр и Иоанн, которому предоставлялось старшинство. А правление государством было вручено царевне Софье.

Впрочем, радость по случаю этой победы могла оказаться преждевременной. Власть Софьи в эти дни оказалась призрачной - слишком уж реальной силой стали обладать после бунта стрельцы во главе с князем Хованским, который самовольно захватил пост начальника Стрелецкого приказа. И Софья под благовидным предлогом выманила Хованского из столицы в село Воздвиженское, где он предстал перед судом по обвинению в государственной измене. После казни Хованского стрелецкое войско осталось без предводителя, Софья же бросила клич о мобилизации дворянского ополчения для охраны законной власти. Стрельцы пребывали в шоковом состоянии. Сначала они решили дать бой боярам и правительнице, но вовремя одумались и полностью капитулировали. Теперь Софья диктовала стрельцам свою волю. Так началось семилетнее правление царевны.

Царское время

Главой правительства стал князь Василий Голицын, фаворит Софьи, талантливый дипломат. Он, по свидетельству современников, "был своею персоною изрядной и ума великого любим от всех".

Продолжительное и близкое общение с Голицыным сделало регентшу более убежденной сторонницей просвещения и смягчения суровых наказаний. Так, указом было запрещено кредиторам брать мужей-должников без их жен для отработки долга. Запрещалось также взыскивать долги с вдов и сирот, если после смерти их мужей и отцов не оставалось имения. Смертная казнь за "возмутительные слова" заменялась наказаниями кнутом и ссылкой. Раньше женщину, изменившую мужу, по самую шею живой закапывали в землю. Теперь мучительную смерть заменили отсечением головы у виновной.

Софья проявила ряд инициатив по оживлению торговли с Западом, развитию промышленности.

Особенно это коснулось ткацкого производства. В России стали изготавливать дорогие ткани: бархат, атлас и парчу, которые ранее привозили из-за моря. Для обучения русских мастеров выписывались специалисты-иностранцы.

В 1687 году Софья закончила начатое еще при Федоре Алексеевиче по инициативе Симеона Полоцкого дело создания Славяно-Греко-Латинской академии.

Когда патриарх Иоаким начал преследовать киевских ученых, Софья и Голицын взяли их под свою защиту. Ею поощрялось строительство каменных хором в Москве, заимствования более удобных западных бытовых условий жизни, введение "политеса", изучение языков, разного вида искусств. Отпрыски знатных семей посылались для обучения за границей.

Заметны были успехи и во внешнеполитической сфере. Россия заключила Вечный мир с Речью Посполитой, которая согласно выговоренным Голицыным условиям юридически признала переход Киева к Русскому государству и подтверждала принадлежность ему Левобережной Украины, Смоленских и Северских земель.

Еще одним, крайне важным политическим событием стал Нерчинский договор с Китаем, с которым граничили русские владения в Сибири.

Но были и явные провалы, в конце концов, внесшие свою лепту в крушение Софьи и ее фаворита. Голицын, опытный дипломат, был нерешительным и мягким человеком, совершенно не видел себя в качестве полководца. Софья, тем не менее, настояла на том, чтобы именно он возглавил злосчастный Крымский поход, с треском проваленный.

В результате из похода 1687 года войско вернулось с полпути: татары подожгли степь. Но даже бесславное возвращение армии Софья обставила с торжественностью - ей хотелось поддержать фаворита, о котором в открытую говорили, что он зря погубил людей. Неудачным оказался и второй Крымский поход, предпринятый два годя спустя.

Проблема власти

Пока цари не подросли, Софья все государственные вопросы решала самостоятельно, а когда они принимали иностранных послов, пряталась за троном и подсказывала братьям - как себя вести. Но время шло. За годы правления Софьи Петр возмужал. Отношения между ним и сестрой все больше принимали враждебный характер. Царевна отлично понимала, что с каждым годом соотношение сил будет меняться в пользу ее сводного брата. Чтобы упрочить свое положение, она еще в 1687 году сделала попытку венчаться на царство. Ее приближенный дьяк Федор Шакловитый повел агитацию среди стрельцов. Но те еще слишком хорошо помнили, что случилось с князем Хованским.

Первая открытая стычка между Петром и Софьей произошла, когда правительница позволила себе вызывающий поступок – осмелилась вместе с царями участвовать в соборном крестном ходе. Разгневанный Петр сказал ей, что, как женщина, она должна немедленно удалиться, поскольку ей непристойно следовать за крестами. Софья проигнорировала упрек брата. Тогда Петр сам покинул церемонию. Второе оскорбление он нанес Софье, когда отказался принять князя Голицына после Крымского похода.

После того как не удалась попытка венчания, Софье оставался один выход – устранить Петра. Она снова сделала ставку на стрельцов. Но на сей раз неудачно.

Кем-то был пущен провокационный слух, что потешные полки Петра идут в Москву, дабы умертвить правительницу и царя Ивана. Софья призвала на защиту стрельцов. А до Петра дошли разговоры о будто бы предстоящем нападении "пакостников" (как он их называл). Царь не был трусом, но в его сознании с детских лет и на всю жизнь осталась ужасная картина кровавой расправы стрельцов с близкими ему людьми в 1682 году. Петр укрылся в Троице-Сергиевом монастыре, куда затем и подошли его потешные войска и, ко всеобщему удивлению, один полк стрельцов под командованием полковника Сухарева.

Софью бегство царя озадачило. Она пыталась примириться с братом, но тщетно. Тогда царевна обратилась к патриарху с просьбой посодействовать. Однако тот напомнил ей, что она всего лишь правительница при государях, и переехал к Петру. Далее Софья начала стремительно терять сторонников. Как-то незаметно ее покидали недавно клявшиеся в верности бояре. А стрельцы устроили ехавшему в Москву Петру покаянную встречу, положив в знак покорности свои головы на плахи, выставленные вдоль дороги.

В конце сентября 1689 года 32-летнюю Софью по приказанию Петра заключили в Новодевичий монастырь...

В 1698 году у Софьи появилась надежда: Петр отправился путешествовать по Европе, а в его отсутствие стрелецкие полки (расквартированные царем в отдалении от Москвы), двинулись на столицу. Их целью было вернуть на престол Софью, а не жаловавшего стрельцов государя, если явится из-за границы, "извести".

Однако мятеж был подавлен. Массовая казнь стрельцов надолго запомнилась потомкам. А Петр (девять лет не видевший сестру) явился к ней в Новодевичий монастырь для последнего объяснения. Причастность Софьи к стрелецкому бунту была доказана. Вскоре бывшую правительницу по приказу Петра постригли в монахини под именем Сусанны. Никакой надежды на трон у нее уже не оставалось. Незадолго до смерти (4 июля 1704 года) она приняла схиму и вернула себе имя Софья.

Родилась Софья Алексеевна 17 сентября 1657 года в Москве. Получила хорошее образование под руководством Симеона Полоцкого, знала польский язык и латынь, сочиняла пьесы, стихи, изучала историю. Внешне епривлекательная, она одновременно отличалась энергией, умом, честолюбием. После кончины царя Федора Алексеевича Софья при помощи стрельцов добилась своего провозглашения 29 мая 1682 года регентшей при малолетних братьях-государях - 10-летнем Петре и 16-летнем Иване. Вся государственная власть сконцентрировалась в руках Софьи и ее фаворита князя Голицына. Слабый здоровьем, Иван Алексеевич не мог помешать Софье Алексеевне, а Петра Алексеевича вместе с его матерью Натальей Кирилловной отправили в подмосковное село Преображенское. С 1684 года изображение Софьи стали чеканить на монетах, а с 1686 года ее начали называть самодержицей. Софья прежде всего расправилась с раскольничеством и стрелецкой вольницей, видя в них основных противников своему стремлению стать единоличной правительницей.

Однако этой мечте Софьи не дано было сбыться. Петр, по настоянию матери, в январе 1689 года женился и стал вполне самостоятельным. Софья попробовала в августе того же года при помощи стрельцов свергнуть его с трона, но за Петром уже стояли верные ему «потешные» войска. К тому же многие бояре и служилые люди не были склонны поддерживать честолюбивые планы властительницы. В результате предпринятых Петром энергичных мер Софью обвинили в измене и посадили в московский Новодевичий монастырь. В 1698 году она вновь попыталась захватить власть. В этот раз все закончилось для нее пострижением в монахини (с именем Сусанна), а для стрельцов многочисленными казнями. Часть из них Петр повесил прямо перед окнами кельи своей неугомонной сестрицы. Умерла Софья Алексеевна 3 июля 1704 года. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.



В Новодевичьем монастыре бывшая регентша провела остаток своей жизни. Там ее охраняли сто стражей под командованием подполковника. Перед смертью она приняла схиму с прежним своим именем - Софья.

В середине XV века, когда Константинополь пал под натиском турок, 17-летняя византийская принцесса София покинула Рим, чтобы перенести дух старой империи в новое, еще зарождавшееся государство.

С ее сказочной жизнью и путешествием, полным приключений, — от плохо освещенных переходов папской церкви до заснеженных русских степей, от секретной миссии, стоявшей за обручением с московским князем, до таинственной и до сих пор не найденной коллекции книг, которую она привезла с собой из Константинополя, — нас познакомил журналист и писатель Йоргос Леонардос, автор книги «София Палеолог — из Византии на Русь», а также многих других исторических романов.

В разговоре с корреспондентом Афинско-македонского агентства о съемках российского фильма о жизни Софии Палеолог г-н Леонардос подчеркнул, что она была разносторонней личностью, практичной и амбициозной женщиной. Племянница последнего Палеолога вдохновила своего супруга, московского князя Ивана III, на создание сильного государства, заслужив уважение Сталина спустя почти пять веков после своей смерти.

Российские исследователи высоко оценивают тот вклад, который Софья оставила в политической и культурной истории средневековой Руси.

Йоргос Леонардос так описывает личность Софии: «София была племянницей последнего императора Византии Константина XI и дочерью Фомы Палеолога. Ее крестили в Мистре, дав христианское имя Зоя. В 1460 году, когда Пелопоннес захватили турки, принцесса вместе со своими родителями, братьями и сестрой отправилась на остров Керкира. При участии Виссариона Никейского, уже ставшего к тому моменту католическим кардиналом в Риме, Зоя с отцом, братьями и сестрой переехала в Рим. После преждевременной кончины ее родителей Виссарион взял на себя опеку над тремя детьми, перешедшими в католическую веру. Однако жизнь Софии изменилась, когда папский престол занял Павел II, который хотел, чтобы она заключила политический брак. Принцессу сосватали московскому князю Ивану III, надеясь, что православная Русь перейдёт в католичество. Софью, происходившую из византийской императорской семьи, Павел отправил в Москву как наследницу Константинополя. Ее первой остановкой после Рима был город Псков, где молодую девушку с восторгом принял русский народ».

© Sputnik/Валентин Черединцев

Автор книги считает ключевым моментом в жизни Софии посещение одного из псковских храмов: «Она была впечатлена, и, хотя рядом с ней тогда находился папский легат, следивший за каждым ее шагом, она вернулась в православие, пренебрегая волей папы. 12 ноября 1472 года Зоя стала второй супругой московского князя Ивана III под византийским именем София».

С этого момента, по словам Леонардоса, начинается ее блистательный путь: «Под влиянием глубокого религиозного чувства София убедила Ивана скинуть бремя татаро-монгольского ига, ведь в то время Русь платила дань Орде. И действительно, Иван освободил свое государство и объединил разные независимые княжества под своей властью».

© Sputnik/Балабанов

Вклад Софии в развитие государства велик, поскольку, как поясняет автор, «она завела при русском дворе византийские порядки и помогла создать российское государство».

«Так как София была единственной наследницей Византии, Иван считал, что унаследовал право на императорский престол. Он перенял желтый цвет Палеологов и византийский герб — двуглавого орла, который просуществовал вплоть до революции 1917 года и был возвращен после распада Советского Союза, а также назвал Москву Третьим Римом. Поскольку сыновья византийских императоров принимали имя Цезаря, Иван взял себе и этот титул, который по-русски стал звучать как "царь". Также Иван повысил архиепископство Московское до патриархии, давая понять, что первая патриархия — это не захваченный турками Константинополь, а Москва».

© Sputnik/Алексей Филиппов

По мнению Йоргоса Леонардоса, «София была первой, кто создал на Руси по образцу Константинополя тайную службу, прообраз царской охранки и советского КГБ. Этот её вклад и сегодня признают российские власти. Так, бывший глава Федеральной службы безопасности России Алексей Патрушев в День военной контрразведки 19 декабря 2007 года заявил, что страна чтит Софию Палеолог, так как она защищала Русь от внутренних и внешних врагов».

Также Москва «обязана ей изменением своего облика, поскольку София привезла сюда итальянских и византийских архитекторов, которые строили в основном каменные здания, например, Архангельский собор Кремля, а также кремлевские стены, существующие до сих пор. Также по византийскому образцу под территорией всего Кремля были вырыты тайные ходы».

© Sputnik/Сергей Пятаков

«С 1472 года на Руси начинается история современного — царского — государства. В то время из-за климата здесь не занимались земледелием, а только охотились. София убедила подданных Ивана III возделывать поля и таким образом положила начало формированию сельского хозяйства в стране».

К личности Софии с уважением относились и при советской власти: по словам Леонардоса, «когда в Кремле был разрушен Вознесенский монастырь, в котором хранились останки царицы, от них не только не избавились, но по указу Сталина поместили в гробницу, которую затем перенесли в Архангельский собор».

Йоргос Леонардос рассказал, что София привезла из Константинополя 60 телег с книгами и редкими сокровищами, которые хранились в подземных сокровищницах Кремля и не найдены до сих пор.

«Имеются письменные источники, — говорит г-н Леонардос, — указывающие на существование этих книг, которые Запад пытался выкупить у ее внука, Ивана Грозного, на что он, конечно, не согласился. Книги продолжают искать и по сей день».

София Палеолог умерла 7 апреля 1503 года в возрасте 48 лет. Ее супруг, Иван III, стал первым правителем в истории России, который был назван Великим за свои деяния, совершенные при поддержке Софии. Их внук, царь Иван IV Грозный, продолжил укрепление государства и вошел в историю как один из самых влиятельных правителей России.

© Sputnik/Владимир Федоренко

«София перенесла дух Византии в только начавшую зарождаться Российскую империю. Именно она построила на Руси государство, придав ему византийские черты, и в целом обогатила устройство страны и ее общество. Даже сегодня в России есть фамилии, которые восходят к византийским именам, как правило, они заканчиваются на —ов», — отметил Йоргос Леонардос.

Что касается изображений Софии, Леонардос подчеркнул, что «ее портретов не сохранилось, однако еще при коммунизме с помощью специальных технологий ученые воссоздали облик царицы по ее останкам. Так появился бюст, который размещен около входа в Исторический музей рядом с Кремлем».

«Наследие Софии Палеолог — это сама Россия…» — подвел итог Йоргос Леонардос.

Материал подготовлен редакцией сайта

Софья Алексеевна Романова родилась 27 сентября 1657 года. Она была умна и амбициозна, владела многими языками, хорошо разбиралась в политике и даже писала стихи. В 1682 году она была назначена регентшей при своих малолетних братьях.


Пока будущий Петр I занимался потехами, его сестра изо всех сил пыталась как можно крепче закрепиться в роли правительницы. Во-первых, пришлось устранить Нарышкиных, родственников матери Петра I. Для этого она использовала вечно бунтующих мятежных стрельцов.

После этого поднялось восстание раскольников, добивавшихся «старого благочестия». «Прения о вере» она перенесла во дворец, это помогло изолировать религиозных деятелей от толпы и избежать крупных беспорядков. А после по распоряжению Софьи главные зачинщики бунта были схвачены и казнены. Остальных преследовали, а самых ярых сторонников раскола публично сжигали.

Вслед за раскольниками Софья усмирила и стрельцов. Их предводитель, князь Хованский, выказывавший неуважение Софье и её союзникам был казнен. Во главе стрелецкого приказа Софья поставила своего сообщника, думного дьяка Шлаковитого.

К её заслугам относится и заключение крайне выгодного «вечного мира» с Польшей. По договору Россия навсегда получила Киев, Смоленск и контроль над левобережной частью Малороссии.

Однако, когда Петру Алексеевичу исполнилось семнадцать, он решил править самостоятельно. Софью отстранили от власти. Все её союзники были казнены, а сама она заточена в Новодевичий монастырь.

Во время отсутствия Петра в России, стрельцы пытались поднять восстание и вернуть Софье престол, но восстание жестоко подавили. Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны и весь остаток жизни провела в монастырской келье.

Умерла Софья Алексеевна Романова 14 июля 1704 года и была похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

Выбор редакции
Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...

Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...

Безусловно, гадание по теням берет свое начало еще в Древнем Египте и с большим успехом продолжает использоваться в наши дни. С давних...

1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....
Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...
НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...