Право на обнародование. Право на обнародование произведения


Текущая редакция ст. 1268 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

3. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Комментарий к статье 1268 ГК РФ

1. Право на обнародование традиционно относится к личным неимущественным правам.

Право на обнародование подразумевает обеспечение автором доступа к его произведениям третьих лиц; реализуется одновременно с каким-либо другим правом. Обнародование может быть осуществлено посредством публичного показа, публичного исполнения и т.д. Более того, обнародовать произведение нельзя, не реализовав какое-либо иное право автора, например на опубликование.

Если произведение будет опубликовано, то с этого момента изменяется и правовой режим произведения, например произведение может без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования репродуцироваться в единичных экземплярах библиотеками, архивами.

Право на обнародование находится в тесной связи с правом на распространение и воспроизведение.

2. В пункте 2 комментируемой статьи закреплен принцип, который раньше не имел места в ЗоАП.

Согласно данному принципу автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование произведения. При этом не имеет значения, по какому договору третье лицо получило произведение для использования - по договору отчуждения имущественных прав или по лицензионному договору.

До закрепления данного принципа перед правообладателем всегда стояла задача - доказать, что он получил от автора разрешение на обнародование произведения.

Консультации и комментарии юристов по ст 1268 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 1268 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Правовой статус обнародованных и необнародованных произведений.

Ответ: Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованныe и необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним - на опубликованные и неопубликованные. Сразу оговоримся, что авторским правом охраняются и те и другие произведения, что специально подчеркивается в ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Однако если необнародованные произведения охраняются законом без каких-либо изъятий, то обнародованные произведения в-некоторых прямо предусмотренных в законе случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без согласия автора и даже вопреки его возражениям. Аналогичные различия существуют между опубликованными и неопубликованными произведениями. В силу этого понятия «обнародование» и «опубликование» играют в авторском праве России весьма значительную роль. Прежде всего следует отметить, что разграничение понятий «обнародование» и «опубликование» в российском авторском праве стало проводиться лишь с принятием Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». В ранее действовавшем законодательстве существовало единое понятие «опубликование» (выпуск в свет), содержание которого практически совпадало с содержанием используемого ныне в законе понятия «обнародование». В соответствии со ст. 476 ГК РСФСР 1964 г. произведение считалось выпущенным в свет (опубликованным), если оно было издано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению или каким-либо другим способом сообщено неопределенному кругу лиц. Как видим, закон исходил из того, что опубликование могло быть осуществлено любым способом, в том числе и таким, который не связан с фиксацией произведения на материальном носителе. Нетрудно заметить, что такое понятие опубликования расходилось с аналогичным понятием, закрепленным Всемирной конвенцией об авторском праве. Согласно ст. VI указанной Конвенции под опубликованием следует понимать воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительского восприятия. Иными словами, опубликованием признается лишь воспроизведение произведения в материальной форме, да и то не в любой, а только в такой, которая связана с возможностью читательского или зрительского восприятия. После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве в советское авторское законодательство был внесен ряд существенных изменений, однако понятие «опубликование» осталось прежним. Такому положению в юридической литературе давались диаметрально противоположные оценки (См., напр.: Матвеев Ю. Г. К вопросу о присоединении СССР к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. // Проблемы современного авторского права/Отв. ред. М. М. Богуславский, О. А. Красавчиков. Свердловск, 1980. С. 37-38; и др.), однако практика занимала в этом вопросе компромиссную позицию: к произведениям иностранцев, являющихся гражданами государств - членов Всемирной конвенции, применялось конвенционное понятие опубликования; к произведениям советских граждан применялись положения советсого законодательства. В Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» используется как понятие «обнародование», так и понятие «опубликование». Согласно ст. 4 Закона обнародованием признается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение уступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом. В отличие от этого опубликованием считается выпуск в обращение экземпляров произведения с согласия автора в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Как видим, несмотря на известную близость, рассматриваемые понятия имеют несовпадающее содержание. При определенных условиях опубликование может явиться одним из способов обнародования произведения; при других условиях опубликование приобретает значение самостоятельного юридического факта, порождающего особые правовые последствия. Иногда это обстоятельство в литературе игнорируется. Так, Э.П. Гаврилов считает, что «поскольку опубликование произведения является частным случаем обнародования, опубликование произведения, производимое после обнародования, уже не меняет правового статуса произведения» (Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М., 1996. С. 30.). Для того чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим основные признаки обнародования и опубликования и их правовые последствия. Понятие «обнародование» характеризуется следующими основными моментами. Во-первых, в какой бы форме ни осуществлялось обнародование, оно охватывает собой действия, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. В этой связи обнародовать произведение, по общему правилу, можно лишь один раз, если только автор не воспользовался своим правом на отзыв уже обнародованного произведения (ст. 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), а затем вновь сделал свое произведение доступным для публики. Во-вторых, доведение произведения до сведения третьих лиц лишь тогда приобретает юридическое значение обнародования, когда это Делано с согласия автора или его правопреемников. Обнародование произведения, которое является одним из важнейших прав автора, прямо связано с волеизъявлением автора, его желанием и готовностью представить произведение на суд публики. Если произведение обнародовано помимо его воли, оно с юридической точки зрения сохраняет режим необнародованного. На этом основании автор вправе воспрепятствовать свободному использованию произведения, когда закон это допускает; он может потребовать изъятия экземпляров произведу ния из обращения, может обязать нарушителя опубликовать в печати сообщение о нарушении его прав и т. п. В-третьих, обнародование произведения может быть осуществлено с помощью любых действий, которые делают произведение доступ, ным для публики, в том числе путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способе^ В законе дается лишь примерный перечень способов обнародования которые являются наиболее распространенными. По смыслу закона для обнародования вполне достаточно одного экземпляра произведения. Например, картина будет считаться обнародованной не только тогда, когда будут изданы ее репродукции, но и тогда, когда она будет помещена на выставке, показана по телевидению и т. п. В-четвертых, закон не связывает указанные выше способы доведения произведения до сведения третьих лиц с взиманием платы за это. Обнародованием будет считаться, например, как платный показ произведения, так и бесплатная его демонстрация. Кроме того, закон не требует, чтобы произведение было непременно фактически доведено до сведения третьих лиц; важно лишь, что для знакомства с произведением была создана реальная возможность. Например, диссертация на соискание ученой степени, которая в соответствии с установленными требованиями помещается в библиотеке по крайней мере за месяц до защиты, будет считаться обнародованной, даже если никто, кроме официальных оппонентов, с ней фактически не ознакомился. В-пятых, обнародованием признается создание возможности ознакомиться с произведением для неопределенного круга лиц. В данном случае предполагается, что в принципе каждый желающий может ознакомиться с произведением. Известно, однако, что иногда произведение распространяется хотя и среди достаточно широкого, но все же конкретного круга лиц, например, среди участников конференции, работников того или иного учреждения, членов определенной организации и т.п. Вопрос о том, считается ли это обнародованием, в каждом конкретном случае решается особо в зависимости, например, от числа читателей, зрителей или слушателей, доступности произведения для иных лиц и т.п. В-шестых, обнародование, даже если оно осуществлено самим автором или с его согласия, может быть аннулировано автором путем отзыва произведения. В этом случае произведение вновь приобретает режим необнародованного со всеми вытекающими отсюда последствиями. В отличие от обнародования, опубликование связывается россий ским законодательством лишь с такими действиями, которые означа ют выпуск в обращение экземпляров произведения. Иными словам речь идет об изготовлении и выпуске в обращение копий произведения, изготовленных в любой материальной форме. При этом указанные действия должны быть так же, как и действия по обнародованию совершены с согласия автора произведения, а количество выпущенных экземпляров должно быть достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Нетрудно заметить, что хотя данное Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» определение понятия опубликования значительно сблизилось с его определением во Всемирной конвенции об авторском праве, оно продолжает оставаться более широким. В самом деле, по прямому указанию Конвенции опубликованием считается выпуск только таких экземпляров произведения, которые предназначены для читательского или зрительского восприятия. В частности, согласно Всемирной конвенции не признается опубликованием выпуск в обращение грампластинок и иных звукозаписей литературных, музыкальных и любых иных произведений, так как они предназначены для слухового восприятия. Российский авторский закон подобных ограничений не содержит и считает опубликованием выпуск в обращение любых экземпляров произведения, независимо от того, в какой конкретной материальной форме они выражены и в какой форме воспринимаются публикой. Налицо явное расхождение между положениями, закрепленными международным договором и внутренним законодательством. Цивилизованным выходом из рассматриваемой ситуации является приведение российского законодательства по данному вопросу в соответствие со ст. VI Всемирной конвенции. Однако и до того момента, когда это будет сделано, имеются достаточные основания для того, чтобы руководствоваться при определении понятия опубликования положениями Всемирной конвенции, а не нормой Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Как известно, Россия относится к числу тех стран, которые допускают непосредственное применение на своей территории положений международных договоров. Практически во всех основных законах, в том числе и в указанном Законе, содержится правило, которое гласит, что если международным договором, в котором участвует Россия, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в российском законодательстве, то применяются правила международного договора. Если учесть, что определение «выпуск в свет» сформулировано в Конвенции как вполне завершенное, т.е. не делающее отсылку к внутреннему законодательству каждой страны, участвующей в Конвенции, а четко определено самой Конвенцией, то оно и должно применяться судами и иными правоприменительными органами России. Иное решение вопроса не согласуется с Ринципами правового государства, о желании создать которое так много говорится в России в последние годы.

Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованные и необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним -- на опубликованные и неопубликованные. Сразу оговоримся, что авторским правом охраняются и те и другие произведения, что специально подчеркивается в ст. 6 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Однако если необнародованные произведения охраняются законом без каких-либо изъятий, то обнародованные произведения в некоторых прямо предусмотренных в законе случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без согласия автора и даже вопреки его возражениям. Аналогичные различия существуют между опубликованными и неопубликованными произведениями. В силу этого понятия "обнародование" и "опубликование" играют в авторском праве России весьма значительную роль. Прежде всего следует отметить, что разграничение понятий "обнародование" и "опубликование" в российском авторском праве стало проводиться лишь с принятием Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". В ранее действовавшем законодательстве существовало единое понятие "опубликование" (выпуск в свет), содержание которого практически совпадало с содержанием используемого ныне в законе понятия "обнародование". В соответствии со ст. 476 ГК РСФСР 1964 г. произведение считалось выпущенным в свет (опубликованным), если оно было издано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению или каким-либо другим способом сообщено неопределенному кругу лиц. Как видим, закон исходил из того, что опубликование могло быть осуществлено любым способом, в том числе и таким, который не связан с фиксацией произведения на материальном носителе. Нетрудно заметить, что такое понятие опубликования расходилось с аналогичным понятием, закрепленным Всемирной конвенцией об авторском праве. Согласно ст. VI указанной Конвенции под опубликованием следует понимать воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительского восприятия. Иными словами, опубликованием признается лишь воспроизведение произведения в материальной форме, да и то не в любой, а только в такой, которая связана с возможностью читательского или зрительского восприятия. После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве в советское авторское законодательство был внесен ряд существенных изменений, однако понятие "опубликование" осталось прежним. Такому положению в юридической литературе давались диаметрально противоположные оценки1, однако практика занимала в этом вопросе компромиссную позицию: к произведениям иностранцев, являющихся гражданами государств -- членов Всемирной конвенции, применялось конвенционное понятие опубликования; к произведениям советских граждан применялись положения советского законодательства. В Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" используется как понятие "обнародование", так и понятие "опубликование". Согласно ст. 4 Закона обнародованием признается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом. В отличие от этого опубликованием считается выпуск в обращение экземпляров произведения с согласия автора в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Как видим, несмотря на известную близость, рассматриваемые понятия имеют несовпадающее содержание. При определенных условиях опубликование может явиться одним из способов обнародования произведения; при других условиях опубликование приобретает значение самостоятельного юридического факта, порождающего особые правовые последствия. Иногда это обстоятельство в литературе игнорируется. Так, Э.П. Гаврилов считает, что "поскольку опубликование произведения является частным случаем обнародования, опубликование произведения, производимое после обнародования, уже не меняет правового статуса произведения"1. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим основные признаки обнародования и опубликования и их правовые последствия.

В соответствии со статьей 977 Гражданского кодекса Республики Казахстан, автору произведения принадлежат такие личные неимущественные права, как право авторства, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения, а также право на обнародование.
Право на обнародование является одним из самых непростых личных неимущественных прав автора. Именно оно предоставляет автору право на открытие доступа к произведению неопределенному кругу лиц, определив время и способ доведения произведения до сведения других субъектов.
Согласно подпункту 32) Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве), под обнародованием произведения понимается осуществление с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным публике посредством его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, доведения до всеобщего сведения и иными способами.
Как видно, в определении права на обнародование произведения в Законе об авторском праве упоминается опубликование, публичный показ, публичное исполнение, доведение до всеобщего сведения. Рассмотрим каждое из этих авторских правомочий, закрепленных в Законе об авторском праве.
Под опубликованием понимается предложение публике с согласия автора либо иного правообладателя на объекты авторского или смежных прав экземпляров произведения, записи исполнения или фонограммы в количестве, удовлетворяющем разумные потребности публики (пп. 14) ст. 2).
Публичное исполнение — это исполнение произведения посредством декламации, игры, танца или каким-либо иным образом, в том числе с помощью технических средств, в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не являющиеся членами семьи (подпункт 16) статьи 2).
Публичный показ — показ оригинала или экземпляра произведения непосредственно или в виде слайда, кино, телекадра на экране с помощью любого другого технического средства или любым иным способом (в отношении аудиовизуального произведения — показ отдельных кадров вне их последовательности) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не являющиеся членами семьи (подпункт 17) статьи 2).
И, наконец, доведение до всеобщего сведения определяется как сообщение объектов авторского права и (или) смежных прав по проводам или средствами беспроволочной связи, при котором публика может осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по ее собственному выбору (в интерактивном режиме) (подпункт 13 статьи 2)
К иным способам обнародования произведения относится передача в эфир — сообщение произведений, исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимаются прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой. Передача кодированных сигналов является передачей в эфир, если средства декодирования предоставляются публике организацией эфирного вещания или с ее согласия (подпункт 44 статьи 2). Анализ легального определения права на обнародование позволяет прийти к следующим выводам.
Во-первых, для признания определенного действия автора обнародованием необходимо обеспечить доступ публике всего произведения, а не его отдельных частей, фрагментов и т.д. Например, реклама фильма путем показа отдельных его фрагментов еще не означает, что фильм обнародован. Точно так же не является обнародованием диссертации опубликование ее автореферата и т.д.
Во-вторых, для признания факта обнародования необходимо, чтобы произведение было доведено до всеобщего сведения, то есть оно должно стать доступным публике или, другими словами, общедоступным. Доведение произведения до сведения ограниченному кругу лиц в лице родственников, рецензентов и т.д. означает, что произведение еще не обнародовано. Суть доведения до всеобщего сведения в том, чтобы именно неопределенный круг лиц имел возможность ознакомиться с произведением, получить к нему доступ, независимо от того, проявил ли кто-либо реальный интерес к данному произведению или не проявил. Может даже случиться и так, что никто не прочитал данное произведение (или не посмотрел фильм и т.п.), однако суть — иметь одну только возможность с произведением ознакомиться любому желающему, а не только ограниченному кругу лиц.
В-третьих, совершенно не имеет значения способ доведения произведения до сведения публики. То есть обнародовать произведение можно любым способом, в том числе и ранее не известным. Так, например, еще в недавнем прошлом спорным был вопрос обнародования произведения в сети Интернет в части распространения на него сферы действия законодательства об авторском праве. В настоящее же время не осталось никаких сомнений в том, что с помощью сети Интернет также можно обнародовать произведение и, тем самым, довести его до сведения общества.
В-четвертых, необходимым условием обнародования произведения является согласие автора. Это означает, что если произведение стало известным широкому кругу лиц, но без согласия автора, то признать произведение обнародованным ни в коем случае нельзя. При этом считаем, что согласие автора на обнародование произведения может быть дано путем составления им завещания, где его воля на обнародование произведения выражена явным образом, то есть путем прямого указания на это завещателем-автором.
Территория обнародования произведения посредством его опубликования также является немаловажной с точки зрения тех правовых последствий, которые могут иметь существенное значение для самого автора. Так, пункт 2 статьи 5 Закона об авторском праве устанавливает правило, что произведение считается опубликованным в Республике Казахстан, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами Республики Казахстан оно было опубликовано на территории Республики Казахстан.
Необходимо также отметить, что право на обнародование включает в себя право на придание произведению объективной формы, определение его окончательного вида, в котором оно будет обнародовано, а также право определения способа, которым впервые будет открыт доступ к нему публике. Следовательно, право на обнародование оказывается тесно связанным с другими правомочиями автора. Охрана определенной автором формы произведения обеспечивается, прежде всего, в рамках права на защиту репутации автора. А при открытии доступа к произведению реализуются не только право на обнародование, но и право на использование произведения.
В этой связи проблемным является вопрос разграничения различных авторских прав. Так, М.В. Гордон полагал, что и после опубликования произведения право на опубликование частично сохраняется у автора в виде права запрещать дальнейшее использование произведения без внесения определенных изменений . Представляется, что логичнее было бы включать право требовать подобных изменений в право на защиту репутации автора в части, касающейся, например, исправления ошибок. В то же время, если дальнейшее использование произведения невозможно для автора в связи с изменением его взглядов, появлением новых научных данных и т.п. (в этих случаях произведение может уже не отражать личность автора адекватно) – здесь есть место праву на отзыв произведения. Теоретически не исключено, что в дальнейшем автор может вновь вернуться к предыдущему варианту своего произведения и признать его пригодность для доведения до сведения общества, тогда можно говорить о своеобразном «повторном опубликовании» .
Признание произведения обнародованным влечет определенные правовые последствия.
Так, обнародование произведения имеет значение с точки зрения определения охраноспособности объекта. Как известно, статья 5 Закона об авторском праве устанавливает, что авторское право распространяется:
1) на произведения, обнародованные на территории Республики Казахстан либо необнародован-ные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Республики Казахстан, независимо от гражданства авторов и их правопреемников.
В этом случае, если произведение не находится в какой-либо объективной форме на территории Республики Казахстан, ему будет предоставлена охрана только при условии его обнародования на территории Республики Казахстан.
2) на произведения, обнародованные за пределами Республики Казахстан либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Республики Казахстан, и признается за авторами — гражданами Республики Казахстан и их правопреемниками;
В данном случае обнародование, на первый взгляд, не имеет большого значения, так как с учетом первого подпункта произведения казахстанских граждан будут охраняться независимо от их обнародования. Однако здесь значение обнародования проявляется в другом отношении. Гражданство лица может меняться в процессе жизни. В отношении же установления охраноспособности произведения имеет значение гражданство автора на момент обнародования. Соответственно, выбор момента обнародования будет влиять и на статус произведения.
3) на произведения, обнародованные за пределами Республики Казахстан либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Республики Казахстан, и признается за авторами (их правопреемниками) — иностранцами, лицами без гражданства в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Здесь применимость соответствующего международного договора может зависеть от момента обнародования произведения. В частности, произведения граждан стран, присоединившихся к Всемирной конвенции об авторском праве, будут охраняться, если их обнародование произошло после 26 мая 1973 года, а в отношении граждан стран-членов Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений – после 12 марта 1995 года.
Влияние обнародования произведения на возможность его использования без согласия автора. Так, статьи 18, 19, 20, 22 Закона об авторском праве, говоря о различных случаях использования произведения, не требующих согласия автора, указывают, что произведение должно быть правомерно обнародовано. Но также есть случаи подобного использования произведения, при котором обнародование не является обязательным условием. Так, например, статьей 23 Закона об авторском праве установлено, что допускается без согласия автора
или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение произведений для судебного и административного производства в объеме, определенном такой целью. В данном случае произведение может быть как обнародованным, так и необнародованным. При этом в результате такого использования произведение обнародованным не становится.
Следует обратить внимание, что в некоторых статьях Закона об авторском праве упоминается «обнародование», в других же – «опубликование». И поскольку понятие «опубликование» является более узким, чем «обнародование», может возникнуть ситуация, когда произведение будет обнародовано, но не опубликовано. Так, к примеру, статья 20 Закона об авторском праве гласит, что «допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:
1) правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведение из своих фондов;
2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстрации) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
3) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) организациями образования для аудиторных занятий.».
Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение в любом размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений посредством фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание. Репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме (подпункт 18) статьи 2 Закона об авторском праве). Все это означает, что если произведение было обнародовано на интернет-сайте, то, ссылаясь на положение статьи 20 Закона об авторском праве, его нельзя распечатать и использовать для аудиторных занятий в школах, институтах, университетах и т.д. И в том случае, если произведение размещено на интернет-сайте средства массовой информации, то до тех пор, пока оно не будет напечатано в газете или журнале, оно не будет подпадать под указанное ограничение авторских прав.
Таким образом, зависимость большинства ограничений авторских прав от обнародования (опубликования) произведения часто не учитывается на практике. Многие считают, что цитировать можно любое произведение, в действительности же это не так.
Влияние обнародования произведения на возможность исчерпания авторских прав. В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона об авторском праве, «если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты вознаграждения». Другими словами, владельцы экземпляров произведений могут распространять их, не спрашивая согласия автора. Немаловажным здесь является то, что данная норма указывает на опубликование произведения как на обязательное условие исчерпания права. Соответственно, если произведение введено в гражданский оборот с согласия автора, но формального опубликования произведения не произошло, то правило об исчерпании права применяться не должно. Конечно же, такое дополнительное ограничение правила об исчерпании права является лишним, ведь если автор сам вводит произведение в коммерческий оборот, он не должен препятствовать дальнейшей перепродаже экземпляров. Однако лишняя перестраховка, с одной стороны, тоже не помешает.
Влияние обнародования произведения на срок его охраны. Как известно, в ряде случаев начальный момент отсчета срока охраны определяется именно по моменту обнародования произведения.
Согласно действующему законодательству, авторское право может возникать только у физических лиц. Юридические лица могут обладать только исключительными (имущественными) авторскими правами. Соответственно, даже в случае перехода авторских прав к работодателю, срок охраны авторских прав все равно будет зависеть от продолжительности жизни физического лица – автора.
Сроку действия авторского права посвящена статья 28 Закона об авторском праве. Так, согласно данной статье, авторское право действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. При этом личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно.
Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение семидесяти лет после даты его правомерного обнародования (пункт 4 статьи 28).
Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и семидесяти лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов (пункт 5 статьи 28).
Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет в течение тридцати лет после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после его выпуска в свет, считая с первого января года, следующего за выпуском произведения в свет (пункт 6 статьи 28).Получается так, что начало исчисления срока действия авторского права установлено в данном случае моментом обнародования произведения. Для сравнения, в России пунктом 5 статьи 27 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» установлено, что «авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска».
Далеко небезразличным является момент обнародования произведения для тех лиц, для которых оно создается, в частности, работодателя или заказчика. Вопрос обнародования служебных произведений является достаточно проблематичным.
Как известно, личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы, следовательно, то, что автор произведения написал его в период выполнения служебных обязанностей по заданию работодателя, не лишает его права обнародовать произведение. И, несмотря на то, что произведение создается на деньги работодателя, с использованием его информационных ресурсов и для последующего использования произведения, автора нельзя лишать права самостоятельно определить пригодность произведения для доведения до всеобщего сведения. Даже если создание произведения было связано с существенными материальными затратами для работодателя, автор всегда может запретить последующее использование произведения, если, например, считает его не совсем удачным. Это позволяет признать право на обнародование произведения весьма мощным оружием в руках автора.
И хотя, в целом, работодатель защищен несколько лучше работника, недобросовестный сотруд- открытия доступа неопределенному кругу лиц ник может доставить ему немало неприятностей, к служебному произведению, за исключением про-активно используя свое право на обнародование грамм ЭВМ и баз данных, созданных в порядке произведения. Снизить риск и предотвратить нега- выполнения служебных обязанностей или служеб-тивные последствия можно, определив в договоре ного задания работодателя, принадлежит автору с автором или в правилах внутреннего распорядка, служебного произведения». Данное предложение должностных инструкциях и т.п. (а лучше одновре- обосновано тем, что необходимо защитить инте-менно и в договоре, и во внутренних документах) ресы работодателя на тот случай, если автор про-порядок сдачи созданной работы с тем, чтобы факт изведения обнародует его самостоятельно, что по-сдачи прямо признавался работником согласием влечет негативные последствия для работодателя на обнародование произведения. Представляется, ввиду того, что затратив определенное количество что в этом случае будет достигнут справедливый времени и средств на результат деятельности ав-баланс интересов. тора, он не получит те выгоды, на которые вправе В настоящее время в Мажилисе Парламента был рассчитывать, поручая работнику создать тот Республики Казахстан находится проект Закона или иной интеллектуальный результат. Республики Казахстан «О внесении изменений и Однако в данном вопросе есть обратная сторо-дополнений в некоторые законодательные акты на медали. Работник, создавший, например, про-Республики Казахстан по вопросам совершенство- грамму ЭВМ, может быть заинтересован в обнаро-вания механизмов развития и защиты интеллекту- довании произведения, а работодатель не спешит альной собственности», в котором предлагалось это сделать. Считаем, что ограничение прав автора внести поправку в статью 14 Закона об авторском на обнародование ни в коем случае недопустимо праве, суть которой сводится к тому, что «право ни при каких обстоятельствах.

Выбор редакции
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...

Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...

СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...