Правовая норма понятие структура виды кратко. Теория государства и права


Норма права (правовая, юридическая норма) это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное (санкционированное) и обеспеченное государством, закрепленное в официальных источниках, направленное на урегулирование общественных отношений.

Выделяют следующие признаки правовых норм:

1. Норма права на государственном уровне регулирует наиболее важные общественные отношения . При этом закрепляются, как правило, уже сложившиеся отношения, хотя может задаваться и направление развития общественных отношений

2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей . Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей, и нет обязанностей без прав.

3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера . Она указывает: каким образом, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и государства и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; носит общий характер, выступает в качестве одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Это формально-определенное правило поведения . Внутренняя определенность проявляется в содержании нормы, т.е. объеме прав и обязанностей и четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность выражается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа.

5. Норма права естьправило поведения, гарантированное государством в случаях нарушения существует возможность государственного правового принуждения.

6. Системность нормы проявляется в ее структурном построении, в специализации и объединении норм различных отраслей и институтов права.

Структура правовой нормы. Норма представляется собой сложное образование, структурно состоящее из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – часть нормы, которая содержит указание на условия или обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма. Например, в случае рождения ребенка возникает право на получение единовременного пособия по рождению ребенка. Гипотезой здесь выступает рождение ребенка.

Диспозиция – это само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. В этой части нормы содержатся права и обязанности субъектов, т.е. она определяет меру дозволенного и должного поведения. В приведенном выше примере диспозиция – право на получение пособия.

Санкция – часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. Эти последствия могут быть различного характера: наказание (мера ответственности) в виде выговора, штрафа, ареста, лишения свободы и т.д.; различного вида меры принуждения (предупредительные – привод, арест имущества; меры защиты – восстановление незаконно уволенного работника на прежней работе, взыскание алиментов) и др.

Идеальная норма содержит все элементы структуры нормы права. Между тем не всегда в нормативных актах закреплены все элементы, иногда они подразумеваются.

Существует достаточно большое количество видов правовых норм , классифицируются они по различным основаниям. В частности, юридические нормы делятся на: общие и специальные; материальные и процессуальные; регулятивные и охранительные; альтернативные, бланкетные, отсылочные и т.д.

По методу правового регулирования выделяются:

Императивные нормы имеют властно-категоричный характер, не допускающий каких-либо отклонений в поведении. Они содержат один вариант действий, свободы выбора у субъектов не существует. Такие предписания содержат, например, нормы уголовного права – на всех субъектов возлагается обязанность воздерживаться от совершения деяний, которые уголовный закон определяет в качестве преступных.

Диспозитивные нормы устанавливают тот или иной вариант поведения, при этом предоставляют участникам отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей. То есть субъектам предоставляется достаточно свободы договориться друг с другом о правах, обязанностях и их объеме. Если они не достигли соглашения, то должны следовать предписаниям обязательного варианта поведения. Такие нормы содержатся преимущественно в гражданском праве, но их достаточно большое количество и в семейном, трудовом праве. К диспозитивным нормам относится, например, такое правило трудового законодательства: если по истечение срока трудового договора трудовые отношения продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, то действие договора считается продленным на неопределенный срок.

Норма права - это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Правовые нормы имеют следующие признаки:1..Регулирование поведения.2.Общий характер:Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.3.Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.4.Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.5.Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.6.Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу, нормам морали и нравственности.

Структура нормы права:

Гипотеза (если… ) - это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

Диспозиция (то… ) - элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

управомочивающие - предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;

обязывающие - устанавливающие обязанность совершать определённые действия;

запрещающие - устанавливающие запрет совершать определённые действия.

Санкция (иначе… ) - элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

Виды норм права

По юридической силе содержащего нормы акта : нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др.

По отраслям права : нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.

По форме предписания : императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его ), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью ).



По форме предписываемого поведения : управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества ). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги ). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев ).

По кругу лиц (сфере действия) : общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные - на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)

По времени действия : постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные - в пределах определённого промежутка времени.

По сфере действия : общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

7.Система права: понятие, признаки, структура

Система права - это внутреннее строение структурных элементов права. Включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, отрасли права.

Признаки: - Складывается в соответствии с потребностями общественного развития;- Состоит из норм, правовых институтов, подотраслей и отраслей права;- Характеризуется наличием прямых и обратных связей;

Должна быть внутренне непротиворечивой, согласованной.

Система права носит объективный характер. Она не зависит от воли и желания законодателя, элементы системы права определяются в конечном счете предметом правового регулирования. Система права складывается исторически, а не устанавливается по произволу нормоустанавливающего субъекта.-Объективный характер системы права не означает, что люди бессильны повлиять на нее. Такое влияние может быть оказано через источники права, различные формы правотворчества, но это влияние ограничено.-Термин "система права" не тождественен термину "правовая система". Это качественно разные явления. Если система права отражает внутреннее строение права, то правовая система - это наиболее общая категория правоведения, которая означает совокупность всех правовых явлений, существующих на территории государства.

Структура:

Правовая норма - это первичный элемент системы права, общеобязательное правило поведения властного характера, установленное либо санкционированное государством. Отдельная норма права самостоятельно регулирует определенную частицу общественных отношений.
Институт права - это небольшая, устойчивая, обособленная группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность или сторону общественных отношений с помощью специфических приемов и способов. Институт права - это часть отрасли права.
Кроме отраслевых, существуют и межотраслевые институты, которые состоят из норм двух и более отраслей права. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства. На стыке гражданского и семейного права сформирован институт раздела имущества между супругами при признании брака недействительным.
Выделяют простые и сложные институты. Простой институт не содержит в себе никаких других подразделений, является небольшим. Сложный (или комплексный) институт в своем составе имеет более мелкие самостоятельные образования, называемые “субинститутами” . Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, имущественной ответственности. Институты также классифицируют на регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные). Регулятивные направлены на регулирование определенных общественных отношений; охранительные - на их охрану, защиту (характерны для уголовного права); учредительные - закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Они характерны для государственного и административного права.
Подотрасли права - это совокупность институтов права, для которых характерна высокая степень специализации в рамках отдельных крупных отраслей права. Они регулируют отношения с определенной родовой обособленностью (близкие общественные отношения определенного вида).
Так, в гражданском праве выделяют 5 подотраслей права:
1) право собственности и других вещных прав;
2) обязательственное право (где есть общая часть и два института: договорных и внедоговорных обязательств);
3) личных, неимущественных прав;
4) право на результаты творческой деятельности;
5) наследственное право.
Отрасль права - это обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, институтов, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Отрасль права можно определить и как самостоятельную часть системы права, совокупность правовых норм, регламентирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения.
В российской системе права выделяют следующие отрасли права:конституционное(государственное);административное;финансовое;земельное;трудовое.гражданское;семейное;уголовное;исправительно-трудовое;уголовно-процессуальное;гражданско-процессуальное;уголовно-исполнительное; социального обеспечения;таможенное.
Центральное место в системе права занимает конституционное (государственное) право - ведущая отрасль права, объединяющая правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, принципы организации, цели, задачи и функции государства, основные направления его политики, принципы взаимодействия личности и государства, механизм осуществления государственной власти.

Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения.

Регулирование общественных отношений осуществляется посредством системы социальных норм: нормы морали, нормы нравственности, религиозные нормы, нормы права. Последним из них принадлежит особая роль, поскольку за ними стоит механизм государственного принуждения.

Норма права - общеобязательное, формально определенное правило поведения, устанавливаемое и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Признаки нормы права:

1) общеобязательность – властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

2) формальная определенность – нормы выражаются в письменной форме в официальных документах;

3) связь с государством – норма устанавливается государственными органами и обеспечивается принуждением и убеждением;

4) предоствительно – обязывающий характер- норма не только предоставляет одним субъекта права, но и возлагает на других субъектов обязанности;

5) микросистемность – норма состоит из трех взаимосвязанных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, которые образуют структуру правовой нормы.

Гипотеза представляет собой условие действия нормы, т.е. устанавливает, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения. Например, имея право на пенсионное обеспечение по возрасту, его реализация возможна только по достижении установленного законом возраста.

Диспозиция показывает, каким может быть и должно быть поведение социального субъекта при наличии условий, указанных гипотезой. Следовательно, диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей.

Санкция - последствия действия нормы. Различают позитивную и негативную разновидности санкции. Позитивная санкция связана с системой поощрений (например, выплата премии, награждение орденами и медалями), а негативная - с системой мер государственного взыскания, которые могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.

Нормы права группируются в отдельные части - отрасли, институты.

Отрасль права - это совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений (конституционное, уголовное, гражданское право).

Институт права - совокупность норм, регулирующих узко однотипные отношения в рамках отрасли. В качестве примеров конституционных институтов можно назвать институт гражданства, институт народовластия; в рамках международного публичного права - институт правопреемства, институт признания, институт ответственности и др.

3. Понятие и виды источников (форм) права .Нормативно - правовой акт: понятие и виды.

Источники права различаются в трех смыслах: материальном (отражает первооснову права), идеологическом (правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины, под воздействием которых создается право) и формально-юридическом (внешняя форма выражения и существования правовых норм).


Выделяют 4 основные формы (источники) права:

1) нормативный акт - это принятый в установленном порядке уполномоченным на то органом письменный, официальный документ, содержащий предписания общего характера и постоянного действия, и рассчитанный на многократное применение.

2) правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям;

3) юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространено в странах англо – саксонской правовой системы – США, Великобритания);

4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (Федеративный договор 1992 г.).

Особое место в этой системе занимает нормативно - правовой акт.

Нормативно-правовые акты обладают определенной юридической силой, которая характеризует место нормативно-правового акта в системе законодательства. С этих позиций все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

К законам относятся: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации;

К подзаконным актам относятся: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, инструкции, положения министерств и ведомств, государственных комитетов, решения местных органов власти и управления, локальные нормативные акты.

Нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию, которое выражается в помещении полного текста нормативного акта в официальном издании (либо в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», либо в «Российской газете»).

Нормативно-правовые акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия.

Действие нормативно - правового акта во времени обусловлено вступлением его в юридическую силу и утратой юридической силы.

Согласно ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ и актов палат Федерального Собрания РФ», перечисленные нормативные акты вступают в силу одновременно на всей территории нашего государства через 10 дней после их официального опубликования.

Нормативно-правовые акты прекращают свое действие во времени:

По истечении срока, заранее установленного в самом нормативном акте (например, федеральный закон о федеральном бюджете действует только в течение одного финансового года);

В случае их отмены;

При замене данного акта другим, устанавливающим новые правила регулирования этих же общественных отношений.

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в 2-х случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или устраняет ответственность.

Действие нормативно-правого акта в пространстве связано с распространением его на всю территорию государства или только на ее часть.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает по общему правилу распространение его на всех субъектов, находящихся в рамках территориальной сферы действия того или иного акта (граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства).

4. Система российского права и отрасли права

Систематизация - это сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) институт права.

Отрасль права обусловлена качественной однородностью той или иной сферы общественных отношений.

Общая характеристика отраслей российского права предпринята с целью показать, что каждая отрасль занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование.

Конституционное право - ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, регулирующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее «ведения» входят такие вопросы, как основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности и др.

Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция Российской Федерации, выступающая отправной базой для всего текущего правотворчества.

Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств; ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д.

Гражданское право регулирует обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями). Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец - ответчик; должник - кредитор; заказчик - подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве.

Основной нормативный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации.

Финансовое право регулирует финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. К числу основных нормативно-правовых актов относятся Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ.

Земельное право призвано регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. Основной нормативный акт - Земельный кодекс Российской Федерации.

Трудовое право регулирует сферу трудовых отношений (формы рациональной организации общественного труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений, коллективных договоров; вопросы социального страхования, охраны труда, техники безопасности). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Основной нормативный акт - Трудовой кодекс Российской Федерации.

Семейное право тесно связано с гражданским правом, однако это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт - Семейный кодекс РФ.

Уголовное право - совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми, правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальное право - отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности, участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ).

Гражданско-процессуальное право - это совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Признаки.

    Общеобязательность. Государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам;

    Формальная определенность. Выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

    Связь с государством. Устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием;

    Представительно-обязывающий характер. Представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

    Микросистемность.Правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Структура правовой нормы - логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах:

1. гипотеза - указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств;

2. диспозиция - содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам;

3. санкция - указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер Штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф...).

    Виды правовых норм.

Правовая норма – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Основания для классификации правовых норм:

    По субъектам правотворчества.

    1. Нормы, исходящие от государства (законы, постановления правительства…);

      Нормы, исходящие от гражданского общества (референдум…).

    По социальному назначению и роли в правовой системе.

    1. Учредительные. Отражают основы общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества;

      Регулятивные.Направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей:

Управомочивающие;

Обязывающие;

Запрещающие;

      Охранительные. Фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания;

      Обеспечительные. Содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования;

      Декларативные. Включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления;

      Дефинитивные. Формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий;

      Коллизионные. Призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;

      Оперативные. устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

    По предмету правового регулирования.

    1. Нормы конституционного права;

      Нормы гражданского права;

      Нормы уголовного права и др.

    По методу правового регулирования.

    1. Императивные.Имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении;

      Диспозитивные. Носят автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях;

    По сфере действия.

    1. Нормы общего действия. Распространяются на всех лиц и функционируют на всей территории государства.

      Нормы ограниченного действия. Действуют на определенной территории. Например, областной закон, изданный субъектом федерации.

      Локальные. Действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

      Понятие и виды форм (источников) права.

    Источник (форма) права – это сила, создающая право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

    Источник (форма) права – есть внешнее выражение права.

    Юридическая литература выделяет четыре основных источника права.

      Нормативный акт;

      Правовой прецедент (судебный и административный);

      Правовой обычай;

      Правовой договор.

    В разные исторические периоды выделялись также иные источники права.

      Правовая доктрина;

      Религиозные догмы;

      Общие принципа права.

    Нормативный акт – доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

    1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

    2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

    3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

    4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

    Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

    Судебный прецедент – это решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

    По отношению к закону прецедент находится в «подчиненном» положении. То есть если законодательный акт принят уполномоченным на то органом и в соответствии с установленной процедурой, он должен признаваться и применяться судами. Сам суд, создавая прецедент, должен действовать в строгом соответствии с законом.

    Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Правовой обычай является древнейшим источником права.

    Главные признаки правового обычая, что отличает его от неправового обычая, заключаются в том, что правовой обычай признается государством и обеспечивается силой государственного принуждения.

    Правовой договор – это соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Пример – договор об образовании СССР от 30.12.1922.

    Правовая доктрина – наука (теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в правотворческом и правореализующем процессе.

    Религиозные догмы. Такие источники права наиболее характерны для мусульманского права, в целом имеющего религиозную основу. В первую очередь следует назвать Коран и Сунну. Коран - это священная книга, представляющая собой собрание обрядовых и юридических установлений, речей и заповедей Мухаммеда - пророка Аллаха; Сунна - это жизнеописания пророка Мухаммеда, своего рода итог толкования Корана. Во-вторых, источниками мусульманского права являются иджма и кияс. Иджма - единое соглашение мусульманского общества; кияс – суждение по аналогии.

    Общие принципа права. В некоторых странах своеобразным источником права признаются отправные, исходные начала правовой системы. Так, юристы стран как континентального, так и общего права в отсутствие законодательной нормы, обязательного прецедента или обычая могут ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права.

      Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды.

    Нормативный акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

    Все нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, наступают правовые последствия.

    Признаки.

      Нормативный характер;

      Является результатом правотворчества;

      Общеобязательность;

      Оформление в виде официального документа;

      Определенный порядок группировки правовых норм.

    Виды (по юридической силе).

      1. Федеральные конституционные законы;

        Федеральные законы;

        Законы субъектов РФ.

    1. Подзаконный акты.

      1. Указы Президента РФ;

        Постановления правительства РФ;

        Приказы, инструкции, положения федеральных органов исполнительной власти;

        Акты органов государственной власти субъектов РФ;

        Муниципальные акты;

        Локальные акты.

    Виды (по правовому положению субъекта правотворчества).

      Нормативные акты государственных органов;

      Нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

      Нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

      Нормативные акты, принятые на референдуме.

    Виды (по сфере действия).

      Общефедеральные;

      Нормативный акты субъектов РФ;

      Нормативные акты местного самоуправления;

      Локальные нормативные акты.

    Виды (по сроку действия).

      Неопределенного срока действия;

      Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

      Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления.

      Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть.

      К признакам нормы праваотносят:

      1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);

      2) формальную определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

      3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием);

      4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

      5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

      Норма права – это установленное (или санкционированное) и охраняемое государством общеобязательное правило поведения.

      Функции норм права: Ориентационно-стимулирующая функция норм права. Норма права выступает юридическим критерием правомерного и неправомерного поведения. Сообразуя свои фактические действия с нормативной моделью, участники общественных отношений получают представление о законности своих действий;

      Регулятивная функция норм права. Нормы права призваны организовать, упорядочить общественные отношения;

      Охранительная функция норм права. Правовые нормы устанавливают четкие границы индивидуального или коллективного усмотрения субъектов, за пределы которых они не вправе выходить. К нарушителям применяются государственные меры принуждения профилактического, пресекательного, карательного или правовосстановительного характера.



      Особенности норм права заключены в их:

      общеобязательности . Это означает, что все, кому адресованы требования правовых норм, обязаны неукоснительно им следовать;

      нормативности . Нормы права есть общее правило, эталон поведения, его мера. Нормативность заключается в том, что нормы права отражают своим содержанием наиболее распространенное, общее и типичное в регулируемых отношениях; они рассчитаны не на единичный случай, а на все случаи, подпадающие под описательные признаки нормы;

      формальной определенности . Нормы права всегда точно указывают, какие именно действия должны совершать их адресаты, а от каких они обязаны воздерживаться. Нормирование поведения, его моделирование - главное свойство правовых норм в его отличие от неюридических нормам;

      принудительном обеспечении их действия . За нормами права всегда «стоит» государство, его специализированные органы, которые требуют подчинить свое поведение указанию правовой нормы.

      Норма права поэтому всегда есть веление (приказ, требование) государства;

      предоставительно-обязывающем характере . Регулирующее воздействие норм права проявляется в том, что, предоставляя одной стороне регулируемого отношения право действовать по своему усмотрению, нормы в то же время возлагают на другую сторону юридическую обязанность к определенному действию, т.е. требуют поступать в интересах обладателя правом - управомоченного.

      Виды норм права.

      1. Отраслевой принадлежности (нормы конституционного, уголовного, гражданского, трудового),

      2. выполняемой функции в правовом регулировании: а) регулятивные (рассчитаны на правомерное поведение, устанавливают юридические права и обязанности участников регулируемых общественных отношений); б) правоохранительные (рассчитаны на неправомерное поведение и всегда содержат санкции, применяемые к правонарушителям);

      3. Уровню правового регулирования: а) нормы материального права (прямо, непосредственно регулируют общественные отношения, определяя юридические права и обязанности их участников);

      б) нормы процессуального права (определяют порядок, процедуру реализации норм материального);

      4. Характеру диспозиции: а) управомочивающие (указывают на возможность совершать определенные действия); б) обязывающие (указывают на необходимость совершать определенные действия),

      в) запрещающие (указывают на необходимость воздерживаться от совершения определенных действий);

      5. Способу установления диспозиции: а) императивные (правило поведения устанавливается государством); б) диспозитивные (установленное гос-вом правило поведения действует лишь тогда, когда участники регулируемого общественного отношения сами не установили для себя иного правила);

      6. Предназначению в правотворчестве: а) первичные; б) производные (детализирующие, конкретизирующие первичные),

      7. Действию в пространстве: а) общегосударственные; б) местные; в) региональные; г) локальные;

      8. Действию во времени: а) постоянные; б) временные;

      9. Действию по кругу лиц: а) общие (распространяются на все население); б) специальные (распространяются на определенный круг); в) исключительные (делают изъятия из общих и специальных);

      10. Юридической силе: а) нормы законов; б) нормы подзаконных актов.

      Классификации норм права: По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (указов, постановлений). Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.

      По отраслям права: нормы гп, финансового, уп, тп, административного, экологического права.

      По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).

      По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить установленные налоги). Запрещающие нормы, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

      По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные - на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т.п.)

      По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные - в пределах определённого промежутка времени.

      По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

      Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся: Дефинитивные - содержат определения юридических понятий; Декларативные - содержат правовые принципы, цели и задачи; Оперативные - отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия. Коллизионные - решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.

      Структура нормы права - это ее внутреннее строение. К структурным элементам нормы права относятся:

      гипотеза - часть нормы, указывающая на фактические обстоятельства, при наступлении которых следует исполнить установленное правило;

      диспозиция - часть нормы, содержащая само, правило поведения, указывающая на права и обязанности сторон в регулируемом отношении;

      санкция - часть нормы, предусматривающая меры принудительного воздействия, применяемые к нарушителям данного правила поведения.

      Гипотеза, диспозиция, санкция - структурные элементы нормы права, которые по строению (составу) могут быть простыми, сложными, альтернативными, альтернативно-сложными (одновременно имеют сложность и альтернативность).

      1) гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;

      2) диспозиция - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;

      3) санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания, так и позитивными - меры, поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей).

      Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

      Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из рассмотренных выше элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).

      Виды гипотез:

      а) простая, т. е. предусматривающая одно условие действия данной нормы;

      б) сложная, т. е. предусматривающая два и более условия, совокупность которых необходима для действия данной нормы;

      в) альтернативная (разновидность сложной), т. е. предусматривающая несколько условий, но для действия данной нормы достаточно наступления какого-либо одного из этих условий.

      Виды диспозиций:

      а) простая, т. е. предусматривающая одно правовое последствие;

      б) сложная, т. е. предусматривающая определённую совокупность правовых последствий;

      По форме выражения (или характеру правового предписания) есть диспозиции: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

      По характеру неблагоприятных последствий есть санкции:

      а) правовосстановительные (возместительные);

      б) штрафные (карательные).

      По степени определённости есть санкции:

      а) абсолютно-определённые (абсолютно точно определяют меру неблагоприятного последствия правонарушения);

      б) относительно-определённые (определяют только низший и высший или только высший предел меры неблагоприятного последствия правонарушения);

      в) альтернативные (допускают выбор варианта меры неблагоприятного последствия правонарушения из двух или нескольких возможных вариантов).

      Гипотеза данной правовой нормы указывает на следующие обстоятельства:

      § заключение трудового договора;

      § вступление его в силу;

      § наступление дня начала исполнения трудовых обязанностей работником, определенного во вступившем в силу трудовом договоре.

      Диспозиция данной правовой нормы предполагает правомерное поведение - исполнение работником трудовых обязанностей.

      В противном случае будет применяться санкция данной правовой нормы - аннулирование трудового договора.

      Следует отметить, что норма права и статья нормативного правового акта не всегда совпадают. Иногда статья содержит несколько норм, чаще - наоборот: норма излагается в нескольких статьях, иногда в различных законах. Бывает и так, что в отдельные статьи выделяются санкции тех или иных норм. Поэтому, приводя в качестве примера правовую норму в единстве всех трех се элементов, приходится анализировать несколько статей нормативного правового акта.

      Отсылочный способ - его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. При данном способе изложения в статье нормативного правового акта, содержащей часть нормы, имеется конкретная ссылка на текст, в котором содержится недостающая часть.

      Бланкетный способ - его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов. В этом случае в статьях содержится ссылка на другой нормативный правовой акт либо правоприменитель должен сам находить соответствующий акт, где содержится недостающий элемент нормы права.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...