Правовое содержание финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность государства: понятие, особенности, задачи, принципы и основные направления совершенствования правового регулирования


Правовое регулирование финансовой деятельности - ведущая форма государственного руководства экономикой. Система правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства, составляет финансовое право.

Финансовое право - совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения в сфере мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и органов местного самоуправления, необходимых для их непрерывного функционирования.

Большое количество финансово-правовых норм, из которых состоит финансовое право, образует сложную систему, внутри которой эти нормы группируются в различные подразделения в соответствии со сферами и звеньев финансовой системы государства. Итак, в финансовом праве нормы интегрируются в самостоятельные подгруппы - финансовые институты, регулирующие однородные финансовые отношения в области бюджета, государственного кредита, государственных внебюджетных целевых фондов и тому подобное. Правовые нормы финансового права включаются в акты различных правовых форм: законы, указы, инструкции, решения и др.

Главное значение в правовом регулировании финансовой деятельности государства имеет Конституция Украины, в которой содержатся основополагающие принципы (на них основывается отрасль финансового права); она определяет исходные положения нормативной регламентации финансовых отношений, является базой для финансового законодательства.

По статьям Основного Закона устанавливаются полномочия в сфере финансов Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Счетной палаты. В Конституции определено также полномочия в области финансов Автономной Республики Крым (ст. 138), органов местного самоуправления (ст. 141-143).

Существенную роль в правовой регламентации финансовой деятельности государства играют законы Украины по финансовым вопросам. Прежде всего к ним относятся те, которые по п. 1 ч. 2 ст. 92 Конституции Украины устанавливают:

Государственный бюджет Украины;

Бюджетную систему Украины;

Система налогообложения;

Налоги и сборы;

Принципы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков;

Статус национальной валюты, статус иностранных валют на территории Украины;

Порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга;

Порядок выпуска и хранения государственных ценных бумаг, их виды и типы.

В финансовое законодательство включается большое количество подзаконных актов, нормативные указы Президента по финансовым вопросам, постановления Правительства Украины, приказы и инструкции министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления и местных государственных администраций.

Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины в сфере финансов разрабатываются на основе законов.

В специальном финансовом законодательстве государства четко разграничивается финансовая деятельность, осуществляемая государством как орудием публичной власти, и финансовая деятельность, осуществляемая государством через посредство государственного управления предприятиями и организациями.

Развитие и детализацию правовое регулирование финансовой деятельности получает в специальном финансовом законодательстве, финансово-правовые нормы которого регулируют качественно однородные финансовые отношения в соответствии со сферами и звеньев финансовой системы государства.

Для выполнения задач и функций, определенных Конституцией Украины, государство должно иметь денежные фонды, которые она формирует путем перераспределения валового внутреннего продукта. Важнейшим средством, с помощью которого государство осуществляет распределение и перераспределение внутреннего продукта, является государственный бюджет. Через бюджет государства отражается вся многоаспектная ее деятельность и обеспечивается выполнение функций. Бюджетные связи согласно ст. 4 Бюджетного кодекса Украины регулируются Конституцией Украины, нормами статей Бюджетного кодекса, законов о Государственном бюджете Украины, законами Украины, устанавливают источники доходов Государственного и местных бюджетов, нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины, касающиеся формирования и выполнения Государственного и местных бюджетов, решениями органов Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Украины.

Среди указанных актов основным систематизированным является Бюджетный кодекс, введенный в действие 1 января 2002 В этом документе определены отношения, регулируемые кодексом, главные термины, принципы построения бюджетной системы, бюджетной классификации, состав доходов и расходов Государственного и местных бюджетов, раскрыто стадии бюджетного процесса из Государственного и местного бюджетов, выяснено сущность межбюджетных отношений, контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Государственные целевые фонды нужны с целью финансирования приоритетных направлений социально-экономических задач государства и органов местного самоуправления. Правовой статус государственных внебюджетных целевых фондов определяется нормами Конституции Украины (ст. 46, 49, 50), в которых установлены направления социальной политики государства. На основе Конституции разработаны документы, содержащие концептуальные основы по социальной защите населения которое работает, пенсионеров, инвалидов, интересов детей и матерей. К таким документам относятся: концепция пенсионной реформы, Закона Украины "О пенсионном обеспечении" (1992 г.. С изменениями и дополнениями), "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (2003 p.), "Об общеобязательном социальном страховании на случай безработицы "(2000 г.)," О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования "(2001 г.)," Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением "(2001 p.).

Согласно этим законам создано четыре централизованных целевых фонды: Пенсионный фонд Украины, Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины по временной потере трудоспособности Украины, Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы; Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В документах определен порядок формирования и использования фондов. Они формируются за счет обязательных взносов и отчислений юридических и физических лиц, способствуют социальной защите населения, повышению его жизненного уровня, сохранению и улучшению здоровья, социальной ориентации безработных.

Связи, возникающие в процессе управления государственным внутренним долгом регулируются Законом Украины "О государственном внутреннем долге Украины" (1992), в котором определена сущность внутреннего государственного долга, гарантии, права эмиссии государственных ценных бумаг, сферу размещения долговых обязательств. Условия, порядок выпуска государственных ценных бумаг регулируются Законом Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке". Внешний государственный долг возникает в связи с привлечением внешних займов, размещенных, как правило, в иностранной валюте на фондовых рынках за пределами государства. Предельное регулирование объема государственного долга осуществляется с помощью отдельных статей Конституции Украины, норм Бюджетного кодекса, специальных текущих законов Украины "О Государственном бюджете", "О Национальном банке Украины" и других специальных законов.

Финансы государственных и муниципальных предприятий и субъектов хо других форм собственности регулируются Конституцией Украины, Хозяйственным кодексом, нормативно-правовыми актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативно-правовыми актами других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также иными правовыми актами.

Например, по Хозяйственным кодексом Украины (2003г.) Установлено в соответствии с Конституцией Украины правовые основы хозяйственной деятельности, определены отношения, регулируемые Кодексом, основные термины, средства государственного регулирования хозяйственной деятельности, раскрыта сущность основ предпринимательства, регламентирована деятельность различных видов предприятий, правила их создание и ликвидации, обеспечен самостоятельность предприятий, их права и ответственность в осуществлении хозяйственной деятельности, благоустроены отношения с другими субъектами хозяйствования и государством.

Декреты Кабинета Министров Украины "Об акцизном сборе" (1992 г..), "О местных налогах и сборах" (1993 p.), Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" (1997 г..), "О плате за землю" (1996), "О налогообложении прибыли предприятий" (1997 с изменениями и дополнениями), Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (1999) и другие финансово-правовые акты регулируют порядок уплаты налогов и сборов субъектами хозяйствования.

Финансовая деятельность домохозяйств (населения) регулируется Конституцией Украины (ст. 42, 43, 67) и специальными законами. Например, в ст. 43 Основного Закона указано, что каждый человек имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который добровольно соглашается; в ст. 67 отмечается, что каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом, и ежегодно подавать в органы налоговой службы по месту жительства (регистрации) декларации о своем материальном положении и доходах за прошлый год в порядке, установленном законом. Финансы населения регулируются также Законом Украины "Об оплате труда" (1995 p.), "О налоге с доходов физических лиц" (2003 p.), Другими законами, которые определяют поступления доходов из внебюджетных фондов (пенсий, государственных помог, стипендий и т.п.).

Финансовые отношения в сфере международных финансов определены Конституцией Украины (ст. 9,18,116 п. 1), Законом Украины "О внешнеэкономической деятельности" (1991 p.), Договорами между Украиной и финансовыми организациями и институтами.

В ст. 9 Основного Закона отмечается, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дает Верховная Рада Украины, являются частью национального законодательства Украины. Заключать международные договоры, противоречащие Конституции Украины, можно только после внесения в нее соответствующих изменений.

По ст. 18 регулируется внешнеэкономическая деятельность Украины, определяются ее основы.

Правовое регулирование финансового рынка Украины основывается на ст. 99 и 100 Конституции, специальных законодательных актах: законах Украины "О банках и банковской деятельности" (2001 г.), "О Национальном банке Украины" (1999 г..), "О системе валютного регулирования и валютного контроля" (1993 p.) , "О ценных бумагах и фондовом рынке" (2006 г..), "О фонде гарантирования вкладов физических лиц" (2001 p.), Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением правления Национального банка Украины (2001 г.) и др.

В ст. 99 определено денежную единицу Украины - гривну; ст. 100 - задача Национального банка по разработке денежно-кредитной политики.

Указанные законы обеспечивают правовое регулирование деятельности банковской системы Украины, банковского кредитования, функционирования фондового рынка, порядка выпуска и обращения ценных бумаг, управление денежным оборотом, содержание валютных ценностей, валютного контроля и тому подобное.

Функционирование органов управления финансами обеспечено ст. 85, 96, 97, 113, 116-119 Конституции Украины, ст. 109-115 Бюджетного кодекса Украины, Законами Украины "О государственной налоговой службе в Украине" (1998 с изменениями и дополнениями), "О контрольно-ревизионной службе в Украине" (1993), "Об аудиторской деятельности" (1993 г. .), "О местном самоуправлении" (1997 г.) и др..

Финансовое право закрепляет общие принципы и формы финансовой деятельности, методы мобилизации и распределение денежных средств через централизованные и децентрализованные фонды. Финансовая деятельность государства основывается на соответствующих принципах: общеправовых, отраслевых, межотраслевых и принципах отдельных институтов финансового права.

Общеправовые принципы являются определяющими для формирования отдельных отраслей права. К ним относятся: законность, верховенство права, суверенитет государства, равенство всех форм собственности, право собственности народа. В частности, сущность принципа законности в отношении финансовой деятельности заключается в том, что процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств достаточно подробно регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивает возможность применения к правонарушителю мер государственного принуждения.

Отраслевые принципы финансовой деятельности государства - основополагающие правила и требования, отражающие ее существенные особенности. Главное содержание этих принципов определены в Конституции Украины и нормах права, непосредственно регламентирующих финансовую деятельность. Принципы финансовой деятельности государства гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса (создание законов), обеспечивают взаимосвязь финансового права и финансовой политики государства.

Отраслевых принципов финансовой деятельности относятся: принцип публичности финансовой деятельности, принципы гласности, плановости, распределения функций представительной и исполнительной властей, приоритетности представительных органов власти перед исполнительными органами, а также принцип приоритетности публичных расходов относительно доходов бюджета и принцип учета и контроля.

Также с принципами финансовой деятельности государства относятся:

Принцип единства финансовой деятельности и денежной системы государства;

Принцип межотраслевого характера финансовой деятельности государства;

Принцип самостоятельности в установленных действующим законодательством пределах финансовой деятельности органов местного самоуправления;

Принцип социальной направленности финансовой деятельности государства;

Принцип финансовой безопасности государства и тому подобное.

Учитывая эти принципы, государство предоставляет финансовой деятельности соответствующих правовых форм и с помощью них наполняет ее правовым содержанием.

В сфере общегосударственных финансов государство в лице уполномоченных финансовых и кредитных учреждений мобилизует, распределяет и использует фонды денежных средств, финансируя народное хозяйство, социально-культурную сферу, оборону, управление, создание резервов и т. Что касается децентрализованных фондов денежных средств, то государство уполномочивает на их создание и использование предприятия и министерства. Такие фонды являются финансами отраслей народного хозяйства.

Перед любым государством в области финансовой деятельности стоит две главные задачи: собрать предусмотренные государственным бюджетом средства и распределить их в соответствии с общественными потребностями. С распределением средств связано еще одна задача - проконтролировать законность сбора, распределения и использования государственных средств.

Согласно этим задачами выделяют три группы и методы финансовой деятельности государства:

1) методы формирования денежных фондов;

2) методы распределения;

3) методы их использования.

Разнообразие методов обусловлено субъектами, с которыми у государства формируются отношения, а также конкретными условиями образования и распределения денежных средств.

Методы финансовой деятельности - это совокупность приемов и способов, с помощью которых уполномоченные государством органы от своего имени формируют, распоряжаются и используют фонды денежных средств * 8.

* 8: {Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. - М.: "ТК Велби", 2003. - 538 с.}

Первую группу методов финансовой деятельности составляют методы формирования финансовых ресурсов, среди которых выделяют обязательные и добровольные методы мобилизации финансовых ресурсов.

Обязательный метод мобилизации е ведущим, его сущность заключается в принудительном и безвозмездном изъятии части денежных средств у их владельцев в пользу государства и реализует безусловные императивные обязанности по выполнению, а также гарантии этого выполнения. Самый распространенный из видов обязательных платежей - налог. Кроме налогов, к такому методу относятся различные государственные сборы. Вместе с обязательным методом применяется и добровольный метод мобилизации финансовых ресурсов, заключается преимущественно в диспозитивных способах обеспечения финансовых поступлений и механизмов кредитования. Этот метод предусматривает отсутствие императива (повеления) со стороны государства при осуществлении платежей и реализуется путем проведения государственных лотерей, выпуска государством облигаций, других ценных бумаг, добровольных пожертвований физических и юридических лиц и т.

Вторая группа - методы распределения денежных ресурсов. В процессе распределения государственных денежных средств используются два основных метода: метод финансирования (безвозвратный, бесплатный, целевой, плановый отпуск денежных средств из централизованного фонда, осуществляется на основании утвержденных финансовых планов) и метод кредитования (выделение средств на основе целевого назначения, платности, возвратности через определенный срок).

Методы финансирования делятся на подвиды в зависимости от определенных признаков, например, цели использования средств, источников их образования, организационно-правовых режимов, объекта и субъектов и тому подобное.

Так, если финансовые ресурсы выделяются из Государственного бюджета, то это бюджетное финансирование; при выделении денежных средств из ведомственных фондов, например фондов министерств, финансирование приобретает характер ведомственного; в условиях финансирования из целевых фондов иметь место финансирования из целевых фондов.

В зависимости от субъекта, получающего денежные ресурсы, и условий получения выделяют дотации, субсидии и субвенции.

Дотация - помощь, оказанная предприятиям, учреждениям и организациям на покрытие убытков, обусловленных независимыми от них причинам. В финансовой деятельности государства применяются различные виды дотаций. Бюджетная дотация - это бесплатная, безвозвратная помощь из бюджета высшего уровня бюджету низшего, не имеет целевого характера и предоставляется в случае превышения расходов над доходами. В бюджетной деятельности используется дотация выравнивания, то есть межбюджетных трансфертов на выравнивание доходной возможности бюджета, который его получает.

Субвенции, согласно п. 37 ст. 2 Бюджетного кодекса Украины, - межбюджетный трансферт для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, принял решение о предоставлении субвенции. В юридической литературе есть такое толкование понятия "субвенция": бюджетная дотация, что носит целевой характер. Субвенции применяется как метод бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов низшего уровня и предоставляется с четко определенным назначением как частичная государственная финансовая помощь на программы и мероприятия, направленные на поддержку гарантированного законодательством минимума социальной обеспеченности населения регионов, где такой минимум не обеспечивается собственными бюджетными доходами вследствие независимых от них причинам экономического развития.

Субсидия - денежная помощь, предоставленная государством за счет средств бюджета, а также специальных фондов юридическим лицам, местным государственным органам и другим. Это вид целевой помощи указанным лицам, предоставляется за счет средств бюджетов или целевых фондов. Субсидия применяется, чтобы сбалансировать региональные и местные бюджеты, укрепить их доходную базу, она всегда передается безвозвратно и безвозмездно из высших звеньев бюджетной системы ниже для финансирования конкретных мероприятий и учреждений, то есть имеет целевой характер.

Третью группу методов финансовой деятельности составляют методы использования финансовых ресурсов. К этой группе относятся метод установления целевого назначения государственных фондов денежных средств; метод определения порядка использования средств; метод установления компетентными государственными органами финансовых нормативов и лимитов использования денежных средств; метод планирования; метод финансового контроля и др.


Значение метода установления целевого назначения государственных фондов денежных средств заключается в том, что, формируя финансовую систему, государство одновременно определяет денежные фонды и направления их использования. Например, создав Пенсионный фонд Украины, государство определило его назначение, закрепив в нормативных актах задачи и функции этого фонда.

Метод установления порядка использования средств, полученных из соответствующего фонда, заключается в том, что полученные из государственного фонда средства всегда имеют назначение и могут расходоваться только на определенные цели.

С помощью метода установления порядка распределения прибыли государственных субъектов хозяйствования государство определяет характер использования этих доходов и соответственно предоставляет государственным средствам целевое назначение.

Применяя метод установления компетентными государственными органами финансовых нормативов и лимитов использования денежных средств, государство устанавливает минимальные и максимальные пределы, а также размеры выделения и расходования денежных средств по определенному направлению.

На всех стадиях финансовой деятельности осуществляется финансовый контроль. Назначение метода финансового контроля очень важен, поскольку финансовые ресурсы всегда ограничены, их мобилизация и расходование регламентируются специальными правовыми нормами.

Использование методов финансовой деятельности государства определяется содержанием и характером общественных отношений, регулируемых государством.

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Основные организационно-правовые особенности финансовой деятельности состоят в следующем.

1. От других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления . Кроме того, в процессе этой деятельности государство контролирует работу органов власти и управления , а также предприятий , организаций, учреждений по реализации их задач.

2. Осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти. Например, бюджетные средства по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации распределяются представительными органами, а финансовые ресурсы внутри отраслей народного хозяйства — в порядке государственного управления органами исполнительной власти .

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми, которые выражаются в установлении или применении норм права , и неправовыми: инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам от представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансовотехнические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов , объемов финансирования и кредитования), финансовоэкономический анализ ; подготовка материалов к финансовому планированию , прогнозированию и отчетности, т.е. все то, что имеет юридическое значение.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Они в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в рамках своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством.

В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Эти акты устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы либо служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений .

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установленные в нормативных актах , конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к которым относятся законы , принимаемые Государственной Думой РФ , а также законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и подзаконные (наиболее многочисленные), куда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона.

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они принимаются в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. К ним относятся:

  • основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты ;
  • финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
  • финансово-кредитные и кассовые планы банков;
  • финансовые планы страховых организаций;
  • финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
  • финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
  • сметы учреждений, организаций, обеспечиваемых из государственного и местного бюджетов.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное их содержание определяется Конституцией РФ , ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, относящимися к финансовой деятельности государства.

1. Принцип федерализма. Финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ , обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность ее субъектов (в рамках Конституции России).

2. Принцип единства финансовой политики и денежной политики.

Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов.

Денежно-кредитная политика акцентирует свое внимание на процессах перераспределения общественных благ, регулировании денежного оборота в наличной и безналичной форме, эмитировании платежных средств, достаточных для совершения кругооборота и оборота капиталов . Взаимодействие между денежно-кредитной и финансовой политикой проявляется при этом не только на функциональном, но и на институциональном уровне, на уровне взаимоотношений между банками и финансовыми учреждениями на финансовом рынке .

Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств (ст. 8), а также требует единой денежной системы.

3. Принцип равноправия субъектов Федерации в области финансовой деятельности. Он определяется ст. 5 Конституции РФ. Кроме того, на каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

4. Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления. Он закреплен в ст. 12, 130—133 Конституции РФ. Кроме того, на органы руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации и соответствующего ее субъекта. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

5. Принцип социальной направленности финансовой деятельности в Российской Федерации. Он вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

6. Принцип распределения функций в области финансовой деятельности. Такое распределение происходит на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей . Исходя из этого принципа Конституция РФ определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти.

7. Принцип участия граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Данный принцип обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФучаствовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

8. Принцип гласности. Его основы также установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).

9. Принцип плановости. Он выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ) // Рос. газета. - 1993. - 25 дек. РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и для осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы: бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Финансовая деятельность государства -- это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования -- как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и не правовыми.

Итак, финансово-правовые акты -- это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

  • · законодательные;
  • · подзаконные.

Финансово-плановые акты -- это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

К финансово-плановым актам относятся:

  • · финансовые планы страховых организаций;
  • · финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
  • · финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26 декабря 2014 г., с изменениями от 8 марта 2015 г.) (с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 1 марта 2015 г.) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823., смета учреждения -- министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.

Финансовое право в юриспруденции рассматривается в трех аспектах: 1) как отрасль права и представляет собой совокупность действующих правовых норм, регулирующих финансовые отношения ; 2) как юридическая наука, изучающая финановое право в динамике, в историческом развитии, во взаимосвязи с остальными отраслями права, содержащая критику действующих правовых норм и предложения по их совершенствованию, особый взгляд исследователя на отрасль; 3) как учебная дисциплина, представляющая собой симбиоз первых двух аспектов, содержание которой определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к тем или иным специальностям и учебными целями. При этом юридическая наука и учебная дисциплина являются исходными от финансового права как отрасли науки.

Понятие «финансы» происходит от латинского finare, означающего окончание урегулирования спора (обычно денежного»). Во французском праве XVIII в., в большей степени представляющего из себя рецепированное римское право, слово finances (производное от finer "оплачивать"), буквально означает «то, чем оплачивают, деньги».

В современной экономической и юридической литературе понятие финансы рассматривается в следующих двух аспектах:

Первый аспект, как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе аккумулирования (формирования), распределения и использования денежных средств, необходимых государству для выполнения своих публичных функций;

Второй аспект, как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных (собранных) государством для осуществления своих задач.

Возникновение финансов, создание финансовой системы вызвано потребностями государства в учете доходов и расходов в денежной форме. Но само понятие финансы подразумевает не сами денежные средства, а отношения между людьми и государственными органами по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств . При это следует иметь в виду, что финансы и финансовые отношения – это обязательно денежные отношения. Но из этого не вытекает обратное, не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие имущественный оборот свободных и распроправных собственников регулируются гражданским правом.

Сущность финансов состоит в формировании денежных фондов публично-правовых образований (государства и муниципальных образований) и использования денежных фондов в публичных интересах

Функции финансов – инструмент распределения валового общественного продукта и национального дохода, средство контроля за производством и распределением материальных благ, средство стимулирования развития государства (той или иной территории, сферы экономики). Обобщенно можно констатировать распределительную, контрольную и стимулирующую функции.

Многочисленные финансовые отношени могут быть систематизированы в зависимости от их привязки к денежным фондам, структурировать в различные финансовые институты с последующим объединением в финансовую систему Российской Федерации.

Финансовая система государства – совокупность финансовых институтов в их взаимосвязи, система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств публично-правовых образований, а также предприятий, учреждений, отраслей экономики России.

В финансовую систему России входят следующие звенья:

1) бюджетная система , включащая федеральный бюджет, субфедеральные бюджеты и местные бюджеты;

2) внебюджетные государственные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ);

3) обязательное государственное страхование (имущественное и личное, ответственности);

4) кредит (государственный, муниципальный, банковский);

5) финансы предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, отраслей экономики России .

Первые четыре звена представляют из себя централизованные денежные фонды, в отношении которых публичная власть является как регулятором, так и распорядителем. В отношении финансов пятого звена, составляющих децентрализованные денежные фонды, публичная власть выступает как регулятор правовых норм в данной, в отношении финансовых средств государственных и муниципальных предприятий и учреждений и как распорядитель, в отношении финансовых средств предприятий, организаций и учреждений остальных форм собственности возможно применение только экономических форм взаимодействия.

Во всех пяти звеньях финансовой системы осуществляется финансовая деятельность государственных и муниципальных органов, регулируемых в числе прочих и финансово-правовыми нормами.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований вызвана необходимостью денежных средств для функционирования данных публично-правовых образований и представляет из себя часть мезанизма социального управления, разновидность государственной (муниципальной) деятельности.

Финансовая деятельность государства это осуществляемая в правовых рамках деятельность публично-правовых образований по созданию эффективного механизма финансово-правового регулирования в целях постоянного планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов публичного значения для решения общих задач территории.

Финансовая деятельность муниципальных образований – это осуществляемая в правовых рамках муниципальным образованим в лице компетентных органов деятельность по планомерному аккумулированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов в целях осуществления публичных задач местного уровня, а также делегированных полномочий.

К финансовой деятельности как к форме юридической деятельности причастны все ветви власти, все органы государства. Отличительные признаки финансовой деятельности:

Обязательное участие в качестве одной стороны публично-правового образования в лице их компетентных органов;

Оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах, называемых в финансовом праве финансово-плановыми актами;

Значение результатов финансовой деятельности для всего общества в целом;

Осуществление в строго определенных процедурных рамках (бюджетных, налоговых и т.п.).

Из классификаций государственных (муниципальных) органов, причастных к финансовой деятельности, основной является деление на органы общей и специальной компетенции.

Органы государственной власти общей компетенции наряду с финансовой деятельностью осуществляют и другие виды деятельности. К ним относятся высшие представительные и исполнительные органы государственной власти (муниципальной власти).

Представительные органы государственной власти (Федеральное собрание РФ, представительные органы субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления) рассматривают и утверждают федеральный, субфедеральные и местные бюджеты, контролируют их исполнение, утверждают отчеты об исполнении бюджетов, принимают законы в соответствии со своими полномочиями в финансовой сфере. В целом их компетенция сводится к правотворческой и контрольной функциям.

Федеральное собрание принимает законы, регулирующие денежные, бюджетные, налоговые, валютные, таможенные, кредитные отношения. В целях контроля за использованием денежных фондов Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания формируют Счетную Палату Российской Федерации. Контрольные функции осуществляются и самим парламентом.

Исполнительные органы государственной власти представлены Президентом РФ и Правительством РФ (на нижестоящих уровнях финансовой системы - главами исполнительной власти и правительствами субъектов РФ, главами органов местного самоуправления и исполнительные органами).

На Президента РФ , возглавлющего исполнительную власть и являющегося главой государства, возложена обязанность обеспечения согласованного функционирования и взаимодействий органов государственной власти. В ежегодном бюджетном послании Федеральному собранию Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Финансовая политика направлена на реализацию названных направлений.

При подготовке федерального бюджета Президент дает Правительству обязательные к исполнению указания как в отношении бюджета, так и внебюджетных государственных фондов, подписывает и обнародовывает федеральный закон «О бюджете Российской Федерации» и другие законы, в ходе исполнения бюджета издает указы и распоряжения относительно финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики правительства. Президент предлагает Государственной Думе кандидатуру председателя Центральноо банка России, назначает и освобождает своим указом министра финансов. В составе администрации Президента РФ имеется Главное контрольное Управление Президента РФ, выполняющее функции финансового контроля.

Правительство РФ готовит проект бюджета, представляет его на рассмотрение Президента РФ и Федерального собрания, осуществляет общее руководство исполнением утвержденного бюджета, готовит отчет об исполнении бюджета. На Правительство возложены обязанности по исполнению принятых финансовых законов, издание подзаконных нормативных правовых актов в соответствии и во исполнение принятых законов.

В составе аппарата Правительства РФ создан Департамент экономики и финансов Правительства Российской Федерации.

Органы государственной власти специальной компетенции делятся на две подгруппы:

1) осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнение своих основных функций . К ним относятся все органы государственной власти, использующие в своей деятельности бюджетные средства, причастные к формированию бюджета;

2) органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной . Они специальны созданы для осуществления финансовой деятельности и последующего финансового контроля.

Возглавляет систему финансовых органов Министерство финансов Российской Федерации с подведомственными ему Федеральной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральныме казначейством, Гохраном России при Министерстве финансов РФ. В отношении указанных служб Министерство осуществляет координацию и контроль их деятельности.

В составе Министерства финансов имеются следующие департаменты, соответствующие основным направлениям его деятельности :

Бюджетной политики и методологии;

Налоговой и таможенно-тарифной политики;

Государственного долга и государственных финансовых активов;

Финансовой политики;

Межбюджетных отношений;

Регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности;

Бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации;

Бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы;

Долгосрочного стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации;

Организации составления и исполнения федерального бюджета;

Международных финансовых отношений;

Бюджетной политики в сфере транспорта, дорожного хозяйства, природопользования и агропромышленного комплекса Министерства финансов Российской Федерации;

Бюджетной политики в сфере инноваций, промышленности гражданского назначения, энергетики, связи и частно-государственного партнерства Министерства финансов Российской Федерации;

Информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" определено, что Министерство Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности , таможенных платежей , формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, организации и проведения лотерей, азартных игр, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бюро кредитных историй .

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.

Для реализации своих полномочий Минфину предоставлены следующие полномочия:

1. Принимает следующие нормативные правовые акты, устанавливающие:

- порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации ;

- порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

- порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц;

- порядок ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

- порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков;

- формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;

- порядок контроля таможенной стоимости товаров совместно с Федеральной таможенной службой;

- порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации и передачи Министерству финансов Российской Федерации информации из государственной долговой книги субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;

- отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг;

- условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков федеральных государственных ценных бумаг;

- федеральные стандарты бухгалтерского учета;

- порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него;

- квалификационные требования, предъявляемые к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации;

- квалификационные требования, предъявляемые к руководителю финансового органа муниципального образования

- федеральные стандарты аудиторской деятельности;

- порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских, реестра саморегулируемых организаций аудиторов;

- порядок продажи или передачи страхового портфеля страховой организации иной страховой организации при применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

- по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам нормативные правовые акты в сфере страховой деятельности, деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, осуществлению функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй, устанавливающие;

- квалификационные требования и требования к профессиональному опыту лиц, занимающихся руководящей работой в сфере инвестиционной деятельности, кандидатам на должность единоличного исполнительного органа жилищного накопительного кооператива, в том числе требования к руководителю управляющей организации или управляющему жилищного накопительного кооператива, на должность главного бухгалтера жилищного накопительного кооператива;

- квалификационные требования к работникам профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- другое.

В ходе своей деятельности Минфин осуществляет:

- составление проекта федерального бюджета;

- утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

- определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации;

- представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

- управление в установленном порядке средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

- методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;

- методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

- заключение от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;

- управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации;

- ведение государственной долговой книги Российской Федерации и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;

- обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовой год, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- в установленном порядке ведение переговоров и подписание от имени Правительства Российской Федерации многосторонних соглашений с должниками и кредиторами в рамках Парижского клуба;

- организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

- сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;

- организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- согласование решений Пенсионного фонда Российской Федерации об объемах и структуре размещения средств страховых взносов;

- анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

- государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;

- координацию действий по участию профессионального объединения страховщиков в международных системах страхования;

- согласование следующих нормативных правовых актов, принимаемых Федеральной службой по финансовым рынкам;

- обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

- осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Из подведомственных министерству финансов федеральных служб значительную роль в выполнении возложенных на министерство финансов функций имеют Федеральное казначейство и Федеральная налоговая служба. От их деятельности зависит эффективное исполнение федерального бюджета и бюджетов нижестоящих уровней. Детально правовое регулирование деятельности упомянутых федеральных служб будет рассмотрено в разделах, освещающих финансовый контроль, бюджетное право и бюджетный процесс, налоговое право.

Ранее подведомственная Минифину Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в 2012 г. переподчинена напрямую Президенту РФ.

К финансовой деятельности государства причастны и органы судебной власти в той части, в которой они осуществляют контроль за взиманием государственной пошлины при обращении с исками в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ.

Специфическимм субъектоми финансовой деятельности государства являются Центральный банк России (Банк России) и коммерческие банки. Центральный Банк отвечает за устойчивость рубля, производит эмиссию денежных знаков, обслуживает операции по исполнению бюджетов всех уровней, регулирует деятельность коммерческих банков и др.

Коммерческие банки причастны к финансовой деятельности государства в случаях, когда им законодательством переданы властные полномочия в сфере государственных финансов. Например, они наделены подобными полномочиями в части контроля за порядком ведения кассовых операций юридическими лицами, открывшими счета в коммерческих банках.

Муниципальные образования осуществляют финансовую деятельность как через представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления: утверждают бюджет, исполняют доходы и расходы бюджета, устанавливают местные налоги и сборы, ставки по ним, выпускают муниципальные ценные бумаги, проводят лотереи и другое.

Граждане причастны к финансовой деятельности в случаях, если сход граждан принимает решение о разовом обложении определенными сборами для решения общих задач территории, на которой они проживают.

Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований .

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется в правовой и неправовой формах .

Правовая форма осуществляется через принятие публично-правовыми образованиями, их органами и должностными лицами финансово-правовых актов –властных общеобязательных решений, принятых в определенной форме, в пределах соответствующей компетенции и регулирующих вопросы финансовой деятельности. В зависимости от уровня принятия решения подобные акты делятся на акты федерального, субфедерального и муниципального образования.

Существуют следующие классификации финансово-правовых актов:

1) по юридическим свойствам на:

- нормативные, содержащие общебязательные правила поведения (Бюджетный и Налоговый кодексы, федеральные законы, законы субъектов РФ);

- индивидуальные , регулирующие в соответствии с действующими нормативными актами определенные финансовые отношения с участием конкретных субъектов финансовых правоотношений (уведомление об уплате налога, наложении пеня за несвоевременную уплату налогов и др.);

Смешанные, содержащие и нормативные, и индивидуальные предписания (федеральный закон о бюджете, содержащий предписания для всех субъектов, предписания конкретным субъектам);

2) по юридической природе на:

Законодательные (федеральные законы, законы субъектов РФ

Подзаконные.

3) по субъектам правотворческой деятельности на:

Представительные органов власти;

Исполнительных органов власти общей компетенции;

Исполнительных органов власти специальной компетенции;

4) финансово-плановые акты – нормативно-правовые акты, принимаемые государственными и муниципальными органами, предприятиями, организациями и учреждениями в процессе финансовой деятельности и заключающиеся в установлении плановых показателей по аккумулированию, распределению и использованию финансовых средств в течение определенного периода. К подобного рода планам относятся бюджеты (РФ, субфедеральные, местные), бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов, сметы бюджетных учреждений, финаносые планы государственных и муниципальных унитарных предприятий и т.п. Все финансов-плановые акты утверждаются в соответствующей правовой форме: бюджеты в форме законов, бюджеты муниципального уровня – в форме постановлений представительных органов местного самоуправления, сметы – решениями вышестоящих органов и т.п.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

МДК.04.01

Правовые основы регулирования финансовой деятельности

для обучающихся 3-го курса по специальности

Финансы

Теоретические вопросы:

1. Понятие финансов и их особенности

2. Конституционные основы финансовой деятельности государства.

3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность, их правовое положение и функции.

4. Понятие и значение финансового контроля.

5. Полномочия федеральных финансово-кредитных органов в области финансового

контроля: Минфина РФ, Федерального казначейства РФ.

6. Формы финансового контроля.

7. Понятие и виды юридической ответственности в сфере финансов.

8. Финансовое правонарушение: понятие, состав.

Практические задания

1. Указать Конституционные основы финансовой деятельности государства.

2. Перечислить функции органов представительной и исполнительной власти..

3. Указать правовые основы регулирования государственного финансового контроля

4. Указать порядок документального контроля

5. Перечислить состав фактического контроля.

6. Принуждение как средство обеспечения реализации финансовой ответственности .

7. Перечислить виды и состав финансового законодательства.

8. Определить виды ответственности за нарушение финансового законодательства.

Раздел 2 Бюджетное право

Теоретические вопросы:

9.Понятие, роль и правовая форма государственного и местного(муниципального) бюджетов в социально-экономическом развитии страны.


10. Принцип и порядок распределения доходов и расходов в бюджетной системе . Закрепленные и регулирующие доходы.

11. Понятие бюджетного права. Предмет и метод бюджетного права.

17. Понятие бюджетного периода

18. Понятие исполнения бюджета.

19.Капитальные и текущие расходы бюджета.

Практические задания

11.Перечислить состав доходов и расходов бюджета

12. Определить соотношение бюджетного права с другими отраслями финансового права.

14. Указать структуру и элементы бюджетных правоотношений.

15. Указать порядок рассмотрения проектов бюджетов государственными органами власти различных уровней.

16.Перечислить права и обязанности распорядителей бюджетных кредитов.

17. Провести анализ исполнения бюджета Самарской области за 2014г.

18. Указать особенности бюджетного процесса в РФ.

Раздел 3. Государственные и муниципальные доходы.

Теоретические вопросы

20.Понятие налога, сбора, пошлины.

21.Налоговые и неналоговые доходы.

22.Понятие и функции финансов государственных (муниципальных) предприятий.

23. Финансовое планирование на государственном (муниципальном) предприятии: понятие, значение, принципы.

24. Понятие и виды государственных и муниципальных доходов.

25. Система, принцип и порядок установления налогов и сборов.

27. Правовое регулирование налогового контроля.

28. Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок.

29. Полномочия Федеральной налоговой службы РФ.

Практические задания

19.Дать характеристику финансам государственных и муниципальных предприятий и их

правовому регулированию.

20. Перечислить виды ответственности за нарушение налогового законодательства.

21. Дать характеристику налоговому праву на современном этапе.

22. Перечислить виды и понятие налоговых правоотношений.

23.Указать порядок обжалования актов проверок налоговыми органами и действий их должностных лиц.

Раздел 4.Банковская деятельность.

Теоретические задания.

30.Банковская система РФ: понятие, состав, функции.

32. Надзор Банка России.

33. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями.

Практические задания

24. Указать правовые основы банковской деятельности.

25. Составить перечень видов ответственности за нарушения банковского законодательства.

Раздел 5. Страхование.

Теоретические задания

34. Понятие и организация страхования.

35. Страховые правоотношения: основания возникновения, структура, элементы, виды.

Практические задания

26. Указать виды страхования и их правовое регулирование.

27. Перечислить виды ответственности за нарушение законодательства в сфере страхования.

Раздел 6.Денежное обращение. Валютный контроль.


Теоретические задания.

40.Валютные операции: субъекты, объекты, их классификация.

Практические задания

28. Указать правовые основы безналичного обращения.

29. Дать определение правовому регулированию денежного обращения .

33. Определить процесс валютного регулирования и валютного контроля.

Раздел 7. Инвестиционная деятельность. Рынок ценных бумаг .

Теоретические задания.

41. Понятие инвестиционной деятельности, субъекты и объекты.

42. Прямые иностранные инвестиции.

43. Права и обязанности инвесторов.

44. Понятие, виды и правовое регулирование рынка ценных бумаг.

Практические задания.

34. Указать особенности правового регулирования иностранных инвестиций.

35. Дать определение инвестиционной деятельности.

36. Указать процесс регулирования инвестиционной деятельности в России.

Теоретические задания

45. Основные правила постановки и ведения бухгалтерского учета.

46. Понятие и структура имущества субъектов финансовой деятельности.

47. Понятие уставного капитала уставного фонда юридических лиц.

Практические задания

41. Дать правовое определение бухгалтерского баланса .

42. Дать определение амортизации основных средств и нематериальных активов.

43. Дать определение правовому режиму капиталов, фондов и резервов.

Раздел 9.Государственный и муниципальный кредит.

Теоретические задания

48.Понятие и значение государственного (муниципального)кредита.

50. Сберегательное дело в Российской Федерации.

51. Методы обращения вкладов граждан и денежных средств организаций в государственные займы .

Практические задания.

44. Дать определение финансовым правоотношениям в области государственного кредита .

45. Дать определение понятиям, видам и структуре государственного долга .

46. Определить правовое регулирование внутренних государственных займов.

47. Дать определение процессу управления государственным долгом, формам государственного долга.

Раздел 10. Государственные внебюджетные фонды.

Теоретические задания

52. Организационно-правовые формы формирования государственных внебюджетных фондов

53.Отличие государственного и банковского кредита .

Практические задания

49. Определить правовое регулирование уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.


50. Указать порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Основная:

1. М. Косвенные правовые отношения:опросы методологии и значение в финансовой деятельности государства:Монография/ А. М.Асадов.-М.: Норма, 2013.320с.

2. Бюджетное право:Учебное пособие/О. В.Болтинова.-2-е изд. пересм.-М:Норма: НИЦ Инфра-М, 2013, 320с.

3. Валютное регулирование В РФ:правила, контроль, ответственность:Учебно-практическое пособие/И. В.Хаменушко.-М.:Норма,2015, 320с.

4. Налоговое право России: учебник для вузов/Ю. А.Крохина. Норма,2014, 704с.

5. Банковское право РФ:учебное пособие /отв. ред Е. Ю.Грачева:М.: Норма,2013.-400с.

6. Финансовое право. Учебник/под. ред. Н. И.Химичева, 5-изд., Норма, 2013

7. Д.Правовое регулирование финансовой деятельности государственных и муниципальных образований, Юриспруденция,2011.

Дополнительная:

1. Г.Валютное право:Учебное пособие.

для магистров/Д. Г.Алексеева, СВ. Пыхтин, Норма,2013.-256с.

2. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ./под. ред. проф. А.Н. Козырина, М.:Экар,2009.

3. В.Прямые иностранные инвестиции в России:праововые формы привлечения и защиты. М.:Юрист,2010.

4. Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.-Приказ Минфина РФ н/\ Российская газета, №47 от 01.01.2001г.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...