Предмет конституционного права в зарубежных странах. Понятие, предмет и методы конституционного права зарубежных стран


1. Предмет и метод конституционного права. Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается прежде всего его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и отношения, определяющие устройство государства и его функционирование. (См. илл.)

Дополнительным основанием ограничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования, то есть совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования, общественных отношения является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, относящихся к организации власти: "Правительство должно получить доверие палат" (ст.94 Конституции Италии 1947 г.).

Наряду с этим в конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы: "Свобода мысли и совести не должна нарушаться" (ст, 19 Конституции Японии 1946 г.).

Конституционному праву известен также и метод дозволения, применяемый по преимуществу к регулированию статуса человека и гражданина и иногда при определении полномочий государственных органов: "Кабинет может принять решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента" (ст. 53 Конституции Японии).

В целом конституционно-правовой метод регулирования общественых отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех общественных отношений, которые попадают под воздействие норм конституционного права. Властеотношения определяют содержание значительной части, если не большинства, этих норм. В то же время немалая их часть в демократических государствах устанавливает содержание и гарантии прав человека, что означает соответствующие ограничения для государственной власти.

Содержание конституционного права во многом определяется социальными противоречиями, борьбой классовых и иных общественных групп за свои интересы. В демократическом государстве конституционное право неизбежно представляет собой выражение социального компромисса. Что же касается формы тех или иных конституционно-правовых институтов, то она зачастую представляет собой плод субъективного выбора правящих в стране сил. Если, например, наличие в парламенте одной или двух палат чаще всего зависит от позиций заинтересованных политических сил, прежде всего политических партий, то число депутатов, скажем, в палате общенационального представительства определяется нередко просто предпочтением непосредственных составителей конституционного текста, которое может не иметь ничего общего с их политико-партийной принадлежностью.

Различия в содержании конституций и конституционных актов, неодинаковые сферы конституционного регулирования порождают разные взгляды о предмете конституционного права в зарубежных странах.

В юридической литературе зарубежных стран существуют различные определения действующего конституционного права. Так, в Великобритании все большее распространение получает концепция, выдвигающая на первый план в объекте конституционного регулирования функции государства, понимаемые, однако, лишь как формы его деятельности (законодательную, исполнительную и судебную). П.Дальтон и Р. Декстер заявляют, что определение конституционного права "...базируется на трех правовых и практических функциях государства: издавать законы, исполнять законы и защищать государство от внутренних и внешних угроз". Это три сферы конституционного права", причем административное право составляет подотрасль конституционного и включается в эти сферы. "Конституционное право есть система правил, регулирующих организацию и функции главных органов государства, их отношения друг с другом и индивидуальными членами государства", - заключают свои рассуждения П.Дальтон и Р. Декстер. Эти же позиции занимают С.Смит и Дж.Маршалл, а также государствоведы прежних английских колоний - нигерийский специалист по конституционному праву Н. Нвабуезе и угандийский ученый Г.Каньейхамбы.

В целом в работах юристов - сторонников английской школы - заметна определенная социологизация исследований по конституционному праву, некоторые из них при определении данной отрасли права остаются на формалистических позициях. Так, индийский конституционалист М.С.Дж.Кагзл в своей двухтомной работе об индийской конституции пишет, что "...конституционное право - это право о создании конституции, ее содержании, толковании и изменении" . Однако содержательной характеристики предмета конституции он не дает.

Французская доктрина отличается от английской тем, что на одно из первых мест в конституционном праве она выдвигает власть и политический режим. М.Прело писал, что конституционное право это "нормы, касающиеся установления, передачи и осуществления политической власти". С этих же позиций подходит к этому вопросу Б.Шантебу, заявляющий, что "конституция - это инструмент институционализации и ограничения власти". К.Леклерк считает, что конституционное право - это наука о власти и ее воплощении - государстве, о ее реализации в различных политических режимах, которые государство создает. И.Гюше также делает акцент на вопросах власти. Он пишет, что "конституционное право есть совокупность норм, имеющих обязательную силу, касающихся власти в государстве (ее структуры, способов приобретения, функционирования)". Правда, он говорит, что оно отражает отношения управляющих и управляемых в обществе.

Известный интерес представляют теоретические построения некоторых итальянских ученых. Характеризуя объект конституционного регулирования, итальянский конституционалист Дж. Ди Вергетти пишет, что конституционное право, будучи правом политической действительности, представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование политического поведения. Поскольку, говорит он, политическое поведения невозможно формализовать посредством какой-то другой отрасли права, такая формализация осуществляется в конституционном праве. Практически такой подход ведет к расширению предмета конституционного регулирования, включая, например, вопросы о политических партиях, но в целом итальянская схема объекта конституционного права мало отличается от французской.

Своеобразный подход к объекту конституционного права существует в мусульманском праве. Традиционное мусульманское право, сложившееся в X в. (его принципы объявлены неизменяемыми), отличалось своеобразной и нечеткой структурой. Оно, разумеется, не имело особой отрасли конституционного права. Нормы, которые по современной классификации можно было бы отнести к мусульманскому конституционному праву, охватывали вопросы "вселенского суверенитета" Аллаха, отношения Аллаха и правоверных, организацию халифата, который трактовался одновременно как государство и мусульманская община - единое образование правоверных в мире.

В сочетании ведущих (ныне канонизированных) исламских правоведов средневековья, в частности Аль-Маварди, умершего в 1058 г. (его книга "Властные нормы и управление религиозными делами" переиздана в Каире в 1973 г.), выделяется особая система "властных норм". Хотя определения данной отрасли права в книге нет, анализ ее содержания свидетельствует, что к ней автор относил нормы шариата, регулирующие вопросы обязательности халифата как особой религиозно-политической организации общества, избрание халифа, особые качества правителя и выборщиков, консультации правителя с муджтахидами, назначение халифом своего преемника, функции халифа по рассмотрению споров, вопросы организации аппарата правителя "везиря".

В настоящее время отдельные средневековые религиозно-правовые догмы получили отражение в некоторых конституциях арабских стран и других государств. Конституции Пакистана 1956 и 1962 гг. провозглашали суверенитет Аллаха над всей вселенной, а Конституция 1973 г. содержит положение о том, что Аллах делегирует народу земной суверенитет. Есть и многие другие конституционные положения подобного рода, в том числе в конституциях Ирана 1979 г., султаната Брунея 1959 г., Коморских островов 1978 г., эмиратов Персидского залива. Таким образом, объект конституционного права в мусульманских странах расширен за счет положений, которые не встречаются в конституциях большинства других стран, хотя регулирование отношений Аллаха и народа, Аллаха и отдельных мусульман является чисто символическим. Что же касается отдельных сфер регулирования конституционного права в исламских странах, то в подавляющем большинстве из них эти сферы в настоящее время не отличаются сколько-нибудь существенно от других государств. Исключение составляют лишь те страны (Ливия, Саудовская Аравия), где нет конституции, а основным законом считается священная книга мусульман - Коран, содержащая, по преданию, проповеди пророка Мухамеда.

Специфической особенностью конституционного регулирования в некоторых зарубежных странах является обширное законодательство военных режимов. Значительное место в этом законодательстве занимают вопросы институционализации армии как носителя государственной власти, пути создания армейским руководством новых социальных и политических структур. Это вносит определенное своеобразие в предмет конституционного регулирования в условиях военных, в том числе и национально- демократических режимов.

Разнообразие теоретических подходов, неодинаковые сферы конституционного регулирования на практике, различная структура конституционного законодательства создают значительные сложности для определения предмета конституционного права зарубежных стран.

В некоторых учебниках по государственному праву буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости, говориться что оно "регулирует основы общественного строя, основы государственного строя и основы правового статуса личности, взятые в их единстве"(1). Аналогичная точка зрения выражена в работ пишет, что государственное право "закрепляет и регулирует прежде всего основы социально-экономической системы и политической организации общества: основы общественного строя, основы государственного строя и основы правового положения личности, взятых в единстве"(2). И.Е.Мещеряк отмечает, что государственное право закрепляет основы социально-политического строя данной страны, выражающие волю господствующего класса, обусловленную экономической структурой, базисом общества. Нужно отметить, что примерно такое же определения объекта конституционного права дается в учебном пособии Н.А.Заварнова. Он характеризует государственное право как совокупность норм права, регулирующих организацию и порядок осуществления национальной государственной власти(3).

Таким образом, с нашей точки зрения, действующее конституционное право зарубежных стран - это ведущая отрасль права каждого государства, нормы которой в том или ином объеме регулируют основы социально-экономической структуры общества, политической системы (включая организацию государства) и правового статуса личности в единой структуре связи общество - государство - коллектив - личность.

Это наиболее общее определение, охватывающее самые существенные объекты регулирования. Однако оно не является всеобъемлющим и имеет своей целью перечень лишь основных предметов правового регулирования. Такое определение облегчит правильное понимание всего последующего материала.

конституционный право зарубежный страна

Термин «конституционное право» имеет троякое значение: отрасль действующего в той или иной стране права , то есть система юридических норм, правил, содержащихся в законах и иных нормативных актах и регулирующих определенную сферу общественных отношений; наука - совокупность знаний о действующем конституционном праве, материально представленная книгами, брошюрами, статьями; учебный курс, основы знаний о действующем конституционном праве и состоянии науки, предмет преподавания в высших учебных заведениях.

Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права. Речь идет о комплексном и сравнительном изучении конституционного права более чем 200 существующих в мире государств, так как в каждом из них существует свое конституционное право.

Конституционное право как отрасль праваконкретного государства - это совокупность правовых (юридических) норм, которые закрепляют определенные основы экономической и политической организации общества, определяют основы взаимоотношений государства и личности, устанавливают порядок формирования, организации и функционирования основных звеньев государственного механизма, территориальную организацию государства.

В отличие от других отраслей права, каждая из которых регулирует определенные однородные общественные отношения (трудовые отношения - в трудовом праве, преступления и наказания - в уголовном), нормы конституционного права регулируют основы всех наиболее важных общественных отношений: основы жизни личности, коллектива, общества, государства.

В обобщенном понимании, предмет конституционного права зарубежных стран - общественно-политические отношения, закрепленные в основных источниках права национальных правовых систем, возникающие между личностью, обществом и государством . Иными словами, это: основы общественного строя; основы государственного строя; конституционно-правовой статус человека и гражданина.

В разных странах существуют неодинаковые доктринальные подходы ученых по вопросу о предмете конституционного права, даже в одной и той же стране нередко существуют разные школы и направления.

Большинство ученых Великобритании видят суть последнего в регулировании управления государством, отношений граждан и основных органов государства, их главных функций. Административное право при этом понимается как аспект конституционного права.

В США считается, что конституционное право в самом общем виде (оставляя детали административному праву) регулирует управление государством, отношения граждан и правительства. В обобщенном виде сущностью конституционного права в США является гарантия обеспечения в обществе «фундаментальной свободы», что предполагает разграничение сфер свободы индивида и пределов действия государственной власти.


То есть по отношению к Великобритании и США можно говорить об определенном единстве в подходах, хотя существуют и отличия, обусловленные, прежде всего, тем, что в Великобритании нет института конституционного контроля. Англо-американский подход воспринят японскими учеными, а также в науке англоязычных стран, бывших британских колоний.

Иные взгляды по вопросу о сути конституционного права существуют во Франции. Французская доктрина на одно из первых мест в конституционном праве выдвигает политическую власть и политический режим. Французские авторы нередко заявляют, что важнейшей тенденцией общественного развития является процесс институционализации, то есть создание группировками людей различных общественных институтов, которые приобретают юридическое оформление: государства, политических партий, профсоюзов и т.п. Французская доктрина, с определенными изменениями, воспринята юристами бывших французских колоний.

В Италии одни авторы считают, что предметом конституционного права являются власть и права человека. Они также видят специфику данной отрасли права в регулировании политического поведения. Другие склоняются к более широкой трактовке, относя к предмету конституционного права политические партии, государство, свободу личности и «социальные образования».

Аналогичные взгляды распространены в Испании, хотя и в несколько ином плане. Конституционное право здесь считают нормативным элементом конституционной системы, который фиксирует, устанавливает, регулирует основные институты, относящиеся к общественной жизни. В целом здесь придерживаются широкой трактовки в отношении предмета конституционного права.

Такой же расширительный подход воспринят подавляющим большинством исследователей конституционного права России и Украины.

Немецкая наука в настоящее время оперирует двумя терминами: конституционное и государственное право, причем второе исторически предшествует первому. Немецкие ученые считают, что в узком смысле содержание конституционного права и государственного права совпадает, но все же они отличаются друг от друга: с одной стороны, конституционное право шире государственного права, так как конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает основы устройства негосударственной жизни (собственность, семья, охрана природы и др.). С другой стороны, государственное право это не только право государства. Оно включает в себя нормы, регулирующие вопросы государственного управления, административного, финансового, процессуального права.

Различия в терминах конституционное право и государственное право обусловлены различными подходами в политико-правовой теории 17-19 вв. и, отчасти, национальной традицией словоупотребления. Термин конституционное право чаще встречается в странах с англосаксонской и романской правовыми системами, где раньше сформировался конституционный строй (Франция, США). Впервые название «конституционное право и политические институты» появилось во французской литературе в середине ХХ века. Понятие «государственное право» отражает германскую правовую традицию. Она была воспринята в царской России, а затем в СССР и бывших социалистических странах.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран употребляется термин «конституционное право». В Великобритании и некоторых других странах учебный курс называется «конституционное и административное право».

В мусульманских странах в учебных пособиях, издаваемых по вопросам конституционного права, особое внимание уделяется изучению Корана, религиозных норм, комментированию конституции. В современных исследованиях говорится, что отрасль «властных норм» изучает вопросы халифата, публичные власти, организацию государственного управления, армии, вопросы налогообложения, то есть вопросы, которые в других государствах регулируются в основном конституционным, административным, финансовым правом.

Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования регулирования - совокупность способов и приемов влияния на общественные отношения.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания - предусматривает необходимость исполнить требования нормы права. В такой форме закрепляется большинство конституционно-правовых отношений (Ст. 94 Конституции Итальянской Республики 1947 г.: «Правительство должно получить доверие палат»).

Конституционному праву известен также метод запрещения - предусматривает необходимость воздерживаться от совершения действий, не дозволенных нормой права. Ст. 19 Конституции Японии 1946 г.: «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» и метод дозволения - предусматривает возможность использовать, в случае необходимости, необходимую норму права. НП: ст. 77 Конституции Румынии 1991 г. «До промульгации Президент может один раз требовать пересмотра закона Парламентом».

Преобладание в конституционно-правовом регулировании властно-императивных начал обусловлено природой общественных отношений, составляющих содержание данной отрасли права.

Л №1. Понятие (предмет, метод) КПЗС

1. КП как отрасль права в зарубежных странах.

Предмет и метод КП. КП регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непрерывно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Метод конституционно-правового регулирования общественных отношений:

1. Метод обязывания. В такой форме провозглашается большинство норм КП, относящихся к организации власти: «Правительство должно получить доверие палат» (ст. 94 Конституции Италии 1947 г.).

2. Запрещающие нормы: «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» (ст. 19 Конституции Японии 1946 г., вступила в силу в 1947 г. принята в 1946 г.).

3. Метод дозволения. В основном применяется к регулированию статуса человека и гражданина, а также при определении полномочий государственных органов. Например: «Кабинет может принять решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента » (ст. 53 Конституции Японии).

В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Содержание большинства норм КП определяют властеотношения. В то же время немалая их часть в демократических государствах устанавливает содержание и гарантии прав человека. Это означает соответствующие ограничения для государственной власти.

2. Определение КПЗС. КП – это система правовых норм конкретной страны регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а так же органов самоуправления.


3. Система КП. КП – это сложная система, включающая множество взаимодействующих частей и элементов. Основные части и элементы – это его общие принципы, его институты и нормы.

Общие принципы КП – основные начала, в соответствии с которым оно строится как система правовых норм. Они регулируют общественные отношения через конкретные конституционно - правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов государства.

Среди принципов выделяются:

1) общие принцип, которые декларируются конституциями: народный суверенитет (ст. 3 Конституции Франции), равноправие (ст. 3 Конституции Италии), неотчужденные права (ст. 1 Основного закона Германии) и т. п.

(Эти принципы не формулируют конкретные права, но имеют определяющее значение для многих конституционно-правовых норм).

2) принципы, имеющие четкую юридическую форму выражения и непосредственно применяются в государственной деятельности: независимость депутатов от избирателей (ст. 27 Конституции Франции), неответственность главы государства (ст. 56 Конституции Испании) и т. п.

Конституционно-правовые институты – это определенная система норм КП, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих самостоятельную группу. Это правовой статус человека и гражданина, основы общественно строя, форма правления, избирательное право, народное представительство, конституционный контроль (надзор) и др. Крупные институты состоят из более частных. Например: институт избирательного права включает такие более частные институты, как избирательное право, избирательный процесс. Избирательный процесс включает ряд стадий (назначение выборов, выдвижение кандидатов и др.).

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения

1) установленные или санкционированные государством;

2) охрана и регулирование определенных общественных отношений;

3) осуществляются через конкретные права и обязанности;

4) обеспечиваются принудительной силой государства.

Конституционно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Классификация конституционно-правовых норм. Основания классификации:

1. По функциональной направленности:

Нормы регулятивные (чаще всего запреты) – большинство охранительные.

Например: «Право на ведение государством войны не признается» (ст. 9 Конституции Японии).

2. По способу воздействия:

Нормы управомочивающие;

Обязывающие;

Запрещающие.

3. По характеру регулируемых общественных отношений:

Нормы материальные;

Нормы процессуальные.

4. По действию во времени:

Постоянные – их большинство;

Временные – в переходных положениях;

Исключительные – устанавливаются на случай чрезвычайных обстоятельств.

Субъекты КП. Две группы: физические лица и общественные образования.

К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы. (Например, в Италии группы избирателей являются субъектами права законодательной инициативы). Правосубъектность провозглашена равной для всех. Всеобщая значимость придана основным правом и свободам.


Ко второй группе субъектов принадлежат: государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления политические партии и другие общественные объединения .

Особая роль принадлежит государству. Государство выступает в качестве регулятора общественных отношений. Оно предписывает, какими должны быть отношения между субъектами права, и обеспечивает исполнение прав и обязанностей. Иногда государство участвует в определенных общественных отношениях (например, в отношениях федеративного государства с субъектами федерации). Оно действует либо через государственные органы, либо через референдум.

Органы Государства наделены определенной компетенцией (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнение законов и т. д.).

В некоторых государствах субъектом КП выступает церковь. Например, в Великобритании главой английской церкви является глава государства (монарх).

Источники КП.

Под источником права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Основные виды источников КП:

Судебные прецеденты;

Правовые обычаи;

Иногда международные и внутригосударственные договоры.

Нормативно-правовые акты КП обычно подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной власти нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты МСХ.

Развернутые (греческая, португальская);

Неразвернутые (американская, французская).

Конституции смешанного типа. Частично они писанные и включают парламентские законы и судебные решения, которые являются обязательными прецедентами.

Частично они состоят из обычаев и доктринальных толкований.

Неписанные Конституции – незафиксированные в документах. Существуют временно – после революций, переворотов.

Структура конституций.

Структура Конституций имеет стандартизированный вид, она включает:

Преамбулу (введение);

Основную часть (основное содержание);

Заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка приложения.

В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания. (Иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики). Положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для истолкования и применения остальных положений Конституции.

Есть и исключения, например, Французская Конституция 1946 г. (продолжает действовать). Преамбула содержит провозглашаемые права и свободы.

В основную часть Конституции входят:

Нормы о правах и свободах;

Нормы об основах общественного строя;

О системе и статусе государственных органов;

О государственной символике;

О порядке изменения конституции.

Заключительные положения содержат различные нормы. Устанавливается порядок вступления конституции в силу. Иногда здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах.

Переходные положения определяют сроки вступления норм (которые не могут быть реализованы сразу), порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

Принятие, изменение и обмена конституций.

I. Принятие конституций. Способы принятия:

1. Октроирование (наименее демократичный) – дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха). В 19 в. Именовались хартиями. Например, Хартия 1814 г. Позже, в начале XX в. Мароканская конституция 1911, Япония (конец XIX в. 1889 г. и др.). Не по доброй воле, а опасаясь потери трона в результате народных выступлений.

Октроированный характер Конституции обычно помещается в преамбуле и указывает на источник происхождения конституционного акта.

2. Договорной характер принятия Конституции. В наше время почти не встречается (обычно это были договоры между монархом и выборным органом). Монарх не в состоянии даровать собственную конституцию. (Например, Конституционный акт Вюршемберга 1819 г. Конституция была подготовлена выборным органом и королем. Так же Билль о правах 1689 г., Акт об управлении 1709 г.).

3. Народная конституция – получила свое название в 19 в. Источником такой конституции является избирательный корпус, который выбирает парламент или учредительное собрание, либо непосредственно одобряет конституцию на референдуме.

Учредительное собрание – выборочный орган, который имеет целью создание конституции, иногда временно выполняет задачи парламента. Обычно после выполнения своей задачи распускается.

4. Иногда конституция вырабатывается правительством с последующей передачей на утверждение парламента или народа.

Изменение конституций.

1. Изменения в гибких конституциях путем принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения которые ранее не регулировались.

Гибкие конституции – это обычно неписанные или смешанные (Великобритания).

2. Жесткие конституции изменить сложнее. Устанавливается требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда предусматривается утверждение поправок на референдуме.

3. В конституциях смешанного типа различные их части изменяются по-разному. Таких конституций немного (Мальта).

Инкорпорация поправок в текст конституции, т. е. простая замена прежних положений вновь утвержденными, либо исключение прежних положений, либо добавление новых (Италия, Германия).

Другой способ включения поправок – прибавление новых положений к действующему тексту без формального исключения тех норм, которые перестали действовать. Например, США: поправки публикуются отдельно после первоначального текста Конституции.

На порядок изменения Конституции обычно влияет форма политико-территориального устройства государства. В федеративных государствах этот порядок более сложен, так как в нем участвуют субъекты федерации или органы, выражающие интересы этих субъектов.

Процедура конституционного пересмотра условно делиться на два этапа – принятие поправок парламентом и их ратификация.

Процедура рассмотрения проекта конституционных поправок сложнее процедуры рассмотрения обычного законопроекта. Предусматриваются повышенные требования к большинству голосов, необходимому для утверждения проекта, устанавливаются специальные сроки для рассмотрения проекта после его внесения и т. д.

Для подготовки конституционных поправок иногда образуются специальные органы.

Народная инициатива и референдум – институты непосредственной демократии, которые имеют касательство к пересмотру конституции.

В изменении конституции обязательно участвует глава государства.

Отмена конституций.

В отношении жестких.

1. Чаще всего конституции отменяются в результате революций.

2. Конституция может отменяться в предусмотренном ею же порядке в результате изменений в жизни страны, когда складывается новая расстановка политических сил.

Классификация конституций.

Цели классификации.

Классификация конституций позволяет ориентироваться в многообразии конституций, способствует установлению связей между ними, уяснить особенности их содержания и структуры. Классификация облегчает восприятие конституционного законодательства в мире.

С помощью классификации выявляются общие признаки конституций.

Временные и постоянные конституции.

1. Временные конституции принимаются на установленный срок до наступления определенного события. (Например, Конституция Таиланда 1959 г., включавшая 20 ст., действовала до выработки проекта постановления Конституции Учредительным Собранием).

2. Постоянными являются большинство Конституций.

3. Конституции, устанавливающие собственностью неотменяемость. Например, Конституция Мексики 1917 г.

Классификация по содержанию и характеру конституций.

Основания:

1. По оформляемому политическому режиму:

2. По форме правления, определяемой в конституциях:

Монархические;

Республиканские.

3. По форме политико-территориального устройства:

Федеративные;

Унитарные.

В федеративных государствах конституции можно разграничить на федеральные или национальные, и на конституции субъектов федерации (штатов, земель и т. п.).

Основы организации государственной власти в зарубежных странах.

Конституционно-правовой статус политических институтов.

Государство – совокупность органов власти, действующих в масштабе страны или субъекта федерации либо пользующегося законодательной автономией территориального сообщества (например, область в Италии), с местными агентами этих органов (префектами, комиссарами и п. т.) вкупе с избирательным корпусом страны или субъекта федерации либо территориального сообщества с законодательной автономией.

Субъекты федерации, даже когда называются государствами (например, штата в переводе «государство») и автономные территориальные сообщества (не являющиеся государствами) – все они являются государственными образованиями.

Вспомните признаки, отличающие государство от других институтов. (принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия).

Свою роль в политической системе государство выполняет через посредство функций:

1. политическая функция – политическим и иным общественным институтам обеспечиваются должные условия. Государственные органы стремятся предотвратить возникновение таких деструктивных явлений как забастовки, беспорядки и т. п., акты преступного характера (общественная преступность, политический терроризм).

2. Экономическая функция. Выступает в форме регулирования экономических отношений, может включить и структурные воздействия (например, национализацию и приватизацию).

Правовой статус личности.

Историческое развитие.

В историческом развитии прав и свобод исследователи выделяют три волны.

Первая восходит к истокам конституционализма. В первых конституционных актах фиксировались две группы прав и свобод: гражданские (личные) права и свободы – неприкосновенность личности с ее процессуальными гарантиями (неприкосновенность жилища), политические – избирательное право, свобода слова, печати и т. п.

В ХХ в. В конституции включаются социально-экономические права и свободы, гарантирующие интересы? всех тех, кто работает по найму, - права на труд и связанные с ними гарантии включая социальное обеспечение трудящихся, права и свободы социально-культурного характера – права на образование, доступ к достижениям науки и культуры и т. п.

Третья волна – обусловлена обострением во второй половине ХХ в. глобальных проблем: экологическая и вступление развитых стран в эпоху информатизации – право на здоровую окружающую среду, право на информацию и т. п.

Независимо от этих волн на развитие прав и свобод оказывают влияние основные тенденции развития КП – социализация, демократизация, интернационализация.

Права и свободы и обязанности.

Обязанность (юрид.) – это мера должного поведения. (Человек должен подчиняться определенным правилам чтобы при использовании своих прав и свобод не наносить ущерба другим). Конституции основной упор делают на правах и свободах. Обойти проблему обязанностей нельзя, так как выполнение обязанностей служит одной из важных предпосылок реализации прав и свобод.

Например, Конституция Словакии 1992 г. абз. 1 ст. 13 – «обязанности можно устанавливать только на основе закона, в его рамках и при соблюдении основных прав и свобод».

Демократические конституции устанавливают минимум конституционных обязанностей. Авторитарные содержат большой перечень обязанностей граждан. (часто ряд обязанностей, характерных для других отраслей права, конституционализируется).

В некоторых случаях конкретные субъектные права и обязанности имеют один и тот же объект. Например, согласно абз. 1 ст. 35 испанской Конституции «все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд…». В данном случае право и обязанность не совпадают. Субъект права и субъект обязанности находятся в соответствующих правоотношениях в различном положении, даже когда персонально совпадают.

Конституционные обязанности отличаются определенным дуализмом: есть обязанности человека и обязанности гражданина.

Способы конституционного формирования прав, свобод и обязанностей.

1. Позитивный.

2. Негативный.

При позитивном способе конституция устанавливает, что субъект обладает определенным правом. Используется выражение «может», например, в ч. II ст. 3 Политической конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1917 г.: «Частные лица могут предоставлять образование всех видов и ступеней».

Прямое указание на субъект происходит не всегда. Например, абз. 1 ст. 24 Конституции Румынии 1991 г.: «Право на защиту гарантируется» - гарантируется каждому человеку, который и является субъектом права.

Негативный способ представляет собой конституционное запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или определенную свободу. Например, согласно поправке V Конституции США 1787 г. «никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле».

Классификация прав, свобод и обязанностей.

Классификация может осуществляться по разным основаниям. Зачастую условна, так как одно и то же право, одна и та же свобода могут одновременно принадлежать к двум или более классификационным группам.

Деление на:

2. Индивидуальные (могут осуществляться и защищаться индивидуально) и коллективные (индивидуально осуществлять невозможно).

Например, право на забастовку – коллективное, индивидуальная забастовка – прогул. В большинстве случаев права, свободы и обязанности индивидуальны.

3. Основные и дополнительные. Дополнительные конкретизируют основные. Производны от основных. Например, право участвовать в управлении государством – основное право, а избирательные права производны от него.

Первая – личные, или гражданские права, свободы и обязанности: право на жизнь, личную неприкосновенность и т. п.

Третья группа – экономические, социальные и культурные: право на труд, свобода труда, право на образование, свобода творчества и т. п.

Равенство прав, свобод и обязанностей.

Понятие равноправия не следует смешивать с понятием социального равенства. Равноправие – это государство прав, свобод и обязанностей. А социальное государство – это равное отношение к средствам производства.

Конституции различно формулируют принципы равноправия – иногда прямо (позитивно), а иногда в виде запрещения дискриминации, иногда совмещая оба способа. Нередко особо гарантируется? равноправие женщины и мужчины, а так же равноправие независимо от обстоятельств (расы, национальности, цвета кожи и т. п.).

Например ст.3 Основного закона Германии:

1. Все люди равны перед законом.

2. Мужчины и женщины равноправны.

3. Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам его пола, его происхождения, его расы, его языка, его родины и места рождения, его вероисповедания , его религиозных или политических воззрений.

В странах с англо-саксонской системой права нередко употребляется формула «равенство перед законом и судом». Суд в этих странах выступает не только в правоприменительной, но и в правотворческой роли.

Равноправие – это всегда равенство в основном, в тех правах, свободах и обязанностях, которые существенно важны для жизни человека и гражданина и поэтому гарантируются в конституции.

Тоталитарные режимы не совместимы. Вспомнить: тротбализм? – предоставление привилегий; система апартеида – раздельного проживания (сегрегации) расовых групп, проблема коренного населения – резервации.

Лекция 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Государственная власть как явление изучается с социологических, политологических, психологических и иных позиций. В юридической науке она изучается прежде всего как институт конституционного права, рассматриваются конституционное регулирование различных сторон, элементов этого института, способы (модели) организации государственной власти. Эти способы могут быть неодинаковы: в монархии они иные, чем в республике, в унитарном государстве они отличаются от тех, что используются в федеративном, в одних странах могут быть созданы органы государственной власти на местах – в административно-территориальных единицах, в других существует только местное самоуправление – публичная власть территориального коллектива. Ниже рассматриваются разные способы организации государственной власти в зависимости от формы правления, формы политико-территориального устройства государства (государственного устройства) и т. д. В данной главе речь идет о самом понятии конституционно-правового института государственной власти, о его элементах, а также о двух наиболее общих подходах к организации государственной власти: о разделении властей и единстве государственной власти. В своем концептуальном выражении эти две модели нередко рассматриваются как исключающие друг друга. В современных условиях, особенно на опыте постсоциалистических государств, переходящих от принципа единства к принципу разделения властей, все чаще обнаруживается, что в разных ракурсах они могут сочетаться, а их отдельные элементы – взаимопроникать друг в друга. Государственная власть едина (нарушение этого единства, противоборство различных органов государства может привести к вооруженным столкновениям, анархии и распаду общества), и вместе с тем в демократическом государстве она разделена на отдельные «ветви», выполняющие различные задачи в обществе.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ИНСТИТУТ

КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Конституционные нормы, содержащие термин «государственная власть», обычно немногословны. К тому же чаще всего определение «государственная» отсутствует, говорится просто о власти или о суверенитете народа, т. е. преимущественно о его политической власти. Конституции устанавливают, что власть исходит от народа (ст. 20 Основного закона ФРГ 1949 г.), принадлежит народу (ст.1 Конституции Бразилии 1988 г.), народ осуществляет суверенитет (ст.1 Конституции Италии 1947 г.). Эти краткие формулировки получают развитие во многих главах и статьях основных законов о государственной территории – пространственном пределе государственной власти, о государственной суверенитете – о верховенстве государственной власти в данной стране и ее независимости внутри и вовне страны, об эмблемах и символах государства (государственном флаге, государственном гербе и др.), в текущем законодательстве о целях государственной политики, о системе органов государства и их взаимоотношениях , о методах их деятельности и др. В своей совокупности нормы, относящиеся к государственной власти, образуют институт государственной власти, занимающий одно из важнейших мест в отрасли конституционного права.

Государственную власть следует отличать от политической. Конечно, государственная власть, взятая как единое целое, независимо от ее конкретных проявлений в различных ветвях власти, например в судебной, всегда имеет политический характер, но политическая власть не всегда является государственной. Политический характер может иметь предгосударственная власть в освобожденных повстанцами районах (так было в некоторых колониях до образования государства). Государственную власть следует отличать и от местного самоуправления – власти территориального коллектива. Государственная власть - это власть, реализуемая в обществе в целом органами государства от имени политической власти народа, а иногда – класса (классов), иных группировок в тоталитарном государстве.

Объем конституционного регулирования отношений, связанных с государственный властью, в разных странах различен. В конституциях стран тоталитарного социализма (КНДР 1972 г., Кубы 1976 г., КНР 1982 г. и др.) обычно содержится социальная характеристика власти в связи с классами и социальными слоями общества, подробно говорится о целях государства, задачах государственной власти, об основных направлениях политики государства по отношению к различным социальным группам населения. В основных законах капиталистических и постсоциалистических государств, в современных конституциях развивающихся стран таких формулировок обычно нет, хотя и в них зачастую говорится о демократическом, социальном, правовом и даже социалистическом (Индия, Шри-Ланка , Египет, Сирия и др.) государстве.

Обобщение конституционно-правовых норм на моровом уровне свидетельствует о том, что структура конституционно-правового института государственной власти складывается из различных норм, образующих его элементы, Это:

1). Положения об источнике государственной власти и ее социальных носителях, субъектах («народ» в подавляющем большинстве конституций, «трудящиеся» или «трудовой народ», определенные классы в конституциях стран тоталитарного социализма, блок классов и социальных слоев, включающий трудящихся и определенную часть нетрудящихся, как говорилось об этом в конституциях стран Азии и Африки, придерживавшихся социалистической ориентации, монарх в отдельных странах Азии, Аллах – в некоторых мусульманских государствах, причем власть Аллаха осуществляется через факихов – знатоков истинной веры);

2).Положения о характере государственной власти (например, формулировка о диктатуре пролетариата в Конституции КНДР 1972 г., положения о демократической диктатуре народа в Конституции КНР 1982 г., статья, провозглашающая власть трудовых сил народа, в Конституции Египта 1971 г. в редакции 1980 г.);

3). Положения о целях и принципиальных направлениях деятельности государственной власти (например, сосредоточение усилий на развитии, способном создать социалистические отношения в духе исламского наследия, как об этом говорится в Конституции объединенного Йемена 1989 г.);

4). Положения о структуре государственной власти (например, разделение ее на ветви законодательной, исполнительной и судебной власти Конституции Сирии 1973г. И, напротив, единстве власти в руках органов типа советов по Конституции Кубы 1976 г.);

5). Положения об органах, осуществляющих государственную власть (например, различные органы законодательной, исполнительной, судебной власти по Конституции США 1787 г. и органы государственной власти, государственного управления , суда, прокуратуры по Конституции КНР 1982 г.);

6). Положения о путях, формах, методах осуществления государственной власти (например, демократический централизм по Конституции КНДР 1972г. и нормы о партиципации граждан по Конституции Колумбии 1991 г., которая говорит о «партиципаторном» и плюралистическом государстве»). Более подробно об этих методах (либерализма и насилия, а также других – стимулирования, дозволения, запрета и т. д.) говорится в главе о государственных режимах.

Определяя характер государства, современные демократические конституции характеризуют его как демократическое, светское и социальное. Последнее положение в новейших конституциях все чаще подвергается уточнениям. Произошел отказ от концепции «государства благоденствия » (welfare state), которая возлагала на государство непомерные экономические обременения для обеспечения личности и порождало иждивенчество последней. Следование этой концепции приводило к тому, что общество «проедало» свои ресурсы, с благополучных странах начинался кризис, бегство капитала из страны, росла безработица , падал жизненный уровень. Теперь в конституциях (например, швейцарской 1999 г.) иногда прямо записан иной принцип: work-fare state – государство обеспечивает основные нужды и поддержку труду. Это должно быть «работающее для блага», благоприятствующее труду государство, но человек должен сам заботиться о себе и своей семье.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

Возникновение теории разделения властей связано с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма. Стремясь к ограничению королевской власти, идеологии молодой буржуазии (и др.) выдвинули тезис о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Предполагалось, что первая будет вручена избираемому народом парламенту (на деле в течение столетий существовало ограниченное избирательное право), вторая – главе государства, под которым буржуазия, стремившаяся сначала к компромиссу с феодальной верхушкой, в то время подразумевала наследственного монарха; считалось, что ему будут подчинены министры (концепция ответственного перед парламентом правительства появилась гораздо позже). Судебная власть должна была осуществляться независимыми судами, по уголовным делам – с участием представителей населения (суды присяжных, суды шеффенов или иные суды). Впоследствии речь стали идти о трех ветвях государственной власти.

В конституциях получили отражение оба эти подхода. Уже в первой писаной конституции государства – Конституции США 1787 г. – они, по существу, были соединены. Словами: «Мы, народ Соединенных Штатов …» - создатели конституции провозглашали его учредительную власть, суверенитет, а устанавливая систему органов государства с разделением их полномочий (Конгресс, Президент, суды), они закрепляли организационно-правовое разделение властей (разделение государственной власти на ее «ветви»), В настоящее время для большинства конституций мира характерно одновременное присутствие того или иного подхода: социологического (власть народа) и организационно-правового (разделение ветвей государственной власти).

В некоторых современных конституциях триада разделения властей подвергнута модификациям и дополнениям.

Во-первых, некоторые государственные органы не вписываются в эту триаду. Это относится к главе государства, когда он по конституции не является органом исполнительной власти, к прокуратуре, к контролирующим органам и т. д., что заставляет уточнять прежнюю схему. Во-вторых, в конституциях появились упоминания о новых ветвях власти. Конституционная доктрина ряда стран Латинской Америки (конституции Никарагуа 1987 г., Колумбии 1991 г., Бразилии 1988 г. и др.) исходит из существования четырех властей: дополнительно названа избирательная власть (граждане, составляющие избирательный корпус). Свое организационное выражение эта ветвь власти нашла в создании органов избирательного регистра, специальных избирательных трибуналов (судов), которые, в частности, рассматривают споры о прямых выборах в государственные органы. В Бразилии их система имеет иерархический характер, завершаясь высшим избирательным судом. В литературе говорится о существовании иной четвертой власти – учредительной, под которой понимается право народа непосредственно или путем создания специального учредительного собрания принимать конституцию и определять тем самым принципы общества и основы организации государства. Четвертой властью называют также прессу, формирующую общественное мнение, но это уже результат социологического подхода. Пресса государственной властью не обладает (хоты в ст.206 Конституции Египта в редакции 1980 г. говорится, что «пресса –народная независимая власть»), равно как не являются государственной властью и другие называемые философами и социологами власти – корпоративная власть общественной организации, идеологическая власть, техническая, религиозная и др. В конституции одного из мексиканских штатов (Идальго) в качестве четвертой названа муниципальная власть. В редких случаях в законодательстве говорится о пятой, контрольной государственной власти, в отдельных конституциях в развивающихся странах с однопартийной системой упоминалось партийная власть, рассматривавшаяся как особая разновидность государственной власти.

В-третьих, теория разделения властей отнюдь не предполагает создания «китайской стены» между различными ветвями власти. Да и сам Монтескье, обосновывая эту теорию, вместе с тем подчеркивал, что ветви власти должны действовать согласованно, в «концерте». Совершенно разделить их невозможно, поскольку речь идет о едином институте, единой государственной власти. В государстве не может быть несколько различных по своей сущности государственных властей. В условиях редкого в истории и кратковременного двоевластия, по существу, имело место переплетения разных по своей сущности властей – политической и государственной. Единство государственной власти при необходимом разграничении ее ветвей породжает переплетение некоторых элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение. Акты в названием «законы» вправе принимать за редкими исключениями только представительный орган народа – парламент, олицетворяющий законодательную власть . Но, во-первых, в ряде стран понятие парламента является более широким. В Великобритании, Индии и некоторых других странах этот орган включает главу государства, без подписи которого закон не имеет юридической силы. Подписывая законы, обладая правом вето, глава государства участвует в осуществлении законодательной власти. Во-вторых, не только в чрезвычайных, но и в обычных условиях возможно так называемое делегированное законодательство или принятие органами исполнительной власти актов, имеющих силу закона (на основе конституционных норм о регламентированной власти).

Лекция 1: «Конституционное право зарубежных стран и его сущность»

1.1. Понятие и предмет Конституционного права зарубежных стран

Предметом науки конституционного права зарубежных стран являются международно признанные доктрины, концепции и принципы, общие для конституционного права развитых стран, а также конституционное право конкретных стран.

Для определения предмета науки конституционного права нужно прежде всего установить само понятие конституционного права.

Конституционное право в каждой стране является ведущей, основополагающей отраслью национальной системы права. При этом степень реакционности или демократизма норм конституционного права зависит от конкретного соотношения сил в политической борьбе. Чем сильнее и сплоченнее демократические силы, чем выше уровень политической активности и правосознания граждан, тем демократичнее нормы конституционного права. Это можно видеть на примере многих стран.

Конституционное право закрепляет основные принципы народного суверенитета, прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом, господства права и т.д.

Конституционное право устанавливает государственное устройство, т.е. национально-территориальную организацию власти, максимально соответствующую господствующим политическим силам в конкретных исторических условиях.

Конституционное право закрепляет также организацию, формы и механизмы осуществления власти. При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является принцип разделения властей.

Среди форм осуществления власти выделяются народное представительство и прямая демократия. Фактическая их реализация, степень адекватности результатов волеизъявлению граждан зависят от политического режима, существующего в государстве на конкретном этапе его развития.

Конституционное право закрепляет и государственно-территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны.

Исходя из этих предварительных соображений, можно дать следующее определение конституционного права, памятуя при этом, что речь идет не о каком-то общем для всех зарубежных стран праве, а о национальном государственном праве.

Конституционное право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, организацию, способ и процедуру формирования, компетенцию и порядок деятельности органов государственной власти и местного управления, избирательное право и избирательную систему .

Данное определение носит описательный характер. Оно не является всеобъемлющим и имеет своей целью дать перечень лишь основных предметов правового регулирования, не останавливаясь на таких важных вопросах, как организация местного управления, судебная система и т.д. Такое определение необходимо для правильного понимания всего последующего материала.

Конституционное право, будучи ведущей отраслью системы права, определяет основы других ее отраслей - административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д. Это объясняется тем, что рассматриваемая отрасль права содержит в себе нормы, устанавливающие основные принципы отдельных отраслей данной национальной системы права. Так, нормы конституционного права, закрепляющие право собственности, являются основополагающими для гражданского права; нормы, регулирующие право граждан на судебную защиту, определяют характер уголовного и гражданского процессуального права и т.д.

Конституционное право подразделяется на отдельные институты. Институт конституционного права представляет собой совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения. Например, конституционные нормы, правила регламентов палат, закрепляющие порядок организации, внутреннюю структуру, компетенцию парламента, законодательную процедуру, а также права и обязанности депутата, составляют конституционно-правовой институт парламентаризма. Конституционные нормы, определяющие порядок издания правительством нормативных актов по предметам, входящим в исключительную компетенцию парламента, составляют институт делегированного законодательства. Подобным же образом конструируются и другие конституционно-правовые институты.

1. Предмет и методы конституционного права зарубежных стран

как отрасль права;

как наука;

как учебная дисциплина.

Конституционное право как отрасль права в любом государстве - составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие, является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством.

Основными критериями для уяснения сущности отрасли конституционного права являются предмет и методы правового регулирования.

Сфера отношений, регулируемых нормами конституционного права, - предмет этой отрасли права. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:

а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):

      народовластие;

      государственный суверенитет;

      разделение властей;

      форма правления;

      форма государственного устройства;

      субъекты государственной власти;

      способы реализации государственной власти;

      Избирательное право и избирательная система.

б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством):

      принципы правового статуса личности;

      основные права, свободы и обязанности;

      гарантии прав и свобод;

      гражданство (подданство).

Конституционное право свободных стран не регулирует отношений человека и общества, общества и государства.

Методы конституционного права - совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения.

Методы:

    управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.);

    обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием);

    дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению);

    запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).

Таким образом, зная предмет и метод конституционно-правового регулирования можно дать определение конституционного права.

Конституционное право - есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

2. Конституционно-правовые нормы и институты

Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях, но и в национальном законодательстве, и в других актах.

Конституционно-правовые нормы - установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу.

Признаки:

    регулируют особую сферу общественных отношений;

    носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы и др.);

    специфические источники, их содержащие (конституции и др.);

    учредительный характер предписаний;

    регулируют поведение широкого круга субъектов;

    своеобразие их вида;

    особенности их структуры.

Классификация:

1. по степени определенности предписаний :

диспозитивные (возможность выбора поведения субъекта);

императивные (строго определенное поведение субъекта).

2. по назначению в механизме правового регулирования :

материальные (предусматривают содержание действия);

процессуальные (определяют формы реализации действия).

3. по юридической силе :

конституции;

подзаконные акты.

4. по территориальным пределам :

действующие на всей территории страны

действующие на территории отдельных регионов;

действующие на территории муниципальных образований.

5. по времени действия :

постоянные (не имеют определенного срока действия);

временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).

Конституционно-правовые институты - совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, местного самоуправления и т.д.).

Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе.

Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например:

народное представительство (на общегосударственном уровне (парламент), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание);

права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).

В разных странах близкие по содержанию институты могут иметь существенное различие. Кроме того, институты имеющиеся в одних странах могут отсутствовать в других (омбудсмен).

Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса конституционного права зарубежных стран.

Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения.

В курсе не изучаются все институты национального государственного права, а устанавливаются лишь общие черты и свойства различных государственно-правовых систем, что избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей.

Выбор редакции
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...

© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...

Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...

Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...
Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....
В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...