Превышение пол. В чем проявляется превышение должностных обязанностей


Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

И представителей власти. Нередко чиновниками допускается нарушение установленного правового порядка взаимодействия участников государственного аппарата. В России действует уголовная ответственность за превышение должностных полномочий. Проблема выхода субъекта власти за рамки обозначенных прав не нова. Из-за значительного социального вреда наказание за это преступление, которое не является тяжким, введено еще в XIX столетии. История судебной практики демонстрирует уменьшение тяжести преступления и видов наказаний за него.

Наказание за превышение должностных полномочий.

Характеристика и ключевые особенности

Правовое определение сути преступления дает статья 286 УК РФ:

умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему прав или полномочий, если они причинили существенный вред охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, или государственным либо общественным интересам, или интересам юридических лиц.

Проблема опасности преступной кроется не только в причинении непосредственного материального или неимущественного вреда, но и в подрыве правовых устоев общества, веры в правовую систему, верховенство закона. Использование инструментов государственного контроля в личных целях представителем власти наказуемо в рамках норм Уголовного кодекса.

Определение состава преступления

Как и другие смежные преступления с использованием служебных полномочий субъектом выступает должностное лицо, наделённое властью. Реализация государственной власти может происходить через:

  • госаппарат;
  • органы муниципалитета;
  • аппарат Вооруженных сил РФ.


ВАЖНО! Не является субъектом преступления по статье 286 УК РФ лицо, которое занимает служебное положение вне сферы реализации государственной власти. Даже если своими действиями он превысил объем предоставленных ему полномочий. В виде наказания к нему применяется варианты дисциплинарного взыскания.

Подробный список тех, кто является представителем власти, отражён в Примечании 1 статьи 285 УК РФ:

лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Обязательный элемент состава преступления – объект. Комментарий статьи 286 УК РФ акцентирует внимание на необходимости выделения и формулирования основного и дополнительного объектов.

Основной объект – это общественные отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и органов местного самоуправления;

В роли дополнительного объекта в делах о превышении полномочий выступают: интересы граждан, общества, организаций, государства.


Объективная сторона преступного действия – это реализация недоступных должностному лицу полномочий. Если использованы имеющиеся права и возможности, то деяние не является превышением. Правильно определённый состав преступления нуждается в установлении причинно-следственной связи между деянием представителя власти и возникшими нарушениями прав граждан или организаций.

Внимание! Отличительной особенностью преступления является отсутствие в составе стадии планирования и подготовки. Причина этого кроется в том, что криминалообразующим признаком действий виновного является наступление последствий.

В части субъективной стороны статья 286 УК РФ устанавливает наличие умысла. Но нет ограничения в части характера умысла: прямой или косвенный. Мотив преступления может быть любым, как материальным, так и личным.

Обособленно выделяют случаи, когда превышение полномочий привело к наступлению тяжких последствий, либо было реализовано с применением насилия. В таких делах требуется дополнительно установить факт наступления последствий либо , угроз или насилия. К примеру, наступлением тяжких последствий может являться наступление смерти вследствие превышений должностных возможностей.


Правильная квалификация

Основным аспектом, который учитывается при квалификации действий обвиняемого, является отграничение превышения от злоупотребления должностными полномочиями. Уголовный кодекс определяет наказание в случае злоупотребления полномочием должностного лица согласно санкциям статьи 285. Примеры формы превышения должностных полномочий:

  • использование полномочий либо прав другого служащего, включая линейное подчинение;
  • реализация прав, предоставляемых в особых условиях, без наличия таковых;
  • осуществление коллегиального действия (принятие решения) единолично;
  • совершение недопустимого деяния.

На практике наиболее частым проявлением превышения возможностей бывает использование полномочий вышестоящего руководства в собственных интересах. В случае, если руководитель, чьи права были использованы, знал об этом, но не осуществил никаких действий, то его могут привлечь к ответственности. В зависимости от обстоятельств дела ему может быть инкриминирована статья 285 УК РФ или применено дисциплинарное взыскание.

ВАЖНО! Судебная практика четко обозначает, что к ответственности можно привлечь должностное лицо лишь в случае действия. Пассивное бездействие не является превышением должностных полномочий.


Срок давности

Нормами Уголовного кодекса устанавливаются временные рамки, определяющие возможность привлечения преступника к ответственности. Началом периода является момент совершения преступления, а конец – момент вступления в силу приговора суда. Сроки устанавливаются в соответствии с положениями ст. 78 УК РФ. Градация давности происходит в соответствии со степенью тяжести деяния. Так как превышение полномочий относят к преступлениям средней тяжести, то срок давности – 6 лет.

ВАЖНО! Течение срока приостанавливается в случае уклонения от следствия или исполнения наказания, определённого судом.

Привлечение к ответственности

Для инициации следствия необходимо установление факта поступления информации в следственный орган. Наиболее распространенный путь – получение жалобы или заявления о превышении должностных полномочий. Заявление может быть подготовлено и отправлено любым лицом. Однако не будет рассмотрено анонимное заявление. Заявление пишется лично заявителем и направляется в Следственный отдел Прокуратуры согласно территориальной принадлежности виновного лица. Подать жалобу можно лично либо посредством отправки заказного письма. Единый образец того, как должно выглядеть заявление, не установлен. Хотя невозможно по образцу, однако можно выделить общие правила подготовки официальной корреспонденции.


Документ пишется на русском языке, разборчивым почерком либо с помощью компьютерной техники. Схематически заявление состоит из:

  • «шапки» - элемент, располагающийся в верхней правой части бланка. Включает в себя данные получателя и отправителя;
  • название документа;
  • изложение дела. Важно подробно описывать суть, однако комментарии должны быть исключительно по делу. Категорически не рекомендуется дополнять жалобу эмоциональными комментариями.
  • указание статей и норм правовых актов, которыми вы руководствуетесь.
  • список приложений;
  • дата и подпись.

Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 суток. По результатам уголовное дело либо будет возбуждено, либо вы получите отказ в возбуждении. Подготавливать жалобу необходимо внимательно, изучив решения судов по схожим делам, взяв для примера «победные» образцы заявлений,

Судья определяет конкретное наказание в приговоре. Минимальная санкция, согласно статье 286 УК РФ, - это штраф до 80 тысяч рублей. Максимальная – лишение свободы до 10 лет. Санкции могут быть, как применяться в объединении, так и назначаться может всего одна из перечня.

Статистически судьи редко назначают минимальное наказание, также преимущественно основная санкция дополняется штрафом. Однако в судебной практике не много дел, где применяется максимальное наказание. Это демонстрирует не недостаток судебной системы, а квалифицированную работу адвокатов защиты.

Статья 286 УК РФ устанавливает наказание:

  1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
  1. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
    • с применением насилия или с угрозой его применения;
    • с применением оружия или специальных средств;
    • с причинением тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Ч. 2 ст. 286 УК РФ

То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ч. 3 ст. 286 УК РФ

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к ст. 286 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками.

Деяние представляет собой действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица (совершение преступления путем бездействия невозможно).

Выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий:

действия относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

действия могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;

действия совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать такие действия (см. п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).

2. Преступление окончено с момента наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; кроме того, требуется установить причинную связь между деянием и наступившими последствиями. В отсутствие последствий содеянное образует, как правило, дисциплинарный проступок или административное правонарушение.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, в отличие от ст. 285 УК мотивы не имеют значения для квалификации преступления. При этом лицо должно осознавать, что оно совершает действия, которые явно выходят за пределы его полномочий.

4. Субъект специальный: должностное лицо.

5. Признаки квалифицированного состава (ч. 2) совпадают с аналогичными признаками в ст. 285 УК; признаки особо квалифицированного состава (ч. 3) раскрываются в п. 20 – 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19.

Комментарий к статье 286 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется тремя признаками:

а) общественно опасное деяние в форме действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица;

б) общественно опасные последствия, текстуально указанные в законе аналогично последствиям должностного злоупотребления;

в) причинная связь между действием и последствиями.

В отличие от злоупотребления должностными полномочиями при превышении полномочий совершаемые действия не находятся в рамках компетенции виновного. Об этом свидетельствует указание закона на явный характер несоответствия действий должностным полномочиям (т.е. установленным пределам должного и возможного поведения по службе). Таким образом, здесь речь идет о действиях, которые в данной ситуации или в принципе должностное лицо совершать не должно было. В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий:

1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (например, принятие решения о выпуске товара инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля, а не руководителем соответствующего отдела);

2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации (например, применение работником милиции огнестрельного оружия при отсутствии условий, предусмотренных ст. 15 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. “О милиции”);

3) совершение должностным лицом действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершить (например, принуждение сотрудниками милиции, не являющимися дознавателями, свидетеля к даче показаний);

4) единоличное совершение должностным лицом действий, которые могут быть совершены лишь коллегиально.

2. Во всех этих случаях действия явно, очевидно для виновного выходят за пределы его полномочий, но при этом с ними связаны. В основе превышения всегда лежит осуществление должностным лицом своих прав и обязанностей по службе – но это осуществление выходит за рамки, установленные существующими правилами. Если же те или иные действия должностного лица никак не связаны с его полномочиями по службе, они не являются признаком рассматриваемого преступления (например, следователь ФСБ угоняет автомобиль).

3. Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных полномочий формально в законе описаны аналогично ст. 285 УК. В отличие от преступления, предусмотренного ст. 285 УК, нравственный или материальный вред личности, нарушение ее конституционных прав и свобод – характерное последствие превышения должностных полномочий. Не исключается вред иной природы – имущественный (чаще всего в виде неполучения государством или муниципальным образованием обязательных платежей), экологический и т.п. Например, Е. был признан виновным в превышении должностных полномочий при следующих условиях: являясь должностным лицом государственной лесной охраны, в нарушение требований закона он разрешил спилить деревья во вверенном ему обходе лесничества, в связи с чем лесному хозяйству был причинен существенный вред (БВС РФ. 1999. N 2. С. 22). В судебной практике встречаются дела, по которым констатировалось отсутствие состава превышения должностных полномочий по причине отсутствия существенного нарушения правоохраняемых интересов, обусловленного незначительной суммой материального ущерба (БВС РФ. 2002. N 8. С. 13).

4. Преступление окончено в момент наступления указанных последствий.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. При этом весьма характерны, но не обязательны ложно понимаемые служебные интересы.

6. Субъект преступления специальный – должностное лицо (см. п. п. 8 – 11 комментария к ст. 285 УК).

7. Квалифицированный вид превышения должностных полномочий предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (см. п. п. 12 – 13 комментария к ст. 285 УК).

8. Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются: а) применение насилия или угроза его применения; б) применение оружия или специальных средств; в) причинение тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК).

9. Применение насилия означает нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, легкого и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы (например, связывание), истязание. Умышленное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий и требует квалификации по совокупности с соответствующими статьями УК о преступлениях против личности.

Угроза применения насилия (включая угрозу убийством) означает высказанное или иным образом выраженное вовне намерение виновного причинить потерпевшему вред здоровью, когда у последнего имелись действительные основания опасаться приведения ее в исполнение.

10. Судебная практика обоснованно исходит из того, что сам по себе факт незаконного применения оружия (см. комментарий к ст. 222 УК) связан с существенным нарушением прав граждан, вне зависимости от наступления каких-либо иных последствий.

Специальные средства – это средства, предназначенные для применения на определенных законом основаниях в целях пресечения правонарушений и нейтрализации правонарушителей (например, резиновые палки, водометы и т.п.). Основания и порядок их применения предусмотрены в ряде нормативных актов, например, в ст. 14 Закона “О милиции”.

Под применением оружия и специальных средств следует понимать как фактическое их использование для физического воздействия на потерпевшего, так и угрозу их применения, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит опасность.

11. Тяжкими последствиями превышения должностных полномочий являются крупные аварии, длительные остановки транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, резкое осложнение социальной обстановки в конкретной местности, причинение тяжкого вреда здоровью или смерти хотя бы одному человеку. Психическое отношение к смерти и причинению тяжкого вреда здоровью может быть выражено только в форме неосторожности. Неосторожное причинение смерти в результате умышленного превышения полномочий – типичный пример необоснованного применения работниками милиции огнестрельного оружия (БВС РФ. 2002. N 5. С. 20; N 7. С. 7).

Вина по отношению к иным тяжким последствиям может быть как умышленной, так и неосторожной.

12. Если превышение должностных полномочий предусмотрено специальной нормой (например, ст. ст. 299 – 302, ч. 2 ст. 303, ст. 305 УК), квалификации содеянного по совокупности со ст. 286 УК РФ не требуется (БВС РФ. 2001. N 7. С. 15).

Комментарий к статье 286 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Основной объект преступления – нормальная, т.е. осуществляемая в соответствии с законодательством, деятельность государственного (муниципального) аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, их здоровье, честь и достоинство, охраняемые законом интересы общества и государства.

Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков:

1) деяние – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий;

2) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства;

3) причинно-следственная связь между действием и наступившим последствием.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, т.е. его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.). В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий” по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий – понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий” к случаям превышения лицом своих должностных полномочий относит совершение им при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

– относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

– могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);

– совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

– никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинение вреда их здоровью.

Превышение должностных полномочий имеет место только в том случае, когда совершаемые лицом неправомерные действия связаны с осуществлением им своей служебной деятельности, когда в отношениях с потерпевшими лицами виновный выступает именно как должностное (официальное), но не частное лицо. В иных случаях лицо может нести ответственность по другим статьям УК РФ, но не за должностное преступление. Так, например, сотрудник полиции, незаконно применивший вверенное ему оружие в конфликте, который возник на почве личных неприязненных отношений, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями, несет уголовную ответственность как частное лицо. Превышение полномочий может быть совершено должностным лицом как при осуществлении властных полномочий, так и при осуществлении административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций.

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства – понятие оценочное, оно было рассмотрено применительно к ст. 285 УК РФ По своей конструкции состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в ст. 286 УК РФ последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Виновное лицо осознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства и желает наступления этих последствий (прямой умысел), сознательно допускает или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел). Исходя из диспозиции ст. 286 УК РФ, для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.

Субъект преступления специальный – должностное лицо.

Следует отметить, что норма об ответственности за превышение должностных полномочий является специальной по отношению к норме о злоупотреблении лицом своими должностными полномочиями, так как представляет собой специальный случай такого злоупотребления. Отличие заключается в том, что при злоупотреблении должностными полномочиями лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а при превышении – совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Если же превышение должностных полномочий образует специальный состав преступления, то ответственность согласно правилу ч. 3 ст. 17 УК РФ наступает только по специальной норме. Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело об осуждении лица по п. п. “а”, “б” ч. 3 ст. 286 и по ч. 2 ст. 302 УК РФ, исключила из приговора общую норму (п. п. “а”, “б” ч. 3 ст. 286 УК РФ), указав, что если превышение должностным лицом своих полномочий было выражено в принуждении к даче показаний, соединенном с применением насилия, издевательств или пытки, содеянное надлежит квалифицировать только по ч. 2 ст. 302 УК РФ, поскольку одно действие, предусмотренное общей нормой (ст. 286 УК РФ) и специальной нормой (ст. 302 УК РФ), не может образовывать совокупность преступлений. Специальными по отношению к ст. 286 УК РФ являются также такие составы преступлений, как ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. “б” ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 144, ст. ст. 299 – 302, ст. 305 УК РФ и др. Но и ст. 286 УК РФ в ряде случаев является специальной нормой по отношению к нормам, имеющим общий характер. К примеру, Президиум Верховного Суда РФ исключил из приговора указание на осуждение лица по п. п. “г”, “ж” ч. 2 ст. 127 УК РФ, поскольку ответственность за незаконное лишение человека свободы, совершенное должностным лицом, установлена п. п. “а”, “б” ч. 3 ст. 286 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 127 УК РФ не требуется.

Часть 2 ст. 286 УК РФ (квалифицированный состав преступления) предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. комментарий к примечаниям к ст. 285 УК РФ).

Часть 3 ст. 286 УК РФ содержит особо квалифицированные составы преступления, а именно:

– п. “а”: совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, с применением насилия или угрозой его применения. Под применением насилия следует понимать причинение потерпевшему физического вреда. Составом преступления при этом охватывается нанесение побоев, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязания.

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийство лица дополнительно квалифицируются по ст. ст. 111 или 105 УК РФ Под угрозой применения насилия понимается угроза причинить физический вред. Такая угроза должны быть реальной, т.е. у потерпевшего должны иметься основания опасаться ее фактического осуществления. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается рассматриваемым составом, и дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ не требуется;

– п. “б”: совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, с применением оружия или специальных средств – это фактическое использование должностным лицом оружия или специальных средств для физического (выстрел, удар прикладом автомата и т.п.) или психического (удар резиновой дубинкой рядом с рукой потерпевшего, выстрел в непосредственной близости, но мимо потерпевшего, и иное, если при этом угроза применения оружия воспринимается потерпевшим как реальная) воздействия на потерпевшего.

Для вменения рассматриваемого квалифицирующего признака необходимо также установить, что оружие и специальные средства были применены должностным лицом в нарушение определенных законодательством оснований, условий и пределов их использования. При определении понятия “оружие” следует руководствоваться Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ “Об оружии”. Перечень специальных средств установлен различными нормативными правовыми актами (например, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1436 “О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной”, Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. N 634 “Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации”, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1584 “Об утверждении Перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении Федеральной службы судебных приставов”). К специальным средствам относятся: резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, служебные собаки, электрошоковые устройства и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов Федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и др. Специальные технические средства, применяемые в оперативно-розыскной деятельности, в том числе технические средства, предназначенные для негласного получения информации, к специальным средствам не относятся. Применительно к п. “б” ч. 3 ст. 286 УК РФ к специальным средствам относятся лишь такие приспособления и устройства, которыми, как и оружием, может быть причинен вред жизни или здоровью людей, а также объектам материального мира и окружающей среды;

– п. “в”: деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, с причинением тяжких последствий. Понятие тяжких последствий является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела. В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий” к числу тяжких рекомендуется относить такие последствия, как: крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, иное нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

К числу тяжких последствий следует отнести также и причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ не требуется, если ответственность за причиненный вред квалифицировалась бы по ч. ч. 1 или 2 ст. 111 УК РФ В остальных случаях необходима дополнительная квалификация деяния. Преступное деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 286 УК РФ, квалифицируется по совокупности с ч. 4 ст. 111 УК РФ лишь при доказанности умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Не требует дополнительной квалификации по ст. 109 УК РФ причинение смерти потерпевшему по неосторожности. Если же превышение должностных полномочий было сопряжено с убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений по ч. 3 ст. 286 УК РФ и соответствующей части ст. 105 УК РФ

В случаях, когда должностным лицом причиняется вред здоровью потерпевшего средней тяжести или тяжкий, а также в случае, когда причиняется смерть потерпевшему, но указанный вред причинен в условиях превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное охватывается соответственно ст. ст. 108 или 114 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 286 УК РФ не требуется.

Видео о ст. 286 УК РФ

Под должностным лицом понимается лицо, которое выполняет в государственных или муниципальных учреждениях, в Вооруженных силах РФ, в государственных корпорациях, административно - хозяйственные или организационные обязанности, либо функции представителя власти.

В соответствии с уставом организации, законом, приказом, должностным регламентом, либо иным нормативно-правовым, либо локальным актом лицо наделяется конкретными полномочиями, в пределах которых он имеет право действовать.

Согласно российскому законодательству превышение служебных полномочий – это действия, которые вышли за границу полномочий должностного лица, в результате чего был нанесен ущерб правам и интересам граждан, организациям, либо обществу и государству в целом.

Основными мотивами, по которым должные лица выходят за рамки своих полномочий являются корысть, зависть, желание подняться по карьерной лестнице.


Преступление может выражаться, как в действии, так и в бездействии. В качестве хорошего примера, служит следующая ситуация:

Главный лесничий, в компетенцию, которого входит пресечение деятельности по незаконной вырубке леса, зная о совершении подобного преступления в подконтрольной ему местности, не пресек противоправные действия и скрыл преступление.

Важно! За аналогичное деяние, совершенное в коммерческой организации уголовная ответственность наступает в соответствии со ст.201 УК РФ.

Виды превышения должных полномочий :

  • действия, которые не могут быть совершены никакими должными лицами;
  • действия, которые входят в компетенцию другого должностного лица;
  • действия, которые могли быть совершены сотрудником только при определенных обстоятельствах, которых не было на момент совершения преступления.

Ответственность за превышение должностных полномочий

Законодатель предусмотрел 5 видов наказаний за преступление, предусмотренное ч.1 ст.286 УК РФ:

  • лишение права занимать определенную должность;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью сроком 5 лет;
  • крупный штраф, арест на срок от 4 до 6 месяцев;
  • принудительные работы до 4 лет;
  • лишение свободы до 4 лет.

В ч.2 ст.286 УК РФ выделен квалификационный состав преступного деяния - совершение данного преступления главой муниципального образования или лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ.

За совершения данного преступления подсудимому грозит штраф, либо обязательные работы до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность или без такового, либо лишение свободы на срок до 7 лет также с лишением, либо без лишения права занимать должность и заниматься конкретной деятельностью на период до 3 лет.

В случае, когда должностное лицо, совершая преступление, предусмотренное ч.1 и 2 ст.286 Уголовного кодекса РФ:

  • причиняет тяжкие последствия .

    Таким последствием может стать серьезная авария, остановка деятельности предприятия, причинение крупного ущерба.

  • Применяет насилие, либо угрожает его применить .
  • Использует оружие, специальные средства (например, слезоточивый газ, резиновые палки, водометы, бронемашины).

Грозят меры в виде лишения свободы на срок до 3 до 10 лет. При этом лицо в последующем не сможет заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность в течение 3 лет.

Доходы, денежные средства и другое ценное имущество, которое было получено в результате преступления, подлежит конфискации. Имущество, которое имеет законного владельца, подлежит возврату.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Любая власть, даже самая незначительная, была и остается основной причиной всевозможных раздоров и нарушений.

Довольно часто встречается превышение полномочий, предусмотренных должностью человека в какой-либо компании или на государственной службе. Данное нарушение является уголовным деянием и наказывается вплоть до лишения свободы с невозможностью занимать в дальнейшем определенные должности в течение нескольких лет.

Виды

Уголовный кодекс России имеет несколько статей, связанных непосредственно с постом, который занимает гражданин:

  • злоупотребление полномочиями;
  • злоупотребление должностными полномочиями частными нотариусами и аудиторами;
  • злоупотребление должностными полномочиями;
  • превышение должностных полномочий;
  • присвоение полномочий должностного лица.

Для обывателей, которые столкнулись с этими явлениями или только слышали о них, разницы не существует. Тем не менее, она есть, хотя на первый взгляд и не так заметна.

Простое злоупотребление

У любой организации или структуры имеется начальник, председатель совета директоров или другое руководящее лицо. При квалификации такого преступления в сфере экономики, как злоупотребление полномочиями, учитывается тот факт, что объект, на котором виновный работает, не является государственным.

Предусмотрено, что человек, занимающий руководящую должность и обвиняемый по статье 201, совершает какие-либо действия из корыстных целей, причиняя при этом ущерб не только отдельным гражданам, но и организациями, а также наносит вред своими действиями общественным интересам или государству. Даже если здесь имеет место превышение полномочий, ст. УК РФ 286 не применяется.

Для виновных в таком преступлении Уголовным колесом предусмотрен штраф, максимальная сумма которого составляет 200 тысяч рублей (как нижняя граница наказания), или лишение свободы до 4 лет (как максимальная мера).

В судебной практике, несмотря на различие в номерах статей и должностях виновных лиц, часто бывает сложно определить, какое именно преступление совершено. Негосударственных лиц это мало касается, но в случае с такими деяниями, как превышение должностных полномочий или злоупотребление ими, в квалификации могут возникать трудности.

Преступный умысел со стороны нотариусов и аудиторов

Принято считать, что нотариусу и аудитору можно безоговорочно доверять, поэтому злонамеренные действия данных лиц подлежат уголовному наказанию. За то, что гражданин осуществляет важные процессы проверки обстоятельств или удостоверения документов и при этом не выполняет свою непосредственную миссию, существует наказание от штрафа максимум в 300 тысяч рублей и до лишения свободы максимум на 3 года с запретом занимать данную должность или схожую на срок до трех лет.

Пример злоупотребления полномочиями

Сотрудники ГИБДД и владелец машины составили протокол о якобы произошедшем ДТП. Это было сделано для того, чтобы получить от страховой компании возмещение вреда. Здесь можно говорить о злоупотреблении полномочиями и уголовном преступлении о предоставлении заведомо ложных документов.

Превышение должностных полномочий: пример

Выход лица за рамки своей компетенции наблюдается и в деле о военном медике, который давал ложные заключения о неудовлетворительном состоянии некоторых солдат, впоследствии уволенных по состоянию здоровья из Вооруженных сил России. Данные действия врач производил за определенную плату.

Суд признал, что было превышение полномочий, то есть служащий не имел права, находясь на данной должности, давать подобные справки.

Несмотря на то что гражданский медик не признается кодексом как должностное лицо, в приведенном примере врач выполнял определенную деятельность. В соответствии с примечанием №1 к статье 285, служащие, выполняющие распорядительные или административные функции, в том числе в Вооруженных силах, считаются должностными лицами.

Пример присвоения полномочий

В том случае, если лицо заявляет (как правило, в устной форме), что имеет какое-либо определенное право на совершение действий, это присвоение полномочий, принадлежащих человеку определенной должности.

При этом виновный может использовать как фирменную одежду, так и поддельное удостоверение (статья 327 УК).

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...