Принцип действия нормативно правового акта в пространстве. Действие нормативно-правовых актов в пространстве: основание и пределы


Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве связано с их распространением на определенную территорию. Нормативно-правовые акты государства распространяют свое действие на всю территорию данного государства. Это правило вытекает из характеристики власти государства как власти суверенной. Именно вследствие государственного суверенитета действие нормативно-правовых актов государства на его территории безраздельно и исключительно.

Территорией государства признается часть земного шара, на которую распространяется суверенная власть данного государства. Обычно к ней относят: сухопутное пространство в пределах государственных границ; недра земли в пределах государственных границ; внутренние воды, то есть воды рек, озер и иных водоемов, берега которых полностью принадлежат государству; территориальные воды; континентальный шельф; воздушное пространство в пределах государственных границ; военные суда под флагом государства; граждански суда под флагом государства, находящиеся в нейтральных водах или в международном воздушном пространстве; территории посольств, миссий, консульств государства за рубежом; космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект.

Высшими и центральными органами государства могут приниматься нормативные правовые акты, действующие на ограниченной части государства. Так, особый юридический режим может быть установлен в свободной экономической зоне; в оффшорной зоне; на территории, которая отличается сложными климатическими условиями или имеет иные существенные особенности – например районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (глава 50 Трудового кодекса РФ).

Свою территорию действия имеют нормативные правовые акты местных органов государства. Их решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории какой-либо административно-территориальной единицы предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.



Если возникает проблема соотношения нормативных актов, действующих на всей территории республики и действующих на определенной ее части, то она решается по принципу преимущественной юридической силы актов вышестоящих органов перед актами нижестоящих органов.

Проблема территориального действия нормативных правовых актов особую актуальность приобретает в федеральных государствах. Здесь заслуживают внимания два момента: соотношение территориальных пределов действия нормативных правовых актов Федерации и субъекта Федерации и различных субъектов Федерации.

Из общего правила действия нормативных правовых актов в пространстве существуют исключения – так называемые случаи экстерриториального действия закона, которое проявляется в основном в отношениях с иностранными гражданами и организациями, а также с гражданами и организациями Российской Федерации, находящимися за границей. Суть экстерриториального действия – в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк, 2000, стр. 311-312).

«Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации» (статья 12 УК РФ).

На государственной российской территории и территории, условно приравненной к ней, действуют нормативные правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права. Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Нормативно-правовые акты государства по общему правилу распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории данного государства. Таким образом, под действием нормативно-правовых актов любого государства подпадают граждане данного государства (в том числе и лица с двойным гражданством – бипатриды), иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории этого государства.

Из этого общего правила есть исключения. Речь идет о так называемом принципе экстерриториальности. Данный принцип является одной из правовых фикции. В соответствии с ним определенные части территории государства (здания иностранных посольств, консульств, миссий) признаются не находящимися на территории государства, где они фактически находятся, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании. Соответственно субъекты, находящиеся на такой территории, подпадают под действие законодательства той страны, к которой относятся посольства, консульства и другие (Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е издание, дополненное. – Санкт-Петербург: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003, стр. 654-655).

Граждане обладают общим правовым статусом. Его наличие не исключает особенностей правового положения отдельных категорий граждан (молодежь, пенсионеры, инвалиды, военнослужащие и так далее), которые могут обладать специфическими правами, льготами, на которых могут налагаться особые обязанности, к которым могут применяться специфические меры ответственности.

Действие нормативно-правовых актов внутреннего действия, принимаемых организациями, распространяется только на сотрудников (рабочих, служащих) данной организации. Эти документы обычно регламентирую вопросы труда, служебной деятельности, заработной платы и так далее.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц можно рассматривать еще и в следующем аспекте: адресатами предписаний, содержащихся в нормативных актах, являются физические лица, разнообразные негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации, должностные лица, государственные органы, государство в целом.

Имея в виду правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, принципиально важно уяснить следующие положение: они не могут быть участниками целого ряда правоотношений, они не имеют тех прав и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства. Так, иностранцы и лица без гражданства не обладают избирательным правом, не могут быть служащими государственного аппарата, не привлекаются к службе в вооруженных силах, не могут нести уголовную ответственность за измену Родине и так далее. Кроме того, существуют особенности правового положения иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк,2000, стр. 312-313).

«Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права» (часть 4 статьи 11 УК РФ).

Кроме ограничения действия нормативно-правового акта во времени существуют общепризнанные границы его действия в пространстве, на определенной территории. В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства нормативно-правовые акты, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на той же государственной территории.

По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны.

Однако акты, изданные в порядке текущего законодательства, могут действовать и на строго определенной, ограниченной части территории. Об этом заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном акте.

Действие нормативно-правового акта в пространстве может быть территориальным и экстерриториальным.

Территориальное действие нормативно-правового акта очерчено территорией государства (Украина) или отдельного региона (Крым) и определяется государственным суверенитетом.

Нормативно-правовые акты Украины распространяются на территорию всей страны, нормативно-правовые акты Автономной Республики Крым - на собственную территорию в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины и Конституцией Автономной Республики Крым от 21.10 1998 г. "

Под территорией государства понимается его:

*сухопутное пространство - земная территория;

*водное пространство - внутренние воды внутри государственных границ и территориальные воды в пределах 12 морских миль;

*воздушное пространство над государственными границами - на высоте до 35 километров;

*военные и торговые суда в открытом море;

*воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Украины;

*космические объекты под флагом и гербом государства;

*трубопроводы;

*подводные кабели и нефтяные морские вышки;

*территории дипломатических представительств и консульств за рубежом.

Экстерриториальное действие нормативно-правового акта регулируется международными договорами и предусматривает распространение законодательства данного государства за пределами его территории.

Оно известно как право экстерриториальности государств - порядок, в соответствии с которым учреждения или физические

Нормативно-правовые акты Автономной Республики Крым по вопросам её ведения должны соответствовать Конституции Украины, законам Украины (ст.28 Конституции Автономной Республики Крым).

Лица, находящиеся на территории другого государства, рассматриваются как пребывающие на собственной национальной территории и подчинены законам и юрисдикции собственного государства. Правом экстерриториальности пользуются военные суда и самолеты, которые с разрешения государства пребывания находятся на ее территории, но рассматриваются как часть территории государства флага или опознавательных знаков.

Право экстерриториальности всегда использовалось для обоснования дипломатических привилегий и иммунитетов - особенных прав и привилегий, которыми наделяются дипломаты и члены их семей". Имеется немало случаев, когда политические и государственные деятели, которые преследовались по закону своей страны, прятались в посольствах и миссиях других государств, пользуясь их правом экстерриториальности (в частности правом неприкосновенности помещения). Ныне экстерриториальность такой функции не выполняет, поскольку это может привести к расширенному толкованию дипломатических привилегий и иммунитетов.

Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства. И наоборот, на территории данного государства могут действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского, коммерческого, финансового и некоторых иных отраслей права.

В современных условиях, когда широко развиваются экономические, политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами, особую значимость, приобретает применение норм международного права к внутригосударственным отношениям.

Аналогичные нормы содержатся и в конституциях ряда других государств.

Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы.

Что считается "моментом вступления" нормативное правового акта в силу? Как определяется и с чем ассоциируется этот момент? В государственно-правовой теории и практике разных стран нет единого ответа на эти вопросы.

В одних случаях вступление нормативно-правового акта в силу связывается с датой его принятия или утверждения. Таковыми являются, например, нормативные акты (указы, постановления, приказы и др.), принимаемые в тех или иных странах в чрезвычайных или других экстремальных ситуациях. Таковыми были в СССР и союзных республиках - субъектах Федерации - постановления Правительства.

В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования).

В Италии, например, законы и регламенты каждой из палат Парламента вступают в силу на 15-й день после их опубликования, если в них не предусмотрено иное. Что же касается большинства других нормативных актов, то они вступают в силу с момента их опубликования.

В Российской Федерации, порядок вступления нормативно-правовых актов в силу регулируется Федеральным законом о порядке опубликования и вступления в силу законов РФ (принят ГД РФ 25 мая 1994г)

В третьих случаях срок вступления в силу нормативно-правовых актов либо определяется самими актами, или же указывается е других, специально изданных актах для введения их в действие.

Для сложных и важных нормативно-правовых актов срок вступления в силу должен быть более длительным. чем для всех других нормативно-правовых актов. Это обусловлено тем, что для ознакомления и изучения, а в ряде случаев и для принятия предварительных, подготовительных мер, связанных с реализацией содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше времени и усилий, чем это необходимо в отношении менее важных и сложных нормативно-правовых актов.

Немалое значение имеют не только сроки, но и способы "вступления в силу", или "введения в действие", нормативно-правовых актов. В подавляющем большинстве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают действовать одновременно на всей территории (страны, субъекта федерации, округа и т.п.), на которую они рассчитаны. Но не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введения их в действие. В России, Франции, Германии и ряде других стран раньше это была весьма распространенная практика, обусловленная невозможностью (технически, организационно, ввиду отсутствия современных средств связи) обнародования одновременно на всей территории страны принимаемого нормативно-правового акта.

Во Франции, например, длительное время действовал специальный декрет (от 5 ноября 1870 г), в соответствии с которым каждый вновь изданный закон вступал в силу не одновременно на всей территории страны, а постепенно, по округам. Причем в каждом округе он начинал действовать лишь через день после поступления по почте в его главный город очередного номера журнала Journal Officiel, в котором излагалось содержание данного акта.

Однако несмотря на то, что во многих странах в силу объективных причин широко была распространена практика постепенного введения в действие закона, преимущество все же признавалось за вступлением в силу закона одновременно на всей территории государства. Отмечалось лишь одно "неудобство", а именно: при установлении ""слишком краткого срока" возникало опасение, что закон или иной нормативный акт вступит в силу раньше, чем с ним будет ознакомлено население. В то же время при слишком длительном сроке введения в действие закона могут появиться негативные последствия такого положения.

Вывод, к которому приходили правоведы того времени относительно преимуществ и недостатков вступления в силу законов одновременно и постепенно, сводился к тому, что "сравнительная ценность той и другой системы обусловливается величиною государства и культурой страны""". В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Система введения в действие закона одновременно на всей территории получила повсеместное и неоспоримое признание.

Начальным и конечным моментами действия закона во времени являются вступление в действие закона и прекращение действия закона. Следует отличать момент (день) вступления закона в действие от момента (дня) обретения им юридической силы. Закон приобретает юридическую силу в день его принятия, т.е. подписания закона.

Законы начинают действовать:

1. С момента принятия (например Конституция Украины);

3. Со времени, которое обозначено в самом законе;

4. Со времени, которое указано в постановлении о порядке введения закона в действие. В Украине, как правило, начало действия закона определяется в специальном постановлении Верховной Рады о порядке его введения в действие: со дня опубликования либо с момента наступления оговоренного в постановлении определенного условия (принятия иного закона и др.). Например, вместе с опубликованием Закона Украины "О государственной тайне" от 10.03.1994 г. было опубликовано Постановление Верховной Рады Украины "О порядке введения в действие Закона Украины "О государственной тайне", где сказано, что он вступает в действие со дня опубликования;

5. Законы, в которых не указано время приобретения действенности, и не было постановления о порядке введения их в действие, вступают в силу по всей территории Украины одновременно по истечении 10-дневного срока со дня официального опубликования. Законы должны быть опубликованы не позднее 15-дневного срока после их подписания и принятия к исполнению Президентом Украины;

6. Законы (решения), принятые в результате референдума, вводятся в действие с момента их опубликования, если в них самих не определен другой срок. Датой принятия закона (решения) является день проведения референдума.

При всех условиях закон вступает в действие не ранее даты опубликования.

Согласно Конституции Украины 1996 г. законы, определяющие права и обязанности граждан, которые не доведены до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными (ст.57).

Вступление закона в действие происходит в соответствии с тремя принципами:

* немедленное действие, когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случаи только "вперед"; все, что было до дня вступления закона в действие, под него не подпадает;

* обратное действие (обратная сила) закона, когда закон распространяется на все случаи и "вперед" и "назад", т.е. на случаи, которые происходили раньше, в прошлом, до введения закона в действие.

Общим является правило: закон обратной силы не имеет. Это правило придает определенность и стабильность общественным отношениям. Граждане в своих поступках ориентируются на действующие законы. Они могут рассчитывать на будущие законы в конкретных поступках сегодняшнего дня. Потому новые законы не должны распространяться на старые жизненные ситуации: это вызвало бы хаос в обществе.

Исключения из этого правила редки и допускаются:

при наличии указания в законе о предоставлении ему (либо отдельным статьям) обратной силы;

в общем правиле о непременном придании обратной силы уголовному закону, отменяющему или смягчающему уголовную ответственность.

Это правило имеет гуманистическую направленность. Оно зафиксировано в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 г. Должно быть воспроизведено в уголовных кодексах стран, подписавших этот международный документ. В ст.15 этого пакта, в частности, говорится: "... не может назначаться более тяжелое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника".

В соответствии с Международным пактом 1966 г. ст.58 Конституции Украины 1996 г. закреплено: "Законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушения".

Переживание закона:

* когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового акта (закона) должен продолжать действовать по отдельным вопросам. Например, после распада СССР Верховной Радой Украины 12.09.1991 г. принято постановление о порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР, если соответствующие вопросы не урегулированы законодательством Украины, при условии, что эти общесоюзные акты не противоречат Конституции и законам Украины.

Нормативно-правовой акт действует вечно, если иное не предусмотрено законом. Согласно сложившейся практике, утрата им юридической силы происходит в результате следующих обстоятельств.

Во-первых, в результате истечения срока действия закона или иного нормативно-правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такого рода акты указанием сроков действия издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный период.

Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом. В законодательстве некоторых стран в связи с этим дается даже специальное разъяснение, каким образом и в силу каких причин совершается отмена законодательных актов. Так, в Декрете "Общие положения о законе" Италии, действующем еще с 1942 года, особо поясняется, что "законы отменяются последующими законами, прямо указывающими на такую отмену, либо вследствие несоответствия старых норм новым, либо вследствие того, что новый закон по-иному регулирует отношения, составляющие предмет прежнего закона"".

В-третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила прежнего акта утрачивается в момент введения в действие нового акта.

Порядок действия нормативно-правового акта по кругу лиц подлежит общему правилу: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он рассчитан. Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет определение действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.

По общему правилу, нормативно-правовые акты издаются с целью распространения их предписаний на граждан данного государства. Наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, равно как и возлагая на них определенные конституционные обязанности, государство должно не только принимать меры к тому, чтобы гарантировать соблюдение данных конституционных требований н положений в отношении граждан внутри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за пределами государства.

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
  • Правотворчество
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Любой нормативный правовой акт имеет пределы своего действия. При этом важно уяснить начальный и конечный моменты действия акта, вступление его в силу с даты принятия или опубликования, или в порядке, определенном самим нормативным правовым актом, другими актами, специально регулирующими порядок введения их в действие.

Действие во времени предполагает необходимость учета времени вступления акта в законную силу и утрату законной силы. Обычно акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом или начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Опубликование этих актов производится в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации». Федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Публикация нормативных правовых актов в названных изданиях является официальной. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях.

Акты Президента РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня их подписания. Это считается официальным опубликованием их текстов. Акты Президента РФ, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после первого их опубликования в официальных изданиях. Иные акты Президента РФ вступают в силу со дня их подписания.

Названные сроки вступления нормативных правовых актов в силу не применяются в случаях, когда при их принятии установлен другой срок введения их в действие. Президент издает указы и распоряжения. Президентские указы, носящие нормативный характер, могут восполнять пробелы в нормативно-правовом регулировании общественных отношений. Президент РФ вправе вносить в Государственную Думу РФ акты в плане реализации своей законодательной инициативы. Но Президент не может принимать акты законодательного характера, т.е. заменять своим указом закон. Акты Правительства РФ (постановления и распоряжения) вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановления, а акты по текущим или другим оперативным вопросам деятельности издаются в форме распоряжения.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ, официальное опубликование. Эти акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование этих актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственной регистрации, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу.

Необходимо учитывать правило, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на отношения, существовавшие до момента принятия нового закона (новой редакции). Придание закону обратной силы возможно лишь в случаях, которые обозначены в самом законе, или если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные правовые акты во времени утрачивают свою силу по истечении срока действия, в связи с изданием нового акта, заменяющего старый закон, на основании прямого указания конкретного органа. Таким образом, нормативные правовые акты имеют «определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу нормативные правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы».

Действие в пространстве определяется территорией распространения властных полномочий органов, издающих акт. Территориальные пределы действия нормативных правовых актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию. В соответствии с территорией действия свое пространство имеют федеральные нормативные акты, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты. Федеральные законы имеют одинаковую силу на территории всех субъектов РФ. Законы и иные нормативные акты субъектов действуют лишь на их территории. При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон РФ. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

Отдельные федеральные нормативные правовые акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации (например, акты о труде для работников Крайнего Севера, для работников пустынных или высокогорных районов и др.). Нормативные акты РФ распространяются также на территории посольств, представительств, военных, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом. Отдельные нормативные акты могут распространяться на российских граждан, работающих за рубежом. Действие нормативных правовых актов по территории регулируется также международно-правовыми актами и договорами.

Международными договорами также регулируется экстерриториальное действие правовых актов РФ (распространение законодательства страны за ее пределами). Принцип территориального применения нормативных правовых актов означает, что акты федеральных органов действуют на всей территории, акты субъектов Федерации - на территории данного субъекта, акты органов местного самоуправления - на территории, управляемой этими органами.

Действие по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориального действия того или иного акта. Однако есть исключения из общего правила, когда действие нормативных правовых актов по кругу лиц не совпадает с действием по территории (например, в отношении иностранцев, пользующихся дипломатическим иммунитетом, или в отношении определенного круга лиц, очерченного законом, - военнослужащих, прокуроров, полиции и др.). В последнем случае речь идет о специальных нормативных актах.

В трудовом законодательстве применяется также принцип действия нормативных правовых актов о труде по категориям работников (специальные нормы - в отношении труда женщин, несовершеннолетних, инвалидов, лиц, занятых в отдельных сферах деятельности, работников бюджетной сферы, работающих на тяжелых и вредных работах, временных и сезонных работников и др.). В данном случае для различных категорий лиц, исполняющих трудовые или служебные функции, специальными нормами устанавливается особый порядок приема на работу и увольнения, особенности регулирования времени труда и отдыха, льготы и преимущества по оплате труда и др. Это, в свою очередь, предполагает наделение определенных категорий работников определенными льготами, правами и преимуществами. В то же время могут вводиться ограничительные меры в отношении, например, госслужащих - на совмещение должностей, на занятие предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью и др.

В этом отношении руководствуются принципом территориального действия нормативного правового акта, т.е. его действие распространяется на той территории, органами государственной власти которой издан данный акт.

Принцип территориального действия связан с принципом государственного суверенитета. Власть государства ограничена его территориальными, пространственными пределами и действие его велений не может выходить за эти пределы.

Под территорией государства понимаются все пространственные объекты внутри границ государства и находящиеся под его юрисдикцией (земная поверхность, территориальные и внутренние воды, недра, воздушное пространство). Территорией государства считаются также военные суда в открытом море и в территориальных водах других государств, невоенные суда в открытом море, территории посольств.

В пространстве нормативные правовые акты действую по-разному. Некоторые действуют на всем пространстве, находящимся под юрисдикцией государства (например, конституция, уголовный, гражданский кодексы), некоторые только на части территории (например, уставы, избирательные законы субъектов федерации, акты, принятые для совокупности территорий - например, Крайнего Севера России).

Но территориальный принцип действия нормативных правовых актов не абсолютен. Некоторые из них могут иметь экстерриториальный характер. Так, нормативные правовые акты, изданные на территории одного государства, могут признаваться и действовать на территории другого, одной административно-территориальной единицы на территории другой. Это достигается путем заключения межгосударственных соглашений, либо принятием национального законодательства, регулирующего вопросы коллизий между нормами различных частей государства.

Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет и их действие по лицам. То есть предписания нормативного правового акта распространяются на всех указанных в нем субъектах, и находящихся на территории действия акта.

Из этого общего правила есть исключения:

1) лица, пользующиеся правом экстерриториальности (например, главы государств, дипломатические представители и члены их семей), должны подчиняться праву страны пребывания, но к ним не могут быть применены меры государственного принуждения (санкции правовых норм) данной страны;

2) иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (например, избираться в органы государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).

Граждане и органы государства должны подчиняться в полном объеме законам своего государства, даже если они находятся на территории иностранного государства (здесь территориальное действие акта заменяется действием по лицам. Указанные субъекты находятся одновременно под пространственным действием иностранного права и личностным действием своего национального права. Здесь действует принцип - право следует за лицом".

С территориальными границами действие НПА тесно связано их действие по кругу лиц , означающее, на каких субъектов они распространяются. В соответствии с общим правилом НА распространяются на всех лиц, находящихся на территории действия данного акта. Однако из этого правила есть исключения. Уголовное законодательство РФ распространяется также на граждан России, находящихся за пределами ее границ. Некоторые представители иностранных государств, находящиеся на территории России, например послы и главы государств и правительств, наделяются так называемым дипломатическим иммунитетом, означающим, что в случае совершения ими правонарушения вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Раздел IV
ДЕЙСТВИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Глава 17. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Статья 66. Действие нормативного правового акта во времени

Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.
Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте (его части) должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт, может принять решение о продлении действия нормативного правового акта (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного характера.

Статья 67. Обратная сила нормативного правового акта

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан.
Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

Статья 68. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц

Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь.
(часть 1 статьи 68 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З)
Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Статья 69. Прекращение действия нормативного правового акта

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:
истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть);
признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;
признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;
отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.
(абзац 5 статьи 69 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)

Выбор редакции
1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....

Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...

Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...