Принцип федерализма означает. Федерализм как форма организации и принцип государственного управления


Федерализм - территориальная или национально-территориальная форма разделения власти и объекта ГУ между центральными и региональными субъектами, обеспечивающая самостоятельное управление делами регионов в рамках единого государственного союза.

К сущностным признакам федерализма относятся :

1) наличие территориальных единиц - субъектов федераций;

2) конституционное разграничение компетенции между субъектами и центром;

3) недопустимость изменений границ без согласия субъектов;

4) территория федерации состоит из территорий субъектов федерации;

5) субъекты федерации не обладают суверенитет полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации);

6) субъекты федерации имеют свою схему законодательных, исполнительных и судебных органов власти, но по отношению к федеральной системе федеральных органов государственной власти они являются подсистему пределы их юрисдикции;

7) субъекты федерации разрабатывают конституцию (устав), систему законов, соблюдая приоритет, соответствие федеральным конституции и законодательству;

8) в федерации нет единого государственного бюджет есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации;

9) законодатели регулируется, гарантируется равноправие всех граждан территории федерации;

10) субъекты не обладают полным верховенством на своей территории и ограничиваются в правах самостоятельно действовать в сфере международных отношений;

11) федеральный парламент обычно двухпалатный, верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя-является органом общенародного представительства и избирается всенародно.

К основным принципам федерализма относятся: добрвольность объединения; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; равноправие субъектов федерации; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы.

Принятие Конституции РФ в 1993 г. узаконило федерацию в качестве основного принципа организации ГУ. Конституция определила предметы ведения и предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Проблемы российского федерализма : 1) противоречивость принципам федеративного устройства заложенных в Конституции: противоречивое сочетание принципов формирования субъектов федерации - национально-государственный и административно-государственный, хотя почти во всех субъектах доля нетитульной нации составляет больше половины населения; провозглашение принципов целостности государства и одновременно право народов на самоопределение (отсутствие запретов на выход из состава); 2) фактическое неравенство субъектов выражающееся в геополитических, экономических, демографических различиях, что приводит к диспропорциям в реализации общенациональных стандартов социальных благ.

В настоящее время действуют 2 тенденции в развитии федеративного устройства ГУ – децентрализация и интеграция.

16. Федеративное устройство. Специфика российского федерализма. Проблемы и тенденции развития федеративных отношений.

Федера́ция (Бельгия, США, Индия, Ирак) – форма гос. устройства, деление гос-ва на ряд образований, статус к-х предполагает их самостоятельность от центр. власти, в рамках законодательно закрепленных компетенций.

Принцип федеративного устр-ва РФ формально закреплён с 1918г. Федерализм возник не как модель демократизации, а как способ решения нац. вопроса. 20-30е гг: федерализм носил формальный хар-р (фактически были все признаки унитарного гос-ва). 90е г.г: Россия приобретает статус суверенного гос-ва.

Март 1992г. – подписание федеративного договора. Дек. 1993г. – принятие Конст-ции. 94-98гг . – заключение соглашений м/у субъектами РФ и центром о разграничении полномочий и предметов ведения.

Совр. модель рос. федерализма сформировалась в результате компромисса м/у противоположными подходами: сохранение незыблемой старой структуры фед-ции; возрождение унитарного гос-ва. Препятствием к унитарному гос-ву стал национ. фактор. Особенности переустройства: сочетание нац-терр принципа построения федерации с эконом-географич районированием страны (выделение культурно-национ автономий); различные конст-правовые статусы субъектов.

Фед-ция в переводе объединение, союз, представляет собой государство, гос-во состоящее из различных гос образований. В ней существует две системы высших органов: федеральные органы и органы субъектов федерации. Федерация состоит из территорий образующих ее субъектов. Наличие двухпалатного федерального парламента, верхняя палата, которая формируется из представителей субъектов и призвана выражать их интересы.

Так же федерация может строиться по трем признакам : национальному, тер-но-нац-ому и терр-му.

В РФ федерация является территориально-национальной, т.е. относится к смешанному типу, в ее основу положено территор-й и нац-й принципы формирования субъектов. В РФ 83 субъекта.

Российский федерализм - учет интересов народов и терр-й страны, объед. их потенциала и усилий в составе единого гос-ва. В настоящее время 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города фед. значения, 1 авт.область, 4 автономных округа.

Проблемы, связанные с несовершенством федеративной формы организации власти и управления :

1. противоречивость принципов федеративного устройства и конституции РФ;

а) противоречивое сочетание принципа формирования субъектов федерации: нац и терр.

б) признание формального равенства субъектов федерации и вместе с тем заложенные в конституции неравенства их во взаимодействии с центром и м/у собой по объёму прав

2. фактическое неравенство субъектов федерации, выражающееся в геополитических, экономических, демографических и др. различиях, что приводит к диспропорциям в реализации общенац-ых стандартов социальных благ

3. разграничение компетенции между фед. органами и и субъектами.

4. наличие конфедеративных элементов, тенденция «вымывания» российского суверенитета (противоречия фед. законодательству конституций и уставов субъектов).

5. проблема «матрешка» (Тюменская обл и ХМАО)

6. провозглашение принципов целостности государства и в то же время сущ-е права народов на самоопределение (отсутствие запрета на выход из федерации)

В настоящее время действуют 2 тенденции в развитии федеративного устройства ГУ – децентрализации и интеграции. Укрупнение субъектов РФ. За 2005-2007 год 6 автономных округов влились в состав других субъектов.

Специфика развития РФ показывает, что эф-ть федерализма может быть обеспечена при условии сильной центральной власти при наличии единой вертикали ГУ, построенной на демократической основе.

17. Государственная служба в системе государственного управления. Государственная служба РФ: понятие, нормативная база, система, основные тенденции развития . Правовой статус государственного служащего.

Под государственной службой (ГС) понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Она осуществляется на государственных должностях в аппарате органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей.

ГС РФ - проф. служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: фед. ОГВ, ОГВ S РФ.

Военная служба;

Правоохранительная служба.

Общая цель ГС – управление государственными делами,

связанное с разделением государственной власти на: законодательную, исполнительную, судебную.

Цели ГС можно рассматривать в следующих аспектах:

1. Государственно-политический : реализация обязательств государства по обеспечению определенного уровня жизни, удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

2. Экономический: повышение эффективности государственного регулирования экономики; осуществление от имени государства управления государственной собственностью; поддержка предпринимательства; обеспечение финансирования затрат на государственную службу; снижение затрат на содержание государственного аппарата.

3. Социальный: исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов; решение общегосударственных задач управления; практическое осуществление функций государства; создание условий для связи государственного аппарата с народом.

4. Правовой: обеспечение соблюдения законодательства страны; создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата.

5. Организационный: организационно-техническое обеспечение органов государственной власти; профессионализация государственного аппарата, организация учебы; совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе; приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государственной службы.

Государственная служба выполняет основные задачи государственного управления:

1. выработка стратегии, доктрины, концепции социального, экономического и политического развития страны;

2. подбор кадров, способных реализовать эту стратегию;

3. создание организационных структур власти;

4. принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;

5. осуществление в целях реализации принятых решений прогнозирования, координации, сбора информации.

Система государственной службы РФ включает в себя следующие виды:

Государственная гражданская служба;

Военная служба;

Правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Нормативная база государственной службы:

Ранее действовавшие: Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации (2001).

«Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг)»

ныне действующие:

58-ФЗ «О системе ГС РФ» от 27.05.2003,

273-ФЗ «О противодействии коррупции»,

Указ Презид «О проведении аттестации ГГ служащих РФ»,

Указ Презид «О порядке сдачи квалификационного экзамена ГГ служащими РФ и оценки их профессионального уровня».

ФП «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» .

Вместе с тем, тенденции развития государственной службы в Российской Федерации противоречивы. С одной стороны, нынешнее развитие законодательства свидетельствует о расширении сферы государственной службы, увеличении круга государственных служащих. Так, Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" большое количество должностей в различных государственных органах отнесено к государственным должностям федеральной государственной службы. С другой стороны, разработанный проект концепции административной реформы предполагает совершенно новый взгляд на само понятие "государственный служащий". По мнению авторов концепции, государственный служащий - лицо, обладающее правом принятия общеобязательных решений, наделенное властными полномочиями. Предполагается значительное сокращение количества государственных служащих, что "позволит действительно поднять престиж этой профессии и поддержать его сугубо материально".

Принципы:

Принципы ГС: 1) приоритет прав и свобод человека и граж-а; 2) единство правовых и орг основ федеральной ГС и ГС S; 3) равный доступ граждан к ГС; 4) профессионализм и компетентность ГС; 5) стабильность; 6) доступность инфы о ГС; 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 8)защищенность ГС от неправомерного вмешательства в их деятельность.

1. Верховенство Конституции и ФЗ над иными нормативными актами

2. приоритет прав свободы человека и гражданина

3. единство системы госвласти разграничение предметов ведения между РФ и субъектами

4. разделение законодательной, исполнительной и судебной власти

5. равный доступ граждан к госслужбе

6. единство основных требований

7. профессионализм и компетенция

8. ответственность госслуж-х за подготавливаемые и принимаемые решения

9. стабильность кадров: классификация представленная в законе должностей – (пятая группа) высшие госдолжности, (4 группа) - главные госдолж-ти, (3 группа) - ведущие госудолжности, (2 группа) - старшие госдолжности, (1 группа) – младшие госдолж-ти.

Правовой статус гос. Служащего-это совокупность прав,обязанностей,ограничений,запретов,требований к служебному поведению,опред 79 ФЗ,Ук През «Об утверждении общих принциповслужебного поведения гос.служащих»,Кодексом этики и служебного поведения»)

Госслужащие обеспечивают сохранение констит-го строя, соблюдение конституции, добросовестно исполняют долж-е обяз-ти, обеспечивают соблюдение прав и зак-х интересов граждан, соблюдают правила внутре-го трудового распор-ка, хранят гос и иную тайну.

Госслужащий имеет ряд ограничений : не имеет права заниматься другой оплачиваемой деят-ю, кроме педагог-й, научной и творческой, быть депутатом законодательного органа, органов местного самоуправления, заниматься предпринимательской деят-ю, получать гонорары за публикации и выступления в качестве госслужащего, получать от физии-х и юриди-х лиц подарки, оплату развлечений, денежное вознаграждение,участвовать на платной основе в управлении коммерческой организ,замещать должности ГС в случае избрания на гос.должности,выборные должности МСУ,выборные должности в профсоюзе,запрет на осущ предприн.деят,

Право поступления на госслужбу не моложе 18 лет, владеющий гос-м языком, высшее профессиональное образование.

    Муниципальная публичная власть и местное самоуправление. Правовые основы и гарантии местного самоуправления.

Существуют различные виды публичной власти. Госуд. Власть распростр-ся на всю территорию гос-ва и даже вне ее, гос-я власть субъектов РФ – на его территорию. Местное самоуправление – власть коллектива населения в пределах определ-й территории и в пределах полномочий, установл-х конституцией и законом, публичная негосуд-я власть народа, муници-гообразов-я, власть территор-го публичного коллектива. Она использ-ся для решения вопросов местного значения и осущ-ся гражданами путем применения прямой демократии или ч/з избираемые органы. Все эти институты непосредст-й и представит-й демократии в муници-х образованиях наз-ся местным самоуправлением. Местное самоупрвление в России – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установл-х федер-ми законами и конституцией, а в определ-х случаях – основными законами субъектов РФ, самостоятельно и под свою ответств-ть решение населением вопросов местного значения.

Правовые основы . Структура и деят-ть местного самоуправл-я регулир-ся в России многими правовыми актами:

Акты международного права. Это общепризнанные принципы и нормы международного права,

а также международные договоры, ратифицированные государством. Важнейший – Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. : признание местного самоуправления одной из важнейших основ демократического общества.

Конституция РФ (ст. 12, гл. 8 ст.130-133).

ФЗ №131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации МСУ в РФ»

ФЗ №25 от 02.03.2007 «О муниципальной службе в РФ»

указы Президента РФ; постановления Правительства РФ «О фед. реестре МО в РФ»;

уставы муниципальных образований ;

законы субъектов Федерации (№113-оз «Об отдельных вопросах мун. службы в ХМАО-Югре»);

другие правовые акты конкретного муниципального образования.

Гарантии местного самоуправления . Различают юрид-е, полит-е и экономич-е гарантии.

Юридич-е гарантии установлены Конституцией РФ, Конституциями субъектов, Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправл-я и др. законодат-ми актами. Согласно Конституции местному самоуправл-ю гарантир-ся право на судебную защиту, на компенсацию дополнит-х расходов, возникших в результате решений, принятыми органами гос. власти.

Политич-е гарантии обеспечив-ся единством власти народа. Чем прочнее будет положение муници-х образований, тем успешнее будет развиваться страна.

Экономич-е гарантии обусловлены существованием у муницип-х образований своей собств-ти, своего бюджета, своих предприятий и учреждений, отчислениями им от федер-х налогов и налогов субъектов РФ, предоставлением субвенций со стороны Федерации и субъектов РФ.

В России несколь-ко видов субъектов Федерации. Статья 1 Конституции РФ определяет, что в состав РФ входят республики, края, облас-ти, города федерального значения, автономная область, ав-тономные округа. Все субъекты равноправны.

Наша Конституция допускает принятие в состав РФ нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федераль-ным конституционным законом.

Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы российского федерализма :

Государственная целостность. Несмотря на то, что республики в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ называются «госу-дарствами», они, как и другие субъекты, не имеют полной самостоятельности. Территория федерации состоит из терри-тории ее субъектов, которые не имеют права свободного вы-хода из Российской Федерации.

Единство системы государственной власти . Субъек-ты федерации самостоятельно устанавливают свою систему органов государственной власти. Их власть, так же как и фе-деральная, делится на законодательную , исполнительную и судебную . Но решения органов государственной власти субъектов не должно противоречить федеральным решени-ям. Поэтому по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения федерации и субъектов органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В случае противоречия актов субъектов федерации федеральным актам Президент РФ может приостановить действие акта субъекта до решения это-го вопроса соответствующим судом.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государ-ственной власти субъектов Российской Федерации. Разграничение полномочий происходит следующим образом. Конституция РФ содержит два списка. Первый устанавливает предметы исключительного ведения России (ст. 71). Это те полномочия, по которым решения следует принимать только на федеральном уровне. Второй список включает предметы совместного ведения органов власти РФ и органов власти субъектов РФ (ст. 72). Это круг полномочий, по которым решения принимаются со-вместно Федерацией и ее субъектами. Конституция не содер-жит третьего списка, так как в нем нет необходимости: все вопросы, которые не вошли в первые два упомянутых пе-речня, самостоятельно решаются органами власти субъектов РФ (ст. 73).

Провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации. Все субъекты РФ между собой равноправны, не важно, является субъект республикой или городом феде-рального значения. Все субъекты имеют равные права при проведении выборов в Государственную Думу, представители от каждого субъекта входят в состав Совета Федерации. Им пре-доставлены равные основания для заключения договоров о раз-граничении предметов ведения и т. д. Естественно, различные субъекты РФ обладают различными экономическими, социаль-ными и политическими особенностями. В то же время респуб-лики поставлены в привилегированное положение по сравнению с другими субъектами РФ, но об этом ниже.


Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации . Данный принцип гарантирует всем проживаю-щим в России народам, независимо от численности, одина-ковые права, в том числе на избрание своей национальной государственности в составе РФ.

Основы конституционного статуса Российской Федера-ции и субъектов Российской Федерации

Конституционный статус России — это главнейшие черты российской федеративной государственности.

Основы конституционного статуса РФ определяются следующими госу-дарственно-правовыми признаками:

1. Российская Федерация — суверенное государство; су-веренитет распространяется на всю территорию России; это значит, что суверенитет принадлежит только России в целом, но не ее субъектам в отдельности;

2. Российская Федерация имеет территорию , которая включает в себя территории субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции РФ);

3. Единое гражданство РФ , в соответствии со ст. 6 Кон-ституции РФ гражданство РФ является единым и равным не-зависимо от оснований приобретения; каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свобода-ми и несет равные обязанности;

4. Наличие высших органов государственной власти ; в соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Соб-рание (Совет Федерации и Государственная Дума), Прави-тельство РФ, суды РФ;

5. Единые Вооруженные Сил ;вопросы обороны и безо-пасности находятся исключительно в ведении РФ; субъекты не имеют своей армии;

6. Единая Конституция и правовая система ; конститу-ция РФ имеет высшую юридическую силу, применяется на всей территории РФ; правовая система Российской Федера-ции состоит из иерархии нормативных актов: Конституция РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов РФ;

7. Единое экономическое пространств ; в Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей ее территории; не допускается уста-новление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

8. На территории РФ установлена единая денежная система: денежной единицей в РФ является рубль;

9. Право участия в международных объединениях; ст. 79: Конституции РФ регламентирует, что РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными дого-ворами, если это не влечет ограничений прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституци-онного строя РФ;

10. Государственным языком РФ на всей ее территории яв-ляется русский язык (ст. 68 Конституции РФ); республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах костного самоуправления, государственных учреждениях республик;

11. Государственные символы РФ ; Россия имеет свои флаг, гимн, герб и столицу.

Понятие федерализма означает государственный принцип, основанный на признании федеративного устройства страны как наиболее предпочтительного, а также стремление объединить несколько государств в одно, либо превратить существующее унитарное государство в федеративное (именно последнее послужило причиной боевых действий на юго-востоке Украины). Итак, рассмотрим понятие федерации .

Федерация (или федеративное государство ) - это вид государственного устройства, в котором его составные части являются государственными образованиями. Конечно, эти образования не обладают государственным суверенитетом (как в случае конфедерации ), но имеют максимально широкие полномочия в своей внутренней политике . Их также называют субъектами федерации .

Россия, США, Канада, Австралия, Германия, Австрия, Мексика, Бразилия и даже маленькие Бельгия и Швейцария - все это федеративные государства.

Признаки федерации.

  1. Наличие составных частей - республик, штатов, эмиратов, кантонов, земель и т.д.
  2. Отношения между федерацией и ее субъектами регулируются федеральной конституцией.
  3. Внешнеполитическую деятельность ведут федеральные органы власти от лица всех субъектов.
  4. Двухпалатная структура федерального парламента - одна является органом федерального правительства, другая представляет интересы субъектов федерации (это обязательный признак федеративного государства).
  5. Субъекты федерации могут издавать свою собственную конституцию, указы и другие нормативно-правовые акты , которые будут легальны на их территории наравне с федеральной конституцией и федеральными законами.
  6. Субъекты федерации могут иметь свой флаг, герб, гимн и все прочие признаки государства, кроме государственного суверенитета.
  7. Субъекты федерации не могут быть независимым субъектом международных отношений.

Виды федераций.

Согласно конституционно-правового статуса субъектов выделяют:

  • симметричные федерации - с одинаковым правовым статусом субъектов (США, Германия, Австрия);
  • ассиметричные федерации - в России, например, автономные республики и округа, области, края и города федерального значения имеют различный конституционно-правовой статус.

По особенностям формирования:

  • территориальные (по географическому признаку, например, США, Германия);
  • национальные (по этническому признаку, например, Чехословакия, Югославия);
  • комбинированные (содержат черты первых двух - Российская Федерация).

По типу образования:

  • конституционные - на базе ранее существовавшего унитарного государства (иногда империи) - Россия, Германия, Бразилия;
  • договорные - путем заключения договора между независимыми государствами (США, Швейцария, с определенными оговорками - СССР).

По степени централизации:

  • централизованные (Россия, Германия);
  • децентрализованные (Швейцария, которая продолжает именовать себя конфедерацией, но по сути уже давно является децентрализованной федерацией).

Еще один вид - «мягкая федерация», то есть федерация, субъекты которой имеют свободное право выхода из состава (сецессия). Реально существующие мягкие (или рыхлые) федерации - Босния и Герцеговина, а также неофициально - Европейский Союз. Некоторые исследователи считают, что еще один кандидат в «мягкие федерации» - союз России и Белоруссии. Кроме того, такой федерацией должен был стать обновленный Советский Союз (Союз Суверенных Государств - на основании всесоюзного референдума о сохранении СССР 17 марта 1991 года), но августовский путч все испортил.

Форма правления, такая как демократия, к которой так стремится Российская Федерация, невозможна без соблюдения фундаментальных прав и свобод человека, без без свободы слова и многих других принципов правового государства.

Для начала необходимо понять, а что же такое федерализм и в чем заключаются его основные и бюджетные принципы. Федерализм - это единая система внутри одного государства, разделенная на области, которые отчасти сохраняют свою самостоятельность в экономических, политических, социальных, культурных и других сферах жизни общества. Иными словами, каждый субъект государства с имеет право на внесение поправок в местное законодательство, а также на распределение бюджетных средств.

Развитие федерализма в России имеет долгий и С введением Конституции, принятой на в 1993 году, Россия получила статус федерации. В статье 5, части 3 Конституции РФ прописаны основные принципы федерализма. Итак, основные принципы федерализма заключаются в том, что:

  • Во-первых, каждый субъект федерации (край, автономный округ, область, автономная область, имеет собственное законодательство и устав. Республики имеют Конституцию и местное законодательство.
  • Во-вторых, происходит разделение предметов ведения между органами территориальных единиц федерации и органами государственной власти.
  • В-третьих, несмотря на размеры территории, все субъекты РФ имеют равные, одинаковые права и общий экономический, политический, социальный статус.
  • В-четвертых, Конституция закрепляет принцип федерализма, гласящий о том, что все народы, которые проживают на равны и имеют право на самоопределение (то есть право обозначать свой политический статус внутри государства, культурный, социальный курс развития общества, изменять территориальную форму и др.).
  • В-пятых, несмотря на разграничение областей ведения между органами государственной власти и органами субъектов, на территории государства существует единая, целостная система правления.

Безусловно, принципы федерализма, закрепленные в статье 5 Конституции РФ, необходимы для создания демократического государства. Но если проанализировать современную российскую действительность с её многонациональным народом и огромной территорией, принципы федерализма открывают колоссальное количество проблем, которые требуют незамедлительного решения (это и равные дотации в субъекты РФ для поддержания экономики, и ущемление прав граждан по национальному признаку, и др.).

В Конституции РФ прописаны и основные принципы бюджетного федерализма (статья 73). Принципы бюджетного федерализма означают то, что каждая территориальная единица федерации обладает самостоятельностью в бюджетной деятельности. Но бюджетная деятельность субъектов РФ не должна расходиться в принципах проведения единой государственной целями, задачами и курсами развития экономики федерации в целом, реализация которых должна происходить из средств федерального бюджета.

Основным принципом бюджетного федерализма в РФ является то, что на всей территории государства существует единая налоговая и бюджетная система. Единство или целостность бюджетной системы заключается в том, что, во-первых, в федерации существует единая денежная система, а, во-вторых, за нарушения законодательства, касающегося бюджета РФ, применяются одни и те же санкции. Второй принцип бюджетного федерализма заключается в самостоятельности бюджетов субъектов, иными словами, территориальные единицы имеют право в пределах компетенции осуществлять бюджетный закреплять налоговые сборы, а также разрабатывать планы по расходам и получениям финансов. Третий принцип - равенство бюджетных прав.

Федерализм (от лат. {ейегаЪе -- союз, объединение) -- понятие, обычно относимое к ряду политико-правовых. И это верно, если иметь в виду лишь принцип территориальной организации государства. Однако уже с первых шагов исторической жизни этого понятия, связанного с созданием федеративного государства США (1787) оно, по крайней мере имплицитно, несло в себе политолого-управленческий смысл. А. Токвиль, исследовавший американскую демократию, отмечал: «Американцы столкнулись с первой трудностью, речь шла о разделении власти таким образом, чтобы различные штаты, входящие в состав Союза, продолжали управлять своими делами самостоятельно во всем, что касается их внутреннего благосостояния, и чтобы при этом вся нация, представленная Союзом, существовала как единое целое и обладала бы властью, необходимой для обеспечения всех общих для нее потребностей» . Стало быть, для родоначальников федерализма последний означал, во-первых, четкое разделение властных и управленческих полномочий между Союзом (государством), представляющим всю нацию, и штатами -- отдельными частями Союза; полномочия первого необходимы для обеспечения общих для всей нации потребностей и существования Союза (государства) как единого целого, а полномочия штатов -- для самостоятельного управления делами, касающимися обеспечения их внутреннего благосостояния; во-вторых, установления взаимоотношений штатов с Союзом по принципу части и целого; самостоятельное управление штатами своими делами осуществляется в рамках целостного, единого государства; в-третьих, организацию такой формы территориального разделения власти, при которой осуществляется демократическое управление общими государственными делами и жизнью штатов, сочетается государственное управление с самоуправлением.

В дальнейшем американская модель федерализма трансформировалась применительно к особенностям конкретных государств. В частности, в одних странах федерализм характеризует территориальную форму организации государственной системы, в других, как в России, -- национально-территориальную. Американская модель исключает принцип рецессии (выхода) штата из союза, тогда как в России такой запрет отсутствует. Основные же черты американской модели сохранились и стали классическими принципами федерализма.

В настоящее время в мире существует много федеративных государств -- и крупных, и сравнительно небольших. Среди них и страны с высоким уровнем капиталистического развития, и новые индустриальные страны, и развивающиеся государства.

Российская Федерация -- самая многочисленная по количеству объединяемых ею субъектов. В государствах, сравнимых с Россией по таким параметрам, как площадь территории проживания или численность населения, почти в 2 раза или даже в 2-- 3 раза меньше входящих в них субъектов Федерации. Так, в США 50 штатов, в Индии -- 32 (25 штатов и 7 союзных территорий), в Канаде -- 12 (10 провинций и 2 территории). В Аргентине -- 22 провинции и 1 национальная территория, в Австралии -- 6 штатов и 2 территории, в Германии -- 16 земель. В Нигерии 36 субъектов федерации, в Мексике -- 31, в Бразилии -- 26, в Венесуэле -- 22. Есть и другие федеративные государства, с меньшим числом входящих в них штатов, земель, провинций или территорий (Австрия, Австралия, Малайзия и др.).

Современный федерализм -- это национально-территориальная форма разделения власти и объектов управления между центральным (общегосударственным) субъектом и региональными субъектами, обеспечивающая самостоятельное управление ими делами регионов в рамках единого государственного союза, наделенного полномочиями для защиты и реализации интересов всего сообщества. Федеративная система представлена несколькими государственными субъектами, объединившимися в единый политический союз для реализации общих целей. Субъекты образуются по территориальному или национально-территориальному признакам.

Являясь исторически необходимой формой государственного устройства, федерализм вместе с тем есть и принцип функционирования специфической системы государственного управления в многосоставном обществе, в котором субъекты федеративных отношений выступают самостоятельными полюсами разделенной власти и одновременно как части целого, как основные составляющие единой системы управления. Специфика федерализма как формы организации государственной власти и принципа управления заключается в способе разделения труда (властных и управленческих функций) между государственными субъектами различных уровней системы управления, в территориальном разграничении объектов их деятельности и в сочетании централизации и децентрализации власти. Федерализм означает усиление демократии в управлении государством; процесс принятия решений распределяется между несколькими уровнями системы, а не сосредоточивается в одном месте, как это происходит в централизованном государстве. Участие граждан в управлении государственными делами становится доступней и эффективней.

Децентрализация власти и управления в федерации осуществляется в горизонтальном и в вертикальном планах. Горизонтальное разделение заключается в воспроизведении в рамках территорий федеральных субъектов трех видов государственной власти и органов управления: законодательных, исполнительных и судебных. Вертикальное разделение выражается в образовании двух-трех уровней власти и управления: федерального (высшего), регионального (субъектов Федерации) и местного самоуправления. Такова, например, вертикальная структура власти и управления в России. А, скажем, федерализм в Австралии характеризуется преимущественно двумя уровнями государственного управления.

Федерализм как принцип государственного управления включает обязательное сочетание функционирования относительно самостоятельных (автономных) территориальных центров (субъектов Федерации) с существованием и реализацией единой системы власти и управления, с высшим федеральным центром. Территориальное распределение полномочий относительно, ибо центр и субъекты федерации действуют бок о бок на одной и той же территории, управляют одним и тем же ее населением, имея хотя бы одну сферу общественной жизни, по отношению к которой каждый их них может принимать окончательные решения. Для центра -- это сфера интересов всего общества, для субъекта федерации -- сфера интересов отдельного регионального сообщества. К примеру, на территории субъекта РФ действуют одновременно органы федеральной власти и управления: Полномочный представитель Президента России, органы МВД и ФСБ, налоговая инспекция, прокуратура и др. -- и областное (республиканское) правительство. Те и другие функционируют на одной и той же территории и управляют одним и тем же сообществом людей. Однако сферы их деятельности и функции различны. Они очерчены Конституцией РФ и были конкретизированы Договором между Федеральным центром и субъектом Федерации. Руководство субъекта РФ может принимать окончательные решения в границах предметов ведения и полномочий, предусмотренных Основным Законом государства и указанным Договором.

Нарушение установленного соотношения полномочий региональных субъектов и Федерального центра: смещение акцентов на региональную децентрализацию власти и управления или, наоборот, на концентрацию властных и управленческих функций в Федеральном центре -- подрывает федерализм. Объективная мера сочетания централизации и децентрализации власти и управления определяется совокупностью условий, при которых реально возможно единство системы управления и целостность государства. Субъективно -- мера сочетания устанавливается законодателем и руководящими органами в соответствии с пониманием ими реальной структуры общества, уровня и характера социально-экономических различий между территориальными и этнонациональными сообществами, а также конкретной ситуации в стране, складывающейся на том или ином историческом этапе развития. Отсюда возможность неоднозначного выбора вариантов построения федеративной системы с соответствующими последствиями для управления.

Федерализм как принцип внутригосударственных отношений и территориально-вертикальной формы распределения власти и управленческих функций -- не алгоритм, воспроизводимый в государственной системе без каких-либо противоречий и конфликтов. Противоречия возникают между центром и региональными субъектами: между единством государственного союза, потребностью реализации федеративной власти, с одной стороны, и относительной самостоятельности субъектов Федерации, реализацией власти на уровне регионов и местных сообществ, с другой; между объективно необходимой тенденцией централизации власти и управления и потребностью их децентрализации. Они естественны, поскольку реальны существенные различия государственных, региональных и местных интересов, а в кризисных ситуациях -- даже противоположность общих, территориальных и частных интересов. В переходные периоды, как, например, на современном этапе в России, на противоречия постоянные, естественные наслаиваются противоположности, разделяющие власти и отдельные слои населения, центр и некоторые региональные общности по вопросам, связанным с отношением к старым и новым государственным структурам и социально-политическим институтам. Основой деятельности по разрешению внутрифедеральных противоречий является государственная региональная политика, обеспечивающая самостоятельность региональных центров власти и субъектов управления и одновременно доминирование в конституционных рамках Федерального центра. Принципы субсидарности (договоренности), партиципации (участия), арбитрирования (обращение в случае конфликта к арбитру-посреднику) составляют органически взаимосвязанные элементы политического государственного руководства федеративными отношениями . Методологическим критерием разрешения противоречий служит требование достижения сочетания противоположностей, баланса интересов Федерального центра и конкретного регионального субъекта.

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...