Профессиональные жалобщики: разбойники или санитары леса? Готовится законопроект против профессиональных жалобщиков Жалобы в уфас как бизнес.


12:46 23.07.2018

В нем приняли участие руководители и специалисты антимонопольного ведомства - начальник регионального управления Юрий Гребнев, сотрудник управления Ирина Самойлова, директор Центра закупок Рязанской области Юлия Косыч, лидер рязанского областного отделения ОПОРЫ РОССИИ Людмила Кибальникова, председатель Комитета по госзакупкам рязанской ОПОРЫ Алексей Анисимов, главы рязанских фирм и компаний.

На заседании Совета были подняты проблемы, связанные с описанием объекта закупок в соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Сделано это было на примерах рассмотренных жалоб Рязанским УФАС России.

Так, самым распространенным нарушением требований закона о контрактной системе при описании объекта закупки остается установление требований к товарам, подлежащим описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие, предусматривающие указание конкретных показателей о химическом составе таких товаров, которые становятся известными только в результате испытаний таких товаров. Еще одним наиболее частым нарушением требований закона о контрактной системе при описании объекта закупки является установление требований к характеристикам необходимого к поставке товара «под одного производителя». Иногда, чтобы закупить товар конкретного производителя, заказчики «списывают» у него технические характеристики товара и тем самым ограничивают количество участников.

Была поднята актуальная тема и профессионального обжалования в сфере госзакупок. Это тот случай, когда реальных намерений заключить контракт по результатам оспариваемой процедуры у участников нет. То есть, все действия «профессиональных жалобщиков» обусловлены корыстными мотивами и направлены на получение определенного, выгодного для них результата закупки.

По словам руководителя Комитета по гозакупкам рязанской ОПОРЫ РОССИИ Алексея Анисимова, «часто такие жалобы служат инструментом приостановки торгов и, как следствие, затягивания закупки».

На заседании Совета при УФАС были предложены следующие варианты решения этой проблемы. Как-то изменение сроков подачи жалобы на действия лиц, осуществляющих закупки; введение запрета на отзыв жалобы; оставление жалобы без рассмотрения, если заявитель не обеспечивает на заседании комиссии явку своего представителя; введение госпошлины при подачи жалобы и тому подобное. Проблема, несомненно, сложная, и ее необходимо решать. На заседании Комитета по госзакупкам рязанской ОПОРЫ в самое ближайшее время мы обсудим с предпринимателями данный вопрос и направим свои конкретные предложение в региональное антимонопольное ведомство, - отметил он.

Каждому организатору торгов рано или поздно придется с этим столкнуться. Вы можете знать 44 и 223 Федеральные законы наизусть, вы можете быть самым внимательным человеком в мире, можете иметь врожденный иммунитет к коррупции, но все равно однажды утром вы обнаружите на своей электронной почте уведомление о поступлении жалобы в УФАС и требование о приостановлении закупки.

Долгое время это грозило только незапланированной поездкой в районный центр, подготовкой документов и потерей времени. В основном Поставщики жаловались, на необоснованное отклонение, завышенные требования или просто на то, что результаты закупки их не устраивают и выиграть должна была именно их фирма.

Жалобы в УФАС как бизнес

Однако прогресс не стоял на месте, и к началу 2016 года в обиходе все чаще стало появляться выражение «Профессиональные жалобщики». Первыми тревогу забили Управления Федеральной Антимонопольной службы Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Именно этот регион стал пилотным у борцов за честные закупки. В первом квартале года группа из 5-7 компаний завалила управления жалобами на действия заказчиков. Справедливости ради, необходимо отметить, что более 70% жалоб были признаны обоснованными, и какая-то их часть была отозвана.

Уже к середине года Заказчикам стало ясно, что теперь им противостоят не штатные юристы организаций, а команды профессионалов, цель которых - не победить в закупке, а «развалить» ее. Так в сфере Государственных закупок родился новый бизнес.

Схема работы «профессиональных жалобщиков»

Схема оказалась довольно проста. После подачи жалобы Заказчика и победителя закупки могло ожидать несколько сценариев развития событий:

  1. Жалобщики предлагали отозвать свою жалобу за вознаграждение. Расчет был на то, что победителю легче заплатить отступные, чем рисковать победой в закупке. Заказчик же избавлялся от потенциального штрафа и перспективы проведения закупки заново.
  2. Жалобщики не останавливались до тех пор, пока не добивались победы в торгах фирмы, оплатившей подачу жалоб.

Методы борьбы с «профессиональными жалобщиками»

Такое положение дел не могло устраивать Заказчиков, и жалобщикам была объявлена война. В СМИ были заброшены сообщения о том, что такое поведение «участников заказа» наносит не поправимый вред экономике страны, а срывы процедур мешают плановым ремонту и строительству объектов. Участники закупок обвинялись в вымогательствах и шантаже.

На стороне Заказчиков выступило и УФАС, предложив ввести государственную пошлину за подачу жалобы. К счастью или сожалению поставщиков, данное предложение не нашло поддержки, либо проанализировав количество обоснованных жалоб и вспомнив об определении плательщика пошлины после вынесения решения, решили от него отказаться.

Жалобщики же, в свою очередь, все обвинения в нечестной игре отрицали. По их словам ничего противозаконного в их действиях нет, а причинами своих жалоб называли погрязших в коррупции организаторов закупок и ограничение участников путем прописывания документации под определенного поставщика.

В конце концов, шумиха вокруг ситуации только усугубила положение Заказчиков. И уже десятки последователей ООО «Стройинвест», ООО «Гарантстрой» и др. распространили эту деятельность по всей стране.

Заключение

В околозакупочном сообществе отношение к жалобщикам разделилось. Одни считают их преступниками. Другие, поддерживают такие методы, считая, что только ими можно навести порядок в Государственных закупках и поставить на место вконец обнаглевших от безнаказанности Заказчиков.

Добросовестным же Заказчикам в этой ситуации можно посоветовать только постоянно совершенствоваться в знании закона, следить за его изменениями и помнить, если не нарушать закон, то и оснований для жалоб не будет.

Власти Крыма направили в Министерство экономического развития РФ ряд предложений по усовершенствованию 44-ФЗ. В частности, предлагается запретить неучастникам торгов обжаловать их результаты, отмечает глава республики Сергей Аксенов. Таким образом планируется бороться с жалобщиками, из-за которых страдают стратегически важные стройки. Как контролирующим органам рассматривать такие жалобы и не нарушать права граждан, рассказали эксперты рынка электронных торгов.

Чтобы посторонние не могли жаловаться на торги, власти Крыма подготовили предложения по изменению 44-ФЗ. По их мнению, из-за строительство стратегически важных объектов нередко отстает от графика из-за того, что любой человек может подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу РФ и тем самым приостановить торги по определению необходимого подрядчика. Пакет поправок направлен в Министерство экономического развития РФ, где на вопросы об изменениях не ответили.

Начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов рассказал Т94, что эти предложения не поступали в центральный аппарат ФАС, поэтому дать им оценку пока невозможно. При этом он объяснил, что ФАС, получая жалобу, приостанавливает не всю закупку, а только этап заключения контракта. По его словам, возможны три варианты развития событий:

1. Если жалоба признается необоснованной, то этап заключение контракта разблокируется, и заказчик, не потеряв времени, продолжает закупку.

2. Если жалоба признается обоснованной, и комиссия ФАС России выявляет формальные нарушения закона, этап заключения контракта также разблокируется, а заказчику выдается предписание не применять при проведении закупки положения, нарушающие нормы 44-ФЗ.

3. Если жалоба признается обоснованной, и комиссия ФАС России выявляет серьезные нарушения норм закона о контрактной системе, заказчику выдается предписание о внесении изменений в закупочную документацию. Заказчик должен исполнить предписание в течение 20 дней.

"Таким образом, ФАС реагирует на характер выявленных нарушений, – комментирует Артем Лобов. - С принятием поправок в 44-ФЗ и вступлением в силу соответствующих норм с 31 декабря 2017 г., жалобы от физлиц на закупки, требующие наличие специальной правоспособности (например, лицензии или допуска СРО), участниками которых они не являются, рассматриваются в качестве обращений в рамках закона о порядке рассмотрения обращений граждан (59-ФЗ). ФАС вправе провести внеплановую проверку по такому обращению, не приостанавливая действие этапа заключения контракта".

Почему власти Крыма пришли к решению изменить контрактную систему, объясняет директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. Он напомнил, что в 2014 г. "Деловая Россия" и бизнес-обмудсмен Борис Титов предлагали объявить Крым и дальний Восток территориями свободными от 44-ФЗ из-за того, что процедурный контроль в этих регионах идет в ущерб контролю за результатами и финансовому контролю. "Такой системы нет ни в одной стране мира. Процедурный контроль не просто неэффективен, а вреден, – поясняет Алексей Ульянов. – К примеру, ситуация, когда регион проводит два тендера – один на 500 млн руб., а другой на 5 млн руб. На первый заявились две крупные и известные в регионе фирмы, а на второй - 15 субъектов МСП. По первому цена упала на 0,5%, по второму на 35%, в результате один победил, 14 проиграли. Как вы думаете, по какой процедуре в ФАС будет подано ноль жалоб, а по какой - 14? Другими словами, процедурный контроль "заточен" на отрицательную селекцию: в среднем по контрактной системе РФ 1,8 участника тендера и среднее падение цен – 8%, а по оспоренным ФАС торгам – 3,7 участника и 15% падение. То есть ФАС "сносит" более конкурентные торги с большим падением цен. При этом, 3/4 контроля ФАС приходится на мелкие закупки, которые в развитых странах вообще не контролируются".

Эксперт также отметил, что в России сложился класс профессиональных жалобщиков и гринмейлеров, которые зачастую связаны с нечистыми на руку чиновниками ФАС. От них страдают и добросовестные участники, и бюджет страны в целом, строительство важных объектов затягивается, а то и вовсе срывается. "Разумеется, в первую очередь от гринмейлеров страдает производственный малый и средний бизнес, ведь у крупных игроков больше возможностей отбиться или повлиять на гринмейлеров. В результате в госзаказе растет монополизация, издержки борьбы с гринмейлерами вкладываются в цену. "Деловая Россия" предлагала ввести пошлину за рассмотрение жалоб участников госзаказа – это могло хоть как то ограничить масштаб гринмейла и вывести из-под контроля закупки на сумму менее 400-500 тыс. руб. Эти предложения поддержали многие территориальные управления ФАС, которые буквально завалены жалобами, но центральное руководство антимонопольной службы их отвергло", - говорит Алексей Ульянов. Он предлагает своего рода программу-минимум: ввести пошлину и не контролировать мелкие закупки. Программа-максимум, по его мнению, - перейти к полноценному контролю за результатами и финансовому контролю, что позволит полностью отказаться от контроля процедур. Разумеется, это потребует изменения либо полной замены 44-ФЗ.

"Надо снять необоснованные ограничения на использование лучших мировых закупочных практик и расширить конкурентные механизмы – разрешить конкурентные переговоры, переторжку, закупку биржевых товаров на бирже, отменить аукционный перечень, разрешить заказчику выбирать любые конкурентные способы закупок. Это снизит долю закупок у единственного поставщика. Также нужно разрешить определять в целях минимизации риска и развития конкуренции не одного, а нескольких победителей", - отмечает Алексей Ульянов.

При всем этом права граждан не пострадают – любой запрос и жалобу любой госорган обязан рассмотреть в течение 30 дней. Но работники контрольных органов должны нести материальную и дисциплинарную ответственность за ущерб в результате рассмотрения необоснованных жалоб.

Георгий Сухадольский, руководителя аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки" считает, что в этом вопросе все-таки должен быть баланс интересов и приоритет целей, чтобы не получилось как в известной поговорке "за двумя зайцами погонишься…".

"Для начала надо определиться, что является более важным для стратегически строек – борьба с коррупцией и безоглядное право любого подать жалобу на любой стадии проведения закупки или своевременное возведение объекта, - отмечает он. - Но при любом обжаловании жалобщик должен сначала доказать, как именно обнаруженное нарушение повлияло на его личные права и интересы. Например, в некоторых странах обжаловать выбор победителя имеет право только занявший второе место, т.е. исключительно лицо, которое потенциально может занять место победителя, и никто более".

"44-ФЗ является одним из самых обсуждаемых законов. При этом эффективность работы в рамках данного закона ежегодно повышается, - комментируют представители комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок. - Считаем необходимым отметить, что в рамках своего выступления на итоговой пресс-конференции Сергей Аксенов высказался не только за изменение положений 44-ФЗ, но и за повышение квалификации кадров, которые работают в системе государственных закупок Крыма. Также было отмечено, что в закупках Крыма принимают участие компании, которые, сталкиваясь на практике со сложностью поставок, срывают сроки исполнения контрактов, в которых они победили с заниженной стоимостью. Говоря о "профессиональных жалобщиках" в рамках 44-ФЗ, необходимо отметить, что закон четко регламентирует процесс закупок, тем самым уменьшая процент необоснованных обращений. При этом важно помнить об открытости процедур закупочной деятельности в рамках 44-ФЗ и недопустимости уменьшения контроля за такими процедурами, в том числе и с помощью общественного контроля. Комитет готов проработать проблемы, которые возникают у крымских заказчиков, и постараться помочь в их скорейшем устранении".

Термины «госзакупки» и «тендеры» в настоящее время настолько популярны, что о них не слышал только ленивый. Эти понятия очень плотно вошли в наш обиход и все чаще встречаются в прессе, на телевидении и в повседневной жизни.

Но не каждый понимает, что это такое. И даже люди сведущие не однозначны во мнении: к примеру, несмотря на свою популярность, отношение к закупкам среди поставщиков противоречивое.

Сегодня мы беседуем с Алексеем ПОПОВЫМ, начальником Управления муниципальных закупок Окружной администрации г. Якутска.

— Алексей Юрьевич, чем же конкретно занимается ваше управление? И насколько его существование необходимо и оправдано?

— Наша цель — обеспечение потребности в товарах, работах и услугах, необходимых для решения задач жизнеобеспечения жителей города Якутска. Мы работаем в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

— Победителей тендеров определяете вы?

— В городе у нас 210 муниципальных заказчиков, которые работают по 44-ФЗ, все они централизованы через уполномоченный орган – Управление муниципальных закупок, который размещает закупки на официальном сайте РФ — zakupki.gov.ru, что является нашей основной задачей. И вторая наша задача – определение поставщика или определение победителя. Вроде бы просто сказано? Но для этого необходимо владеть соответствующей квалификацией и знаниями в области 44-ФЗ.

Жалобщики или мошенники?

Ситуации случаются достаточно непростые. Хотя закон и вступил в силу в 2014 году, но до сих пор есть много спорных вопросов, по поводу которых нет ни судебной практики, ни прецедентов. В случае несогласия с решением комиссий по определению поставщика, а также на положения документации любое лицо имеет право обратиться с жалобой в контрольный орган — Управление федеральной антимонопольной службы по РС(Я).

В торгах, как и в спорте, в любом случае есть проигравшие и один победитель. Но проигравшие могут быть не согласны и имеют право подать жалобу в течение 10 дней со дня размещения итогового протокола. А пока идет прием заявок, подать жалобу может абсолютно любой – физическое или юридическое лицо как с республики, так и из других регионов.

Кстати, если говорить о жалобах, то в прошлом году следует отметить значительное снижение обоснованных и частично обоснованных жалоб на 57 % по сравнению с предыдущим годом и увеличение необоснованных жалоб на 58 %.

Жалобы в основном поступают на описание объекта закупки, на технические характеристики и на проекты контрактов. Жалобу должны рассмотреть в течение пяти рабочих дней. Кстати, на сегодня появились так называемые «профессиональные» жалобщики, в основном с других регионов. В прошлом году у нас активно «светился» такой жалобщик из Башкортостана — около 130 жалоб по всей республике!

Цель жалобщиков-рекордсменов видна как на ладони. Это вымогательство денег у победителей. Такой вот новый вид мошенничества.

По словам Алексея Юрьевича, закон гласит: если жалоба отзывается до ее рассмотрения, то она не рассматривается контрольным органом. А это значит, что победитель, не желая тратить время и нервы на рассмотрение жалобы, просто откупился от мошенника.

— На этого жалобщика мы заявляли в правоохранительные органы, и от УФАСа тоже было обращение. Если выявляются подобные случаи, этим вопросом занимаются соответствующие органы. А эта личность в прошлом году пропала из поля зрения, но не факт, что не «всплыла» под другой «крышей». В этом году, к примеру, появился профессиональный жалобщик из Самары, который работает по той же самой схеме. И количество таких компаний с каждым годом увеличивается.

— Неужели с этим бороться бесполезно?

— Есть предложение от УФАС, чтобы при подаче заявки ввести оплату госпошлины. Но, на наш взгляд, особого эффекта это средство не даст – ну, что им какие-то 500 или 1 000 рублей? Капля в море. Просто вымогать станут больше. Всем – и нам, УФАС, и правоохранительным органам — все ясно, но ведь и поймать за руку практически невозможно. Электронные счета и ресурсы, карточки-однодневки – вариантов много.

Так вот, из 130 таких жалоб, по информации Алексея Попова, около 20 были такими жалобщиками отозваны. Что это означает, можно и не комментировать.

Кто меньше предложил, того и тапки

70-80 % способов закупок – это электронный аукцион. Проводятся они через пять федеральных площадок, имеющих право работать по 44-ФЗ. Аккредитация на электронной площадке, получение электронной подписи, подача определенного пакета учредительных документов – и можно участвовать в электронных аукционах. Ну и еще необходимы денежные средства в качестве обеспечения заявки. Мониторить закупки можно как на единой информационной системе РФ — zakupki.gov.ru, так и на электронных площадках. В быту этот ресурс очень часто называют просто: «сайт госзакупок». Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.

Принцип аукциона прост: кто меньше предложил – тот и выиграл.

Не нравится услуга – в «черный список»!

Если предоставляемая услуга, поставка товара, выполняемая работа не удовлетворяют заказчика – а такое бывает, к примеру, если ненадлежаще исполняют или вообще не исполняют контракт, то заказчик имеет право расторгнуть контракт. Более того, заказчик может не просто отказаться от услуг, а попросту нанести материальные убытки исполнителю. Закон обязывает заказчика недобросовестного исполнителя наказывать штрафами и неустойками, не принимать услуги, не подписывать акты приемки, расторгать в одностороннем порядке контракт. А далее – внести в реестр недобросовестных поставщиков, а это сразу появляется на сайте. Соответственно, в течение двух лет этот поставщик (исполнитель, подрядчик) просто не сможет участвовать в закупках.

— Рычагов воздействия на них много. Но дело в том, что заказчики почему-то – и я это не могу понять – идут на поводу у исполнителей. Может, считают, что так проще – просто в следующем году возьмут другого. Ведь это определенные процедуры и сроки – расторгнуть контракт, уведомить письменно за 10 дней, найти другого исполнителя. Хотя это вполне реально – ведь в почти каждой организации есть свои штатные юристы.

А ведь если всем осуществлять строгий контроль за исполнением, а за ненадлежащее исполнение наказывать рублем, то такие недобросовестные поставщики и близко не подойдут к сайту: ведь можно разориться на одних только выплатах неустойки и штрафов. И денег не получат, и штрафы оплатят, еще и в реестр недобросовестных попадут. Зачем им это? Ведь репутация – великое дело, особенно в нашем небольшом городе.

Ну и, кроме этого, у нас много другого: открытые аукционы по продаже земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, право на заключение договоров аренды земельных участков, право заключить договор о развитии застроенной территории, право заключения концессионного соглашения, проведение конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом и многое другое.

Плюс к этому Управлением муниципальных закупок проводятся различные семинары для муниципальных заказчиков городского округа «город Якутск» по применению положений закона по контрактной системе совместно с представителями электронных площадок, для представителей муниципальных унитарных предприятий, открытых акционерных обществ, бюджетных и автономных учреждении, для предпринимателей и всех заинтересованных лиц по контрактной системе в сфере муниципальных закупок в целях повышения конкуренции между участниками закупок.

В Санкт-Петербурге объявили борьбу с "профессиональными" жалобщиками, которые на торгах не редкость. За дело взялось городское управление Федеральной антимонопольной службы, которое намерено уже в первом квартале нового года начать проверки отозванных жалобы. Эксперты Т94 считают, что если опыт окажется успешным, то подобную практику можно пустить в другие регионы.

Дело в том, что "профессиональные" жалобщики обращаются в антимонопольную службу с одной лишь целью – повлиять на заказчика. Статистика следующая: за девять месяцев 2017 г. в северной столице было отозвано примерно 10% всех поданных жалоб. Многие из них, считают в УФАС, были поданы для того, чтобы подтолкнуть заказчика к диалогу. При этом сами они на контракты, как правило, не претендуют.

Как отмечают в ведомстве, проверка всех отзываемых жалоб лишит их стратегию смысла – заказчик просто не станет вступать в переговоры.

"Главная цель профессиональных жалобщиков – это получение определенного, выгодного для них результата закупки. Их деятельность наносит ущерб не только заказчикам, но и добросовестным поставщикам, участвующим в торгах, – комментирует Т94 Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловой России" по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и госкомпаний. – Зачастую жалобы служат инструментом приостановки торгов, и, как следствие, затягивания закупки. Жалобщики понимают, что в некоторых случаях, сроки закупки нельзя передвинуть, а значит можно влиять на участников торгов под угрозой их срыва. В итоге создаются условия для недобросовестной конкуренции".

Эксперт подчеркивает, что подобный опыт проверок по Санкт-Петербургу может оказаться эффективной мерой, которую в дальнейшем стоит перенять и другим регионам.

К примеру, с такой проблемой столкнулось Нижегородское УФАС, которое сейчас надеется на помощь правоохранителей. В регионе за три квартала 2017 года УФАС проверило 582 закупки, 227 из них – около 40% – оказались с нарушениями. Общая сумма наложенных штрафов – 2,25 млн руб. Количество жалоб растет – в таком небольшом регионе за девять месяцев их было 709. Из них большая часть подается "профессионалами", которые делают на этом бизнес, считают в УФАС. Региональное антимонопольное ведомство смирилось, что своими силами не справится, поэтому и надеется на помощь правоохранительных органов.

Алексей Ульянов, руководитель движения "За реформу ФАС" отмечает, что руководство того же УФАС по Санкт-Петербургу всегда поддерживало позицию движения по борьбе с "профессиональными" жалобщиками и гринмейлерами. "В частности, там поддержали наше предложение о введении пошлины за подачу жалобы в ФАС по нарушению на торгах – это могло хоть как то ограничить поток заказных жалоб. К сожалению, у руководства центрального ФАС позиция другая – они это предложение не поддержали", – рассказывает Т94 Алексей Ульянов. Он критически уточняет, что эксперты давно замечали, что руководство ФАС делает не только план на потоке жалоб. "Многие добросовестные участники заказа отмечают, что к ним обращаются некоторые граждане, шантажируя подачей жалобы в ФАС, намекают, что там все схвачено. Так они ждут, когда им заплатят отступные. Они шантажируют также и участием или неучастием в тендерах", – продолжает эксперт. Свои слова он подтверждает статистикой: более половины жалоб ФАС признает необоснованными, количество возбуждаемых дел по закупкам остается гигантским – 20-30 тысяч ежегодно. Алексей Ульянов обращает внимание, что эксперты и участники госзаказа отмечают двойные стандарты ФАС при рассмотрении схожих дел, и действительно опасаются, что от личности жалобщика многое может зависеть. При этом у ФАС возникают ошибки и первого, и второго рода – жалобы по существу часто необоснованно признаются необоснованными.

"От личности руководства теруправления в регионе тоже многое зависит. Он сможет, проводя последовательную политику, искоренить некоторых профессиональных жалобщиков. Но на их место быстро придут другие – вход-то на этот "рынок" свободен, а соблазн легкого обогащения на шантаже и "гринмейле" велик. В таком большом управлении, как Петербургское, не приставишь контролера к каждому сотруднику УФАС, чтобы проследить, не связан ли он с гринмейлерами. Поэтому без смены руководства центрального ФАС проблему, увы, не разрешить", – резюмирует Алексей Ульянов.

Среди "профессиональных" жалобщиков есть как физические, так и юридические лица. При этом в УФАС подчеркивают, что нельзя путать жалобы "профессионалов" с жалобами активистов общественных организаций, таких, как Общероссийский народный фронт или Фонд борьбы с коррупцией. Последние тоже не являются участниками торгов и не претендуют на контракты, но преследуют совершенно другие цели и помогают бороться с нарушениями.

Выбор редакции
1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....

Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...

Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...