Прямым ходом. Процедура перехода на прямые расчеты за коммунальные услуги


Причины, по которым власти выступили с инициативой перехода на прямые расчеты между собственниками и РСО, поняты: около 30 % управляющих компаний задерживают перечисление РСО средств, полученных от жильцов за коммунальные услуги. По этой причине собираемость денег у РСО составляет всего 80 %. По замыслу властей, практика прямых договоров с РСО перекроит всю систему обеспечения коммунальными услугами и снабжения коммунальными ресурсами. Как предполагается разработчиком проекта – правительством РФ, новый закон поможет сократить задолженность населения в сфере ЖКХ, которая уже достигла 1 трлн руб. и продолжает увеличиваться. Потенциально новая система сможет снизить до минимума количество просрочек в области ЖКХ, так как сейчас ситуация по долгам в этой сфере считается катастрофической.

Наличие прямых договоров подразу­мевает передачу денежных средств в качестве уплаты за коммунальные услуги от собственников в РСО, причем платить за пользование по коммунальным услугам и за жилое помещение придется по единому документу. В этом документе будет присутствовать информация о размере платы и по коммунальным услугам, и за пользование жилым помещением, имеющиеся долги за указанные услуги, а также идентификационные коды потребителя услуг и ресурсоснабжающей организации.

Что касается типовой формы такого документа, несмотря то что она утверждена правительством страны, в письменной форме его заключать необязательно. При подключении пользователя к инженерно-техническим сетям, то есть к газо- и электросети, к водоотводу и прочим коммуникациям договор заключается автоматически, что подразумевает дальнейшую оплату за потребленные коммунальные услуги. На плечи управляющей организации ложится также сбор данных, которые нужны для исполнения договоров, расчета платы и дальнейшая отправка представителям РСО. В перечень требуемых данных входят персональная информация о жильцах, потребляющих коммунальные услуги. Передача данных конкретно в этом случае не противоречит действующему законодательству. Также обязательно включается снятие показаний с индивидуальных или общих приборов учета.

До 1 сентября 2017 г. уполномоченные органы субъекта РФ обязаны будут провести конкурс и выбрать информационно-расчетный центр либо принять решение, что он будет создан. Этот срок можно продлить, если соблюдены два условия: в регионе уже создан информационно-расчетный центр и к 1 июля 2017 г. он работает не менее одного года. Кроме того, срок продлится, если региональный МФЦ выполняет функции по начислению платы по коммунальным услугам.

Управляющим организациям (УО), кооперативам и ТСЖ дается срок до 1 октября 2017 г., чтобы заключить договор с информационно-расчетным центром об обеспечении формирования единого платежного документа. До 1 ноября 2017 г. УО и РСО должны расторгнуть ранее заключенные договоры ресурсоснабжения и заключить договоры на поставку ресурсов для содержания общего имущества.

Особенности заключения прямых договоров с РСО

Стороны должны поделить между собой ответственность в случае непредоставления коммунальных услуг либо предоставления таких услуг ненадлежащего качества. Качество коммунальных услуг предлагается контролировать на границе зон ответственности управляющего домом и ресурсоснабжающей организации. Проще говоря, за качество и непрерывность подачи коммунальных ресурсов отвечают ресурсопоставщики, а если причина этого кроется в неполадках внутридомовых сетей, то вина будет лежать на управляющей компании.

Управляющая организация также выступает посредником в спорах, которые затрагивают отсутствие предоставления коммунальных услуг или их качество; также к ней нужно обращаться, если есть желание выполнить перерасчет начисленной платы – такое обычно возникает, когда происходит нарушение на границе многоквартирного дома. Тут все зависит от того, в каком конкретно месте произошло нарушение, так как РСО отвечает только за границу многоквартирных домов, тогда как за все неисправности внутри дома платит уже УО. Управляющая организация, как и РСО, обязуется оформлять публичные договоры с расчетными центрами.

Что касается ответственности собственников, то с 1 января этого года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, которые увеличили ответственность жильцов за просрочку коммунальных платежей (размер пени составит теперь более 20 % годовых). Еще одним нововведением, призванным заставить жителей вовремя вносить плату за услуги ЖКХ, стало разрешение арестовывать единственное жилье должников. Выгонять хозяев на улицу по‑прежнему нельзя, но должники лишатся возможности продать жилье или прописать там новых людей. Еще строже обстоит дело с частными домами и землей, так как теперь у должников могут отрезать участок земли и продать.

А в начале марта вышел Федеральный закон № 45‑ФЗ, разрешающий взыскивать коммунальные платежи в приказном порядке, а также вводящий упрощенную процедуру рассмотрения некоторых гражданских дел. Теперь УО могут прийти в суд и выписать судебные приказы на всех, кто числится в черном списке неплательщиков, а не судиться с каждым отдельно. А дальше в дело вступят судебные приставы.

Плюсы и минусы прямых договоров

Если говорить о плюсах новых правил, то для ресурсоснабжающих организаций плюс заключается в том, что к ним пойдут прямые платежи граждан, без всяких задержек, минуя так называемый «буфер» в виде управляющих организаций и товариществ собственников недвижимости (ТСН). Главным же плюсом для управляющих организаций и ТСН станет то, что они избавятся от долгов потребителей за коммунальные услуги. Кроме того, плата за коммунальные услуги, собираемая ранее управляющими организациями, больше не будет учитываться в качестве их прибыли при налогообложении, а значит, многие компании смогут перейти на упрощенную систему налогообложения.

Для собственников плюсом должен стать тот факт, что уменьшается вероятность банкротства управляющей компании, ТСЖ или ЖСК из‑за долгов перед ресурсоснабжающими организациями. А в случае возникновения задолженности перед РСО за коммунальные услуги управляющая организация не будет компенсировать ее деньгами, собранными на содержание и текущий ремонт жилого дома. Появляется и возможность перерасчета за низкое качество услуг.

Что касается минусов, то для собственников это прежде всего риск путаницы с платежками из‑за необходимости оплаты различным структурам в различных местах. Могут также возникать проблемы с осуществлением перерасчета за низкое качество коммунальных услуг или за экономию ресурсов.

В целом же, как считают эксперты, изменения в Жилищный кодекс дадут только общее направление, концепцию. Все тонкости должны быть прописаны в постановлениях и других подзаконных актах. Это должно быть сделано, во‑первых, быстро, во‑вторых, с учетом всех возможных вариантов развития событий. В противном случае новые правила лишь ухудшат положения с неплатежами в ЖКХ.

О скором переходе к прямым договорам с РСО , которые будут заключаться между собственниками и ресурсоснабжающими организациями, говорили давно. Похоже, такое важное нововведение, которое коснётся всех УО, ЖК, ЖСК и ТСЖ, уже не за горами: разработан законопроект , который до 30 декабря проходит стадию общественных обсуждений. Что изменится в работе УО, если закон будет принят, расскажем сегодня.

Прямые договоры

Практика прямых договоров с РСО (а в будущем - и с региональным оператором по обращению с ТКО) перекроит всю систему обеспечения коммунальными услугами и снабжения коммунальными ресурсами. Как предполагается разработчиком проекта - Правительством РФ, новый закон поможет сократить задолженность населения в сфере ЖКХ, которая уже достигла 1 триллиона рублей и продолжает увеличиваться.

При этом, согласно законопроекту , представлять интересы собственников при подписании договора будет всё-таки УО (ТСЖ или кооператив). Поэтому подписывать договор с каждым собственником отдельно не потребуется. Также не потребуется проводить общее собрание собственников для заключения договоров.

Возникает вопрос: кому в таком случае заключать договоры на коммунальные ресурсы, которые идут на содержание не помещений собственников, а общего имущества в МКД? Законопроект предусматривает, что такие договоры будут заключать между собой РСО и УО.

Типовая форма договора ресурсоснабжения утверждена Правительством РФ. И в письменной форме его можно даже не заключать: законопроект предусматривает автоматическое заключение такого договора с того момента, когда собственник фактически подключился к сети электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, и возникла обязанность оплачивать соответствующие коммунальные услуги.

Ещё одна обязанность, возникающая у УО, - собирать информацию, необходимую для расчёта платы за КУ и исполнения договоров ресурсоснабжения, и предоставлять её РСО. Сделать это будет возможно в том числе через ГИС ЖКХ. Эта информацию будет включать:

  • персональные данные собственников . В законопроекте подчёркивается, что передача персональных данных в этом случае не будет нарушением Федерального закона № 122-ФЗ «О персональных данных» ;
  • показания индивидуальных и коллективных приборов учёта.

Расчёты с РСО

Как же будут осуществляться расчёты за КУ и КР при прямых договорах? Если прямые договоры станут реальностью, то деньги будут перечисляться от собственников в РСО. Собственникам для внесения платы за жилое помещение и за КУ будет выставляться единый платёжный документ, содержащий следующую информацию:

  • размер платы за жилое помещение и КУ,
  • задолженность по оплате за жилые помещения и КУ,
  • идентификационные коды плательщика и получателей.

Заниматься формированием и выставлением платёжных документов будут информационно-расчётные центры, выбранные органами региональной власти по конкурсу. Со своей стороны РСО и УО заключают с информационно-расчётными центрами публичный договор.

Разрешение споров

Посредником в разрешении споров по поводу качества предоставления коммунальных услуг или перерывов в их предоставлении выступает УО. Собственники вправе требовать соразмерного снижения платы за КУ, для чего обращаются в УО или в РСО. РСО производит перерасчёт, если нарушение возникло на границе с МКД . Этой границей является внешняя стена МКД или другое место, оговорённое в договоре ресурсоснабжения. Контроль за качеством поставляемых ресурсов осуществляет УО.

Если же проблемы с поставкой или качеством УО появились внутри МКД, перерасчёт производится за счёт средств УО. Другими словами всё зависит от того, в чьей зоне ответственности появились неполадки: если во внутридомовых системах - то убытки понесёт УО, если на границе МКД - то РСО.

Ближайшие перспективы

При условии, что законопроект будет принят в обозримом будущем и не претерпит серьёзных изменений, основные его положения вступят в силу с 1 июля 2017 г.

До 1 сентября 2017 г. уполномоченные органы субъекта РФ обязаны будут провести конкурс и выбрать информационно-расчётный центр или принять решение, что он будет создан. Этот срок возможно продлить, если соблюдены два условия:

  • в регионе уже создан информационно-расчётный центр и к 1 июля 2017 г. он работает не менее 1 года;
  • региональный МФЦ предоставляет услугу по расчёту (перерасчёту) размера платы за жилое помещение и КУ.

УО, кооперативам и ТСЖ даётся время до 1 октября 2017 г., чтобы заключить договор с информационно-расчётным центром об обеспечении формирования единого платёжного документа.

До 1 ноября 2017 УО и РСО должны расторгнуть ранее заключённые договоры ресурсоснабжения и заключить договоры на поставку ресурсов для содержания общего имущества МКД . До этого же времени нужно будет провести сверку взаиморасчётов, погасить задолженность и передать РСО информацию о собственниках и пользователях помещений.

Переход на прямые договорные отношения между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в МКД, который активно обсуждался осенью 2017 года, вероятно произойдёт в первые месяцы наступившего года. Проект ФЗ № 207460-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» был принят Госдумой РФ в первом чтении 6 декабря 2017 года. Поправки ко второму чтению готовили до 4 января 2018 года.

Когда можно будет заключать прямые договоры между потребителями и РСО и какие права и обязанности будут у сторон таких договоров, рассказали на онлайн-семинаре исполнительный директор Ассоциации «ЖКХ и Городская среда» Алексей Макрушин и директор департамента ЖКХ Минстроя России Елена Солнцева.

Когда можно будет заключать прямые договоры

Законопроект об устранении посредников из цепочки платежей за ЖКХ предполагает, что переход на прямые договорные отношения между собственниками помещений в МКД и поставщиками коммунальных ресурсов возможен в двух случаях:

Следует различать прямые договоры и прямые расчёты с РСО. Возможность вносить денежные средства за коммунальные ресурсы напрямую на счета РСО предусмотрена пунктом 6.3 ст. 155 Жилищного кодекса РФ . Норма о прямых расчётах была утверждена Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ . Исключение из этого положения - плата за коммунальный ресурс на содержание общего имущества, которая обязательно вносится через управляющую организацию.

Отличие прямых расчётов от прямых договоров в том, что, хотя потребители совершают платежи напрямую на счёт поставщика ресурсов, стороной договора ресурсоснабжения является управляющая организация, соответственно, долги остаются за ней и РСО не имеют возможности работать с должниками. Переход на прямые договорные отношения должен решить эту проблему.

Рассмотрим порядок перехода на прямые договоры с РСО по решению общего собрания собственников помещений в доме. В законопроекте указано, что вопрос о таком переходе может быть включён в повестку дня на ОСС в том случае, если ресурсоснабжающая организация дала предварительное согласие на прямые договорные отношения с собственниками. В Госдуме обсуждается вопрос, должна ли РСО обладать правом вето на решение о переходе на прямые договоры.

Ко второму чтению в текст законопроекта требуется внести уточнения. Планируется добавить поправку в ст. 44 ЖК РФ . Согласно ей, собственники смогут принимать на общем собрании и обратные решения - о переходе от прямых договорных отношений к заключению единого договора управления через управляющую организацию. Это будет актуально для новых домов, которые вводятся в эксплуатацию, и для домов, сменивших способ управления.

Принимать решения о переходе на прямые договоры или наоборот собственники смогут не чаще 1 раза в год. При этом поставщика ресурсов уведомят не менее чем за 30 дней до перехода.

Ответы на вопросы о прямых договорах между потребителями и РСО смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.

Вторая ситуация, когда дом может перейти на прямые договоры с РСО, это задолженность управляющей организации перед поставщиком ресурсов в размере 2 среднемесячных платежей за коммунальный ресурс. В таком случае ресурсоснабжающая организация может в одностороннем порядке отказаться от заключённого договора ресурсоснабжения.

Как будет определяться размер задолженности, определит Правительство РФ. Размер задолженности будет высчитываться исходя из норматива потребления коммунального ресурса, так как если определять его по показаниям приборов учёта, могут возникнуть споры сторон и судебные разбирательства. Задолженность будет обязательно подтверждаться решением суда или актом сверки сторон.

В такой ситуации РСО уведомит об отказе от договора:

  • УК или ТСЖ, с которой(ым) заключён договор,
  • орган ГЖН,
  • собственников помещений МКД.

Сообщение для собственников помещений размещается в общедоступных местах, предусмотренных стандартом раскрытия информации: на информационном стенде, доске объявлений в подъезде, сайте РСО, в ГИС ЖКХ.

Через 30 дней после направления ресурсоснабжающей организацией уведомления договор считается расторгнутым и у собственников возникают прямые договорные отношения с РСО по типовой форме. Форма типового договора утверждается правительством РФ. Заключать договор в письменной форме не требуется.

Форма типового договора находится в разработке. Она будет содержать краткие правила предоставления коммунального ресурса, права и обязанности сторон.

Обязанности УО при прямых договорах

Если собственники перешли на прямые договоры с РСО, управляющая организация продолжает нести ответственность за постоянную готовность внутридомовых инженерных систем к бесперебойному предоставлению коммунальных услуг. Кроме того она принимает от собственников обращения, связанные с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества. Потребители обращаются в УО, а та должна обеспечить взаимодействие с РСО по рассмотрению таких обращений.

Ответственность за качество коммунальных услуг разделена между РСО и УО по границе дома. Если нарушения качества коммунальных услуг зафиксировано до ввода в дом, то перерасчёт будет производиться за счёт поставщика ресурса. Если же нарушение внутри дома и связано с работой внутридомовых инженерных систем, компенсации потребителю выплатит УО.

Управляющая организация взаимодействует с потребителем для передачи показаний индивидуальных приборов учёта и передаёт показания ОДПУ, оплачивает коммунальный ресурс на содержание общего имущества в доме.

Переходные положения

Законопроект № 207460-7 , если он будет принят, легализует ранее заключённые прямые договоры. В действующей редакции ЖК РФ отсутствует прямая норма, позволяющая заключать прямые договоры между потребителями и РСО, если домом управляет УО. Такие договоры, если они были ранее заключены, подлежат прекращению. Новое положение ст. 157 ЖК РФ о прямых договорах будет распространяться на договоры, заключённые до его вступления в силу.

После внесения изменений ранее заключённые договоры управления не придётся перезаключать на новых условиях.

Правительство РФ предложило ко второму чтению законопроекта установить ответственность за выставление двойных квитанций. Если договор между РСО и управляющей организацией прекращён, но УО выставила потребителю квитанцию за коммунальные услуги и он её оплатил, то потребитель будет считаться надлежащим плательщиком и санкции к нему не будут применяться

А со стороны управляющей организации выставление платёжных документов после прекращения договорных отношений будет рассматриваться как безосновательное обогащение. Такая УО выплатит долг РСО и штраф потребителю, оплатившему квитанцию.

Управляющие компании-должники лишатся платежей за ресурсы

На прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями перейдут не все жильцы многоквартирных домов. Об этом "Российской газете" сообщили в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России.

Перевести на эту схему планируется лишь тех, чьи управляющие компании не рассчитывались перед поставщиками ресурсов более двух месяцев. Также напрямую перечислять платежи смогут собственники, которые сами приняли такое решение.

Документ находится на рассмотрении в Государственной думе. Первоначально на прямые договоры планировалось перевести всех потребителей ресурсов. Но в ходе рассмотрения законопроект, которым вводится такой переход, претерпел изменения. "Окончательное решение выглядит так: в обязательном порядке переход на прямые договоры потребителей с ресурсоснабжающей организацией предусматривается в тех случаях, когда управляющая компания задолжала более чем два месяца ресурсоснабжающей организации", - сообщил "РГ" глава минстроя Михаил Мень.

Если средства в течение двух месяцев собирались с людей, но так и не были перечислены ресурсоснабжающей организации, то по акту сверки или решению суда поставщик ресурсов может перейти на получение платежей от граждан напрямую, минуя управляющую компанию. "Для людей это не будет связано с какими-то сложностями. Уже первый выставленный счет непосредственно от ресурсоснабжающей организации будет считаться началом этих договорных отношений между потребителем и поставщиком ресурсов", - отметил министр.

Также жильцы многоквартирного дома могут принять решение о переходе на прямые платежи самостоятельно. "У людей есть возможность принятия такого решения вне зависимости от качества работы управляющей компании. Даже если там нет двух месяцев задержки перечисления платежей, совет дома может принять такое решение", - сообщил Михаил Мень. Для этого собственникам нужно будет предварительно получить согласие ресурсоснабжающей организации, уведомить управляющую компанию и жилищную инспекцию.

Жильцы многоквартирного дома смогут принять решение о переходе на прямые платежи самостоятельно

Поправки в законопроект позволяют оставить схему перечисления платежей поставщикам ресурсов прежней в тех домах, где управляющие компании хорошо справляются со своей работой. "Если где-то граждане довольны своей управляющей компанией, которая оказывает посреднические услуги, никаких задержек по расчетам с ресурсоснабжающими организациями не допускает, и граждан все устраивает - не нужно их насильственно переводить в другой режим", - резюмировал министр.

Законопроект о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями находится в Госдуме. Его планируется рассмотреть в осеннюю сессию, то есть в декабре 2017 года.

Документом управляющие организации будут исключены из системы расчетов за коммунальные услуги. А плата, внесенная потребителями, будет поступать непосредственно поставщикам ресурсов. Таким образом, на счета управляющих компаний будут попадать только платежи за жилое помещение.

Для того чтобы изменить схему сбора средств за пользование ресурсами таким образом, есть веская причина. По данным Росстата, за второй квартал 2017 года общий объем задолженности в сфере ЖКХ составляет один триллион 243 миллиарда рублей. Из них 250 миллиардов рублей - это долги управляющих организаций. То есть эти деньги были собраны с потребителей, но не перечислены ресурсоснабжающим компаниям.

Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев призвал разобраться с проблемой долгов управляющих компаний за коммунальные услуги и одобрил принятие закона о прямых договорах между потребителями и ресурсоснабжающими организациями как возможный вариант решения этой проблемы.

Между тем

Совет Федерации не поддержал принятый Госдумой в третьем, окончательном чтении законопроект о запрете размещения рекламы на платежных документах за услуги ЖКХ.

Этим документом предлагалось запретить размещение рекламы на платежных документах, предназначенных для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг. Однако верхняя палата парламента не поддержала законопроект, посчитав запрет рекламы излишней мерой. Спикер верхней палаты Валентина Матвиенко подчеркнула, что ни на кого из коллег влиять не намерена, но сама будет голосовать против одобрения документа.

Долгие обсуждения прямых договоров со всеми участниками рынка завершились очередным законопроектом. Он призван подвести итог и утвердить, наконец, единую схему расчетов. Но окончательный вариант получился неоднозначным. Такие последние новости Госдумы.

Прямые договора с РСО - решение Госдумы

последние новости на вчера

Законопроект не предполагает перевод всех собственников на прямые договоры как предполагалось изначально. Вместо этого напрямую рассчитываться с РСО будут только те жители, чьи управляющие компании задолжали за ресурсы за два и более месяца. Остальные продолжат перечислять средства на счет своей УК.

Сам процесс перехода в таком случае будет простым и не будят связан ни с какими сложностями для собственников. Если управляющая компания задерживает выплаты за использованные ресурсы за второй месяц подряд, то РСО вправе по акту сверки или решению суда перейти на прямые расчеты. Глава Минстроя Михаил Мень заметил, что жителям не придется самим оформлять никаких бумаг. Первый начисленный платеж от ресурсоснабжающей организации и будет считаться началом отношений собственника с РСО. Единственным платежом, который жители будут платить УК — это «содержание и текущий ремонт».

Михаил Мень сообщил, что для тех собственников, кто принципиально не хочет вести дел с управляющей компанией предусмотрен компромиссный вариант. Принять решение о переходе на прямые договоры с РСО жильцы могут на общем собрании и отказаться от посредничества УК.

— Даже если у жителей нет никаких претензий к управляющей компании, но они хотят рассчитываться за ресурсы напрямую, мы не можем этого запретить. Все что нужно для такого перехода это принять решение на общем собрании, а затем уведомить ресурсоснабжающую организацию и управляющую компанию. Финальный этап — это оповещение жилищной инспекции, — сообщил Мень.

Он уверен, что переводить всех жителей насильно на прямые договоры с РСО не стоит. Ведь есть дома, которые довольны своей УК и не стремятся ничего менять. Тем более, если УК добросовестная и не задерживает перечисление средств от жителей.

Окончательное рассмотрение законопроекта запланировано на осеннюю сессию. Если точнее, то решение по этому вопросу будет принято уже в декабре 2017 года. Пока же документ находится в Госдуме.

Частично или полностью переводить собственников на прямые договоры с РСО — пока не решено. Зато тот факт, что прямые договоры будут введены, уже сомнению не подвергается. По данным статистики за второй квартал 2017 года общий объем задолженности в сфере ЖКХ составляет один триллион 243 миллиарда рублей. Из них 250 миллиардов рублей — это долги управляющих организаций. Это все те средства, что потерялись на пути от собственника к РСО.

Выбор редакции
Сова во сне может означать абсолютно разные события в вашей жизни. Всё зависит от того, какого окраса была птица, и при каких...

Любая магическая практика имеет в своем арсенале привороты, пробуждающие чувства в том, на кого они направлены. Это могут быть белое...

Молитва к святителю Спиридону — это не заговор или собеседование на работу. Это общение со святым древних времен, ставшим родным и...

"- В монастырь к нам желаете? - обернулся ко мне кучер, похлестывая пару сытеньких коней, неохотно взбиравшихся в гору.- Да, обитель...
Пятнадцать патриархатов.Православие (с греч. правильное суждение,) – направление в христианстве, сформировавшиеся в течении первого...
Синтез цвет. Получение заданного цвета сложением других цветов называется его синтезом. Как же синтез цвета осуществляется, какие...
Курсовая В этом приближенном методе расчета состояние молекулы описывается так называемой волновой функцией ш, которая составляется по...
Играет важную роль в физиологии человека. Содержится во многих растительных маслах, в частности, в оливковом, и в животных жирах. Входит...
Cодержание статьи: classList.toggle()">развернуть Ломота в теле – это частый клинический симптом различных отравлений,...