Разница между государством и обществом. Отличие государства от первобытного общества


Понятия «общество», «государство» и «страна» следует различать.

Общество - это исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей.

Государство представляет собой искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями.

Страна символизирует промежуточное понятие между понятиями общества и государства, так как представляет собой одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы 2 .

Главным предназначением государства является служение обществу, и в этих целях социальное государство, к построению которого стремится современное российское общество, должно выполнять следующие основные функции:

§ устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;

§ обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, добиваясь достижения социального компромисса;

§ защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества; заботиться о социально слабых и незащищенных слоях и группах населения, т.е. быть социальным;

§ выступать той силой, которая способна интегрировать общество в единое целое.

Социальное государство обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу, нести ответственность за благосостояние своих граждан, их социальное и физическое самочувствие. Построение такого государства возможно только при совместном усилии всех общественных сил и ему должен соответствовать определенный уровень общественного развития.

Современное общество не представляет собой единого монолитного создания, хотя сегодня как никогда прежде оно пронизано связями различного характера (экономического, политического, культурного), укрепляющимися в процессе глобализации мирового пространства. История человечества представляет собой образование, существование и смену цивилизаций, каждая из которых развивалась по особому сценарию и оставила свой особый след в мировой истории. Однако различие между ними не предполагает противоположности и противостояния, и между самыми далекими друг от друга формами цивилизации существует определенное сходство, вытекающее из единства фундаментальных принципов организации общества и цивилизации. Но сегодня между людьми Востока и Запада, безусловно, существует пропасть, что является одной из характерных особенностей современного мира.



Свойства общества

Важным свойством общества считается его относительная автономность и самодостаточность.

Автономность означает способность общества в рамках границ своей территории и на основе установившихся взаимосвязей его элементов функционировать, не прибегая к внешним влияниям. Конечно, в современном мире усиливаются международные контакты, происходят процессы глобализации, европейской интеграции и т. п. Очевидно, что в этих процессах велика роль не только объективных, но и субъективных обстоятельств. Это усиливает противоречивость происходящих процессов и вызывает иногда острые конфликты.

К области автономности каждого общества относится собственная система управления, специфические социальные связи и взаимодействие его элементов, внутренняя интеграция большинства существующих на территории общества более мелких социальных общностей.

Самодостаточность характеризуется тем, что народ, понимаемый как целостное общество, является носителем суверенитета.

С понятием автономности сближаетсясвойство саморегулирования. Действительно, автономным, самостоятельным обществом считается такое, которое функционирует, не нуждаясь в постоянном вмешательстве и помощи извне.

Долгое время считаюсь абсолютным свойство самодостаточности, то есть способности общества развиваться в полной изоляции от соседних. В современном мире подобных абсолютно самодостаточных обществ не существует. Современные общества являются открытыми системами, постоянно обменивающимися с внешним миром товарами, людьми, энергией, информацией, валютой и т. п.

Вопрос лишь заключается в том, как сохранить и умножить сложившиеся в каждом обществе особенности, способствующие эффективному развитию и соответствующие условиям каждой страны. Нельзя забывать, что эти особенности, как правило, сложились в результате длительного опыта и являются важными элементами, обогащающими современную цивилизацию.

Свойство саморегулирования социальных систем, вместе с тем означает, что создаваемые людьми институты, организации, предприятия и даже идеологические концепции, как правило, достаточно быстро начинают подчиняться собственным правилам и законам поведения, о которых не думали их создатели. Поэтому для понимания особенностей общественных форм недостаточно знакомства только с документами. Необходимо исследовать и практику. Именно на это и обращает большое внимание социология.

Характерным свойством общества считается социокультурное единство. Это понятие включает общность социальных и политических институтов - государства, экономики, образования, семьи, языка (в большинстве стран это - не только государственный, но и язык общения). Сюда же следует отнести и осознание принадлежности к обществу, аналогичность многих моральных ценностей, образцов поведения и менталитета.

Социокультурное единство не создается искусственно, а возникает в итоге длительной эволюции, накапливаемого общественного опыта и складывающихся традиций.

2) Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.

Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

Общество в узком смысле слова – это:

круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);

отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);

исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);

человечество в целом .

Общество – продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.

Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций :

– производство материальных благ и услуг;

– распределение продуктов труда (деятельности);

– регламентация и управление деятельностью и поведением;

– воспроизводство и социализация человека;

– духовное производство и регулирование активности людей.

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система , т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность .

При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов . В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании .

Основные принципы системы : целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами; существует взаимосвязь системы и среды.

Соответственно, общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система , включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения .

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема».Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система .

Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни основные сферы общественной жизни .

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека .

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующимиспецифическими чертами :

1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем . Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне– и надиндивидуальных форм, связей и отношений , которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.

3. Обществу присуща самодостаточность , т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.

4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития . Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне– и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.

3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.

4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5. Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем, в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

3) Природа – одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

5) Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями , обеспечивающими ее достижение.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.

Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений – финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Социальные институты:

Организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья – роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;

Включают систему санкций – от правовых до морально-этических;

упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;

Обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Функции социальных институтов: явные (заявлены официально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).

Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты , которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).

Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

Возникновение социальных институтов связано с процессами упорядочения, стандартизации и формализации социальных связей, которые называются институционализацией. При превращении социальных связей в социальные системы и возникают институты.

В обществе существует иерархия социальных институтов, адекватная социальным системам, в которых действуют эти институты: демосоциальные, экономические, политические, духовные.

Качество социальных общностей, где возникают социальные институты, меняется: они дополняются новыми свойствами. Социальные институты находятся в непрестанном развитии и совершенствовании путем реформ, эволюции, революций. Причиной появления новых и совершенствования старых социальных институтов является прежде всего возникновение новых и развитие прежних потребностей. Например, в постсоветской России возникли такие институты, как Федеральное собрание, Конституционный суд, рынок и т. п., произошла диверсификация системы высшего образования, появились частные вузы.

Кроме того, причиной возникновения социальных институтов является появление новых ценностей - идеалов лучшего будущего, возникающих в обществе. Они оказывают громадное влияние на институциональные потребности, ценности, нормы, убеждения, а через них - на институционализацию статусов-ролей данного общества: семейных, бытовых, трудовых и т. п. Можно выделить три культурных уровня институционализации новых ценностей, статусов и ролей в социальных связях: 1) новые знания и убеждения людей; 2) новые нормы поведения; 3) новые ценности.

Становление социальных институтов, адекватных общественным системам (демосоциальной, экономической, политической, духовной), соответствует последовательности превращения важнейшие общественных потребностей вактуальные. Становление социальных институтов (процесс институционализации) семьи, денег, права, образования, торговли, науки и других проходит несколько этапов, которые накладываются один на другой.

Во-первых, возникает какая-то общественная нужда (неудовлетворенность), присущая многим. Этот период сопровождается беспорядком, дезорганизацией, свободой социальных связей.

Во-вторых, идет формирование общественной потребности (мотива, плана, средств и т. п.) некоторыми людьми, ее реализация требует организованных действий в данной общественной сфере.

В-третьих, стихийно (путем проб и ошибок) и сознательно формируются социальные регуляторы (ценности, нормы убеждения), а также процедуры (привычки, обычаи, традиции), которые им соответствуют.

В-четвертых, устанавливается система санкций (наказаний и поощрений) за соблюдение социальных регуляторов.

В-пятых, возникают системы статусов и ролей, разделяющих членов социальной группы. Это завершающий этап, потому что социальный институт - это статусно-ролевая система социальных связей , образующая сущность социальной системы.

Становление и развитие социальных институтов связано с изменением их общественных функций, которые достаточно многообразны.

Во-первых, это функциязакрепления социальных связей с помощью системы институциональных регуляторов, придающих действиям людей стандартизированный и регулярный характер.

Во-вторых, этоинтегративная функция, обеспечивающая: а) сплочение в социальную группу; б) соединение усилий членов группы, вызывающее кумулятивный эффект социального института.

В-третьих, этосоциализирующая функция, передача накопленного институционального опыта от одного поколения к другому и формирование необходимого для данного общества типа людей.

Образование социального института занимает значительное историческое время и происходит путем проб и ошибок. Процесс усвоения общих стандартов поведения людей, выгодных всем, весьма труден. На данном пути люди преодолевают соблазн ориентации на выгоду только себе. Когда новый стандарт (ценности, нормы, роли) семейного, трудового, политического или иного поведения усваивается человеком, то он превращается в потребность. В таком случае частичная выгода для себя какого-то стандарта поведения дополняетсяблагожелательным отношением со стороны окружающих. Этот стандарт поведения становится для человека институционалазированным, а егостатус-роль - органичной.

Институциональная интеграция социальной связи представляет достаточно сложный процесс. Прежде всего, она обусловлена сложностью усвоения статуса-роли. Среди множества существующих стандартов нужно выбрать наиболее типичный по отношению к типичным ситуациям. Например, существует множество стандартов поведения студента в вузе, превращающего его в отличника или двоечника.

Далее, полная интеграция институционального стандарта поведения в мотивацию человека предполагает новое состояние его потребностей и конформность стандарта поведения к ним. Усвоение институционального статуса-роли порождает внутри- и межличностные конфликты с потребностями человека и другими стандартами его поведения. Так, например, статус-роль студента входит в противоречие со статусом-ролью спортсмена и т. п.

Формирование стандарта поведения как важнейшего элемента социального института основано на двух качествах людей. Во-первых, это их установки (ориентации) на других,конформность в ролевом ожидании. Она всегда включает в себя такие мотивы, как самоуважение и защищенность. Здесь человек выступает оценивающим и интересующимся наблюдателем. Во-вторых, это ценности, определяющие институционализированные статусы-роли, которые имеютморальное значение. Они основаны на чувстве ответственности и долга перед другими людьми за статусно-ролевые ожидания, социальные институты и системы общества.

Институциональное поведение как предмет социологии тесно переплетается с психологией, антропологией, этнологией. Социология раскрывает только одну сторону поведения людей в социальных системах: его рациональный (институционализированный) характер; как нерациональное (иррациональное) оно становится предметом несоциологического анализа.

Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.

Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.

Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.

Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.

В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.

Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.

К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами*(13) .

Города-государства. Города-государства многие ученые, в том числе и такой гений философско-правовой мысли древности, как Аристотель, относили к первым формам государственных образований. Это были некие "островки" государственности в эпоху родовой организации. О городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения. В силу этого во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства представляли собой поселения по территориальному принципу. Такие общины называют соседскими и принцип родства здесь не действовал. Город-государство представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным расселением населения. Каждый жилой квартал располагался по принципу специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах-государствах уже тогда просматривалось разделение публичной власти - представительная власть в лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных лиц (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах-государствах принимались нормативные правовые акты.

Города-государства возникали в силу объективных причин (города ремесленников; города - морские бухты; города - центры торговых путей и т.п.).

Первый признак: Разделение население по территориальным единицам. В государственном обществе род не имел строго определённой территории, перемещался с одного места на другое. В отличие от первобытного строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку при государственном строе власть распределяется в зависимости от территории проживания. Государство имеет строго локализованную территорию на которой распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается граждан государства. Территория государства - пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составные части территории государства:

n Земля и её недра, образующие её сухопутную территорию

n Реки, озёра, искусственные водохранилища, а также морские воды, омывающие территорию данного государства

n Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией

n Объекты приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства)

От не государственных организаций (профсоюзов, политических партий) государство отличается тем, что государство олицетворяет всё население страны, распространяет на него свою власть. Вся территория государства делится на административно-территориальные единицы: округа, провинции, области, районы. Их функции - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

Второй признак: Публичная государственная власть. Аппарат власти управления вместе с особыми отрядами вооружённых людей называют публичной властью. Аппарат власти состоит из особого слоя людей, основное занятие которых выполнение властных и управленческих функций. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основной состав аппарата государственной власти - органы законодательной, исполнительной, суда, прокуратуры и др.

Основным признаком государства также является наличие аппарата принуждения, который состоит из особых отрядов вооружённых людей в виде армии, полиции, разведки м т.д.

Власть существовала и в до государственном обществе, но это была общественная власть, которая исходила от рода и использовалась им для самоуправления. Принципиальная особенность публичной государственной власти - она воплощается именно в чиновниках, т.е. профессиональном сословии управителей из которых состоят органы управления и принуждения (государственный аппарат).



Третий признак: Государственный суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и независимость на международной арене, способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех правила поведения, устанавливать и обеспечивать правопорядок, определять права и обязанности граждан и юридических лиц. Верховестно государственной власти внутри страны обозначает:

n универсальность её властной силы, которая распространяется на всё население

n государственная власть может отменить, не признавать любое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон

Четвёртый признак: Неразрывная связь государства и права. Без права государство не может существовать. Право юридически оформляет государство и государственную власть следовательно делает их законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах.

Пятый признак: Каждое государство характеризуется своими символами, отребутами, памятными датами. У каждого государства есть свой гимн, флаг, традиции.


35. Относительная самостоятельность государства: понятие и виды.

Следует иметь в виду, что одностороннее освещение проблемы приводит к искажению роли государства, когда в одном случае оно представляется марионеткой, куклой в игре внешних, социально-экономических условий, а в другой – государство видится самодовлеющей, абсолютной и независимой силой. Истина посередине – государство относительно самостоятельно.

Государство относительно самостоятельно по отношению к экономике и обществу (классам, классовой борьбе). Относительная самостоятельность государства есть непосредственная основа его деятельности, его активности, его воздействия на общественную жизнь. Относительная самостоятельность государства является его естественно необходимым состоянием.



Может показаться, что признание относительной самостоятельности политических, юридических, идеологических форм означает поход против признания несомненной зависимости сознания от бытия, против признания определяющей роли базиса в развитии надстройки.

В признании государства относительно самостоятельным нет ни того, ни другого. Речь идет о независимости некоторых сторон общественной жизни от других ее сторон, о независимости, которая сама является объективной реальностью. А первенство и главенство одной из сторон, как мы видим, как раз четко отражены в понятии относительной самостоятельности.

Понятие «относительная самостоятельность государства» выражает, таким образом, прежде всего зависимость государства от внешних факторов: экономики, классовой борьбы, политики, идеологии. В противоположность сугубо идеалистическим трактовкам речь идет не об абсолютной, а об относительной самостоятельности государства. Понятие «относительная самостоятельность государства» призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.

Обратное влияние государства на общество (даже самое активное, даже чрезвычайное) мыслимо только в рамках его относительной самостоятельности. Всякий выход за ее пределы чреват неблагоприятными последствиями. Об этом говорит хотя бы попытка советского государства после Октября 1917 года подняться над уровнем экономической и социальной отсталости страны.

Относительная самостоятельность государства по отношению к экономическому базису проявляется в основном двояким образом. Государство, следуя в принципе экономическим законам, имеет свои логические закономерности и свои этапы развития, не всегда совпадавшие с изменениями экономической структуры.

Обратное воздействие государства на экономические отношения как раз и является еще одним свидетельством его относительной самостоятельности. При этом можно говорить об обычной и чрезмерной относительной самостоятельности государства. Чрезмерная относительная самостоятельность наблюдается там, где государство настолько поднимается над экономикой, что оказывается способным тормозить экономическое развитие и разрушать производительные силы. Чем больше деятельность государства не соответствует экономическим потребностям развития общества, тем с меньшей эффективностью воздействует на экономику, тем меньше его обычная самостоятельность, ибо только овладение экономическими законами, использование их и сближение с экономической сферой позволяет достигнуть в этой области положительных результатов.

Когда призванные к управлению специальные группы людей приобретают особые интересы также и по отношению к тем, кто их уполномочил, говорят об относительной самостоятельности государства к господствующему классу (обществу в целом).

Видимой самостоятельности государства способствуют политические противоречия групп и фракций внутри господствующего класса или между различными классами. Независимость от одних и зависимость от других групп, временное возвышение над интересами борющихся классов – таковы результаты подобной ситуации. В зависимости от того, чьи интересы правящая группа (государство) ставит на первое место, ученые различают обычную относительную самостоятельность государства и исключительную (необычную, «чрезмерную»). Первая означает, что государство, служа, прежде всего интересам уполномочившего его класса (классов, общества), обеспечивает и свои интересы. При исключительной относительной самостоятельности государство, удовлетворяя своим интересам, служит тем самым интересам господствующего класса (общества).

В отличие от проявлений относительной самостоятельности государства в целом, существует особая форма самостоятельности внутригосударственной. Речь идет о тех случаях, когда «самостоятельность» приобретают отдельные звенья государственного аппарата по отношению к другим его частям и по отношению к государству в целом.

Относительная самостоятельность чиновничьего аппарата в России наблюдалась в период двоевластия и сразу после Октябрьской революции, когда аппарат исполнительной власти на местах сознательно и бессознательно работал против советской власти. Заслуживает особого анализа относительно самостоятельное положение исполнительных органов в перестроечный период развития советской государственности.

И в буржуазных, и в социалистических государствах наблюдалось анализируемое явление в процессе министерилизации, когда правительственные учреждения, играя особую роль, вставали над высшими органами государственной власти.

Большинство людей склонны в разговорной речи отождествлять понятия «страна» и «государство», даже не задумываясь, одно ли и то же представляют собой эти термины. Конечно, они имеют нечто общее, но и различаются очень значительно. Далее в статье рассмотрим, чем отличается страна от государства и их основные черты.

Определения

Термином «страна» называют географический регион, который имеет строго определенные границы, пользуется государственным суверенитетом или находится под юрисдикцией иного государства, являясь его колонией. На ее территории проживает совокупность людей, называемая обществом.

Примером тому может служить Россия, на территории которой до семнадцатого года двадцатого столетия существовало царское правление - монархия, а после свержения строя - народное.

Заключение

Из всего вышесказанного становится ясно, что основными отличиями государства от страны являются: наличие у первого суверенитета, самостоятельности, верховной власти и созданных ею законов, а также различных формаций (зависящих от способа правления, политического режима и территориального устройства).

Современные общества можно различать по многочисленным показателям, но в них есть и идентичные признаки, что позволяет их типологизировать. Одним из главных направлений в типологии общества является выбор форм государственной власти, политических отношений, как критериев для разделения отдельных типов общества. К примеру, у Аристотеля и Платона общества подразделяются по типу государственного строя: демократия, аристократия, тирания, монархия и олигархия. В наше время при подобным подходе выделяют авторитарные общества (сочетают элементы демократии и тоталитаризма), демократические - население имеет механизмы влияния на государственные структуры, тоталитарные - все основные направления социальной жизни определяет государство.

Марксизмом положено в основу типологизации социума отличие обществ по типу производственных отношений в отдельных общественно-экономических стадиях: первобытнообщинное общество (присваивающий простейший способ производства); с азиатским способом производства общества (наличие уникальной коллективной собственности на землю); общества рабовладельческие (использование труда рабов и собственность на людей); феодальные общества (эксплуатирование прикрепленных к земле крестьян); социалистические или коммунистические общества (за счет устранения частнособственнических отношений равное отношение всех к собственности на средства производства).

Рассмотрение типов обществ является целью этого исследования.

В современной социологии наиболее устойчивой признается типология, основанная на выделении постиндустриального, индустриального и традиционного обществ.

Традиционное общество (или аграрное, простое) - общество с малоподвижными структурами, аграрным укладом и способом социокультурного регулирования, в основе которого лежат традиции. Поведение индивидов в таком общество регламентируется нормами традиционного поведения (обычаями), строго контролируется. В подобном обществе устоявшиеся социальные институты, среди которых главным является семья или община. Любые социальные нововведения считаются недопустимыми. Такому обществу присущи низкие темпы развития. Для него ключевым показателем является устоявшаяся социальная солидарность, что установил, исследую общество коренных австралийских жителей, еще Дюркгейм.

Современные общества относят к индустриальным и постиндустриальным обществам.

Индустриальное общество - тип организации социальной жизни, в котором сочетаются интересы и свобода индивида с общими принципами, регламентирующими их совместную деятельность. Для подобных обществ характерны социальная мобильность, гибкость социальных структур, широкая система коммуникаций.

Отрицательной стороной постиндустриального общества стала опасность ужесточения через доступ к электронным средствам массовой информации и коммуникациям социального контроля со стороны правящей элиты над гражданами и обществом в целом.

В наше время теория постиндустриализма детально разработана. Эта концепция имеет как большое количество сторонников, так и все увеличивающееся число противников. В науке сформировались два основных направления восприятия будущего совершенствования человеческого общества: технооптимизм и экопессимизм. Технооптимизм рисует более оптимистичное будущее, предполагая, что научно-технический прогресс справится со всеми невзгодами на пути развития общества. Экопессимизм предсказывает тотальную катастрофу к 2030 г. из-за усиливающегося разрушения биосферы нашей планеты.

Анализируя историю социальной мысли, можно обнаружить несколько типологий общества.

Основателем социологии считается французский ученый О. Конт, который предложил трехчленную стадиальную типологию, включающую:

Стадию военного господства;
- стадию феодального господства;
- стадию промышленной цивилизации.

В основе типологии Г. Спенсера заложен принцип эволюционного развития обществ: от элементарного к более дифференцированному. Спенсер развитие обществ видел как неотъемлемую часть общего для всей природы эволюционного процесса. Низший полюс эволюции общества образуют так называемые военные общества, которым присуща высокая однородность, подчиненное положение индивид и господство принуждения как фактора объединения. Далее через ряд промежуточных этапов общество достигает высшего полюса - становится индустриальным: в нем начинают доминировать демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюрализм.

Типологии общества в классический период становления социологии.

Подобные типологии имеют отличия от описанных выше. Социологи данного периода свою задачу видели в том, чтобы объяснить ее, основываясь не на единых законах развития природы, а исходя из нее самой и внутренних ее закономерностей. Например, Э. Дюркгейм искал «исходную клетку» социального как такового и для этого стремился найти элементарнейшее, «простейшее» общество, наиболее примитивную форму организации «коллективного сознания». В связи с этим его типология обществ строится от простого к сложному, а в ее основу положен принцип усложнения формы социальной солидарности, т.е. осознания членами своего единства. Простым обществам присуща механическая солидарность, так как составляющие их личности чрезвычайно схожи по жизненной ситуации и сознанию. В сложных обществах существует разветвленная структура дифференцированных функций индивидов, и поэтому индивиды существенно отличаются друг от друга по сознанию и образу жизни. Их объединяют функциональные связи, а их солидарность является «органической». И тот и другой типа солидарности имеются в любом обществе, но в архаических обществах преобладает механическая солидарность, в то время как в современных - органическая.

Немецкий классик социологии М. Вебер представлял социальное как некую систему подчинения и господства. Его концепция основывалась на понимании обществе как об итоге противостояния за власть и за удержание господства. Общества классифицируются по типу имеющегося в них господства. Харизматический тип господства появляется на основе личной особой силы (харизмы) предводителя. Харизмой часто обладают вожди и жрецы, подобное господство внерационально и не требует уникальной системы управления. Согласно Веберу, современное общество характеризуется легальным типом господства, основанным на праве, характеризующимся наличием бюрократической системы управления и принципа рациональности.

Типологии французского социолога Ж. Гурвича присуща сложная многоуровневая система. Ученый указывает на четыре типа архаических обществ, имевшим первичную глобальную систему:

Родоплеменные (американские индейцы, Австралия);
- племенные, разнородные и слабо иерархизованные объединения, группировавшиеся вокруг вождя, которому приписывалась магическая сила (Меланезия и Полинезия);
- племенные с военной организацией, состоявшие из кланов и семейных групп (Северная Америка);
- родовые племена, сгруппировавшиеся в монархические государства («черная» Африка).

Харизматические общества (Япония, Персия, Древний Китай, Египет);
- патриархальные общества (славяне, евреи эпохи Ветхого Завета, гомеровские греки, римляне и франки);
- города-государства (итальянские города эпохи Возрождения, римские города и греческие полисы);
- феодальные иерархические общества (европейское Средневековье);
- общества, где зародился просвещенный абсолютизм и капитализм (Европа).

В нынешнем мире Гурвич выделяет: общество плюралистского коллективизма; либерально-демократическое общество, которое построено на принципах коллективистского этатизма; технико-бюрократическое общество и др.

Для постклассического этапа истории социологии характерны типологии, базирующиеся на принципе технологического и технического развития обществ. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется типология, выделяющая традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества.

Традиционные общества отличаются доминирующим развитием сельскохозяйственного труда. Основной сферой производства становится заготовка сырья, которая осуществляется крестьянской семьей; главным образом члены общества желают удовлетворить бытовые нужды. Экономика базируется на семейном хозяйстве, способном удовлетворить практически все свои потребности. Технический прогресс незаметен. Главным методом принятия решений является метод «проб и ошибок». Социальные отношения и социальная дифференциация развиты слабо. Подобные общества ориентированы на традицию, значит, ориентируются на прошлое.

Индустриальное общество - это общество, характеризующееся преимущественным развитием промышленности и стремительными темпами экономического роста. Экономический прогресс реализуется главным образом за счет потребительского, экстенсивного отношения к биоресурсам: для удовлетворения своих актуальных нужд подобное общество максимально полно разрабатывает имеющиеся в его распоряжении природные ресурсы. Основной сектор производства - переработка и обработка материалов, которые осуществляют коллективами рабочих на заводах и фабриках. Данное общество стремится к удовлетворению социальных потребностей и наибольшей адаптации. Главным методом утверждения решений является эмпирическое исследование.

Постиндустриальное общество - общество, процесс зарождения которого происходит в настоящее время. Оно имеет несколько важных отличий от индустриального общества. Так, если для индустриального общества свойственно максимальное внимание на развитии промышленности, то в постиндустриальном приоритет отдан технологиям, знаниям и информации. Также, стремительно совершенствуется, обгоняя промышленность, сфера обслуживания.

Базисом постиндустриального общества признается информация, что в свою очередь формирует еще один тип общества - информационное. По замыслу приверженцев концепции информационного общества, зарождается абсолютно новое общество, характеризуемое процессами иными чем тем, что имели место на предшествующих стадиях развития обществ даже в XX в. К примеру, централизация сменяется регионализацией, вместо бюрократизации и иерархизации - демократизация, концентрацию заменяет процесс разукрупнения, а индивидуализация приходит вместо стандартизации. Описанные процессы обусловлены информационными технологиями.

Предлагающие услуги люди, либо предоставляют информацию, либо ее используют. Так, преподаватели передают знания студентам, ремонтники применяют свои знания для обслуживания техники, врачи, юристы, дизайнеры продают свои специализированные знания и навыки. В отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе они ничего не производят. Вместо этого они используют и передают знания для оказания услуг, за которые другие готовы платить.

Ученые применяют уже понятие «виртуальное общество» для описания современного типа общества, которое развивается под воздействием информационных технологий (прежде всего интернет-технологий). Из-за компьютерного бума, охватившего современное общество, виртуальный мир становится новой реальностью. На виртуализацию (вытеснение реальности симуляцией) общества, указывают многие исследователи. Этот процесс нарастает, становясь тотальным, так как все элементы, составляющие общество, виртуализируются, кардинально изменяя свои статус и облик.

Под постиндустриальным обществом понимается также общество «постэкономическое», «посттрудовое», иными словами общество, где экономическая подсистема теряет свое определяющее значение и труд перестает быть основой всех социальных отношений. В постиндустриальном обществе личность утрачивает прежнюю свою экономическую сущность и перестает рассматриваться как «человек экономический»; она ориентируется на иные, «постматериалистические» ценности. Акцент смещается на гуманитарные, социальные проблемы, а приоритетными становятся вопросы безопасности и качества жизни, самореализации индивида в различных социальных сферах, в связи с чем образуются новые критерии социального благополучия и благосостояния.

Как следует из концепции постэкономического общества, которую разработал российским ученый B.Л. Иноземцев, в отличие от экономического, ориентированного на материальное обогащение, в постэкономическом обществе для большинства людей основной целью становится развитие их собственной личности.

Таким образом, в истории существовали и в настоящее время продолжают существовать самые разнообразные общества. В широком смысле общество понимается как взаимодействие людей с природой и между собой, а также способы их объединения. В более узком определении данное понятие представляется некоей совокупностью людей, которые наделены собственными волей и сознанием и которые проявляют себя в свете определенных интересов и настроений. Любое общество может характеризоваться следующими признаками: название, устойчивые и целостные формы взаимодействия людей, наличие истории создания и развития, наличие собственной культуры, самодостаточность и саморегуляция. Для научных и практических целей важно выявить те, которые обладают некоторыми существенными аналогичными признаками. На этом основании их можно сравнивать и даже в некотором отношении прогнозировать их развитие. Все разнообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, обществоведы подразделяют на определенные типы. Имеется множество способов классификации обществ. Один из них предполагает выделение доиндустриального (традиционного) общества и индустриального (современного, промышленного) общества.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...