Роль государства в обеспечении национальной безопасности (презентация). Роль государства в обеспечении безопасности Обеспечение национальной безопасности


I. Работа над новым материалом.

Национальные интересы Российской Федерации – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства.

Система обеспечения национальной безопасности – силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Силы обеспечения национальной безопасности – Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

Средства обеспечения национальной безопасности – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приёма информации о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537) указывается, что «в настоящее время Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для её закрепления в числе государств – лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышения глобальной конкурентоспособности национального хозяйства, оборонного потенциала, уровня государственной и общественной безопасности».

Далее в Стратегии отмечается, что на обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, с другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.



Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуации в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.

Критическое состояние физической сохранности опасных материалов и объектов, особенно в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией, а также не контролируемое государствами распространение обычных вооружений могут привести к обострению существующих и возникновению новых региональных и межгосударственных конфликтов.

Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при размещении в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны Соединённых Штатов Америки.

На долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надёжной и равной безопасности государств.

Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.



О других направлениях государственной политики по обеспечению национальной безопасности, изложенных в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», см. в Приложении 2.

II. Приложение 2.

III. Выводы.

1) Стратегия является базовым документом по планированию развития систем обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в которой излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

2) Государственная политика в области национальной безопасности Российской Федерации призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

IV. Вопросы.

1. Каково основное значение «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.»?

2. Что понимается под национальной безопасностью и угрозой национальной безопасности?

3. В чём заключаются национальные интересы Российской Федерации?

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Вопрос 2. Как Вы считаете, имеются ли в этих определениях расхождения в понимании сущности государства, и какие?
  • Тема 3. Проблема относительной самостоятельности государства
  • Вопрос 1. Каковы, на Ваш взгляд, причины расхождений во взглядах по этому вопросу?
  • Вопрос 2. Как Вы считаете, каковы исторические формы относительной самостоятельности государства?
  • Вопрос 4. Изучите характеристики «чрезвычайной» («исключительной») самостоятельности государства и сделайте свой вывод о том, когда она возникает. Приведите конкретные примеры.
  • Тема 4. Классификация форм государства
  • Вопрос 1. Как Вы считаете, чем отличаются монархия от республики, абсолютная и конституционная монархии от президентской и парламентской республик?
  • Вопрос 2. Каковы, на Ваш взгляд, черты различия унитарного государства, федерации и конфедерации? Сравните несколько демократических (недемократических) режимов и определите их виды.
  • Вопрос 3. Какие тенденции развития государственных (политических) режимов в современных условиях Вы бы выделили в первую очередь? Какими причинами обусловлены эти тенденции?
  • Тема 5. Классификация функций государства. Определите свою позицию по следующим вопросам
  • Вопрос 1. В каком соотношении, на Ваш взгляд, находятся функции государства с его целями, задачами и сущностью? Проиллюстрируйте ответ конкретными примерами (Российская Федерация, сша и т.Д.)
  • Вопрос 2. В чем заключается различие между классовыми и общесоциальными функциями государства? Приведите примеры. Обладает ли современное Российское государство классовыми функциями?
  • Тема 6. Проблема легитимности государственной власти
  • Вопрос 1. Какой признак, на Ваш взгляд, является определяющим в легитимации государственной власти?
  • Вопрос 2. Обоснуйте наиболее приемлемую, на Ваш взгляд, классификацию легитимности государственной власти.
  • Тема 7. Определение механизма государства и вопросы его совершенствования
  • Вопрос 1. Какую точку зрения Вы считаете более правильной? Аргументируйте свою позицию.
  • Вопрос 2. Классифицируйте органы государственной власти в соответствии с выполняемыми ими властными полномочиями. Укажите, какие федеральные органы России входят в каждую из классификационных групп.
  • Вопрос 3. Какие проблемы совершенствования аппарата Российского государства существуют, по Вашему мнению, в настоящее время?
  • Тема 8. Проблемы соотношения государства, права и личности
  • Вопрос 2. Как Вы считаете, может ли государство произвольно устанавливать правовой статус личности? Чем определяются возможности государства в этом вопросе?
  • Тема 9. Проблема определения роли государства в регулирования экономики. Ответьте на следующие вопросы
  • Вопрос 1. Чем отличается роль государства в рыночной и плановой экономике? Охарактеризуйте экономическую функцию государства.
  • Вопрос 2. Какие, на Ваш взгляд, вопросы экономической сферы должны быть в обязательном порядке урегулированы государством?
  • Тема 10. Проблемы соотношения государства и права с культурой
  • Вопрос 1. Как воздействует правовая, нравственная и политическая культура общества на развитие государства и его правовой системы?
  • Вопрос 2. В какой степени, и каким путем государство влияет на развитие культуры и ее основных комплексов?
  • Вопрос 3. Какую роль, на Ваш взгляд, в национальном развитии играет официальная идеологическая доктрина?
  • Тема 11. Роль государства в решении глобальных проблем современности
  • Вопрос 2. Какие глобальные вопросы могут быть решены в правовых, и какие в неправовых формах?
  • Тема 12. Роль государства в обеспечении общественной безопасности
  • Вопрос 1. Каково соотношение общественной и государственной безопасности?
  • Вопрос 3. Каков круг вопросов, подлежащих правовому регулированию в сфере обеспечения общественной безопасности? Ответы иллюстрируйте примерами исходя из конкретных сфер общественной безопасности.
  • Тема 13. Проблемы формирования правового и социального государства.
  • Вопрос 1. Существуют ли, по Вашему мнению, государства, которые сегодня можно было бы назвать социальными или правовыми?
  • Вопрос 2. Каковы социальные условия формирования правового государства (экономические, социально-политические, культурные)?
  • Вопрос 3. Каковы юридические средства формирования правового государства и какова их роль в создании социальных условий для его построения?
  • Вопрос 4. Каковы, по Вашему мнению, основные признаки социального государства?
  • Вопрос 5. Связаны ли между собой процессы формирования правового и социального государства? Каков характер этой связи?
  • Вопрос 6. Каковы перспективы формирования в современных условиях правового государства в России?
  • Тема 14. Проблема определения исторических судеб государства и права.
  • Вопрос 1. Как Вы считаете, в силу, каких причин появляются противоположные оценки роли права и государства и их исторических судеб?
  • Безопасность гражданского общества (общественная безопасность) может быть охарактеризована следующими параметрами: социальная справедливость; права граждан и общества в целом во взаимоотношениях с государством; режим законности; экономическое благополучие граждан; демократический плюрализм, открытость общества; национальная определенность гражданского общества. (Равенство всех перед законом в решении выбрать род занятий, выплата пособий, свобода выбора, свобода мнений и т.д.).

    Вопрос 2. Какими средствами и методами государство обеспечивает общественную и государственную безопасность? Какие средства обеспечения безопасности государства и общества, на Ваш взгляд, можно отнести к правовым, а какие – к неправовым?

    Понятие «безопасность» согласно этиологии этого слова означает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие каких-либо угроз личности, обществу, государству. Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз.

    В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. Причем задействованы все ветви государственной власти. Деятельность любых субъектов обеспечения безопасности базируется на строгом соблюдении принципов законности, баланса интересов личности, общества, государства; взаимной ответственности по обеспечению безопасности, интеграции с международными системами безопасности. Важный принцип – недопущение ограничения прав и свобод граждан.

    Не только государство и его органы являются субъектами обеспечения безопасности, но и, согласно закону «О безопасности», граждане, общественные и иные организации и объединения, которые обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности (неправовые). Государство же со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности. Обеспечение безопасности государства основывается на четком разграничении полномочий между органами, принадлежащими к различным ветвям власти. Итак, представительная власть – законодательный орган. Он разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности, защищая интересы личности, общества, государства, порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности. Парламент определяет бюджетные ассигнования на систему обеспечения безопасности, контролирует деятельность системы, заслушивает доклады Президента о состоянии общественной безопасности. Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя.

    Именно органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов в сфере безопасности. Обладают необходимыми силами и средствами: вооруженные силы, ОВД, пограничные войска, службы ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

    Важную роль в системе обеспечения безопасности в России играет Совет Безопасности РФ – обеспечивает условия для реализации Президентом полномочий.

  • Мои научные статьи

    Актуализация роли государства в обеспечении национальной безопасности в условиях глобализации

    Концепции или "проекты" мирового развития, эволюции цивилизаций, роли национальных государств, стратегии обеспечения национальной безопасности нашего времени не могут быть теоретически сконструированы вне процесса глобализации. Такое понимание значения глобализации в теории государства и права становится методологическим принципом. Поэтому при исследовании государства и права нами придается важное значение углубленному исследованию очередного этапа (ступени) глобализации и его признаков. Исследование генезиса многовекторной сетевой интеграции в мировой истории позволяет предположить, что истоки глобализации исторически берут свое начало в "неолитической революции", ставшей основой ее первого периода, для которого характерными были массовые военно-миграционные потоки и возникновение государств-поселений (полисов).

    Схема 1.
    Классификация признаков глобализации
    1 блок: признаки, консолидированные интеграционными началами
    2 блок: признаки, для которых характерно балансирование на угрозе
    3 блок: признаки, интегрированные приоритетом
    политических и демографических начал 4 блок: признаки, родственные по технологическому происхождению

    Содержащие "вулканическую массу" вызовы глобализации вполне возможно развести по определенным блокам.
    В первом блоке сосредотачиваются признаки, объединенные наиболее выраженными интеграционными началами. Например, экономическое, информационное и другие пространства.
    Во второй блок включаются признаки, для которых характерно балансирование на определенной угрозе. Например, международный терроризм, угроза перерастания международного терроризма в государственный, демографической катастрофы и другие.
    В третий блок объединяются признаки, консолидированные приоритетами политических целей и демократических начал. Например, усиление претензий ТНК на вытеснение государства с политической арены; системная связь между правовым и политическим нигилизмом; навязывание стандарта "мировой демократии" и другие.
    Четвертый блок составляют признаки, родственные по технологическому происхождению: продолжающаяся индивидуализация и локализация личности в информационном пространстве; ускоренное развитие нанотехнологий и быстрое старение прежних технических моделей.

    Итак, для убедительности обратимся к части матрицы позитивных и негативных свойств признаков современной ступени глобализации.

    Схема 2.
    1. Экономическая ускоренно расширяющаяся интеграция с уплотняющимся пространством.
    Позитивные свойства:
    мобилизация ресурсов для разрешения общечеловеческих проблем; мировое межотраслевое разделение труда; повышение мобильности капитала и квалифицированной рабочей силы; более свободное и целенаправленное перемещение товаров и трудовых ресурсов; расширение и углубление емкости товарных рынков в мире; формирование условий для выравнивания экономик большинства государств.
    Негативные свойства:
    неизбежность классификации стран по экономической состоятельности и перспективам на развитые, развивающиеся, обреченные на отставание, консервацию или отмирание; обострение цивилизационных противоречий; кризис занятости населения и его обострение в будущем; опасность демографического передела мира, кризиса государственных режимов.

    2. Усиление роли информации, позволяющей называть современное мировое сообщество "цивилизацией информационного производства".
    Позитивные свойства:
    всплеск развития современных технологий, национальных и всемирной экономик; повышение уровня эффективности управления; адекватное реагирование его на раздражители различного масштаба и уровня; интернационализация информационных потоков и интересов, что ведет к осмыслению противоречий, решение которых не должно получить военное продолжение.
    Негативные свойства:
    уязвимость глобальных сетей от малых точечных криминальных усилий хакеров или иных источников; возможность широкомасштабной и многоцелевой информационной войны, последствия которой вполне сравнимы с термоядерной войной; возрастающая информационная зависимость государственного и муниципального управления, таящая опасность их кризиса.

    3. Международный терроризм как характерное следствие глобализации.
    Позитивные свойства:
    признание всеобщей опасности для всех государств мира; консолидация мирового сообщества, осознание каждым себя как части целостной человеческой цивилизации; осознание несовместимости идеологии терроризма ни с моралью, ни с религией, ни с духовными ценностями любого человека, общества; мотивация ревизии ценностей критерием добра.
    Негативные свойства:
    опасность перерастания борьбы с международным терроризмом в тотальный всемирный террор криминальных политических коалиций и государств, чреватый пагубными последствиями для мирового сообщества, для каждого государства и его гражданина; усиление криминализации государственной и муниципальной власти; разрушающее разрастание правового нигилизма и коррупции.

    4. Усиление претензий ТНК на вытеснение государствас политической арены.
    Позитивные свойства:
    ослабление тотального проникновения государства в сферы интересов гражданского общества и развитие местного самоуправления; понимание государством необходимости воздействия на экономику прежде всего правовыми методами, правовой и бюджетной политикой и экономическими методами; приоритет демократических правовых методов.
    Негативные свойства:
    возникновение противоречий, следствием которых становится противоборство ТНК и государства, ведущее либо к преждевременному уходу государства из отдельных сфер экономики и политики, либо к чрезмерной локализации свободы экономической деятельности граждан, что может привести к свертыванию демократии и развития гражданского общества, подмене экономических и правовых методов приказными.

    5. Системная связь между правовым и политическим нигилизмом.
    Позитивные свойства:
    неизбежность качественного отбора политических элит на основе дезинтеграции и возникновения подлинных партий; усиление роли публичного права, активизация противоборства правовому и политическому нигилизму: активизация усилий и государства, и гражданского общества по правовому и политическому воспитанию населения, формированию демократической политической системы; обеспечения принципа верховенства права, конституции.
    Негативные свойства:
    усиление тенденции антагонизма противоречий между различными слоями общества, отдельными из них с государством; привнесение в деятельность политической системы неправовых (криминальных) технологий; отчуждение между самыми богатыми и самыми бедными; возрастание уровня недоверия большинства населения к власти, тотальная коррумпированность последней.

    Таким образом, даже по "представительной" модели свойств глобализации достаточно явно прослеживается, что постиндустриальной ступени процесса глобализации и ее стадиям характерны конкретные признаки, детерминированные соответствующими условиями их возникновения и развития. Каждый признак глобализации имеет свои позитивные и негативные свойства, которые инициируют вызовы - массированное воздействие на государство, на его форму правления, государственное устройство и государственный режим. Не отвлекаясь на подробный анализ различных дефиниций о "национальной безопасности" , ограничимся констатацией нашей точки зрения по данному аспекту.

    Содержанием современной национальной безопасности можно считать взаимосвязи политической системы, гражданского общества и личности, признаваемые ими ценности, защищаемые посредством адекватной реакции государства и взаимодействующих с ним акторов на нарастающие вызовы глобализации. Разумеется, внутренняя структура национальной безопасности знает дифференциацию на общественную, государственную, экологическую, экономическую, финансовую, информационную, демографическую и иные безопасности, которые в свою очередь могут делиться на внешнюю и внутреннюю.

    Для того, чтобы лучше понять национальную безопасность, следует заметить, что наиболее сложными, ключевыми и приоритетными в условиях глобализации становятся взаимосвязи между национальной и международной безопасностями.

    Схема 4.
    Ожидаемые вызовы глобализации
    1) новая волна кризиса экономики
    2) опасность дестабилизации международной обстановки
    3) возрастание опасности гуманитарной катастрофы
    4) разрастание экологическойугрозы
    5) усиление противоречий между государством и ТНК
    6) устойчивая террористическая угроза
    7) растущий разрыв между новыми званиями и умением их применения

    Внимательный анализ матрицы свойств признаков глобализации с позиции ее методологической оценки позволяет предположить, что в будущем следует ожидать довольно жесткие вызовы, связанные с возможностью:
    1) нового наката дестабилизации экономики и наступления её кризиса;
    2) столкновения человечества, и конкретно Российской Федерации, с дестабилизацией международной обстановки и возрастанием числа локальных войн, угрозой масштабной войны между крупными региональными государствами;
    3) нарастания опасности гуманитарной катастрофы из-за отвлечения средств государств-доноров на военные нужды;
    4) увеличения масштабов экологической угрозы;
    5) усиления противоречий между государством и ТНК, угрожающее вытеснением государства с политической арены или же свертыванием демократии;
    6) растущая степень неуправляемости потока дифференцируемых в порядке геометрической прогрессии знаний, заметно усиливающих зависимость разрешения обостряющихся сложных противоречий от воли индивидуальных и коллективных негосударственных субъектов.

    Схема 5.
    Три направления самосохранения государства
    1) с помощью жесткого авторитарного режима
    2) развивая демократию, эволюцию ПГ и ГО
    3) установив охлократический режим власти

    С целью реализации своей позитивной роли в управлении в условиях нового миропорядка государством могут быть избраны, по крайней мере, три направления. Первое - самосохранение государства через его укрепление авторитарным режимом, т.е. усиление роли государства в политической системе общества в ущерб развитию гражданского общества и самоуправления, перспективам построения правового государства и ослабления всевластия чиновника. Второе - самосохранение через расширение демократических процессов, ускорение эволюции правового государства, развитие самоуправления. Данный путь самосохранения соответствует Конституции Российской Федерации, которая не утратила свой потенциал, сохраняя свою ценность и верховенство, подтверждая свое ценностное измерение в повседневной практике. Третье направление - установление названного еще Аристотелем режима власти - охлократии. Её мы уже проходили (1991-2000гг.), но с сожалением думается, что ее симптомы сохраняются. При определенной ситуации можно оказаться в положении отката к ней.

    Наш народ отдал в своем выборе предпочтение второму пути. В этом направлении сердцевиной является демократическая эволюция политической системы страны. Последняя невозможна без наличия конкурентно способных партий. В противном случае возникает опасность застоя этого жизненно важного процесса, что необходимо учитывать, прежде всего, партии власти.

    Даже основываясь на содержании данной статьи, мы можем констатировать: меняется не суверенитет, а методы и средства его защиты. Однако не все согласны с такой постановкой. Так, уважаемый нами М.Г.Делягин отмечает: "…несоответствие принципа суверенитета национального государства реальности, созданной Интернетом и технологиями формирования сознания, не вызывает сомнения" .

    Хотят они или нет, сторонники десуверенизации и сетевого государства скатываются к теории анархизма. Анархисты, как известно, в центр своей теории ставили личность, счастье которой связано с гражданским обществом и самоуправлением. Разрушения государства они добивались, полагая, что оно способно лишь подавлять личность, превратив ее из человека как высшей социальной ценности в его функциональный придаток. Так, П.Кропоткин писал: "Одно из двух: или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникает в тысяче центров на почве энергетической личной и групповой инициативы, на почве вольного соглашения. Или же государство раздавит личность и местную жизнь… Выбирайте сами!" .

    На это можно ответить, что правовое государство выбирает гарантированное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а не миссию ее "раздавливания". Более того, именно государству, в силу характера экономических отношений в будущем, при отсутствии самодостаточного гражданского общества наверняка придется взять на себя задачу распределения материальных благ по принципу "от каждого - по необходимости, каждому - по потребности". Ему же предстоит примирять, а если надо, то и усмирять разгулявшиеся в тысячах центров неуправляемые инициативы, инициируемые бесчисленными противоречиями между недопустимо разрозненными человеческими волевыми устремлениями, которые глобализация коренным образом пока не способна менять.

    Для целей и задач управления федеративного государства в условиях глобализации особое звучание получает вопрос интеграционных связей. У центральной власти вполне самодостаточный механизм удержания субъекта не только в едином правовом пространстве, но и в надлежащей экономической и социально-политической готовности к общегосударственным позитивным результатам. Видимо, взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами будут выстраиваться и развиваться с учетом того, что субъекты Российской Федерации, учитывая мировую практику, склонны сохранять свою индивидуальность и определенную свободу маневра, не претендуя на суверенитет (ч.1, 4 ст.5, ч.1. ст.65, ст.72, 73 Конституции РФ).

    Многие ожидают от правового государства сотворения чуда. Об этой российской особенности уповать на чудесное явление и нежданную благость с сожалением писал еще Н.А.Бердяев: "Прямолинейная демократическая метафизика как будто бы не требует перевоспитания личного и национального, выработки характера, дисциплины, воли личной и общественной, внутренней духовной работы. На этой почве вырабатывалась мораль притязаний, обращенных к общественной среде, мораль ожиданий, что всякое богатство жизни придет извне". Однако следует помнить, что "устанавливаемые институты, издаваемые законы - лишь средства, с помощью которых руководство осуществляют люди (группы, общности людей)… Каков уровень его (народа) цивилизационной зрелости, таково в действительности общее состояние государства" . Конечно, из сказанного никак не вытекает очередное гегелевское - какую власть народ заслуживает, такую и имеет. "Россия - вперед" - это не девиз и не лозунг, а сигнал к действию каждому из нас. Но любая работа будет успешной и чудотворной только тогда, когда она сопряжена с реальной целью, соразмерными возможностями и конституционными устремлениями.

    Решение наращиваемых и обостряемых глобализацией проблем стало невозможным без модернизации и реформирования государственного аппарата и всей громоздкой системы управления. На расширенном заседании Госсовета Российской Федерации 8 февраля 2008 года В.В.Путин, вовсе не ради весомости тирады, отметил, что "сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие". В том же духе высказался в своем очередном Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А.Медведев. Однако улучшения не должны проводиться в ущерб демократии, ибо современное технологическое общество не может развиваться в жестком авторитарном режиме. Для общества "информационного сжатия" характерен динамизм, генерируемый активной саморегуляцией его структурных звеньев (государств, партий, движений, политически активной личности, местного самоуправления, религиозных учреждений, гражданского общества и др.).

    При определении стратегии международных отношений и национальной безопасности, форrмировании правового государства и гражданского общества Российская Федерация не может не учитывать накал соперничества отдельных держав за глобальное лидерство, сохранение доминирующего положения у игровой рулетки нового миропорядка, ставки которой - центры власти, экономические кризисы, нефть и газ, эталоны демократии и др.

    Подобная мозаика, сложившаяся в мире отношений, отражающая следствия противоречий глобализации, не могут не насторожить государства и не побудить их к поиску прагматичных решений для обеспечения национальной безопасности.

    Формой правления для России исторически сложилась смешанная республика при широких полномочиях президента. Монархические проекты не востребованы, хотя есть люди, увлеченные звучанием титулов. Главный титул в нашей стране - гражданин Российской Федерации. Размах задач и возрастание роли государства в управлении обществом не позволяет проигнорировать, что не только будет сохраняться, но и, видимо, продолжит усиливаться в нашей стране, например, тенденция тяготения (в конституционном демократическом русле) к президентской республике.

    Определенные рациональные начала здесь имеют место. Исполнительная власть приобретает мощь и мобильность, исключаются неизбежное и незаметное дублирование между президентом и председателем правительства, их аппаратами и т.д. В этом случае целесообразно восстановление должности вице - президента. Эти изменения нисколько ущербно не затрагивают принципиальные положения Конституции РФ, а только укрепляют их. Возможно, потребуется расширение контрольных функций Федерального Собрания. До поглощения государственного управления гражданским обществом дело еще не скоро дойдет. Они находятся в стадии активного и длительно сотрудничества. К тому же, не следует забывать, что еще Гегель отмечал, что "…развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства" .

    Разрабатывая стратегию обеспечения национальной безопасности, государство не может не учитывать те возможные вызовы, которые прогнозируются на основе анализа матрицы свойств глобализации. Если, например, обратиться к такому признаку глобализации как "единое всемирное информационное пространство", то основополагающие выводы будут сходны с теми, которые продуцировал признак "единое экономическое пространство".

    Позитивным следствием данного признака является, например, интенсификация развития информационных технологий, инноваций, результаты которых активно внедряются в экономику и систему управления.

    Негативными являются: опасность монополизации влияния определенного государства или группы государств на формирование всемирного правового пространства, уязвимость глобальных сетей точечными воздействиями различных криминальных источников, возможность широкомасштабной и целевой информационной войны.

    Масштабность позитивных факторов, опираясь на которые необходимо мобилизовывать усилия для преодоления глобальных угроз, актуализирует роль государства. Только ему под силу решение задач такого масштаба. Об этом свидетельствуют и уроки Второй мировой войны, что к месту вспомнить в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

    В очередной раз убеждаемся, что глобализация не "устраняет" государство, не трансформирует его в некое "сетевое государство" , а требует от него инновационных технологий и передовых методов управления, адаптированных к демократическому порядку, который немыслим без дисциплины, "в первую очередь дисциплины людей, составляющих государство" .

    Более того, кто ратует за ассоциированное государство, тот в условиях глобализации вольно или невольно оберегает эмпирические ростки доктрины Алена Даллеса 1948 года, который в начале 50-х годов прошлого века возглавлял ЦРУ США. Называлась она, как теперь известно, "Цели США в войне с Россией". Напомним несколько строк из нее: "Человеческий мозг, сознание людей способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить… Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа…". Я верю в добрые намерения Барака Обамы, но я не верю, что в мире нет "даллесов", способных убирать неугодных им президентов, как это случилось когда-то с А.Линкольном, Д.Кеннеди.

    У людей сегодня нет, а в перспективе и не предвидится, социального инструмента, кроме государства, способного эффективно решать вопросы предупреждения кризисов и организованного выхода из них, защищать людей от стихии и преступности, гарантировать им достойную жизнь, права и свободы.

    Не представляются продуктивными в этих целях и идеи о наднациональных институтах и конституциях, способных сколько-либо создать дискомфорт суверенитету или территориальной целостности национального государства. Координирующие органы должны быть, но не надгосударственные, а межгосударственные. Наиболее надежным спасателем и защитником своих граждан выступает российское государство!

    Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
    Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
    Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

    Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

    Подобные документы

      Свойства и функции экономической безопасности, ее виды. Место экономической безопасности в системе национальной безопасности. Формирование основ экономической безопасности в банковской деятельности. Трудности в решении экономической безопасности в России.

      курсовая работа , добавлен 03.12.2014

      Понятие экономической безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, ее краткая характеристика. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики. Анализ показателей экономической безопасности России.

      статья , добавлен 03.03.2013

      Понятие экономической безопасности и характеристика ее показателей. Анализ экономики России с точки зрения экономической безопасности. Опасность утраты продовольственной независимости страны. Спад производства и потеря рынков. Угрозы в социальной сфере.

      курсовая работа , добавлен 29.04.2015

      Современное состояние развития проблем экономической безопасности. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности. Прикладные аспекты экономической безопасности. Методика определения ключевых проблем экономической безопасности.

      курсовая работа , добавлен 09.11.2006

      Понятие, сущность и концепция экономической безопасности. Характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности национальной экономики. Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности РФ на современном этапе развития.

      курсовая работа , добавлен 13.03.2009

      Изучение понятия экономической безопасности государства. Обобщение основных факторов, определяющих ее уровень. Экономическая безопасность и приоритеты инвестиционной политики. Современные угрозы национальной безопасности России и пути их преодоления.

      реферат , добавлен 08.12.2010

      Сущность, проблемы и критерии экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности России. Механизмы обеспечения военно-экономической и внешнеэкономической безопасности. Деятельность государства по обеспечению безопасности.

      курсовая работа , добавлен 02.11.2014


    • Вступление
    • Россия в современном мире
    • Основные цели военной политики России на современном этапе
    • Стратегия национальной безопасности до 2020 года

    4. Заключение

    Преподаватель ОБЖ

    Ковалев Александр Прокофьевич

    СОШ № 2

    г. Моздок


    Ушедший ХХ век , характеризовавшийся постоянной борьбой государств за сферы влияния, противоборством двух мировых социально-политических систем, развязыванием самых кровавых в истории человечества двух мировых войн, а в последние десятилетия – распадом мировой системы социализма, роспуском Организации Варшавского договора, развалом Советского Союза, казалось бы, должен был создать благоприятные условия для мирного сосуществования государств.

    К сожалению, этого не произошло. Сохранилась опасность развязывания ядерной войны. Изменилась расстановка военных и политических сил в мире. Стремление Соединенных Штатов Америки к мировому господству, решение ими спорных вопросов с позиции силы, расширение блока НАТО, игнорирование решений ООН и мнений других государств приводит к возникновению очагов напряженности в мире, ведению войн и вооруженных конфликтов в непосредственной близости от границ России


    Военно-политическая обстановка в мире складывается под воздействием сложного и противоречивого процесса глобализации международных политических и экономических отношений, стремления ряда государств, с одной стороны к формированию однополюсного мира во главе с США, опирающегося на военную силу в решении международных проблем, а с другой – стремление быстро развивающихся стран, в том числе и России, к созданию многополюсного мира, основанного на справедливой и демократической системе международных политических и экономических отношений.

    Обстановка вокруг России характеризуется нестабильностью, напряженностью, обострением национально-этнических и религиозных противоречий, частым использованием Западом угрозы силой или ее прямым применением против суверенных государств. Строительство нового мирового порядка, обострение борьбы за сферы влияния, источники сырья и рынки сбыта может непосредственно затронуть национальные интересы России


    Роль России в системе военно-политических отношений в мире определяется ее геостратегическим положением, ядерным потенциалом, статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН.

    Россия является самодостаточным государством и в своем развитии опирается преимущественно на собственные ресурсы , оцениваемы примерно в 140 трлн. долларов США. Она занимает первое место в мире по территории, восьмое - по численности населения и по рейтингу самых крупных экономик мира

    Россия с ее уникальным геостратегическим положением представляет один из центров силы глобального масштаба.

    Охватывая центральную часть евразийского континента, имея выходы к трем океанам, она объективно играет роль геополитического моста и посредника в отношениях между странами Европы и Азии, влияет на содержание экономических, политических, военных и культурных процессов в этих частях света и во всем мире.


    Россия никому ничего не должна . Воем, что мы имеем, мы обязаны только себе, собственным усилиям и своей истории. С этих суверенных позиций Россия и впредь будет вести дела с международными партнерами. Это означает полное равноправие, взаимный учет интересов и взаимную выгоду, взаимодействие на основе совместного анализа и совместно принятых решений.

    У России в настоящее время нет явных противников на международной арене, хотя с рядом сопредельных государств существуют разногласия по территориальным вопросам.

    В современном мире существует много источников потенциальной и реальной военной опасности для России. Главным из них является борьба мировых центров силы за право доступа к ее сырьевым и другим ресурсам, снижение мирового статуса и веса России в решении международных проблем, вытеснение ее из зон традиционных российских интересов, стремление США любыми средствами, прежде всего с применением военной силы, добиться мирового господства и возглавить однополюсный мир.


    Россия «не вписывается» в нынешнюю модель глобализации на условиях Запада , который отдает приоритет использованию военной силы в решении спорных проблем.

    Ключевые тенденции современного развития, включая нарождающуюся многополярность и возрастание роли многосторонней дипломатии, подводя к выводу о том, что решение вопросов стратегической стабильности не может боле оставаться эксклюзивной сферой отношений между Россией и США.

    Объективно приходит время открыть эти рамки для всех ведущих государств, прежде всего европейских, заинтересованных в совместных действиях ради обеспечения общей безопасности.

    Источники военной опасности кроются также в территориальных претензиях к России со стороны некоторых государств, возникновении и эскалации очагов напряженности и вооруженных конфликтов вокруг ее границ, и прежде всего в ближнем зарубежье.


    Эти и другие источники военной опасности при определенных условиях могут создавать очаги опасности или вызывать угрозы безопасности Российской Федерации .

    Обеспечение военной безопасности представляет собой процесс деятельности всех государственных структур, в котором наличие мощных Вооруженных Сил является серьезным сдерживающим фактором. Он обеспечивает достижение военной безопасности мирными средствами. Военная сила перестает быть главным естественно-традиционным средством политики во всех случаях.

    Основная нагрузка в обеспечении интересов безопасности должна приходиться на политико-дипломатические и информационные средства . То есть такие инструменты, которые принято называть «мягкой силой»: воздействие на партнеров без применения силы и иных методов силового принуждения.

    В деятельности государства и общества по обеспечению военной безопасности в последнее время повышается роль и значимость невоенных средств, и том числе социально-политических .


    Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при размещении в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны США.

    На долгосрочную перспективу Россия будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надёжной и равной безопасности государств.

    Для защиты своих национальных интересов Россия будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.

    Таким образом , исходя из анализа сложившейся военно-политической ситуации в мире, отношений Российской Федерации с другими государствами, источников военной опасности и других факторов, а также учитывая то обстоятельство, что высшим приоритетом государственной политики России является защита интересов личности, общества и государства, можно сформулировать основные цели военной политики России на современном этапе:


    1. Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности , прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциалов.

    2. Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами


    3. Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России , подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, усиленного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

    4. Формирование пояса стабильности по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах.

    5. Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач безопасности мира, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, международного взаимодействия.

    Достижение вышеизложенных целей возможно лишь при том условии, что они опираются на мощную экономическую базу страны и современные Вооруженные Силы,


    Сравнительно недавно по историческим меркам в политическом лексиконе появилось понятие « национальная безопасность ». Впервые этот термин был применён в 1904 году в послании президента США Теодора Рузвельта Конгрессу. В этом послании Т. Рузвельт обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности» США.

    В Российской Федерации определение национальной безопасности впервые появилось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 1996г.

    В общем случае под национальной безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества, государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе.

    При этом под национальными ценностями подразумевают принадлежащую стране материальную, интеллектуальную и духовную собственность как основу её существования и развития


    В национальной безопасности различают три уровня : безопасность личности, общества и государства.

    Безопасность государства достигается при наличии эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.

    Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противоборствовать с действиями, ведущими к расколу общества.

    Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволяли бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия от государства и общества.


    Национальная безопасность зиждется на трех базовых элементах : интересы, угрозы, защита.

    Её первооснову составляют интересы отдельных граждан , из которых вытекают интересы общества и государства в целом.

    Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экономической и других сферах.

    По своей направленности интересы ориентированы на обеспечение выживания, прогрессивного развития и той или иной степени лидерства граждан, общества, государства. Особое значение для человечества имеют жизненно важные интересы как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессив­ного развития каждого человека, общества, государства.

    Другие интересы, не связанные с проблемами выживания, имеют второстепенное значение.


    Угрозы национальной безопасности нашей страны – как внутренние, так и внешние, это реальность сегодняшнего дня.

    Россия находится сейчас на таком этапе своего развития, когда вследствие экономического и финансового кризиса, политической и социальной нестабильности внутренние угрозы стали главной причиной, негативно влияющей на национальную безопасность страны. Однако, несмотря на то, что сейчас нет прямой военной угрозы в виде ядерной войны и крупномасштабной агрессии, военная опасность сохраняется. Она исходит не только со стороны реальных, но и потенциальных локальных войн и военных конфликтов.

    Таким образом, анализ современных реальностей подтверждает, что для национальной безопасности необходима и военная слагаемая.

    Домашнее задание

    § 13 стр.63-69

    Выбор редакции
    Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

    Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

    РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

    Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
    Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
    Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
    Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
    Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
    Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...