Самолеты и вертолеты используемые в мчс. Авиационное обеспечение аэромобильных группировок мчс



Осуществлению экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации способствует развитие современных авиационных технологий спасения как наиболее эффективных способов реагирования на чрезвычайные ситуации и спасения терпящих бедствие людей.
Современный парк специальных самолетов и вертолетов МЧС России позволяет создавать авиационную группировку для пожаротушения, спасения людей в труднодоступных местах и на воде, организовывать воздушные пункты управления, ведения инженерной, радиационной и химической разведки, оказывать экстренную медицинскую помощь в крупных мегаполисах и т.д.

Авиация МЧС России имеет в своем штатном составе следующие части и подразделения:

  • государственное унитарное авиационное предприятие с парком специальных самолетов и вертолетов:
    6 самолетов Ил-76ТД (транспортно-десантные и пожарные), 2 самолета Ан-74П (универсальные транспортные самолеты короткого взлета и посадки), Як-42Д и Ил-62М (воздушные пункты управления), оснащенные специальной связью, а также предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов;
  • отдельную смешанную авиационную эскадрилью, имеющую в своем составе самолеты Ил-76ТД и вертолеты Ми-26Т и Ми-8МТ;
  • два отдельных вертолетных отряда региональных центров МЧС России, имеющих в своем составе вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ и МВТ, Ка-32Т и Ми-2;
  • базу аэродромного и материально-технического обеспечения.
  • Состав собственной авиационной группировки сформирован в соответствии с концепцией авиационного обеспечения деятельности МЧС России на период до 2005 года, согласно которой эта группировка определена как силы и средства первого эшелона.
    Авиационная группировка оптимизирована в том составе, который минимально необходим для обеспечения экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации, для гуманитарных операций, а также для удовлетворения внутренних потребностей в грузовых и пассажирских перевозках.
    Противопожарный самолет Ил-76ТД оснащен двумя специальными выливными авиационными приборами (ВАП-2). Два бака ВА-2 вмешают 42000л воды или специальной огнегасящей жидкости.
    В последнее время авиация МЧС России активно использует при тушении пожаров также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 емкостью 5 и 15 кубометров на вертолетах Ми-8 и Ми-26 соответственно.
    Воздушные суда, как правило, многофункциональны.
    Например, Ил-62М, оборудованный в варианте командного пункта, способен выполнять следующие задачи: управлять силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, а также экспертов других министерств и ведомств (до 114 человек), доставлять правительственные делегации и осуществлять специальные полеты.
    Многочисленные задачи выполняют и вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т, которые не требуют специальных аэродромов, могут обслуживать труднодоступные территории.
    Они доставляют в города и поселки страны все необходимое для нормальной жизнедеятельности людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, выполняют поисково-спасательные работы, ведут борьбу с крупными лесными пожарами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в опасных для человека чрезвычайных ситуациях, ведут патрулирование лесных массивов и торфяников и т.д. Указанные воздушные суда составляют силы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации территориального и регионального масштабов, включаются в состав первого эшелона и резерва региональной группировки сил РСЧС.
    Это в значительной мере усиливает региональную составляющую сил и средств РСЧС
    В вертолетную эскадрилью ГУАП МЧС России входят вертолеты Бо-105 и Бк-117 (производство франко-немецкой фирмы "Еврокоптер"), которые перевозятся на большие расстояния самолетами Ил-76ТД для участия в аварийно-поисковых работах. Время приведения их в готовность после выгрузки составляет не более 30 минут.
    Вертолеты Бо-105 и Бк-117 широко используются в Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. В перспективе вертолеты Бо-105 могут войти в состав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасению воздушных судов.
    Опыт эксплуатации Бо-105 использован при доработке и корректировке тактико-технических требований к вертолету Ка-226, предназначаемому для участия в аварийно-поисковых работах в условиях городской застройки или горной местности.
    Дальнейшее совершенствование авиационной техники МЧС России способствует поддержанию и развитию отечественных авиационных спасательных технологий.
    По заказу МЧС России разработан аварийно-спасательный вертолет легкого класса Ка-226А, который планируется использовать в особо сложных условиях для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды.
    Завершен основной этап летных испытаний многоцелевого самолета-амфибии Бе-200ЧС. Этот самолет способен забирать 12 тонн воды в режиме глиссирования, что существенно повысит эффективность пожаротушения.
    В соответствии с принятой концепцией авиационного обеспечения деятельности МЧС России предусматривается дальнейшее развитие авиационных технологий. Разработаны и успешно прошли предварительные испытания подвесная корзина для транспортировки пострадавших до 10 человек на внешней подвеске вертолета Ми-8, а также вертолетная система взрывного дробления ледовых заторов с использованием фюзеляжного раскладчика зарядов взрывчатых веществ.
    В ходе реформирования авиации МЧС России планируется до 2005 года в создаваемых региональных спасательных центрах развернуть вертолетные комплексы экстренного реагирования и авиационные комендатуры. Авиапарк пополнится новыми аварийно-спасательными вертолетами и многоцелевыми самолетами.
    Все это может существенно повысить возможности, работоспособность авиации МЧС России, мобильность спасательных сил, а следовательно, сократить сроки реагирования на чрезвычайные ситуации.
    Жизнь показывает, что почти ни одна задача по спасению человека не решается сегодня без участия авиации.
    Авиация – это та основа, на которой строится мобильность и эффективность действий Чрезвычайной службы России.

    воздушно-транспортные средства МЧС России, предназначенные для: оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран, поисковой и мониторинговой работы, проведения аварийных и специальных работ (пожаротушение, десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолетов, автомобильной техники и других технических средств, доставка аэромобильного госпиталя Министерства и полевого госпиталя ВЦМК «Защита», экстренная перевозка вертолетами тяжелобольных в госпитали) и др. задач. Авиация МЧС России состоит из Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России (ФГУАП), трех отдельных смешанных эскадрилий и базы аэродромного и материально-технического обеспечения (БАТМО). В составе авиации МЧС России имеются специальные транспортно-десантные и пожарные самолеты Ил-76ТД, универсальные транспортные самолеты короткого взлета и посадки Ан-74П, воздушные командные пункты управления Як-42Д и Ил-62М, оснащенные специальной связью и предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов. Самолеты Ил-76ТД оснащаются при необходимости двумя выливными авиационными приборами (ВАП-2), которые вмещают 42 000 л воды или огнегасящей жидкости. Авиация МЧС России использует также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 емкостью 5 и 15 м3 на вертолетах Ми-8 и Ми-26, позволяющие наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии. Оборудованный в варианте командного пункта Ил-62М способен: управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, экспертов других министерств и ведомств (до 114 человек). Кроме того, в трех отдельных смешанных авиационных эскадрильях имеются вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т и Ми-2, которые могут обслуживать самые труднодоступные территории. Они осуществляют перевозку пассажиров, доставку в города и поселки севера страны всего необходимого для нормальной жизнедеятельности людей в условиях полярной и приполярной зимы, выполняют поисково-спасательные задачи, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, патрулирование лесных массивов и торфяников, борьбу с крупными лесными пожарами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в чрезвычайных ситуациях и т.д. В вертолетной эскадрилье ФГУАП имеются вертолеты Бо-105 и Бк-117, которые с помощью самолета Ил-76ТД перевозятся на большие расстояния в места производства аварийно-поисковых работ. С 1998 санитарные вертолеты Бо-105 и Бк-117 используются в Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. В перспективе Бо-105 войдут всостав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасанию воздушных судов. Дальнейшее совершенствование авиационной техники МЧС России связано с разработкой аварийно-спасательного вертолета легкого класса Ка-226А для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды. Авиапарк МЧС России пополняется многоцелевыми самолетами-амфибиями Бе-200 ЧС, способными забирать 12 т воды в режиме глиссирования, что существенно повысит эффективность пожаротушения (см. илл. 1 - 3).

    Лекция № 6. Авиация МЧС России. Задачи и работы, выполняемые авиацией МЧС России 1. Формирования и авиационный парк МЧС России

    Февраль 1992 г. — из Министерства обороны России (войска ГО) в МЧС переданы четыре отдельных вертолетных группы, дислоцированных по задачам МЧС в Центральном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном регионах России. Март 1992 г. создаётся Центральный аэромобильный отряд, оснащаемый самолетами и вертолетами Ил-76, Ан-74, и Ми-8. 10. 05. 1995 г. образована Авиация МЧС России в соответствии с постановлением Правительства РФ № 457 «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России» . (с 2002 г. — Федеральное ГУАП).

    Задачи авиации МЧС России: обеспечение экстренного реагирования Си. С на ЧС (доставка спасателей, медиков, спец. снаряжения, техники и оборудования); участие в ПСР и АСР (воздушная, инженерная разведка местности — химическая, радиационная, биологическая и др. , доставка и наведение поисково-спасательных групп на объекты, десантирование спасателей, спец. грузов, аэромобильного госпиталя, эвакуация пострадавших); специальные авиационные работы по: тушению природных и техногенных пожаров; проведению спас. операций на водных акваториях (оказание помощи экипажам и пассажирам терпящих бедствие судов); реагированию на ДТП на федеральных трассах; управлению с воздуха Си. С спец. групп, проводящих АСР; выполнение задач по международной деятельности (участие в гуманитарных акциях).

    Выполняемые авиацией работы: 1. Авиационно-спасательные работы: поиск и обнаружение потерпевших бедствие; наведения поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным, беспарашютным и посадочным способами спасательных групп и грузов; эвакуация пострадавших из районов бедствия на суше (в равнинной, горной местности и городах) и с водной поверхности. 2. Специальные авиационные работы: тушение пожаров; воздушная, инженерная, радиационная, химическая, пожарная разведка и мониторинг местности, обработка заданных объектов химическими и биохимическими препаратами; монтажные и демонтажные работы при расчистке завалов и разрушений.

    3. Обеспечение управления и связи: управление Си. С с воздушных командных пунктов; ретрансляция и связь между поисково-спасательными группами и пунктами управления. 4. Воздушные перевозки: доставка в зоны ЧС Си. С, необходимых для проведения поисковых, АСР, медицинской помощи и опергрупп министерств и ведомств, грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения из районов ЧС; вывоз уникального оборудования и ценностей; эвакуация российских граждан из-за рубежа.

    Авиация применяются из положения «дежурство на аэродроме» . Экипажи несут круглосуточное дежурство в установленных степенях готовности (от 30 мин) в зависимости от выполняемых задач, максимальная готовность к вылету – 3, 5 часа для вертолётов, 6 часов для самолётов – после возникновения ЧС.

    9В Центральный аппарат МЧС России входит Управление авиации и авиационно-спасательных технологий которое организует: планирование и руководство применением авиации, управление авиационными формированиями; оперативное использование авиации при ЧС, доставку спасателей и грузов, воздушные перевозки в системе МЧС; подготовку авиационных формирований МЧС России, и др. В составе авиации МЧС – 4 авиационно-спасательных центра (АСЦ), входящих в состав спасательных воинских формирований МЧС России.

    Центральный АСЦ ФГУАП: аэродром (аэ) Раменское (г. Жуковский) – самолётный авиаотряд: Ил-62М (2), Як-42Д (2), Ил-76ТД (6), Бе-200ЧС (4). вертолётный авиаотряд вертолётная авиаэскадрилья: Ми-8МТВ (4+1: Калининград); + три вертолётных авиазвена (Ка-32 — 8, БО-105 — 3, БК-117 — 1) — аэ Касимово (г. С-Пб), Ростов-на-Дону (2 Ми-8, 2 самолёта Ан-3Т), Сочи (2 Ка-32).

    АСЦ аэ Добрынское, п. Сокол (г. Владимир) Действует в интересах ЦРЦ, ПРЦ, УРЦ, СЗРЦ и ЮРЦ. Вертолёты Ми-26Т (2), Ми-8МТ (8). Сибирский АСЦ аэ Черемшанка, Емельяново (г. Красноярск) Обеспечение СРЦ, усиление ДВРЦ. Самолеты Ан-74П (1), Бе-200ЧС (2), вертолёты Ми-26Т (2), Ми-8МТ, МТВ – 1, 2 (7), Во-105 (1). Дальневосточный АСЦ аэ Хабаровск-Центральный (г. Хабаровск) Обеспечение ДВРЦ. Самолеты Ан-74П (1), Бе-200ЧС (1), вертолёты Ми-26Т (2), Ми-8МТВ (6).

    12Начальники РЦ МЧС на территориях федеральных округов организуют аэродромно-техническое обслуживание, заправку авиационным топливом и ГСМ, обеспечение транспортом и связью, охрану воздушных судов, размещение и жизнеобеспечение авиационного персонала: в Дальневосточном РЦ – на 3-х аэ; в Сибирском РЦ – на 4-х аэ; в Уральском РЦ – на 1 аэ; в Приволжском РЦ – на 2-х аэ; в Южном РЦ – на 3-х аэ и 1 вп; в Северо-Кавказском РЦ – на 2-х аэ; в Северо-Западном РЦ – на 5-ти аэ (в т. ч. Храброво) и 1-й вп; в Центральном РЦ – на 3-х вп.

    Характеристики самолётов МЧС России Тип ЛА Марка ЛА Год выпуска Макс. дальность полёта (км) Крейс. скорость полёта (км/ч) Практ. высота полёта (км) Макс. кол-во пассажиров (чел.) Макс. масса груза (т) Размер грузовой кабины (д х ш х в, м)сам олёты Ил-62м 1968 11000 850 12, 2 114-138 23, 0 8, 35 х 2, 00 х 1, 38 Ил-76тд 1977 3500 750 12, 0 30-225 (114-лёжа) 48, 0 24, 50 х 3, 45 х 3, 40 Ан-74п 1985 4800 600 10, 7 14 (58-лёжа) 7, 5 10, 48 х 2, 15 х 2, 20 Як-42д 1988 3200 810 9, 6 49-120 14, 5 — Бе-200чс 2003 4000 610 8, 0 72 (40-лёжа) 7, 5 (12-воды) — Ан-3т? ? ? —

    ИЛ-76ТД – тяжелый транспортный самолет — для: перевозки опергрупп до 250 чел. , грузов — до 48 т; перевозки спас. подразделений, в т. ч. легких вертолетов; десантирования Си. С, в т. ч. при авариях на акваториях; пожаротушения; доставки грузов (до 48 т) гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов на расстояние до 3500 км; эвакуации пострадавших из районов ЧС.

    Вариант загрузки: аварийно-спасательный автомобиль «Розенбауэр» — 1 ед. , «Камаз» -1 ед. , «Лендровер — Дефендер» – 1 ед. ; Отряд «Центроспас» — 37 чел. , ОГ МЧС — 7 чел. , ЦЭПП-5чел. G = 22 т Аварийно-спасательный автомобиль « Камаз-43118 » Машина оперативного управления «Лендровер-Дефендер» ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 б/н 363 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В ЯПОНИИ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант № 1 (1 борт) Аварийно-спасательный автомобиль «Розенбауэр-1222»

    Вариант загрузки: аварийно-спасательный автомобиль «Камаз» — 2 ед. , АСМ – 1 ед. ; 294 СЦ — 35 чел. , 179 СЦ – 14 чел. G = 22 т Аварийно-спасательный автомобиль « Камаз-53215 » ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 б/н 362 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В ЯПОНИИ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант № 1 (2 борт) «АСМ — 270572»

    Вариант загрузки: аварийно-спасательный автомобиль «Камаз» — 2 ед. , Прицеп – 1 ед. ; G = 25 т Автомобиль « Камаз-43114 » ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ 294 ЦСООР ДЛЯ РАБОТЫ В ЗОНЕ РАДОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант1 Прицеп Автомобиль « Камаз-53228 »

    Вариант загрузки: Пост радиационного контроля-1 ед. , АСМ-1 ед. , Автомобиль доставки робототехнических комплексов-1 ед. , G = 26, 5 т АСМ « АСМ-4803 » Машина доставки робототехнических комплексов « Mersedes » Пост радиоконтроля «ГАЗ 2705» ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ 294 ЦСООР ДЛЯ РАБОТЫ В ЗОНЕ РАДОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант

    23Воз можна установка (20 мин) 5-ти медицинских модулей (на 4 чел) , в которых единовременно можно перевозить 20 пострадавших. Может десантировать, используя: большие грузовые платформы П-7 (П-17) – грузы до 40 т, с высот 11500-2000 м;

    малые грузовые платформы ПГС-500 (ПГС-1000) — груз до 30 т серией в 26 единиц, с высот 200-300 м на площадки приземления малых размеров 200x 500 м (важно для горной местности).

    25Оснащается выливным авиационным прибором ВАП-2 на 42 т воды или огнегасящей смеси (ОГС) — специальной смеси, пары которой не поддерживают горение.

    26Выливные авиационные приборы ВАП-

    28Сброс воды: с высоты 50 м на скорости 300 км/час за 7 сек накрывает площадь 6 га (100x 600 м).

    29Правительство РФ в 2010 г. предписало оснастить выливными авиационными приборами ВАП-2 самолеты ИЛ-76 военно-транспортной авиации, авиации МВД РФ и МЧС. На конец 2012 г. имеются ВАП-2: в ВТА МО – 12, в МЧС – 6; В МВД – 2. Была деревня

    Ил-62М воздушный пункт управления МЧС России — для: перевозки оперативных групп (до 114 чел.); управления Си. С, привлекаемыми к ликвидации ЧС; эвакуации российских граждан из-за рубежа и зон ЧС, доставки правительственных делегаций; выполнения специальных полетов на расстояние до 7500 км.

    Як-42Д специальный самолет, ВПУ перевозка оперативных групп до 48 чел. ; управление Си. С, привлекаемыми к ликвидации ЧС; наведение поисково-спасательных сил на объекты поиска; ретрансляция команд между наземными ПУ; доставка правительственных делегаций; выполнение специальных полетов на расстояние до 3200 км.

    Салон для оперативных совещаний

    Ан-74П средний транспортный самолет с укороченными взлётом-посадкой перевозка оперативных групп до 58 чел. до 3500 км; перевозка поисково-спасательных групп, ручного инструмента и наземной техники; перевозка грузов гуманитарной помощи; доставка медицинского персонала и эвакуация пострадавших. 35 Александр Беляков. Георгий Байдуков

    36Бе-200ЧС авиационный спасательный комплекс транспортные и пассажирские перевозки (72 пассажира и 750 кг груза); поисково-спасательные работы на суше и водных акваториях; ведение воздушной и инженерной разведки; контроль прибрежных вод и экономических зон; мониторинг экологической обстановки; тушение пожаров Бортовое тепловизионное устройство обеспечивает: поиск очагов пожара и живых людей, автоматическое ЦУ и наведение на объект с помощью спутникового оборудования, ТВ изображение пролетаемой местности, видеоконтроль за эффективностью слива воды (ОГС).

    39Тушение пожаров: сброс воды на очаг пожара с высот 20-40 м на скорости 250-270 км/ч за 1-2 сек.

    Водоемы для выполнения авиационных работ по пожаротушению на территориях региональных центров: Центральный: Рыбинское и Дубнинское водохранилища; Приволжский: Верхнеуральское, Ириклинское, Камское, Боткинское, Нижнекамское, Саратовское водохранилища; Уральский: Северо-западный: Ладожское озеро, Онежское озеро, Ильмень-озеро, Чудское озеро; Южный: Азовское море, прибрежные акватории Черного моря, Цимлянское водохранилище; Сибирский: озеро Байкал, Братское, Красноярское, Новосибирское водохранилища, озеро Чаны; Дальневосточный: прибрежные акватории Охотского, Японского морей, Татарского пролива, Зейское и Вилюйское водохранилища.

    41Ан-3Т транспортный самолёт. Предназначен для перевозки 1800 кг груза и 4 пассажиров. Вариант самолёта Ан-2 с турбовинтовым двигателем ТВД-20.

    Транспортно-десантный вертолет Ми-8МТ (МТВ) для: доставки спас. команд до 24 чел. и АСИ к местам ЧС; проведения монтажных и демонтажных работ на внешней подвеске до 3 тонн; доставки наземной техники и грузов до 4 тонн; пожаротушения (ВСУ-5); наведения поисково-спасательных сил на объекты поиска; выполнения десантирования спасателей и грузов; ведения инженерной, радиационной, химической разведок, аэрофотосъемки и мониторинга местности доставки медицинского персонала для оказания помощи; перевозки носилочных раненых до 12 человек. Может использовать дистанционную систему уничтожения ледяных заторов ДВС-УЛЗ-ФРЗ. С необходимым интервалом времени, с вертолета выбрасываются заряды аммонита (тротила) в мешках с многоцелевым взрывателем замедленного действия.

    Ка-32А 1 аварийно-спасательный вертолет для: поиска и эвакуации пострадавших из районов ЧС, в т. ч. в горной местности, с водной поверхности, морских и речных судов; доставка 10-12 спасателей, аварийно-спасательных средств, вспомогательного оборудования к месту ЧС; десантирование спасателей и грузов; монтажные и демонтажные работы на внешней подвеске до 5 тонн; выполнение работ по пожаротушению.

    Ми-26Т тяжелый транспортно-десантный вертолет доставка спасательных команд до 82 чел. и аварийно-спасательного имущества к местам ЧС; проведение монтажных и демонтажных работ на внешней подвеске до 20 т; доставка крупногабаритной техники и грузов гуманитарной помощи до 20 т; выполнение десантирования спасателей и грузов; пожаротушение с использованием ВСУ-15; перевозка раненых и больных.

    49Погрузка ВСУ-

    Легкие вертолеты БО-105 и БК-117 проведение АСР на ограниченных площадках — в условиях больших городов и горной местности; наведение поисково-спасательных сил на объекты поиска; оказание первой медицинской помощи и эвакуация пострадавших в медицинские учреждения; эвакуация людей с высотных зданий; эвакуация раненных, поражённых, больных; патрулирование, разведка и аэрофотосъемка.

    Аэромобильные спасательные комплексы Первый (основной) вариант АСК – система «Глобальный радиус» . вертолеты БО-105 (БК-117) транспортируются Ил-76ТД, после выгрузки — готовы к применению через 20 минут; автомобильная аварийно-спасательная техника повышенной проходимости после выгрузки доставляет спасателей, медиков и специалистов в зону ЧС и обеспечивает их работу; разворачиваются средства жизнеобеспечения (пневмокаркасные модули с освещением, отоплением, местами отдыха); вертолет осуществляет поиск, мониторинг района ЧС, при необходимости — инженерную разведку, спасение и координацию действий спасательных групп.

    Второй вариант АСК. Первый, (+) аэромобильный госпиталь со средствами жизнеобеспечения, разворачиваемый после выгрузки из самолета. Применяется при ЧС с большим количеством пострадавших (наводнения, землетрясения). Третий вариант АСК. Состав — аналогичен второму. Все комплектующие десантируются с самолета: техника и грузы на платформах П-7 (П-17) — с высоты 600-800 м, спасатели и медики — с высоты 800-1200 м. Наземный состав специальных групп подбирает десантируемую технику и госпиталь, доставляет их в базовую точку для развертывания.

    Четвертый вариант АСК. Применяется на водных акваториях морей и океанов. Спасательные плавсредства десантируются с высоты 150-200 м серией на 26 платформ, на каждой — 4 плота ПСН-10, соединенные в «гирлянду» (всего — 104 плота, обеспечивают спасение до 1500 чел.) В заключительном заходе десантируются спасатели для обеспечения подъема пострадавших (раненых) на плоты. Пятый вариант АСК. Для доставки грузов гуманитарной помощи, средств спасения и жизнеобеспечения в условиях высокогорья или в зонах чрезвычайных конфликтов. Десантирование грузов — с больших высот (3000-7000 м), серийно, на 26 платформах.

    Патрулирование вертолётами автомобильных трасс. Осуществлено на трассе «Москва – Санкт-Петербург» . Принцип организации — понятие «золотой час» , в течение которого человек должен быть доставлен в лечебное учреждение и получить необходимую помощь. На трассе круглосуточно дежурят пять вертолетов Ка-32, готовность к вылету — 10 минут, радиус досягаемости лечебных учреждений — до 20 минут. Ка-32 оборудованы медицинским модулем и аппаратами искусственной вентиляции легких. Планируется введение патрулирование на трассах «Москва – Казань» и «Дон М 4» .

    Авиация МЧС России была образована 10 мая 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 457 "О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России".

    Сегодня авиация МЧС выполняет широкий круг задач, главная из которых – авиационное обеспечение экстренного реагирования сил "чрезвычайного" ведомства при возникновении крупномасштабных аварий и катастроф природного и техногенного характера. В рамках этой задачи на место ЧС доставляются спасатели, медики, снаряжение и оборудование.

    Другая важная задача – участие авиации в поисково-спасательных работах, включающих в себя воздушную разведку местности, наведение поисково-спасательных групп на объекты поиска, десантирование спасателей, эвакуацию пострадавших из районов ЧС.

    Авиация МЧС выполняет, кроме того, авиационно-спасательные работы, непосредственно связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. В первую очередь это относится к тушению пожаров с воздуха, причем как в России, так и за рубежом.

    Основным авиационным формированием МЧС России является Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие, которое было создано для оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, проведения специальных поисково-спасательных операций, своевременной доставки сил и средств в районы аварий, катастроф и стихийных бедствий.

    Авиация МЧС также имеет в своем составе базу аэродромно-технического и материального обеспечения на аэродроме "Раменское" и региональные подразделения:

    – 172-ю отдельную смешанную авиационную эскадрилью (осаэ) на аэродроме "Добрынское" (г. Владимир) для авиационного обеспечения сил Центрального и Южного региональных центров МЧС России;

    – 235-ю осаэ на аэродромах "Черемшанка" и "Емельяново" (г. Красноярск) для авиационного обеспечения сил Сибирского регионального центра МЧС России;

    – 171-ю осаэ на аэродроме "Хабаровск центральный" (г. Хабаровск) для авиационного обеспечения сил Дальневосточного регионального центра МЧС России.

    Сегодня авиация Министерства насчитывает в своем составе 45 воздушных судов – двенадцать типов самолетов и вертолетов. Принимая во внимание интенсивность работы авиации МЧС, прогнозы специалистов относительно возможных чрезвычайных ситуаций в России, необходимость оказания специализированной помощи по заявкам других государств – это минимально необходимый состав, а оптимальное количество летательных аппаратов, которым должно располагать "чрезвычайное" ведомство, - 60.

    Самолетный парк (15 единиц) состоит из воздушных пунктов управления на базе самолетов Ил-62М и Як-42Д, транспортно-десантных Ил-76ТД и специальных Бе-200ЧС, транспортных самолетов короткого взлета и посадки Ан-74П, незаменимых на аэродромах Сибири и Дальнего Востока, и многоцелевых Ан-3Т.


    Вертолетный парк (30 единиц) включает в себя универсальные машины Ми-8 и Ка-32, легкие аварийно-спасательные вертолеты Бо-105 и БК-117, а также тяжелые многоцелевые вертолеты Ми-26Т.

    В настоящее время вертолеты МЧС оснащаются поисковыми фарами, лебедками ЛПГ-300 и аппаратурой спутниковой навигации для работы в темное время суток, в северных широтах и над безориентирной местностью.

    МЧС – первый заказчик серийной партии нового самолета-амфибии Бе-200, по своим техническим характеристикам не имеющего аналогов в мире. Вариант Бе-200ЧС, разработанный с учетом требований Министерства по чрезвычайным ситуациям, предназначен для выполнения поисково-спасательных операций, доставки групп спасателей и специального оборудования в районы бедствий, эвакуации пострадавших, а также тушения крупных очагов пожаров. За одну заправку топливом он способен сбросить на очаг пожара более 300 тонн воды, работая в радиусе до 100 км от аэродрома. Сегодня в составе авиации МЧС России два самолета Бе-200ЧС, а к 2007 году их будет семь.

    Планируется, что Центральная авиационная группировка Министерства, которая обеспечивает тушение пожаров в Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском и Уральском регионах России, получит три Бе-200ЧС, а Сибирская и Дальневосточная - по две машины. Самолеты Бе-200ЧС будут задействоваться также в операциях, проводимых в рамках Черноморского экономического соглашения, которое координирует экологические и гуманитарные действия стран Черноморского бассейна.

    Разработанные и внедренные под руководством специалистов Управления авиации МЧС России новейшие авиационно-спасательные технологии и технологии пожаротушения завоевали авторитет не только в нашей стране, но и в мире.

    В настоящее время на базе этих технологий успешно действуют аэромобильные спасательные комплексы (АСК). Они представляют собой сложные системы, объединяющие технические возможности авиационной и спасательной техники в сочетании с высоким профессиональным мастерством лётных экипажей и спасателей.

    Основу АСК составляет транспортный самолёт Ил-76ТД, который доставляет в район чрезвычайной ситуации составляющие комплекса, в том числе вертолеты легкого класса Бо-105 и БК-117. Они могут вести поиск терпящих бедствие и эвакуировать пострадавших из района катастрофы, а самолет Ил-76ТД, превратившись в "пожарный бомбардировщик", тушить лесные пожары с высоты 50-100 м. Для этой задачи он оборудуется не имеющими аналогов в мире выливными авиационными приборами ВАП-2, которые вмещают 42 тонны воды.

    Уникальны и технологии тушения очаговых пожаров с вертолётов Ми-8, Ка-32 и Ми-26 с использованием водосливных устройств ВСУ-5 и ВСУ-15.

    Для ликвидации последствий крупных разливов нефтепродуктов на морских акваториях были разработаны система ВОП-3 (вертолётный опрыскиватель подвесной) и способы очистки загрязненных участков побережья при помощи специальных диспергентов и биопрепаратов, а также дегазации и дезактивации зараженных участков местности.

    Ни одна крупная операция по ликвидации чрезвычайных ситуаций не выполняется без применения авиационных средств. За три неполных года существования авиации МЧС России ее самолетами выполнено свыше 500 рейсов, перевезено более 7 тыс. тонн грузов гуманитарной помощи и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, эвакуировано из «горячих точек» более 2 тыс. человек. Самолеты с надписью «МЧС России» побывали с гуманной миссией в 23 странах мира.
    Особому испытанию спасательная авиация министерства подверглась в наиболее острый период вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики. Был налажен воздушный гуманитарный мост Москва - Грозный, по которому в Чечню практически ежедневно доставлялись медикаменты, продовольствие, инженерная техника, а обратно вывозились больные и раненые. Российские автомобильные отряды, доставлявшие гуманитарные грузы населению, пострадавшему от этнических конфликтов в Руанде, Танзании и Заире также были переброшены в Африку спасательной авиацией . Самолеты Ил-76 тушили пожары на складах боеприпасов в Армении и Приморье, боролись с огнем в лесных массивах Подмосковья, Сибири, на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, заливали горящие отходы нефтепродуктов в отстойнике Волгограда.
    Воздушные суда МЧС России , как правило, многофункциональны. Так, например, самолет Ил-76 имеет несколько вариантов использования. Для осуществления пожаротушения в него устанавливается выливной авиационный прибор, вмещающий 42 тонны огнегасящей жидкости. В целях доставки в труднодоступные районы экспедиционного госпиталя в салон загружаются на парашютных платформах медицинское оборудование , госпитальные пневмокаркасные модули и автомашина «скорой помощи». В интересах поддержки операций при наводнениях самолет перевозит поисковую плавающую машину и машину инженерно-технического обеспечения.
    В Ил-76 могут быть погружены два малогабаритных спасательных вертолета БО-105 вместе с машиной управления. Таким образом они доставляются на ближайший к месту чрезвычайной ситуации аэродром в любом районе планеты, где в течение 20 мин приводятся в готовность к вылету и могут приступать к работе. Эта уникальная авиационно-спасательная технология, реализующая выполнение поисковых авиационных работ в так называемом «глобальном радиусе», создана по инициативе МЧС России благодаря сотрудничеству российских и немецких авиаконструкторов.
    Она уже не раз применялась при проведении поисковых работ , в том числе при авиакатастрофах в Хабаровском крае и во Вьетнаме. Тогда из Москвы самолетом Ил-76 вертолет БО-105 был доставлен на Дальний Восток, где при температуре -30 °С участвовал в поисках упавшего пассажирского авиалайнера. После этого он был переброшен во Вьетнам - там в условиях тропической непогоды со средней температурой +28 °С экипаж вертолета со спасателями Центроспаса вел поиски разбившихся российских истребителей. Сложнейшая для людей и техники задача была выполнена мастерски: место катастрофы найдено, тела погибших и специальные приборы извлечены из ущелья и эвакуированы в Россию.
    Вертолет БО-105 получил «прописку» в Москве, стал воздушной «скорой помощью» для пострадавших в дорожных авариях. Время их доставки в НИИ СП им. Склифосовского после вызова вертолета из любой точки Москвы составляет менее 20 мин. Во время перелета пострадавшие получают медицинскую помощь. Их шансы выжить теперь значительно возросли.
    Самолеты Ан-74 доставляли спасателей и их мобильный лагерь на ледовое поле вблизи Северного полюса. Специальная группа спасателей-десантников прыгнула на полюс с парашютами, пробуя свои возможности в проведении спасательных операций в сложных условиях Арктики.
    Каждая авиационно-спасательная операция сложна по исполнению и требует высокой подготовки пилотов, штурманов, других членов экипажей, наземных служб, спасателей.
    Несмотря на эффективность проведения поисково-спасательных работ с использованием вертолета, существует немало ограничений. Вертолет не может совершать посадку на высоте более 6000 метров, в узких ущельях, на крутых склонах, вершинах, при отсутствии площадок для посадки, внезапном ухудшении погоды, резком усилении ветра и изменении его направления, при тумане, облачности, грозе, снегопаде. Поэтому одновременно с планированием участия вертолета в ПСР необходимо намечать наземные варианты поиска и спасения пострадавших.

    Основные характеристики самолетов и вертолетов

    самолета, вертолета

    Число пассажирских мест

    Практическая дальность полета, км

    Техническая скорость, км/час

    Необходимая длина взлетно-посадочной полосы, м

    ИЛ-62М

    Ту-154Б

    Ил-18В,Е

    Ту-134А

    Ту- 134

    АН-24РВ

    Л-410М

    Л-410УВП

    Выбор редакции
    Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...

    Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...

    В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...

    1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
    Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...
    Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...
    Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
    Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
    Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...