Система органов государственной власти. Принципы разделения государственной власти Система органов государственной власти


Разделение государственной власти означает существование са­мостоятельных организационно и функционально независимых друг от друга высших государственных органов, самостоятельно! осуществляющих государственную власть в определенных сфе­рах жизни общества.

Наиболее распространенным является разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть является выражением общей воли на­рода. Главное назначение законодательной власти - создать пра­во в форме законов. Законодательную власть осуществляют спе­циальные законодательные органы, состоящие из представителей народа - парламенты.

Законодательная власть занимает главенствующее положе­ние в государстве, поскольку она определяет в конечном счете организацию и формы деятельности органов исполнительной и судебной власти, их полномочия, путем принятия актов высшей юридической силы - законов.

Исполнительная власть - правительство, другие структуры, представляет собой исполнительные органы общей воли государ­ства, и ее полномочия распространяются на всех граждан. Испол­нительная власть ограничена законами и в своей деятельности, и в издании актов. Ее деятельность считается правовой, если она действует в соответствии с законами и направлена на их испол­нение. Она подотчетна законодательной власти, а законность ее деятельности определяется судебной властью.

Судебная власть охраняет права и законные интересы граждан и организаций при нарушении их органами законодательной и испол­нительной власти, другими органами и организациями, граждана­ми, осуществляя правосудие, а также проверяет конституционность актов и действий законодательной и исполнительной власти.

Органы судебной власти принимают решения обязательные для всех государственных и иных органов и организаций, а также граждан, которых они касаются. Органами судебной власти явля­ются суды.

Еще по теме 75. Что такое разделение государственной власти?:

  1. § 2 Нотариат в системе органов государственного управления
  2. § 2. Концепции разграничения публичного и частного права: материальные теории, формальные теории, теории отрицания разделения публичного и частного права
  3. Концепция «государственного крепостного права» и общинно-государственная модель правовой эволюции российского крестьянства

Государственная власть в каждом государстве должна быть едина. Единство государственной власти предполагает, что в нем не может быть двух, трех и более различных властей, неодинаковых по природе, целям, задачам и обладающих своими средствами государственного принуждения.

У государственной власти единый первоисточник источник даже в федеративных государствах – это народ. Однако, соединение законодательной, исполнительной и судебной власти в одном органе на практике реализуется по-разному:

1. Персоналистская трактовка – власть сосредоточивается в руках монарха, императора, деспота, фюрера, дуче, пожизненного президента и т.д., которые обладали полнотой власти, зачастую обожествляемой. Этот принцип обладает многими преимуществами: оперативность решений; отсутствие борьбы за полномочия; невозможность перекладывать ответственность на другие органы и т.д.

2. Коллективистский подход – народные собрания есть выражения власти общества. Так Ж.Ж. Руссо утверждал, что государственная власть, суверенитет принадлежат народу, а законодательная, исполнительная, судебная власти есть проявления власти народа. Этот подход воспринят марксизмом. Ленин провозгласил «Вся власть – Советам». Советское государство воплощало этот подход. Г. Гегель также поддерживал единство государственной власти.

Однако, соединение властей чревато возникновением произвола, деспотии, тирании, диктатуры. В демократических государствах организационно-правовому единству государственной власти противопоставляется разделение властей. Речь идет о разделении единой государственной власти на ветви с целью предотвращения ее узурпации и злоупотребления властью каким либо органом или лицом; чтобы ни один орган или лицо не могли выступать от имени государства как целого. Разделение властей – сложная многогранная и вместе с тем противоречивая доктрина, на протяжении ее развития никогда не было ее единого понимания, толкования и практики применения. В настоящее время разделение властей – это: 1) политико-правовая теория; 2) принцип организации и функционирования государственной власти; 3) практическая модель организации государственной власти в демократических государствах.

Разделение властей – это организация разделенной на ветви государственной власти, где каждая из ветвей представлена самостоятельной системой органов с особыми источниками и процедурами формирования, принципами организации и деятельности и связанных системой взаимного контроля и взаимодействия органов государства как частей единой власти через механизм сдержек и противовесов.

Разделение властей на практике существует со времени зарождения государства. Изначально оно вызвано разделением труда внутри государственного аппарата. Уже в ранних государствах наблюдаются признаки разделения властей: выполнение различных государственных функций было распределено между различными органами и должностными лицами, которые не находились в отношении служебного подчинения друг другу. Это разделение носило технический характер, юридически не было закреплено законом; выполнялось в порядке служебных поручений отдельным государственным органом или должностным лицом. Настоящим носителем законодательных, управленческих и судебных правомочий был глава государства, который временно делегировал свои права и в любой момент мог отозвать их обратно.

Это называлось институтом прерогативы (исключительных правомочий) главы государства – глава государства может реализовывать правомочия любой должности.

Зачатки можно встретить в трудах Полибия, Аристотеля. Классическую форму разделение властей приобрело в трудах Д. Локка и Ш. Монтескье.

Впервые теорию разделения властей сформулировал Дж. Локк («Два трактата о государственном правлении»). Он различал законодательную власть (Парламент), которой отдавал приоритет перед другими властям, считал ее высшей; исполнительную власть (Правительство), призванную действовать на основе законов, принятых парламентом и суды; в силу особенностей англо-саксонской правовой семьи (прецедентное право) их Дж. Локк относил к законодательной власти (некоторые толкователи трудов Дж. Локка относят к исполнительной). Третья ветвь власти, различаемая Дж. Локком – федеративная, призванная действовать на международной арене, заключать международные договоры, представлять государство в отношениях с другими государствами (глава государства).

Классический вариант теории разделение властей разработал Ш. Монтескье («О духе законов»), различавший три равноправные ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. Каждая ветвь власти представлена органом или органами, имеющими особые, отличные от других принципы и порядок формирования, структуру, порядок функционирования, они имеют определенные объемы правомочий и определенные предметы ведения (т.е. круг решаемых вопросов), закрепленные в Конституции и законах. Это разделение власти по горизонтали. Это означает: 1) организационно-правовое разграничение; 2) структурно-функциональное разделение государственной власти.

Разделение властей также включает в себя механизм сдержек и противовесов - т.е. установление взаимозависимости и взаимодействия и взаимного контроля между ветвями власти, с целями: 1) не допустить доминирование какой либо ветви власти над другими, 2) согласования стратегических целей, 3) обеспечение их функционирования как единой государственной власти.

Механизм сдержек и противовесов имеет следующие основные начала:

а) ветви власти имеют разные источники и способы формирования, например, в США законодательная власть формируется путем выборов, исполнительная, а именно, президент, избирается населением путем косвенных выборов, высшая судебная власть формируется совместно Президентом и высшей палатой парламента;

б) все органы имеют разные сроки полномочий;

в) каждая из ветвей власти обладает своими сдержками и противовесами.

Впервые разделение властей было закреплено в качестве государственной доктрины в Конституции США и воплощено в практике государственного строительства США.

Виды разделения властей:

1. Горизонтальное разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная власти.

2. Вертикальное разделение властей - в федеративных государствах разделяются федеральная власть и власть субъектов федерации.

Обобщая вопрос, разделение властей состоит в следующем:

1. Законодательная власть осуществляется представительным органом, который принимает законы, обладающие высшей юридической силой.

2. Исполнительная власть должна заниматься организацией исполнения законов, должна быть ограничена в правотворчестве и должна быть подчинена главе государства или парламенту.

3. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенос центра власти на один из них.

4. Судебные органы независимы, действуют на основе законов и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно, независимо от других властей. Каждая из властей имеет собственные исключительные полномочия.

5. Споры о компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти должны решаться на основе конституции в суде.

6. Наличие системы сдержек и противовесов для сбалансированности, уравновешенности властных полномочий различных ветвей.

Особенности реализации РВ в разных странах:

1. В конституциях различных демократических государств иногда закрепляются более трех ветвей власти, например, учредительная, избирательная, президентская, контрольная, прокурорско-надзорная, муниципальная власть и другие.

2. Некоторые государствоведы утверждают о существовании в Российской Федерации четвертой ветви власти – президентской (Конституция РФ не относит Президента к какой либо ветви власти, напротив, ставит «над» другими ветвями).

3. Различают разделение властей в социально-политическом смысле, т.е. между светской и духовной властью, государственной и партийной.

Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений). Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы органов государственной власти

Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

  • единство системы;
  • разделение властей;
  • демократизм.

Эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст. 11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

Разделение властей — теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле — в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).

Принцип разделения властей базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение власти. При соблюдении названных условий система органов государственной власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной власти.

Демократическая сущность Российского государства определяет целевую программу деятельности всей системы органов государственной власти. Каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности. В современных условиях наиболее демократичным способом создания того или иного органа государственной власти являются свободные выборы. Так,

Президент РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации, депутаты всех представительных (законодательных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления избираются посредством свободных выборов, которые согласно Конституции РФ и действующему законодательству проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Демократизм системы органов государственной власти выражается и в отчетности должностных лиц государственных органов, депутатов перед избирателями, населением. Конституционное законодательство предусматривает правовую ответственность органов государственной власти и должностных лиц перед населением. Так, законодательно закреплена возможность отзыва избирателями депутатов, выборных должностных лиц.

Виды органов государственной власти

Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

Система органов государственной власти

Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему , олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Существует несколько вариантов систематизации органов государственной власти.

1. Федеративная форма территориального устройства России обусловливает разделение всей совокупности ее органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды обшей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Надо отметить, что в Российской Федерации предпринимались шаги по регламентации системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти в едином законодательном акте. В 1994 г. был разработан проект федерального закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах государственной власти». Им предусматривалось принятие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки в Государственной Думе.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ определяет, что систему органов государственной власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. 2 указанного Закона). К последним могут быть отнесены конституционные (уставные) суды, мировые судьи, уполномоченные по правам человека, контрольно-счетные палаты и иные специализированные органы. Кроме того, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав формируются и функционируют избирательные комиссии субъектов РФ (ст. 23 указанного Закона).

Как указал Конституционный Суд РФ, закрепляя в законе общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и конкретизируя их, федеральный законодатель ограничен в своем усмотрении конституционными положениями об организации власти в Российской Федерации как демократическом, федеративном и правовом государстве; субъекты РФ, в свою очередь, самостоятельно устанавливая систему органов государственной власти, действуют в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и указанными общими принципами; они не вправе осуществлять данное правомочие в ущерб единству системы государственной власти в Российской Федерации и должны реализовывать его в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ и принятыми на ее основе федеральными законами (постановление от 21 декабря 2005 г. № 13-П).

2. В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сообразно этому на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 сг. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства 1 . В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

В отечественной системе государственной власти есть органы, которые не вписываются в рамки традиционной триады ветвей власти. М. В. Баглай именует их «федеральные органы государственной власти с особым статусом». В юридической литературе высказываются мнения о существовании президентской, прокурорской, контрольной (надзорно-контрольной) и других ветвей власти, функционирующих одновременно с законодательной, исполнительной и судебной.

3. Организационно-правовая связь между органами государственной власти, относящимися к различным государственно- территориальным уровням и ветвям власти, неодинакова. Она может строиться на децентрализованных или централизованных началах. Децентрализованной системой , объединенной не субординационными узами, а лишь функциональной взаимосвязью органов, ее составляющих, является система законодательных органов России и ее субъектов.

Аналогичным образом конструируются взаимоотношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Они не являются друг для друга вышестоящей или нижестоящей инстанциями и в своей совокупности представляют собой децентрализованную систему конституционного правосудия.

Не имеют субординационной взаимосвязи друг с другом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

Отдельные виды органов государственной власти организуются как централизованные системы. В них выделяются звенья (инстанции), выстроенные по иерархическому принципу. Органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие.

Непосредственно в Конституции РФ высшими органами названы Верховный Суд РФ (ст. 126) и Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров (определение от 12 марта 1998 г. № 32-0). В системах этих судебных органов, помимо первой, имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок. Надо заметить, что мировые судьи, являющиеся органами власти субъектов РФ, включены в иерархически выстроенную систему судов общей юрисдикции и рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции в рамках своей компетенции.

Среди федеральных исполнительных органов высшим звеном является Правительство РФ. Центральное звено составляют министерства, службы и агентства. Последние, в свою очередь, могут создавать территориальные (местные) органы в субъектах РФ, их административно-территориальных единицах. Как констатировал Конституционный Суд РФ, исходя из специфики конкретных управленческих задач, целесообразности и экономической эффективности, территориальную сферу деятельности этих органов (территория субъекта РФ, регион) и их наименование (территориальные, региональные, межрегиональные, бассейновые и т. п.) самостоятельно определяет Правительство РФ, что не меняет их предназначения как звеньев (подразделений на местах) соответствующих федеральных органов исполнительной власти (определение от 13 января 2000 г. № 10-0).

Руководство отдельными органами исполнительной власти (МВД России, МИД России, Минобороны России и др.) осуществляет Президент РФ, являющийся высшим органом для них.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Во главе единой централизованной системы органов прокуратуры РФ находится Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ (ст. 11 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как вышестоящие и нижестоящие органы соотносятся друг с другом избирательные комиссии различного уровня. Жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих комиссий вправе рассматривать ЦИК РФ (ст. 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Единую централизованную систему с вертикальной структурой управления представляет собой и Центральный банк РФ, в систему которого входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие организации (ст. 83 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

44. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

Государственный аппарат – система государственных органов, при помощи которых государство осуществляет свои функции. Принципы (основные идеи) деятельности государственного аппарата: принцип соблюдения интересов граждан страны; принцип демократизма (власти народа); принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть; принцип гласности (открытости); принцип законности (соблюдения законов государственным аппаратом).

Разделение властей – разделение государственной власти между законодательными, исполнительными и судебными органами – три ветви власти. Идея о разделении властей возникла еще в Древней Греции в философии Аристотеля. Наиболее полно эта идея была представлена в трудах французского просветителя Шарля-Луи Монтескье. Он считал, что такое разделение необходимо, чтобы люди не злоупотребляли властью.

Цели разделения трех ветвей власти: избежать злоупотреблений властью, не допустить произвол и беззаконие, диктатуру или тоталитарный режим, сделать политику более эффективной. Разделение властей позволяет избежать узурпации власти каким-либо человеком, классом или группой. Диктатура – антидемократическое правление, узурпация и централизация власти, ее неподконтрольность закону. Тоталитарный режим – антидемократический политический режим, при котором вся власть находится в одних руках, господствуют плановая экономика, ущемление прав и свобод граждан, тоталитарная идеология (коммунизм, фашизм), массовый террор и тотальный контроль над всеми сферами жизни общества.

Государственные органы – части государственного аппарата, физические лица или организации. Государственные органы выполняют функции государства, они наделены властью, действуют в рамках законов. Компетенция государственных органов – это объем их обязанностей и полномочий в рамках закона. Виды государственных органов: законодательные (парламент), исполнительные (президент, правительство, местные власти) и судебные (суды и судьи).

Государство осуществляет три вида деятельности: издает законы, исполняет их и осуществляет правосудие. Законодательная власть – право государства издавать законы. В зависимости от формы государства законотворчеством занимается парламент – законодательный орган государства. Он может быть двухпалатный и однопалатный. Например, в России Парламент двухпалатный – Федеральное Собрание состоит из Думы и Совета Федерации.

Исполнительная власть – государственные органы, которые исполняют законы и распоряжения законодательной власти. Государственные органы исполнительной власти делятся на два уровня: высший государственный уровень (президент и правительство) и низший уровень (исполнительные органы на местах: администрация и главы республик, краев, городов).

Судебная власть – осуществление правосудия органами государственной власти. Судебная система необходима государству для обеспечения выполнения законов, наказания за преступление законов и предупреждение преступлений.

Из книги Катастрофы сознания [Самоубийства религиозные, ритуальные, бытовые, способы самоубийств] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Отношение властей к суициду Самосожжения вдов (сати) в Индии, харакири и массовые зрелищные самоутопления в Японии, привычка мстить обидчику собственной смертью в Древнем Китае… Восток всегда был почтителен к суициду. Да и как же иначе, если сам Будда расквитался с

Из книги Руководство по ведению партизанской войны (перевод) автора ВС СССР Генеральный штаб

ДЕЙСТВИЯ ОККУПАЦИОННЫХ ВЛАСТЕЙ ПО БОРЬБЕ С ПАРТИЗАНСКИМ

Из книги 100 возражений. мужчина и женщина автора Францев Евгений

Из книги 100 возражений. бизнес и продажи автора Францев Евгений

Разделение Смещение фокуса внимания на детали, из которых состоит процесс, предполагаемый убеждением.Вопросы: С чего это начинается? Давай разберем по частям? Утверждение: Обрати

Из книги 100 возражений. вредные автора Францев Евгений

Из книги 100 возражений. окружение автора Францев Евгений

Разделение Смещение фокуса внимания на детали, из которых состоит процесс, предполагаемый убеждением.Вопросы: С чего это начинается? Давай разберем по частям? Утверждение: Обрати

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Политика автора Джойс Питер

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ Принципом разделения властей предусматривается выполнение каждой ветвью государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) собственного четко определенного набора функций, их автономность в отношениях друг с другом и наличие

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

15. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Родоначальником теории разделения властей считают английского мыслителя Дж. Локка. Из теории общественного договора он выводит непосредственно происхождение отдельных видов власти. Локк различает законодательную, исполнительную и

Из книги Энциклопедия юриста автора

Разделение властей РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ - принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги 500 возражений с Евгением Францевым автора Францев Евгений

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе

разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы

законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (Статья 10

Конституции Российской Федерации).

В данной статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в

Российской Федерации - принцип разделения властей.

Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических

государств. Суть его в том, что демократический политический режим может

быть установлен в государстве при условии разделения функций

государственной власти между самостоятельными государственными органами.

Поскольку существуют три основные функции государственной власти -

законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна

исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти.

Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в

деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной

концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в

стране диктаторского политического режима. Особенно это опасно в России,

так как у нас совершенно отсутствует опыт демократического правления,

ограничения власти законом.

Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не

означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным

источником, согласно статьи 3 Конституции Российской Федерации, является

многонациональный народ Российской Федерации. То, что главам, посвященным

трем ветвям власти, в Конституции предшествует глава 4 «Президент

Российской Федерации», объясняется важностью единства государственной

власти. С этой главы начинается изложение в Конституции системы

государственных органов Российской Федерации, что, помимо прочего,

объясняется также особым значением Президента в организации государственной

власти Российской Федерации.

Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может

претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной

власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами -

она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения

функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную,

исполнительную и судебную власть. Осуществление государственной власти

связано с разделением функций между органами законодательной,

исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в



осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций

государственной власти.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций

государственной власти, взаимодействует с другими государственными

органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема

взаимоотношений называется системой сдержек и противовесов. Она

представляет единственно возможную схему организации государственной власти

в демократическом государстве.

На федеральном уровне организации государственной власти в Российской

Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит

следующим образом.

* Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы,

определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной

власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной

власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки

вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в

формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Участие Государственной Думы в процессе формирования Правительства

Российской Федерации является важнейшим проявлением взаимодействия

законодательной и исполнительной властей на федеральном уровне, что

вытекает из принципа разделения властей, установленного статьей 10

Конституции Российской Федерации. Данный принцип предполагает наряду с

разграничением функций законодательной, исполнительной и судебной

власти их взаимодействие (включающее взаимное влияние, контроль).



Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства

Российской Федерации является основной позитивной формой воздействия

законодательной власти на формирование власти исполнительной. При

решении вопроса о согласии на назначение Президентом Российской

Федерации главы Правительства Государственная Дума не только оценивает

личные качества кандидата, названного Президентом, а по сути дает

согласие на проведение Правительством определенного политического

курса. Согласно статьи 37 Регламента Государственной Думы кандидат на

должность Председателя Правительства Российской Федерации докладывает

Государственной Думе программу основных направлений деятельности

будущего Правительства. Предусмотренная в статье 117 Конституции

Российской Федерации возможность вынесения Государственной Думой

вотума недоверия Правительству есть проявление реального действия

механизма «сдержек и противовесов» в системе разделения властей, что

представляет собой стабилизирующий фактор во взаимоотношениях

Президента и Государственной Думы при решении вопроса о судьбе

Правительства.

* Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть:

организует исполнение законов, различными способами влияет на

законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность

заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения

дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия

Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного

органа главой государства.

* Используемый Конституцией термин «судебная власть» представляет собой

краткое выражение политико - правовой доктрины, вытекающей из концепции

разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов

правосудия в системе государственного механизма.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов

различной компетенции, действующих независимо от органов представительной

и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы

судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью

выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти. Сказанное не

означает, что особое положение судебных органов в правоохранительной

системе Российской Федерации исключает взаимодействие ветвей власти по

ряду направлений.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской

Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения

(статья 104 Конституции Российской Федерации). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции. Положение статьи 10 Конституции Российской Федерации относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установление общих принципов организации, системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации отнесено Конституцией (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) к совместному ведению Российской Федерации, и ее субъектов.

Применительно к системе органов государственной власти субъектов

Российской Федерации принцип разделения властей будет раскрыт в Федеральном законе об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Конкретная система сдержек и противовесов на уровне субъектов Российской Федерации будет устанавливаться ими

самостоятельно в соответствии со статьей 10 Конституции Российской

Федерации и данным федеральным законом. Поскольку в статье 10 Конституции Российской Федерации говорится о принципе разделения властей как о принципе организации государственной власти, он не может рассматриваться как принцип организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Заключение

Чрезмерное сосредоточение власти в одних руках всегда было, пожалуй, самой большой опасностью, угрожавшей демократическим принципам, порождавшей деспотизм и бесправие

Ведь необходимое условие существования демократии - отсутствие монополии любого политического органа на власть, поэтому демократия не должна допускать смешения законодательной и исполнительной власти. Все имевшие до последнего времени попытки игнорировать этот принцип вели к тому, что государственное руководство лишалось правовой основы и вырождалось в неприкрытый произвол, попирающий гражданские права личности.

Список Литературы

· http://bibliofond.ru/view.aspx?id=708609 Библиофонд
учебник по Теории государства и права Алексеев
Теория государства и права Морозова Л.А

·
Перевалов, Виктор Дмитриевич
. Уральская государственная юридическая академия. Теория государства иправа - Учебник для бакалавров. 2-е издание, переработанное и дополненное © ООО "ИздательствоЮрайт", 2012. ISBN 978-5-9916-1255-5.

· Алексеев Н. Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственнойнауки. Московское научное издательство. 1919 г.

· Марченко М. Н. Теория государства и права. 2004.

· Морозова Л. А. Теория государства и права. 2002

· Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. - М.: Норма, 1999.

Выбор редакции
Сова во сне может означать абсолютно разные события в вашей жизни. Всё зависит от того, какого окраса была птица, и при каких...

Любая магическая практика имеет в своем арсенале привороты, пробуждающие чувства в том, на кого они направлены. Это могут быть белое...

Молитва к святителю Спиридону — это не заговор или собеседование на работу. Это общение со святым древних времен, ставшим родным и...

"- В монастырь к нам желаете? - обернулся ко мне кучер, похлестывая пару сытеньких коней, неохотно взбиравшихся в гору.- Да, обитель...
Пятнадцать патриархатов.Православие (с греч. правильное суждение,) – направление в христианстве, сформировавшиеся в течении первого...
Синтез цвет. Получение заданного цвета сложением других цветов называется его синтезом. Как же синтез цвета осуществляется, какие...
Курсовая В этом приближенном методе расчета состояние молекулы описывается так называемой волновой функцией ш, которая составляется по...
Играет важную роль в физиологии человека. Содержится во многих растительных маслах, в частности, в оливковом, и в животных жирах. Входит...
Cодержание статьи: classList.toggle()">развернуть Ломота в теле – это частый клинический симптом различных отравлений,...