Собственность субъектов федерации. Государственная собственность В собственности субъектов рф могут находится


Действующее законодательство (ГК РФ) исходит из того, что все имущество в Российской Федерации может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности.

Субъектами права собственности, согласно ст.212 ГК РФ, являются:

1) Российская Федерация и ее субъекты в отношении государственной собственности;

2) муниципальные образования в отношении муниципальной собственности;

3) граждане и юридические лица в отношении частной собственности.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства всех собственников (ст.1 ГК РФ) и защищает права всех собственников равным образом (ст.212 ГК РФ).

Но несмотря на это, между правомочиями субъектов права собственности существуют определенные различия. В соответствии со ст.212 ГК РФ законом могут быть установлены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, особенности владения, пользования и распоряжения имуществом в зависимости от того, находится ли оно в частной, государственной или муниципальной собственности. Законом определяются также виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Принадлежность имущества гражданам и юридическим лицам означает нахождение этого имущества в частной собственности. Действующее законодательство заменило термином "частная собственность" большое количество различных понятий, существовавших в советском праве: социалистическая, коллективная, личная, индивидуально-трудовая и мелкая частная собственность.

Субъектом права частной собственности выступают граждане и юридические лица. Статья 213 ГК РФ прямо предусматривает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам, а количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, могут быть ограничены только на основании закона.

В соответствии с п.3 ст.213 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими и некоммерческими организациями (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также финансируемых учреждений), являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Действующее гражданское законодательство отказалось от деклараций "общенародной собственности", "достояния народа" по отношению к государственной собственности и не рассматривает теперь народ в качестве единого собственника и владельца всего государственного имущества.

Гражданский кодекс РФ, исходя из федеративного устройства Российской Федерации, признает множественность субъектов государственной собственности. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Следовательно, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация в целом и каждый субъект Российской Федерации, полный перечень которых содержится в Конституции РФ. Указанные субъекты права собственности осуществляют свои права в отношении принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга. Существует сложный порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, предусмотренный действующим законодательством РФ. Разделение собственности между Российской Федерацией и ее субъектами получило свое правовое закрепление в связи с принятием постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют, в соответствии со ст.125 ГК РФ, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с действующим законодательством РФ права собственника в отношении федерального государственного имущества осуществляют правительство РФ, а также специально созданные органы, например Министерство имущественных отношений РФ.

Круг объектов права государственной собственности не ограничен, поскольку в собственности государства может находиться любое имущество. Согласно п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Некоторое имущество является объектом исключительно государственной собственности и может принадлежать только Российской Федерации.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством. Государственные предприятия и учреждения приобретают на переданную им государственную собственность право хозяйственного ведения и право оперативного управления, соответственно, и самостоятельно используют переданное им имущество в рамках предоставленных вещных прав. Правовой режим ограниченных вещных прав предприятий и учреждений будет рассмотрен далее.

Государственная собственность, несомненно, имеет свою специфику, потому что:

1) в собственности государства может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота;

2) некоторые способы возникновения права собственности присущи только государственной собственности, например взимание налогов, а кроме того, только государству предоставлено право осуществлять принудительное изъятие имущества у других собственников;

3) государство самостоятельно устанавливает правила использования своего имущества.

Муниципальной собственностью является, согласно п.1 ст.215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В соответствии с п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Круг объектов муниципальной собственности намного уже круга объектов государственной собственности. Как правило, в муниципальную собственность закрепляются объекты непроизводственной сферы, социально-бытового и культурного назначения (жилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры), а также производственного назначения, учреждения образования, здравоохранения, культуры. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые осуществляют владение, пользование и распоряжение имуществом в рамках переданных им вещных прав.

имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона;
имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в пунктах 7 и 8 статьи 26.3 и статье 26.5 настоящего Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
2. Для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться:
а) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая нежилые помещения для размещения указанных органов и учреждений;
б) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумов субъекта Российской Федерации;
в) архивные фонды и иное имущество, необходимое для их хранения;
г) имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;
д) имущество, необходимое для содержания и обеспечения охраны государственных природных заказников и памятников природы регионального значения;
е) автомобильные дороги общего пользования регионального значения, включая имущество, необходимое для их обслуживания;
ж) имущество, необходимое для предоставления начального и среднего профессионального образования;
з) имущество библиотек субъекта Российской Федерации, межмуниципальных библиотек;
и) музейные фонды и имущество, необходимое для их хранения, изучения и публичного представления;
к) имущество государственных учреждений культуры и искусства субъекта Российской Федерации;
л) имущество, необходимое для оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях;
м) имущество, необходимое для оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;
н) имущество, необходимое для социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей;
о) служебные жилые помещения для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;
п) пожарные объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, необходимые для тушения пожаров;
р) имущество, необходимое для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации;
с) имущество, необходимое для реализации межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта;
т) объекты культурного наследия регионального значения;
у) пассажирский транспорт и другое имущество, необходимое для осуществления пассажирских перевозок межмуниципального сообщения;
ф) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;
х) имущество, необходимое для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения.
(пп. "х" введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
3. В целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут создавать государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и другие организации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) содержание государственных учреждений субъекта Российской Федерации, субсидиарно отвечают по обязательствам указанных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
4. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права собственности субъекта Российской Федерации, а также порядок учета имущества субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Бугаев, Игорь Евгеньевич. Право собственности субъектов Российской Федерации: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Бугаев Игорь Евгеньевич; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Рязань, 2012.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-12/1234

Введение

ГЛАВА 1. Понятие, сущность и содержание права собственности субъектов Российской Федерации

1.1. Понятие и сущность права собственности субъектов Российской Федерации

1.2. Особенности возникновения права собственности субъектов Российской Федерации 45

1.3. Особенности прекращения права собственности субъектов Российской Федерации 79

1.4. Объекты права собственности субъектов Российской Федерации 110

ГЛАВА 2. Осуществление права государственной собственности субъектов Российской Федерации 129

2.1. Непосредственное осуществление права государственной собственности субъектов Российской Федерации 129

2.2. Опосредованное осуществление права собственности субъектов Российской Федерации 143

Заключение 159

Список использованной литературы 162

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития Российского государства проблема правового регулирования права публичной собственности и отдельных ее разновидностей является одним из самых сложных вопросов отечественной правовой науки. Такое положение вызвано многими факторами. Во-первых, до сих пор не решен вопрос о задачах, функциях органов государственной власти. Следовательно, не определен объем имущества, которое должно принадлежать публично-правовым образованиям нашей страны, в том числе субъектам Российской Федерации. Во-вторых, в рамках действующей системы публичной власти не определен оптимальный перечень полномочий каждого ее уровня и объекты, которые необходимы для реализации данных полномочий. В- третьих, нет согласия по вопросу о месте права государственной собственности, включая право государственной собственности субъектов Российской Федерации в системе гражданского права. Должны ли данные категории признаваться самостоятельными разновидностями права собственности либо они являются искусственными образованиями и субъективное право собственности должно предоставлять одинаковый спектр возможностей любым своим субъектам. С этим вопросом тесно связана проблема собственно правовых возможностей субъектов права государственной и муниципальной собственности, а именно: насколько они должны отличаться от возможностей субъектов частной собственности.

Применительно к праву собственности субъектов Российской Федерации существует и ряд проблем, связанных с полномочиями региональных органов власти по управлению и распоряжению собственным имуществом и правовым регулированием соответствующих действий органов государственной власти. До настоящего времени не установлен оптимальный баланс между системой правового регулирования на местах и правового регулирования на федеральном уровне.

С одной стороны, имеют место попытки расширить полномочия региональных властей, их самостоятельность, в том числе в сфере владения, пользования, распоряжения государственной собственностью субъектов Российской Федерации. С другой стороны, федеральные органы власти вводят дополнительную регламентацию указанных отношений во избежание злоупотреблений в имущественной сфере и обеспечения реализации общегосударственной политики по вопросам собственности и приватизации. Четкого баланса между этими двумя тенденциями не найдено. Об этом свидетельствует процесс постоянного внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации в сфере функционирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части, касающейся собственности субъектов Российской Федерации, в законодательство о приватизации, земельное законодательство и ряд других. Нет ясных ответов на возникающие вопросы и в юридической литературе.

В то же время от оптимального регулирования отношений собственности субъектов Российской Федерации зависит и состояние имущественного оборота, и эффективность публичной власти. С учетом изложенного выбранную тему диссертационного исследования отличает высокая степень актуальности и востребованности.

Степень разработанности проблемы. Вопросы права собственности субъектов Российской Федерации прошли определенную разработку в научной литературе.

В связи с тем, что право собственности субъектов Российской Федерации – разновидность права государственной собственности и права собственности в целом, то огромную роль в данном случае играют разработки отечественных цивилистов, посвященные праву собственности и праву государственной собственности. Фундаментальное значение среди них имеют работы А.В. Венедиктова, С.Н. Братуся, С.И. Аскназия, О.С. Иоффе, Ю.К. Толстого, Е.А. Суханова, В.П. Мозолина, С.М. Корнеева, Ю.Х. Калмыкова, К.И. Скловского. В работах указанных исследователей раскрываются основные черты права собственности и права государственной собственности, которые имеют важное значение и для права собственности субъектов Российской Федерации.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом субъектов Российской Федерации, возникновения и прекращения права собственности субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы, регулирующие отношения по возникновению, осуществлению и прекращению права собственности субъектов Российской Федерации.

Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы выделить и раскрыть отличительные черты права собственности субъектов РФ в качестве самостоятельной разновидности государственной собственности и на этой основе выработать практические предложения по совершенствованию правового регулирования отношений собственности субъектов Российской Федерации. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

исследованы особые признаки отношений собственности субъектов Российской Федерации и права собственности субъектов Российской Федерации, их отличие от отношений федеральной государственной собственности и права государственной собственности Российской Федерации, а также права муниципальной собственности и отношений муниципальной собственности;

проанализированы основания возникновения и прекращения права собственности субъектов Российской Федерации, установлены различия с основаниями возникновения права государственной собственности и права собственности юридических и физических лиц, определена взаимосвязь данных особенностей с правовой природой государственной власти субъектов Российской Федерации, ее задачами и функциями;

изучено существующее правовое регулирование объектного состава собственности субъектов Российской Федерации, разграничение объектов публичной собственности;

рассмотрена специфика непосредственного и опосредованного осуществления права собственности субъектами Российской Федерации;

выявлены недостатки в правовом регулировании общественных отношений в сфере собственности субъектов Российской Федерации и сформулировлены предложения по их устранению.

Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных (анализ, синтез, индукция, дедукция, логический подход), частнонаучных и эмпирических методов исследования (наблюдение, описание, сравнение), а также всеобщих принципов научного познания (объективность, всесторонность, полнота).

Нормативно-правовая, эмпирическая и теоретическая основа исследования . Диссертационное исследование основывается на положениях нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере возникновения, прекращения и осуществления права собственности субъектов РФ, организации органов государственной власти субъектов РФ, материалах судебной практики, теоретических исследованиях по различным аспектам права государственной собственности, участия в гражданском обороте публично-правовых образований, права собственности в целом. В представленной диссертации использовались информационные материалы органов государственной власти.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что она содержит новые подходы к решению проблемы правового регулирования отношений собственности субъектов Российской Федерации, включает в себя целый комплекс выводов и предложений, сформулированных с учетом новейших положений дйствующего законодательства. Обоснован функционально-целевой подход к определению понятия права собственности субъектов РФ.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

    Определено, что право собственности субъектов Российской Федерации, как вид права государственной собственности, – это система правовых норм, регулирующих отношения собственности субъектов Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом в общественных интересах и в целях реализации ими функций по удовлетворению основных жизненных потребностей населения. Функционально-целевой подход к понятию права собственности субъектов РФ позволяет глубже раскрыть сущность и значение этого вида права государственной собственности. Специфичность права собственности субъектов РФ обусловлена положением субъектов РФ в системе органов власти, действующей в Российской Федерации.

    Выявлены отличия в круге объектов, объеме правомочий, а также основаниях приобретения и прекращения права собственности субъектов Российской Федерации от права муниципальной собственности и права федеральной собственности, обусловленные спецификой функций, осуществляемых муниципальными образованиями, федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта РФ должны использовать имущество, находящиеся в собственности субъекта РФ, исключительно в целях реализации своих полномочий. В этой связи вещные правомочия субъектов РФ носят ограниченный характер, особенно в сравнении с правомочиями субъектов права частной собственности (физических и юридических лиц).

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (как собственники) ограничены в своих вещных правомочиях в различной степени, что связано с их конституционно-правовым статусом, а также осуществляемыми функциями.

    Право государственной собственности субъектов Российской Федерации, являясь в основном институтом гражданского права, испытывает определенное регулирующее воздействие норм других отраслей права, в частности, административного. В этой связи возникает необходимость усиления координирующей роли норм гражданского права, регулирующих отношения государственной собственности субъектов Российской Федерации, на основе кооперирования с нормами других отраслей права. Необходимо повысить эффективность реализации нормы пункта 2 ст. 3 ГК РФ за счет ее законодательного обеспечения.

    Установлено, что значительная часть оснований приобретения права собственности субъектами РФ связана: а) с принудительным выкупом у частных собственников и б) с осуществлением права преимущественной покупки.

Обоснован вывод о целесообразности ограничения исключительных прав субъектов Российской Федерации в сфере приобретения права собственности с одновременным расширением этих прав у физических и юридических лиц. В связи с этим предлагается: а) отменить преимущественное право субъектов РФ на приобретение земель сельскохозяйственного назначения и драгоценных камней и драгоценных металлов; б) изменить процедуру принудительного выкупа земельных участков органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем восстановления двухгодичного срока предъявления органами власти иска о принудительном изъятии земельного участка, в случае если собственник не согласен с решением об изъятии участка, а также определения исчерпывающего перечня оснований изъятия земельного участка исключительно в Земельном кодексе Российской Федерации.

    Признано целесообразным исключить из земельного законодательства положения, наделяющие субъекты РФ полномочиями по регулированию отношений по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципальных образований. Наличие подобных полномочий приводит к установлению обременительных для органов местного самоуправления правил по предоставлению принадлежащих местным властям земельных участков. Правовое регулирование вопросов предоставления земельных участков со стороны органов государственной власти субъектов РФ должно касаться исключительно земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ.

    Доказана необходимость расширения полномочий субъектов Российской Федерации в сфере приватизации принадлежащего им государственного имущества за счет предоставления следующих прав: а) самостоятельно определять условия применения установленных федеральным законодательством способов приватизации при отчуждении различных имущественных объектов, а также расширять перечень таких способов (например, выкуп арендованного имущества для субъектов малого и среднего предпринимательства); б) самостоятельно регулировать нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации отношения по приватизации, касающиеся отчуждения государственного имущества субъектов Российской Федерации, в части, не урегулированной Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

    Объекты права собственности субъектов РФ значительно отличаются от объектов права частной собственности, имеющих неограниченный характер. Круг объектов права собственности субъектов РФ ограничен имуществом, необходимым для осуществления публичных полномочий.

Участие субъектов РФ в имущественных отношениях должно исключать коммерческое использование государственного имущества, а также его применение за пределами целей реализации государственных функций. В этой связи недопустимо предоставление государственного имущества в возмездное пользование и участие в коммерческих организациях.

    Установлено, что управлением и распоряжением имуществом субъектов РФ занимаются в большей части исполнительные органы отраслевой компетенции, а не высшие или иные исполнительные органы субъектов РФ. В целях оптимального распределения законодательно закрепленных полномочий по управлению и распоряжению объектами права собственности субъектов РФ обоснована целесообразность предоставления высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ права передавать полномочия по управлению и распоряжению государственной собственностью субъекта РФ иным исполнительным органам государственной власти субъекта РФ.

Необходимо установить более четкие границы полномочий органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, закрепив за законодательными органами полномочие по определению порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций и учреждений субъектов РФ. Тем самым будет усилена роль законодательных органов государственной власти субъектов РФ в управлении и распоряжении государственным имуществом.

    В целях совершенствования правового регулирования отношений собственности с участием государственных учреждений субъектов Российской Федерации необходима кодифицикация законодательства об указанных учреждениях с четким закреплением их имущественного статуса. Подобная кодификация позволит устранить противоречия между нормами, регулирующими отношения в сфере правового положения государственных учреждений субъектов РФ, существенно упростит процесс применения указанных норм. Кодификация законодательства о государственных учреждениях субъектов РФ обеспечит определенность правового положения данных учреждений, позволит гарантировать права и интересы их контрагентов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что положения диссертации расширяют понимание сущности собственности субъектов РФ и права собственности субъектов РФ, их специфических особенностей. В рамках диссертации сформулирован ряд практических предложений по совершенствованию правового регулирования отношений, связанных с региональной собственностью, которые можно использовать в нормотворческой деятельности. Положения диссертационного исследования могут также найти применение при дальнейшей разработке проблем права государственной собственности, участия публично-правовых образований в имущественном обороте. Возможно применение выводов и предложений, содержащихся в диссертации, в качестве методологической основы учебных пособий, при преподавании курса гражданского права.

Апробация результатов диссертационного исследования . Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре гражданского права и процесса Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Основные научные положения, выводы и рекомендации исследования изложены автором в семи статьях, три из которых опубликованы в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии. Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе по учебной дисциплине «Гражданское право».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя три параграфа, списка использованной литературы.

Особенности возникновения права собственности субъектов Российской Федерации

Для того чтобы понять любое явление окружающей нас действительности, прежде всего необходимо выяснить, что оно представляет собой, то есть уяснить его сущность и соответственно дать ему определение. Это касается и права собственности субъектов Российской Федерации, которое достаточно неоднозначное и сложное правовое образование, нуждающееся в тщательном и всестороннем исследовании и изучении.

Однако, прежде чем решать указанные задачи, необходимо уяснить, что такое сущность и что значит определить то или иное понятие. Итак, согласно общепринятому в философии пониманию сущность - система необходимых и устойчивых, прежде всего внутренних и потому скрытых от непосредственного наблюдения сторон предмета, взятых в их естественной взаимосвязи, то, без чего данный предмет не может быть самим собой1О Определение же понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина. С помощью определения понятий мы в явной форме указываем на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов.

Учитывая, что сущность любого предмета - это система необходимых и устойчивых сторон этого предмета, а определение представляет собой отражение сущности, для раскрытия сущности права собственности субъектов РФ и его определения следует выявить необходимые и устойчивые стороны или признаки данного правового явления, а для решения этой задачи уяснить место права собственности субъектов РФ среди других правовых явлений, проанализировав положения нормативных правовых актов и теоретические разработки.

Основным нормативным правовым актом, который регулирует отношения в сфере осуществления права региональной собственности является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ). Право собственности субъектов РФ регламентируется ст. 212, 214 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 3 ст. 212 ГК РФ особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. В силу п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Согласно п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Все вышеуказанные нормы содержатся в главе 13 «Общие положения» раздела 2 «Право собственности и другие вещные права» ГК РФ. Таким образом, очевидным является тот факт, что право собственности субъектов РФ - составной элемент права собственности как такового. Соответственно можно с уверенностью утверждать, что право собственности субъектов РФ обладает и общими для всех разновидностей права собственности признаками и свойствами. Возникает вопрос, какие это признаки и свойства.

В гражданском праве понятие права собственности используется в двух значениях: 1) в объективном - как система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства; 2) в субъективном - как «закрепленная за собственником возможность в пределах, установленных законом, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вполне свободно, по своему усмотрению в целях удовлетворения своих интересов» .

Основными признаками субъективного права собственности в юридической литературе признаны следующие: 1) объект права собственности - индивидуально-определенная вещь; 2) абсолютность права собственности, которая выражается в том, что удовлетворение интереса собственника зависит лишь от его действий и все окружающие собственника лица обязаны воздерживаться от произвольного вмешательства в сферу хозяйственного господства собственника над вещью. 3) наличие в содержании права собственности правомочий владения, пользования и распоряжения; 4) осуществление правомочий собственника наиболее полным образом, в своем интересе и по своему усмотрению; 5) бессрочность права собственности, поскольку оно не ограничено по закону или договору каким-либо сроком и прекращается лишь в результате гибели вещи; 6) следование права собственности за объектом этого права; 7) исключителъность, которая состоит в том, что на одну и ту же вещь одно и то же право может принадлежать только одному лицу; 8) преимущественность удовлетворения по сравнению с другими имущественными правами.

Объекты права собственности субъектов Российской Федерации

Разница с перечнем объектов региональной собственности очевидна. Безусловно, и то, что в региональной собственности намного больше ограниченно оборотоспособных и необоротоспособных объектов. Так, предметы Музейного фонда могут находиться в собственности субъектов РФ и собственности Российской Федерации (Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Росеийской Федерации и музеях в Российекой Федерации» (ред. от 23.02.2011)). Их нахождение в муниципальной собственности не предусматривается.

Право муниципальной собственности не может возникать в результате реквизиции, поскольку она может осуществляться только по рещению государственных органов (ч. 1 ет. 242 ГК РФ). Не может оно возникать и вследствие национализации (ч. 2 ет. 235 ГК РФ). Значительно меньше приминительно к муниципальным образованиям и случаев, когда они имеют право преимущественной покупки тех или иных объектов гражданских прав. Например, право преимущественной покупки в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, принадлежит органам исполнительнйо власти Российской Федерации и субъектов РФ (абз. 5 ст. 25 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»). Местному самоуправлению оно не предоставлено.

Правом на преимущественное приобретение драгоценных металлов и драгоценных камней у субъектов их добычи и производства обладают Российская

Федерация и субъекты Российской Федерации в лице своих уполномоченных органов (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»), но не муниципальные образования.

Правом преимущественной покупки земель сельскохозяйственного назначения по общему правилу пользуются субъекты Российской Федерации. И только в случаях специально предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, - органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»2). Таким образом, специальных возможностей приобретения права собственности у российских регионов значительно больше, чем у муниципальных образований.

Определенные различия можно проследить и применительно к осуществлению права муниципальной и региональной собственности. Одно из отличий, как уже упоминалось, состоит в отсутствии у местного самоуправления возможности использовать право «золотой акции». Наличие различий в праве федеральной, субъектов РФ и муниципальной собственности нашло отражение в теории гражданского права, которая как известно оперирует категориями типов, форм собственности, видов собственности. В рамках данной классификации выделяют два типа собственности - обобществленный и индивидуальный, где обобществленный тип собственности отражает присвоение вещей обществом в целом или определенной социальной группой лиц, а индивидуальный тип собственности выражает присвоение вещей отдельным индивидуальным лицом. Типы собственности конкретизируются и проявляются в формах собственности, (государственной, муниципальной, частной). Формы собственности подразделяются на виды, которые ассоциируются с конкретными имущественно обособленными субъектами гражданского права. При этом разновидностями государственной собственности выступают: 1) собственность Российской Федерации; 2) собственность субъектов Российской Федерации. Разновидностями муниципальной собственности является собственность различных муниципальных образований. К разновидностям частной собственности относятся собственность физических лиц и собственность частных юридических лиц.

Итак, право собственности субъектов РФ отличается и от права федеральной, и от права муниципальной собственности. Специфичность права собственности субъектов РФ вытекает из положения субъектов Российской Федерации в системе органов власти, действующей в Российской Федерации. Органы власти российских регионов входят в систему государственной власти Российской Федерации. В то же время региональные власти в меньшей степени, чем федеральные органы заняты вопросами регулирования деятельности юридических и физических лиц и в большей степени нацелены на предоставление публичных услуг населению, что сближает их с органами местного самоуправления. Таким образом, право собственности субъектов РФ в качестве правового института можно определить как вид права государственной собственности и систему правовых норм, регулирующих отношения собственности субъектов Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом в общественном интересе и в целях реализации ими функций по удовлетворению основных жизненных потребностей населения регионов. Подобный функционально-целевой подход к определению понятия права собственности субъектов РФ позволяет глубже раскрыть сущность и значение этого виды права государственной собственности.

В качестве субъективного права - это возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом субъекта РФ исключительно в целях осуществления органами государственной власти субъектов РФ функций по удовлетворению основных жизненных потребностей населения регионов.

Непосредственное осуществление права государственной собственности субъектов Российской Федерации

В случае если такое извещение направлено не было, регистрация сделки может быть отложена на срок до 3 месяцев. Учитывая, что все сделки с музейными предметами и музейными коллекциями, а также наследованиемузейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части фонда и находящихся в собственности граждан и юридических лиц, подлежат регистрации, механизм реализации преимущественного права в данном случае можно признать более или менее проработанным и определенным (п.п. 8-9 Положения о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ).

Наряду с правом преимущественного приобретения отдельных видов имущества субъект РФ пользуется в предусмотренных законодательством случаях правом принудительного выкупа имущества физических и юридических лиц (иначе говоря, их возмездного изъятия). Так, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в ст. 5 закрепляет за субъектами РФ полномочия по приобретению земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут находиться в собственности физического или юридического лица. Данное положение распространяетея на земли еельскохозяйственного назначения, оказавшиеся в собственности иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам свыше предельной нормы, установленной законом субъекта РФ. В силу статьи 6 того же Федерального закона органы власти субъекта РФ имеют право подавать заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.

Земельный кодекс РФ в ч. 1 ст. 10 предоставляет органам государственной власти субъектов РФ право изъятия земель для нужд субъектов РФ. Из общего перечня возможных случаев изъятия земелъ, закрепленных в ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ, очевидно, что регионы могут изымать земельные участки для размещения объектов энергетических систем регионального значения; размещения объектов регионалъного значения, обеспечивающих деятелъность субъектов естественных монополий; размещения автомобилъных дорог регионального значения; размещения объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения. При изъятии органы власти должны известить собственника о предстоящем извещении не позднее чем за год. При отсутствии согласия собственника они могут обратиться в суд с иском о выкупе соответствующего земельного участка. Данный иск может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику извещения об изъятии участка. Российское гражданское законодателъство закрепляет принцип полного возмещения убытков, связанных с изъятием земельного участка. Согласно ч. 2 ст. 281 ГК РФ при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земелъного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. При этом плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка, которое включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципалъного образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. Вышеуказанные основополагающие положения гражданского и земельного законодательства дополняются разъяснениями судебных органов и прежде всего Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»1. В этом Постановлении Высший арбитражный суд РФ подтвердил вышеуказанные принципы гражданского законодательства. В частности, им было отмечено, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда; в случае несогласия собственника земельного участка с решением об изъятии или недостижения соглашения с ним о выкупной цене органы, принявшие решение, могут предъявить в арбитражный суд иск о выкупе земельного участка не ранее чем по истечении одного г. с момента получения собственником земельного участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии и не позднее двух лет с момента направления такого уведомления. Высший арбитражный суд РФ также отметил, что в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

Опосредованное осуществление права собственности субъектов Российской Федерации

В отношении публичной собственности в современных условиях используется совершенно другой подход, а именно принцип нахождения в собственности государства и местного самоуправления исключительно тех объектов, которые необходимы для реализации функций публично-правовых образований. По замечанию Г.Н. Андреевой, «цель существования публичной собственности -обеспечение определенной публичной функции, с этой точки зрения публичная собственность - это вообще не собственность в том смысле, в котором говорят об институте частной собственности, нацеленном на удовлетворение потребностей собственника, а материальная основа осуществления публичной функции, появляющаяся, исчезающая и переходящая вместе с последней (то есть она «привязана» в первую очередь не к публичному собственнику, а к публичной функции, а уже через нее к собственнику)... Круг объектов публичной собственности также определяется ее публичной функцией. В отличие от частного собственника публичное образование не может позволитъ себе приобрести объект публичной собственности, который просто нравится лицам, осуществляющим управление публичной собственностью, или собирательство плюшкинского типа, поскольку назначение публичной собственности в обеспечении потребностей общества прямо (конституционно или законодательно) определенное и обусловленное публичной функцией». В случае с субъектами Российской Федерации данный принцип получил закрепление в ст. 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В силу части 1 указанной статьи в собственности субъекта Российской Федерации может находиться; имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2, 26.3, 26.3.1 настоящего Федерального закона; имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в пунктах 7 и 8 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами; имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации; имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Исчерпывающий перечень имущества субъектов Российской Федерации, необходимого для реализации основной группы полномочий региональных властей - полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закреплен в ч. 2 ст. 26.11 вышеуказанного Федерального закона и содержит в общей сложности 31 наименование (по состоянию на 01.07.2011). Все указанные в нем виды имущества четко соотносятся с полномочиями субъектов РФ по предметам совместного ведения, закрепленных в части 2 статьи 26.2 Закона. Для сравнения - п. 5 ч. 2 ст. 26.2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» включает в компетенцию российских регионов полномочие предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Подпункт 2 ст. 26.11 данного Федерального закона предусматривает возможность нахождения в собственности субъектов РФ такого рода объектов, как «имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципалъного и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий».

Таким образом, перечень объектов возможного имущества субъектов РФ привязан к полномочиям субъектов Российской Федерации, закрепленным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Следует отметитъ, что подобный подход вызывал критику со стороны представителей юридической общественности и даже обращения в судебные органы власти. Так, известный исследователи вопросов собственности Гаджиев Г.А. поставил применительно к ст. 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» целый ряд вопросов, в том числе насколъко избранный законодателем подход соответствует конституционному принципу равенства всех форм собственности? Не ставят ли указанные нормы двух федеральных законов частную собственность в доминирующее положение по отношению к публичной собственности, поскольку они исключают право публичных собственников иметь в собственности любое имущество, не изъятое из гражданского оборота и не ограниченное в обороте? Насколько реально и, главное, целесообразно иметь перечни видов имущества, необходимых для осуществления полномочий, указанных в п. 17 ст. 1 Закона № 95-ФЗ, которые должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации не позднее 1 января 2005 г.?

Собственность Субъектов Федерации собственность, принадлежащая субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "Собственность Субъектов Федерации" в других словарях:

    СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ - собственность, принадлежащая субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам … Большой экономический словарь

    Совместная собственность субъектов РФ и иностранная собственность - Совместной собственностью субъектов Российской Федерации и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности субъектам Российской Федерации и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам... Источник … Официальная терминология

    Принадлежность имущества, средств и продуктов производства определенным субъектам права. В РФ существуют следующие основные формы собственности: государственная (федеральная и субъектов федерации); муниципальная (районная, городская, поселковая и … Словарь черезвычайных ситуаций

    СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ - – в России выступает в виде федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и собственности местных органов власти, управления и самоуправления (муниципальной собственности) … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    Экономическая категория исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом… … Википедия

    Собственность на землю субъектов РФ - 1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности … Официальная терминология

    СОБСТВЕННОСТЬ - одно из ключевых понятий конституционного, гражданского и других отраслей права. Объектами С. могут быть имущество, денежные средства, ценные бумаги, средства бюджетов, внебюджетные фонды, земля и иные природные ресурсы, предприятия и организации … Энциклопедический словарь конституционного права

    Экономическое отношение принадлежности (присвоенности) имущества государству (публично правовому образованию), основной юридической формой которого выступает право Г.с. Право Г.с. разновидность права собственности., при которой в качестве… … Энциклопедия юриста

    Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже… … Жилищная энциклопедия

    Государственная собственность на объекты животного мира - 1) (для целей Конституции Российской Федерации) форма собственности на землю и другие природные ресурсы; 2) (для целей Федерального закона О животном мире) форма собственности на животный мир, объектами которой являются: а) животный мир в… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

В соответствии со ст.214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Особенностью института государственной собственности является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает не только нормы гражданского права, но и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т.е. представляет собой комплексный правовой институт.

Изучая ст. 214 ГК РФ, необходимо обратить внимание на множественность субъектов государственной собственности, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Российской Федерации). В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК закон определяет порядок отнесения государственного имущества к собственности Федерации, и её субъектов. Субъектом права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (которые в свою очередь выступают в имущественном обороте от имени определенного государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника).

Законодательство предусматривает ведение Реестра федеральной собственности и Реестра собственности субъектов РФ.

Права собственности Российской Федерации является разновидностью

Государственной формы собственности (ст. 214 ГК РФ). Субъектом гражданско-правовых отношений является само государственное образование. Органы и лица, уполномоченные государственным собственником в порядке ст.125 ГК РФ выступают от его имени и зависят от вида тех отношений, в которых они призваны участвовать.

Правительство РФ вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором и законами Российской Федерации. Однако основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности осуществляет специальный федеральный орган по управлению государственным имуществом МГИ РФ (Мингосимущество РФ). К его компетенции отнесены полномочия по проведению единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений; управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции; регулированием деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности; координация в соответствии с законодательством РФ и др.

В систему государственных органов входит Федеральное казначейство РФ. Его деятельность по осуществлению правомочий собственника регулируются Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004г. "О Федеральном казначействе". По поручению Правительства и министра финансов осуществляет операции со средствами федерального бюджета, участвует в обеспечении управления и обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга страны, организует и осуществляет размещение на возвратной и платной основе финансовых ресурсов, находящихся в ведении Федерального Правительства, ведение операций по учету государственной казны.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (статьи 294, 296 ГК РФ). Приведем пример из судебной практики.

Первый заместитель областного прокурора обратился в Арбитражный областной суд с иском к Государственному унитарному предприятию и открытому акционерному обществу о признании недействительными договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного между предприятием (продавцом) и обществом (покупателем), и государственной регистрации за обществом права собственности на указанное имущество.

Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение ст. 295 ГК РФ отчуждение федерального имущества в частную собственность произведено без согласия собственника, при заключении договора купли-продажи оценка имущества независимым оценщиком не производилась, объект недвижимости участвует в производственном процессе по оказанию автотранспортных услуг, сделка является ничтожной на основании ст. 168 ГК РФ.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. ФАС округа постановлением, названные судебные акты оставил без изменения.

Так как вопрос о применении последствий недействительности ничтожной сделки судами не рассматривался, дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 303, п. 2 ч. 1 ст. 305 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум ВАС РФ постановил: решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда по делу и постановление Федерального арбитражного суда округа по тому же делу отменить. Договор купли-продажи недвижимого имущества, заключенный между Государственным унитарным предприятием и обществом с ограниченной ответственностью, признать недействительным.

Из этого следует то, что вещные права государственных юридических лиц ограниченны тем, что этим лицам необходимо обязательное разрешение собственника госимущества - Российской Федерации, для осуществления своих вещных прав.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (абз.2 п.4 ст. 214 ГК РФ).

В п. 2 ст. 214 ГК установлен особый режим земли и природных ресурсов. Он заключается в данном случае в том, что государственной собственностью объявлена вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную собственность граждан и юридических лиц либо в муниципальную собственность. Иначе говоря, установлена своеобразная презумпция (предположение) государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества (ст. 225 ГК). С другой стороны, этим правилом закона установлены известные ограничения частной собственности на землю и другие природные ресурсы в том смысле, что они могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством. Согласно ст.126 ГК Российская Федерация призвана отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет её государственную казну. Сюда не включается имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность.

Известно, что на практике иски о взыскании с государства убытков, причиненных незаконными действиями его органов или должностных лиц, предъявляются все чаще (ст.16, 1069, 1070 ГК и др.). В этой связи в п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ №6/8 отмечается, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация или соответствующий субъект РФ в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Органы федерального казначейства являются юридическими лицами. Именно эти органы должны, по-видимому, представлять Российскую Федерацию в тех случаях, когда иски предъявляются к Российской Федерации в целом. В субъектах РФ подобную функцию может выполнить департамент (управление) финансов.

При удовлетворении иска взыскание денежных сумм должно производиться за счет средств государственного бюджета, а при их отсутствии или недостаточности - за счет иного имущества, составляющего казну (п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

Управление государственной собственностью субъектов Российской Федерации осуществляется посредством реализации ими правомочий собственников по распоряжению своим имуществом. Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности субъектов Российской Федерации, следует считать губернаторов (мэров, глав администраций), правительство, комитет по управлению имуществом и фонд имущества субъекта РФ. Возникающие при этом отношения с унитарными предприятиями по сути гражданско-правовые. Если учесть, что гражданское законодательство - предмет ведения исключительно Российской Федерации, субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать гражданско-правовые нормы. В связи с этим нормы законов субъектов Российской Федерации, постановлений глав их администраций и иных правовых актов субъектов Российской Федерации не могут устанавливать в соответствии со ст. 295 ГК РФ иные случаи, когда предприятие не вправе распоряжаться своим имуществом самостоятельно. Тем более такие ограничения не могут предусматриваться в уставах унитарных предприятий, договорах их с собственником или в контрактах с руководителями предприятий.

Президента РФ и постановлениями правительства РФ (п. 7 ст. 3 ГК РФ).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятие которых отнесено к ведению Российской Федерации. Что касается власти субъекта, то, в соответствии со ст.73 Конституции РФ - вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Общественные отношения в связи управлением собственностью вне сферы гражданско-правового регулирования - предмет регулирования публично-правовых отраслей права, прежде всего, административного, находящегося в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Субъект РФ вправе осуществлять нормотворческую деятельность в этой части. Субъекты РФ активно осуществляют нормотворческую деятельность в сфере регулирования своих отношений с создаваемыми ими предприятиями - субъектами права хозяйственного ведения. Из этого следует то, что субъект, вправе самостоятельно в законодательном порядке устанавливать для себя правила поведения как собственника.

Согласно ст.126 ГК РФ субъекты РФ призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет их бюджет. Сюда не включается имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность.

В систему органов федерального казначейства входят подчиненные ему территориальные органы федерального казначейства в субъектах РФ. В субъектах РФ подобную функцию может выполнить комитеты по управлению имуществом, фонды имущества субъектов РФ.

При удовлетворении иска о взыскание денежных сумм должно производиться за счет средств соответствующего бюджета, а при их отсутствии или недостаточности - за счет иного имущества, составляющего казну субъекта (п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...