Сочинение: Личная безопасность человека. Старт в науке Что для вас значит безопасность


Личная безопасность - это одна из основных составляющих национальной безопасности любого государства. Это защищенность жизненно важных интересов общества, благодаря которой обеспечивается устойчивое развитие государства, это своевременное выявление, предупреждение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам.

В соответствии с классическим определением «безопасность» - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на своей территории и находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязан­ностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в этой области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня

защищенности объектов безопасности разрабатывается система

правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов

государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.

При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Таким образом, безопасность личности - одна из главнейших задач и неотъемлемая составляющая деятельности человека, общества, государства, мирового сообщества.

Со времен Ивана Грозного и до заката советской империи будущее всегда проектировало государство. Видимо, поэтому наши граждане так привыкли жаловаться на свою судьбу и начальство. Сегодня государство отказалось от множества функций, которые оно выполняло на протяжении жизни нескольких поколений и не может больше гарантировать гражданам личную безопасность в полном ее объеме. А жители этого государства заботиться о себе сами не умеют. Их состояние потенциально опасно не только для них самих, но и для тех немногих, кто стремится обеспечить свою безопасность сам, не особенно рассчитывая на государство.

Каждый гражданин теперь и сам должен позаботиться о своей безопасности.

Неприкосновенность частной (личной) жизни защищена законом почти во всех странах.

Безопасное государство - это государство граждан, которые умеют обеспечить безопасность прежде всего для каждого в отдельности. И на этом основании задают тот уровень национальной и государственной безопасности, который им подходит на их личном уровне. Причем на несколько десятилетий вперед. И в такой ситуации человек всегда в выигрыше по сравнению с государством. Поскольку готов думать о том, чем он будет заниматься через двадцать лет.

А государство более чем на два выборных срока думать не умеет. Так может безопаснее поставить ему задачу на те же двадцать лет? И тем самым дать хоть какие-то гарантии личной безопасности граждан... На двадцать лет и более.

История формирования понятия «безопасность личности»

«Безопасность - это условие, благодаря которому становится возможным все остальное».

Эмма Ротшильд

«Безопасность личности означает то же самое,

что и «безопасность людей»... Целью безопасности личности является безопасность и выживание людей».

Доктор Сверр Лодгаард

Личная или частная жизнь - это индивидуальное личное развитие, распространенное понятие в современном бытии. Имеются целые отрасли промышленности, предназначенные для того, чтобы помочь людям улучшить их личную жизнь с помощью консультирования и тому подобного «обучения жизни».

В прошлом, до наступления изобилия и развития технологии, личная жизнь состояла главным образом из выживания человека и общества; нужно было добыть пищу и крышу над головой. В обществе было мало частной жизни, и человек воспринимался прежде всего как представитель своей профессии.

В настоящее время, многие люди начали воспринимать свою личную жизнь как что-то отдельное от работы. Работа и отдых начинают отличаться друг от друга; человек либо находится на работе, либо нет, и переход между этими состояниями носит резкий характер. Наемные работники редко работают в официально­ нерабочее время. Многие люди воспринимают свою личную жизнь как что-то совсем отдельное от работы. Это может быть связано со все растущим разделением труда и требованиями все возрастающей эффективности, и на работе, и дома. К личной жизни часто приравнивается или ставится с ней рядом и семейная жизнь.

Понятие безопасности личности появилось в международном лексиконе только в конце двадцатого века. До этого, на протяжении более трехсот лет, общеизвестной и принятой концепцией была идея государственной безопасности. Государства были вправе, и даже обязаны, защищать свою территориальную целостность от внешних угроз, и для этого даже разрешалось принимать особые меры, но понятие безопасности, по крайней мере, на международном уровне, не шло дальше границ государства.

Перемена в употреблении термина «безопасность» произошла в 1990-е годы, когда международное сообщество начало соглашаться с важностью принятия особых мер для защиты не только государств, но и людей от угрозы для их безопасности, даже в тех случаях, когда это противоречило желаниям какого-то конкретного государства. Конечно, слово «безопасность» и раньше широко применялось по отношению к людям, однако в 90-е годы радикальная перемена произошла на международном уровне. Впервые защита народа, которая раньше рассматривалась, как суверенное дело отдельного национального государства, потенциально стала делом международного сообщества.

Совет Безопасности ООН, принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и главную ответственность Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности, будучи преисполнен решимости урегулировать серьезную гуманитарную ситуацию в Косово (Союзная Республика Югославия) и обеспечить безопасное и свободное возвращение всех беженцев и перемещенных лиц в свои дома, определяя, что ситуация в регионе продолжает создавать угрозу международному миру и безопасности, и действуя в этих целях на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций,

Постановляет, что обязанности международного присутствия по безопасности, которое должно быть развернуто и действовать в Косово, будут включать:

1. Предотвращение возобновления боевых действий...

2. Демилитаризацию Освободительной армии Косово (ОАК);

3. Создание условий безопасности, в которых беженцы и перемещенные лица смогут безопасно возвратиться в свои дома,... и можно будет оказывать гуманитарную помощь;

4. Обеспечение общественной безопасности и порядка...»

Два аспекта перемен

Вышеприведенная выдержка из резолюции ООН по ситуации в Косово иллюстрирует две существенные перемены, которые произошли в классификации проблем, представляющих угрозу международной безопасности:

1. изменились виды событий, которые стали считаться угрозой безопасности.

2. Соображения безопасности стали распространяться не только на конфликты между национальными государствами, но и на события внутри государства.

Причины перехода к перемене

Переход от определения безопасности, ставившего в центр государство, к определению, ставящему в центр человека, произошел под влиянием целого ряда факторов. Одним из таких факторов, бесспорно, было окончание «холодной войны», которое позволило ранее скрытым интересам правительств и людей выйти на передний план. В результате вспыхнули сложные и ожесточенные конфликты, нередко внутригосударственные, которые повлекли за собой такое число жертв среди гражданского населения, что пришлось искать новые подходы.

Был, однако, и еще один фактор, возможно, более важный, чем простое понимание того, что защита народов иногда требует действий на международном уровне. В конце концов, такое понимание существовало на протяжении многих лет, но «вмешательство» в дела, которые считались чисто внутренними, никогда не рассматривалось как возможный или приемлемый курс действий. Тем не менее, растущая озабоченность правами человека, проявляющаяся сегодня во всем мире, позволила найти такую формулировку оправдания этих действий, которая получила, если и не всеобщее, то, по крайней мере, очень широкое признание: права человека в конечном итоге предназначены для людей, а не для государств, и все страны мира, по крайней мере, в принципе, выражают согласие с этими нормами.

Личные и государственные интересы

Главная идея, лежащая в основе прав человека, заключается в том, что есть определенный уровень человеческого достоинства, который не может быть попран ни правительством, ни отдельным человеком. Таким образом, принятие государствами идеи прав человека имеет для них неизбежным последствием отказ от части своего суверенитета, в старом значении этого термина. Подписываясь под международно-признанными нормами по правам человека, государства тем самым соглашаются во всех своих действиях ставить на первый план человека и, таким образом, отказываются от своей возможности предпринимать буквально что угодно во имя интересов государства.

Именно эта идея получила в последние десять лет распространение в области международных отношений. Результатом этого стало не только увеличение числа операций ООН со значительно более широким мандатом, чем в прошлом, но и требование создания постоянного международного уголовного суда, который мог бы судить нарушителей прав человека за пределами любой конкретной страны.

Международный уголовный суд

Представители международного сообщества встретились в Риме в период с 15 июня по 17 июля 1998 года, чтобы завершить работу над проектом статута (устава) Международного уголовного суда (МУС). Статут МУС вступил в силу 1 июля 2002 г. после ратификации устава 60 государствами. Это постоянный суд, который будет судить лиц, обвиняемых в совершении геноцида, военных преступлений и преступлений против человечества.

Продолжение дискуссии: свобода от «нужды»

Молодежь и безопасность личности

Можно сказать, что все молодежные организации, которые осуществляют программы по продвижению идей мира, уважения прав человека, защиты окружающей среды, ликвидации голода, тем самым укрепляют человеческую безопасность, стремясь создать условия, при которых люди будут иметь больше свободы

от нужды и от страха

Появление нового акцента в понимании безопасности личности часто связывают с опубликованной в 1992 году Генеральным секретарем ООН «Повесткой дня для мира». В ней высказывалась идея, что угроза для глобальной безопасности может быть по своей природе не только военной:

«Изрешеченная озоновая оболочка представляет для людей, которых она уже не защищает, большую угрозу, чем вражеская армия. Засуха и болезни могут нанести не меньшее опустошение, чем орудия войны».

Из этого следовало, что экологическая неустойчивость, бедность, голод и угнетение не только сами по себе являются критическими проблемами для безопасности личности, но и представляют собой как источник, так и следствие конфликтов.

Доклад Программы развития ООН (ПРООН) о развитии человеческого потенциала 1994 года продолжил развивать идею расширенной трактовки концепции безопасности личности, предложив выделить в ней два взаимосвязанных фактора. Это

1. «защита от неожиданных и пагубных нарушений нашего повседневного образа жизни», (известная как «свобода от страха») и

2. «защита от постоянных угроз голода, болезней, преступлений и подавления» (известная как «свобода от нужды»)

Экономическая безопасность (гарантированный минимальный доход);

Продовольственная безопасность (физическая и экономическая доступность продуктов питания);

Безопасность для здоровья (относительная свобода от заболеваний и заражений);

Экологическая безопасность (доступность чистой воды и чистого воздуха, система землепользования, сохраняющая плодородие почвы);

Личная безопасность (свобода от физического насилия и угроз);

Безопасность меньшинств (сохранность культурного своеобразия);

политическая безопасность (защита основных прав человека и свобод).

Однако эта развернутая концепция безопасности личности подверглась критике со стороны многих людей, которые считают, что чем больше компонентов содержит концепция, тем меньше возможность применить ее в качестве политического инструмента. В частности, один из учредителей международного движения «Партнерство ради безопасности личности», Министерство иностранных дел и международной торговли Канады, предлагает значительно более узкое определение: «Безопасность личности означает защищенность людей от опасности как насильственного, так и ненасильственного характера. Это состояние, характеризующееся отсутствием нарастающей угрозы правам человека, его безопасности и даже жизни... Для того, чтобы определить, целесообразно ли рассматривать тот или иной вопрос в контексте безопасности личности, следует выяснять, в какой степени защищенность людей подвергается угрозе».

Программа безопасности личности

«..порядочные люди не могут сидеть, сложа руки, и смотреть, как другие люди подвергаются систематическому истреблению под руководством государства. Порядочные люди просто не могут

этого вынести и не могут не прийти на помощь,

если они в силах помочь».

Вацлав Гавел

Несмотря на различия в интерпретации, определениях и акцентах, разные концепции безопасности личности, тем не менее, имеют общие положения. В программе безопасности личности на первый план выходят следующие отличительные черты:

Наблюдается смещение акцента от безопасности государств к безопасности людей. Это считается одним из важнейших вкладов в концепцию безопасности личности. Как уже отмечалось, на протяжении веков безопасность считалась, прежде всего, безопасностью нации или государства; сейчас же концепция безопасности личности ставит в центр международных дискуссий человека и обращает внимание на безопасность людей, а не только государств.

Концепция подразумевает и особо выделяет тот факт, что государство обязано гарантировать безопасность своих граждан. Основное внимание к безопасности людей повышает и роль государства в обеспечении защиты своих граждан.

Концепция признает взаимосвязь между безопасностью личности и тем фактом, что многие проблемы лежат поверх государственных и прочих границ. Принципы безопасности личности подчеркивают взаимозависимость людей в современном мире, напоминая нам, что многие проблемы не имеют «паспорта» и что им нельзя поставить заслон политическими границами. Например, женщины и мужчины в промышленно развитых странах не могут отгородиться от бедности в развивающихся странах, свидетельством чему служат миграционные процессы и болезни, которые не знают границ. А люди в развивающихся странах живут в условиях риска для здоровья из-за загрязнения, производимого предприятиями Севера.

Концепция признает важность роли негосударственных организаций. Среди успешных операций, проводимых по инициативе и под руководством неправительственных организаций, часто называют международную кампанию против противопехотных мин.

«Общественные организации стремятся получить больше возможностей и больше ответственности в деле укрепления безопасности личности. Во многих случаях НПО доказали, что они могут быть исключительно эффективными партнёрами в пропаганде идеи безопасности людей».

Концепция требует, чтобы виновные в нарушениях прав человека и гуманитарного права привлекались к ответственности. Важными шагами в продвижении программы безопасности личности считается создание Международного уголовного суда и Международных уголовных трибуналов по делам бывшей Югославии и Руанды.

Концепция подчеркивает сложность проблемы безопасности, обращая особое внимание на необходимость поиска комплексных ответов. В том, что касается различных аспектов прикладного значения концепции безопасности личности, существует согласие, что она является многоплановой и требует координации и сотрудничества со стороны широкого круга действующих лиц. Среди ответов на проблему особо выделяется один: международное сообщество все больше полагается на применение «мягкой силы», т.е. силы убеждения, не сосредоточиваясь исключительно на военной мощи и технике («мощные идеи вместо мощного оружия»).

Личная безопасность и Европейская конвенция о правах человека

Статья 5 Европейской конвенции о правах человека защищает право на свободу и личную неприкосновенность. Важность Статьи 5 очень быстро стала очевидной, еще в ходе разбирательства самых первых дел, поступивших в Страсбургский суд. Почти треть из первых 10 000 заявлений поступила от лиц, лишенных свободы.

Эта статья касается защиты физической свободы и, в частности, свободы от произвольного ареста или задержания. Статья гарантирует определенные основные процедурные права, такие как право на незамедлительное получение информации о причине ареста, право в надлежащие сроки предстать перед судом и право на разбирательство, в ходе которого суд может быстро решить вопрос о законности задержания или необходимости содержания под стражей.

Можно привести примеры некоторых дел, подпадающих под Статью 5, разбирательство которых проходило в Европейском Суде по правам человека:

Бозано против Франции, 1986 г.

Суд счел, что обстоятельства ареста и депортации истца из Франции в Швейцарию были незаконными и несовместимыми с правом на личную неприкосновенность.

Броган и другие против Соединённого Королевства, 1988 г.

Суд счел, что задержание истцов, в соответствии с законом о предотвращении терроризма, на срок, превышающий четыре дня, без судебного решения о законности их задержания, нарушало их право незамедлительно предстать перед судьей.

Де Вилъде, Оомс и Версии против Бельгии, 1970/71г.

Суд установил, что имевшаяся в распоряжении истцов процедура обжалования законности их задержания на основании закона о бродяжничестве не давала им гарантированного доступа к судебной защите с тем, чтобы оспорить продолжительное лишение свободы, длившееся от семи месяцев до одного года и девяти месяцев.

О книге «Личная безопасность»

В ней автор систематизировал и обобщил международный опыт по теме издания, изложенный авторитетными специалистами в их многочисленных трудах и адаптировал (отредактировал, существенно или незначительно переработал) в контексте общего содержания. Автор собрал актуальный, по его мнению, материал, разбросанный по многочисленным Интернет-изданиям, под одной «крышей», для того, чтобы облегчить заинтересованным специалистам и широкому кругу читателей более глубоко разобраться с проблемой, осознать и сформировать к ней свое отношение.

Таким образом, предлагаемая вашему вниманию книга - это сборник инструкций, рекомендаций и правил, многие из которых уже оплачены чьей-то кровью и жизнью. Соблюдая эти правила, вы сможете обезопасить себя и своих близких.

В книге достаточно внимания уделено основам личной безопасности и самообороны с помощью различных подручных средств и оружия.

Основной реальной и потенциальной угрозой физическим лицам является угроза непосредственного нападения вооруженных грабителей. От киллера защититься невозможно, а вооруженному грабителю можно противостоять, если под рукой имеются необходимые средства защиты.

Перечень таких средств для широкого применения гражданами в настоящее время в Украине существенно ограничен. Это прерогатива спецслужб. В большинстве развитых демократических странах любой дееспособный законопослушный гражданин может легально приобрести для нужд самообороны любое стрелковое оружие. В Украине также предпринимаются попытки принять соответствующий закон и разрешить своим гражданам то, что уже давно применяется на практике в других государствах.

Настоящая книга написана с учетом перспективы развития Украины: когда-нибудь соответствующий закон будет обязательно принят и тогда многим гражданам понадобится сделать выбор средств самообороны, чтобы защитить себя. Поэтому в ней описаны средства активной самообороны, разрешенные для применения гражданами, а также используемые только спецслужбами и состоящие на вооружении в армии.

Пособие содержит информацию о современном эффективном газовом и стрелковом оружии Украины и России: газовых баллонах, разных пистолетах, револьверах, снайперских винтовках, пистолетах- пулеметах, автоматах, стрелково-гранатометных комплексах, пулеметах, оптических средствах, приборах ночного видения.

Имея в своем распоряжении пистолеты-пулеметы или автоматы при охране объектов или сопровождении ценных грузов предприниматель может спать спокойно, а преступник, зная, что его может ожидать, вряд ли решится посягнуть на чужую собственность.

Сочинение

Мой дом — моя крепость.

Английская поговорка.

Мой город — это мой дом, в котором я живу и с которым «общаюсь» каждый день. Бесспорно, в своем родном доме хочется чувствовать себя в безопасности, быть уверенным, что здесь ничего плохого с тобой никогда не случится.

Однако жизнь города всегда наполнена опасностями, о которых нужно знать и помнить. Одна их таких опасностей — дороги с интенсивным автомобильным движением. С раннего детства нам рассказывают о правилах дорожного движения, учат безоговорочно соблюдать их и не поддаваться искушению перебежать дорогу в неположенном месте или «быстренько» обойти автобус спереди.

Мне кажется, эти правила совершенно несложны, но очень разумны и надежны — их соблюдение может гарантировать пешеходу безопасность. Дело за малым — всегда применять их на практике.

Город населяет множество людей. Все они очень разные — с разными представлениями о том, что хорошо и что плохо, с разными целями, намерениями. Конечно, не стоит шарахаться от каждого незнакомца, идущего тебе навстречу. Но, в то же время, нужно помнить о возможной опасности, идущей от них, и не общаться с незнакомыми людьми, не соглашаться на какие-то их предложения или приглашения и так далее.

Кроме этого, всегда хочется быть уверенным, что в случае беды тебе придут на помощь люди, для которых помогать — это профессиональная обязанность. Я имею в виду и милицию, и пожарных, и скорую помощь. Думаю, просто необходимо знать номера телефонов этих служб и верить, что при необходимости тебе здесь своевременно и качественно окажут помощь.

Я люблю свой город, это моя родина, с которой у меня связана вся жизнь. Здесь живут моя семья и друзья, здесь расположены детский сад, в который я ходил, моя школа. Я хорошо знаю свой район, люблю бывать в центре города, наблюдать, как он преображается, меняется, растет вместе со мной. В полном смысле слова мой город — это мой дом, в котором я чувствую себя спокойно и уютно. В этом мне помогают знания, и соблюдение простых правил безопасности.

Не стоит «зацикливаться» на опасностях, ведь мир прекрасен и удивителен, однако всегда нужно быть внимательным и аккуратным. И тогда можно будет, вслед за англичанами, сказать, что мой большой дом — это моя крепость.

Елена Цветкова
Эссе «Безопасность социальных систем»

ДОУ № 25 «Светлячок» является учреждением общеобразовательного вида, с приоритетным направлением по социально -личностному развитию детей. Что предполагает повышение стандарта образования именно в социальной сфере развития ребёнка. Одним из главных направлений нашей работы является формирование основ безопасности жизнедеятельности детей.

Что же такое безопасность ?

Безопасность есть первая из базовых потребностей, отличающих человека от остального живого мира; высшие потребности способствуют более полному удовлетворению потребности в безопасности .

Безопасность есть потребность каждого человека. Сущность потребности в безопасности связана с первоисточниками жизнедеятельности человека : физиологические потребности (утоление голода, жажды, продолжение рода, потребность в любви и в социальных связях , потребность в уважении, одобрении и признании общества, потребность в самоутверждении как личности и потребность в непосредственно безопасности .

Считается очевидным, что абсолютной безопасности не существует . Опасность, то есть возможность гибели (прекращения существования) чего-либо, есть всегда. Поэтому все в этом мире имеет свое начало и свой конец. И когда увядают цветы, опадают листья деревьев, уходят из жизни престарелые люди – все это как-то можно объяснить и понять – всему свое время. Но когда происходит взрыв террористический акт, рушится старый аварийный дом, тонет новый корабль, перестает существовать казавшееся незыблемым государство – это вызывает крайнее недоумение и множество вопросов о причинах произошедшего, а также о возможных действиях для предотвращения трагедии.

Мы педагоги – дошкольники чаще всего рассматриваем охрану безопасности жизнедеятельности как личную безопасность ребёнка и проводим работу по формированию у него навыков социальной и физической безопасности . Основными постулатами служат понятия «надо делать так» , «этого делать нельзя» . Конечно – это очень важно для благополучного развития детей и нельзя полностью упускать эту работу, не считая её необходимой. Ведь ребёнок, и не только дошкольник, требует к себе повышенного внимания. И именно находящийся рядом взрослый должен помочь ему сориентироваться в окружающей действительности, соотносить свои действия и поступки с действиями и поступками окружающих, принося себе и другим пользу и не нанося вреда.

Но, как мы видим из прослушанного курса, охрана безопасности жизнедеятельности затрагивает буквально все стороны нашей жизни. Она не может рассматриваться в том узком контексте, как это видится на первый взгляд. Эмоциональное состояние, социальные отношения , политическая обстановка, и многие другие факторы пропускаются через призму безопасности .

Количество и масштабы угроз личности и обществу непрерывно нарастают. При этом общее внимание уделено, в основном, практическим задачам защиты в конкретных, уже реализующихся ситуациях. К решению отдельных задач свелась также большая часть разработок в области безопасности , посвящённых, например, вопросам техники безопасности , национальной безопасности , экологической безопасности , информационной безопасности , безопасности предпринимательства и т. д. и т. п. Однако неожиданно возникшие глобальные угрозы от собственной жизнедеятельности поставили теперь вопрос «быть или не быть» не только перед отдельным человеком, но и перед всем человечеством. Они также невидимо изменяют характер и интенсивность известных и привычных угроз, не дают нам надёжно защититься привычными средствами.

Рассматривая глобальные проблемы . Мы обязательно должны начинать с самого малого – формирования у детей понятий безопасности , знаний и умений применять эти знания на практике. Только при взаимосвязи всех ступеней можно говорить о положительной динамике. О формировании безопасности общества в целом .

Безопасность общества зависит от его технологических достижений и от состояния духовного здоровья; духовно здоровое общество опирается на стремление осуществить общий проект совместной жизни и наличие подвижников, готовых ради него к самопожертвованию и увлекающих за собой остальных. Поэтому считаю необходимым формировать у ребёнка социально значимые понятия , умение адаптироваться в обществе, находить общий зык с окружающими людьми, не противопоставляя себя другим.

Решая какие либо вопросы, каждый человек для себя находит более оптимальные, можно сказать безопасные пути решения проблемы. Он как бы подсознательно создаёт для себя благоприятные условия, способствующие его дальнейшим действиям, которые помогут ему достичь той или иной цели. Поэтому наша задача, как педагогов, помочь детям в нахождении решения возникших проблем наиболее приемлемым способом : создавая ровные эмоциональные взаимоотношения в группе сверстников, проецируя их на достижение положительных результатов при общении друг с другом. Дети не должны проявлять чувство агрессии по отношению к другому человеку, т. е. создавать для него «опасные» ситуации, как нафизическом так и на эмоциональном уровне. Ребёнок, помогая товарищу, поддерживая этим самым создаёт наилучшие условия для своей деятельности, ведь и ему будет оказана поддержка в трудную минуту, он будет лучше защищён о опасностей окружающего.

Что является опасным для нас с позиции теории безопасности социальных систем ?

Опасным является все то, что :

мешает развитию человека и снижает продолжительность жизни

препятствует созданию наиболее развитого общества

ухудшает среду обитания и нарушает гармоничное взаимодействие людей с окружающим Миром.

Как говорил Владимир Филиппович - основными постулатами безопасности являются – защита , борьба и профилактика. Поэтому свою работу мы должны вести учитывая все эти направления.

Конечно, профилактика как вид работы с детьми есть наиболее приемлемый способ достижения результата. Ведь предупредить опасность всегда лучше, чем исправлять ошибки.

Так же мы на своем уровне строим и систему защиты от опасности для детей : обновляются старые сломанные игрушки, в ДОУ введена система видеонаблюдения , проводится ремонт ДОУ, предотвращаются драки между детьми, и т. д.

Борьба, по моему мнению, в специфике нашей работы с детьми дошкольниками может иметь только социальное значение : ребёнок должен преодолевать какие либо внутренние преграды, решать ситуации, могущие повлечь опасность как для него, таки для окружающих ему людей.

Как мы прослушали из лекций, страх является одним их условий, которые помогают избегать или устранять опасность. Возникновение страха связано с возможностью утраты человеком чего либо очень важного для него, вплоть до страха потери жизни. Но в то же время страх мобилизует человека, помогает ему преодолеть какое либо препятствие или если это возможно устранить его. Мы видим из истории, что иногда под воздействием страха за себя или близкого человека совершались подвиги, совершались открытия.

Становиться понятно, что страх не всегда зло и слабость, это защитная реакция организма. Поэтому, мы должны нашим детям помочь понять, что иногда страх стоит на их защите, помогает реально оценить возникшую опасность и тогда, ребенок, задумавшись и немного испугавшись, не полезет в глубокую лужу или не начнёт гладить чужую собаку. Конечно, необходим разумный компромисс – нельзя запугивать ребёнка всевозможными опасностями, навлекая на него предполагаемые разнообразные страшные последствия. Необходимо видеть грань между боязнью перед окружающим и разумной безопасностью . Ребёнок должен проявлять чувство опасения или боязни при реальной опасности, но никогда не надо доводить его до испуга или чувства ужаса, это может привести к негативным последствиям для его здоровья. Разумность - прежде всего и умение найти правильную линию поведения при формировании у детей ОБЖ. У ребёнка следует формировать желание защищать себя, помогать своим близким, при этом учить соотносить свои возможности с желаемым результатом. Необходимо воспитывать коллективистские чувства, так как поддержка окружающих, чувство локтя помогут малышу справиться с проблемами «страшного» окружающим миром.

Формирование мотивов поведения ребёнка так же можно рассматривать как формирование его безопасности . В качестве мотива выступает материальный или идеальный предмет, достижение которого является смыслом деятельности человека. Если у человека во главе его стремлений стоит корыстолюбие, жажда власти, то он готов или по головам окружающих, лишь бы добиться поставленной перед собой цели. Человек, возвышаясь над окружающими, приводит к обострению взаимоотношений между членами одного сообщества и может произойти социальный взрыв , который приведёт к непоправимым последствиям.

Формирование социально правильной мотивации, умения взаимодействовать с людьми является одной из задач воспитания дошкольников. Только социально ровные отношения помогут нашим воспитанникам найти своё место в социальной нише , принося гармонию и безопасность в окружающий мир .

Я считаю, что глобальные вопросы безопасности должны решаться постепенно, начиная с самых первых уровней. Только слаженная система работы на всех ступенях поможет добиться положительных результатов. Только человек, имеющий правильное понятие о безопасности , сможет оградить сначала себя, затем близких, затем окружающих, Родину от возникшей опасности, решать политические, экологические, социологические и другие проблемы .


ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Учебная (ознакомительная) практика»

Специальность

030301.65 Психология служебной деятельности

(код и наименование направления подготовки)

Специализация

Психологическое обеспечение сотрудников правоохранительных органов

(наименование профиля подготовки)

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

Форма обучения

очная

Оренбург 2012

Паспорт

Фонда оценочных средств

По дисциплине «Учебной (ознакомительной) практике»

(наименование дисциплины)

«Оренбургский государственный университет»

(наименование кафедры)

Практическое занятие

по дисциплине «Учебная (ознакомительная) практика»

(наименование дисциплины)

1.Темы (проблемы) Анализ основ организации и деятельности психолога в правоохранительном учреждении

Вопросы

1. В чем проявляется роль чувства личной безопасности для регуляции поведения человека?

2. Какие действия и виды деятельности могут мотивироваться чувством личной безопасности?

3. Можно ли утверждать, что служба в правоохранительных органах безусловно усиливает чувство личной безопасности и является одним из основных ее мотивов?

4. Один из опасных преступников, осужденных за совершение тяжкого преступления, в беседе сотрудника с ним сказал: «Я живу только в минуту смертельной опасности!» Дайте психологическую характеристику мотивации данного высказывания и личностных особенностей преступника.

Практический материал по подготовке

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ.

XX век принес людям не только достижения в области технического прогресса, облегчившие жизнь, но и массу проблем, затрудняющих ее, а иногда делающих просто невыносимой. Болезни, изменение климата, нарушение экологического равновесия, войны и т. д. Все это таким или иным образом отражается на нас.

Многие считают, что эти беды обойдут их стороной, никакие глобальные проблемы не коснутся. Но дело в том, что большие катаклизмы порождают малые, которые, возможно» заденут вас или ваших близких.

Сегодня бедой нашей страны стал разгул вседозволенности и бесконтрольности, породивший рост преступности. Причем преступления становятся жестокими и изощренными. Самыми распространенными уголовными преступлениями в наше время считаются убийства, наркоторговля, угон автомобилей, рэкет, грабежи и кражи. От них не застрахованы ни простые граждане, ни известные люди.

Как же защититься от всех напастей и крушений, которые могут коснуться нас в повседневной жизни? Вот здесь появляется понятие безопасности, обеспечение которой и позволяет в какой-то мере застраховаться от всевозможных проблем и включает в себя комплекс мер, направленных на сохранение вашей жизни и членов вашей семьи, личного имущества.

Соблюдение элементарных правил личной безопасности помогает человеку,как доказывает жизнь,избежать различных физических и моральных травм.

Данная статья представляет Вашему вниманию аспекты проблемы обеспечения безопасности человека в современном обществе. Однако предугадать все ситуации,которые может при готовить жизнь,вряд ли под силу кому-либо. Поэтому советы,которые будут даны на страницах журнала,не являются панацеей от всех бед. Возможно вы столкнетесь с явлением не затронутыми в нашем разделе. В этом случае,мы надеемся,вы сможете найти правильное решение,используя наши советы как базу. Искушенному читателю что-то может показаться смешным и обыденным,но тем не мнение не стоит перелистывать страницу или бросать чтение на середине журнала, ведь добрый совет сможет однажды спасти вам жизнь.

Древние римляне говорили: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».

Энергичный, но добродушный шлепок акушерки по «пятой точке» вводит младенца в мир жизнедеятельности, дает ему возможность набрать в легкие воздуха, как бы командует: «Живи.», «Выживай!». С момента появления на Божий свет человека подстерегают опасности. Возможно, они и одержали бы победу над человеческим родом, но у разумного человека есть основной метод зашиты от козней «беса» опасности – БЕЗОПАСНОСТЬ.

Эта богиня Доброты на протяжении тысячелетий верно служит человеку, отражая опасности щитом, на котором алмазом опыта жизнедеятельности выгравирован девиз: «Предупрежден, значит вооружен». С древних времен обеспечение персональной безопасности и сохранение здоровья - один из важнейших практических интересов человечества.

Недаром кардинал и генералиссимус Франции Ришелье оставил будущим поколениям мудрое наставление: «... Безопасность - это категория неизмеримо более высокая, чем величие».

В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, то есть «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели».

Поэтому, как ради себя, так и ради других, следует знать основы безопасности жизнедеятельности. Это то же самое, что использование ремня безопасности во время управления автомобилем. Это выражение уважения к человеку. Это жизнеутверждающая позиция.

«Зри в корень»,-.говорил гениальный Козьма Прутков. Давайте вместе «позрим», что такое безопасность, безопасный.

Этимология слова: БЕЗ + ОПАСНЫЙ = БЕЗОПАСНЫЙ.

Опасный - «содержащий в себе возможность бедствия, несчастья», «способный причинить кому-либо зло, вред» и т.п. В памятниках древнерусской письменности XI века встречается в форме «опасъный» - «охранительный, тщательный». Впоследствии слабый «ъ» исчез, звук «с» отвердел. Значение, вероятно, развивалось следующим образом: «заботливый» - «предостерегающий», далее «внушающий опасение, осторожность», «грозящий опасностью» - «способный причинить несчастье».Приставка без (безо, безъ) выражает значение «не имеющий чего-либо». На базе предложного сочетания «без опаса» (опасъ - охрана, защита) образовано прилагательное «безопасный» - «не грозящий опасностью», «защищенный».В словаре русского языка С. Л.Ожегова говорится: «Безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь».

Безопасность жизнедеятельности - это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека.

Уже у древних римлян понятие безопасность (лат. seciaitas) олицетворяло общественную и личную безопасность, гарантированную властями. Ее культовое значение отразилось даже в монетных знаках.

Безопасность и жизнедеятельность взаимосвязаны.

Жизнедеятельность - сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В широком смысле это слово означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития. Основными видами деятельности человека являются труд, учение, игра. Другие виды деятельности - общественно-политическая, педагогическая, военная и т.д. возникли благодаря труду, который всегда носил общественный характер.

В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой. Под этим понятием понимают все то, что нас окружает, что прямо или косвенно воздействует на нашу повседневную жизнь и деятельность.

Окружающая среда оказывает постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических и биологических. Безусловно, что на человека, как социальное существо, непосредственное влияние оказывают и психогенные факторы.

В ходе длительной эволюции человек приспособился к природной окружающей среде» и любые ее изменения неблагоприятно влияют на его здоровье. Организму человека свойственно.безболезненно переносить те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. В противном случае происходит повреждение организма, которое при достижении определенной степени изменений квалифицируется как несчастный случай (травма) или заболевание.

Повреждение организма может, произойти в результате как непосредственных контактных внешних воздействий (механических, электрических, химических и т.п.), так и дистанционных (теплового, светового и пр.). Повреждения могут возникать сразу после воздействия или спустя определенное время после него (например, после радиационного облучения).

Опасные и вредные факторы обычно имеют внешне определенные пространственные области их проявления, так называемые опасные зоны.

Нахождение человека в опасной зоне является одним из условий возникновения повреждения организма. При этом опасный фактор (опасность) должен обладать достаточной энергией, чтобы вызвать повреждение организма.

Но в большинстве случаев люди сами не придают должного значения скрытой опасности и поступают себе во вред. Характерный пример пренебрежительного отношения к опасности - нарушение правил уличного движения. Вряд ли найдется пешеход, не знающий, для чего установлены светофоры. И тем не менее многие идут на красный свет. Итог этому - примерно половина дорожных происшествий происходит по вине пешеходов.

Жизнь - дело рискованное. «Для того, чтобы жить, надо больше мужества, чем для того, чтобы умереть», - утверждал итальянский драматург Витторио Альфьери. Это действительно так. С опасностями человек столкнулся с момента своего появления на Земле. Вначале это были природные опасности: пониженная или повышенная температура воздуха, атмосферные осадки, солнечная радиация, молнии, встречи с дикими животными, ядовитыми насекомыми и растениями, стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы, лесные пожары и т.д.).

С развитием человеческого общества к природным опасностям непрерывной чередой прибавлялись техногенные опасности, то есть рожденные техникой. Научно-технический прогресс, наряду с благами, принес и неисчислимые бедствия как человеку, так и окружающей среде.

Техногенные опасности могут проявляться в виде аварий технических систем, пожаров, взрывов и других трудно предсказуемых событий. Попадая в зону действия подобных экстремальных ситуаций, люди рискуют получить травмы различной степени тяжести.

Следует заметить, что человек и сам является часто источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровью. Опасности, создаваемые человеком, очень разнообразны. Войны, социально-политические конфликты, преступления, проституция, наркомания, СПИД, голод, нищета, бескультурье -эти и другие пороки человеческого общества - социальные опасности..

Таким образом, опасности окружающего мира условно разделены на три четко выделенные группы: природные, техногенные и социальные.

Ученые пришли к выводу, что какой бы деятельностью ни занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Это - потенциальные, то есть возможные опасности (потенциальный в переводе с латинского означает «скрытая сила»).

Постоянное наличие вокруг нас потенциальных опасностей вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Для этого необходимы определенные условия. Эти условия называют причинами.

Причиной несчастного случая очень часто служит наша собственная беспечность или неосторожность окружающих.Для сохранения своего здоровья и жизни необходимо хорошо знать и своевременно устранять причины, при которых происходит превращение потенциальных опасностей в действительные.

Уберечься от несчастья удается не всегда, поскольку некоторые опасности не зависят от наших действий, проявляются внезапно, не оставляя времени на размышление, на спасение. Например, взрыв, землетрясение, ураган.

В книге «Дианетика» (Современная наука душевного здоровья) Рон Хаббард пишет: «Существует пять разновидностей реакций человека на источник опасности. Пять направлений он может выбрать для решения любой проблемы. Действия его также можно оценить пятью разными способами. Сравнение с черной пантерой является здесь удачным.

Давайте предположим, что черная пантера в плохом настроении сидит в доме человека по имени Гарик. Гарику надо идти спать на второй этаж. Но на ступеньках - черная пантера. Проблема заключается в том, как подняться по лестнице. Существует всего пять действий, которые Гарик может предпринять:

1) может атаковать пантеру;

2) может убежать из дома и от пантеры;

3) может использовать другую лестницу и избежать встречи с черной пантерой; 4) может игнорировать животное (представить, что ее нет и попытаться пройти мимо нее) и

5) может сдаться пантере.

Вот пять механизмов:

Атаковать;

Отступить;

Избежать;

Проигнорировать;

Сдаться.

Любые действия подпадают под эти категории. И все они отмечаются в жизни. Все реакции можно разрешить «одним из указанных пяти способов». До тех пор, пока человек атакует действительно существующую угрозу, он находится в неплохой форме, он «нормальный»!

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗОНЫ РИСКА И СТРАХА

С первых минут появления на свет и до дней последних человек постоянно пребывает в «зоне риска». Какие только напасти ни подкарауливают его на жизненном пути. Такой авторитет в области безопасности, как, например, английская фирма «Artur D. Littre», занимающаяся уже более 100 лет вопросами безопасности, пришла к выводу, что опасность может быть оценена количественно, например, величиной риска. Под риском как количественной мерой опасности обычно подразумевают возможность (либо вероятность) возникновения нежелательного события за определённый отрезок времени.

В таблице приведена вероятность риска стать жертвой некоторых видов опасностей в течение года.

Вид опасности Вероятность случаев в году

Общий риск 1 из 700

Автомобильные катастрофы 1 из 4,000

Преступления 1 из 4,000

Отравление 1 из 5,000

Умышленное убийство 1 из 7,000

Утопление 1 из 10,000

Падение 1 из 25,000

Пожар и ожог 1 из 28,000

Авиакатастрофа 1 из 50,000

Электрический ток 1 из 65,000

Железная дорога 1 из 150,000

Промышленная авария, катастрофа 1 из 170,000

Стихийное бедствие 1 из 1,600,000

Авария на ядерном реакторе 1 из 300,000,000

Чтобы противостоять эпидемии насилия, опасности и страха, необходимо знать два ограничивающих момента:

До какого предела дойти, где грань между страхом губительным и страхом, данным человеку во спасение;

Необходимо твердое знание заповедей безопасного поведения, ибо оно переходит в новое качество - имидж силы, уверенности, безопасности.

Пословица гласит: «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал». Присутствие духа значительно увеличивает шансы на спасение человека в любой ситуации.

ПРИСУТСТВИЕ ДУХА.

Природное это качество или его можно воспитать? Вот несколько примеров.

Настоящим кошмаром во время боевых действий на Тихом океане для американских летчиков и моряков стали акулы. Пережить воздушный бой или торпедную атаку было, по словам ветеранов, гораздо легче, чем качаться в шлюпке или на плотике под палящим тропическим солнцем и гадать, кто появится раньше - спасательное судно или черный плавник. Педантичные янки собрали громадный объем данных по случаям нападения акул на одиночных людей и группы моряков, уцелевших после потопления их судов, потратили значительные средства на поиск всевозможных средств борьбы с морскими разбойницами. Испытывались химические вещества предположительно годные для отпугивания акул, различные виды оружия, но самое главное - вырабатывались рекомендации по поведению людей, подвергающихся опасности. После того как выяснилась практически полная неэффективность всех химикалий, а также способность, например, большой белой акулы без видимого неудовольствия переносить попадания в голову пуль полной обоймы армейского кольта калибра 11.43, основное внимание сосредоточили на выяснении ключевого вопроса: что же привлекает акулу к потенциальной жертве?

Ученые пришли к парадоксальному выводу: основной приманкой для вечно голодной хищницы является не запах крови и тем более не внешний вид непривычных для океанской пустыни предметов - спасательных плотиков или болтающихся в надувных жилетах двуногих. Оставалось предположить, что существует некая «эманация страха», выделяемая людьми. Физический носитель этой эманации – гипотетическое вещество, которое вырабатывает организм запаниковавшего человека, так и не был установлен, но справедливость заключения американцев позже подтверждалась и аквалангистами команды Кусто, достаточно бесцеремонно обращавшимися с «белыми убийцами», и работами специалистов, изучавших многовековой опыт традиционных культур ныряльщиков за жемчугом.

Бытующие сейчас представления об энерго-информационном обмене позволяют связать этот пример со случаем, вошедшим в число легенд о мастерах японских будо. Холодной осенней ночью хромоногий воин пытался одолеть один из поросших густым лесом перевалов горной области Кай - домена князя Такэда. Это был будущий главный советник князя и его лучший полководец Ямамото Канноцукэ. В чащобе самурая ожидала встреча со стаей голодных волков. Первым побуждением мастера клинка было намерение перерубить подбиравшихся поближе серых хищников. Однако воспитанное с детских лет глубокое уважение к мечу - святыне для средневекового члена японской воинской касты - заставило Канноцукэ выпустить рукоять. Оскорбить клинок кровью животного самурай не захотел, однако выбираться из смертельно опасного положения было необходимо.

На помощь воину пришло искусство управления внутренней энергией Киай, секретная техника, культивируемая в японских школах традиционного будо. Зажав большие пальцы рук в ладони методом «крепкого сжатия», Канноцукэ расправил плечи, распрямился и захромал навстречу волкам. Завороженные образом проявленной мощи, изливаемым вовне потоком энергии, звери присели на хвосты и не осмелились атаковать необычного человека.

Как и любое искусство, имеющее целью раскрыть внутренний потенциал человека, Киай-до опирается на несколько простых аксиом. Человек обладает неким количеством вселенской энергии ки (японское прочтение китайского термина «ци»), стоит как полноправный участник в цепи энерго-обмена Небо-Человек-Земля. Каждое физическое действие человека, каждое душевное движение или мысль пронизаны ки. Концентрируя и распределяя ки, осознанно используя его в любом виде деятельности, человек способен существенно улучшить достигаемые результаты. Естественно, что самым важным для самураев было боевое применение ки - и как средства поражения, и как средства реанимации раненых и контуженных. Стоит спутать или прервать поток своего ки при выполнении удара или блока, инициатива перейдет к противнику. Стоит вложить в пущенную стрелу силу всей полноты своего бытия - она пронижет и двойной доспех, и каменную скалу.

Любого самурая готовили к управлению своим и чужим ки,. Строго говоря, название искусства Киай-до значит «Путь единения ки», возможно - своего ки и энергии противника. Разумеется, такое объединение в японском смысле слова и означает контроль, управление, владение.

Считалось, что мастера Киай-до способны пересылать свое ки без помощи физического тела, и рассказы о подвигах прославленных воинов это подтверждают: убить врага насыщенным ки, особо модулированным криком, или вернуть к жизни впавшего в кому соратника было для них достаточно обычным делом. Развитое ки было залогом неуязвимости в бою, выносливости в походе, стойкости организма во время эпидемий.

Похожие школы существовали и существуют не только в Японии. И единственным, пожалуй, отличием Киай-до и схожего по идеологии, но гораздо более популярного современного воинского искусства Айки-до от других эзотерических систем Востока и Запада состоит в том, что японцы говорят не о накоплении внутренней энергии, а о постоянном изливании своего ки вовне.

Современному человеку стоит обратить внимание на следующие аксиомы Киай-до: страх спутывает ваше ки, а проникновение внешнего потока подчиняет вас чужой воле. Используя этот традиционный восточный понятийный аппарат, легко объяснить, что же происходит с человеком, попавшим в экстремальную ситуацию.

Онемение, пересохшее горло, «ватные» руки и ноги, вросшие в землю, пустота в голове, состояние паники, охватившее всё существо находящегося в опасности человека, - типичные симптомы «спутанного» ки. Таким образом, состояние духа напрямую влияет на способность адекватно реагировать на угрозу - отбиваться, бежать или хотя бы по делу ответить подошедшему к вам в темном переулке гражданину.

Второй аспект проблемы - влияние присутствия духа на излучение вовне своего или втягивание в себя внешнего потока. Утратив самообладание, человек неизбежно подчиняется чужой воле, открывается внешнему ки. В образовавшуюся потенциальную яму, пустоту рано или поздно внедряется чужая сила.

Именно эту пустоту безошибочно чувствуют хищники - волки и акулы, а также хищники мира людей - преступники. Состояние пустоты, дефицит жизненной силы и воли, по которому бандиты выделяют жертву среди уличной толпы, на языке современных специалистов по выживанию в условиях каменных джунглей называется виктимностью.

Виктимология - это учение о поведении жертвы, которое объясняет, чем руководствуется уличный грабитель или насильник во время выбора жертвы.

Новый термин «виктимология» представляет собой сложное словообразование от латинского «виктима», что означает «жертва» и греческого «логос» - знание, наука.

Выдающийся американский специалист в данной области профессор Бетти Грейсон путем серии исследований показала, что преступнику требуется в среднем семь секунд для визуальной оценки потенциального объекта для нападения - его физической подготовки, темперамента и тому подобного. Точно, хотя и бессознательно, преступник отмечает все: неуверенность взгляда, вялую осанку, несмелость движений, психическую подавленность, физические недостатки, утомление - словом все, что сыграет ему на руку.

Чтобы выделить и классифицировать основные личностные особенности потенциальной жертвы, Грейсон засняла на видеопленку пешеходов, принадлежащих к разным возрастным и социальным группам. Запись была продемонстрирована заключенным, отбывающим срок в различных тюрьмах США. Предположения исследователя подтвердились: подавляющее большинство осужденных, которые были опрошены по отдельности, выбрали из массовки одних и тех же людей, которые, по их мнению, могли бы стать легкой добычей.

В результате математического анализа выяснилось,что потенциальную жертву преступники часто выделяют по некоторым отличительным особенностям, движений. Это может быть их общая несогласованность, неуклюжесть походки - слишком размашистая или семенящая, которая привлекает внимание на фоне единого людского потока.

А доктор Джоуэл Кирх, спортивный психолог и основатель Американского спортивного института, вместе со своим сотрудником Джорджем Леонардо подвели итог этой работы, определив две обобщенные категории людей: так называемую «группу риска» и тех, кому практически не грозит опасность стать объектом нападения. Первых условно можно назвать хлюпиками: они плохо физически организованы, расслаблены и несобранны психически. Вторые уверены в себе, как говорится, «ладно скроены, крепко сшиты», они смотрят и ступают уверенно.

Человеку, который чувствует себя относящимся к группе риска, для начала следует изучить себя: походку, жесты, мимику и заняться их коррекцией. Практически каждый человек в той или иной степени наделен артистическими способностями. Внушить себе уверенный стиль поведения и следовать ему среди уличной толпы может любой.

Уверенно поднятая голова» прямой спокойный взгляд позволят создать вам некий защитный психологический щит. Этим вы исполните наставление мудрого Соломона: «Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из его путей».

Быть и казаться - совсем не одно и то же. Можно выглядеть донельзя «крутым», завести соответствующий «прикид», выражение лица, цветные наколки и машину «для мужчин, не привыкших чувствовать себя вторыми», но любая собака, тем более профессиональные «душеведы» - преступники - моментально поймут, что, кроме «понта», у этого человека ничего нет. Бандитов не зря называют волками - межличностные отношения в их среде очень похожи на динамичный, постоянно возобновляемый баланс сил в стае серых хищников. Ситуация, в которой одно слово или поступок могут кардинально изменить ранг человека в сложной, но понятной для всех членов сообщества иерархии, заставляет с особым вниманием относиться не только к собственным действиям, но и к малейшим оттенкам душевных движений других. В результате даже не самые выдающиеся люди этой субкультуры моментально различают фальшь, двоемыслие.

Внутренняя сила и органично связанное с ней ощущение неуязвимости, безопасности есть то, что имитировать невозможно. Поэтому человеку, не желающему попасть из трудного положения в труднейшее, следует прежде всего четко представить - до какого предела он сможет дойти, отстаивая принятый образ.

Понять, чем вы на самом деле располагаете, - значит сделать первый шаг к новой силе и новым возможностям. Аура безопасности станет реальной защитой.

Литература

1 Кудрявцев В.Н., Малеин Н.С. Правовое поведение, его субъекты и пределы // Просвещение. - 1980 - № 3. - С. 32.

3 Гульдан В.В. Мотивация противоправных действий у психопатических личностей: Автореферат докт. дисс.- М., 1985.

4 Островский Н. Как закалялась сталь. Часть 2. - М., 1972. - С. 242.

Составитель ______________________________________Г.А.Епанчинцева

«____»_______________2012г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет» (ОГУ)

Кафедра общей психологии и психологии личности

(наименование кафедры)

Темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

по дисциплине Учебной (ознакомительной) практике

Темы рефератов

(Раздел 1)

Специальная методология юридической психологии
История возникновения и развития юридической психологии

Основы изучения и оценки психологии личности преступника
Психология индивидуальной приемлемости совершения преступного деяния
Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении

(Раздел 2)

Психотехника построения высказываний
Психотехника речевого доказывания и опровержения возражений
Психотехника воздейственности речи
Общая психотехника профессионального мышления юриста
Психотехника рефлексивного мышления

(Раздел 3)

Психологический портрет и его составление
Изучение человека в психологическом наблюдении

Темы Эссе

(Раздел 1)

Психология права
Правосознание как частно-научная теория юридической психологии
Правовая психология общностей

Темы Докладов

(Раздел 1)

Правовая психология личности
Психологические аспекты правовой социализации
Факторы, влияющие на правовую психологию населения

Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения
Психология личной безопасности человека

Психология криминальной среды
Психология преступных групп
Психология криминального насилия
Психологические аспекты виктимности жертв преступлений
Социально-психологический мониторинг тенденций преступности

(Раздел 2)

Основы психологии личности юриста
Профессиональная направленность личности юриста
Морально-психологические особенности личности юриста
Способности юриста

(Раздел 3)

Особенности профессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры

Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов

Критерии оценки:

Критерии оценки реферата (проекта) могут быть как общие, так и частные.
К общим критериям можно отнести следующие:

соответствие реферата теме;

глубина и полнота раскрытия темы;

адекватность передачи содержания первоисточника;

логичность, связность;

доказательность;

структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);

языковая правильность.

Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата (проекта): введению, основной части, заключению.

1) Критерии оценки введения:

наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;

наличие сформулированных целей и задач работы;

наличие краткой характеристики первоисточников.

2) Критерии оценки основной части:

структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

наличие заголовков к частям текста и их соответствие содержанию;

проблемность и разносторонность в изложении материала;

выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;

наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

3) Критерии оценки заключения:

наличие выводов по результатам анализа;

выражение своего мнения по проблеме.

Все требования к реферату (проекту) сообщаются учащимся на первом семинарском занятии. Общая оценка за реферат выставляется следующим образом: если ученик выполнил от 65% до 80% указанных выше требований, ему ставится оценка «3»; 80-90% - «4»; 90-100% - «5».


Критерии оценки докладов:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если полно и четко раскрыл тему домашнего задания, если учащийся при ответе на теоретическую часть доклада продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, не допускал терминологических ошибок и фактических неточностей.

Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если учащийся продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, но при ответе были допущены незначительные ошибки, иногда нарушалась последовательность изложения или отсутствовали некоторые несущественные элементы содержания.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если учащийся допускает неточности в формулировках, испытывает затруднения с изложением материала, содержащегося в докладе.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если учащийся плохо проработал материал доклада.

Общая оценка за домашнее задание выставляется следующим образом: если студент выполнил от 65% до 80% указанных выше требований, ему ставится оценка «3»; 80-90% - «4»; 90-100% - «5».

Составитель ________________________ Г.А.Епанчинцева

(подпись)

«____»__________________20 г.

Критерии оценок по практическим занятиям

Оценка "5" ставится за:

Уверенное и точное владение приемами работы на персональном компьютере;

Самостоятельное выполнение освоенных приемов и контроль качества выполненной работы;

Выполнение и перевыполнив ученические нормы времени;

Оценка "4" ставится за:

Владение приемами работы на персональном компьютере (возможны отдельные

несущественные ошибкиi, исправляемые с помощью преподавателя);

Самостоятельное выполнение освоенных приемов и контроль качества

выполненной работы (возможна несущественная помощь преподавателя);

Выполнение ученические нормы времени;

Соблюдение требований безопасности труда;

Рациональную организацию рабочего места;

Экономное расходование материалов;

Точно выполняет требования трудовой дисциплины;

Оценка "3" ставится за:

Недостаточно владение приемами работы на персональном компьютере (возможны
отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим учащимся);

Выполнение работы на персональном компьютере с ошибками, исправляемыми с
помощью преподавателя;

Выполнение ученические нормы времени с незначительными отклонениями;

Соблюдение требований безопасности труда;

Отдельные несущественные ошибки в организации рабочего места;

Оценка "2" ставится за:

Неточное выполнение работ с существенными ошибками;

Невыполнение ученических норм времени;

Существенные ошибки в организации рабочего места;

Неэкономное расходование материалов;

Критерии оценки практического (семинарского) занятия:

Целенаправленность: постановка проблемы,стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности;

Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы;

Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя;

Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса;

Отношения "преподаватель - студенты" : уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные;

Жить вне опасности, жить без опасности, жить в уверенности, что каждый новый день не готовит неприятных сюрпризов, - возможна ли такая идиллия? Полная и стопроцентная, конечно же, нет, поскольку опасности различного рода подстерегают нас повсюду. Но, воспитав в себе определенный (безопасный) образ мышления, с ними можно справиться с минимальным ущербом для себя и окружающих.

Первые азы того, что такое личная безопасность, необходимо внушать детям детсадовского возраста. Да и самим мудрым взрослым, привыкшим во всех бедах винить стечение обстоятельств, нехороших людей и «грабли», которые самостоятельно так и лезут под ноги, пора научиться зреть в корень и начинать расценивать каждую ситуацию как результат своих действий - правильных или неправильных.

«За каждым углом опасности: притаились и ждут»…

Никакая это не страшилка для слабонервных, а самый, что ни есть, жизненный факт: все блага, как медаль, - обязательно имеют две стороны. Возьмем, к примеру, быт. Электроэнергия - одно из благ, обеспечивающее комфорт жизнедеятельности человека. И пока она проявляется как любимая телепередача, функционирующая стиральная машина или уютно закипающий чайник, мы ее дружно любим и уважаем.

Но как только происходит выводящее из строя всю бытовую технику, а то и служащее причиной пожара, начинаем проклинать электричество, на чем свет стоит, совершенно не задумываясь: а при чем тут, собственно, оно? А не ты ли, человек, вовремя недоглядел и не починил неисправную проводку? Не ты ли сам стал источником этого несчастья?

И так - в большинстве случаев. Личная безопасность каждого легко перекладывается на чьи-нибудь плечи и так же легко вводится в вину кому-нибудь или чему-нибудь. Хотя всего-то и нужно: внимательнее, разборчивее в знакомствах и, «на всякий пожарный», знать несколько защитных приемов.

Виды опасности

Чтобы уметь побеждать, необходимо знать врага в лицо, понимать, откуда и как он приходит, и какие последствия могут остаться после встречи с ним. Не желая слушать, закутавшись с головой в одеяло, думая: «Со мной этого никогда не может случиться», - мы заведомо обрекаем себя на поражение и на незавидную роль жертвы.

Это у очень богатых людей обеспечение личной безопасности - дело рук наемной охраны, им ни о чем беспокоиться не нужно. А как быть остальным?

Во-первых, перестать бояться каждого шороха, но при этом не терять бдительности.

Во-вторых, запомнить, какие бывают виды опасности, от кого или от чего они могут исходить, и как им противостоять.

В основе опасности всегда лежит некий фактор:

  • природный (катаклизмы разного рода: обвалы, землетрясения, шторм, дожди, зной, снегопады);
  • социальный, он же - человеческий (ДТП, уголовные преступления или же трагедии «квартирного масштаба»: не выключенный газ, забытый горячий утюг, курение в постели);
  • техногенный (крупные аварии на предприятиях).

Правила личной безопасностиобычно кажутся людям чем-то сродни таблице химических элементов: все знают, что она существует, все ее когда-то учили (или пытались учить) и никто не использует в повседневной жизни всерьез.

Онлайн-беспечность

Насколько же мошенники обожают доверчивых людей! Насколько они тонкие психологи, умеющие вычислить из толпы самого незащищенного (в большинстве случав - незащищенную)! Какого качества отборную лапшу навесят на уши, лишь бы «ваши денежки стали нашими»!

Соблюдайте меры личной безопасности, даже при посещении Интернет-магазинов. Популярный вид шопинга может обернуться горьким разочарованием: деньги взяли, товар не прислали, на звонки не отвечают, испарились, исчезли. И что самое обидное: их практически невозможно найти, такие «хозяева» торговых точек пачками меняют телефонные номера, регистрируют свои магазины под вымышленными именами. Для такой процедуры не нужен паспорт и рекомендации - благо, конструкторов сайтов сейчас полно.

Личная безопасность может оказаться под угрозой, если вы слишком любите заводить знакомства через Интернет, при этом пребывая в радужной уверенности, что все люди очаровашки, что все по ту сторону монитора только и мечтают сотворить побольше добра ближнему или что где-то там вас заждался сказочный принц (принцесса). Общение на сайтах знакомств допустимо только через переписку и только в пределах приличия.

Если вас начинают откровенно выманивать на реальный тет-а-тет, толком не представившись, либо откажитесь, либо примите все меры личной безопасности - это может быть ловушка.

Уроки безопасности для самых маленьких

Обеспечение личной безопасностисвоего ребенка - это, пожалуй, задание номер один для всех родителей.

Малыши очень дружелюбны, добры и доверчивы. Набор этих прекрасных качеств может сослужить плохую службу, окажись на пути ребенка нехороший дядька или тетка с дурными намерениями. А таких, к сожалению, хватает - кризис породил массу изощренцев (и извращенцев), не гнушающихся зарабатывать на самых невинных созданиях на Земле.

Когда расскажете своему малышу, почему нельзя оставлять включенными свет и газ, что может произойти, если не надеть плавательного жилета в бассейне или на речке, зачем нужно мыть руки перед едой, приступайте (но очень осторожно и деликатно) к теме «чужие люди».

В игровой форме поведайте ребенку историю про одну девочку (возьмите на ее роль куклу для наглядности), которая не слушалась родителей, открывала незнакомцам дверь, брала у них конфеты, давала номер мобильного и соглашалась прокатиться на красивой машине в аквапарк. А незнакомцы оказались нехорошими людьми, хотели отдать девочку Бабе-Яге (Бармалею) на растерзание, но родители искали ее вместе с милицией и нашли.

Постарайтесь, чтобы финал истории получился счастливым, а сюжет немного подержал малыша в напряжении. Дети отлично запоминаютправила личной безопасности, если они были поданы в доступной для них форме.

Безопасная дорога

Самой богатой на разнообразные ЧП традиционно остается проезжая часть. Статистика ДТП называет число автоаварий, намного превышающее железнодорожные и авиапроисшествия. Почему так? Почему, выезжая или выходя на оживленную трассу, люди напрочь забывают о правилах и начинают спешить, обгонять, перебегать, надеясь на авось.

Ну, не существует такого правила личной безопасности, обозначенного этим исконно русским словом!

Главный фактор возникновения ДТП - нервозность и неоправданная агрессия как со стороны водителя, так и со стороны пешехода. Самые незначительные ошибки, допущенные другими участниками дорожного движения, выводят водителей из себя, плюс пробки, мешающие вовремя добраться на работу, - 30 % ДТП происходит из-за того, что водитель задался целью «выиграть» кусок дороги длиной в несколько метров.

Поэтому первое из всех дорожных правил: будьте взаимовежливыми и сохраняйте спокойствие - таким образом сможете сохранить и жизнь.

Мой дом - моя крепость?

Невозможно быть уверенным в собственной безопасности даже в стенах своей квартиры. По логике вещей дом просто обязан быть самым безопасным местом, но по статистическим данным именно дома происходит подавляющее большинство несчастных случаев: возгорания, удушье природным или отравление химическими веществами, входящими в состав лекарств или моющих средств.

Основы безопасности жизнедеятельности - это же предмет из школьной программы, а «неуд» по нему получают, зачастую, родители. Причина - халатность.

Личная безопасность ОБЖ - полноценная наука по приобретению ценных знаний для максимального обеспечения безопасности в повседневной жизни и во время Вот только никто не верит, что ею можно пользоваться на практике. Отсюда и все проблемы.

Жертвы уличных грабителей

Самой распространенной из остается грабеж на улице. Обычно злоумышленник находит «подходящую» жертву, и в момент, когда та не ожидает нападения, вырывает у нее из рук сумку, кошелек, дорогой электронный гаджет.

Часто грабители не стесняются даже присутствия неподалеку нескольких свидетелей, которые, как правило, ничего не видели или не помнят, а уж, чтобы погнаться за «бандюком» - такого и в мыслях у большинства нет.

И хоть личная безопасность в криминогенных ситуациях - важный нюанс, помощь ближнему еще никто не отменял. Особенно если он растерян, зареван и находится в прострации.

В подтверждают тот факт, что подобные преступления хоть и труднораскрываемые, но не безнадежные, потому лучший выход - написать заявление, описать преступника, опросить свидетелей. Возможно, нарушителя удастся рано или поздно привлечь к ответственности. Главное - не раскисать, а действовать.

Страх и панику - выключить!

Опаснее любого урагана в природе - смесь страха и паники в душе. Людей губят не столько стихии, сколько неумение противостоять им, засевший где-то в подсознании ужас перед ними.

Правда, страх имеет и положительную сторону - он включает в человеке не позволяет лидировать безрассудству. Но как только страх переходит ту черту, за которой исчезает воображение, а вместе с ним - и способность трезво оценивать уровень опасности, от него необходимо избавляться, иначе он грозит перерасти в самые опасные свои ипостаси - истерию, например.

Человек всегда и в любых обстоятельствах должен бать психологически крепок. Обычно с такими индивидуумами ничего плохого и не случается.

Обеспечение личной безопасности ОБЖ зиждется на том же: предупрежден - значит, вооружен. В принципе, соблюдение несложных мер (выключение электроприборов, не заплывание за буйки, не гуляние в одиночку по плохо освещенным улицам) должно выполняться автоматически.

Если случилось ЧП

Чрезвычайные происшествия могут случиться буквально на ровном месте, и тогда личная безопасностьодного человека или группы людей попадает под прямую угрозу. Чтобы избежать паники и, как следствие, еще большего напряжения, одному или нескольким людям необходимо импровизировать и принимать быстрые решения, контролировать себя и состояние окружающих, не падать духом самому и не позволять это делать другим.

Обычные помощники

Этот раздел - для женщин. Они наиболее подвержены нападению с целью грабежа. Как защитить себя при помощи вещей повседневного использования, которые могут оказаться в сумочке?

Сначала совет: личная безопасность человека - это, несомненно, самое важное в любой ситуации. Но если на вас напали, не бойтесь причинить боль злоумышленнику - он ее заслужил. Думайте о себе.

Зонтик. Быстро вытяните его из сумочки и раскройте между собой и нападающим, создавая барьер. Если его конец острый - это замечательно, вы можете несколько повредить нападающему лицо или шею и на время вывести его из строя.

Блокнот можно использовать как средство защиты, нанося удары по лицу острыми углами.

Лак для волос. Брызнуть злоумышленнику в глаза. Баллончик также можно бросить кому-то в окно или в машину, чтобы сработала сигнализация, и привлечь таким образом внимание третьих лиц. Еще один способ - распыляя лак, можно его параллельно поджечь - получится мини-огнемет, после действия которого нападающий забудет о своих намерениях.

Выбор редакции
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...

Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...

В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...

1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...
Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...
Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...