Сокращение региональных центров мчс. Ведомство избавляется от наследия прежнего руководства


Доброго времени суток.

В отношении фразы "Сейчас денег нет в бюджете на переводы в другие ведомства".

Коллеги, вспомните новейшую историю, постарайтесь быть объективными и посмотрите правде в глаза.

Итак, 2002 год. Президент России указом от 09.11.2001 № 1309 постановил преобразовать Государственную противопожарную службу МВД в Государственную противопожарную службу МЧС. В результате реформы в начале 2002 года 278 тысяч сотрудников ГПС «влились» в дружный коллектив МЧС. Никаких изменений в закон о бюджете не потребовался. А нашивки на боевках на надписями "Пожарная охрана" уже потом перешили...

2016 год. Ликвидация Росграницы. Указ Президента РФ от 02.02.2016 N40 и функции Росграницы переданы Министерству транспорта РФ.
Все. Без ущерба для бюджета.

2016 год. Ликвидация Росфиннадзора. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 предусматривает слияние Росфиннадзора и Федерального казначейства, после чего функции валютного контроля распределяются между налоговой и таможенной службами.
Как подчеркнул премьер-министр Д.А. Медведев, это объединение призвано сделать более компактной систему финансово-контрольных и надзорных органов, входящих в Минфин.

Ну и, собственно, создание и формирование ФСВНГ. Создана Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 157. В состав вошли внутренние войска, органы управления и подразделения МВД России по госконтролю в сфере оборота оружия, частной охранной деятельности, отряды СОБР и ОМОН территориальных органов внутренних дел, Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России и авиаподразделения министерства, ФГУП «Охрана».

Обзорно. В РФ на протяжении более 12 лет функционирует система федеральных органов исполнительной власти, установленная Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", которая подразумевала создание федеральных министерств, федеральных агентств и федеральных служб вместо действовавших ранее государственных комитетов, федеральных комиссий, российских агентств, федеральных надзоров и государственных комиссий. За период 2004 - 2016 гг. было принято 53 указа Президента Российской Федерации, так или иначе видоизменяющих систему и структуру органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти создаются, упраздняются, присоединяются, объединяются, преобразовываются, переименовываются, изменяют свою подведомственность.

В 2018 году предполагается продолжить работу по совершенствованию структуры ФОИВ.

В заключение предлагаю вашему вниманию со статью в РБК, где говорится, что в 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии.

За сравнительно небольшой временной отрезок многие отвечающие за безопасность структуры были серьезно реформированы. Движение в сторону оптимизации работы ведомств происходит и сегодня, причем новостные сообщения говорят о масштабных изменениях, которые затронут силовые ведомства в будущем. Эта статья освещает ситуацию с реорганизацией МЧС в 2018 году, анализируя последние новости и опыт прошлых лет по этой теме.

Об этих изменениях ходит немало слухов и догадок из-за того, что модель реформы считается безукоризненной, даже принимается за эталон другими министерствами. Примененный впервые подход, суть которого в предупреждении ЧС, а не их локализации и ликвидации, оказался успешным. Также в ведомстве планируют отказаться от применения штрафов как стандартной меры. Вместо этого делают ставку на работы по предупреждению и разъяснению рисков и последствий нарушения пожарной безопасности.

Факты и прогнозы

Официальных комментариев касательно реорганизации МЧС в 2018 году еще не было, однако в последних новостях прослеживаются изменения, которые приведут к преобразованию ведомства. Одно из них – указ президента, ограничивающий численность штата сотрудников МЧС. Вся структура должна иметь максимум 288 500 работников, из них:

  • 7 200 человек относятся к военизированным подразделениям, подчиненным министерству.
  • 30 000 человек займутся выполнением гражданских должностных обязанностей.
  • 820 человек – максимальное число работников министерства по чрезвычайным ситуациям.

Вышеуказанные ограничения приведут к изменению структуры ведомства, с возможным сокращением работников МЧС в 2018. На это указывают недавно проведенные реструктуризации других министерств.

Спасателей курируют военные?

Создание 100-го полка материального обеспечения, призванного бороться с последствиями природных катаклизмов, может ответить на вопрос «что будет с МЧС в 2018 году?». Это формирование полностью подчинено МО России. Этот факт свидетельствует в пользу того, что структуры спасателей могут быть отданы под руководство военных.

Нужны на чемпионате: опасения в сторону

Другим шагом на пути осуществления реформы МЧС в 2018 году можно считать преобразование рабочего процесса пожарных инспекторов. Теперь система оценивания работы базируется на количестве возгораний на объектах, за которые ответственен инспектор.

Косвенно о реформе может рассказать , принимающей которого назначена наша страна. Потребность в обеспечении безопасности силами спасателей велика, поэтому это международное событие может повлиять на сроки осуществления реформы МЧС. Об этом свидетельствуют подтверждения от представителей ведомства, о том, что пожарные отряды быстрого реагирования дополнят работниками управляющих органов.

Кроме того, срок службы спасателей, которые планировали выход на пенсию, продлевается на 12 месяцев. Важной деталью является и то, что должностные лица анонсировали пожарных, участвующих в поддержании безопасности в населенных пунктах, где пройдут спортивные мероприятия. Если ведомство собирались закрывать, о новой форме вряд ли бы озаботились. Значит, планируется реформирование структуры, но никак не ее ликвидация.

Таким образом, обращая внимание на незначительные факты, можно составить картину того, что же будет с МЧС в 2018 году. Сегодня имеются основания думать, что изменения будут позитивными и приведут к благоприятному результату.


В минувшую пятницу Владимир Путин подписал указ, согласно которому губернаторы будут охраняться Федеральной службой войск национальной гвардии РФ (Росгвардией). То есть, по-видимому, Федеральная служба охраны (ФСО), которая сейчас охраняет мэра Москвы, губернатора Санкт-Петербурга и глав некоторых других регионов, передаст эти полномочия Росгвардии. Лишатся статьи доходов и частные охранные компании, которые обеспечивают безопасность ряда губернаторов.
Как рассказал «НГ» советник главы Росгвардии, экс-начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Юрий Балуевский, данное решение главы государства закономерно, так как «любые носители особо важной государственной информации (а губернаторы ею обладают. – «НГ») должны быть надежно защищены». Между тем в осведомленных кругах уверены, что ожидаются новые указы главы государства, в которых Росгвардия получит другие, более широкие полномочия, связанные с защитой населения от внутренних потрясений, в том числе от различного рода стихий, пожаров и других бедствий.
Как сообщают источники из Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), в ближайшее время эта структура будет расформирована. А функции МЧС получит не Минобороны, чего давно добивался глава военного ведомства Сергей Шойгу, а Росгвардия, которую возглавляет генерал армии Виктор Золотов. Он, как известно, в свое время возглавлял Службу безопасности президента РФ. И, видимо, поэтому Владимир Путин доверит ему сформировать структуру, которая уже в скором будущем, не дублируя, а дополняя функции МВД и ФСБ, будет отвечать и обеспечивать внутреннюю безопасность и стабильность в обществе.
«Стихийные бедствия, пожары и другие катаклизмы в нынешних реалиях могут являться элементами гибридной войны, – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. – По законам РФ Минобороны отвечает за защиту государства от внешних угроз.
А кто отвечает за внутреннюю безопасность? Вроде ведомств много, а эффективность от их деятельности порой невысока. После распада СССР Россия пережила две гражданские войны в Чечне. Стране в глобальном масштабе по-прежнему угрожает терроризм, а также другие деструктивные явления, способные при определенных условиях разрушить общество. Противостоять этому сможет только очень хорошо подготовленная структура. Надо полагать, Путин делает ставку на Росгвардию».
Эксперт отмечает: «Если МЧС присоединят к Росгвардии, численность этой структуры увеличится почти вдвое. При этом можно будет сэкономить за счет сокращения управленческого аппарата». Неткачев напоминает, что, к примеру, функции МЧС в США выполняет именно Национальная гвардия: «Но в условиях России это обретает совсем другое качество».

Недавно первый заместитель директора Росгвардии генерал-полковник Сергей Меликов заявил, что ведомство создает в каждом федеральном округе Силы быстрого реагирования. Об этих силах говорил и генерал Золотов, выступая 25 октября в Совете Федерации. «В ближайшие три года основные усилия Росгвардии будут сосредоточены на создании в федеральных округах группировок войск, способных при резком обострении обстановки в кратчайшие сроки выполнить поставленные задачи – как в мирное, так и в военное время», – заявил он.
Грубая прикидка показывает, что если в Росгвардию (штатная численность – около 340 тыс. военнослужащих) вольется МЧС (290 тыс. сотрудников), численность этой силовой структуры составит более 630 тыс. человек. Это в два раза больше, чем численность Сухопутных войск Российской армии.
МЧС реализует новую стратегию развития, в которой не просматривается места для региональных центров. Их уже начали сокращать. Первой жертвой стал дальневосточный центр, о расформировании которого объявлено официально.
По словам начальника Сибирского регионального центра МЧС Сергея Диденко, более 300 работников Дальневосточного регионального центра МЧС России в Хабаровске будут сокращены в связи с его ликвидацией. Увольняемым специалистам помогут с трудоустройством или переводом в другие структуры ведомства.
Громкая новость совпала по времени с выходом Указа президента об увольнении со службы 13 генералов МЧС. Генеральский звездопад стал полной неожиданностью для многих. Освобожденными от должностей оказались руководители не только Дальневосточного, но и Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского региональных центров.
Среди уволенных такие знаковые фигуры, как, скажем, генерал Агафонов, чей фактурный профиль регулярно появлялся на телеэкранах, шла ли речь о расследовании авиакатастроф в Египте или в Сочи. Отправился на пенсию и патриарх МЧС, блестящий офицер с большой буквы, генерал-полковник Юрий Ковалев, отвечавший за регионы. А генерал-лейтенант Соловьев и генерал-майор Волынкин всего несколько дней назад летали на вертолете вместе с министром по районам, пострадавшим от осеннего тайфуна "Лайонрок". И казалось тогда ничто не предвещало отставок. Но теперь они, а также бессменный и очень харизматичный лидер северо-кавказских спасателей генерал Литюк, в том самом списке уволенных.
Трудно даже перечислить в одной заметке всех тех, кто лишился должностей. По крайней мере, таких громких отставок разом в МЧС не припомнят. Но в ведомстве, как ни странно, паники нет. И это главное, что следует из случившегося. Отставок, перемен и реформирования ждали. Перемены произошли не вдруг и не спонтанно.
О грядущем расформировании двух региональных центров впервые открыто с высокой трибуны глава МЧС Владимир Пучков заявил еще в конце декабря прошлого года в Санкт-Петербурге. На подведении итогов работы Северо-западного округа он не назвал, кто из восьми центров будет сокращен первым, но тогда министр сказал, пожалуй, ключевую фразу о том, что региональные центры показали низкую эффективность.
Заявить так министру позволили результаты серьезных исследований, которые проводились в ведомстве на протяжении двух лет. Именно тогда президентом страны была поставлена задача оптимизировать работу министерства и сделать его еще более эффективным, определив стратегию развития на двадцать лет вперед.
В МЧС к выполнению этой задачи подошли так: сначала определили "слабые звенья". Ими оказались смежные и административные подразделения. Раздутыми оказались и аппараты. Их и решено было сокращать в первую очередь. Кстати, одним из первых глава МЧС Владимир Пучков сократил свой аппарат.
Затем определили общую стратегию развития министерства. О ней не раз Владимир Пучков говорил на многочисленных совещаниях как Москве, так и в регионах. Она довольна проста и понятна - развивать и усиливать реагирующие подразделения за счет административных и аппаратных.
Кто пойдет в огонь? Генерал не пойдет. Надзирающий инспектор, перекладывающие бумаги клерки - тоже. Значит надо повышать профессиональный уровень спасателей, пожарных, психологов, водолазов. Надо увеличивать им зарплаты, обеспечивать по максимуму соцпакет, а не так, чтобы сотрудник ведомства, дежурящий сутками у пульта получал копейки. Примерно так говорил министр на совещаниях не раз и не два.
Показательный случай произошел на днях в Приморье. Министр сразу по прилету во Владивосток пересел на вертолет и отправился в Хасанский район на открытие пожарно-спасательной части в поселке Балабаш. Ее построили всего за месяц, но на удивление качественно. Но Владимир Пучков лишь вскользь бросил взгляд на стены, а первым делом зашел в дежурку и спросил у молодой девушки-оператора, сколько она получает. Молодая девчонка, смущаясь, ответила, что 17 тысяч, из которых 6 тысяч уходит на оплату съемной квартиры. Было видно, как министр изменился в лице. "Надо это поправлять", - сказал он.
Вот эти поправки и начались. Пока подразделения МЧС России, дислоцированные на территории Дальнего Востока, перешли в подчинение Сибирского регионального центра, базирующегося в Красноярске. Очередной этап реформирования управленческой структуры министерства в рамках укрупнения Сибирского, Центрального и Южного региональных центров МЧС России будет закончен уже в этом году. Уволенных людей, как заявили в ведомстве не бросят.
С каждым из руководителей будет проведена беседа и их кандидатуры будут рассмотрены на другие должности в системе МЧС России. Тех, кто достиг пенсионного возраста после всех предусмотренных законом процедур с почетом проводят на пенсию, - сообщили в МЧС.
Но на этом оптимизация ведомства не закончится. Реформирование всех региональных центров продлится еще год. В МЧС видят ведомство как укомплектованные новейшей техникой управления и пожарно-спасательные части на местах с минимальным управленческим аппаратом.
Плюс у министерства должны быть мобильные подразделения, готовые быстро прибыть на усиление в любую точку не только страны, но и всей планеты. Роль таких отрядов уже успешно выполняют центры "Лидер" и "Центроспас". Их реформа не коснется. Так что сейчас дело только за региональными центрами.

Официально было объявлено о реформе в структуре МЧС России в 2018 году. В связи с этим принимаются разные законы. Большой резонанс вызвал закон о сокращении числа сотрудников ведомства. Речь идет о том, что максимальное число сотрудников МЧС должно быть не больше 288 тысяч человек. Только 820 человек на руководящих должностях и 30 тысяч гражданских. Предполагается, что некоторым повезет и их вместо того, чтобы уволить, переведут на другие должности. Но при этом льготы для них не сохраняться.

Ликвидация МЧС России в 2018 году: что ждет работников МЧС в 2018 году

Никаких громких заявлений пока не было, но есть информация, что структуру со временем упразднят, а их функции возложат на полицию и армию. В том смысле, что на пожар будет приезжать бригада МВД, а на чрезвычайные ситуации будут реагировать представители обороны. Предположение пока бездоказательно, но слухи просто так не возникают. Есть вероятность, что информация просочилась из кулуаров власти.

Еще в 2015 году начались серьезные сокращения в разных структурах, но спасателей эта проблема тог7да не коснулась. Реструктуризация ведомств продолжается все это время. Даже сейчас внедряются реформы и объединения подразделений. Главной целью происходящего считается изменение модели наложения штрафных санкций на правонарушителей. Теперь главной целью станет профилактика по предотвращению чрезвычайных ситуаций, а не борьба с последствиями.

Для этого все силы будут направлены на разъяснительные работы среди населения, что должно сократить число нарушений и ЧС. Административные наказания должны стать последним аргументом, а не способом взыскать деньги с людей. Все нацелено на профилактику - это основной приоритет на сегодняшний день

Ликвидация МЧС России в 2018 году: перемены будут, но на сколько кардинальные

Интересно, что работу сотрудников МЧС, как и каждого отдельного подразделения, будет оценивать инспектор. Главным критерием станет уменьшение пожаров на конкретном участке. Потому что именно это станет подтверждением качественной работы сотрудников и будет свидетельствовать о проведении работы с населением.

По-большому счету, сокращение ведомства не повод говорить о его реорганизации. Даже уменьшение кадровых сотрудников не является свидетельством глобальных перемен. Но версия о том, что скоро будет официальное заявление, подтверждающее перемены в МЧС регулярно озвучивается СМИ.

Несмотря на неутешительные версии для пожарников, есть и более радостная. Запланировано финансирование сотрудников ведомства для покупки недвижимости. Кроме этого, будут выделяться деньги для погашения потеки. Правда, это только для тех, кто больше всего нуждается в финансовой помощи.

В начале сентября появились сообщения о готовящейся масштабной реформе силовых и правоохранительных ведомств. В том числе неофициальное подтверждение получила информация о предстоящем упразднении МЧС с передачей его основных функций в ведение Минобороны. «Наша Версия» разобралась в этом управленческом феномене, в ходе которого Сергею Шойгу удалось сначала сделать его отдельной независимой структурой, а теперь, судя по всему, вновь взять под свой контроль.

Впервые слухи о переподчинении МЧС появились ещё в 2013 году. Тогда сообщалось, что глава Министерства обороны России Сергей Шойгу обратился к президенту с предложением объединить Минобороны и МЧС. Такая реорганизация предполагала, что само министерство реорганизуют в соответствующую службу, которая уйдёт в ведение Минобороны. Это должно было повлечь за собой сокращение многочисленного аппарата МЧС, в первую очередь старших и высших офицеров. При этом изменилась бы подчинённость основных структурных МЧС и усилилось бы их взаимодействие с воинскими подразделениями, которым добавились бы новые функции, связанные с участием в ликвидации последствий стихийных бедствий и даже тушении пожаров.

Старое кресло манит

Стоит отметить, что в объединении Минобороны и МЧС нет ничего нового. С 1971 года функции МЧС выполняли Войска гражданской обороны, входившие в Вооружённые силы, а командующий Войсками гражданской обороны являлся первым заместителем министра обороны. Однако в 1991 году было объявлено, что Войска гражданской обороны не готовы к работе в условиях масштабных аварий и катастроф, после чего их передали в состав вновь созданной структуры. Дальше стараниями того же Сергея Шойгу МЧС выросло до размеров министерства, обладающего своими вооружёнными силами и насчитывающего 350 тыс. человек. Так что теперь эксперты не исключают обратный процесс, только с совершенно противоположной аргументацией – мол, нужно укрупнять ведомства, сокращая излишний управленческий аппарат. Уже с аргументацией будто мировой опыт показывает, что функции МЧС успешно выполняют оборонные ведомства или национальная гвардия.

За годы своего существования министерство наработало уникальный опыт ликвидации последствий нестандартных ЧС, который теперь может быть растерян.

Потому некоторые эксперты поддерживают идею. В её пользу приводятся экономические аргументы: дескать, если объединение всё же произойдёт, то следствием этого станет существенная экономия бюджета, что в кризис совсем немаловажно. Это также сулит экономию на унификации разработок и закупок новой техники. Для руководства страны положительным моментом станет то, что окончательно закрепится возможность без всяких бюрократических проволочек направлять армию на ликвидацию последствий чрезвычайных происшествий. Под рукой всегда будет находиться большое количество рабочей силы, которую можно использовать при любом форс-мажоре без ущерба для бюджета. Самое любопытное, что в числе прочих аргументов приводится ещё и такой: дескать, после слияния министерств появится обоснование для оснащения МЧС вооружением и военной техникой, что позволит под видом спасателей посылать войска в горячие точки, отчего никакие «зелёные человечки» больше не понадобятся.

Шойгу хочет встать во главе суперведомства

Судя по всему, идея объединить спасателей и военных сегодня буквально висит в воздухе – не последнюю роль в этом играет харизма Сергея Шойгу, заработавшего себе славу как раз на борьбе с техногенными катаклизмами. Недаром генерал, несмотря на то что уже давно находится на другом посту, не упускает возможности поучаствовать в различного рода спасательных операциях.

При этом необходимость участия частей и соединений армии в ликвидации последствий ЧС нынче старательно подчёркивается. Так, в Вооружённых силах был создан 100-й отдельный полк обеспечения, который предназначен для выполнения задач в том числе по эвакуации населения, разбору завалов, для работы в районах затопления или пожаров, усиления группировок войск. А в августе, во время стратегических командно-штабных учений (СКШУ) «Кавказ-2016», этот полк был переброшен из Подмосковья на аэродром Крымск. По легенде учения, его задачей была ликвидация последствий ЧС (затопление) и оказание населению помощи в размещении. На территории аэродрома военные разбили лагерь на тысячу человек. Всё это порой выглядит как явное желание Сергея Шойгу вступить на чужое поле.

Потому есть немало резонных объяснений, почему реформировать министерства всё-таки не стоит. Прежде всего аналитики указывают на то, что российское МСЧ является уникальным явлением – аналогичной структуры нет больше нигде в мире. За годы своего существования министерство наработало уникальный опыт ликвидации последствий нестандартных ЧС, который теперь может быть растерян при переходе части ведомства под крыло Минобороны, для которого спасение людей и тушение пожаров всегда будет, понятное дело, далеко не первостепенной задачей. Желание использовать бесплатный труд призывников неизбежно снизит эффективность ликвидации ЧС и поставит непрофессионалов под удар стихии.

К тому же подобный шаг ударит и по самому военному ведомству – Минобороны, у которого и так много функций: придётся вновь заниматься несвойственными ему задачами – как известно, именно от них так болезненно избавлялись во время реформ Сердюкова. Потому эксперты призывают не принимать скоропалительных решений, немедленно включая МЧС в состав МО РФ. Для начала предлагается хотя бы попробовать увеличить количество вспомогательных воинских частей в составе Минобороны, а уж потом не спеша посмотреть, стоит ли обременять военных новыми функциями. Кроме того, появляются серьёзные опасения, что, если слияние министерств произойдёт, новое силовое суперведомство получит поистине неограниченные полномочия, помноженные на финансовые и людские ресурсы. Такую структуру будет довольно сложно контролировать как в финансовом, так и в управленческом плане.

Неизбежная милитаризация всех органов управления МЧС также не пойдёт на пользу. Да и довод о возможности заброса военных под видом спасателей также выглядит довольно наивно – конечно, можно верить, что за границей живут одни идиоты, которые не отличат спасателя от солдата, однако в реальности даже сейчас пребывание сотрудников МЧС в других странах регулируется массой межгосударственных договорённостей. Попытка же «свалять дурака» однозначно будет расцениваться мировым сообществом как агрессия.

Не стоит забывать и о таком моменте: в случае создания такого ведомственного монстра и без того немалый аппаратный вес Сергея Шойгу станет весьма значительным, поэтому ряд сил в правительстве наверняка попытаются не допустить такого решения.

Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:

– Разговоры по поводу присоединения МЧС к Минобороны идут давно. Очевидно, что этот вопрос не снят с повестки дня и сейчас активно прорабатываются различные варианты такого слияния. В частности, Вооружённые силы сегодня регулярно выполняют спасательные работы и оказывают помощь населению в чрезвычайных ситуациях. Так что можно допустить, что вопрос об объединении будет поднят уже в ближайшее время, тем более что сейчас остро стоит вопрос об уменьшении расходов бюджетных средств, а эти ведомства выполняют сходные задачи, при этом идёт двойное финансирование.

Кроме того, нынешний министр обороны сохранил влияние на систему МЧС. Допускаю также, что из МЧС не будут создавать войска гражданской обороны, как об этом сейчас говорят некоторые специалисты, эту структуру могут сохранить в качестве федерального агентства, что гарантирует ей большую самостоятельность и более высокий статус.

Выбор редакции
1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....

Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...

Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...