Стилистические особенности языка сми в публицистике. Журналистское произведение как явление публицистики


(Татьяна Бескаравайная)

Девять человек из десяти на вопрос "в чем разница между публицистикой и журналистикой?" ответили, что, скорее всего, ни в чем...

Лишь один разницу увидел, объяснив, что журналисты это те, кто "бегает с микрофоном и пишет", а публицист "сидит и пишет". В целом - правильно. Обидно, конечно, что не многие понимают, но, ведь в школе этому, как говорится, не учат. Не знаю, не знаю, мне лично очень захотелось докопаться до сути...

Начнем с этимологии самих слов, обозначающих оба понятия. Публицистика, публикация, публиковать - значит выносить на суд общества. Кажется, так. Даже очень вероятно, что так. Ан, нет! Публикация - это, оказывается, от лат. publicus - общественный, а значит публицистика дословно означает: "то, что имеет общественное значение".

Говорят еще, что публицистика - это публичная совесть. Тоже верно, ведь она реагирует на все события и явления общественной жизни. Пишущий намеренно обращает внимание читателя на "острые углы": насущные политические, равно как и на вечные нравственные вопросы. Заставляет лишний раз задуматься и постараться ответить на них. Публицистика - это история "откликов" на те или иные события, факты, явления.

А журналистика? Это сами эти факты, непрерывная их фиксация. Journal означает дневник, листок, то есть периодическая запись. Регулярное освещение происшествий, мини-летопись. Журналистика сообщает о предмете, публицистика говорит о его смысле. Журналистика - "сводка новостей", публицистика - "колонка аналитического обозревателя". Журналистика дает представление, публицистика - оценку. Задача журналиста в том, чтобы оперативно и достоверно донести информацию. Задача публициста - уметь донести мнение. А прежде того, иметь это мнение.

Пытаться решить вопрос, что важнее, сложнее или нужнее не следует. Да и не за чем его вообще ставить. Другое дело, что не все специалисты согласны признать существование двух этих отдельных направлений. Они заявляют, что нет публицистики как таковой, а есть лишь соответствующие приемы в журналисткой деятельности. В противовес такому утверждению есть другое, не менее категоричное: публицистика - это высший род журналистики. Так, например, считает автор статьи в энциклопедическом литературном словаре.

Но споры ведутся не только по вопросу разграничения журналистики от публицистики, но и публицистики от литературы! Оказывается, чуть ли не в любом художественном произведении, начиная от "Слова о законе и благодати" митрополита Иллариона эпохи Киевской Руси и вплоть до Толстого, Гоголя и, наконец, наших современников - везде можно отыскать публицистические "вкрапления". В любом жанре, любом литературном течении любой эпохи. Получается, все те "лирические отступления", как мы их привыкли называть (места в тексте, где автор пускается в философствования, рассуждает, а иногда и прямо поучает) могли бы в отрыве от сюжета служить самостоятельными публицистическими очерками.

Конечно, у лириков (в эстетическом понимании, не в литературном), внимание которых обращено "внутрь" к "движениям души человеческой..." этих отступлений меньше. У реалистов-бытописателей - не редкость, ведь материал их произведений - жизнь вокруг героя: внешнее и общественное. Но какая в литературоведении открыта полемика насчет того, кто из авторов более писатель, а кто публицист!..

Литературные произведения становятся вечными благодаря такому качеству как художественность. Ценность публицистических текстов - не в художественном исполнении. Автор не выписывает характеров, не строит сюжета, а лишь обращается изредка за аргументом к реальной жизни. Писатель может привести пример какого-либо персонажа из своего опыта, не придумывая его. Их сила в самой мысли автора. Его дар - холодный ум, способный к глубокому анализу, и способность верно и с чувством передать мысль на бумаге.

Так что были прецеденты, когда написанное "в суете дня", "на злобу дня" давно минувшего, и предназначенное быть временным, оказывалось достойным вечного благодаря таланту. Камю, Оруэлл, Платонов - все они выдающиеся публицисты своего времени, жаль только, что мы об этом не знаем. А знаменитый Даниель Дефо, кстати, был тем самым издателем, который первый основал постоянную рубрику "вопрос-ответ" в своем "Обозревателе" Она популярна до сих пор, потому что призывает читателей к диалогу.

Журналистика, публицистика и литература вышли из одного и того же. (Возьмите ту же древнерусскую летопись, здесь зачатки и первой, и второй и третьей.) Они развивались и размежевывались. Но все равно "питали" друг друга материалами, темами, навыками. Так же они и сегодня между собой взаимодействуют, проникают, влияют друг на друга. И даже признав за каждой из них право на самостоятельность, установив четкие различия и научившись распознавать, где же все-таки публицистические материалы, где журналистские статьи, а где художественные тексты, стоит помнить, что ничто из этого не является нам в чистом виде.

Основные особенности публицистики определяются функцией воздействия. Публицистика не только сообщает, но и размышляет, анализирует, убеждает, агитирует. Воздействующая функция проявляется в языке публицистики глубоко и многообразно - на всех этапах коммуникативной цепочки: автор - речь - адресат. Володина М.Н. Язык средств массовой информации М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. - с. 457

Важнейшая стилеобразующая категория публицистического текста - автор. При этом следует иметь в виду не физические, психические и другие особенности конкретного автора (языковой личности), хотя они тоже имеют значение, но прежде всего те стороны понятия "автор", которые составляют его сущность (независимо от конкретной личности, выступающей как автор), т.е. родовые, типические черты категории "автор", создаваемые временем. Для каждой эпохи характерен свой тип автора. Там же.

Однако чтобы создавать тексты, которые так или иначе относятся к действительности, необходимо в первую очередь и понимание этой действительности, прежде всего социальной. Так же конечно же необходимо и умение создавать, оформлять публицистические тексты.

Понятие "публицистика" (от лат. publicus - общественный) подразумевает, что автор обязательно касается социальных вопросов или рассматривает частные проблемы, но непременно с социальных позиций. Иначе говоря, о чем бы ни писал публицист, он всегда выступает как человек социальный. Разумеется, эта важнейшая ипостась автора-публициста предполагает спектр разновидностей, многообразие проявлений, различные меру и степень социальности в подходе к действительности. Это может быть открытая, энергичная защита (или опровержение) каких-либо тезисов, положений, мнений с использованием многообразных средств интеллектуального или эмоционального воздействия или сдержанное, почти нейтральное изложение (рассуждение, анализ) и т.д. Володина М.Н. Язык средств массовой информации С. 458

Другая важнейшая категория автора - человек частный. Самая отличительная особенность публицистики, в которой производитель речи совпадает с ее субъектом выдвигает на первый план личность публициста, которая в большей или меньшей мере проявляется в тексте.

Выражая социальные или групповые партийные интересы, публицист в то же время говорит от собственного имени, проявляет себя как человек частный, т.е. имеющий такие же интересы, как и его читатель, погруженный в быт, не чурающийся земных потребностей и т.д. 2 .

Читатель в публицистике - это зеркало, в котором отражается автор. Моделируя образ читателя, автор моделирует и свой собственный образ, ставя себя на место читателя, но не отождествляя себя с ним полностью. "Если ты профессионал, - утверждает известный журналист, - ты должен уметь писать статьи по заказу редакции и говорить на языке того читателя, к которому обращена газета". Володина М.Н. Язык средств массовой информации С. 459

Если иметь в виду фонд знаний, когнитивный уровень, то отношения автор - читатель условно и упрощенно можно свести к трем разновидностям: автор = читатель, автор > читатель, автор < читатель.

Разумеется, наиболее перспективна и эффективна вторая разновидность. Хотя бы в одном каком-либо отношении фонд знаний автора должен быть больше читательского фонда. Володина М.Н. Язык средств массовой информации С. 460

Итак, две грани составляют сущность категории автора - человек социальный и человек частный. Данные не только не разделены абсолютно, но и напротив, они тесно взаимосвязаны, являются разными сторонами одной и той же личности: человек социальный всегда является и частным человеком. Речь может идти лишь о преобладании социальности или личностности.

Многообразие типов, разновидностей категории автора в публицистике неисчерпаемо. Но если в художественной литературе многообразные речевые маски рассказчиков, персонажей и т.п. отделены от автора, неотождествимы с ним (повествование может идти от имени человека, животного, даже неодушевленного предмета), то в публицистике все ипостаси автора - это разновидности самого автора - реальной, подлинной личности.

Специфика категории автора определяет во многом и характер речи. Важнейшая характеристика публицистической речи - модальность (отношение автора к содержанию речи), что проявляется в степени эмоциональности, образности, субъективности / объективности и т.д. Модальность - это общий тон речи, главное ее качество, своеобразная интонация письменной речи. Очень важно исследовать все средства, формирующие модальность, - типы речи (от 1, 2, 3-го лица), лексические, морфологические, синтаксические средства, концентрирующиеся вокруг личных местоимений, прежде всего вокруг местоимения Я. Володина М.Н. Язык средств массовой информации С. 461

Не будучи составной частью культуры, язык оказывает на нее несомненное влияние, но не непосредственное, а косвенное. Оно осуществляется благодаря совершенствованию форм и средств языка в той или иной области культуры - их специализации для выражения определенных концептов и понятий, трансформации языковых значений для передачи необходимых, часто тонких нюансов.

Язык СМИ с его практически неограниченной тематикой, включающей и культуру, вносит свой вклад в эти процессы, оказывая сильное воздействие на литературный язык, а через него и на культуру. Такие, например, качества его, как гибкость, богатство, многообразие функций, способствуют и развитию культуры.

Следует заметить, что в обществе языку СМИ отводится нередко негативная роль. Пишут и говорят, что газеты портят литературный язык, наводняя его канцеляризмами, иноязычными словами, жаргонизмами. Но это нефункциональный взгляд. Он сформировался из неправомерного и часто неосознанного сопоставления языка газет с художественной речью. Однако у них разные задачи и разная природа. Разумеется, есть основания для критики языка СМИ. Однако не меньшие основания могут быть для критики, например, языка художественной литературы.

Язык СМИ, публицистика обогащают русский литературный язык своими прагматической и когнитивной составляющими, насыщая речь оценочными оборотами, формируя отточенную речь мысли - язык политики, идеологии, развивая приемы и методы I дискуссии и полемики. Сила и преимущество публицистики, занимающей в языке СМИ важное место, - в прямом воздействии на адресата, аудиторию. Развивая литературный язык, язык СМИ способствует и развитию культуры.

Всем хорошо известно сильнейшее влияние языка СМИ на современное общество. Трудно назвать какое-либо другое средство или канал информации, которые обладали бы такой силой влияния, следствии чего СМИ и получили название четвертой власти.

Все это оказывает влияние и на развитие литературного языка, расширяя возможности его выражения, в частности увеличивая потенциал интеллектуально - и эмоционально-оценочных средств. Через сферу СМИ происходит обновление языка современности, языка социума. С течением времени совершенствуется техника речи, накапливается фонд экспрессивных формул, хотя он и очень подвижен; усложняются, становятся тоньше, изощреннее процессы развития оценочности, богаче - спектр оценочных окрасок. Все это дает основания сделать вывод о прогрессе в развитии газетного языка и речи. Володина М.Н. Язык средств массовой информации С. 461-466

Публицистика как род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных её сторонах, оценки с точки зрения социального идеала автора, а также представления о путях и способах достижения выдвинутых целей. Публицистика и формирование общественного мнения.

Аналитика как один из трех главных способов (фактографический; аналитический; наглядно-образный) отображения действительности. Место аналитической публицистики в изданиях с различной периодичностью. Политическая и идеологическая роль аналитической публицистики.

Аналитическая публицистика в системе форм публицистики (событийно-информационная, позитивно-аналитическая, критико-аналитическая, сатирическая, полемическая и дискуссионная).

Жанры аналитической публицистики: интервью, корреспонденция, комментарий, рецензия, передовая и проблемная статьи, воззвание, обозрение, путевые заметки, письмо, очерк, памфлет, фельетон и др. Роль субъективно-авторского (гражданственно-лирического) начала в аналитической публицистике. Аналитическая публицистика в переломные моменты социального развития.

Аналитика и публицистика в современных российских и зарубежных СМИ. Проблематика: политика, экономика, общество, культура, религия, наука, технологии, путешествия, спорт и др. Принципы подачи материала. Жанровые предпочтения и смещения. Основные аналитические издания России и мира. Современные российские и зарубежные аналитики и публицисты.

Основные направления исследования массовых явлений в массмедиа (психология толпы)

Средства массовой коммуникации и массовое поведение: тесная связь информационных и коммуникационных процессов с массовидными явлениями. Стихийное массовое поведение. Массовидные психолого-политические явления: различные виды поведения толпы, мода и другие психологические явления, характерные для масс людей и обусловленные механизмами заражения, внушения, подражания, конформизма, эмоционального резонанса.

Массовидные явления как предмет внимания социальной психологии. Истоки исследований данного феномена. Немецкие философы и лингвисты Г. Штейнталь,` М. Лапарус, В. Вундт: проблемы этнопсихологии, выявление элементов "народного духа" и "коллективной воли" в развитии культуры. Психология масс в центре внимания французских авторов Г. Лебона и Г. Тарда. Изучение массовидных явлений в России конца XIX – начала XX в.: М. Г. Михайловский (субъективная социология), В. М. Бехтерев (коллективная рефлексология), А. Л. Чижевский (гелиопсихология).

Формирование и трансформации толпы. Классификации толпы. Особенности связи между толпой и СМИ (СМК). Толпа как первое СМК. Роль толпы в мировой истории как массмедиа.

Значимость коммуникации в возникновении и развитии толпы. Сообщения СМИ как импульс для формирования толпы.

Необходимость для журналиста знания особенностей массовидных явлений в целях повышения эффективности деятельности СМИ и прогнозирования последствий освещения тех или иных событий, связанных с проявлением массового поведения.

Сообщение СМИ как источник паники. Журналистика и проблема управляемости толпой. Позиция А.П. Назаретяна по проблеме управляемости толпой и о возможном риске, с ней связанном: следует ли взывать к помощи массы, если «опасность очень велика».

Журналистская информация как фактор социального управления

Социальное управление как воздействие, приводящее к изменению в структуре, состоянии и деятельности социального объекта.

Журналистская деятельность и управленческое воздействие на систему взглядов и представлений, направленность поведение адресата.

Журналистика в качестве четвёртой ветви власти. Управляющее участие журналистики в общественно-политической жизни как воздействие на принятие решений различными социальными институтами и как воздействие на мир сознания и направленность поведения массовой аудитории => роль журналистики как «четвертой власти».

Социальная позиция журналиста и интересы различных общественных сил. Классификация социальных позиций.

Роль массовой информации в обеспечении успеха деятельности общественно-политических сил. Информационная борьба как спутник всех форм столкновения общественных сил. «Информационная война» как борьба за «умы и сердца» людей с помощью направленной информации, в которой применяются также и средства дезинформации.

Условие и фактор информационной безопасности – обеспечение действительной информированности потребителей массовой информации и охрана её от влияния деструктивного, дезинформирующего влияния. Дезинформация как особый тип информации. Проблема информационной безопасности и деятельность СМИ. Условие и фактор информационной безопасности - обеспечение действительной

Проблема информированности потребителей массовой информации и меры по ограничению еедезинформирующего и деструктивного воздействия.

ЖУРНАЛИСТИКА И ПУБЛИЦИСТИКА

Тема: Журналистика и публицистика – сходство и различия.

Особенности публицистики как творческого метода. Жанровые формы

публицистики.

План лекции

1.Факт в журналис тике и публицис тике.

2.Тенденциознос ть – особеннос ть публицис тики.

3.Признаки публицис тич еского с тиля.

4.Проблем а классификации публицис тич еских текс тов.

5.Четыре метод а публицис тическог о творчес тва.

6.Публицис тика как инс трумент влияния.

7.Публицис тика как исследование общес тва.

8.Публицис тика как исследование человека.

9.Публицис тика как с амовыражение; эссеис тика.

10.Публицис тика и политика.

Журналистика и публицистика базируются на общем фундаменте – реальном факте. Это обстоятельство позволяет некоторым теоретикам не замечать принципиальных различий журналистики и публицистики. К последней они могут причислить даже информационную заметку, если она обретет определенные свойства. Поясним на примере.

Типично информационная заметка (присвоим ей № 1):

Коммунальные службы вывели на улицы города всю снегоочистительную технику, которую успели отремонтировать к началу такой ранней зимы, как в этом году. К концу дня снег убрали с главных магистралей, остальные улицы, по заверению коммунальщиков, будут очищены в течение суток».



Можно ли трансформировать информацию в публицистику? Можно, утверждают теоретики, если… Если журналист напишет так:

«Вчера в городе М. выпал первый снег. Он шел всю ночь и еще полдня.

Снег выпал не только на улицы города, но и на головы коммунальных начальников, по обыкновению застав их врасплох. Наши коммунальщики как всегда забыли, что после лета бывает зима, и технику отремонтировать не успели. Естественно, очистить все улицы, заваленные снегом, они не смогли и к концу дня. Жизнь города М. была практически парализована. А что будет, если через день опять пойдет снег?»

В информационную заметку были добавлены: сарказм, ироничное устойчивое словосочетание («снег на голову»), типизация («как всегда»), гнев, осуждение, тревога, риторический вопрос.

Новая заметка (дадим ей № 2) действительно отличается от предыдущей.

Но это не публицистика. Это более талантливо написано. Журналист включил в текст публицистические элементы, в результате текст приобрел образность, экспрессивность, запоминаемость.

Публицистические элементы расширили информативность заметки, теперь мы знаем не только о том, что выпал первый снег, но и о том, что повторилась ежегодная безответственность в деятельности коммунальных служб и что жизнь большого города ими была парализована на целые сутки.

Рассмотренный пример показывает, насколько мощными средствами обладает публицистика, если даже заурядную заметку она способна приподнять, сделать более емкой, эмоционально насыщенной.

Журналист, владеющий публицистическими приемами, находится на профессиональном уровне, значительно превышающем уровень автора заметки номер 1. Сама собой напрашивается сентенция о необходимости овладения всеми журналистами приемов и методов публицистики. Чтобы вычленить и рассмотреть таковые, необходимо обратиться к «чисто»

публицистическим текстам.

Мы рассматриваем публицистику как специфическую форму творческой деятельности журналиста, писателя, критика, худо жника, оператора, оратора.

Публицист обладает особым взглядом на действительность – видит не единичный факт, а круговую панораму, сотканную из переплетенных между собой фактов. Публицист смотрит не только на поверхность жизни, но и в ее глубину, в ее историю.

Поиск фактов (новостей, событий, явлений) – главная цель журналистики.

Интерпретация и оценка фактов (новостей, событий, тенденций, явлений)

– непременное условие для зарождения публицистики в недрах журналистики.

Если журналист демонстративно дистанцируется от факта, подчеркивая его объективность, то публицист непременно дает факту толкование. Факт, пройдя сквозь публициста, обретает личностную окраску, общественную тенденцию.

Факт – самодостаточен в представлении журналиста. В представлении публициста факт сам по себе, без авторского осмысления, - неполноценен. На первый план в публицистике нередко выходит не факт, а личность публициста, что являет собой не что иное, как тот же факт. Факт под названием Личность.

Рассмотрим подробнее особенности публицистики как творческого метода отображения действительности.

В термине «публицистика» присутствует латинский корень «publicus», что значит – общественный. Публицистика – близкая родственница журналистики, литературы, других искусств.

Публицистика отображает актуальные общественно значимые проблемы – политические, экономические, философские, нравственные. Причем рассматривает их во взаимосвязи и взаимодействии. Предмет публицистики – вся жизнь, современная и прошлая, частная и общественная, реальная и отображенная в СМИ.

Зачем публицистике такая колоссальная забота? Только затем, чтобы открыто, не скрываясь, активно воздействовать на современное общественное мнение, на нравы общества и отдельного человека. Воздействовать не ради спортивного интереса, а с единственной целью – чтобы их изменить (если они отрицательны по своему свойству и воздействию на аудиторию) либо их укрепить (если они положительны).

Публицистика, не ставящая перед собой миссионерских целей, таковой не является по сути. Публицисту, стесняющемуся своей тенденциозности, надо сочинять художественные тексты, чтобы спрятаться за выдуманные образы. В таком случае он будет называться романистом. Впрочем, литература наполнена примерами, когда романисту становится тесно в им придуманном мире и он переходит на открытые публицистические оценки от собственного Я.

Свои воззрения публицист, как и романист, тоже выражает при помощи чужих судеб. Но эти судьбы в публицистике документальны, а не плод воображения публициста. Факты и судьбы – аргументы публициста, который через них проводит свою идею. Он – принципиальный судья действительности, ему дано право произнести приговор.

«Я обвиняю» - сказал Эмиль Золя президенту Франции в 1898 году в письме, представляющем собой образец публицистики. Письмо было написано в защиту капитана французского Генерального штаба Альфреда Дрейфуса, обвиненного в шпионаже и осужденного на пожизненную каторгу и ссылку.

Обвинения капитану были ложными, Золя добыл подтверждения этому и вступил в борьбу за истину, за человека. Писатель боролся как публицист. В конце концов он победил, хотя это стоило ему дорого: двух судов, где его признали виновным в оскорблении высших чинов государства. Знаменитый писатель был вынужден бежать в Англию.

Поговорим о феномене текста, который называют публицистическим.

Процитируем фрагмент письма Эмиля Золя французскому президенту:

«Я вновь повторяю то, во что верую пламенно: истина шествует и никакие препоны не в силах остановить ее. Лишь теперь начинается настоящее дело Дрейфуса, ибо лишь теперь обозначились окончательно позиции противоборствующих сил: с одной стороны, злодеи, всеми неправдами стремящиеся похоронить истину, с другой стороны, правдолюбцы, готовые пожертвовать жизнью ради торжества правосудия… Я обвиняю подполковника Дюпати де Клама в том, что он совершил тяжкий проступок, допустив – хочется верить, по неведению – судебную ошибку, и в течение трех лет упорствовал в сем пагубном заблуждении, пускаясь на самые нелепые и преступные ухищрения».

Выраженной особенностью публицистического стиля является прямая авторская речь. «Не могу молчать!» - написал однажды Лев Толстой, и сей нравственный императив стал девизом публицистики, определил тональность и стилистику публицистических текстов: тенденциозность, полемичность, эмоциональность, искренность, исповедальность, образность. Величайшие произведения публицистики, написанные Руссо и Толстым, так и называются

– «Исповедь».

Чтобы говорить так убежденно, чтобы обвинять и приговаривать, публицисту мало личного мужества, общественного темперамента и особенного чутья. Нужна доказательная база: факты, документы, свидетельства людей. Прежде чем эмоционально произнести итоговые сентенции, публицист собирает доказательства, строит жесткую документированную логическую систему, изучает специальную литературу, берет интервью, то есть выполняет типично журналистскую работу. Владимир Короленко занимался Мултанским делом несколько лет, отбросив прочие занятия.

Подготовительная журналистская работа не остается внутри публициста как только личный опыт. Она непременно делается достоянием читателя.

Читателя нужно убедить не эмоциями, а прежде всего аргументами. Без аргументов не возникнет коммуникации между публицистом и потребителем его продукции – читателем (слушателем, зрителем).

Вся до кументированная система доказательств должна быть доступна читателю и должна быть изложена четко и ясно, без излишней патетики и образности. Следовательно, произведения публицистики вбирают в себя и стиль делового документа, и стиль репортажа, и стиль специальной статьи, и стиль свидетельского показания, и стиль фельетона… Публицистика использует практически все газетно-журнальные жанры и их стилевые возможности: очерка, эссе, статьи, заметки, памфлета, открытого письма, интервью… Чтобы объединить разностилевые куски текста, публицист использует эмоционально-образны вставки-склейки, заметные в письме Золя. Перед тем как сказать «я обвиняю», публицист детально, как следователь, изложил подробности и перипетии дела Дрейфуса.

В умении соединить реальное и идеальное, современное и прошлое, фактическое и эмоционально-образное и состоит особый дар публициста. В основе такого дара – личность самого автора, который острее других современников чует общественные тенденции, умеет выказывать их словами, виртуозно используя для этого весь набор инструментария публициста.

Публицистика вырастает из журналисти ки не как самоцель, а как осознанная ответственность автора придать факту или явлению яркий образ действительности, обобщить его, типизировать, поразить им читателя.

Публицистику можно сравним с шармом у женщины. Женщина без шарма не имеет образа, не поражает.

Публицистику можно представить горячительным напитком, умело, в строго продуманных дозах вливаемым в статью, роман, кинофильм, картину, карикатуру.

В беззащитно-укоряющем тебя взгляде собаки, только что обиженной тобой, тоже присутствует публицистика, если ты, конечно, понял этот выразительный взгляд. Попробуй выразить его словами, имея в виду, что слишком много слов пойдет не на пользу, а во вред.

Не кажется ли тебе, что публицистике не помешало бы освободиться от многословия, словоохотливости, болтливости? Читай знаменитые публицистические тексты критическим взглядом. Почему бы тебе не попытаться создать некие «новые» тексты с учетом динамики 21 века, достижений видеопублицистики, зачастую не требующей комментария?

Кстати, только что использованные приемы (метафора, сравнение, провокация), привнесенные автором в традиционно образовательную лекцию, взяты из арсенала публицистики. Используя оные, лектор стремится доходчивее донести до читателя свои мысли и представления о публицистике.

Я не единожды убеждался, что лучше всего запоминается не мысль, а метафорический образ мысли.

Применяя в собственном творчестве все журналистские жанры, синтезируя их и преломляя через авторское Я, публицисты выработали и свои специфические жанры, наиболее свойственные публицистике. Это скорее не жанры, а формы, в которых публицистика в высшей степени жизнеспособна и действенна. Отметим основные, на наш взгляд, формы, обретая которые публицистика наиболее полно проявляет свои качества: очерк (путевой, портретный, судебный, проблемный), статья-исследование, эссе, памфлет.

В теории публицистики жанровый аспект не акцентируется, ибо публицистические формы как нигде более условны, подвижны, легко меняют очертания, перетекая одна из другой и обратно. Публицистика – это течение реки, а не ее берега. Каждая река имеет цель – достичь океана (если не самостоятельно, то слившись с другой рекой).

Публицистика свой желанный океан находит в душе, со-знании, эмоционально-чувственной сфере коммуникативного партнера – читателя. К читателю и направлен публицистический текст, представляющий собой специфически оформленный поток мыслей и чувств автора.

Обратим же внимание на суть – на текст, на течение реки, а не на ее оформление в двух обязательных берегах, всегда тесных и потому подмываемых течением.

Публицистический текст, безусловно, обладает всеми признаками исследовательского текста.

публицистика обязательно типизирует факты, журналистике это делать не обязательно; публицистика всегда стремится к глобализации проблемы, следовательно, подлинная публицистика – достояние человечества;

журналистика склонна к собирательству и неразборчивому накопительству фактов, публицистика такого позволить себе не имеет права, поэтому публицистические тексты зачастую выше, благороднее, качественнее журналистских;

В центре повествования находится система рассуждений публициста, он позволяет себе даже абстрагироваться от конкретики, от факта, побудившего его к размышлениям;

авторская мысль в публицистическом тексте движется очень сложными путями: то от частного к общему, то от общего к частному; читать публицистику – значит узнавать больше; одной из нескрываемых задач публицистики и является просвещение;

Публицист чаще, чем журналист, использует не только факты, наблюдаемые либо обнаруженные лично, но и факты, почерпнутые из работ других авторов; публицист не боится, что его обвинят в плагиате, чужие факты он использует осознанно, ибо дает им свою трактовку, добавляет их к собственным фактам, задает им более стремительный полет к читателю;

забота публициста – показать общественное явление, тенденцию, реального героя как непрерывное течение фактов, событий и при этом дать всему и вся собственную оценку, поставить все и вся в контекст действительности, современности, истории; в результате публицистический стиль нередко приобретает усложненные формы, доступные не всякому читателю; усваивать п ублицистические тексты - нелегкая работа, поэтому публицистика не является массовым чтением, хотя в истории есть примеры, когда публицистические тексты вызывали в обществе бурю массовых эмоций;

Цитирование в публицистических текстах – обычная практика; иногда автор строит свое произведение исключительно на цитировании или созвучных ему мыслей или противоположных; в таком случае собственно авторский текст обладает особой четкостью формулирово к, настойчиво повторяемых публицистом; двусмысленность здесь недопустима;

Публицист всегда предвидит будущую полемику по поводу своих оценок и высказываний, поэтому в публицистическом тексте нередко присутствует предвосхищаемый оппонент, к которому публицист обращается с вопросами и сам на них отвечает; оппонент существует как один из публицистических приемов;

Публицистика, используя исследовательский текст, насыщает его образными картинками, превращает в цветной движущийся мультфильм, в итоге обобщенная публицистом действительность выступает как художественный образ; публицистика имеет эстетическую ценность;

Художественный образ действительности как зримая мысль автора активно воздействует на аудиторию, обогащает ее, доказывает, что обыкновенная жизнь может стать эстетической категорией;

Психологический контакт повествователя и читателя, особенно усиливающийся, когда публицист (эссеист) занимается исповедальным исследованием собственной личности, продлевает жизнь публицистического текста, приближает публицистику к Библии.

Побудительным импульсом публицистики служит глубочайшая озабоченность автора большой общественной проблемой, когда молчать больше нет сил, необходимо высказаться, привести веские аргументы своей озабоченности (тревоги, гнева, сарказма, разочарования), найти художественные средства для того, чтобы твои личные мысли и чувства соединились с мыслями и чувствами читателя.

Публицистика, таким образом, проходит три этапа: из личного опыта пишущего превращается в опыт общественный, чтобы затем стать личным опытом читающего. Подобный пример слияния интимного и общего демонстрирует нам разве что поэзия. Поведение человека (автора, а следом и читателя) определяет в публицистике и меру ее качества, и степень ее эффективности.

В связи с этим предлагаем классифицировать публицистику не по жанровым признакам, а по форме (методе) творческого поведения человека, в первую очередь человека сочиняющего, производящего публицистические тексты. Проанализировав произведения мировой публицистики и человеческие судьбы выдающихся публицистов, мы выделили четыре формы, где наиболее органично соединяются и текст, и реальная жизнь.

Предлагаем для изучения четыре метода публицистического творчества:

первый - публицистика как инструмент влияния;

второй – публицистика как исследование общества;

третий – публицистика как исследование человека;

четвертый – публицистика как самовыражение и самоисследование;

эссеистика.

Теперь поговорим подробнее о каждом из четырех творческих методов публицистики, обозначим круг изучаемых авторов, знакомство с которыми будет полезным начинающим журналистам и публицистам.

Публицистика как инструмент влияния.

Для авторов, представляющих это направление (творческий метод), публицистика не что иное как борьба – то ли политическая, то ли идеологическая, то ли философская, то ли религиозная. Публицистика этих сочинителей-борцов наступательная, воинственная, набатная, категоричная, зачастую лишенная полутонов. Стилистика речи близка к ораторской, экспрессивна. Четко очерчена логическая система доказательств.

Публицистика влияния берет начало в античности, в ораторских опытах Демосфена, Горгия, Лисия, Эсхина. Библейские пророки являют нам не только неисчерпаемый источник мудрости, но и образцы публицистики (Екклесиаст, Соломон, Михей…).

Прогрессивное, цивилизованное самосознание в России складывалось под мощным воздействием выдающихся публицистов: А.Герцена, В.Белинского, Н.Добролюбова, Д.Писарева, Ф.Достоевского.

Во время второй мировой войны «к штыку приравняли перо» публицисты:

А.Толстой, К.Симонов, И.Эренбург, Янка Купала. На войне (в Испании и в Африке) в звании публициста служил Э.Хемингуэй.

Среди воюющих за свои общественные убеждения публицистов разных эпох и народов находятся также Д.Дефо, Э.Золя, Я.Лёсик, В.Овечкин, Ю.Черниченко.

На войне, как на войне. Публицисты воевали своим оружием – публицистическим текстом, с публицистами тоже воевали: Даниэля Дефо власти присудили выстоять у позорного столба; публицистика Дидро была осуждена на сожжение; Александр Герцен вынужден был жить в изгнании;

Федора Достоевского отправили на каторгу; Льва Толстого отлучили от православной церкви (не возвратили до сих пор!); Петра Чаадаева объявили сумасшедшим, лишили права печататься; Александра Радищева признали клеветником и государственным преступником; Эмиля Золя дважды судили, вынудили бежать из страны; публицистику Валентина Овечкина цензурировал лично кровавый диктатор Сталин; Янку Купалу довели сначала до творческого холуйства, затем – до попытки самоубийства самурайским способом харакири; Язеп Лёсик умер в сталинской тюрьме, его публицистическое наследие полностью так и не разыскано… Публицистика как инструмент влияния зарождалась и существовала в двух ипостасях – в виде текста и в образе автора. Публицистическое творчество неотделимо от общественного поведения автора. Нравственные идеалы, над внедрением которых в жизнь бились «публицисты влияния», были прежде всего их личным кредо. На их фоне мельчает и тускнеет современная журналистика, переполненная расчетливостью и продажностью.

Публицистика как исследование общества.

К публицистам, стремящимся во что бы то ни стоило повлиять на современную (им) действительность, относятся так называемые «физиологи общества». Как врач скруп улезно изучает деятельность и функционирование отдельных органов и живого организма в целом, так публицист изучает общественный механизм, углубляясь в его закоулки, открывая новые тенденции и связи. Преуспели в этом публицисты-физиологи: Г.Успенский, В.Короленко, Н.Добролюбов, Г.Радов, Е.Дорош, В.Солоухин, Ф.Абрамов.

Физиологическая публицистика чаще всего использует очерковую форму, что позволяет публицисту укладывать свои наблюдения и мысли в занимательный сюжет, показывать в развитии, в конфликте реальных (или вымышленных, типизированных) героев.

Движителем сюжета нередко является сам автор, который легко и свободно перемещается в пространстве и времени (путевые очерки А.Чехова, В.Пескова, Г.Гейне, К.Чапека). Естественно, в пути автор имеет время покопаться в собственной душе, поэтому путевые очерки часто выходят лиричны, философичны, ироничны (М.Пришвин, Г.Гейне).

Физиологическую журналистику (и публицистику) в США в начале 20 века назвали «макрейкерством». Группу писателей и журналистов, которые дотошно исследовали проблему коррупции и злоупотреблений властью в США, критиковали современные устои, требовали немедленных реформ и со знанием дела предлагали таковые, и назвали «разгребателями грязи». Им приписывают огромную роль в продвижении американского общества к прогрессу.

К физиологической публицистике можно отнести публицистику популярных СМИ семидесятых и восьмидесятых годов двадцатого века:

«Ли тературной газеты», «Известий», Комсомольской правды», «Нового мира», «Нашего современника», «Дружбы народов». В условиях цензуры публицистам удавалось показывать (или откры то, или иносказательно) язвы и нежизнеспособность тоталитарной системы, вселять в современников надежду. А.Ваксберг, Ю.Щекочихин, А.Левиков, Е.Богат, Г.Бочаров, А.Аграновский, В. Аграновский, Т.Тэсс, В.Селюнин, Н.Шмелев – классики советской подцензурной публицистики, творческий опыт которых достоин профессионального изучения. В Беларуси их ряд продолжают В.Полторан, Я.Сипаков, В.Яковенко, И.Дубровский.

Советская действительность породила активный отряд деловых публицистов. Не имея возможности прямо говорить о кардинальной неэффективности общественной системы, они сосредоточились на отдельных технологических направлениях, зачастую подменяя собой специалистов.

Новые севообороты личными многолетними опытами испытывал и пропагандировал А.Иващенко. Безотвальную систему обработки земли с публицистическим напором внедрял в общественное экологическое сознание И.Филоненко. Новые сорта ржи и пшеницы сделал предметом публицистики Ю.Черниченко. За методы хозрасчета, за развитие индивидуальной заинтересованности работника боролись публицисты А.Аграновский, А.Левиков. Названные авторы не поднялись до больших обобщений, но они оставили нам творческое наследие мастеров публицистики.

Публицистика исследователей общества во многом потеряла актуальность, так как наступили иные времена. Однако их публицистические тексты интересны и полезны современным журналистам умением облекать проблему в сюжет, находить и использовать аргументы и факты.

Публицистика как исследование человека.

Проблемы общества проявляются прежде всего в поведении современника. Состояние среды (гражданское, нравственное, деловое) фокусируется в людях. Публицисту необходимо лишь отыскать такую личность, которая бы «светилась» проблемами ярче других. Уже в самом поиске и угадывании такой личности среди тысяч и миллионов современников заключается мастерство публициста, отличающегося от простых смертных зорким взглядом, чутким сердцем, общественным темпераментом.

В общественной среде публицист ищет себе подобного, ищет личностное подтверждение своим догадкам, прозрениям, мыслям. И документальный, и тем более типизированный герой публицистики всегда несет в себе некоторые черты публициста. В этом плане психология публицистического творчества ничем не отличается от психологии художественного творчества.

Прежде чем взять диктофон и опросить сотни американцев об их работе, американский публицист Стадс Тёркел знал, о чем они скажут. Знал по себе.

Это упреждающее знание называется творческим прозрением.

Светлана Алексиевич, опрашивая сотни чернобыльцев, знала, что наиважнейшая проблема не в самой чернобыльской трагедии, а в первичной трагедии под названием «коммунизм».

Человек как средоточие острых проблем своего времени, своей общественно-социальной системы – главный объект исследования таких публицистов, как С.Тёркел, Г.Радов, С.Алексиевич, М.Риффо, А.Стреляный, В.Песков, А.Козлович.

Названные авторы выбраны нами для курса именно потому, что их герои реальны, а не вымышлены (типизированы). Искусство публициста в данном случае ограничивается рамками этики, особой нравственной ответственностью перед своими современниками, ставшими предметом исследования и, в определенной мере, авторскими рупорами. Лишь мгновение остается до того момента, когда документальные герои могут стать авторскими марионетками. Талантливый публицист всегда балансирует на этой опасной грани, но никогда не переходит ее, ибо понимает, что он разведчик, первооткрыватель, а не конструктор проблем.

Своеобразный метод использования человека для выражения публицистической идеи придумали и блестяще применили на практике публицисты «Литературной газеты» в период ее расцвета (семидесятыевосьмидесятые годы). Творческому методу дали название «острый позитив».

Поскольку остро критиковать советскую действительность не дозволялось, публицисты решили остро (подчеркнуто) славить людей, которые вопреки трудностям, создаваемым руководящей и направляющей партией, добивались высоких трудовых результатов, совершали подвиги, показывали неограниченные моральные и духовные возможности современника (героические очерки Г.Бочарова). На фоне острого позитива советская действительность представлялась особенно серой, нежизнеспособной, бесчеловечной.

Публицистика как самовыражение и самоисследование; эссеистика.

Наверно, перед каждым публицистом однажды встает проблема, которую мы назовем: «теснота документальности». Реальному герою далеко не всегда вложишь в уста то, что глубоко продумал сам. Реальный конфликт завершается и тухнет, уходит в песок, однако публицист предвидит его продолжение, еще более острое и трагическое, в недалеком будущем.

Документальность нередко упрощает знания публициста о человеке, о среде, сдерживает его творческие прозрения. Дописывать реальную жизнь ответственный публицист не имеет права. Остается два пути: либо сочинять классический рассказ, либо типизированные очерки Бурсы, записки охотника, не отличающиеся от рассказов, либо глубоко-глубоко заглядывать в себя и предельно откровенно рассказывать читателю об увиденном. К счастью для читателей, публицисты часто объектом исследования выбирают собственную личность. Публицистика в таком случае превращается в самовыражение и самоисследование, жанровая форма этого интимного процесса у прохожих на виду называется: эссе.

Эссе – это значит, что я сам рассказываю о себе для самого себя, но надеюсь, что все это представляет интерес для других, ибо содержит информацию не только обо мне, но и о каждом из нас, твореньях Всевышнего, а потому в духовном, в сущностном похожих друг на друга. Каждый из нас хотел бы написать эссе о себе самом, но загвоздка в том, что далеко не всякому из нас хватит смелости, честности, понимания самого себя, умения видеть себя. Да и точных слов не каждый найдет, чтобы выразить еле уловимое в себе.

Процесс познания самого себя в эссе накладывается на процесс познания мира. Типизация Я-автора, обобщение своей личности, похожесть ее на других, восторг читателя от узнавания такой похожести – все это делает эссе познавательным, воспитывающим, общечеловеческим.

Стилистике эссе характерны: разговорность языка и лексики, доверительная интонация, откровенность, свободная композиция, отсутствие всяческих литературных канонов, свободное передвижение от общего к интимному и обратно, новизна взгляда на обычные вещи и явления.

Классиками эссеистики считаются М.Монтень, Д.Дидро, Г.Гейне, Р.Роллан, А.Моруа, Л.Толстой, М.Пришвин, К.Паустовский.

Заметим, жанр эссе в русской литературе и публицистике не так популярен и употребителен, как на западе. Чем это объясняется? Видимо, особенностями исторического развития стран, народов, общественных систем и национальных ценностей. Допустим, в белорусских текстах редко встречаются классические эссе, за исключением отдельных произведений Я.Брыля, В.Короткевича, М.Лужанина. Видимо, это связано с тем, что белорусская литература – молодая литература, прошла ускоренный путь становления и развития, минуя фазы, обязательные для более «старых»

мировых литератур (например, период сентиментализма). Возможно, белорусской душе не позволили вылиться в эссе ее зажатость, скованность, скромность, самоуничижение?

Оставим, молодые коллеги, сей важный вопрос для обсуждения. А сами попробуем создать эссе, то есть ярко выразить и прочно позиционировать в мире себя и, следовательно, Беларусь.

Публицистика, как и журналистика, есть способ организации сбора и передачи информации. Но если в журналистике допускается передавать информацию «в никуда» (деятельность информагентств) или во всемирную «паутину» (Интернет), то безадресное информирование для публицистики – нонсенс.

Журналисты любят декларировать свою объективность, но за ней нередко скрывается целенаправленный подбор фактов с одновременным замалчиванием фактов «ненужных». Публицистам играть в объективность противопоказано по определению.

Публицист тенденциозен, следовательно, его информация носит либо просветительский, либо откровенно пропагандистский характер, предусматривает определенную аудиторию, настроенную на обратную связь.

Вот читательское письмо, адресованное вашему покорному слуге-лектору, по совместительству публицисту: «Это редко и удивительно, когда твои выстраданные и спрятанные глубоко внутри мысли и переживания вдруг получают форму в простых словах, и ты уже не думаешь, что выпадаешь из этой безумной жизни, понимаешь, что твои переживания – это нормально для нормального человека. Я о «Хрониках Анатолия Козловича». Спасибо Вам за душевное родство».

Публицистика – чрезвычайно эффективный информационный продукт.

Осознавая это, публицистами часто становятся политики, когда безудержно устремлены к цели и стремятся заразить этой целью как можно больше людей.

Ярчайший пример – Ленин.

Публицисты превращаются в политиков, когда им становится тесно в жанре и профессии, когда личностные установки меняют адрес «публицистика» на адрес «власть». Недавний пример – В.Гавел.

Оба примера симбиоза публицистики и политики не вызывают у нас профессионального интереса, так как идеология не является предметом нашего курса. Политическая публицистика – это расчетливое сожительство, методологию которого рассматривает политология. К сожалению, современная публицистика Беларуси политизирована до такой степени, что … потеряла признаки собственно публицистики. О причинах и следствиях этого печального для публицистов и читателей процесса мы поговорим в

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Творческий путь короля фельетона Власа Дорошевича. Первые публикации, сотрудничество с изданиями, специфика творчества и литературные успехи. "Одесский листок", роль издания в творческой судьбе публициста. Ценность Дорошевича для российской журналистики.

    реферат , добавлен 03.03.2012

    Исследование факторов роста творческого потенциала журналиста, понятий и критериев творчества в журналистике. Анализ общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Актуальные проблемы современности в публицистике Гаджи Арипова. Оценка его стиля и основные методы публициста. Проблема безопасности и единства Дагестана. Экономические реформы страны и их последствия. Морально-эстетические проблемы общественной жизни.

    статья , добавлен 22.02.2010

    Творчество как элемент журналистской профессии. Виды и направления журналистского творчества. Типы и методологические основы творчества в журналистике. Биография и творческая деятельность В. Познера, тематика его программ, профессиональный уровень.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2011

    Способы выражения авторского "я". Структура творческой индивидуальности журналиста. Функции факта, искусство анализа, процесс обобщений. Рациональное и эмоциональное в журналистике. Профессиональные кодексы об объективности, социальная ответственность.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2011

    Публицистика: стилистические, жанровые характеристики. Жанровая классификация журналистских тестов. Появление гонзо-журналистики на Западе. Возникновение понятия гражданская интернет журналистика. Особенности рецензий и репортажей в стиле гонзо в рунете.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2016

    Сущность журналистской деятельности. Аналитическая журналистика как одна из сред интеллектуально-политического ландшафта. Издания, специализирующихся на аналитической журналистике, а также те, в которых аналитическим жанрам отводятся специальные рубрики.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2010

Выбор редакции
Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...

Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...

Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...

Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...
В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...
Иногда сны нас удивляют и даже шокируют. Например, к чему снятся роды – многим интересно, ведь такое бывает не каждый день! И одно дело,...
Самые ценные рецепты те, которые помогают варить консервацию очень быстро и в то же время получить вкусный продукт. Как раз с такого и...
Интересное сновидение, которое имеет довольно большое количество значений. Обычно рыжие волосы во сне олицетворяют стихию огня, буйный...