Сущность законности проявляется в. Сущность и основные принципы законности


законность правопорядок государственный юридический

Законность: понятие и содержание

Конституция провозглашает Россию как правовое государство. Конституция закрепила основные принципы построения правового государства. Их ядро составляют положения: человек, его права и свободы - высшая ценность; права и свободы являются непосредственно действующими; права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина выделяется в числе важнейших обязанностей государства. Данная обязанность может быть реализована, если в стране прочно утвердилось понимание необходимости соблюдения и исполнения Конституции РФ, федеральных законов, т.е. реально действует и такой принцип правового государства, как принцип законности.

Законность - одно из фундаментальных понятий юридической науки и практики. При различии определений законности (как принцип, режим, метод) большинство авторов сходятся в том, что суть законности состоит в требовании строгого и неуклонного осуществления всеми субъектами законов и подзаконных нормативных актов. Требование строгости означает недопустимость никаких отклонений от предписаний нормативных актов, а требование неуклонности устанавливает постоянство и неизменность данной линии поведения.

Субстанцией законности выступает именно закон. Поэтому сам термин "законность" производен от термина "закон".

В условиях формирования правового государства требуется иное понимание права, законности, для которых мерой всех вещей действительно выступает благополучие социально-правовой жизни каждого конкретного гражданина. Речь идет не просто об учете, уважении интересов личности, а о человеческом измерении права. Поэтому концентрированно современная (естественно-позитивная) концепция правопонимания воплощена в конституционном положении о высшей ценности человека, его прав и свобод. Именно оно должно быть определяющим при проведении в жизнь принципа законности.

Но тогда необходимо признать, что не каждый закон можно считать правовым. Признание наличия неправовых законов не подрывает основ законности. Ее фундаментальное, всеобщее, универсальное значение ревизии не подлежит. Больше вреда ее престижу в обществе наносит категорическое требование следовать закону, даже противоречащему Конституции. Такое требование является столь же неприемлемым, как и идея И. Канта об этической автономии или самозаконности в области права. Выдающийся мыслитель писал: "Дефиниция моей внешней (правовой) свободы гласит так: эта свобода есть правомочие не повиноваться никаким внешним законам, кроме тех, на которые я бы мог дать свое согласие". Законность разрушает как формализм, так и усмотрение, не опирающееся на объективные законодательно закрепленные критерии.

Приоритетное значение должны иметь содержательные требования законности: верховенство права, верховенство правового закона, соблюдения и уважения прав и свобод человека, справедливости и разумности применения права, культурности правотворческой и правореализующей деятельности. Единство содержательных и формальных требований дает основания говорить не просто о законности, а о правозаконности или конституционной законности.

Требования правозаконности должны распространяться на всех субъектов, в том числе и на законодателя. Законодатель должен не только закреплять принцип законности, но быть образцом для всех остальных в реализации ее требований на практике. В кругу причин издания неправовых законов не последнее место занимает то, что закон в большей степени рассматривается с формально-юридической позиции. В то же время юридический закон, прежде всего разновидность общественного закона, под которым понимаются объективно существующие необходимые, повторяющиеся и устойчивые связи (отношения) в обществе и внутри самого права. Из этого следует исходить при характеристике закона как нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой.

Другой не менее важный вопрос - о недопустимости для субъекта применения права, пока закон не отменен, ставить свое мнение выше действующего закона. Закон превращается в своеобразную вещь "для себя", в некую абстрактную абсолютную ценность. Правоприменитель же перед законом обречен на пассивность. Его главная задача - во имя сохранения закона безропотно, не задумываясь следовать формальным категорическим предписаниям, даже если они несправедливы, неразумны и антигуманны. Такое допустимо лишь в тоталитарном государстве, но не для общества, вставшего на путь строительства правового государства.

В аспекте правозаконности или конституционной законности следовать закону, пусть даже надлежащим образом юридически оформленному, но содержательно ущербному, вряд ли правомерно. И это, еще раз подчеркнем, вовсе не призыв к всеобщему непослушанию, к беспорядкам, анархии. Такая оценка могла иметь место во времена, когда права человека не признавались самостоятельной ценностью и противопоставлялись правам гражданина, когда Конституция рассматривалась не иначе как политическая декларация, а не нормативный правовой акт прямого действия.

Определяющая особенность законности в том, что это явление всегда сопутствует государству и праву, предопределяется их природой, назначением, социальным потенциалом.

Стабильная законность - важнейшее условие решения проблем, задач, стоящих перед нашим обществом.

По-видимому, "законность" как требование или принцип всеобщего, строгого соблюдения норм права, как точное, неуклонное осуществление правовых норм всеми государственными органами, гражданами, другими субъектами и требование общеобязательности юридических норм - понятия не тождественные. Общеобязательность - объективное свойство права. В этом контексте отметим: общеобязательным является и приказ начальника, и приговор суда. Отсюда известный политико-правовой тезис официальной власти о необходимости утверждения "диктатуры закона" в стране должен прежде всего распространяться на высшие и иные эталоны самой государственной власти (борьба с коррупцией и др.).

Законность в широком плане - это не просто исполнение законов, но и подзаконность деятельности государства, обязательность законов для всех государственных органов. Констатируя это, обратим внимание на следующий вывод: "Законность - это общественно-политический режим жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц".

Стало быть, содержание законности при таком (широком) подходе включает реализацию не только предписания права по отношению к обязанным лицам, но и реализацию предоставленных им возможностей (прав, свобод индивидов, их объединений) в сфере правового регулирования. Прежде всего, это обеспечение и защита прав и свобод граждан со стороны государственных органов и должностных лиц.

Законность - это "политико-правовой режим, характеризуемый верховенством закона, безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданами прав и свобод".

В отечественной юридической литературе контуры содержания законности традиционно рассматриваются в единстве трех взаимосвязанных аспектов: принципа деятельности, метода деятельности и режима общественной жизни.

  • 1. Как принцип государственно-правовой жизни законность признается в качестве основополагающего начала жизни общества, ориентирующего индивидов и организации на надлежащее осуществление (соблюдение, исполнение, использование) юридических предписаний. Ценность этого принципа станет реально значимой при условии, что им будут руководствоваться в своем поведении все субъекты права - и государственные органы, и их должностные лица, и граждане, и их объединения. Вывод о возможности рассмотрения законности в качестве принципа, правового начала деятельности индивидов, организаций основывается на содержании ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.
  • 2. Законность - это и метод регулирования поведения участников отношений, состоящий в организации общественных отношений путем издания законов, иных нормативно-правовых актов и обеспечения осуществления их предписаний. Главное здесь в том, что реализация многочисленной деятельности государства, его функций осуществляется правовыми средствами и в правовых формах.
  • 3. Законность, как особый режим общественно-политической жизни, отражает господство закона во всех сферах общественной жизни, в отношениях между личностью и государственной властью, распространение его требований на область правотворчества, сферу реализации права, его применения. Понятие законности в этом аспекте означает ее нацеленность на обеспечение безопасности и защиты личности от произвола властных структур, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина.

И принцип, и метод, и режим законности находятся в органической связи, способствующей получению более полного, целостного представления об этом правовом явлении. Вместе с тем заслуживает внимания вывод о том, что наиболее завершенную форму, ценность законность "приобретает только тогда, когда она предстает в виде режима социально-правовой жизни".

Законность - одно из самых устойчивых политико-правовых явлений, способных сохранить свои основные качественные черты, несмотря на ее "наполнение" в связи с изменениями, происходящими в обществе. Под этим углом зрения в содержании законности можно выделить следующие составляющие:

  • а) обязательное соблюдение, исполнение предписаний права всеми его субъектами;
  • б) обеспечение для всех субъектов возможности полного и реального осуществления субъективных прав;
  • в) строгая регламентация деятельности учреждений и организаций;
  • г) реализация предписаний Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • д) независимое и эффективное правосудие;
  • е) результативная работа правоохранительных органов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский государственный гуманитарный УНИВЕРСИТЕТ им Шолохова»

Факультет: Институт права, политики и социального развития

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

Законность: понятие, сущность и ее гарантии

Выполнил: студент гр. 75Ю310113

Хайдарова Д.Р.

Научный руководитель: Шеяфетдинова Н.А.

Москва 2014 г.

Введение………………………………………………………………. 3

Глава I . Понятие законности…………………………………………. 5

Глава II . Сущность законности…………………………………….... 13

2.1Основные требования законности……………………………….. 13

2.2 Принципы законности………......................................................... 19

Глава III . Гарантии законности………………………………………. 23

Заключение…………………………………………………………….. 26

Список использованной литературы………………………………… 28

Введение

Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.

Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл. Т.е в моем понимании право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. Средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования, строго определены. Эти средства образуют целый, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность все совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования. Механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства. 1

Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием «законность».

В недалеком прошлом отечественная наука анализировала законность преимущественно в аспекте требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется только на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания.

Обеспечение законности сводилось главным образом к работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов - выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию. Результатом этого и стал обвинительный уклон в их деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений.

Такое понятие законности, удовлетворяющее потребности тоталитарного режима, совершенно не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению правового государства и общества.

Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:

Понятие и содержание законности;

Основные требования и принципы законности;

Система гарантий законности.

Исследование данных аспектов темы я и определяю как задачу и цели своей работы.

Глава I . Понятие законности

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

О законности написано очень много работ. Существует и множество различных определений этого явления. Но практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени.

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех. 2 Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства, коим провозгласила Россию Конституция Российской Федерации.

Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.

В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей. Итак, что такое законность?

Законность - это строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе. 3

Законность характеризуется следующими основными признаками:

1. Важнейшей чертой законности является ее всеобщность.

Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к гражданину. Государство ответственно перед гражданами, а граждане - перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Конечно, государство посредством законодательной деятельности не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако через принятие и реализацию законов оно может и должно предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности. 4

Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний – задача государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.

Чтобы быть творцом и “хранителем” законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.

Всеобщность, как важнейший признак законности, означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных предприятий и организаций и граждан.

2. Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами.

Оценить состояние законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует многими примерами, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась неправовыми законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами собственных граждан.

Итак, нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений. 5

3. Понимаемая как метод государственного регулирования обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами - путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав.

В таком государстве недопустим произвол должностных лиц, исключаются принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным и судебным органам. 6

В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. 7

Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности.

Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы.

Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни.

Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие следующих взаимосвязанных факторов:

Совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса;

Полной и безусловной реализации предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

Итак, законность - это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей - от анархии, общество в целом - от насилия, хаоса, беспорядка.

В юридической литературе законность рассматривалась по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом. В соответствии с этой дефиницией законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативно-правовых актов. Однако представляется весьма спорным включение в понятие законности правотворческого процесса, т.е. особой формы или особого вида деятельности соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы права изменяются, то, следуя логике, нельзя сказать, что законность — величина постоянная; она меняется всякий раз, как только происходит корректировка законодательства. Правотворческий процесс — это деятельность, которая определяется соответствующими нормативными актами, она подпадает под необходимость соблюдать, исполнить законность и в этом отношении не отличается от других видов государственной деятельности, например, от правоприменения, следовательно, нет необходимости включать ее в понятие законности. Законность связана с законами, но они выступают не как ее составная часть, а прежде всего, как предпосылка и условие ее осуществления. 8

Нужно отметить, что разногласия в юридической литературе по поводу определения законности порождены не столько сложностью, многогранностью и динамикой предмета, сколько терминологической неясностью. Термин "законность" обозначает положительное отношение к законам в практической деятельности и повседневной жизни. Понятие "режим законности" обозначает определенное состояние соответствия общественных отношений законам и другим подзаконным актам, которое может быть зафиксировано, охвачено одним словом — правомерность;

Итак, режим законности есть состояние правомерности общественных отношений, законосообразности поведения. Правоприменительная, правореализующая деятельность выступает ближайшей, непосредственной причиной законности. Эта необходимая и существенная внутренняя связь законности представляет собой, таким образом, генетическую зависимость. В свете вышесказанного хотелось бы предложить следующее понимание законности: это требование общества и государства, состоящее в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.

На первый взгляд может показаться, что все различия в определениях являются чисто словесными, не касаются существа. Однако главное – это отграничить законность от близких с ней понятий. П. М. Рабинович, пожалуй, прав, когда подвергает критике определение законности как неуклонного и точного соблюдения (исполнения) законов.

Глава II . Сущность законности

Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). 9


2.1Основные требования законности

Каковы основные требования (или как их ещё называют, идеи) законности?

1. Воплощение идеи господства права в жизни общества, определенных объективных требований, предъявляемых всем государства.

В режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.

Это ни в коей мере не означает ведения тотальной правовой регламентации всех сфер жизни. Регламентироваться правом должны только те отношения, которые в том объективно нуждаются. Причем законодательство должно быть совершенным с технической стороны, достаточно четким, определенным, не допускающим произвольного толкования и применения, не иметь пробелов.

Подчеркивая господство закона, следует помнить, что закон и право не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотических формах правления, абсолютных монархиях сами законы выступают выражением произвола. А законы против тенденции, законы, не дающие объективных норм, являются террористическими законами. 10

2. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам.

В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. 11 Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.

Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. 12 Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

Наивысшую юридическую силу имеет Конституция - основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность.

Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности.

3. Равенство всех перед законом.

Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом).

Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов. 13

4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц.

В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства. 14

5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Почему нельзя противопоставлять законность и целесообразность? Прежде всего потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отображаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться житейской целесообразностью. Нарушая требования закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения более полезными и нужными для данного случая.

Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. 15 И закон предоставляет такие возможности. Например, при определении уголовного наказания судьи, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.

Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей.

Если же закон устарел, отстает от потребностей общественного развития, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке. Но пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или индивидуальные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой неотлагательной отмены устаревшего закона, но не более. Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревший закон. 16

6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями.

Правовое государство создает необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищенность населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией.

Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд. Высший надзор за законностью осуществляется конституционным судом.

7. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. 17 Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.


2.2 Принципы законности

Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающий ее демократический, гуманный характер. Рассмотрим кратко эти принципы.

1. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия (единство законности).

При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории.

Недопустимы попытки создания, скажем, в каждом субъекте Федерации (а тем более на каком-либо предприятии, организации) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в России этот принцип не всегда проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.

Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемлении самостоятельности и инициативы мест.

Законы предъявляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц.

Она соответствует действительному смыслу закона и проводит в жизнь заложенные в нем регулятивные функции.

2. Всеобщность законности.

Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, государственные органы, политические партии. 18 В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

Высказывается мнение, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не отдельные граждане, так как последние якобы своими действиями не нарушают этого режима. Действительно, неправомерная деятельность государственных органов, должностных лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству и его органам. Однако если правонарушения граждан приобретают массовый характер, если налицо рост преступности, режим законности безусловно нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении не сравнима с такой же ролью государственных органов.

3. Целесообразность законности.

Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Целесообразность законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, законе выражается высшая социальная целесообразность.

Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.

В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. На этом основании они могут нарушаться, то есть по мотивам нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они не мотивировались, терпимы быть не могут, о чем я уже упоминала выше.

Иначе говоря, с точки зрения целей правового регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.

Итак, благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом.

Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний.

Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.


Глава III . Гарантии законности

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не оставались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, то есть гарантии законности.

Гарантировать законность - значит сделать ее незыблемой.

Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. 19

Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Общие условия, то есть объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

Общие условия подразделяются на:

1. Экономические условия.

Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и так далее.

2. Политические условия.

Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть, то есть устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.

3. Идеологические условия.

Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

4. Социальные условия.

Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.

5. Правовые условия.

Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства.

Специальные средства законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные средства (гарантии).

Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве юридической формы, не сливаясь, однако, с ними.

Выделяются следующие юридические гарантии (средства):

Средства выявления правонарушений;

Средства предупреждения правонарушений;

Средства пресечения правонарушений;

Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений;

Юридическая ответственность;

Правосудие.

Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. 20 Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних спецподразделений (для борьбы с оргпреступностью, коррупцией и др.).


Заключение

Изучение проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права исключительно важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но, в конечном счете, обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно; порождает различные взгляды.

Сама по себе правоприменительная и право реализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро они соответствуют законности, то выступают не элементами ее содержания, а ее носителями. Законность — это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин "законосообразность", пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями — законностью и реализацией права.

В работе рассмотрены и определены понятие и содержание законности как необходимого политико-правового режима общества. Итак, законность – это необходимая составная часть политико-правового режима правового государства и общества. Основной вывод, который можно сделать из исследования аспектов данного вопроса - это то, что в Российской Федерации, Конституция которой провозгласила стремление к построению правового государства в нашей стране, к сожалению, нельзя с твердостью утверждать о воцарившейся на правовых полях государства законности. Исходя из исследования главы второй работы, выяснено, что одним из основных условий законности в правовом государстве является четкое, неукоснительное ее соблюдение в первую очередь государственными органами власти; учитывая сегодняшний уровень коррупции, халатности, волюнтаризма, злоупотребления властью российским чиновничеством, к сожалению можно констатировать лишь частичное присутствие законности.

Определены гарантии законности, их виды, раскрыто и рассмотрено понятие правопорядка и его соотношение с законностью.


Список использованной литературы

  1. Бахрах Д.Н. Вопросы законности в государственном управлении. // Правоведение. 1992. N3.
  2. Горшенев В.И. Законность как достояние правового государства //Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. 2001.
  3. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. -М.:Зерцало, 1997
  4. Теория государства и права. Бошно С.В. М.: Эксмо, 2007. - 400 с.
  5. Теория государства и права. Марченко М.Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - 640 с.
  6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - .528 с.
  7. Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М: Наука. 2002. – 292 с.
  8. Казаков В.Н. О некоторых чертах современного правопорядка. //«Государство и право». 2003, № 4, с. 88-92.
  9. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. - М., 1998. и второе издание: М.: Спарк, 2000. - 511 с.
  10. Ленин В. И. О «двойном» подчинение и законности // Полное собрание сочинений. Т. 45, М. 1964. – 730 с.
  11. Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2010.
  12. Корельский В.М., Алексеев С.С. Теория государства и права.// М.: Норма - Инфра-М, 2010.
  13. Левченко И.П. Механизм применения права. Смоленск. 1999. С. 68.
  14. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М.Рассолова, В. О. Лучина. – М. ЮНИТИ – ДАНА, Закон и право, 2001. – 640 с.
  15. Скакун О. Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консум; Ун-т внутренних дел, 2000. – 704 с.

1 Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 2010.

3 Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2009.

4 Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2009.

5 Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2009

6 Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 2010.

7 Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 2010.

8 Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Гос-во и право. 2008. №3.

9 Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2009.

10 Кудрявцев В.Н. О правоотношении и законности // Государство и право. 2008. № 3.

11 Теория государства и права. Бошно С.В. М.: Эксмо, 2007.

12 Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2009.-

14 Кудрявцев В.Н. О правоотношении и законности // Государство и право. 2008. № 3.

15 Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 2010.

16 Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Инфра-М. 2009.

17 Витрук Н.В. Законность: понятие, защита, обеспечение // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. профессор В.К. Бабаева. Н. Новгород, 2009.

18 Шабуров А.С. Законность и правопорядок Теория государства и права: Учебник для вузов, М., 2009.

19 Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 2010.

20 Корельский В.М., Алексеев С.С. Теория государства и права.// М.: Норма - Инфра-М, 2010

Понятие законности в юридической литературе используется в нескольких смыслах: как метод государственного руководства обществом, основанный на всеобщем соблюдении правовых предписаний, как принцип деятельности государственных институтов, как режим общественной жизни. Но наиболее общепринято следующее понимание: законность – точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами правоотношений действующих на территории государства правовых актов.

Законность является идеальной формой правоотношений, т.к. соблюдать нормы права должны все без исключения. В действительности же имеет место немало нарушений законности – отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются.

Основным носителем законности является деятельность, поведение людей. Но через нее свойство законности, т.е. соответствия праву приобретают и иные объекты – нормативные и правоприменительные акты, различные документы, отношения людей и др.

Для законности необходимы две стороны:

б) формальная – это их выполнение, так как только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно.

Субъектами законности являются все участники общественных отношений, а именно: государство и его органы; общественные и иные организации; трудовые коллективы; должностные лица; граждане.

Объектом законности является поведение юридически обязанных лиц, их сознание, воля и поступки.

Законность является наиболее яркой характеристикой эффективности процесса построения правового государства.

Законность непосредственно зависит от социально-нравственных и государственно-правовых процессов, что позволяет поставить вопрос о ее юридической основе. Дать на него однозначный ответ сложно, так как он затрагивает самостоятельную проблему соотношения права и законодательства.

К структурным элементам законности относятся:

цель – достижение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права;

взгляды и принципы – содержание и теоретико-мировоззренческая основа законности;

система средств, приемов и условий, с помощью которых происходит осуществление идеи и начал законности;

мотивированная деятельность человека – связующий элемент законности, определяющий ее социальную природу;

критерии оценки поведения субъектов общественных отношений –действующее законодательство;

юридическая основа законности – право и правомерное поведение участников отношений.

Можно выделить следующие основные свойства законности:

во-первых, ее причинно-следственную зависимость от социально-нравственных и государственно-правовых процессов;

во-вторых, общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;

в-третьих , высокую степень абстракции и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;

в-четвертых , объективность как следствие вышеперечисленных черт законности.

Выделяют следующие принципы законности :

- Единство законности – установление единообразного понимания законов и подзаконных актов, их толкования и применения; соблюдение единых, установленных для всего государства нормативных актов; единство и непротиворечивость правовой системы государства.

- Всеобщность законности – в государстве не должно быть органов и должностных лиц, исключенных из сферы законности, из-под влияния права; законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем без исключения.

- Верховенство закона – законы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным и индивидуальным правовым актам. Этот принцип понимается как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества. - Целесообразность законности – выбор строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, обход закона под предлогом целесообразности. Критерием оценки законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

- Реальность законности – это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

В историческом аспекте установить точное время возникновения законности так же трудно, как и определить «возраст» человека, государства и права, все они находятся между собой в теснейшей причинно-следственной взаимозависимости и взаимообусловленности.

Поэтому и в отечественной литературе мнения ученых по данному вопросу разделились. Одни считают, что законность свойственна любому классовому обществу, другие – связывают ее возникновение с демократией.

Режим законности, как представляется, неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.

Можно сказать: законность – основа демократии, демократического режима общества. В условиях режима законности становятся реальными демократические права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются необходимые, основанные на законе, процедуры как в правотворческой, так и в правоприменительной практике.

“Законность, – отмечает В.Н.Кудрявцев, – не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя”. Действительно, связь права, законности и демократии очевидна.


Законность - это господство законов в общественной жизни, то есть правовой режим, при котором нормативные предписания осуществляются всеми участниками правовых отношений.
Законность - это соблюдение всеми субъектам права законов и подзаконных актов.
Сущность законности заключается в неуклонном и точном строгом соблюдении исполнении и применении законов и подзаконных актов действующих на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.
В содержание законности включают два элемента: наличие законов и реализацию законов. Однако законы как таковые не входят в содержание законности. Они являются нормативной основой законности. При этом законы должны иметь правовой характер, то есть выражать интересы всего населения, а не произвол властей.
Значение законности состоит в том, что законность противостоит деспотизму власти, охраняет личность от произвола, государство от анархии, общество от насилия. Отсутствие законности порождает широкий административный произвол и всеобщее беззаконие. Отказ от законности способствует росту коррупции, преступности, эскалации насилия во всех его формах и ведет к деградации общества.

§ 2. Принципы законности
Принципы законности - принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. К принципам законности относят всеобщность законности, верховенство закона, единство законности и целесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость ответственности и контроль за реализацией закона.
Всеобщность законностиозначает равенство всех перед законом независимо от социального положения, благосостояния, национальности и других признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа обеспечивает права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.
Единство законности- понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на территории всей страны. (Законность не может быть калужской или казанской, она должна быть единой всероссийской).
Верховенство законаозначает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общественных отношений. Все другие нормативные акты являются подоконными и принимаются на основе и во исполнение законов. Этот принцип направлен против создания ведомственных нормативных актов, не соответствующих законам, и самочинных распоряжений должностных лиц.
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности означает недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность заключается в неукоснительной реализации требований законов.
Неразрывная связь законности с культуройсостоит в том, что законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реализации.
Неотвратимость ответственности. Этот принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежностью наказания. На практике реализация этого принципа должна проявляться в повышении раскрываемости преступлений и своевременном рассмотрении административных, уголовных и гражданских дел. Виновные в совершении преступлений должны понести адекватное содеянному наказание.
Контроль за реализацией законов.Выполнение этого принципа заключается в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в форме прокурорского и конституционного надзора, ибо бесконтрольность во многих случаях порождает беззаконие.
Гарантированность прав и свобод личности– выражается в конституционной обязанности государства защитить прав и свободы человека и гражданина.
Юридические требования законности:
- справедливое наказание за неисполнение норм права;
- законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;
- возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов;
- законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, конституционное закрепление презумпции невиновности.

Еще по теме § 1. Понятие, сущность, содержание, значение законности:

  1. 5. Понятие и сущность прокурорского надзора за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях

Государство управляется с помощью различных методов и средств, и в первую очередь правовых. Законы и их соблюдение – наиболее цивилизованный способ управления обществом. Но законы – это только предпосылка, нормативная основа законности. Законы должны выполняться всеми субъектами.

Законность представляет собой сложное и многогранное явление. Её социальное назначение состоит в том, чтобы способствовать упрочению общественного и государственного строя, обеспечивать правовое регулирование общественных отношений.

Законность понимается с разных позиций и аспектов:

Как принцип права;

Как требование соблюдения всеми субъектами правовых норм;

Как состояние, режим общественной и государственной жизни;

Как принцип построения и функционирования правового государства.

В этом последнем смысле под законностью понимается режим общественно-политической жизни, состоящий в строгом соблюдении и исполнении законов и основанных на них подзаконных актов всеми участниками общественных отношений.

Состояние законности тесно связано с правовыми нормами. Законодательство является важнейшей предпосылкой законности, т. к. законность есть строгое и точное соблюдение и исполнение законодательства.

Дискуссионным остается вопрос о понятии законодательства (два взгляда):

Только совокупность законов;

Совокупность всех источников (форм) права.

Сторонники первого подхода утверждают, что широкое понимание законодательства, а, следовательно, и законности объективно принижает роль законов в системе нормативно-правовых актов государства. Обязательность соблюдения требований подзаконных актов по их мнению обусловлена тем, что они изданы в соответствии с законами и во исполнения законов. Определенный резон в этом есть.

Предпочтительнее, однако, второй подход. Если в правоведении утвердился подход к определению всей совокупности нормативно-правового материала понятием «законодательство страны», то и понятие законности должно охватывать собой не только соблюдение норм законов, а всех правовых норм, сложившихся в обществе. Верховенство же законов опосредовано признанием соответствующего принципа: верховенства конституции и законов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом существенное значение имеет содержательная характеристика самих юридических норм.

Законы – это только предпосылка, нормативная основа законности. Один из основных принципов, провозглашенных римскими юристами – «чтобы быть свободным, надо стать рабом закона». Разумеется, что речь должна вестись о так называемых правовых законах, соответствующих общечеловеческим ценностям.

Вызывают опасение рьяность отдельных правоведов, призывающих к «диктатуре закона». Мы это проходили уже не раз. Надо понимать, что законы могут быть и не правовыми. Здесь необходим диалектический подход. Законы должны соблюдаться, но законы, ограничивающие права личности должны быть обоснованными, они должны исходить из необходимости защиты других индивидов, общества в целом. По возможности они должны корректироваться.

Трудность практического применения такого подхода заключается в том, что критерии «правового» закона достаточно размыты. Эти критерии носят в большей части не юридический, а нравственный характер. При этом возникает естественный вопрос, кто должен определять – правовой закон или не правовой, хороший или плохой. Здесь интересы субъектов могут не совпадать.

Исходя из этого, в реальной жизни необходимо следовать аксиоме: закон надо уважать, даже если он не идеальный. Несовершенство юридических норм не может служить оправданием их нарушения.

В современных условиях основное предназначение законности состоит в обеспечении такого состояния в жизни общества, когда реально осуществлялась бы защита прав, свобод и интересов граждан, организаций и государства в целом. Назначение законности состоит в обеспечении эффективной борьбы с преступностью, стабильного правопорядка в обществе.

В свою очередь законы должны соответствовать:

Основным положениям теории естественного права. Естественные права человека и служат ограничителем власти от возможного произвола;

Объективным потребностям развития общества;

Гуманистическим принципам.

Сущность законности состоит в таком режиме социальной жизни, при котором поведение участников общественных отношений, всех субъектов права соответствует правовым предписаниям, требованиям правовых норм. Такое содержание присуще законности любого исторического периода, независимо от условий, места и времени.

Тем не менее, такое понимание законности представляется формальным. В нём отсутствует учет качественного критерия.

В конкретных исторических условиях эта сущность наполняется конкретным содержанием и приобретает соответствующие формы.

Простое наличие самых совершенных законов не введет к достижению цели упорядочения общественных отношений. Необходимо, чтобы эти законы реализовывались. Поэтому законность включает в себя две стороны:

Наличие качественного законодательства;

Реальное претворение в жизнь требований законодательства.

Понятие законности должно распространяться как на сферу действия законов, так и на сферу правотворчества. Эта сфера деятельности также должна оцениваться с позиций идей нравственности и законности.

Принципы и требования законности

Под принципами законности понимаются исходные основополагающие начала, которые выражают её сущность и социальное назначение, а также её связь с другими общественными явлениями. Они находятся в диалектической взаимосвязи с принципами юридической ответственности.

Основные принципы законности :

Верховенство закона по отношению к другим нормативно-правовым актам;

Единство понимания и применения законов на всей территории их действия;

Равенство всех субъектов прав перед законом;

Неотвратимость ответственности за нарушение законов;

Единство прав и обязанностей граждан;

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

Принцип приоритета прав человека и гражданина;

Принцип взаимосвязи законности и культурности.

Большое значение для теории и практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности.

Принципы – это основные идеи, начала, выражающие содержание законности.

Требования – это сформированные на основе принципов в общем виде правовые предписания, соблюдение и исполнение которых делает поведение законным.

Требования законности отражают её направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности конкретных субъектов.

Каждый из принципов законности может быть развернут в конкретные требования.

Верховенство закона по отношению к другим нормативно-правовым актам проявляется в том, что все правовые акты должны соответствовать закону, издаваться на основе и во исполнение закона. Все законы должны соответствовать конституции страны, т.е. быть построены в соответствии с иерархией. Правоприменительные акты должны соответствовать нормативно-правовым актам.

Верховенство закона обусловлено тем, что он является прямым выражением воли народа – единственного источника власти.

Единство законности означает единообразное понимание и применение законов на всей территории страны, несмотря ни на какие местные особенности. Это означает единообразное понимание и применение законов на всей территории страны, несмотря ни на какие местные особенности. Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному произволу. «Законность не агрономия. Она должна быть единой в пределах юрисдикции государства». Вместе с тем, единство законности не исключает учета местных условий при решении конкретных дел, но только в пределах, на основании и в рамках закона. Местные особенности и должны учитываться в законодательстве субъектов федерации, правотворческие органы которых, проявляя разумную инициативу, в пределах установленных общих рамок, учитывают своеобразие местных условий.

Равенство всех субъектов права перед законом означает, что нормы права должны соблюдать все без исключения субъекты права. Ни должностные положения, ни заслуги не могут служить основанием для нарушения норм права.

Законность обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Обязательность ответственности за совершенное правонарушение означает, что ни одно нарушение правовых норм не должно остаться без последствий, без применения соответствующих санкций. Это оказывает большое предупредительное воздействие на потенциальных правонарушителей, удерживает их от противоправных действий. В то же время никто не может быть привлечен к ответственности, если он не совершил правонарушения.

Осуществление человеком своих прав не должно нарушать права и свободы других лиц. Двухсторонний характер правовых связей между гражданином и государством находит свое выражение не только в правах и свободах, но и в обязанностях, которые государство возлагает на граждан.

Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов быть не должно. Наличие диспозитивных норм предоставляет субъектам право выбора наиболее целесообразного варианта. Но такая допустимая целесообразность не имеет ничего общего с её противопоставлением законности. Если закон несовершенен, его необходимо изменить в установленном порядке, но не обходить. Целесообразность возможна лишь в рамках самого закона.

Принцип приоритета прав и свобод человека означает, что главное в содержании законности, в деятельности государства, его должностных лиц – это уважение и всемерная защита прав граждан. В то же время, осуществление человеком своих прав не должно нарушать права и свободы других лиц. Двухсторонний характер правовых связей между гражданином и государством находит свое выражение не только в правах и свободах, но и в обязанностях, которые государство возлагает на граждан.

В то же время, упрочение законности выступает важнейшим средством повышения культуры общества, в том числе и правовой культуры.

Законность и правопорядок

Правопорядок – это система отношений, основанных на точном, полном и строгом соблюдении правовых норм. Это означает, что все субъекты общественных отношений сообразуют своё поведение с требованиями правовых норм. Правопорядок является необходимым условием нормальной жизни общества и образуется в процессе реализации норм права.

Понятия законности и правопорядка взаимосвязаны между собой как причина и следствие. Правопорядок складывается на основе законности, это результат осуществления принципов законности, реализация законности в общественной жизни. Именно правопорядок в первую очередь представляет собой юридическую цель правового регулирования.

Основой правопорядка является законность, т. е. правопослушное поведение государственных органов, должностных лиц, граждан и их организаций.

Предметная сторона законности и правопорядка отражает то, что должно соответствовать правовым требованиям – это деятельность субъектов.

Субъектная сторона законности и правопорядка отражает состав субъектов, на которых распространяется обязанность соблюдать правовые предписания и право требовать такого соблюдения от других лиц. Большинство правоведов связывает понятие законности с деятельностью всех участников правоотношений. Однако существует и мнение, сужающее субъектный состав законности. Такое сужение приводит к формированию зон, не подвластных правовому регулированию, и в конечном итоге к развитию коррупции, складыванию семейных и других кланов, на которые не распространяются требования правовых норм. Такой подход отвергает идею всеобщности права, равенства всех перед законом, что не способствует поддержанию правопорядка в обществе.

Нормативная сторона законности и правопорядка отражает круг правовых предписаний, обязательных для исполнения. Она определяется характером и содержанием правовых норм. Здесь тоже существуют различные мнения, обусловленные различным подходом к пониманию законодательства.

Законность и правопорядок обеспечивают решение таких важнейших задач:

Проведение экономических реформ;

Формирование гражданского общества и правового государства;

Эффективное функционирование элементов политической системы общества;

Гарантии соблюдения прав, свобод и законных интересов личности;

Четкое функционирование государственного механизма;

Борьба с преступностью.

Сами по себе правовые нормы являются предпосылками законности. В противном случае может возникнуть иллюзия, что укрепление законности может быть достигнуто только за счет совершенствования законодательства. Необходим механизм, обеспечивающий переход от правовой возможности к правовой действительности.

Определяющее влияние законности на существование правопорядка проявляется в следующих её практических аспектах:

2. Компетенциональный аспект как проверка совершения действий субъектов права в пределах их компетенции (правосубъектности).

3. Процессуально-процедурный аспект как проверка совершения актов и действий субъектов права в соответствии с установленным порядком.

4. Аспект соблюдения правотворческой, в т. ч. законодательной, техники в выражении содержания правовых актов.

Выбор редакции
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...

© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...

Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...

Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...
Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....
В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...