Налоговые проверки по нк рф подразделяются на. Нормативно-правовая база налоговых проверок


1.3. Виды налоговых проверок

Налоговый кодекс РФ устанавливает два вида налоговых проверок: камеральная и выездная. Они различаются как по месту и методу проведения, так и по полноте охвата проверкой результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Основные различия этих налоговых проверок можно представить в виде табл. 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика

камеральных и выездных проверок

Камеральная налоговая

проверка

Выездная налоговая

проверка

1. Субъект

Территориальные налоговые

Налоговые органы всех уровней

Совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчётный период

Совокупность финансово-хозяйственных операций за весь проверяемый период, но не более трёх лет, предшествующих году проведения проверки

3. Основание

для проведения

Специального решения

не требуется

Решения руководителя

налогового органа

4. Периодичность

Регулярно с периодичностью представления отчётности

Выборочно по

мере необходимости

проведения

Место нахождения

налогового органа

Место нахождения

налогоплательщика

Все налогоплательщики

Юридические лица и

индивидуальные предприниматели

7. Используемые мероприятия

Мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика

Любые, установленные

НК РФ мероприятия

С вступлением в силу ч. 1 НК РФ сильно изменились и содержание данных видов проверок (особенно – камеральных), и их роль в системе налогового контроля, поскольку согласно ранее действовавшему Закону РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» при проведении камеральных налоговых проверок использовалась только та налоговая и бухгалтерская отчётность, которая была представлена налогоплательщиком. В результате сущность данной проверки заключалась большей частью в контроле за своевременностью представления и правильностью оформления отчётности, а также проверке её на предмет наличия арифметических ошибок в подсчётах. Поэтому ключевой формой контроля за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления налогов являлись документальные проверки, которые должны были проводиться по месту нахождения налогоплательщика регулярно, не реже одного раза в год. Однако практический опыт очень быстро показал, что данная система налогового контроля нерациональна и нереальна по причине невозможности регулярного охвата выездными налоговыми проверками всех налогоплательщиков без исключения 6 . Помимо того, что подобная система нереальна с учётом ограниченных ресурсов налоговых органов, не эффективна она и чисто экономически, поскольку увеличение численности налоговых органов (которые необходимы для обеспечения всеобщих документальных проверок по месту нахождения налогоплательщиков) в данном случае неизбежно приводит к снижению экономической целесообразности работы контролирующих органов. Это происходит в связи с тем, что затраты на проведение налоговой проверки в большинстве случаев будут значительно выше суммы, которая будет доначислена в бюджет (так как проверка будет организована у всех налогоплательщиков, однако не у всех будут найдены серьёзные нарушения налогового законодательства), и как следствие этого, величина суммы доначисленных налогов и начисленных налоговых санкций в расчёте на одного работника налогового органа будет не очень высока, а иногда даже отрицательна. Очевидно, что целью налоговых проверок является, в первую очередь, не обеспечение дополнительных доходов бюджета, а предупреждение возможных налоговых правонарушений и преступлений, но и этого нужно добиваться более экономичными, а главное, более эффективными методами. Кроме того, Налоговый кодекс РФ значительно расширил права налоговых органов в части проведения камеральных налоговых проверок, предоставив им новую возможность затребовать у налогоплательщика любые необходимые для проведения проверки документы, получать объяснения налогоплательщиков по поводу исчисления налогов, проводить опрос свидетелей, встречные проверки связанных с налогоплательщиком лиц и т.п., что сделало камеральные проверки такими же документальными, как и выездные (только проверяемым периодом стал последний отчётный период, и отсутствуют те мероприятия, которые проводятся только по месту нахождения налогоплательщика – осмотр помещений, выемка документации и т.д.). Следствием того, что камеральные проверки превратились в документальные, стала возможность отражения доказательств налоговых правонарушений, обнаруженных в ходе проверки и связанных с исчислением налогов, а также возможность применения к налогоплательщикам санкций за такие правонарушения без проведения выездной налоговой проверки. В итоге, камеральные налоговые проверки стали основной формой контроля за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления налогов и сборов, что рационально и с точки зрения оптимизации работы налоговых органов, и с точки зрения профилактики налоговых правонарушений и преступлений. Налогоплательщик, осознающий тот факт, что вся его налоговая отчётность будет регулярно проверяться налоговыми органами, более серьёзно подходит к её составлению, а также помнит о том, что налоговый орган может потребовать документального подтверждения любых данных, которые содержатся в представленной им отчётности. Что касается выездных налоговых проверок, то они проводятся выборочно и лишь при наличии достаточных оснований полагать существенные нарушения налогового законодательства со стороны данного налогоплательщика, причём роль камеральных проверок при проведении отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок существенна. МНС России, руководствуясь всем вышеперечисленным, установило требование к налоговым органам: обеспечить регулярный полный охват камеральными налоговыми проверками всей представляемой налогоплательщиками налоговой отчётности (т.е. периодичность проведения камеральных проверок каждого налогоплательщика зависит от периодичности представления им налоговой отчётности). Достижение поставленной МНС России перед налоговыми органами задачи может быть упрощено за счёт создания унифицированных методик компьютерной обработки представляемой бухгалтерской и налоговой отчётности с целью выявления возможного несоответствия отдельных показателей (шаги в данном направлении предпринимались и предпринимаются налоговыми органами, однако необходимо внесение изменений и в законодательную базу). В случае положительного внедрения подобных методик сотрудники налоговых органов будут освобождены от рутинной работы по проверке правильности арифметических подсчётов. Разработке таких методик способствуют и сами документы, которые проверяются при осуществлении проверок и имеют унифицированную форму. Необходимо отметить, что в некоторых работах помимо выездных и камеральных проверок в качестве самостоятельного вида налоговых проверок (помимо установленных НК РФ) выделяют встречные проверки 7 . Однако Кваша Ю.Ф. справедливо отмечает тот факт 8 , что встречная проверка в ст. 87 НК РФ употребляется лишь для обозначения определённого процессуального действия: истребования у третьих лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика, и не имеет своего самостоятельного значения, поскольку может использоваться только в ходе проведения камеральной или выездной налоговой проверки.

1.4. Классификация налоговых проверок

Очевидно, что любая классификация имеет условный характер, и поэтому помимо установленной НК РФ классификации можно предложить иные: по месту проведения и объёму проверяемой документации, а также и по другим признакам. 1) По объёму проверяемых вопросов налоговые проверки можно условно поделить на: а) комплексные (охватывают всю финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика по всем вопросам соблюдения налогового законодательства за проверяемый период); б) выборочные (проверка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, но уже по вопросам исчисления и уплаты отдельных видов налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и т.п.). Для того чтобы в данном случае правильно определить вид проверки и учесть установленный НК РФ запрет на проведение повторных налоговых проверок и частоту проведения налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период, необходимо обратить внимание на то, каким образом указана цель этой проверки в решении о назначении выездной налоговой проверки. Если цель определена как «по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах», то это означает проведение комплексной проверки по всем вопросам соблюдения налогового законодательства и ввиду этого выборочная проверка по какому-либо налогу после такой проверки за уже проверенный период невозможна. Если же цель проверки сформулирована приблизительно так: «по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по НДС» или «по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (за исключением НДС)», то в первом случае возможно проведение выборочной проверки по любому налогу кроме НДС, а во втором – только по НДС. Это не противоречит НК РФ, так как в ходе выездной проверки не было проверок соответствующих налогов. 2) По способу организации выездные налоговые проверки разделяют на: а) плановые (т.е. те, которые планируются заранее); б) внеплановые (те проверки, которые проводятся внезапно, внепланово, например, по срочному запросу органов МВД). 3) По методу проведения налоговые проверки (преимущественно, выездные) делят на: а) сплошные (проверяются все документы организаций без каких-либо ограничений); б) выборочные (проверяется часть документации организации). Нужно помнить, что выборочная проверка может (и должна, если в ходе проведения проверки обнаружены нарушения, которые могут быть присущи всей подобной документации) превратиться в сплошную. При проведении выездной проверки одна часть документации может проверяться выборочным методом, а другая – сплошным, а при проведении камеральных проверок используется только выборочный метод. Если же возникает необходимость в проведении сплошной проверки документации организации, то налоговым органам следует назначать выездную проверку. 4) По целям проведения налоговые проверки подразделяются: а) обычные (проводятся территориальными налоговыми органами в ходе своей деятельности); б) контрольные (проводятся вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов). Причём последний вид проверок (т.е. контрольные) проводится без соблюдения установленных НК ограничений на проведение общих выездных проверок. Нужно отметить, что налогоплательщик вряд ли заметит отличие подобной проверки от обычной, однако основной целью таких проверок является оценка качества проведения предшествующих проверок нижестоящим налоговым органом. Проверка деятельности налогоплательщика в подобной ситуации является побочной целью налоговых органов. Но если в ходе такой проверки выявляются налоговые правонарушения, которые не были замечены ранее проходившей проверкой, то ответственность помимо проверяемого налогоплательщика несёт и проводивший предшествующую проверку налоговый орган. Некоторые авторы 9 классифицируют не налоговые проверки, а налоговый контроль, причём полученная в результате классификация практически совпадает с вышеприведённой, даже несмотря на то, что понятие налогового контроля шире и налоговая проверка является лишь формой налогового контроля. Однако есть и расхождения, например, О.А. Ногина в зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового контроля подразделяет его на: а) предварительный налоговый контроль (предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства, к мероприятиям предварительного налогового контроля следует отнести осуществление учёта организаций и физических лиц, создание налоговых постов и т.п. 10); б) текущий налоговый контроль (как правило, носит оперативный характер, проводится в отчётном периоде, в основном в виде дачи пояснений по уплате налогов, истребование документов, учёта налоговых поступлений и т.д.); в) последующий налоговый контроль (проверка реального исполнения требований налогового законодательства, решений и предписаний контролирующих органов, способствующая выявлению недостатков предварительного и текущего контроля и проводимая по окончании отчётных периодов и в основном в виде налоговых проверок и отличается углублённым изучением хозяйственной и финансовой деятельности организации или физического лица за истекший период). Необходимо отметить тот факт, что помимо осуществления налоговых проверок, налоговые органы проводят и неналоговые проверки (в рамках выполнения дополнительных функций, возложенных на них помимо контроля за соблюдением налогового законодательства). Примером этого служит, проверка налоговыми органами соблюдения Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", а также Федерального закона от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции". Естественно, что при проведении таких проверок требования к порядку проведения налоговых проверок, установленные НК РФ, не учитываются.

Глава 2. Камеральные и выездные налоговые проверки

2.1. Нормативно-правовая база налоговых проверок

Согласно определению, данному Квашой Ю.Ф. «Налоговая проверка представляет собой процессуальное действие налоговой администрации по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, осуществляемое путём сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчётных документов, представляемых налогоплательщиком в налоговые органы 11 ». Осуществление налогового контроля является главной задачей налоговых органов, которые в соответствии со ст. 1 Закона РФ «О налоговых органов Российской Федерации» являются единой системой контроля «за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов» 12 . Ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» закрепляют за налоговыми органами право на проведение налоговых проверок - «налоговым органам предоставлено право производить в органах государственной власти и местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчётов, планов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающих при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке 13 » (п. 1 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации»). При этом налоговые органы согласно пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ вправе проводить налоговые проверки только в порядке, установленном НК РФ. Помимо НК РФ, отдельные действия налоговых органов по проведению налоговых проверок регламентируются рядом нормативных документов МНС России, к которым относятся: ● Порядок назначения выездных налоговых проверок. Утверждён приказом МНС России от 8 октября 1999 г. № АП-3-16/318. Зарегистрирован Минюстом России 15 ноября 1999 г. № 1978. ● Дополнение № 1 к Порядку назначения выездных налоговых проверок, утверждённых приказом МНС России от 8 октября 1999 г. № АП-3-16/318. Утверждено приказом МНС России от 7 февраля 2000 г. № АП-3-16/34. Зарегистрировано Минюстом России 21 марта 2000 г. № 2159. ● Инструкция МНС России № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения её материалов». Утверждена приказом МНС России от 10 апреля 2000 г. № АП-3-16/138. Зарегистрирован Минюстом 7 июня 2000 г. № 2259. ● Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке. Утверждено совместным приказом Минфина и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н//ГБ-3-04/39. Зарегистрировано Минюстом России 11 июня 1999 г. № 1804. ● Приказ об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений от 22 января 2004 г. № 76/АС-3-06/37. Зарегистрирован Минюстом РФ 26 февраля 2004 г. № 5588. Некоторые из внутриведомственных документов, принятых МНС России и определяющих должностные обязанности сотрудников налоговых органов при проведении налоговых проверок и методики выявления типичных нарушений налогового законодательства, носят закрытый характер.

2.2. Камеральная налоговая проверка

2.2.1. Общие положения

В соответствии со ст. 88 НК РФ: «Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки». Часть 1 НК РФ значительно расширила права налоговых органов в области проведения камеральных проверок, и данные проверки стали основной формой налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, поскольку согласно установленным МНС России требованиям камеральным проверкам должна подвергаться вся представляемая в налоговые органы налоговая отчётность, при этом периодичность их проведения определяется установленной налоговым законодательством периодичностью представления налоговой отчётности в налоговый орган. Основными задачами камеральной налоговой проверки являются: 1) контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства; 2) выявление и предотвращение налоговых правонарушений; 3) взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным налоговым правонарушениям; 4) привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение правонарушений; 5) подготовка информации для отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Согласно нормативным документам МНС России, руководитель налогового органа (или его заместитель) в каждом конкретном отчётном периоде приказом назначают сотрудников налогового органа, которые будут принимать налоговую отчётность в данном периоде. При этом в целях исключения возможности возникновения в налоговых органах коррупции запрещается: а) участие сотрудников, принимающих отчётную документацию в данном отчётном периоде в её камеральных проверках; б) закрепление обязанности по приёму отчётности от заведомо определённых налогоплательщиков или по отдельным видам налогов (за исключением деклараций о доходах физических лиц) за теми сотрудниками, которые занимаются приёмом налоговой отчётности (т.е. специально назначенные приказом для приёма отчётности сотрудники должны принимать все представляемые в налоговый орган отчётные документы от всех состоящих на налоговом учёте налогоплательщиков). Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган весь комплект отчётных форм, установленных для него нормативными актами, в том числе и те, содержащиеся в которых показатели у данной организации отсутствуют. В последнем случае на бланке соответствующей формы должна быть отметка, заверенная подписями руководителя и главного бухгалтера организации, об отсутствии оснований для заполнения данной формы. Фактически, с приёма налоговой отчётности камеральная проверка и начинается, причём в случае представления отчётной документации в налоговый орган налогоплательщиком (или его представителем) лично, её принятие, при котором производится проверка полноты её представления и визуальный контроль правильности заполнения, осуществляется непосредственно в присутствии налогоплательщика (или его представителя). В случае представления налоговой отчётности на носителях, допускающих компьютерную обработку, она должна быть также представлена и на бумажных носителях, которые оформляются в соответствии требованиями, установленными для соответствующих отчётных документов (за исключением случаев представления документов на носителях, допускающих компьютерную обработку, прямо установленных законодательством о налогах и сборах), при этом датой представления отчётности считается дата её представления на бумажных носителях. Налоговые органы не вправе отказать налогоплательщику в приёме налоговой декларации ни по каким основаниям (абз. 3 п. 2 ст. 80 НК РФ), т.е. отчётная документация должна приниматься как в комплектном, так и некомплектном виде, а если налогоплательщик настаивает на её приёме, то и при наличии нарушений в её оформлении. Однако нужно помнить о том, что при наличии грубых нарушений установленных нормативными актами правил оформления документов 14 налоговой отчётности, которые не позволяют идентифицировать подобные документы как документы отчётности, соответствующие документы не могут считаться представленными, а обязанность по их представлению – исполненной. Грубыми нарушениями являются: - отсутствие в представленном документе какого-либо из обязательных реквизитов, которые установлены для подобного рода документов нормативными правовыми актами; - нечёткое заполнение отдельных реквизитов, делающее невозможным их однозначное прочтение; - заполнение документов карандашом; - наличие исправлений, не скреплённых подписью налогоплательщика;

Налоговая проверка – проверка, осуществляемая органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства Республики Казахстан. Участниками налоговых проверок являются должностные лица органов налоговой службы, указанные в предписании, иные лица, привлекаемые к проведению проверки в соответствии с НК, и налогоплательщик.

В случаях необходимости для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков, и получения консультаций органом налоговой службы к налоговой проверке может быть привлечен специалист, не заинтересованный в исходе налоговой проверки.

По поставленным вопросам специалист составляет заключение, которое прилагается к акту налоговой проверки.

Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы.

Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1. документальная проверка;

2. рейдовая проверка;

3. хронометражное обследование.

В свою очередь, документальные проверки подразделяются на следующие виды:

1. комплексная проверка - проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет;

2. тематическая проверка - проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет:

· полноты и своевременности удержания и (или) перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования;

· исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных Налоговым кодексом;

· по вопросам государственного контроля при применении трансфертных цен;

· по вопросам государственного регулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров;

· по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами;

3. Встречная проверка - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами.

Рейдовая проверка проводится органами налоговой службы в отношении отдельных налогоплательщиков по вопросам соблюдения ими отдельных требований законодательства РК, а именно:

1. постановки налогоплательщиков на регистрационный учет в налоговых органах;

2. правильности применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;

3. наличия лицензии, разового талона и иных разрешительных документов;

4. соблюдения правил лицензирования и условий производства, хранения и реализации отдельных видов подакцизных товаров и видов деятельности, находящихся в компетенции органов налоговой службы.


Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получение дохода. Хронометражные обследования проводятся в порядке, утвержденном уполномоченным государственным органом.

Обязательным требованием к порядку проведения проверок является требование о том, чтобы проведение налоговой проверки не приостанавливало деятельность налогоплательщика, за исключением случаев, установленных законодательными актами РК.

Налоговый орган вправе проверять структурные подразделения юридического лица независимо от проведения налоговой проверки самого юридического лица.

Согласно ст. 534 Налогового кодекса РК налоговые проверки проводятся со следующей периодичностью:

1. комплексные- не чаще одного раза в год;

2. тематические- не чаще одного раза в полугодие по одному и тому же виду налога и другому обязательному платежу в бюджет, по вопросам госрегулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров, а также по вопросам исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных Налоговым кодексом, и государственного контроля при применении трансфертных цен.

Согласно ст.536 Налогового кодекса РК основанием для проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты:

1. дату и номер регистрации предписания в налоговом органе;

2. наименование налогового органа, вынесшего предписание;

3. полное наименование налогоплательщика;

4. регистрационный номер налогоплательщика;

5. вид проверки;

6. должности, фамилии, имена, отчества проверяющих лиц, привлекаемых к проведению проверки в соответствии с Налоговым кодексом;

7. срок проведения проверки;

8. проверяемый налоговый период при документальных проверках.

Наличие в предписании указанных реквизитов является обязательным условием деятельности предписания. Отсутствие какого-либо из реквизитов дает налогоплательщику право отказать в допуске к проведению у него проверки.

Согласно п. 5 ст. 538 Налогового кодекса РК налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки должностных лиц органа налоговой службы в случаях, если

· предписание не вручено либо оформлено не в установленном порядке;

· сроки проверки, указанные в предписании не наступили или истекли;

· данные лица не указаны в предписании;

· запрашивается документация, не относящаяся к проверяемому налоговому периоду.

Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля.

Необходимо рассмотреть, какие же проверки могут проводить налоговые органы. Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

Классификация налоговых проверок :

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на:

камеральные;

выездные;

Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка - комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Так же существуют такие налоговые проверки, как встречные.

Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Она проводится только в рамках выездной или камеральной проверки. Специалисты инспекции проводят и встречную проверку с целью получения информации о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие - сокрытия доходов.

Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности). На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке.

По объему проверяемых вопросов

комплексные;

тематические;

Комплексная проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.

Практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных. Сюда можно включить такие вопросы как, правильность исчисления и перечисления налогов (сборов) налогоплательщиком, выполнения функций налогового агента; правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций; открытия счетов налогоплательщикам (при проверке банков); применения контрольно - кассовой машины; порядка реализации алкогольной продукции и др. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам.

Тематическая проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если возникает необходимость в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов.

Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

По способу организации налоговые проверки делятся на:

плановые;

внезапные;

Плановая проверка - проверка с предварительным уведомлением налогоплательщика.

Внезапная проверка - это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки - установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Внезапные проверки проводятся не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения контрольно - кассовой машиной, в большинстве случаев проводятся как внезапные.

HК РФ предусматривает также возможность проведения:

контрольных;

повторных проверок;

Контрольная проверка - это также не основная, а зависимая проверка. По своей сути это выездная.

Цель контрольной проверки - установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. Контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов. Так, если будут установлены факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной (уголовной) ответственности.

Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Повторная выездная налоговая проверка может проводиться:

вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

сплошные;

выборочные.

Сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);

Выборочные (когда проверяется только часть документации).

Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов).

Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Участники налоговых проверок - это лица, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ наделены полномочиями либо имеют права и обязанности при совершении действий в ходе осуществления налоговой проверки.

По функциональному критерию участников налоговой проверки можно подразделить на следующие группы:

Субъекты, осуществляющие налоговую проверку, - уполномоченные органы: налоговые органы;

Субъекты, деятельность которых проверяется в ходе налоговой проверки: налогоплательщики, налоговые агенты, плательщики сборов, банки;

Субъекты, которые могут быть привлечены к участию в налоговой проверке: эксперты, переводчики, специалисты, свидетели, понятые.

В качестве объекта налоговой проверки можно определить действия (бездействие) проверяемого лица по надлежащему учету и совершению операций с объектами налогообложения, соблюдению порядка уплаты налогов и сборов, правомерному использованию налоговых льгот и т.д.

А в качестве предмета налоговой проверки выступают документальные, вещественные (предметы) и цифровые носители информации о совершенных налогоплательщиком операциях т.е. договоры, документы бухгалтерского учета, отчеты, сметы, платежные документы, декларации и т.д.

Наиболее значимыми предметами налоговой проверки являются документы бухгалтерского учеты и налоговые декларации, которые должны быть оформлены в соответствии с требованиями, устанавливаемыми для соответствующего вида документов нормативными актами.

Документы бухгалтерского учета - это носители информации в письменном виде, имеющие установленные реквизиты, фиксирующие наличие материальных ценностей и совершаемые хозяйственные операции с имуществом и денежными средствами. Требования к оформлению бухгалтерской документации и регистрам бухгалтерского учета устанавливаются положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, и рядом других нормативных актов.

Так, первичные учетные документы (накладные акты приема-передачи и др.), посредством которых должны оформляться все хозяйственные операции организации, принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, и имеют обязательные реквизиты. Обязательными реквизитами первичного учетного документа должно быть, например, наименование и дата составления документа; содержание хозяйственной операции; наименование должностей и личные подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и т.д.

Первичный учетный документ (накладная, счет и т.д.) должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, непосредственно после ее окончания, поскольку предназначение первичного учетного документа состоит в том, чтобы впервые документально оформить совершенную хозяйственную операцию.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

На основе проверки бухгалтерских документов проводится контроль правильности совершенных операций, устанавливаются факты совершения налоговых правонарушений, их причины. При исследовании документов используются различные приемы и способы проверки, например формальная, логическая и арифметическая поверка документов; сплошная и выборочная проверка первичных документов (в зависимости от степени охвата документов); приемы фактического контроля: пересчет денежных средств, визуальное наблюдение, учет реальных материальных ценностей, сопоставление документов и т.д. При этом отсутствие первичных документов, счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика является грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения и влечет ответственность. Кроме того, бухгалтерские документы являются письменными доказательствами при рассмотрении судебных споров и должны удовлетворять требованиям, установленным для судебных доказательств.

При проведении налоговых проверок можно выделить следующие этапы:

1) Подготовка к проведению налоговой проверки, включающая изучение дела налогоплательщика, т.е. документов, имеющихся у налоговых органов (деклараций, балансов, отчетов, расчетов по налогам и т.д.);

2) Проведение налоговой проверки;

3) Оформление результатов налоговой проверки.

Выбор редакции
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...

© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...

Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...

Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...
Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....
В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...