Участие в проведении санитарно противоэпидемических мероприятий. Каким образом проводятся исследования? Что можно сделать самостоятельно


Противоэпидемические мероприятия и средства

Классификация противоэпидемических мероприятий

Противоэпидемические мероприятия – это вся совокупность обоснованных на данном этапе развития науки рекомендаций, обеспечивающих предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения, снижение заболеваемости совокупного населения и ликвидацию отдельных инфекций.

Противоэпидемические мероприятия воздействуют на один или несколько звеньев эпидемиологической триады и группируются в соответствии с этим. Выделяют группы противоэпидемических мероприятий, воздействующих на:

    источник инфекции – клиникодиагностические, изоляционные, лечебные, ограничительные (режимно-ограничительные);

    механизм передачи – санитарно-гигиенические, дезинфекционные, дезинсекционные;

    восприимчивость организма – иммунопрофилактика, иммунокоррекция, экстренная профилактика.

Дополнительные подходы к группировке предполагают выделение следующих групп противоэпидемических мероприятий:

    мероприятия, требующие противоэпидемических средств или лекарственных средств – лечение, дератизация, дезинфекция, дезинсекция, иммунокоррекция, иммунопрофилактика, экстренная профилактика;

    мероприятия, не требующие противоэпидемических средств или лекарственных средств – изоляция, режимноограничительные, санитарноветеринарные, санитарногигиенические;

    диспозиционные мероприятия (предупреждающие заболевание в случае заражения) – иммунокоррекция, иммунопрофилактика, экстренная профилактика;

    экспозиционные мероприятия (предупреждающие заражение) – изоляция, лечение, режимноограничительные, санитарноветеринарные, санитарногигиенические, дератизация, дезинфекция, дезинсекция);

    профилактические мероприятия – предупреждающие формирование эпидемического варианта возбудителя; мероприятия, проводимые в эпидемических очагах – предупреждающие распространение эпидемического варианта возбудителя.

Противоэпидемические мероприятия, направленные на источник инфекции

Противоэпидемические мероприятия, направленные на источник инфекции включают в себя:

    выявление источника инфекции (больного или носителя);

    клиническая, лабораторная и эпидемиологическая диагностика (ранняя);

    регистрация инфекционных больных и носителей;

    изоляция больного или носителя на дому или госпитализация (по клиническим и эпидемиологическим показаниям);

    амбулаторное или стационарное лечение инфекционных больных;

    диспансерное наблюдение за реконвалесцентами;

    проведение ограничительных мероприятий;

Выявление источника инфекции (больного или носителя)

Раннее и полное выявление инфекционных больных – предпосылка своевременно начатого лечения, изоляции и проведения противоэпидемических мероприятий в очаге. Выявление случаев инфекционных заболеваний (носительства) осуществляют медицинские работники организаций здравоохранения:

    при обращении за медицинской помощью (на приеме в учреждении здравоохранения, на дому);

    в ходе обязательных предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров;

    при медицинском наблюдении за контактными лицами – контактировавшими с пациентами, которым установлен первичный диагноз или в отношении которых имеются подозрения на заболевание;

    при диспансерном медицинском наблюдении за реконвалесцентами после инфекционных заболеваний.

Клиническая, лабораторная и эпидемиологическая диагностика (ранняя)

Могут быть выявлены следующие случаи инфекционных заболеваний:

    стандартный клинический случай,

    лабораторно подтвержденный случай,

    эпидемиологически подтвержденный случай,

    носительство.

Стандартный клинический случай – случай заболевания, имеющий характерные симптомы, позволяющие поставить (предположить) диагноз конкретного инфекционного заболевания.

Лабораторно подтвержденный случай – случай заболевания, который соответствует определению стандартного клинического случая и имеет лабораторное подтверждение с применением одного или нескольких лабораторных методов исследования биологических образцов, возможных для конкретного инфекционного заболевания:

    визуализация возбудителя в физиологических жидкостях и тканях организма;

    выделение возбудителя бактериологическим или вирусологическим методами;

    выявление антигена возбудителя и (или) антител к возбудителю иммунологическими методами;

    выявление нуклеотидной последовательности генома возбудителей молекулярно-биологическими методами.

Эпидемиологически подтвержденный случай – случай инфекционного заболевания, который не подтвержден лабораторно, но соответствует определению стандартного клинического случая и эпидемиологически связан со стандартным клиническим случаем и (или) лабораторно подтвержденным случаем.

Под носительством понимается лабораторно подтвержденное состояние экскреции (выделения) возбудителя пациентом при отсутствии у такого пациента клинических признаков заболевания, соответствующих стандартному клиническому случаю.

Регистрация инфекционных больных и носителей

Система регистрации инфекционных больных, принятая в нашей стране, позволяет обеспечить:

    своевременную осведомленность санитарноэпидемиологических учреждений и органов здравоохранения о выявлении случаев инфекционных заболеваний в целях принятия всех необходимых мер для предотвращения их распространения или возникновения эпидемических вспышек;

    правильный учет инфекционных заболеваний;

    возможность проведения оперативного и ретроспективного эпидемиологического анализа.

Ограничительные мероприятия

Ограничительные мероприятия вводятся при выявлении среди населения случаев высоко контагиозных инфекционных заболеваний, имеющих способность быстро распространяться в пределах административнотерриториальных единиц Республики Беларусь.

Выделяют два варианта ограничительных мероприятий:

    карантин и

    обсервация.

Карантин – система административных и санитарнопротивоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение распространения среди населения инфекционных заболеваний, имеющих способность оказывать серьезное влияние на здоровье населения и быстро распространяться, локализацию и ликвидацию очагов таких заболеваний.

При введении карантина осуществляются:

    полная изоляция очага заболевания, карантизируемой территории с установлением охраны (оцепления);

    контроль въезда и выезда населения и вывозом имущества с карантизируемой территории;

    запрещение проезда через очаг заболевания автомобильного транспорта и остановок вне отведенных мест при транзитном проезде железнодорожного и водного транспортов;

    проведение мероприятий по обсервации лиц, прибывших на карантинизируемую территорию или убывающие с нее;

    ограничение общения между отдельными группами населения;

    раннее выявление лиц, больных заболеваниями, их изоляция и госпитализация в государственные организации здравоохранения;

    установление санитарнопротивоэпидемического режима для населения, организаций здравоохранения, городского транспорта, торговой сети и организаций общественного питания в зависимости от складывающейся обстановки;

    контроль обеспечения населения продуктами питания и водой с соблюдением требований санитарно-противоэпидемического режима;

    проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий, а так же санитарной обработки населения;

    проведение профилактических прививок и других мероприятий в рамках санитарнопротивоэпидемических мероприятий;

    проведение информационнообразовательной работы с населением.

Обсервация – система мероприятий, предусматривающая изоляцию группы здоровых лиц, прибывших на территорию или убывающих с территории, на которой введен карантин, и которые могли иметь контакт с лицами, больными инфекционными заболеваниями, а так же лицами – носителями возбудителей инфекционных заболеваний, для проведения наблюдения, контроля и, при необходимости, лечения с целью предупреждения их распространения как внутри территории, на которой введены ограничительные мероприятия так и за ее пределами.

Обсервация осуществляется в обсерваторах и предусматривает медицинское наблюдение в течение срока, равного максимальному инкубационному периоду, характерному для заболевания, с ежедневным опросом, медицинским осмотром, термометрией, а так же при необходимости, проведением лабораторных исследований, профилактических прививок и других санитарнопротивоэпидемических мероприятий.

Противоэпидемические мероприятия, направленные на механизм передачи

Характер мероприятий по разрыву путей передачи инфекции зависит от особенностей эпидемиологии заболевания и степени устойчивости возбудителя во внешней среде. Успех обеспечивают общие санитарно-гигиенические мероприятия (соблюдение норм санитарного законодательства, личной и общественной гигиены) – мероприятия, проводимые независимо от наличия заболеваний. Общие санитарные мероприятия играют решающую роль в профилактике кишечных инфекционных болезней. Кроме общих санитарных мероприятий, большое значение в пресечении дальнейшей передачи инфекции играют дезинфекция, дезинсекция и дератизация. В эпидемических очагах по эпидемиологическим показаниям проводятся текущая и заключительная дезинфекция, дезинсекция и дератизация.

Текущая дезинфекция проводится в присутствии больного силами населения (членами семьи, сотрудниками учреждений и др.) после соответствующего их инструктажа медицинскими работниками.

Заключительная дезинфекция , а также дезинсекция и дератизация проводятся после изоляции (госпитализации больного).

Перечень инфекционных заболеваний, эпидемиологические показания, при которых обязательна дезинфекция, дезинсекция и дератизация, а также порядок, виды, методы и объемы их определяются соответствующими нормативнометодическими документами Минздрава Республики Беларусь. Более подробно данные мероприятия освещены далее.

доброкачественной питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и хозяйственных потребностей человека. Предприятия и организации обязаны осуществлять мероприятия, направленные на развитие систем централизованного водоснабжения. Качество питьевой воды должно соответствовать установленным санитарным правилам.

Население должно быть обеспечено доброкачественными продуктами питания . Качество и безопасность для здоровья человека пищевого сырья и пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации, а также условия хранения, транспортирования и реализации их должны соответствовать установленным санитарным правилам.

Разработка и постановка на производство новых видов пищевых продуктов, внедрение новых технологических процессов и технологического оборудования, производство тары, посуды и упаковочных материалов, применение пищевых добавок и других веществ должно соответствовать установленным санитарным правилам.

Закупаемые за рубжом пищевое сырье и пищевые продукты, материалы и изделия, контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации, а также условия хранения, транспортирования и реализации их должны соответствовать установленным санитарным правилам и международным требованиям безопасности для человека.

Планировка и застройка населенных пунктов должна предусматривать создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья населения, комплексное благоустройство, предупреждение и ликвидацию вредного и опасного влияния факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности на здоровье человека и соответствовать установленным санитарным правилам.

Помещения, предназначенные для временного и постоянного проживания граждан, по своему составу, площади, расположению и оборудованию должны обеспечивать благоприятные для здоровья условия жизни людей и соответствовать установленным санитарным правилам.

При эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться благоприятные для здоровья людей условия труда, быта и отдыха, осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии с установленными санитарными правилами.

Противоэпидемические мероприятия, направленные на восприимчивость организма

В целях предупреждения инфекционных заболеваний проводится иммунопрофилактика (профилактические прививки, вакцинация, иммунизация).

В соответствии с действующим законодательством обязательными являются прививки против туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита и кори. Вакцинация по эпидемиологическим показаниям проводится в отношении гриппа, чумы, холеры, сибирской язвы, бруцеллеза, туляремии,брюшного тифа, коксиеллеза (лихорадки Ку), клещевого энцефалита. Необходимость проведения вакцинации в отношении других инфекционных заболеваний определяется Минздравом Республики Беларусь.

В лечебнопрофилактических и других учреждениях, осуществляющих вакцинацию, должен быть обеспечен исчерпывающий достоверный учет населения, подлежащего прививкам.

Факт проведения профилактической прививки или отказа от нее должен быть зафиксирован в медицинской документации постоянного хранения, а также в сертификате о вакцинации, выдаваемом гражданам на руки. Форма, порядок выдачи и ведения сертификата о вакцинации устанавливается Минздравом Республики Беларусь.

Профилактические прививки, а также случаи необычных реакций и осложений после них, подлежат обязательной регистрации и учету по месту их проведения в лечебнопрофилактических, детских, подростковых и других учреждениях независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также статистическому наблюдению в центрах гигиены и эпидемиологии. Порядок регистрации, учета и статистического наблюдения определяется соответствующими нормативнометодическими документами Минздрава Республики Беларусь.

Для осуществления иммунопрофилактики используются медицинские иммунобиологические препараты, производимые в Беларуси и других зарубежных странах. Разрешается применять вакцины, зарегистрированные и разрешенные в установленном порядке.

Хранение и транспортирование медицинских иммунобиологических препаратов на всех этапах должны регламентироваться нормативнометодическими документами Минздрава Республики Беларусь.

Сроки проведения профилактических прививок, контингенты населения, дозы препаратов, схемы их применения регламентируются соответствующими нормативнометодическими документами Минздрава Республики Беларусь. Вакцинация должна осуществляться в строгом соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями.

Организация мероприятий по иммунопрофилактике населения определяется нормативнометодическими документами Минздрава Республики Беларусь.

Критерии выбора противоэпидемических мероприятий

Противоэпидемические мероприятия проводятся комплексно, но в сочетании с выбором главных мероприятий для конкретной эпидемической обстановки. Существуют три взаимосвязанных критерия выделения главных мероприятий в профилактике инфекционных заболеваний и борьбе с ними.

    Первый критерий – особенности эпидемиологии отдельных групп и нозологических форм инфекционных болезней , предопределяющий возможные причины и условия развития эпидемического процесса.

Так группа инфекций с аэрозольным механизмом передачи характеризуется, как правило, обилием источников возбудителя, в том числе с бессимптомными проявлениями инфекции, а также высокой активностью механизма передачи. Основой профилактики заболеваний этой группы являются соответственно диспозиционные мероприятия, а сама проблема антропонозных инфекций с аэрозольным механизмом передачи обоснованно рассматривается как иммунологическая.

Главными в профилактике кишечных антропонозных инфекций являются экспозиционные мероприятия, а проблему кишечныхантропонозов справедливо называют в основном гигиенической проблемой.

Решение проблемы зоонозов , при которых источником инфекции для человека являются домашние животные, определяется санитарно-ветеринарными мероприятиями.

При зоонозах диких животных (природноочаговых болезнях) основные мероприятия направлены на истребление либо уменьшение плотности популяции (иногда на больших территориях, особенно при обнаружении чумы, бешенства и др.). Эти мероприятия дорогостоящи, их проводят по эпидемиологическим или эпизоотологическим показаниям специализированные учреждения здравоохранения и ветеринарной службы.

Профилактика природноочаговых инфекций основывается на экспозиционных, а в условиях высокого риска заражения – на диспозиционных мероприятиях.

Первый критерий позволяет лишь в общих чертах определить главные направления противоэпидемических мероприятий применительно к той или иной структуре инфекционной заболеваемости населения. Конкретизация же мероприятий производится на основании других критериев.

    Второй критерий выбора главных мероприятий – конкретные причины и условия развития эпидемического процесса .

Эпидемический процессразвивается стохастически. Каждая эпидемическая ситуация определяется особым конкретным сочетанием множества разнородных и разнонаправленных факторов. В силу этого не только эпидемический процессразных инфекций, но иэпидемический процессодной и той же инфекции в весьма, казалось бы, сходных условиях развивается неодинаково. Своеобразие каждой эпидемической ситуации по характеру обусловивших ее причин и условий определяет невозможность стандартных решений при проведении профилактики инфекционных заболеваний и мероприятий в эпидемических очагах. Исходя из этого, объективная оценка роли отдельных факторов природной и социальной среды в возникновении и распространении инфекционных заболеваний, а также факторов внутреннего развития эпидемического процесса, является отправной при назначении необходимых в конкретной эпидемической обстановке противоэпидемических мероприятий. Такая оценка основывается на результатах эпидемиологической диагностики.

    Третий критерий , который используется при выборе главных направлений мероприятий, – это степень их эффективности и доступности для практического применения.

Разумеется, что использование первых двух критериев базируется на наличии высокоэффективных и рентабельных мероприятий.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.


Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Они проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.


Санитарная охрана территории РФ направлена на предупреждение заноса на территорию РФ и распространения на территории РФ инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию РФ и реализации на территории РФ товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека (далее - опасные грузы и товары).


Не допускаются к ввозу на территорию РФ опасные грузы и товары, ввоз которых на территорию РФ запрещен законодательством РФ, а также грузы и товары, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз на территорию РФ создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).Для санитарной охраны территории РФ в пунктах пропуска через Государственную границу РФ вводится санитарно-карантинный контроль.


Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.


Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством РФ. Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний.


При невозможности перевода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.


Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.


Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Гигиеническое воспитание и обучение

Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.


Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:
1. в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;
2. при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях;
3. при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека

Отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ.


Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам следующих представляющих потенциальную опасность для человека видов деятельности:
1. производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
2. производство табачных изделий;
3. производство лекарственных средств;
4. производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;
5. медицинская и фармацевтическая деятельность;
6. деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
7. деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения;
8. деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
9. деятельность по обращению с опасными отходами;
10. образовательная деятельность.

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий против кори в городе Москве

Я, Главный государственный санитарный врач по городу Москве Андреева Е.Е., проанализировав заболеваемость корью, отмечаю, что в июле в 2017 году эпидемическая ситуация по данной инфекции в Москве осложнилась.

В 2016 году в Москве было зарегистрировано 16 случаев кори. За 6 месяцев 2017 года зарегистрировано 22 случая кори. За период с 01.07.2017 по 07.08.2017 зарегистрировано 26 случаев кори, 73% из них составили дети в возрасте до 3 лет. Регистрируются очаги групповых заболеваний корью в медицинских организациях с внутрибольничным заражением корью и в учреждениях социальной защиты.

Основной причиной осложнения эпидемической ситуации по кори в городе Москве является наличие незащищенного населения против этой инфекции (98% заболевших корью составили лица, не привитые против данной инфекции и без сведений о прививках), а также несвоевременное выявление больных корью и как следствие позднее начало проведения противоэпидемических мероприятий в очаге.

1. Префектам административных округов города Москвы:

1.1. Обязать руководителей предприятий, организаций и учреждений города Москвы независимо от организационно-правовой формы представить списки работающих до 35 лет с указанием сведений об иммунизации против кори, а также лиц от 36 до 55 лет (включительно), относящихся к группам риска (работники медицинских и образовательных учреждений, организаций торговли, транспорта, коммунальной и социальной сферы; лица, работающие вахтовым методом), с охватом не менее 95%, в том числе трудовых мигрантов в лечебно-профилактические организации по месту расположения в срок до 01 сентября 2017 года.

1.2. Обязать руководителей предприятий, организаций и учреждений города Москвы независимо от организационно-правовой формы принять меры по организации иммунизации против кори лиц до 35 лет, а также лиц от 36 до 55 лет (включительно), относящихся к группам риска (работники медицинских и образовательных учреждений, организаций торговли, транспорта, коммунальной и социальной сферы, лица, работающие вахтовым методом), с охватом не менее 95%, в том числе трудовых мигрантов в лечебно-профилактические организации по месту расположения в срок до 01 сентября 2017 года.

1.3. Оказать содействие (при необходимости) руководителям учреждений здравоохранения административных округов города Москвы в организации иммунизации взрослого населения против кори, в том числе трудовых мигрантов.

2. Руководителям предприятий, организаций и учреждений города Москвы независимо от организационно-правовой формы:

2.1. Представить списки работающих до 35 лет, а также лиц от 36 до 55 лет (включительно), относящихся к группам риска (работники медицинских и образовательных учреждений, организаций торговли, транспорта, коммунальной и социальной сферы; лица, работающие вахтовым методом), с указанием сведений об иммунизации против кори с охватом не менее 95%, в том числе трудовых мигрантов в лечебно-профилактические организации по месту расположения объекта в срок до 01 сентября 2017 года и ежегодно.

2.2. Оказать содействие лечебно-профилактическим организациям (при необходимости) в проведении иммунизации против кори подлежащего контингента.

3. Руководителю Департамента здравоохранения города Москвы обеспечить:

3.1. Своевременную иммунизацию детей против кори по каждому педиатрическому участку, образовательному учреждению с охватом не ниже 95% в соответствии с региональным календарем профилактических прививок.

3.2. Своевременную иммунизацию против кори лиц до 35 лет, а также лиц от 36 до 55 лет (включительно), относящихся к группам риска (работники медицинских и образовательных учреждений, организаций торговли, транспорта, коммунальной и социальной сферы; лица, работающие вахтовым методом), в том числе трудовых мигрантов по каждому терапевтическому участку и в прикрепленных организациях с охватом не ниже 95% в соответствии с региональным календарем профилактических прививок.

3.3. Пересмотр медицинских противопоказаний к иммунизации против кори и отказов от проведения прививок в срок с последующей иммунизации до 15 августа 2017 г. В последующем информацию направлять ежемесячно к 5 числу следующего за отчётным.

3.4. Проведение "подчищающей" иммунизации против кори среди непривитых, не имеющих сведений о прививках, привитых однократно и не болевших корью в срок до 15 августа 2017 года. В последующем информацию направлять ежемесячно к 5 числу месяца, следующего за отчётным.

3.5. Представление лечебно-профилактическими организациями достоверных данных об охвате населения прививками против кори для формирования форм федерального государственного статистического наблюдения.

3.6. Наличие живой коревой вакцины и иммуноглобулина в лечебно-профилактических организациях для своевременного проведения иммунизации, в том числе по эпидемическим показаниям.

3.7. Максимальное соблюдение принципа изоляции пациентов в отделениях для лечения респираторных инфекций с преимущественным проведением медицинских и иных манипуляций в палатах.

3.8. Проведение оценки обеспеченности живой коревой вакциной с учетом настоящего постановления, при необходимости приобретение недостающего количества вакцины для иммунизации подлежащих,

3.9. Контроль за своевременной диагностикой случаев кори в амбулаторно-поликлинических учреждениях, приемных отделениях стационаров у пациентов с клиническими проявлениями, подходящими под классификацию "подозрительный" случай кори: при наличии кашля, конъюнктивита, температуры 38°С и сыпи с обязательным сбором эпидемиологического и прививочного анамнеза.

4. Руководителю Департамента здравоохранения города Москвы, руководителям медицинских организаций федерального подчинения, руководителям медицинских организаций частных форм собственности обеспечить:

4.1. Организацию иммунизации против кори всего персонала медицинских организаций в возрасте до 55 лет.

4.2. Временный отказ в приеме на работу или отстранение от работы медицинских работников в возрасте до 55 лет, не привитых против кори и не болевших корью, в соответствии с и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 .

4.3. Госпитализацию больных корью по клиническим и эпидемиологическим показаниям только в боксированные палаты (мельцеровские боксы).

4.4. Госпитализацию больных не привитых против кори, детей до 1 года с клиническими проявлениями "подозрительными" на корь: кашель, конъюнктивит, температура 38°С и выше, сыпь в боксированные палаты (мельцеровские боксы).

4.5. Организацию ежедневного медицинского наблюдения за больными корью при оставлении больного на дому.

4.6. Своевременный отбор и доставку материала для лабораторных обследований на корь на безвозмездной основе в лаборатории ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" (Региональный центр по надзору за корью и краснухой, тел. 687-36-16) - сыворотку крови для серологического подтверждения диагноза и ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Г.Н.Габричевского (Национальный центр по надзору за корью и краснухой, тел. 452-28-26) - биоматериал для генотипирования (кровь, носоглоточные смывы или мочу).

4.7. Своевременную изоляцию и проведение серологического обследования на корь в лаборатории ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" пациентов с лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью в целях предупреждения распространения кори.

4.8. Прием в стационары больных и лиц, поступающих по уходу за больными, со сведениями о прививках против кори, организацию иммунизации в стационарах с учетом медицинских противопоказаний лиц, не привитых против кори, не болевших и без сведений о прививках, в соответствии с региональным календарем профилактических прививок.

4.8. Соблюдение надлежащих условий транспортирования и хранения живой коревой вакцины и обеспечение безопасности иммунизации в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.3.2342-08 "Обеспечение безопасности иммунизации" .

4.9. Амбулаторно-поликлиническое обслуживание населения с респираторными инфекциями преимущественно на дому, организацию фильтра в лечебно-профилактических организациях с разделением потоков соматических больных и больных с симптомами респираторных инфекций.

4.10. Соблюдение дезинфекционного режима, в том числе проведение обеззараживания воздуха в помещениях с использованием специальных устройств (бактерицидные ультрафиолетовые облучатели и др.).

4.11. Прекращение плановой госпитализации контактных лиц из очагов кори в медицинские организации неинфекционного профиля и социальные организации в течение всего периода медицинского наблюдения.

4.12. Качественный сбор эпидемиологического анамнеза и передачу информации о заболевших корью в отдел государственной регистрации заболеваний с указанием сведений о пребывании на стационарном лечении, посещении массовых мероприятий, нахождением в другом населенном пункте в период до 21 дня, предшествующего заболеванию корью (сроки пребывания, наименования отделения, номер палаты, адрес другого местонахождения).

4.13. Иммунизацию против кори мигрантов в возрасте до 35 лет, непривитых, привитых однократно и не болевших этой инфекцией, в лечебно-профилактических организациях, осуществляющих медицинское освидетельствование иностранных граждан с целью получения вида на жительство и разрешения на работу.

4.14. Проведение медицинскими организациями анализа привитости против кори в прикрепленных организациях и учреждениях.

4.15. Проведение иммунизации без ограничения возраста лиц, непривитых, привитых однократно и не болевших корью, находившихся в тесном контакте с заболевшим корью (семья, квартира, подъезд, кабинет, класс, группа, палата, отделение) в первые 72 часа с момента выявления больного.

4.16. Проведение иммунизации без ограничения возраста лиц, непривитых, привитых однократно и не болевших корью, находившихся в отдаленном контакте с заболевшим корью (по месту жительства - дом, месту работы - здание, месту учебы - школа, ДДУ, курс/поток, ЛПО - корпус, здание) в течение 7 дней с момента выявления больного.

4.17. Экстренную иммунизацию иммуноглобулином лицам, не достигшим прививочного возраста, имеющим противопоказания к введению живой коревой вакцины до 5 дня с момента выявления больного, в соответствии с инструкцией по применению препарата.

4.18. Подготовку медицинского персонала по вопросам профилактики, диагностики, клиники и лечения кори, обратив особое внимание на персонал отделений для лечения больных с респираторными инфекциями до 15 августа 2017 года и ежегодно.

5. Руководителю Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы обеспечить:

5.1. Приём в стационарные подведомственные учреждения лиц со сведениями о прививках против кори, организацию иммунизации в учреждениях обслуживаемого контингента (с учетом медицинских противопоказаний) и персонала в соответствии с региональным календарем профилактических прививок.

5.2. При выявлении случаев кори своевременное представление информации в отдел государственной регистрации заболеваний, изоляцию заболевших, проведение комплекса противоэпидемических мероприятий, включая экстренную иммунопрофилактику.

5.3. Проведение анализа привитости против кори всего персонала учреждений социальной защиты до 15.08.2017, далее ежеквартально.

5.4. Проведение прививок против кори всем не привитым сотрудникам учреждений социальной защиты в возрасте до 55 лет до 20 августа 2017 года.

6. Руководителю Департамента образования города Москвы обеспечить:

6.1. Временный отказ в приеме на работу или отстранение от работы сотрудников во всех типах и видах образовательных учреждений в возрасте до 55 лет, не привитых против кори и не болевших корью, в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 .

6.2. Отстранение от работы (независимо от возраста) контактных с больным корью сотрудников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, которые отказываются от проведения прививок против кори или введения иммуноглобулина и не имеющим сведений о наличии у них защитных титров антител к вирусу кори (за последний год) сроком на 21 день.

6.3. При выявлении случая кори в образовательном учреждении отстранение не привитых и не болевших корью детей и подростков от посещения учреждения сроком на 21 день. Детей с медицинскими отводами от проведения прививок против кори допускать в учреждение только после введения иммуноглобулина.

6.4 Отмену кабинетной системы образования и ограничение проведения массовых мероприятий во время регистрации случая кори в образовательном учреждении.

6.5. Проведение фильтра при приеме детей в дошкольные учреждения и изоляцию детей с явлениями ОРВИ.

7. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по городу Москве в административных округах:

7.2. Взять под личный контроль проведение противоэпидемических мероприятий в очагах кори.

7.3. В очагах кори обеспечить:

7.3.1. Расширение круга контактных при регистрации случая кори по месту жительства - дом; месту работы - здание, месту учебы - школа, ДДУ, курс/поток; в ЛПУ - все учреждение.

7.3.2. Контроль за проведением иммунизации лиц, находившихся в тесном контакте с заболевшим корью (семья, квартира, кабинет, класс, группа, палата, отделение) в первые 72 часа с момента выявления больного; проведение иммунизации лиц, находившихся в отдаленном контакте с заболевшим корью (по месту жительства - подъезд, месту работы - здание, по месту учебы - школа, ДДУ, курс/поток, по ЛПУ - корпус, здание) в течение 7 дней с момента выявления больного.

7.3.3. Контроль за проведением экстренной иммунизации иммуноглобулином лицам, не достигшим прививочного возраста, имеющим противопоказания к введению живой коревой вакцины до 5 дня с момента выявления больного, в соответствии с инструкцией по применению.

7.4. Контроль за полнотой охвата и достоверностью сведений об иммунизации против кори подлежащего контингента.

7.5. Информирование туроператоров, турагентов о ситуации по заболеваемости корью в мире, об угрозе инфицирования и необходимости иммунизации лиц, не привитых против кори и не болевших этой инфекцией.

7.6. Довести до сведения руководителей предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности текст данного постановления.

7.7. Обеспечить контроль исполнения настоящего постановления при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий с применением адекватных мер административного воздействия.

7.8. Обеспечить участие специалистов в обучении медицинских работников по клинике, диагностике, проведению противоэпидемических мероприятий в очагах кори.

8. Главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" обеспечить:

8.1. Проведение лабораторных исследований на корь и достаточный запас диагностических тест-систем для проведения исследований.

8.2. При приеме информации о заболеваемости корью в отдел государственной регистрации заболеваний уточнение эпиданамнеза, в т.ч., сведениий о пребывании на стационарном лечении (в период до 21 дня, предшествующего заболеванию корью) с указанием сроков пребывания, наименования отделения, номера палаты

8.3. Информирование туроператоров, турагентства при проведении обучения специалистов туристических фирм, отправляющих граждан в зарубежные страны, о ситуации по заболеваемости корью в мире, об угрозе инфицирования и необходимости иммунизации лиц, не привитых против кори и не болевших этой инфекцией, подготовить памятку для отъезжающих лиц.

9. Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по г оскве рекомендовать осуществлять выдачу разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу иностранным гражданам в возрасте до 35 лет только при наличии сведений о профилактических прививках против кори или перенесенном заболевании.

10. Руководителю Департамента спорта и туризма города Москвы обеспечить:

10.1. При выявлении случая кори в детских спортивных учреждениях отстранение не привитых и не болевших корью детей и подростков от посещения учреждения сроком на 21 день. Детей с медицинскими отводами от проведения прививок против кори допускать в учреждение только после введения иммуноглобулина.

10.2. Ограничение проведения массовых мероприятий во время регистрации случая кори в спортивном учреждении.

10.3. Проведение фильтра при приеме детей в спортивные учреждения и не допуск детей с явлениями ОРВИ.

10.4. Информирование туристов, выезжающих в страны, где зарегистрированы вспышки кори, об угрозе инфицирования и необходимости иммунизации.

11. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации освещать вопросы профилактики и борьбы с корью, подготовить видеоролик по вопросам профилактики и борьбы с корью.

12. Считать утратившими силу постановления Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 9 февраля 2015 года N 1 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий против кори" и от 3 августа 2016 года N 10 "О внесении изменений и дополнений в постановление Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 9 февраля 2015 года N 1 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий против кори" .

13. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.

Е.Е.Андреева

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по.

В последнее время немногие интересуются эпидемической ситуацией, даже в те сезоны, когда это очень актуально. Инфекционные заболевания распространяются с огромной скоростью осенью, зимой и даже весной. Как же не допустить этого? Здесь важно полагаться не только на врачей, но и самостоятельно принимать меры, не позволяющие вирусам распространяться. Таким образом, организация противоэпидемических мероприятий лежит на плечах многих людей. Каждый должен помнить, что именно от его действий может зависеть распространение различных болезней.

Что такое противоэпидемические мероприятия?

Для начала нужно обозначить, что же представляют собой такие манипуляции. Можно сказать, что это большой комплекс действий, который направлен на локализацию, подавление и ликвидацию очагов инфекции. Этот комплекс обычно включает следующие меры: санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и административные. Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции проводят после тщательного обследования, которое включает установление источника появления опасности. Очень важно понять, от кого заразился пациент, куда дальше могла перейти болезнь, чтобы предотвратить её дальнейшее распространение, ведь это чревато масштабными негативными последствиями.

После получения всей нужной информации врач-эпидемиолог должен проанализировать её и принять меры, направленные на устранение очага болезни. Что интересно, эпидемиологи почти не контактируют с пациентами, они работают только с данными, проводят детальный и тщательный анализ. Это спасает жизнь, причём даже не отдельным людям, а целой популяции.

Санитарно-гигиенические меры

Первое, что включают противоэпидемические мероприятия – санитарно-гигиенические меры. Это очень важная составляющая, поскольку она формирует основу здоровья людей, а также базу, которая снижает восприимчивость людей к болезням. Конечно же, это не гарантирует, что инфекционные заболевания совсем пройдут мимо. Но при соблюдении гигиенических норм, вероятность того, что человек заболеет, заметно снижается. Эти меры включают в себя изучение специалистами таких областей жизни человека, как условия труда, характер трудовой деятельности, быт, физическое развитие, профессиональная заболеваемость. Санитарно-противоэпидемические мероприятия – один из ключевых факторов в борьбе с распространением инфекций.

Лечебно-профилактические меры

Второй комплекс мер – лечебно-профилактические. Главные действия, которые включает этот комплекс, направлены на нейтрализацию вирусов, повышение качества медицинского обслуживания и эпидемиологический надзор. В период сезонных эпидемий поликлиники подключают дополнительное количество специалистов различных областей. В это время в школах и детских садах часто объявляется карантин. Это способствует снижению количества контактов между детьми и, следовательно, снижает вероятность распространения болезней среди них. Также в это время противоэпидемические мероприятия направлены на разъяснительную работу с населением. Она в свою очередь нацелена обычно на то, чтобы донести информацию о симптомах болезни, и о том, что лучше сократить посещение мест большого скопления людей.

Административные меры

Комплекс административных мер также непосредственно влияет на успешность того, как пройдут противоэпидемические мероприятия. Само по себе это означает, что органы власти могут непосредственно помогать улучшению эпидемиологической ситуации посредством принятия важных решений. В этом комплексе мер могут участвовать муниципальные и региональные администрации, министерства здравоохранения и образования, руководители учреждений и организаций.

Каким образом проводятся исследования?

Все мероприятия должны обязательно проводиться своевременно, нельзя, чтобы ситуация выходила из-под контроля врачей, поскольку инфекции угрожают всему обществу. Работа должна производиться продуманно и быстро. Ликвидация очага заболевания может быть произведена только после того, как будет получен эпидемиологический диагноз ситуации.

Эпидемиолог проводит специальное обследование, которое включает в себя:

  • опрос больных и лиц, контактировавших с ними;
  • обследование очага заболевания;
  • изучение санитарных условий;
  • изучение документации (медицинской, жилищно-коммунальной и др.);
  • лабораторные исследования заражённого лица;
  • наблюдение во время инкубационного периода.

После получения результатов анализа можно начинать проведение противоэпидемических мероприятий.

Крупнейшие эпидемии в истории

За последнее столетие медицина вышла на абсолютно новый уровень. Квалифицированные специалисты успешно борются со многими болезнями и постоянно разрабатывают все более действенные методы решения проблем, связанных с инфекционными заболеваниями. Химическая и фармацевтическая отрасли также не стоят на месте, в руках людей появилась масса препаратов, помогающих в этой нелёгкой борьбе. Однако так было не всегда, эпидемии уносили большое количество жизней на протяжении многих веков.

Самой известной эпидемией в истории цивилизации стала бубонная чума. Она распространилась в Европе в XIV веке и унесла, по разным данным, от 75 до 200 миллионов жизней. Эта страшная болезнь имела 2 явных признака – большие язвы и очень высокую температуру. В то время не было никаких средств, чтобы остановить распространение чумы, поэтому после её эпидемии Европа потеряла большую часть населения. Второй глобальной эпидемией стал вирус оспы. В настоящее время учёные научились бороться с ней, но раньше её последствия были смертельными. Самая большая вспышка оспы была зафиксирована в XVIII веке, она стала причиной смерти более 60 миллионов человек.

Эпидемии современности

На сегодняшний день самой опасной угрозой считается эпидемия вируса Эболы. Он стал известен широкой общественности в феврале 2014 года. Тогда же были зарегистрированы случаи заболевания этим недугом. Сначала он распространился в Гвинее, а затем быстро перекинулся на ближайшие к ней страны – Нигерию, Сенегал, Либерию и Сьерра-Леоне. Инфекция опасна тем, что смертность от неё довольна высока. Разработка вакцины против Эболы началась в 2015 году. В настоящее время она проходит стадию клинических испытаний. Также сейчас проводится тщательный эпидемиологический надзор в районах, где был замечен этот вирус.

Что можно сделать самостоятельно?

Обычно, с наступлением холодного времени года людей предупреждают о возможности начала эпидемии гриппа. В этом случае важно позаботиться о своём здоровье и постараться самостоятельно провести санитарно-противоэпидемические мероприятия. Чтобы избежать заражения достаточно придерживать нескольких простых, но очень эффективных правил:

  • Мытье рук. Этому обычно учат ещё в детстве, но с возрастом многие начинают пренебрегать этой полезной привычкой. Считается, что на руках переносится большинство микробов и вирусов. Чаще всего они попадают на слизистые именно с ладоней, в результате чего и происходит заражение организма. При соблюдении этого правила, вероятность заразиться снижается на 30-50%.
  • Промывание носа и полоскание горла. Эти два способа также являются очень эффективными при профилактике сезонных заболеваний. Именно слизистые оболочки являются отправной точкой инфекции, поэтому после пребывания в общественных местах на них может скапливаться большое количество бактерий. При промываниях специальными средствами все микробы будут уничтожены.

Стоит ли использовать маски?

Конечно, если человек заболел, то лучше оставаться дома и лечиться всеми возможными способами, чтобы не заработать серьёзные осложнения. Однако бывают такие ситуации, когда это невозможно, людям необходимо выходить на работу или перемещаться по городу в больном состоянии. В этом случае обязательно нужно использовать маску, таким образом, окружающие не пострадают от вируса.

Об этом стоит задуматься, ведь можно заразиться может не только взрослый здоровый человек, но и дети, беременные женщины, пожилые люди, для которых инфекция может быть действительно опасна. Сейчас в аптеках можно найти множество разных масок, лучше всего выбирать многослойные модели. В таком случае вероятность передачи вируса минимальна.

Я, главный государственный санитарный врач по городу Москве Филатов Н.Н., проанализировав заболеваемость корью, отмечаю, что эпидемическая ситуация по данной инфекции в Москве расценивается как неблагополучная и продолжает осложняться (здесь и далее выделено редакцией).

С 2007 по 2010 год заболеваемость корью в городе носила спорадический характер и была обусловлена в основном завозными случаями. В 2011 году эпидемическая ситуация ухудшилась, за год было зарегистрировано 138 больных этой инфекцией, против 16-ти — в предыдущем 2010 году, при этом доля местных случаев кори возросла до 65%.

Показатель заболеваемости составил 9,3 на 1 млн. населения, что в 9 раз выше показателя, регламентируемого Всемирной организацией здравоохранения как критерия элиминации кори (менее 1,0 на 1 млн. населения).

В 2011 году Национальная Сертификационная Комиссия отложила сертификацию города Москвы как территории, свободной от эндемичной кори до достижения ею критериев элиминации.

За истекший период января 2012 года выявлено 75 случаев кори, 80% из них составили дети, преимущественно до 2—х лет.

В настоящее время возникла угроза формирования эндемичного штамма вируса кори, циркуляция которого была прервана в 2007 году.

Основной причиной осложнения эпидемической ситуации по кори в городе Москве является наличие незащищенного населения против этой инфекции по причине отказа от профилактических прививок (76% заболевших корью составили лица, не привитые против данной инфекции и без сведений о прививках). Кроме того при эпидемиологическом расследовании очагов кори было установлено, что охват прививками взрослого населения против данной инфекции не превышает 80%.

Особенностью эпидемического процесса коревой инфекции в настоящее время является внутрибольничное распространение этой инфекции.

постановляю:

1. Префектам административных округов города Москвы:

1.1. Обязать руководителей предприятий, организаций и учреждений города Москвы независимо от организационно-правовой формы представить списки работающих до 35 лет с указанием сведений об иммунизации в лечебно-профилактические организации по месту расположения в срок до 20 февраля 2012 года;

1.2. обязать руководителей предприятий, организаций и учреждений города Москвы независимо от организационно-правовой формы, принять меры по организации иммунизации против кори лиц до 35 лет с охватом не менее 90%, в т.ч. трудовых мигрантов с охватом не менее 95%;

1.3. оказать содействие (при необходимости) Директорам ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения административных округов" города Москвы в организации иммунизации взрослого населения против кори, в том числе трудовых мигрантов.

2. Руководителям предприятий, организаций и учреждений города Москвы, независимо от организационно-правовой формы:

2.1. представить списки работающих до 35 лет указанием сведений об иммунизации против кори в лечебно-профилактические организации по месту расположения объекта в срок до 20 февраля 2012 года;

2.2. оказать содействие лечебно-профилактическим организациям (при необходимости) в проведении иммунизации против кори подлежащего контингента.

3. Руководителю Департамента здравоохранения города Москвы обеспечить:

3.1. своевременную иммунизацию детей против кори по каждому педиатрическому участку, образовательному учреждению с охватом не ниже 95% в соответствии с региональным календарем профилактических прививок;

3.2. своевременную иммунизацию против кори лиц до 35 лет по каждому терапевтическому участку и в прикрепленных организациях с охватом не ниже 90% в соответствии с региональным календарем профилактических прививок;

3.3. пересмотр медицинских противопоказаний к иммунизации против кори и индивидуальную работу с родителями и лицами, отказывающимися от иммунизации против кори;

3.4. представление лечебно-профилактическими организациями достоверных данных об охвате населения прививками против кори для формирования форм федерального государственного статистического наблюдения;

3.5. организацию иммунизации против кори персонала лечебно-профилактических организаций в возрасте до 55 лет до особого распоряжения;

3.6. наличие живой коревой вакцины и иммуноглобулина в лечебно-профилактических организациях для своевременного проведения иммунизации, в том числе по эпидемическим показаниям;

3.7. временный отказ в приеме на работу или отстранение от работы медицинских работников в возрасте до 35 лет, не привитых против кори и не болевших корью в соответствии с Федеральным Законом от 17 сентября 1998 г. № 157 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825;

3.8. госпитализацию больных корью по клиническим и эпидемиологическим показаниям только в боксированные отделения;

3.9. организацию ежедневного медицинского наблюдения за больными корью при оставлении больного на дому;

3.10. своевременный отбор и доставку материала для лабораторных обследований на корь на безвозмездной основе в лаборатории ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" (Региональный центр по надзору за корью и краснухой, тел. 687-36-16) — сыворотку крови для серологического подтверждения диагноза и ФБУН Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского (Национальный центр по надзору за корью и краснухой, тел. 452-28-26) — биоматериал для генотипирования (кровь или носоглоточные смывы или мочу);

3.11. своевременную изоляцию и проведение серологического обследования на корь в лаборатории ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" пациентов с лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью в целях предупреждения распространения кори;

3.12. прием в стационары больных и лиц, поступающих по уходу за больными со сведениями о прививках против кори, организацию иммунизации в стационарах, с учетом медицинских противопоказаний лиц, непривитых против кори, не болевших и без сведений о прививках в соответствии с региональным календарем профилактических прививок;

3.13. соблюдение надлежащих условий транспортирования и хранения живой коревой вакцины и обеспечение безопасности иммунизации в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.3.2342-08 "Обеспечение безопасности иммунизации"; 4

3.14. амбулаторно-поликлиническое обслуживание населения с респираторными инфекциями преимущественно на дому, организацию фильтра в лечебно-профилактических организациях с разделением потоков соматических больных и больных с симптомами респираторных инфекций;

3.15. максимальное соблюдение принципа изоляции пациентов в отделениях для лечения респираторных инфекций с преимущественным проведением медицинских и иных манипуляций в палатах;

3.16. соблюдение дезинфекционного режима, в том числе проведение обеззараживания воздуха в помещениях с использованием специальных устройств (бактерицидные ультрафиолетовые облучатели и др.);

3.17. прекращение плановой госпитализации контактных лиц из очагов кори в медицинские организации неинфекционного профиля и социальные организации в течение всего периода медицинского наблюдения;

3.18. качественный сбор эпидемиологического анамнеза и передачу информации о заболевших корью в отдел государственной регистрации заболеваний с указанием сведений о пребывании на стационарном лечении в период до 21 дня, предшествующего заболеванию корью (сроки пребывания, наименования отделения, номер палаты);

3.19. иммунизацию против кори мигрантов в возрасте до 35 лет не привитых, привитых однократно и не болевших этой инфекцией в лечебно-профилактических организациях, осуществляющих медицинское освидетельствование иностранных граждан с целью получения вида на жительство и разрешения на работу;

3.20. проведение поликлиниками анализа привитости против кори в прикрепленных организациях и учреждениях, представивших сведения об охвате прививками,

3.21. проведение оценки обеспеченности живой коревой вакциной с учетом настоящего Постановления, при необходимости — приобрести недостающее количество вакцины для иммунизации подлежащих;

3.22. проведение иммунизации без ограничения возраста лиц, не привитых, привитых однократно и не болевших корью, находившихся в тесном контакте с заболевшим корью (семья, квартира, кабинет, класс, группа, палата, отделение) в первые 72 часа с момента выявления больного;

3.23. проведение иммунизации без ограничения возраста лиц, не привитых, привитых однократно и не болевших корью, находившихся в отдаленном контакте с заболевшим корью (по месту жительства — подъезд, месту работы — здание, месту учебы — школа, ДДУ, курс/поток, ЛПО — корпус, здание) в течение 7 дней с момента выявления больного;

3.24. экстренную иммунизацию иммуноглобулином лицам, не достигшим прививочного возраста, имеющим противопоказания к введению живой коревой вакцины до 5 дня с момента выявления больного в соответствии с инструкцией по применению препарата;

3.25. подготовку медицинского персонала по вопросам профилактики, диагностики, клиники и лечения кори, обратив особое внимание на персонал отделений для лечения больных с респираторными инфекциями. 5

4. Руководителю Департамента социальной защиты населения города Москвы обеспечить:

4.1. прием в стационарные подведомственные учреждения лиц со сведениями о прививках против кори, организацию иммунизации в учреждениях обслуживаемого контингента (с учетом медицинских противопоказаний) и персонала в соответствии с региональным календарем профилактических прививок;

4.2. при выявлении случаев кори своевременное представление информации в отдел государственной регистрации заболеваний, изоляцию заболевших, проведение комплекса противоэпидемических мероприятий, включая экстренную иммунопрофилактику.

5. Руководителю Департамента образования города Москвы обеспечить:

5.1. временный отказ в приеме на работу или отстранение от работы сотрудников во всех типах и видах образовательных учреждений в возрасте до 35 лет, не привитых против кори и не болевших корью в соответствии с Федеральным Законом от 17 сентября 1998 г. № 157 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825;

5.2. временный отказ в приеме в детские дошкольные образовательные учреждения детей, не привитых против кори и не болевших данной инфекцией в соответствии с Федеральным Законом от 17 сентября 1998 г. № 157;

5.3. отмену кабинетной системы образования и ограничение проведения массовых мероприятий во время регистрации случая кори в образовательном учреждении.

6. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по городу Москве в административных округах:

6.2. совместно с директорами ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения административных округов" города Москвы провести анализ привитости против кори в организациях и учреждениях округа, рассчитать недостающее количество вакцины для иммунизации подлежащих;

6.3. в очагах кори обеспечить:

6.3.1. расширение круга контактных при регистрации случая кори по месту жительства —подъезд; месту работы —здание, месту учебы — школа, ДДУ, курс/поток; в ЛПУ — корпус/здание;

6.3.2. контроль за проведением иммунизации лиц, находившихся в тесном контакте с заболевшим корью (семья, квартира, кабинет, класс, группа, палата, отделение) в первые 72 часа с момента выявления больного; проведение иммунизации лиц, находившихся в отдаленном контакте с заболевшим корью (по месту жительства- подъезд, месту работы — здание, по месту учебы — школа, ДДУ, курс/поток, по ЛПУ- корпус, здание) в течение 7 дней с момента выявления больного;

6.3.3. контроль за проведением экстренной иммунизации иммуноглобулином лицам, не достигшим прививочного возраста, имеющим противопоказания к введению живой коревой вакцины до 5 дня с момента выявления больного в соответствии с инструкцией по применению;

6.4. обеспечить контроль за полнотой охвата и достоверностью сведений об иммунизации против кори подлежащего контингента;

6.5. информировать туроператоров, турагентов о ситуации по заболеваемости корью в мире, об угрозе инфицирования и необходимости иммунизации лиц, не привитых против кори и не болевших этой инфекцией;

6.6. довести до сведения руководителей предприятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности текст данного Постановления;

6.7. обеспечить контроль исполнения настоящего Постановления при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий с применением адекватных мер административного воздействия;

7. Главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" обеспечить:

7.1. проведение лабораторных исследований на корь и достаточный запас диагностических тест-систем для проведения исследований;

7.2. при приеме информации о заболеваемости корью в отдел государственной регистрации заболеваний уточнять эпиданамнез, в т.ч. сведения о пребывании на стационарном лечении (в период до 21 дня, предшествующего заболеванию корью) с указанием сроков пребывания, наименования отделения, номера палаты;

7.3. информировать туроператоров, турагентства при проведении обучения специалистов туристических фирм, отправляющих граждан в зарубежные страны, о ситуации по заболеваемости корью в мире, об угрозе инфицирования и необходимости иммунизации лиц, не привитых против кори и не болевших этой инфекцией, подготовить памятку для отъезжающих лиц.

8. Управлению Федеральной миграционной службы России по городу Москве рекомендовать осуществлять выдачу разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу иностранным гражданам в возрасте до 35 лет только при наличии сведений о профилактических прививках против кори или перенесенном заболевании.

9. Председателю Комитета по туризму и гостиничному хозяйству в городе Москве обеспечить информирование туристов, выезжающих в страны, где зарегистрированы вспышки кори, об угрозе инфицирования и необходимости иммунизации.

10. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации освещать вопросы профилактики и борьбы с корью, подготовить видеоролик по вопросам профилактики и борьбы с корью.

11. Руководителям лечебно-профилактических организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности не допускать проведение лабораторных исследований по выявлению IgM к кори.

12. Контроль исполнения настоящего Постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача по городу Москве Глиненко В.М.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...