Уточнения по ндс после выездной проверки. Уточненка во время проверки: быть или не быть


<…> Налоговым органам при применении абзаца третьего пункта 4 статьи 89 Кодекса необходимо учитывать следующее:
1) норма является исключением из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой (три календарных года, непосредственно предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки), как это предусмотрено абзацем вторым пункта 4 статьи 89 Кодекса;
2) норма применяется в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация;
3) норма предоставляет налоговому органу право провести выездную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация;
4) указанная выездная налоговая проверка может быть проведена, если соответствующий период не был ранее охвачен выездной налоговой проверкой;
5) момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения) для применения нормы значения не имеет. <...>

Слово эксперту

Наталия Покидова,
редактор-эксперт журнала “Налоговые споры”

В норме абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ сказано, что в случае представления налогоплательщиком “уточненки” в рамках соответствующей выездной ревизии проверяется период, за который она представлена. Неоднозначное толкование этой нормы послужило поводом для издания письма ФНС России от 29.05.2012 № АС-4-2/8792.
В этом письме налоговая служба рассказала, как будет проходить выездная проверка, если организация представит “уточненку”, и когда ее подача может привести к ревизии за пределами трех лет. Данными разъяснениями будут руководствоваться нижестоящие налоговые органы.

ФНС все разложила по полочкам

По общему правилу в рамках выездной ревизии проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о ее проведении. Напомним, что исключение, установленное в абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, введено в кодекс Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ и действует со 2 сентября 2010 г.
Тем не менее ФНС России впервые пытается прояснить ситуацию с трактовкой нормы. Исходя из ее буквального прочтения, налоговики вправе проконтролировать период, за который подана “уточненка”, только если она представлена во время проведения выездной ревизии. Но также формулировка нормы позволяет прийти к выводу, что период, указанный в “уточненке”, может быть охвачен любой ближайшей проверкой.
Налоговая служба объяснила, какой из двух вариантов нужно применять. Во-первых, выездная проверка по “уточненке” может быть проведена, даже если период, за который она подана, выходит за пределы трех календарных лет.
Во-вторых, ревизия возможна только при условии, что ранее данный период не контролировался. При этом момент подачи декларации - во время проверки, до нее или после - для применения указанной нормы значения не имеет.
Обратите внимание: если “уточненка” представлена после проведения выездной проверки и вынесения решения инспекции, то вопрос о применении абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ будет решаться в зависимости от того, охватывался ли ранее проведенными проверками период, за который подана декларация. Если да, то применяется правило, установленное п. 10 ст. 89 НК РФ. То есть налоговый орган назначает повторную выездную проверку за период, указанный в корректировке.
Но при условии, что сумма налога к уплате по “уточненке” меньше, чем в первоначальной декларации.
В случае, когда сумма налога к уплате больше, но период уже был проверен ранее, выездной ревизией это не грозит.
Но, естественно, влечет доплату налога.
Если же “уточненка” представляется за период, который ранее не проверяли, действует абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ.

Какие ситуации возможны

Рассмотрим несколько примеров из практики.

Пример 1

Налогоплательщик представил “уточненку” по налогу на прибыль за 2008 г. Срок давности налогового контроля за 2008 г. истекает 1 января 2012 г. При этом налог на прибыль за 2008 г. уплачен 28 марта 2009 г. Именно с этой даты начинает отсчитываться трехлетний срок на его возврат. Значит, соответствующее заявление можно подать до 28 марта 2012 г.

В данном случае право на возврат у организации есть, однако ревизоры не смогут проверить заявленные уточнения, руководствуясь общим правилом. Именно на такую ситуацию рассчитано введенное исключение. В порядке, установленном абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, инспекция сможет проверить 2008 г., выйдя за рамки общего трехлетнего срока давности.

Пример 2

В 2012 г. во время проведения выездной проверки налогоплательщик представляет уточненные декларации за 2008 г. Инспекция может отказать в приеме корректировок, сославшись на то, что программа не принимает декларации за период, который завершился более трех лет назад.

Возьмите на вооружение

Суды признают, что инспекторы обязаны проверять поданные налогоплательщиком “уточненки” за любой период, даже если он находится за пределами трехлетнего срока, отведенного на проведение ревизии.

Похожая ситуация уже рассматривалась в суде. ФАС Уральского округа одним из первых на уровне окружных арбитражных судов применил абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ в пользу налогоплательщика (см. постановление от 26.03.2012 № Ф09-1318/12). Кассация отменила решение первой инстанции и поддержала апелляцию.
Арбитры отметили, что в связи с новой редакцией п. 4 ст. 89 НК РФ в ходе проведения ревизии налоговый орган обязан проверить поданные “уточненки” за любой период.
При этом неважно, истек ли на день их подачи трехлетний срок, установленный законом для “глубины” ревизии. При ее проведении налоговики обязаны устанавливать все фактические обстоятельства, связанные с правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов за весь проверяемый период.

Подведем итог

Позиция ФНС России, изложенная в комментируемом письме, неблагоприятна для компаний. Судебная практика по данному вопросу только начинает складываться. Поэтому выводы делать еще рано. Главное, мы выяснили основные условия для применения неоднозначной нормы:
. период, за который представлена корректировка, находится за пределами трех лет;
. ранее он не проверялся.

Отметим, что, разрешив контролировать периоды, истекшие более трех лет назад, законодатель не внес изменения в ст. 113 НК РФ, которая посвящена сроку давности привлечения к ответственности. Он составляет 3 года.

Повлияет ли уточненная декларация на результат проверки

ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 21.11.12 № АС-4-2/19576 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С УЧЕТОМ УТОЧНЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

ВЫЯВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ОТРАЖАТЬ В ДЕКЛАРАЦИИ НЕ НУЖНО

Проанализировав положения пункта 1 статьи 81 НК РФ, налоговики в комментируемом письме отметили, что Налоговый кодекс не устанавливает право или обязанность налогоплательщика представить уточненную декларацию по нарушениям, выявленным налоговым органом. В обоснование своей позиции они сослались на правила заполнения конкретных деклараций (п. 2 Порядка заполнения налоговой на добавленную стоимость, утвержденного приказом от 15.10.09 № 104н, п. 3.2 Порядка заполнения по организаций, утвержденного приказом от 22.03.12 № ММВ-7-3/174). Ими предусмотрено, что при перерасчете налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налога не учитываются результаты налоговых проверок за тот период, по которому налогоплательщиком (налоговым агентом) производится перерасчет сумм налога. Подавать уточненную декларацию с отражением в ней доначислений, указанных в документах, составленных по результатам проверки (в акте, решении), нет смысла, ибо эти данные у налогового органа уже имеются. Для бухгалтера это лишняя работа.

А вот сделать необходимые исправления в учете бухгалтер обязан. При этом содержащаяся в акте и решении о привлечении (об отказе в привлечении) к за совершение налогового правонарушения фраза о необходимости внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета не означает обязанность подать «уточненку», поскольку декларация не относится к документам налогового учета. Она представляет собой заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты конкретных налогов (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Именно такого мнения придерживаются специалисты в комментируемом письме. Аналогичная точка зрения (о том, что в уточненной декларации налогоплательщик не учитывает решение налогового органа по результатам выездной налоговой проверки) приведена в письме УФНС России по г. от 13.04.10 № 16-15/038583.

Судьи тоже считают, что обязанность налогоплательщика представлять уточненную декларацию в такой ситуации законодательно не предусмотрена. То есть если ошибку в отчетности (противоречие или несоответствие данных) заметили сами проверяющие при проведении выездной проверки, то они и должны в результате проверки правильно определить размер фактических налоговых обязательств (постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.12.09 № А56-14285/2009).

Обращаем внимание на то, что если исправление ошибок по одному налогу вызовет необходимость пересчета налоговой базы по другим налогам, которые не были предметом проверки, то компания (даже если эти другие налоги не были занижены) может подать уточненные декларации на основании пункта 1 статьи 81 НК РФ. И налоговый орган отказать в их принятии не вправе (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Сам же налоговый орган не имеет права пересчитывать по итогам проверки те налоги, которые не проверялись.

Если же эти налоги оказались занижены, налогоплательщик обязан подать по ним уточненные декларации (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

Напомним, что, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, организация вправе не сдавать «уточненку», а провести перерасчет налога в периоде выявления ошибок (искажений), относящихся к прошлым периодам (п. 1 ст. 54 НК РФ, письма Минфина России от 12.05.10 № 03-03-06/1/322, от 29.03.10 № 03-02-07/1-131).

ОТКАЗАТЬ В ПРИЕМЕ ДЕКЛАРАЦИИ НЕ МОГУТ

Поскольку речь идет об уточнениях, связанных именно с проведением проверки, отметим еще два важных момента.

Во-первых, в Налоговом кодексе нет запрета на подачу уточненных деклараций за соответствующий налоговый период в случае назначения, проведения или окончания проверки. Отсутствует запрет на представление уточненной декларации и после принятия решения по результатам проверки. Следовательно, праву налогоплательщика на подачу уточненной декларации должно корреспондировать полномочие налогового органа на ее проверку. На это указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.03.10 № 8163/09.

Другие арбитры также считают, что положения налогового законодательства не содержат оснований для отказа в принятии и рассмотрении уточненных деклараций (постановление ФАС Московского округа от 11.01.07 № КА-А40/13231-06 и пр.). А в постановлении ФАС Московского округа от 09.04.08 № КА-А40/13491-07 подчеркнуто, что, даже если налогоплательщику по результатам проверки было отказано в вычетах по НДС, это не лишает его права подать уточненную налоговую декларацию за тот же период, иными словами, обратиться за вычетами повторно.

Во-вторых, Налоговый кодекс не ограничивает налогоплательщика во времени представления уточненных налоговых деклараций. Это подтверждено в комментируемом письме ФНС России. А раз время на уточнение не ограничено, то подать декларацию можно даже после окончания проверки предыдущей декларации. Причем не только первичной, но и уточненной.

Вместе с тем зачет либо возврат налогов, исчисленных по уточненной декларации, ограничивается сроками, определенными статьей 78 НК РФ (письмо ФНС России от 12.12.06 № ЧД-6-25/1192, постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.06 № 11775/05)* 1 .

* 1 Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Если компания может доказать, что узнала о переплате только по результатам проверки, то она вправе претендовать на возврат налога (через суд). В таком случае три года должны быть исчислены с момента, когда организация узнала или должна была узнать о возникновении переплаты. То есть с момента ознакомления с актом проверки.

В определении Конституционного суда РФ от 21.06.01 № 173-О изложена правовая позиция, согласно которой налогоплательщик при пропуске срока на подачу заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога в налоговый орган может обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке арбитражного судопроизводства. И эдесь действуют общие правила исчисления срока исковой давности.

Исходя из указанной позиции, ВАС РФ признал, что поскольку компания узнала о переплате налога по итогам налоговой проверки и право на обращение с заявлением о его возврате возникло уже после составления акта налоговой проверки, то налог может быть возвращен (определение от 07.10.10 № ВАС-3972/10).

В отстаивании интересов компании в подобных случаях помогут также определение ВАС РФ от 06.04.07 № 3345/07 и письмо ФНС России от 12.12.06 № ЧД-6-25/1192.

КАК БУДУТ ДЕЙСТВОВАТЬ НАЛОГОВИКИ

В комментируемом письме сказано, что порядок действий налогового органа при поступлении уточненной декларации в каждом конкретном случае будет различаться. Из чего следует, что момент подачи декларации имеет значение для учета вновь поступивших сведений.

Декларация подана во время проверки

Выездная проверка. Когда у налогоплательщика проводится выездная налоговая проверка и во время нее он подает уточненную декларацию по проверяемому налогу, «уточненка» также подлежит проверке, но в рамках текущей выездной проверки. Значит, такая декларация скорее всего повлияет на результат выездной проверки.

Заметим: если в ходе выездной проверки выяснилось, что за прошлые периоды не заявлены налоговые вычеты по НДС, то, как правило, инспектор такие ошибки в акте не отражает, ведь вычеты носят заявительный характер (письмо ФНС России от 31.01.08 № 03-2-03/157). И в данной ситуации для их получения организации нужно сдать уточненную декларацию. Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.04.11 № 23/11, само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих право на применение вычетов, без отражения вычетов в декларации не является основанием для уменьшения недоимки по НДС, обнаруженной в ходе проверки.

Итак, если «уточненка» подана в ходе выездной проверки, в целях исключения параллельных процедур выездной и камеральной проверок декларация проверяется только в рамках выездной проверки, но с учетом уточненных данных. Исключение составляют случаи:

– когда в декларации по НДС или акцизу заявлено возмещение налога или акциза (тогда обязательно проводится самостоятельная камеральная проверка уточненных деклараций);

– если уточненная декларация подана перед окончанием выездной проверки и проверить ее в рамках выполняемой проверки уже невозможно из-за нехватки времени (тогда этот факт отражается в акте выездной налоговой проверки и такая декларация проверяется в рамках самостоятельной камеральной налоговой проверки).

Камеральная проверка. Если первичная (или предыдущая) декларация проверяется камерально, камеральная проверка более ранней декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уточненной декларации. Иначе говоря, при подаче уточненной декларации с суммой НДС и акциза к возмещению организация должна быть готова к тому, что срок возмещения налога по первоначальной декларации откладывается* 2 .

* 2 Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Проверка окончена, но акт не вручен

Если камеральная проверка первичной (предыдущей) декларации закончена, но акт не составлен или не вручен налогоплательщику, инспектор вправе не составлять акт проверки первоначальной декларации либо не вручать уже составленный акт налогоплательщику, а провести новую камеральную проверку уточненной налоговой декларации (за исключением случаев подачи деклараций с суммой НДС и акциза к возмещению либо декларации, проверить которую уже не успеют, поскольку для этих ситуаций предусмотрено обязательное проведение отдельной проверки уточненной декларации).

Судьи с данной позицией согласны (постановление ФАС Уральского округа от 20.01.12 № Ф09-8834/11).

Но необходимо принять во внимание следующее. Если организация изменяет суммы НДС или акциза в сторону уменьшения, налоговики возместят лишь те суммы, в отношении которых у проверяющих отсутст-вуют претензии, с учетом уменьшения по уточненной декларации.

Акт вручен, но нет решения

Если уточненная декларация представлена после вручения компании акта камеральной (или выездной) налоговой проверки, но до принятия решения по результатам проверки, налоговый орган может вынести решение без учета данных уточненной декларации и назначить повторную выездную проверку в части уточненных сведений.

То есть в этом случае показатели «уточненки» могут быть учтены при вынесении решения по результатам проверки только при условии, что уточнения подтверждены документально и проверены налоговым органом* 3 .

* 3 Данный подход согласуется с позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.03.10 № 8163/09.

Здесь также, если представлена уточненная декларация по НДС или по акцизу и сумма налога, первоначально заявленная к возмещению, уменьшена, решение о возмещении или об отказе в возмещении принимается с учетом изменений.

Подчеркнем: если данные «уточненки» в принятом решении не учтены и назначена повторная выездная проверка, то в ее рамках могут быть проверены только те сведения, изменение которых привело к уменьшению налога. Инспектор не имеет права повторно проверять данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не связаны с корректировкой (постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.10 № 8163/09).

Декларация представлена после вынесения решения

На практике нередки споры и о том, что именно считать моментом завершения проверки.

В комментируемом письме ФНС России сообщается, что следующие сроки:

А) днем окончания выездной налоговой проверки в соответствии с пунктом 15 статьи 89 НК РФ является день, когда проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке;

Б) моментом окончания камеральной налоговой проверки признается истечение предусмотренного пунктом 2 статьи 88 НК РФ трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации либо момент окончания ее проверки, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило раньше.

Судьи считают, что налоговики должны начать новую камеральную проверку в ситуации, когда уточненная декларация была подана проверяемым лицом после составления акта, но до вынесения решения (определения ВАС РФ от 23.03.11 № ВАС-247/11, от 29.10.10 № ВАС-11884/10, постановление ФАС Московского округа от 05.12.11 № А41-41799/10 и др.).

В постановлении ФАС Центрального округа от 26.04.12 № А68-2616//2011 указано на то, что под моментом окончания камеральной проверки надо понимать дату вынесения решения (а не дату составления акта, как трактуют налоговики).

При этом арбитры отметили, что для целей применения пункта 9.1 статьи 88 НК РФ законодатель придает понятию «окончание проверки» иное значение. Под окончанием проверки понимается не буквальное окончание проведения действий до составления акта проверки, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения. Поскольку не имеет смысла продолжение всех действий в отношении той налоговой декларации, которая заменена налогоплательщиком. По мнению судей, из анализа положений статей 80 и 81 НК РФ следует, что фактическая подача уточненной декларации лишает первоначально поданные декларации юридической силы, поэтому решение должно приниматься только после проверки последней представленной декларации.

Так что, опираясь на судебную поддержку, компания может оспорить решение, принятое без учета сведений уточненной декларации.

Подать «уточненку» налогоплательщик обязан только в том случае, если в декларации была обнаружена ошибка, из-за которой занижена сумма налога. Во всех остальных случаях это лишь право налого­плательщика, но не обязанность (п. 1 ст. 81 НК РФ, письма Минфина от 17.07.2012 № 03-03-06/1/339, от 20.06.2012 № 03-04-05/8-751). Более того, ошибки при исчислении налога на прибыль или налога при УСН можно исправить в декларации за теку­щий период (когда выявлена ошибка), если:

  • на дату подачи декларации за текущий период со дня уплаты налога по декларации с ошибкой не прошло 3 лет;
  • ошибка привела к переплате налога.

Такая позиция изложена в письмах Минфина от 08.02.2016 № 03-03-06/1/6383, от 23.04.2014 № 03-02-07/1/18777. При этом чиновники ссылаются на пункт 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Так или иначе, если вы сдаете «уточненку», заполнять ее нужно по форме, действовавшей в том периоде, за который представляется эта «уточненка» (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Уточненка с суммой налога к увеличению

Если вы сдаете «уточненку» в связи с тем, что ранее занизили сумму налога, то эта «уточненка» будет с суммой налога к увеличению. Однако сама по себе такая «уточненка» еще не является основанием для взыскания с вас штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание

На особом положении по части проверки находятся «уточненки» с суммой НДС к возмещению (статьи 176, 176.1 НК РФ). По такой декларации всегда проводится самостоятельная «камералка», даже если она подана в ходе выездной поверки.

Напомним, что согласно данной норме неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Однако для этого налоговики еще должны доказать факт занижения базы и наличие недоимки. Просто начислить штраф на суму разницы между первоначальной декларацией и «уточненкой» они не вправе (письмо Минфина от 04.02.2013 № 03-02-07/1/2279; постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

В частности, это означает что начисление штрафа неправомерно, если за вами числится переплата по налогу, которая образовалась еще до уточняемого периода. Задолженности перед бюджетом в этом случае не возникает, а переплату налоговики вправе самостоятельно зачесть в счет недоплаченной суммы налога (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Кроме того, даже если переплаты у вас нет, вы можете избежать штрафа, если (п. 3, 4 ст. 81 НК РФ):

  • сдадите «уточненку» до того, как узнали о том, что ошибку обнаружили налоговики или что в отношении вас назначена выездная проверка за период, в котором налог был занижен;
  • заплатите недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до подачи «уточненки».

Уточненка при камеральной проверке

Камеральную проверку налоговики проводят в отношении каждой декларации, которая к ним поступает. Какого-либо решения для этого им выносить не нужно. Срок такой проверки 3 месяца. По истечении этого времени налоговики должны составить акт камеральной проверки, фиксирующий ее результаты, но только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения. Если декларация не вызвала вопросов, акта не будет (п. 5 ст. 88 НК РФ; п. 1 письма ФНС от 18.12.2014 № ЕД-18-15/1693).

В ходе «камералки» вам может быть направлено требование о представлении пояснений и внесении исправлений (п. 3 ст. 88 НК РФ, Приложение № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@). Такое требование не означает, что вы непременно должны сдать «уточненку». Если вы уверены в данных, отраженных в декларации, просто представьте письменные пояснения, откуда такие цифры. Если же есть понимание, что показатели действительно нужно исправить, – потребуется «уточненка». Если исправления связаны с занижением суммы налога перед подачей «уточненки» уплатите налог и пени. Как уже упоминалось, документом, фиксирующим нарушения, которые выявлены в ходе «камералки», является акт проверки. Поэтому оштрафовать вас за ошибки, исправленные до составления такого акта, при условии доплаты налога и пени, налоговики не могут.

Более того, получив «уточненку» до истечения 3 месяцев, налоговики должны прекратить все действия по проверке первоначальной декларации и начать проверку «уточненки». Аналогичным образом ФНС рекомендует не составлять акт проверки (не вручать его), если «уточненка» подана до вручения камерального акта налогоплательщику. Еесли, конечно, речь не идет о проверке декларации с суммой НДС к возмещению (п. 3 письма ФНС от 21.11.2012 № АС-4-2/19576@).

А вот подавать «уточненку» после вручения акта камеральной проверки, особого смысла нет. По мнению ФНС, такая «уточненка» уже не влияет на рассмотрение материалов проверки первоначальной декларации и вынесение решения по ее результатам (письмо ФНС России от 20.11.2015 № ЕД-4-15/20327). Да и судебная практика на этот счет противоречива. Некоторые суды указывают, что «камералка» заканчивается только с принятием итогового решения. И если до вынесения такого решения подана «уточненка», проверка первоначальной декларации должна прекратиться (постановление ФАС СЗО от 14.01.2013 № А81-1421/2012). Однако другие указывают, что такая трактовка позволяет налогоплательщику избежать ответственности за выявленные проверкой нарушения, просто уплатив доначисленные в акте налоги и пени и представив «уточненку» до вынесения итогового решения (постановление ФАС УО от 04.04.2013 № Ф09-2044/13).

Уточненка при выездной проверке

Условия освобождения от штрафа, приведенные в подпункте 1 пункта 4 статьи 1 Налогового кодекса, на случаи, когда уточняющая декларация подана в ходе выездной проверки, не распространяются. Значит ли это, что никакого смысла представлять «уточненку» при выездной проверке нет?

Ситуация 1. Вы самостоятельно выявили ошибку, занижающую сумму налога, в проверяемом налоговиками периоде, и акт выездной проверки еще не составлен. В этом случае есть три варианта действий:

  • подать «уточненку», уплатив налог и пени, и настаивать на снижении штрафа;
  • на свой страх и риск рассказать об ошибке проверяющим. Возможно, иные нарушения налоговики искать уже не будут;
  • просто дождаться окончания проверки в расчете, что сами налоговики эту ошибку не найдут. За ошибки, не выявленные в ходе проверки, штрафовать вас налоговики уже не имеют права, но и в «уточненке» особого смысла нет (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Ситуация 2. Вы уже получили акт выездной проверки. В данном случае все зависит от того, согласны ли вы с доначислениями налоговиков или собираетесь их оспаривать. Если спорить с ИФНС вы не намерены, то представление «уточненки» и добровольное погашение недоимки и пени может быть рассмотрено как смягчающее обстоятельство для уменьшения штрафа. Если же с доначислениями вы не согласны, подавать «уточненку» не стоит. Это может быть квалифицировано как одно из доказательств совершения налогового правонарушения, своего рода добровольное признание (постановление АС ЦО от 27.08.2015 № Ф10-2516/2015).

Уточненка с суммой налога к уменьшению

Если вы воспользовались своим правом представить уточняющую декларацию, то такая «уточненка» либо не изменяет сумму налога по первоначальной декларации, либо уменьшает ее. Второй вариант означает, что после проверки и утверждения показателей «уточненки» у вас возникнет переплата, которую вы можете вернуть из бюджета. Вполне понятно, что просто так налоговики ее не отдадут и декларацию будут поверять с особым пристрастием (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 78 НК РФ; п. 3.5 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Что касается представления такой «уточненки» при камералке, то здесь порядок действий у налоговиков тот же, что и при представлении декларации с суммой налога к увеличению, с той лишь разницей, что никакого штрафа в любом случае быть не может.

Обратите внимание

Если до подачи «уточненки» вы погасите только сумму недоимки, но не уплатите пени, от штрафа вас не освободят (определение КС от 07.12.2010 № 1572-О-О, постановления АС СЗО от 18.12.2014 № А56-15646/2014; АС УО от 03.10.2014 № Ф09-6030/14).

Если сдать такую «уточненку» во время выездной проверки, налоговики проведут ее камералку с учетом материалов выездной проверки. То есть выявленные выездной проверкой нарушения в части данного налога будут зафиксированы камеральным актом. Дело в том, что по истечении 3 месяцев после представления «уточненки» вы уже можете подать заявление о возврате налога, а выездная проверка на этот момент еще может быть не завершена (пункт 2 ст. 88, п. 6 ст. 78 НК РФ; п. 3.5 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). Если же к моменту подачи «уточненки» вам уже вручена справка о поведенной выездной проверке, скорее всего, учитывать ее данные при составлении акта и вынесении решения налоговики не будут. Однако стоит напомнить о ней в своих возражениях на акт выездной проверки.

Данные «уточненки», которая представлена после составления акта выездной проверки, налоговики учтут, только если они проверены ИФНС и подтверждены документами. И то они вправе вовсе их не учитывать. При этом они могут:

  • провести дополнительные мероприятия налогового контроля;
  • назначить в дальнейшем повторную выездную проверку.

Но если ИФНС этого не сделала и не учла данные «уточненки» при вынесении решения, такое решение можно оспорить как не учитывающее реальных налоговых обязательств налогоплательщика (постанов­ление ФАС МО от 13.05.2014 № Ф05-3977/14).

Уточненка по НДС

На особом положении по части проверки находятся «уточненки» с суммой НДС к возмещению (статьи 176, 176.1 НК РФ).

По такой декларации всегда проводится самостоятельная «камералка», даже если она подана в ходе выездной поверки. Проверять ее будут «камеральщики», а «выездники» учитывать данные «уточненки» не будут, разве что камеральная проверка будет закончена до окончания выездной (п. 3.5 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Налоговый эксперт Оксана Доброва

Представляется ли уточненка во время выездной проверки? Давайте разберемся.

Когда можно подать уточненную декларацию

Налоговый кодекс РФ не запрещает подавать уточненные декларации в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки.

По мнению налоговиков, если представлена уточненка во время выездной проверки, но лишь незадолго до ее окончания, когда уже нет времени принять ее во внимание, этот факт отражается в акте проверки. А сама декларация изучается уже в рамках камеральной проверки. Данная точка зрения отражена в письмах от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705, от 21 ноября 2012 г. № АС-4-2/19576. Вполне логично, что с позиции подобный вывод распространяется и на «уточненки», поданные после того, как проверка окончена, но решение по ней еще не было вынесено.

Однако у судов иное мнение.

Так, ФАС Московского округа в постановлении от 13 мая 2014 г. № Ф05-3977/14 отметил, что Налоговый кодекс РФ не запрещает подавать уточненные декларации за соответствующий период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки этого же отрезка времени. Не запрет и на подачу «уточненки» после принятия решения по результатам проверки. Таким образом, по мнению судей, если организация представила уточненную декларацию после составления акта проверки, но до вынесения решения по ней, налоговикам следует либо учесть показатели этого отчета, либо назначить повторную проверку.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 16 марта 2010 г. № 8163/09 при рассмотрении подобного дела принял сторону компании. Предприятие представило корректирующую декларацию после составления акта налоговой проверки, и инспекция при вынесении решения не учла ее показатели, а также не назначила проведение повторной проверки. Это не позволило фискалам отстоять правомерность своего решения в суде.

Есть еще одна точка зрения: налоговики не вправе вынести решение по выездной проверке без учета поданной предприятием уточненной декларации. Данный подход отражен в постановлениях ФАС Уральского округа от 22 октября 2012 г. № Ф09-10051/12 (определением ВАС РФ от 28 декабря 2012 г. № ВАС-16744/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Центрального округа от 10 сентября 2012 г. № А64-4329/2011, ФАС Уральского округа от 11 мая 2012 г. № Ф09-3241/12, ФАС Северо-Западного округа от 2 сентября 2011 г. № А56-69003/2010.

Получается, что, исходя из арбитражной практики, инспекция не может проигнорировать корректирующую декларацию, поданную до вынесения решения по результатам проверки. По мнению судей, «уточненка» может быть подана компанией после фактического завершения проверки и даже после вынесения акта. Главное, чтобы организация успела представить ее до момента вынесения решения.

Учитывая вышесказанное, можно предположить, что в подобных ситуациях фискалы будут придерживаться позиции о назначении повторной проверки. Заметим: в соответствии с абзацем 6 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ повторная выездная проверка может проводиться в случае, если в представленной уточненной декларации сумма налога меньше, чем в первоначальной.

Когда ИНФС может назначить повторную проверку

Повторные выездные налоговые проверки за тот же период по тем же налогам могут проводиться:

  • вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля над деятельностью инспекции;
  • той же ИФНС - в случае представления организацией уточненной в которой заявленная сумма налога меньше, чем в первоначальном отчете.

В пункте 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ говорится, что проверке может быть подвергнут период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение. Однако из этого правила есть исключение: налоговики вправе проверить период, превышающий три календарных года, если ранее эти периоды не проверялись. Такие разъяснения содержатся, например, в письмах ФНС России от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622, от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792.

Также выездная налоговая проверка может проводиться в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятия. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Кроме того, такая проверка может быть назначена независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Это следует из пункта 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...