Властными полномочиями обладают. Глава IV


Государственный орган это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

Признаки:

    Государственный орган – это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата ; он занимает в государственном аппарате свое место и прочно связан отношениями координации и субординации с другими государственными органами;

    Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру) . Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;

    Государственный орган состоит из государственных служащих ;ФЗ

«О государственной гражданской службе РФ» 2004 г.

    Государственный орган имеет определенную компетенцию , то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;

    Государственные органы тесно взаимодействуют между собой . Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

    Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права , а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

    Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.

    Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).

Виды государственных органов

I . По способу возникновения:

    Первичные (выборные) государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент);

    Производные (назначаемые) государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);

II . По объему властных полномочий или по предмету ведения :

    Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ);

    Органы субъектов федерации функционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.

Например, Законодательное Собрание Нижегородской области.

III . По широте компетенции:

    Государственные органыобщей компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ);

    Государственные органыспециальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

IV . По способу принятия решений или осуществления компетенции:

    Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ);

    Единоначальные государственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);

V . По правовым формам деятельности:

1. Правотворческие (Парламент);

2. Правоприменительные (Суд);

3. Правоохранительные (Прокуратура);

VI . По принципу разделения властей:

    Законодательные (Федеральное Собрание РФ);

    Исполнительные (Правительство РФ);

    Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

3. Принципы организации и деятельности современного государственного аппарата .

Принципы организации государственного аппарата – это исходные, основополагающие начала, идеи, на основе которых функционирует государственный аппарат.

    Принцип демократизма (народовластия) – это принцип, в соответствии с которым граждане государства прямо или через своих представителей принимают участие в организации и деятельности государственного аппарата.

Народовластие - принцип организации и деятельности современного государства, в соответствии с которым народ страны признается носителем суверенитета и единственным источником власти.

В соответствии с этим принципом единственным источником власти в стране признается ее народ. Ему принадлежит верховная власть, вся полнота суверенитета, его воля – решающая по всем государственным делам. Государственная власть рассматривается как производная от власти народа, а государственные органы и отдельные их представители действуют по поручению народа.

Государственная власть с точки зрения этого принципа только тогда является легитимной (законной), когда она сформирована по воле народа и реализует его интересы. Поэтому любые действия, направленные против точно выраженной государственной воли народа, расцениваются как захват или присвоение власти и преследуются по закону, в том числе уголовному.

Правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции РФ: “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”.

По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную.

Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. В рамках этой формы народ страны или какая-либо его часть (население региона, города, района, поселка, села) самостоятельно выступает в качестве источника суверенной власти, принимает на себя бремя решения государственных дел. Вопрос, разрешенный через непосредственные формы демократии, не нуждаются в подтверждении или признании его государственными органами или органами местного самоуправления.

Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

Представительная демократия – это реализация власти народа через представителей (депутатов), избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

Путем выборов население страны вручает власть соответствующим государственным органам, тем самым подтверждая ее производность от воли народа и, следовательно, легитимность (законность).

Помимо формирования соответствующих государственных органов, население участвует в осуществлении представительной демократии путем определения их политики через различные общественные организации и прежде всего политические партии; путем общественного контроля за деятельностью органов власти; подотчетности их населению; возможности перевыборов в случае невыполнения воли народа.

Референдум - как высшее непосредственное выражение власти народа, демократии в цивилизованном обществе, представляет собой всенародное голосование, которое проводится по процедуре близкой к выборам.

На референдум обычно выносятся конкретные вопросы внутренней или внешней политики, а также наиболее важные законы, которые принимаются или отклоняются в целом. Принятое на референдуме решение не требует утверждения каким-либо государственным органом и вступает в силу с момента его принятия населением.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (принцип гуманизма) означает, что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью, смыслом и содержанием деятельности государства, его органов (ст. 2 Конституции РФ). Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина государством, его органами является основным критерием оценки их деятельности.

3. Разделение властей – это принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 10 Конституции РФ “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа государственных органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения. Ни одна из ветвей власти не имеет ни формального, ни фактического верховенства. Разделение властей предполагает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность контролировать и ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.

Разделения властей - принцип организации и деятельности государства, определяющий распределение единой суверенной государственной власти между тремя самостоятельными ветвями органов: законодательными, исполнительными и судебными.

Принцип разделения властей в качестве ведущего при построении государственного аппарата был обоснован в период борьбы в Европе против абсолютных монархий. Впервые на конституционном уровне был закреплен в Конституции США 1787 года. В России отвергался как в период самодержавной монархии, так и в советский период, когда вся полнота власти формально закреплялась за органами народного представительства.

Как показала историческая практика, последовательная реализация принципа разделения властей препятствует сосредоточению государственных полномочий в руках какой-либо одной государственной структуры, и, поэтому, является необходим организационным дополнением принципа народовластия. Как своеобразная форма “разделения труда” внутри государственного аппарата, реализация принципа разделения властей обеспечивает наибольшую эффективность его работы.

В современном понимании принцип разделения властей включает в себя

во-первых , разделение всех органов государства на группы по принадлежности к трем основным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной;

во-вторых , формальную независимость их друг от друга как по источнику формирования (избранию или назначению), так и предметам ведения; каждый орган реализует свои полномочия в рамках функциональных задач соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей;

в-третьих , возможность органов каждой из ветвей власти ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий (система сдержек и противовесов).

Система сдержек и противовесов реализуется, в частности, путем

закрепления за главой государства, возглавляющего исполнительную власть, возможности распускать в определенных случаях парламент и налагать “вето” на его законы;

закрепления за парламентом права на выражение недоверия правительству и требование его отставки, а также права путем “импичмента” добиться отстранения от должности главы государства;

закрепления за судебной властью права объявить недействительным любой акт законодательной или исполнительной ветвей власти, если он противоречит конституции страны или другим актам более высокой юридической силы.

4. Принцип верховенства права означает, что организация и деятельность государственного аппарата строится на основе и во исполнение права. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Подзаконные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потребностям общества.

5. Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов.

6. Принцип профессионализма означает необходимость использования в деятельности государственных органов наиболее квалифицированных, образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы профессионального образования и переподготовки кадров.

7 . Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой – в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.

8. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения соответствующих начал в процессе формирования и деятельности государственных органов.

9. Принцип иерархичности заключается в том, что государственные органы занимают в государственном аппарате разные уровни, одни государственные органы подчинены другим.

10. Принцип выборности и назначаемости .

Государство осуществляет свою многоплановую деятельность посредством государственных органов. Все они, несмотря на свое разнообразие, имеют общие характерные черты.

Каждый из них – составная часть государственного аппарата, входящая в систему государственных органов.

Весьма важной характерной чертой государственного органа является то, что он наделен властными полномочиями, его действия имеют властный характер. Этим он отличается от всех других организаций, общественных органов. Государственные органы в пределах своих прав принимают решения по вопросам, отнесенным к их ведению, издают правовые акты, обязательные для исполнения, осуществляют меры во исполнение принятых решений. Реализация властных полномочий в необходимых случаях обеспечивается государственным принуждением. Властные полномочия государственного органа реализуются в рамках его компетенции, под которой понимается совокупность полномочий (прав и обязанностей) в отношении определенных предметов его ведения. Компетенция разных государственных органов различна, зависит от выполняемой работы, сферы деятельности. Компетенция государственных органов устанавливается законами, другими нормативными актами.

Итак, государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Государственные органы объединены одной системой, но при этом разнообразны, осуществляют различные функции, отличаются друг от друга по ряду признаков. Поэтому они могут быть разделены на виды, причем по нескольким критериям.

Наибольшее значение имеет выделение видов государственных органов в соответствии с рассмотренным уже принципом разделения властей на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Такая классификация проводится как на федеральном уровне, так и в отношении органов государственной власти субъектов Федерации. Законодательная ветвь власти – это представительные органы РФ и ее субъектов: Федеральное Собрание, в субъектах – государственные советы, государственные собрания, законодательные собрания, Московская городская Дума, Санкт-Петербургское городское собрание и т.д.

Органами исполнительной власти РФ являются Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, федеральные службы, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии и т.д.). В субъектах органами исполнительной власти могут выступать президенты, губернаторы, главы администрации, правительства, министерства, администрации, их органы, управления, департаменты и т.д.

Судебную власть осуществляют только суды, например Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды (подробнее судебная система рассматривается ниже). Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не отнесен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование. Он взаимодействует с законодательным органом РФ, тесно связан с исполнительной властью, имеет весомые полномочия по воздействию на нее.

Характеризуя систему государственных органов, следует отметить органы прокуратуры, которые занимают в ней особое место. Прокуратура относится к числу правоохранительных органов, осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, гражданами и т.д. Деятельность прокуратуры соприкасается с работой судебных органов, однако она, и это существенно, полномочиями суда не обладает.

Деление государственных органов на виды, основывающееся на принципе разделения властей, является наиболее важным, но возможно выделение видов государственных органов и по другим основаниям.

Исходя из федеративного устройства, могут быть выделены государственные органы РФ и государственные органы субъектов Федерации. Государственные органы различаются в зависимости от порядка их формирования на избираемые гражданами или формируемые другими государственными органами, например, прокуратуры, суды. Государственные органы бывают единоличные и коллегиальные.

Федеральная служба судебных приставов Российской

Федерации

ФССП РФ является центральным субъектом исполнительного производства, так как именно на нее ФЗИП в ст. 5 возлагает полномочия по осуществлению принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов.

ФССП РФ осуществляет свою деятельность по территориальному принципу, ее подразделения расположены во всех субъектах Российской Федерации. Руководители подразделений ФССП РФ осуществляют текущий и последующий контроль за исполнительным производством.

Возглавляет ФССП РФ директор - главный судебный пристав Российской Федерации. В рамках текущего контроля за принудительным исполнением, согласно п. 10 Положения о ФССП, он обеспечивает и контролирует в соответствии с законодательством РФ исполнительное производство, возбужденное в отношении одного и того же должника в различных территориальных органах ФССП. Приостанавливает исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных ему должностных лиц службы судебных приставов, передает исполнительное производство из одного подразделения Службы в другое, определяет подразделение судебных приставов, которое будет осуществлять сводное исполнительное производство,

если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в территориальные органы ФССП нескольких субъектов РФ.

Директор ФССП к тому же осуществляет федеральный контроль над исполнением наиболее сложных и актуальных исполни-

тельных производств.

В рамках последующего контроля главный судебный пристав РФ рассматривает жалобы на действия сотрудников ФССП в порядке подчиненности. В соответствии со ст. 123 ФЗИП главный судебный пристав РФ наделяется правом принимать в порядке подчиненности жалобы на действия (бездействие) главного судебного пристав субъекта РФ и его заместителей. Возможность принятия самостоятельного решения взамен отмененного постановления судебного пристава-исполнителя, установленная в ст. 127 ФЗИП, ставит руководящие должностные лица ФССП (директора ФССП, главного судебного пристава субъекта РФ и др.) на качественно новый уровень организации исполнительного производства, позволяя

непосредственно влиять на совершение исполнительных дей-45

В структуре центрального аппарата ФССП можно выделить три основных функциональных компонента, которые в дальнейшем реализуются на уровне региональных управлений. Первый отвечает за организацию исполнительного производства и реализацию имущества должников, находя свое материальное воплощение в двух соответствующих управлениях (Управление организации исполнительного производства и Управление организации работы по реализации имущества должника). Второй - за обеспечение установлен- ного порядка деятельности судов, который включает в себя организацию дознания и административной практики и также выражен в двух управлениях (Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов и Управление организации дознания и административной практики). Третий осуществляет контроль, а также организационно обеспечивает два предыдущих компонента и реализуется в деятельности пяти управлений (Организационно-контрольное управление, Правовое управление, Управление делопроизводства, Управление государственной службы и кадров, Управление делами). Все три компонента тесно взаимосвязаны, причем второй компонент, помимо организационного обеспечения деятельности судов, осуществляет силовую поддержку исполнительного производства.

В соответствии со ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. На уровне субъектов Российской Федерации сегодня действуют 82 региональных управления ФССП, которые подчинены центральному аппарату Службы. Во многом их структура сходна с центральным аппаратом ФССП.

Возглавляют территориальные органы ФССП России главные судебные приставы субъектов РФ, назначаемые на должность и освобождаемые от должности приказом Министерства юстиции РФ по представлению директора ФССП России.

В рамках текущего контроля руководитель Управления ФССП в субъекте РФ выполняет территориальный контроль над исполнением наиболее сложных и актуальных исполнительных производств в связи с чем организует районное, межрайонное подразделение (группу) судебных приставов по особым исполнительным производствам, в которые передаются исполнительные производства на сумму, превышающую 20 млн руб. Он имеет право отменить незаконные постановления подчиненных судебных приставов, принять новое решение, определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений. Может приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных ему должностных лиц службы судебных приставов.

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа ФССП, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта РФ. Он же осуществляет контроль за ведением такого исполнительного производства или возлагает данную обязанность на своего заместителя. Также на основании ч. 9 ст. 33 ФЗИП главный судебный пристав субъекта РФ в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

В рамках последующего контроля над исполнительным производством руководитель территориального подразделения ФССП рассматривает жалобы на постановление судебного пристава- исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, а также их действия (бездействие) в порядке подчиненности.

Как и в центральном аппарате, в структуре регионального Управления ФССП РФ присутствуют подразделения по осуществлению исполнительного производства, работы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, отделы дознания и административной практики и др. Силовая составляющая еще более увеличивается с введением в структуру Управления группы быстрого реагирования, деятельность которой направлена в том числе и на обеспечение безопасности судебных приставов- исполнителей при совершении исполнительных действий.

Основным организационно-правовым звеном системы принудительного исполнения в Российской Федерации, ее фундаментом являются районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами, находящимися в организационном подчинении служб судебных приставов субъектов РФ.

Старший судебный пристав назначается на должность руководителем территориального органа ФССП. При этом кандидат на этот пост должен иметь высшее юридическое образование. Текущий контроль старшего судебного пристава в исполнительном производстве гораздо шире, нежели контроль других руководителей Службы. Старший судебный пристав утверждает наиболее важные постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа. Кроме того, согласно ФЗИП, он дает письменное разрешение на совершение судебным приставом-исполнителем исполнительных действий в нерабочие дни и в период с 22 часов до 6 часов (ст. 35); утверждает акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания по основаниям, указанным в подп. 2-6 п. 2 ст. 46 указанного Закона; разрешает вопросы об отводе судебного пристава-исполнителя (ст. 63) и др.

Последующий контроль старшего судебного пристава в исполнительном производстве заключается в рассмотрении жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности.

Следует также отметить, что на практике, в силу различных причин, старшие судебные приставы осуществляют исполнительные действия. Это может быть вызвано сложностью работы, отсутствием «свободных» судебных приставов-исполнителей, а также наличием в небольших подразделениях ФССП лишь одного судебного пристава-исполнителя. Данное полномочие старший судебный пристав выполняет в соответствии со ст. 10 ФЗ «О судебных приставах».

Районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, являясь фундаментом системы принудительного исполнения, непосредственно осуществляют процессуальные действия по реализации судебных актов. Они включают в себя судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС).

Именно на судебных приставов-исполнителей возложены полномочия по принудительному исполнению. Однако в исполнительное производство вовлечены и судебные приставы по ОУПДС. Так, согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ «О судебных приставах», судебный пристав по ОУПДС осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю, участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий.

Их участие в исполнительном производстве продиктовано необходимостью предотвращения противоправных действий в отношении судебного пристава-исполнителя.

Судебный пристав-исполнитель является лицом, непосредственно осуществляющим принудительное исполнение в рамках деятельности структурных подразделений территориальных органов ФССП. ФЗ «О судебных приставах» и ФЗИП наделяют его широким кругом полномочий в рамках исполнительного производства.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов в объеме, необходимом для этого; объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника; в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве; при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта розыска гражданина - ответчика по гражданскому делу и (или) ребенка проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам; при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск; совершать иные действия, предусмотренные ФЗИП.

В отличие от исполнительного производства советских времен, в современной России оно практически выведено из-под юрисдикции судов, большинство действий по принудительному исполнению судебный пристав-исполнитель осуществляет самостоятельно. Однако законодательство сохраняет за судом ряд важных полномочий в исполнительном производстве. Например, суд рассматривает заявления об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов, изменении способа и порядка их исполнения, разъясняет судебные постановления. В компетенции суда находятся вопросы отложения исполнительных действий, поворота исполнения, приостановления и прекращения исполнительного производства по исполнительным документам, выданным судебными органами (ст. 38, 39, 43) .

Основным видом контроля в исполнительном производстве, по нашему мнению, продолжает оставаться судебный контроль. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Согласно ст. 128 ФЗИП, постановления должностного лица ФССП, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

На действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия). В случаях, связанных с принудительным исполнением актов судов общей юрисдикции, жалоба на совершение исполнительных действий приставом-исполнителем или отказ в совершении таких действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава- исполнителя также в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).

«Судебный контроль за производством принудительного исполнения исполнительных документов, - пишут И.Б. Морозова и А.М. Треушников, - является самым действенным и эффективным, так как суд - это орган правосудия, и никакой контроль со стороны государственных органов не заменит собой контроль судебный» .

Органы, не обладающие властными полномочиями , осуществляют координационные, аналитические, информационные функции. Их работа способствует эффективному функционированию органов государственной власти, а их акты и решения не обладают внешним действием.

К числу таких органов относятся: Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность главы государства; Совет Безопасности РФ, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности; Государственный совет - совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; Судебный департамент при Верховном Суде РФ, выполняющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Следует отметить, что задачи и функции государства в Российской Федерации могут осуществлять и организации, не являющиеся государственными органами. К их числу относятся государственные учреждения, созданные для реализации управленческих, социально-культурных или иных функций (Пенсионный фонд РФ и др.). Отдельными публично-правовыми функциями наделены и негосударственные объединения (нотариат, призванный защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации; адвокатура, созданная для оказания квалифицированной юридической помощи; органы судейского сообщества, участвующие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности).



Задание 1. Чем отличаются государственно-властные полномочия от полномочий органов «внутреннего управления»?

· Государственно – властные полномочия – это совокупность прав и обязанностей, установленных Конституцией РФ и законами, на основе которых орган государственной власти решает в пределах его ведения поставленные перед ним цели и задачи.

В чем состоит содержание государственно-властных полномочий?

Во-первых, в праве органов государства издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы. Эти юридически обязательные акты издаются органами государства от имени последнего. Акты государственных органов могут быть адресованы другим органам государства, должностным лицам, учреждениям, организациям, предприятиям, гражданам.

Для государственно-властных полномочий характерно право органов государства на обеспечение реализации принимаемых ими актов путем использования от имени государства соответствующих мер воспитания, убеждения, поощрения.

Для государственно-властных полномочий характерно также право органов государства на осуществление от его имени надзора (наблюдения) за исполнением требований правовых актов.

Таким образом, основными признаками органа государства являются следующие:

1. орган государства - это часть аппарата государства;

2. орган государства есть организация, т.е. ячейка человеческого коллектива, в определенной степени оформленного;

3. орган государства является организацией политической;

4. он осуществляет от имени государства его задачи и функции;

5. обладает государственно-властными полномочиями;

6. имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;

7. образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;

8. несет ответственность перед государством за свою деятельность. Понятие органа государственного управления (исполнительной власти) в основном совпадает с понятием органа государства, но это совпадение не является полным. Понятие органа государства является более широким.

Каждый орган государственного управления (исполнительной власти), как и любой орган государства, имеет свою компетенцию, организационную структуру, территориальный масштаб деятельности.

В то же время органы государственного управления (исполнительной власти) обладают и специфическими признаками, отличающими их от иных видов государственных органов.

1. Они осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормотворческого, оперативно-исполнительного (юрисдикционного) характера.

2. Деятельность органов государственного управления в пределах предоставленных государственно-властных полномочий направлена на осуществление общего, непосредственно, повседневного оперативного руководства объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Таким образом: орган государственного управления (исполнительной власти) представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана, в порядке исполнительно-распорядительной деятельности, осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Задание 3 . Государственная власть осуществляют:

a)Генеральный прокурор РФ;

b) Центробанк РФ;

c)Федеральное собрание РФ;

d) Партия «Единая Россия»;

e)Президент РФ;

f) Правительство РФ;

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. (Конституция РФ, ст. 11) В современных демократических обществах государственная власть, как правило, поделена между тремя независимыми ветвями: исполнительной (Правительство РФ, входящие в его состав министерства и ведомства), законодательной (Совет Федерации и Государственная Дума) и судебной (Верховный суд РФ, а также суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный суд РФ). В России Президент, в отличие от некоторых республик, помещен над ветвями власти и выступает арбитром в спорах между ними и гарантом Конституции РФ. С 1991 по 1993 год это место было отведено Конституционному Суду. В других государствах президенты либо возглавляют исполнительную власть, либо выполняют декоративные функции. Отношения между ветвями власти регулирует система "сдержек и противовесов". Это означает, что полномочие, скажем, президента уравновешивается полномочием парламента, дабы ни президент, ни парламент не могли узурпировать власть в стране. Точно также работают механизмы совместного формирование высших судов – ни одна из сил, участвующих в их формировании не может монопольно формировать состав их судей и тем самым обеспечивать себе поддержку или усиливать тем самым себя. Государственная власть не существует сама по себе. Осуществляясь в соответствии с Конституцией и федеральными законами системой органов государственной власти она требует финансирования, которое осуществляется посредством налогов и сборов.

Самостоятельная работа

1.Приказом ректора Государственного университета было запрещено курение на муниципальной автостоянке, расположенной рядом со зданием ВУЗа. Правомерен ли этот приказ

2 .Ч.3.ст.118 Конституции РФ вводит понятие судебной системы РФ. Сформулируете понятие судебной системы по действующему законодательству и определите перечень федеральных органов судебной власти и перечень органов судебной власти субъектов РФ.

Глава V.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§26. Система органов государственной власти Российской Федерации

Понятие «орган государственной власти» встречается в печати, устных беседах. С органами государственной власти каждый человек сталкивается в многообразных жизненных ситуациях, и нередко бывает так, что люди недовольны принятыми ими решениями, считают их несправедливыми. Необходимо знать, в какой ситуации надо обращаться в тот или иной орган государственной власти, как и кто может защитить права каждого из нас.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА

Российское государство осуществляет свою деятельность посредством органов государственной власти. Орган государственной власти представляет собой коллектив граждан, организованный для осуществления от имени народа и по его поручению государственной власти. Как правило, органы государственной власти являются именно коллективными, например парламент или правительство, реже единоличными - такими, как президент или судья.

Каждый государственный орган обладает рядом специфических черт или признаков , которые отличают его от иных объединений людей.

Во-первых, каждый государственный орган обладает в силу закона самостоятельной компетенцией , т. е. совокупностью государственно-властных полномочий и предметов ведения.

Предметы ведения означают те сферы государственной и общественной жизни, в пределах которых действует конкретный орган государства. Например, сферой деятельности парламента является законотворчество, а сферой деятельности министерства - управление.

Государственно-властные полномочия - это совокупность прав и обязанностей, установленных Конституцией Российской Федерации и законами, на основе которых орган государственной власти решает в пределах его ведения поставленные перед ним цели и задачи. Государственно-властные полномочия выражаются в двух основных формах: а) издание правовых актов, обязательных для исполнения другими государственными органами, государственными служащими, органами местного самоуправления, муниципальными служащими, общественными объединениями, гражданами и юридическими лицами; б) непосредственное действие , обеспечивающее исполнение этих актов и деятельность самого органа государственной власти.

Во-вторых, каждый орган государственной власти образуется в установленном посредством закона или указа Президента РФ порядке.

В-третьих, каждый орган государственной власти действует в установленном государством порядке. Порядок деятельности органов государственной власти обычно устанавливается двумя путями. В той части, которая касается «внешней сферы» организации и деятельности органа, т. е. сферы, в которой орган государственной власти взаимодействует с гражданами, их объединениями или иными органами государственной власти, порядок функционирования определяется законом. Например, порядок рассмотрения уголовных дел судами, равно как и порядок производства уголовного расследования, осуществляемого органами безопасности, внутренних дел и некоторыми иными органами, - Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации 2001 г. «Внутреннюю» организацию и порядок деятельности отдельных подразделений органов государственной власти, как правило, устанавливает такой нормативный акт, как регламент или положение.

В своей совокупности все органы государственной власти в Российской Федерации образуют единую систему. Рассмотрим сущность и назначение важнейших из них.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правовой статус Президента Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 80 Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Именно Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (детально процедура организации и проведения выборов урегулирована нормами Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).

Полномочия Президента Российской Федерации весьма разнообразны по своему характеру и содержанию.

Первая группа полномочий связана с реализацией законодательной власти. К их числу следует отнести (ст. 84 Конституции РФ):

Назначение выборов Государственной Думы и её роспуск в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
- назначение общенационального референдума;
- подписание и обнародование федеральных законов;
- обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Следующую группу составляют полномочия по реализации исполнительной власти. Согласно статье 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации обладает правом назначать и освобождать от должности членов Правительства Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в территориальных округах и при органах государственной власти, дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания), а как Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации он назначает и освобождает высшее командование Вооружённых сил Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации по отношению к судебной ветви власти имеют сугубо кадровый характер (пункт «е» ст. 83).

В соответствии со статьёй 89 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации выполняет и некоторые иные функции, присущие главе государства.

Свои полномочия Президент Российской Федерации реализует в форме издания нормативных правовых актов, указов и распоряжений , которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае его добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трёх месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оно представляет законодательную власть на федеральном уровне. Как и органы законодательной власти в субъектах Российской Федерации, федеральный парламент избирается непосредственно народом и является выразителем его воли. Федеральное Собрание Российской Федерации - постоянно действующий орган.

Федеральное Собрание Российской Федерации, как и большинство зарубежных парламентов, состоит из двух палат: верхней - Совета Федерации и нижней - Государственной Думы. Такая структура призвана обеспечить более взвешенный подход к выработке и принятию законов, что и составляет основную часть компетенции законодательной власти в любой современной стране.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет (до 2009 г. избиралась на четыре года). Совет Федерации согласно закону, вступившему в силу с 1 января 2011 г., формируется из депутатов, избранных в законодательные собрания субъектов Федерации или представительные органы муниципальных образований.

В соответствии со статьёй 104 Конституции право законодательной инициативы, т. е. право вносить проект закона, принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в нижнюю палату российского парламента. Все они подлежат обязательному рассмотрению Государственной Думой, которая и решает вопрос о принятии или отклонении законодательной инициативы.

Согласно части 2 статьи 105 Конституции Российской Федерации федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Обычно этот процесс осуществляется в три чтения. Первое чтение носит характер концептуального, т. е. обсуждается сама идея предлагаемого закона. Второе чтение предназначено для обсуждения поправок, внесённых в ходе работы самими депутатами. В ходе третьего этапа законодательного процесса текст закона принимается в окончательной редакции. Четвёртое чтение проводится только в ходе принятия самых сложных финансовых актов, например таких, как ежегодно принимаемый федеральный закон о бюджете. Принятый федеральный закон направляется в верхнюю палату парламента. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации согласно статье 106 Конституции подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.

Федеральные конституционные законы как наиболее важные в системе законов считаются принятыми, если текст одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2, ст. 108). Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, перечисленным в Конституции Российской Федерации.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона он считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Думы (ч. 5, ст. 105 Конституции РФ).

Принятый федеральный закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Если Президент Российской Федерации отклонит закон (федеральный конституционный закон не может быть отклонён Президентом), то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если же при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Помимо основного полномочия по принятию федеральных законов, палаты Федерального Собрания обладают и другими полномочиями, связанными с обеспечением баланса государственной власти в Российской Федерации.

Парламенты субъектов Российской Федерации также являются в основном двухпалатными, исключение - парламент Республики Татарстан, в составе которого три палаты. Компетенция парламентов субъектов Федерации установлена их конституциями (уставами).

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

На федеральном уровне систему исполнительной власти составляют Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Полномочия Правительства Российской Федерации регламентируются статьёй 114 Конституции Российской Федерации и федеральными законами.

Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Рцссийской Федерации» и Регламентом Правительства Российской Федерации.

В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства и его заместители, а также члены Правительства - министры Российской Федерации (см. ст. 110 Конституции).

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия. Правительство Российской Федерации также может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. Президент Российской. Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации но своей инициативе либо на основании вотума недоверия (выражение недоверия) Государственной Думы.

Непосредственное управление делами нашего государства осуществляют федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральные министерства осуществляют функции по выработке государственной политики и принятию нормативных правовых актов в соответствующей сфере, т. е. функцию издания на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, правил поведения, распространяющихся на неопределённый круг лиц, а также осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральные службы реализуют следующие функции:

Контроль и надзор за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
- выдачу органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определённого вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
- регистрацию актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;
- специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральные агентства выполняют функции по управлению государственным имуществом и оказывают государственные услуги, т. е. предоставляют непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуги гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Субъекты Российской Федерации устанавливают систему органов исполнительной власти самостоятельно, но в пределах Конституции Российской Федерации и федеральных законов. В настоящее время в Российской Федерации осуществляется административная реформа и системы исполнительных органов субъектов Российской Федерации находятся в стадии преобразования.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

В соответствии со статьёй 118 (ч. 1) Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ч. 1, ст. 120). Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Согласно статьям 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации в России функционируют три относительно самостоятельные судебные организации: конституционная, общая и арбитражная юстиция.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 125 Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти. Конституционный Суд Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации , в свою очередь, рассматривают дела о соответствии конституциям (уставам) нормативных актов соответствующего субъекта Российской Федерации. Детально полномочия этих судов определены конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и их законами.

Систему судов общей юрисдикции согласно статье 126 Конституции Российской Федерации возглавляет Верховный Суд Российской Федерации, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Этот Суд осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью всех судов общей юрисдикции и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Суды общей юрисдикции составляют ядро судебной системы Российской Федерации. В России действует около 2700 судов общей юрисдикции, в которых работает около 17 000 судей. В состав этой системы входят в качестве низшего звена, рассматривающего самые простые дела, мировые судьи, которые отнесены законом к судам субъектов Российской Федерации.

Суды арбитражной юрисдикции возглавляются согласно статье 127 Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Этот Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Всего в нашей стране действует около 120 судов арбитражной юрисдикции.

Структура судебной системы Российской Федерации достаточно сложна, её можно проследить на данной схеме:

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Её правовой статус (полномочия, организация и порядок деятельности) определяется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии со статьёй 1 этого закона прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Возглавляет эту систему органов Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ (ст. 129 Конституции РФ).

1) Какими общими чертами обладают все органы государственной власти? 2) В каких формах выражаются государственно-властные полномочия органов государственной власти, чем они различаются? 3) Охарактеризуйте правовой статус Президента РФ. 4) В какой форме Президент РФ реализует свои полномочия? 5) Какие органы государственной власти наделены правом законодательной инициативы? 6) Какие органы государственной власти составляют систему исполнительной власти в РФ? 7) Каково назначение прокуратуры в нашей стране?

1. Перечислите полномочия Президента РФ, классифицируйте их и докажите, что полномочия, установленные в Конституции РФ, отражают его правовой статус.

2. Проанализируйте главу 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» и ответьте на вопрос: должна ли быть воспроизведена федеральная модель организации органов государственной власти в субъектах Федерации?

3. Выскажите своё мнение, почему принятый Государственной Думой федеральный закон направляется на одобрение в верхнюю палату российского парламента

4. Составьте в тетради три схемы прохождения законопроекта: а) в случае его принятия в качестве закона; б) в случае его отклонения Советом Федерации; в) в случае отклонения его Президентом РФ.

5. Раскройте содержание функций, осуществляемых федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами.

6. Назовите суды конституционной, общей и арбитражной юрисдикций. Определите, какие из них являются федеральными, какие - судами субъектов Федерации.

7. В уставе субъекта Российской Федерации закреплена норма, предусматривающая принятие совместных постановлений областной Думы и главы администрации области. Соответствует ли указанная норма действующему законодательству?

«Для правосудия является бедствием, когда в приговорах решение зависит от личного произвола. Поэтому судья, решая дело, никогда не имеет ни права, ни нравственного основания говорить: «Я так хочу». Он должен говорить подобно Лютеру: «Я не могу иначе», не могу потому, что и логика вещей, и внутреннее чувство, и житейская правда, и смысл закона твёрдо и неуклонно подсказывают мне моё решение, и против всякого другого заговорит моя совесть как судьи и человека».

А.Ф. Кони (1844-1927), русский юрист

«Цель государства в действительности есть свобода».

Б. Спиноза (1632-1677), нидерландский философ

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...