Вооруженных сил сторон находящихся в. Комбатанты, наёмники, добровольцы


(от франц. combatant – воин, боец) – это лица, входящие в состав регулярных вооруженных сил и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях против неприятеля (Дополнительный протокол I, ст. 43). К комбатантам относятся лица, принадлежащие к составу вооруженных сил воюющих сторон, партизаны, участники военных ополчений, добровольцы, личный состав организованных движений сопротивления, лица, стихийно взявшие в руки оружие для борьбы с вторгшимся противником и еще не успевшие организоваться в отряды (группы). Комбатантами являются также участники (бойцы) национально-освободительных движений, которые ведут борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и расистских режимов (Дополнительный протокол I, ст. 1), экипажи торговых судов и самолетов гражданской авиации, если они оказывают непосредственную помощь воюющим.

Партизаны

являются комбатантами, т. е. лицами, добровольно сражающимися за свободу и независимость своей родины в составе организованных отрядов на оккупированной противником территории. Партизаны признаются комбатантами только в тех случаях, если они: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в боевых действиях нормы и принципы права вооруженных конфликтов. Ст. 43 Дополнительного протокола I конкретизирует положение об открытом ношении ими оружия. Чтобы подчеркнуть свое отличие от гражданского населения, партизаны должны открыто носить оружие: а) во время каждого военного столкновения; б) в то время, когда они находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, которое предшествует началу боя.

Некомбатанты –

лица, входящие в состав вооруженных сил, оказывающие им помощь в качестве персонала обеспечения, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. Это медицинский, интендантский состав, корреспонденты, репортеры, духовенство. К ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или для защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами.

Во время военных действий часто возникает потребность в разграничении таких категорий, как военный шпион, разведчик, доброволец, наемник и др.

Военный шпион (лазутчик),

согласно ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции (1907), – это лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Дополнительный протокол I уточняет, что военный шпион – лицо из состава вооруженных сил, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как с уголовным преступником (ст. 46). Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, и носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил, или не действует обманным путем, или преднамеренно не прибегает к тайным методам, то оно считается не шпионом, а разведчиком (ст. 46, п. 2, 3).

Военный разведчик –

лицо, собирающее сведения в районе действия противника явно, не скрывая своей подлинной принадлежности к вооруженным силам воюющей стороны (в форме, с оружием). В случае если это лицо попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена.

Доброволец

– лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон. Согласно Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны (1907), отдельные лица могут переходить границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих (ст. VI). Если отдельное лицо добровольно вступает в армию одного из воюющих, то оно теряет статус лица нейтрального государства (ст. XVII, п. «б»).

Международное право считает правомерными действия добровольца, если он вступает в армию, ведущую войну в защиту своей страны от иностранной оккупации. Вступление в такую армию гражданина другого государства не нарушает права вооруженных конфликтов. Добровольчество широко применялось в войнах республиканской Франции против коалиции феодально-абсолютистских государств Европы в конце XVIII в.; во время национально-революционной войны в Испании (1936–1939). Большой размах приняло добровольчество всех народов мира в годы Великой Отечественной войны против гитлеровской Германии.

Тест 18. Прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль - это

Тест 14. Международное право прав человека- это совокупность принципов и норм, регулирующих

Тест 13. Внутренние воды, принадлежащие государству, части пограничных рек и озер, внутренние морские воды и территориальное море - это

а) морское пространство государства;

б) территориальные воды государства;

в) водное пространство государства.

а) отношения между физическими и юридическими лицами иностранцами;

б) отношения государства с иностранцами;

в) международную защиту прав и основных свобод индивидов.

Тест 15. К зарубежным органам внешних сношений относятся: 1) ведомство иностранных дел; 2) посольства; 3) миссии; 4) делегации на международных конференциях

Тест 16. Целью миротворческих операций ООН является:

а) поддержание дипломатических усилий во имя достижения политического урегулирования спора;

б) военное урегулирование межгосударственного спора;

в) обеспечение военными силами принципа уважения прав человека.

Тест 17. Основным источником международного экономического права являются:

а) многосторонние (универсальные) международные договоры;

б) многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие различные аспекты экономических отношений;

в) арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ.

а) территориальное море;

б) внутренние воды государств;

в) водное пространство государств.

Тест 19. Космические объекты:

а) являютсяобщим достоянием человечества;

б) находятся под частичной юрисдикцией государства;

в) находятся под полной юрисдикцией государства регистрации.

а) обслуживающий персонал;

б) комбатанты;

в) некомбатанты.

Вариант 3.

1. Практическая ситуация № 5: Приговором судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2005 года гражданин России Иванов был признан виновным по ст. 275 УК РФ и осужден к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества и отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор был обжалован в кассационном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ, которая определением от 3 ноября 2005 года оставила приговор без изменения.

Жена осужденного подала жалобу в Европейский суд по правам человека, поступившую в секретариат суда 13 апреля 2006 года.

1.Какие правила для обращения в Европейский суд по правам человека сформулированы Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Протоколами к ней?

2.По каким основаниям жалоба признается неприемлемой для рассмотрения в Суде?

3.Каким, по Вашему мнению, должно быть решение Европейского Суда по правам человека в данном случае?



2. Практическая ситуация № 6 : Литва отозвала своего посла из Латвии в качестве дипломатического демарша в связи с заключением правительством последнего соглашения о разведке морских нефтяных месторождений с двумя иностранными фирмами – американской “Амоко” и шведской “Свенск.А.Б.”. По условиям соглашения должны быть проведены исследования части прибрежных к Латвии районов Балтики. Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет вестись разведка, является спорной, так что реализация подписанного соглашения может нанести ущерб суверенитету и экономическим интересам этого государства.

2.Какие части морских пространств подпадают под суверенитет прибрежного государства? Какие части морских пространств подпадают только под юрисдикцию прибрежного государства?

3.В чем состоят различия в объеме правомочий прибрежного государства, осуществляемых в морских пространствах различных юридических категорий? Какие правовые методы разграничения морских пространств между сопредельными государствами применяются в международной практике?

4.Можно ли рассматривать позицию Литвы по отношению к правоотношениям Латвии с иностранными геологоразведочными фирмами как обоснованную и почему?

3. Тестовое задание.

Тест 21. Процесс вхождения норм международного права в национальное право называется:

а) имплементацией;

б) толкованием;

в) трансформацией.

Тест 22. Социальные права человека включают в себя: 1) свободу собраний и митингов; 2) частной собственности; 3) на социальное обеспечение; 4) на социальное обеспечение; 5) на образование; 6) на охрану здоровья и медицинскую помощь; 7) особые права детей и инвалидов:

Тест 23. В число членов Совета безопасности ООН входит непостоянных членов:

Тест 24. Что понимается под термином «агреман»?

а) согласие принимающего государства на визит главы иностранного государства.

б) согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы дипломатического представительства другого государства;

в) согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы консульского представительства другого государства;

Тест 25. Универсальный договор в сфере международной торговли:

б) ГАТТ (ВТО);

Тест 26. Ширина прилежащей зоны определяется государством и не может быть больше:

а) до 3 морских миль;

б) до 12 морских миль;

в) до 24 морских миль.

Тест 27. Международный полет – это…

а) всякий полет, при котором пересекается граница, по крайней мере, двух государств;

б) полет, который проходит над территорией другого государства;

в) полет, который происходит над международным воздушным пространством;

Тест 28. Несет ли государство международно-правовую ответственность за экологические правонарушения его исполнительных органов и должностных лиц:

а) да, несет;

б) нет, не несет. Ответственность несут только должностные лица, в соответствии с внутренним законодательством;

в) государство несет ответственность только за действия правительства.

Тест 29. Определенная территория и прилегающие к ней морские и воздушные пространства, где предполагаются или ведутся военные действия…

а) территория боевых действий;

б) театр войны;

в) театр военных действий.

Тест 30. Ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом (государством) - ….

а) репрессалии;

б) реторсии;

в) самооборона.

Вариант 4.

1. Практическая ситуация №7 : В государстве А. происходят вооруженные столкновения между сепаратистами и правительственными войсками. Сепаратисты полностью контролируют северную часть территории государства и требуют отделения для создания независимого государства. Они обратились с просьбой к международному сообществу об оказании помощи в их борьбе и заявили о своей готовности объединиться в союз с любым государством для противостояния вооруженным силам государства А. В ответ на заявление откликнулось соседнее государство В. и поставило сепаратистам оружие, а также пообещало финансирование вооруженной борьбы сепаратистов с правительственными войсками.

2.При каких условиях борьба наций и народностей за создание независимого государства является правомерной?

3.Применимы ли в сложившейся ситуации положения ст. 3 Женевских конвенций 1949 года и II Дополнительного протокола к ним?

2. Практическая ситуация № 8: Иностранное судно, осуществлявшее научные исследования на морском дне в пределах континентального шельфа России, было задержано компетентными органами России. Ему было предложено прекратить исследования, поскольку у судна не было на это разрешения.

Капитан судна с требованиями не согласился. Он считал, что Россия обладает суверенными правами на разведку и разработку своего континентального шельфа, но не на исследования. Исследования могут проводить и неприбрежные государства. Согласия или разрешения России на это не требуется.

1.Что понимается под континентальным шельфом?

2.Правовой режим континентального шельфа?

3.Дайте правовую оценку данному факту на основе анализа норм международного права о правовом статусе континентального шельфа.

3. Тестовое задание.

Тест 31. С точки зрения монистической теории международного права объектом его регулирования являются:

а) межгосударственные и внутригосударственные общественные отношения;

б) только межгосударственные общественные отношения;

в) только внутригосударственные отношения.

Тест 32. Основателем науки международного права является:

а) Аристотель;

б) Ш.-Л.Монтескье;

в) Г.Гроций.

Тест 33. К числу принципов международного права относятся принципы: 1) неприменения силой и угрозы силой; 2) мирного разрешения споров; 3)всеобщего уважения прав человека; 4) автономии воли; 5) суверенного равенства; 6) состязательности; 7) территориальной целостности государства

а) 1,2,3.4,5.7;

Тест 34. Государствоподобными образованиями являются: 1) Ватикан; 2) Мальтийский орден; 3) Палестинская автономия; 4) Москва

КОМБАТАНТЫ (фр. combattant - сражающийся, боевой: воин. боец)

члены персонала частей и соединений сухопутных, морских и воздушных сил, а также внутренних войск (включаялш-лицию или полицию), формирований службы государственной безопасности (имеются в виду только те военнослужащие, которые призваны непосредственно участвовать в боевых операциях), участники военного ополчения.отрядов добровольцев, личный состав организованного движения сопротивления (партизан) и население, стихийно взявшее в руки оружие для борьбы с вторгающимися войсками неприятельского государства (Гаагские конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1899 и 1907 гг., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.).

Непременным требованием, предъявляемым международным правом к К., является наличие у них явных и стойких признаков, отличающих их от пред-ставителей мирного населения. - одежды. особого фасона (военной формы), видимых издали знаков различия, повязок на головных уборах или на рукавах, а также открытого ношения оружия в зоне боевых операций. Принадлежность лица к категории К. наделяет его правом участия в военных действиях, а в случае пленения - статусом военнопленного. С другой стороны, принадлежность к категории К. делает правомерным применение к данному лицу воюющей стороной военных мер насилия. вплоть до лишения его жизни в ходе военных действий. Важнейшее из требований, предъявляемых хе.жйг/на-родным правом к К., - неукоснительное соблюдение ими законов и обычаев войны, зафиксированных в международных договорах или международных обычаях и основных принципах международного права, в частности соблюдение запретов или ограничений на применение определенных средств и методов ведения войны. Несоблюдение таких требований - основание для лишения лица статуса К. и объявления его военным преступником.

От К. следует отличать лиц, входящих в состав медицинского и духовного персонала военных формирований (интенданты, работники органов военной юстиции, военные корреспонденты, а также лица, сопровождающие воинские формирования, - рабочие, служащие отделений Красного Креста, артисты и т.п.). Кэтой категориилиц, именуемых некомбатантами. не применимы меры военного насилия и режима военного плена.\"

Особый юридический статус установлен для такой категории К., какими являются парламентеры - лица, специально уполномоченные военным командованием данной воюющей стороны или отдельной воинской части на ведение переговоров с военными властями неприятельской стороны. Парламентер и все сопровождающие его лица - знаменосец, трубач, барабанщик, переводчик - пользуются неприкосновенностью под прикрытием белого флага как отличительного признака, выделяющего их из общей массы К. И хотя само по себе выставление (поднятие) белого флага не обязывает противника к прекращению военных действий вообще, все же обстрел парламентерской группы считается недопустимым, а нарушение неприкосновенности ее членов представляет собой военное преступление.

Парламентер не может быть взят в плен, и ему должна предоставляться полная возможность возвратиться на позиции своих войск: лишь в случае, когда имеются опасения в передаче парламентером своей стороне данных, которые могут быть оперативно использованы против неприятеля, он может быть подвергнут временному задержанию. В предоставлении неприкосновенности парламентеру может быть отказано, если имеются доказательства использования им своего исключительного положения в целях военного шпионажа, совершения диверсии или подстрекательства военнослужащих противника к измене своей армии или стране. Командование, направившее такого парламентера, должно быть информировано о происшедшем инциденте... . :

Правовое положение К. не распространяется на военных шпионов (лазутчиков), под которыми подразумеваются лица, действующие тайно или использующие ложные предлоги для сбора разведывательных данных и других сведений военного характера в районе действия одного из воюющих государств с намерением сообщить указанные сведения противной стороне.

Лицо из состава вооруженных сил, "попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться, как со шпионом".Если же военнослужащий одной из воюющих сторон занимается сбором сведений на территории, контролируемой другой воюющей стороной, будучи облаченным в "форменную одежду своих вооруженных сил" и при этом "не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам", то таковой не должен рассматриваться как военный шпион, а квалифицируется как военный разведчик, т.е. лицо, обладающее статусом К.

Из-под покровительства норм международного права исключается категория лиц, которые по собственной воле могут принимать участие в военных действиях, не будучи в то же время К. Таковыми являются наемники.

Не относятся к категории К., как и к числу наемников, военные советники и инструкторы, которые направляются в распоряжение какой-либо воюющей стороны на основе двусторонних международных договоров для оказания помощи в создании вооруженных сил принимающей стороны, подготовке для нее военных кадров или обучения существующих военных формирований и непосредственного участия в военных действиях принимать не должны.

Волосов М.Е.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "КОМБАТАНТЫ" в других словарях:

    комбатанты - ов, м. combattants. 1. В международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих государств и принимающие непосредственное участие в военных действиях, в отличие от нонкомбатантов. СИС 1985. Следует требовать, чтобы все правильные… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (фр. combattant) в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях (п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I (1977 г.) к Женевским… … Юридический словарь

    - (от франц. combattant воин боец), в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвующие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооруженных сил (кроме медицинских работников… … Большой Энциклопедический словарь

    - [фр. combattant] юр. в международном праве: лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих государств и принимающие участие в военных действиях. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. комбатанты (фр. combattant, ед. ч.) в международном… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от франц. combattant воин, боец) в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвующие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооруженных сил (кроме медицинских работников… … Политология. Словарь.

    Комбатанты - КОМБАТАНТЫ, вооруж. силы воюющихъ сторонъ, подчиняющіяся законамъ и обычаямъ войны. Только К. имѣютъ право на воен. дѣйствія противъ непр ля и м. наносить вредъ. К. должны удовлетворять двумъ основн. условіямъ: 1) быть врагомъ открытымъ и 2)… … Военная энциклопедия

    Комбатанты - (фр. combattant воин, боец; англ. combatants) в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих государств и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях. В соответствии с Гаагскими конвенциями 1899 и … Энциклопедия права

    Несмотря на многотысячелетнюю историю войн определение сражающихся (комбатантов) было сформулировано лишь в 1907 году на 2 ой Гаагской конференции в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (далее IV Гаагская конвенция). Лишь тогда, после… … Википедия

    КОМБАТАНТЫ - в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и ведущие во время войны боевые действия против неприятеля. К комбатантам причисляются добровольцы, ополченцы, партизаны, участники организованных движений сопротивления, население,… … Война и мир в терминах и определениях

    - (от франц. combattant воин, боец), в международном праве лица, входящие в состав вооружённых сил и непосредственно участвующие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооружённых сил (кроме медицинских… … Энциклопедический словарь

    - (от франц. combattant воин, боец) сражающиеся, в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны и непосредственно принимающие участие в военных действиях. К. являются также участники военных ополчений, отрядов … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Юридическое положение личности во время сухопутной войны. Комбатанты , Догель. Юридическое положение личности во время сухопутной войны / Комбатанты / М. Догель S 4/508 J 28/66 Кл 1/331:Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1894:М. Догель Воспроизведено в оригинальной…

Основу обороны любой страны составляют люди. От их патриотизма, самоотверженности и самоотдачи зависел ход и исход большинства войн и вооруженных конфликтов.

Безусловно, в плане предотвращения агрессии Россия отдаст предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Об этом нам постоянно напоминает история России — история ее войн и вооруженных конфликтов. Во все времена Россия боролась за свою независимость, с оружием в руках отстаивала свои национальные интересы, защищала народы других стран.

И сегодня России не обойтись без Вооруженных Сил. Они нужны для отстаивания национальных интересов на международной арене, для сдерживания и нейтрализации военных угроз и опасностей, которые, исходя из тенденции развития современной военно-политической обстановки, более чем реальны.

О составе и организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации, системе комплектования и руководства ими, воинской обязанности и и пойдет речь в этом разделе.

Состав и организационная структура вооруженных сил России

Вооруженные Силы Российской Федерации образованы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. Они представляют собой государственную военную организацию, составляющую оборону страны.

Согласно Закону Российской Федерации «Об обороне» Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Вооруженные Силы могут быть привлечены и к решению задач, не связанных с их основным предназначением, но затрагивающих национальные интересы России. Такими задачами могут быть:

  • участие вместе с внутренними войсками и правоохранительными органами в борьбе против организованной преступности, в защите прав и свобод граждан России;
  • обеспечение коллективной безопасности стран Содружества Независимых Государств;
  • выполнение миротворческих миссий, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье и др.

Эти и другие сложные задачи российские войска решают в определенном составе и организационной структуре (рис. 2).

Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, частей, подразделений и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.

К центральным органам управления относятся Министерство обороны, Генеральный штаб, а также ряд управлений, ведаюших определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов управления входят Главные командования видами Вооруженных Сил.

Вид Вооруженных Сил — это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде (на суше, в воде, в воздухе). Это Сухопутные войска. Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот.

Каждый вид Вооруженных Сил состоит из родов войск (сил), специальных войск и тыла.

Рода войск

Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач. Кроме того, имеются самостоятельные рода войск. В Вооруженных Силах России — это Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска и Воздушно-десантные войска.

Рис. 1. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Объединения — это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся армия, флотилия, а также военный округ — территориальное общевойсковое объединение и флот — военно-морское объединение.

Военный округ — это территориальное общевойсковое объединение воинских частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов войск Вооруженных Сил. Военный округ охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации.

Флот является высшим оперативным объединением . Командующие округами и флотами руководят своими войсками (силами) через подчиненные им штабы.

Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования. Слово «соединение» обозначает — соединить части. Штаб дивизии имеет статус части. Этой части (штабу) подчиняются другие части (полки). Все вместе это и есть дивизия. Однако в ряде случаев статус соединения может иметь и бригада. Это происходит в том случае, если в состав бригады входят отдельные батальоны и роты, каждый из которых сам по себе имеет статус части. Штаб бригады в этом случае как и штаб дивизии имеет статус части, а батальоны и роты как самостоятельные части подчиняются штабу бригады.

Часть — это организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. Под понятием «часть» чаше всего подразумеваются полк и бригада. Кроме полка и бригады частями являются и штаб дивизии, штаб корпуса, штаб армии, штаб округа, а также иные воинские организации (военторг, армейский госпиталь, гарнизонная поликлиника, окружной продовольственный склад, ансамбль песни и пляски округа, гарнизонный дом офицеров, гарнизонный комбинат бытового обслуживания, центральная школа младших специалистов, военный институт, военное учи- лише и т. п.). Частями могут быть корабли 1-, 2- и 3-го рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое Знамя, а кораблям ВМФ — Военно-морской флаг.

Подразделение — все воинские формирования, входящие в состав части. Отделение, взвод, рота, батальон — все они объединяются одним словом «подразделение». Слово происходит от понятия «деление», «делить» — часть делится на подразделения.

К организациям относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил, как военно-медицинские учреждения, дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха, турбазы и т. п.

Тыл Вооруженных Сил предназначен для обеспечения Вооруженных Сил всеми видами материальных средств и содержания их запасов, подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, оказания медицинской помощи раненым и больным, проведения санитарно-гигиенических и ветеринарных мероприятий и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. В состав тыла Вооруженных Сил входят арсеналы, базы, склады с запасами материальных средств. Он имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные, инженерно-аэродромные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие части и подразделения.

Расквартирование и обустройство войск — деятельность Министерства обороны Российской Федерации по созданию и инженерному обеспечению объектов военной инфраструктуры, расквартированию войск, созданию условий для стратегического развертывания Вооруженных Сил и ведения боевых действий.

К войскам, не входящим в виды и рода войск Вооруженных Сил, относятся Пограничные войска, Внутренние войска МВД России, Войска Гражданской обороны.

Пограничные войска предназначены для защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также для решения задач по охране биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и осуществлению государственного контроля в этой сфере. Организационно Пограничные войска входят в состав ФСБ России.

Из предназначения Пограничных войск вытекают и их задачи. Это защита государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; охрана морских биологических ресурсов; защита государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств на основе двусторонних договоров (соглашений); организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации; разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность в интересах защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и охраны морских биологических ресурсов, а также государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств.

Внутренние войска МВД России предназначены обеспечивать безопасность личности, общества и государства, защищать права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

Основными задачами Внутренних войск являются: предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов, действий, направленных против целостности государства; разоружение незаконных формирований; соблюдение режима чрезвычайного положения; усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо; обеспечение нормального функционирования всех государственных структур, законно избранных органов власти; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т. д.

Одна из важнейших задач внутренних войск состоит в том, чтобы совместно с Вооруженными Силами по единому замыслу и плану участвовать в системе территориальной обороны страны.

Войска Гражданской обороны — это воинские формирования, владеющие специальной техникой, вооружением и имуществом, предназначенные для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Организационно войска Гражданской обороны входят в состав МЧС России.

В мирное время основными задачами войск Гражданской обороны являются: участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС); обучение населения способам зашиты от опасностей, возникающих при ЧС и в результате военных действий; проведение работ по локализации и ликвидации угроз уже возникших ЧС; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы; доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зону ЧС в качестве гуманитарной помощи, в том числе в зарубежные страны; оказание медицинской помощи пострадавшему населению, обеспечение его продуктами питания, водой и средствами первой необходимости; борьба с пожарами, возникающими в результате ЧС.

В военное время войска Гражданской обороны решают задачи, связанные с выполнением мероприятий по защите и выживанию гражданского населения: строительство укрытий; проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения и загрязнения, катастрофического затопления; борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению; поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных объектов и других элементов системы обеспечения населения, инфраструктуры тыла — аэродромов, дорог, переправ и т. д.

Система руководства и управления вооруженными силами

Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является Президент России.

Реализуя свои полномочия. Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил, которым определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-мор- ском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Дважды в год Президент издает указы о , а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает Указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

Таким образом, выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню страны.

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы в области обороны

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации — один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно этому закону правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет Вооруженными Силами через Министерство обороны и Генеральный штаб Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Министерства обороны (МО) РФ входят Главные командования видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В структурном отношении Главное командование вида ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь, МП различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).

Комбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобретают статус военнопленных.

Особую защиту приобретают несовершеннолетние комбатанты. В 2000 г. был принят Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Государства-участники обязались принимать все меры, чтобы военнослужащие их вооруженных сил, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях. При ратификации Протокола в 2008 г. Российская Федерация сделала заявление, что граждане, не достигшие возраста 18 лет, не могут быть призваны на военную службу в Вооруженных Силах РФ. С ними не может быть заключен контракт о прохождении военной службы.

Некомбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это - военные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомбатанты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся: личный состав регулярных вооруженных сил; ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил; личный состав движений сопротивления и партизанских формирований; лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие; члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся; население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они: принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо; носят отличительные знаки; открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны. При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.

Разведчики - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных.

От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.

Иностранные военные советники и инструкторы - это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.

Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. стороны в период вооруженного конфликта обеспечивают наличие юридических советников, которые могли бы давать советы военным командирам на соответствующем уровне о применении Конвенций и Протокола и о соответствующем инструктаже вооруженных сил по этому вопросу.

Не являются комбатантами наемники. Согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. наемник - это лицо, которое:

  • а) специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
  • б) фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду. При этом материальное вознаграждение должно существенно превышать вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в состав вооруженных сил данной стороны. Форма вознаграждения может быть различной (регулярные или разовые выплаты, скажем, за каждого убитого и т.п.);
  • в) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
  • г) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
  • д) не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав вооруженных сил. Этим наемники отличаются от военных советников, направленных на службу в иностранную армию по специальному соглашению между государствами, и не принимающими непосредственного участия в военных действиях.

Наемники являются военными преступниками. Они не могут ссылаться на положения Женевских конвенций 1949 г. На них не распространяется режим военного плена. Наемники привлекаются к ответственности как в рамках национальной юрисдикции, так и специально созданными международными трибуналами.

Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.) к наемникам относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтам, но и лиц, завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности. Преступными признаются также действия лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также покушение и соучастие в такого рода действиях.

Государство-участник, на территории которого находится предполагаемый преступник, в соответствии со своими законами заключает его под стражу и немедленно проводит предварительное расследование фактов. Государства оказывают друг другу правовую помощь, включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства.

От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) - иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны. Они включаются в личный состав вооруженных сил воюющего государства.

Выбор редакции
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...

Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....

Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...