Выезд и следование к месту пожара. Требования правил охраны труда при выполнении боевых действий подразделений


размер шрифта

ПРИКАЗ МЧС РФ от 31-03-2011 156 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ (2020) Актуально в 2018 году

Выезд и следование к месту пожара (вызова)

2.9. Выезд и следование к месту пожара (вызова) включает в себя сбор личного состава дежурного караула или дежурной смены подразделения (далее - караул) по сигналу "ТРЕВОГА" и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту пожара (вызова).

2.10. Выезд и следование к месту пожара (вызова) осуществляются в возможно короткое время, что достигается:

сбором и выездом личного состава караула в течение времени, не превышающего нормативное;

движением пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности движения;

знанием особенностей района выезда.

2.11. Следование к месту пожара (вызова) приостанавливается только по распоряжению диспетчера.

2.12. В случае вынужденной остановки в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.

При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара (вызова). Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся диспетчеру.

При самостоятельном следовании к месту пожара (вызова) первичного тактического подразделения караула, способного самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (далее - отделение), и вынужденной остановке пожарного автомобиля командир отделения сообщает о случившемся диспетчеру, при этом принимаются меры по доставке личного состава, пожарного инструмента и оборудования к месту пожара (вызова).

2.13. При обнаружении в пути следования к месту пожара (вызова) другого пожара, начальник караула или должностное лицо подразделения, следующее к месту пожара (вызова) в качестве руководителя тушения пожара:

сообщает об обнаруженном пожаре диспетчеру;

поступает в зависимости от оперативной обстановки либо по указанию старшего должностного лица гарнизона пожарной охраны;

выделяет, в случае угрозы жизни людей на вновь обнаруженном пожаре, силы и средства на их спасание и тушение пожара.

2.9. Выезд и следование к месту пожара (вызова) включает в себя сбор личного состава дежурного караула или дежурной смены подразделения (далее - караул) по сигналу "ТРЕВОГА" и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту пожара (вызова).

2.10. Выезд и следование к месту пожара (вызова) осуществляются в возможно короткое время, что достигается:

сбором и выездом личного состава караула в течение времени, не превышающего нормативное;

движением пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности движения;

знанием особенностей района выезда.

2.11. Следование к месту пожара (вызова) приостанавливается только по распоряжению диспетчера.

2.12. В случае вынужденной остановки в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.

При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара (вызова). Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся диспетчеру.

При самостоятельном следовании к месту пожара (вызова) первичного тактического подразделения караула, способного самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (далее - отделение), и вынужденной остановке пожарного автомобиля командир отделения сообщает о случившемся диспетчеру, при этом принимаются меры по доставке личного состава, пожарного инструмента и оборудования к месту пожара (вызова).

2.13. При обнаружении в пути следования к месту пожара (вызова) другого пожара начальник караула или должностное лицо подразделения, следующее к месту пожара (вызова) в качестве руководителя тушения пожара:

сообщает об обнаруженном пожаре диспетчеру;

поступает в зависимости от оперативной обстановки либо по указанию старшего должностного лица гарнизона пожарной охраны;

выделяет, в случае угрозы жизни людей на вновь обнаруженном пожаре, силы и средства на их спасание и тушение пожара.

Разведка места пожара

2.14. Разведка места пожара (далее - разведка) проводится в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара. Разведка ведется непрерывно с момента сообщения о пожаре и до завершения его ликвидации.

2.15. При проведении разведки устанавливаются:

наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты) людей, а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

наличие и возможность вторичных проявлений ОФП, в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;

место и параметры пожара, а также возможные пути распространения огня;

наличие и возможность использования систем и средств противопожарной защиты организации (объекта);

местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;

наличие электроустановок под напряжением, способы и целесообразность их отключения;

состояние и поведение строительных конструкций здания (сооружения), места их вскрытия и разборки;

достаточность сил и средств подразделений, привлекаемых к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;

возможные пути ввода сил и средств подразделений для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, и иные данные, необходимые для выбора решающего направления.

При проведении разведки используется документация и сведения, представляемые должностными лицами организации (объекта), знающими его планировку, особенности технологических процессов производства, а также планы и карточки тушения пожаров.

2.16. Разведку проводят руководитель тушения пожара, а также должностные лица, возглавляющие и осуществляющие действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, на порученном им участке работы (далее - обязанности).

2.17. При организации разведки руководитель тушения пожара:

определяет направления проведения разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;

устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, пожарный инструмент, оборудование и снаряжение, необходимые для разведки;

принимает меры по обеспечению безопасного ведения разведки личным составом с выставлением поста безопасности газодымозащитной службы (далее - ГДЗС);

устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.

2.18. Личный состав подразделений, ведущий разведку, обязан:

иметь при себе необходимые средства спасания, СИЗОД, связи, тушения, приборы освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки конструкций;

проводить работы по спасанию людей в случае возникновения угрозы для них;

соблюдать требования правил охраны труда и правил работы в СИЗОД;

принимать, в случае обнаружения очага пожара, необходимые меры по его тушению и защите имущества;

докладывать своевременно в установленном руководителем тушения пожара порядке результаты разведки и полученную в ее ходе информацию.

При наличии явных признаков горения разведка проводится с рукавной линией и присоединенным к ней перекрывным стволом, при этом насос автоцистерны заполняется водой для быстрой ее подачи в рабочую линию (при пожаре на этажах зданий создается резерв рукавных линий на горящем этаже для осуществления маневров со стволом).

Пожарного подразделения при выезде и следовании на пожар – прибытие к месту вызова в минимально короткий срок, что бы ликвидировать пожар в начальной стадии его развития или оказать помощь в ликвидации пожара (если подразделение вызывается дополнительно). Для этого необходимо точно принять адрес пожара, быстро собрать подразделение по тревоге и следовать по самому короткому маршруту с предельно возможной безопасной скоростью.

В начале XXI века следование к месту вызова может осуществляться на следующих мобильных средствах пожаротушения :

  • пожарных и аварийно-спасательных автомобилях;
  • речных и морских судах;
  • летательных аппаратах;
  • приспособленной техники, а также в случае необходимости пешим порядком.
При следовании к месту пожара на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях по установленному сигналу тревоги личный состав быстро собирается в гараже и подготавливается к выезду.

Старший начальник получает путевку (путевки), карточку , план пожаротушения , проверяет готовность отделения к выезду и первым выезжает на пожарном автомобиле первого отделения. За ним следует второе отделение, а далее так же отделения специальных служб (если они требуются) в последовательности, установленной в пожарной части.

Путь следования всех пожарных автомобилей должен быть один. Целесообразно, чтобы на пожар прибыли одновременно все автомобили. Выезд одного и того же подразделения по разным маршрутам допускается только в тех случаях, когда есть специальное распоряжение начальника караула или заранее определен порядок выезда отделений на пожарных автомобилях на отдельные объекты.

В пути старший начальник подразделения при необходимости изучает оперативную документацию (план или карточку пожаротушения, планшет района выезда части, на территории которой возник пожар) и поддерживает постоянную радиосвязь с центральным пунктом пожарной связи (пунктом связи части – ПСЧ), при наличии технической возможности прослушивает информацию, поступающую с места пожара.

Подразделение пожарной части обязано прибыть к месту вызова, даже если в пути получены сведения о ликвидации пожара или его отсутствии (кроме случаев, когда о возвращении есть распоряжение диспетчера связи гарнизона или старшего начальника).

Определение оптимальных маршрутов следования для сосредоточения значительного количества сил и средств на тот или иной объект осуществляется при разработке и корректировке планов тушения пожаров, расписаний выездов на пожары , проведении пожарно-тактических учений .

Величина ущерба во многом зависит от степени непрерывности процесса сосредоточения и введения сил и средств.

Следовательно, одним из путей снижения материального ущерба от пожаров является установление повышенных номеров пожара при первом извещении о пожаре на особо важные и опасные в пожарном отношении объекты, критически важные объекты, особо ценные объекты культурного наследия, объекты с массовым сосредоточением людей, с тем, чтобы при возникновении пожаров на них можно было осуществлять непрерывный процесс сосредоточения и введения сил и средств. В настоящее время такая система номеров пожара устанавливается на многие объекты городов. Однако, она, при позднем обнаружении пожара и сообщений о нем, не может существенно снижать ущерб от пожара за время сосредоточения и введения сил и средств. Положение ухудшается еще и тем, что с увеличением интенсивности движении городского транспорта уменьшается скорость движения пожарных автомобилей.

Период сосредоточения сил и средств можно уменьшить за счет уменьшения времени извещения о пожаре. Это может быть достигнуто путем внедрения на объектах установок мониторинга территории, автоматического обнаружения пожаров . За счет этого к прибытию подразделений на пожар все параметры его развития будут иметь наименьшее значение, а поэтому меньше будет требоваться сил и средств на тушение и как следствие – меньше будет продолжительность сосредоточения и введения сил и средств и ущерб от пожара в целом. Время сосредоточения зависит от тактико-технических характеристик мобильных средств пожаротушения, состояния путей проезда, знания оперативным составом улиц, переулков, других оперативно-тактических особенностей района (региона), климатических условий и других данных.

В некоторых случаях мобильные средства пожаротушения к месту проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций могут доставляться железнодорожным, воздушным, водным транспортом. Если пожарное подразделение следует по железной дороге или водным путем, необходимо обеспечить сохранность автомобилей при погрузке и выгрузке, надежно закрепить их на платформах и палубах.

Способы погрузки пожарных автомобилей определяет администрация железной дороги или водного транспорта.

Для охраны в пути с каждым автомобилем должен следовать водитель и при необходимости выставляться постовой. Личный состав размещается в одном месте. Все вопросы доставки определяются в соглашениях, инструкциях, разработанных и утвержденных в установленном порядке.

Требования Порядка тушения пожаров

Выезд и следование к месту пожара (вызова) включает в себя сбор личного состава дежурного караула или дежурной смены подразделения (далее – караул) по сигналу «ТРЕВОГА» и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту пожара (вызова).

Выезд и следование к месту пожара (вызова) осуществляются в возможно короткое время, что достигается:
Следование к месту пожара (вызова) приостанавливается только по распоряжению диспетчера.

В случае вынужденной остановки в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.

При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара (вызова). Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся диспетчеру.

При самостоятельном следовании к месту пожара (вызова) первичного тактического подразделения караула, способного самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (далее - отделение), и вынужденной остановке пожарного автомобиля командир отделения сообщает о случившемся диспетчеру, при этом принимаются меры по доставке личного состава, пожарного инструмента и оборудования к месту пожара (вызова).

При обнаружении в пути следования к месту пожара (вызова) другого пожара, начальник караула или должностное лицо подразделения, следующее к месту пожара (вызова) в качестве руководителя тушения пожара :

Расчеты показателей сбора и выезда по тревоге и следования к месту вызова

При проведении пожарно-тактических расчетов используют следующие правила расчета:

Время следования к месту вызова можно определить по следующей формуле:

Основная задача пожарного подразделения при выезде и следовании на пожар – прибытие к месту вызова в минимально короткий срок, чтобы ликвидировать пожар в начальной стадии его развития или оказать помощь в локализации и ликвидации пожара (если подразделение вызывается дополнительно). Для этого необходимо точно принять адрес пожар, быстро собрать подразделение по тревоге и следовать по самому короткому маршруту с предельно возможной безопасной скоростью.

По установленному сигналу тревоги личный состав быстро собирается в гараже и подготавливается к выезду. Старший начальник получает путевку (путевки), оперативную карточку (оперативный план) пожаротушения, проверяет готовность отделений к выезду и первым выезжает на автоцистерне. За ним следует второе отделение, а далее также отделения специальных служб (если они требуются) в последовательности, установленной в пожарной части.

Путь следования всех пожарных автомобилей должен быть один. Целесообразно, чтобы на пожар прибыли одновременно все автомобили. Выезд одного и того же подразделения по разным маршрутам допускается только в тех случаях, когда есть специальное распоряжение начальника караула или заранее определен порядок выезда на отдельные объекты.

В пути старший начальник подразделения при необходимости изучает оперативную документацию (оперативный план или карточку пожаротушения, справочник водоисточников, планшет района выезда части, на территории которой возник пожар) и поддерживает постоянную радиосвязь с центральным пунктом пожарной связи (пунктом связи части - ПСЧ), при наличии технической возможности прослушивает информацию, поступающую с места пожара.

Подразделение пожарной части обязано прибыть к месту вызова, даже если в пути получены сведения о ликвидации пожара или его отсутствии (кроме случаев, когда о возвращении есть распоряжение диспетчера связи гарнизона или старшего начальника).

Если по пути обнаружен другой пожар, возглавляющий подразделение начальник обязан выделить часть сил на его тушение и немедленно сообщить об этом на центральный пункт пожарной связи (ЦППС - ЕААС, ПСЧ).

При вынужденной остановке в пути головного пожарного автомобиля, сзади идущие автомобили останавливаются и двигаются дальше только по указанию старшего начальника подразделения. Он пополняет боевые расчеты отделений (СИЗОД, радиостанции, средства освещения также перекладываются на этот пожарный автомобиль), сам пересаживается на другой автомобиль и продолжает следование к месту вызова. При вынужденной остановке одного из автомобилей колонны(кроме головного) остальные автомобили, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова. Командир отделения остановившегося автомобиля принимает меры по доставке личного состава, пожарно-технического вооружения, СИЗОД и оборудования к месту пожара.

При вынужденной остановке пожарного автомобиля из-за аварии, неисправности, разрушения дороги старший начальник принимает меры в зависимости от обстановки и сообщает на пульт пожарной связи (ЕААС, ЦППС, ПСЧ).

Если пожарные подразделения следуют по железной дороге или водным путем, необходимо обеспечить сохранность автомобилей при погрузке и выгрузке, надежно закрепить их на платформах и палубах.

Способы погрузки пожарных автомобилей определяет администрация железной дороги или водного транспорта.

Для охраны в пути с каждым автомобилем должен следовать водитель и при необходимости выставляться постовой. Личный состав размещается в одном месте. Зимой из системы охлаждения двигателей и цистерн сливают воду. Все вопросы доставки определяются в соглашениях, инструкциях, разработанных и утвержденных в установленном порядке.

В общем виде продолжительность выезда и следования на пожар любого подразделения может определяться по формуле:

где - протяженность маршрута следования;

Средняя скорость движения (следования) пожарного автомобиля по маршруту следования, км/ч.

Величина колеблется от 25 до 45 км/ч и характерна для городов, районов. Она может прогнозироваться на основе математико-статистического анализа скоростных характеристик движения автомобильного транспорта в городах или рассчитываться по формуле:

где - максимальная скорость движения по данной улице;

Постоянные коэффициенты, соответственно учитывающие состояние дорог и тепловой режим двигателя пожарных автомобилей.

В зависимости от состояния дорог в городах = 0,36-0,4. Величина = 0,8 для летних условий и = 0,9 – для зимних условий эксплуатации пожарной автомобильной техники.

Определение оптимальных маршрутов следования для сосредоточения значительного количества сил и средств на тот или иной объект осуществляется при разработке и корректировке планов тушения пожаров, расписаний выездов на пожары, проведении пожарно-тактических учений.

Величина ущерба во многом зависит от степени непрерывности процесса сосредоточения и введения сил и средств.

Следовательно, одним из путей снижения материального ущерба от пожаров является установление повышенных номеров пожара при первом извещении о пожаре на особо важные и опасные в пожарном отношении объекты, критически важные объекты, особо ценные объекты культурного наследия, объекты с массовым сосредоточением людей, с тем, чтобы при возникновении пожаров на них можно было осуществлять непрерывный процесс сосредоточения и введения сил и средств. В настоящее время такая система номеров пожара устанавливается на многие объекты городов. Однако, она, при позднем обнаружении пожара и сообщений о нем, не может существенно снижать ущерб от пожар за время сосредоточения и введения сил и средств.

Положение ухудшается еще и тем, что с увеличением интенсивности движения городского транспорта уменьшается скорость движения пожарных автомобилей.

Период сосредоточения сил и средств можно получить за счет уменьшения времени извещения о пожаре. Это может быть достигнуто путем внедрения на объектах установок мониторинга территорий, автоматического обнаружения пожаров. За счет этого к прибытию подразделений на пожар все параметры его развития будут иметь наименьшие значения, а поэтому меньше будет требоваться сил и средств на тушение и как следствие – меньше будет продолжительность сосредоточения и введения сил и средств и ущерб от пожара в целом.

В итоге анализа общих закономерностей сосредоточения сил и средств можно сделать вывод о том, что это сложный процесс, который включает в себя совокупность тактико-технических действий нескольких подразделений по выезду, и следованию на пожар. Во многом этот процесс носит случайный характер (скорость движения пожарного автомобиля на пожар, окружающая среда - случайные характеристики). Поэтому процесс сосредоточения и приведения сил и средств в готовность применения необходимо рассматривать и как разновидность случайного процесса. Без такого подхода уровень управления разбросом параметров этого процесса, а отсюда и обеспечением качества его протекания чрезвычайно низкий.

Независимо от наличия случайностей в процессе сосредоточения сил и средств, он базируется на определенных закономерностях, вскрытие и изучение которых одна из важнейших задач тактики тушения пожара, так как эти закономерности в основном и определяют эффективность тактико-технических действий подразделений в целом.

Пути снижения времени сосредоточения сил и средств:

Обеспечение объектов экономики и жизнедеятельности автоматическими установками извещения;

Устройство автоматических систем для приема информации и высылки сил;

Дальнейшее совершенствование пожарных автомобилей, их скоростных качеств;

Совершенствование пожарно-технических вооружений;

Разработка научно-обоснованных нормативных документов по размещению пожарных депо и осуществлению действий по тушению и проведению АСР, внедрение их в практику пожарной охраны;

Организация дозорной службы пожарной охраны на объектах и в организациях, подготовка персонал и пропагандистская работа.

Разведка пожара

Общие положения

0пыт тушения пожаров показывает, что успешно выполнить своп задачи пожарные подразделения могут лишь в том случае, если они располагают достоверными, полными и своевременно полученными данными об обстановке на пожаре. Такие данные добываются в ходе разведки пожара.

Разведка пожара - один из важнейших видов тактико-технических действий пожарных подразделений. Цель разведки - получить такие данные, на основе которых РТП может определить степень угрозы людям, правильно оценить обстановку на пожаре и принять соответствующие решения.

Основные задачи разведки пожара:

Установить местонахождение людей, определить существующую им угрозу, а также пути и способы спасания или защиты;

Определить место и размер пожара, объекты горения, а также пути и скорости распространения огня; эти данные необходимы для выбора решающего направления действий подразделений, а также для определения количества сил и средств на выполнение всех работ на пожаре;

Выяснить опасность взрывов, отравлении, обрушений и других подобных обстоятельств, которые усложняют тактико-технические действия подразделений по тушению; например, наличие в зоне огня легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, электроустановок и электросетей под напряжением и др.;

Определить возможные пути и направления введения сил и средств; позиции ствольщиков, места установки пожарной автотехники, запасы ОТВ на объектах пожаров, разветвлений и т.д.;

Выяснить необходимость и места вскрытия и разборки конструкций для ликвидации горения, борьбы с дымом, ограничения распространения пожара на каком-либо рубеже;

Определить необходимость эвакуации материальных ценностей, способы защиты их от огня, воды и дыма, пути и способы эвакуации (при опасности их уничтожения или порчи).

В ходе разведки, в зависимости от обстановки, могут возникать и другие задачи.

При обнаружении пострадавших надо немедленно оказать им помощь. Необходимо обратить внимание на стационарные установки пожаротушения, а также на первичные средства пожаротушения и ввести их в действие для ограничения пожара, защиты путей спасания людей, эвакуации материальных ценностей.

Не всегда на пожарах приходится решать все перечисленные задачи. Например, не на каждом пожаре нужна эвакуация материальных ценностей или разборка конструкций. Но решать несколько задач приходится на любом пожаре. Всегда, например, необходимо определить место и параметры пожара.

Все задачи разведки пожара обычно решаются параллельно. Например, наряду с изучением места пожара, определяют его площадь, пути введения сил и средств, необходимость эвакуации материальных ценностей. Однако иногда их можно решать и последовательно, одну за другой. Например, на объектах с массовым сосредоточением людей, прежде всего, устанавливают степень угрозы им, а затем решают другие задачи. Если обстановка на пожаре требует применения средств связи, освещения, в водозащиты и других специальных средств, то для выяснения условий предстоящей работы с ним проводится разведка лицами специальных служб или внештатных гарнизонов, начальниками участков на пожаре и РТП. Так командир отделения связи и освещения организует разведку путей прокладки линий и мест установки аппаратуры, определяет потребность в технических средствах связи.

Для выяснения предстоящих условий работы со средствами освещения определяют требуемое число и мощность прожекторов, места их размещения, пути прокладки кабельных линий. Кроме того, разведка выясняет, можно ли включить прожекторы и электроинструмент в электрическую сеть вблизи места пожара.

Для успешной организации и проведения работ по водозащите разведка определяет помещения, оборудование и материалы, которым создается угроза от подаваемой воды на тушение и защиту; место откуда может поступить вода; конструкцию перекрытий и стен; места возможного и удобного спуска воды, способы защиты от воды, а также необходимые средства защиты. Успех разведки зависит от ее своевременности, непрерывности, активности, достоверности и целеустремленности.

Своевременность - получение необходимых данных об обстановке как можно быстрее, чтобы командиры подразделении имели возможность предвидеть характер развития пожара, своевременно (пока он не достиг больших размеров) принять решение и эффективно применить средства для его локализации и ликвидации. Самые ценные сведения окажутся бесполезными, если командир-исполнитель получит их поздно.

Время в разведке имеет решающее значение, так как обстановка на пожаре изменяется чрезвычайно быстро и данные, полученные лишь несколько минут назад, могут оказаться устаревшими и уже не соответствующими обстановке, сложившейся к моменту принятия решения.

Рассмотрим, например, возможность изменения обстановки при пожаре в одноэтажном складском здании за время разведки.

Сообщение о пожаре в часть поступило через 5 мин с момента его возникновения. На сбор сведений об обстановке на пожаре с начала проведения ее в пути следования может быть затрачено 5 - 10 мин (в зависимости от сложности объекта, оперативности разведчика и других факторов). Проследим за изменением обстановки на каждый промежуток времени при распространении пожара в одном и двух направлениях с линейной скоростью 1 м/мин. В первом случае (одностороннее распространение) огонь за 10 - 15 мин распространится на 10 - 15 м (рис. 9.1.,а), а во втором (двустороннее распространение) - в 2 раза больше (рис. 9.1. б). Даже при незначительной ширине объекта, равной 10 м, площадь пожара в первом случае будет 100 - 150 м2, а во втором - 200 - 300 м2. Если объект имеет значительные размеры и пожар распространяется во все стороны примерно с одинаковой скоростью (круговое распространение), то площадь пожара достигнет 314. - 706 м2 (рис.9.1. в).

Рис. 9. 1. Изменение обстановки на пожаре в зависимости от способа его распространения (стрелками показано направление распространения пожара): а – прямоугольное; б – прямоугольное двустороннее; в - круговое.

Приведенный пример показывает, что если разведку провести оперативно, своевременно принять правильное решение, то пожар можно ликвидировать в ранней стадии.

Непрерывность заключается в том, что разведка должна проводиться с момента выезда подразделения на пожар и на протяжении всего процесса тушения пожара до полной его ликвидации. Это значит, что РТП еще в пути следования устанавливает некоторые данные об объекте пожара по оперативной документации, по поступающим сведениям от диспетчера пожарной связи др.. По прибытии на пожар он проводит разведку вначале на одном участке, затем перемещается на другой, третий и так далее, потом снова возвращается на первый участок, и все повторяется вновь. Это необходимо потому, что за время проведения разведки на одном участке на другом может измениться обстановка, (огонь может распространиться скрытыми путями или на каком-то участке создается угроза обрушения конструкций и др.) и потребовать внесения корректив в раннее принятое решение. Разведка действительно окажется непрерывной, если ее кроме РТП будет вести на своем участке каждый участник тушения пожара. Но РТП возглавляет разведку на наиболее сложном и важном направлении на пожаре.

Активность - это широкое использование смекалки личного состава и его находчивости. Активность разведки - проявление инициативы, решительные и смелые действия лиц, ее проводящих. Опыт тушения пожаров показывает, что успеха в разведке добивается тот, кто действует решительно. При активной разведке можно добиться успеха не только в сборе данных об обстановке, но и в ограничении распространения пожара, вводя в действие первичные или стационарные средства тушения, осуществляя оригинальные нестандартные действия. Благодаря активности нередко удается оказывать своевременную помощь людям, находящимся в опасности, и добиться других успехов в тушении.

Достоверность - подлинные, не вызывающие сомнений данные, так как лишь на основании полных и достоверных данных, полученных разведкой из различных источников, может быть принято правильное решение, приводящее к успеху в тушении пожара. Неполноценные и недостоверные данные могут привести к неправильным выводам и повлечь за собой непоправимые последствия.

Принимать решение на основании догадки или одних предположений недопустимо.

Достоверность разведывательных данных достигается тщательным изучением, сопоставлением и перепроверкой их, непрерывным проведением разведки.

Целеустремленность - направленность к определенной цели, усилия разведки должны сосредоточиваться на выявлении данных, от которых зависит успех деятельности подразделений на пожаре. Целеустремленность разведки достигается правильным определением задач, их постановкой перед лицами, проводящими разведку, выбором нужного направления движения, своевременным вооружением звеньев и групп разведки, распределением направлений следования при проведении разведки несколькими группами, а также сбором всех полученных сведений в одном центре - оперативном штабе, а при отсутствии оперативного штаба - у РТП.

Целеустремленность разведки во многом зависит от способности своевременно реагировать на изменения обстановки и быстро переходить (направлять другие группы) на те участки, сведения о которых в данный момент представляют для РТП наибольший интерес. Особенно важна целеустремленность в ходе разведки при отыскании людей.

Основная задача при тушении пожаров – спасание людей в случае угрозы их жизни и здоровью, достижение локализации и ликвидации пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями сил и средств, привлеченных к его тушению.

Для успешного выполнения основной задачи определяется направление действий, в соответствии с которым использование сил и средств подразделений в данный момент времени обеспечивает наиболее эффективные условия для ее решения (далее – решающее направление).

При определение принципов решающего направления:

  • имеет место реальная угроза жизни людей, при этом их самостоятельная невозможна – силы и средства подразделений направляются на спасание людей;
  • развитие пожара создает угрозу взрыва или обрушения строительных конструкций – силы и средства подразделений сосредоточиваются и вводятся на направлениях, обеспечивающих предотвращение взрыва или обрушения строительных конструкций;
  • пожаром охвачена часть здания (сооружения), при этом существует угроза его распространения на другие части здания (сооружения) или на соседние здания (сооружения) – силы и средства подразделений сосредотачиваются и вводятся на направлениях, где дальнейшее распространение пожара может привести к наибольшему ущербу;
  • пожаром охвачено отдельно стоящее здание (сооружение) и нет угрозы распространения огня на соседние здания (сооружения) – силы и средства подразделений сосредотачиваются и вводятся в местах наиболее интенсивного горения;
  • пожаром охвачено здание (сооружение), не представляющее на момент прибытия подразделений особой ценности, при этом существует угроза перехода пожара на соседние здания (сооружения) – силы и средства подразделений сосредотачиваются и вводятся на защиту не горящих зданий (сооружений).

Для выполнения основной задачи используются следующие средства:

  • , в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;
  • пожарно-техническое инструмент и оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;
  • огнетушащие вещества;
  • аварийно-спасательное оборудование и техника;
  • системы и оборудование противопожарной защиты предприятий;
  • системы и устройства специальной связи и управления;
  • медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;
  • иные средства, вспомогательная и специальная техника.

Личный состав пожарных подразделений является главной и решающей силой в выполнении задач по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. В состав пожарных подразделений входят: отделения и караулы. Четыре караула составляют пожарную часть, несколько частей – отряд, несколько отрядов (частей) – гарнизон пожарной охраны. Отделение на пожарной автоцистерне или пожарном автонасосе – первичное тактическое подразделение, способное самостоятельно выполнять отдельные задачи по спасанию людей, материальных ценностей и тушению пожара.

Действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, включают в себя следующие этапы:

  • прием и обработку сообщения о пожаре (вызове);
  • выезд и следование к месту пожара (вызова);
  • разведку места пожара;
  • аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;
  • развертывание сил и средств;
  • ликвидацию горения;
  • специальные работы;
  • сбор и возвращение к месту постоянного расположения.

Прием и обработка сообщения о пожаре (вызове)

Прием и обработка сообщения о пожаре (вызове) осуществляются диспетчером (радиотелефонистом) подразделения (далее – диспетчер) и включают в себя:

  • прием от заявителя информации о пожаре (вызове) и ее регистрацию;
  • оценку полученной информации;
  • принятие решения о направлении к месту пожара (вызова) сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории города федерального значения, муниципального образования (далее – расписание выезда), планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в субъекте Российской Федерации.

При получении информации о пожаре (вызове) диспетчером, в районе выезда которого находится место пожара (вызова), осуществляются следующие действия:

  • подача сигнала “ТРЕВОГА”;
  • подготовка и вручение (передача) должностному лицу, возглавляющему дежурный караул или дежурную смену подразделения (далее – начальник караула), путевки для выезда на пожар (вызов), а также плана (карточки) тушения пожара (при их наличии);
  • обеспечение должностных лиц гарнизона пожарной охраны, определенных в соответствии с приложением к расписанию выездов, имеющейся оперативной информацией о пожаре и об объекте пожара.

Центральные пункты пожарной связи, пункты связи пожарной части.

  1. Помещения центральных пунктов пожарной связи и пунктов связи пожарной части располагаются, как правило, с правой стороны гаража по ходу выезда. В стене, смежной с гаражом, на высоте не менее 0,6 м от пола устраивается окно размером 1,2 х 1,5 м для выдачи путевки на выезд. В центральных пунктах пожарной связи и пунктах связи пожарной части предусматриваются помещения для отдыха дежурных диспетчеров (радиотелефонистов).
  2. Помещения, где размещаются рабочие места с персональными электронными вычислительными машинами, оборудуются защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации машин. Радиостанции и их пульты заземляются. Стены и потолки помещений облицовываются звукопоглощающими материалами.
  3. Помещения центральных пунктов пожарной связи и пунктов связи пожарной части оборудуются аварийным освещением, обеспечивающим освещенность не ниже 5% от общей нормы освещенности.
  4. Запрещается размещение центральных пунктов пожарной связи и пунктов связи пожарной части в цокольных и подвальных этажах зданий.
  5. Не допускается выход из помещения пункта связи пожарной части непосредственно в гараж.

Порядок выезда и следование к месту пожара

Выезд и следование к месту пожара (вызова) включают в себя сбор личного состава дежурного караула или дежурной смены подразделения (далее – караул) по сигналу “ТРЕВОГА” и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту пожара (вызова).

Выезд и следование к месту пожара (вызова) осуществляются в возможно короткое время, что достигается:

  • сбором и выездом личного состава караула в течение времени, не превышающего нормативное;
  • движением пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности движения;
  • знанием особенностей района выезда.

Следование к месту пожара (вызова) приостанавливается только по распоряжению диспетчера.

  • В случае вынужденной остановки в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.
  • При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара (вызова). Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся диспетчеру.

Требования охраны труда при выезде и следовании к месту пожара (вызова)

  • Сбор и выезд по тревоге дежурного караула (смены) обеспечивается в установленном порядке. По сигналу «Тревога» личный состав дежурного караула (смены) прибывает к пожарному автомобилю, при этом автоматически включается освещение в караульном помещении и гараже.
  • При использовании спускового столба личный состав подразделения ФПС выдерживает необходимый интервал, следит за спускающимся впереди для исключения нанесения травм.
  • При спуске по столбу запрещается касаться незащищенными частями рук его поверхности, а окончив спуск, следует немедленно освободить место для проведения следующего спуска.
  • Порядок посадки личного состава дежурного караула (смены) в пожарный автомобиль устанавливается приказом начальника подразделения ФПС, исходя из условий обеспечения безопасности.
  • При посадке запрещается пробегать перед пожарными автомобилями, выезжающими по тревоге, а также находиться под рольставнями ворот (в момент – подъема, опускания и нахождения рольставней ворот в открытом состоянии), начинать движение на пожарном автомобиле из гаража до полного открывания ворот. При посадке вне здания гаража выход личного состава караула (смены) на площадку разрешается только после выезда пожарного автомобиля из гаража.
  • Движение пожарного автомобиля осуществляется при закрытых дверях кабин и дверцах кузова. Посадка считается законченной после занятия личным составом караула (смены) своих мест в кабине автомобиля и закрытии всех дверей.
  • Водитель начинает движение по команде старшего должностного лица, находящегося в пожарном автомобиле.

Запрещается:

  • а) подавать команду на движение пожарного автомобиля до окончания посадки личного состава караула;
  • б) находиться в пожарном автомобиле посторонним лицам, кроме лиц (сопровождающих), указывающих направление к месту пожара (аварии).

При выезде из гаража и следовании к месту вызова водитель включает специальные звуковую и световую сигнализации. Воспользоваться приоритетом движения он может, только убедившись, что ему уступают дорогу.

Начальник дежурного караула (смены) или начальник подразделения ФПС, выехавший во главе дежурного караула (смены) к месту вызова, контролирует соблюдение водителем правил дорожного движения.

Ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля возлагается на водителя.

Во время движения пожарных автомобилей личному составу подразделений ФПС запрещается открывать двери кабин, стоять на подножках, кроме случаев прокладки рукавной линии, высовываться из кабины, курить и применять открытый огонь.

Запрещается пользоваться специальным звуковым и световым сигналом одновременно при следовании пожарного автомобиля не на вызов (пожар, аварию), а также при возвращении пожарного автомобиля в подразделение ФПС. При сложных погодных условиях и в ночное время допускается применение светового сигнала для дополнительного обозначения себя на дороге, что не дает преимущества и не позволяет нарушать правила дорожного движения.

Личный состав дежурного караула (смены), прибывший к месту вызова, выходит из пожарного автомобиля только по распоряжению командира отделения или старшего должностного лица, прибывшего во главе дежурного караула (смены), после полной остановки пожарного автомобиля.

Личный состав подразделений ФПС прибывает на место пожара, проведения аварийно-спасательных и специальных работ одетым в и обеспеченным средствами индивидуальной защиты с учетом выполняемых задач.

Сбор и возвращение к месту постоянного расположения (в подразделение)

Сбор и возвращение к месту постоянного расположения (далее – возвращение) представляют собой действия по возвращению сил и средств подразделений с места пожара к месту постоянного расположения.

Перед возвращением проводятся следующие мероприятия:

  • проверка наличия личного состава подразделения, принимавшего участие в тушении пожара и проведении АСР;
  • сбор и проверка комплектности пожарного инструмента и оборудования;
  • размещение и крепление пожарного инструмента и оборудования на пожарных автомобилях;
  • закрытие крышек колодцев пожарных гидрантов, открытых личным составом подразделений во время тушения пожара и проведения АСР.
  • О завершении сбора сил и средств подразделения на месте пожара и их готовности к возвращению начальник караула, командир отделения докладывает руководителю тушения пожара, после чего руководитель тушения пожара о готовности к возвращению сообщает диспетчеру.
  • Возвращение осуществляется только после указания руководителя тушения пожара.
  • Возвращение проводится с заправленными водой автоцистернами по кратчайшему маршруту, при поддержании постоянной связи с диспетчером.
Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...