Что делать если предприятие убыточное. Не выйдут ли убытки боком


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Наличие убытков, превышающих величину активов общества, само по себе не влечет за собой прекращение его деятельности и не создает каких-либо негативных последствий для руководителя общества или его участников. Определенные правовые последствия, в том числе связанные с возможной ликвидацией общества по решению суда, могут возникнуть в случае, если стоимость чистых активов оказывается меньше размера его уставного капитала и участники общества длительное время не принимают мер, направленных на увеличение стоимости чистых активов или уменьшение размера уставного капитала до величины, не превышающей такой стоимости (если такое уменьшение возможно с учетом установленного законом минимального размера уставного капитала общества). Кроме того, если в ситуации, изложенной в вопросе, у общества появились признаки банкротства, руководитель общества обязан в месячный срок обратиться в арбитражный суд с заявлением должника.

Обоснование вывода.
1. В первую очередь отметим, что правовое положение общества с ограниченной ответственностью определяется ГК РФ и от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО). Общество с ограниченной ответственностью (далее также - общество, ООО) является коммерческой организацией, то есть организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности ( , ГК РФ). Участники гражданских правоотношений, в том числе коммерческие организации, осуществляют предпринимательскую деятельность, то есть деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, самостоятельно и на свой риск ( ГК РФ).
В гражданском законодательстве отсутствуют положения, в силу которых возникновение у общества убытков в рамках осуществления предпринимательской деятельности само по себе влекло бы какие-либо негативные последствия для общества, его участников или руководителя.
Вместе с тем заметим, что определенные правовые последствия наступают в ситуации, когда по окончании второго финансового года после создания общества стоимость его чистых активов оказывается менее размера уставного капитала этого общества (что, возможно, имеет место в настоящей ситуации). Согласно ГК РФ в случае, если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, общество в порядке и в срок, которые предусмотрены Законом об ООО, обязано увеличить стоимость чистых активов до размера уставного капитала или зарегистрировать в установленном порядке уменьшение уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
Пункт 4 ст. 30 Закона об ООО обязывает общество, стоимость чистых активов которого осталась меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, принять решение об уменьшении уставного капитала общества до размера, не превышающего стоимость его чистых активов, либо о ликвидации общества. Соответствующее решение должно быть принято не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года.
Как видим, безусловным основанием для ликвидации общества является снижение стоимости его чистых активов до размера менее минимального уставного капитала, установленного законом для обществ с ограниченной ответственностью (10 000 рублей - п. 1 ст. 14 Закона об ООО). Причем участники общества и в этом случае не лишены возможности принять меры, направленные на приведение стоимости чистых активов в соответствие с размером уставного капитала ООО. Специальных процедур увеличения стоимости чистых активов Закон об ООО не предусматривает. Вместе с тем, поскольку стоимость чистых активов представляет собой разницу между величиной активов и обязательств организации, принимаемых к расчету в установленном порядке (Порядок определения стоимости чистых активов, утвержденный Минфина России от 28.08.2014 N 84н), представляется, что стоимость чистых активов может быть увеличена, в частности, путем внесения вкладов в имущество общества (ст. 27 Закона об ООО), поскольку внесение таких вкладов не приводит к возникновению у общества каких-либо обязательств перед его участниками. Способом увеличения стоимости чистых активов может быть и увеличение уставного капитала общества с внесением вкладов стоимостью, превышающей сумму увеличения номинальной стоимости долей участников (ст. 19 Закона об ООО).
Наличие у общества чистых активов стоимостью менее размера уставного капитала в условиях длительного непринятия мер к увеличению их стоимости, тем более в случае, если стоимость чистых активов оказывается менее установленного для ООО минимального размера уставного капитала, формально может быть квалифицировано как нарушение закона, являющееся основанием для ликвидации общества по решению суда в силу ГК РФ. В случае принятия такого решения на участников ООО могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации общества. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации такого юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества общества. При недостаточности у общества средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на участников общества солидарно ( , ГК РФ). Отметим, что в контексте этой нормы речь идет о расходах, необходимых для осуществления процессуальных ликвидационных процедур (например, опубликование сообщения о ликвидации, выплата вознаграждения арбитражному управляющему и т.д.), а не о погашении кредиторской задолженности общества за счет средств его участников ( Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 N 04АП-968/15).
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что непринятие участниками ООО мер к увеличению стоимости чистых активов в ситуации, когда такая стоимость оказывается менее размера уставного капитала по окончании второго или последующего финансового года общества, может повлечь за собой ликвидацию общества по решению суда ( Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 N 19АП-2732/13).
Однако во многих случаях суды отказывают в удовлетворении требования о ликвидации общества по такому основанию, отмечая, что отдельное нарушение нормативно-правовых актов, допущенное в ходе деятельности юридического лица, само по себе не может являться единственным основанием для прекращения деятельности юридического лица путем его ликвидации при условии, что это нарушение носит устранимый характер. Несоответствие размера чистых активов требованиям законодательства не носит неустранимого характера и может быть исправлено в ходе дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности. Эта правовая позиция основывается, в частности, на выводах, изложенных в Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 14-П, где указано, что по конституционно-правовому смыслу положений ГК РФ предполагается, что санкция - ликвидация юридического лица - не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (смотрите, например, АС Центрального округа от 16.10.2015 N Ф10-3305/15, АС Московского округа от 19.08.2015 N и от 30.07.2015 N Ф05-9431/15, ФАС Центрального округа от 21.08.2012 N Ф10-2546/12 и от 13.08.2012 N Ф10-2296/12, Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 N 10АП-4045/14, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 N 04АП-4185/13).
Следовательно, наличие у общества убытков, превышающих величину его активов, само по себе не является основанием для ликвидации этого общества. При снижении стоимости чистых активов до величины менее размера уставного капитала общество не лишено возможности принять меры, направленные на приведение в соответствие этих показателей (уменьшить уставный капитал, если он превышает минимальный размер уставного капитала, установленного законом для ООО, увеличить стоимость чистых активов путем внесения участниками вкладов в имущество общества и т.д.).
2. Кроме того, если отрицательные финансовые показатели деятельности общества связаны с невозможностью исполнения обязательств перед кредиторами, у общества может возникнуть необходимость обращения в арбитражный суд с заявлением должника в порядке, предусмотренном от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
Согласно Закона N 127-ФЗ руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случаях, предусмотренных этой нормой, в том числе если:
- удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
- обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
- должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;
- имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.
В соответствии со Закона N 127-ФЗ недостаточностью имущества признается превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника, а неплатежеспособностью - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в указанных выше случаях в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств ( Закона N 127-ФЗ).
Отметим также, что обратиться в арбитражный суд с заявлением должника потребуется и при проведении ликвидации общества, если в период осуществления ликвидационных процедур у общества выявятся признаки неплатежеспособности и (или) признаки недостаточности имущества. Обязанность по обращению с таким заявлением, которая должна быть исполнена в десятидневный срок со дня выявления какого-либо из указанных признаков, возлагается на ликвидационную комиссию (ликвидатора) общества ( Закона N 127-ФЗ).
В случае нарушения обязанности подать в арбитражный суд заявление должника в установленный срок лица, на которых закон возлагает обязанность по принятию соответствующего решения и подаче упомянутого заявления (в том числе руководитель юридического лица), несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника, возникшим после истечения срока подачи заявления должника ( Закона N 127-ФЗ). Это означает, что, если у общества имеются признаки банкротства, а руководитель этого ООО не обратился в арбитражный суд с заявлением должника в течение месяца со дня выявления таких признаков, на него может быть возложена обязанность удовлетворить требования кредиторов по обязательствам, возникшим по истечении упомянутого месячного срока, если они не будут удовлетворены обществом ( ГК РФ). Заявление о привлечении руководителя должника (или иных лиц, ответственных за неподачу заявления должника, в частности членов ликвидационной комиссии) к субсидиарной ответственности может быть подано конкурсным управляющим (по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов), а также конкурсным кредитором, представителем работников должника, работником, бывшим работником должника или уполномоченным органом. Такое заявление может быть подано до завершения конкурсного производства в течение одного года со дня, когда подавшее это заявление лицо узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом ( Закона N 127-ФЗ).
Кроме того, неисполнение обязанности по подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом влечет административную ответственность руководителя организации в виде штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет ( Кодекса РФ об административных правонарушениях, смотрите также постановление Верховного Суда РФ от 16.12.2013 N 32-АД13-14).
Поэтому, если в настоящей ситуации у общества имеются (или возникнут) признаки банкротства, неподача в арбитражный суд в месячный срок со дня появления таких признаков заявления должника может повлечь негативные последствия для руководителя общества (или членов ликвидационной комиссии, если общество будет находиться в процессе ликвидации).
Однако как необходимость подачи в суд заявления должника, так и обоснованность возложения на контролирующих должника лиц субсидиарной ответственности по его обязательствам оцениваются исходя из конкретных обстоятельств. Как показывает правоприменительная практика, наличие кредиторской задолженности само по себе не является основанием для обращения руководителя с заявлением о банкротстве должника и не свидетельствует о совершении контролирующими лицами действий по намеренному созданию неплатежеспособного состояния организации. Кроме того, наличие кредиторской задолженности не является безусловным свидетельством неспособности должника исполнить свои обязательства, поскольку структура активов и пассивов баланса находится в постоянной динамике в связи с осуществлением хозяйственной деятельности ( АС Дальневосточного округа от 22.10.2015 N Ф03-4627/15). Снижение финансовых показателей и наличие убытков по итогам отчетных периодов само по себе не свидетельствует о наличии противоправных действий (бездействия) руководителя должника ( ФАС Волго-Вятского округа от 23.12.2013 N Ф01-12632/13).
Заявление должника будет основанием для введения в отношении общества процедур, применяемых в деле о банкротстве, лишь при наличии определенных условий. В частности, требования к обществу должны в совокупности составлять не менее чем 300 000 рублей, при этом срок, в течение которого эти требования не исполнены с даты, когда они должны были быть исполнены, должен составлять не менее трех месяцев. Кроме того, общество должно располагать средствами, достаточными для проведения процедур банкротства по заявлению должника ( , Закона N 127-ФЗ). Полагаем, что вопрос о привлечении руководителя должника (или иных виновных лиц) к ответственности за нарушение требования Закона N 127-ФЗ будет рассматриваться судом исходя из того, была ли в конкретном случае обоснованной подача в арбитражный суд заявления должника с учетом всех названных обстоятельств (смотрите СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.01.2015 N 83-КГ14-13).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги

За последние полтора года вызов в налоговую «на ковер» стал нормой. Сейчас в центре внимания находятся убыточные компании и работа соответствующих комиссий. Насколько обоснованны претензии к отсутствию доходов и какие объяснения позволят сохранить бизнес, рассказывают независимые эксперты.

Руководители и бухгалтеры фирм уже вполне могут вместо приветствия задавать друг другу вопрос: «А ты был на комиссии?». И неважно, какой именно, - по НДС, зарплате или убыткам. Главное, что за последние полтора года вызов в налоговую «на ковер» стал нормой. Сейчас в эпицентре находятся убыточные компании. Насколько обоснованы претензии к отсутствию доходов и какие объяснения позволят сохранить бизнес, рассказывают независимые эксперты.

Еще одна комиссия

Активную работу с убыточными организациями региональные налоговые органы начали в 2007 году. До этого момента вызовы по данному вопросу тоже имели место, но были единичны.

Теперь можно говорить о настоящей кампании против недоходного бизнеса. Для ее реализации и были созданы так называемые «убыточные» комиссии.

Работа ведется на двух уровнях. Управления ФНС России проводят совещания с руководителями фирм, показавших в отчетности крупные (свыше 50 000 000 руб.) суммы убытков. Аналогичную деятельность ведут на местах районные налоговые инспекции, только с теми, кто замечен в более скромных убытках.

Кроме того, по инициативе Управления ФНС России по Санкт-Петербургу, в мае 2007 года вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский лично провел совещание с директорами трех самых крупных убыточных организаций.

Кого и почему вызывают

Отбор участников совещаний производится по отраслевому принципу, причем независимо от того, получен убыток при традиционной системе налогообложения (налог на прибыль) или при «упрощенке» (единый налог). По имеющейся информации, в последнее время на заседания «убыточных» комиссий стали приглашать даже плательщиков ЕНВД.

Комиссии рассматривают причины убыточной деятельности конкретного налогоплательщика, сравнивают показатели его деятельности (уровень рентабельности, величина налоговой нагрузки, иные) со среднеотраслевыми по городу или области.

После этого провинившееся первое лицо организации уходит разрабатывать план финансового оздоровления. Следующий возможный шаг, он же и последний, - процедура банкротства и ликвидация компании. Представители налоговых органов, со своей стороны, продолжают внимательно наблюдать за действиями подопечного и вряд ли оставят его в покое, пока он не избавится от «тисков убыточности» и не станет исправно пополнять бюджет.

В связи с вышеизложенным возникает два вопроса - правомерность создания подобных комиссий в принципе и понятие прибыльности действующим законодательством РФ. Рассмотрим их более подробно.

Реагировать на нарушения - да, ликвидировать фирмы - нет

Совершенно очевидно, что если бы деятельность «убыточных» и иных комиссий носила межведомственный характер, она не затрагивала бы интересы налогоплательщиков. Однако как только орган государственной власти вторгается в сферу частных интересов, вопрос правомерности того или иного требования, исходящего от данного органа, становится весьма актуальным.

Алексей Кулико , налоговый консультант при Палате налоговых консультантов Северо-Западного региона:

«Право налоговых органов вызывать к себе налогоплательщиков для дачи объяснений по тем или иным фактам хозяйственной деятельности, приведшим к возникновению в налоговом учете (не в бухучете, который достовернее характеризует финансовое состояние!) убытков, предусмотрено подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ. Но там не сказано, что прийти обязан именно руководитель и (или) . Дать соответствующие объяснения может и уполномоченный представитель (ст. 29 Налогового кодекса РФ).

Необходимо вспомнить и про обязанность налогоплательщиков представлять по требованию налогового органа документы, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов (ст. 93 Налогового кодекса РФ). Однако инспекторы могут реализовывать это полномочие только в рамках камеральных и (или) выездных проверок. Их аналогичное право - истребовать документы и получать пояснения - предусмотрено пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Напомню, оно регламентирует порядок взаимоотношений сторон при проведении камеральных мероприятий. Здесь тоже есть свое «но»: данное право связано с фактом обнаружения ошибок в декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями в представленных налогоплательщиком документах и информацией, которую получил налоговый орган в ходе налогового контроля. Комиссии же, как правило, не устанавливают, а лишь обещают установить факты налоговых правонарушений, что позволяет усомниться в законности предъявляемых ими требований.

Как видим, право налоговых органов получать от налогоплательщика документы, информацию и (или) объяснения согласно действующему налоговому законодательству может быть обусловлено лишь фактом обнаружения каких-либо нарушений со стороны последнего».

И еще один штрих. Решение о ликвидации должны принять собственники фирмы, иного не дано. Об этом свидетельствует тот факт, что с 1 января 2007 года из первой части Налогового кодекса РФ (подп. 16 (ныне - подп. 14) п. 1 ст. 31) исключена норма, позволявшая налоговым органам предъявлять в арбитражные суды иски о ликвидации предприятий любой организационно-правовой формы.

Берегите чистые активы

В условиях рыночной экономики коммерческая организация создается прежде всего для извлечения прибыли, которая затем распределяется между собственниками и государством с учетом интересов развития фирмы. Этот принцип закреплен в пункте 1 статьи 50 Гражданского кодекса РФ.

Поэтому согласно уставам предприятий в качестве цели их создания указывается получение дохода.

В частности, Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО) и от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО) содержат довольно жесткие требования к организациям. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, должно быть принято решение о его ликвидации (п. 5 ст. 35 и п. 3 ст. 20 соответственно).

Таким образом, сокращение стоимости чистых активов свидетельствует о том, что фирма не имеет остатка прибыли прошлых лет и ее убытки нарастают.

Инна Андреевна Аврова , к.э.н., председатель НП «Клуб бухгалтеров «Базис»:

«Долгое время на прибыльность как главную цель деятельности компании не обращали внимания. Несмотря на ее безоговорочную поддержку нормами Закона об АО и Закона об ООО. Методика расчета суммы чистых активов утверждена приказом Минфина России и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 г. № 10н/03-6/пз. Она очень простая: из стоимости активов вычитается сумма всех обязательств. У убыточного предприятия полученный результат будет ниже величины уставного капитала.

Убыток по налогу на прибыль , отразившийся в декларации, нередко служит поводом для волнения бухгалтера: не вызовет ли такая отчетность излишнего внимания со стороны налоговых органов? Рассмотрим подробнее, что ожидает налогоплательщика в этих обстоятельствах.

Видео-инструкцию о том, как пояснить убытки налоговикам, смотрите на нашем канале YouTube .

Что будет при подаче декларации по налогу на прибыль, если в ней есть убыток

Налоговый убыток - это отрицательный результат, возникший в строке 100 листа 2 декларации, когда доходы отчетного периода не перекрывают расходов, учитываемых для целей налогообложения. Законодательно он не запрещен. Но налоговики, как правило, не доверяют информации об убытках, подозревая, что организация, например, завысила расходы, либо скрыла часть выручки, либо использует иные схемы для искусственного снижения налога на прибыль. Поэтому налоговые службы не только направляют налогоплательщику запросы на дополнительные пояснения по такой декларации, но и создают специальные комиссии для проверки убыточных отчетов.

Так что если налогоплательщик подал налоговую декларацию с убытком, то его вполне может ожидать вызов на так называемую убыточную комиссию в ИФНС.

Чем не нравится убыток налоговикам

Главная задача налоговых инспекторов состоит в контроле за процессом сбора налогов в целях пополнения бюджета. Для этого налоговые службы разрабатывают ряд специальных мероприятий, выполнение которых должно способствовать своевременному поступлению в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей.

В своей работе с налогоплательщиками, показавшими убытки, налоговики опираются на п. 1 ст. 2 ГК РФ, в котором содержится определение сути предпринимательской деятельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли. Поэтому если организация регулярно показывает убытки, то, по мнению инспекторов, скорее всего, она является недобросовестной.

Что представляют из себя убыточные комиссии

Это специальные комиссии, созданные при ИФНС для рассмотрения таких вопросов, как полнота уплаты налогов и взносов с сумм оплаты труда и контроль обоснованности убытков от финансово-хозяйственной деятельности.

В Москве, например, эти комиссии действуют на основании приказа УФНС России по г. Москве от 22.02.2008 № 96, утвердившего новую редакцию приказа УФНС России по г. Москве от 18.04.2006 № 240, то есть эти структуры существуют уже много лет. Деятельность таких комиссий регулируется письмом ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@.

Прежде чем вызвать налогоплательщика на комиссию, налоговики собирают сведения для контроля рисков убыточности, проводят встречные проверки, получают выписки банка. Далее им предстоит проанализировать эти документы вместе с отчетностью организации. Если у налогоплательщика выявится достаточно высокая степень риска, то инспекция направит ему информационное письмо, в котором организации будет предложено самостоятельно проверить свои расчеты и представленную отчетность, с тем чтобы уменьшить убытки и провести оценку своих рисков по известным методикам.

Налогоплательщик должен получить письмо не позднее чем за месяц до даты планируемого вызова на комиссию. В течение 10 рабочих дней после получения письма организация должна либо представить уточненную декларацию, уменьшив убыток, либо ответить налоговикам, представив в ИФНС убедительные объяснения возникшего убытка. Если в течение 10 дней налогоплательщик не предпримет никаких действий в ответ на данное письмо, то налоговики направят ему уведомление о вызове на комиссию.

Кроме того, если организация вовсе не отреагирует на письмо, то директора могут оштрафовать на сумму до 4 000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ). Инспекторы вправе вызывать налогоплательщиков для того, чтобы получить от них пояснения по расчету и по уплате налогов и сборов, а налогоплательщики обязаны являться по вызову налоговиков (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

А что произойдет, если налогоплательщик не явится на заседание комиссии?

Например, согласно п. 10 приказа УФНС по г. Москве от 22.02.2008 № 96, если уполномоченные представители налогоплательщика проигнорировали вызов на заседание рабочей группы комиссии в инспекции без объяснения причин, либо если они отказались выполнять рекомендации по изменению показателей налоговой и (или) финансовой отчетности, то налоговым службам разрешено проводить в отношении таких налогоплательщиков первоочередной выездной налоговый контроль и информировать собственников о неудовлетворительном финансовом состоянии организации.

Налоговые службы считают, что имеют право подать в суд требование о ликвидации организации и об инициировании процедуры банкротства (правда, судами часто эта возможность признается неправомерной), а также направить материалы по такому налогоплательщику в правоохранительные органы.

Руководителя налогоплательщика на убыточную комиссию налоговые органы вызывают только в письменной форме. Письмо составляется на специальном бланке (приказ ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/33). Никакие устные приглашения принимать не стоит.

Вызванный на заседание комиссии руководитель организации может пригласить туда своих сотрудников, которые помогут ему дать необходимые пояснения. Представителям организации рекомендуется взять с собой документы, которые помогут подтвердить правильность исчисления и уплаты налога на прибыль и объяснить возникший убыток.

Представители налоговых служб во время заседания комиссии потребуют обосновать причины убытков, и, если представленные объяснения их не убедят, они, скорее всего, предложат сдать уточненную декларацию без убытка.

В каких случаях убыток может быть неизбежным

Представим себе, что организация зарегистрирована сравнительно недавно. Даже если она уже заключила договоры и приступила к их выполнению, то результат (выручка от реализации товаров, работ, услуг или иной деятельности) может появиться гораздо позже окончания отчетного периода. При этом, естественно, организация получит убыток.

Правда, по этой ситуации Минфин и ФНС РФ в своих письмах неоднократно разъясняли, что убытки, возникающие у вновь созданных организаций, разрешается учесть в будущем (письма Минфина России от 26.08.2013 № 03-03-06/1/34810, от 20.09.2011 № 03-03-06/1/578, от 21.04.2010 № 03-03-06/1/279, от 17.07.2008 № 03-03-06/1/414, письмо ФНС России от 21.04.2011 № КЕ-4-3/6494).

Как лучше объяснить убыток налоговикам

В постановлении Пленума ВАС РФ от 24.10.2006 № 18 сказано о том, что извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

Обосновать убытки можно, собрав доказательства, что организация вела обычную хозяйственную деятельность, целью которой было получение прибыли, и объяснить, почему эта деятельность прибыли так и не принесла.

Причины, приведшие к убытку, определяют, какие именно «оправдательные» документы необходимы в каждом конкретном случае. Рассмотрим их:

  • Развитие новых видов деятельности. Здесь оправдательным документом будет бизнес-план, который покажет, что убытки связаны со спецификой новой деятельности и заранее запланированы на первые несколько лет. В бизнес-плане должно быть показано также, когда вложения начнут окупаться.
  • Невыгодная продажа товаров . В любой организации могут возникнуть ситуации, когда товары реализуются по цене ниже себестоимости. Факт такой реализации должен быть подтвержден актом инвентаризационной комиссии и приказом руководителя о снижении цен, составленным на основании этого акта. В акте надо привести данные о качестве товара, о его свойствах и характеристиках, а также о причинах, по которым данный товар невозможно реализовать с прибылью; привести выводы инвентаризационной комиссии о том, что в данных обстоятельствах организации приходится совершить продажу с убытком.
  • Демпинговая политика. Допустим, фирма решила вытеснить конкурентов и расширить рынок сбыта через временное занижение цен, планируя за счет этого значительно увеличить будущие объемы реализации. Обосновать эти намерения надо через маркетинговую политику организации, через бизнес-план и план развития рынков сбыта. Ожидаемый эффект от этих мероприятий надо показать в цифрах.
  • Изменение цен поставщиков. Предположим, что с заказчиком заключен долгосрочный договор с фиксированными ценами (допустим в рублях). По условиям контракта пересмотр цен в сторону увеличения не предусмотрен. А договор с поставщиком - в валюте (импортная продукция). Убыток здесь может возникнуть за счет колебания курсов валют. При возникновении вопроса о том, почему организация не расторгла договор, внезапно ставший невыгодным, надо представить налоговикам доказательства, что, расторгнув договор, организация понесла бы еще большие потери на штрафах. Да и выгодный заказчик, с которым, возможно, есть и другие договоры или перспективы договоров, был бы потерян.
  • Заказчик (покупатель) отказался от заключенного ранее договора. Или, похожая ситуация, когда прекращение хозотношений произошло из-за смены собственника заказчика. В этих ситуациях необходимо предъявить налоговикам соглашение о расторжении договора, переписку с бывшим контрагентом в связи со сменой собственника, переписку с контрагентами по вопросу заключения новых договоров.
  • Форс-мажор (затопление, пожар, разрушение офиса и др.). В этом случае нужно иметь справку от государственного органа, зафиксировавшего эту ситуацию, и обязательно составить инвентаризационную опись в связи с убытками.

Ну и если убытком по налогу на прибыль закончился не год, а любой из промежуточных периодов, важно убедить налоговиков, что поскольку окончательный расчет делается по итогам года, а у организации именно в конце года предстоит закрытие большого договора, то нет оснований сомневаться, что год закончится с прибылью.

Выбор редакции
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...

Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...

Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...

Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...
Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...
В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...