Значение законодательных актов. Нормативно-правовые акты, их виды и значения


Саранский кооперативный институт МУПК.

Курсовая работа

Тема:

“Нормативно–правовые акты,их виды и значения”

Преподаватель : Тимошкин В.В.

Выполнила : Студентка 1 курса заочного факультета, специальность “Юриспруденция” Юшкевич И.Н.

Саранск, 99г.

I. Введение стр. 3

II. Нормативно – правовые акты, как

источники права, их отличия от стр. 5

других источников права

III. Виды нормативно – правовых

атов стр. 9

IV. Систематизация нормативно –

правовых актов стр. 17

V. Действие нормативно – правовых

актов во времени, в пространстве

и по кругу лиц стр. 20

VI. Заключение стр. 27

Введение

Для того, чтобы стать реальностью и успешно выполнить присущие право регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же как и государство, должно иметь своё внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе в это ”внешнее выражение права” в одних случаях их именнуют одновременно и формами и источниками права.

В настоящей работе “форма права” будет рассматриваться, как синоним “источника права”. Здесь не придаётся принципиального значения тем непринципиальным по своему характеру смысловым нюансом, оттенкам и незначительным различиям, которые имеют термины “форма” и “источник” права. В качестве источников права можно трактовать те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания или изменения и дополнения тех или иных нормативно – правовых актов, а также – правовой системы в целом.

Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определённый характер. Эти нормы складываются постепенно, мо мере повторения частных случаев, применения определённого правила поведения. Поэтому, юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определённого выражения.

Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно.

В начале нормативное регулирование распростронялось лишь на те сферы общественные жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти.

Частные, имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обыного права и судебной практики. Со временем нормативно – правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом преобладающей формой правового регулирования общественных отношений.

Нормативно – правовые акты, как источники права. Их отличия от других источников права.

Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно – правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.

Под нормативно – правовыми актами понимаются выражения в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.

Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

Все без исключения нормативно - правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства.

Имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно – правовых актах, связывается наступление уголовно – правовых, гражданско – правовых и иных юридических последствий.

В числе нормативно - правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, применяемые местными органами государственной власти и управления. Система нормативно – правовых актов в каждой стране определятся конституцией, а так же изданными на её основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется так же порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно – правовых актов; указывается, какой орган в соответствии с какой процедурой издаёт тот или иной нормативный акт.

Нормативно – правовые акты, как источники права имеют определённые организационно – технические и иные преимущества перед другими источниками права. Они проявляются: во – первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные, чем все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов; во – вторых, что в силу чётких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно – правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм; и, в – третьих, что нормативно - правовой акт в силу своей чёткости и определённости более лёгок “в обращении”, чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение. 1


1. Общая теория права / отв. ред. А.С.Пиголкин. М., 1994. С. 174.

Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которыми отличаются от всех иных правовых актов, в частности правоприменительных, носящих индивидуально – определённый характер. Эти признаки заключаются в следующем:

1. нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов государства и должностных лиц, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;

4. применяются и реализуются в особом процессуальном порядке;

5. имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление и т. д.);

6. направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время, как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, объстоятельств.

7. рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда, как применительные акты – на однократную реализацию;

8. нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределённо большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата.

Поэтому нормативно – правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которыми источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет своё действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определённым лицам и прекращает своё действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решения суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные правовые акты являются и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно – правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержит. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

От нормативно – правового акта, как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Всё это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

В итоге нормативно – правовой акт можно определить, как изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Виды нормативно – правовых актов.

Классификация нормативно – правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру действия; субъектам, их издающим.

По юридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Нормативно – правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно - правовыхактах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отросли прав(трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни. Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство – примеры комплексных нормативно - правовых актов

По объёму и характеру действия нормативно – правовые акты подразделяются.

Термин "" в отечественном правотворчестве раскрывается недостаточно полно. Между тем, правильное его понимание имеет большое практическое значение.

Общие сведения

Как известно, понятие законодательства рассматривается в двух смыслах: узком и широком. В первом случае речь о собрании правовых документов, утвержденных уполномоченным органом. В широком смысле под этим термином следует понимать совокупность разнообразных подзаконных и законодательных актов. Наиболее распространена первая трактовка.

Основные признаки

Законодательные акты Российской Федерации создаются уполномоченными органами, обладающими правотворческой инициативой. Решения, которые они принимают по тем или иным вопросам, выражают государственную волю. Это обуславливает обязательность, авторитарность, официальность документов. Из признаков, которыми они обладают, в первую очередь необходимо отметить правотворческий характер. Отдельные законодательные акты устанавливают, отменяют, корректируют те или иные нормы. Эти документы являются хранителями установленных моделей поведения в государстве и обществе. Стоит сказать, что внесение изменений в законодательные акты , равно как и их отмена или принятие, осуществляются по определенным правилам. Издание тех или иных документов должно производиться исключительно уполномоченными на это органами. В противном случае по одному вопросу в государстве может существовать несколько решений, в том числе и противоречащих друг другу.

Особенности оформления

Законодательный акт - это документ. В нем должны присутствовать обязательные реквизиты. В их числе:

  1. Наименование. Как правило, в названии дается краткая характеристика документа. К примеру "О внесении изменений в отдельные законодательные акты ".
  2. Дата.
  3. Место утверждения.
  4. Структура, принявшая .
  5. Номер.

Письменная форма обеспечивает единообразное понимание предписаний. Это очень важно, поскольку несоблюдение требований норм влечет ответственность.

Дополнительно

Каждый должен согласовываться с положениями Конституции. Кроме этого, его нормы не должны противоречить документам, имеющим в сравнении с ним большую силу. Любой законодательный акт должен быть обнародован. Нормативные положения публикуются в официальных изданиях, доступных для организаций и граждан. Только после обнародования государство вправе требовать исполнения предписаний, которые содержит .

Качество изложения

Для того чтобы акты обладали надлежащей регулирующей силой, они должны отражать объективную действительность. Это требование, по большому счету, обладает общим характером. Стоит отметить, что хоть и уполномоченные органы обладают определенной свободой в принятии тех или иных документов, она далеко не безгранична. Если утвержденные акты не будут соответствовать объективной реальности, присутствующие в них положения нельзя будет эффективно применить на практике. При наличии острого противоречия принятие таких документов может спровоцировать внутригосударственные конфликты. Любые, в том числе и очень перспективные мысли, не могут быть реализованы, если общество к ним не готово. Примером можно считать включение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации , регламентирующие выборы в Госдуму. В 2005 г. была введена пропорциональная система голосования. Предполагалось представительство в парламенте в отсутствии сбалансированной и развитой партийной системы.

Структурность

Законодательные акты не должны представлять собой беспорядочный набор положений. Обычно, в документе присутствует вводная часть. Она именуется преамбулой. В ряде случаев в ней дается описание общественно-политической обстановки, сложившейся на момент утверждения акта. В обязательном порядке излагается (кратко) цель и задача документа. К примеру, он может быть принят, чтобы откорректировать некоторые международные соглашения Федерации и отдельные законодательные акты , утвержденные для их исполнения.

Схема построения

Первые статьи документа могут раскрывать терминологию, которая используется в нем. После этого формирование акта может осуществляться так:

Нюансы

Указанный выше порядок компоновки применяется обычно в некодифицированных актах. Они принимаются в сравнительно "молодых" юридических отраслях. Что касается давно существующих правовых сфер, то в них ключевыми документами выступают кодексы. Например, гражданские правоотношения регламентирует ГК, уголовное судопроизводство - УПК. Стоит сказать, что уполномоченные органы не только принимают правовые документы, но и следят за их соответствием современным реалиям. Чтобы нормативные положения сохраняли свою актуальность, при необходимости включаются изменения в отдельные законодательные акты. Так, например, относительно недавно корректировке подвергся УК. Некоторые деяния были декриминализированы, отдельные пункты ряда статей утратили силу.

Доступность для понимания

Законодательные акты утверждаются для неограниченного круга субъектов. Они направлены на установление правил, моделей поведения тех или иных лиц. В этой связи акты должны быть доступны для понимания рядовыми гражданами. Органы, принимающие документы, должны ориентироваться не на высокоинтеллектуальную часть населения, а на простых граждан. Содержание актов необходимо излагать ясным языком. Вместе с тем не допускаются просторечия. Документ должен отличаться строгостью изложения, официальностью, соответствовать законам логики, не быть излишне абстрактным, но и не детализировать мелочи.

Классификация

Федеральные законы разделяются по уровню своей значимости на:


Кодексы

Они считаются разновидностью текущих законодательных актов. Кодекс - сложный по составу, систематизированный документ. Обычно в нем в определенном порядке размещаются все либо основные нормы конкретной правовой отрасли. Например, УК содержит все положения, касающиеся преступлений и наказаний за них, ГК регулирует все аспекты гражданских (имущественных) отношений. Каждый кодекс представляет собой своего рода "юридическое хозяйство". В нем присутствует все, что нужно для регулирования определенной группы отношений. При этом весь материал систематизирован, распределен по соответствующим разделам, главам. Как правило, в кодексе присутствует 2 части: Общая и Особенная. В первой содержатся обобщающие положения. Эти нормы имеют значение для реализации любой статьи Особенной части. Проще говоря, они применяются при регулировании любых отношений, на которые распространяется кодекс. В УК, например, в этой части присутствуют положения о возрасте, по достижении которого гражданин может привлекаться к ответственности. Здесь же раскрывается, собственно, понятие преступления, присутствует перечень и порядок применения санкций. Особенная часть устанавливает конкретные наказания за определенные деяния.

Выводы

Законы считаются самыми значимыми видами правовых актов. Они могут утверждаться исключительно уполномоченными на это органами. Принятие законодательных актов осуществляется в рамках особой процедуры. Эти документы призваны регламентировать самые важные общественные отношения. В некоторых странах предусматривается закрытый перечень проблем, решение которых осуществляется путем принятия законов. В России такой список отсутствует. В этой связи уполномоченные органы, в частности ФС, формально вправе принять правовой акт по совершенно любому вопросу. Однако вряд ли законотворцы будут решать проблемы, не имеющие первостепенного значения. Стоит также сказать, что рассматриваемые правовые документы обладают высшей юридической силой. Они имеют преимущество при применении в сравнении с иными типами нормативных актов. Исключение составляют международные соглашения РФ. В установленных законодательством случаях договора, подписанные Россией с другими государствами, имеют преимущественную силу.

Законодательные акты и их значение

Законодательство относится к числу важнейших документов по истории любого общества, поскольку оно составляет правовую основу государства; оно регулирует и направляет всю повседневную работу государственных и общественных организаций, вводит отношения между гражданами и организациями в определенную юридическую норму.

Значение этих документов очень велико. Законодательный акт -- особый вид исторического источника, требующий применения определенных приемов анализа, позволяющих наиболее полно раскрыть его содержание, значение, особенности. При общности основных принципов изучения законодательных актов методика работы с ними не одинакова. Это зависит от типа документа, назначения, времени создания и пр. Среди отличий законодательных источников приходится отметить отличия и по чисто номенклатурному принципу. До Конституции СССР 1936 г. существовало много разновидностей законодательных актов; конституции, постановления съездов Советов, решения сессий ЦИК СССР. Какое-то время, помимо декретов, силу закона имели постановления и распоряжения ВЦИК и СНК.

Этот период характеризуется отсутствием устойчивой терминологии законодательных актов. Разнородные по содержанию и функциональному назначению документы имели иногда одинаковые обозначения, а однородные по содержанию акты именовались отлично друг от друга.

Источниковедческий анализ законодательства может проводиться в ряде плоскостей. В каждом случае будет специфическая постановка задачи: изучение истории текста акта как процесса в целом и его отдельных звеньев, установление роли того или иного лица в его разработке; анализ места акта в системе законодательства; выяснение характера законодательной нормы, господствующих правовых представлений; исследование законодательного акта в плане отражения в нем тех или иных аспектов социально-исторической действительности, констатации существующих представлений; анализ процесса его реализации, толкования и др. аспектов его жизни до момента утраты им юридической силы или переработки.

И все же методика работы с законодательными актами лучше, чем с другими видами источников, поддается определенному обобщению. Поэтому в приведенной ниже лекции акцент будет сделан на методической стороне дела.

Мемуары и их значение и особенности

Мемуары -- специфический жанр литературы, особенностью которого является документальность; при этом документальность их основывается на свидетельских показаниях мемуаристов, очевиднее описываемых событий. Воспоминания способны восстановить множество фактов, которые не отразились в других видах источников. Мемуарные частности могут иметь решающее значение для реконструкции того или иного события.

Воспоминания -- это не только бесстрастная фиксация событий прошлого, это и исповедь, и оправдание, и обвинение, и раздумья личности. Поэтому мемуары, как никакой другой документ, субъективны. Это не недостаток, а свойство мемуаров, ибо они несут на себе отпечаток личности автора. Все достоинства и недостатки мемуариста невольно переходят и на воспоминания. В противном случае мемуары безлики. Иногда в исторической литературе, в учебниках субъективность мемуаров если не оценивается открыто как недостаток, то, во всяком случае, подразумевается. Однако иными, повторяю, мемуары быть и не могут. Их субъективность есть объективно присущее им свойство.

Однако мемуары нельзя считать продуктом исключительно личностного происхождения. Они неизбежно несут на себе печать своего времени. Искренность мемуариста, полнота и достоверность его впечатлений зависят от той эпохи, в которой писались, во-первых, и публиковались, во-вторых, мемуары. Немаловажное значение имеет и объект воспоминаний: событие или личность, о которых пишет мемуарист. Иногда это имеет решающее значение. Мемуаристу нередко в первую очередь хочется показать свою роль в этом событии, отношение той или иной выдающейся личности к мемуаристу.

Подобную ситуацию хорошо иллюстрирует анекдот 60-70-х годов о воспоминаниях современников В.И. Ленина, появлявшихся в те годы в изобилии, после которых возникал вопрос: так сколько же человек помогало Ленину нести бревно на первом кремлевском субботнике? Если и не играть главную роль в тех или иных событиях, то, по крайней мере, быть причастным к ним -- таков подтекст подобных мемуаров.

Если бы знали иные покойники, сколько безутешных они оставят после себя, то ни за что бы не покидали грешную землю. Едва умер Владимир Высоцкий, как объявилось столько его друзей, что тот даже и не подозревал. Таким образом, к мемуарам, как и к любым другим источникам, необходим критический подход.

Источники воспоминаний могут быть письменными и устными. Письменные -- это самые разнообразные документы: оперативные документы военных штабов, отрывки из писем и дневников, сообщения газет, фрагменты ведомственной документации и пр. В военных мемуарах используется много штабных документов, карт и схем. Иногда в мемуарах документы приводятся полностью в виде приложений, что весьма ценно. Например, в воспоминаниях генерала П.Н. Врангеля в приложении воспроизводится приказ главнокомандующего вооруженными силами на Юге России «О земле» от 25 мая 1920 г. и весь комплекс документов в развитие этого приказа. Поскольку розыск этих материалов весьма затруднителен, то подобная публикация является уникальной при изучении аграрной политики Врангеля.

Однако основным источником мемуаров остается память. И здесь многое зависит и от надежности памяти мемуариста, и от его способности точно передать читателю сведения о событиях. Хотя умолчание о чем-либо не всегда есть признак плохой памяти. Читая мемуары, надо помнить любимое выражение знаменитого сыщика Эркюля Пуаро. «Каждому есть что скрывать», -- любил повторять он.

Разумеется, недоговаривать, замалчивать заставляла и цензура (и соответственно самоцензура).

Каково место мемуаров в ряду других источников? Нередко им отводят второстепенную роль, а то и вовсе низводят до иллюстративного материала. Значение мемуаров зависит от темы, к разработке которой они привлечены. Скажем, для написания биографии писателя, для воссоздания политической истории страны, для реконструкции какого-либо исторического факта мемуары -- важный источник. Что же касается широких социально-экономических полотен прошлого, массовых общественных движений, истории народного хозяйства, здесь мемуары играют второстепенную (или даже третьестепенную) роль, уступая место статистике, отчетам и пр.

Еще об одном обстоятельстве надо помнить. Ведь мемуары возникли как жанр художественной литературы, т. е. это материал не столько для исследований, сколько для чтения, часто занятного. Историки же, забывая это, подходят к мемуарам исключительно как к историческому источнику. Не находит сочувствия наличие эмоциональных впечатлений, равным образом и попытка анализа тех или иных событий. Историк требует только фактов. Это его право (и его ограниченность!), но есть и право автора на свой взгляд на прошлое.

По истории советского общества отложилось значительное количество самых разнообразных мемуаров. Для ориентировки среди них попробуем сгруппировать их по конкретным признакам.

Документы советских организаций освещают всесторон­нюю деятельность органов Советской власти как органов госу­дарственного управления и как массовых организаций трудя­щихся.

Сфера деятельности Советского государства значительно шире буржуазного, так как деятельность последнего направлена главным образом на охрану интересов эксплуататорских клас­сов, а Советское государство осуществляет великие цели комму­нистического строительства и охрану завоеваний трудящихся.

Советское государство сосредоточивает в своих руках не только административное управление, внешнюю политику и оборону страны. Оно также осуществляет управление всем хо­зяйственным и социально-культурным строительством: промыш­ленностью, транспортом и связью, банками, финансами к кредитом, эксплуатацией национализированной земли и разра­боткой земных недр. Советское государство осуществляет в масштабе всей страны производство, учет и распределение продуктов производства всей промышленности и значительной части сельского хозяйства. Оно руководит всей системой народ­ного образования, подготовкой кадров, здравоохранением, дея­тельностью всех научных учреждений, социально-бытовым строи­тельством, культурными и зрелищными предприятиями, обеспе­чивает развитие всех областей культуры и искусства.

В то же время Советы в своей деятельности опираются на чрезвычайно широкие демократические основы как при их фор­мировании, так и в осуществлении функций управления госу­дарством. Советы вовлекают в свою работу наиболее активные слои населения через различного рода секции, депутатские груп­пы, комиссии и т. п.

Документы органов Советской власти можно разделить на две основные группы: первая - законодательные акты и поста­новления Советского правительства и вторая - документы выс­ших, республиканских и местных советских организаций, отра­жающие повседневную работу Советов.

Особое значение среди документов органов Советской вла­сти имеют законодательные акты и постановления исполнитель­ных органов, поскольку они составляют правовую основу советского общества, регулируют и направляют всю повседнев­ную работу советских и общественных организаций. Поэтому эти источники нормативного характера, представленные в зна­чительном количестве, требуют специального изучения.



Законодательные акты являются общеобязательными пра­вилами (нормами), издаваемыми высшими органами государ­ственной власти. Высшие органы государственного управления издают свои постановления и распоряжения на основе и во ис­полнение законов и осуществляют проверку их исполнения.

В. И. Ленин указывал, что закон есть «выражение воли клас­сов, которые одержали победу и держат в своих руках государ­ственную власть» . «Закон, - писал В. И. Ленин, - есть мера политическая, есть политика» .

Являясь частью надстройки, законодательные акты, как и всякая надстройка, играют активную роль, помогая базису дан­ной социально-экономической формации утверждаться, укреп­ляться и развиваться. Правильное понимание происхождения законодательных источников, их классовой сущности является исходным моментом в работе над данным видом исторических источников.

Законодательные источники Советского государства корен­ным образом отличны от законодательных источников капитали­стических, феодальных и других государств. Основная цель за­конодательных источников советской эпохи - решать великие задачи строительства коммунизма. В них находят свое отраже­ние выдающаяся роль Коммунистической партии как руководя­щей и направляющей силы советского общества, ленинская национальная политика дружбы и братства народов.

Особенностью советских законодательных источников яв­ляется то, что они основаны на изучении объективных законов развития советского общества, действие которых Советская власть учитывает и использует в своей повседневной практиче­ской работе. Законодательные источники покоятся на строго научных основах. Большое познавательное значение законода­тельных актов и постановлений Советского правительства, их всеобъемлющий характер делают эти источники важнейшими по истории советского общества. Изучение законодательных источ­ников требует применения определенных приемов и методов их. анализа, позволяющих наиболее полно и глубоко раскрыть их содержание.

Изучение законодательных актов и постановлений Совет­ского правительства складывается из следующих основных эле­ментов: 1) законодательной инициативы (в том числе из ини­циативного документа, который положил начало прохождению- данного источника), 2) процесса разработки законопроекта, 3) обсуждения законопроекта и 4) разработки окончательного проекта, его обсуждения высшими органами государственной власти, утверждения и опубликования.

Советские законодательные источники являются классической документацией в отношении порядка их разработки, прохожде­ния и утверждения. Специфическая черта советских законода­тельных актов - широкая, подлинно демократическая основа разработки и обсуждения законопроектов и важнейших прави­тельственных документов, особенно тех, которые затрагивают жизненные интересы как государства в целом, так и всего совет­ского народа. Поэтому изучение законодательных источников без привлечения материалов, освещающих их происхождение, не­полноценно и не может обеспечить их подлинно научный анализ.

В то же время важнейшие законодательные акты являются объектом специального исследования историков. Так, в течение многих лет изучаются такие законодательные акты, как основ­ные законы республики - конституции. Типичным для имею­щихся исследований о конституциях является широкое привле­чение и тщательное исследование прежде всего материалов, ка­сающихся происхождения конституций .

В фондах государственных архивов хранятся многочислен­ные документы, касающиеся разработки и прохождения законо­дательных актов и постановлений Советского правительства. Историк обязан произвести необходимые поиски их в архивных фондах для того, чтобы суметь раскрыть причины, которые по­влекли соответствующие изменения в окончательном тексте за­конодательного источника.

Вся предыдущая работа необходима для того, чтобы глубоко и всесторонне изучить содержание самого законодательного акта. В конечном счете вся деятельность Советского государства проходила на основании их опубликованных текстов. Поэтому результатом всякой работы является тщательное изучение зако­нодательного акта. Неправомерно было бы изучить законода­тельный акт только по архивному экземпляру, т. е. по подлин­нику, хотя изучение его представляет большой интерес. Историк обязан привлекать к исследованию текст действовавшего за­кона, на основе которого происходила государственная работа. Таким текстом является публикация законодательного акта и постановления правительства в официальных государственных изданиях Официальные публикации законодательных актов и постановлений правительства принято считать подлинниками, и поэтому всю работу по их изучению можно проводить по этим публикациям. Более того, все ссылки должны производиться на их официальные публикации. Архивные подлинники законо­дательных актов и постановлений правительства могут привле­каться в случаях, когда обнаружены разночтения между архив­ным экземпляром и публикацией.

При изучении содержания законодательного акта необхо­димо установить его связь с предшествовавшим законодатель­ством и с другими связанными с ним законодательными актами. Таким путем можно установить, что нового по сравнению с пре­дыдущими законодательными актами он вносит, его отличие в вопросе об установлении новых порядков и норм и место дан­ного закона в общей системе правовых установлений Советского государства.

Законодательные акты, как правило, имеют следующие ос­новные части: наадание, в котором указан вид законодательного акта, кем он издан и краткую, предельно обобщенную форму­лировку основного содержания его; преамбулу, или введение, в котором указаны причины его издания; "Тгазта^жтТГ"даТшого за­конодательного акта. После мотивировочной части следует фор­мулировка новых правовых норм, положений или обязательств, затем приводятся статьи, устанавливающие порядок проведения этих правовых норм, и перечисляются государственные органы и учреждения, на которые возлагается их осуществление. В за­ключение в законодательном акте указываются законы и поста­новления, которые отменяются или признаются устаревшими, и, наконец, указывается порядок вступления в силу закона, а так­же дата принятия законодательного акта.

В постановлениях Советского правительства названия обыч­но содержат те же элементы, что и в законодательном акте. В начале постановления следует констатирующая часть, в кото­рой даются обстановка и причины издания постановления, в ряде случаев указываются законодательные акты, в исполнение которых принято данное постановление. Если постановление но­сит характер распоряжения, то констатирующей части может и не быть. После этого следуют статьи постановления, в котором указываются распоряжения"правительства, устанавливаются но­вые порядки в осуществлении правовых норм, а также ответ­ственные исполнители и порядок проверки исполнения. Обычно в постановлениях даются указания на те постановления и рас­поряжения правительства, которые отменяются, признаются устаревшими или поглощаются данным постановлением, а так­же на порядок вступления в силу постановления.

Все составные части законодательных источников тесно свя­заны друг с другом и должны изучаться в совокупности.

Следует отметить одну специфическую особенность советских законодательных источников, которая отличает их от законода­тельства буржуазных государств. В феодальных, буржуазных государствах законодатель стремится истинную классовую сущ­ность законодательства прикрыть видимостью надклассовое™ государства и его законов. Чтобы вскрыть классовый характер такого рода законодательных источников, необходимо произве­сти тщательный источниковедческий критический анализ зако­нодательных мероприятий, показать их смысл и значение как за­конов, принятых в интересах господствующих эксплуататорских классов.

Советские законодательные источники имеют ярко выражен­ный классовый характер. В них прямо указывается, что они направлены на защиту интересов трудящихся масс, против, эксплуататорских элементов. Законодательные источники на­правлены на обеспечение построения в стране социализма и после полной победы социализма - на дальнейшее развертыва­ние коммунистического строительства. Эта специфика совет­ского законодательства должна быть полностью раскрыта исто­риком.

В различные исторические периоды советским законодатель­ным актам и постановлениям правительства свойственны свои особенности и свои специфические задачи. Поэтому необходимо рассматривать конкретные проблемы их источниковедческого анализа в связи с изучением законодательных источников опре­деленных периодов. С этой целью можно выделить следующие- два основных периода: первый - период строительства социа­лизма до принятия Конституции СССР 1936 г., когда изме­нился и характер, и порядок принятия законодательных источ­ников, произошли существенные изменения и в самих законода-

тельных источниках; второй - период победившего социализма от принятия Конституции СССР 1936 г., включая период пере­хода СССР к строительству коммунистического общества.

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы:законы иподзаконные акты . Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы - это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом - парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России - Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов -кодексы , которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являютсяинструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - законы , это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именоватьпостановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило,решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты - это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Выбор редакции
1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....

Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...

Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...