12 основания возникновения и прекращение финансовых правоотношений. Финансовое право


Финансовые правоотношения - это урегулированные норма­ми финансового права общественные отношения, участники ко­торых выступают как носители юридических прав и обязаннос­тей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, фи­нансовые правоотношения имеют и особенности. Основная осо­бенность, которая определяет и другие отличительные черты фи­нансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использова­ния государственных (а также муниципальных денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особен­ность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансо­вых ресурсов государства и муниципальных образований, исполь­зуемых на общезначимые потребности. Такой объект правоотно­шений налицо, например, при возникновении их между государ­ством и предприятиями в случаях внесения обязательных плате­жей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований;

при оказании финансовой помощи органом государственного уп­равления подведомственным организациям, между Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством или и органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой налогов и т.д.

Урегулированные нормами финансового права отношения про­цедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также обеспечивают движение фи­нансовых ресурсов.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответст­вующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует по­ступление денежных средств в различные государственные (муни­ципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необ­ходимые потребности. При этом государственные органы наделе­ны властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений - предприятиями, организациями, учрежде­ниями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресо­ваны также другим государственным органам согласно подчинен­ности и подконтрольности. Однако государственные органы, вы­ступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотно­шений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обя­занностей, обеспечивается его принудительной силой.



В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных ма­териальных финансовых прав и обязанностей заключается в воз­можности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализа­ции данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно обра­зуются и используются государственные и муниципальные денеж­ные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государст­вом или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэто­му процессуальные субъективные права и обязанности (полномо­чия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Прави­тельства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осу­ществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправле­ния, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых право­отношений происходит при наличии четко определенных в право­вых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия

(бездействие) или события.

Действия - это юридические факты, которые являются ре­зультатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными - не соот­ветствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее ха­рактеры такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После вы­полнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоот­ношения прекращаются, но нередко возникают вновь между

этими же участниками на основе новых планов.

На основании правовых норм и финансовых планов общего зна­чения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекраще­нию финансовых правоотношений. Это, например, извещение на­логоплательщика налоговым органом о необходимости уплаты оп­ределенной суммы налога, распоряжение министерства о передви­жении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы этого министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с при­менением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную сумму налогового платежа в государственный или местный бюд­жет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или пре­кращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают право­отношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Вопрос №13. Субъекты, объекты и содержание финансовых правоотношений.

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету об­щественные отношения, определяет круг участников или субъек­тов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обя­занностями, которые обеспечивают планомерное образование, рас­пределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финан­сового права.

Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником фи­нансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимы­ми правами и обязанностями.

А субъект финансового правоотно­шения - это реальный участник конкретных правоотношений.* Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельнос­ти принадлежат субъектам финансового права в силу действия фи­нансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных пра­воотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотно­шения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства - он становится субъектом (участником) правоот­ношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обла­дал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права.

Субъекты российского права подразделяются на:

а) государство и его территориаль­ные подразделения;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуаль­ные субъекты.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:

Российская Федерация; субъекты Российской Федерации - республики, края, облас­ти, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа; муниципальные образования - городские, сельские поселения и иные территории; административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования; административно-территориальные образования особого ре­жима.*

Такой круг субъектов свойствен, в частности, бюджетным пра­воотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправле­ния, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Кон­ституции РФ

Коллективными субъектами финансового права являются го­сударственные и общественные организации, к числу которых от­носятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учрежде­ния, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях.

В их круг входят: органы представительной власти и исполни­тельной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти - как органы общей ком­петенции, так и различные органы специальной (отраслевой) ком­петенции - министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).

Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных орга­низационно-правовых форм и форм собственности. В качестве ос­новной цели своей деятельности они преследуют извлечение при­были и действуют на праве хозяйственного ведения. Такие органи­зации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т.д. (ст. 50 ГК РФ). Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансо­вый план. Однако законодательством предусматривается возмож­ность стать субъектом финансовых правоотношений и филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий (например, по поводу уплаты налога на прибыль, налога на добавленную сто­имость).

Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой казенные предприятия как форма государствен­ных предприятий, основанных на праве оперативного управле­ния.* Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая об­ласть финансов. Поэтому содержание финансовых правоотноше­ний, в которые вступают эти предприятия, отличаются специфи­кой, обусловленной наличием у государственных органов полно­мочий по управлению их финансовой деятельностью, определен­ным ограничением их самостоятельности.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физичес­кие лица, - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Законодатель­ство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышаю­щего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транс­портные средства, земельный участок и др.). Граждане могут всту­пать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.Среди физических лиц - субъектов финансового права выде­ляются граждане, занимающиеся предпринимательской деятель­ностью, в том числе без образования юридического лица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).

Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ - они имеют право на участие в финансовой деятельности го­сударственных органов. Оно основано на положениях Конститу­ции России (ч. 1 ст. 32).

Объекты правоотношения – это материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения.

Виды объектов:

предметы материального мира (вещи, деньги, ценные бумаги, земля);

личные нематериальные блага (жизнь, здоровье, деловая репутация);

продукты духовного творчества людей (проза, музыка и другие произведения);

поведение субъекта и его результат.

Субъективное право – это мера возможного поведения, которому лицо следует в своих интересах.

Субъективное право включает в себя 3 полномочия:

полномочия на свои собственные действия;

полномочия требовать от обязанных лиц исполнение их обязанностей;

полномочия обратиться за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность – это мера должного поведения, которому обязанное лицо следует в интересах уполномоченного.

Юридическая обязанность включает в себя следующие обязательства:

обязательства на совершение действий (активная обязанность);

обязательство воздержаться от совершения каких-либо действий (пассивная обязанность);

обязательства нести юридическую ответственность за невыполнение своих обязанностей (негативная обязанность).

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3) использование выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Финансовое право

Приоритетные направления расхода бюджета Здравоохранение Образование Развитие агропромышленного комплекса Жилье.. Финансовая система понятие и содержание.. Финансовая система это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений посредством которых осуществляется..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Финансы: понятие, признаки, функции
Финансы – это совокупность денежных отношений организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осущ

Государственный бюджет
Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально- экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. О

Финансовая деятельность государства: общая характеристика
В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах как совокупность: 1) экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения

Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Т

Финансовое право РФ: понятие и предмет

Финансовое право РФ: метод правового регулирования
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (

Система финансового права РФ
Система российского финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финан­совых отношений внутреннее его строение, объединение и распо­ложение финансово-правовых но

Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды
Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализую

Субъекты финансового права РФ
Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения». Субъект финансового п


Источники финансового права Российской Федера­ции - это правовые акты представительных и исполнитель­ных органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации) и местного само

Финансовое право РФ как наука
Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленн

Финансовый контроль: понятие, особенности, виды
Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного

Правовое положение Счетной палаты РФ
Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля. Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходн

Аудит как вид финансового контроля
Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудит)


Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расход


Структура бюджетной системы РФ
Согласно ст. 10 БК РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: 1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; 2) бюджетов субъектов РФ и бюд

Доходы бюджета: понятие и виды
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов гос. власти соответствующего уровня.

Особенности доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ
Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с

Расходы бюджета: понятие, виды, формы

Бюджетный кредит: понятие, порядок и условия предоставления
БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ -форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств: 1) юридическим лицам; 2) другому бюджету на возвратной и безвозмездно

Резервные фонды

Расходные обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Классификация видов расходов бюджета: 1.По степени


Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами. Процессом финансирования дефицита бюджета можно управлять с помощью выбора тех или иных источников финансирован

Резервный фонд и фонд национального благосостояния: понятие, порядок формирования и использования
Резе́рвный фонд Росси́йской Федера́ции сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояни

Государственный и муниципальный долг: понятие, структура, порядок управления
Государственный долг, как и финансы, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный долг обеспечивает возможность орган

Внешние долговые требования РФ: понятие, виды, общая характеристика
1. Внешними долговыми требованиями Российской Федерации являются финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, вклю

Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления
Межбюджетные трансферты - средство межбюджетного регулирования, заключающееся в передаче средств внутри бюджетной системы страны, из одного бюджета в другой. Будучи важ

Государственные внебюджетные фонды РФ: понятие, виды, правовой статус
Госуда́рственный внебюдже́тный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализаци

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды: понятие, виды, плательщики взносов, порядок уплаты
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

Бюджетный процесс в РФ: понятие и стадии
Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его. В статье 6 Бюджетного кодекса РФ раскрывается понятие бюджетного процесса. Бюджетный проце

Участники бюджетного процесса: состав и характеристика
Участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти
Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового

Бюджетные полномочия Центрального банка РФ. Участие кредитных организаций в бюджетном процессе
Центральный банк Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной полити

Составление проектов бюджетов
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, подготовка сводных финансовых бал

Основы исполнения бюджетов
Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ: общая характеристика
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов

Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства
Традиционно в теории права выделяют пять видов юридической ответственности: уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную и материальную. Гражданская ответственность за правонарушения в

Составы бюджетных правонарушений: виды и характеристика
Каждое бюджетное правонарушение имеет свой состав. Состав бюджетного правонарушения представляет собой совокупность предусмотренных нормами права элементов, при наличии которых деяние приз

При уплате налогов и сборов гражданско-правовые отношения не возникают!
Но в связи с уплатой сбора в отношении плательщика совершаются определённые юридически значимые действия (например, приём заявления в суд, назначение даты рассмотрения дела и т.п.). Например, лицен

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, пространстве и по кругу лиц
Действие налогового законодательства во времени Перечень источников НП имеет особую структуру, а также источники НП характеризуются спецификой в части вступления их в юридическую си

Основные начала законодательства о налогах и сборах
Под налоговой системой понимается совокупность законодательно предусмотренных налогов и сборов, формы и методы их установления, изменения, отмены и уплаты, а также ответственность за уклонение о

Общие условия установления налога и сбора
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; н

Налогоплательщики

Налоговый агент

Права налогоплательщиков


Налогоплательщики и плательщики сборов: права и обязанности
Понятие налогоплательщика содержится в ст.19 НК. Налогоплательщиками признаются те лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. В качестве налогоплательщиков могут выступать физичес

Права налогоплательщиков
Среди прав налогоплательщика в частности упоминается его право требовать от налогового органа исполнения законодательства о налогах и сборах, а также не подчиняться неправомерным требованиям налого

Обязанности налогоплательщиков
1) обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (это по сути дублируется положение ст.57 Конституции) Применительно к налоговому агенту – это

Налоговые агенты как участники налоговых правоотношений
Определение понятия «налоговый агент» содержится в ст.24 НК, оно даётся с опорой на выполняемые им функции. Налоговый агент – это такое лицо, на которое законодательством

Кредитные организации как участники налоговых правоотношений
В соответствии с банковским законодательством банк - это одна из разновидностей кредитной организации (наравне с не­банковской кредитной организацией). В Налоговом кодексе РФ термин &quo

Представительство в налоговых правоотношениях
Представительство – это отдельный институт налогового права. Институт представительства ввиду его особой важности выделен в законодательстве (в НК РФ) в отдельную глав

Налоговые органы в РФ: права, обязанности, ответственность
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечислени

Объект налогообложения: понятие, виды, характеристика
Объект налогообложения – это экономическое обоснование, которое обуславливает возникновение налоговой обязанности. В отличие от других элементов налогообложения только объ

Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения
Если иное не предусмотрено НК РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответств

Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога и сбора
Содержится в гл.8 НК (ст.44 НК). Из содержания ст.44 НК следует, что налоговая обязанность возникает в случаях, установленных НК, при наличии объекта налогообложения. В принципе,

Какие органы ответственны (компетентны) в сфере изменения сроков исполнения
Кто вправе претендовать на изменение сроков исполнения налоговой обязанности: 1) налогоплательщики 2) согласно правовой позиции

Принудительное исполнение налоговой обязанности
НК подразделяет принудительное исполнение налоговой обязанности в зависимости от того, кто является её субъектом: ü ст.46, 47 НК регламентирован порядок принудительного исполнения нал

Взыскание налога, сбора за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах организаций
1.В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налого

Взыскание налога или сбора за счет иного имущества организаций
1. В случае, предусмотренном НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или ин

Взыскание налога, сбора за счет имущества физического лица
1. В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный сро

Изменение срока уплаты налогов, сборов: понятие, формы, порядок
По общему правилу НК всегда устанавливает достаточно чёткие сроки исполнения налоговой обязанности. Срок уплаты налога – это один из элементов налогообложения; если он не закреплён в закон

Налоговая декларация
Изменения в системе налогообложения в настоящее время сопровождаются расширением случаев, когда она требуется – в настоящее время подача налоговой декларации требуется по абсолютному большинству на

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и сбора: залог имущества; поручительство; пеня
Залог имущества 1. В случаях, предусмотренных НК РФ, обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом. 2. Залог имущества оформляется до

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и сбора: приостановление операций по банковским счетам организаций; арест имущества
Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей 1. Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решени

Переплата, возникшая в результате действий самого налогоплательщика
Регулируется ст.78 НК. Налогоплательщик, установив у себя переплату, должен направить соответствующее заявление в налоговый орган и поставить вопрос о возврате излишне уплаченных сумм или их зачёте

Возврат неправомерно взысканных сумм налогов
Возврат неправомерно излишне взысканных сумм налогов производится по решению налогового органа и решению суда. Однако действующая редакция ст.79 НК не учитывает некоторые случаи. Например:

Налоговая декларация: понятие, порядок предоставления; порядок внесения дополнений и изменений
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой

Налоговый контроль: понятие, формы и их общая характеристика
Есть разные подходы к пониманию налогового контроля: 1)налоговый контроль – это деятельность по проверке исключительно законности, а также вопроса выполне

Учет налогоплательщиков: понятие, порядок осуществления
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных

Камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документ

Выездная налоговая проверка: понятие, порядок назначения и проведения
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налого

Истребование налоговыми органами документов (информации) при проведении мероприятий налогового контроля
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть переда

Порядок рассмотрения дела о налоговом правонарушении. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также пре

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение: составы, общая характеристика
Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе 1. Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по

Налоги на имущество: общая характеристика
Налогоплательщиками налога признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представи

Налоги на прибыль (доходы): общая характеристика
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) Налогоплательщики: физические лица – резиденты, а также не резиденты, получившие доход в РФ. Объект налогообложения:

Специальные налоговые режимы: общая характеристика
Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяется в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговы

Порядок определения расходов
При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы: 1) расходы на приобретение основных средств (с учетом положений п. 3 #M12293 0 90

Налоговая база
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации ил

Налоговые ставки
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %. В случае, если объекто

Правовое положение Центрального банка РФ
Центральный банк России - главный банк страны. Его статус регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (с изм. и доп.)

Правовое положение кредитной организации
Согласно ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных дого


Расчеты по аккредитиву

Расчеты по инкассо

Расчеты чеками

Формы безналичных расчетов: общая характеристика
Под формой безналичных расчетов понимают законодательно установленный порядок совершения расчетов в безналичном платежном обороте на основе документооборота, определяемого исполнением платежных

Расчеты платежными поручениями
Платежные поручения – это распоряжение плательщика обслуживающему его банку о передаче денежной суммы со счета плательщика на счет получателя средств. С помощью платежного поручения

Расчеты по аккредитиву
При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика открывает аккредитив и обязуется в соответствии с указанием плательщика произвести платежи получателю средств при условии п

Расчеты по инкассо
При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Акцепт п

Расчеты чеками
Чек – это ценная бумага, которая содержит ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Гражданское закон

Общая характеристика законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле
Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика - составная часть общеэкономической, в том числе денеж

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных условий или юридических фактов.

Под юридическим фактом понимают конкретное жизненное обстоятельство (действие, событие, ситуацию), в результате которого возникают, изменяются и прекращаются правоотношения.

Юридические факты делятся на действия (такие факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения) и события (такие факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения).

В свою очередь действия подразделяются на правомерные (юридические акты и юридические поступки) и неправомерные (противоправные).

Под юридическими актами понимают действия, совершенные с намерением породить юридические последствия. Некоторые из них имеют властный характер.

Юридические поступки, в отличие от юридических актов, представляют собой действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, однако в силу определенных обстоятельств обусловившие наступление этих последствий. Причем это происходит независимо от воли, желания и намерений этих лиц.

События же, в отличие от действий, не зависят от воли человека, но при этом влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами – событиями могут быть, например, рождение, болезнь или смерть человека; пожары, эпидемии, наводнения.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (взыскание штрафа в связи с невнесением налогового платежа в государственный или местный бюджет).

Наконец, возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений, как было отмечено ранее, может быть связано с событиями. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возрас­та влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций пострадавшим субъектам РФ из федерального бюджета.

Субъекты ФП

Субъект финансового права – это лицо, обладающее право­субъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. В то же время субъект финансового права, вступая в кон­кретные правоотношения при реализации своих прав и обязан­ностей, приобретает новые свойства – он становится субъектом (участником) правоотношения.

Круг субъектов российского права состоит из трех основных групп:

Государство и его территориальные подразделения.

Коллективные субъекты.

Индивидуальные субъекты.

Так, в первую группу входят:

1) Российская Федерация;

2) субъекты РФ (республики, края, облас­ти, города федерального значения, автономная область, автономные округа);

3) муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения);

4) административно-территориальные образования особого ре­жима (закрытые административно-территориальные образова­ния (ЗАТО)).

Вторую группу субъектов финансового права образуют коллективные субъекты (го­сударственные, муниципальные и общественные организации), к числу которых относятся:

1) государственные органы представительной и испол­нительной власти;

2) органы местного самоуправления;

3) предпри­ятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.

Третью группу субъектов финансового права образуют индивидуальные субъекты, или физические лица. Речь идет о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства.

Защита прав субъектов финансовых правоотношений

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения в данной области к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям.

Административный порядок защиты везде проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства). Например, при защите прав государства на получение налоговых платежей - бесспорный порядок взыскания их с предприятий, организаций, учреждений по решению налогового органа при невнесении платежей в срок (ст. 46 НК РФ).

В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из рассмотренного порядка, вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке и, во-вторых, обратиться в суд или арбитражный суд.

В Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т.е. использовать административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб - возмещению.

25. Финансовый контроль: понятие, значение. Государственная финансовая дисциплина

Финансовый контроль - это контроль соблюдения законнос­ти и целесообразности действий в области образования, рас­пределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях эффективного социально-экономичес­кого развития страны в целом и ее регионов.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:

1) соблюдение установлен­ного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами;

2) экономическая эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.

В результате реализации задач финансового контроля укрепля­ется финансовая дисциплина. Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение уста­новленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местно­го самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательст­ва о предоставлении льгот по платежам в бюджет).

Виды финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

Так, в зависимости от времени проведения контроль может быть:

Предварительным (проводится до совер­шения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов);

Текущим (осуществляется в процессе со­вершения денежных операций);

Последующим (проводится после совершения финансовых операций).

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений контроль подразделяют на:

Обязательный (проводится в силу требований законодательства, либо по решению компетентных государственных органов);

Инициативный (осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов: собственными силами (внутренний контроль), либо посредством привлечения аудиторов или аудиторской организации).

В зависимости от особенностей правового статуса субъектов контрольной деятельности выделяют:

Государственный,

Муниципальный,

Общественный

Ауди­торский финансовый контроль.

В зависимости от содержания финансовый контроль делится на:

Бюджетный,

Налоговый,

Страховой,

Валютный,

На рынке ценных бумаг.

ОТВЕТ: Финансовые правоотношения – один из видов общественных отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства, регулируемые финансово-правовыми нормами.
Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Правовая урегулированность этих отношений необходима для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности.
Финансовое правоотношение - разновидность правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще и вместе с тем оно имеет и свои особенности. Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:
- возникают в процессе финансовой деятельности государства;
- одним из субъектов этих отношений всегда является уполномоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти;
- почти всегда возникают по поводу денег - денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.
Эти три отличительные черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но не возникают из финансовой деятельности государства и имеют целью не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей. И данные правоотношения регулируются не финансовым, а административным правом.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента:
- государственно-властный;
- имущественный.
Финансовая деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными. В настоящее время расширяется применение договорной формы в финансовых правоотношениях, в частности, предоставление отсрочки по уплате налога в форме налогового кредита (ст. 65 НК РФ) или право внутренних заимствований, предоставленное РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям (ст. 104 БК РФ).
Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий или юридических фактов, т.е. предусмотренных нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав или обязанностей. Сами участники финансовых правоотношений договариваться о них не вправе.
Виды финансовых правоотношений:
- в зависимости от структуры финансовой системы могут быть выделены бюджетные, налоговые, по поводу функционирования государственного кредита, организации страхового дела и т.д.
- в зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений выделяют материальные и процессуальные.
Содержание финансового правоотношения как способа реализации норм финансового права выражается в функциях:
- финансовое правоотношение детализирует круг лиц, на которых распространяет свое действие финансово-правовая норма;
- финансовое правоотношение переводит абстрактные права и обязанности в плоскость финансово-правового статуса конкретных субъектов;
- финансовое правоотношение создает конкретные ситуации для реализации мер государственного принуждения и реализации финансово-правовых санкций в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами своих обязанностей.

Еще по теме ВОПРОС 8 Финансовые правоотношения, их особенности и виды. Условия возникновения. Изменения и прекращения финансовых правоотношений:

  1. § 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды
  2. § 3. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
  3. ). § 3. Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита
  4. ВОПРОС 8 Финансовые правоотношения, их особенности и виды. Условия возникновения. Изменения и прекращения финансовых правоотношений
Читайте также:
  1. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  2. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма. (лекция)
  3. Агентский договор может быть прекращен как по общим, так и по специальным основаниям, предусмотренным ст. 1010 ГК.
  4. Акционерные общества и их виды. Правовое регулирование статуса, образования, функционирования и прекращения деятельности
  5. Анализ деловых и финансовых рисков предприятия во взаимосвязи с уровнем рентабельности
  6. Анализ и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости организации.
  7. Анализ платежеспособности организации: понятие, цели, информационная база, методика расчета показателей, оценка их изменения. По данным бухгалтерской отчетности проведите анализ.
  8. Анализ состава и динамики прибыли. Анализ финансовых результатов.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3) использование выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...