4 первые русские князья. Кто был первым князем


Рюрик (862 — 879) - первый великий русский князь, одна из легендарных фигур в европейской истории, основатель древнерусского государства. Согласно летописям, призванный от варягов славянами, кривичами, чудью и весью в 862 году Рюрик занял сначала Ладогу, а затем перебрался в Новгород. Правил в Новгороде по договору, заключённому с местной знатью, утвердившей за собой право на сбор доходов. Основатель династии Рюриковичей.

1148 лет назад по свидетельству летописца Нестора в "Повести временных лет" "володеть и княжить восточными славянами" был призван глава варяжского военного отряда Рюрик, который прибыл вместе с братьями Синеусом и Трувором — 8 сентября, 862 года.

Летописная традиция связывает начало Руси с призванием варягов. Так "Повесть временных лет" рассказывает, что в 862 году трое варяжских братьев со своими родами пришли править к славянам, заложив город Ладогу. Но откуда пришли и кем были по происхождению эти варяги, давшие начало русской государственности? Ведь в историографии они успели побывать и шведами, и датчанами, и скандинавами в целом; одни авторы считали варягов норманнами, другие, наоборот, — славянами. Снова и снова невнимательность к проблеме, поставленной в самом историческом источнике, являлась причиной для противоречащих друг другу утверждений Для древнего летописца происхождение варягов было очевидно. Он помещал их земли на южно-балтийском побережье вплоть "до земли аглянской", т.е. до области Ангельн в Гольштейне.

Сегодня это северно-германская земля Мекленбург, население которой в древности не было немецким. Каким оно было — об этом говорят сохранившиеся по сей день названия населённых пунктов Варин, Руссов, Рерик и многие другие. Однако несмотря на всю ясность летописного свидетельства, вопрос о происхождении варягов (а значит, и о корнях русской государственности) стал дискуссионным для потомков. Путаницу внесла появившаяся в политических кругах при дворе шведского короля версия о происхождении Рюрика из Швеции, которую впоследствии подхватили некоторые немецкие историки. Объективно говоря, эта версия не имела ни малейших исторических оснований, зато была полностью обусловлена политически. Ещё в годы Ливонской войны между Иваном Грозным и шведским королём Юханом III разгорелась острая полемика по вопросу о титуловании. Русский царь считал шведского правителя выходцем из "мужичьего рода", на что тот отвечал, что предки самой русской династии происходили будто бы из Швеции. Эта мысль окончательно оформилась как политическая концепция накануне Смутного времени в начале XVII века, когда шведы претендовали на новгородские земли, пытаясь оправдать свои территориальные претензии неким подобием летописного "призвания". Предполагалось, что новгородцы должны были направить посольство к шведскому королю и пригласить его на правление, как некогда они будто бы призвали "шведского" князя Рюрика. Вывод о "шведском" происхождении варягов в то время был основан лишь на том, что они пришли на Русь "из-за моря", а значит, вероятнее всего, из Швеции.

Впоследствии, в первой половине XVIII века к варяжской теме обратились немецкие учёные из Петербургской Академии наук, которые по той же логике стремились обосновать немецкое господство в России времён регентства Бирона. Они же сформулировали т.н. "норманнскую теорию", согласно которой варяги, основатели древнерусского государства, признавались выходцами из Швеции (т.е. "немцами", как тогда называли всех иностранцев). С тех пор эта теория, облачившись в некое подобие научности, закрепилась в отечественной историографии. В то же время многие выдающиеся историки, начиная с М.В. Ломоносова, указывали на то, что "норманнская теория" не соответствует реальным фактам. Например, шведы не могли создать на Руси государство в IX веке хотя бы потому, что они сами не имели в это время государственности. В русском языке и в русской культуре не удалось обнаружить скандинавских заимствований. Наконец, внимательное чтение самой летописи не позволяет подтвердить измышлений норманнистов. Летописец отличал варягов от шведов и других скандинавских народов, писав, что "звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы". Поэтому при заключении мирных договоров с Византией языческие дружинники князей Олега и Игоря (те самые варяги, которых норманнисты считают шведскими викингами) приносили клятву именами Перуна и Велеса, а вовсе не Одина или Тора. А.Г. Кузьмин отмечал, что только один этот факт мог бы опровергнуть всю "норманнскую теорию". Понятно, что в таком виде "норманнская теория" не могла быть жизнеспособной в академической науке. Но к ней снова и снова обращались в том случае, когда нужно было нанести удар по идее русской государственности. Сегодня эта разрушительная теория приобрела новую форму, и современные норманнисты, подкармливаемые грантами многочисленных зарубежных фондов, говорят не столько о "скандинавском происхождении варягов", сколько о своеобразном разделе "сфер влияния" в древнерусском государстве.

По новой версии норманнизма, на северные области Руси будто бы распространялась власть викингов, а на южные — хазар (между ними якобы существовал некий договор). Для русских же не предполагается сколь-нибудь значимой роли в собственной ранней истории. Однако само развитие русского государства полностью опровергает все домыслы политических врагов России. Смогла бы древняя Русь стать могучей Российской империей без выдающейся исторической миссии русского народа? Великая история состоялась вместе с великим народом, происходившим от варяжского начала. Прискорбно, что сегодня всё чаще и чаще раздаются реплики о том, что предками русских были нерусские. Это не так. Нашими предками были варяги, которые тоже были русскими. Единственно, следует уточнить, что именно русь — это наше исконное родовое имя, а варягами называли древнерусских мореплавателей. Посол Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в начале XVI века, писал, что родина варягов — Вагрия — располагалась на южно-балтийском побережье и от них Балтика называлась Варяжским морем. Он выразил широкое мнение, бытовавшее в просвещённых кругах Европы того времени. С развитием научной генеалогии стали появляться труды о связях русской царской династии с древними королевскими родами Мекленбурга. В северно-германском Поморье о варягах и их исторических связях с Россией помнили вплоть до XIX века. По сей день в Мекленбургской области сохраняется множество следов пребывания донемецкого населения. Очевидно, что "немецкой" она стала лишь после того, как варяги и их потомки были вытеснены на восток или онемечены католическими орденами. Французский путешественник К. Мармье записал однажды в Мекленбурге народную легенду о Рюрике и его братьях. В VIII веке варягами правил король Годлав, у которого было три сына — Рюрик, Сивар и Трувор. Однажды они отправились с южной Балтики на восток и основали древнерусское княжество с центрами в Новгороде и Пскове.

Спустя некоторое время Рюрик стал главой династии, которая царствовала до 1598 года. Эта легенда из Северной Германии полностью созвучна Сказанию о призвании варягов из летописи. Однако внимательный анализ фактов позволяет в некоторой степени скорректировать летописную хронологию, по которой Рюрик с братьями начали править на Руси с 862 года. А. Куник вообще считал эту дату ошибочной, оставляя неточность на совести позднейших переписчиков летописи. Очевидно, что события, о которых кратко сообщали русские летописи, получают историческое наполнение по немецким источникам. Сами немцы опровергали норманнистские выдумки. Мекленбургский юрист Иоганн Фридрих фон Хемниц ссылался на легенду, согласно которой Рюрик с братьями были сыновьями князя Годлава, погибшего в 808 году в битве с датчанами. Учитывая то, что старшим из сыновей был Рюрик, можно предположить, что он родился не позднее 806 года (после него до гибели отца в 808 году должны были появиться на свет два младших брата, которые не были одногодками). Конечно, Рюрик мог родиться и раньше, но об этом у нас пока нет достоверных сведений. По немецким источникам, Рюрик с братьями были "призваны" около 840 года, что представляется весьма правдоподобным. Таким образом, варяжские князья могли появиться на Руси в зрелом и дееспособном возрасте, что выглядит совершенно логично. И действительно, согласно последним археологическим находкам, удалось установить, что Рюриково городище близ современного Новгорода, которое и есть древний Рюриков Новгород, существовало ранее 862 года. С другой стороны, допуская ошибку в хронологии, летопись более точно указывает на место "призвания". Вероятнее всего это был не Новгород (как по немецким данным), а Ладога, которая была заложена варягами ещё в середине VIII века. А Новгород (Рюриково городище) князь Рюрик "срубил" позднее, объединяя земли братьев после их смерти, о чём свидетельствует и название города.

Родословную Рюрика от древних варяжских королей признавали знатоки и исследователи генеалогий. Мекленбургские историки писали о том, что его дедом был король Витслав, бывший равноправным союзником франкского короля Карла Великого и участвовавший в его походах против саксов. Во время одного из таких походов Витслав был убит, попав в засаду при переправе через реку. Некоторые авторы прямо называли его "королём руссов". В северогерманских родословных указывается и на родство Рюрика с Гостомыслом, который действует в летописном сказании о призвании варягов. Но если скупые строки летописи о нём почти ничего не сообщают, то во франкских хрониках он упомянут как противник императора Людовика Немецкого. Почему Рюрик с братьями отправились с южно-балтийского побережья на Восток? Дело в том, что у варяжских королей существовала "очередная" система наследования, по которой власть всегда получал старший представитель правящего рода. Позднее подобная система наследования княжеской власти стала традиционной на Руси. При этом сыновья не успевшего занять королевский трон правителя не получали никаких прав на престол и оставались вне главной "очереди". Годлав был убит раньше своего старшего брата и при жизни так и не стал королём. По этой причине Рюрик с братьями был вынужден отправиться в периферийную Ладогу, где с этого времени началась славная история государства Российского. Князь Рюрик был полноправным правителем Руси и выходцем из "рода Русского", а вовсе не иностранным властителем, как желают представить те, кто всю русскую историю мыслит только под иноземным господством.

Когда Рюрик умер, его сын Игорь был еще мал, и князем стал дядя Игоря — Олег (Вещий Олег, т. е. знающий будущее, умер в 912 г.), который перенес столицу в город Киев. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства - Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега — "вещий" — относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий. Олег прославился победой над Византией, в знак чего он прибил свой щит на главных вратах (воротах) Царьграда. Так русские называли столицу Византии — Константинополь. Византия тогда была самым сильным государством мира.

В 2009 году состоялось празднование 1150-летнего юбилея Великого Новгорода. Хочется верить, что эта важнейшая в нашей истории дата станет отправным пунктом нового изучения древнерусского прошлого. Новые факты и открытия постоянно обогащают историческую науку и наши познания. Появляются всё новые доказательства того, что русская история началась не с мифа, придуманного средневековыми политиками и книжниками, а с реального великого князя Рюрика, родившегося в королевской династии в русской Прибалтике тысячу двести лет назад. Дай Бог, чтобы имена наших предков и прародителей не были преданы забвению.

Период формирования Древнерусского государства начинается с правления норманнского князя Рюрика. Его потомки стремились присоединить к своим княжествам новые территории, наладить торговые и союзнические отношения с Византией и другими странами.

Донорманнские князья

Полюдье не вводилось, а сложилось исторически

Первое упоминание о Руси

Упоминания о Руси содержатся в современных ей западноевропейских, византийских и восточных источниках.

Рюрик (862-879)

Варяги, вторгшиеся в восточнославянские земли, заняли престолы в городах: Новгороде, Белоозере, Изборске

Олег (879-912)

Согласно летописи, в 882 г. произошло объединение двух восточнославянских цент­ров: Новгорода и Киева. Войска князя Олега взяли Константинополь

Игорь (912-945)

  • был заключен мир между князем Игорем и императором Византии
  • произошло убийство князя Игоря

Ольга (945 — 964)

Были установлены «уроки» и «погосты» в Киевской Руси:

  • стала назначать лиц для сбора дани (даньщиков)
  • установила размер дани (уроки)
  • указала места для княжеских опорных пунктов (погосты)

В годы правления княгини Ольги большая часть населения Киевской Руси исповедовала язычество.

Регулярный и упорядоченный характер сбор дани с подвластных киевскому правителю племен приобрел в годы правления Ольги.

Святослав (962-972)

Владимир Святославич (980-1015)

Последствия крещения:

1) культура Руси превратилась в «осевую»

2) укрепилась государственность

Русь вошла в круг христианских стран, ориентируясь не на Азию, а на Европу.

Ярослав Мудрый (1019-1054)

Заключение династических браков стало основным средством внешней политики Киевской Руси в годы правления Ярослава Мудрого

Триумвират Ярославичей. (1060)

  • Изяслав (1054-1073; 1076-1078)
  • Всеволод (1078-1093)
  • Святослав (1073-1076)

Из «Русской Правды Ярославичей» были исключены статьи о кровной мести.

Владимир Мономах (1113-1125)

Съезд древнерусских князей 1097 года, где был поставлен вопрос «зачем губим Русскую землю, сами между собой заводя распри», произошел в Любече 1093-1096.

Общерусский поход на половцев, организованный Владимиром Мономахом.

Внутренняя и внешняя политика древне-киевских Князей

Политика

  • Успешный поход на Византию, заключение договора в сентябре 911г. с византийским императором
  • Львом VI. Ему удалось объединить северные и южные земли в составе единого государства.
  • Подчинил своей власти племена уличей.
  • В 941г. – большой поход на Византию, закончившийся поражением русского войска. Заключение договора 944г. с византийским императором Романом I Лакапином.
  • Восстание древлян, вследствие чего был убит.

К началу X века власть киевского князя распространилась на большую часть восточнославянских земель. Так образовалось Древнерусское государство.

  • Трижды отомстив за убийство своего мужа, совершила поход против древлян. Их столица – Искоростень был взят и разрушен, а жители убиты или обращены в рабство.
  • Ольга с дружиной объехала землю древлян, «уставляющи уставы и уроки» — размеры дани и других повинностей. Были установлены «становища» — места, куда следовало свозить дань, и выделены «ловища» — охотничьи угодья.
  • Она побывала в Византии с «дружественным визитом» и приняла крещение.

Святослав

  • Расширение границ Древнерусского государства на восток привело к войне Святослава с хазарами в середине 60-х гг. X в. Поход на Хазарию в конце 60-х был успешным, хазарское войско было разбито.
  • После побед Святослава власти киевского князя подчинились и жившие в долине Оки вятичи.
  • В 968г. Святослав появился на Дунае – болгары потерпели поражение.
  • Началась война между киевским князем и Византией. В июле 971г. Святослав потерпел поражение под Доростолом. По заключенному миру византийцы выпустили Святослава с его воинами. У днепровских порогов Святослав погиб в бою с печенегами.

Святослав, подолгу находясь вдали от дома, назначил вместо себя наместником в Киеве старшего сына Ярополка, в землю древлян посадил второго сына – Олега, а младшего – Владимира взяли себе новгородцы. Именно Владимиру суждено было победить в кровавой междоусобице, разгоревшейся после смерти Святослава. Ярополк начал войну с Олегом, в которой последний и погиб. Однако пришедший из Новгорода Владимир нанес поражение Ярополку и после его гибели стал княжить в Киеве.

Владимир Красно Солнышко

  • Старается укрепить достаточно рыхлый супер союз племен. В 981 и 982гг. он совершил успешные походы на вятичей, а в 984г. – на радимичей. В 981г. отвоевал у поляков Червенские города в Юго-Западной Руси.
  • Русские земли по-прежнему страдали от печенегов. На южных границах Руси Владимир построил четыре оборонительных рубежа.
  • Крещение Руси.

Ярослав Мудрый

  • По инициативе Ярослава был создан первый письменный сборник законов – «Русская Правда».
  • Многое сделал для распространения христианства, строя новые церкви, соборы, школы, им были основаны и первые монастыри.
  • В конце своего правления издал «Устав», в котором за нарушение церковных канонов устанавливались значительные денежные штрафы в пользу епископа.
  • Ярослав выступал и как продолжатель усилий отца по организации обороны страны от нападений кочевников.
  • Во время правления Ярослава Русь окончательно заняла почетное место в содружестве государств христианской Европы.
  • Триумвират Ярославичей: Изяслав, Всеволод, Святослав

Владимир Мономах

  • Была предпринята серьезная попытка восстановить прежнее значение власти киевского князя. Имея поддержку народа, Владимир заставил подчиниться себе почти всех русских князей.
  • В Киеве в правление Мономаха был подготовлен новый сборник законов «Пространная Правда».
  • В общем, это был князь, приближенный к идеальному в представлении древнерусского человека. Портрет такого князя он сам и создал в своем знаменитом «Поучении».
  • «Устав о резах» защищал городские низы.

Система управления древнерусскими землями

Территория Киевской Руси претерпевала неоднократные изменения за более чем 3-вековую историю существования государства. Согласно Нестору восточные славяне насчитывали 10-15 племён (поляне, древляне, словене ильменские и т.д.), расселившихся на значительной площади. Однако вряд ли землю вятичей, с которыми киевские князья регулярно воевали вплоть до конца XI века, можно относить к Киевской Руси. А в XII-XIII веках феодальная раздробленность привела к тому, что часть русских княжеств были захвачены литовцами и поляками (Полоцкое, Минское и др.).

В течение 3-х веков менялась не только территория, но и региональное управление, как сейчас сказали бы. Изначально племена управляли собой сами. В IX веке Олег, регент при новгородском князе, завоевал Киев, установив тем самым централизованную власть. Впоследствии он и его последователи на киевском княжеском престоле обложили данью несколько соседних племён. Управление территориями в IX-X веках состояло в сборе дани и осуществлялось в виде полюдья – князь с дружиной ездили по городам и весям и собирали дань. Кроме того, князь руководил защитой земли от общих внешних врагов, а также мог организовать военный поход (чаще всего, в направлении Византии).

Поскольку земли в Киевской Руси было достаточно, да и одному князю было бы сложно руководить такой обширной территорией, то великие князья практиковали раздачу уделов своим дружинникам. Сперва с возвратом в качестве оплаты ратных дел, а затем и в наследное владение. К тому же, и детей у великих князей было немало. В итоге в XI-XII веках киевская династия вытеснила племенных князей из их родовых княжеств.

При этом земля в княжествах стала принадлежать самому князю, боярам, монастырям. Исключение составляла Псковско-Новгородская земля, в которой в это время ещё была феодальная республика.
Чтобы управлять своими наделами, князья и бояре - крупные землевладельцы делили территорию на сотни, пятины, ряды, уезды. Однако однозначного определения этих территориальных единиц не существовало.

Зачастую не существовало и однозначно определённых границ этих единиц. Управление городом осуществляли посадники и тысяцкие, на более низком уровне это были сотники, десятские, воеводы, старосты в зависимости от традиций той или иной земли. При этом, если кандидаты на высшие должности чаще назначались, то на низшие должности – избирались. Даже для сбора дани крестьяне выбирали «добрых людей».

Народное собрание у восточных славян именовалось как вече.

  1. Олеся

    Очень подробная и верная с исторической точки зрения таблица. Данный период древнерусской истории обычно лучше всего запоминается и школьникам, и студентам. Все дело в том, что правление древнерусских князей непременно связывается с разнообразными мифами, летописными баснями и необычными историями. Моим излюбленным этапом развития древнерусского государства остается период правления Ярослава Мудрого. Будь в России побольше таких правителей, стране не приходилось бы регулярно переживать династические кризисы и народные бунты.

  2. Ирина

    Олеся, совершенно с Вами согласна по поводу Ярослава Мудрого. Кстати, интересно, что ведь изначально он не имел желания становиться во главе государства: на это его сподвигли обстоятельства. Однако период именного его правления стал для Руси временем стабильности и расцвета. Вот и говорите после этого, что личность не делает историю: делает, да еще как! Если бы не Ярослав, Русь не получила бы отдыха от усобиц и не имела бы в XI в. «Русской Правды». Он сумел наладить и международную обстановку. Талантливый государственный деятель! Побольше бы таких в наше время.

  3. Lana

    В таблице приведены только отдельные русские князья, потому полной ее считать никак нельзя, если рассматривать все подробно, то можно насчитать более 20 князей, состоявших в родственных связях и управлявших собственными уделами.

  4. Ирина

    Таблица полезная, но неполная. На мой взгляд, было бы лучше выделить особенности внешней и внутренней политики князей. Внимание обращено больше на изменения и новшества, а не на характерные черты периода правления.

  5. Angelina

    Информации о внутренней и внешней политике правителей очень мало! Намного информативнее было бы изложить главные достижения князей в форме единой таблицы – информация немного разбросана – можно запутаться. Смысла в первой таблице не вижу вообще. По некоторых правителей информации вообще мало. Например, Владимир Великий провел ряд важных реформ, которые вообще не упомянуты в таблицах.

  6. Игорь

    Владимиру Мономаху удалось на короткое время своего правления объединить больше половины земель Руси, которые распались после триумвирата Ярославичей. Владимир Мономах усовершенствовал законодательную систему. На короткое время удержать единство страны удалось его сыну Мстиславу.

  7. Ольга

    Ничего не сказано о важных реформах Владимира Великого. Кроме крещения Руси, он провел административную и военную реформы – это помогло укрепить границы и усилить единение территорий государства.

  8. Анна

    Стоит отметить особенности правителей периода становления и периода расцвета Руси. Если на этапе становления это были сильные воины, пример мужества, то на этапе расцвета – это политики и дипломаты, которые даже практически не участвовали в походах. Это касается, в первую очередь, Ярослава Мудрого.

  9. Вячеслав

    В комментариях многие одобряют и восхищаются личностью Ярослава Мудрого и утверждают, что Ярослав спас Русь от раздоров и распрей. Совершенно не согласен с такой позицией комментаторов по отношению к личности Ярослава Мудрого. Есть скандинавская сага об Эдмунде. В этой саге рассказывается, что дружина скандинавов была нанята Ярославом для войны со своим братом Борисом. По приказу Ярослава скандинавы подсылают убийц к его брату Борису и убивают его (князь Борис который был, потом со своим братом Глебом признан святым). Так же согласно повести временных лет в 1014 году Ярослав поднял восстание против своего отца Владимира Красно Солнышко (креститель Руси) и нанял варягов для войны с ним, желая править в Великом Новгороде самостоятельно. Варяги, находясь в Новгороде, грабили население и творили насилие над жителями, что привело к восстанию против Ярослава. После гибели своих братьев Бориса, Глеба и Святополка Ярослав занял Киевский престол и воевал со своим братом Мстиславом Тмутороканским по прозванию Храбрый. До 1036 года (год смерти Мстислава) Русское государство было разделено между Ярославом и Мстиславом на два не зависимых друг от друга политических объединения. До самой смерти Мстислава Ярослав предпочитал жить в Новгороде, а не в столице Киеве. Так же Ярослав начал платить дань варягам в размере 300 гривен. Ввел довольно тяжелый штраф в пользу епископа за несоблюдение христианских правил. Это при том, что 90% населения были язычниками или двоеверцами. Послал своего сына Владимира вместе с варягом Гарольдом в грабительский поход на православную Византию. Войско было разбито и большинство воинов погибло в сражениях от применения греческого огня. В его правление кочевые племена отрезали Тмутараканское княжество от Киева и в результате этого, оно попало под влияние соседних государств. Родственникам шведского конунга Олафа Шетконунга передал исконно Русские земли вокруг Ладоги в потомственное владение. Потом эти земли стали известны как Ингерманландия. Свод законов Русская правда отражает закабаление населения, которое активно происходило во времена правления Ярослава, а так же восстания и сопротивление его власти. В ходе последних исследований Русских летописей в описании правления Ярослава Мудрого имеется большое количество изменений и вставок в первоначальный текст летописи сделанных, скорее всего по его указанию. Ярослав исказил летописи, убивал братьев, начал междоусобицу с братьями и объявил войну отцу являясь по сути сепаратистом, а его в летописях хвалят и церковь признала благоверным. Может поэтому Ярослава, и прозвали Мудрым?

«Киевская Русь» – понятие, которое сегодня подвергается многочисленным спекуляциям. Историки спорят не только от том, было ли государство с таким названием, но и кто его населял.

Откуда пошла «Киевская Русь»?

Если сегодня в России словосочетание «Киевская Русь» постепенно выходит из научного обихода, заменяясь на понятие «Древнерусское государство», то украинские историки его используют повсеместно, причем в контексте «Киевская Русь – Украина», подчеркивая историческую преемственность двух государств.

Тем не менее, до начала XIX века термина «Киевская Русь» не существовало, древние жители киевских земель и не подозревали, что живут в государстве с таким названием. Первым словосочетание «Киевская Русь» употребил историк Михаил Максимович в работе «Откуда идет русская земля», которая была закончена в год смерти Пушкина.

Важно отметить, что Максимович использовал это выражение не в значении государства, а в ряде других названий Руси – Червонной, Белой, Суздальской, то есть, в смысле географического местоположения. В том же значении его употребляли историки Сергей Соловьев и Николай Костомаров.

У некоторых авторов начала XX столетия, в том числе у Сергея Платонова и Александра Преснякова, термин «Киевская Русь» стал использоваться уже в державно-политическом смысле, как именование государства восточных славян с единым политическим центром в Киеве.

Однако полноценным государством Киевская Русь стала в сталинскую эпоху. Существует любопытная история, как академик Борис Греков, работая над книгами «Киевской Русь» и «Культура Киевской Руси», поинтересовался у своего коллеги: «Вы же партийный, посоветуйте, вы должны знать, какая концепция понравится Ему (Сталину)».

Использовав термин «Киевская Русь» Греков посчитал необходимым объяснить его смысл: «В своей работе, я имею дело с Киевской Русью не в узко-территориальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».

Государство до Рюрика

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако, к примеру, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории.

Он обращает внимание на то, что в византийских источниках при описании жизни русов отразились явные признаки их государственного устройства: наличие письменности, иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

И все-таки несмотря на то, что Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами, многие историки склоняются к тому, что в дохристианский период полноценным государством ее назвать нельзя, так как там отсутствовали классовые структуры и не было централизованной власти. С другой стороны, это была не монархия, не деспотия, не республика, больше всего, согласно историкам, это было похоже на некое корпоративное управление.

Известно, что древние русские жили в родовых поселениях, занимались ремеслом, охотой, рыболовством, торговлей, земледелием, скотоводством. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома, в которых проживало по 30-50 человек.

«Археологические памятники восточных славян воссоздают общество без каких-либо явственных следов имущественного расслоения. В самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством», – подчеркивал историк Иван Ляпушкин.

Российский археолог Валентин Седов отмечает, что появление экономического неравенства на основании существующих археологических данных установить пока невозможно. «Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков», – заключает ученый.

Историки делают вывод, что накопление богатств и передача их по наследству в древнерусском обществе не являлись самоцелью, это видимо не было ни нравственной ценностью, ни жизненной необходимостью. Более того, накопительство явно не приветствовалось и даже порицалось.

К примеру, в одном из договоров русов с Византийским императором есть фрагмент клятвы киевского князя Святослава, рассказывающий о том, что будет в случае нарушения обязательств: «пусть будем мы золотые, как золото это» (имеется в виду золотая дощечка-подставка византийского писца). Это лишний раз показывает презренное отношение русов к золотому тельцу.

Более корректное определение политического устройства додинастической Киевской Руси – это вечевое общество, где князь находился в полной зависимости от народного собрания. Вече могло утвердить передачу власти князя по наследству, а могло и переизбрать его. Историк Игорь Фроянов отмечал, что «древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен».

Первые киевские князья

В «Повести временных лет» рассказывается о том, как живший на днепровских «горах» Кий вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью построил на правом берегу Днепра город, названный позднее в честь основателя Киевом. Кий, согласно летописи, он и был первым киевским князем. Однако современные авторы больше склоняются к тому, что история об основании города является этимологическим мифом, призванным объяснить названия киевских местностей.

Так, широкую известность получила гипотеза американо-украинского востоковеда Омельяна Прицака, который считал, что возникновение Киева связано с хазарами, а Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе.

В конце IX века на исторической сцене Киева появляются не менее легендарные князья – Аскольд и Дир. Считается, что они были членами варяжской дружины Рюрика, которые позднее стали правителями стольного града, приняли христианство и заложили основы древнерусской государственности. Но и здесь существует немало вопросов.

В Устюжском летописном своде сказано, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Историки считают, что их стремление отправиться в Киев стимулировалось желанием получить земли и княжеский титул. По мнению историка Юрия Бегунова, Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов.

Летописец Нестор пишет, что войска Аскольда и Дира в 866 году совершили поход на Византию и подвергли разграблению окрестности Царьграда. Однако академик Алексей Шахматов утверждал, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. «Их имена вставили позднее», – считал ученый.

Некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время. Другие выдвигают версию, что что Аскольд и Дир это одно и тоже лицо. Согласно такому предположению, в древнескандинавском варианте написания имени «Haskuldr» последние две буквы «d» и «r» могли быть выделены в отдельно слово, а со временем превратиться в самостоятельную личность.

Если ознакомиться с византийскими источниками, то можно увидеть, что при осаде Царьграда летописец говорит только об одном военачальнике, правда, не называя его имени.
Историк Борис Рыбаков разъяснял: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Киевская Русь и Хазария

Хазарский каганат считается могущественным государством, под контролем которого оказалисьважнейшие торговые пути из Европы в Азию. +В годы расцвета (в начале VIII века) территория Хазарского каганата простиралась от Черного до Каспийского моря, захватывая в том числе и нижнее Поднепровье.

Хазары совершали регулярные набеги на славянские земли, подвергая их разграблению. По свидетельству средневекового путешественника Ибрагима ибн Якуба, они добывали не только воск, меха и лошадей, но главным образом военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей. Другими словами, земли Южной Руси фактически попали в хазарскую кабалу.

Может государство хазар искали не на том месте? Публицист Александр Полюх пробует разобраться в этом вопросе. В своих исследованиях он ориентируется на генетику, в частности, на положение, согласно которому группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос.

Он отмечает, что согласно данным генетики, русские и белорусы, как и большинство европейцев более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В). Это служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (сюда он относит и хазар), у которых группа крови III (В) приближается к 100% популяции.

Эти выводы во многом подкрепляются археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждал, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о этом также свидетельствуют и «берестяные грамоты».
По словам Полюха, подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева новгородцами и месть хазарам, осуществленная Вещим Олегом. Возможно это было одно и тоже событие? Тут он делает громкое заключение: «Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар».

Несмотря на всю парадоксальность выводов, возможно, они не столь оторваны от реальности. Ведь в целом ряде источников IX века правитель русов назывался не князем, а каганом (хаканом). Наиболее раннее сообщение об этом относится к 839 году, когда, согласно древнерусским летописям, в Киев еще не пришли дружинники Рюрика.

Князь Рюрик. (даты правления 862-879). Летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Рюрика отождествляют иногда с конунгом Рёриком из ютландского Хедебю (Дания). По другой версии, Рюрик -- представитель княжеского рода ободритов, а его имя -- это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. Также существуют попытки доказать легендарность Рюрика.

Именно при этом князе происходило вхождение племенных образований в состав Древней Руси. Словены ильменские, кривичи псковские, чудь и весь сохранили отношения по договору с Рюриком. Смоленские кривичи и меря были присоединены Рюриком, утвердившего в их землях своих «мужей» - наместников. Летопись сообщает о присоединении ранее плативших дань хазарам племен северян 884 г., радимичей в 885 г. и подчинении древлян в 883 г. В походе на Византию в 906 г. участвовали, вероятно, как союзники, хорваты, дулебы (бужане) и тиверцы.

В это же время - в 862 году (дата приблизительна, согласно ранней хронологии Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом. В дальнейшем формируется центр будущей Киевской Руси.

В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

Олег (Вещий Олег) (годы правления: 879-912 гг.)-- князь новгородский (с 879) и великий князь киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее.

В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. Собственно началом образования единого для всех восточных славян государства является объединение князем Олегом в 882 г. двух центров зарождающейся государственности - северного и южного, с общим центром государственной власти в Киеве, захватом Смоленска и Любеча. Древнерусский летописец не зря охарактеризовал князя Олега “вещим”. Он объединил в своих руках жреческие функции наиболее почитаемых языческих культов ильменских словен и приднепровских русов. Именами Перуна и Велеса клялись послы Олега при заключении договора с греками в 911 г. Захватив власть в Киеве, Олег объявил себя князем от русского рода, тем самым подтвердил свою преемственность от предшествующей ему власти и утвердил законность своего княжения как русского, а не чужеземного князя.

Еще один важный политический шаг Олега - поход на Константинополь. Согласно летописным источником, в 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив, таким образом, варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с «договором» 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским».

В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега (по преданию, Олег умер от укуса змеи) около 912 и правил до 945.

В статье говорится кратко о великих князьях русской Руси – теме, изучаемой по истории 10 класса. Чем же они были знамениты? Какими были их деяния и роль в истории?

Призванные варяги

В 862 году северо-западные племена восточных славян решили прекратить войны между собой и пригласить независимого правителя, чтобы он справедливо правил над ними. Славянин Гостомысл из племени ильменцев возглавил поход к варягам и вернулся оттуда с Рюриком и его дружиной. Вместе с Рюриком пришли и два его брата - Сиенус и Трувор. Рюрик сел княжить в Ладоге, а через два года, согласно Ипатьевской летописи, построил Новгород. У Рюрика был сын Игорь, который должен был стать князем после его смерти. Наследственность правления стало основанием правящей династии.

Рис. 1. Карта Киевской Руси в 10 веке.

В 879 году Рюрик скончался, а Игорь был еще слишком мал. Регентом выступил Олег - то ли шурин Рюрика, то ли его воевода. Уже в 882 году он захватил Киев, куда перенес из Новгорода столицу Древней Руси. Захватив Киев, Олег установил полный контроль над торговым путем «Из варяг в греки». Олегу удалось заключить выгодный договор с Византией о беспошлинной торговле, что является большим достижением для русской экономики того времени.

В 912 году Олег скончался и Игорь стал Киевским князем. В 914 году Игорь повторно завоевал древлян, установив дань больше Олеговой. В 945 году Игорь, собирая дань с древлян, посчитал, что собрал недостаточно. Вернувшись с малым отрядом для повторного сбора, он был убит в городе Искоростень за свою жадность.

И Рюрик, и Олег, и Игорь сводили свою внутриполитическую деятельность к подчинению окружающих Русь славянских племен и обложением их данью. Их деятельность была в большей степени направлена на проведение военных походов для завоевания авторитета внутри Руси и на международной арене.

Правление Ольги и Святослава

В 945 году Ольга подавила мятеж древлян и отомстила за Игоря, разрушив Искоростень. Ольга оставила внешнюю и начала заниматься внутренней политикой. Она провела первую на Руси реформу, создав систему уроков и погостов - количества дани и мест и времени ее сбора. В 955 году Ольга отправляется в Константинополь и принимает христианство.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рис. 2. Сожжение Искоростня.

Точно не известно, когда к власти пришел Святослав. «Повесть временных лет» говорит о его первом военном походе в 964 году. Святослав был большой поклонник войны и битв, поэтому он продолжил политику своего отца и деда и всю жизнь провел в сражениях, а Ольга от его имени продолжала управлять Русью вплоть до самой смерти. Покорив Болгарию, он перенес столицу в Переяславец-на-Дунае и планировал оттуда управлять молодым государством. Но эти земли находились в сфере интересов Византии, которые в течении года заставили Святослава вернуться на Русь.

Рис. 3. Святослав и Иоанн Цимисхий.

Святослав ненадолго пережил мать. Он погиб недалеко от Днепровских порогов от ятагана печенегов, устроивших ему засаду, когда он возвращался из Болгарии в Киев в 972 году.

Внешняя политика Руси в 9-10 веках

Основным направлением походов первых русских князей оставалась Византия, хотя периодически военные походы осуществлялись и в другие страны. Для освещения этого вопроса составим таблицу Первые русские князья и их деятельность во внешней политике.

Князь

Поход

Год

Итог

Захват Киева и перенос туда столицы

На Константинополь

Заключен выгодный Руси торговый договор

На Константинополь

Флот русов сожжен греческим огнем

На Константинополь

Заключен новый военно-торговый договор

На Бердаа

Награблена и привезена на Русь богатая добыча

Святослав

На Хазарию

Уничтожение Хазарского Каганата

В Болгарию

Завоевал Болгарию и сел там княжить

Война с Византией

Святослав оставил Болгарию и отправился в Киев

Следует отметить, что первые русские князья также занимались обороной южных границ от постоянных набегов кочевых племен хазар и печенегов.

Что мы узнали?

В целом, внешняя политика первых русских князей доминировала над внутренней. Это было обусловлено желанием объединить под одной властью все восточнославянские племена и оградить их от внешней военной агрессии.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 573.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...