Большая энциклопедия нефти и газа. Локальные нормативные акты: что нужно знать кадровику
12. Общая характеристика Закона рф «о занятости населения в Российской Федерации».
Закон РФ от 19.04.1991 "О занятости населения в РФ"
определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
В гл. I «Общие положения» даются понятия: «занятость», «кто считается занятым», «безработного», «подходящая и неподходящая работа»; закреплена государственная политика (принципы) в области занятости, разграничены полномочия в этой области Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Глава II «Права граждан в области занятости» закрепляет право граждан на выбор места работы, профессию, на профессиональную подготовку и переподготовку, на трудоустройство, на профессиональную деятельность за границей.
Глава III «Гарантии государства в области занятости» устанавливает общие гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для отдельных категорий населения, в том числе квотирование (бронирование) рабочих мест для инвалидов, молодежи и других граждан, нуждающихся в специальной защите.
Глава IV «Регулирование и организация занятости населения» предусматривает организацию работы службы занятости по трудоустройству граждан, переподготовку и организацию общественных работ для безработных в качестве их дополнительной социальной поддержки.
Главы V-VII предусматривают участие работодателей в обеспечении занятости, в том числе уплату ими взносов в фонд занятости, закрепляют социальные гарантии, порядок выплаты пособий по безработице, компенсаций и другой материальной помощи безработным, устанавливают контроль и ответственность за нарушение Закона.
Закон о занятости помогает высвобождаемым работникам, а также лицам, впервые ищущим работу, и другим категориям безработных в подыскании работы, а организациям - в подборе необходимых кадров.
урегулировал отношения граждан со службой занятости и отношения этой службы с работодателями, установил определенную социальную защищенность безработных и материальную помощь им.
13. Локальные нормы как источники трудового права.
Локальные правовые нормы представляют собой одну из разновидностей правовых норм. Они разрабатываются органами управления корпорации и адресуются ее членам (учредителям, акционерам, служащим и т.д.). Локальные правовые нормы регулируют наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому они весьма значимы.
В условиях перехода к рыночной организации труда резко возрастает роль локального правового регулирования трудовых отношений - это самостоятельная форма реализации законов и иных нормативных правовых актов. В отличие от других форм предполагает осуществление нормотворческих функций работодателем самостоятельно либо с учетом мнения представительного органа работников и связана с принятием таких нормативных правовых актов, которые действуют только на предприятии, в учреждении, организации.
Использование данного метода регулирования позволяет, с одной стороны, работодателю оперативно принимать внутренние акты, направленные на обеспечение реализации внешних нормативных правовых актов, а с другой - дает возможность работникам через выборные представительные органы участвовать в управлении.
Локальные нормативно-правовые акты, принятые на предприятии, определяют его особый внутренний правопорядок. Они ближе к опосредуемым общественным отношениям, чем централизованные, быстрее улавливают их динамику, более полно учитывают особенности и специфику регулирования применительно к конкретной организации.
Взаимодействие централизованного и локального правового регулирования осуществляется по следующим направлениям:
1. Признание за работодателями и представителями работников прав и обязанностей на локальное нормотворчество. Статья 8 Трудового кодекса в систему трудового законодательства включает и локальные акты, содержащие нормы трудового права.
2. Закрепления за работодателем и представительными органами работников обязанностей по осуществлению локального правового регулирования отдельных трудовых отношений (по выплате заработной платы, установлению рабочего времени и времени отдыха и др.)- Например, заработная плата работников не бюджетной сферы должна устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами; порядок введения суммированного учета рабочего времени - правилами внутреннего трудового распорядка.
3. Официального признания локальных нормативных актов правовой основой для решения дел в суде.
4. Установления на федеральном уровне минимума правовых гарантий (минимальной заработной платы, минимальной продолжительности отпуска), который не может снижаться в локальном порядке; определения желательного варианта правового регулирования отдельных видов трудовых отношений посредством выработки соответствующих рекомендаций или примерных типовых правовых актов (заключение трудовых договоров, связанных с допуском к государственной тайне, договоров о полной материальной ответственности, формирование представительных органов работников и т.д.).
5. Установления процедуры разработки и принятия локальных правовых актов.
6. Юридического обеспечения прав работодателей и работников в области локального регулирования.
7. Закрепления в федеральных нормативных актах правовых норм, локального нормотворчества, широко применяемых на практике.
Итак, регулирование может осуществляться в рамках предприятия в целом, в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении. Оно осуществляется либо работодателем самостоятельно, либо с участием работников или их представительных органов и направлено на упорядочение правового регулирования трудовых отношений. Основное значение этого регулирования заключается в том, что оно предоставляет возможность работодателям и работникам самостоятельно вырабатывать правила поведения, объективно необходимые в конкретных условиях предприятия, побуждает конкретных субъектов правотворчества на локальном уровне к действиям.
Среди источников трудового и трудового процедурно процессуального права важная роль принадлежит локальным нормативно-правовым актам. К ним относятся:
устав предприятия;
положение о филиале;
положение о представительстве;
структурном подразделении;
коллективный договор;
соглашение;
правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда; должностное положения и инструкции;
документы, регламентирующие определенные действия представителей работодателя и администрации, и др.
Cтраница 1
Локальные нормы являются специфичными источниками трудового права. В них решаются специфичные для каждого предприятия вопросы регулирования труда рабочих и служащих.
Локальные нормы права не могут противоречить законам и другим централизованным актам. Например, трудовые коллективы, в соответствии со ст. 9 Закона о трудовых коллективах, разрабатывая положения об укреплении трудовой дисциплины, вправе включать туда только те меры воздействия на нарушителей, которые предусмотрены законодательством.
Пусть локальная норма / л1 коварианта / из & m n (F, A) непрерывна на F. Предположим, что F - компактная поверхность.
Нормативные условия - это локальные нормы, разработанные в соответствии с действующим законодательством администрацией и ФЗМК в пределах предоставленных им прав.
По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.
Вместе с тем, коллективный договор содержит не только локальные нормы. В коллективный договор включаются также и обязательства сторон.
Как уже видели выше, все эти тензоры имеют непрерывные локальные нормы, но некоторые из них могут иметь разрывы конечного порядка. А именно, тензоры, соответствующие функциям Ф const и Ф С22 (п-т) (с const), имеют соответственно в точках z 0 и 2-ое разрывы конечного порядка.
Нормативные акты, принимаемые внутри предприятий, в юридической науке называются локальными нормами права. Они принимаются администрацией предприятия, как правило, совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством, утверждаются трудовым коллективом или с учетом его мнения. Издающие их органы не должны выходить за пределы предоставленных полномочий.
Рассмотрим множество Ср (и) тензоров модуля Cp (Q), локальные нормы которых непрерывны в области И.
Имеются в виду соглашения (сделки), которые представляют собой разработанные самими сторонами локальные нормы. ГК, которая отсылает по вопросам условий перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственности сторон к соглашению между этими последними. ГК с ее определением договора, ни таким же образом в рамки ст. 153 ГК, которая содержит определение сделки.
В содержание управленческой функции руководителя организации входят его распорядительные правомочия по управлению имуществом и трудом, нормотворческие по изданию локальных норм, правоприменительные по применению норм трудового законодательства к конкретным работникам, в том числе дисциплинарная и поощрительная его власть.
Многие вопросы регулирования труда рабочих и служащих решаются администрацией предприятий (учреждений) по согласованию или совместно с ФЗМК путем принятия локальных норм права.
Правовая форма общественного контроля заключается в том, что профсоюзный орган, осуществляя его, может не дать согласия на издание хозяйственным органом локальной нормы права или исполнительно-распорядительного акта, акта применения нормы трудового права либо обратиться к вышестоящему хозяйственному или государственному органу с требованием заставить подконтрольный орган соблюдать нормы трудового права, оказать содействие в выполнении профсоюзными органами функции контроля. В этих случаях профсоюзный орган правовыми средствами воздействует на организационно-исполнительную деятельность в области производства, труда и быта хозяйственных и государственных органов.
Отметим, что корневыми будут, например, все нормы - / V na -, так как такая норма всегда разлагается в произведение локальных норм.
Профсоюзы как субъекты трудового права участвуют в установлении условий труда и оплаты на всех уровнях их органов, начиная с профкома, участвующего в создании локальных норм трудового законодательства, и до высших федеральных профсоюзных органов по социально-партнерским соглашениям. Таким образом, профсоюзы являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда, т.е. при создании норм трудового законодательства, при их применении по многим вопросам, при профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства. При этом во взаимоотношениях с администрацией они имеют права, а обязанности по содействию их осуществлению лежат на администрации. О правовом статусе профсоюзов и их конкретных правах будет сказано в гл.
4.5. Локальные нормы как источники трудового права
Система источников трудового права отличается от источников других областей права тем, что в регулировании трудовых отношений важное место занимают локальные (местные) нормы права, которые принимаются непосредственно в учреждениях, организациях нанимателем или уполномоченным им органом по согласованию с трудовым коллективом или профсоюзным комитетом. Благодаря локальному регулированию трудовых отношений развиваются демократические основы в производственной деятельности. Соотношение же локального и централизованного регулирования является показателем демократизма существующей правовой системы общества.
Локальное нормотворчество осуществляется непосредственно участниками трудовых отношений, которые принимают участие в создании этих норм, могут влиять на их содержание. Это дает возможность работающим знать объем надлежащих им прав и обязанностей, которые определены локальными нормами, максимально приспосабливая их для реализации своих интересов и удовлетворения нужд. Для того чтобы осуществлялось локальное нормотворчество, необходимы два условия. Во-первых, нормы являются локальными и приобретают силу лишь при условии, что они приняты в порядке, предварительно определенном централизованным регулированием. Во-вторых, локальное нормотворчество возможно при наличии общей нормы, которая предоставляет определенным субъектам право заниматься нормотворчеством. Это означает, что субъекты трудового права поставлены в определенные рамки локального нормотворчества. Здесь осуществляется принцип «разрешено лишь то, что определено законом». При этом сущность локальных норм сводится к развитию общих норм трудового права, которые распространяют свое действие только на отношения конкретного учреждения, где они приняты. Таким образом, локальная норма в трудовом праве - правило общеобязательного поведения, которое предварительно санкционировано государством и принято в установленном законом порядке непосредственно в учреждении, действует в его границах.
Локальные нормативные акты, являясь источником трудового права, представляют собой систему, в основе которой лежит совокупность общественно-трудовых отношений, отражающих специфику производства, технологии, технологического процесса организации. Функции трудового права, выражающие общие закономерности и свойства отрасли, проявляются (конкретизируются) и в локальном регулировании общественно-трудовых отношений. Важной чертой правового регулирования трудовых отношений в настоящее время становится усиление его договорного характера, роли локальных нормативных актов. Локальные нормы в рыночных условиях хозяйствования представляют собой формализованный результат социального партнерства в учреждении, определенную систему правил трудового поведения, нашедших закрепление в локальных нормативных актах. Поэтому порядок разработки, принятия (утверждения) локальных нормативных актов является актуальным для науки и практики трудового права в части выявления его роли в социальном сотрудничестве, разрешения противоречий интересов нанимателя, работников и их представителей, в установлении внутреннего трудового распорядка учреждения.
Локальные нормативные акты занимают важное место среди источников трудового права. В ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь содержится определение локальных нормативных актов: «Локальные нормативные акты - это коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя».
Локальные нормативные акты могут приниматься:
1. Самостоятельно нанимателем.
С учетом примерного перечня, указанного в ч. 2 ст. 405 ТК, наниматель вправе на основании коллективного договора, а при его отсутствии -самостоятельно, утвердить примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности (ч. 3 ст. 405 ТК).
2. С участием профсоюзов.
К примеру, установление, замена или пересмотр норм труда (ч. 1 ст. 87 ТК); установление правил внутреннего трудового распорядка на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утверждаемых Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ст. 195 ТК).
3. По согласованию с профсоюзом.
Многие вопросы, касающиеся рабочего времени и времени отдыха, должны решаться нанимателем по согласованию с профсоюзом:
Утверждение графика работ (сменности) (ч. 5 ст. 123 ТК);
Установление пятидневной с двумя выходными днями или шестидневной с одним выходным днем рабочей недели (ч. 1 ст. 124 ТК);
Введение суммированного учета рабочего времени (ч. 7 ст. 126 ТК);
Принятие решения о разделении рабочего дня на части (ч. 3 ст. 127 ТК);
Установление по индивидуальным или коллективным просьбам режима гибкого рабочего времени (ч. 2 ст. 128 ТК);
Утверждение графика трудовых отпусков (в случае отсутствия профсоюза график трудовых отпусков утверждается нанимателем по согласованию с работником) (ч. 1 ст. 168 ТК);
Установление иного срока составления графика трудовых отпусков, отличного от определенного в ч. 2 ст. 168 ТК (иной срок может устанавливаться также коллективным договором, соглашением) (ч. 2 ст. 168 ТК).
4. Совместно с профсоюзом.
Например, заключение коллективного договора (гл. 34, 35 ТК).
Порядок ведения делопроизводства комиссией по трудовым спорам устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом (ч. 5 ст. 235 ТК).
Локальный нормативный акт - это всегда письменный документ. Требования к его форме, языку, стилю изложения, структуре и содержанию, наличию соответствующих реквизитов (дата принятия, номер, наименование, регистрация и др.) регулируются в централизованном порядке, формируются учеными. Трудовой кодекс Республики Беларусь устанавливает требования как к форме акта (положения, инструкции, графики и т.д.), так и к структуре и содержанию некоторых локальных актов (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка). Искажение формы или выход за пределы круга вопросов, решение которых предписано в конкретном акте, видимо, будет означать нарушение компетенции правотворческого органа. Письменная форма способствует единообразному пониманию сути акта. Она необходима для применения возможных санкций в случаях неисполнения локальных норм.
Основное правило, которое должно соблюдаться при принятии локальных нормативных актов: они не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством о труде. Локальные нормативные акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными. Локальные нормативные акты предназначены только для внутреннего использования в рамках конкретного учреждения. Регулируя трудовые и иные тесно связанные с ними отношения, локальные акты отличаются наибольшей по сравнению с другими правовыми актами приближенностью к работнику. Это выражается в том, что с их помощью формируется содержание каждого трудового договора, устанавливается перечень информации о работнике и иные вопросы, касающиеся его персональных особенностей.
Как правило, посредством реализации локальных норм работник получает вознаграждение за труд, дополнительные по сравнению с законодательством льготы и преимущества, выплачиваемые за счет средств учреждения. Локальные акты закрепляют правила поведения участников совместного труда, характерные для данного учреждения. Помимо правовых норм, составляющих основное содержание локального нормативного акта, в нем закрепляются деловые обычаи (например, требование заполнять обходные листки при увольнении работников), деловые обыкновения (проведение «планерок» или выдача работникам письменных заданий), корпоративные традиции (чествование передовиков производства), этические нормы (встречать каждого клиента фирмы приветствием), эстетические нормы (ношение фирменной одежды).
Важной чертой правового регулирования трудовых отношений в настоящее время становится усиление его договорного характера, роли локальных нормативных актов. Локальные нормы в рыночных условиях хозяйствования представляют собой формализованный результат социального партнерства в организации, определенную систему правил трудового поведения, нашедших закрепление в локальных нормативных актах. Поэтому порядок разработки, принятия (утверждения) локальных нормативных актов является актуальным для науки и практики трудового права в части выявления его роли в социальном сотрудничестве, разрешения противоречий интересов нанимателя, работников и их представителей, в установлении внутреннего трудового распорядка учреждения.
В ст. 194 ТК приводится перечень локальных актов, регулирующих трудовой распорядок. В этот перечень, который не является исчерпывающим, включены:
Правила внутреннего трудового распорядка;
Штатное расписание;
Должностные инструкции работников;
Графики сменности;
Графики отпусков;
Положения и инструкции по охране труда и технике безопасности;
Коллективный договор.
Приведенный перечень можно дополнить положениями о структурных подразделениях, о материальной ответственности работников, об условиях оплаты труда, о представительстве интересов нанимателя и др.
Локальные акты не ограничены сферой регулирования трудового распорядка. Внутренняя структура любого учреждения требует четкого распределения функций между персоналом. Поэтому в отдельный перечень локальных актов организации можно включить инструкции по делопроизводству и по работе с обращениями граждан, положения о коммерческой тайне и о порядке заключения и исполнения хозяйственных договоров, схемах документооборота, учетной политике и др.
Каждое учреждение обязано на основе Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных постановлением Госкомтруда от 19.05.1994 г. № 56, с изменениями и дополнениями от 25.03.1999 г., разработать, утвердить и применять Правила внутреннего трудового распорядка своей организации.
Названные правила устанавливаются руководителем учреждения с участием профсоюзов. В случае, если профсоюза в организации нет, правила внутреннего трудового распорядка устанавливает (утверждает) руководитель с учетом специфики деятельности учреждения, режима работы, согласованного с местными исполнительными и распорядительными органами.
Штатное расписание, в первую очередь, фиксирует внутреннюю структуру учреждения, определяет состав персонала, необходимого для осуществления указанной в уставе этого учреждения деятельности, и фонд оплаты его труда. Состав персонала учитывается по каждому подразделению (управлению, отделу, службе, сектору, бюро, участку, цеху, комплексу, торговому объекту и пр.) с указанием наименования и количества специалистов, тарификации, должностных окладов и тарифных ставок. Должности и профессии персонала в штатном расписании должны указываться в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих».
На основе штатного расписания определяются должность и место работы специалиста в общей структуре учреждения, устанавливаются порядок и условия координации действий специалистов для достижения поставленных целей. Штатное расписание является базисом для разработки других локальных актов, связанных с распределением обязанностей нанимателя между руководящими работниками, утверждением положений о структурных подразделениях и должностных инструкций для персонала. В рамках штатного расписания формируются условия трудовых договоров с персоналом. Право утверждать штатное расписание предоставлено руководителю учреждения.
При заключении трудовых договоров необходимо конкретизировать права и обязанности каждого работника. Министерства и ведомства вправе разрабатывать и рекомендовать для использования при разработке конкретных должностных инструкций типовые или примерные должностные инструкции.
Если в учреждении применяется сменный режим работы, то руководителем утверждается по согласованию с профсоюзом график сменности, который доводится до сведения персонала в установленные законодательством сроки.
В каждом учреждении ежегодно разрабатывается и утверждается по согласованию с профсоюзом или с работниками (если нет профсоюза) график отпусков на каждый календарный год. Трудовым кодексом установлен срок разработки и утверждения этого локального акта - не позднее 5 января или иного установленного коллективным договором срока.
В общей системе локальных нормативных актов положения и инструкции по охране труда и технике безопасности занимают особую нишу, поскольку именно эти документы должны обеспечить санитарно-гигиенические условия и безопасность труда.
Коллективный договор регулирует трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками и по своему содержанию является универсальным локальным актом учреждения. Трудовым кодексом определено, что в коллективном договоре могут содержаться следующие положения:
Об организации труда и повышении эффективности производства;
О нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;
О размерах тарифных ставок (окладов) доплат и надбавок к ним;
О продолжительности рабочего времени и времени отдыха;
О создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;
О заключении и расторжении трудовых договоров;
Об обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;
О регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;
О строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;
Об организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;
О предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
Об улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;
О создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;
О минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;
Об ответственности сторон за невыполнение условий коллективного договора;
О гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;
Об ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;
О других трудовых и социально-экономических условиях. Некоторые из названных выше положений коллективного договора могут быть оформлены в виде приложений или сформированы в виде отдельных локальных нормативных актов - положений об оплате труда, о премировании, о порядке и условиях предоставления дополнительных отпусков, об условиях установления доплат и надбавок, о выплате вознаграждения по итогам работы за год и пр.
Если коллективный договор в силу определенных причин в учреждении не применяется, то вопросы, отнесенные к содержанию такого договора, наниматель может урегулировать в одностороннем порядке, утвердив положение о персонале.
Сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений в сфере труда отражает суть государственно-правового управления общественным трудом, ибо именно посредством такого сочетания достигается единство и дифференциация условий труда в зависимости от отраслевых и региональных особенностей производства, лучше учитываются общие и специфические условия труда в конкретных учреждениях.
В науке трудового права локальное нормотворчество обычно понималось и понимается как возможность нанимателя конкретизировать действующее законодательство о труде, восполнить его пробелы с учетом жизнедеятельности организации. В действительности же, как считает Веселова Е.Р., локальное нормотворчество играет более значительную роль. Локальное нормотворчество в организации выполняет, прежде всего, функцию самостоятельного установления локальных норм трудового права с учетом особенностей учреждения. В настоящее время возможности, предоставленные законодательством, все еще не в полной мере используются участниками социально-трудовых отношений. В связи с этим для науки трудового права являются актуальными вопросы, касающиеся локального нормотворчества процесса организации, содержания, структуры и системы локальных норм, локальных нормативных правовых актов организации.
В науке трудового права наличие локальных источников и их существенное влияние на формирование трудовых отношений признается как специфика метода правового регулирования труда.
Деятельность учреждений по установлению локальных правовых норм в области трудовых отношений представляет собой разновидность правотворческой деятельности. Эта деятельность осуществляется в пределах установленной законодательством компетенции. Формой выражения локальных норм служат локальные нормативные акты. Характерной особенностью локального нормативного регулирования трудовых отношений является способ принятия локальных нормативных актов, в основе которого лежит, как правило, договорно-согласительный принцип. Достоинство этого принципа состоит в том, что он обеспечивает широкое участие работников учреждения (в большинстве случаев через представительные органы) в регулировании трудовых отношений.
Как считает Хныкин Г.В., помимо правовых норм, составляющих основное содержание локальных нормативных актов, в них закрепляются деловые обычаи, деловые обыкновения, корпоративные традиции, этические и эстетические нормы. Они определяют социальные ориентиры учреждений, направленные на смягчение негативных последствий рыночных отношений. Локальным актам присущи все признаки, характерные для нормативных правовых актов.
Вместе с тем, по мнению Хныкина Г.В., локальные источники права обладают специфическими особенностями. Во-первых, в основе их формирования лежат правовые нормы общего действия, которые с учетом условий труда в учреждении могут изменяться, дополняться или конкретизироваться.
Во-вторых, основным, доминирующим субъектом локального нормотворчества является наниматель, который может (а в отдельных случаях - обязан) принимать локальные нормативные акты в пределах своей компетенции. Возможности работников, связанные с принятием собственных локальных источников, а также с их влиянием на нормотворческую деятельность нанимателя, весьма ограничены.
B-третьих, локальные нормативные акты - это акты, предназначенные только для внутреннего использования в рамках конкретного учреждения. Регулируя трудовые и иные тесно связанные с ними отношения, локальные акты отличаются наибольшей по сравнению с другими правовыми актами приближенностью к работнику. Это выражается в том, что с их помощью может формироваться содержание каждого трудового договора, устанавливаться перечень информации о работнике и иные вопросы, связанные с его персональными данными. Как правило, посредством реализации локальных норм работник получает вознаграждение за труд, дополнительные по сравнению с законодательством льготы и преимущества, выплачиваемые за счет средств учреждения.
В-четвертых, локальные нормы отличает быстрота реагирования на изменения в общественной организации труда. Они могут достаточно оперативно удовлетворять производственные потребности при узаконении различных интересов сторон. Они нередко принимаются в порядке эксперимента, чтобы проверить варианты их воздействия на работников, установить эффективность их практического применения.
В-пятых, гибкость в применении трудового законодательства к конкретным условиям производства и разнообразие локальных норм позволяет установить преимущества одних учреждений перед другими. Это достигается установлением в локальных нормах благоприятных условий труда и социального климата, привлекательных моральных и материальных стимулов. Тем самым закрепляются социальные ориентиры, присущие данному учреждению.
В-шестых, нельзя не отметить социальную направленность локальных норм, поскольку их принятие нередко связано со смягчением негативных последствий рыночных отношений. В локальных актах закрепляются обязанности нанимателя, связанные с предоставлением работникам материальных пособий, ссуд на жилищное строительство, на санаторно-профилактическое лечение и т.д.
По способу создания можно выделить следующие локальные нормативные акты:
1) единоначальные, т.е. принимаемые непосредственно нанимателем без участия представительных органов работников (как правило, эти акты, не предусмотренные трудовым законодательством);
2) совместные, т.е. принимаемые нанимателем и представительными органами работников;
3) согласительно-договорные, т.е. принимаемые нанимателем по согласованию с представительным органом работников (перечень таких актов устанавливается нанимателем);
4) создаваемые нанимателем с учетом мнения представительного органа работников (к ним относятся все акты, предусмотренные трудовым законодательством).
В зависимости от сферы действия локальные нормативные акты можно разделить на акты общего и специального действия. Первые (их большинство) распространяют свое действие на всех работников учреждения. Вторые - на определенные категории работников или регулируют отдельные аспекты трудовых правоотношений.
Такой критерий, как санкционирование локальных нормативных актов государством, позволяет выделить три группы локальных источников. Во-первых, это локальные акты, предусмотренные Трудовым кодексом Республики Беларусь, т.е. акты делегированные государством, которое определяет основное содержание, пределы, сферу и сроки действия, порядок разработки и принятия. Во-вторых, локальные акты, не предусмотренные Трудовым кодексом Республики Беларусь, но признаваемые иными правовыми актами, в том числе коллективными договорами и соглашениями. Последние определяют вопросы содержания и процедур принятия данных локальных актов. В-третьих, акты, не упомянутые централизованными и иными правовыми актами, но активно используемые нанимателем.
По форме выражения (наименованию) различают следующие локальные акты: 1) договоры, соглашения; 2) уставы, положения; 3) правила; 4) инструкции; 5) перечни; 6) графики; 7) процедуры; 8) стандарты; 9) приказы.
Локальные нормативные правовые акты, занимающие значительное место в массиве нормативно-правовых актов, издаются не государственными органами, а разрабатываются и принимаются иными структурами гражданского общества, прежде всего хозяйствующими субъектами. Характерным для этих субъектов является то, что они по своей природе способны издавать нормы, обязательные для исполнения определенным кругом лиц, а государство признает за ними право на нормотворчество в определенных законом пределах. Субъектом локального правотворчества всегда выступает специальный орган, занимающийся разработкой и принятием локальных юридических норм.
Как отмечает Веселова Е.Р., локальная норма трудового права - это правило общеобязательного поведения, разработанное и принятое нанимателем самостоятельно или при участии трудового коллектива в пределах их компетенции и в порядке, установленном законодательством о труде, коллективным договором, другими локальными нормативными правовыми актами данного учреждения, регулирующее социально-трудовые отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей на субъектов социально-трудовых отношений организации и обеспечиваемое средствами хозяйской власти, а в случае возникновения трудового спора - возможностями юрисдикционн^гх органов государства.
Именно система трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений является основой построения определенным образом упорядоченной совокупности правовых норм, действующих в отдельном учреждении, ее системообразующим критерием. Локальные нормы трудового права регулируют как индивидуальные отношения, складывающиеся между нанимателем и работником, так и отношения по организации труда и управлению трудом, социальному партнерству, субъектами которых являются наниматель и трудовой коллектив работников. К нормам, предметом которых являются отношения, непосредственно связанные с трудовыми, относятся нормы о трудоустройстве у данного нанимателя; о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников непосредственно у данного нанимателя; об обеспечении соблюдения нанимателем и работниками трудовых прав и обязанностей.
Функции локального правового регулирования предопределяют место локальных нормативных актов в системе трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Локальные нормативные правовые акты являются первичной нормативной основой регулирования социально-трудовых отношений учреждения. Они принимаются не только для того, чтобы привести в действие общие нормы трудового законодательства, но и для установления специфичных с учетом сложившихся условий в организации правил трудового поведения.
По мнению Подвысоцкого П.Т., локальная норма права обладает всеми признаками общей правовой нормы. Вместе с тем локальная норма содержит специфические признаки, присущие только этой норме, а именно: источником ее формирования являются нормы общего значения; субъектами локального нормативного правотворчества являются наниматель и коллектив работников учреждения; она является одной из форм участия работников в управлении учреждением; ее сфера действия - конкретное учреждение, в котором была принята данная локальная норма трудового права.
Локальное нормативное регулирование характеризуется большим динамизмом, чем государственное. Локальные нормативные акты проходят практическую проверку, которая выявляет степень их возможности для эффективного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В случае обнаружения их недостатков локальные нормативные акты оперативно могут быть подвергнуты необходимым изменениям и дополнениям.
По сравнению с государственным регулированием, осуществляемым в централизованном порядке, локальное нормативное регулирование отличается своеобразием, которое проявляется, прежде всего, в том, что сфера его действия ограничена рамками конкретного учреждения: предмет регулирования и порядок установления локальных нормативных актов определен в действующем трудовом законодательстве; их содержание определяется в ходе переговоров между работниками (их представителями) и нанимателями (их представителями); они выступают как форма привлечения работников к управлению делами учреждения.
Локальные нормативные акты носят подзаконный характер, поскольку они, главным образом, дополняют, уточняют и конкретизируют положения законодательных и иных нормативных актов, принятых компетентными государственными органами, и не могут снижать и ухудшать уровень условий труда, установленный в централизованном порядке. Локальные нормативные акты иногда могут выступать в роли экспериментального регулирования, проводимого в целях проверки целесообразности того или иного варианта решения вопроса. В них могут содержаться элементы опережающего правового регулирования, направленные на ликвидацию пробелов в праве, преодоление отставания правовой надстройки от развития базисных отношений, поиска адекватного варианта правового регулирования трудовых отношений.
В механизме нормативного правового регулирования трудовых отношений локальные нормативные акты выполняют главную свою функцию - конкретизации (детализации) правовых норм, содержащихся в трудовом законодательстве или восполнения имеющихся в нем пробелов.
Локальным нормативным актам, содержащим нормы трудового права, присуща еще одна не менее важная функция. Они содействуют развитию трудового законодательства, ибо данные об их эффективности в конкретном учреждении могут учитываться в нормотворческой деятельности по дальнейшему расширению складывающейся практики их применения и отражению их содержания в нормах, принимаемых на государственном уровне.
Степень эффективности разработки и применения локальных нормативных актов и локальных норм, по мнению Ухиной С.В., находится в прямой зависимости от следующих факторов:
- прогнозирования последствий принимаемых локальных нормативных актов;
- точного и четкого определения предмета локального нормотворчества (т.е. тех общественных отношений или их группы, необходимость правового урегулирования которых объективно существует);
- максимального учета общественного мнения как в процессе разработки локальных нормативных актов, так и во время согласования и доработки проектов;
- вовлечения широкого круга специалистов в процесс разработки локальных нормативных актов;
- степени владения разработчиками локальных нормативных актов навыками и приемами юридической техники;
- создания действенных механизмов по неукоснительному воплощению норм локальных нормативных актов в правоприменительной деятельности той или иной организации, включая меры, проводимые с целью обобщения, анализа, закрепления положительного опыта, достигнутого в сфере реализации локальных нормативных актов;
- строгого соблюдения требований законности как в процессе разработки, так и применения локальных нормативных актов.
Будучи нормативными актами, считает Рогалева Г. Л., локальные нормы выполняют не только общие функции, свойственные всем правовым нормам, но и специфические, которые вообще не характерны для норм, установленных в централизованном порядке, либо не типичны для них.
Таким образом, по сравнению с законодательным регулированием, осуществляемым в централизованном порядке, локальное регулирование отличается некоторым своеобразием, которое проявляется, прежде всего, в том, что оно:
Осуществляется непосредственно в сфере труда - в учреждениях;
Испытывает опосредованное воздействие государства с помощью трудового законодательства (органы государственной власти и управления прямого участия в локальном регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений не принимают);
Имеет подзаконный характер, главным образом развивая, уточняя и конкретизируя положения законодательных и иных нормативных актов, принятых в установленном законом порядке компетентными органами, и не может противоречить централизованному регулированию;
Направлено на упорядочение таких общественных отношений, которые являются специфическими для данного учреждения и не урегулированы (или не полностью урегулированы) в централизованном порядке;
Выступает как форма саморегуляции работниками учреждения (непосредственно или опосредованно) тех вопросов регулирования социально-трудовых отношений, которые относятся к компетенции учреждения;
Осуществляется с участием самих работников учреждения или профсоюзного органа, представляющего интересы работников данного учреждения, другого представительного органа в случае, предусмотренном законом;
Имеет подзаконный характер, главным образом развивая, уточняя и конкретизируя положения законодательных и иных нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке компетентными государственными органами, и не может противоречить централизованному регулированию;
Нередко выступает в роли экспериментального регулирования, в ходе которого производится проверка целесообразности того или иного варианта решения вопроса;
Может содержать элементы опережающего регулирования, направленного на ликвидацию пробелов в праве, преодоление отставания правовой надстройки от развития базисных отношений, поиска адекватного варианта правового регулирования условий труда.
Таким образом, локальные нормы образуют систему, обычно необходимую и достаточную для регулирования сложившихся социально-трудовых отношений в организации. Система локальных норм организации составляет значительный относительно самостоятельный комплекс юридических правил, который можно именовать локальным трудовым правом. Локальное трудовое право - это определенным образом упорядоченная совокупность, система локальных норм трудового права, являющаяся результатом социального компромисса, согласования интересов нанимателя и работников, регулирующая социально-трудовые отношения в учреждении, обеспечиваемая применением или возможностью применения мер убеждения, стимулирования и контроля в учреждении, а в необходимых случаях и мерами государственного принуждения.
Локальные правовые нормы представляют собой одну из разновидностей правовых норм. Они разрабатываются органами управления корпорации и адресуются ее членам (учредителям, акционерам, служащим и т.д.). Локальные правовые нормы регулируют наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому они весьма значимы.
В условиях перехода к рыночной организации труда резко возрастает роль локального правового регулирования трудовых отношений - это самостоятельная форма реализации законов и иных нормативных правовых актов. В отличие от других форм предполагает осуществление нормотворческих функций работодателем самостоятельно либо с учетом мнения представительного органа работников и связана с принятием таких нормативных правовых актов, которые действуют только на предприятии, в учреждении, организации.
Использование данного метода регулирования позволяет, с одной стороны, работодателю оперативно принимать внутренние акты, направленные на обеспечение реализации внешних нормативных правовых актов, а с другой - дает возможность работникам через выборные представительные органы участвовать в управлении.
Локальные нормативно-правовые акты, принятые на предприятии, определяют его особый внутренний правопорядок. Они ближе к опосредуемым общественным отношениям, чем централизованные, быстрее улавливают их динамику, более полно учитывают особенности и специфику регулирования применительно к конкретной организации.
Взаимодействие централизованного и локального правового регулирования осуществляется по следующим направлениям:
1. Признание за работодателями и представителями работников прав и обязанностей на локальное нормотворчество. Статья 8 Трудового кодекса в систему трудового законодательства включает и локальные акты, содержащие нормы трудового права.
2. Закрепления за работодателем и представительными органами работников обязанностей по осуществлению локального правового регулирования отдельных трудовых отношений (по выплате заработной платы, установлению рабочего времени и времени отдыха и др.)- Например, заработная плата работников не бюджетной сферы должна устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами; порядок введения суммированного учета рабочего времени - правилами внутреннего трудового распорядка.
3. Официального признания локальных нормативных актов правовой основой для решения дел в суде.
4. Установления на федеральном уровне минимума правовых гарантий (минимальной заработной платы, минимальной продолжительности отпуска), который не может снижаться в локальном порядке; определения желательного варианта правового регулирования отдельных видов трудовых отношений посредством выработки соответствующих рекомендаций или примерных типовых правовых актов (заключение трудовых договоров, связанных с допуском к государственной тайне, договоров о полной материальной ответственности, формирование представительных органов работников и т.д.).
5. Установления процедуры разработки и принятия локальных правовых актов.
6. Юридического обеспечения прав работодателей и работников в области локального регулирования.
7. Закрепления в федеральных нормативных актах правовых норм, локального нормотворчества, широко применяемых на практике.
Итак, регулирование может осуществляться в рамках предприятия в целом, в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении. Оно осуществляется либо работодателем самостоятельно, либо с участием работников или их представительных органов и направлено на упорядочение правового регулирования трудовых отношений. Основное значение этого регулирования заключается в том, что оно предоставляет возможность работодателям и работникам самостоятельно вырабатывать правила поведения, объективно необходимые в конкретных условиях предприятия, побуждает конкретных субъектов правотворчества на локальном уровне к действиям.
Среди источников трудового и трудового процедурно процессуального права важная роль принадлежит локальным нормативно-правовым актам. К ним относятся:
устав предприятия;
положение о филиале;
положение о представительстве;
структурном подразделении;
коллективный договор;
соглашение;
правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда; должностное положения и инструкции;
документы, регламентирующие определенные действия представителей работодателя и администрации, и др.
Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ
Самигуллин, В. К.
Локальные нормы и их виды /В. К. Самигуллин.
//Правоведение. -1976. - № 2. - С. 38 - 43
- Локальные нормы и их виды.
Самигуллин, В. К.В. К. Самигуллин, кандидат юридических наук
Локальные нормы и их виды1. Характерная черта развития государственно-правовой надстройки советского общества - постоянное совершенствование социалистиче-ской демократии. Дальнейшее ее развитие, в частности, осуществле-ние мероприятий, способствующих возрастанию роли трудовых кол-лективов в управления делами предприятий, организаций, учрежде-ний, государства и общества, предполагает всемерное улучшение госу-дарственной дисциплины, законности и правопорядка. А это требует совершенствования системы права и законодательства, всех организа-ционных форм правового регулирования. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров от 25 июня 1975 г. № 558 «О мерах по дальней-шему совершенствованию хозяйственного законодательства» отмечено, что в первую очередь это относится к правовым нормам, законода-тельству, организационным формам, призванным «способствовать дальнейшему росту общественного производства и повышению его эф-фективности в решении задач коммунистического строительства в со-ответствии с требованиями объективных экономических законов соци-ализма». К числу таких организационно-правовых форм относится ло-кальное нормативное регулирование.
Социальная ценность локального нормативного регулирования в том, что оно, во-первых, позволяет на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений, их структурных подразделений позитивно регулировать общественные отношения применительно к их специфике. Во-вторых, способствует преодолению противоречий в правовом регу-лировании, связанных с динамичностью общественных отношений, гро-моздкостью законодательства, имеющимися в нем неувязками. Эта форма выступает как метод, противостоящий необоснованным ограни-чениям и мелочному централизованному регламентированию, стесняю-щему инициативу предприятий, организаций, учреждений, их структурных подразделений.
Основное средство локального регулирования - локальные пра-вовые нормы, которые в совокупности с общими нормами права обра-зуют его юридическую основу. К анализу социальной и юридической природы локальных норм обращались многие авторы: В. А. Архипова,
3. С. Беляева, Ф. В. Глазырин, H. H. Дульская, С. С. Карийский, И. Н. Каширин, Р. И. Кондратьев, Ф. М. Левиант, Е. Н. Ловчикова, Г. В. Муцинов, В. А. Тарасова и др. Следовательно, для науки права данная проблема в целом не нова. Однако локальные нормы исследу-ются названными авторами лишь в отраслевом плане. В настоящее время ощущается потребность в общетеоретическом рассмотрении проблемы.2. Термин «локальный» произведен от латинских слов locus - место, localis - местный, т. е. семантически слова «локальный» и «местный» идентичны. Однако в юридической литературе понятие «локальная норма» в сравнении с понятием «местная норма» интерпретируется ограничительно. Локальные нормы - это правила, которые уста-навливаются и действуют в рамках отдельных предприятий, организа-ций, учреждений, а также их структурных подразделений: производ-ственных единиц, цехов, отделов, участков, бригад, ферм и т. д. Ис-точниками локальных норм являются такие нормативные акты, как уставы юридических лиц; положения об их структурных подразделе-ниях; должностные, технические (технологические) инструкции; пра-вила внутреннего (трудового) распорядка; планы социального разви-тия, годовые техпромфинлланы, квартальные, месячные планы; кол-лективные договоры; нормативные приказы и т. д. В отличие от них местными нормами обычно именуют правила, устанавливаемые мест-ными органами власти и управления (Советами депутатов трудящих-ся, их исполнительно-распорядительными органами) и действующие в пределах подведомственной им территории.
Локальные нормы обладают качествами, общими для всех юриди-ческих норм. В конечном счете все локальные нормы исходят от госу-дарства, гарантированы его принудительной, силой, формально опре-деленны, динамичны. Вместе с тем им присущи особенные качества, отличающие их от других правовых норм. Специфика локальных норм состоит в следующем. Они действуют только на территории конкрет-ных предприятий, организаций, учреждений, а иногда даже только на территории их структурных подразделений. С точки зрения людского субстрата каждое такое социальное образование есть определенный трудовой коллектив. Поэтому по кругу лиц локальные нормы распространяют свою юридическую силу на субъектов, которые включаются в тру-довой коллектив. Предмет регулирования локальных норм составляют преимущественно общественные отношения (административные, колхоз-ные, трудовые и т. д.), которые предварительно, в диапозитивном плане, опосредованы общими нормами. Но в отличие от последних локальные нормы регулируют эти отношения применительно к отдельному пред-приятию, организации, учреждению, структурному подразделению. От-сюда еще одна особенность локальных норм: они не имеют того уровня общности, который свойствен общим нормам. Содержание локальных норм более конкретно. Субъектами, формирующими локальные нормы, являются органы управления названными социальными образованиями, а в случаях, прямо указанных в законодательстве, - ФЗМК и цехкомы профсоюзов.
Главное назначение локальных, равно как и общих, норм-регули-рование общественных отношений. Но локальные нормы устанавливают-ся в строго подзаконном порядке. В этой связи социально-правовое на-значение их несколько модифицировано: они призваны не просто регу-лировать, а «доурегулировывать» данные отношения. «Доурегулирова-
ние общественных отношений локальными нормами возможно с целью как конкретизации права, так и восполнения пробелов в нем. В соответ-ствии с этим локальные нормы осуществляют две специфические функ-ции: правоконкретизирующую и правовоисполнительную.
О конкретизации права в юридической литературе написано доволь-но много. Однако единого мнения относительно ее (природы не существует. Сравнительный анализ различных точек зрения (Н. Б. Зейдера, К. И. Комиссарова, А. К. Безиной и В. В. Лазарева, Н. Н. Вопленко, А. Ф. Ноздрачева, А. Б. Венгерова, А. Ф. Черданцева) позволяет за-ключить, что конкретизация права-свойство правового регулирования, проявляющееся в детализации содержания известных правовых норм и соответствующих им правоотношений допускаемыми законодателем средствами: локальными нормами, индивидуальными актами, правопо-ложениями. Хотя здесь конкретизация предстает как явление, внутрен-не присущее правовому регулированию, следует тем не менее учитывать особенности выражения ее в правотворческой и правореализующей (в особенности правоприменительной) деятельности. В первом случаемы сталкиваемся с внутринормативной, во втором - с индивидуальной кон-кретизацией. Особенность локальных норм в том, что конкретизация осуществляется ими на уровне правотворчества. При этом выработкой локальных норм правотворческий процесс, как травило, заканчивается. Локальные нормы могут конкретизировать все структурные элемен-ты общих норм: гипотезу, диспозицию, санкцию. Но поскольку они осу-ществляют регулятивные функции, конкретизация санкций локальными нормами встречается сравнительно редко. Что касается правоотноше-ний, образовавшихся на основе общих норм, то здесь конкретизация мо-жет быть направлена на любой их структурный элемент: субъект, объ-ект, содержание. В зависимости от того, какова степень формальной определенности общей нормы, она может конкретизироваться различны-ми, способ а ми: путем ликвидации альтернативы гипотезы или диспозиции, детализации их содержания уточняющими положениями и т. п.
Возможность восполнения пробелов в праве локальными нормами в законодательстве прямо не предусмотрена. Дискуссионен данный вопрос и в юридической литературе. По мнению одних авторов (В. А. Та-расовой, Ф. М. Левиант, С. С. Карийского и др.), локальные нормы могут восполнять пробелы. С точки зрения других (например, Р. И. Конд-ратьева) - нет. В то же время дискуссионна проблема самого понятия
По одностороннему коллективному волеизъявлению в основном устанавливаются локальные нормы колхозного права. Особенность этого способа правотворчества в том, что локальные нормы (правила уставов, правила внутреннего (трудового) распорядка, положения об оплате труда и внутрихозяйственном расчете) вводятся в действие общим со-бранием колхоза, а в крупных колхозах, где созыв общих собраний затруднителен, собранием уполномоченных.
Существо односторонне-единоначального локального правотворчест-ва заключается в том, что некоторые локальные нормы (например, пра-вила должностных инструкций, положений о структурных подразделе-ниях) могут быть установлены по одностороннему распоряжению руко-водителя предприятия, организации, учреждения, структурного подраз-деления.
По действию во времени локальные нормы подразделяются на при-нимаемые на определенный и неопределенный сроки, а по действию в
пространстве - на нормы, действующие в рамках всего предприятия, организации, учреждения, либо только в пределах их отдельных струк-турных подразделений. По кругу лиц локальные нормы могут распро-странять свою юридическую силу на всех членов трудового коллектива данного предприятия, организации, учреждения, структурного подразделения либо избирательно на определенную их категорию, например, на рабочих только дефицитных специальностей, рабочих, работающих сдельно и т. д.
Важное значение имеет дифференциация локальных норм на виды по признаку их юридической силы. С точки зрения Ф. М. Левиант, юри-дическая сила локальных и общих норм равнозначна. Напротив, Л. Б. Гальперин полагает, что общие нормы по сравнению с локальными обладают большей юридической силой. Думается, что более верна последняя точка зрения. Вместе с тем нельзя ограничиться утверждением, что локальные нормы обладают меньшей юридической силой, чем общие нормы, ибо по юридической силе локальные нормы отнюдь не равнозначны. По этому признаку они могут быть дифференцированы по крайней мере на два вида: «собственно» локальные нормы и внутриорганизационные.
«Собственно» локальные нормы устанавливаются на уровне пред-приятия, организации, учреждения как целостного социального образо-вания. Юридическая сила таких локальных норм меньше, чем юридиче-ская сила общих норм, но больше, чем юридическая сила внутриорганизационных норм. Последние принимаются на уровне структурного подразделения предприятия, организации, учреждения.
4. Локальные нормы играют значительную роль в. организации общественной жизни предприятий, организаций, учреждений, их структур-ах подразделений. Однако они являются не единственным регулятором доведения членов этих социальных образований. Наряду с ними действует множество других, локальных и нелокальных, правовых и неправовых правил поведения, Каждое из них обладает своими специфическими регулятивными свойствами, особым механизмом воздействия на поведение членов трудового коллектива. В целом они образуют систему, призванную поддерживать в динамическом равновесии сложные взаимоотношения, которые образуются между работниками в процессе их сов-местной деятельности, обеспечивать нормальное функционирование предприятий, организаций, учреждений, их структурных подразделений.
Понятие «локальная норма» распространено и в международном праве. Одна-ко здесь оно используется в ином значении. «В международном праве, - пишет В. Я. Суворова, - термин "локальный" применяется к договорам, обычаям или нор-мам, которые действуют на ограниченной части пространства независимо от того, охватывает эта часть пространства территории соседних стран, "Принадлежащих к од-ному географическому району, или включает территории государств, расположенных в различных районах земного шара» (Суворова В. Я. Универсальные и локальные нормы в международном праве. Автореф. канд. дис. Свердловск, 1974, с. 8).
См.: Зейдер Н. Б. 1) Судебное решение в советском гражданском процессе, т. 1. Докт.. дис. Саратов, 1954, с. 419-483; 2) Судебное решение по гражданскому праву. М., 1966, с. 92-97; Комиссаров К. И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. Свердловск, 1971, с. 26-30; Безина А., Лаза-ре в В. Конкретизация в праве и судебной практике. - «Советская юстиция», 1966, № 2, с. 6-7; Вопленко H. H. Официальное толкование и конкретизация совет-ских правовых норм. - В сб.: Вопросы теории государства и права, вып. 2. Саратов, 1971, с. 175, 178; Венгеров А. Б. Конституционный контроль в СССР - «Право-ведение», 1970, № 3, с. 34-35; Черданцев А. Ф. Правовое регулирование и кон-кретизация права.-Сборник учен. трудов Свердловск, юрид. ин-та, вып. 30, «При-менение советского права». Свердловск, 1974, с. 15-16.
- Человек — существо духовное
- Основные ошибки заполнения
- Отчет рсв в году сроки сдачи
- Салат из огурцов на зиму «Пикантный Салат из огурцов пикантный на зиму
- Телячья вырезка в духовке
- Кукурузная крупа – что это?
- Ажурные блинчики на молоке — рецепты тонких блинов с дырочками Блины ажурные тонкие дрожжевые
- Отличается насыщенный пар
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какой разновидности языков естественных или формальных может
- Прямоугольный параллелепипед — Гипермаркет знаний
- Как приготовить мидии Сколько времени занимает варка
- Рулетики из бекона с черносливом и грецким орехом
- Рецепт вареная колбаса с языком Колбасный язык
- Отстранение работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр Отказаться от медкомиссии на работе
- Табель учета рабочего времени: расшифровка сокращений Как в табеле обозначается учебный оплачиваемый отпуск
- Какая норма продолжительности рабочего времени в неделю устанавливается данным работникам?
- Сергей михеев — железная логика (видео) последний выпуск Политолог михеев
- Евгений сатановский — последние видео Сатановский последние публикации
- Священник Игорь Затолокин