Большая энциклопедия нефти и газа. Локальные нормативные акты: что нужно знать кадровику


  • 8. Запрещение дискриминации в сфере труда.
  • Глава I. Общие положения
  • 12. Общая характеристика Закона рф «о занятости населения в Российской Федерации».
  • 14. Общее и специальное законодательство о труде. Единство и дифференциация в правовом регулировании трудовых отношений. Факторы дифференциации.
  • 15. Значение руководящих постановлений высших судебных органов в применении норм трудового законодательства.
  • 17. Субъекты трудового права и их характеристика.
  • 18. Работник как субъект трудового права.
  • 19. Основные права и обязанности работника.
  • 20. Работодатель как субъект трудового права.
  • 21. Права и обязанности работодателя.
  • 22. Выборные профсоюзные органы в организациях и другие представительные органы работников как субъекты трудового права.
  • 23. Право граждан на объединение в профессиональные союзы в целях защиты своих экономических и социальных интересов.
  • 24. Защитная функция профсоюзов.
  • 25. Классификация прав профсоюзов.
  • 26. Гарантии реализации прав профсоюзов.
  • 27. Понятие и система правоотношений по трудовому праву.
  • 28. Трудовое правоотношение: понятие, субъекты, трудовая праводееспособность.
  • 29. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.
  • 30. Общая характеристика иных, непосредственно связанных с трудовыми, правоотношений.
  • 31. Основные принципы социального партнёрства
  • 32. Понятие и стороны коллективного договора. Его роль на современном этапе.
  • 33. Социально-партнёрские соглашения: понятие, виды и содержание.
  • 34. Ответственность сторон социального партнёрства.
  • 35. Понятие занятости. Круг лиц, считающихся занятыми.
  • 36. Понятие безработного. Гарантии безработным, предусмотренные действующим законодательством. Понятие подходящей работы.
  • 37. Государственные органы занятости и их полномочия.
  • 38. Свобода труда в свете Конституции рф.
  • 39. Понятие и содержание трудового договора.
  • 40. Трудовая книжка и её значение
  • 41. Оформление приема на работу.
  • 42. Испытание при приёме на работу и его правовые последствия.
  • 43. Случаи заключения срочного трудового договора.
  • 44. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству.
  • 45,46. Особенности регулирования труда работников, заключив¬ших трудовой договор на срок до двух месяцев. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.
  • 47. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей – физических лиц.
  • 48. Особенности регулирования труда надомников.
  • 49. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
  • 50. Аттестация в трудовом праве: порядок ее проведения и правовые последствия.
  • 51. Понятие и классификация переводов на другую работу. Их отличие от перемещения и изменения условий трудового договора, связанных с изменением организационных или технологичес­ких условий труда.
  • 52. Временные переводы на другую работу.
  • 53. Переводы на другую работу, обязательные для работодателя.
  • 54. Отстранение от работы.
  • 56 Расторжение трудового договора по инициативе работника.
  • 57. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по вине работника
  • 58. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя без вины работника.
  • 59 Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
  • 60. Дополнительные юридические гарантии при увольнении некоторых категорий работников.
  • 61. Порядок увольнения работников и производства расчета.
  • 62. Выходные пособия. Льготы и компенсации высвобождаемым работникам.
  • 63. Правовые последствия незаконного увольнения и перевода на другую работу.
  • 64. Защита персональных данных работника.
  • 65. Профессиональная подготовка и повышение квалификации работников.
  • 66. Ученический договор: содержание, срок, форма и действие.
  • 67. Основания прекращения ученического договора.
  • 68. Разграничение полномочий в сфере трудового права между субъектами рф.
  • 69. Трудовые отношения собственника при реорганизации организации.
  • 71. Особенности увольнения по всем пунктам ст. 81 тк рф.
  • 12. Общая характеристика Закона рф «о занятости населения в Российской Федерации».

    Закон РФ от 19.04.1991 "О занятости населения в РФ"

    определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

    Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

    Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

    Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

    В гл. I «Общие положения» даются понятия: «занятость», «кто считается занятым», «безработного», «подходящая и неподходящая работа»; закреплена государственная политика (принципы) в области занятости, разграничены полномочия в этой области Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

    Глава II «Права граждан в области занятости» закрепляет право граждан на выбор места работы, профессию, на профессиональную подготовку и переподготовку, на трудоустройство, на профессиональную деятельность за границей.

    Глава III «Гарантии государства в области занятости» устанавливает общие гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для отдельных категорий населения, в том числе квотирование (бронирование) рабочих мест для инвалидов, молодежи и других граждан, нуждающихся в специальной защите.

    Глава IV «Регулирование и организация занятости населения» предусматривает организацию работы службы занятости по трудоустройству граждан, переподготовку и организацию общественных работ для безработных в качестве их дополнительной социальной поддержки.

    Главы V-VII предусматривают участие работодателей в обеспечении занятости, в том числе уплату ими взносов в фонд занятости, закрепляют социальные гарантии, порядок выплаты пособий по безработице, компенсаций и другой материальной помощи безработным, устанавливают контроль и ответственность за нарушение Закона.

    Закон о занятости помогает высвобождаемым работникам, а также лицам, впервые ищущим работу, и другим категориям безработных в подыскании работы, а организациям - в подборе необходимых кадров.

    урегулировал отношения граждан со службой занятости и отношения этой службы с работодателями, установил определенную социальную защищенность безработных и материальную помощь им.

    13. Локальные нормы как источники трудового права.

    Локальные правовые нормы представляют собой одну из разновидностей правовых норм. Они разрабатываются органами управления корпорации и адресуются ее членам (учредителям, акционерам, служащим и т.д.). Локальные правовые нормы регулируют наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому они весьма значимы.

    В условиях перехода к рыночной организации труда резко возрастает роль локального правового регулирования трудовых отношений - это самостоятельная форма реализации законов и иных нормативных правовых актов. В отличие от других форм предполагает осуществление нормотворческих функций работодателем самостоятельно либо с учетом мнения представительного органа работников и связана с принятием таких нормативных правовых актов, которые действуют только на предприятии, в учреждении, организации.

    Использование данного метода регулирования позволяет, с одной стороны, работодателю оперативно принимать внутренние акты, направленные на обеспечение реализации внешних нормативных правовых актов, а с другой - дает возможность работникам через выборные представительные органы участвовать в управлении.

    Локальные нормативно-правовые акты, принятые на предприятии, определяют его особый внутренний правопорядок. Они ближе к опосредуемым общественным отношениям, чем централизованные, быстрее улавливают их динамику, более полно учитывают особенности и специфику регулирования применительно к конкретной организации.

    Взаимодействие централизованного и локального правового регулирования осуществляется по следующим направлениям:

    1. Признание за работодателями и представителями работников прав и обязанностей на локальное нормотворчество. Статья 8 Трудового кодекса в систему трудового законодательства включает и локальные акты, содержащие нормы трудового права.

    2. Закрепления за работодателем и представительными органами работников обязанностей по осуществлению локального правового регулирования отдельных трудовых отношений (по выплате заработной платы, установлению рабочего времени и времени отдыха и др.)- Например, заработная плата работников не бюджетной сферы должна устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами; порядок введения суммированного учета рабочего времени - правилами внутреннего трудового распорядка.

    3. Официального признания локальных нормативных актов правовой основой для решения дел в суде.

    4. Установления на федеральном уровне минимума правовых гарантий (минимальной заработной платы, минимальной продолжительности отпуска), который не может снижаться в локальном порядке; определения желательного варианта правового регулирования отдельных видов трудовых отношений посредством выработки соответствующих рекомендаций или примерных типовых правовых актов (заключение трудовых договоров, связанных с допуском к государственной тайне, договоров о полной материальной ответственности, формирование представительных органов работников и т.д.).

    5. Установления процедуры разработки и принятия локальных правовых актов.

    6. Юридического обеспечения прав работодателей и работников в области локального регулирования.

    7. Закрепления в федеральных нормативных актах правовых норм, локального нормотворчества, широко применяемых на практике.

    Итак, регулирование может осуществляться в рамках предприятия в целом, в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении. Оно осуществляется либо работодателем самостоятельно, либо с участием работников или их представительных органов и направлено на упорядочение правового регулирования трудовых отношений. Основное значение этого регулирования заключается в том, что оно предоставляет возможность работодателям и работникам самостоятельно вырабатывать правила поведения, объективно необходимые в конкретных условиях предприятия, побуждает конкретных субъектов правотворчества на локальном уровне к действиям.

    Среди источников трудового и трудового процедурно процессуального права важная роль принадлежит локальным нормативно-правовым актам. К ним относятся:

    устав предприятия;

    положение о филиале;

    положение о представительстве;

    структурном подразделении;

    коллективный договор;

    соглашение;

    правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда; должностное положения и инструкции;

    документы, регламентирующие определенные действия представителей работодателя и администрации, и др.

    Cтраница 1


    Локальные нормы являются специфичными источниками трудового права. В них решаются специфичные для каждого предприятия вопросы регулирования труда рабочих и служащих.  

    Локальные нормы права не могут противоречить законам и другим централизованным актам. Например, трудовые коллективы, в соответствии со ст. 9 Закона о трудовых коллективах, разрабатывая положения об укреплении трудовой дисциплины, вправе включать туда только те меры воздействия на нарушителей, которые предусмотрены законодательством.  

    Пусть локальная норма / л1 коварианта / из & m n (F, A) непрерывна на F. Предположим, что F - компактная поверхность.  

    Нормативные условия - это локальные нормы, разработанные в соответствии с действующим законодательством администрацией и ФЗМК в пределах предоставленных им прав.  

    По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.  

    Вместе с тем, коллективный договор содержит не только локальные нормы. В коллективный договор включаются также и обязательства сторон.  

    Как уже видели выше, все эти тензоры имеют непрерывные локальные нормы, но некоторые из них могут иметь разрывы конечного порядка. А именно, тензоры, соответствующие функциям Ф const и Ф С22 (п-т) (с const), имеют соответственно в точках z 0 и 2-ое разрывы конечного порядка.  

    Нормативные акты, принимаемые внутри предприятий, в юридической науке называются локальными нормами права. Они принимаются администрацией предприятия, как правило, совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством, утверждаются трудовым коллективом или с учетом его мнения. Издающие их органы не должны выходить за пределы предоставленных полномочий.  

    Рассмотрим множество Ср (и) тензоров модуля Cp (Q), локальные нормы которых непрерывны в области И.  

    Имеются в виду соглашения (сделки), которые представляют собой разработанные самими сторонами локальные нормы. ГК, которая отсылает по вопросам условий перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственности сторон к соглашению между этими последними. ГК с ее определением договора, ни таким же образом в рамки ст. 153 ГК, которая содержит определение сделки.  

    В содержание управленческой функции руководителя организации входят его распорядительные правомочия по управлению имуществом и трудом, нормотворческие по изданию локальных норм, правоприменительные по применению норм трудового законодательства к конкретным работникам, в том числе дисциплинарная и поощрительная его власть.  

    Многие вопросы регулирования труда рабочих и служащих решаются администрацией предприятий (учреждений) по согласованию или совместно с ФЗМК путем принятия локальных норм права.  

    Правовая форма общественного контроля заключается в том, что профсоюзный орган, осуществляя его, может не дать согласия на издание хозяйственным органом локальной нормы права или исполнительно-распорядительного акта, акта применения нормы трудового права либо обратиться к вышестоящему хозяйственному или государственному органу с требованием заставить подконтрольный орган соблюдать нормы трудового права, оказать содействие в выполнении профсоюзными органами функции контроля. В этих случаях профсоюзный орган правовыми средствами воздействует на организационно-исполнительную деятельность в области производства, труда и быта хозяйственных и государственных органов.  

    Отметим, что корневыми будут, например, все нормы - / V na -, так как такая норма всегда разлагается в произведение локальных норм.  

    Профсоюзы как субъекты трудового права участвуют в установлении условий труда и оплаты на всех уровнях их органов, начиная с профкома, участвующего в создании локальных норм трудового законодательства, и до высших федеральных профсоюзных органов по социально-партнерским соглашениям. Таким образом, профсоюзы являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда, т.е. при создании норм трудового законодательства, при их применении по многим вопросам, при профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства. При этом во взаимоотношениях с администрацией они имеют права, а обязанности по содействию их осуществлению лежат на администрации. О правовом статусе профсоюзов и их конкретных правах будет сказано в гл.  

    4.5. Локальные нормы как источники трудового права

    Система источников трудового права отличается от источников дру­гих областей права тем, что в регулировании трудовых отношений важ­ное место занимают локальные (местные) нормы права, которые прини­маются непосредственно в учреждениях, организациях нанимателем или уполномоченным им органом по согласованию с трудовым коллективом или профсоюзным комитетом. Благодаря локальному регулированию тру­довых отношений развиваются демократические основы в производствен­ной деятельности. Соотношение же локального и централизованного ре­гулирования является показателем демократизма существующей право­вой системы общества.

    Локальное нормотворчество осуществляется непосредственно учас­тниками трудовых отношений, которые принимают участие в создании этих норм, могут влиять на их содержание. Это дает возможность работа­ющим знать объем надлежащих им прав и обязанностей, которые опреде­лены локальными нормами, максимально приспосабливая их для реали­зации своих интересов и удовлетворения нужд. Для того чтобы осуществ­лялось локальное нормотворчество, необходимы два условия. Во-первых, нормы являются локальными и приобретают силу лишь при условии, что они приняты в порядке, предварительно определенном централизованным регулированием. Во-вторых, локальное нормотворчество возможно при наличии общей нормы, которая предоставляет определенным субъектам право заниматься нормотворчеством. Это означает, что субъекты трудо­вого права поставлены в определенные рамки локального нормотворче­ства. Здесь осуществляется принцип «разрешено лишь то, что определено законом». При этом сущность локальных норм сводится к развитию об­щих норм трудового права, которые распространяют свое действие толь­ко на отношения конкретного учреждения, где они приняты. Таким обра­зом, локальная норма в трудовом праве - правило общеобязательного по­ведения, которое предварительно санкционировано государством и при­нято в установленном законом порядке непосредственно в учреждении, действует в его границах.

    Локальные нормативные акты, являясь источником трудового права, представляют собой систему, в основе которой лежит совокупность обще­ственно-трудовых отношений, отражающих специфику производства, тех­нологии, технологического процесса организации. Функции трудового пра­ва, выражающие общие закономерности и свойства отрасли, проявляются (конкретизируются) и в локальном регулировании общественно-трудовых отношений. Важной чертой правового регулирования трудовых отношений в настоящее время становится усиление его договорного характера, роли локальных нормативных актов. Локальные нормы в рыночных условиях хозяйствования представляют собой формализованный результат социаль­ного партнерства в учреждении, определенную систему правил трудового поведения, нашедших закрепление в локальных нормативных актах. По­этому порядок разработки, принятия (утверждения) локальных норматив­ных актов является актуальным для науки и практики трудового права в части выявления его роли в социальном сотрудничестве, разрешения про­тиворечий интересов нанимателя, работников и их представителей, в уста­новлении внутреннего трудового распорядка учреждения.

    Локальные нормативные акты занимают важное место среди источ­ников трудового права. В ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь содержится определение локальных нормативных актов: «Локальные нор­мативные акты - это коллективные договоры, соглашения, правила внут­реннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отноше­ния у конкретного нанимателя».

    Локальные нормативные акты могут приниматься:

    1. Самостоятельно нанимателем.

    С учетом примерного перечня, указанного в ч. 2 ст. 405 ТК, нанима­тель вправе на основании коллективного договора, а при его отсутствии -самостоятельно, утвердить примерный перечень должностей и работ, за­мещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключать­ся письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответ­ственности (ч. 3 ст. 405 ТК).

    2. С участием профсоюзов.

    К примеру, установление, замена или пересмотр норм труда (ч. 1 ст. 87 ТК); установление правил внутреннего трудового распорядка на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утверждаемых Правитель­ством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ст. 195 ТК).

    3. По согласованию с профсоюзом.

    Многие вопросы, касающиеся рабочего времени и времени отдыха, должны решаться нанимателем по согласованию с профсоюзом:

    Утверждение графика работ (сменности) (ч. 5 ст. 123 ТК);

    Установление пятидневной с двумя выходными днями или шести­дневной с одним выходным днем рабочей недели (ч. 1 ст. 124 ТК);

    Введение суммированного учета рабочего времени (ч. 7 ст. 126 ТК);

    Принятие решения о разделении рабочего дня на части (ч. 3 ст. 127 ТК);

    Установление по индивидуальным или коллективным просьбам режима гибкого рабочего времени (ч. 2 ст. 128 ТК);

    Утверждение графика трудовых отпусков (в случае отсутствия проф­союза график трудовых отпусков утверждается нанимателем по согласо­ванию с работником) (ч. 1 ст. 168 ТК);

    Установление иного срока составления графика трудовых отпусков, отличного от определенного в ч. 2 ст. 168 ТК (иной срок может устанавли­ваться также коллективным договором, соглашением) (ч. 2 ст. 168 ТК).

    4. Совместно с профсоюзом.

    Например, заключение коллективного договора (гл. 34, 35 ТК).

    Порядок ведения делопроизводства комиссией по трудовым спорам устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом (ч. 5 ст. 235 ТК).

    Локальный нормативный акт - это всегда письменный документ. Требования к его форме, языку, стилю изложения, структуре и содержа­нию, наличию соответствующих реквизитов (дата принятия, номер, наи­менование, регистрация и др.) регулируются в централизованном поряд­ке, формируются учеными. Трудовой кодекс Республики Беларусь уста­навливает требования как к форме акта (положения, инструкции, графи­ки и т.д.), так и к структуре и содержанию некоторых локальных актов (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка). Ис­кажение формы или выход за пределы круга вопросов, решение кото­рых предписано в конкретном акте, видимо, будет означать нарушение компетенции правотворческого органа. Письменная форма способствует единообразному пониманию сути акта. Она необходима для применения возможных санкций в случаях неисполнения локальных норм.

    Основное правило, которое должно соблюдаться при принятии локаль­ных нормативных актов: они не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством о труде. Локальные нормативные акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными. Локальные нор­мативные акты предназначены только для внутреннего использования в рамках конкретного учреждения. Регулируя трудовые и иные тесно связан­ные с ними отношения, локальные акты отличаются наибольшей по срав­нению с другими правовыми актами приближенностью к работнику. Это выражается в том, что с их помощью формируется содержание каждого трудового договора, устанавливается перечень информации о работнике и иные вопросы, касающиеся его персональных особенностей.

    Как правило, посредством реализации локальных норм работник получает вознаграждение за труд, дополнительные по сравнению с зако­нодательством льготы и преимущества, выплачиваемые за счет средств учреждения. Локальные акты закрепляют правила поведения участников совместного труда, характерные для данного учреждения. Помимо право­вых норм, составляющих основное содержание локального нормативного акта, в нем закрепляются деловые обычаи (например, требование запол­нять обходные листки при увольнении работников), деловые обыкнове­ния (проведение «планерок» или выдача работникам письменных зада­ний), корпоративные традиции (чествование передовиков производства), этические нормы (встречать каждого клиента фирмы приветствием), эс­тетические нормы (ношение фирменной одежды).

    Важной чертой правового регулирования трудовых отношений в на­стоящее время становится усиление его договорного характера, роли ло­кальных нормативных актов. Локальные нормы в рыночных условиях хо­зяйствования представляют собой формализованный результат социаль­ного партнерства в организации, определенную систему правил трудово­го поведения, нашедших закрепление в локальных нормативных актах. Поэтому порядок разработки, принятия (утверждения) локальных норма­тивных актов является актуальным для науки и практики трудового права в части выявления его роли в социальном сотрудничестве, разрешения противоречий интересов нанимателя, работников и их представителей, в установлении внутреннего трудового распорядка учреждения.

    В ст. 194 ТК приводится перечень локальных актов, регулирующих трудовой распорядок. В этот перечень, который не является исчерпываю­щим, включены:

    Правила внутреннего трудового распорядка;

    Штатное расписание;

    Должностные инструкции работников;

    Графики сменности;

    Графики отпусков;

    Положения и инструкции по охране труда и технике безопасности;

    Коллективный договор.

    Приведенный перечень можно дополнить положениями о структур­ных подразделениях, о материальной ответственности работников, об ус­ловиях оплаты труда, о представительстве интересов нанимателя и др.

    Локальные акты не ограничены сферой регулирования трудового рас­порядка. Внутренняя структура любого учреждения требует четкого рас­пределения функций между персоналом. Поэтому в отдельный перечень локальных актов организации можно включить инструкции по делопро­изводству и по работе с обращениями граждан, положения о коммерчес­кой тайне и о порядке заключения и исполнения хозяйственных догово­ров, схемах документооборота, учетной политике и др.

    Каждое учреждение обязано на основе Типовых правил внутренне­го трудового распорядка, утвержденных постановлением Госкомтруда от 19.05.1994 г. № 56, с изменениями и дополнениями от 25.03.1999 г., раз­работать, утвердить и применять Правила внутреннего трудового распо­рядка своей организации.

    Названные правила устанавливаются руководителем учреждения с уча­стием профсоюзов. В случае, если профсоюза в организации нет, правила внутреннего трудового распорядка устанавливает (утверждает) руководи­тель с учетом специфики деятельности учреждения, режима работы, согла­сованного с местными исполнительными и распорядительными органами.

    Штатное расписание, в первую очередь, фиксирует внутреннюю структуру учреждения, определяет состав персонала, необходимого для осуществления указанной в уставе этого учреждения деятельности, и фонд оплаты его труда. Состав персонала учитывается по каждому подразделе­нию (управлению, отделу, службе, сектору, бюро, участку, цеху, комплек­су, торговому объекту и пр.) с указанием наименования и количества спе­циалистов, тарификации, должностных окладов и тарифных ставок. Дол­жности и профессии персонала в штатном расписании должны указы­ваться в соответствии с Общегосударственным классификатором Респуб­лики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих».

    На основе штатного расписания определяются должность и место работы специалиста в общей структуре учреждения, устанавливаются порядок и условия координации действий специалистов для достижения поставленных целей. Штатное расписание является базисом для разра­ботки других локальных актов, связанных с распределением обязаннос­тей нанимателя между руководящими работниками, утверждением поло­жений о структурных подразделениях и должностных инструкций для персонала. В рамках штатного расписания формируются условия трудо­вых договоров с персоналом. Право утверждать штатное расписание пре­доставлено руководителю учреждения.

    При заключении трудовых договоров необходимо конкретизировать пра­ва и обязанности каждого работника. Министерства и ведомства вправе разра­батывать и рекомендовать для использования при разработке конкретных дол­жностных инструкций типовые или примерные должностные инструкции.

    Если в учреждении применяется сменный режим работы, то руково­дителем утверждается по согласованию с профсоюзом график сменности, который доводится до сведения персонала в установленные законодатель­ством сроки.

    В каждом учреждении ежегодно разрабатывается и утверждается по согласованию с профсоюзом или с работниками (если нет профсоюза) график отпусков на каждый календарный год. Трудовым кодексом уста­новлен срок разработки и утверждения этого локального акта - не по­зднее 5 января или иного установленного коллективным договором срока.

    В общей системе локальных нормативных актов положения и инст­рукции по охране труда и технике безопасности занимают особую нишу, поскольку именно эти документы должны обеспечить санитарно-гигие­нические условия и безопасность труда.

    Коллективный договор регулирует трудовые и социально-экономи­ческие отношения между нанимателем и работающими у него работника­ми и по своему содержанию является универсальным локальным актом учреждения. Трудовым кодексом определено, что в коллективном догово­ре могут содержаться следующие положения:

    Об организации труда и повышении эффективности производства;

    О нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах до­ходов работников;

    О размерах тарифных ставок (окладов) доплат и надбавок к ним;

    О продолжительности рабочего времени и времени отдыха;

    О создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении ох­раны здоровья, гарантиях социального страхования работников и их се­мей, охране окружающей среды;

    О заключении и расторжении трудовых договоров;

    Об обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;

    О регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

    О строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;

    Об организации санаторно-курортного лечения и отдыха работни­ков и членов их семей;

    О предоставлении дополнительных гарантий многодетным и не­полным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

    Об улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионе­ров, работающих или работавших у нанимателя;

    О создании условий для повышения культурного уровня и физичес­кого совершенствования работников;

    О минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при про­ведении забастовки;

    Об ответственности сторон за невыполнение условий коллективно­го договора;

    О гарантиях социально-экономических прав работников при разго­сударствлении и приватизации;

    Об ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здо­ровью работника;

    О других трудовых и социально-экономических условиях. Некоторые из названных выше положений коллективного договора могут быть оформлены в виде приложений или сформированы в виде от­дельных локальных нормативных актов - положений об оплате труда, о премировании, о порядке и условиях предоставления дополнительных отпусков, об условиях установления доплат и надбавок, о выплате вознаг­раждения по итогам работы за год и пр.

    Если коллективный договор в силу определенных причин в учреж­дении не применяется, то вопросы, отнесенные к содержанию такого до­говора, наниматель может урегулировать в одностороннем порядке, ут­вердив положение о персонале.

    Сочетание централизованного и локального регулирования обществен­ных отношений в сфере труда отражает суть государственно-правового уп­равления общественным трудом, ибо именно посредством такого сочета­ния достигается единство и дифференциация условий труда в зависимости от отраслевых и региональных особенностей производства, лучше учиты­ваются общие и специфические условия труда в конкретных учреждениях.

    В науке трудового права локальное нормотворчество обычно понима­лось и понимается как возможность нанимателя конкретизировать действу­ющее законодательство о труде, восполнить его пробелы с учетом жизнеде­ятельности организации. В действительности же, как считает Веселова Е.Р., локальное нормотворчество играет более значительную роль. Локальное нормотворчество в организации выполняет, прежде всего, функцию само­стоятельного установления локальных норм трудового права с учетом осо­бенностей учреждения. В настоящее время возможности, предоставленные законодательством, все еще не в полной мере используются участниками социально-трудовых отношений. В связи с этим для науки трудового права являются актуальными вопросы, касающиеся локального нормотворчества процесса организации, содержания, структуры и системы локальных норм, локальных нормативных правовых актов организации.

    В науке трудового права наличие локальных источников и их суще­ственное влияние на формирование трудовых отношений признается как специфика метода правового регулирования труда.

    Деятельность учреждений по установлению локальных правовых норм в области трудовых отношений представляет собой разновидность правотворческой деятельности. Эта деятельность осуществляется в пре­делах установленной законодательством компетенции. Формой выраже­ния локальных норм служат локальные нормативные акты. Характерной особенностью локального нормативного регулирования трудовых отно­шений является способ принятия локальных нормативных актов, в осно­ве которого лежит, как правило, договорно-согласительный принцип. До­стоинство этого принципа состоит в том, что он обеспечивает широкое участие работников учреждения (в большинстве случаев через предста­вительные органы) в регулировании трудовых отношений.

    Как считает Хныкин Г.В., помимо правовых норм, составляющих основное содержание локальных нормативных актов, в них закрепляются деловые обычаи, деловые обыкновения, корпоративные традиции, эти­ческие и эстетические нормы. Они определяют социальные ориентиры учреждений, направленные на смягчение негативных последствий рыноч­ных отношений. Локальным актам присущи все признаки, характерные для нормативных правовых актов.

    Вместе с тем, по мнению Хныкина Г.В., локальные источники права обладают специфическими особенностями. Во-первых, в основе их фор­мирования лежат правовые нормы общего действия, которые с учетом условий труда в учреждении могут изменяться, дополняться или конкре­тизироваться.

    Во-вторых, основным, доминирующим субъектом локального нор­мотворчества является наниматель, который может (а в отдельных случа­ях - обязан) принимать локальные нормативные акты в пределах своей компетенции. Возможности работников, связанные с принятием собствен­ных локальных источников, а также с их влиянием на нормотворческую деятельность нанимателя, весьма ограничены.

    B-третьих, локальные нормативные акты - это акты, предназначен­ные только для внутреннего использования в рамках конкретного учреж­дения. Регулируя трудовые и иные тесно связанные с ними отношения, локальные акты отличаются наибольшей по сравнению с другими право­выми актами приближенностью к работнику. Это выражается в том, что с их помощью может формироваться содержание каждого трудового дого­вора, устанавливаться перечень информации о работнике и иные вопро­сы, связанные с его персональными данными. Как правило, посредством реализации локальных норм работник получает вознаграждение за труд, дополнительные по сравнению с законодательством льготы и преимуще­ства, выплачиваемые за счет средств учреждения.

    В-четвертых, локальные нормы отличает быстрота реагирования на изменения в общественной организации труда. Они могут достаточно опе­ративно удовлетворять производственные потребности при узаконении различных интересов сторон. Они нередко принимаются в порядке экспе­римента, чтобы проверить варианты их воздействия на работников, уста­новить эффективность их практического применения.

    В-пятых, гибкость в применении трудового законодательства к кон­кретным условиям производства и разнообразие локальных норм позво­ляет установить преимущества одних учреждений перед другими. Это достигается установлением в локальных нормах благоприятных условий труда и социального климата, привлекательных моральных и материаль­ных стимулов. Тем самым закрепляются социальные ориентиры, прису­щие данному учреждению.

    В-шестых, нельзя не отметить социальную направленность локаль­ных норм, поскольку их принятие нередко связано со смягчением нега­тивных последствий рыночных отношений. В локальных актах закрепля­ются обязанности нанимателя, связанные с предоставлением работникам материальных пособий, ссуд на жилищное строительство, на санаторно-профилактическое лечение и т.д.

    По способу создания можно выделить следующие локальные норма­тивные акты:

    1) единоначальные, т.е. принимаемые непосредственно нанимате­лем без участия представительных органов работников (как правило, эти акты, не предусмотренные трудовым законодательством);

    2) совместные, т.е. принимаемые нанимателем и представительны­ми органами работников;

    3) согласительно-договорные, т.е. принимаемые нанимателем по со­гласованию с представительным органом работников (перечень таких ак­тов устанавливается нанимателем);

    4) создаваемые нанимателем с учетом мнения представительного органа работников (к ним относятся все акты, предусмотренные трудо­вым законодательством).

    В зависимости от сферы действия локальные нормативные акты можно разделить на акты общего и специального действия. Первые (их большинство) распространяют свое действие на всех работников учреж­дения. Вторые - на определенные категории работников или регулируют отдельные аспекты трудовых правоотношений.

    Такой критерий, как санкционирование локальных нормативных актов государством, позволяет выделить три группы локальных источни­ков. Во-первых, это локальные акты, предусмотренные Трудовым кодек­сом Республики Беларусь, т.е. акты делегированные государством, кото­рое определяет основное содержание, пределы, сферу и сроки действия, порядок разработки и принятия. Во-вторых, локальные акты, не предус­мотренные Трудовым кодексом Республики Беларусь, но признаваемые иными правовыми актами, в том числе коллективными договорами и со­глашениями. Последние определяют вопросы содержания и процедур при­нятия данных локальных актов. В-третьих, акты, не упомянутые центра­лизованными и иными правовыми актами, но активно используемые на­нимателем.

    По форме выражения (наименованию) различают следующие локаль­ные акты: 1) договоры, соглашения; 2) уставы, положения; 3) правила; 4) инст­рукции; 5) перечни; 6) графики; 7) процедуры; 8) стандарты; 9) приказы.

    Локальные нормативные правовые акты, занимающие значительное место в массиве нормативно-правовых актов, издаются не государствен­ными органами, а разрабатываются и принимаются иными структурами гражданского общества, прежде всего хозяйствующими субъектами. Ха­рактерным для этих субъектов является то, что они по своей природе спо­собны издавать нормы, обязательные для исполнения определенным кру­гом лиц, а государство признает за ними право на нормотворчество в оп­ределенных законом пределах. Субъектом локального правотворчества всегда выступает специальный орган, занимающийся разработкой и при­нятием локальных юридических норм.

    Как отмечает Веселова Е.Р., локальная норма трудового права - это правило общеобязательного поведения, разработанное и принятое нанима­телем самостоятельно или при участии трудового коллектива в пределах их компетенции и в порядке, установленном законодательством о труде, кол­лективным договором, другими локальными нормативными правовыми актами данного учреждения, регулирующее социально-трудовые отноше­ния путем предоставления прав и возложения обязанностей на субъектов социально-трудовых отношений организации и обеспечиваемое средства­ми хозяйской власти, а в случае возникновения трудового спора - возмож­ностями юрисдикционн^гх органов государства.

    Именно система трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений является основой построения определенным образом упоря­доченной совокупности правовых норм, действующих в отдельном учреж­дении, ее системообразующим критерием. Локальные нормы трудового права регулируют как индивидуальные отношения, складывающиеся меж­ду нанимателем и работником, так и отношения по организации труда и управлению трудом, социальному партнерству, субъектами которых явля­ются наниматель и трудовой коллектив работников. К нормам, предметом которых являются отношения, непосредственно связанные с трудовыми, относятся нормы о трудоустройстве у данного нанимателя; о профессио­нальной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работ­ников непосредственно у данного нанимателя; об обеспечении соблюде­ния нанимателем и работниками трудовых прав и обязанностей.

    Функции локального правового регулирования предопределяют мес­то локальных нормативных актов в системе трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Локальные нормативные правовые акты являются первичной нормативной основой регулирования социально-трудовых отношений учреждения. Они принима­ются не только для того, чтобы привести в действие общие нормы трудово­го законодательства, но и для установления специфичных с учетом сложив­шихся условий в организации правил трудового поведения.

    По мнению Подвысоцкого П.Т., локальная норма права обладает все­ми признаками общей правовой нормы. Вместе с тем локальная норма со­держит специфические признаки, присущие только этой норме, а именно: источником ее формирования являются нормы общего значения; субъекта­ми локального нормативного правотворчества являются наниматель и кол­лектив работников учреждения; она является одной из форм участия работ­ников в управлении учреждением; ее сфера действия - конкретное учреж­дение, в котором была принята данная локальная норма трудового права.

    Локальное нормативное регулирование характеризуется большим динамизмом, чем государственное. Локальные нормативные акты прохо­дят практическую проверку, которая выявляет степень их возможности для эффективного регулирования трудовых и иных непосредственно свя­занных с ними отношений. В случае обнаружения их недостатков локаль­ные нормативные акты оперативно могут быть подвергнуты необходи­мым изменениям и дополнениям.

    По сравнению с государственным регулированием, осуществляемым в централизованном порядке, локальное нормативное регулирование от­личается своеобразием, которое проявляется, прежде всего, в том, что сфера его действия ограничена рамками конкретного учреждения: пред­мет регулирования и порядок установления локальных нормативных ак­тов определен в действующем трудовом законодательстве; их содержание определяется в ходе переговоров между работниками (их представителя­ми) и нанимателями (их представителями); они выступают как форма привлечения работников к управлению делами учреждения.

    Локальные нормативные акты носят подзаконный характер, поскольку они, главным образом, дополняют, уточняют и конкретизируют положения за­конодательных и иных нормативных актов, принятых компетентными госу­дарственными органами, и не могут снижать и ухудшать уровень условий тру­да, установленный в централизованном порядке. Локальные нормативные акты иногда могут выступать в роли экспериментального регулирования, проводи­мого в целях проверки целесообразности того или иного варианта решения вопроса. В них могут содержаться элементы опережающего правового регули­рования, направленные на ликвидацию пробелов в праве, преодоление отста­вания правовой надстройки от развития базисных отношений, поиска адекват­ного варианта правового регулирования трудовых отношений.

    В механизме нормативного правового регулирования трудовых от­ношений локальные нормативные акты выполняют главную свою функ­цию - конкретизации (детализации) правовых норм, содержащихся в тру­довом законодательстве или восполнения имеющихся в нем пробелов.

    Локальным нормативным актам, содержащим нормы трудового пра­ва, присуща еще одна не менее важная функция. Они содействуют разви­тию трудового законодательства, ибо данные об их эффективности в кон­кретном учреждении могут учитываться в нормотворческой деятельности по дальнейшему расширению складывающейся практики их применения и отражению их содержания в нормах, принимаемых на государственном уровне.

    Степень эффективности разработки и применения локальных нор­мативных актов и локальных норм, по мнению Ухиной С.В., находится в прямой зависимости от следующих факторов:

    • прогнозирования последствий принимаемых локальных норматив­ных актов;
    • точного и четкого определения предмета локального нормотворче­ства (т.е. тех общественных отношений или их группы, необходимость правового урегулирования которых объективно существует);
    • максимального учета общественного мнения как в процессе разра­ботки локальных нормативных актов, так и во время согласования и до­работки проектов;
    • вовлечения широкого круга специалистов в процесс разработки локальных нормативных актов;
    • степени владения разработчиками локальных нормативных актов навыками и приемами юридической техники;
    • создания действенных механизмов по неукоснительному воплоще­нию норм локальных нормативных актов в правоприменительной дея­тельности той или иной организации, включая меры, проводимые с це­лью обобщения, анализа, закрепления положительного опыта, достигну­того в сфере реализации локальных нормативных актов;
    • строгого соблюдения требований законности как в процессе разра­ботки, так и применения локальных нормативных актов.

    Будучи нормативными актами, считает Рогалева Г. Л., локальные нор­мы выполняют не только общие функции, свойственные всем правовым нормам, но и специфические, которые вообще не характерны для норм, установленных в централизованном порядке, либо не типичны для них.

    Таким образом, по сравнению с законодательным регулированием, осуществляемым в централизованном порядке, локальное регулирование отличается некоторым своеобразием, которое проявляется, прежде всего, в том, что оно:

    Осуществляется непосредственно в сфере труда - в учреждениях;

    Испытывает опосредованное воздействие государства с помощью трудового законодательства (органы государственной власти и управле­ния прямого участия в локальном регулировании трудовых и иных непос­редственно связанных с ними отношений не принимают);

    Имеет подзаконный характер, главным образом развивая, уточняя и конкретизируя положения законодательных и иных нормативных актов, принятых в установленном законом порядке компетентными органами, и не может противоречить централизованному регулированию;

    Направлено на упорядочение таких общественных отношений, ко­торые являются специфическими для данного учреждения и не урегули­рованы (или не полностью урегулированы) в централизованном порядке;

    Выступает как форма саморегуляции работниками учреждения (не­посредственно или опосредованно) тех вопросов регулирования социаль­но-трудовых отношений, которые относятся к компетенции учреждения;

    Осуществляется с участием самих работников учреждения или профсоюзного органа, представляющего интересы работников данного учреждения, другого представительного органа в случае, предусмотрен­ном законом;

    Имеет подзаконный характер, главным образом развивая, уточняя и конкретизируя положения законодательных и иных нормативных пра­вовых актов, принятых в установленном порядке компетентными госу­дарственными органами, и не может противоречить централизованному регулированию;

    Нередко выступает в роли экспериментального регулирования, в ходе которого производится проверка целесообразности того или иного варианта решения вопроса;

    Может содержать элементы опережающего регулирования, направ­ленного на ликвидацию пробелов в праве, преодоление отставания пра­вовой надстройки от развития базисных отношений, поиска адекватного варианта правового регулирования условий труда.

    Таким образом, локальные нормы образуют систему, обычно необ­ходимую и достаточную для регулирования сложившихся социально-тру­довых отношений в организации. Система локальных норм организации составляет значительный относительно самостоятельный комплекс юри­дических правил, который можно именовать локальным трудовым пра­вом. Локальное трудовое право - это определенным образом упорядочен­ная совокупность, система локальных норм трудового права, являющаяся результатом социального компромисса, согласования интересов нанима­теля и работников, регулирующая социально-трудовые отношения в уч­реждении, обеспечиваемая применением или возможностью применения мер убеждения, стимулирования и контроля в учреждении, а в необходи­мых случаях и мерами государственного принуждения.

    Локальные правовые нормы представляют собой одну из разновидностей правовых норм. Они разрабатываются органами управления корпорации и адресуются ее членам (учредителям, акционерам, служащим и т.д.). Локальные правовые нормы регулируют наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому они весьма значимы.

    В условиях перехода к рыночной организации труда резко возрастает роль локального правового регулирования трудовых отношений - это самостоятельная форма реализации законов и иных нормативных правовых актов. В отличие от других форм предполагает осуществление нормотворческих функций работодателем самостоятельно либо с учетом мнения представительного органа работников и связана с принятием таких нормативных правовых актов, которые действуют только на предприятии, в учреждении, организации.

    Использование данного метода регулирования позволяет, с одной стороны, работодателю оперативно принимать внутренние акты, направленные на обеспечение реализации внешних нормативных правовых актов, а с другой - дает возможность работникам через выборные представительные органы участвовать в управлении.

    Локальные нормативно-правовые акты, принятые на предприятии, определяют его особый внутренний правопорядок. Они ближе к опосредуемым общественным отношениям, чем централизованные, быстрее улавливают их динамику, более полно учитывают особенности и специфику регулирования применительно к конкретной организации.

    Взаимодействие централизованного и локального правового регулирования осуществляется по следующим направлениям:

    1. Признание за работодателями и представителями работников прав и обязанностей на локальное нормотворчество. Статья 8 Трудового кодекса в систему трудового законодательства включает и локальные акты, содержащие нормы трудового права.

    2. Закрепления за работодателем и представительными органами работников обязанностей по осуществлению локального правового регулирования отдельных трудовых отношений (по выплате заработной платы, установлению рабочего времени и времени отдыха и др.)- Например, заработная плата работников не бюджетной сферы должна устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами; порядок введения суммированного учета рабочего времени - правилами внутреннего трудового распорядка.

    3. Официального признания локальных нормативных актов правовой основой для решения дел в суде.

    4. Установления на федеральном уровне минимума правовых гарантий (минимальной заработной платы, минимальной продолжительности отпуска), который не может снижаться в локальном порядке; определения желательного варианта правового регулирования отдельных видов трудовых отношений посредством выработки соответствующих рекомендаций или примерных типовых правовых актов (заключение трудовых договоров, связанных с допуском к государственной тайне, договоров о полной материальной ответственности, формирование представительных органов работников и т.д.).


    5. Установления процедуры разработки и принятия локальных правовых актов.

    6. Юридического обеспечения прав работодателей и работников в области локального регулирования.

    7. Закрепления в федеральных нормативных актах правовых норм, локального нормотворчества, широко применяемых на практике.

    Итак, регулирование может осуществляться в рамках предприятия в целом, в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении. Оно осуществляется либо работодателем самостоятельно, либо с участием работников или их представительных органов и направлено на упорядочение правового регулирования трудовых отношений. Основное значение этого регулирования заключается в том, что оно предоставляет возможность работодателям и работникам самостоятельно вырабатывать правила поведения, объективно необходимые в конкретных условиях предприятия, побуждает конкретных субъектов правотворчества на локальном уровне к действиям.

    Среди источников трудового и трудового процедурно процессуального права важная роль принадлежит локальным нормативно-правовым актам. К ним относятся:

    устав предприятия;

    положение о филиале;

    положение о представительстве;

    структурном подразделении;

    коллективный договор;

    соглашение;

    правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда; должностное положения и инструкции;

    документы, регламентирующие определенные действия представителей работодателя и администрации, и др.

    Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
    (библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


    Самигуллин, В. К.
    Локальные нормы и их виды /В. К. Самигуллин.
    //Правоведение. -1976. - № 2. - С. 38 - 43
  • Статья находится в издании «Правоведение. »
  • Материал(ы):
    • Локальные нормы и их виды.
      Самигуллин, В. К.

      В. К. Самигуллин, кандидат юридических наук
      Локальные нормы и их виды

      1. Характерная черта развития государственно-правовой надстройки советского общества - постоянное совершенствование социалистиче-ской демократии. Дальнейшее ее развитие, в частности, осуществле-ние мероприятий, способствующих возрастанию роли трудовых кол-лективов в управления делами предприятий, организаций, учрежде-ний, государства и общества, предполагает всемерное улучшение госу-дарственной дисциплины, законности и правопорядка. А это требует совершенствования системы права и законодательства, всех организа-ционных форм правового регулирования. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров от 25 июня 1975 г. № 558 «О мерах по дальней-шему совершенствованию хозяйственного законодательства» отмечено, что в первую очередь это относится к правовым нормам, законода-тельству, организационным формам, призванным «способствовать дальнейшему росту общественного производства и повышению его эф-фективности в решении задач коммунистического строительства в со-ответствии с требованиями объективных экономических законов соци-ализма». К числу таких организационно-правовых форм относится ло-кальное нормативное регулирование.

      Социальная ценность локального нормативного регулирования в том, что оно, во-первых, позволяет на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений, их структурных подразделений позитивно регулировать общественные отношения применительно к их специфике. Во-вторых, способствует преодолению противоречий в правовом регу-лировании, связанных с динамичностью общественных отношений, гро-моздкостью законодательства, имеющимися в нем неувязками. Эта форма выступает как метод, противостоящий необоснованным ограни-чениям и мелочному централизованному регламентированию, стесняю-щему инициативу предприятий, организаций, учреждений, их структурных подразделений.

      Основное средство локального регулирования - локальные пра-вовые нормы, которые в совокупности с общими нормами права обра-зуют его юридическую основу. К анализу социальной и юридической природы локальных норм обращались многие авторы: В. А. Архипова,
      3. С. Беляева, Ф. В. Глазырин, H. H. Дульская, С. С. Карийский, И. Н. Каширин, Р. И. Кондратьев, Ф. М. Левиант, Е. Н. Ловчикова, Г. В. Муцинов, В. А. Тарасова и др. Следовательно, для науки права данная проблема в целом не нова. Однако локальные нормы исследу-ются названными авторами лишь в отраслевом плане. В настоящее время ощущается потребность в общетеоретическом рассмотрении проблемы.

      2. Термин «локальный» произведен от латинских слов locus - место, localis - местный, т. е. семантически слова «локальный» и «местный» идентичны. Однако в юридической литературе понятие «локальная норма» в сравнении с понятием «местная норма» интерпретируется ограничительно. Локальные нормы - это правила, которые уста-навливаются и действуют в рамках отдельных предприятий, организа-ций, учреждений, а также их структурных подразделений: производ-ственных единиц, цехов, отделов, участков, бригад, ферм и т. д. Ис-точниками локальных норм являются такие нормативные акты, как уставы юридических лиц; положения об их структурных подразделе-ниях; должностные, технические (технологические) инструкции; пра-вила внутреннего (трудового) распорядка; планы социального разви-тия, годовые техпромфинлланы, квартальные, месячные планы; кол-лективные договоры; нормативные приказы и т. д. В отличие от них местными нормами обычно именуют правила, устанавливаемые мест-ными органами власти и управления (Советами депутатов трудящих-ся, их исполнительно-распорядительными органами) и действующие в пределах подведомственной им территории.

      Локальные нормы обладают качествами, общими для всех юриди-ческих норм. В конечном счете все локальные нормы исходят от госу-дарства, гарантированы его принудительной, силой, формально опре-деленны, динамичны. Вместе с тем им присущи особенные качества, отличающие их от других правовых норм. Специфика локальных норм состоит в следующем. Они действуют только на территории конкрет-ных предприятий, организаций, учреждений, а иногда даже только на территории их структурных подразделений. С точки зрения людского субстрата каждое такое социальное образование есть определенный трудовой коллектив. Поэтому по кругу лиц локальные нормы распространяют свою юридическую силу на субъектов, которые включаются в тру-довой коллектив. Предмет регулирования локальных норм составляют преимущественно общественные отношения (административные, колхоз-ные, трудовые и т. д.), которые предварительно, в диапозитивном плане, опосредованы общими нормами. Но в отличие от последних локальные нормы регулируют эти отношения применительно к отдельному пред-приятию, организации, учреждению, структурному подразделению. От-сюда еще одна особенность локальных норм: они не имеют того уровня общности, который свойствен общим нормам. Содержание локальных норм более конкретно. Субъектами, формирующими локальные нормы, являются органы управления названными социальными образованиями, а в случаях, прямо указанных в законодательстве, - ФЗМК и цехкомы профсоюзов.

      Главное назначение локальных, равно как и общих, норм-регули-рование общественных отношений. Но локальные нормы устанавливают-ся в строго подзаконном порядке. В этой связи социально-правовое на-значение их несколько модифицировано: они призваны не просто регу-лировать, а «доурегулировывать» данные отношения. «Доурегулирова-

      ние общественных отношений локальными нормами возможно с целью как конкретизации права, так и восполнения пробелов в нем. В соответ-ствии с этим локальные нормы осуществляют две специфические функ-ции: правоконкретизирующую и правовоисполнительную.

      О конкретизации права в юридической литературе написано доволь-но много. Однако единого мнения относительно ее (природы не существует. Сравнительный анализ различных точек зрения (Н. Б. Зейдера, К. И. Комиссарова, А. К. Безиной и В. В. Лазарева, Н. Н. Вопленко, А. Ф. Ноздрачева, А. Б. Венгерова, А. Ф. Черданцева) позволяет за-ключить, что конкретизация права-свойство правового регулирования, проявляющееся в детализации содержания известных правовых норм и соответствующих им правоотношений допускаемыми законодателем средствами: локальными нормами, индивидуальными актами, правопо-ложениями. Хотя здесь конкретизация предстает как явление, внутрен-не присущее правовому регулированию, следует тем не менее учитывать особенности выражения ее в правотворческой и правореализующей (в особенности правоприменительной) деятельности. В первом случаемы сталкиваемся с внутринормативной, во втором - с индивидуальной кон-кретизацией. Особенность локальных норм в том, что конкретизация осуществляется ими на уровне правотворчества. При этом выработкой локальных норм правотворческий процесс, как травило, заканчивается. Локальные нормы могут конкретизировать все структурные элемен-ты общих норм: гипотезу, диспозицию, санкцию. Но поскольку они осу-ществляют регулятивные функции, конкретизация санкций локальными нормами встречается сравнительно редко. Что касается правоотноше-ний, образовавшихся на основе общих норм, то здесь конкретизация мо-жет быть направлена на любой их структурный элемент: субъект, объ-ект, содержание. В зависимости от того, какова степень формальной определенности общей нормы, она может конкретизироваться различны-ми, способ а ми: путем ликвидации альтернативы гипотезы или диспозиции, детализации их содержания уточняющими положениями и т. п.

      Возможность восполнения пробелов в праве локальными нормами в законодательстве прямо не предусмотрена. Дискуссионен данный вопрос и в юридической литературе. По мнению одних авторов (В. А. Та-расовой, Ф. М. Левиант, С. С. Карийского и др.), локальные нормы могут восполнять пробелы. С точки зрения других (например, Р. И. Конд-ратьева) - нет. В то же время дискуссионна проблема самого понятия

      По одностороннему коллективному волеизъявлению в основном устанавливаются локальные нормы колхозного права. Особенность этого способа правотворчества в том, что локальные нормы (правила уставов, правила внутреннего (трудового) распорядка, положения об оплате труда и внутрихозяйственном расчете) вводятся в действие общим со-бранием колхоза, а в крупных колхозах, где созыв общих собраний затруднителен, собранием уполномоченных.

      Существо односторонне-единоначального локального правотворчест-ва заключается в том, что некоторые локальные нормы (например, пра-вила должностных инструкций, положений о структурных подразделе-ниях) могут быть установлены по одностороннему распоряжению руко-водителя предприятия, организации, учреждения, структурного подраз-деления.

      По действию во времени локальные нормы подразделяются на при-нимаемые на определенный и неопределенный сроки, а по действию в

      пространстве - на нормы, действующие в рамках всего предприятия, организации, учреждения, либо только в пределах их отдельных струк-турных подразделений. По кругу лиц локальные нормы могут распро-странять свою юридическую силу на всех членов трудового коллектива данного предприятия, организации, учреждения, структурного подразделения либо избирательно на определенную их категорию, например, на рабочих только дефицитных специальностей, рабочих, работающих сдельно и т. д.

      Важное значение имеет дифференциация локальных норм на виды по признаку их юридической силы. С точки зрения Ф. М. Левиант, юри-дическая сила локальных и общих норм равнозначна. Напротив, Л. Б. Гальперин полагает, что общие нормы по сравнению с локальными обладают большей юридической силой. Думается, что более верна последняя точка зрения. Вместе с тем нельзя ограничиться утверждением, что локальные нормы обладают меньшей юридической силой, чем общие нормы, ибо по юридической силе локальные нормы отнюдь не равнозначны. По этому признаку они могут быть дифференцированы по крайней мере на два вида: «собственно» локальные нормы и внутриорганизационные.

      «Собственно» локальные нормы устанавливаются на уровне пред-приятия, организации, учреждения как целостного социального образо-вания. Юридическая сила таких локальных норм меньше, чем юридиче-ская сила общих норм, но больше, чем юридическая сила внутриорганизационных норм. Последние принимаются на уровне структурного подразделения предприятия, организации, учреждения.

      4. Локальные нормы играют значительную роль в. организации общественной жизни предприятий, организаций, учреждений, их структур-ах подразделений. Однако они являются не единственным регулятором доведения членов этих социальных образований. Наряду с ними действует множество других, локальных и нелокальных, правовых и неправовых правил поведения, Каждое из них обладает своими специфическими регулятивными свойствами, особым механизмом воздействия на поведение членов трудового коллектива. В целом они образуют систему, призванную поддерживать в динамическом равновесии сложные взаимоотношения, которые образуются между работниками в процессе их сов-местной деятельности, обеспечивать нормальное функционирование предприятий, организаций, учреждений, их структурных подразделений.

      Понятие «локальная норма» распространено и в международном праве. Одна-ко здесь оно используется в ином значении. «В международном праве, - пишет В. Я. Суворова, - термин "локальный" применяется к договорам, обычаям или нор-мам, которые действуют на ограниченной части пространства независимо от того, охватывает эта часть пространства территории соседних стран, "Принадлежащих к од-ному географическому району, или включает территории государств, расположенных в различных районах земного шара» (Суворова В. Я. Универсальные и локальные нормы в международном праве. Автореф. канд. дис. Свердловск, 1974, с. 8).

      См.: Зейдер Н. Б. 1) Судебное решение в советском гражданском процессе, т. 1. Докт.. дис. Саратов, 1954, с. 419-483; 2) Судебное решение по гражданскому праву. М., 1966, с. 92-97; Комиссаров К. И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. Свердловск, 1971, с. 26-30; Безина А., Лаза-ре в В. Конкретизация в праве и судебной практике. - «Советская юстиция», 1966, № 2, с. 6-7; Вопленко H. H. Официальное толкование и конкретизация совет-ских правовых норм. - В сб.: Вопросы теории государства и права, вып. 2. Саратов, 1971, с. 175, 178; Венгеров А. Б. Конституционный контроль в СССР - «Право-ведение», 1970, № 3, с. 34-35; Черданцев А. Ф. Правовое регулирование и кон-кретизация права.-Сборник учен. трудов Свердловск, юрид. ин-та, вып. 30, «При-менение советского права». Свердловск, 1974, с. 15-16.

    Выбор редакции
    Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

    В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...

    Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...

    СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
    Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
    Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
    Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
    Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
    В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...