Административно-деликтное право. Административно деликтное право


Административное деликтное право включает в себя понимание административного правонарушения и его состава и административной ответственности.

. Административным правонарушением (проступком) признается бездействие или противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие, посягающее на государственный или общественный порядок, общественную собственность, права и свободы человека и гражданина, на установлен ный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Отсюда признакам административного правонарушения (проступка) являются: а) общественная опасность деяния б) противоправность в) виновность г) применение административного взыскания; административная соответствующих дальность.

Общественная опасность деяния в нормах административного деликтного права не называется признаком административного проступка. Но, несмотря на это, следует отметить, что административные правонарушения п посягающие на конкретные правоотношения, охраняемые административным законом и влекут им вред, а вместе вред правопорядку. К лицам, совершившим административные проступки, принимаются меры государственного принудительного воздействия. Итак, следует сделать вывод о том, что административные проступки являются также общественно опасными. При разграничении административных проступков и уголовных преступлений ступ инь общественной опасности играет главную роллроль.

Противоправность означает, что правонарушение характеризуется как действие или бездействие, запрещена административным законодательством. Понятие"деяние"следует рассматривать в следующих основных значениях: а) это волевое ный акт поведения человека, б) включает в себя две стороны поведения (действие или бездействие), обе из которых нарушают действующие нормы права, в) в административном законодательстве закрепляется запрет такой д ее или обязательства активно действовать в нужном направлении г) гражданин не действует там, где это требуется, или действует там, где это запрещено (осуществляет действия против права). Например, нарушает правила администратора ративного надзора, или не выполняет требований относительно постановки на учет военнообязанныхих.

Противоправность как признак административного правонарушения считается, если есть норма права, которая устанавливает определенный вариант поведения, и деяния лица (субъекта), которое противоречит предписания этой нормы. Пр ричому правовые нормы, которые устанавливают определенные правила, могут быть не только административными, но и трудовыми, земельными, финансовыми, хозяйственными, жилыми и т.д.. Отсутствие противоправности свидетельствовать ь об отсутствии административного правонарушенияня.

Важным признаком административного правонарушения является вина,. Это психическое (внутреннее) отношение субъекта к совершению определенного действия и его последствий. Различают две формы административной вины: умысел и неосторожности. Намерение может быть прямым и косвенным, а неосторожность - самоуверенностью и небрежностью. Отсутствие вины исключает наличие административного проступкапку.

За совершение административного проступка наступает ретроспективная административная ответственность, которая заключается в возложении на виновного в совершении административного проступка определенного вида и меры администра ативного взыскании.

Административное правонарушение (проступок) имеет свою юридическую модель (склад). Состав административного правонарушения - это предусмотренная нормами административного права совокупность объективных и субъективных их признаков, при наличии которых то или иное деяние можно квалифицировать как административное правонарушение. Он включает в себя: а) объект, б) объективную сторону в) субъект г) субъективную сторонну.

Объект административного правонарушения - это совокупность общественных отношений, охраняемых административным правом и регулируются нормами трудового, гражданского, земельного и финансового права и за нарушение которых налагаются административные взыскания. Объектом административного правонарушения могут быть определенные социальные блага (здоровье, честь и достоинство человека и др..).

Объективная сторона административного правонарушения - это совокупность таких внешних признаков, как деяние (действие или бездействия), противоправные последствия, причинная связь между деянием и наступившими закрепляются я нормами права об административных правонарушениях, место, время, обстановка, обстоятельства, способы и средства совершения административного правонарушения.

Субъектами административных правонарушений могут быть граждане или должностные лица, иностранцы и лица без гражданства. Административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие 16-летнего в возраста. Если лицо в возрасте от 16 до 18 лет совершило административное правонарушение, она привлекается к административной ответственности на общих основаниях со спецификой"предусмотренной. Законом. Укра ни"Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних"от 24 января 1995. Должностные лица подлежат ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обовья зкы. Это означает, что должностные лица несут ответственность не только за нарушение определенных правил своими действиями, но и за необеспечение их выполнения другими лицами, прежде подчиненнымлими.

Субъективная сторона административного правонарушения включает в себя вину, мотив и цель поведения правонарушителя.

Объективные и субъективные признаки состава административного правонарушения предусмотрены в соответствующих статьях. Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Административные правонарушения могут быть классифицированы по различным видам. Существуют следующие критерии для классификации::

1) в зависимости от степени общественной опасности выделяют основные и квалификационные составы правонарушений. Более высокая степень общественной опасности деяния характеризуют дополнительные признаки, которые принято наз зиваты квалифицирующими (например, повторность, наличие или возможность наступления вредных последствий, аварийная ситуация, оставление места происшествия, совершение деяния лицом, грубое нарушение правил т.д.). Склады правонарушений с такими дополнительными признаками называют квалифицирующими, а без таких признаков - основнымии;

2) в зависимости от субъекта правонарушения различают личные (частные) и служебные (должностные) правонарушения;

3) в зависимости от характера вреда административных правонарушениях подразделяют на материальные и формальные. К материальным относятся составы правонарушений, где включается материальный ущерб (например, уничтожение я леса в результате его поджога). В формальных правонарушений наступления вредных последствий не требуется (например, неявка по вызову в военный комиссариат));

4) по структуре состав бывают однозначные и альтернативные правонарушения. В однозначных складах четко указываются признаки правонарушения (например, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения). В альтерн нативных называют несколько вариантов признаков правонарушения (нарушение правил открытия полиграфических и штемпельных предприятий, приобретение, сбыт, использование, учет, хранение множительно й техники, шрифтов и матриц лицами, ответственными за соблюдение этих правил в соответствии с вот 189. КУоАП)П);

5) по особенностям конструкции различают описательные и бланкетные составы административных правонарушений. Описательные составы вполне раскрывают содержание правонарушения (например, заведомо ложный вызов сп пециально служб по ст 183. КоАП). Бланкетные указывают на то, что признаки проступка установлены отдельными правилами (например, нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры по ст 92. КУоАП) и иа ін.

Административно-деликтное право

Административно-деликтное право - это подотрасль административного права. Оно представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения (деликта). Нормы административно-деликного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан. В сферу его правового регулирования включаются, с одной стороны, отношения, связанные с противоречивым поведением субъектов административного права, а с другой, деятельность компетентных органов по пресечению, по расследованию противоречивых деяний юрисдикционному разбирательству дел об административных правонарушениях.

Отношения, возникающие между государственными органами и правонарушителями - это властные отношения. Однако они имеют свою специфику. Во-первых, административные деликты не обязательно, непосредственно возникают из управленческих отношений (например, уничтожение или повреждение чужого имущества - ст. 7.17 КоАП РФ, занятие проституцией - 6.11 КоАП и др.). Во-вторых, нормы об административной ответственности за административные правонарушения (проступки носят универсальный характер, аналогичный нормам уголовного права). Их охранительная функция распространяется на отношения, регулируемые не только административным правом, но и другими отраслями права. Административно-деликтное право связано с определением и назначением административных наказаний (взысканий), поэтому его называют также административно-наказательным правом.

Система административно-деликтного права включает: КоАП РФ, специальные законы, полностью посвященные административной ответственности, специальные законы, имеющие форму кодекса и действующие автономно (например, Таможенный кодекс РФ), законодательные акты субъектов Федерации (например, Кодекс Свердловской области об административной ответственности) и др.

Административно-деликтное право содержит материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы определяют понятие административного правонарушения, цели и виды административного наказания, состава административных правонарушений в различных сферах государственного управления, полномочия и виды органов, компетентных рассматривать это правонарушение. Процессуальные нормы определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Признаки и состав административного правонарушения

Административное правонарушение является основанием административной ответственности. Его определение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации установлена административная ответственность.

Это определение выражает три формально юридических признака административного правонарушения:

противоправность - заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного права, охраняемые мерами административной ответственности, нормы других отраслей права (финансового, земельного, таможенного, трудового, экологического и т.д.);

виновность - виновное деяние считается административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности;

наказуемость - административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное правонарушение является антиобщественным деянием. Однако не всякое антиобщественное деяние охватывается признаками административного правонарушения. Какое антиобщественное деяние является административным правонарушением определяется соответствующим законодательством. Административное правонарушение характеризуется определенным составом. Он включает совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.

В состав административного правонарушения включается:

объект правонарушения - права и свободы человека и гражданина, собственность независимо от ее формы, порядок управления, окружающая среда, общественный порядок и т.д;

объективная сторона - конкретные действия, выразившиеся нарушении установленных административно-правовыми нормами правил. Содержание объективной стороны, как правило, включает характер противоправного деяния (повторность, неоднократность, длящееся правонарушение);

субъект - физическое лицо (гражданин, достигший 16-летнего возраста, должностное лицо, военнослужащий, иностранный гражданин или лицо без гражданства); юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и действующее со своим уставом; иностранное юридическое лицо;

субъективная сторона состава административного правонарушения - это отношение субъекта к совершенному им деянию, т.е. вина в форме умысла или неосторожности. Вина юридических лиц связана с выходом юридического лица за пределы отведенной ему правоспособности либо ненадлежащее распоряжение. Она определяется через оценку данного обстоятельства компетентным органом, налагающим административное взыскание. Она выражает субъективное отношение к противоправному деянию коллектива юридического лица, определяемое по доминирующей в нем воле, носителем которой является администрация, ее должностные лица. Отсюда вина юридического лица должна пониматься как выраже

Административно-деликтное право устанавливает виды и меры административного принуждения, используемого государством в целях предупреждения правонарушений, наказания виновных лиц за совершенные административные правонарушения, пресечения противоправных деяний и возмещения имущественного ущерба, причиненного правонарушениями.

Задержание – это кратковременное ограничение свободы передвижения лица для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении. О задержании несовершеннолетнего должны незамедлительного быть оповещены его родители. Об административном задержании составляется отдельный протокол. Срок административного задержание не может составлять более трех часов, а в исключительных случаях не более 48 часов.

1. Стадия возбуждения административного дела и направление его по подведомственности предполагает выявление всех обстоятельств дела (дату и место совершения правонарушения, данные о личности правонарушителя и т.д.), которые фиксируются в протоколе об административном правонарушении. В протокол заносятся также анкетные данные составившего его должностного лица, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших. При составлении протокола лицам, в отношении которых возбуждается дело, а также иным участникам производства разъясняются их права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Физическим лицам или законным представителям юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Этим лицам, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола. Протокол является процессуальным документом, оформляющим возбуждение производства по делу об административном правонарушении. Правовым основанием для возбуждения этого производства является наличие в действиях виновного состава правонарушения, предусмотренного нормой материального административно-деликтного права. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определен ст. 28.3 КоАП РФ.

Административно-деликтное право

Протокол является процессуальным документом, оформляющим возбуждение производства по делу об административном правонарушении. Правовым основанием для возбуждения этого производства является наличие в действиях виновного состава правонарушения, предусмотренного нормой материального административно-деликтного права. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определен ст. 28.3 КоАП РФ.

Понятие и предмет административно-деликтного права

Если лицо совершит новое административное правонаруше­ние до истечения указанного годичного срока, то для этого лица могут появиться определенные отрицательные последствия право­вого характера. Совершение нового административного правона­рушения может, во-первых, рассматриваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность, во-вторых, слу­жить квалифицирующим признаком для применения более стро­гого административного взыскания, в-третьих, даже изменить пра­вовую природу самого правонарушения, переведя его из разряда административного проступка в преступление. Названные отрица­тельные последствия не наступят, если лицо в течение года не со­вершит нового административного правонарушения.

Административно-деликтное право

субъект — физическое лицо (гражданин, достигший 16-летнего возраста, должностное лицо, военнослужащий, иностранный гражданин или лицо без гражданства); юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и действующее со своим уставом; иностранное юридическое лицо;

Административно-деликтное право

3. Стадия пересмотра постановления (решения) юрисдикционного органа носит дополнительный (факультативный) характер. Она имеет место, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, его законные представители или иные определенные законом лица заявили жалобу на постановление для его пересмотра.

Административное деликтное право (общая часть)

При толковании норм права объясняется или уточняется содержание его правовых норм, определяется их место в законодательстве, а также функциональные и иные связи с другими нормами, регулирующими различные аспекты одного и того же вида общественных отношений.

Административно-деликтное право

компетентные органы (должностные лица), которые создают процессуальные основания для принятия, отмены или изменения постановлений (составляют протоколы об административном правонарушении, направляют дела по подведомственности, опротестовывают постановления и т. д.);

Административно деликтное право

Административное выдворение за пределы Россий­ ской Федерации иностранных граждан или лиц без граж­ данства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государствен­ную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Рос­сийской Федерации.

Сколько стоит написать твою работу

Административные наказания в виде предупреждения, штрафа, лишения специального права, административного ареста и дисквалификации могут применяться только в качестве основных мер административного взыскания. Иные административные наказания могут устанавливаться в качестве как основных, так и дополнительных мер административной ответственности.

Административно деликтное право

3) в зависимости от характера вреда административных правонарушениях подразделяют на материальные и формальные. К материальным относятся составы правонарушений, где включается материальный ущерб (например, уничтожение я леса в результате его поджога). В формальных правонарушений наступления вредных последствий не требуется (например, неявка по вызову в военный комиссариат));

Система, источники и наука административно-деликтного права

— За органами, ее применяют. Уголовная ответственность наступает исключительно по решениям судебных органов. Решение о применении административной ответственности принимаются многочисленными органами управления, которые наделены правами непосредственного применения к виновным в совершении правонарушений соответствующих административных взысканий (ст.ст. 218 — 244-15 КУоАП).

Тема 10

Несовершеннолетие. В КоАПе РФ установлен принцип рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, задачей кото­рых является непосредственно защита их права. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав относятся к ор­ганам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных право­нарушениях несовершеннолетних.

Понятие, предмет, методы административно-деликтного права

Процессуальным административно-деликтным правом именовать отрасль права, совокупность правовых норм, установленных высшим органом законодательной власти и регулирующих общественные отношения, возникающие в производстве по делам об административных правонарушениях, и деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) по возбуждению, расследованию и разрешению дел об административных правонарушениях.

Административно-деликтное право как понятие в юридической науке фигурирует давно 1 . Термин «административное» подчеркивает связь с административным правом, «деликт» (от лат. (1еИс1ит - проступок) - это правонарушение. Иначе, административно-де­ликтное право - это право (совокупность правовых норм) об ад­министративных правонарушениях.

В российской и белорусской науке административного права подобную совокупность норм рассматривают в качестве отдельно­го института 2 , подотрасли 3 , крупнейшего блока 4 административ­ного права.

Нормы административно-деликтного права имеют свою функ­циональную направленность. По содержанию - это нормы запре­тительного характера. Ими определяется, какие общественно- вредные деяния являются административными правонарушения­ми, и устанавливаются меры ответственности, которые могут быть применены к лицам, совершившим такие правонарушения.

См., например: Шергин А.П. Проблемы административно-деликтного права // Государство и право

Административно-деликтное право призвано охранять от по­сягательств общественные отношения, регулируемые нормами как административного права, так и других отраслей права. Админист­ративно-деликтное право не регулирует общественные отношения, составляющие объект его охраны. Оно лишь запрещает соверше­ние деяний, которыми может быть причинен существенный вред общественным отношениям, складывающимся в обществе и полу­чившим правовое регулирование.

Как правильно подчеркивает А.П. Шергин, «сам характер этих отношений, содержание, метод реализации, правовые позиции субъектов свидетельствуют о самостоятельной группе деликтных отношений, составляющих в совокупности предмет администра- тивно-деликтного права».

По своему характеру (запретительность, охранительность) административно-деликтное право тождественно уголовному праву.

Преобладающая часть общественных отношений, охраняемых нормами административно-деликтного права, относится к адми­нистративному праву. Например, отношения, возникающие в свя­зи с исполнением правил дорожного движения, пожарных, сани­тарных, таможенных правил, правил паспортной системы и т.д. Есть и отношения, которые составляют предмет правового регу­лирования других отраслей права: конституционного, гражданского, трудового, финансового и экологического. Так, нормы конститу­ционного права регулируют отношения, связанные с социальным статусом человека, его правами и обязанностями; гражданское право - отношения, вытекающие из права собственности, трудо­вое право - трудовые отношения, финансовое право - финансовые и налоговые отношения, экологическое право - сферу экологи­ческих отношений, а административно-деликтное право соответ­ственно охраняет эти отношения от противоправных (общественно вредных) посягательств, устанавливая административную ответ­ственность, например, за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6 КоАП), нарушение законодательства о язы­ках (ст. 9.22), нарушение авторских, смежных и патентных прав (ст. 9.22), нарушение права государственной собственности на

недра (ст. 10.1), нарушение законодательства о труде (ст. 9.19), на­рушение законодательства о пенсионном обеспечении (ст. 9.14) и т.п.

Охраняя эти отношения извне, административно-деликтное право в конечном итоге охраняет и управленческие отношения, отношения по поводу управления государственной собствен­ностью, финансами, налоговой системой и т.п., обеспечивает ста­бильность и правопорядок в обществе, которые влияют на надле­жащее государственное управление. Налицо связь административ­но-деликтного права с административным правом.

Некоторые ученые полагают, что нормы об административной ответственности вызваны к жизни потребностью адекватной госу­дарственной реакции на один из видов неправомерного поведе­ния - административный проступок (деликт - отсюда и наиме­нование рассматриваемой совокупности норм). Типичная форма такой реакции выражается в применении к нарушителю опреде­ленного вида санкции - административного взыскания. Иными словами, отношения, возникающие по поводу применения послед­него - это отношения юридической ответственности, а не управ­ленческие отношения. Применительно к нашему типу эти отно­шения обозначены в юридической литературе как административно-деликтные (проступочные), что делает возможным, как не без основания подчеркивает Л.В. Коваль, «разграничение между отношениями по поводу административного проступка и отноше­ниями административно-правовыми (государственно-управлен­ческими)» 1 .

Регулирование охранительных административно-деликтных отношений является главным направлением административно-де­ликтного права. Такие отношения складываются между государ­ством в лице соответствующих юрисдикционных органов государ­ственной власти и физическими и юридическими лицами по по­воду соблюдения администативно-деликтных запретов. Подобные запреты с угрозой административной ответственности существу­ют для того, чтобы не допустить, предупредить совершение адми­нистративных деликтов. Они выступают в роли своеобразного профилактического средства.

Шергин А.П. // Государство и право. 1994. № 8-9. С. 55; См.: Коваль Л.В.

Административно-деликтное отношение. Киев, 1979.

Установление административно-деликтных норм уже таит в себе принуждение, несмотря на то, что это делается в целях защи­ты прав и интересов физических и юридических лиц, общества и государства. Принуждение проявляется в запретительном харак­тере названных норм, в общей их обязательности для исполнения всеми адресатами. В случае, когда совершается деяние вопреки запрету, возникают иного рода отношения между государствен­ным компетентным органом (должностным лицом) и лицом, со­вершившим это действие (бездействие). Названная возможность определяется установлением наличия или отсутствия администра­тивного правонарушения. Как видим, здесь возникает спор, конфликтная ситуация, в которой каждая из сторон наделена определенными правами и обязанностями.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что охра­нительные административно-деликтные отношения возникают с момента вступления в действие закона (его отдельной нормы), устанавливающего запреты под угрозой административной ответ­ственности. Хотя в этом случае еще нет самого деликта, но есть запрет на совершение определенных поступков, деяний. Это свое­го рода устрашение, предупреждение, нацеливание на соответ­ствующее поведение физических и юридических лиц с установле­нием, что в случае несоблюдения (непослушания), пренебрежения запретами наступает кара, наказание. Значительная часть указан­ных субъектов, соприкасаясь с подобными предписаниями, со­блюдает их. Подобное соприкосновение, соблюдение образует первый вид охранительных административно-деликтных отноше­ний. Их можно назватьобычными (предупредительными, или абсолютными) административно-деликтными отношениями. Они не столь заметны, очевидны, потому что становятся обычными, привычными в поведении людей.

Подобные отношения возникают вне конкретных связей меж­ду указанными субъектами административно-деликтного права. Они опосредствованы установленными административно-деликтными нормами. Физические и юридические лица вступают в рассматриваемые отношения путем воздержания от совершения деяний, признанных административными правонарушениями.

В случае неподчинения запретам, нарушения установленных административно-деликтных правил возникает второй вид охра­нительных отношений по поводу совершаемого деяния. Требуется

дать ему правовую оценку, определить наличие или отсутствие административного правонарушения и решить вопрос об адми­нистративной ответственности, если для этого будут установлены основания. Этот вид отношений можно назватьфактическими (реальными, практическими) охранительными административно-деликтными отношениями, поскольку они возникают по факту совершенного противоправного деяния. В уголовном праве подоб­ные охранительные отношения называют конфликтными 1 .

Охранительный характер первого вида отношений выражается и статике. Это своего рода конклюдентные отношения. Охрана отношений осуществляется путем молчания первой стороны (го­сударства) после установления запретительных правил под угро­зой административной ответственности и молчаливого следова­ния этим запретам другой стороны (физических и юридических лиц). В этом выражается устрашающее, психологическое охрани­тельное воздействие на лицо.

Охранительный характер второго вида отношений выражается в динамике. Компетентные органы (должностные лица) осущес­твляют действия в связи с ненадлежащим поведением физическо­го и (или) юридического лица, свидетельствующем о нарушении ими установленных запретов. Здесь проявляются наказательные, карательные (штрафные) свойства административно-деликтного права, охрана с помощью применения реального правового при­нуждения. Они порождают права и обязанности одной стороны - правонарушителя - нести административную ответственность, а другой - органа (должностного лица), ведущего административ­ный процесс, т.е. субъекта административной юрисдикции,- при­менить соответствующую санкцию нарушенной административ- ио-деликтной нормы.

Подобные охранительные отношения первого и второго вида в науке административного права рассматриваются в качестве одно­го из методов государственного управления. На основании этого делается вывод о том, что административно-деликтное право - это отдельный институт или подотрасль административного пра­ва. Подобный подход не отражает реального его статуса.

1 См.: Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. В.М. Хомича. Мн„ 2002. С.


Похожая информация.


· Признаки и состав административного правонарушения

· Понятие и основания административной ответственности

· Виды административных наказаний

· Задачи и участники административно-деликтного процесса

· Стадии административно-деликтного процесса

Административно-деликтное право - это подотрасль административного права. Оно представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения (деликта). Нормы административно-деликтного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан. В сферу его правового регулирования включаются, с одной стороны, отношения, связанные с противоправным поведением субъектов административного права, а с другой - деятельность компетентных органов по пресечению, по расследованию противоправных деяний, юрисдикционному разбирательству дел об административных правонарушениях.

Отношения, возникающие между государственными органами и правонарушителями, - это властные отношения. Однако они имеют свою специфику. Во-первых, административные деликты не обязательно непосредственно возникают из управленческих отношений (например, уничтожение или повреждение чужого имущества - ст. 7.17 КоАП РФ, занятие проституцией - 6.11 КоАП и др.). Во-вторых, нормы об административной ответственности за административные правонарушения (проступки) носят универсальный характер, аналогичный нормам уголовного права. Их охранительная функция распространяется на отношения, регулируемые не только административным правом, но и другими отраслями права. Административно-деликтное право связано с определением и назначением административных наказаний (взысканий), поэтому его называют также административно-наказательным правом.

Система источников административно-деликтного права включает: КоАП РФ, специальные законы, полностью посвященные административной ответственности, специальные законы, имеющие форму кодекса и действующие автономно (например Таможенный кодекс РФ), законодательные акты субъектов Федерации (например Кодекс Свердловской области об административной ответственности) и др.

Административно-деликтное право содержит материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы определяют понятие административного правонарушения, цели и виды административного наказания, состав административных правонарушений в различных сферах государственного управления, полномочия и виды органов, компетентных рассматривать это правонарушение. Процессуальные нормы определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Признаки и состав административного правонарушения

Административное правонарушение является основанием административной ответственности. Его определение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации установлена административная ответственность.

· Это определение выражает три формально юридических признака административного правонарушения:

o противоправность - заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного права, охраняемые мерами административной ответственности, нормы других отраслей права (финансового, земельного, таможенного, трудового, экологического и т.д.);

o виновность - противоправное деяние считается административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина лица, т.е. содеянное было совершено умышленно или по неосторожности;

o наказуемость - административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное правонарушение является антиобщественным деянием. Однако не всякое антиобщественное деяние охватывается признаками административного правонарушения. Какое антиобщественное деяние является административным правонарушением определяется соответствующим законодательством. Административное правонарушение характеризуется определенным составом . Он включает совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком (деликтом).

· В состав административного правонарушения включаются:

o объект правонарушения - права и свободы человека и гражданина, собственность независимо от ее формы, порядок управления, окружающая среда, общественный порядок и т.д;

o объективная сторона - конкретные действия, выразившиеся в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил. Содержание объективной стороны, как правило, включает характер противоправного деяния (повторность, неоднократность, длящееся правонарушение);

o субъект - физическое лицо (гражданин, достигший 16-летнего возраста, должностное лицо, военнослужащий, иностранный гражданин или лицо без гражданства); юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и действующее со своим уставом; иностранное юридическое лицо;

o субъективная сторона состава административного правонарушения - это отношение субъекта к совершенному им деянию, т.е. вина в форме умысла или неосторожности. Вина юридических лиц связана с выходом юридического лица за пределы отведенной ему правоспособности либо ненадлежащим исполнением обязанностей. Она определяется через оценку данного обстоятельства компетентным органом, налагающим административное взыскание. Вина выражает субъективное отношение к противоправному деянию коллектива юридического лица, определяемое по доминирующей в нем воле, носителем которой является администрация, ее должностные лица. Отсюда вина юридического лица должна пониматься как выражение вины должностных лиц администрации и считаться доказанной только при наличии установленной вины должностного лица.

Признаки административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава. При наличии признаков административного правонарушения могут отсутствовать признаки его состава, что исключает привлечение к административной ответственности.

Понятие и основания административной ответственности

Административная ответственность наступает за административное правонарушение (проступок), состав которого и санкции предусматриваются законом. Административная ответственность - это форма юридической ответственности граждан и юридических лиц за совершение ими административного правонарушения. Она представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административный проступок.

· Административная ответственность характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видов юридической ответственности:

o административная ответственность регулируется нормами административного - деликтного права, которые содержатся как в законах, так и в подзаконных актах. Уголовная ответственность может устанавливаться только уголовным законом;

o основанием административной ответственности является административный проступок, а уголовной - преступление;

o в отличие от гражданской и уголовной ответственности ряд взысканий, специфичных для административной ответственности, могут применяться в административном порядке, т.е. без обращения в суд;

o в отличие от уголовной, административная ответственность распространяется не только на физических, но и на юридических лиц;

o за административные правонарушения применяются меры административной ответственности (за уголовные правонарушения - меры уголовной ответственности);

o в отличие от гражданской ответственности, административная ответственность имеет публично-правовой характер: это ответственность перед государством в лице уполномоченных органов государственной власти, которым нарушитель не подчинен в служебном порядке;

o применение мер административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому они применены, считается административно наказанным в течение определенного срока (1 год);

o меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регулирующим производство по делам об административных правонарушениях; а меры уголовной ответственности - в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, меры гражданской ответственности - в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами.

· Основания административной ответственности - это условия, при наличии которых к нарушителю применяется административное взыскание. Они включают:

o нормативное основание - нарушение административно-правового запрета, установленного нормой административно-деликтного права;

o фактическое основание - совершение действий, в которых присутствует состав административного правонарушения;

o процессуальное основание - издание компетентным органом правоприменительного акта, определяющего административное наказание.

Общие принципы административной ответственности, ее субъекты, виды и порядок применения взысканий устанавливаются КоАП РФ.

· Основными принципами административной ответственности являются:

o законность;

o целесообразность ответственности;

o неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;

o индивидуализация мер ответственности;

o гуманизм.

Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. К физическим лицам относятся граждане, иностранные граждане и специальные субъекты административной ответственности. Административная ответственность граждан наступает с шестнадцатилетнего возраста. В целях гарантий прав несовершеннолетних установлено общее правило: к лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (обязанность принести публичные извинения, предупреждение, штраф, если подросток имеет самостоятельный заработок и др.). Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права дипломатическим путем.

К специальным субъектам административной ответственности относятся должностные лица, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

Должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом, согласно КоАП РФ, понимается лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, т.е. лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее административно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в вооруженных силах и других войсках РФ. Руководители и работники иных организаций, а также граждане-индивидуальные предприниматели, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций несут административную ответственность как должностные лица, если иное не установлено законом.

Все эти лица могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения, связанные с несоблюдением установленных правил охраны здоровья населения, охраны природы, в сфере охраны порядка управления и других правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности (например ст.ст. 9.6. - 9.14 КоАП РФ).

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исправительной системы, налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы в этих органах.

· Вместе с тем эти лица подлежат административной ответственности на общих основаниях (как и граждане) за нарушения в области:

o законодательства о выборах и референдумах;

o обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

o правил дорожного движения;

o правил пожарной безопасности (вне места службы);

o законодательства об охране окружающей среды;

o таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу РФ;

o налогового и финансового законодательства;

o в случае невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

К этим лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим срочной службы также в виде административного штрафа.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных разделом II КоАП РФ и иными законами. Помимо юридических лиц субъектами административной ответственности могут быть и другие лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Так, филиалы юридических лиц могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства. Основной мерой административной ответственности, применяемой к юридическим лицам, является административный штраф.

Виды административных наказаний

За совершенное административное правонарушение законом предусмотрена ответственность в виде административного наказания, налагаемого компетентными органами в соответствии с действующим законодательством РФ. Административное наказание (взыскание) - это мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение. Оно выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Его цель - покарать нарушителя посредством морального, материального воздействия, временного ограничения свободы, прав и причинения ему иных неудобств и ограничений, установленных законом. Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства правонарушителя - физического лица или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

· Виды административных наказаний определены в ст. 3.2. КоАП РФ. К ним относятся:

o 1) предупреждение - мера административного наказания, которая выражается в официальном порицании физического или юридического лица, вынесенном в письменной форме;

o 2) административный штраф - денежное взыскание, которое выражается в величине, кратной:

§ минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

§ стоимости предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения;

§ сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

o 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет собой их принудительное изъятие и последующую реализацию с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию (изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства и т.д.) Возмездное изъятие назначается только судьей;

o 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в государственную собственность не изъятых из оборота вещей. Назначается только судьей;

o 5) лишение специального права , т.е. лишение правонарушителя предоставленного ему ранее специального права за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных КоАП РФ (права на управление транспортным средством, право охоты). Лишение специального права назначается судьей на срок от 1 месяца до 2 лет;

o 6) административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток. За нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции возможно применение административного ареста на срок до 30 суток. Административный арест назначается судьей;

o 7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства состоит в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через государственную границу за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законом, в их контролируемом самостоятельном выезде из РФ;

o 8) дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законом. Дисквалификация назначается судьей на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Административные наказания в виде предупреждения, штрафа, лишения специального права, административного ареста и дисквалификации могут применяться только в качестве основных мер административного взыскания. Иные административные наказания могут устанавливаться в качестве как основных, так и дополнительных мер административной ответственности.

· Назначение административного наказания осуществляется в соответствии с общими правилами, установленными ст. 4.1 КоАП РФ:

o оно налагается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение;

o при назначении административного наказания учитываются:

§ характер совершенного правонарушения;

§ личность виновного физического лица и его имущественное положение либо имущественное и финансовое положение юридического лица;

§ обстоятельства, смягчающие ответственность;

§ обстоятельства, отягчающие ответственность;

o никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При наложении административного наказания учитываются сроки давности , установленные ст. 4.5 КоАП РФ.

· Лицо, совершившее административное правонарушение, не может быть привлечено к административной ответственности:

o по истечении двух месяцев со дня совершения проступка; а в случаях, специально оговоренных в законе (по делам о нарушении налогового, таможенного, антимонопольного законодательства, о рекламе, о защите прав потребителей и т.д.), - по истечении одного года со дня совершения;

o при длящемся административном правонарушении, соответственно, по истечении двух месяцев или одного года со дня его обнаружения;

o при отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении (но при наличии в действиях лица признаков административного проступка), соответственно, по истечении двух месяцев или одного года со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением при отсутствии спора, решается компетентным юрисдикционным органом одновременно с назначением административного наказания. В случае возникновения спора вопрос о возмещении имущественного ущерба решается судом в порядке гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, также решаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

КоАП РФ предусматривает возможность освобождения лиц от административной ответственности в случаях крайней необходимости и признания в установленном порядке лица невменяемым. Допускается также возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности проступка, если орган административной юрисдикции сочтет возможным ограничиться устным замечанием.

Перечень органов административной юрисдикции правомочных рассматривать дела об административных нарушениях и налагать меры административной ответственности определен в разделе III КоАП РФ.

· К ним относятся:

o судьи районных судов по делам, производство по которым осуществляется в форме административного расследования и по административным правонарушениям, влекущим административное выдворение;

o судьи арбитражных судов по определенным в КоАП правонарушениям, совершенным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (незаконное использование товарного знака, незаконное получение кредита, фиктивное или преднамеренное банкротство и др.);

o судьи военных судов по указанным в КоАП правонарушениям, совершенным военнослужащими и гражданами, признанными на военные сборы;

o мировые судьи;

o комиссии по делам несовершеннолетних;

o федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы;

o иные государственные органы, уполномоченные на рассмотрение дел об административных правонарушениях исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными актами Президента РФ или Правительства РФ.

· Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются:

o мировыми судьями;

o комиссиями по делам несовершеннолетних;

o уполномоченными органами и должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ;

o административными комиссиями, иными органами, создаваемыми в сответствии с законами субъектов РФ.

Полномочия органов должностных лиц, компетентных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут устанавливаться соответствующими отраслями права, земельными, таможенными, муниципальными и др.

Задачи и участники административно-деликтного процесса

Основными задачами этого производства являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

· Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое дело подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

o отсутствие события административного правонарушения;

o отсутствие в деянии состава административного правонарушения;

o действие лица в состоянии крайней необходимости;

o издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

o отмена к моменту рассмотрения дела акта, устанавливающего административную ответственность.

· Участниками административно-деликтного процесса являются:

o Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридически властные акты и составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела. К ним относятся:

§ государственные органы (должностные лица), которые принимают постановления по существу дела (о применении санкций), изменяют или отменяют их;

§ компетентные органы (должностные лица), которые создают процессуальные основания для принятия, отмены или изменения постановлений (составляют протоколы об административном правонарушении, направляют дела по подведомственности, опротестовывают постановления и т.д.);

§ органы (должностные лица), исполняющие постановления (судебные исполнители и т.д.).

o Субъекты, имеющие личный интерес в деле:

§ лицо, привлекаемое к административной ответственности;

§ потерпевший;

§ законные представители (родители, опекуны, попечители, руководители);

§ адвокат.

o Лица и органы, содействующие осуществлению производства - свидетели, эксперты, переводчики.

Административно-деликтный процесс представляет собой последовательное осуществление регулируемых нормами права процессуальных действий на определенных его стадиях, этапах. Стадия административно-деликтного процесса - это относительно самостоятельная часть производства по делам об административных правонарушениях, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное составление документов.

Стадии административно-деликтного процесса

· Производство по делам об административных правонарушениях, составляющее содержание административно-деликтного процесса, включает четыре стадии:

o возбуждение административного дела и направление его по подведомственности;

o рассмотрение дела компетентным органом;

o обжалование и опротестование решения (пересмотр постановления);

o исполнение решения, вынесенного по административному делу.

1. Стадия возбуждения административного дела и направление его по подведомственности предполагает выявление всех обстоятельств дела (дату и место совершения правонарушения, данные о личности правонарушителя и т.д.), которые фиксируются в протоколе об административном правонарушении. В протокол заносятся также анкетные данные составившего его должностного лица, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших. При составлении протокола лицам, в отношении которых возбуждается дело, а также иным участникам производства разъясняются их права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Физическим лицам или законным представителям юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Этим лицам, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола.

Протокол является процессуальным документом, оформляющим возбуждение производства по делу об административном правонарушении. Правовым основанием для возбуждения этого производства является наличие в действиях виновного состава правонарушения, предусмотренного нормой материального административно-деликтного права. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определен ст. 28.3 КоАП РФ.

· Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

o непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

o поступившие из государственных органов и негосударственных органов и организаций материалы, которые содержат данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения;

o сообщения и заявления физических и юридических лиц, средств массовой информации;

o по ряду дел, предусмотренных законом, заявления и сообщения собственников имущества унитарных предприятий, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, собрания (комитета) кредиторов.

Протокол об административном правонарушении не оформляется и административное наказание производится без его составления в случаях когда, в соответствии с законодательством штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения, и лицо не оспаривает допущенное нарушение и налагаемое на него взыскание.

В необходимых случаях на стадии возбуждения дела применяются процессуальные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. К ним относятся (ст.27.1 КоАП РФ): доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр транспортного средства, вещей, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, задержание транспортного средства, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод и т.д.

· Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

o составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

o составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении административного дела;

o оформления предупреждения или наложения штрафа на месте совершения административного правонарушения в случаях, определенных законом;

o вынесения определения о возбуждении административного дела при необходимости проведения административного расследования.

Административное расследование проводится по целому ряду дел, предусмотренных ст. 28.7 КоАП РФ (дела о нарушении антимонопольного, валютного, налогового, экологического законодательства, законодательства о нарушении правил дорожного движения и т.д.). Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования принимается в виде определения (прокурором - в виде постановления) немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Оно не может превышать срок в 1 месяц. В исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на месяц, а по таможенным делам - на 6 месяцев. По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы направляются компетентному органу для рассмотрения в течение суток с момента его составления. Протокол по делам, предусматривающим наказания в виде административного ареста, передается судье немедленно после его составления.

2. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении является основной: именно на ней решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

· Эта стадия включает 4 этапа:

o а) подготовки дела к рассмотрению;

o б) анализ собранных материалов, обстоятельств дела;

o в) вынесение постановления;

o г) объявление постановления.

· При подготовке дела к рассмотрению судья, должностное лицо выясняют:

o относится ли дело к их компетенции;

o имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела (ст. 29.2 КоАП РФ);

o правильно ли составлен протокол и другие материалы дела;

o имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

o достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

o имеются ли ходатайства и отводы.

· При подготовке дела к рассмотрению разрешается ряд вопросов, по которым в случае необходимости выносится определение. К ним относятся вопросы:

o 1) о назначении места и времени рассмотрения дела;

o 2) о вызове лиц, участвующих в деле, и об истребовании необходимых дополнительных материалов, о назначении экспертизы;

o 3) об отложении рассмотрения дел;

o 4) о возвращении протокола в орган или должностному лицу, которые представили дело для рассмотрения (например в случае его неправильного составления);

o 5) о передаче протоколов и других материалов на рассмотрение дела по подведомственности.

Дело об административном правонарушении рассматривается открыто по месту его совершения. По ходатайству нарушителя оно может быть рассмотрено по месту его жительства.

Дела, связанные с проведением расследования, рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Дело должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный срок. В случаях, определенных законом, этот срок может быть продлен не более чем на 1 месяц. Дела, за которые предусматривается наказание в виде административного ареста, рассматриваются в день получения протокола и других материалов.

· Порядок рассмотрения дела предполагает совершение юрисдикционным органом ряда последовательных процессуальных действий:

o 1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

o 2) устанавливается факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела;

o 3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника;

o 4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины их неявки, решается вопрос о рассмотрении дела в отсутствии указанных лиц либо об отложении его рассмотрения;

o 5) разъясняются права и обязанности участникам процесса;

o 6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

o 7) оглашаются протокол и иные материалы дела;

o 8) заслушиваются объяснения нарушителей, показания других лиц, участвующих в процессе, пояснения специалиста и заключения эксперта, исследуются иные доказательства.

Главная цель рассмотрения дела по существу - установление фактических обстоятельств совершения правонарушения, его объективная правовая оценка и применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного наказания.

· Для достижения этой цели юрисдикционный орган обязан выяснить:

o было ли совершено административное правонарушение;

o виновно ли данное лицо в его совершении;

o подлежит ли оно административной ответственности;

o имеются ли смягчающие или отягчающие обстоятельства;

o причинен ли ущерб и каков его характер и размер;

o иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

По итогам исследования обстоятельств дела юрисдикционный орган выносит постановление. В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается его виновность или невиновность, определяется мера воздействия, состояние наказанности, исчисление сроков обжалования. По своей форме и содержанию постановление должно соответствовать ст. 29.10 КоАП РФ. В зависимости от результатов рассмотрения дела юрисдикционный орган в соответствии с требованиями ст. 29.9 КоАП РФ может вынести, например, такие постановления: а) о назначении административного наказания, б) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Объявление постановления производится немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, потерпевшему (по его просьбе) либо в течение трех дней высылается указанным лицам.

3. Стадия пересмотра постановления (решения) юрисдикционного органа носит дополнительный (факультативный) характер. Она имеет место, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, его законные представители или иные определенные законом лица заявили жалобу на постановление для его пересмотра.

КоАП РФ (ст. 30.1) устанавливает два способа подачи жалобы - административный и судебный. Административный порядок состоит в том, что жалоба подается по подчиненности, т.е. в вышестоящий орган. Такой порядок предусмотрен только для постановлений, выносимых единолично должностным лицом. Судебная процедура предусмотрена в обязательном порядке для постановлений, вынесенных судьей, коллегиальным или иным юрисдикционным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и в альтернативном порядке - для постановлений, вынесенных должностным лицом единолично. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд. Порядок административного судопроизводства по этим делам в общих и арбитражных судах регулируется КоАП РФ, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Это судопроизводство имеет своим предметом спорные административно-правовые отношения и осуществляется в рамках административной юстиции .

4. Стадия исполнения постановления начинается с момента его вступления в законную силу.

· Постановление вступает в законную силу:

o по истечении срока, установленного для его обжалования (по общему правилу - 10 дней), если оно не было обжаловано или опротестовано прокурором;

o после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение, в свою очередь, не было обжаловано или опротестовано;

o немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Порядок исполнения постановлений, вступивших в законную силу, регулируется разделом V КоАП РФ.

Выбор редакции
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....