Административное расследование – что это, как проводится и с какими целями? Порядок административного производства и основания для расследования Продление административного расследования на 60 суток.


Пожалуй, каждый из нас слышал о таком процессуальном документе, как . И все мы знаем, что именно с момента составления протокола начинается производство по делу об административном правонарушении.

Однако Кодексом Российской Федерации также в качестве одного из моментов обозначено проведение административного расследования , которое представляет собой особый этап производства, направленный на изучение данных, свидетельствующих о событии административного правонарушения, но еще недостаточных для составления протокола об административном правонарушении.

Порядку и срокам проведения административного расследования посвящена настоящая статья.

Понятие административного расследования в законодательстве не закреплено. Однако для понимания сущности АР следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому административное расследование (далее также — АР) представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных на то должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Необходимо понимать, что между АР, проводимым в рамках КоАП РФ, и / , проводимыми в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ)", имеются существенные отличия, хотя на первый взгляд они похожи.


Вместе с тем, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Федеральным законом № 294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Должностное лицо органа надзора может принять решение о проведении административного расследования , которое принимается одновременно с решением о возбуждении дела об административном правонарушении. Особенности принятия такого решения и процедура АР будет подробно описана в следующих разделах настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 28.7 КоАП РФ АР проводится в случае выявления в областях законодательства, перечисленных в ч.1 статьи 28.7 КоАП РФ (в том числе законодательства об охране здоровья граждан; о противопожарной безопасности; о защите прав потребителей; о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах), и при необходимости :


  • Проведения экспертизы;
    или
  • Проведения иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Решение о проведении АР принимается одновременно с решением о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 4 ч. 4 ст. 28.1 и ч. 2 ст. 28.7 КоАП), которое оформляется соответствующим определением, отвечающим требованиям ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ.


Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении указаны в статье 28.1 КоАП РФ и могут быть в частности :

  • Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 настоящего Кодекса);

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается :


  • Должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения;
  • Прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях .


В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются :

  • Дата и место составления определения,
  • Должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение,
  • Повод для возбуждения дела об административном правонарушении,
  • Данные, указывающие на наличие события административного правонарушения,
  • Статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

При вынесении данного процессуального документа физическому лицу или , в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности , о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.

Срок проведения АР установлен частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ и не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.


КоАП РФ предусмотрена возможность продления срока проведения АР. Указанный выше срок проведения АР продлевается только в исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело.

КоАП РФ предусмотрены различные варианты продления срока проведения АР, которые зависят от того, какое административное правонарушение (в какой сфере законодательства) совершено. В сфере здравоохранения продление срока проведения АР возможно на срок не более одного месяца и такое продление осуществляется на основании решения руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя.

Решение о продлении срока проведения АР принимается в виде определения, копия которого в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование.

Процедура проведения административного расследования КоАП РФ не регламентирована. Кодексом лишь указано то, что административное расследование проводится либо по месту совершения , либо по месту выявления административного правонарушения.


Представляется, что действия лица, проводящего АР, зависят от конкретного административного правонарушения и могут предусматривать осуществление следующих мероприятий :

  • Получение , показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно;
  • Назначение экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ);
  • Отбор проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст. 26.5 КоАП РФ);
  • Получение показаний специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП РФ);
  • Направление различных запросов и поручений (ст. 26.9 КоАП РФ);
  • Истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ);
  • Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (в присутствии двух понятых!) (ст.27.8 КоАП РФ).

По окончании АР:

  • Составляется протокол об административном правонарушении (что означает, что факт совершения административного правонарушения установлен, и производство по делу продолжается);
    либо
  • Выносится .

Исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, установлен частью 1 ст. 24.5 КоАП , в соответствии с которой производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Важно также помнить, что дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судом.

В случаях, требующих наиболее тщательного или полного изучения обстоятельств по делу об административном правонарушении, должностное лицо может проводить административное расследование в сроки, установленные административным законодательством.

В этой статье:

Понятие и сущность административного расследования

Административное расследование имеет место быть в каждом выявленном правонарушении, однако его продолжительность, сроки и порядок ведения зависит от обстоятельств выявления административного проступка.

В большинстве случаев, проведение административного расследования не требуется, так как обнаруженные обстоятельства позволяют наиболее полно и объективно свидетельствовать о всех признаках правонарушения.

Например, при выявлении нарушения скоростного режима, зафиксированного камерой фото фиксации скорости, подтверждает неоспоримые доказательства вины данного гражданина.

В других случаях, когда требуется более тщательный подход в рассмотрении административного дела, может потребоваться дополнительных мероприятий для сбора доказательственной базы.

Сроки для административного расследования

Законом четко ограничено время для ведения административного расследования. В течение месячного срока, должностные лица должны провести все необходимые для этого мероприятия. В зависимости от сложности дел по административным проступкам, допускается продление указанного срока.

Для этого необходимо вынесения ходатайства должностным лицом о продлении. Случаями для продления может быть следующее:

  • Одобрение на увеличение срока на расследования руководителем, но не более чем на один месяц
  • Продлить срок может также вышестоящий орган или должностное лицо, например, соответствующая инстанция таможенного органа – до шести месяцев
  • Если при выявлении правонарушения на транспорте обнаружен факт телесного причинения вреда здоровью, то начальником ДПС срок расследования можно продлить до шести месяцев
  • При выявлении правонарушения в области организации незаконного игорного бизнеса, срок продлевается до шести месяцев

По каждому факту увеличения срока на расследование, должностное лицо должно вынести определение, с указанием причин и сроков на продление.

Порядок ведения административного расследования

По общему правило расследование будет проведено там, где было выявлено или совершено правонарушение. Это правило продиктовано задачами административного производства, согласно которым по каждому делу должна прослеживаться объективность, полнота и справедливость привлечения виновного к административному наказанию.

В этом есть и логика, так как должностное лицо, расследующее данное дело должно исследовать все обстоятельства правонарушения по месту его совершения.

Лица, совершившие правонарушения, а также потерпевшие лица могут знакомиться с материалами расследования, быть уведомлены о продлении срока, а также давать необходимые объяснения и представлять материалы и документы.

Результат административного расследования

Итогом административного расследования будет подготовка процессуальных документов, согласно которым виновное лицо подлежит привлечению к административному наказанию или освобождается от ответственности.

При подтверждении фактов и обстоятельств совершенного правонарушения, составляется протокол, который направляется на рассмотрение административного дела с целью вынесения административного наказания.

Если же, в ходе расследования не будет доказана причастность лица в совершенном правонарушении или недостаточная доказательственная база, то должностное лицо должно вынести решение в виде постановления. Постановление будет свидетельствовать о прекращении данного дела.

Если весь процесс рассмотрения дела об административном правонарушении состоит из совокупности определенных стадий, то конкретно каждую стадию можно рассмотреть как совокупность этапов. Под этапом следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть стадии, которыя, наряду с её общими задачами, имеет свойственные только ему задачи, документы и другие особенности Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004. С. 5-6. Так, этапы отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждом этапе совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач этапа может оформляться отдельным процессуальным документом. Этапы органично связаны между собой: последующий, как правило, начинается лишь поле того, как закончен предыдущий, на новом этапе проверяется то, что было сделано раньше. Стадия административного расследования состоит из семи этапов Бахрах Д.Н. Административное право. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2000. С. 146:

1. принятие решения о проведении административного расследования;

2. установление обстоятельств дела;

3. приостановление административного расследования;

4. процессуальное оформление результатов административного расследования;

5. направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу;

6. дополнительное административное расследование;

7. повторное направление материалов дела для рассмотрения.

Принятие решения о проведении административного расследования. Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Требования и особенности данного документа будут рассмотрены в следующем параграфе.

Этап установления обстоятельств дела является центральным. Сущность этапа установления обстоятельств дела заключается в деятельности лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, по установлению неочевидных данных - признаков состава правонарушения, отягчающих и смягчающих обстоятельств и т.д. В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка, которые можно подразделить на три группы. 1) Обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. 2) Обстоятельства, находящиеся за рамками состава нарушения, но имеющие значение для определения вида и размера взыскания. 3) Выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений, их предупреждении. Эти обстоятельства и данные устанавливаются путем проведения процессуальных действий, истребования документов, направлением запросов, проведением розыскных мероприятий. Объём данного этапа зависит от категории дел и обстоятельств конкретного дела об административном правонарушении.

Именно на данном этапе проводятся экспертизы. Согласно ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы обязательное для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. В соответствии с ч. 6 ст. 26.4 КоАП РФ заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано. Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"о чем и указано в его преамбуле. Там же указано, что производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством РФ.

Этап приостановления административного расследования не регламентирован в КоАП РФ, однако его существование обусловлено потребностями практики. В связи с этим, в ст. 28.7 КоАП РФ некоторыми теоретиками в области административного права предлагается внести следующие изменения:

"Административное расследование может быть приостановлено, если местонахождение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении неизвестно, а также в случае тяжкого заболевания этого лица, удостоверенного медицинским заключением, путем вынесения определения должностным лицом, осуществляющим административное расследование.

Административное расследование может быть приостановлено только в том случае, если должностное лицо, его осуществляющее, выполнило все процессуальные и иные действия, производство которых возможно в отсутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и приняло меры к розыску этого лица" Филоненко, И. О. Возбуждение и административное расследование милицией дел об административных правонарушениях в сфере оборота» алкогольной продукции:Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / www/fguyn.1hdh/ru/.

Далее следует этап процессуального оформления результатов административного расследования, на котором составляется протокол об административном правонарушении. Протокол - это важнейший процессуальный документ, закрепляющий результат деятельности уполномоченного должностного лица по делу об административном правонарушении на стадии административного расследования, фиксирующий в незначительном объеме существенные черты события правонарушения, квалифицирующие признаки состава, данные о применении мер процессуального обеспечения по делу, сведения о лице, в отношении которого он составлен и который служит основанием для рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения наказания правонарушителю компетентным лицом. В дальнейшем протокол направляется рассмотрение компетентному органу или должностному лицу.

Направление протокола теоретиками также считается самостоятельным этапом стадии административного расследованияСм.: Хаманева Н.Ю. Административный процесс и административная юстиция // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003. С. 130-131; . Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Этап дополнительного административного расследования начинается с момента возвращения дела об административном правонарушении из органа или от должностного лица, которым он был направлен на рассмотрение, в установленных законом случаях для исправления недостатков, препятствующих рассмотрению дела, и заключается в повторном проведении этапа установления обстоятельств дела и последующих этапов. В последующем за ним идет этап повторного направления материалов компетентному должностному лицу или органу. Необходимо так же сказать о сроках и месте проведения расследования в целом, как стадии.

В соответствии с ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.Частью 4 ст. 28.7 КоАП РФ также установлено, что административное расследование проводится:

по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, - указанным должностным лицом;

по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Как разъяснено в подп. "а" п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5, круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования, в силу ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим.

Сроки проведения административного расследования установлены в ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ:

по общему правилу срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении;

в исключительных случаях срок проведения административного расследования по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца;

по делам о нарушении таможенных правил срок проведения административного расследования в исключительных случаях может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

Итак, административное расследование как самостоятельную стадию процесса производства дел об административных правонарушениях, в свою очередь можно разделить на ряд самостоятельных этапов, центральным в которых является этап выяснения обстоятельств дела. Современное законодательство в данной сфере по мнению некоторых авторов несовершенно и ими предлагается внести ряд статей в Кодекс об административных правонарушениях. Конкретно это касается этапа приостановления административного расследования, что не регламентировано в кодексе, однако часто встречается на практике.

Административное расследование – это комплекс установленных законом действий по установлению возникших обстоятельств, приведших к административному правонарушению. Как и любое другое расследование, этот процесс требует определенного времени.

Административное расследование проводится в различных случаях, так как оно имеет широкий спектр областей, где оно может быть применено. Подробный список того, в каких случаях проводится эта процедура, представлена в части 1 ст. 28.7 КоАП РФ. В данной публикации будут рассмотрены разные стороны этого законодательного акта в упрощенной и доступной для понимания форме.

Чтобы разобраться, о чем пойдет речь в рассмотрении процесса административного расследования, необходимо знать, какие действия относятся к административным нарушениям.

Какие действия относятся к административным нарушениям?

Эта позиция освещена в главе 2 ФЗ № 195-ФЗ от 30.12.2001 года.

Определение административного правонарушения, подробно оговорено в статье 2.1 вышеуказанного закона.

В это понятие входит достаточно много деяний, которые при их расследовании могут перейти в разряд уголовных преступлений.

  1. Административным правонарушением, согласно КоАП РФ, считается противоправное деяние или же бездействие гражданина (юридического или физического лица), после совершения которого наступает административная ответственность.
  2. Если юридическое лицо, имевшее возможность соблюсти все установленные законом нормы, пренебрегло ими, то оно считается виновным в совершении правонарушения.
  3. Как юридическое, так и физическое лицо при выявлении его виновности в совершенном правонарушении равно привлекается как к административной, так и уголовной ответственности.

Привлекаться к уголовной и (или) административной ответственностям может как физическое, так и юридическое лицо

Разные формы вины граждан

Статья 2.2. дает информацию о форме вины гражданина.

  1. Умышленным правонарушением считается сознательно совершенное гражданином действие или же его бездействие, в результате которого наступили негативные последствия. Другой вариант — гражданин желал наступивших последствий и сознательно допустил их, или же просто не предпринял действий для их предотвращения.
  2. Правонарушение считается произведенным по неосторожности, если гражданин предполагал наступление негативных последствий и пытался их предотвратить, однако не рассчитал свои возможности, хотя должен был их предвидеть. В данном случае равно, как и в предыдущих моментах, учитывается как действие, так и бездействие гражданина.

Важно! Наказания за умышленное деяние и произошедшее по неосторожности значительно разнятся между собой. Умышленное нанесение вреда, в зависимости от его тяжести, в процессе проведения расследования вполне может перейти из категории административного правонарушение в уголовное преступление.

Минимальный возраст, с которого наступает административная ответственность

С какого возраста гражданин может быть привлечен к административной ответственности, оговорено в статье 2.3.

  1. Ответственность по административному правонарушению наступает при достижении гражданином возраста 16-ти лет.
  2. Лица в возрасте от 16-ти до 18-ти лет могут быть освобождены от ответственности по решению комиссии, занимающейся делами несовершеннолетних граждан. Она может учесть положительные данные о нарушителе, а также обстоятельства, во время которых было совершено конкретное действие или бездействие. Освобождение от ответственности предусмотрено ФЗ о правовой защите несовершеннолетних граждан.

Важно! Ответственность за правонарушение, совершенное несовершеннолетним гражданином наступает в шестнадцатилетнем возрасте, а наказание за него зависит от тяжести и вреда, нанесенного потерпевшему лицу.

Статьи об административной ответственности конкретных граждан

Административная ответственность для некоторых граждан, выполняющих конкретные функциональные обязанности, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства оговорена в отдельных статьях КоАП РФ.

Законодательный документ Название документа
Статья 2.4 «Административная ответственность, предусмотренная для должностных лиц»
Статья 2.5 «Административная ответственность для военнослужащих лиц, граждан, находящихся на военных сборах, а также лиц, имеющих воинские звания»
Статья 2.6 «Административная ответственность для граждан, имеющих иностранное гражданство, без гражданства, а также для иностранных юридических лиц»
Статья 2.10 «Административная ответственность юридических лиц»

Важно! Граждане, не имеющие гражданства РФ, но совершившие на территории страны противоправные действия, могут быть высланы за ее пределы. Эта мера является одним из форм наказания.

Административная ответственность владельцев транспорта

Статья 2.6.1. введена ФЗ №210-ФЗ от 24.07.2007 года и освещает вопрос об административной ответственности граждан, имеющих во владении транспортные средства. В связи с тем, что сегодня практически каждая семья имеет один или даже два автомобиля, эту статью стоит рассмотреть более подробно.

Собственники транспорта могут быть привлечены к ответственности в том случае, если они совершили нарушение правил дорожного движения или же нанесли вред благоустроенной территории, что было зафиксировано одним из специализированных технических средств, работающих в автоматическом режиме, они привлекаются к административному наказанию (ФЗ №69-ФЗ от 21.04.2011 года).

От ответственности могут быть освобождены владельцы транспорта, если они подали жалобу по вынесенному по делу постановлению и при ее рассмотрении выяснилось, что в момент совершения нарушения закона, средство передвижения находилось в пользовании или полноценном владении у другого гражданина или же было украдено у владельца (ФЗ No175-ФЗ от 23.07.2010 года).

Административная ответственность владельцев земельных наделов или другой недвижимости

Ответственность вышеназванной категории граждан оговорена в статье 2.6.2, введенной ФЗ № 133-ФЗ от28.07.2012 года. Она содержит два подпункта.

  1. Граждане, совершившие правонарушение, связанное с благоустройством территории, ее переоборудованием, перемещением или сносом объектов, а также общей ее эксплуатации, несут административную ответственность в том случае, если их действия зафиксировались специализированными техническими средствами. К таким средствам относятся фото- и видеоаппаратура. По этому пункту несут ответственность владельцы и собственники земельных наделов и другой недвижимости.
  2. Освобождение от ответственности граждан, являющихся владельцами земельных наделов или недвижимости, происходит в том случае, если в процессе разбирательства по составленной жалобе выяснится, что в период совершения правонарушения участок или другая недвижимость находилась во владении другого лица (ч.3 ст.28.6. КоАП РФ).

Важно! Свалка мусора на благоустроенной территории, зафиксированная на камеру, может привести к серьезным неприятностям. Нарушителя не только обяжут за свой счет вывезти мусор, но и наложат на него штрафные санкции.

Кроме этого, избежать ответственности удастся, если получится доказать, что противоправное действие было совершено другим лицом, а собственник не имел возможности его предотвратить или же им были безуспешно предприняты все возможные действия.

Факторы крайней необходимости

Существуют случаи, когда действия гражданина не квалифицируются, как административное правонарушение, о чем говорится в статье 2.7. КоАП РФ. К таким факторам причинения вреда относится крайняя необходимость их совершения.

Например, возникновение обстоятельств, угрожающих одному или нескольким лицам, государственным или общественным интересам. Такие действия не считаются правонарушением, если возникшая опасность не могла быть предотвращена другими мерами или же нанесенный вред меньше, чем предотвращенные действия.

Невменяемость гражданина

Лицо, совершившее правонарушение, находясь в невменяемом состоянии и не осознающее производимых действий или же бездействия из-за хронического или временного расстройства психики, а также слабоумия, не подлежит привлечению к административной ответственности (статья 2.8.).

Малозначительность правонарушения

Гражданин, совершивший правонарушение, которое признано малозначительным судом или лицом, уполномоченным решать вопрос о его виновности или невиновности, освобождается от ответственности.

Важно! Существует достаточно много действий, которые некоторые граждане не относят к административным правонарушениям. Однако нужно помнить, что причинение вреда благоустроенной территории путем кражи или порчи муниципального имущества, зафиксированное на камеру, неизбежно повлечет за собой административное наказание.

В этом случае наказание ограничивается устным замечанием (статья 2.9.).

Наказание при совершении административного нарушения

Цели и способы наказаний граждан, совершивших правонарушение, оговорены в главе 3 КоАП РФ.

Цель административного наказания

Статья 3.1. разъясняет то, какие цели преследуются государственными органами при назначении наказания за совершенное правонарушение.

  1. Для предотвращения совершения правонарушений гражданином в будущем, государством установлена ответственность за противоправные действия.
  2. Наказание за административное правонарушение не должно быть направлено на унижение личного достоинства гражданина, нанесение вреда его деловой репутации, а также причинения ему физических страданий.

Виды административных мер, применимых к правонарушителю

Немаловажным фактором является мера наказания, которая может быть применена к нарушителю. Она напрямую зависит от тяжести совершенного действия. То, какие варианты административных наказаний существуют, указано в статье 3.2.

Итак, перечень воздействий на правонарушителей состоит из следующих пунктов.


Наказания, определенные в пунктах 3-11, налагаются на нарушителя только КоАП РФ, редакция в который внесена ФЗ №45-ФЗ от 08.06.2012 и №192-ФЗ от 23.07.2013 года.

Важно! Административный арест производится на период до 15-ти суток, при этом, лицо, нарушившее закон, изолируется от общества. Это наказание может быть установлено только судом и является одним из видов наиболее жестких мер наказания, которые применяются в крайних случаях.

Что такое административное расследование?

Административное расследование представляет собой комплекс мер, проводимых на протяжении определенного отрезка времени уполномоченными лицами. Их действия направлены на выявление различных обстоятельств, в результате которых было совершено административное нарушение. Выясненные факты фиксируются, квалифицируются и процессуально оформляются документально.

Проведение расследования инициируется в случаях поступления в правоохранительные органы информации, имеющей под собой основание о совершении административных нарушений, определенных частью 1 ст. 28.7 КоАП РФ и произведенных одним или несколькими лицами. В процессе проведения расследования осуществляются необходимые процессуальные действия и проводятся экспертизы, именно поэтому этот процесс требует временных затрат.

Перечь областей, в которых может проводиться административное расследование

Этот тип расследования может производиться при подозрении или явном нарушении законодательных документов, перечень которых представлен в таблице.

Наименование законодательных документов Номер документа и дата
Патентное и антимонопольное законодательство. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006).
О массовой информации. «Злоупотребление свободой массовой информации» КоАП РФ Статья 13.15. (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)
«О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147-ФЗ
«О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ
«Об акционерных обществах» 26. 12. 1995 N 208-ФЗ
«О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» 7 октября 1992 г. Указ Президента РФ № 1186 от 7.10.1992 года
Закон РФ «"Об организации страхового дела в Российской Федерации» 27.11.1992 N 4015-1 (последняя редакция)
«О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» от 03.07.2016 N 230-ФЗ (последняя редакция)
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция)
«Оказание финансовой поддержки терроризму» статья 15.27.1 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)
«О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25. 07. 2002 г. N 114-ФЗ "
«О противодействии коррупции» Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018)
«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019)
«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ФЗ от 27.07.2010 N 224-ФЗ
«О наркотических средствах и психотропных веществах» ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ (последняя редакция)
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Статья 26. «Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним» Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
« Незаконная организация и проведение азартных игр» КоАП РФ Статья 14.1.1. (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 430-ФЗ)
«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» ФЗ от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция)
«О валютном регулировании и валютном контроле» ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ (последняя редакция)
«О защите прав потребителей» Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019)
«Об аккредитации в национальной системе аккредитации» ФЗ от 28.12.2013 N 412-ФЗ (последняя редакция)
«О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Статья 3. «Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр» Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ (ред. от 25.12.2018)
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция)
«Об авторском праве и смежных правах» Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (последняя редакция)
«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» Закон РФ от 23.09.1992 N 3520-1 (последняя редакция)
«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019)
«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» ФЗ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
«О защите общественной нравственности» Законодательные акты принимаются на региональном уровне.
«О таможенном регулировании в Российской Федерации» ФЗ от 27.11.2010 N 311-ФЗ (последняя редакция)
«Об экспортном контроле» ФЗ от 18.07.1999 N 183-ФЗ (последняя редакция)
«Об электроэнергетике» Статья 23.1. «Государственное регулирование цен (тарифов) на оптовом и розничном рынках» ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
«Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ (последняя редакция)
«Об охране окружающей среды» ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ (последняя редакция)
«О пожарной безопасности» ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ (последняя редакция)
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ (последняя редакция)
«Об утверждении Типовой программы по курсу "Промышленная, экологическая, энергетическая безопасность, безопасность гидротехнических сооружений», блок 5«Безопасность гидротехнических сооружений объектов промышленности и энергетики» Приказ Ростехнадзора от 29.12.2006 N 1155
«О газоснабжении в Российской Федерации» Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019)
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ (последняя редакция)
«О несостоятельности (банкротстве)» ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ (последняя редакция)
«О государственном оборонном заказе» ФЗ от 29.12.2012 N 275-ФЗ (последняя редакция)
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция)
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ (последняя редакция)
«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» ФЗ от 22.05.2003 N 54-ФЗ (последняя редакция)
«Осуществление проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм» КоАП РФ Статья 14.58. (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 101-ФЗ)

Кто инициирует и проводит административное расследование?

Принять решение и возбудить дело о совершенных административных нарушениях, а также провести соответствующее расследование может уполномоченное должностное лицо (п. 4 статьи 28.7 КоАП РФ). При осуществлении этих действий составляется протокол об выявленных нарушениях. Далее дело передается в прокуратуру.

Итак, если разделить полномочия ответственных лиц, то распределение их действий выглядит следующим образом:

Уполномоченное должностное лицо вправе выявлять правонарушение, инициировать и проводить предварительное расследование, составлять протокол о произведенных действиях и их результатах (п. 2 статьи 28.7 КоАП РФ).

После того, как был доказан факт совершения административного нарушения, прокурор, согласно п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», немедленно издает постановление о выявленном правонарушении и возбуждает о нем дело (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

При оформлении дела о совершенном деянии и осуществлении действий, предпринятых для административного расследования, в документе указывается:

  • место его составления, дата, Ф.И.О., а также должность лица, которое выявило факты и инициировало расследование;
  • повод, указывающий на необходимость возбуждения дела;
  • информация, подтверждающая совершения правонарушения;
  • статья КоАП РФ или другого законодательного акта РФ, который предусматривает ответственность за совершенное деяние.

Важно! Граждане, совершившие правонарушение или же подозреваемые в участии, должны быть ознакомлены со своими правами и обязанностями уполномоченным лицо, проводящее расследование. После ознакомления они должны поставить подтверждающую в нем подпись.

При определении оснований для возбуждения дела о правонарушении, а также проведения соответствующего расследования конкретному физическому лицу или его законному представителю, в отношении которого инициированы следственные действия, а также другим участникам, фигурирующим в деле, должны быть разъяснены права и обязанности, которые указаны в КоАП РФ. В деле делается соответствующая запись об их ознакомлении с названной документацией (ФЗ №10-ФЗ от 05.01.2006 и №133-ФЗ от 29.06.2009 года).

Кроме того, копия определения возбужденного дела о совершенном административном нарушении и организации расследования, а также о продлении его срока, если он был продлен, должно быть в течение 24 часов вручено под расписку лицу, подозреваемому в совершении правонарушения или его представителю, а также гражданину, который признан в деле потерпевшим (ч. 3.1, ч. 5.2 ст. 28.7 КоАП РФ) в результате действий первого. Документ также может быть отправлен по почте.

Как проводится административное расследование?

Согласно установленным правилам, административное расследование производится там, где было совершено или обнаружено правонарушение (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ). По решению руководителя организации или его заместителя административное расследование, которое было инициировано должностным лицом, имеющим полномочия на составление протоколов, может быть передано другому должностному лицу с возложением на него полномочий в полном объеме (ФЗ №118-ФЗ от 20.08.2004 и №133-ФЗ от 29.06.2009 года).

Важно! В процессе ведения дела лица, причастные к правонарушению, могут быть вызваны в орган, занимающийся расследованием, с помощью повестки, чаще всего пересылаемой по почте.

Для административного расследования, согласно закону, отводится срок не более одного месяца. Этот срок исчисляется со дня начала ведения (возбуждения) дела о административном нарушении. При необходимости срок расследования может быть продлен по письменному ходатайству уполномоченного лица, ведущего дело. Срок расследования продлевается:

  • вынесением решения руководителя организации, ведущей дело о совершенном административном правонарушении, или же его заместителя расследование может быть продлено не более, чем на один месяц;
  • решением, вынесенным руководителем или его заместителем вышестоящей таможенной организации, а также руководителем органа исполнительной власти федерального уровня, имеющим полномочия в таможенном деле, или его заместителем – в этом случае срок расследования может быть продлен до шести месяцев;
  • принятием решения руководителя вышестоящей организации, занимающейся делами о нарушениях Правил дорожного движения, а также эксплуатации транспорта, в результате которых был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью гражданина, признанного потерпевшим – в этом случае срок расследования продлевается также до шести месяцев;
  • решением руководства вышестоящей организации, занимающейся делами о незаконных действиях по организации и проведению азартных игр, период расследования может быть продлен до шести месяцев (ФЗ п.4 №311-ФЗ от 25.11.2013 и ч.5 № 380-ФЗ от 28.12.2009 года).

Важно! Чтобы расследование было максимально объективным, руководитель может произвести замену уполномоченного лица, которое ведет дело, на другого специалиста, также обладающего необходимыми полномочиями.

На основании ФЗ п.5.1 №195-ФЗ от 30.12.2001 года, решение о продлении расследования по административному правонарушению оформляется аналогично определению при открытии дела. В документе, продлевающем срок расследования, также указывается место и дата его составления, должность, а также ФИО лица, оформившего документ. Кроме этого, указывается причина, по которой происходит продление. Документ должен быть заверен подписью руководителя или его заместителя, принявшего решение о продлении расследования (ФЗ часть 5.1. №133-ФЗ от 29.06.2009 года).

Копия документа (определения) о продлении процедуры дознания в течение 24 часов направляется и вручается под роспись лицу или законному его представителю, в отношении которого возбуждено дело, а также потерпевшему гражданину. Копия определения может быть выслана вышеуказанным гражданам по почте (ФЗ часть 5.2. №133-ФЗ от 29.06.2009 года).

В процессе проведения расследования осуществляются следующие действия:

  • от заинтересованных лиц, то есть от потерпевшего и гражданина, по которому проводится дознание, уполномоченное лицо получает объяснение случившегося происшествия (ст. 26.3 КоАП РФ);
  • при необходимости производятся экспертные действия (ст. 26.4 КоАП РФ);
  • получения достоверных сведений путем направления запросов и поручений (ст. 26.9 и ст. ст. 26.10 КоАП РФ);
  • в некоторых случаях производится взятие образцов и проб (ст. 26.5 КоАП РФ).

Весь процесс дознания должен представлять собой реальные действия, которые будут направлены для получения сведений, которые подтвердят или опровергнут совершение правонарушения, а также дадут ясность при каких условиях оно произошло.

По завершению административного дознания оформляется протокол о том, что административное нарушении подтверждено или же о том, что дело считается прекращенным (ФЗ часть 6 №133-ФЗ от 29.06.2009 года).

Видео — Пример административного расследования

Дело № 2-464/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Кравченко И.А. обратился в Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконными определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и определения о продлении срока административного расследования, вынесенных должностными лицами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе, а также действий должностных лиц Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе, указав следующее.

ДД.ММ.ГГГГ к индивидуальному предпринимателю Кравченко И.А. в магазин-кафе «» прибыл исполняющий обязанности начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе Парфенович А.В. и вручил работнику заявителя определение от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. РФ и о проведении административного расследования, а также определение от ДД.ММ.ГГГГ о продлении срока административного расследования. Вместе с тем названные определения не были вручены Кравченко И.А. лично, чем были нарушены требования ч. 3.1 ст. РФ и ч. 5.2 ст. РФ. Таким образом, в установленные сроки Кравченко И.А. не был уведомлен о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении, а также о продлении срока административного расследования, чем были нарушены его права. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. РФ и о проведении административного расследования является незаконным, поскольку вынесено без достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, ему не разъяснены. Основания для продления срока административного расследования явно надуманны, принятое решение ничем не мотивировано. Какие либо исключительные основания для продления срока административного расследования у исполняющего обязанности начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО3. отсутствовали. С учетом этого Кравченко И.А. просил признать определение от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. РФ и о проведении административного расследования, вынесенное главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО2 а также определение от ДД.ММ.ГГГГ о продлении срока административного расследования, вынесенное и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе, незаконными.

В судебное заседание индивидуальный предприниматель Кравченко И.А. при надлежащем извещении не явился, ходатайствовал о рассмотрении заявлении в свое отсутствие. Суду Кравченко И.А. представил письменное объяснение, в котором указал о том, что ДД.ММ.ГГГГ ведущий специалист Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО2., прибыв магазин-кафе, принадлежащий Кравченко И.А. для проведения внеплановой проверки хозяйственной деятельности, без объяснения причин отказалась предъявлять ему распоряжение или постановление о проведении в магазине-кафе внеплановой проверки. Затем ФИО2. стала угрожать Кравченко И.А. тем, что еще вернется с необходимыми документами и обязательно найдет нарушения. Также ФИО2 угрожала привлечь Кравченко И.А. и его продавца к административной и уголовной ответственности за оказание ей противодействия в проведении внеплановой проверки. При этом о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования Кравченко И.А. ФИО2 не предупредила, с постановлением не ознакомила. По этой причине Кравченко И.А. пришел к заключению о том, что постановление о возбуждении дела об административном расследовании было вынесено после того как ФИО2. не удалось провести внеплановую проверку без соответствующего распоряжения. О том, что магазин «» принадлежит Кравченко И.А., должностным лицам Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе было известно, поскольку ранее он подавал уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности по указанному адресу и иные документы. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и затем до ДД.ММ.ГГГГ должностные лица Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе никакого административного расследования в отношении Кравченко И.А. и в отношении магазина-кафе «» не проводили. С учетом этого никаких оснований для продления срока административного расследования не имелось. На действия ФИО2 Кравченко И.А. подал жалобу в прокуратуру Пуровского района, а также в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО. По результатам рассмотрения его жалоб в действиях ФИО2. были установлены нарушения порядка проведения внеплановой проверки.

Должностные лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе, законность действий которых оспаривается - заместитель начальника ФИО3, а также ведущий специалист ФИО2., при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении заявления Кравченко И.А. без их участия.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание заинтересованных лиц не является препятствием к рассмотрению заявления.

Изучив доводы Кравченко И.А., исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

ДД.ММ.ГГГГ в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе поступило обращение оперуполномоченного ОЭБ и ПК ОМВД России по Пуровскому району о том, что в магазине-кафе «», расположенном в », допускаются многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, многочисленные нарушения требований к условиям труда в производственных цехах кафе, а также многочисленные нарушения требований к раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий.

По результатам рассмотрения названного обращения главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. РФ и о проведении административного расследования.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО3 вынесено определение о продлении срока проведения административного расследования. Срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении был продлен до ДД.ММ.ГГГГ в связи с необходимостью проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы в магазине-кафе.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО3 производство по делу об административном правонарушении по обращению ОМВД России по Пуровскому району о том, что в магазине-кафе «», », допускаются многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, ответственность за которые предусмотрена ст. . КоАП РФ, прекращено за отсутствием события административного правонарушения.

Из содержания постановления следует, что после возбуждения дела об административном правонарушении, при выяснении всех обстоятельств, возникла необходимость проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы на указанном объекте, в целях чего в филиал ФБУЗ «ЦГиЭ по ЯНАО в » было направлено соответствующее определение. ДД.ММ.ГГГГ срок проведения расследования по делу об административном правонарушении был продлен. ДД.ММ.ГГГГ совместно с сотрудниками филиала ФБУЗ «ЦГиЭ по ЯНАО в » ФИО3 был совершен выезд в магазин-кафе «» с целью проведения мероприятий по осмотру принадлежащих индивидуальному предпринимателю Кравченко И.А. помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. ИП Кравченко И.А. в кафе отсутствовал, а продавец ФИО1 специалистов, участвующих в проверке, на территорию производственных помещений кафе не допустила. ДД.ММ.ГГГГ был совершен повторный выезд в магазин-кафе «» совместно с сотрудником полиции УУПиПДН ОП по п. Уренгой. ИП Кравченко И.А. по-прежнему отсутствовал, и продавец ФИО1 снова отказалась допустить сотрудников, участвующих в проверке, на территорию производственных помещений кафе. Таким образом, фактов, указывающих на наличие события административного правонарушения, установить не удалось.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. Гражданского кодекса РФ. Выбор конкретного гражданско-правового способа защиты зависит от природы правоотношения, существующего между его участниками, от правового статуса лица, допустившего нарушение, от характера самого допущенного нарушения, его вида, продолжительности действия, механизма реализации, от последствий правонарушения.

Нормы действующего закона и судебная практика исключают возможность обжалования в качестве самостоятельных актов процессуальные документы, составляемые должностными лицами органов, осуществляющих надзорные функции в ходе производства по делу об административном правонарушении. Вместе с тем, отсутствие права на обжалование таких актов в рамках КоАП РФ не означает невозможности реализации права на защиту, в случаях, если объект административной юрисдикции в ходе производства по делу своими действиями (бездействием) нарушает права и законные интересы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как указывает Кравченко И.А., действия должностных лиц Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе, в рамках производства дела об административном правонарушении в соответствии с обжалуемыми определениями нарушают его права и свободы.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Изучив доводы, изложенные Кравченко И.А. в адресованных суду заявлениях, копии оспариваемых определений по делу об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, материалы надзорного производства по жалобе Кравченко И.А. прокуратуры Пуровского района, иные письменные доказательства, представленные в материалах гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Согласно 4.1 ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 28.12.2008 № 294-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Из пунктов 1, 3 и 4 ч. 2 этой же статьи следует, что Федеральным законом устанавливается:

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

Права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

Права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Организация и проведение внеплановой проверки регламентирована ст. 10 ФЗ № 294.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (ч. 1)

В ч. 2 указаны основания проведения внеплановой проверки.

Одним из них является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 3).

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона (п. 4).

При этом, обязательными условиями, согласно ст.ст. 14 и 16 ФЗ № 294 являются: распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, как основания для проведения и организации проверки; составление акта проверки по установленной форме должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, как результата проведённой проверки.

В частях 3 и 3.1 ст. 2 законодатель привел случаи, когда положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются. Рассматриваемый случай к ним не относится.

Таким образом, после поступления ДД.ММ.ГГГГ обращения оперуполномоченного ОЭБ и ПК ОМВД России по Пуровскому району о том, что в магазине-кафе «», », допускаются многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, многочисленные нарушения требований к условиям труда в производственных цехах кафе, а также многочисленные нарушения требований к раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий, должностным лицам Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе необходимо было согласовать с органами прокуратуры проведение внеплановой проверки в отношении индивидуального предпринимателя Кравченко И.А., чего, как следует из материалов надзорного производства по жалобе № 11-137-ж-2013 прокуратуры Пуровского района, сделано не было. Распоряжения о внеплановой выездной проверке на объекте ИП Кравченко И.А. не издавалось, как и не оформлялись последующие предусмотренные законом обязательные документы, фиксирующие ее ход и результаты.

Вместо этого, спустя 49 дней с момента поступления обращения оперуполномоченного ОЭБ и ПК ОМВД России по Пуровскому району – ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО2 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. РФ и о проведении административного расследования.

При этом суд учитывает, что у должностного лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО2 не имелось оснований для вынесения названного определения, поскольку конкретных признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. . КоАП РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлено не было. Не указано на наличие таких признаков состава административного правонарушения также и в обращении оперуполномоченного ОЭБ и ПК ОМВД России по Пуровскому району от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного не имелось оснований также для вынесения ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО3 определения о продлении срока проведения административного расследования. Не имелось при таких обстоятельствах также оснований для проведения должностными лицами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО2. и ФИО3 административного расследования в отношении ИП Кравченко И.А. в рамках незаконно возбужденного дела об административном правонарушении.

Таким образом, фактически в нарушение требований действующего законодательства должностными лицами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе проведение внеплановой выездной проверки было подменено административным расследованием, чем нарушены требования действующего закона и права индивидуального предпринимателя Кравченко И.А., поскольку согласно принципу законности, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ст. РФ).

Суд учитывает, что обязанность доказывать законность своих действий и решений при их обжаловании лежит на должностных лицах Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе.

Вместе с тем, должностные лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе таких доказательств суду не представили.

При таких обстоятельствах жалоба Кравченко И.А. подлежит удовлетворению. Вместе с тем, поскольку производство по делу об административном правонарушении по обращению ОМВД России по Пуровскому району о том, что в магазине-кафе «», », допускаются многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, ответственность за которые предусмотрена ст. . КоАП РФ, и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО3 прекращено ДД.ММ.ГГГГ за отсутствием события административного правонарушения, оснований для отмены оспариваемых определений суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. - , суд

Признать незаконными действия должностного лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО2., допустившей ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 28.12.2008 № 294-ФЗ возбуждение и расследование дела об административном правонарушении по ст. РФ без достаточных к тому оснований, и действия должностного лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО3 принявшего ДД.ММ.ГГГГ без достаточных к тому оснований решение о продлении срока административного расследования дела об административном правонарушении и расследование этого дела.

Дело № 2-464/2014

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа

В составе председательствующего судьи Козловой М.В.,

При секретаре судебного заседания Пешковой О.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя Кравченко И. А. о признании незаконными определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и определения о продлении срока административного расследования, вынесенных должностными лицами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе, а также действий должностных лиц Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе,

Заявление индивидуального предпринимателя Кравченко И. А. удовлетворить.

Признать незаконными действия должностного лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО2, допустившей ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 28.12.2008 № 294-ФЗ возбуждение и расследование дела об административном правонарушении по ст. РФ без достаточных к тому оснований, и действия должностного лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО3 принявшего ДД.ММ.ГГГГ без достаточных к тому оснований решение о продлении срока административного расследования дела об административном правонарушении и расследование этого дела.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.06.2014.

Председательствующий М.В. Козлова

Суд:

Пуровский районный суд (Ямало-Ненецкий автономный округ)
Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...