Агентский договор 44 фз. Обзор разъяснений законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц


Согласно уставу федеральное бюджетное учреждение имеет право заниматься приносящей доход деятельностью. При этом все закупки для своих нужд осуществляет, руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Может ли данное учреждение заключить агентский договор по реализации санаторно-курортных путевок (агентское вознаграждение составляет более 100 тыс. руб.)? Какие процедуры необходимо провести для этого? Можно ли заключить контракт с единственным контрагентом, или следует осуществлять закупку конкурентным способом?

Заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, бюджетным учреждением по общему правилу регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) - п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3 данного акта. Случаи, когда заключение договоров на приобретение товаров, работ, услуг не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ, перечислены в ч. 2 ст. 1 этого документа.

Агентский договор, на наш взгляд, относится к договорам оказания услуг (п. 2 ст. 779, ст. 1005, ст. 1011 Гражданского кодекса РФ), следовательно, его заключение подпадает под действие Закона № 44-ФЗ. Сказанное, в частности, подтверждают положения постановления Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта», в котором упоминается среди прочих заключение контракта на предоставление агентских услуг.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют перечисленные в ч. 2 этой же статьи конкурентные способы определения контрагентов или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). За исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ, закупка производится путем проведения открытого конкурса (ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

Осуществлять закупку услуг у единственного контрагента заказчик вправе только в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, когда использование иных способов определения исполнителя невозможно или нецелесообразно (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Пункт 18 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ допускает возможность заключения с единственным контрагентом контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок - бланков строгой отчетности.

Как видим, услуги по реализации санаторно-курортных путевок в данном пункте не указаны, поэтому, учитывая сумму контракта, заключение указанного в вопросе договора без предварительного проведения конкурентных процедур невозможно.

Проведение конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса (в т. ч. с ограниченным участием), закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона или запроса предложений возможно только в случаях, установленных законом и иными нормативными актами (ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 83, ч. 2 ст. 84 Закона № 44-ФЗ). Заключение указанного в вопросе договора к таким случаям не отнесено.

Таким образом, из предусмотренных Законом № 44-ФЗ способов определения контрагента для заключения рассматриваемого договора принципиально могут быть использованы открытый конкурс, электронный аукцион или запрос котировок и лишь в определенных случаях по результатам проведения торгов (например, при признании соответствующей процедуры несостоявшейся) - иные способы (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Отметим также, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р, заказчик обязан проводить электронный аукцион.

Д.Ф. Аяцков

Научный руководитель Межрегионального института дополнительного образования, действительный государственный советник РФ 2 класса, доктор исторических наук, профессор

Дорогие друзья!

Мы реализуем программы, в основу которых был положен принцип сочетания фундаментальных и прикладных знаний. Мы сотрудничаем с ведущими специалистами – практиками отраслей, представленных в нашем институте. Занятия проходят как в классической форме, так и в форме мастер-классов, тренингов, деловых игр.
Абсолютно уверен, что знания, полученные в Межрегиональном институте дополнительного образования, дадут вам новые возможности для эффективной мобильности и профессионального роста в Вашей профессиональной сфере.
Удачи Вам!


Е.В. Лабазнова

Ректор Межрегионального института дополнительного образования, кандидат экономических наук, доцент

Дорогие друзья!

Сегодня Институт предлагает широкий ряд программ, различающихся по продолжительности, содержанию, методикам и охватывающих весь цикл подготовки в системе дополнительного профессионального образования.
Созданный кумулятивный эффект от знаний, сформированных на основе совместного труда большого количества ведущих экспертов и преподавателей в своей отрасли, позволит Вам существенно повысить свою квалификацию и профессиональный статус.
Наши выпускники практически всегда говорят нам, что, покидая наши аудитории, они начинают видеть новые возможности и перспективы. Мы надеемся, что знания и навыки, полученные Вами в институте, послужат успеху и процветанию Вашей семьи, Вашей организации и страны в целом. Искренне желаем сделать правильный выбор, и помните – Ваш успех только в Ваших руках!

В рамках заключенного агентского договора агент (ГУП) оказывает принципалу (ОАО) услуги по поставке товара, заключая с иными лицами договоры. ГУП в качестве аген­та закупает топливо для принципала, заключая договоры поставки от своего имени. С 01.01.2017 в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ ГУП осуществляет закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, за исключением отдельных случаев.

В соответствии с каким Федеральным законом о закупках (Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ) с 01.01.2017 осу­ществляется оказание услуг по агентскому договору, а именно привлечение иных лиц?

Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной аген­том с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя прин­ципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципаль­ных нужд» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 321-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2017, заказчиками, которые обязаны руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ, признаются и государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки товаров, работ, услуг.

Сфера применения Закона № 44-ФЗ описана в ч. 1 ст. 1 этого закона. Согласно этой норме, данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся в том числе заклю­чения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуг государственным, муниципальным унитарным пред­приятиям в соответствии с ч. 2.1 ст. 15 того же закона.

Частью 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки согласно требованиям этого зако­на, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с положением о закупке, принятым в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенным до начала года в Единой информационной системе. Причем закупки в соот­ветствии с положениями Закона № 223-ФЗ государственное унитарное предприятие вправе осуществлять только в двух случаях: при осуществлении закупок за счет средств, указан­ных в п. 1 ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, либо когда такое ГУП приобретает товары, работы или услуги в качестве испол­нителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соот­ветствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (п. 2 ч. 2.1 ст. 15 того же закона).

В связи с этим необходимо учитывать, что под контрактом в контексте норм Закона № 44-ФЗ понимается гражданско- правовой договор, заключаемый заказчиками в соответствии с требованиями этого федерального закона (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, во всех случаях осуществления закупок, кроме исключений, описанных в ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, с 01.01.2017 государственное унитарное предприятие обязано руководствоваться процедурами, предусмотренными Законом № 44-ФЗ. Из вышеизложенного следует, что квалифицирую­щим признаком закупки, подпадающей под действие положений Закона № 44-ФЗ, для ГУП будет являться приобретение им товаров, работ или услуг на основании гражданско-право­вого договора (кроме упомянутых исключений, позволяющих унитарным предприятиям после 01.01.2017 применять поло­жения Закона № 223-ФЗ) независимо от источников финан­сирования и целей такого приобретения, поскольку иное из Закона № 44-ФЗ не следует.

Добавим, что из сферы применения Закона № 44-ФЗ исключены правоотношения, указанные в ч. 2 ст. 1 этого федерального закона. О заключении договоров во исполнение поручения принципала (комитента) на основании агентского договора (договора комиссии) в указанной норме не упоми­нается.

Поэтому мы полагаем, что при приобретении товаров во исполнение агентского договора в интересах и по поручению принципала на основании договоров купли-продажи или поставки (не являющихся контрактами, заключенными в соответствии с Законом № 44-ФЗ), которые ГУП будет заклю­чать от своего имени в качестве покупателя, такое предпри­ятие также должно руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ.

Максим Золотых и Павел Ерин, эксперты службы правового кон­салтинга ГАРАНТ

Организация (муниципальное унитарное предприятие) согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) намерена провести открытый конкурс для определения исполнителя агентских услуг. Смысл оказания услуги заключается в следующем: агент ежедневно принимает платежи от населения за оказанные коммунальные услуги, собранные денежные средства перечисляет в адрес организации. За оказанную услугу организация-заказчик обязана уплатить агенту сумму в размере агентского вознаграждения (установленный процент).
Можно ли в конкурсной документации и в контракте отразить порядок оплаты услуг агента таким образом: оплата услуг агента производится путем самостоятельного удержания части денежных средств (в размере вознаграждения) из суммы собранных денежных средств, подлежащих перечислению заказчику? Не будет ли это нарушением Закона N 44-ФЗ? Допускается ли применять в таком случае в качестве документа, подтверждающего исполнение по контракту, акт сверки взаиморасчетов, где будет отражена перечисленная сумма и сумма удержанного вознаграждения?

В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя, в частности, приемку заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (отдельных этапов исполнения контракта), оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. Условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги в обязательном порядке включается в контракт ( Закона N 44-ФЗ).
Конкретные способы оплаты заказчиком товаров, работ и услуг N 44-ФЗ не предусмотрены. Обратим внимание, что законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях в том числе ГК РФ ( Закона N 44-ФЗ), а контракт, заключаемый в соответствии с этим федеральным законом, представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги ( Закона N 44-ФЗ). Следовательно, к отношениям по контракту применяются положения гражданского законодательства в части, не противоречащей требованиям N 44-ФЗ.
Гражданское законодательство закрепляет принцип свободы договора, исходя из которого граждане и юридические лица вправе определить условия заключаемого ими договора по своему усмотрению, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано императивными нормами законодательства ( , ГК РФ).
В соответствии со ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
Порядок уплаты агентского вознаграждения, в рамках которого агент вправе удерживать причитающиеся ему суммы вознаграждения из денежных средств, поступающих в пользу принципала, нормам ГК РФ не противоречит.
Более того, в отношении обязательств по договору комиссии такой порядок прямо следует из ГК РФ, согласно которому комиссионер вправе в соответствии со ГК РФ удержать причитающиеся ему по договору комиссии суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента. Напомним также, что в случае, если по условиям агентского договора агент действует от своего имени, к отношениям, вытекающим из этого договора, применяются правила ГК РФ о договоре комиссии ( ГК РФ).
Как мы полагаем, в рассматриваемой ситуации избранный сторонами способ прекращения обязательств заказчика перед агентом (исполнителем) по оплате его услуг по своему правовому характеру близок к зачету встречных требований ( ГК РФ).
По мнению Минэкономразвития России, высказанному в письме от 21.11.2016 N Д28и-3178, положения N 44-ФЗ не предусматривают зачет встречного однородного требования по заявлению в одностороннем порядке.
Однако в рассматриваемом случае удержание агентского вознаграждения из поступающих агенту сумм платежей осуществляется по соглашению сторон. На наш взгляд, такой порядок расчетов между сторонами N 44-ФЗ не противоречит. Поскольку в настоящей ситуации заказчиком является унитарное предприятие, то есть юридическое лицо, не принимающее на себя бюджетных обязательств (абзацы двадцатый, двадцать первый Бюджетного кодекса РФ, Закона N 44-ФЗ), полагаем, что этот порядок не противоречит и бюджетному законодательству.
Поэтому, с нашей точки зрения, заказчик не лишен права предусмотреть изложенные в вопросе условия о порядке оплаты услуг агента в конкурсной документации и в контракте, заключаемом по результатам конкурса.
В соответствии с Закона N 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге, за отдельными исключениями, отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе (ЕИС) и содержащем информацию, в частности, об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта.
Отчет размещается заказчиком в ЕИС в течение семи рабочих дней, в частности, со дня подписания документа о приемке оказанных услуг или со дня последующей оплаты заказчиком обязательств по контракту (п. 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (утверждено Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093, далее - Положение), Минэкономразвития России от 29.07.2015 N Д28и-2214).
В графе 5 "Документ, подтверждающий исполнение" раздела III отчета для показателя 3 указываются наименование и реквизиты документа, подтверждающего исполнение обязательства по оплате товаров, работ или услуг. При этом в графе 4 "Исполнено" приводится дата, указанная в документе, подтверждающем оплату обязательств по контракту (пп.пп. "б", "в" п. 26 Положения, Минэкономразвития России от 12.07.2016 N Д28и-1887).
Положение не конкретизирует виды документов об оплате, информация о которых отражается в отчете. Полагаем, что таким документом может являться акт сверки расчетов по контракту, подтверждающий исполнение заказчиком обязательств по оплате услуг путем удержания исполнителем вознаграждения из сумм денежных средств, подлежащих перечислению заказчику. Поскольку на момент приемки услуг обязанность заказчика произвести оплату по контракту будет уже прекращена, считаем целесообразным составлять такой акт одновременно с документом, оформляющим приемку заказчиком оказанных услуг.
Подчеркнем, что изложенный вывод является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями по этому вопросу Вы можете обратиться в ФАС России и в Минфин России ( и постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Агентский договор по 44 ФЗ заключается на условиях проведения тендеров бюджетной организацией, выступающей в данном случае в роли государственного заказчика. При этом следует учитывать, что если речь идет о медицинских организациях, то вознаграждение агенту не может выплачиваться из бюджетных средств, рассчитанных на оказание медицинских услуг по ОМС Агентское вознаграждение должно уплачиваться только за привлеченных клиентов, которым были оказаны платные медицинские услуги. Когда сумма заключаемого единоразово агентского договора не будет превышать 100 тысяч рублей, то согласно 44 ФЗ проведение конкурса не потребуется.

Агентский договор 223 ФЗ

Согласно 223 ФЗ гос.учреждения, деятельность которых касается закупок, обязаны заключать договоры на поставку продукции путем проведения соответствующей процедуры закупок, если речь идет о сумме контрактов свыше 300 000 тысяч. Заключение агентского договора в таком случае противоречит 223 ФЗ, т.к. осуществлять закупочную деятельность должен сам заказчик, а не агент, иначе данный договор согласно действующему законодательству будет признан недействительным.

Однако, если речь идет о закупках у единственного поставщика и их сумма не превысит 100 000 рублей, то агентский договор и 223 ФЗ не будут противоречить друг другу. Однако, стоит отметить, что процедура осуществления закупок через агента должна быть прописана в соответствующем положении о закупках.

С этим шаблоном часто используют:

  • Агентский договор на перевыставление коммунальных услуг

Популярные документы и процедуры:

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...