Амнистия, помилование и судимость. Амнистия и помилование


УК РФ закрепляет ответственность граждан за преступления. В Кодексе присутствуют статьи, раскрывающие суть тех или иных деяний, а также определяющие конкретные наказания за определенные посягательства. Считается, что каждый человек, совершивший преступление, должен нести ответственность. Между тем, законодательство предусматривает возможность снятия с субъекта обязанности отбывать наказание. В качестве специфических инструментов при этом выступают амнистия, помилование. Судимость негативно отражается на репутации гражданина. Она отрицательно влияет на качество жизни субъекта. Многие лица, осужденные к лишению свободы, стремятся своим поведением показать, что исправились и не представляют больше угрозы для государства и общества. Решение об освобождении гражданина из тюрьмы принимается на основании законодательного акта или по его ходатайству. В первом случае имеет место амнистия, во втором - помилование. Рассмотрим их подробнее.

Характеристика

Что такое амнистия и помилование? В уголовном праве используются специфические инструменты, способствующие смягчению наказания или освобождению от него. Один из таких механизмов закреплен 84 статьей УК. Согласно этой норме, представительный орган власти (Госдума) выносит нормативный акт в отношении индивидуально неопределенного числа субъектов, по которому наказание, назначенное им, смягчается либо заменяется мягким. При этом с лиц, отбывших заключение, снимается судимость. Еще один инструмент, облегчающий положение гражданина, закрепляется Конституцией. В 89 статье Основного Закона указано, что помилование осуществляется Главой государства. Президент выносит акт в отношении конкретного лица (лиц) об освобождении.

Общие признаки

Амнистия и - категории, обладающие рядом схожих черт. В первую очередь оба этих инструмента применяются для смягчения положения граждан, совершивших преступления. Вторым общим признаком является то, что и амнистия, и помилование - акты разового характера. Действие этих мер распространяется на субъектов, приговоренных к заключению до издания соответствующих постановлений.

Отличительные черты

Несмотря на то что амнистия и помилование в уголовном праве РФ реализуют, по сути, единую цель, для каждого из них характерна своя специфика. В первую очередь следует отметить сферу распространения этих инструментов. Помилование в уголовном праве направлено на конкретных лиц. Другими словами, президент подписывает Указ, в тексте которого присутствуют Ф.И.О. гражданина (или нескольких субъектов), отбывающих наказание. Амнистия же распространяется на неопределенный круг лиц. При этом в первом случае Указ является прямым основанием для освобождения гражданина. Для применения амнистии необходимо постановление органа, осуществляющего функции по исполнению наказания. Ходатайство об освобождении в адрес президента исходит всегда от лица, отбывающего вмененный ему срок, его родственников, наблюдательной комиссии либо от администрации учреждения, в котором он находится. Если наказание отбывает иностранец, то прошение может направить орган власти/управления государства, чьим гражданином он является. Что касается амнистии, то она применяется исключительно по инициативе госструктур, правомочных на издание соответствующих постановлений. Освобождение по Указу президента осуществляется в течение короткого срока, практически за несколько дней. Для применения амнистии отводится продолжительный период, как правило, полгода. Такой срок связан с тем, что реализация постановления требует усилий органов дознания, следствия, прокуратуры, судебных инстанций, учреждений, осуществляющих исполнение приговоров. Стоит также отметить, что при применении амнистии поведение осужденных учитывается только в некоторой степени. К примеру, она не распространяется на злостных нарушителей режима. Решение о помиловании, в свою очередь, принимается исключительно с учетом особенностей поведения лица, приговоренного к тюрьме.

Освобождение по Указу президента

Институт помилования в уголовном праве действует достаточно давно. Суть его реализации заключается в устранении или смягчении юридических последствий совершения преступного деяния. Как выше говорилось, соответствующий акт выносится Высшим должностным лицом в отношении конкретных граждан. Орган, исполняющий наказание, должен только непосредственно реализовать предписания постановления. Помилование в уголовном праве может быть направлено на освобождение лица как от всего наказания, так и от его части, а также на смягчение вмененной санкции. К примеру, смертная казнь может заменяться пожизненным заключением.

Амнистия, помилование, судимость в уголовном праве

Рассматривая механизмы улучшения положения лиц, приговоренных к заключению, необходимо отметить важный момент. По Указу президента гражданин освобождается от наказания. В некоторых случаях с него может быть снята судимость. Если же оговорки об этом в Указе нет, то она аннулируется по общим правилам. Что касается амнистии, то досрочное ее снятие актом об амнистии осуществляется в каждом конкретном случае индивидуально. При этом учитываются объективные и субъективные факторы. Они не прописываются в законодательстве, однако прямо или косвенно указываются в постановлении.

Важные моменты

Помилование в уголовном праве не ограничивается категорией преступления, видом, сроком, размером наказания. При принятии решения особое внимание уделяется обстоятельствам, характеризующим личность субъекта и его поведение. Вместе с тем не применяется как средство, исключающее обоснованность и законность приговора. Указ Президента можно расценивать как шаг навстречу гражданину, как аванс на будущее. Помилование в уголовном праве РФ - средство реализации не только юридических, но и нравственных норм.

Особенности применения закона в других странах

Помилование в уголовном праве разных государств реализуется по-разному. Согласно статье 6 Международного пакта, каждый субъект, приговоренный к смертной казни, может рассчитывать на смягчение наказания или освобождение от него. Между тем, в законодательствах некоторых стран не предусмотрено помилование. В уголовном праве РФ этот инструмент используется достаточно редко. В Англии его заменяет УДО (условно-досрочное освобождение). В законодательстве Японии формально закреплено . Однако, как показывает статистика, за последние 30 оно никем не было реализовано. В Америке примерно трое из тысячи получают помилование.

Прошение о помиловании: образец

Ходатайство оформляется по общим правилам, установленным в законодательстве. В нем должны присутствовать:


Рассмотрение ходатайства

Изучением заявления сначала занимается региональная Комиссия по помилованию . После этого ходатайство направляется в администрацию Президента. Там действует Высшая комиссия по помилованию. При рассмотрении ходатайства во внимание принимаются степень и характер опасности преступления, совершенного гражданином, личные его качества, возраст, продолжительность отбытого срока, семейное положение, состояние здоровья. Немаловажное значение имеет и наличие судимости. Как правило, дополнительно запрашивается мнение администрации учреждения, в котором субъект отбывал наказание. Окончательное решение принимает Президент. При этом оно может не совпадать с мнением комиссии. Ее решения являются рекомендательными. Таков общий порядок помилования в России.

Варианты решений

Указом президент может:

  1. Освободить гражданина от оставшейся (неотбытой) части наказания.
  2. Сократить срок заключения.
  3. Заменить вмененную санкцию или неотбытую часть наказания мягкой мерой.
  4. Снять судимость.

Уполномоченные лица

В соответствии с президентским Указом от 2001 г. (№1500), в регионах формируются специальные комиссии, рассматривающие вопросы помилования. Их составы и председателя утверждает высшее должностное лицо субъекта. В комиссии должно присутствовать не менее 11 человек. В качестве членов группы могут выступать граждане России, имеющие в/о и безупречную репутацию, пользующиеся уважением граждан. Не менее 2/3 состава должно формироваться из представителей общественности. Свою деятельность члены комиссии ведут на общественных началах. Упразднение групп осуществляется по Указу президента.

Направление ходатайства

Прошение составляется в письменной форме. Направленное президенту ходатайство регистрируется органом (учреждением), ответственным за исполнение наказания, в специальной книге учета в день подачи. После этого оно отправляется в региональное подразделение Минюста. Передача ходатайства должна быть осуществлена в течение 20 дней с даты подачи. При этом администрация учреждения, в котором содержится осужденный, извещает его о направлении его заявления в территориальное подразделение Минюста под расписку на копии сопроводительного письма. Закон не допускает отказ в передаче ходатайства уполномоченным органам. Если гражданин просить аннулировать факт вменения ему наказания, то свое заявление он отправляет самостоятельно в региональную комиссию. Территориальное подразделение Минюста передает ей ходатайство в семидневный срок с даты его получения. Комиссия не позже чем через 30 дней формирует заключение и представляет его высшему должностному лицу региональной власти. В этом решении должна быть обоснована целесообразность/нецелесообразность улучшения положения гражданина. Уполномоченное лицо региональной власти ы 15-дневный срок с момента получения заявления и заключения комиссии вносит представление президенту.

Нюансы

Перечень граждан, рекомендованных высшим лицом субъекта РФ к помилованию, должен быть опубликован в СМИ в течение месяца с даты принятия соответствующего решения. Размещению подлежит информация, в которой содержится фамилия, инициалы каждого осужденного, указание на статью УК, по которой ему вынесен приговор. Допускается обнародование мотивов, которыми руководствовалось высшее должностное лицо при вынесении соответствующего решения.

Существенные обстоятельства

При изучении прошения о помиловании во внимание принимаются следующие факторы:


Дополнительно

Указ президента о помиловании в 2-дневный срок с даты издания направляется уполномоченному должностному лицу региональной власти, в МВД, Минюст и администрацию учреждения, в котором находится заявитель. В случае отклонения ходатайства гражданин извещается письменно. Уведомление направляет высшее руководство субъекта либо председатель комиссии. Повторное рассмотрение заявления в случае отклонения ходатайства разрешено не раньше чем через год. В исключительных случаях этот срок может быть сокращен (если появятся обстоятельства, имеющие значение для реализации акта о помиловании).

Особенности освобождения лиц по акту законодательного органа

Обычно амнистия приурочивается к какому-либо знаменательному событию. К примеру, Госдума в 2005 году приняла постановления по случаю 60-летия Великой Победы в ВОВ, в 2006 - в связи со столетием Государственной думы. Как указывает 84 статья УК, акт об амнистии может включать в себя следующие решения (некоторые из них иди все в отношении различных категорий лиц):

Акт об амнистии может издаваться с разными целями. Однако в любом случае необходимо соблюдать меру. Акт об амнистии должен сохранять свою исключительность. Его издание не может становиться дежурным мероприятием и тем более осуществляться в рамках политической борьбы. Применение амнистии должно иметь веские основания. Акты не могут подменять декриминализацию, использоваться в целях "разгрузки" мест отбывания наказания.

1. Освобождение от отбытия наказания применяется исключительно судом. Исключения представляют случаи освобождения от наказания, которые применяются в порядке амнистии или помилование.

В статьях 74, 85-87 УК определяется возможность освобождения лица от наказания или смягчение предназначенного наказания в порядке амнистии или помилование. Поскольку и амнистия, и помилования осуществляется не судом, а соответственно субъектами законодательной и исполнительной власти, это разрешает отнести их скорее к государственно-правовому, чем уголовно-правового института.

Согласно ст. 92 Конституции Украины, Закона Украины "О применении амнистии в Украине" (с изменениями и дополнениями) амнистия объявляется специальным законом об амнистии, который принимается Верховной Радой Украины в каждом конкретном случае. К принятию действующей Конституции Украины указы об амнистии выдавал Президент Украины (например, указы Президента Украины "Об амнистии участников войны в Афганистане и военных конфликтов в других зарубежных странах" 1994 г., "Об амнистии по случаю 50-ї годовщины Победы в Великой Отечественной войне" 1995 г., "Об амнистии по случаю пятой годовщины независимости Украины" 1996 г. и др.).

2. Амнистия представляет собой полное или частичное освобождения от уголовной ответственности и наказание определенной категории лиц, виновных в совершении преступлений. Итак, действие закона об амнистии распространяется на преступления, содеянные к дню вступления его в силу, т.е. не только на осужденных, а и на лица, которые совершили общественно опасные действия, которые еще не были предметом судебного разбирательства. Тому акт амнистии может состоять в освобождении от наказания (основного и дополнительного), сокращении срока наказания, освобождении от дополнительного наказания. Как правило, акт амнистии выдается по поводу знаменательных дат и рассматривается в неразрывной связи с правовой и политической ситуацией, выступая как проявление гуманизма государства. Условия и другие обстоятельства, с учетом которых применяется амнистия, в каждом конкретном случае определяются самым актом амнистии.

Закон различает три вида амнистии: полную, когда предполагается полное освобождение указанных в законе лиц от уголовной ответственности или от отбытия наказания; частичную - при частичном освобождении указанных в законе лиц от отбытия предназначенного судом наказания и условную, которая применяется в исключительных случаях, с целью прекращения общественно опасных групповых проявлений, и распространяется на действие, содеянные к определенной дате после объявления амнистии, при условии обязательного выполнения к этой дате требований, предусмотренных в законе об амнистии.

Лица, на которые распространяется амнистия, могут быть уволенные от отбытия как основного, так и дополнительного наказания.

Закон об амнистии может предусматривать замену осужденному наказание или его невідбутої части более мягким наказанием (ч. 3 ст. 86 УК).

Амнистия не освобождает от обязанности возместить вред, причиненный преступлением, положенного на виновное лицо приговором или решением суда. Действие закона об амнистии распространяется на преступления, содеянные к дню обретения им действия включительно, и не распространяется на преступления, которые длятся или продлеваются, если они закончены, прекращенные или прерванные после принятия закона об амнистии.

Судимость не может быть снята по закону об амнистии. Вопрос о погашении или снятии судимости относительно лиц, к которым применена амнистия, решается согласно положениям статей 88-91 УК, исходя из вида и срока фактически відбутого виновным наказание. Законы об амнистии, за исключением законов об условной амнистии, могут приниматься не чаще однажды на протяжении календарного года. Лица, которые согласно закону об амнистии подлежат освобождению от отбытия (дальнейшего отбытия) наказание, освобождаются не позднее трех месяцев после опубликования соответствующего закона.

Лица, относительно которых согласно закону об амнистии применяется сокращение срока наказания, должны быть официально проинформированные о новом исчислении срока наказание и дату истечения отбытия наказания в продолжение месяца после опубликования закона об амнистии.

Не допускается применение амнистии: а) к лицам, которым смертную карюю в порядке помилование заменено на пожизненное лишение свободы, и к лицам, которых осуждено к пожизненному лишению свободы; б) к лицам, которые имеют две и больше судимостей за совершение умышленных тяжелых или особенно тяжелых преступлений; в) к лицам, которых осуждено за особо опасные преступления против государства, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах; г) к лицам, которых осуждено за совершение умышленное тяжелое или особенно тяжелого преступления и которые отбыли меньше половины предназначенного приговором суда основного наказания.

Законом об амнистии могут быть установленные и другие категории лиц, на которые амнистия не распространяется (например, такие, которые раньше освобождались от наказания за актом амнистии, являются злостными нарушителями режима отбытия наказания и др.).

3. Исходя из принципа гуманизации общественного отношения, Конституция Украины (п.27 ст.106), а за ней ст.87 УК отмечают, что Президент Украины осуществляет помилование относительно индивидуально определенного лица.

Помилование - акт главы государства, за которым определенное лицо (или несколько человек) полностью или частично освобождается от наказания, или к ней применяется более мягкое наказание, или же из лица снимается судимость. Порядок осуществления помилования установленный Указом Президента Украины от 12 апреля 2000 г. Согласно нему помилование имеет место относительно индивидуально определенного лица, указанного в акте о помиловании.

Помилования осужденных осуществляется в виде: а) замены пожизненного лишения свободы на лишение свободы на срок не менее двадцати пяти лет (ч. 2 ст. 87); б) полного или частичного освобождения от отбытия как основного, так и дополнительного наказания; в) замены наказания или его невідбутої части более мягким наказанием;

г) снятие судимости. Согласно ст. 44 УК в результате помилования лицо может быть также уволенное от уголовной ответственности. Акт помилования не имеет нормативного характера, поскольку он рассчитан на применение только в одном конкретном случае - относительно конкретного осужденного.

Право на ходатайство о помиловании имеет лицо, которое:

а) осужденная судом Украины и отбывает наказание в Украине;

б) осужденная судом иностранного государства и переданная для отбытия наказания в Украину без условия о неприменении помилования;

в) осужденная в Украине и переданная для отбытия наказания иностранному государству, если соответствующее учреждение этого государства согласилось признать и выполнить принято в Украине решение о помиловании;

г) отбыла наказание в Украине.

4 Кроме того, право на представление ходатайства о помиловании имеют, в частности, защитник, родители, жена (мужчина), дети, законный представитель осужденного, общественные организации и т.п..

Помилования не относится в зависимость ни от степени общественной опасности лица осужденного, ни от тяжести содеянного им преступления и суровости предназначенного ему наказания. Поэтому акты о помиловании могут выдаваться и относительно лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы. При этом, если лицо было осуждено за совершение тяжелого (и особенно тяжелого) преступления к наказанию в виде лишения свободы на определенный срок, просьба о ее помиловании может быть представлено только после фактического отбытия ею не меньше половины срока предназначенного наказания, а в случае осуждения к пожизненному лишению свободы - лишь после фактического отбытия не меньше пятнадцати лет.

Просьба о помиловании осужденных предварительно рассматривается Комиссией по вопросам помилования, которая образовывается при Президенте Украины. В случае отказа в удовлетворении просьбы о помиловании лица, осужденного за тяжелое или особенно тяжелое преступление, при отсутствии новых обстоятельств, которые заслуживают внимания, данное лицо может обратиться с повторной просьбой, как правило, не раньше чем через год, а лицо, осужденное за другие преступления, - не раньше чем через шесть месяцев со времени отказа в удовлетворении просьбы.

Амнистия (статья 84)

Амнистия - это смягчение наказания или освобождение от наказания лиц, осуждённых судом, а также прекращение уголовного преследования, осуществляемое на основании специального акта верховной власти.

В отличие от УК РСФСР действующий УК содержит специальную статью, в которой определены порядок и правовые последствия амнистии. В соответствии с Конституцией амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Термин „амнистия“ происходит от греческого слова amnestia, означающего забвение, прощение. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности. Акт об амнистии является лишь предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется.

В системе права институт амнистии занимает особое место, а определение его отраслевой принадлежности относится к числу дискуссионных проблем науки уголовного права. Некоторые ученые считают, что амнистия - институт уголовного права. Другие относят его к конституционному праву.

Наиболее обоснованным представляется мнение И.Л. Марогуловой, которая предлагает рассматривать амнистию и помилование в рамках многоотраслевого института так называемого государственного прощения. Издание актов об амнистии отнесено к компетенции высшего органа законодательной власти и с этой точки зрения относится к конституционному праву. В то же время в соответствии с уголовным законодательством акты об амнистии входят в число оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания и поэтому могут быть рассмотрены в рамках уголовного права. Применяются же акты об амнистии на разных стадиях уголовного процесса, что позволяет отнести их к уголовно-процессуальному праву. Все это свидетельствует о том, что амнистию следует считать комплексным межотраслевым институтом.

Несмотря на определенные особенности актов об амнистии, касающиеся в том числе и действия этих актов во времени, они, тем не менее, содержат нормы права - правила поведения, обязательные для субъектов, указанных в этих актах, и рассчитанные на применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания этих норм реализуются в правоприменительных актах - в решениях (постановлениях) уполномоченных на то должностных лиц и органов (предварительного следствия, дознания). Все это свидетельствует о том, что в отличие от актов помилования акты об амнистии имеют нормативный характер и могут распространяться на определенные категории лиц (например, на женщин, инвалидов, несовершеннолетних) или на всех лиц, совершивших преступления определенных видов.

Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.

Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе. Эти акты могут содержать предписания следующего характера:

Об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;

Об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления;

О сокращении назначенного наказания;

О замене назначенного наказания более мягким;

Об освобождении от дополнительного наказания;

О снятии судимости.

Конкретное содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии. Обычно такие акты носят комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных частью 2 статьи 84 УК, а иногда и не предусмотренных данной нормой. Например, в несколько последних постановлений об амнистии были включены предписания о сокращении не назначенного наказания, а лишь его неотбытой части.

В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ акт об амнистии принимается в виде постановления Государственной Думы.

В связи с тем что практическое применение акта об амнистии представляет определенную сложность, помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление о порядке применения этого акта, в котором разъясняет вопросы, связанные с применением акта об амнистии. Определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии, раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.

Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления.

В актах об амнистии, как правило, определяется и круг лиц, на которых ее действие не распространяется.

К лицам, в отношении которых наряду с наказанием были назначены принудительные меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании, а также к осужденным, больным венерическими заболеваниями, подлежащим освобождению от наказания, акт об амнистии обычно применяется после завершения интенсивного курса лечения. Однако эти правила должны быть прямо предусмотрены в акте об амнистии или в постановлении о порядке его применения.

Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие, независимо от того, согласны они с ней или нет. Однако амнистия не означает реабилитацию лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.

Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем. Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или от каких-то иных условий.

Акты об амнистии обычно распространяются на уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу.

Применение амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям определяется разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1929 N 23 „Об условиях применения давности“.

По общему правилу, акт об амнистии к лицам, совершившим длящееся преступление, применим, если их деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии.

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии.

Следует иметь в виду, что сам акт об амнистии не освобождает от уголовной ответственности или наказания и не смягчает наказание. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта об амнистии осуществляется органами дознания, следствия (постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении), а также командованием дисциплинарных воинских частей, но обязательно утверждается прокурором. По делам, находящимся на рассмотрении в суде, амнистия применяется судом (определением суда о прекращении уголовного дела), но при обязательном участии прокурора. Амнистия может быть реализована обвинительным приговором суда с освобождением от наказания и судимости; постановлением начальника исправительного учреждения, санкционированным прокурором, или постановлением специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы.

Предписания актов об амнистии о снятии судимости не требуют принятия каких-то специальных актов применения права. Однако снятие судимости редко предусматривается постановлениями об амнистии.

Помилование (статья 85)

Помилование - это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осуждённого от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким.

Как и амнистия, помилование представляет собой проявление гуманизма по отношению к осужденным и также направлено на полное или частичное аннулирование юридических последствий совершения преступления, осуществляемое в несудебном порядке.

Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (поименно). Акт помилования, в отличие от акта об амнистии, носит не нормативный, а индивидуальный характер.

В соответствии со статьей 85 УК акт помилования применяется только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для такого лица следующие правовые последствия:

Лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;

Наказание, назначенное лицу приговором суда, может быть сокращено;

Назначенное лицу наказание может быть заменено более мягким видом наказания;

С лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

Особое место в законодательстве занимает решение вопроса о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно части 3 статьи 59 УК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Однако следует помнить, что в настоящее время действует мораторий на исполнение смертной казни.

Согласно Конституции РФ помилование осуществляет Президент РФ. Однако при определенных условиях это право может передаваться высшему должностному лицу субъекта Федерации. Так, в соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан „О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан“ правом помилования осужденных судами Республики Башкортостан обладает президент этой республики.

Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 „О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации“ установлен новый порядок решения вопросов о помиловании осужденных. Действовавшая ранее Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена. Для обеспечения надлежащей деятельности по разрешению вопросов о помиловании, предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании комиссии по вопросам помилования образованы на территориях субъектов Федерации.

Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Закон не ограничивает право Президента РФ на осуществление помилования ни кругом лиц, ни тяжестью преступлений. Однако указанное Положение содержит перечень лиц, в отношении которых помилование, как правило, не применяется (лица, совершившие умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшиеся от отбывания наказания условно-досрочно, по амнистии или актом помилования; лица, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием).

Согласно установленному Указом Президента порядку представления ходатайств о помиловании осужденный обращается с таким ходатайством к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, и не позднее чем через 20 дней со дня его подачи направляется в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте Федерации вместе с прилагающимися документами (копией приговора, справкой о состоянии здоровья осужденного, характеристикой осужденного и так далее).

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Федерации по месту жительства заявителя.

Территориальный орган юстиции не позднее чем через 7 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, которая в свою очередь не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации).

Не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения.

Окончательное решение вопроса о помиловании и его характере принимает Президент РФ. Указ о помиловании в течение 2 дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Федерации, в МВД России, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Вопрос о части наказания, которую осужденный должен отбыть перед применением к нему помилования, законодательно не решен. Как правило, с просьбой о помиловании осужденные обращаются по истечении более или менее значительной части срока назначенного судом наказания (обычно - половины). Однако в практике известны случаи и более раннего применения помилования.

Сходства:

Применяются с целью смягчения участи лиц, совершивших преступления;

являются актами разового характера;

Касаются лиц, совершивших преступления до издания актов помилования или амнистии.

Различия:

Амнистия является нормативным актом, а помилование к таковым не относится.

Объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы РФ. Осуществление помилования относится к компетенции Президента РФ.

Суть помилования в том, что глава государства смягчает участь лица по обстоятельствам, не связанным с правильностью осуждения. Комиссия по помилованию не ставит под сомнение справедливости осуждения, правильности приговора.

При издании акта об амнистии указываются органы, которые на основе критериев, приведенных в акте об амнистии, сами решают о возможности или невозможности применения амнистии к каждому конкретному лицу. Издавая акт о помиловании, президент решает вопрос в отношении помилованного. Органам, исполняющим наказание, остается только выполнить предписание.

Помилование есть акт милосердия


Похожая информация.


СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА.

РЕФЕРАТ.

АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ.

Выполнил:

студент второго курса

юридического факультета

группы №202

Шаповалов Роман Юрьевич

Проверила:

Санкт-Петербург 2002.

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….…………3

АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ………………………………..4-19

1) ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ …………………………………………………………………….…4-6

2) АМНИСТИЯ …………………………………………………………………...6-11

3) ПОМИЛОВАНИЕ …………………………………………………………..11-17

4) РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА МЕЖДУ АМНИСТИЕЙ И ПОМИЛОВАНИЕМ … .17-19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….…..20

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………………..21

ВВЕДЕНИЕ.

Лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным, должно понести предусмотренное закон наказание. Назначение и исполнение наказания – основной метод реализации уголовной ответственности. Однако наказание не является самоцелью. Оно применяется не только в целях восстановления социальной справедливости, как сказано в ч. 2 ст. 43 Уголовного Кодекса Российской Федерации, но и для исправления осужденного. Поэтому в тех случаях, когда такое исправление достигается досрочно, до момента полного отбывания срока наказания, назначенного судом, или когда исправление осужденного вообще достигнуть невозможно ввиду, например, его болезни, закон позволяет освободить осужденного, полностью или частично, от отбытия наказания. Таким образом, освобождение от наказания применяется в тех случаях когда, цели наказания в силу личных особенностей осужденного не могут быть достигнуты или уже достигнуты досрочно вследствие положительного поведения осужденного.

В отдельных случаях освобождению от уголовного наказания может предшествовать освобождение от уголовной ответственности. Но освобождение от уголовного наказания не влечёт одновременного освобождения осуждённого от уголовной ответственности. Следует так же отметить что, при освобождении от уголовной ответственности уголовно-правовые регулятивные отношения прекращают своё действие, тогда как при освобождении от уголовного наказания они нередко сохраняются (например, до погашения или снятия судимости). При разграничении данных институтов уголовного права на сегодня ещё нельзя не учитывать и их различную уголовно-процессуальную форму: освобождение от уголовного наказания, в отличие от уголовной ответственности, осуществляется только судом.

АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ .

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ.

Как я уже отмечал выше, исполнение назначенного судом наказания целесообразно лишь постольку, поскольку им достигаются указанные в законе цели: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждения новых преступлений. Если социальная справедливость, как основная цель наказания, а также исправление осужденного достигнуты до истечения срока наказания, то дальнейшее его исполнение становится бесцельным, а потому нецелесообразным. В этом случаи осужденный может быть освобожден от уголовного наказания. Следовательно, институт, освобождения от наказания связан с целями наказания и основан на принципах гуманизма и справедливости, сформулированных в ст. 7 и 6 УК РФ.

Различные виды освобождения от наказания известны всем странам. Разработка и практика применения различных видов освобождения от наказания связана с пониманием того факта, что возможности достижения целей правосудия с помощью наказания, к сожалению, весьма ограничены, а социальные и духовные издержки и материальные затраты, связанные с отбыванием наказания, очень значительны. В связи с этим все государства озабочены тем чтобы, с одной стороны, неукоснительно действовали принципы неотвратимости ответственности и стабильности приговора, а с другой, по возможности уменьшались неблагоприятные социологические, психологические и иные последствия отбытия всякого наказания, особенно лишения свободы. Некоторые ученные к тому же полагают, что “в пенитенциарных учреждениях негативные процессы воздействия доминируют над позитивными”, имея ввиду не только факторы, отмеченные выше, но и распространение так называемой тюремной субкультуры, стигматизацию и другие отрицательные последствия. В этом отношении я полностью согласен с такого рода заявлениями, поскольку имел некоторый личный опыт общения с людьми, отбывшими наказание в колониях. Им пришлось пройти через нечеловеческие условия содержания и обращения. В наше время, наверное, “каждый школьник” знает о несовершенстве отечественной пенитенциарной системы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

История развития российского уголовного права показывает устойчивую тенденцию к увеличению числа видов рассматриваемого освобождения. В УК РСФСР 1922 г. предусматривалось только условно-досрочное освобождение, в УК РСФСР 1926 г. законодатель упоминал давность исполнения наказания и помилование, а УК РСФСР 1960 г. содержал уже целую систему видов освобождения от наказания – отсрочка исполнения приговора, военнослужащему, или военнообязанному в военное врем, давность исполнения обвинительного приговора, освобождение в связи с безупречным поведением ко времени рассмотрения дела в суде, условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким. В дальнейшем к названным добавились: 1977 г. – условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, в 1992 г. – отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.

Ныне действующий УК РФ, по существу, не увеличил число видов освобождения от наказания, но значительно расширил круг лиц, к которым эти виды освобождения могут применяться. В известном смысле новым является только освобождение в связи с болезнью, поскольку оно частично предусматривалось в ст. 362 УПК РСФСР.

Если обобщить юридически признаки всех конкретных видов освобождения от наказания, предусмотренных действующим УК, то можно дать следующее его определение: освобождением от наказания является досрочное освобождение лица, осужденного за совершение преступление, от исполнения назначенного судом наказания в тех случаях, когда цели наказания достигнуты досрочно либо не могут быть достигнуты в связи с болезнью осужденного. В данном определении отражены следующие характерные признаки рассматриваемого института:

· любой вид освобождения от наказания может применяться только к лицу, признанному виновным в совершении преступления обвинительным приговором суда;

· любой вид освобождения от наказания может применяться только судом;

· основания освобождения от наказания связаны с целями наказания.

Перечисленные ранее виды освобождения можно классифицировать по различным основаниям. По характеру освобождения можно выделить полное или частичное освобождение от наказания. Полным является освобождение женщин (ст. 82), по давности (ст. 83), в силу психического заболевания (ч. 1 ст. 81), и освобождение от наказания военнослужащего (ч. 3 ст. 81 УК). Эти виды полного освобождения могут быть применены на стадии вынесения обвинительного приговора, а другие – применяются только на стадии отбывания назначенного судом наказания, и как правило, требуют для своего применения отбытия определенной его части. (ст. 79 и 80).

По условиям освобождения все виды освобождения от наказания делятся на условные и безусловные . Условными являются те виды освобождения, применение которых связано с назначением лицу испытательного срока и определенных требований к его поведению. Речь идет об условно-досрочном освобождении и освобождении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей

(ст. 79, 82 УК). Эти виды освобождения применяются чаще других и являются наиболее целесообразными, поскольку представляют собой разновидность поощрительных норм в уголовном праве, стимулирующих позитивное поведение осужденных, их исправление.

Можно также выделить группу видов освобождения от уголовного наказания, которые при наличии соответствующих обстоятельств могут быть как безусловными, так и условными, и обозначить ее, как универсальную . Сюда традиционно относится амнистия и помилование.

Попытаемся рассмотреть эту группу видов освобождения от наказания поподробней.

АМНИСТИЯ.

В системе существующих в российском законодательстве видов освобождения от наказания, а также смягчения положения лиц, совершивших антиобщественные и преступные деяния, важное место занимает амнистия.

Слово “амнистия” – греческого происхождения и означает забвение, прощение, осуществляемое актом верховной власти.

Впервые в УК нормы касающиеся амнистии, наряду с нормами о помиловании и судимости выделены в специальную главу. В прежних УК имелась специальная статья (ст.57 в УК РСФСР 1960 г.) о погашении судимости, а об амнистии и помиловании лишь упоминалось в отдельных статьях (ст. 24 и 56) без раскрытия содержания этих понятий.

Амнистия, равно как и помилование, являясь актом государственного прощения, реализует в российском законодательстве принцип гуманизма, сочетающийся с необходимостью активизации борьбы с преступными элементами.

Акт амнистии не нейтрализует действующий закон, не декриминализирует преступное деяние, совершенное амнистируемым, а только смягчает участь лиц, осужденных за правонарушение. А это означает проявление к ним милосердия со стороны государства.

Объявление амнистии, форма этого акта, пределы его действия и субъекты, осуществляющие амнистию, установлены Конституцией РФ.

В соответствии с п. “е” ст. 103 Конституции РФ акты амнистии объявляются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Они издаются в тех случаях, когда государство находит возможным без ущерба для интересов общества облегчить участь людей, виновных в совершении правонарушений. Инициатива издания актов амнистии исходит от законодательных органов, которые перед этим досконально изучают криминогенную обстановку в стране.

Государственная Дума РФ решает вопрос о пределах распространения амнистии, принимая во внимание при этом криминогенную обстановку и иные обстоятельства. В частности, она рассматривает категории преступлений, к которым может быть применена амнистия, учитывая не только их общественную опасность, но и их распространенность, степень вреда, причиненного интересам личности, государственным либо общественным интересам, а также общественный резонанс этих деяний.

При определении категории лиц, подлежащих амнистированию, обязательно принимается во внимание их пол, возраст, социальная опасность содеянного и степень общественной опасности их личности на момент амнистии. Например, если речь идет об амнистии участников Великой Отечественной войны, то, очевидно, что в целом они не могут представлять опасности для общества в силу своего преклонного возраста.

С учетом этих обстоятельств и решается вопрос о полной или частичной амнистии.

Для принятия актов амнистии необходимы особые предпосылки и определенные условия, исходя из которых Государственная Дума решает вопрос об освобождении от ответственности и наказания лиц, совершивших правонарушения, либо о смягчении их наказания.

Для принятия актов амнистии необходимы специальные условия. Во-первых, перед объявлением амнистии надо убедиться, что общеправовая ситуация в стране позволяет без ущерба для сограждан простить определенное количество правонарушителей, освободив их от ответственности и наказания, или смягчить это наказание. Во-вторых, лица, совершившие правонарушения или конкретные категории преступлений, для которых предусмотрена амнистия, не должны представлять общественной опасности. И, наконец, в-третьих, перед объявлением амнистии государство должно провести определенные социально-профилактические мероприятия, направленные на оказание помощи амнистируемым лицам, решение их трудовых, бытовых и жилищных проблем.

В подавляющем большинстве случаев акты амнистии принимаются в ознаменование важных государственных событий. Так, последний акт об амнистии был объявлен в связи с 55-летием Победы над фашистскими захватчиками (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 398 III ГД “ Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов” - Российская газета.-2000.- 30 мая.). Эта амнистия, прежде всего, направлена на то, чтобы облегчить участь лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Родины во время Великой Отечественной войны.

Под данную категорию осужденных подпадают также лица, находившиеся на военной службе с 1 декабря 1991 г. на территории ряда бывших союзных республик, где проходили вооруженные конфликты, и лица, участвовавшие в восстановлении конституционного порядка в Чеченской Республике и проведении антитеррористической операции на Северном Кавказе.

По своему содержанию акт амнистии предусматривает освобождение от уголовной ответственности; освобождение от наказания, а иногда и снятие судимости. Но в любом случае применение амнистии может иметь место только после возбуждения уголовно дела, когда установлен факт совершения преступления определенным лицом, определенная квалификация этого преступления, а, следовательно, и его категория.

Актом амнистии лицо может быть освобождено от уголовной ответственности. Такое освобождение означает прекращение уголовного дела на так называемой нулевой стадии реализации уголовной ответственности, то есть на стадии предварительного расследования или в суде, но до вынесения судом обвинительного приговора. Такое освобождение может быть применено только в отношении лиц, преступление которых было окончено до вступления постановления об амнистии в силу.

Таким образом, не могут быть освобождены от уголовной ответственности по амнистии лица, совершившие преступления после вступления в силу акта амнистии, а также лица, совершившие длящиеся (например, побег, дезертирство) или продолжаемые преступления, если они не явились с повинной или не были задержаны соответствующими органами до дня вступления в силу постановления об амнистии.

Освобождение лица от уголовной ответственности по амнистии означает прекращение уголовного дела по нереабилитирующему основанию. Из нереабилитирующего характера прекращения дела по амнистии следует, что лицо, к которому применяется амнистия, освобождается от уголовной ответственности, но у него сохраняются иные правовые обязанности, связанные с совершением преступления.

Так, в соответствии с п. 8 Постановления Государственной думы ФС РФ “О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии”, Лица, подпадающие под действие постановления об амнистии, не освобождаются от административного взыскания и от обязанности возместить ущерб, причиненный в результате совершенных им противоправных действий.

В тоже время, исходя из содержания ч. 2 ст. 16 УК, преступление, по которому лицо было освобождено от уголовной ответственности по амнистии не может учитываться при признании неоднократности, если после амнистии было совершено новое преступное деяние. Не учитывается это преступление и при решении вопроса о совокупности приговоров в случаи совершения лицом нового преступления после амнистии.

Актом амнистии лицо, совершившее преступление, может быть полностью освобождено от наказания. Такое освобождение может применяться к лицам, которым обвинительный приговор был вынесен до вступления в силу Постановления Государственной Думы об амнистии.

Если лицо уже отбывает наказание за совершение преступления, то актом амнистии оно может быть освобождено от отбытия оставшейся части наказания; оставшаяся неотбытая часть наказания может быть сокращена на определенную часть; оставшаяся неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания.

В некоторых постановлениях об амнистии, например в Постановлении Государственной Думы “Об объявлении политической и экономической амнистии” от 23 февраля 1994 года, предусматривается также освобождение от судимости.

Освобождение лица от основного наказания по амнистии влечет за собой и освобождение от дополнительного наказания, в частности от конфискации имущества, если она не была исполнена.

Специальный раздел постановлений об амнистии содержит перечень лиц, к которым амнистия не применяется, не смотря на то, что формально за совершенные ими преступления они подлежат амнистированию. Как правило, этот перечень включает три категории: а) лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления по перечню (убийство, бандитизм, похищение и т.п.), хотя по размеру назначенного судом наказания они могли бы быт амнистированы; б) лица, ранее осуждавшиеся за тяжкие преступления, при установлении рецидива; в) лица, злостно нарушающие режим исполнения наказания.

В соответствии с п. 14 Постановления Государственной думы ФС РФ “О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии”, Злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания при применении акта об амнистии следует считать:

Осужденных, в отношении которых принято соответствующее постановление начальника исправительного учреждения;

Осужденных, содержавшихся в колониях-поселениях и направленных в исправительные колонии других видов, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день принятия решения о применении акта об амнистии. Срок наказания исчисляется со дня заключения осужденного под стражу;

Осужденных к исправительным работам, которым за

злостное уклонение от отбывания наказания неотбытый срок исправительных работ был заменен судом наказанием в виде лишения свободы, если они находились под стражей менее шести месяцев на день принятия решения о применении акта об амнистии; осужденных к исправительным работам без лишения свободы и исправительным работам, совершивших новое преступление до постановки на учет в уголовно-исполнительных инспекциях;

Осужденных, совершивших умышленные преступления до вступления приговора в законную силу, а также совершивших умышленные преступления во время отбывания наказания, в течение установленного судом испытательного срока или в период отсрочки отбывания наказания либо исполнения приговора;

Осужденных, которым судом отменены условное осуждение или отсрочка отбывания наказания, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день вступления в силу Постановления об амнистии;

Осужденных, не уплативших без уважительных причин штраф в установленные законом или судом сроки.

Для совершенствования законодательства и установления единообразной практики применения амнистии представляется целесообразным применять амнистию только после полного раскрытия преступления и выяснения судом всех обстоятельств по делу - на основании приговора суда или в процессе его исполнения.

В последних актах амнистии, и амнистия 2000 г. в этом плане не исключение, запрещается ее применение в отношении злостных нарушителей режима отбывания наказания. Тем самым применение амнистии отдается на откуп администрации уголовно-исполнительных учреждений, что является несправедливым. Многие осужденные активно протестуют против незаконных порядков, установившихся в уголовно-исполнительных учреждениях, и администрация вряд ли станет применять к таким лицам амнистию, скорее она отнесет их к категории злостных нарушителей режима отбывания наказания.

Поэтому еще раз следует подчеркнуть: амнистию применяет государство, а не отдельные должностные лица по своему усмотрению. Решение об отказе в применении амнистии надлежало бы обжаловать в судебном порядке, что ныне законодательно не предусмотрено.

ПОМИЛОВАНИЕ.

В соответствии со ст. 50 Конституции РФ каждое лицо, осужденное за совершение преступления, имеет право просить о помиловании. О помиловании говорилось и в прежних конституциях, но не как о конституционном праве гражданина и человека, а лишь в плане компетенции соответствующего органа власти. Так, в Конституции СССР 1936 и 1977 гг. о помиловании говорилось соответственно в п. “к” ст. 49 и п. 11 ст. 121, определявших компетенцию Президиума Верховного Совета СССР.

В соответствии с п. “в” Конституции РФ помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица (ч.1 ст.85УК). Таким образом, помилование является актом Президента РФ, которым лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности или от назначенного судом наказания. Помилование может выразиться в замене более строгого наказания, например, смертной казни, менее строгим, в сокращении срока наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования, как и актом амнистии, может быть снята судимость.

Некоторые вопросы порядка применения помилования были урегулированы в постановлении Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета СССР ходатайств о помиловании” от 3 декабря 1961 г., которое утратило силу вместе с исчезновением СССР и всех его органов. Нового документа, который бы регулировал процедуру применения помилования до недавнего времени не существовало. И соответствующие органы, занимающиеся этой деятельностью, руководствовались Конституцией и ст. 85 УК РФ. Теперь же эта процедура регулируется “Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации” от 28 декабря 2001 года. Кроме того, в целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, Указом Президента РФ “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" от 28 декабря 2001г., были образованы комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации.

Указ устанавливает, что основными задачами комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов РФ является:

· предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

· подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

· осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

· подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание (п.3 Указа Президента РФ “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации).

Этим же указом, соответственно, была упразднена Комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации (п. 5 Указа).

Состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах (п. 3 Указа).

Закон не содержит никаких указаний относительно оснований, по которым может быть применено помилование. В ч. 1 ст. 85 УК говорится лишь о том, что помилование осуществляется “в отношении индивидуально определенного лица” т.е. лица, в отношении которого поступило ходатайство о помиловании.

Помилование осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость (п. 1 глава 1 Положение “О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации”).

В Российской Федерации помилование применяется:

· в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;

· в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

· в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

· совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

· злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

· ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

· ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

· ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

· которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием (п. 2 глава 1 Положения).

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме (п. 3 главы 2 Положения).

Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи (п. 4 главы 2 Положения).

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:

· копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

· извещение о вступлении приговора суда в законную силу;

· справка о состоянии здоровья осужденного;

· сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

· анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;

· сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

· справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;

· представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации не позднее чем через 20 дней со дня его подачи (п. 5 главы 2 Положения).

Территориальный орган юстиции не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию (п. 7 главы 2 Положения).

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (п. 8 главы 2 Положения).

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

· характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

· поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

· срок отбытого (исполненного) наказания;

· совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

· применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

· возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

· данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

· другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства (п. 12 главы 2 Положения).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость (п. 9 главы 2 Положения).

Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения (п. 14 главы 3 Положения).

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования (п. 16 главы 3 Положения).

По указу о помиловании: а) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания; б) назначенное наказание может быть сокращено; в) заменено более мягким видом наказания. При сокращении срока наказания Президент не связан никакими формальными ограничениями. Что же касается замены назначенного судом наказания, например лишения свободы, более мягким видом наказания, то при этом может быть избрано любое наказание, предусмотренное ст. 44 УК. При определении срока более мягкого вида наказания (исправительных работ, ограничения свободы и т.п.) следует руководствоваться положениями ст. 71 УК, которая определяет соотношение срока лишения свободы с другими срочными видами наказания. Если лицо уже отбыло наказание, то оно может ходатайствовать о досрочном снятии судимости.

На практике много лет применяется помилование в виде условно досрочного освобождения от оставшейся неотбытой части наказания с назначением исправительного срока. Однако УК РФ 1996 года, такой формы помилования не предусматривает. Следовательно, такую практику следует считать противоречащей ст. 85 УК. Для ее “узаконивания” необходимо дополнить ст. 85 УК соответствующими положениями о возможности помилования с испытательным сроком.

Возможность помилования лиц, осужденных к смертной казни, предусмотрена в ч. 3 ст. 59 УК. В порядке помилования Президент РФ может заменить смертную казнь пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Данная практика применяется довольно активно, особенно в связи вступлением России в Совет Европы, в силу чего Россия объявила мораторий на исполнение приговоров к смертной казни.

В практике применения помилования возник вопрос о том, может ли лицо которому смертная казнь была заменена пожизненным лишением свободы, вторично подать прошение о помиловании, поскольку единственная возможность для него освободится из мест лишения свободы до своей смерти – это условно досрочное освобождение, но оно может быть применено лишь по отбытии не менее 25 лет (ч. 5 ст. 79 УК). В других странах именно иногда прямо указывается на невозможность вторичного помилования. В российском законодательстве такого указания нет. Следовательно, представляется, что лицо, отбывающее наказание в виде пожизненного лишения свободы не лишается права вторично ходатайствовать в порядке помилования о его освобождении до истечения 25 летнего срока.

По своей юридической природе помилование является не реабилитацией, а лишь освобождением от наказания. Оно не устраняет самого факта совершения преступления: если лицо после освобождения от наказания по помилования совершит новое преступление, оно будет основанием для признания неоднократности и рецидива. Помилование не освобождает лицо от исполнения обязательств по гражданскому иску; актом помилования нельзя вернуть лицу конфискованного имущества или восстановить его в социальном, воинском или почетном звании, если эти дополнительные наказания уже были исполнены.

РАЗЛИЧИЯ СХОДСТВА МЕЖДУ АМНИСТИЕЙ И ПОМИЛОВАНИЕМ.

Следует отметить, что различие между понятием “амнистия” и “помилование” утвердилось в СССР только после принятия Конституции 1936 г., до этого времени помилование в законодательстве чаще именовалось “частной амнистией”. В таком понимании оно освещалось и в некоторых теоретических работах. В дальнейшем между ними стали проводить четкое различие, которое сводится не только к количественной стороне, но и к содержанию.

Среди таких различий:

Помилование не носит нормативного характера, а представляет собой акт применения права в конкретном случае;

Помилование осуществляется в отношении определённого лица, тогда как амнистия распространяется на неопределённое количество лиц;

Акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии;

Ходатайство о помиловании всегда исходит от самого осуждённого, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, правомочных на их издание;

Помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии - это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение шести месяцев);

Реализуя амнистию, соответствующие органы лишь в некоторой степени учитывают поведение осуждённого, например, она не применяется к злостным нарушителям режима, тогда как помилование полностью зависит от поведения осуждённого в местах лишения свободы.

Общее же между ними состоит в том, что акты амнистии и помилования являются проявлениями гуманизма: они не колеблют приговора суда, вступившего в законную силу, не являются его корректировкой; по своему содержанию амнистия и помилование прекращают или ограничивают отрицательные правовые последствия преступного поведения лица. В тоже время, как я уже говорил, ни помилование, ни амнистия не являются реабилитацией этого лица, они не отменяют того факта, что лицо совершило преступление, а представляют собой лишь его прощение высшими органами государственной власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

В отличие от помилования, такой правовой институт как амнистия нередко подвергается критике, а в некоторых странах, например в Испании, Германии вообще не применяется. В ряде государств амнистию используют только для освобождения от наказания, т.е. применяют только к лицам, которым вынесен обвинительный приговор.

Основное возражение против амнистии сводится к тому, что она применяется “механически”, т.е. не к индивидуально определенному лицу. В данном утверждении есть резон. Но вряд ли в наших условиях можно вообще исключить амнистию из нашей жизни. Во-первых, она предусмотрена Конституцией. Во-вторых, издание акта амнистии, по каким либо памятным датам общегосударственного значения подчеркивает их торжественность.

Что же касается использования амнистии как средства для разгрузки мест лишения свободы, то это следует оценивать крайне отрицательно. Для того чтобы места лишения свободы не были переполнены, должны проявить заботу законодатель и суды. Следует шире применять предусмотренные в санкциях меры наказания, не связанные с лишением свободы, и не направлять в исправительные колонии осужденных, которые не нуждаются в изоляции от общества. По такому пути постоянно направляет практику нижестоящих судов Верховный Суд Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЯ .

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации.

3. В. П. Кудрявцев. А. В. Наумов. Курс российского уголовного права. Общая часть. – М., 2001.

4. Ю. И. Скуратов. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М., 2001

5. И. И. Карпец. Наказание: социальные правовые и криминологические проблемы. – М., 1973.

6. У. Бундесон Надзор за отбывающими наказание на свободе: Пер. со швед. – М., 1979.

7. Журнал “Право и экономика" N7, 2000.

НОРМАТЫВНЫЕ АКТЫ:

1. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации".

2. Положение от 28 декабря 2001 года № 1500 “О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации”.

3. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 июня 1999 года № 4148-II ГД “О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии".

Скуратов Ю. И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М., 2001. С. 181.

Кудрявцев В. П. Наумов А. В. Курс российского уголовного права. Общая часть. – М., 2001. С. 698.

Кудрявцев В. П. Наумов А. В. Курс российского уголовного права. Общая часть. – М., 2001. С. 688.

ОТЛИЧИЕ ПОМИЛОВАНИЯ И АМНИСТИИ

В.Г. Максимова, аспирант кафедры уголовного права, криминологии и уго-

ловно-исполнительного права

В УК РФ 1996 г. нормам амнистии и помилования посвящена самостоятельная глава. Впервые в УК РФ определяются понятия амнистии и помилования, и этим вопросам уделяется особое внимание.

Амнистия и помилование как основания освобождения от уголовной ответственности и наказания или смягчения наказания вписываются в уголовно-правовое отношение. В то же время амнистия и помилование занимают особое место в системе российского права1.

Применение амнистии и помилования, в отличие от всех других оснований освобождения от ответственности и наказания, предусмотрено Конституцией Российской Федерации. При издании актов амнистии и помилования возникают государственно-правовые отношения. Конституция РФ раскрывает понятия амнистии и помилования, форму принятия этих актов, пределы их действия.

И помилование, и амнистия являются актами разового характера. Они касаются лиц, совершивших преступления до издания актов помилования или амнистии. Однако между помилованием и амнистией есть и существенные различия.

Во-первых, амнистия является нормативным актом, а помилование таковым не является. Первым отметил это различие Н.Д. Дурманов2. С возражением ему выступал лишь К. Мирзаджанов, который считает нормативным не только акт амнистии, но и акт помилования. Названный автор полагает, что помилование «замещает» норму, регламентирующую обычный порядок исполнения и прекращения отбывания наказания. «Главное в норме права, - пишет он, - что она вносит изменения или дополнения в действующую систему норм»3. С приведенными доводами согласиться трудно. Прежде всего, помилование не «замещает» никаких норм права. Освобождая от наказания одного осужденного, акт помилования не создает правила. Он никак не касается других лиц, приговоренных к такому же наказанию за такое же (и даже за то же) преступление. Ни санкция закона, ни порядок отбывания наказания или освобождения от наказания не меняются. Не изменяется ни

одна правовая норма4. Как отмечал A.B. Мицкевич, «акт, относящийся к конкретному физическому лицу, не может быть нормативным»5. Даже приговор суда в отношении помилованного не изменяется, не ставится под сомнение его законность, обоснованность, справедливость, В этом и состоит суть помилования: глава государства смягчает положение лица по обстоятельствам, не связанным с правильностью осуждения. По своей правовой природе помилование относится к актам применения права6.

В отличие от помилования в амнистии не перечисляются помилованные лица. Законодатель не знает, к кому персонально будет применена амнистия. Говоря терминологией гражданского права, амнистируемые определяются не индивидуально-определенными признаками, а видовыми7. Своеобразную позицию относительно характера издаваемого акта при амнистии занимает И.Л. Марогулова. Не имея никаких оснований относить амнистию к ненормативным актам, она возражает и против отнесения ее к нормативным актам и предлагает «компромиссный» вариант, считая амнистию поднормативным актом, то есть своеобразным нормативным актом8.

Во-вторых, амнистия издается Государственной Думой Федерального Собрания, а помилование применяется Президентом России.

В-третьих, амнистия касается индивидуально не определенного круга лиц. В постановлении об амнистии указываются лишь категории лиц, подпадающих под действие каждой амнистии. Помилование же касается индивидуально определенною лица, фамилия которого названа в соответствующем указе.

Некоторые авторы видят различие между помилованием и амнистией в количественном отношении. Так, М.М. Исаев писал; «Если акт... касается отдельного лица, мы говорим о помиловании, если же акт распространяется на неопределенно большое число лиц - мы говорим об амнистии»9. Возражая этому определению, С.З. Ханмагомедов пишет, что указы о помиловании, как правило, касаются значительного количества лиц. Важно не их

Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

число, а тот факт, что они поименно названы в Указе Президента10.

В-четвертых, амнистия применяется к лицам, совершившим преступление, в любой стадии уголовного процесса, в том числе и до возбуждения уголовного дела. Актом амнистии модно освободить лицо от уголовной ответственности и наказания. Помилование может быть применено только в отношении осужденных за преступление11.

Для выяснения пятого отличия посмотрим, возможно ли амнистирование осужденных к смертной казни. Уголовный кодекс РФ конкретно не решает вопрос о возможности амнистирования осужденных к смертной казни. В ст. 84 УК РФ говорится лишь о том, что актом амнистии наказание может быть заменено более мягким. Значительно более четкую позицию занимает Уголовно-исполнительный кодекс. В ст. 126 УИК РФ, определяющей контингент осужденных исправительных колоний особого режима для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, говорится о том, что там содержатся осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением слободы. Как видим, о лицах, которым смертная казнь могла бы быть заменена лишением свободы в порядке амнистии, ничего не говорится. Между тем, в ст. 126 УИК РФ дан исчерпывающий перечень категорий осужденных, которые отбывают наказание в колониях особого режима, предназначенных для осужденных с пожизненным лишением свободы. Это даст основание сделать вывод, что такая замена законом не предусмотрена и потому невозможна12.

На практике возникает еще один вопрос - о возможности применения амнистии к лицам, которым наказание в виде смертной казни было заменено лишением свободы в результате помилования. Может ли амнистия касаться этой категории осужденных? В принципе, это возможно, так как категории осужденных, попадающие под амнистию, и виды смягчения положения этих осужденных в каждой амнистии формулируются по-своему. Однако практически амнистии такой категории не касались, а в большинстве амнистий прямо говорится об их неприменении к данной категории осужденных. Такая позиция законодателя нам представляется правильной13.

Шестое отличие амнистии от помилования заключается в учете позиции осужденно-

го. Как известно, при применении амнистии желание осужденного никак не учитывается. При помиловании осужденного несколько иное положение. За редкими исключениями инициатива в направлении ходатайства о помиловании принадлежит самому осужденному. Он обращается лично к Президенту Российской Федерации в письменной форме и просит смягчить его положение. Правда, это правило имеет несколько исключений (ст.З Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500). Реально единственным исключением являются случаи помилования вопреки воле осужденного, приговоренного к смертной казни. На практике бывают случаи, когда осужденный отказывается писать ходатайство о помиловании. В этом случае с участием прокурора составляется акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании, но все необходимые документы направляются в администрацию Президента вместе с актом об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании. Не единичны случаи, когда осужденные обращаются с просьбой привести приговор в исполнение, предпочитая умереть сразу, а не находиться всю жизнь (или во всяком случае, очень длительный срок) в заключении14.

Представляется, что для решения вопроса о помиловании во всех случаях необходимо знать мнение самою осужденного.

Можно отметить, что помилование, как и амнистия, жестко не связано с формальными и материальными основаниями. Формальное основание - это обязанность осужденного отбыть определенную часть назначенного судом срока наказания. Материальное основание отражает степень исправления осужденного. Законодатель формулирует его следующим образом: судом должно быть признано, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Вместе с тем, практика идет по пути помилования, как правило, лиц, отбывших более половины срока наказания. Точно также можно сказать, что, как правило, помилование применяется к положительно характеризующимся осужденным. Акт амнистии же применяется ко всем категориям преступлений или группам лиц, совершивших преступления, как правило, без индивидуального учета личности амнистируемых, за ис-

Вестник ЮУрГУ, № 13, 2006

Максимова В.Г.

Отличие помилования и амнистии

ключением лиц, злостно нарушающих режим во время отбытия наказания.

Обоснованием применения амнистии и ранее служили доводы о переполненности мест лишения свободы, что делало невозможным нормальное отбывание наказания и применение мер воспитательного воздействия к осужденным. И ранее многие акты амнистии носили ярко выраженный «разгрузочный» характер. Однако объявление амнистии ради стабилизации обстановки в местах лишения свободы искажает ее суть. А, кроме того, обесценивает всю предыдущую деятельность органов предварительного расследования и суда. В местах лишения свободы следует наводить порядок иным путем.

Более объективным должно стать отношение судей при назначении вида наказания, необходимо чаще использовать имущественные виды наказания, не связанные с лишением свободы. Амнистия не должна корректировать приговор суда. Не следует за нетяжкие, тем более за незначительные преступные деяния наказывать людей исключительно лишением свободы, подвергая не только их, но и их семьи серьезным жизненным испытаниям.

Амнистия должна объявляться редко в ознаменование особо важных государственных событий и преследовать единственную гуманную цель - прощение лиц, совершивших правонарушения. Гораздо чаще, а точнее постоянно следует использовать другую форму прощения - помилование15.

Амнистия и помилование в правовом аспекте составляют два различных понятия и самостоятельны в процессе своего применения. В основе как помилования, так и амнистии лежит идея прощения, то есть полное или частичное устранение применения карательного закона либо его смягчение, от кого бы эта идея ни исходила.

Суть амнистии и помилования заключается в прощении лица, совершившего престу-

пление. Государство не только определяет границы дозволенного и недозволенного и устанавливает ответственность, но и дарует прощение лицам, нарушившим закон, совершившим преступление. Амнистия и помилование являются следствием правовой политики, выражающей государственную волю, заключающуюся в прощении правонарушителей. И амнистия, и помилование входят в многоотраслевой институт государственного прощения, известный различным отраслям законодательства16.

Институт государственного прощения имеет широкое применение и способствует исправлению виновных лиц, совершивших правонарушения. Амнистия и помилование, входящие в институт государственного прощения, также служат целям исправления лиц, совершивших преступления.

1 Марогулова И.Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Сингез», 1998. С. 47.

2 См.: Дурманов Н.Д. Амнистия и помилование по Конституции СССР // Советское государство и право. 1946. № 5-6. С. 46.

3 Мирзаджанов К. Амнистия и помилование в советском уголовном праве. Ташкент, 1977. С. 32.

4 Ханмагомедов С.З. Помилование: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дисс...канд. юрид. наук / С.З. Ханмагомедов. - Махачкала, 2006. С. 31.

5 Мицкевич А.В. Правотворческое значение нормативного акта // Советское государство и право. 1965. № 11. С. 46.

6 См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2. М., 1982. С. 199, 330, 347.

7 См.: Тищенко K.M. Помилование в уголовном праве. М., 1994. С. 23-24.

8 Марогулова И.Л. Указ. соч. С. 63.

9 Уголовное право. Часть общая. М., 1948. С. 663.

10 Ханмагомедов С.З. Указ. соч. С. 34.

11 Марогулова И.Л. Указ. соч. С. 86.

12 Ханмагомедов С.З. Указ. соч. С. 36.

13 См. там же. С. 40.

14 См. там же. С. 41.

15 Марогулова И. Л. Указ. соч. С. 81-82..

16 См. там же. С. 53, 59.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...