Анализ систем противопожарной защиты детского дома. Анализ противопожарного состояния объекта защиты (до пожара)


Детские сады и школы - недопу щение пожаров на таких объектах это весьма важная задача, к реализации которой необходимо подойти со всей ответственностью.

К сожалению, сотрудники, назначаемые ответственными за обеспечение пожарной безопасности детских садов и школ, как правило, не имеют специального пожарного образования и совмещают несколько должностей, а обучения по программе пожарно-технического минимума не достаточно, чтобы рассмотреть все вопросы. Поэтому, в данной статье постараемся дать практические рекомендации, рассмотреть максимально подробно все необходимые вопросы и наиболее часто встречающиеся недостатки.

Итак, обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения начинается с назначения Приказом по учреждению . Обычно эти обязанности возлагают по совместительству на заместителя по административно-хозяйственной части. При этом, руководитель учреждения должен не отстранятся от выполнения задач по обеспечению пожарной безопасности, а постоянно контролировать все мероприятия, выполняемые в учреждении.

Лицу, назначенному за обеспечение пожарной безопасности (далее - Ответственный), прежде всего необходимо по программе пожарно-технического минимума в соответствующем образовательном центре.

Работу на объекте необходимо начинать с приведения в порядок всей документации , касающейся пожарной безопасности. Для упорядочивания документации рекомендуем завести несколько папок-регистраторов:

1. Для хранения организационной документации (инструкции, приказы, графики, журналы и т.п.);

В документацию входят следующие документы:

  • Декларация пожарной безопасности;
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности на объекте;
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения;
  • проведения противопожарного инструктажа;
  • Удостоверения о прохождении обучения по программе Пожарно-технического минимума;
  • Протокол проверки знаний требований пожарной безопасности всех работников организации;
  • Приказ о порядке и сроках проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума;
  • Приказ о создании пожарно-технической комиссии (не обязательно);
  • Приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность на объекте;
  • Инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время;
  • Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, 1 раза в полугодие - практические тренировки;
  • Приказ о запрете курения;
  • Журнал проверки работоспособности задвижек с электроприводом и пожарных насосов-повысителей;
  • Инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта;
  • Журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения

2. Для хранения исполнительной документации на системы пожарной автоматики, протоколов и актов выполненных работ по пожарной безопасности, сертификатов и паспортов на первичные средства тушения пожара, средства противопожарной защиты, противопожарные двери и т.п.;

К таким документам относятся:

  • Расчеты по определению категорий помещений складского и производственного назначения по взрывопожарной и пожарной опасности, относящихся к категории «В» (при наличии);
  • Акты проведения огнезащитной обработки сгораемых конструкций кровли зданий, сертификат на огнезащитный состав, лицензия организации, выполнявшей работы;
  • Акты проверки качества огнезащитной обработки;
  • Акты проведения обследование целостности конструкций наружных пожарных лестниц и ограждений кровли зданий;
  • Акты проведения эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц и ограждений кровли зданий;
  • Акты проверки устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре;
  • График и акты проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов, жировых отложений в кухнях;
  • Акты о проверке исправности сетей противопожарного водопровода (пожарных кранов и гидрантов);
  • Акты проверки систем противопожарной защиты - АПС, АУПТ, противодымная защита, водоснабжение, п/пожарные двери и т.п.;
  • Договор на ежемесячное техническое обслуживание систем пожарной безопасности с лицензированной организацией;
  • Исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;
  • Годовой план-график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания;
  • Сертификаты на первичные средства пожаротушения;
  • Сертификаты и паспорта, акты монтажа противопожарных дверей, люков. Сертификаты на противопожарную пену (если использовалась), лицензия монтажной организации

3. Для хранения актов проверок, предписаний и переписки с контролирующими органами по пожарной безопасности.

Также Ответственному рекомендуем обзавестись и изучать нормативную документацию (с последними изменениями):

  • Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности»;
  • Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Постановление Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г. «О противопожарном режиме», утверждающее Правила противопожарного режима в РФ;
  • Своды правил по пожарной безопасности (СП 1 - 12)

Следующим этапом является проведение Ответственным лицом инструктажей и всех работников учреждения. При этом заполняется и составляется п ротокол проверки знаний требований пожарной безопасности.

В процессе работы, Ответственным лицом проводятся периодические осмотры систем противопожарной защиты, первичных средств пожаротушения, путей эвакуации на предмет их наличия, доступности и исправности.

Эксплуатация систем, периодичность выполнения работ, проверок и осмотров

Ответственным лицом проводится самостоятельно - первоначальная проверка при вводе в эксплуатацию и ежеквартальная проверка. проводится - ежегодная проверка (переосвидетельствование) и перезарядка (раз в пять лет ). .

Пожарные краны и гидранты

Проверяется правильность установки и обозначения пожарных шкафов согласно .

Необходимо обеспечивать доступность пожарных кранов и уличных гидрантов. Самостоятельно или с привлечением подрядчиков проводится - очистка гидрантов от снега и льда, утепление гидрантов, перекатка пожарных рукавов на новую скатку (ежегодно ). С привлечением лицензированной организации проводится противопожарного водопровода и гидрантов на водоотдачу - два раза в год (весной и осенью) .

Следует отметить, что в общественных зданиях (в т.ч. детских садах) объемом менее 5000 м 3 , в школах допускается не предусматривать внутренний противопожарный водопровод.

При отсутствии пожарных гидрантов в радиусе 100 м, на территории учреждения размещают .

У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним , должны быть установлены соответствующие (объемные со светильником или плоские, выполненные с ис пользованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Планы эвакуации

В детских садах и школах должны быть фотолюминесцентные планы эвакуации, их число обычно соответствует количеству эвакуационных выходов. Проверяется наличие планов, соответствие места фактического размещения с указанным на плане, освещенность места размещения, ГОСТ Р 12.2.143-2009. Е жемесячно п роводится контроль качества их функционирования (включая контроль относительной яркости свечения) .

Контроль относительной яркости свечения проводят визуально сравнением яркости свечения элемента с яркостью свечения контрольного (эталонного) образца через 10 и 60 мин после отключения источников освещения с учетом адаптации органа зрения к условиям темноты.

Ограждения кровли, лестниц и пожарные лестницы

Наружные пожарные лестницы и ограждения кровли зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не менее одного раза в год необходимо проводить обследование целостности конструкции с составлением акта по результатам проверки. Не реже одного раза в пять лет должны подвергаться . Испытания и ежегодное обследование должны проводить организации, имеющие обученный персонал, аттестованное испытательное оборудование и измерительный инструмент с результатами его поверок (лицензия не требуется).

Наружные пожарные лестницы следует располагать на расстоянии между ними не более 150 м по периметру зданий.

Не допускается обрезать вертикальные пожарные лестницы на высоту более 1,5 м от уровня земли до низа лестницы. При этом допускается нижнюю часть наружных вертикальных пожарных лестниц закрывать легкоснимаемыми щитами на высоту не более 2,5 м от уровня земли.

Высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1,2 м , а в дошкольных учреждениях для детей с нарушением умственного развития — 1,8 или 1,5 м при сплошном ограж дении сеткой.

В ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются); высота ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки должна быть не менее 0,8 м.

Содержание чердачных помещений

Не допускается складирование на чердаках каких-либо материалов, предметов, а также устройство производственных помещений, мастерских. Двери, люки выхода на чердак из внутренних помещений должны выполняться противопожарными , размер люка не менее 0,6 х 0,8 м, двери - 0,75 х 1,5 м.

​Сгораемые конструкции (балки, обрешетка и т.п.) кровли здания должны быть обработаны огнезащитными составами . Для привлекают лицензированную организацию. Кроме того, должна осуществляться проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.

Высота прохода на чердаке в свету вдоль всего здания должна быть не менее 1,6 м, а ширина этих проходов не менее 1,2 м.

Содержание подвальных помещений

Не допустимо размещение в подвальных этажах - детских дошкольных учреждений, спальных корпусов школ-интернатов и других детских учреждений.

В подвальных и цокольных этажах не допускается хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы.

В подвальных помещениях с одним эвакуационным выходом не допускается одновременное пребывание более 6 человек.

Приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий (сооружений) должны быть очищены от мусора и посторонних предметов.

В случае, если подвал или цокольный этаж в целом используется как технический этаж, в нем допускается размещение помещений технического назначения без отделения их противопожарными дверями. В том случае, если в подвале присутствуют помещения иного назначения, то все помещения необходимо выгораживать противопожарными перегородками с устройством противопожарных дверей.

Помещения складского назначения, расположенные в подвальных и цокольных этажах необходимо оборудовать установкой автоматического пожаротушения.

Пути эвакуации и эвакуационные выходы

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов необходимо обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Из помещений, этажей зданий для летнего детского отдыха, зданий детских дошкольных учреждений предусматривается не менее 2 эвакуационных выходов .

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа .

Не допускается размещать детей в мансардных помещениях деревянных зданий, более 50 детей в деревянных зданиях и зданиях из других горючих материалов.

Запрещется:

  • снимать двери эвакуационных выходов из коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
  • загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
  • устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
  • устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы
  • устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров;
  • одновременное пребывание более 50 человек в помещениях с одним эвакуационным выходом;
  • фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
  • изменять направление открывания дверей.

Ковры и другие покрытия полов в детских образовательных учреждениях, на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу . При этом не стоит забывать об ограничении применения горючих материалов на путях эвакуации.

При расстановке в помещениях, кабинетах, группах и других помещениях мебели, игровых комплексов и какого-либо оборудования, необходимо обеспечить наличие проходов к путям эвакуации и эвакуационным выходам.

Для обеспечения эвакуации в темное время суток при отключении электричества, должно быть наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 на 50 человек. Эвакуационное освещение (при наличии) должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.

Содержание электрооборудования

Как показывают результаты анализа пожаров, одной из наиболее распространенных причин возникновения пожаров является ненадлежащее содержание электрооборудования .

При эксплуатации электрохозяйства запрещается :

Технические помещения

Электрощитовые

Помещения электрощитовых не должны располагаться под помещениями с мокрыми процессами (санузлы, душевые, кухни и т.п.).

Двери электрощитовых помещений должны открываться наружу, а также выполняться противопожарными . В случае, если дверь выходит на улицу, делать ее противопожарной не требуется.

В помещении электрощитовой, чтобы не скапливалась влага, должна быть предусмотрена естественная вентиляция , а также электрическое освещение и отопление, обеспечивающее температуру не ниже +5 ° С.

Не допускается хранение каких-либо сгораемых материалов, организация рабочих мест, мастерских и т.п. Запрещается в электрощитах использовать самодельные, нестандартные плавкие вставки (предохранители).

Электрощитовые оборудуют комплектом диэлектрических инструментов, углекислотным огнетушителем.

В случае, если электрощитки размещаются вне специальных помещений, необходимо обеспечить следующие мероприятия:

  • устройства должны быть расположены в удобных и доступных для обслуживания местах;
  • пункты и щитки устанавливают в нишах, ящиках или закрывают кожухами;
  • пункты и щитки не должны иметь открытых неизолированных токоведущих частей;
  • устройства размещают на расстоянии не менее 0,5 м от трубопроводов.

Водомерный узел


Самое основное в водомерном узле - это то, как запитаны сети противопожарного водоснабжения. В связи с требованиями по установке счетчиков воды, зачастую забывают о сети пожарных гидрантов, а именно: с целью экономии ставят водомер проходным диаметром меньше чем основная труба. Что получается в итоге - через водомер не проходит нужное количество воды и пожарный водопровод по сути становятся лишь декорацией.

По требованиям пожарных норм, счетчик воды должен быть расчитан на пропуск противопожарного расхода воды, либо предусматривается обводная линия с задвижкой, опломбированной в закрытом положении. Такая задвижка обязательно должна быть с электроприводом , никто же при пожаре не побежит в подвал открывать задвижку вручную - это долго и слишком опасно. Открывание задвижки предусматривается автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики (систем пожарной сигнализации, пожаротушения).

Необходимо также обеспечить исправное состояние и проведение периодических (не реже 2 раз в год) проверок работоспособности задвижки, с занесением в даты проверки и описания технического состояния.

Главное управление по делам гражданской обороны

и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургский Учебно-методический центр

по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям

Пожарная безопасность в

образовательных учреждениях

Санкт-Петербург

Под общей редакцией начальника отдела по организации службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ ГУ по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга

Рецензенты:

Заместитель начальника отдела организации пожаротушения и аварийно-спасательных работ ГУ по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга;

начальник цикла Санкт –Петербургского УМЦ ГО ЧС и ПБ

Учебное пособие предназначено для руководителей и должностных лиц учебных заведений, детских и лечебных учреждений Санкт-Петербурга занимающихся вопросами организации обеспечения пожарной безопасности и противопожарной подготовки.

В пособии рассматриваются особенности пожарной опасности детских и лечебных учреждений, организация противопожарного режима, общие меры пожарной безопасности в школах: химических, физических кабинетах и других помещениях, указаны меры пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий (вечера, новогодние елки, демонстрации кинофильмов и т. п.). Приводятся принципы размещения детей в детских учреждениях и больных в стационарах, рассмотрены объемно-планировочные и конструктивные решения обеспечения пожарной безопасности и создания безопасных условий эвакуации детей в случае пожара.

Приводятся основные сведения об установках автоматической противопожарной защиты и первичных средствах пожаротушения, а также указаны необходимые действия сотрудников при пожаре.

В приложениях представлены документы и справочный материал необходимый для практического применения при решении задач пожарной безопасности детских учреждений.

Санкт-Петербург

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Пожарная безопасность может быть обеспечена благодаря систематическому проведению профилактических мероприятий, неукоснительному выполнению требований нормативных правовых актов и документов в области пожарной безопасности, применению современных эффективных технических средств предупреждения, оповещения и пожаротушения.

Основным документом регламентирующим систему обеспечения пожарной безопасности является Закон Российской Федерации от 01.01.01 г. «О пожарной безопасности» с изменениями и дополнениями внесенными Федеральным законом от 01.01.01 г. .

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации , нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03) в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности на территории Российской Федерации, являющиеся обязательными для исполнения всеми органами Государственной власти, органами местного управления, организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов , дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89 устанавливают специфические требования пожарной безопасности для всех детских учреждений.

Достаточно большое количество пожаров в стране происходит вследствие нарушения Правил пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности других нормативных документов. Подобные нарушения приводят не только к возникновению пожара, они могут способствовать его быстрому развитию и наступлению тяжких последствий - как материальных, так и связанных с травмированием и гибелью людей.

Нарушение требований пожарной безопасности влечет уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для детских учреждений в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности детей и персонала.

Организация работы по установлению противопожарного режима и противопожарной подготовке сотрудников имеет своей целью повысить общие технические знания руководителей, а также ответственных за пожарную безопасность организаций и учреждений в области пожарной безопасности.

Основной задачей является ознакомление их с основными направлениями предупреждения пожаров, средствами пожаротушения, правилами вызова помощи и действиями при пожаре.

В пособии рассматриваются специфические противопожарные мероприятия, необходимые для учебных заведений, детских и лечебных учреждений.

Пожарная безопасность должна обеспечиваться на основании государственного стандарта ГОСТ 12.1.004-91* «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования».

Пожарная безопасность детских учреждений должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

Системы пожарной безопасности должны характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности и выполнять одну из следующих задач:

исключать возникновение пожара;

обеспечивать пожарную безопасность детей и обслуживающего персонала;

обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;

обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.

Объекты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений на требуемом уровне.

Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанных систем должен быть не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.

1. Организация противопожарной защиты. Основные организационные и общие предупредительные противопожарные мероприятия

1.1. Деятельность руководителя детского учреждения по обеспечению пожарной безопасности

Руководители, воспитатели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений (далее - работники детских учреждений), а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители - директора, заведующие.

Руководитель детского учреждения обязан:

обеспечить выполнение правил пожарной безопасности и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры по устранению отмеченных недостатков;

организовать изучение правил пожарной безопасности и проведение противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений по программе, приведенной в приложении. Определить сроки, место и порядок проведения противопожарного инструктажа, а также список должностных лиц, на которых возлагается его проведение. Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются. С детьми старшего дошкольного возраста - беседы по предупреждению пожаров в школе и дома;

обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников детского учреждения на случай возникновения пожара. План эвакуации и порядок эвакуации должны своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий. Практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие (для сезонных учреждений - в начале каждой смены);

установить порядок осмотра и закрытия помещений и зданий по окончании занятий и работы детского учреждения;

осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима арендующими организациями;

обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов;

организовать добровольную пожарную дружину (пожарные боевые расчеты) и пожарно-техническую комиссию, содействовать их деятельности;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопо­жарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в учреждении, о происшедших на территории пожарах и их последствиях.

1.2. Ответственность за пожарную безопасность

1.2.1. Права и обязанности сотрудников детских учреждений в области пожарной безопасности

Сотрудники имеют право на:

защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Сотрудники обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности;

при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению детей, имущества и тушению пожаров;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

Руководители имеют право:

вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения и вышестоящие органы вопросы по обеспечению пожарной безопасности своих учреждений;

проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших в учреждении;

устанавливать меры стимулирования обеспечения противопожарного режима;

получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Ответственность за пожарную безопасность зданий и помещений

Ответственность за пожарную безопасность кабинетов, лабораторий, мастерских, отдельных складов, кладовых и других помещений несут должностные лица, специально назначенные приказом директора (заведующего).

В детских учреждениях с круглосуточным пребыванием учащихся или воспитанников дежурный по учреждению в выходные и праздничные дни, а также в вечерние и ночные часты обязан:

при заступлении на дежурство проверить наличие и состояние средств пожаротушения, исправность телефонной связи, дежурного освещения и пожарной сигнализации, а также убедиться, что все пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, тамбуры, фойе, холлы, вестибюли) не загромождены, а двери эвакуационных выходов при необходимости могут быть беспрепятственно открыты.

В случае обнаружения нарушений противопожарного режима и неисправностей, в результате которых возможно возникновение пожара, принять меры к их устранению, а при необходимости сообщить руководителю или заменяющему его работнику;

иметь списки (журналы) учащихся, воспитанников и работников, находящихся в детском учреждении, знать места их расположения и сообщать сведения о количестве людей в пожарную охрану;

постоянно иметь при себе комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на территорию детского учреждения, а также ручной электрический фонарь.

Ответственность за обеспечение противопожарного режима в арендуемых зданиях и помещениях, а также за выполнение противопожарных мероприятий, указанных в договоре на аренду, несут руководители арендующих организаций.

1.2.2. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Статьей 219 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала ответственность по их соблюдению. Преступление по части 2 статьи 219 УК РФ (повлекшее смерть человека или иные тяжкие последствия) отнесено к категории тяжких. Согласно ППБ 01-03 ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в целом на объекте несут:

а) руководители учреждений;

б) лица, отвечающие по функциональным обязанностям (на основании должностных инструкций).

в) лица, назначенные приказом директора (заведующего) ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

г) арендаторы (если иное не оговорено договором). При фактических арендных отношениях иногда составляются договоры о совместной деятельности , в которых вопросы пожарной безопасности не отражаются, и ответственность в данном случае будет нести не арендатор, а собственник;

Для установления статуса лица, допустившего нарушение правил, необходимо получить соответствующие документы: приказ о назначении ответственных за соблюдение ППБ, должностную инструкцию, договор аренды , найма помещения и т. д.

Следует отметить также, что одни и те же деяния на одних объектах являются нарушением ППБ, а на других - нет. Например, эксплуатация электронагревательных приборов в складских помещениях не допускается, а в служебных - не запрещается при выполнении мер предосторожности.

1.2.3. СТАТЬЯ 20.4 КоАП Российской Федерации. Нарушение требований пожарной безопасности

1. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда ; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

1.2.4. Ответственность за нарушение законодательства в области пожарной безопасности на территории Санкт-Петербурга

Неисполнение или нарушение требований закона Санкт-Петербурга «О пожарной безопасности» должностными лицами, юридическими и физическими лицами влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

1.3.1. Вводный инструктаж

Вводный инструктаж по пожарной безопасности проводится со всеми вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы, занимаемой должности.

Вводный инструктаж проводит должностное лицо, на которого возложена эта обязанность.

Вводный инструктаж проводят в специально оборудован­ном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, макетов, кинофильмов, видеофильмов и т. п.).

Вводный инструктаж проводят по программе, разработан­ной лицом, проводящим инструктаж, с учетом требований правил, инструкций по пожарной безопасности, а также всех особенностей детского учреждения, утвержденной директором (заведующим).

О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу.

Вводный инструктаж завершается проверкой знаний и навыков, полученных инструктируемыми. С сотрудниками, знания которых оказались неудовлетворительными, инструктаж повторяют с обязательной последующей проверкой.

Журнал ведется лицом, проводящим вводный инструктаж и хранится у него.

1.3.2. Первичный инструктаж на рабочем месте

Первичный инструктаж на рабочем месте перед началом исполнения служебных обязанностей проводят:

со всеми вновь принятыми в учреждение, а также переводимыми из одного учреждения в другое;

с сотрудниками, выполняющую новую для них работу, командированными, временными работниками ;

со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории учебного заведения;

со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по инструкциям, разработанным и утвержденным руководством учреждения с учетом требований соответствующих норм и правил.

При этом необходимо учитывать примерный перечень вопросов первичного инструктажа по пожарной безопасности на рабочем месте.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим показом действий в случае возникновения пожара. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, выполняющие однотипные служебные обязанности.

1.3.3. Повторный инструктаж

Повторный инструктаж проходят все сотрудники, независимо от квалификации, образования, стажа работы не реже одного раза в полугодие.

Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой по вопросам первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

1.3.4. Внеплановый инструктаж

Внеплановый инструктаж проводят:

требования к содержанию установок пожарной сигнализации, пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещение людей о пожаре и управления эвакуацией;

порядок действия при пожаре.
Примечание:

при необходимости в инструкцию можно включать дополнительные разделы или сокращать перечисленные выше, в зависимости от специфики объекта, имеющихся систем и средств противопожарной защиты.

В разделах инструкции № 1 о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;

порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

места курения, применения открытого огня и проведение огневых работ; порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры, и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

обязанности и действия работников при пожаре, в том числе:

правила вызова пожарной охраны;

порядок аварийной остановки технологического оборудования;

порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;

порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений учреждения.

Инструкции по использованию установок автоматического пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации могут иметь следующие разделы:

общие положения;

внешний осмотр и проверка работоспособности;

порядок действий при сигнале "неисправность";

порядок действий при сигнале "предупреждение";

порядок действий при сигнале "пожар".

В разделах инструкций по использованию систем противопожарной защиты необходимо отражать следующие вопросы:

назначение системы и основные элементы;

обязанности дежурного персонала при заступлении на дежурство (внешний осмотр, проверка работоспособности установок);

что происходит при поступлении сигнала "неисправность" или "предупреждение", действия дежурного персонала;

Рябов Максим

Эта работа представляет собой учебный исследовательский проект.

Целью проекта является изучение состояния пожарной безопасности как подсистемы комплексной безопасности техникума.

Задачи проекта:

1. Проанализировать тактико – техническую характеристику здания техникума.

2. Проанализировать состояние извещательной и оповещательной систем.

3. Охарактеризовать наличность первичных средств пожаротушения и средств защиты.

4. Дать характеристику эффективности мероприятий по противопожарной безопасности.

Проект был представлен на межвузовской областной студенческой конференции "Молодёжь и наука 2013" в Поволжском кооперативном институте Российского университета кооперации и получил Диплом за содержательный анализ исследуемой проблемы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Анализ состояния пожарной безопасности Энгельсского политехникума

М.Рябов , ГБОУ СО СПО «Энгельсский политехникум»

Руководители – Т.И.Ульянова , мастер производственного обучения I

Квалификационной категории

Д.С.Петракова , инженер по пожарной безопасности и

Охране труда

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий ОУ, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников, студентов и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Целью моего проекта является изучение состояния пожарной безопасности как подсистемы комплексной безопасности нашего техникума.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать тактико – техническую характеристику здания техникума.
  2. Проанализировать состояние извещательной и оповещательной систем.
  3. Охарактеризовать наличность первичных средств пожаротушения и средств защиты.
  4. Дать характеристику эффективности мероприятий по противопожарной безопасности.

Тактико-техническое состояние здания учебного корпуса Полтавская

17 имеет следующие характеристики: здание корпуса 3-х этажное, третьей степени огнестойкости, общей площадью 2749,8м 2. . Год постройки 1966. Наружные стены кирпичные, толщиной 380 мм. Гипсокартонные панели, перекрытия и покрытия из железобетонных плит, кровля - шифер по деревянной обрешетке с чердачным помещением, лестница сборная железобетонная, полы досчатые, линолеумные, керамические и бетонные. Имеются 3 пожарных крана, 1 гидрант, находящейся по адресу ул.Полтавская 19, огнетушителей - 16 шт. Имеется автоматическая пожарная сигнализация с системой оповещения людей при пожаре. В здании предусмотрено 6 эвакуационных выходов.

Извещательная и оповещательная системы здания состоят из:

  1. извещателя пожарного дымового оптического ИПД-3.1М
  2. оповещателя «Орфей»
  3. системы ППКОП «Сигнал - 20»

В здании имеется блок источника резервированного питания БИРП.

Наличность первичных средств пожаротушения достаточна. Она включает в себя огнетушители ОП-4 (порошковый огнетушитель, тушит все виды пожаров), инструменты (лопаты, багры, вёдра, песок). Для работы пожарной службы здание оснащено пожарными кранами ПК (по одному на каждом этаже здания), гидрантом (колонка в десяти метрах от входа в здание) и вертикальной лестницей (на северной стороне здания, то есть у подъезда к нему).

Работа по противопожарной безопасности за 2012-2013 учебный год показала достаточный уровень подготовленности студентов, педагогов и технических средств на случай чрезвычайной ситуации. Проведены следующие мероприятия:

  1. Знакомство с разного вида инструкциями.
  2. Проведение тренировочных практических занятий по эвакуации.
  3. Организация объектной добровольной пожарной дружины.

Таким образом, в результате анализа состояния противопожарной безопасности

Энгельского политехникума, мы пришли к выводу, что оно соответствует государственным стандартам и нормам.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ
    "О пожарной безопасности"
  2. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года. Одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года
  3. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313. Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2003 г.Регистрационный № 4838 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ППБ 01-03)
  4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник" под ред. Н.К. Шишкина. – М., ГУУ, 2000.

5. В.Е. Анофриков, С.А. Бобок, М.Н. Дудко, Г.Д. Елистратов "Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов" / ГУУ. – М.: ЗАО "Финстатинформ", 2009..

6. В.Г. Атаманюк "Гражданская оборона: Учебник для вузов" под ред. Д.И.Михайлика. – М.: "Высшая школа", 2007..

7.Э.П. Пышкина, В. С. Клубань “Пожарная безопасность на

предприятиях”.

Новое время требует нового подхода к безопасности школ, больниц, интернатов и домов престарелых

После нескольких громких пожаров на территории Российской Федерации, жертвами которых стали старики и дети, вопрос противопожарной защиты объектов социального назначения стоит очень остро. С одной стороны - сами по себе объекты весьма дороги в содержании, и без усиления мер пожарной безопасности. С другой стороны - человеческая жизнь является ценностью невосполнимой. О том, как сегодня обстоит ситуация с объектами социального назначения и их защитой, наш разговор с Алексеем Белокобыльским, научным сотрудником Краснодарского филиала ФГБУ ВНИИПО МЧС России.


Маломобильные группы и старая планировка


- Алексей, что можно отнести, к объектам социального назначения и какие трудности связаны с этими объектами?
- К объектам социального назначения следует отнести учреждения социальной защиты граждан, здравоохранения, образовательные и дошкольные учреждения.
Принципиальное их отличие от других объектов - массовое пребывание в них людей, в том числе так называемых маломобильных групп граждан - стариков и инвалидов. Так вот, с маломобильными группами населения, как правило, возникают трудности при эвакуации, так как для них требуется более длительное время для выхода из здания или в безопасную зону, нежели на других объектах защиты. Похожая ситуация и с детскими учреждениями, где дополнительными факторами служат психологические особенности поведения детей и подростков в экстремальных ситуациях, таких как пожар.

Необходимо учитывать и тот факт, что зачастую социально значимые объекты находятся в старом фонде. Реконструкция или капитальный ремонт этих зданий проходит достаточно медленно, что обуславливается нехваткой финансирования как из местных, так и из федерального бюджетов. Кроме этого, мы часто сталкиваемся с проблемой, когда объекты социального назначения размещаются в тех зданиях, которые изначально имели другое функциональное назначение. То есть детские сады, школы, дома престарелых и другие подобные учреждения могут размещаться в зданиях бывших досуговых учреждений (клубов, домов культуры и прочих), а там, как вы понимаете, планировочные решения предназначались для совсем иных целей. В данных зданиях несколько иные требования к параметрам путей эвакуации, размещению помещений в объеме здания, их функциональному назначению и т. д.
Те нормативные документы, которые регламентируют пожарную безопасность сегодня, я имею в виду наиболее свежие документы - Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Своды правил, национальные стандарты, СНиПы в актуализированной редакции, уделяют более пристальное внимание этим объектам. К сожалению, жестко нормируемыми требованиями учесть все варианты размещения и функционирования социальных объектов невозможно. В соответствие с положениями статьи 78 «Технического регламент о требованиях пожарной безопасности» механизм специальных технических условий (СТУ) фактически применим для объектов, «для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности». Для большинства же объектов социальной сферы существуют требования нормативных документов по пожарной безопасности.
Я думаю, что одним из выходов по данной проблеме могла бы послужить разработка и выпуск сборников типовых компенсирующих мероприятий, технических решений, которые позволят привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности объекты социального назначения.
И все же стоит отметить, что в последние годы наблюдаются положительные тенденции в вопросах реконструкции, ремонта и технического оснащения социальных объектов, в том числе и в области пожарной безопасности. Огромное значение на динамику этого процесса оказывает федеральная целевая программа «Пожарная безопасность» и региональные целевые программы в этой области.
- Согласно проекту изменений в методику расчета общественных зданий, планируется исключить подобные объекты из методики. Как вы считаете, это правильно?
- Да, действительно, проект такой есть. Я затрудняюсь давать оценки правильности или неправильности подобных изменений. Но вопросы возникают автоматически. Какая стоит задача? То ли вообще не заниматься расчетами рисков для этих объектов и приводить эти объекты в полное соответствие с нормами? Либо будет разработана самостоятельная методика оценки рисков для данных учреждений, а именно класса функциональной пожарной опасности Ф1.1? Пока этот вопрос остается открытым.
Если брать повседневную практику, то совершенно ясно, что в ближайшее время полностью привести в соответствие с нормативными документами по пожарной безопасности данные объекты не представляется возможным. Возьмем, для примера, интернаты и дома престарелых. Не погрешу против истины, если скажу, что 70 - 80% этих объектов размещено в старом фонде. А есть и такие объекты, которые размещены в зданиях барачного типа с несущими деревянными конструкциями. Эти здания V степени огнестойкости - со всеми вытекающими из этого последствиями.
Массово переселить подобные объекты в современные, пожаробезопасные здания крайне затруднительно. Это системные проблемы, формировавшиеся многие десятилетия. А это значит, что их нужно в любом случае приводить в соответствие с требованиями норм.
Зачастую данные объекты не соответствуют не только современной нормативно-правовой базе в области пожарной безопасности, но и тем нормативным документам (в некоторых вопросах более либеральным), которые действовали до вступления в силу «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».
Учитывая те подходы, которые заложены в методике, сегодня при правильном расчете, т. е. при выполнении расчетов в соответствии с методикой, получить положительные результаты по данным объектам практически невозможно. Вероятность эвакуации не обеспечивается. Одна из основных причин - время начала эвакуации для таких объектов. Этот параметр жестко закреплен методикой в нынешней редакции для зданий класса Ф1.1. Можно провести огромное количество расчетов, учитывая и дополнительные компенсирующие мероприятия, которые устанавливает методика, но результат будет неудовлетворительным. А как мы с вами понимаем, все перерасчеты стоят денег. Складывается ситуация, когда огромные суммы тратятся безрезультатно. Поэтому, я думаю, эти изменения уже очень необходимы. Остаются только вопросы: когда данные изменения вступят в силу? И как поступать с объектами класса Ф1.1 далее?
Возможно и несколько другое развитие событий, при котором вероятность эвакуации обеспечивается, однако результаты расчета пожарных рисков получаются не удовлетворительными. Какими должны быть действия заказчика? Согласно методике, опять же необходимо проводить дополнительные противопожарные мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эвакуации людей, с последующим повторным расчетом рисков. Все это влечет большие материальные затраты для объектов защиты. Предлагаемых дополнительных мероприятий зачастую оказывается недостаточно. И получается замкнутый круг. На расчеты и мероприятия потрачены огромные средства, а объект защиты как не соответствовал, так и не соответствует требованиям норм. Очевидно, что данная ситуация складывается по ряду причин. Это и отсутствие финансовых возможностей реализовать серьезные мероприятия, такие как устройство систем пожаротушения и дымоудаления, и недобросовестность организаций, проводящих расчеты по оценке пожарных рисков, и те системные нарушения, которые существуют на объектах.
Конечно, в рамках реализации целевых программ «Пожарная безопасность» многие социально значимые объекты были существенно доработаны в области противопожарной защиты, в том числе, за счет установки систем пожарной автоматики: сигнализации, оповещения и других мероприятий. Но, к сожалению, и этого не всегда достаточно.
Поэтому изменения в подходе к социально значимым объектам как в области оценки пожарных рисков, так и в части оснащения противопожарными инженерными системами актуальны, своевременны и необходимы.


Реальность систем автоматического пожаротушения


Алексей, тогда еще один вопрос. Сегодня производители и продавцы автоматических систем пожаротушения говорят о том, что эти системы необходимо устанавливать повсеместно, в том числе и на объектах социального назначения. В качестве примера они приводят США, где автоматические системы пожаротушения являются необходимостью и прописаны законодательно для обязательного применения. Насколько это реально в России?
- Скажу даже больше. У нас есть возможности посмотреть и проанализировать как европейские стандарты, так называемые «еврокоды», так и североамериканские стандарты NFPA. В Европе с этим вопросом все предельно жестко. Одна из последних тенденций - оснащение системами автоматического пожаротушения коттеджей, индивидуальных домовладений, таунхаусов, дуплексов и т. п. как изначально при строительстве объектов, так и уже существующих зданий. Конечно, это обуславливается и развитой системой страхования. Чем защищеннее объект, тем меньше страховые взносы.
Что же касается социальных объектов, то в Европе им уделяется очень пристальное внимание в части безопасности людей и противопожарной защиты.
Лично мое мнение таково: при строительстве объектов социального назначения их нужно в обязательном порядке оборудовать системами автоматического пожаротушения. А в тех учреждениях, которые построены ранее, изыскать возможность устройства таких систем сейчас. Возможно, на некоторых объектах предусмотреть модульные установки пожаротушения, в том числе тонкораспыленной водой, защитить которыми целесообразно наиболее пожароопасные помещения, помещения с массовым пребыванием людей и т. д. Такие системы можно быстро и относительно легко смонтировать, и они реально могут помочь в случае возгорания.
Устройство пожаротушения на объектах защиты влияет на целый ряд очень важных параметров - это и ограничение площади возгорания, и его полная ликвидация на начальных стадиях, защита эвакуирующихся людей от воздействия высоких температур, облегчение действий пожарных подразделений, снижение экономических потерь от пожара на объекте и т. д.
- Хорошо. Тогда такой вопрос. Он может показаться провокационным, но без него никак. Как на вопрос автоматических систем пожаротушения смотрит ВНИИПО как «законодатель мод»?
- Скажу так. ВНИИПО работает в тесной связке с Департаментом надзорной деятельности (ДНД) МЧС России, подразделениями МЧС России, министерствами, ведомствами, организациями и гражданами. Идет постоянный обмен информацией, анализ необходимости внедрения тех или иных нормативно – правовых документов, технических средств и методов как предупреждения и защиты, так и борьбы с пожарами.
И сегодня есть информационное письмо одного из руководителей ДНД, где приводится информация, которую стоит отметить особо. Письмо, кстати, достаточно свежее - от седьмого июля 2011 года. Суть письма касается применения ФЗ-123. Как вы помните, есть определенный порядок оценки пожарного риска, регламентированный постановлением правительства РФ № 272 от 31. 01. 2009. Данное постановление устанавливает порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска и сведения, которые должен содержать отчет. Структурированность и подробность оформления отчета касается как результатов, так и перечня исходных данных. Так вот, ДНД провел подробный анализ отчетов по оценке пожарных рисков, и результаты, к сожалению, оказались неутешительными.
В целом по стране выявлено большое количество нарушений при подготовке отчетов. И очень часто вместо реальной ситуации на объектах защиты и разработке мер по снижению пожарного риска происходит подгонка результатов под требования заказчика. Очевидно, что при объективно проведенных расчетах результаты могут быть совсем другими - худшими, а это потребует от заказчика дополнительных серьезных финансовых вложений в обеспечение безопасности объекта, в том числе оборудования системами пожаротушения и дымоудаления.
Некоторые объекты жалеют деньги на подобные системы, у некоторых их просто нет, но все же собственники и администрации объектов все активнее начинают интересоваться серьезными системами автоматики, такими как пожаротушение. Ведь успокаивающий расчет рисков на бумаге вряд ли сможет помочь на практике, при реальном пожаре на объекте. Поэтому моя позиция как сотрудника ВНИИПО следующая: расчеты пожарных рисков должны помогать в обеспечении пожарной безопасности объектов, находить тонкие и слабые места в их защищенности, а не позволять уходить от устройства тех или иных противопожарных систем и мероприятий.
И ВНИИПО, как головное учреждение в области пожарной науки в Российской Федерации, поддерживает начинания по оснащению социально значимых объектов современными и надежными системами автоматического пожаротушения. Все мы, я надеюсь, понимаем, что это действительно важно и нужно.

Курсовой проект по пожарной безопасности объектов и населенных пунктов является важнейшим этапом в освоении курса, курсовое проектирование дает возможность применить теоретические знания к решению конкретной практических задач, связанных с разработкой инженерных решений рекомендаций по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов производства. Большое значение при развитии любых отраслей промышленности должно уделяться безопасности производства, особенно в тех отраслях, где условия технологических процессов, применение горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, горючих газов и веществ создают повышенную пожаровзрывоопасность, наносящую иногда материальный ущерб производству. Пожары на объектах промышленности - это бедствие, которое нередко сопровождается гибелью людей и безвозвратными материальными потерями. В связи с этим возрастает роль пожарной охраны в профилактике и тушении пожаров на промышленных предприятиях. Проектирование и строительство деревообрабатывающих предприятий ставит определенные задачи перед специалистами в части совершенствования проектирования, совершенствования технологии и внедрения перспективных технологических процессов на базе новых материалов, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Цеха деревообрабатывающих предприятий, имеющих по характеру технологического процесса одинаковое назначение, располагающихся обычно в одном здании, разделенных стенами или перегородками на отдельные помещения. Пожарная опасность цехов деревообрабатывающих предприятий характеризуется пожароопасными свойствами горючих веществ и материалов, обращающихся в производстве, их количеством, а также возможностью образования в отдельных случаях горючих пылевоздушных концентраций, наличием источников зажигания и скоростью распространения пожара.

Наиболее пожароопасными и взрывоопасными на деревообрабатывающих предприятиях являются процессы обработки, отделки, сушки древесины, а также склады готовой продукции ввиду большой пожарной нагрузки. При этом пожарная опасность обусловлена тем, что сама древесина – горючий материал, а материалы и пары синтетических отделочных материалов по физико-химическим свойствам пожаро и взрывоопасные. По статистике в 9 из 10 случаев возникновения пожара, виновен человек, преимущественно из-за неосторожного обращения с огнем – 29%, эксплуатация неисправного оборудования – 21%, неправильная эксплуатация и применение нагревательных приборов кустарного изготовления – 12%, нарушение ППБ при производстве огневых и сварочных работ – 6% и т.д.

1. Анализ пожарной опасности и разработка систем противопожарной защиты

Общие требования пожарной безопасности технологических процессов производства обеспечиваются системами предотвращения пожара противопожарной защиты, системным подходом к организационно-технологическим мероприятиям. Разработка таких систем осуществляется исходя из анализа пожарной опасности и защиты технологического процесса.

Анализ пожарной опасности и защита технологических процессов производств осуществляется поэтапно. Он включает в себя изучение технологии производства, оценку пожароопасных свойств веществ и материалов, обращающихся в производстве: выявление возможных причин возникновения и образования в производственных условиях горючей среды, источников зажигания и путей распространения пожара, разработку систем противопожарной защиты, а также организационно – технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...