Билль о правах первые поправки к конституции. Поправки к Конституции США Билль о Правах (1791 г.) – первые десять поправок


История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка Автор неизвестен

74. БИЛЛЬ О ПРАВАХ – ПЕРВЫЕ 10 ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ США

Как и было решено на Конституционном конвенте в Филадельфии, первый созыв Конгресса США уже в 1789 г. принял ряд поправок к Конституции США. посвященных правам человека (Билль о правах).

Проект Билля о правах был разработан Конгрессом США и специальной комиссией под председательством Дж. Мэдисона.

Билль о правах состоял из 12 статей, он был разработан и принят в 1789 г. и ратифицирован к 1791 г. (за исключением ст. I–II), составив поправки 1-Х к Конституции США.

Билль о правах провозглашает некоторые социальные и политические права и свободы (поправки I–III), способы их процессуальной защиты (поправки IV–VIII), определяет соотношение властей штатов, федерации и народа (поправки IX–X).

I поправка устанавливает свободы вероисповедания, слова, печати, собраний и петиций. II поправка устанавливает право американских граждан на ношение оружия. Ill поправка устанавливает запрет на постой войск в домах в мирное время. IV поправка защищает право на охрану личности, жилища, бумаг, имущества от необоснованных обысков и (или) арестов. V поправка защищает право собственности и устанавливает назначение наказания только судом присяжных. VI поправка определяет, что потерпевший имеет право на быстрое рассмотрение его дела судом того штата, где было совершено преступление. VIII поправка устанавливает запрет на чрезмерные залоги и штрафы, а также изощренные наказания.

Статья II Билля о правах, не ратифицированная сразу, была ратифицирована лишь в 1992 г., став XXVII поправкой к Конституции США. Она устанавливает, что действующий конгрессмен не может повышать себе жалованье.

Билль о правах 1789 г. (поправки 1-Х к Конституции США) – фундаментальная идеологическая ценность американской демократии.

Из книги Сочинения. Том 1 автора Тарле Евгений Викторович

Глава II УНИЯ. ПОПЫТКА РОБЕРТА ЭММЕТА. НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ О’КОННЕЛЯ И БОРЬБА ЗА ЭМАНСИПАЦИЮ КАТОЛИКОВ. БИЛЛЬ 1829 ГОДА 1 Усмирение бунта, кипевшего летом, ослабевшего осенью и почти прекратившегося зимой 1798 г., продолжалось и в 1798, и в 1799 гг. Военные суды вешали, воинские

автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Государство и революции автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

3. И опять о "правах человека"… Когда в наше время на Россию начинают катить очередные бочки из-за рубежа, государственные руководители обычно объясняют, что это инерция или отголоски холодной войны. Может быть, такой обтекаемой формулировки требуют дипломатические

Из книги История Британских островов автора Блэк Джереми

Билль об отстранении Папистский заговор послужил предлогом, которым воспользовались силы в Парламенте, стремившиеся отстранить Якова от престолонаследия и ослабить правительство Карла II. Наступил кризис престолонаследия (1678-1681 гг.). Главный сторонник отстранения,

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

41. «ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ». РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918 Г. ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ ПО КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918 г «Декларация прав народов России» была принята 2 ноября 1917 г. Она имела важное значение для реализации на практике права наций на

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1701 Билль о престолонаследии в Англии Полное название этого документа – Билль о дальнейшем ограничении власти монарха и наилучшей охране прав и свобод подданных. Принятие его было продиктовано политической обстановкой тех лет, отсутствием детей у Вильгельма III и

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги 1939: последние недели мира. Как была развязана империалистами вторая мировая война. автора Овсяный Игорь Дмитриевич

Гитлер заявляет о «жизненных правах» рейха В действительности предоставление «гарантий» Польше явилось редким по цинизму и коварству дипломатическим маневром, явно относящимся к арсеналу средств «танцующего фавна». Фальшивые обязательства британского кабинета с

Из книги Памятное. Книга 2. Испытание временем автора Громыко Андрей Андреевич

Еще раз о правах человека Тем не менее в политике администрации Картера демагогия вокруг прав человека становилась все гуще. Вашингтон стал все больше выставлять себя неким верховным судьей в этом вопросе.Кто уполномочил его выступать в такой роли? Ни Устав ООН, ни

Из книги Национальная Россия: наши задачи автора Ильин Иван Александрович

О правах и обязанностях российских граждан Если бы кто-нибудь поставил вопрос, какими свойствами должен обладать настоящий гражданин и что следует воспитывать в будущих русских гражданах, то мы ответили бы так.Первое, что отличает настоящего гражданина – есть

Из книги Полное собрание сочинений. Том 12. Октябрь 1905 - апрель 1906 автора Ленин Владимир Ильич

2. Возражения против поправок к пунктам 2, 3 и 6 проекта резолюции 1 Правительство уже обеспечивает, но революция разрушит это обеспечение. Обеспечивает, но не

автора Ленин Владимир Ильич

13. Возражения против поправок Троцкого к принятой съездом резолюции большевиков об отношении к буржуазным партиям{173}. 15 и 16 (28 и 29) мая 1 Два пункта здесь важны. Их нельзя выкинуть. Первый пункт – указание на экономически более прогрессивные слои буржуазии. Это

Из книги Полное собрание сочинений. Том 15. Февраль-июнь 1907 автора Ленин Владимир Ильич

14. Возражения против поправок Мартова к резолюции большевиков об отношении к буржуазным партиям. 16 (29) мая 1 Все понимают, что поправка Мартова весьма важна{174}. «Технические соглашения» весьма растяжимое понятие. Оказалось, что под «технику» подводят и «полновластную

Из книги Полное собрание сочинений. Том 15. Февраль-июнь 1907 автора Ленин Владимир Ильич

15. Возражения против поправок Мартынова к резолюции об отношении к буржуазным партиям{176}. 16 (29) мая 1 Поправка Мартынова снова пытается провести меньшевистский взгляд, что крестьяне более реакционны (или могут быть более реакционными) в теперешней революции, чем кадеты,

Из книги Русская книга автора Автор неизвестен

Маленькое сказание о Ваших Правах Вот - начитались Вы, Читатель, предыдущих сказаний…. И Свет померк (а может - и нет!)… в глазах ваших… Но хочется Вас приободрить и направить - для отдыха Души вашей и мозгов ваших - в маленький поход по книжным магазинам… Всё не так

Введение конституции, ограниченной только изложением государственного строя и обходившей молчанием провозглашенные в Декларациях права человека, проходило с большим трудом. В законодательных собраниях штатов она была принята незначительным большинством голосов и главным образом под условием включения в конституцию дополнений о демократических правах и свободах граждан. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть в конституции прежде всего гарантию от любых посягательств государственных властей на их права и свободы. Из этого исходил и Д. Мэдисон, внесший решающий вклад в подготовку конституционных поправок, ставших известными как Билль о правах. Его содержание составило первые 10 поправок к конституции. Они были предложены законодательным собранием штатов в 1789 г. и утверждены ими в 1789-1791 г.г. Принципиальной идеей, положенной в их основу, являлось признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний, права обращения к правительству с просьбой о прекращении злоупотреблений (ст.1). Провозглашалось право иметь у себя и носить оружие (ст.2). Запрещался в мирное время постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст.3). Признавалось недопустимым задержание лиц, обыски, выемки вещей и бумаг без выдаваемых соответствующим должностным лицам законно-обоснованных разрешений (ст.4). Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных, за исключением дел, возникших в армии. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию за одно и то же преступление, быть принуждаем в каком-либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя, быть лишенном жизни, свободы, собственности без законного судебного разбирательства (ст.5).

Уголовные дела должны рассматриваться судом присяжных. Обвиняемый имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу, ему разрешалось вызвать свидетелей со своей стороны и прибегнуть к советам адвоката (ст.6). Запрещались жестокие и необычные наказания (ст.8). В качестве общего принципа устанавливалось, что названные в конституции, включая Билль 1791 г., права не должны умалять все другие права и свободы, "оставшиеся принадлежностью народа" (ст.5) и неразрывно связанное с этим, другое не менее важное: "права, не представленные конституцией Соединенных Штатов" и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу" (ст.10).

В сочетании с этими положениями Конституция США приобрела еще большую прогрессивную направленность. Был создан, как показала последующая история, наиболее оптимальный вариант государственного строя для США. Основной закон 1787 г., принятый, как тогда считалось, на окраине цивилизованного мира, оказал большое влияние на развитие конституционализма и в других странах и прежде всего в части идей республиканского правового федеративного государства, основанного на разделении властей, при котором законодательная власть строилась на базе "смешанной" системы бикамерализма; исполнительная как единоличная, выборная, срочная магистратура с правом отлагательного вето; судебная с пожизненно назначаемыми судьями и с судом присяжных.

Вместе с тем прогрессивное, демократическое значение конституции во многом умалялось сохранением старой избирательной системы, отягченной великим множеством цензов, лишавших значительную, наименее состоятельную часть населения права участвовать в легальной политической жизни: выбирать и быть избранными в органы власти и управления. В южных штатах сохранялось рабство. В итоге введенная демократия во многом носила элитарный характер.

Английские колонисты впервые высадились в Северной Америке в 20-х гг. XVII в., здесь стали создаваться английские колонии, к середине XVIII в. их число достигло 13. Они были разнообразны по территории , культуре, этническому составу, характеру управления .

Существовали корпоративные колонии (Род-Айленд, Массачусетс), колонии с феодальным началом (Мэриленд). Все колонии находились под властью английской (британской) короны. В колониях были созданы представительные органы (легислатуры) Принимаемые ими законодательные акты подлежали утверждению губернаторами колоний. В колониях были хорошо развиты начала местного самоуправления .

Американцы активно протестовали против введения налогов с них английским парламентом (в Лондоне), ведь в нем не было представителей североамериканских колоний. Англия нещадно эксплуатировала свои колонии, в частности, в годы Семилетней войны . Был усилен пресс косвенного налогообложения (например, установлен сбор за гербовую бумагу). Колонисты начали бурные акции протеста (например, знаменитое «Бостонское чаепитие») и добились отмены некоторых косвенных налогов (например, сбора за гербовую бумагу).

Независимость колоний была провозглашена еще в 1776 г. Вторым континентальным конгрессом, который 4 июля 1776 г. в Филадельфии принял знаменитую Декларацию независимости США . Текст Декларации был написан Т. Джефферсоном, третьим Президентом США. Сейчас 4 июля является государственным праздником США - Днем независимости.

По Декларации независимости США в Северной Америке создавались 13 независимых государств (штатов) со своими собственными конституционными актами. Вместе с тем штаты под воздействием внешних обстоятельств (прежде всего военной угрозы со стороны Великобритании) все теснее объединялись, образовав сначала конфедерацию , а затем и федеративное государство.

Статьи конфедерации 1781 г. Американская федерализация и конституция США 1787 г.

В 1777 г. Континентальным конгрессом были приняты Статьи конфедерации и вечного союза . Этот документ вступил в силу только в 1781 г. после ратификации всеми 13 штатами. Большинство исследователей считают Статьи конфедерации и вечного союза международным договором , а некоторые объявляют их первой американской Конституцией Ведь Статьи не предусматривали права сецессии и нуллификации для членов конфедерации, предполагая «вечный союз» между ними.

В 1787 г. в Филадельфии был созван Конвент , который первоначально должен был обсудить поправки к Статьям конфедерации и вечного союза. Председателем Конвента был Дж. Вашингтон, первый Президент США , секретарем - Дж. Мэдисон, четвертый Президент США, среди членов Конвента были Б. Франклин и другие отцы-основатели США. На Конвенте присутствовали представители 12 североамериканских штатов.

На Филадельфийском конвенте, получившем позднее наименование Конституционного, было решено не вносить поправки в Статьи конфедерации и вечного союза 1777 г., а выработать новый конституционный документ. Конвент работал летом 1787 г. за закрытыми дверями. Всего в работе Конвента принимало участие не более 50 человек , не велось даже протокола заседаний. Конституционный конвент в Филадельфии разработал проект Конституции США. первой конституции в современном мире.

Проект Конституции США был отправлен Конвентом в Конгресс, который переправил проект в легислатуры штатов на ратификацию. В 1788 г. Конституция США была ратифицирована девяти штатами и вступила в действие . Последним из североамериканских штатов Конституцию США ратифицировал Род-Айленд в 1790 г.

Сами американцы датируют свою Конституцию 1789 г., именно в этом году был сформирован Конгресс США, избран Президент США (им стал Дж. Вашингтон), начал работу Верховный суд США.

Конституция США 1787 г. состоит из преамбулы и семи статей. Статья I посвящена законодательной власти , ст. II - исполнительной власти , ст. Ill - судебной власти , ст. IV-V поясняли компетенцию федерации, ст. VI - внесение поправок в Конституцию США, ст. VII - порядок введения Конституции США в действие.

Текст Конституции США был краток и во многом не ясен, что свидетельствует о его компромиссном характере.

Билль о правах - первые 10 поправок к конституции США

Как и было решено на Конституционном конвенте в Филадельфии, первый созыв Конгресса США уже в 1789 г. принял ряд поправок к Конституции США. посвященных правам человека (Билль о правах).

Проект Билля о правах был разработан Конгрессом США и специальной комиссией под председательством Дж. Мэдисона.

Билль о правах состоял из 12 статей , он был разработан и принят в 1789 г. и ратифицирован к 1791 г. (за исключением ст. I-II), составив поправки 1-Х к Конституции США.

Билль о правах провозглашает некоторые социальные и политические права и свободы (поправки I-III), способы их процессуальной защиты (поправки IV-VIII), определяет соотношение властей штатов, федерации и народа (поправки IX-X).

I поправка устанавливает свободы вероисповедания, слова, печати, собраний и петиций. II поправка устанавливает право американских граждан на ношение оружия . Ill поправка устанавливает запрет на постой войск в домах в мирное время. IV поправка защищает право на охрану личности , жилища, бумаг, имущества от необоснованных обысков и (или) арестов . V поправка защищает право собственности и устанавливает назначение наказания только судом присяжных. VI поправка определяет, что потерпевший имеет право на быстрое рассмотрение его дела судом того штата, где было совершено преступление . VIII поправка устанавливает запрет на чрезмерные залоги и штрафы , а также изощренные наказания .

Статья II Билля о правах, не ратифицированная сразу, была ратифицирована лишь в 1992 г., став XXVII поправкой к Конституции США. Она устанавливает, что действующий конгрессмен не может повышать себе жалованье.

Билль о правах 1789 г. (поправки 1-Х к Конституции США) - фундаментальная идеологическая ценность американской демократии.

Гражданская война 1861-1865 гг. XIII-XV поправки

В 1820 г. между промышленными северными штатами и рабовладельческими южными был достигнут Миссурийский компромисс , сущность которого сводилась к тому, что впредь рабовладельческие штаты не могли создаваться к северу от 36 градусов 30 минут северной широты. Географическое ограничение рабства не устранило противоречий, а лишь отсрочило столкновение Севера и Юга. С начала 30-х гг. XIX в. в США развернулось массовое общенациональное движение аболиционистов - движение за немедленную отмену рабства. В 1860 г. президентом США был избран аболиционист А. Линкольн. В конце 1860 - начале 1861 г. одиннадцать рабовладельческих штатов объявили о своей сецессии - отделении южных штатов и образовании самостоятельного государства («Конфедерации штатов Америки») со столицей в Ричмонде. 11 марта 1861 г. была принята конституция «Конфедеративных штатов Америки», которая провозгласила институт рабства «признанным и защищенным». В апреле 1861 г. конфедераты развязали Гражданскую войну . На первом этапе войны (1861-1862 гг.) северяне потерпели ряд тяжелых поражений, но к лету 1865 г. южане были разгромлены, и Конфедеративные штаты Америки прекратили свое существование. Гражданская война 1861-1865 гг. и последовавший за ней период Реконструкции Юга 1865-1877 гг. привели к завершению буржуазно-демократических преобразований в стране.

Правовыми последствиями Гражданской войны было принятие XIII-XV поправок к Конституции США. XIII поправка вступила в силу в 1865 г. и устанавливала, что в США не будет ни рабства, ни подневольной службы, «за исключением тех случаев, когда такое состояние является наказанием за преступления ». XIV поправка вступила в силу в 1868 г. и устанавливала, что все лица, рожденные или натурализованные в США, являются равноправными гражданами США и того штата, где они живут. XV поправка вступила в силу в 1870 г. и гласила, что граждане США не могут быть лишены или ограничены в правах на участие в выборах в связи с расой, цветом кожи или прежним нахождением в рабстве.

Великая депрессия 1929-1933 гг. и новый курс Ф. Рузвельта

Демократ Франклин Д. Рузвельт был Президентом США в 1933-1945 гг. Ф. Рузвельт пришел к власти в условиях мирового экономического кризиса (так называемая «Великая депрессия») , сопровождаемого огромной безработицей и беспрецедентным спадом производства.

В первые 100 дней своего президентства Ф.Д. Рузвельт провел ряд антикризисных мероприятий . Конгресс США на своей чрезвычайной сессии принял решение заморозить банковскую систему, открыть программы трудоустройства незанятых, уменьшить заработную плату федеральных государственных служащих (в том числе Президента США). США отказались от золотого стандарта, год существовал плавающий курс американского доллара, произошла его существенная девальвация. Безработных отправляли на государственные лесоповалы и строительство федеральных плотин. Разворачивались социальные программы.

Были приняты National Industrial Recovery Act (NIRA) и Agricultural Administration Act (AAA), федеральные законы , направленные на восстановление соответственно американской промышленности и американского сельского хозяйства , было усилено административное регулирование экономики США. Принимались отраслевые кодексы «честной конкуренции ». Была введена равная оплата равного труда белых и черных. В итоге мощными административными действиями падение американской экономики было прекращено.

По AAA было создано мощное Министерство сельского хозяйства США, основной задачей которого стала административная поддержка американских сельскохозяйственных товаропроизводителей. Позже NIRA и AAA были отменены Верховным судом США как неконституционные, однако к тому времени свою миссию они уже выполнили.

В 1935 г. начался новый этап в развитии американского трудового законодательства: был принят закон Вагнера , признающий профессиональные союзы и забастовки , закрепляющий за профсоюзами право на участие в выработке локальных правовых норм и заключение с предпринимателями (работодателями) коллективных трудовых договоров . Были разрешены даже забастовки солидарности.

В 1935 г. начинается разработка социального законодательства: был принят Закон о социальном обеспечении , введены пенсии по старости, осуществлены прочие меры по созданию разветвленной системы социальной защиты населения. Лавинообразное нарастание социального законодательства пришлось на послевоенный период развития американского права.

Американское право во второй половине XX в. Избирательное право. Антитрестовское и трудовое законодательство

В 1913 г. была принята XVII поправка к Конституции США , заменившая косвенные выборы сенаторов прямыми. Равенство мужчин и женщин в избирательных правах было утверждено XIX поправкой (1920 г.). хотя женщины получили доступ к избирательным урнам в некоторых штатах еще в 70-х гг. XIX в. (первым такую практику ввел Вайоминг). Во многих штатах и на федеральном уровне на выборах сохранены цензы оседлости и образования. Только в 1964 г. XXIV поправка запретила взимать плату за участие в выборах (избирательный налог) или не допускать к выборам за неуплату налогов (на федеральных выборах). В 1971 г. активный возрастной ценз на федеральных выборах был снижен до 18 лет как для мужчин, так и для женщин (XXVI поправка) .

В конце 50-х гг. XX в. в США был принят ряд федеральных законов , быстро получивших название «реакционных».

Закон Хоббса 1946 г . квалифицировал требование профсоюза об увеличении зарплаты как уголовное преступление . Закон Тафта-Хартли 1947 г . «О регулировании трудовых отношений» запрещал политические стачки (всякая забастовка , выходящая за рамки чисто экономических требований, признавалась уголовным преступлением). Профсоюзам было предписано за 60 дней извещать предпринимателей о готовящейся забастовке, а федеральное правительство имело право отлагать ее на 80-дневный срок. Введенное законом Вагнера 1935 г . правило «закрытого цеха» (члены профсоюза имеют преимущественное право при поступлении на работу) было отменено. Было запрещено препятствовать найму штрейкбрехеров и проводить пикеты во время забастовки. Профсоюзы были обязаны сообщать о своей финансовой деятельности, а также для профсоюзов был введен запрет на отчисления сумм на политические цели. Помимо этого в Управление по трудовым отношениям профсоюзы подавали список должностных лиц, которые должны были принести присягу о несочувствии коммунистам. Управление по трудовым отношениям занималось арбитражным рассмотрением споров между профсоюзами и предпринимателями.

Закон Лэндрама-Гриффина 1959 г . «Об отчетности и раскрытии фактов в отношениях между трудящимися и предпринимателями» предписывал профсоюзам представлять в Министерство труда финансовую отчетность, копии своих решений, список должностных лиц. Закон установил правила выборов должностных лиц профсоюза. Министр труда мог возбуждать против профсоюза, который нарушил эти правила, гражданские иски. Членам коммунистической партии запрещалось занимать должности в профсоюзах.

В 1947 г. был издан приказ № 9835 «О проверке лояльности государственных служащих », согласно которому соответствующие чиновники имеют право увольнять со службы любое лицо, если «существуют разумные основания для убеждения, что оно является нелояльным в отношении правительства Соединенных Штатов».

Впервые Конституция США была дополнена Биллем о правах (первые 10 поправок), принятым в 1789 году и ратифицированным требуемым числом штатов в 1791 году. Билль о правах закрепляет важнейшие политические и личные свободы. Из области социально-экономических прав в нём говорится только о некоторых гарантиях частной собственности: никакая собственность не может отбираться для общего блага без справедливого возмещения. Принципиальное значение имеют три послевоенные поправки, принятые после Гражданской войны 1861-1865 гг. Это XIII поправка (1865 г.) о признании бывших рабов - негров гражданами США и о равенстве прав граждан, XIV поправка (принята в 1966 г., ратифицирована в 1968 г.) о расовом и национальном равноправии граждан, о запрещении лишения жизни, свободы, собственности без должной судебной процедуры, о лишении прав определенных должностных лиц за участие в мятеже, о некоторых вопросах государственного долга и XV поправка (принята в 1869 г., ратифицирована в 1870 г.) о равенстве избирательных прав граждан-мужчин. XIX поправка (принята в 1917 г., ратифицирована в 1919 г.) предоставила избирательные права женщинам, XXIV - запрещает лишение избирательных прав за не уплату налогов, XXVII - запрещает сенаторам и палате представителей увеличивать размер своего жалования. Другие поправки касаются способа избрания президента и сенаторов, преемственность власти в случае досрочного прекращения своих полномочий президентом, отдельных вопросов правосудия и т. д.

В ходе ратификации штатами принятой Конституции был поднят вопрос о необходимости дополнения принятого текста положениями о гражданских правах. Идея всемирной гарантированности гражданских прав и политической свободы в качестве главного государствообразующего принципа восходила к Декларации независимости 1776г. Конституция 1787г. содержала лишь общение положения о судебных и общезаконодательных гарантиях статуса и прав гражданина в духе строгой законности: граждане СШ имели право на законное судебное разбирательство совершенного ими, включая обвинения в государственной измене. При соблюдении требования о суде присяжных и при запрете на придание закону обратной силы, ограничивалось применение конфискации имущества, за ними признавалась привилегия процедуры habeas corpus.



В конституциях штатов гражданские права и свободы были закреплены тогда значительно шире, чем в общефедеральной в 10 из 13 конституций присутствовал специальный билль о правах, первоначальным образцом которых послужила знаменитая Декларация прав штата Виргиния 1776г. Принятая еще до провозглашения независимости. Наиболее детальными, например, были соответствующие разделы в конституциях Мэриленда и Массачусетса. В конституции Массачусетса 1780г. Декларация прав (ст.1-30), исходя из провозглашения равенства и естественного права всех людей, провозглашала свободу отправления культов, самоуправления, запрещение привилегий, права контроля за деятельностью властей, судебные гарантии прав, свободу печати, право хранения и ношения оружия, свободу петиций, собраний, закрепление законодательных прав народных представительств.

Под предлогом отсутствия в Конституции билля о правах граждан некоторые штаты отказывались ратифицировать конституцию. Это вызвало общие опасения федералистов в ее судьбе. Хотя первоначально творцы конституции полагали отнести регулирование гражданских прав и свобод к компетенции штатов, теперь была призвана необходимость компромисса. Инициатором выступил Д. Медисон. В июне 1789г. Он предложил первому конгрессу федерации проект общегосударственного билля о правах. Проект в особенности подержал Джефферсон. Закрепление гражданских прав и свобод, в его представлении, было не только необходимым само по себе, но и должно было стать одной из гарантий общего правового строя государство, предупреждением злоупотреблений со стороны законодателя (которое ему представлялось тогда едва ли не более опасным, чем диктаторские стремления власти исполнительной: «Исполнительная власть правительства - не единственная и даже не главная моя головная боль. Тирания законодателей в настоящем и, наверное, еще на долгие годы - вот главная и самая страшная опасность. Тирания исполнительной власти придет тоже, но в период, более отдаленный от нас»).

Конгресс затянул обсуждение поправок к Конституции до августа 1789г. Согласованный проект с некоторыми изменениями был одобрен 25 сентября 1789г. В качестве десяти поправок к основному тексту Конституции. К декабрю 1791г. Они были ратифицированы штатами. Провозглашенные в билле права и гарантии были существенно уже того, что заключалось в конституциях большинства штатов, однако они были всеобщими и создавали высокую для XVIII в. степень общегосударственного демократизма. Поправки имели еще как минимум двойную цель: они создавали сферу общефедерального контроля и законодательства в отношении гражданских прав и свобод, во-вторых, впервые в сфере политического законодательства они были построены как запреты и ограничения, налагавшиеся, в том числе и на законодателей.

В Билле о правах были закреплены основные демократические права и свободы политического характера: свобода вероисповедания, слова, печати, собраний и петиций. Народу гарантировалась гражданская и личная неприкосновенность: личности, жилища, бумаг и имущества, свобода от постоев. Существенной гарантией гражданской свободы должно было стать прав ношения оружия, которое признавалось «необходимым для безопасности свободного государства» и не могло ограничиваться властями. Цикл поправок был посвящен судебным и уголовно-правовым гарантиям (наиболее заботившим политическую доктрину европейского и американского Просвещения): гражданам представлялось неотъемлемое право на разбирательство в суде присяжных при гарантировании презумпции невиновности (никто не мог понуждаться свидетельствовать против самого себя), без суда ни кто не мог лишиться жизни, свободы или собственности, обвиняемому обеспечивались права процедуры habeas corpus при запрете на чрезмерные залоги; устанавливалась неотчуждаемость частной собственности для общественных нужд без «справедливого вознаграждения». Особо важное значение имела 9-я поправка, которая провозглашала возможность государственного признания и других гражданских прав, прямо не перечисленных, но как бы вытекающих из общей доктрины естественных и неотчуждаемых прав граждан.

В совокупности с тем, что было провозглашено в Конституции, Билль о правах закрепил на конституционном уровне высокую степень демократизма сформировавшегося американского нового государства.

Сложившаяся в 1787-1791г.г. Конституция Североамериканского государства сохранила свою силу более чем на 200 лет и стала основой последующего государственно-политического развития США. Ее главнейшим началом было всестороннее закрепление представительной демократии, гарантированной организацией власти и управления на основе разделения властей, выборностью самых разных институтов власти в стране - от общегосударственных до органов самоуправления и полицейской деятельности.

Американская концепция прав и свобод человека основывается на признании их естественного происхождения. Эта идея была четко выражена в Декларации независимости от 4 июля 1776 г.

Государство выполняет служебную роль по отношению к этим правам и свободам, оно призвано охранять их и создавать условия для практической реализации. Правовые гарантии свободы заключены в Конституции и обеспечиваются независимым судом. В первоначальном своем виде Конституция США не закрепляла прав и свобод граждан, поскольку они содержались в конституциях штатов, а цель Конституции США ограничивалась созданием системы органов государственной власти. Лучин, В. О. Конституционное право зарубежных стран: учебник для студентов вузов / В. О. Лучин; под ред. В. О. Лучина, Г. А. Василевича, А. С. Прудникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - С 591

Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Так, в разделе 9 ст. I говорится о запрещении приостановки действия "хабеас корпус", если только того не потребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения.

Тот же раздел запрещал принимать билли об опале и законы, имеющих обратную силу, немаловажное значение имеет и норма раздела 2 ст. III о рассмотрении всех уголовных дел судом присяжных, а также положение раздела 3 данной статьи, где определяется состав преступления государственной измены и его ограничительные условия.

Нельзя не упомянуть и о норме раздела 2 ст. V: "Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и вольности граждан других штатов". Запрещалось также требовать подтверждения принадлежности к религиозным конфессиям в качестве условия для занятия какой-либо должности на службе США. Названные положения явились лишь зачатками будущих правовых норм, впоследствии включенных в конституционный текст.

В тексте Конституции не упоминались провозглашенные в Декларации независимости 1776 г. положения о естественном происхождении прав и свобод и их неотчуждаемости.

Стремление составителей Конституции обойти проблему прав и свобод было вполне объяснимо:

  • 1. Декларация принималась в начале войны за независимость против британской королевской власти, когда надо было объяснить причины этой войны. А Конституция принималась после победы в этой войне, когда право на восстание могло быть обращено уже против самого правительства США;
  • 2. в Декларации независимости провозглашалось, что все люди рождаются равными, и свобода является их неотчуждаемым правом. Составители Конституции вполне обоснованно опасались, что провозглашение в федеральной Конституции принципов равенства прав и свобод личности может в условиях существования рабства в южных штатах США привести к расколу между южными и северными штатами (что, в конце концов, и случилось в 60-е гг. XIX в.).

Таким образом, хотя в Конституционном конвенте вопрос о правах и свободах поднимался, большинство членов Конвента настояло на том, чтобы такого рода статьи в Конституцию не включать. Аргументы приводились различные. Например, права и свободы имеют естественное происхождение, поэтому они не нуждаются в конституционном закреплении. Наиболее весомым аргументом было то, что права и свободы граждан уже закреплены в конституциях штатов, а потому и нет необходимости дублировать их в общефедеральной Конституции.

Однако сторонники демократического движения (особенно в ряде северных штатов), ссылаясь на то, что, во-первых, в конституциях штатов не было единообразия в перечне прав и свобод, а во-вторых, имелись противоречия между ними и текстом федеральной Конституции, потребовали дополнения Конституции США перечнем прав и свобод, закрепленных в федеральном масштабе, поставив это условием ратификации Конституции соответствующими штатами. Учитывая такого рода категорические требования, членам Конституционного конвента пришлось отступить и согласиться на включение в федеральную Конституцию статей, определяющих правовой статус личности.

Во время первой сессии Конгресса, созванного на основании новой Конституции, Дж. Мэдисон, взял на себя инициативу предложить Билль о правах. Формулируя текст поправок, законодатели исходили из идеи естественных прав и свобод и установления пределов власти государства по отношению к человеку. Отсюда и такие формулировки: "Конгресс не должен издавать законы...", ограничивающие то или иное право или свободу личности. Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.Н. Андреева. - 2-e изд., перераб. - М.: Норма, 2009. - С 312

Из внесенных на ратификацию 25 сентября 1789 г. двенадцати поправок десять получили одобрение штатов 15 декабря 1791 г. В дальнейшем федеральная Конституция была дополнена еще 9 поправками, касавшимися конституционного статуса личности.

Ниже приводится краткое содержание поправок к Конституции США.

Поправка I закрепляет свободу слова, печати, мирных собраний и обращений к правительству с петициями, а также свободу совести. Из текста поправки вытекает недопустимость создания государственной религии, веротерпимость и отделение церкви от государства. В судебной практике утвердился принцип, согласно которому словесное выражение мнения утрачивает конституционную защиту, если оно совмещается с недопустимым действием.

Поправка II закрепляет право народа хранить и носить оружие в целях сохранения хорошо организованной милиции, необходимой для безопасности государства. Но она рассматривается и как конституционное право частных лиц хранить и носить личное огнестрельное оружие, хотя порядок его приобретения и условий использования регулируется законами штатов. Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Г.Н. Андреева. - 2-e изд., перераб. - М.: Норма, 2009. - с 312

Поправка III запрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища.

Поправка IV гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Судебная практика истолковала данные гарантии как защиту частной собственности, частной жизни граждан.

Поправка V декларирует основные принципы судопроизводства и некоторые гражданские свободы: право на рассмотрение определенных уголовных дел судом присяжных, запрет повторного уголовного преследования за одно и то же правонарушение, запрет принуждения в уголовном деле свидетельствовать против самого себя, запрет лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей судебной процедуры, запрет изъятия частной собственности для общественного пользования без справедливого возмещения.

Поправка VI содержит некоторые общие принципы судопроизводства: право обвиняемого на скорый суд присяжных того штата и округа, в котором совершено преступление, публичность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому основных процессуальных правил. Эти конституционные принципы легли в основу уголовного процесса, подверглись детальной регламентации в решениях Верховного суда США.

Поправка VII распространяет право на суд присяжных также на производство по гражданским делам.

Поправка VIII запрещает чрезмерные залоги, чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания. Поправка не означает отмены смертной казни.

Поправка IX устанавливает, что перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом. Тем самым подтверждается, что перечень прав и свобод не является исчерпывающим, и недопустимо ограничивать права граждан, не закрепленные Биллем о правах. Бернам У. Правовая система США/ У. Бернам. -- М. : Новая юстиция, 2006.- с 712

Поправка X закрепляет один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами или за народом. Поправка подчеркивает делегированный характер полномочий Союза, и главный принцип разграничения полномочий между Союзом и штатами, а также незыблемость остаточных прав субъектов федерации.

Эта важнейшая часть Конституции, исходит из признания за каждым человеком естественных и неотчуждаемых прав, и, прежде всего, -- на равенство и свободу. Лишить человека жизни, свободы и собственности можно только через независимый суд, охрана прав является первостепенной обязанностью государства. Билль о правах стал подтверждением Основного закона США, устранил всякие сомнения в нем.

Только после утверждения десяти поправок становиться возможным считать федеральную Конституцию достаточно полной и завершенной, а американскую революцию окончательно упрочившейся в своих политических структурах, так как она получила мощную конституционно-правовую фиксацию и поддержку.

Выбор редакции
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...

Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...

Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...
Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...