Мероприятие посвященные правам ребенка в школе. Внеклассное мероприятие " права детей"


Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов

« Ваши права: права ребенка»

Цели: Ознакомление детей с содержанием Конвенции о правах ребенка. Формирование элементарных знаний о правах человека и праве как регуляторе взаимоотношений между людьми. Развитие нравственных качеств, осознанного понимания своих прав и обязанностей как членов общества. Воспитание правовой культуры у детей, их творческих способностей и активной жизненной позиции.

Ход мероприятия.

Слово учителя:

Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о вас, о детях, как о равноправных членах общества. Ваши права с самого рождения закреплены в международных и отечественных правовых актах.

Какие из них вам известны? (Конвенция о правах ребенка, Женевская декларация прав ребенка)

Для иллюстрации используется презентация.

Конвенция - международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

О детях заботятся многочисленные общественные и государственные организации. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50миллионов человек, было разрушено множество городов, деревень, сел. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем.

Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них страдают дети. Да и мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены. 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучие, образовании и всестороннем развитии. В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Звучит торжественная музыка. В записи дикторский текст: «Внимание! Внимание! Прослушайте официальное заявление! Отныне и навсегда все права и свободы человека будут находиться в руках Мадам Декларации»

Мадам Декларация. Я, всеобщая Декларация прав Человека, обещаю помогать людям всегда, всюду, везде! Мои юные друзья, я вас уже знакомила с моими помощниками – Статьями Декларации. Сегодня мы продолжим это необычное знакомство. Отправимся в город Счастья.

Здравствуй, город Счастья.

Ты один на свете,

Где всем управляют

Маленькие дети.

Здесь всегда спокойно,

Солнечно, тепло,

Жителям всем города

Очень повезло!-

И, конечно, очень рада детвора,

Что здесь защищают детские права!

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Право на жизнь.

Сценка с героями сказки « Гуси – лебеди»

Звучит русская народная мелодия.

Баба – Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!

Ивашка. Зачем это?

Баба – Яга. Как это зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!

Ивашка . Ой-ей-ей! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручайте!

Мадам Декларация. Не беспокойся, милый Ивашка, выручим обязательно! Вот сейчас Статью встретим и послушаем!

Входит Статья.

Статья .

« Никто не должен подвергаться жестокому,бесчеловечному обращению»!

Мадам Декларация. Вам все понятно, Баба Яга?

Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!

Уходит

Ивашка. Вот спасибо, люди добрые! Думал все, конец мне, съест меня Баба Яга!

Статья. Пойдем – ка, дружек, будем с тобой изучать Декларацию прав человека!

Ивашка. С удовольствием. (Уходят)

Статья Право на имя при рождении.

- Родители при рождении дают вам имя. Назовите свои имена.

1-й ученик:

Как славно девочек зовут,

Вот Настя - шелковый лоскут,

И Олечка – листва лесная,

И Маша – звездочка ночная.

2-й ученик:

Как славно мальчиков зовут,

Вот Боря – пушечный салют,

И Павлик – парус средь простора,

И Рома – ровный рев мотора.

Мадам Декларация - Какое право детей соблюдается? (Право на имя)

Статья Право на медицинскую помощь.

Если кто-то из детей заболеет, к кому он обращается? Давайте и мы отправимся к доктору Айболиту.

Айболит.

Здравствуйте, дети.

Что случилось, вы заболели?

Вы не будете болеть,

Ну а вдруг случится,

Буду горлышко вам греть,

В ноги класть горчицу,

К вам домой всегда приду,

Выпишу лекарства,

Ведь нельзя болеть вам всем,

Кашлять и сморкаться.

Мадам Декларация - Ребята, какое право соблюдается? (Право на медицинское обслуживание)

Статья Право на владение имуществом.

Сценка с героями сказки «Буратино» (звучит муз. Фрагмент из муз. фильма – сказки «Приключение Буратино»)
Буратино (загадочно). Крекс! Пекс! Фекс! Ну вот, дело сделано! А теперь я буду ждать, когда вырастет дерево с золотыми монетами, чтобы я мог купить моему дорогому папе Карло миллион новых курток!
За спиной Буратино появляются Кот и Лиса с оружием в руках.

Кот и лиса. А ну-ка, руки вверх! Где ты прячешь деньги, негодный мальчишка? Немедленно отдай их нам!
Буратино . Ни за что! Они мои! Моему бедному папе Карло необходима куртка!
Мадам Декларация . Ты абсолютно прав, Буратино! Вот послушайте вместе с другими ребятами, что расскажет об этом Статья.
Статья. Первое! «Каждый человек имеет право владеть имуществом»! Второе! «Никого нельзя произвольно лишать его имущества»!
Мадам Декларация . Так что, Кот Базилио и Лиса Алиса, вы нарушаете права Буратино и можете понести заслуженное наказание! Уходите лучше по добру – поздорову!

Кот и Лиса неохотно уходят .

Статья. А ты, Буратино, пойдешь со мной, я расскажу тебе еще много интересного, чтобы тебя больше никто не мог обмануть! (Статья и Буратино уходят.)

Статья Право на специальную охрану и защиту.

Каждый человек в тот или иной момент своей жизни нуждается в помощи и защите. Послушаем, что нам хочет рассказать Сережа.

Я свою сестренку Лиду

Никому не дам в обиду!

Я живу с ней очень дружно,

Очень я её люблю,

А когда мне будет нужно,

Я и сам её побью.

Мадам Декларация - Ребята, правильно поступает Сережа? Какое право он нарушает? (Право на защиту)

Статья Право на образование.

Ребята, в вашей жизни произошло важное событие, 1 сентября вы пришли в школу. Вы научились читать, писать, решать задачи, рассказывать сказки? А что вы ещё умеете делать? (умеем танцевать, лепить, рисовать)

Мы помним тот звонок веселый,

Что прозвенел нам в первый раз.

Когда вошли с цветами в школу,

В свой самый лучший, первый класс.

Как встретил у дверей учитель.

Наш верный друг на много дней,

И шумная семья большая

Подружек новых и друзей.

Садясь за парту осторожно.

Чтоб школьной формы не измять,

Мы азбуки свои раскрыли,

Раскрыли школьную тетрадь.

Теперь мы знаем буквы, слоги,

И постепенно, понемногу

А сейчас музыкальная пауза. Дети исполняют танец.

Статья Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища.


Сценка с героями сказки «Красная Шапочка»

Волк . Здравствуй, Красная Шапочка!
Красная Шапочка . Здравствуйте, господин Волк!
Волк . Куда ты идешь?
Красная Шапочка . К бабушке
Волк . А где живет твоя бабушка?
Красная Шапочка . Надо идти вон по той дороге!
Волк . Понятно! Ну всё, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал! У меня дела!
Злорадно смеется и убегает .
Мадам Декларация . Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит ваши права!
Красная Шапочка . А что же делать?
Мадам Декларация . Для начала послушай мою Статью 3! (Выходит Статья 3)
Статья 3. каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу!
Красная Шапочка . Уважаемая Статья 3, помогите мне, пожалуйста!
Статья 3 . пойдем, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!
Красная Шапочка. Спасибо Вам большое! Пойдемте!
Мадам Декларация . Ну вот, друзья, вы и познакомились со мной и некоторыми моими помощницами! Но это еще не всё! Вы с нами еще обязательно встретитесь!

Выходят все предыдущие статьи .

Все хором: Изучайте ваши права!

Викторина для детей

для проверки и закрепления полученных правовых знаний эффективно провести сказочную викторину с использованием презентации.


1. Слайд 1


В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц», лиса).


2. Слайд 2


В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница», лягушка)

3 . Слайд 3
В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
(«Приключения Буратино», Карабас-Барабас)

4. Слайд 4
В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
(«Колобок»)

5. Слайд 5
Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?
(Баба-Яга)

6.Слайд 6
В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов?
(«Бременские музыканты»).

А сейчас мы проведем викторину для наших гостей. Ваша задача в диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьях Декларации прав человека.

1. Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!». Буратино:.. (Не имеешь права лишать меня имущества)

2. Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок:.. (Не имеешь права посягать на мою жизнь)
3. Жаба: «Дюймовочка, завтра ты выйдешь замуж за моего сына». Дюймовочка:...
(Не имеешь права нарушать мое право на свободный брак)

4. Волк: «Козлятушки-ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята:... (Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно)

5. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:... (Не имеешь права посягать на мою свободу)

6. Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица: ... (Не имеешь права лишать его жизни)

Вот и подошло к концу наше путешествие. Чтобы этот город надолго сохранился в вашей памяти, я предлагаю вам нарисовать его символ: улыбающееся, ласковое солнце. Во все времена люди самое хорошее и доброе сравнивали с солнцем. В каждом человеке живет солнце, это- то добро, которое мы дарим людям. И ничего, что вы ещё маленькие. Солнце в вас может жить самое большое!

Дети под музыку Моцарта рисуют в альбомах улыбающиеся солнышки. Выставка детских работ.


Внеклассное мероприятие "Права детей"

Цель : Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

Задачи:

    познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

    на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;

    помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

    воспитание правовой культуры у детей, их творческих способностей и активной жизненной позиции.

Оборудование:

    Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.

    Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

Для команд :

    чистые листы бумаги

    отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,

    листы с кроссвордом (3)

    листы с отдельными правами (12)

Для проведения игры формируются 3 команды. Остальные участники игры составляют группу поддержки. За правильно выполненное задание, команда получает жетон (звезда)

ХОД ИГРЫ

Презентация

Слайд 1. Сегодня наша встреча посвящена теме “Права ребенка”. Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка.

Слайд 2. Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций.

Слайд 3. Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций).

Слайд 4. 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

Конвенция

Слайд 5-12. Ребята до начала игры я хотела бы провести с вами разминку. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете либо "Да", либо "Нет".

1. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религии.

2. Каждый ребенок может свободно выражать свои взгляды и мнение.

3. У каждого ребенка есть право на жизнь, выживание и свободное развитие.

4. У каждого ребёнка есть право на свободное общение с родителями.

5. Ребенок имеет право на отдых и досуг.

6. Ребенок должен быть защищен от всех форм насилия.

7. Каждый ребенок имеет право на образование.

8. У детей есть право на доступ к информации.

Слайд 13. Но! Вы все смотрите телевизор, газеты и сталкиваетесь с тем, что права ребёнка все таки нарушаются. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности.

Конвенция международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Слайд 14. В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

    Право на жизнь.

    Право на имя при рождении.

    Право на медицинскую помощь.

    Право на образование.

    Право на отдых и досуг.

    Право на индивидуальность.

    Право свободно выражать свои взгляды.

    Право на специальную охрану и защиту.

    Право на заботу и воспитание родителями.

    Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

    Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

    Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Конкурс № 1

Слайд 15. Капитан от каждой команды, подходит и выбирает лист на котором записаны права.

Каждой команде по 4 права. Дается 1 – 2 минуты на размышление. В ходе беседы учитель и жюри выясняют, как они понимают каждое названное право. За 1 правильный ответ команда получает 1 очко (жетон)

(Приложение 1)

1. Право на жизнь. (Ст. 6).

2. Право на имя при рождении. (Ст. 7).

3. Право на медицинскую помощь. (Ст. 24).

4. Право на образование. (Ст. 28).

5. Право на отдых и досуг. (Ст. 28).

6. Право на индивидуальность. (Ст. 8).

7. Право свободно выражать свои взгляды. (Ст. 12).

8. Право на специальную охрану и защиту. (В преамбуле).

9. Право на заботу и воспитание родителями. (Ст. 7 окончание).

10. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. (Ст. 37а).

11. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. (Ст. 3).

12. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. (Ст. 16).

Конкурс № 2. Кроссворд.

Слайд 16. Каждая команда получает кроссворд, который они решают совместно. На решение дается 3 минуты. Та команда, которая решит его быстрее и правильнее, получает 5 очков (жетонов).

(Приложение 2)

Кроссворд

По горизонтали:

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Проверяем по слайду.)

Слайд 18. Ответы кроссворда

Конкурс № 3. Викторина “Права литературных героев”.

Слайд 19. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко (жетон)

Слайд 20-29. Права литературных героев

    В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).

    Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).

    В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).

    В каких сказках больные используют своё право на бесплатное медицинское обслуживание? ("Айболит").

    В каких сказках один герой эксплуатировал других? ("Буратино").

    Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).

    В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).

    В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).

Конкурс № 4. “Песня о правах”.

Слайд 30. Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет речь. За каждый правильны ответ команда получает 1 очко (жетон)

(Приложение 3)

    “В каждом маленьком ребенке(право на всестороннее развитие).

    “Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).

    “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)

    “Я служу России” (обязанность встать на воинский учет).

    "Песня Мамонтенка"

Конкурс для болельщиков. Ситуации.

Слайд 31 . Даны ситуации, вы должны их проанализировать, и ответить на вопросы. За каждый правильны ответ ваша команда получает 2 очка (жетона).

Слайд 32. Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.

Ситуация 2.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.

Ситуация 3.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

Конкурс 5 «Вам письмо»

Слайд 33. Вам пришло письмо. Ваша цель, прослушав его, ответить на вопросы. За 1 правильный ответ – 1 жетон.

Слайд 34. Письмо от Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Слайд 35. Письмо от Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению

Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения

Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.

Слайд 36. Письмо от Гарри Поттера: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

Слайд 37. Подведение итогов.

Слайд 38-46. Ребята, чтобы закрепить полученные знания давайте повторим, что мы сегодня узнали.

Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

Слайд 47. Слово жюри. Награждение команд. Вручение грамот.

Спасибо за работу!

Использованная литература:

Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.

Составила: Денисова Н. А.

Тема: «Права детей в современном мире».

Цели:

    Формирование правовой культуры учащихся.

    Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.

    Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.

    Способствовать осознанию ответственности за свои права.

    Формировать положительное отношение к правам других.

Задачи:

В простой и доступной форме познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

В игровой форме раскрыть понятие право, уметь применять различные стать конвенции оправах ребенка в конкретной ситуации;

Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

Оборудование: мяч, карандаши, картинка «Солнышко и тучи», кубики, овощи и фрукты, книга «Права детей в сказках, рисунках и вопросах» Лопатина, Скребцова, Амрита – Русь, 2008г, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход занятия.

Учитель. Сегодня мы с вами будем говорить о вас. А вы кто? (Дети) До 18 лет вы будите оставаться детьми. Мы будем говорить о правах детей.

Слайд 1.

Эти права вам гарантирует «Конвенция о правах ребенка». Это слово для вас новое и сложное. Давайте поучимся произносить его, постараемся его запомнить. (Хором)

Слайд 2

Все права детей всего мира записаны в этом документе: Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. Правительство нашей страны тоже подписала этот документ.

Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 страниц. Мы поговорим сегодня об основных положениях.

Слайд 3

Самое главное право - право на жизнь. Которое появилось у вас с момента рождения.

Назови дату своего рождения. (Обращается к учащемуся).

Еще одно право. Дети читают на слайде.

«Каждый ребенок имеет право на индивидуальность».

Это право на имя, фамилию, гражданство.

Какое у вас гражданство? Гражданами какой страны вы являетесь? (России)

Слайд 4

Фамилию вы получили по наследству от своих родителей, чаще всего от отца. Имя вам дали родители. Вам известно, почему вас так назвали? Может быть, в честь бабушки или дедушки? Или есть другая интересная история, расскажите.

Каждая семья должна

Выбрать крохам имена

Среди сотен самых разных

Удивительных прекрасных.

Головы одни ломают,

А другие называют,

Без раздумий, в тот же миг,

Малыша услышав крик.

В каждом имени есть свет,

В каждом – солнышка привет.

С милым нежным малышом

Свет любви приходит в дом.

Саши, Игорьки, Иваны,

Ксюши, Кати и Татьяны

Взрослым дарят море света,

Этим светом все согрето.

Всем приятно, когда их называют ласково по имени. Сейчас я пущу мяч по рядам, а вы передаете его и ласково называете того, кому передали мяч.

Слайд 5

Каждый имеет право на достойную и счастливую жизнь.

Когда вы бываете счастливы? Пусть почаще и побольше будет у вас таких моментов в жизни. Пусть ваша жизнь освещается ярким солнечным светом. А вот наше солнышко закрыли злые тучи, откроем его. На тучах слова, вы должны назвать слова с противоположным значением. (Грустно – весело, плохо – хорошо, несчастье – счастье, печаль – радость, грубость – ласка, ссора - дружба)

Слайд 6

Каждый ребенок имеет право на дом и семью. Предлагаю посоревноваться двум учащимся. Кто быстрее построит дом из кубиков.

Семья – защита от обид,

Для малышей она как щит,

Как прочная она броня

От холода и от огня.

Случится с малышом беда,

Семья поймет его всегда;

Порой, за шалость побранит.

Но все равно потом простит.

Я желаю вам такую семью. Но, к сожалению, это от детей не зависит. Иногда у детей нет дома и семьи, и они живут в детских домах.

Слайд 7

Каждый ребенок имеет право на помощь и защиту от обид и оскорблений.

Кто вас защищает, когда вас обидят? Дети не выживут в сложном мире без помощи и защиты взрослых.

Если дети наши плачут

Их не защитили, значит,

Не пришли на помощь к ним,

Страшно одиноко им.

Если дети раздражают,

Значит их не понимают,

Значит забывают их –

Папам, мамам не до них.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга - единственный способ решения конфликта родителей и детей.

Государства–участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания.

У вас часто возникают конфликты в классе. Но это не значит, что вы должны бежать и жаловаться родителям или учителю по любому поводу. Учитесь решать конфликты с ровесниками мирным путем. Вот пример. (Сценка)

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала, только куклу подержала,

Только куклу подержала и сказала: «Не отдам!».

Дам ей куклу, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай.

И скажу: « Играть давай!»

Слайд 8

Каждый ребенок имеет право на собственность. (Игрушки, книжки, одежду)

Я хочу подарить самым активным ребятам маленькие подарки (карандаш, ручка, линейка), теперь эта ваша собственность.

Ни одного ребенка нельзя произвольно лишать его имущества.

Слайд 9.

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.

Что такое отдых вы знаете? А досуг – это организованный отдых, ваши занятия по интересам в кружках.

Сейчас мы отдохнем и поиграем. Реализуем это право. Выходите к доске, постройтесь в круг.

Игра называется «Горячая картошка». Дети встают в круг. Ведущая бросает картошку (мяч) кому- нибудь из игроков и закрывает глаза. Дети перебрасывают её друг другу, желая как можно быстрее от неё избавиться. У кого в руках осталась «картошка», когда ведущий сказал «стоп» - выбывает.

Слайд 10.

Следующее право. Право на охрану здоровья.

Кто заботится о вашем здоровье?

Вы и сами должны заботится о своем здоровье, а как? Расскажите. (Здоровое питание, гигиена, спорт, режим).

Вы знаете, что для здоровья очень важны витамины. Закройте глаза, откройте рот. Я буду кормить вас витаминами. Вы должны отгадать, что это? (овощи и фрукты)

Слайд 11.

Каждый ребенок имеет право на образование.

Это право вы реализуете в нашей школе. Получаете бесплатное образование.

Слайд 12.

Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, мнения, получать и передавать информацию.

Слайд 13

Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию и безопасности. В нашей стране не разрешается принимать на работу до 15 – летнего возраста.

Слайд 14.

Отгадайте по детской песенке, о каком праве пойдет речь. « Песенка друзей». Слова С. Михалкова, музыка М. Старокадомского

Правильно это право на свободное передвижение. А на чем можно передвигаться? С какого возраста вы можете передвигаться на велосипеде по городу? (С 14 лет) На мопеде? (С 16 лет)

Если ваши права нарушают, вы всегда можете обратиться за помощью к учителю, директору школы, социальному педагогу. Не скрывайте проблем, не замыкайтесь в себе.

НО ПОМНИТЕ! Заявляя о своих правах нужно не забывать, что они есть и у всех остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как Вы хотите, чтобы уважали ваши.

Подведем итоги. Какие права есть у детей?

Сейчас ребята разыграют перед вами сценки, а вы скажите, какие права нарушены.

Сценка 1.

Классный руководитель .(В роли учителя выступает ученица) - Артем, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

Артем. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Классный руководитель. Кто разъяснит Артему его права и обязанности?

Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Артем должен уважать права других учеников.

Сценка 2

Классный руководитель . Денис, ты почему на математике бегал по классу?

Денис . Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Денис?

Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права.

Сценка 3

Семья: бабушка вяжет, мама читает, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть.

(Садится за стол, начинает есть)

Мать:

С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Бабушка:

Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. Сын:

Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

Помой посуду, сынок.

Сын:

Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

Это проявление жестокости, папа.

(Обсуждение действий сына)

Учитель. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности. Статья 29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Слайд 15

Что такое обязанность? Это круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения . Например: дети имеют право на хорошее образование и обязанность учиться, выполнять домашнее задание и уважать своих учителей.

И помните: ваши права действительны в том случае, если вы не нарушаете права других людей. Каждое право порождает обязанность. Вы живете в обществе и должны вести себя так, чтобы ваши права и свободы не мешали правам и свободам других людей!

Слайд 16.

Домашнее задание вам: рассказать родителям о ваших правах.

Будьте счастливы!

Автор-составитель Г.В. Богданова
Ярославская область, г. Рыбинск.
МОУДОД Центр детского и юношеского технического творчества,
методист
Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.

Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.
Целевая аудитория : дети младшего школьного возраста
Количество участников : 12 - 15 чел.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска
Дидактические материалы: презентация по содержанию мероприятия, фрагменты мультфильмов "Вовка в тридевятом царстве", «Чиполлино», "Нехочуха" или подборка иллюстраций к ним; карточки с заданиями; конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права; 3 листа ватмана, карандашный клей на каждую команду.
Рекомендации по проведению: сценарий можно использовать как для проведения самостоятельного мероприятия, так и в рамках программы по правовому воспитанию младших школьников.
Ход мероприятия:
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.

(Слайд № 2 или отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве")

Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.)
- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
(Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли:
- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д. (Слайд № 3 или отрывок из м/ф «Чиполлино»)

Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!

А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей).
- Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.

А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия".
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).
(Слайд № 4 или отрывок из м/ф "Нехочуха")

Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.

Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей).
- Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.

А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.

Но не бывает прав без обязанностей.
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь . Никто не имеет права лишить человека жизни.
- А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).
- Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.
- А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.).
(Слайды № 5 и 6)

- Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.
Слайд № 7 Правила поведения в школе

А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.

Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене .
После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд 8). Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно. При необходимости дает пояснения.

Задание № 2 . Определите, что является обязанностью школьника
-Школьник обязан выполнять все требования учителя
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе
-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9).

А вот у права на отдых какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...) (слайд 10).

Каждый из вас имеет право на семью . А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей) (слайд 11).

Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей . А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд 12). Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.
А теперь давайте с вами поиграем. Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово, подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву.

Подведение итогов мероприятия . Вывешиваются плакаты, акцентируется внимание на права и подкрепляющие их обязанности.
Когда нам хорошо, мы не задумываемся о своих правах. Но когда появляются проблемы, то разрешить их помогут наши права. Права есть у всех людей, причем у каждого — равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых, потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям.

Сыздыкова А.Б.,
учитель начальных классов,
Хлеборобская средняя школа,
район Магжана Жумабаева,
Северо-Казахстанская область

1слайд Игра – путешествие «Закон о правах ребенка»
Внеклассное мероприятие для 1 – 2 классов
2 слайд Цели: -Обобщить знание детей об основных правах ребенка
-Сформировать понятия "права" и "обязанности"
-Показать единство прав и обязанностей
-Воспитывать гражданственность

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ребята! Мы рады встречи с вами. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в сказочную страну, в которой узнаем все о правах детей. Впереди вас ждут занимательные вопросы, игры и много полезной информации.
- Как вы думаете, почему необходимо знать свои права?
- Почему у взрослых людей всего мира появилась необходимость защищать права и обязанности ребенка? (Ответы детей)
- Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе, кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому они все вместе написали Закон – документ, в котором изложили список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права. С первого дня жизни человек находится под защитой и покровительством государства, гражданином которого он является. Каждый из вас гражданин! Это означает, что у вас есть права и обязанности. Они записаны в Конституции.
3 слайд Что такое Конституция?
Когда отмечают День Конституции жители нашей страны? (Ответы детей)
4 слайд Конституция – это документ, в котором излагаются права и обязанности граждан, проживающих в Республике Казахстан. (Новая Конституция была принята в РК 30 августа 1995 г.)
Еще в нашем государстве 8 августа 2002г. Президентом Н. Назарбаевым был подписан закон «О правах ребенка в РК».
Дети также как и взрослые несут уголовную ответственность за любые преступления.
Самое главное право каждого человека – право на жизнь. В наше время в некоторых странах, законодатели сталкиваются с вопросами о ценности любой жизни.
Они задаются вопросом, нужно ли заботиться о больных, неполноценных детях-инвалидах? Стоит ли государству брать на себя ответственность по соблюдению их прав, и охране здоровья.
Еще в древние времена в некоторых государствах больных и слабых детей убивали, сбрасывая со скал в море. Но ведь, при надлежащем уходе и заботе, хилый и слабый ребенок может вырасти ловким и сильным. Может освоить какое-либо ремесло, трудится во благо Отечества. Просто больного нужно лечить. Слабому помогать… По видимому, в древности некому было защищать детей. Не было закона, защищавшего права детей.
Во время путешествия мы познакомимся с основными правами и обязанностями, представленными в этом законе. А помогать нам будет путеводитель – «Карта остановок». Итак, в путь!
5 слайд1. Права ребенка. 2. Творческая.
3. Сказочная. 4. Финальная.
6 слайд 1. Права ребенка. Первая остановка.
1. Ребята, как вы думаете, граждане какого возраста считаются детьми?
В законе о правах ребенка говорится, что ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет.
2. Кто является законным представителем ребенка?
Конечно же, это родители, опекуны, люди осуществляющие заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка. При рождении ребенку дается фамилия, родители придумывают ему имя. И все это записывается в специальном документе – свидетельстве о рождении. Этот документ подтверждающий факт гражданства ребенка. А мы, граждане какой страны?
Значит, правительство заботится о вас. А сейчас перечислим основные права ребенка, о которых говорится в Законе.

7 слайд Права ребенка
*на жизнь *на ФИО *на воспитание в семье
*на свободу, личную неприкосновенность
*на гражданство *на образование
*на жилище *на имущество *на отдых и досуг
*на охрану здоровья
*на свободу слова и совести, информации и участие в общественной жизни
*на равенство перед законом и равную защиту закона

А теперь, чтобы вам было понятно, попытаемся рассмотреть эти права на примере известных сказок.
1. Колобок (имел право на жизнь, его съела лиса).
2. Снегурочка (имеет право на жизнь).
3. Жар-птица (право на свободу).
4. Русалочка (на гражданство).
5. Буратино (право на образование).
6. Зайка (право на жилище).
7. Золушка (на имущество – туфелька).
8. Маша и медведь (на отдых и досуг).
9. Айболит (на охрану здоровья).

8 слайд 2. Творческая
1. Только те, кто знает право
Может смело в жизнь идти,
Им проблемы не страшны,
Им с законом по пути.
Он поможет, защитит,
От беды предотвратит.
2. Что такое кодекс, право,
Суд, сенат, истец, парламент,
К нам Фемида приходи
И про все узнаешь ты!
3. Право на труд!
Право на уважение!
И на внимание –
Все эти нормы важны
Можешь об этом узнать и ты!
4. Быть достойным гражданином
Семьянином человеком-
Вот к чему стремимся мы.
Вот какими быть должны.
5.Знай, что право на жилище,
На здоровье, отдых труд!
Охраняется законом.
И в республике парламент,
Президент и весь народ-
Все ему подчинены.
Знать обязан это ты.
6. Если кто тебя обидел
Нахамил и нагрубил.
Это так не оставляй!
Кодекс сразу изучай!
Защищай свои права,
Защищай всегда-всегда себя!
7. Приходите в клуб Фемида,
Мы расскажем обо всем,
Чтобы в жизни было легче,
И смеяться, и трудится,
И общаться, и любить
Никого не подводить.

(Исполнение песни «Если с другом вышел в путь»)

9 слайд 3.Сказочная.
Командам раздаются картинки сказочных героев (разрезаны на несколько частей). Играют три команды. Задача игроков: собрать мозайку и объяснить, какие права человека были нарушены.
*Заяц *Дюймовочка *Незнайка *Попугай Кеша

Игра «Догадайся»
Ведущий называет сказочных героев, если это положительный герой – хлопают в ладоши, отрицательный – топают.
*Красная шапочка *Водяной
*Гуси-лебеди *Гулливер
*Карабас-барабас *Крыска-Лариска
*Баба-Яга *Тортилла *Папа Карло
Сегодня вы замечательно потрудились. Узнали много нового, полезного. Теперь вы знаете, какими правами обладает ребенок в нашей стране. Но мы, кажется, упустили один момент. Говоря о правах, мы забыли сказать о том, что наряду с правами существуют обязанности, о которых не должен забывать каждый гражданин нашей Республики, в том числе ребенок.
Обратимся к статье 20 обязанностей ребенка. Каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию и законодательство РК, заботиться о нетрудоспособных родителях, сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

10 слайд 4. Финальная.
Молодцы, ребята! Я думаю, что сегодня, каждый из вас уходя с классного часа возьмет частичку знаний, которые пригодятся вам в будущем. Давайте повторим Права ребенка (чтение в слух). Помните, что у каждого ребенка нашей страны есть права и обязанности гражданина Казахстана. Не забывайте их соблюдать. Наша встреча подошла к концу.
Пусть улыбкой добротой, нежной
Каждой день для вас начинается,
Пусть тревоги, заботы житейские
На пути вам реже встречаются.
Мы желаем вам всего самого наилучшего.

Выбор редакции
1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....

Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...

Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...