Большая энциклопедия нефти и газа. Где применяется метод мозгового штурма


Техника мозговой атаки представляет собой отбор группы квалифицированных экспертов, которые делятся на две подгруппы. Первая генерирует идеи, а вторая их анализирует. Идея, получившая большое количество голосов, считается правильной.

Концепция мозговой атаки

Мозговую атаку изобрел Алекс Осборн. Он полагал, что люди бояться высказывать неординарные решение из-за возможной последующей критики. Именно поэтому на мозговых штурмах запрещено критиковать новые. Такие тренинги проводятся с целью коллективного поиска новых решений. За 20-40 минут группа успевает получить большое количество новых идей и предложений. Участники должны генерировать идеи в благожелательной и дружелюбной атмосфере. Только таким путем можно получить действительно качественный результат. Ведущий имеет гибкий план управления и следит за процессом. Также он стимулирует возникновение повышенного эмоционального уровня участников. В процессе создания идей, группа должна фиксировать заметки, чтобы на анализе фантастических идей создать реальные технические предложения.

Концепция мозговой атаки

Одна идея имеет тенденцию строить или генерировать другие. Простота использования. Определяет список идей за короткий период. времени. Сбор большого объема идей, связанных с любыми усилиями по изменению предпринимательства. Содействовать творчеству, когда команда проекта может быть увязена или непривычна к новым способам ведения бизнеса.

  • Демократическое участие поощряется.
  • Члены группы могут связывать идеи.
  • Быстрая и даже активирующая деятельность.
  • Невысокая оценка содержания и идей.
  • Стимулирующие идеи.
  • Нет механизмов для сближения идей.
  • Ограничения в способности напрямую использовать опыт отдельных участников.
  • Введение слишком большого количества хаоса, если не управляться твердо.
  • Стимулируйте мышление, чтобы максимизировать участие и вклад без оценки.
Перед началом сеанса подтвердите с участниками следующее.

Виды мозговой атаки

1. Прямая мозговая атака . Перед творческой группой могут ставиться разные задачи, но в результате участники должны получить решение или установить причины, которые мешают его осуществлению. Задача мозгового штурма представляет собой краткое изложение. Это может быть какая-либо проблемная ситуация. Оптимальное число участников должно составлять 5-12 человек. Предложенные идеи обсуждаются, после чего принимается решение.

Цели области фокуса правила работы. . Часто бывает полезно иметь одного или нескольких писцов, документирующих вклады, чтобы позволить модератору сеанса или фасилитатору сосредоточиться на управлении сеансом. Лучше всего использовать белую доску или флип-чарт, чтобы каждый мог отслеживать идеи.

«Круглый стиль» часто бывает полезен, если участники кажутся непокорными или не решаются начать работу. Держите атмосферу расслабленной и неформальной, чтобы поощрять участие. Советы по возобновлению процесса мышления включают. Как другие компании решают эту проблему? . Используйте технику, чтобы сосредоточить проектную команду на разработке новых подходов или новой философии бизнеса. Признать, что при использовании мозгового штурма для этой подзадачи есть последствия для рассмотрения.

2. Обратная мозговая атака . Этот вид атаки отличается тем, что новые идеи не предлагаются. Обсуждаются и критикуются только уже имеющиеся, т.е. группа пытается устранить наличие дефектов в существующих идеях . В процессе дискуссии участники должны ответить на вопросы:

  • что необходимо улучшить;
  • какие имеются недостатки;
  • что получится в результате;
  • на что необходимо обратить внимание.

3. Двойная мозговая атака . Сначала проводится прямая атака. Затем делается перерыв. Он может составлять несколько часов или дней. После этого прямая мозговая атака повторяется для принятия окончательного решения. В группе присутствуют 20-60 человек. Они заранее получают пригласительные билеты. Сессия проходит не менее 5-6 часов . Задачи обсуждаются в непринужденной обстановке.

Мозговой штурм - это большая или небольшая группа, которая побуждает учащихся сосредоточиться на теме и способствовать свободному потоку идей. Учитель может начать сеанс «мозгового штурма», поставив вопрос или проблему или введя тему. Взносы принимаются без критики или суждения и обычно суммируются на доске учителем или писцом, когда идеи вызываются.

  • Затем студенты выражают возможные ответы, соответствующие слова и идеи.
  • Эти идеи затем рассматриваются, как правило, в формате открытого класса.
Выражая идеи и слушая то, что говорят другие, студенты корректируют свои предыдущие знания или понимание, приспосабливают новую информацию и повышают уровень осведомленности.

4. Метод конференции идей . Готовится специальное совещание, участники которого приглашаются на два-три дня. Они проводят мозговой штурм с перерывами и быстро решают поставленную задачу. Данный метод часто проводится в какой-либо стране с целью сбора остальных участников с других стран.

5. Метод индивидуального мозгового штурма . Участник может поочередно играть роль генератора идей и критика. В остальных видах мозговой атаки участники делятся на две группы. Самые лучшие результаты получаются при чередовании различных методов штурма.

Общие проблемы с использованием мозгового штурма

6. Метод теневой атаки . Участники процесса записывают свои идеи на бумаге. Затем они подвергаются критике и оценке. Многие считают данный подход не слишком эффективным, поскольку групповое обсуждение стимулирует выработку новых идей. Но также бытует мнение, что именно в письме человек может грамотно, четко и кратко изложить все свои мысли. При этом экономится время, а количество идей возрастает.

Эффективный мозговой штурм: как мне его достичь?

А сколькостоит написать твою работу?

Теперь вы знаете, как проводить. Если вы слышите об этом впервые, у вас может возникнуть вопрос: «Кто и когда использовал мозговую атаку?». Так, этим приемом пользовались известные предприниматели, руководители и изобретатели, например, Стив Джобс, Джин Рон, Роберт Керн и многие другие.

«Мозговая атака » (брейнсторминг) - процедура группового креативного мышления, точнее - это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени. Считается за норму, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей. Руководителем креативной группы на фирме часто бывает один из менеджеров.

Это можно сделать быстро, показывая руки, чтобы оценивать идеи. Поиск любых ответов, которые повторяются или аналогичные группировки схожих концепций вместе, устраняя ответы, которые определенно не подходят. Для учителя важно. Используйте эту процедуру для планирования занятий в классе, таких как исследовательский проект, поездка на место, концерт или вечеринка. Группы и отдельные лица могут использовать мозговой штурм, чтобы генерировать идеи для написания проектов или заданий. Используйте мозговые слова и предложения для изучения жаргона, основанного на дисциплине. Классифицируйте мозговые слова, идеи и предложения. . Популярный миф заключается в том, что смысл Мозговой штурма каким-то образом связан с созданием бури идей в мозге.

Известно немало разновидностей схем мозговой атаки. Здесь мы с учетом особенностей поведения наших руководителей производством предлагаем схему, рекомендуемую «справочником» для британских менеджеров. Данная схема включает ряд фаз:

1. Подготовка . Выбор проблемы и проработка ее индивидуально.
Например:
а) проблема - «как преуспеть на современном рынке?»;
б) проработка проблемы с помопцью предложенных в предыдущем разделе вопросов;
в) выбор главного пути решения выдвинутой проблемы;
г) тестирование всех появляющихся в поле сознания путей.
Такая подготовительная работа дает возможность менеджеру оценить суть проблемы и сделать вывод о главных направлениях групповой работы.

Ранние участники назвали наши «сеансы мозговой штурма» нашими усилиями, и это довольно точно, потому что в этом случае «мозговой штурм» означает использовать мозг, чтобы штурмовать творческую проблему и делать это в режиме коммандос, причем каждый штурмовик атакует одну и ту же цель.

Следуя определению Осборна, рассматривайте проблему как крепость, которую мы пытаемся штурмовать с группой головного мозга. Классический мозговой штурм - это групповой метод создания новых идей. Группа принимает конкретную проблему и создает как можно больше идей за ограниченное время.

2. Формирование креативной группы . Наибольший успех мозговой атаки будет обеспечен при соблюдении следующих условий: группа должна состоять примерно из десяти человек;
социальный статус участников должен быть примерно равным;
в группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников.
Лица, обладающие специальными знаниями, слишком искусные в том или ином деле, нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение;
обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке.

Почему и когда используется мозговой штурм?

Мы можем использовать мозговой штурм для решения всех проблем. Важно иметь конкретную проблему и может быть поставлена ​​в вопрос. Поездка на место или посещение места возникновения проблемы может помочь членам группы увидеть и понять характер проблемы. Каждому предлагается использовать идеи других членов группы, чтобы придумать еще одну идею. Все идеи записываются записью в месте, где все члены группы могут видеть идеи. Самый простой способ записать идеи в виде списка на флип-чарте или на доске. Мы не замечаем идеи слово в слово, но стараемся использовать ключевые слова или короткие фразы.

Четыре основных правила

Сочетание других идей и принятие идей другого человека - шаг вперед или использование их для еще одной идеи - это хорошо.
  • Нам нужна смешанная группа мужчин и женщин, экспертов и неспециалистов.
  • У всех могут быть идеи, которые могут помочь решить проблему.
  • Лидер, который обеспечивает соблюдение нескольких основных правил.
  • Проблема с лидером или другим членом.
  • Группа встречается в полукруге и начинает штурмовать проблему.
  • Мы хотим как можно больше идей.
  • Ни одному члену группы, включая лидера, не разрешается критиковать любую идею.
  • Во время мозгового штурма не допускается критика.
  • Количество важно.
  • Чем больше идей, тем лучше.
  • Дикость - это хорошо.
Сеанс мозгового штурма длится от 30 минут до 1 часа.

Участники должны быть в состоянии «релаксации». Кресла должны быть расположены по кругу. Стол не обязателен. Необходимо иметь две-три классных доски;
руководитель должен председательствовать. Ему следует воздерживаться от давления на участников;
в группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют высказывания и поведение ораторов.

После собрания список идей копируется и распространяется среди всех членов группы. Хороший способ скопировать доску или флип-чарт - сделать снимок с помощью цифровой камеры или смартфона. Идеи можно оценить на втором совещании. Вот простой способ оценить идеи.

Виды мозговой атаки

Вы можете поместить все точки в одну идею, или по 5 различным идеям , или по любой другой комбинации. Если у вас нет точек, вы также можете использовать красный маркер для рисования точки. Для получения дополнительной информации о том, как оценить идеи вашей группы, отметьте сообщение «.».

3. Процедура мозговой атаки . Здесь выделяются три этапа:
- Вступление. Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет проблему, например: «Как преуспеть на современном рынке?
Проблемы записываются на доске. Beдущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске.
- Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. Для этого привлекаются назначенные секретари или ассистенты. Как только происходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно начинается новая вспышка идей. Если таковой не наступает, ведущий выдаст бланки с вопросами, ответы на которые порождают такую вспышку.

Другой способ записи идей во время встречи мог быть в виде карты разума

На доске На компьютере, где карта разума проецируется на экран, видимый всем членам группы. Можно использовать различные цвета. . Карты разума устраивают идеи в виде круга. Идеи - это ветви, которые излучают из центра, который содержит проблему или вызов. Идеи, которые являются ассоциациями других идей, могут быть суб-ветвями, которые происходят из основных ветвей.

Недостатком сопоставления разума является то, что на нашей доске нам может не хватать места. Отображение разума на компьютере может решить эту проблему и облегчить последующую перегруппировку идей. Каждый раз, когда звонил телефон, или вы хотели позвонить, вам нужно было пойти в коридор и забрать телефон. Зимой в коридоре было холодно, и там сидела только твердая деревянная скамья.

4. Заключение . Здесь могут иметь место два варианта:
- «Классический» вариант. Ведущий благодарит участников за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения применения на практике. Если у участников мозговой атаки возникнут новые идеи, то они могут передать их в письменном виде руководителю дискуссии. Как видно, это не лучшая процедура завершения «мозговой атаки». В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части занятий.
- Облегченный вариант. Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы:
1. Участники дискуссии разрабатывают критерии оценки идей. Эти критерии выписываются на доске, располагаясь по степени важности.
2. Выдвинутые идеи группируются по соответствующим основаниям, которые определяются содержанием идей.
3. Определяется наиболее перспективная группа идей. Каждая идея в этой группе оценивается в соответствии с критериями оценки.
4. Тестирование идей методом «от противного»: «Каким образом данная идея, если ее реализовать, провалится?»
5. Определяются наиболее «дикие» идеи, которые участники «мозговой атаки» пытаются переделать в практически возможные.
6. Каждый участник как бы вновь проделывает «мозговую атаку» для себя лично, создавая на основе уже зафиксированных идей нечто новое.
7. Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику.
8. Распространение ценных идей о том, как преуспеть на рынке по сферам производства:
- планирование и прогнозирование;
- маркетинг;
- оперативное управление производством;
- управление персоналом.

Почему мозговой штурм эффективен?

Было очень сложно, чтобы более одного человека сидели и неудобно для пожилых людей всегда ходить по телефону. Мы хотели, чтобы телефон пришел к людям. Проблема как вопрос: как мы можем сделать телефон подвижным? Мозговой штурм Сессия Карта разума. Идеи одного члена группы используются другими членами группы, чтобы придумать больше идей. Осборн утверждает, что создается больше ассоциаций, чем если бы один человек провел мозговой штурм.

  • Это весело.
  • Он поощряет творчество и препятствует критике на этапе поиска идеи.
  • Оценка идей отделена от создания.
  • Осборн называет это «заразой» и «цепной реакцией».
Хотя изначально он был разработан как групповая техника, нет ничего, что помешает вам дать сольный мозговой штурм.

Cтраница 1


Мозговая атака (МА) основана на гипотезе, что среди большого числа идей имеется по меньшей мере несколько хороших, полезных для решения проблемы, которые нужно выявить. Суть метода заключается в том, что группа экспертов генерирует альтернативные решения, возможные сценарии о поставленной проблеме, предлагая все, что придет в голову. Все идеи записываются на карточки, группируются похожие решения и данные решения анализируются другой группой экспертов, которые выносят окончательное решение. В первой группе критика идей не допускается, во второй обсуждение идей возможно. Методы этого типа известны также под названием коллективной генерации идей, конференций идей, метода обмена мнениями.  

Мозговая атака представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования любых идей по избранной теме, которые спонтанно высказываются участниками встречи. В качестве экспертов, как правило, принимаются не только специалисты по данной проблеме, но и люди, которые являются специалистами в других областях знаний. Дискуссия строится по заранее разработанному сценарию.  

Мозговая атака - команда, работающая над предполагаемым названием (обычно пять человек), просматривает всю собранную информацию и уточняет данные с помощью дополнительных вопросов. После этого компания проводит мозговую атаку. Во время заседаний выслушивается любая, самая иррациональная идея или проект. Известно, что некоторые первоначально неудачные идеи в конце концов становятся лучшими.  

Мозговая атака (брейнсторминг) должна иметь четкую цель, включать этапы: молчаливого генерирования идей, неупорядоченного перечисления идей, уяснения идей, голосования и ранжирования значимости идей для достижения цели.  

Мозговая атака (или мозговой штурм) - это способ коллективного генерирования идей на совещании экспертов, которое производится по специально разработанной схеме. Прямая мозговая атака основана на гипотезе, что среди большого числа идей, высказанных экспертами, имеется по крайней мере несколько хороших.  

Мозговая атака (или мозговой штурм) - это способ коллективного генерирования идей на совещании экспертов, которое производится по специально разработанной схеме. Прямая мозговая атака основана на гипотезе, что среди большого числа идей, высказанных экспертами, имеется, по крайней мере, несколько хороших. Особенность данного метода состоит в том, что период свободного творческого генерирования идей, предложений и гипотез четко отделен от этапа критической оценки полученной информации, а сама эта оценка производится в такой форме, что не связывает, а стимулирует дальнейшее творческое обсуждение рассматриваемых вопросов.  

Мозговые атаки основаны на том принципе, что обсуждение возможных путей решения в будущем поставленной задачи реализуется в режиме четкого разделения этапов генерации идей и их оценок.  

Мозговая атака (брейнеторминг) должна иметь четкую цель и состоять из следующих этапов: молчаливое генерирование идей, неупорядоченное перечисление идей, уяснение идей, голосование и ранжирование значимости идей для достижения цели. Виды мозговых атак: прямая обратная (начинается с критики идей), двойная (число участников вдвое-втрое превышает оптимальное число с соответствующим увеличением длительности мероприятия), конференция идей (обычно для 4 - 12 человек на 2 - 3 дня), индивидуальный мозговой штурм.  

Мозговая атака - используется, когда существует высокая степень неопределенности ситуации. Метод применяется для выяснения основных задач, стоящих перед организацией, и возможных вариантов для ее разрешения. Согласно этой методике участники атаки выдвигают как можно больше идей, которые затем группируются.  

Мозговая атака (брейнсторминг) как метод группового генерирования большого количества идей за относительно короткий отрезок времени был предложен еще в предвоенный период.  

Мозговая атака длится всего несколько минут, примерно 5 - 7, так как идеи должны приходить в головы участников спонтанно, а не путем специального размышления. Это трудная задача, так как целый ряд идей, порядка 10 - 20, уже записан. Теперь необходимо вычеркнуть те из них, которые неосуществимы вообще или в данный момент, а остальные привести в систему. Пи в коем случае нельзя допустить в это время запрещенную на первом этапе критику, так как многие могут из-за этого отказаться от такого метода работы в дальнейшем.  

Обратная мозговая атака проводится в том случае, если необходимо выявить недостатки и противоречия в техническом объекте, подлежащем усовершенствованию. При обратной мозговой атаке, в отличие от прямой, критическим замечаниям уделяется основное внимание, причем осуществляется выбор не общей, а сугубо конкретной технической (или технологической) задачи.  

Методом мозговой атаки можно рассматривать любую проблему, если она достаточно просто и ясно сформулирована. Этот метод можно использовать на любой стадии проектирования, как в начале, когда проблема еще окончательно не определена, так и позднее, когда уже выделены сложные под-проблемы.  

Концепция мозговой атаки, конечно, не изобретение нашего века.  

Метод мозговой атаки характеризуется открытым высказыванием мнений специалистов (на ci по решению конкретной задачи. При этом должны соблюдаться два условия: во-первых, sanpei суждений; во-вторых, предлагается высказывать любые идеи по решению данного вопроса без) ценности или возможности реализации. Все высказанные идеи фиксируются и после обсуждения дета. При этом выявляются рациональные моменты в каждом из высказанных предложений и на формулируется решение. Достоинством данного метода является возможность принятия решения за с срок.  

Как технология, позволяющая получать новые идеи для бизнеса, была разработана в 1953 г. американским изобретателем, психологом и предпринимателем А. Осборном. Этот вид организованных групповых дискуссий оказался довольно эффективным для генерации оригинальных идей.

Задолго до Осборна похожая стратегия использовалась на парусных судах. В трудных, опасных ситуациях созывался корабельный совет, на котором по порядку высказывались все. Причем предложение своего решения проблемы выдвигал сначала юнга, а потом, по возрастанию ранга доходила очередь до капитана. Прозвучавшие идеи обсуждались, для воплощения в реальность выбирались лучшие.

Мозговая атака. В чем суть?

Сущность «брейнсторминга» заключается в «стихийном» (следует из названия) разрушении имеющихся стереотипов, создании абсолютно новых решений, шаблонов.

Благодаря групповой форме взаимодействия участников мозгового штурма возможность высказаться получает каждый.

Мозговая атака, в зависимости от разновидности, имеет 2-3 этапа:

  • Выдвижение идей (возможны любые предложения, мысли, даже фантастические). Запрещена любая критика.
  • Обсуждение прозвучавших предложений. Отбор, ранжирование лучших идей.
  • Выбор самой удачной идеи / генерация новой на основе списка лучших мыслей.

Преимущества и недостатки стратегии «мозговой штурм»

Как избежать минусов, применяя мозговую атаку? Учесть психологические особенности учащихся, сформировать группы из детей разного уровня учебной подготовленности, четко спланировать направления поиска.

Виды мозговой атаки

Существует несколько разновидностей мозговой атаки / штурма (МШ):

  • классический/ прямой (описание выше);
  • теневой;
  • обратный;
  • комбинированный;
  • индивидуальный;
  • челночный;
  • МШ на доске;
  • «соло» ;
  • визуальный;
  • брейнрайтинг.

Характеристика разновидностей мозгового штурма, примеры их использования

Обратный мозговой штурм

Ученикам предъявляется образец выполненной работы с определенным количеством недостатков, недочетов. Задача участников дискуссии:

  • найти недостатки,
  • разработать план/ проект новой работы, где недочеты будут устранены.

Например, детям предлагается неудачный пример скворечника. Вместе они определят, в чем ошибки мастера, разработают чертеж «правильного» скворечника.

На уроке географии ученикам выдается макет местности, топографическая карта этой же местности с ошибочным размещением объектов. Предлагается короткая история о заблудившейся девочке, которой нужно было, пользуясь картой, пройти от леса до реки и т.д. Почему девочка заблудилась? Найдите ошибки в обозначениях на карте, составьте правильную карту местности.

Теневой МШ

Существование такого вида мозгового штурма обусловлено психологическими особенностями отдельных учащихся, которые не в состоянии во время дискуссии проявить свои творческие способности. В таком случае, класс делится на две группы: активную, теневую. Активная группа генерирует идеи, представители «теневого кабинета» молчат, наблюдают со стороны, письменно фиксируют возникающие в ходе обсуждения собственные предложения.

Следующим этапом записи обеих групп передаются экспертам, которые осуществляют выборку наилучших идей, улучшают понравившиеся или разрабатывают новые на основе предоставленных предложений.

Комбинированный МШ

Прямой, обратный, теневой мозговой штурм могут использоваться в различных комбинациях.

Чтобы активизировать, усилить мыслительную деятельность участников, применяют двойную прямую мозговую атаку . Работа по одной проблеме осуществляется на двух уроках, интервал между ними должен быть в несколько дней. В промежутке между первым и вторым прямым мозговым штурмом подсознание продолжает генерировать идеи.

Комбинацию обратного и прямого мозгового штурма применяют для анализа выполненной работы, выявления ее недостатков на первом этапе, разработки принципиально нового проекта на втором этапе.

Индивидуальный мозговой штурм

Мозговая атака индивидуального типа схожа с коллективным прямым брейнстормингом. Один человек генерирует, записывает собственные идеи (4-9 мин.). Анализ, выборку лучших идей желательно делать через несколько дней.

Этот метод можно комбинировать с коллективным мозговым штурмом. Первый этап: запись собственных идей по проблеме — в качестве домашнего задания перед уроком, на котором планируется групповое обсуждение того же вопроса (второй этап).

Челночный МШ

Эта разновидность мозговой атаки придумана для людей, чьи критические способности не дают развить собственные идеи. С учетом этих особенностей класс делится на группы . Одна группа, разработав свои предложения, передает их группе «критиков». После обработки, улучшения самых перспективных идей, задача доопределяется, передается вновь первой группе. Такой взаимообмен идеями можно проводить в классной параллели.

МШ на доске

Идеально подходит для этапа целеполагания на уроке по ФГОС . Учитель задает наводящие вопросы, учащиеся высказывают свои предположения по поводу темы, задач урока, способов их достижения, пунктов плана работы. Результаты мозговой атаки учитель фиксирует на доске.

«Соло»

Этот вид мозгового штурма может быть как индивидуальным, так и коллективным. Учитель задает глобальный вопрос, информацию по которому ученики будут собирать в течение всего периода изучения определенной темы в учебнике. Возникающие идеи, предложения дети фиксируют на специальных карточках / в тетради. Запустить «штурм» можно в начале темы, а результаты обсудить в конце.

Визуальный МШ

Суть метода в зарисовке возникающих идей. Пример: ученикам предлагается изречение, наиболее полно отражающее суть / проблему урока.

Первый этап: Дети в группах обсуждают смысл фразы, делают к ней иллюстрацию, вкладывая в нее свое понимание проблемы. Это может быть коллаж идей.

Второй этап: представители каждой группы выходят к доске, показывают свои зарисовки, аргументируют такое изображение изречения.

Третий этап: совместно выдвигаются идеи, содержащие наилучшие предложения, делается общая зарисовка.

Брейнрайтинг

Принцип технологии брейнрайтинга отличается от прямого мозгового штурма, тем, что все участники записывают идею на листке бумаге, далее каждый передает свой листок следующему, тот прочитывает, дописывает свою мысль, возникшую после прочтения. Весь процесс должен занимать не более 15 минут. Обсуждение и критика идей начинается только после последней записи.

Использование стратегии мозговой атаки в соответствии с новым ФГОС вполне оправдано. Технология развивает самостоятельность учеников, познавательную активность, повышает учебную мотивацию. Используются разные формы работы: индивидуальный, групповой, коллективный. Применение мозгового штурма возможно на любом этапе урока, если такой тип работы способствует достижению поставленной цели.

Источники информации

  • 1) Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. Панфилова А.П.
  • 2) Попова М.Н. "Приемы и стратегии в педагогических технологиях на различных этапах урока. Мозговой штурм" http://nsportal.ru/ https://goo.gl/N6BWhb

Одним из методов творческого поиска маркетинговых и стратегических решений выступает «мозговая атака». «Мозговая атака» (брейнсторминг) - процедура группового креативного мышления, точнее - это средство получения от группы лиц максимального количества идей за короткий промежуток времени. Считается нормой, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей.

Известно немало разновидностей схем «мозговой атаки». Далее предлагается схема, составленная с учетом особенностей поведения наших руководителей производством. Данная схема включает ряд фаз:

1. Подготовка . Выбор проблемы и проработка ее путем индивидуальных реактивных приемов. Например:

  • проблема - «как преуспеть в определенной области?»;
  • выбор главного пути решения выдвинутой проблемы;
  • тестирование всех появляющихся в поле сознания путей.

Такая подготовительная работа дает возможность предпринимателю оценить суть проблемы и сделать выводы о главных направлениях групповой работы.

2. Формирование креативной группы . Наибольший успех «мозговой атаки» будет обеспечен при соблюдении следующих условий:

  • группа должна состоять примерно из 10 человек;
  • социальный статус участников должен быть примерно равным;
  • в группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников. Лица, обладающие специальными знаниями, слишком искусные в том или ином деле, - нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение других участников;
  • обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Участники должны быть в состоянии релаксации. Кресла должны быть расположены по кругу. Стол не обязателен. Необходимо иметь две-три классные доски;
  • руководитель должен быть ведущим. Ему следует воздерживаться от давления на участников;
  • в группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют высказывания и поведение ораторов.

3. Процедура «мозговой атаки» . Здесь выделяются 3 этапа:

  • Вступление . Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет проблему. Проблемы записываются на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске.
  • Генерация идей . Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. Как только происходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно появляются новые идеи. Если этого не происходит, то ведущий выдаст бланки с вопросами, ответы на которые порождают новые идеи.
  • Вопросы : «Каким образом сокращаются издержки производства?», «Где кроются резервы конкурентоспособности?», «Какова политика руководства по вопросу заработной платы?» и т.д.

4. Заключение . Здесь может быть 2 варианта:

  • Классический вариант . Ведущий благодарит участников за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения применения на практике. Если у участников брейнсторминга возникнут новые идеи, то они могут передать их в письменном виде руководителю дискуссии. Как видно, это не лучшая процедура завершения «мозговой атаки». В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части встречи.
  • Облегченный вариант . Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы:

1. Участники дискуссии разрабатывают критерии оценки идей. Эти критерии выписываются на доске, располагаясь по степени важности.
2. Выдвинутые идеи группируются по соответствующим основаниям, которые различаются содержанием идей.
3. Определяется наиболее перспективная группа идей. Каждая идея в этой группе оценивается в соответствии с критериями оценки.
4. Тестирование идей методом «от противного»: «Каким образом провалится данная идея, если ее реализовать?»
5. Определяются наиболее «дикие» идеи, которые пытаются переделать в реализуемые.


6. Каждый участник как бы вновь проделывает «мозговую атаку» для себя лично, создавая на основе уже зафиксированных идей, нечто новое.
7. Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику.
8. Распространение ценных идей о том, как преуспеть на рынке по сферам производства:
  • планирование и прогнозирование;
  • маркетинг;
  • оперативное управление производством;
  • управление персоналом.

Методика проведения «мозговой атаки»

  • генерация идей;
  • селекция идей и получение решения.

Требования к проведению совещания.

Этапы «мозговой атаки»:

  1. подготовка к «мозговому штурму»,
  2. проведение «мозгового штурма»,
  3. запись идей.

1. Подготовка организатора к совещанию состоит:

  • в изучении проблемы и вычленении технического, организационного или экономического противоречия, мешающего внедрению известных решений;
  • в четкой формулировке цели атаки (новый вид продукции, новая технология, новый исходный материал, сфера применения и т.д.);
  • в подготовке предварительных вариантов решения;
  • в подборе участников (различных специалистов).

2. Проведение атаки:

  • раскрепощение внутреннего контроля человека;
  • создание дружелюбной и свободной атмосферы;
  • запрещение критики выдвинутых идей;
  • побуждение к выдвижению оригинальных идей;
  • запись всех предложений в наглядном виде.

3. Запись идей:

  • наглядная запись на доске во время атаки,
  • запись на аудио-носитель,
  • сохранение для дальнейшей селекции.

Селекция выработанных идей:

  • первая группировка по признаку: применяемые - неприменяемые;
  • вторая группировка из неприменяемых по признакам: а) реализуемые; б) труднореализуемые;в) нереализуемые (запрет физических, моральных, правовых, экономических законов);
  • из нереализуемых выбрать безумные и оригинальные - в них находятся рациональные зерна и переносятся на реализуемые или труднореализуемые;
  • возможность продолжение «мозговой атаки» с новой проблемой, выявившейся в ходе предыдущего совещания.

Мозговая атака

Метод мозговых атак (мозговой штурм) - это групповое решение творческой проблемы, обеспечиваемое и облегчаемое рядом особых приемов. Мозговая атака была предложена в конце 30-х годов как метод, направленный на активизацию творческой мысли, для этого применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека, тем самым повышающие его уверенность в себе и проявляющие механизмы творческого акта. Как известно, творческая эффективность большинства людей определяется не только их талантом, но и возможностью максимальной реализации своих творческих потенций, поэтому в основе метода мозговой атаки лежит предположение, что снижение критичности человека к своим возможностям оптимизирует условия для творчества. В начальный период творчества многие изобретатели и ученые затрачивают значительные усилия на то, чтобы заглушить в себе голос внутреннего критика (пока произведение творческой мысли еще находится «в эмбриональном» состоянии, оно может выглядеть непривлекательно даже в глазах своего творца).

Снижение критичности в процессе мозгового штурма достигается двумя путями. Первый - прямая инструкция: быть свободным, творческим, оригинальным, подавить критичность к себе и своим идеям, не бояться оценки окружающих. Цель инструкции - изменение внутренней позиции, установки личности по отношению к своим способностям. Второй путь - создание благоприятных внешних условий: сочувствие, поддержка и одобрение партнеров. Ведущий прилагает специальные усилия для создания особой располагающей атмосферы. В такой обстановке ослабевает внутренний контроль и облегчается включение в творческий процесс. Ведь иногда одной критической реплики достаточно, чтобы интересное, но рискованное предложение на ходу было заменено другим - проверенным, но неинтересным. В мозговой атаке не только облегчается преодоление внутренних барьеров у отдельных членов группы, ее достоинство состоит в том, что она открывает возможность перехода на чужую логику - логику соседа, таким образом, творческие потенциалы всех участников атаки как бы суммируются.

В ходе тренировки участники приобретают умение доброжелательно спорить, слушать, задавать вопросы, поощрять, критиковать. Очень часто люди не могут отделить то, что они действительно видят, от того, что они настроены увидеть под давлением своего предубеждения, поэтому надо научить человека наблюдать непредвзято и по возможности объективно. Вместе с развитием наблюдательности совершенствуется и способность к самонаблюдению и одновременно становится более объективным отношение к себе.

В сеансе мозговой атаки каждый участник свободно выдвигает свои предложения по решению рассматриваемой задачи, при этом критика запрещена полностью.

Метод способствует не только преодолению мыслительных стереотипов, но и снимает социальные и субординационные запреты, налагаемые каждым человеком на свои высказывания при обычном разговоре! Работая в группе, легче видеть недостатки в идеях партнеров по атаке, чем в своих собственных. Тот член группы, который формулирует текущее предложение, внимание которого полностью занято, может не заметить и не оценить намека на решение, содержавшегося в качестве второстепенной детали в его предложении. Другой, наблюдая со стороны, оказывается в более благоприятных условиях. Для него эти второстепенные детали выступают как намек на нужное решение, и он может его использовать при анализе качества предложения и его совершенствовании.

Поскольку основные правила проведения мозгового штурма исключают всякую критику, каждый участник убежден, что можно высказать любую мысль без боязни, что ее признают смешной или несостоятельной. В процессе работы ведущий задает вопросы и всячески поощряет необузданное ассоциирование участников группы. Вопросы ведущего должны быть сформулированы так, чтобы сломать лед и побудить участников начать говорить, например: «Полностью ли Вы разделяете эту идею?» Ведущий просит участников переформулировать свои высказывания таким образом, чтобы превратить их из оценочных в содержательные: «Это не просто хорошо, а хорошо потому что…» Чем более дикая (маловероятная) идея предлагается, тем большее поощрение она встречает со стороны ведущего. Количество идей должно быть как можно большим, в процессе атаки каждому разрешается как угодно комбинировать, видоизменять и улучшать идеи, высказанные другими участниками. Обычно прежде чем участник начнет излагать поправку, дополнение или развитие идеи предыдущего товарища, ведущий рекомендует в двух словах повторить его идею и спросить, правильно ли его поняли. Взаимное поощрение способствует рождению множества предложений, их взаимодействие нередко порождает новые идеи, до которых ни один из участников не додумался бы самостоятельно.

На эффективность коллективной работы группы влияет не только ее количественный состав, но и опыт, стиль работы и профессия каждого ее члена. Психологический барьер отдельного человека преодолевается легче, если группа более разнородна по составу. Групповая форма работы делает внутренние барьеры отдельных членов группы более уязвимыми и менее стойкими. Имея разный жизненный и профессиональный опыт, разные установки и личностные табу, они задают друг другу такие вопросы, какие не могли бы задать самим себе, будучи ограниченными собственными внутренними барьерами и установками. Так в условиях групповой атаки быстрее обнаруживаются и преодолеваются противоречия в рассуждениях и логические ошибки отдельных ее участников.

Занятие проводится следующим образом. Производится обдуманное размещение участников мозговой атаки, так как оно оказывает существенное влияние на их активность, на единство и целостность в работе группы. Для тех, кто сидит сзади или с края, включиться в общий разговор труднее, поэтому желательно расположить участников лицом друг к другу. Затем ведущий ставит перед группой проблему и просит членов группы предложить как можно больше вариантов решения без предварительного обдумывания за небольшой промежуток времени. Время атаки колеблется от нескольких минут до часа. Ни один из предложенных вариантов не только не подвергается критике, но, наоборот, всячески поощряется, стимулируется выдвижение необычных и даже совсем нереальных идей. Время выступления каждого участника, как правило, не более 1–2 минут, выступать можно много раз, но желательно не подряд. Все выступления как можно точнее записываются, все предложения, включая самые ценные идеи, являются плодами коллективного труда и не персонифицируются. Мозговой штурм обычно заканчивается, когда поток предложений иссякает.

На занятиях используют и специальные приемы активизации мышления: списки контрольных вопросов, расчленение, изложение задачи неспециалисту. С помощью списка поиск направляется наводящими вопросами. Для каждой специальной области составляют перечень разнообразных вопросов, каждый участник атаки задает их себе последовательно в процессе решения задачи, что активизирует его мысль, позволяя поворачивать и рассматривать вопрос с разных сторон. Ответы на вопросы из списка иногда позволяют найти выход из тупика. Вот типичные вопросы: «А если сделать наоборот? А если заменить эту задачу другой? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал?

Еще для чего это изделие (узел, материал) может быть использовано точно в таком виде, в каком оно находится сейчас? А с изменениями (если сделать его больше, меньше, сильнее, слабее, тяжелее, легче и т. д.)? В сочетании с чем-нибудь другим? Нельзя ли перекомпоновать, объединить, заменить?».

Расчленение включает четыре последовательных шага. Вначале все составные части конструкции, подлежащей совершенствованию, записывают на отдельные карточки. Затем на каждой последовательно перечисляют максимальное количество характерных признаков соответствующей части. После этого необходимо оценить значение и роль каждого признака для функций данной части (должны ли они оставаться неизменными с точки зрения реализации своих функций) и подчеркнуть разным цветом те признаки, которые совсем нельзя менять, те, которые можно менять в заданных пределах, и те, которые можно менять в любых пределах. В заключение все карточки выкладываются на стол одновременно и анализируются как общее поле приложения усилий. Существо техники расчленения заключается, с нашей точки зрения, в одновременной обозримости всего множества элементов, подлежащих преобразованию, т. е. в активизации не только аналитических возможностей левого полушария головного мозга, но и синтетических - правого.

При решении новой задачи может оказаться полезным выяснение мнения других. Само изложение кому-нибудь трудной проблемы часто помогает кристаллизации мыслей и приближает решение. Однако если задача обсуждается со специалистами, то многие детали опускаются как понятные сами по себе, поэтому полезно излагать задачу неспециалисту в данной области, что заставляет ее упрощать. Простое изложение задачи проясняет проблему и для автора и тем самым приближает решение, которое вначале затуманивается техническими подробностями.

В процессе атаки поощряется порождение неожиданных ассоциаций. Для этого предлагают напрячь память и представить возможные связи между деталями данной задачи и другими задачами того же плана, затем расслабиться и увязать решаемую задачу с тем, что первым придет на ум. Иногда кажется, что возникшая мысль не имеет абсолютно никакого отношения к решению данной задачи, и лишь позднее выясняется, что именно в этой мысли заложен нужный ответ.

Условия решаемой задачи обязательно должны быть освобождены от специальной терминологии и представлены в возможно обобщенной форме, поскольку термины навязывают старые и неизменные представления об объекте (мы уже указывали на пользу переформулирования задачи в разделе о мышлении). Если в условиях задачи речь идет, например, о повышении скорости ледокола, то термин «ледокол» сразу ограничивает рассматриваемый круг идей: надо колоть, ломать, разрушать лед. Простая мысль о том, что дело вовсе не в разрушении льда и что главное - продвигаться сквозь лед, а не колоть его, в этом случае оказывается за психологическим барьером .

Во время занятия руководитель излагает проблему и просит каждого члена группы высказать свои соображения по поводу ее решения, не смущаясь при этом выдвижением самых невероятных предположений. Руководитель не допускает никакого обсуждения достоинств и недостатков высказанных соображений до тех пор, пока не прекратится поступление новых идей. Группа уверена, что любая высказанная мысль, какой бы далекой от решения и глупой она ни оказалась, может внести определенный вклад в уточнение задачи, что, в свою очередь, приблизит решение проблемы. Руководящему мозговой атакой полезно иметь наготове несколько подходящих реплик для управления работой группы, например: «Пожалуйста, теперь попробуйте вы. Кто еще хотел бы что-нибудь добавить и дополнить, доопределить?» Он должен демонстрировать уверенность в успехе, заражать участников оптимизмом и поддерживать непринужденную обстановку. Когда группа истощит запас своих идей, открывается дискуссия для объединения и развития предложенных соображений в единое целое - практическое решение рассматриваемой проблемы.

Метод мозгового штурма используется не только для обучения, но и как практический прием решения сложных и творческих задач. Для этого его иногда модифицируют. Одна из модификаций - челночный метод. Как известно, одни люди больше склонны к генерированию идей, другие - к их критическому анализу. Например, известный физик П. Эренфест постоянно страдал от того, что его критические способности опережали конструктивные. Такая повышенная критичность не позволяла созревать и укрепиться даже его собственным идеям. При обычных обсуждениях проблем творцы и критики, оказываясь вместе, мешают друг другу. В условиях челночной мозговой атаки эта несовместимость устраняется тем, что подбираются две группы участников с учетом способностей каждого - для генерации идей и для критики. Эти группы работают в разных помещениях. Мозговая атака начинается в группе генерации идей, руководитель излагает проблему, просит каждого внести свои предложения, записывает все полученные предложения, объявляет в этой группе перерыв и передает их в группу критики. Критики отбирают самые интересные и перспективные предложения и на их основе доопределяют задачу, которая после перерыва вновь предлагается группе генерации идей. Работа повторяется циклически до получения приемлемого результата. Группа всего из шести человек может выдвинуть в процессе атаки за 30 минут до 150 идей. Группа, работающая обычными методами, никогда не пришла бы к мысли, что рассматриваемая ею проблема имеет такое разнообразие аспектов.

Близкая к мозговой атаке методика «синектика» - способ стимуляции воображения. Буквально, синектика - это соединение вместе разнородных элементов. Группа синектики обычно состоит из специалистов разных областей. Столкновение самых неожиданных мнений, невероятных аналогий приводит к расширению поля идей, рождению новых подходов к решению проблемы и позволяет выйти за рамки узкопрофессиональных возможностей, чаще используются аналогии из других областей знаний или фантастические аналогии, при которых проблема решается мысленно, как в волшебной сказке.

Группа, работающая по методике «синектика», использует различные аналогии, способствующие спонтанному мышлению: прямые, субъективные, символические и фантастические. Прямые аналогии часто находят в биологических системах, решающих сходные задачи. Например, наблюдение за червем-древоточцем, пробуравливающем в древесине трубчатый канал, навело Брюнеля на мысль о кессонном методе строительства подводных сооружений.

Субъективные аналогии заставляют представить, как можно использовать свое тело для достижения искомого результата или что человек почувствует, если вообразит себя данной деталью. При символических аналогиях характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, а фантастические требуют представить себе вещи такими, какими мы хотели бы их видеть. Допускается игнорирование физических законов, например использование антигравитации. Синектика возбуждает и использует аналогии как средство смещения процесса с уровня осознанного мышления на уровень подсознательной активности.

Метод мозгового штурма широко используется в СССР. Накоплен значительный опыт применения его в вузах, промышленности и научно-исследовательских организациях. Мозговая атака используется и как способ решения проблем, и как метод усвоения знаний, поскольку знания и опыт всех участников дискуссии становятся доступными для каждого и могут быть эффективно усвоены в ходе обсуждения. По мере накопления опыта группового обсуждения проблем участники приобретают такие полезные навыки, как умение кратко и точно излагать свою позицию, правильно воспринимать чужую и способность подчиняться заданным правилам дискуссии .

Из книги Супермышление автора Бьюзен Тони

Глава 6 «МОЗГОВАЯ АТАКА» КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В данной главе читатель знакомится с системой обработки информации, лежащей в основе радиантного мышления. Посредством практических упражнений вы получите представление об огромном потенциале, которым обладает ваш мозг в части

Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. автора Пинт Александр Александрович

Глава 7 «МОЗГОВАЯ АТАКА» КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗЫ В настоящей главе обсуждаются результаты исследований, которые взбудоражили научный мир. Наряду с практическими упражнениями, предлагаемыми ниже, полученные вами знания позволят вам получить доступ к огромному потенциалу

Из книги Мозг и душа [Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир] автора Фрит Крис

Мозговая клетка Земли - Нет. Я бы так не сказал. Давайте попробуем посмотреть на это с точки зрения целостности. Что такое целостность? Возьмем наиболее близкую нам целостность - наше тело. Тело представляет собой целостность. Оно состоит из множества клеток. Эти клетки

Из книги Жесткие переговоры: победить нельзя проиграть автора Козлов Владимир

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Этап 3. Атака В процессе расслабленного разговора с собеседником, в режиме «кстати, вспомнил, что хотел задать вопрос…» задается дополнительный вопрос – детализация по информации предыдущего этапа беседы. Вопрос должен быть привязан к максимально конкретной детали,

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Лекция VII. Внутренняя речь и ее мозговая организация Мы проследили первые этапы формирования регулирующей функции слова, в результате которого у ребенка постепенно возникает способность подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Мы видели, что на этих этапах

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Мозговая организация регулирующей функции речи Каковы те мозговые механизмы, которые обеспечивают регулирующую роль сначала внешней, а затем внутренней речи? Каковы мозговые механизмы, лежащие в основе сознательного волевого акта человека?Вряд ли психология

Из книги Основы личной безопасности автора Самойлов Дмитрий

Лекция XV. Мозговая организация речевой деятельности. Патология речевого высказывания Выше мы подробно осветили основные вопросы психологии речевой деятельности.Мы остановились на структуре слова и фразы, на происхождении этих основных составных единиц языка, на

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Мозговая организация мотивационной основы и программирования речевого высказывания Выше уже говорилось о том, что речевое высказывание начинается с наличия известного мотива - передать что-либо другому, попросить о чем-либо или уяснить какую-либо мысль. Если этот

Из книги автора

Мозговая организация синтагматического строения высказывания Известно, что наличие мотива высказывания, потребности что-то сообщить, потребовать что-то или уяснить какое-либо содержание требуют создания определенной схемы, обеспечивающей речевую формулировку этого

Из книги автора

Мозговая организация парадигматического строения речевых процессов До сих пор речь шла о тех нарушениях речевой деятельности, которые возникают при поражении отдельных этапов перехода от мысли к развернутому высказыванию. Описанные нарушения речевого высказывания

Атака Большинство современных единоборств и систем самообороны сосредоточиваются именно на противодействии самой атаке, упуская три предшествующих ей этапа, на которых само нападение можно было предотвратить. Недостатки такого подхода очевидны.1. Самозащита на этом

Из книги автора

Атака на гиппокамп Глюкокортикоиды (разновидность стероидного гормона), которые выделяет организм во время эмоциональных всплесков и в условиях хронического стресса, разрушают нейроны гиппокампа. Когда Джесси испытывает стресс, ее тянет к чему-то родному и знакомому. У

Выбор редакции
Солдаты, одетые в костюмы химической защиты, пробираются через туннель в Кэмп Стенли, Южная Корея. В Корее угроза «туннельной войны» со...

Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...
Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...