Борисоглебский монастырь. Прогулка за стенами монастыря


Время на осмотр : два часа.

Зачем ехать в Борисоглебский : Борисоглебский монастырь — едва ли не самый целостный в России архитектурный ансамбль XVI—XVII веков.

Сретенская надвратная церковь (1692).
Фото: Ярослав Блантер

Борисоглебский монастырь .

Стена монастыря в 10—12 метров высотой и три метра толщиной, четырехугольная в плане, имеет длину чуть больше километра (по периметру). Стены с башнями современном виде были сооружены в середине XVII века. Четыре из четырнадцати башен расположены по углам монастыря и незатейливо называются северо-западная , северо-восточная (самая высокая), юго-западная и юго-восточная . Остальные башни и вовсе не имеют названия. Западная и восточная стены монастыря содержат по две промежуточных башни каждая, еще две примыкают к воротам в южной стене, две (круглые) — к воротам в северной, а еще две находятся в северной стене между воротами и угловыми башнями.

Обе надвратные церкви украшены замечательными резными галереями. Южная пятиглавая Сергиевская церковь иногда датируется серединой XVI века и приписывается Григорию Борисову (этому нет никаких документальных подтверждений), иногда — 1679 годом, и связывается с именем ростовского митрополита Ионы Сысоевича, перестроившего в то же время весть ростовский кремль (о его деятельности мы подробно рассказали в статье про Ростов). Не вызывает сомнения, что церковь как минимум перестраивали в конце XVII века — резьба на галерее однозначно выдает время постройки. На Святых воротах под церковью сохранились фрески XVII века. Эти ворота выходят в парк и создают впечатление глуши и уединенности. Наоборот, северные ворота со Сретенской церковью (1692) соединяют монастырь с бывшей слободой — поселком Борисоглебский. В отличие от кирпичной неоштукатуренной Сергиевской церкви, Сретенская и две примыкающие к ней круглые башни покрашены в желый цвет, при этом галерея и некоторые детали фасада оставлены белыми. Добавим к этому стройность пятиглавого храма, резную галерею и витые колонны, и получим одну из самых красивых церквей XVII века в России.

Самое большое здание внутри монастыря — кубический пятиглавый Борисоглебский собор , построенный в 1522—1523 годах под руководством Григория Борисова, хотя и тут его участие документально не подтверждено. Именно в соборе хранятся мощи Феодора, Павла и Иринарха. Внутренний интерьер необычный: своды опираются на четыре столба, что создает эффект объема. В XVII веке собор был несколько перестроен, добавлены внешние декоративные элементы, а в начале XIX века был построен придел Ильи Пророка. Росписи собора были выполнены в начале XX века художником Егоровым по мотивам росписей Виктора Михайловича Васнецова в киевском Владимирском соборе.

Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524—1526) — единственное здание монастыря, достоверно построенное Григорием Борисовым (об этом имеется упоминание в летописи). Это домовая церковь настоятеля монастыря. В XVII веке к ней было пристроено крыльцо, украшенное изразцами и каменной резьбой, как это часто делалось в то время. С другой стороны к церкви примыкают настоятельские покои , первый этаж которых был сооружен в первой половине XVI века, а второй — в XVII веке.

Наконец, третье крупное и, возможно, самое необычное здание внутри монастыря — звонница , построенная в 1690 году явно по мотивам звонницы в Ростовском кремле. Основное ее здание, с тремя маленькими главками, трехъярусное, к нему пристроено резное крыльцо. Все колокола были утеряны при советской власти, сейчас на звоннице 19 новых колоколов. Кроме этого, на территории монастыря сохранились двухэтажные старые настоятельские покои (XVI—XVII века), братский корпус (XVI век), просфорный корпус (монастырская кухня, XVI—XVII века) и архимандричьи кельи (XVIII век). В целом монастырь производит удивительное впечатление. В конце XVII века его явно пытались перестроить по той же схеме, что и ростовский архиерейский двор — да и занимался этими двумя проектами один и тот же человек, Иона Сысоевич. Но в Ростове получился лабиринт из зданий: в центре сделали пруд, а на все остальное места не хватило, пришлось даже задействовать второй ярус. В Борисоглебском же монастыре на огромной территории, чуть ли не больше, чем в Ростове, стоит всего несколько зданий. В результате получилось ощущение огромного пристранства внутри стены: тут проложены дорожки, растут деревья, да так, что стену видно не из любой точки монастыря, и можно подумать, что находишься где-то в лесу или в парке.

Всего в 18 км от Ростова расположен поражающий воображение Борисоглебский монастырь. Он отлично сохранился, особенно если учитывать его преклонный возраст. Массивные стены обители вызывают некоторое недоумение: неужели монахам необходима такая надежная защита от мирских сует? Ярославской области - это настоящая крепость со своими башнями, воротами и бойницами. Ведь смутное время, в которое он воздвигался, было омрачено татарскими набегами, княжескими междоусобицами, польскими вторжениями.

Возникновение монастыря

Монастырь основан во времена Дмитрия Донского в 1363 году новгородскими иноками Федором и Павлом. Благословение на его возведение дал сам Сергий Радонежский. Небольшую деревянную обитель построили на холме, вблизи небольшой реки Устье. Святыми покровителями для будущего храма были выбраны благоверные широко почитавшиеся на Руси в то время. Территория его была обнесена укрепленными стенами, а внутри построены церковные здания. Новый Борисоглебский монастырь в Ярославской области быстро обрел добрую славу, в него потянулись паломники. великий московский князь, нашел здесь убежище, а позже крестил здесь своего сына, будущего наследника русского престола, Ивана III. А легендарный Пересвет в этих стенах принял свой постриг. Самая яркая страница обители - это житие преподобного Иринарха. Родился он в 1547 году в соседнем селе Кондаково. До 30 лет жил в миру, носил имя Илия, а затем пришел в Ростовскую Борисоглебскую обитель.

Иринарх Затворник

В Борисоглебском монастыре Ярославской области он принял постриг и стал зваться Иринарх. Здесь в горячей молитве он озарился знамением жить для Бога, а через некоторое время получил благословение на свой подвиг - добровольный затвор. В тесной келье, скованный цепями и оковами, обвешанный крестами и укрощающий плоть железной палкой, он усердно трудился во славу Господа. Иринарх провел в «заточении», непрерывно молясь о спасении, 38 лет. Обладал он даром предвидения и особенным бесстрашием: царю Василию Шуйскому он предсказал нападение поляков на Русь, а Сапеге, польскому гетману, скорую погибель, коли тот не уберется с земли русской. Предводителям народного ополчения, Минину и Пожарскому, он послал благословение на сражение и один из своих крестов. Духовный подвиг Иринарха был оценен современниками, его терпению «дивились ангелы», а страдания изумляли всю Русь. К нему отовсюду шли за благословением, исцелением, чудом. Посмертно Иринарх Затворник был канонизирован и возведен в ранг почитаемых святых.

Каменное строительство

После полной обветшалости деревянных строений Борисоглебский мужской монастырь Ярославской области с 1522 года начинает «одеваться» в камень. Организовал переустройство святой обители Ростовский зодчий Григорий Борисов. В XVII веке масштабное строительство проходило по указанию митрополита Ростовского Иона Сысоевича. Были перестроены все существующие здания, возведены новые. Монастырь превратился в мощную крепость, защищавшую западную границу Руси. Стены его уникальны: их продолжительность больше 1 км, толщина до 3 м, высота 10-12 м; приспособлены они и под ведение боевых действий, и под проведение крестных ходов. По периметру построено 14 башен. Самая высокая из них расположена с северо-востока, в высоту она достигает 38 м. В ограде находятся 2 ворот: северные и южные. Над северными в XVI-XVII веках была воздвигнута Сретенская надвратная церковь, отличающаяся легкостью, нарядностью и красотой. Над южными в 1679 году построена Сергиевская надвратная церковь, получившая свое название в честь Сергия Радонежского. Самая древняя постройка относится к 1526 году - это здание Борисоглебского собора. Именно здесь покоятся святые мощи преподобного Иринарха, иноков-основателей Федора и Павла.

Московские князья высоко ценили Борисоглебскую обитель и почитали ее за «домашнюю». В XVIII веке монастырь стал центром местных слобод, здесь активно развивались ремесленные промыслы, проводились пышные ярмарки. В конце века Екатерина II передала значительную часть монастырских земель своему фавориту, графу Орлову. В то время большинство ценностей обители было разворовано и распродано. Но к началу XX века монастырь обрел устойчивое положение, он был почитаем и начальством, и паломниками.

Приход советской власти был ознаменован всеобщим гонением церкви, религии. Несмотря на то что в 1924 году Борисоглебский монастырь Ярославской области упразднили, богослужения в нем продолжались до 1928 года. Монастырская звонница чудом избежала уничтожения, некоторые ценности успели переправить в Ростовский кремль и Третьяковскую галерею. И все же большая часть священных реликвий была безвозвратно утрачена. Какие только «интерпретации» не претерпела Борисоглебская обитель! С 1930 года здесь размещалось общежитие милиции и почтовое отделение, сберкасса и склады зерна, гаражи райпотребсоюза и электростанция, было налажено производство кондитерских и колбасных изделий. С 1970 года монастырь становится филиалом архитектурно-художественного

Наши дни

Борисоглебский монастырь Ярославской области, по описанию древних письменных источников, сохраняет свой внешний вид с конца XVII столетия. В 1989 году он начал действовать как приходской храм. Богослужения в нем восстановились в 1990 году, а в 1994 году он полностью возродился. Сегодня действующий мужской монастырь делит свою территорию, храмы и постройки с музеем. С 2015 года обитель была целиком предоставлена в управление православной церкви. Комплекс включает в себя несколько монастырских зданий, носящих звание памятников архитектуры, отлично сохранившихся, но, к сожалению, очень медленно реставрирующихся. Отсюда многочисленные отзывы посетителей территории монастыря об атмосферности, некоторой запущенности и обветшалости этого святого места.

Удивительная находка

Архитектор Александр Рыбников - личность в Борисоглебском известная. С конца 80-х годов он проводил на территории обители реставрационные работы. И когда в 90-е годы прошлого столетия группа реставраторов случайно провалилась в неопределенного вида полость, был случайно раскрыт внутристенный проход. Вход в него закрывало перекрытие XVIII века, а когда его вскрыли, всеобщему вниманию открылся свод XVI века, прекрасно сохранившийся до наших дней. Под ним располагались ниши, в которые были аккуратно уложены фрагменты старинных фресок. Рыбников называет свою работу и испытанием Божьим, и радостью, но тот случай в его практике и по сей день вызывает у него восторг.

Экскурсии по территории монастыря

Экскурсовод Борисоглебского монастыря Ярославской области Наталья Шеина в 2016 году победила в номинации «Лучший экскурсовод». Команда профессионалов собрала богатейшие материалы о Борисоглебских иеромонахах, прошлом и настоящем святой обители. Экскурсию по территории можно заказать в церковной лавке, находящейся у входа. Заранее уточняйте, входит ли в нее посещение храмов, так как иногда они закрыты для туристов.

В музее «Ростовский кремль», который делит территорию с монашеской братией, можно увидеть фото Борисоглебского монастыря Ярославской области в разные годы его существования, ознакомиться с его историей, узнать о быте послушников. Информация представлена в интересных и познавательных презентациях.

Важная информация: во время Крестного хода доступ на территорию монастыря ограничен, храмы закрыты. Отнеситесь к этому с уважением.

Богослужения в Борисоглебском соборе

Первой заботой братии стало восстановление в возрожденном монастыре святого источника. Благодаря помощи жителей Борисоглебского поселка и Ивановского села колодчик и купальня были построены в течение летних каникул. Слава о его целительной силе широко распространена, поэтому здесь многолюдно в любое время года. Затем восстановили келью великого святого Борисоглебского затворника Иринарха. А в 1997 году совершили 1-ый Иринарховский крестный ход, который стал ежегодной традицией. Ход продолжается 5 дней и имеет официальный сайт, на котором размещается информация о времени и месте проведения мероприятий. Более 10 лет в монастыре подвизаются иеродиакон, 3 иеромонаха, 2 монаха и 3 послушника. Они возродили святую традицию по воскресеньям, после Божественной литургии, обходить монастырские стены крестным ходом. От Пасхи и до Покрова обходят стены монастырская братия и прихожане, паломники и местные жители. У раки преподобного Иринарха служится молебен с Акафистом.

Расписание богослужений в Борисоглебском мужском монастыре Ярославской области схематично представлено в таблице.

Возрождение одноголосного пения

В Ростов Великий люди приезжают, чтобы приложиться к чудотворным иконам, поклониться святым мощам, ощутить благодатную силу живоносных источников и животворящего креста. А с недавних пор появилась возможность насладиться и особенным церковным пением под названием «Большой роспев». Его длинная история начинается с имени митрополита ростовского Варлаама Рогова, который в 1587 году возглавил Ростовскую кафедру, переименованную впоследствии в Метрополию.

По словам исследователя древнерусской музыки Н.П. Парфентьева, Варлаамовские крестные стихиры отличаются множеством пространных внутрислоговых мелодичных оборотов. С XVII века в Ростове, а затем и по всей России распространяется партесное пение. До начала XX века певческая церковная практика представляла собой весьма разнообразную картину, и по репертуару, и по силе исполнения.

В послереволюционный период, когда большинство храмов и монастырей были упразднены, стало практиковаться простое обиходное пение. С 1990-х годов, благодаря стараниям Б.П. Кутузова, при богослужениях возрождается знаменное пение. Летом 1997 года в святой обители появился новый насельник, ученик Кутузова, будущий отец Борисоглебского монастыря Ярославской области Сергий Швыдков.

Его силами постепенно было восстановлено «одноголосие», о котором он отзывается как о ларце с драгоценными камнями, когда попевки, наделенные своим цветом, складываются в палитру, цветную мозаику. Некоторые службы в монастыре целиком исполняются в технике «Большого роспева». Иеромонах Сергий вместе с последователями В.П. Кутузова поводят концерты, популяризируя знаменитый распев. Для этого был организован хор, школа для мальчиков и мужчин. Хочется привести несколько фраз иеромонаха, штатного клирика Сергия о распеве, ярче всего характеризующие его отношение к одноголосию: «…настроение…спокойствие жизни…умиротворение внутреннее…нету предела ни печали ни радости…ликование…радости духовной…молитвенное объединение людей…». Ростовский Борисоглебский монастырь Ярославской области, отец Сергий Швыдков и знаменитый распев являют собой неделимое явление жизни духовной.

Прогулка за стенами монастыря

Стены Борисоглебского монастыря скрывают красивейшие памятники древнерусского зодчества. Но и за их пределами, в одноименном поселке, есть интересные примечательные места, а точнее, памятники:

  • В 2005 году установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, скульптор Михаил Переяславец. Высота бронзового бюста, установленного на мраморный постамент, более 4 м. В далеком Пожарский приезжал за благословением к Иринарху, чтобы возглавить народное ополчение.
  • Тогда же, в 2005 году, Зураб Церетели установил скульптуру иноку Борисоглебского монастыря, богатырю Высота бронзового воина 3 м. Его смертельный поединок с Челубеем укрепил русский дух перед Куликовской битвой.
  • В 2006 году открыт еще один памятник Церетели. На свои собственные средства скульптор изготовил 3-метровую бронзовую статую Иринарху Затворнику и подарил ее Борисоглебскому поселку.
  • В 2007 году здесь появился единственный в РФ памятник «Боярину. Князю. Воеводе» Михаилу Скопнику-Шуйскому. Композиция Владимира Суровцева изображает полководца, не проигравшего ни одно сражение, верхом на коне. Перед всеми походами получал он благословение от Иринарха.

Современное житие монастырской братии

Монахи, живущие в Борисоглебском монастыре Ярославской области, несут ежедневные послушания и в трапезной, и в котельной, растапливают печи, ухаживают на своей территории за садом и огородом. А еще есть у монахов своя пасека. Монастырь принимает активное участие в программе «Погост», восстанавливая и благоустраивая районные кладбища, поддерживает военно-патриотический клуб для детей и юношества «Святогор» и духовно-нравственный клуб «Славяне» для дошкольников, выпускает газету «Монастырский рубеж».

Борисоглебский монастырь в Ярославской области, как доехать

Адрес Борисоглебского монастыря: Ярославская область, Борисоглебский р-он, п. Борисоглебский, пл. Советская, 10.

В Ростов Великий ведет федеральная трасса М-8. Чтобы попасть в монастырь, необходимо добраться от Ростова до поселка Борисоглебский. Сделать это можно несколькими способами:

  • на собственно транспорте по шоссе Ростов-Углич;
  • рейсовым автобусом, отходящим с автовокзала или железнодорожного вокзала Ростова в направлении п. Борисоглебский.

Чудеса или благодать Божия

Местные жители и по сей день уверены в святости этого удивительного места. Рассказывают, что святой Иринарх своими молитвами изгнал всех гадов на 7 верст от монастыря, и змей здесь никогда не видели. Другая история повествует о таинственном исчезновении поклонного креста и святого источника в начале революции. А когда бригада реставраторов в 1990-х годов проводила здесь уникальную работу по выправлению практически разрушенной стены, она не только отрывалась в нужных местах точно по швам, но и самостоятельно возвращалась на место с большой скоростью. Чудеса ли это, остается только гадать. Но то, что Борисоглебское сердце бьется именно здесь, в стенах его монастыря, остается совершенно очевидным фактом.

Пос Борисоглебский расположен в южной части области, на правом берегу реки Устье, которая ниже, сливаясь с рекой Векса, образует Которосль , впадающую в Волгу в черте города Ярославля . Борисоглебский находится в 18 км к северо-западу от Ростова Великого . Год основания - 1363. Возник, как поселение вокруг Борисоглебского монастыря , который и поныне является главной достопримечательностью поселка.

Поселок первоначально назывался Борисоглебские слободы. Слободы принадлежали монастырю. Здесь жили ремесленники различных специальностей (шорники, кузнецы, плотники, каменщики и т.д.), которые выполняли заказы обители. По мере того, как богател и строился монастырь, росли и слободы вокруг него.

При секуляризации монастырских земель в 1764 году были отобраны земли, принадлежавшие Борисоглебскому монастырю. что подорвало экономику стоявшего далеко от крупных городов и торговых путей монастыря, и, соответственно, сказалось на экономике поселения. Владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову, в начале XIX века они перешли по наследству к Паниным.

Чуть позже монастырская слобода получила статус уездного города под названием Борисоглебск.

Большинство жителей Борисоглебска занимались ткачеством. В Борисоглебской волости повсеместно сеяли лен. Новина - льняное полотно, пользовалась большим спросом, скупать новину приезжали сюда даже из Москвы и Петербурга. Борисоглебцы изготавливали кирпич, изразцы, телеги, мебель, шили одежду, плотничали. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря проходила богатая ярмарка.

В здешних краях был развит отхожий промысел. Многие борисоглебцы становились жителями Петербурга, Казани, Ревеля и др. городов, богатели, имели собственную торговлю. Жители, не занимавшиеся отхожим промыслом, торговали на месте. Борисоглеб – поселение уникальное, не село, но еще и не город, это и определило специфику торговли. Крестьяне торговали здесь продукцией своих промыслов, купцы привозили сюда недорогие столичные товары.

В 1877 г. Борисоглебский монастырь строит каменные лавки по северной стене монастыря, в 1905 году - двухэтажный каменный дом напротив северо-западной угловой башни. Все эти лавки монастырь сдавал в аренду ростовским купцам и борисоглебским крестьянам, которые получили прекрасно оборудованные торговые места.

В конце XIX – начале XX вв. Борисоглебск был крупным волостным центром Ростовского уезда, в нем насчитывалось 222 дома с населением более 3,5 тыс. человек.

После революции город сделали селом, и только в 1962 году ему присвоили статус поселка городского типа и современное название Борисоглебский. Несколько раз поселок Борисоглебский пытались переименовать, но другие названия не прижились.

О существовании пос. Борисоглебский я узнал, только когда проезжал через него. Я бы и дальше не ведал, что такой есть, но когда проезжаешь мимо огромной (высотой в 3-этажный дом) крепостной стены просто невозможно заинтересоваться, что же это такое.

Формула пгт Борисоглебский очень проста. пгт Борисоглебский = Борисоглебский монастырь + небольшая светская надстройка. Монастырь тут поселкообразующее предприятие, все крутится вокруг него и даже в нем. Именно монастырю и принадлежат те огромные стены, которые привлекли мое внимание. Удивляться не стоит. Монастырь основан в 1363 году, а в те времена чем круче стены, тем спокойнее жилось, так что все логично.

История поселка довольно интересна. До конца XVIII века он существовал относительно спокойно, но потом был секуляризирован и передан графу Г. Орлову, его потомки перепродали землю Паниным в середине XIX века. После революции монастырь, конечно, закрыли, а площади отдали под различные мирские организации - почту, отделение Госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна, а также музей. С 1994 года монастырь снова стал работать по прежнему церковному профилю.



Для меня стены Борисоглебского монастыря оказались чуть ли не самым интересным местом всей поездки по Золотому кольцу. Что нагляднее демонстрирует историю, чем огромная стена, которую построили наши предки, чтобы отбиваться от врагов.

В современном мире одну из стен приспособили под торговлю.

Пофотографировать я был бы рад и внутри, но табличка около входа недвусмысленно намекнула, что гостям в монастыре не рады. Во всяком случае таким как мы. Так что вместо того пришлось погулять по самому Борисоглебскому.

Кроме монастыря там есть ровно одна достопримечательность. Вернее их как бы три, но можно объединить в одну. Поселок почему-то облюбовал скульптор Зураб Церетели. Он сделал для поселка сразу три скульптуры – Александра Пересвета, князя Пожарского и местную историческую знаменитость затворника Иринарха.




Все, больше смотреть в Борисоглебском нечего. Разве что народно-прикладное искусство местных жителей.



Учитывая, что Борисоглебского в наших планах не было, он выступил словно приятный бонус.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...