Буддизм значение песка. Символика буддийской мандалы


В буддизме и индуизме существуют символы, олицетворяющие вселенную – мандалы, значение изображений в этих сложных многолики и загадочны. Рисунок мандалы всегда симметричен. Он представляет собой окружность, в которой выражен центр. Самая распространенная его форма – основной круг, в который вписан квадрат. Внутри квадрата находится еще один круг, разделенный на сегменты (часто в виде цветка лотоса). Украшена мандала различными симметрично расположенными орнаментами.

Что такое мандалы: значение изображений

В переводе с санскрита слово мандала переводится как "окружность". Индуисты и буддисты рисуют ее в сопровождении определенных священных ритуалов. Стены многих восточных храмов покрыты подобными рисунками и являются объектами поклонения. Считается, что сакральные символы содержат положительную энергию, помогают раскрыть подсознание и внутреннее «Я». Поэтому мандала на Востоке – это своеобразная застывшая молитва.

Тот, кто рисует мандалы, изображает сущность своей души на данный момент:

  • центр мандалы – око или зрачок;
  • внутренний круг – просветление, нирвана;
  • внешний круг – защита;
  • лотос – цветок разума.

Изображения мандалы используются для медитации . Сосредоточение на орнаментах рисунка способствует перестройке сознания, в результате которой у человека открываются определенные способности. Мандала – это прежде всего целостная модель жизни, напоминающая о связи человека и космоса. Сакральные рисунки помогают взглянуть на себя со стороны, принять и разрешить затянувшийся внутренний конфликт.

Мандала: значение символов

Кроме изображения лотоса, круга и квадрата есть и другие символы:

  • Треугольник вершиной вверх – целеустремленность, сила; вниз – нерешительность, слабость.
  • Спираль, вращающаяся по часовой стрелке – начало; против – опустошение, трата сил.
  • Извилистые линии – переживания.
  • Крест – нерешительность, перекрестное состояние.
  • Пятиконечная звезда – свобода и самоуверенность, защита самого себя.
  • Глаз, зрачок – быть в курсе важных событий.
  • Сердце – любовь, чувственность.
  • Молния – божественная сила излечившая душу.
  • Дерево – основа мирозданья.
  • Животные – признак поведения человека в настоящий период жизни.
  • Птицы – осознание своей души, легкость.

Проанализировать состояние своего внутреннего Я, сконцентрировать свой разум, осознать свободу бытия поможет нарисованная в состоянии медитации мандала, значение символов, которыми заполнен рисунок, поможет проанализировать сакральный смысл внутренних сил человека.

Значение цветов в мандале

Один и тот же цвет в сакральном рисунке имеет множество значений, а в сочетании с другими цветами смысл может меняться.

Красный – знак энергичности, страсти, жизненный потенциал. Человек рисующий мандалу в красном цвете имеет цели и стремления. Отсутствие красного означает тревогу, депрессию, потерю интереса к жизни.

Желтый – творчество, оптимизм. Желтый цвет украшает рисунки людей искусства.

Синий – цвет серьезных личностей, спокойных и рассудительных людей. Синим цветом увлекаются люди выносливые и сильные духом.

Зеленый – обновление не только себя, но и других. Зеленый цвет преобладает в мандалах людей, профессия которых связана с оказанием помощи и лечении людей.

Белый – чистота, защита, ; цвет, ограждающий от негатива, помогающий мыслям оставаться светлыми.

Коричневый – практичность и устойчивость, стремление к постоянству и безопасности.

Черный – тьма, тайна, смерть. Присутствие черного указывает на опустошенность и самоотреченность.

Значение цветов в мандале глубоко символично. Опытные психологи давно используют в своей практике сакральные рисунки, помогающие с точность определить внутреннее состояние пациента. Людям с нарушениями в психике предлагается выбрать мандалу из нескольких предложенных или нарисовать самостоятельно.

Центр рисунка, самое главное место мандалы, значение изображений в центральной части составляют 90% смысла всего орнамента. Именно в середине рисунка самое сильное гравитационное движение, путь до которого медленный и сложный.

Символика буддийской мандалы

Возникший на индийской основе буддизм усвоил из индуизма понятие «мандала» и передал его своим более поздним продолжениям, прежде всего разным вариантам северного буддизма (махаяна, хинаяна, ваджраяна , тантризм) в Тибете, Центральной Азии, Монголии, Китае, Японии.

Мандала – один из основных сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; а также геометрический знак необычайной красоты и сложной структуры. Живописные буддийские мандалы демонстрируют двухмерный способ передачи всех тонкостей буддийского миропредставления.

Наиболее характерная схема мандалы представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата. (Так, в мандале в системе тибетского ламаизма север – зеленый, восток – белый, юг – желтый, запад – красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображаемым в центре.) Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания – божество, его атрибут или символ, метонимически используемый в ритуале, особенно часто ваджра в разных вариантах – одинарном, двойном, тройном и т. д.

Изображения мандалы, как правило, многочисленны, иногда их стремятся воспроизводить в возможно большом количестве экземпляров и помещают в разных местах, признаваемых сакральными, например в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. Мандалы изображаются живописно; изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.

Наиболее универсальна интерпретация мандалы как модели Вселенной, «карты Космоса». Космологическая интерпретация мандалы предполагает, что внешний круг обозначает всю Вселенную в ее целостности, очерчивает границу Вселенной, ее пределы в пространственном плане, а также моделирует временную структуру Вселенной. В этом внешнем кольце нередко изображаются 12 символических элементов – нидан , выражающих 12 соотнесенных друг с другом причин, звеньев цепи «взаимозависимого происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Эти 12 нидан на мандале моделируют бесконечность и цикличность, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. Изоморфность основных частей мандалы и так называемой калачакры – «колеса времени», высшего и наиболее сокровенного из четырех направлений ваджраяны , – также актуализирует временной аспект мандалы. Наконец, внешний круг мандалы вообще соотносится с календарными и хронологическими схемами северного буддизма и всей Центральной и Юго-Восточной Азии (рис. 25 ).

Рис. 25. Мандала.

В Тибете и Монголии мандала рассматривается как место обитания божества или божеств. Прецедент нисхождения божества имел место, согласно преданию, в VIII веке, когда Падмасамбхава – основатель буддийского тантризма, которому приписывается и изготовление первой мандалы, нуждавшийся в божественной помощи, сооружал мандалу и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр мандалы и совершало то, ради чего оно призывалось. Этот мотив движения божества сверху вниз, с Неба на Землю, в центр мандалы вводит вертикальную координату в структуру мандалы, хотя эта координата обнаруживается и актуализируется как основная только во время ритуала. Движение по вертикали, как и его последний, завершающий этап – божество в центре мандалы, связывается с другими символами вертикальной структуры Мира – Мировой Осью, Древом Мира, ритуальным сооружением.

Таким образом, мандала – это «план» Вселенной, сведенной к своим простейшим структурным началам, но это также и средство коммуникации с божеством: одновременно идеограмма Космоса и икона.

Как отмечают специалисты, мандала, безусловно, имеет признаки художественного произведения, а иногда и перерастает в него. Но в отличие от чисто художественного творения мандала принадлежит религии.

В тибетской традиции мандала тесно связана с «песочной живописью», которая, впрочем, встречается и у других народов. В прошлые времена в Тибете мандалы строились из мелких полудрагоценных камней: бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллов с их яркими естественными красками. Сейчас большинство монастырей, практикующих тантрические ритуалы, создают мандалы из однородного мелкого песка.

Структура и цветовое решение песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в особых текстах, которые монахи выучивают наизусть. Таким образом, песочные мандалы создаются в рамках тантрических ритуалов. Перед тем как приступить к сооружению песочной мандалы, монахи проводят целый ряд подготовительных ритуалов, направленных на очищение платформы, благословение инструментов и цветного песка. Любопытно, что нанесение песка начинается от центра к периферии. Построение большой мандалы занимает около десяти дней. Работая над мандалой, монахи должны постоянно пребывать в медитативном сосредоточении.

Мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится соответствующий ритуал. Ее не оставляют в музее, как экспонат, поскольку ее главное назначение состоит в том, чтобы служить основой для медитационной практики. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена. Разрушение мандалы – особый ритуал, смысл которого состоит в подчеркивании непостоянства всего Сущего и цикличности Бытия. Прежде чем разрушить мандалу, монахи должны попросить просветленных божеств, которые на протяжении всех этих дней пребывали в песочном дворце, вернуться в свои небесные обители.

Мандалы – космические диаграммы удивительной сложности и красоты. В мандале представлено деление пространства по четырем сторонам света и соответственное расположение божеств, а центр занимает главное божество – Вайрочана (букв. «сияющий»), важнейший космический Будда. Важную роль в мандале играют цвета и всевозможные символы, передающие элементы схемы Мироустройства.

Эзотерическое искусство буддизма ориентируется прежде всего на геометрический порядок. Пантеон выстроен по типу геометрической структуры сетчатой мандалы или ее скульптурной аналогии, которая также следует определенному порядку.

В одной мандале, отражающей устройство Вселенной, может быть до тысячи образов, расположенных в соответствии с правилами универсальной гармонии. В сущности, вся система буддийских представлений о мироздании может быть передана в одной мандале.

В своем изображении духовного космоса буддийские мандалы придерживаются вековой композиции раскрытого лотоса, напоминающего о множественности проявлений ведического Агни (Огня).

Из книги Символика раннего средневековья автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Символика раннего средневековья Историческим итогом античности, ее концом и пределом оказалась Римская империя. Она подытожила и обобщила пространственное распространение античной культуры, собрав в одно целое земли Средиземноморья. Она сделала больше: она подытожила

Из книги Старобурятская живопись автора Гумилев Лев Николаевич

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ БУДДИЙСКОЙ ИКОНОГРАФИИ Ни одна из религиозных систем мира не имеет столь развитой иконографии, как буддизм. Количество и разнообразие изображений, подлежащих почитанию, в буддизме и ламаизме кажется на первый взгляд беспредельным, но при пристальном

Из книги Тайные общества. Обряды инициации и посвящения автора Элиаде Мирча

Из книги Символ и ритуал автора Тэрнер Виктор

Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Загадки известных книг автора Галинская Ирина Львовна

Из книги История культуры Японии автора Тадзава Ютака

Из книги Будни и праздники императорского двора автора Выскочков Леонид Владимирович

Титулы и символика Титулы, как усопшего, так и здравствующего Российского императора столь длинны, что полностью не умещаются на одной странице. В воспоминаниях Савицкого, которые приводит А.Ф. Смирнов, автор с сарказмом говорит об обширных владениях империи,

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Символика числа «девять» Почему писатель назвал свой сборник «Девять рассказов»? Коль скоро традиционные решения - назвать книгу просто «Рассказы» либо вынести на обложку название одного из них - Сэлинджера почему-то не устраивали, может быть, он в слове «девять»

Из книги Искусство Востока. Курс лекций автора Зубко Галина Васильевна

Из книги автора

Мальтийская символика в России при Павле I Дело было не только в симпатиях «Дон Кихота на троне» к мальтийским рыцарям. Мальтийская политика Павла I при определенных условиях по его замыслу должна была стать одним из инструментов международного влияния. Его сын Николай I

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Символика индуистского храма Индуистский храм представляет собой, пожалуй, наиболее характерное культурное явление в системе индуизма. Речь в этом разделе, таким образом, преимущественно будет идти о сакральной архитектуре, которая соотносится если не со всеми, то, по

Из книги автора

Символика буддийского искусства Некоторые исследователи полагают, что буддийское искусство значительно шире, чем искусство других религий, использует символы и эмблемы, которые обозначают сложные понятия. В целом есть основания полагать, что буддизм представляет

К лассическая мандала – это символическое изображение Вселенной, как чистой земли Просветленных существ (Будд), в центре которой находится священная гора Меру – обитель Создателя, называемого Ади-Буддой, а по сторонам отображены все миры буддийской космологии. Эта мистическая диаграмма Миров представляет собой круг, вписанный в квадрат, который, в свою очередь, вписан в круг.

Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – мир божеств, бодхисаттв, будд. Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их коренных символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств. Будды, бодхисаттвы и боги держат просветленную активность данных существ, их способности. Эта способность связана с той или иной из пяти мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале. Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей, как символов духовного Пробуждения.

У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Дхьяни-Будды располагаются в центре и на каждой из основных сторон мандалы. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр.

Комплекс Кайлаша является огромной природной мандалой. У него есть центр (вершина), ассоциируемая с гигантской мировой колонной, соединяющей наш физический мир с поднебесьем мира духовного и его космической основой – Ади-Буддой. Вершина горы и есть Первое тело Будды – свабхавикакайя. У Мандалы Кайлаша есть и квадрат (основание горы), Лица (стены) которого ориентированы на четыре стороны света, и также имеют Т-образные выходы (подходы) к своим плоскостям. У этих четырёх Лиц есть свой цвет и свой энергетический первоэлемент. Они также ассоциируются с одним из Дхьяни-Будд, манифестируя собой Второе тело Будды-Дхармакайя.

Далее от своего центра уникальная природная мандала представлена восемью горами непосредственно примыкающими к Кайлашу. Именно столько гор являются своего рода продолжением Кайлаша. На юге – два плеча-гребня внутренней горы и Нанди. На западе – два плеча-гребня, охватывающих Замкнутую Долину у Западного Лица Кайлаша. На севере – Ваджрапани, Ченрези. На востоке – каменное зеркало Долины Жизни и Смерти. Они минифестируют собой Третье тело Будды – самбхогакайя.

Эти «плечи» Кайлаша образуют восемь Священных Долин:

  1. Восточная долина внутренней коры;
  2. Западная долина внутренней коры;
  3. Долина между западным гребнем внутренней коры и Замкнутой Долиной у Западного Лица Кайлаша;
  4. Замкнутая Долина у Западного Лица Кайлаша;
  5. Долина между горой Ваджрапани и Замкнутой Долины;
  6. Долина у Северного Лица Кайлаша;
  7. Симметричная Долина;
  8. Зеркало Долины Жизни и Смерти.

Внешний круг гигантской мандалы – это глубокие долины рек, кольцом окружающие весь этот фантастический комплекс. Он ассоциируется с обитаемой Вселенной, и именно по нему проходит маршрут внешней коры. Здесь «разлито» Четвёртое тело Будды – Нирманакайя.

Отметим, что центральная часть Мандалы Кайлаша представляет собой восьмилипестковый лотос, в центре которого и находится священный Кайлаш.

Есть мнение, что Мандала Кайлаша представляет собой уникальный зеркально-пирамидальный комплекс, принимающий нисходящие на Землю космические энергоинформационные потоки, преобразующий их, а также излучающий потоки, идущие от Земли. Это мощнейшая приёмо-передающая космическая антена, настроенная, в том числе, на характерный размер Земли (высота кратна полярному радиусу планеты). Можно сказать, что это – представленная в камне, созданная природой матрица энергоинформационной структуры Вселенной и человека, предстающим её подобием или фракталом (частью). Целостный механизм Вселенной, работающий на нашей планете!

В Мандале Кайлаша в полной мере проявлено устройство нашего мира. Можно сказать, что она является проекцией строения многомерной и беЗконечной Вселенной в нашем трёхмерном мире. Потрясающая ценность этого в том, что всё проявленное – нерукотворно, создано самой Природой, самим Создателем миллионы лет назад, сохраняющее глубинный объём уникальной вселенской информации.

Кайлаш несёт определённые вибрации, которые позволяют активизировать энергетические центры человека, «настраивать и подстраивать» его плотные и тонкие тела и существенно ускорять духовное развитие.

Если взглянуть на космический снимок всего горного узла Кайлаша, то можно легко заметить, что он резко выделяется своими формами от окружающих горных образований. Узел Кайлаша выглядит, как затейливая вязь из горных цепей одинаковой высоты. Он похож на узор, который оставляет на горячем сургуче Большая печать Восточного Владыки.

Сколько бы не проходило тысячелетий, мандала Печати Создателя неизменна во времени. Менялись и будут меняться человеческие цивилизации, но Кодекс законов их жизни остаётся прежним. Главное в нём – следовать по пути духовного совершенствования с целью постижения Вселенской мудрости и эволюции своей Сущности.

(др.-инд. «mándala »,«круг», «диск», «круглый», «круговой»и т. п.), один из основных сакральныхсимволов в буддийской мифологии; ритуальный предмет,воплощающийсимвол; вид ритуального подношения (включая и жертву).

Замечательной чертой храмового (а также светского) строительства в Индии является то, что все индуистские храмы возводились поодному и тому же «строительному плану», который назывался Vāstu-purusa-mandala . Это слово толкуется следующим образом: «мандала» означает «план, схема, ритуальная диаграмма»; Пуруша - это космический человек, воплощающий в себе универсальное Бытие, начало,наполнение и суть всего (см. гимн в его честь в «Ригведе», X, 90); «васту»означает «место, вместилище». Таким образом, « Васту-пуруша-мандала» - не что иное, как «диаграмма местопребывания Пуруши», илиплан Космоса, воплощаемый на земле в виде храма, или образ Пуруши,его подобие. Итак, форма любого индуистского храма, его смысл и значение определяются этим планом-космограммой, регулируются им (существовали и другие виды мандал. Но это - символический план, а не план реального храма и неплан местности, где он строился.

Архитектор (стхапати), строивший храм, должен был обладать,кроме архитектурной техники, знаниями всей философско-религиознойтрадиции, воплощаемой в создании мандалы: ведь строительство храмов в очень большой степени было связано с наблюдениями за небесными светилами, астрологией и астрономией, со сложными ритуалами («Манусамхита», VII, 47-48). Каждое движение при натягивании шнура ичерчении линий мандалы на месте будущего храма было ритуальным икосмически значимым. Вот почему это искусство рано нашло свое отражение в ведической литературе. В частности, традиционной архитектуре были посвящены специальные пособия - Vāstu-śāstras.

Как же выглядит строительная мандала? Это прежде всего квадратв плане, ориентированный по странам света, и таковы все индуистскиехрамы, это их фундаментальная форма Мандала может быть выгравирована на камне или на алтаре, еечертили на земле перед строительством храма в натуральную величинуили же символически.По мнению Крамриш, квадрат предполагает круг и его в конечномитоге продуцирует; круг и квадрат координируют друг с другом в архитектуре Индии, начиная с ведического огненного алтаря Агни.

Типичная «васту-мандала» выглядит, как квадрат, имеющий сверху восток; иногда в квадрат вписана фигура самого Пуруши с головой в северо-восточном углу мандалы. Соединение микрокосма и макрокосма воплощается в данном случае в соотнесенности человеческого тела и мандалы (кстати, йогическая доктрина предполагает рассмотрение своего собственного тела как мандалы. Квадрат разбит на более мелкие квадраты (райа). Квадратов на внешней стороне мандалы - 32, по восемь на каждой стороне; каждый из них посвящен какому-то богу, чье имя часто надписывается на этомквадрате. Таким образом, каждое направление по странам света имеет восемь богов. Космический характер такому распределению богов и стран света придает отождествление каждого из восьми направлений с одной планетой, а также еще и с одной из крупнейших звезд. Начертание такого плана храма обеспечивало архитектору должное присутствие всех богов в будущем храме.

Итак, уже на стадии подготовки к строительству храма и в процессе его основания вопросу «правильной» культовой ориентации будущего храма придавалось исключительное значение. Восточная сторона была сакральной, здесь, как правило, располагался главный вход в храм. Посетителям храмов тоже полагалось обращать внимание на соподчиненность стран света. Так, чтобы предотвратить всякие препятствия на пути к успеху, молящимся в одном из описаний ритуалов предписывалось следующее поведение в индуистском храме: «Молящийся должен поклониться с уважением божествам дверей, сначала у восточной двери дома молитв, затем, последовательно, у южной двери, западной двери и северной двери».

Даже расположение храмов в городе было подчинено ритуальнокосмической символике стран света. Как показала Крамриш, храмы Шивы в черте города обычно располагались на северо-востоке, а храмы Вишну - на западе. Центр был местом для храма Брахмы, или Вишну, или другой ипостаси главного для этого храма бога. Храмы солнца располагались обычно на востоке. Буддийские и джайнские храмы как еретические обычно находились на юго-западе города. Как видим, и для города в целом существовала своя магическая мандала, распределявшая различные ценности по различным странам света.

Часто храм имел башню (например, в северноиндийской Шикхаре или южноиндийской Вимане), которая, олицетворяя собой космическую гору Меру, была ориентирована по странам света.

Афанасий Никитин, побывавший в шиваистском храме Парвати (Шрипарвати), который он сравнивает по значению для шиваитов с Иерусалимом для христиан и с Меккой для мусульман, отмечает, что храмы их обращены на восток («ставлены на восток»), туда же обращены лицами изображения богов («стоят на восток»).

Возвращаясь к вопросу о мандалах в жизни индийского общества, следует сказать, что и ведические алтари строились в соответствии с мандалами - ритуальными планами, состоящими из комбинации квадратов, каждый из которых воспринимается как местонахождение определенного бога; таковы, например, мандалы алтаря Агни, описанного выше (упоминания о подобной конструкции ведических алтарей.

Мандалы использовались также при молитве, обрядах инициации и в других ритуальных действиях, где необходимо было привести в действие все космические силы, смоделированные в мандале. Восток как верхняя, сакральная сторона является непременной чертой любой мандалы-космограммы, как бы они ни отличались друг от друга (бывают различные комбинации концентрических кругов и квадратов, орнаментов - лотосов или свастики. Мандалы в различной форме были унаследованы индуизмом, буддизмом и тибетским ламаизмом.

Ритуал пронизывал все сферы жизни древних индийцев. Это относится и к театру, особенно к обрядам основания и освящения театрального здания и к пурваранге - специальной церемонии, предварявшей в древности каждое представление драмы. Эти обряды описываются в древнеиндийском литературном памятнике «Натьяшастра» (датируемом 1-11 вв. н. э., но восходящем в некоторых своих частях к V в. до н. э.), специально посвященном истории, теории и обрядности драмы.

Исследовавшая эти ритуалы Н. Р. Лидова пришла к выводу, что в основе «театрального» ритуала лежит не ведическая яджна - ритуал, обслуживавший жертвоприношения Агни, Сомы и другие церемонии ведической религии, а пуджа , возникшая в середине I тыс. до н. э., когда на основе ведической религии и какой-то иной неарийской обрядности стало возникать новое религиозное течение - индуизм, который в борьбе с другими вновь родившимися религиями надолго стал основным вероучением Индии (в предшествующей историографии обычно видели в обрядах «Натьяшастры» органичную часть ведийского ритуала яджны).

Еще один важный вывод Лидовой - театральные обряды обладали многообразными сакральными функциями, а сам театр первоначально имел статус храма, где совершалась пуджа и шло представление ритуальной драмы Лидова Н.Р. Драма и ритуал в древней Индии. М., 1992, с. 119-124, 60-61, 100, 106). Все это позволяет рассматривать ритуалы, связанные с театром и описанные в «Натьяшастре», как важный элемент сакральной жизни древнеиндийского общества периода становления индуизма. Поэтому стоит подробнее рассмотреть эти ритуалы, в частности их ориентационные моменты (описание их взято из книги Лидовой).

Начнем с обряда основания и освящения театра (=храма). Приступать к обряду возведения театра следовало при свете звезды Мула (λ Скорпиона) в день, который сочтут благоприятным брахманы. Специальным шнуром, окропленным жертвенной водой, измеряли площадку для будущего театра, при этом неосторожные действия, связанные с разрывом шнура, или выскальзыванием его из рук, должны были приводить к отрицательным последствиям не только для жрецов и покровиелей театра, но и для всей страны.

Когда закладывали фундамент театра, особые дары приносились божествам стран света. В специальный день, при свете звезд Рохини (Альдебаран) или Шравана (созвездие Орла), совершалась церемония закладки столбов, или колонн. Первыми устанавливались четыре колонны, считавшиеся важнейшими и ориентированные по промежуточным странам света. Они символизировали основные древнеиндийские варны - брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр.

Многодневный обряд освящения построенного театра также напоминает (или воспроизводит) ритуал освящения храма. Одно из действий предполагало рисование на полу сцены мандалы. Она должна была быть ориентирована строго по странам света, содержать по периметру четверо дверей (тоже по странам света) и состоять из девяти квадратов, которые следовало населить богами. В центре мандалы размещался «Брахма, сидящий на лотосе», затем заполнялись оставшиеся восемь секторов.

Описания явления божеств умершему в потустороннем мире, отраженные, в частности, в тибетской «Книге мертвых», строятся по принципу мандалы: «В центре Круга (или мандалы) в ореоле радужных лучей появится Высшее Божество, Обладающее Знанием, Лотосоподобный Бог Танца, Верховный Хранитель Знания, Тот, Кто взращивает плоды кармы; он сияет всеми пятью цветами в объятиях Божественной Матери... В восточной части Круга появится Божество, чье имя Хранитель Знания на Земле, цвет его белый... В южной части Круга появится Божество, Хранитель Знания, чье имя Владыка Продолжительности Жизни, цвет его - желтый... В западной части Круга появится Божество, чье имя Хранитель Знания Великого Символа, цвет его - красный... В северной части Круга появится Божество, чье имя Хранитель Особого Знания; цвет его - зеленый... Во внешнем Круге, что опоясывает Хранителей Знания, явятся бесчисленные сонмы дакинь [фееподобных существ]..., герои и героини, небесные воины, божества-защитники учения...» (Тибетская книга мертвых. М., 1995, с. 67-69). Судя по расположению богов, большинство мандал ориентировано на восток.

По преданию, в VIII в. н. э. два буддийских мастера из Индии изготовили в Китае две мандалы. Позже они были переданы Кукаю (774-835 гг.), основателю Сингонской школы буддизма в Японии. Две эти мандалы стали сердцевиной эзотерического учения сингонского буддизма в Японии. Одна мандала, называемая «вагина-мандала», состоит из 12 «дворов», содержащих в совокупности 414 божеств; центральную часть мандалы занимает космический Вайрочана, чье ключевое, символическое обозначение здесь звучит как «знание» (япон. сhi ).Вторая мандала называется «Бриллиантовая мандала», она содержит 1461 божество и состоит из группы в 9 индивидуальных мандал(квадрат из 9 клеток), центральная из которых представляет Карму Будды,символически обозначенную как «принцип» (япон. ri ).В графической форме эти мандалы отражали суть эзотерическогоучения, представляя идею Будды и его отношений с другими богами ичеловеком. Как всегда, ориентация этих мандал -восточная.

Мандала играла большую роль в буддийском обряде посвященияв монахи. На полу рисовалась мандала, оси которой устанавливалисьшнурами, сначала с севера на юг, затем с востока на запад. Скрещениеэтих осей задавало центр мира и его четыре четверти. Неофит с завязанными глазами подводился к восточным «воротам» мандалы и бросал вмандалу цветок или палочку. На какую из четвертей мандалы (=мира)падал предмет, таков был предписанный свыше духовный путь посвящаемого в монахи 1 .

МАНДАЛА Само слово «М.» отмечено уже в «Ригведе» во многих значениях (ср. «колесо», «кольцо», «орбита», «шар», «округ», «страна», «пространство», «совокупность», «общество», «собрание», «одна из 10 частей Ригведы», «возлияние», «жертва», вид земли, вид растения и т. д.), которые в целом сводимы к понятию круглого, а в некоторых случаях обнаруживают тяготение к сфере сакрального (прежде всего в ритуале). Возникший на индийской почве буддизм усвоил понятие М. и передал его (как в целом ряде случаев и само слово) своим более поздним продолжениям, прежде всего разным вариантам северного буддизма (махаяна, ваджраяна, тантризм) в Тибете, Центральной Азии, Монголии, Китае, Японии начиная с первых веков нашей эры (впрочем, немецкий востоковед 3. Хуммель полагает, что М. возникла в Тибете и потом уже вторично попала сюда из Индии). В этих более поздних вариантах буддизма слово «М.» обычно сужает круг значений, но зато делается более терминологичным и унифицированным соответственно дальнейшей сакрализации и универсализации самого понятия и сопоставленных с ним ритуальных воплощений. Так, уже в тибетском буддизме конституируется два круга значений, один из которых соотносится со сферой буддийской космологии (вид кругового или сферического пространства, в частности земная сфера, а также огонь и вода), а другой - со сферой ритуала (магическая диаграмма или фигуративное изображение из зерна или других жертвенных даров; ср. М. в монгольской языковой и культурно-религиозной традиции - «круглое блюдо с соответствующими символами, используемое при жертвопри-
ношениях» при том, что сохраняется и исходное общее значение - «круг», «диск» и т. п.).

М. принадлежит к числу геометрических знаков сложной структуры. Наиболее характерная схема М. представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата (ср. в ламаизме М., где север - зелёный, восток - белый, юг - жёлтый, запад - красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображаемым в центре). Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания - божество, его атрибут или символ, метонимически используемый в ритуале, особенно часто ваджра в разных вариантах - одинарном, двойном, тройном и т. д.

Этот основной вариант М. существует в целом ряде модификаций, их особенности определяются или объектом, находящимся в центре М., или некоторыми местными вариантами символики. Изображения М., как правило, многочисленны (иногда их стремятся воспроизводить в возможно большем количестве экземпляров) и помещаются в разных местах, признаваемых сакральными, например в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. М. изображаются живописно; изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.

Наиболее универсальна интерпретация М. как модели вселенной, «карты космоса», причём вселенная изображается в плане, как это характерно и для моделирования вселенной с помощью круга или квадрата. Объектом моделирования становятся некие идеализированные параметры вселенной, соотнесённые с системой высших сакральных ценностей (особенно явно это в буддизме); как правило, лишь внутри центрального круга появляются антропоморфные объекты с более конкретной семантикой. Космологическая
интерпретация М. предполагает, что внешний круг обозначает всю вселенную в её целостности, очерчивает границу вселенной, её пределы в пространственном плане, а также моделирует временную структуру вселенной.

В этом внешнем кольце нередко изображаются 12 символических элементов - нидан, выражающих 12 соотнесённых друг с другом причин, «звеньев» цепи «взаимозависимого происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Эти 12 нидан на М. моделируют бесконечность и цикличность времени, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. Изоморфность основных частей М. и так называемой калачакры - «колеса времени», высшего и наиболее сокровенного из четырёх направлений ваджраяны, также актуализирует временной аспект М. Наконец, внешний круг М. вообще соотносится с календарными и хронологическими схемами северного буддизма и (шире) всей Центральной и Юго-Восточной Азии.

Вместе с тем интерпретация М. или близких к ней схем типа «колеса времени» или «колеса бытия» (др.- инд. бхавачакра, монг. «сансарайн хурдэ» - «колесо сансары») и т. п. обычно предполагает и вычленение этических и/или аксиологических структур (ср. изображение на «колесе» шести разрядов обитаемого мира с указанием зависимостей между типом поведения человека и ожидающим его в новом рождении воздаянием). Стороны квадрата, вписанного во внешний круг, моделируют основные направления, пространственные координаты вселенной, точки входа которых в обитаемый мир заслуживают особого внимания и охраны. Поэтому нередко именно в этих местах квадрата, в Т-образных вратах, помещаются так называемые локапалы. или махараджи - «великие цари»: Вайшравана на севере, Дхритараштра на востоке, Вирудхака на юге, Вирупакша на западе. Тантрийские ритуальные М. соответственно изображают четырёх дхьяни-будд - Амогхасиддхи, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха. В этом случае в центре обычно помещается Вайрочана.

Вписанный в квадрат внутренний восьмилепестковый круг (янтра) символизирует женское начало, детородное лоно, внутри которого часто помещается знак мужского начала - ваджра. Это соотношение геометрических символов в центре М. дублируется ритуально-мифологическим мотивом: призываемое божество опускается с небес в самый центр М., обозначенный лотосом, где оно и совершает акт, приносящий плодородие, изобилие, успех. В Тибете и Монголии М. вообще часто рассматривается как место обитания божества или божеств (ср. монг. хото мандала, т. е. «М. места обитания»; ср. обозначение конкретных М. по этому принципу: «Ямантакийн хото», «место Ямантакио и т. п.). Прецедент нисхождения божества имел место, согласно преданию, в 8 в., когда Падмасамбхава - основатель буддийского тантризма, которому приписывается и изготовление первой М., нуждавшийся в божественной помощи, сооружал М. и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр М. и совершало то, ради чего оно призывалось.

Этот мотив движения божества сверху вниз, с неба на землю, в центр М. вводит вертикальную координату в структуру М., хотя эта координата явно обнаруживается и даже актуализируется именно как основная только во время ритуала. Движение по вертикали, как и его последний, завершающий этап - божество в центре М., связываются с другими символами вертикальной структуры мира - мировой осью, древом мировым, горой Меру, ритуальным сооружением. Отсюда и соотнесение М. (в полном или частичном виде) со структурой (в плане) ритуальных сооружений - зиккуратов или мифического дворца чакраватина (см. работы итальянского буддолога Дж. Туччи), ступы, царских дворцов и храмов в Юго-Восточной Азии и в Центральной Америке, чума и т. д. и даже с планировкой некоторых поселений городского типа.

Структура социальной иерархии также часто строилась и описывалась по принципу М. Ряд исследователей (Хуммель, X. и М. Аргуэльес и др.) склонны считать, что мегалитические сооружения Тибета и других мест (напр., знаменитый кромлех Стонхендж в Англии) имеют в своей основе принцип М. (или, наоборот: М. не что иное, как схема таких мегалитических сооружений). Третьи сопоставляют М. с другими символами вселенной: С. Камман - с китайскими бронзовыми зеркалами Ханьского периода, с изображёнными на них схемами вселенной; Н. Л. Жуковская - с шаманскими бубнами народов Северной Азии, несущими на себе рисунки, являющиеся картой вселенной. Эти точки зрения правомерны, поскольку сам принцип М. не только распространён гораздо шире, чем М. как таковая, но практически универсален и как модель вселенной (или её частей, ср. так называемые астрологические М.) и как средство достижения глубин подсознания в ритуале или индивидуальной медитации.

Обе эти функции М. связаны воедино: тот, кто предаётся медитации или участвует в соответствующем ритуале в качестве ведущего, помещает себя в центр М. и ожидает божество, божественный дух, который должен снизойти на него. К. Г. Юнг подчёркивал универсальный характер М. как психокосмической системы, задающей особый вселенский ритм, объединяющий макро- и микрокосм и указывающий на то, что идея М. и сама её форма независимо была выработана не только самыми разными религиозными системами, но и творчески одарёнными людьми (прежде всего художниками; ср. также сочетание «круглых» и «квадратных» танцев, образующее «мандалический» танец с соответствующим переключением ритмов) или больными, страдающими разными формами душевных болезней, которые настраивают себя на выведение из собственного подсознания тех или иных архетипических комплексов и/или на собственную «космизацию», т. е. на выработку единого ритма человека и вселенной, на улавливание, восприятие и преобразование космической энергии. Эта идея лежит в основе некоторых современных теорий в медицине (психотерапия юнгианского толка), искусстве и искусствоведении 2 .

МАНДАЛА (санскр.) - сложное сакральное явление в буддизме, имеющее несколько уровней значения. В др.-инд. лит-ре М. означало: круг, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, об-во, собрание, вид змеи, одна из частей Ригведы и т. д. Все эти слова в санскрите, кроме вида змеи, являются существительными мужского рода. В будд. традиции термин М. приобрел дополнит.ряд значений: 1) магич. диаграмма, используемая в практике созерцания; 2) филос. концепция будд. Вселенной,или «карта» космоса; 3) иерархич. лестница, на к-рой размещен пантеон богов; 4) в культовой практике - блюдо для сбора жертвоприношений.

М. как магич. диаграмма и как «карта» космоса представляет собой круг, вписанный в квадрат, к-рый в свою очередь опять-таки вписан в круг. Внешний круг - Вселенная, внутр. круг - средоточие бога или любого другого сакрального объекта (чаще всего это символ, заменяющий божество в ритуале). Квадрат ориентирован по сторонам света и имеет с каждой стороны Т-образные выходы, т. н. ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на 4 части. Пятую часть образует центр.

Каждая из них имеет свою окраску: синюю, красную, белую, желтую, зеленую. Каждый цвет ассоциируется с одной из сторон света, с одним из будд созерцания, с одним из органов чувств, с одной из мудр (сакральное положение рук), с одной из мантр (сакральная формула вызывания божества). Адепт в процессе созерцания должен по очереди воспроизвести в себе все, что изображено на М., слить себя с божеством, изображенным в центре, после чего для верующего наступает высшая стадия созерцания - слияние с космич. абсолютом.

М. часто изображают на полу и на потолке храма. Они могут быть плоскостными и рельефными, их рисуют на ткани и на песке, делают из металла, камня, дерева, а в Тибете даже вырезают из масла, окрасив последнее в соответствующие ритуальные цвета. М. в виде металличблюда, на к-рое посетители храма кладут свои подношения (деньги, спички, конфеты), так же имеет соответствующие сакральные признаки: в центре изображается божество или его заменитель, в качестве к-рого могут выступать ваджра, мифич. гора Меру как центр будд. космологии, дворец «идеального монарха» чакравартина. Все это перемежается разл. будд. символами: цветами лотоса, вазой с напитком бессмертия, колесом с 8-ю спицами (символ восьмеричного пути, предложенного человечеству Буддой), раковиной, закрученной спиралью вправо, и т. д

Как модель Вселенной М. имеет аналогии с др. культовыми сооружениями и предметами человеч. истории - зиккуратами Древнего Вавилона, мегалитич. сооружениями типа Стоунхенджа, шаманскими бубнами народов Сибири. Подобная геометрич. схема лежит в основе храмового зодчества не только в буддизме, но также в христве и в исламе 3 .

1 Подосинов А.В.Ex oriente Lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 1999, с. 106-111, 280-281

2 Топоров В.Н. Мандала // Мифы народов мира. Т.2. М., 1992, с.100-102
3 Жуковская Н.Л. Мандала // Буддизм: Словарь. М., 1992, с. 174-175.

Мандалы появились в Индии тысячи лет назад, и их использовали для продвинутых буддийских и индуистских медитативных практик. Сегодня они стали частью массового сознания. В начала XX века швейцарский психоаналитик Карл Юнг принёс мандалы на Запад как терапевтический инструмент для исследования бессознательного. Последние годы поп-культура позаимствовало слово «мандала», и его можно встретить не только в нью-эйдже, но и в названии отелей, спа-салонов, ночных клубов, журналов и так далее. Не так давно тибетские монахи начали возводить красочные песочные мандалы в музеях по всему миру, знакомя посетителей с высокоразвитой культурой Тибета. Что же такое мандала?

Мандала – это круглый символ вселенной, передающий глубокий смысл.

Мандалы используются в разных буддийских медитациях . В этой статье мы рассмотрим основные из этих практик.

Мандалы в тантре Arrow down Arrow up

В тантрических практиках медитирующие растворяют обычное представление о себе как о твёрдом, неизменном «я» и вместо этого визуализируют себя в форме одного из образов будды, по-тибетски йидамов [См.: ]. Йидамы олицетворяют один или несколько аспектов полностью просветлённого будды, например, хорошо известный многим Авалокитешвара воплощает сострадание. Тантрические практикующие визуализируют себя в форме Авалокитешвары и ощущают, что они сами являются воплощением сострадания. Мы представляем, что уже способны помогать другим, как этот будда, но при этом ясно осознаём, что пока не достигли его уровня. Таким образом мы эффективно создаём причины собственного просветления.

Будды живут в совершенно чистых мирах, которые тоже называют мандалами. Термин «мандала» может относиться как к местности этого мира, так и к существам, его населяющим. Чистые миры несколько отличаются друг от друга, но обычно устроены следующим образом: в центре красивой местности стоит богато украшенный квадратный дворец, окружённый сферой, которая защищает от препятствий в практике медитации. Основной образ будды может быть мужского или женского пола, один или в союзе. Он стоит или сидит в центре дворца, во многих случаях окружённый множеством других будд. Иногда за пределами здания также есть дополнительные образы будд. У многих из них по нескольку лиц, рук, ног, и в руках они держат различные предметы.

Чтобы заниматься тантрической практикой, необходимо получить посвящение. Это сложная церемония, которую проводит полностью квалифицированный тантрический мастер [См.: ]. Во время посвящения рядом с мастером находится двухмерное изображение мандалы определённого образа будды. Обычно её рисуют на ткани или создают из песка, а затем помещают в закрытую деревянную конструкцию, упрощённую модель дворца. Однако визуализируя мандалу, мы всегда представляем её трёхмерной.

Во время церемонии мастер дарует обеты тем, кто получает посвящение, и разрешает войти во дворец, после чего ученики представляют, что заходят внутрь. Различные визуализации активизируют в учениках так называемые потенциалы природы будды, благодаря которым они могут достичь просветления с помощью данной практики. Если мандалу возводили из песка, то в заключительной части церемонии песок перемешивают и подносят в водоём.

После этого получившие посвящение уполномочены визуализировать себя в образах данного будды и мандалы, выполняя ежедневную практику. Каждый из этих образов и предметов, которые они держат в руках, символизирует что-либо, связанное с практикой медитации. Например, шесть рук могут символизировать шесть далеко ведущих состояний ума (шесть совершенств).

Практикующие представляют, что являются не только всеми образами внутри и снаружи дворца, но и самим дворцом мандалы, архитектурные детали которого символизируют различные аспекты практики медитации. В некоторых мандалах четыре стены символизируют четыре благородные истины, а равные стороны квадратного дворца указывают, что, с точки зрения пустотности, будды и те, кто ещё не достиг просветления, равны.

В некоторых очень продвинутых тантрических практиках есть даже визуализации, где медитирующие представляют, что части их тела – это детали дворца, либо что разные образы, населяющие дворец мандалы, находятся внутри их тела. Это называется мандалой тела. Выполнять такую практику очень трудно, потому что для этого нужно отличное сосредоточение и всестороннее понимание буддийской философии.

Мандалы в обычных практиках Arrow down Arrow up

Перед тем как получить от буддийского учителя любые наставления – тантрические или общие, – ученики в начале подносят мандалу с просьбой даровать учение, а в конце – мандалу с благодарностью. Здесь мандала символизирует совершенную вселенную, наполненную драгоценными объектами. Поскольку для учеников нет ничего ценнее учения, подношение мандалы символизирует их готовность отдать всё без исключения, чтобы получить наставления.

Мандалу можно подносить в форме круглой плоской чаши, перевёрнутой кверху дном. На поверхности такой мандалы один за другим располагаются обручи, наполненные горстками зерна или драгоценных камней, которые насыпают одну поверх другой. Каждый последующий обруч меньше предыдущего, а венчает всё декоративная диадема. Кроме того, подношение мандалы делают с помощью жеста – мудры , перекрещивая определённым образом пальцы. В обоих случаях мандала символизирует идеальную вселенную, как она описана в традиционной буддийской литературе. Делая подношение мандалы, ученики произносят строки, посвящённые тому, чтобы все обстоятельства в мире способствовали получению учения и чтобы все существа могли жить в совершенном мире и получать превосходные наставления.

Многие буддисты выполняют предварительные практики (тиб. нгондро ) – обычно это сто тысяч повторений определённых практик – как подготовку к более продвинутым медитациям. Предварительные практики помогают устранить эмоциональные блоки и создать положительную силу, необходимую для успеха в медитации. Сто тысяч подношений мандалы – одна из таких практик, благодаря которой практикующие избавляются от нежелания посвящать медитации всё своё время и усилия, а также развивают твёрдую готовность отдать всё, чтобы добиться успеха в практике.

Резюме Arrow down Arrow up

Как мы видим, мандалы используются в различных буддийских практиках, где они символизируют не только вселенную, но и многие аспекты буддийского пути. Тибетские монахи сооружают прекрасные мандалы из песка в разных странах мира, привлекая внимание к ситуации в Тибете, но мы не должны рассматривать мандалы только как экзотическое искусство. Мандалы – это сложный инструмент для медитации, который играет важную роль как в общей, так и в продвинутой тантрической практике и помогает нам продвигаться по пути к просветлению.

Выбор редакции
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...

Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...