Частью 2 статьи 151 упк рф. Обо Всём


Очень часто даже при наличии заявления от потерпевших, работники следствия или дознания не могут возбудить уголовное производство. Подобная ситуация связана с тем, что законодатель четко определяет компетенцию различных подразделений правоохранительных органов. Законодатель разрешает рассматривать нарушения закона в соответствии с признаками уголовного производства. В уголовном праве принадлежность уголовного производства к определенному контролирующему органу называют подследственность. Регулирует понятие ст. 151 УПК РФ.

Подследственность − это совокупность правил, которые дают возможность определить принадлежность уголовного дела к компетенции следственного органа или дознания. Подследственность позволяет также определить ведомство, которое может возбуждать уголовное производство и начинать следственные мероприятия.

Подследственность уголовных дел очень важное понятие, ведь с его помощью можно добиться большей четкости и оперативности ведения следствия, а также максимально индивидуализировать наказание виновным.

На сегодняшний день уголовные дела могут рассматривать дознаватели и следователи органов внутренних дел, специалисты органов контроля над оборотом наркотических средств, представители службы судебных приставов, а также таможенных органов. Нередко инициируют уголовные производства работники пограничных органов, ФСБ, а также начальники Вооруженных Сил РФ.

Любые споры, связанные с подследственностью, решает прокурор. Достаточно часто бывает так, что одно производство подлежит рассмотрению несколькими ведомствами. Своим постановлением прокурор может инициировать возбуждение уголовного дела в одном из ведомств. К примеру, если было совершено несколько преступлений одним человеком, но с разной территориальной принадлежностью, то согласно установленному закону, возбуждать производство будут в подразделении, на территории которого была совершена большая часть нарушений закона или самое тяжелое злодеяние.

Основные положения

Согласно ст. 151 УПК РФ, подследственность затрагивает абсолютно все уголовные производства. Распределение дел происходит по 5 критериям, каждый из которых обладает особой важностью. Если рассматривать юридическую принадлежность уголовного производства, можно отметить, что законодатель выделяет нарушения, совершенные несовершеннолетними, связанные с наркотиками и оборотом оружия, военные преступления, пограничные нарушения, а также злодеяния в сфере экономики и предпринимательской деятельности. Особый порядок возбуждения дел предусмотрен также для депутатов, судей, адвокатов и Президента.


Во всех случаях, помимо статей, указанных в пункте 3 ст. 151 УПК РФ, производство возбуждается следователями, и только в указных нормах необходимо вмешательство дознания. Орган дознания − это самостоятельная структура, которая, как правило, занимается делами незначительного уровня тяжести. Дознание может проводиться в общем порядке на протяжении 30 дней или же иметь сокращенную модель (20 дней). Следственный орган занимается делами более сложными по уровню тяжести и ведению расследования. Следствие может вестись от двух месяцев до восемнадцати.

Если производство было возбуждено не тем контролирующим органом, прокурор вправе изымать материалы и передавать его другому компетентному ведомству. Для осуществления этого права ему необходимо создать соответствующее постановление.

Виды и признаки

Ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации четко описывает обстоятельства, по которым контролирующие органы определяют подследственность каждого производства.

Подследственность в уголовном процессе определяют по таким признакам:

  • предметный;
  • территориальный;
  • персональный;
  • альтернативный;
  • по связи уголовных дел.

Подсудность и подследственность уголовных дел по предметному признаку напрямую зависят от квалификации злодеяния. Именно обстоятельства совершения преступления определяют, какая именно служба будет расследовать дело. Если речь идет о продаже наркотиков, делом будет заниматься Госнаркоконтроль, в случае международного шпионажа − задействуют ФСБ, если нарушение определено на таможне, то отвечает Пограничная служба.

Территориальный признак определяется местом совершения нарушения закона. Производство подлежит рассмотрению тем ведомством, в юрисдикции которого находится место совершения злодеяния. При инициировании уголовного производства именно этот признак является основным, хотя он не абсолютный.

Территориальная принадлежность дела может меняться в процессе расследования. Если злодеяние было начато в одном месте, а закончено в другом, то производство возбуждают в месте окончания злодеяния. В случае, когда определить место совершения преступления невозможно, уголовное производство возбуждают в органе, определившем нарушение закона.


Персональный признак определяется исходя из субъекта злодеяния, то есть кем является преступник – депутатом, военнослужащим, адвокатом и т.п. Немаловажной считают информацию о потерпевшем по делу, ведь нужно определить против кого осуществлялось злодеяние − против судьи, прокурора или других лиц в связи с их персональной деятельностью. В отношении указанных субъектов существует специальная модель возбуждения дел. Это же касается преступлений с участием несовершеннолетних или против интересов несовершеннолетних.

Альтернативный признак характеризуется возможностью ведения производства любым органом, определившим злодеяние. Альтернативный признак подследственности определяется в делах о мошенничестве, присвоении чужого имущества и других злодеяниях, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК.

По признаку связи с преступлением подследственность уголовных дел определяется по делам, связанным с вовлечением несовершеннолетнего в преступление, злоупотреблением должностными полномочиями, получением взятки и иными подобными нарушениями закона. В данную категорию дела отнесут, если, к примеру, была совершена кража и вовлечены в нее были несовершеннолетние. То есть подследственность одного дела определяется в зависимости от подследственности другого.

Комментарии к статье 151 УПК

Понятие подследственности и виды подследственности в уголовном процессе позволяют определить оптимальный режим работы контролирующего органа. Подследственность повышает эффективность расследования в целом и индивидуализирует работу следователя, прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции, дознания, ФСБ и других.

Неправильно определенная подведомственность дела влечет за собой очень тяжелые последствия, которые затрагивают интересы как потерпевший стороны, так и обвиняемого. Гораздо быстрее и эффективней будет раскрыто преступление, связанное с наркотическими веществами Госнаркокнтролем, чем службой ФСБ. Работники наркоконтроля обладают соответствующими знаниями и навыками в расследовании характерных дел, соответственно, максимально точно подойдут к следственным мероприятиям и правильно оформят дело.

В случае возникновения спорной ситуации между признаками подследственности, помимо территориальной и предметной принадлежности, во внимание принимают персональный признак. Рассмотрение дела будет происходить в месте, где находиться обвиняемый, потерпевший или большее количество свидетелей, участников производства. Если нарушение совершено за пределами Российской Федерации, расследуется оно по месту жительства или пребывания потерпевшего в РФ.


Если нарушение закона осуществил психически больной или невменяемый гражданин, во внимание персональный признак, альтернативный и остальные не принимаются, дело будет рассматриваться по территориальной принадлежности.

Что показывает судебная практика по данной статье?

Принцип определения подследственности дела очень сложно понять, не рассмотрев реальный пример. Объяснить суть термина можно на случае гражданина Петрова, который является военнослужащим. Отправившись в отпуск, в родной город, Петров, будучи в состоянии алкогольного опьянения, подрался со своим знакомым и нанес ему травмы средней тяжести. На вызов очевидцев приехал патруль полиции, и составил протокол. После допроса свидетелей и обвиняемого было постановлено передать материалы происшествия по подведомственности в Вооруженные силы, а непосредственно в подразделение, где служит виновный.

Если бы виновный не являлся военнослужащим, то возбудить производство мог бы следователь района, на территории которого произошла драка. В случае с легкими травмами, которые нанес бы гражданин Петров, не будучи военнослужащим, дело рассматривал бы орган дознания или мировой суд, если потерпевший обратился бы с частным иском.

Больше всего проблем возникает при тяжелых преступлениях, состоящих из нескольких эпизодов. Следователям необходимо проделать колоссальную работу не только для того, чтобы определить круг виновных, но и для того, чтобы понять, какой именно из органов может возбудить производство и привлечь виновных к ответственности.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 151 УПК?

Все решения на начальном этапе расследования принимает следователь или дознаватель. Проверяет целесообразность и обоснованность решения следователя и дознавателя прокурор. Своим постановлением он может закрыть производство, возобновить его или перенаправить в другой компетентный орган.

Важно отметить, что решить вопрос подследственности может и сам потерпевший вместе со своим защитником. Достаточно часто потерпевшие составляют ходатайство о перенаправлении дела в другое ведомство. Сделать это можно не только исходя из утвержденных признаков подведомственности, но и когда отмечается предвзятость следователя или он не выполняет в полной мере своих обязательств.


В последнем случае передача дела по подведомственности в большей мере напоминает отвод следователя, только меняют не работников следствия, а целый отдел, который будет заниматься производством.

Возбуждением дела органы дознания чаще всего занимаются в отношении преступлений, описанных в пункте 3 ст. 150 УПК РФ, а по всем остальные нарушениям, помимо дел частного обвинения, дела возбуждает следователь. Исходя из квалификации преступлений, следователь или дознаватель может направлять материалы в специальное воинское подразделение, в Госнаркоконтроль, Службу судебных приставов, в Пограничную службу и др.

Что чаще всего является отягощающим и смягчающими обстоятельствами?

Отягощающие или смягчающие обстоятельства, в случае с определением подведомственности дела большой роли не играют. Квалифицирующие признаки в данном случае позволяют определить тяжесть непосредственного злодеяния и предполагаемого наказания, а также указать на то, будет заниматься производством следователь или дознаватель. Дела без отягощающих обстоятельств переходят в орган дознания или сразу в мировой суд, а дела, которые затрагивают интересы несовершеннолетних, организованные злодеяния и нарушения, повлекшие серьезные последствия, входят в компетенцию следственного органа.

Определение подведомственности важно не только для процессуального оформления материалов дела, но и необходимо для максимально эффективного проведения следственных мероприятий. Источников информации о преступлении гораздо больше можно найти, исследуя территориальную принадлежность злодеяния, субъектов нарушения, а также предметный признак подследственности.

Подследственность представляет собой признак уголовного дела, в соответствии с которым определяется орган, занимающийся расследованием. В практике, в целом, вопрос об отнесении материалов преступления к ведению того или иного подразделения не вызывает проблем. Тем не менее в ряде случаев могут возникнуть споры, конкуренция компетенций, требующих участия руководителей отделов или прокурора. Подробно подследственность разъясняет УПК в ст. 151.

Классификация

Подследственность может быть:

  1. Территориальной.
  2. Предметной (родовой).
  3. Смешанной (альтернативной).
  4. Индивидуальной.

Первая и вторая предусматривается в ст. 151, 152 УПК РФ. Рассмотрим их подробнее.

Предметный признак

Родовая подследственность сотрудников прокуратуры распространяется на дела, считающимися наиболее опасными. К ним, в частности, относят такие преступления, как убийства, терроризм, изнасилования, массовые беспорядки, бандитизм, пиратство. В ведении указанных служащих также находятся дела о должностных, экологических, воинских деяниях. В целом можно сказать, что к служащим прокуратуры попадают наиболее сложные случаи. Большой объем уголовных материалов ст. 151 УПК РФ относит к ведению сотрудников ОВД.

Среди них: посягательства на половую неприкосновенность, здоровье граждан, преступления против собственности, общественной безопасности, нравственности и так далее. Родовую подследственность сотрудников органов ФСБ составляют дела о контрабанде с отягчающими обстоятельствами, незаконный экспорт технологий, услуг и информации при изготовлении ОМП. Они изучают материалы о терроризме, угоне воздушных и прочих транспортных средств, организации незаконных бандформирований, посягательства на конституционный строй и государственную безопасность.

Территориальный признак

Он указывает на место совершения незаконного деяния либо окончания преступления. В частности, речь идет о районе, области, республике и пр. административной единице страны. При этом стоит отметить, что в рамках местной подследственности предварительные мероприятия могут осуществляться сотрудниками различных ведомств (краевого, районного и пр.). В кодексе нет правил, в соответствии с которыми осуществляется распределение дел среди служащих разного уровня. Данный вопрос, согласно положениям ст. 151 УПК РФ, решается руководителями ведомств с учетом особенностей преступления.

Смешанная категория

Одни и те же незаконные посягательства могут расследоваться сотрудниками разных ведомств. К примеру, дела о терроризме могут рассматриваться служащими прокуратуры, ФСБ и ОВД. В таких случаях в качестве критериев отнесения преступления к ведению определенного органа будут выступать ответы на следующие вопросы:


В ст. 151 УПК РФ подследственность служащих, выявивших дело альтернативного ведения, включает в себя преступления, попадающие под многие нормы УК. В частности, это мошенничество, растрата и присвоение, незаконное предпринимательство при отягчающих обстоятельствах, незаконная банковская деятельность и прочие деяния в экономической сфере. В эту же категорию входят преступления в области компьютерной информации, против порядка управления и правосудия, общественной безопасности. Альтернативными считаются такие деяния, как захват заложников, бандитизм, организация преступных сообществ и так далее. Понятие "выявление", которое упоминает статья 151 УПК РФ ("Подследственность"), указывает на то, что конкретный сотрудник первым получил сообщение о незаконных действиях. Он возбудил дело и принял его к производству.

Комментарий к ст. 151 УПК РФ

В компетенцию сотрудников, к ведению которых относится "основное" деяние, по которому, собственно, возбуждено производство, включаются дела о привлечении несовершеннолетних к совершению противоправных действий, злоупотреблениях должностными полномочиями, их превышении, даче или получении взяток, халатности и служебном подлоге, а также некоторые посягательства на правосудие. В данном случае используются ст. 150, 151 УПК РФ. Они применяются постольку, поскольку в ходе проведения предварительных мероприятий по одному делу выявляются составы иных преступлений.

Персональный признак

Рассматривая ст. 151 УПК РФ с комментариями, стоит отметить, что в норме отдельно оговаривается распределение дел с учетом особенностей, присущих субъектам, в отношении которых они возбуждены. В качестве персональных признаков, в частности, выступают:

  1. Принадлежность к категории граждан, относительно которых в кодексе установлены особые правила для начала производства.
  2. Наличие у субъекта психических расстройств, которые требуют досудебного исследования.
  3. Принадлежность лица к ВС либо правоохранительной системе.

В ст. 151 УПК РФ не оговаривается порядок отнесения дел о преступлениях, субъектами в которых выступают несовершеннолетние.

Сотрудники прокуратуры

Компетенция этих служащих устанавливается в ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Так, сотрудниками прокуратуры рассматриваются дела по преступлениям, совершенным субъектами, перечисленными в ст. 447 УПК. К ним относят:


Следователями прокуратуры разбираются дела о посягательствах, имевших место в отношении указанных выше лиц и связанных с исполнением ими профессиональной деятельности.

Служащие ОВД

Их компетенцию также устанавливает статья 151. Подследственность этих сотрудников разъясняется во второй части нормы. Вопрос об отнесении дела к их компетенции возникает в случаях, когда необходимо произвести медицинские манипуляции принудительного характера к лицам, совершившим преступление. Расследование осуществляется разными служащими, в соответствии с предметной подследственностью. Здесь, однако, есть нюанс. Если психически нездоровый субъект совершил неправомерное деяние, расследование которого в соответствии с общим правилом должно осуществляться в форме дознания, то ситуация становится непонятной. Неясность связана с тем, что в законе не определено, какому именно сотруднику осуществлять надлежащие мероприятия. По мнению специалистов, такая обязанность может возлагаться на служащих ОВД, поскольку дознание осуществляется, как правило, ими же по таким делам.

Сотрудники ФСБ

В части второй п. 2 ст. 151 УПК РФ установлены дела, включенные в компетенцию этих служащих. Они рассматривают материалы по преступлениям о:

  • Шпионаже.
  • Госизмене.
  • Разглашении государственной тайны и потере документов, ее содержащих.

В качестве субъектов в таких преступлениях должны выступать лица, указанные в перечне выше.

Конкуренция компетенций

В ч. 8 ст. 151 УПК РФ предписывается, что споры по отнесению дел к ведению того или иного служащего разрешаются прокурором. Такая ситуация может возникнуть, если квалификация действий и исследование материалов одного субъекта преступления относятся к компетенции сотрудника ОВД, а поведение другого злоумышленника, проходящего по этому же делу, по персональному либо предметному признаку – к полномочиям служащего прокуратуры. При этом лицо, уполномоченное на разрешение возникшего спора, должно руководствоваться определенными правилами. В частности, ему надлежит поручить такое дело следователю прокуратуры. Это обуславливается тем, что в компетенцию последнего входит рассмотрение преступлений в отношении определенных лиц и считающихся наиболее опасными. Такое же правило действует при объединении дел, которые подследственны различным органам предварительного расследования, в одном производстве. При определении подразделения, уполномоченного на поведение предварительных мероприятий, прокурор должен руководствоваться установленными в рассматриваемой норме правилами.

Дознание

В ст. 151 УПК РФ разъясняется распределение дел между дознавателями разных органов. Правила устанавливаются в части третьей. Так, дознаватели ОВД расследуют все преступления, предусмотренные в ч. 3 ст. 150 УПК. Исключение составляют случаи, установленные в ч. 3-6 рассматриваемой нормы. В п. 3 ст. 151 УПК РФ установлено, что дознаватели пограничных структур ФСБ компетентны вести производство по делам, подпадающим под:

  1. Ст. 256 и 253 в части, относящейся к незаконной добыче водных растений и животных.
  2. Ч. 1 ст. 322 и ч. 1 ст. 323.
  3. Ч. 1 ст. 188 в части, относящейся к контрабанде, которая была задержана сотрудниками пограничной службы безопасности при отсутствии таможенных органов.

Дознаватели ФССП компетентны расследовать дела, предусмотренные в ст. 297, 294, 315, 312 и ч. 1. Ст. 311 УК. Служащие таможенных органов могут вести производство по преступлениям, попадающим под ч. 1 ст. 188, ст. 194. Дознаватели противопожарной службы могут рассматривать дела, предусмотренные в ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 261. Сотрудники подразделений, осуществляющих контроль за оборотом наркотических и психотропных соединений, ведут производство по преступлениям, подпадающим под ст. 228 в ч. 1, 228.2, части первые ст. 232-233, а также ч. 1 и 4 ст. 234.

Место производства предварительных мероприятий

Расследование осуществляется на территории совершения деяния, в котором присутствуют признаки преступления. В ряде случаев возникает необходимость провести мероприятия, розыскные в том числе, в другом месте. В таких ситуациях следователь может осуществить их самостоятельно или поручить их органу дознания либо иному служащему. Такие поручения должны исполняться в десятидневный срок. Если установлено, что начало преступления было в одном месте, а его завершение – в другом, то расследование осуществляется по месту окончания деяния. В практике бывают случаи, когда совершено несколько посягательств на разных территориях. Расследование в таких ситуациях производится в районе, где имело место большинство из них. Предварительные мероприятия могут осуществляться по адресу нахождения свидетелей или самого обвиняемого. Это обеспечивает во многих случаях объективность и полноту действий должностных лиц, а также соблюдение установленных процессуальных сроков.

Важный момент

Преступления могут совершаться за пределами РФ. В таких случаях предварительное расследование осуществляется по основаниям, установленным в ст. 12 УК либо по ст. 459 УПК по месту проживания/пребывания потерпевшего на территории России. Допускается производство действий по адресу нахождения большинства свидетелей. Также законом предусмотрено проведение предварительного расследования по месту пребывания обвиняемого в РФ, если потерпевший находится за ее пределами.

Неотложные действия

Дознаватель или следователь, установившие, что принятое ими дело им неподследственно, должны передать его руководителю отдела/прокурору. При этом им надлежит совершить неотложные действия в рамках своих полномочий. Руководитель вышестоящего органа может вынести постановление, в соответствии с которым подразделение, которым он управляет, принимает дело к производству. Решение должностного лица должно быть мотивированным. Руководитель вышестоящего подразделения обязан уведомить прокурора письменно о вынесенном постановлении.

Подследственность. Ст. 150, 151 УПК РФ.

Подследственность это совокупность признаков преступления, по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства (например: не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя военной прокуратуры).

Распределение уголовных дел между органами дознания и предварительного следствия осуществляется в соответствии с установленными УПК правилами подследственности.

Подследственность – это юридическое свойство уголовного дела, в соответствии с которым предварительное расследование отнесено к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

К органам расследования УПК относит следователя и дознавателя (п. 7, 41 ст. 5, ст. 38, 41). Однако правом проводить расследование наделены также руководитель следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39) и начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 40 1). Кроме того, органы дознания уполномочены осуществлять начальный этап расследования – неотложные следственные действия (ч. 3 ст. 40, ст. 157).

Уголовно-процессуальный институт подследственности имеет существенное организационно-правовое значение . Он позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами и т.д.

Понятие подследственности связано с понятиями компетенции, подсудности и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом расследования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отличается от понятия компетенции, относящегося к признакам соответствующего органа (субъекта). Термин «юрисдикция» используется в УПК применительно к суду и к государству. Виды признаков подследственности сходны с видами подсудности (ст. 31-32) и теоретически могут быть объединены под общим понятием подведомственности.

Правила подследственности непосредственно устанавливают надлежащие форму расследования и его субъекта. Правила подследственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так они позволяют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы, т.е. обеспечивается право обвиняемого на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (законный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное нарушение правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа расследования. Поэтому несоблюдение правил подследственности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет признание полученных доказательств недопустимыми.

Правила подследственности используются также для распределения дел внутри следственных подразделений и подразделений дознания.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) – ст. 151 и территориальную (местную) – ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу:

а) особенностей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная, или личная подследственность),

б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность),

в) исключительной компетенции того или иного органа уголовного преследования (универсальная подследственность, т.е. такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения; универсальная подследственность возникает, когда прокурор передает любое уголовное дело следователю Следственного комитета РФ (п. 11 и 12 ч. 2 ст. 37 УПК)).

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от степени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. По тяжким и особо тяжким преступлениям производится предварительное следствие, а по преступлениям небольшой или средней тяжести может быть проведено дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК).

Большинство преступлений расследуется следователями и дознавателями органов внутренних дел (п. 3 ч. 2 ст. 151). К предметной подследственности следователей следственного комитета, как правило, относятся уголовные дела о преступлениях с особенно высокой степенью общественной опасности (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи ФСБ производят предварительное следствие по большинству преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и по некоторым другим преступлениям (см. п. 2 ч. 2 ст. 151).

С учетом соответствующей сферы деятельности определяется предметная подследственность и следователей (дознавателей) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, дознавателей органов пограничной службы, службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (ч. 3 ст. 151).

Родовой признак является общим и используется «по умолчанию». Это означает, что при отсутствии иных специальных признаков подследственности именно он определяет ведомственную принадлежность уголовных дел.

Выделяют следующие виды подследственности:

1. предметная (родовая);

2. альтернативная (смешанная);

3. персональная;

4. территориальная;

5. подследственность по связи дел.

Предметная подследственность .

Определяется признаками, относящимися к квалификации преступления. Каждый состав преступления правомочен расследовать в полном объеме конкретный следователь или дознаватель. В зависимости от того, какое преступление предполагается (или точно установлено) совершено, его должен расследовать строго определенный орган или должностное лицо.

Предметная подследственность закреплена в ст. 150, 151 УПК РФ. Ст. 150 УПК РФ – закреплены составы преступлений, по которым производится дознание. Ст. 151 УПК РФ – определяет, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями следственного комитета, ОВД, органов ФСБ и др.



При распределении дел между следователями различных органов учитываются задачи, принципы организации, условия и специфика деятельности каждого из органов следствия, так как правильное определение возможностей органа в расследовании той или иной категории дел служит гарантией более быстрого раскрытия, всестороннего и объективного расследования преступления.

Альтернативная (смешанная) подследственность.

Характеризуется тем, что расследование некоторой категории преступлений в зависимости от тех или иных обстоятельств может входить в компетенцию либо одного, либо другого органа одновременно. Расследование таких преступлений (они перечислены в ч. 5 ст. 151 УПК РФ) производит следователь того органа, который первый выявил эти преступления.

Персональная подследственность . пп. «б, в» ч.2 и ч.4 ст.151 УПК РФ.

Это совокупность признаков, зависящая от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил, преступление.

Этот вид подследственности определяет, следователем каких органов расследуется дело о преступлении лиц в зависимости от их должностного положения. Например: дела о некоторых преступлениях, совершенных должностными лицами, перечисленными в ч. 2 ст. 151 УПК РФ, расследуется следователями органов ФСБ; уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, расследуются следователями военной прокуратуры и т.п.

Территориальная подследственность . Ст. 152 УПК РФ.

Определяется местом совершения преступления. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. Если преступления совершены в разных местах, то подследственность прокурором, который определяет ее по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Подследственность по связи дел . ч.6 ст.151 УПК РФ.

Составы некоторых преступлений объективно связаны между собой. Расследование и судебное рассмотрение таковых целесообразно производить одновременно. Для разрешения этой проблемы предусмотрен данный вид подследственности.

Дела о преступлениях, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ (вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, злоупотребление должностными полномочиями, заранее не обещанное укрывательство и др.) расследуются тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено уголовное дело.

При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором. Все споры о подследственности разрешаются также прокурором.

ст. 150 УПК РФ. Подследственность при этом определяется по родовому признаку.

Пример

Лицо совершило кражу сотового телефона, через некоторое время указанный человек был задержан полицией, в отношении него было заведено дело, которое подпадало под подследственность органов дознания, потому что на данный факт указывает статья 150 Кодекса об уголовном процессе.

Основные виды

Компетенция различных органов по раскрытию дел носит название "подследственность". УПК различает ее следующие виды:

  • родовая или предметная - определяется по составу деяния, наиболее тяжкие преступления подлежат раскрытию следственным комитетом, ФСБ;
  • территориальная - производится по месту совершения злодеяния;
  • персональная - зависит от субъекта, который претворил в жизнь свой умысел;
  • альтернативная - позволяет производить расследование тем, кто его выявил.

Здесь необходимо отметить тот факт, что весь уголовный процесс и его ведение полностью зависят от тех лиц, которые его осуществляют. Потому что стадия предварительного расследования - одна из наиболее важных во всем уголовном производстве, так как именно в данный период времени производится сбор всех доказательств и опрос свидетелей, которые помогают быстрее раскрыть совершенное преступление.

Предметная

В данном случае по составу совершенного деяния и его тяжести можно определить подследственность. УПК РФ, ст. 151, гласит о том, что дела об умышленном лишении жизни другого человека, похищении, доведении до самоубийства, а также связанные с нарушением конституционных прав и свобод граждан, против мира и безопасности всего человечества относятся к ведению служащих Следственного комитета.

ФСБ занимается раскрытием злодеяний, которые относятся к особо тяжким и представляют наибольшую опасность для общества, например: организация террористической деятельности, незаконного вооруженного формирования, угон воздушного транспорта, утрата документов, содержащих тайны государства.

Предметным признаком определяется и служебная деятельность сотрудников ФСКН, когда речь идет о незаконном обороте наркотических и психотропных средств. Кроме того, родовая подследственность УПК имеет наибольшее значение в том случае, когда необходимо отнести расследование дела к ведению определенного процессуального лица, например, дознавателя. Они занимаются преступлениями только небольшой тяжести. Также к их компетенции по родовому признаку относятся те деяния, на которые указывает подследственность УПК РФ, ст. 150.

Районный отдел полиции, как правило, расследует злодеяния, которые относятся к тяжким и предусмотрены статьей 151 Кодекса об уголовном процессе.

Персональная

Данная подследственность относится к конкретному субъекту, совершившему злодеяние. Например, преступления, совершенные сотрудниками МВД и ФСБ, будут раскрывать служащие следственного комитета. То же самое правило относится и к другим должностным лицам, таким как судьи и военнослужащие.

Законодательные нормы не позволяют в некоторых случаях точно определить подследственность. УПК также не может однозначно решить данный вопрос. Например: следователь ФСБ совершил злодеяние, которое предусмотрено ст. 276 Кодекса о преступлениях, - так как специальные нормы закрепляют за данным лицом иммунитет, то ведением данного дела будет заниматься следователь СК РФ.

Альтернативная или смешанная

В зависимости от определенных обстоятельств совершенного злодеяния будет определяться его подследственность. УПК РФ гласит в данном случае о том, что дела могут быть расследованы тем государственным органом, который первым получил сообщение о преступлении либо выявил его совершение. Например, деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков, могут быть раскрыты как следователями районного отдела полиции, так и сотрудниками ФСКН.

Территориальная

В данном случае уголовные дела должны быть раскрыты по месту совершения злодеяния, что соответствует ст. 152 УПК РФ. Подследственность при этом распространяется даже на органы дознания. Поэтому на практике нередко встречались такие случаи, когда оперативные сотрудники могли перенести обнаруженный труп в другое место, чтобы раскрытием данного деяния занимался соседний отдел полиции.

По общему правилу, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то в этом случае оно должно быть расследовано тем ОВД, где оно было завершено, так и определяется его подследственность. УПК РФ закрепляет данную норму в ст. 152.

Кроме того, в законе существуют некоторые исключения. Они позволяют заниматься расследованием дела по месту нахождения наибольшего количества свидетелей, пострадавших. Такое возможно только в той ситуации, когда потерпевший проживает за границей и злодеяние было совершено за пределами России.

В данном случае вопрос о том, как будет проводиться раскрытие дела и его передача по подследственности, УПК РФ позволяет решать руководителю следственного органа или прокурору.

Если необходимо произвести розыскные мероприятия вне места обнаружения признаков совершенного злодеяния, то дознаватель может совершить такие действия самостоятельно либо поручить это другому процессуальному лицу. Данное правило предусмотрено ст. 152 УПК. Территориальная подследственность при этом не нарушается, расследованием дела занимается тот же государственный орган.

Нарушения

Совокупность признаков совершенного злодеяния позволяет поручить его раскрытие тем государственным органам, которые уполномочены на это законом. Данное правило носит название "подследственность". УПК РФ (ст. 151) предусматривает, что ведением дела занимается то процессуальное лицо, в чью компетенцию входит раскрытие деяния в зависимости от степени его тяжести. Именно поэтому все доказательства, которые будут собраны ненадлежащим органом, а соответственно с нарушением закона, являются недопустимыми. Они не могут быть положены в основу вынесения приговора судом. Дело при этом подлежит прекращению, а все доказательства должны быть уничтожены.

Необходимые действия

В том случае, если процессуальное лицо установило факт того, что ведение уголовного дела относится не к его компетенции, дознаватель должен передать его прокурору, чтобы последний вынес решение о его подследственности. Споры при этом недопустимы.

Кроме того, прокурор должен распределить уголовные дела так, чтобы каждое было отнесено к ведению конкретного должностного лица. Данное правило действует только при соединении в одном производстве нескольких материалов, которые имеют разную подследственность, ст. УПК 151 напрямую указывает на данный факт.

Образец постановления

Если полученное государственным органом сообщение о совершенном преступном деянии не входит в его компетенцию, то оно должно быть передано по подследственности для производства соответствующих процессуальных действий.

Образец

Постановление
о передаче сообщения о совершенном злодеянии компетентным органам г. __________ 00.00.00 года

Руководитель органа дознания, подполковник полиции _______, рассмотрев поступившее сообщение от гражданина ________о деянии, предусмотренном ч. 1 ст. 179 Кодекса о преступлениях,

Установил:

При проверке поступившего сообщения было выяснено, что данное деяние не подлежит расследованию дознанием, поэтому необходима передача подследственности. УПК предусматривает ее в ст. 151 УК.

Постановил:

Передать указанное сообщение о совершенном деянии следственному отделу.

Руководитель дознания подполковник ______________________

Особенности

Предварительное расследование совершенных злодеяний вправе осуществлять должностные лица в пределах вверенных им полномочий, так гласит 151 статья, подследственность УПК РФ определяется в зависимости от совокупности признаков и квалификации содеянного.

В данном случае существуют некоторые особенности, которые позволяют начать расследование одним государственным органом, после чего передать его через прокурора в ведение других.

Пример

Есть несколько преступных деяний, связанных с пожарами. Так, по части 2 ст. 167 УК, дознаватель ГПН проводит все необходимые действия после возбуждения дела, затем передает его со всеми материалами прокурору для определения его подследственности, потому что в данном случае оно должно быть раскрыто процессуальными лицами ОВД. В том случае, если на пожаре присутствовал следователь, значит, он имеет право сразу принять данное дело к своему производству, а дознаватель ГПН просто передать ему все наработанные материалы.

СК РФ и полномочия

Все совершенные злодеяния находятся в компетенции конкретных должностных лиц, так гласит 151 статья УПК. Подследственность уголовных дел определяется в зависимости от состава деяния и его тяжести.

Служащими СК РФ раскрываются следующие виды злодеяний:

  • умышленное лишение жизни человека;
  • доведение до самоубийства;
  • изготовление поддельных денежных средств;
  • особо тяжкие деяния в отношении лиц, которым нет 18 лет, а также совершенные такими гражданами;
  • касающиеся половой неприкосновенности женщин, мужчин и детей;
  • сотрудниками правоохранительных органов, судов, учреждений исполнения наказаний, военнослужащих.

Все указанные преступления, а также те, которые предусмотрены ст. 447 Кодекса об уголовном процессе, входят в подследственность ст. (УПК РФ) 151 и возлагаются на аппарат сотрудников комитета.

Органы дознания

В соответствии с УПК РФ, подследственность уголовных дел небольшой и средней тяжести может быть возложена на данных процессуальных лиц только с письменного разрешения прокурора.

К органам дознания относятся:

  • судебные приставы;
  • государственная пожарная служба;
  • командиры и начальники военной части.

Обладают следующими функциями:

  • возбуждать уголовные дела в пределах вверенных им полномочий и осуществлять необходимые розыскные мероприятия;
  • осуществлять проверку полученных сообщений о готовящихся или уже совершенных злодеяниях.

Как правило, органы дознания занимаются раскрытием менее тяжких преступлений, в основном они указаны в ст. 150 УПК. Подследственность уголовных дел в данном случае осуществляется ими в пределах их компетенции и по согласованию с прокуратурой.

Дознаватели из службы приставов-исполнителей возбуждают уголовные дела против тех граждан, которые не платят по кредитам, взятым в банках, а также не исполняют свои обязанности по алиментным обязательствам на своих детей. При этом в настоящее время практика показывает, что многие из таких должников оказываются на скамье подсудимых, после чего отбывают наказание в местах лишения свободы или отрабатывают их в обязательном порядке.

Дознаватели, работающие в пожарной службе, расследуют дела по различным возгораниям домов, после чего передают указанные материалы в прокуратуру, а последняя определяет, какой орган в дальнейшем будет проводить розыскные мероприятия.

Формы

Законодательно их существует только две. Дознание по делам, где необходимо проводить процессуальные действия, должно быть произведено только после незамедлительного уведомления прокурора. После чего осуществляются все необходимые следственные мероприятия: допрос подозреваемого, пострадавшего, выемка и обыск.

По тем делам, где не требуется досудебное производство, составляется обвинительный акт и направляется прокурору для его утверждения. С составленными материалами может быть ознакомлен только сам обвиняемый.

ФСБ

Следователи данных органов занимаются делами, которые нарушают интересы государства и его безопасность. Поэтому, согласно ст. 151 Кодекса об уголовном процессе, они расследуют следующие преступные деяния:

  • о незаконном экспорте сырья, который поступает за пределы России;
  • контрабанде денежных средств;
  • террористической деятельности и обо всех действиях, связанных с ней;
  • об угонах подвижных составов, воздушного транспорта и судов;
  • о разглашении государственной тайны.

Период времени

Сроки для осуществления предварительного расследования достаточно различны. Для дознания он составляет всего один месяц. В то же время следствие проводится в течение двух месяцев. При наличии достаточных оснований данные сроки могут продляться. В данном случае необходимо составить постановление и направить его в адрес прокурора с указанием уважительных причин. Как правило, временной период для окончания следствия составляет три месяца. Продляется до одного года только при наличии запутанных обстоятельств злодеяния и отсутствии достаточных доказательств виновности лица.

Определенные условия

В том случае, когда процессуальные лица не имеют достаточных оснований для того, чтобы доказать вину подозреваемого в содеянном, расследование дела должно быть завершено по соответствующим основаниям Кодекса об уголовном процессе. В то же время дознаватель и следователь объясняют гражданину порядок восстановления его прав, которые были нарушены из-за незаконного привлечения к ответственности. Лицо может обратиться в суд за возмещением морального вреда.

Не распространяется

Ни один из видов подследственности не применяется в том случае, когда речь идет о расследовании дела в порядке статьи 10 Кодекса об уголовном процессе. При этом вынести постановление без ведения дела вправе органы дознания и следствия. Также здесь не будет иметь решающего значения, на какой территории произошло злодеяние.

Значение

В большинстве случаев рассмотрение дела в суде было бы невозможным без проведения предварительного расследования, так как за недостаточным количеством доказательств нельзя предъявить гражданину обвинение. Кроме того, предварительное расследование способно полностью изменить судьбу человека, если его виновность окажется доказанной, или наоборот. Также это очень важная деятельность органов дознания, несмотря на то что она осуществляется только в течение одного месяца. От того, насколько тщательно будет проведено предварительное, досудебное расследование, будет зависеть исход всего дела и даже постановление приговора. Все проводимые действия дознания и следствия фиксируются в обвинительном заключении и акте, после чего направляются для утверждения в прокуратуру.

Суд при рассмотрении дела по существу исследует все представленные доказательства, добытые при проведении предварительных процессуальных действий, которые, как правило, являются подтверждением вины обвиняемого.

Несоблюдение

В соответствии со ст. 151 УПК, должностные лица уполномочены для расследования и раскрытия преступлений в пределах своей компетенции. Это приводит к более правильному и быстрому результату. В том случае, если данные нормы подследственности нарушаются, доказательства, собранные по делу, будут признаны несостоятельными и недопустимыми. Кроме того, расследование злодеяния может быть прекращено.

Пример

Сотрудник полиции совершил ДТП, в котором погиб человек, органы внутренних дел взяли данное дело под свой контроль, чем существенно нарушили нормы подследственности. При этом доказательства, собранные в ходе предварительного расследования, впоследствии были признаны недопустимыми. Суд их не принял и прекратил дело. При этом должностные лица существенно нарушили права пострадавших. Сотрудник полиции в данном случае - это лицо с особым статусом, он госслужащий, а не простой гражданин, и его делом должен был заниматься следственный комитет, а не местный ОВД.

Следующий пример

При подаче апелляционной жалобы защитник гражданина, который был осужден по статье 159 за мошенничество в особо крупных размерах, в обосновании доводов ссылался на то, что должностными лицами были нарушены правила определения подследственности, и хотел, чтобы суд отменил приговор.

При этом адвокат не учел положений статьи 151 Кодекса об уголовном процессе, где четко прописано о том, что раскрыть злодеяние может тот орган, который выявил его совершение. Поэтому доводы защиты были несостоятельными.

Из приведенных примеров видно, что не все должностные лица соблюдают правила определения подследственности, чем существенно нарушают уголовное законодательство. При этом нарушаются права самих граждан, которые являются участниками процесса. Для всестороннего и полного изучения всех материалов дела, а также для сбора доказательств просто необходимо соблюдать правила подследственности. Потому что каждый государственный орган обладает своими полномочиями и компетенцией.

Если злодеяние было совершено военным человеком, прокурором, судьей, то данное дело может быть полностью раскрыто только следователями комитета РФ. Потому что они призваны предотвращать распространение преступности среди государственных служащих. Также в их компетенцию входит ведение дел по особо тяжким деяниям, которые были совершены лицами, не достигшими совершеннолетия.

Подследственность и ее виды (статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации)

Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон определяет, какой следователь или орган дознания должен вести по делу предварительное расследование.

Действующий уголовно-процессуальный закон разграничивает подследственность по предметному (родовому), альтернативному (смешанному), территориальному (местному) и персональному признакам.

Предметная (родовая) подследственность - это подследственность по составу расследуемого преступления, выраженному в его квалификации. До настоящего времени предварительное следствие остается основной формой предварительного расследования.

Предметная подследственность определена законом для каждого субъекта, ведущего предварительное расследование, - для органов дознания, следователей Следственного комитета РФ, ФСБ России, МВД России, ФСКН России.

Рассмотрим вначале подследственность органам дознания. Закон (ч. 3 ст. 150 УПК) предусматривает проведение дознания по широкому кругу уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести. Таков ряд преступлений о посягательстве на личность, здоровье граждан, общественный порядок, экологическую безопасность, порядок осуществления правосудия, собственность, экономику, порядок управления и др. По письменному указанию прокурора в подследственность органов дознания могут быть переданы иные, помимо перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК, дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Федеральный закон 2007 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» существенно расширил подследственность органов дознания, передав им ведение расследования не только по делам, возбужденным в отношении определенных лиц (так было раньше), но и по делам, возбужденным по факту преступления, т. е. когда лицо, совершившее преступление, неизвестно.

Подследственность преступлений органам дознания дифференцируется в УПК применительно к специфике деятельности каждого из них.

По основной массе преступлений дознание возложено законом на дознавателей органов МВД России (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК).

Пограничные органы ФСБ России ведут дознание по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253, 256, ч. 1 и 2 ст. 322 и ч. 1 ст. 323 УК (п. 3 ч. 3 ст. 151 УК). Дознавателями органов судебных приставов расследование ведется по делам о преступлениях, названных в п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК. В таможенных органах дознавателям подследственны дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 194, ч. 1 ст. 200 1 УК.

Дознаватели органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы в силу УК ведут расследование по делам о неосторожном уничтожении или повреждении имущества (ст. 168), нарушении правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 219), неосторожном уничтожении или повреждении лесов (ч. 1 и 2 ст. 261).

Дознавателям (следователям) органов ФСКН России подследственны дела о преступлениях, названных в п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК.

Следователями Следственного комитета РФ дознание производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УПК, совершенных лицами, указанными в подп, «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК.

Закон также определяет предметную подследственность органам предварительного следствия, дифференцируя ее для каждого следователя соответствующего ведомства. Статья 151 УПК определяет, какие преступления расследуют следователи Следственного комитета РФ, а какие - следователи органов внутренних дел, следователи органов ФСБ России и следователи ФСКН России.

Анализ подследственности преступлений, указанной в ст. 151 УПК, позволяет сделать вывод о том, что одни и те же преступления входят в подследственность разных следователей. Например, дела о терроризме могут расследовать следователи Следственного комитета РФ, следователи органов ФСБ России и следователи МВД России. Такое явление образует альтернативную (смешанную) подследственность. Она связана с предметной подследственностью и состоит в том, что в рамках последней выделяются дела об отдельных преступлениях, предварительное следствие по которым могут с учетом определенных дополнительных факторов вести следователи, принадлежащие к разным ведомствам. Такими дополнительными факторами выступают данные о том, каким следователем выявлено преступление альтернативной подследственности, кем возбуждено уголовное дело, связанное с основной подследственностью.

Так, закон устанавливает, что преступления о нарушении авторских прав, квалифицированных кражах, мошенничестве, присвоении, растрате, грабеже, разбое, некоторые относящиеся к сфере экономической деятельности, а также к сфере общественной безопасности (захват заложников, бандитизм и др.), связанные с наркотиками и психотропными веществами, экстремизмом, некоторые преступления против правосудия и проч, могут расследоваться следователями органа, выявившего эти преступления (ч. 5 ст. 151 УПК).

По уголовным делам о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений, а также по так называемым должностным преступлениям (в том числе о взяточничестве), некоторым преступлениям против правосудия и др. предварительное следствие производится независимо от предметной подследственности следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).

При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственным разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор (ч. 7 и 8 ст. 151 УПК).

Территориальная (местная) подследственность состоит в том, что дознаватель, следователь ведут предварительное расследование в пределах обслуживаемого им территориального образования (район, область) или выделенного следственного участка.

Законом в ряде случаев установлена и персональная подследственность. Она состоит в том, что компетенция того или иного органа расследования определяется в ряде случаев социальными либо профессиональными особенностями лица, о котором ведется производство. Так, согласно п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК все дела о преступлениях против военной службы, совершенных военнослужащими, а также гражданами во время прохождения ими военных сборов и военными строителями (ст. 331 УК), расследуются следователями Следственного комитета РФ. Данное положение закона относит к их подследственности и преступления, совершенные лицами отдельных категорий, в отношении которых применяется особый порядок производства (ст. 447 УПК), а также должностными лицами органов ФСБ России, СВР России и других правоохранительных органов. Исключением является случай, когда лица, перечисленные в ст. 447 УПК, совершили государственную измену, шпионаж, разглашение государственной тайны, утрату документов, содержащих государственную тайну. Дела об этих преступлениях согласно ч. 4 ст. 151 УПК подследственны следователям органов ФСБ России. Как уже отмечалось, если указанные лица совершили преступления, входящие в компетенцию органов дознания (ч. 3 ст. 150 УК), дознание также проводится следователями Следственного комитета РФ.

Персональную подследственность имеют и дела лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости или заболевших психическим расстройством после совершения преступления (ч. 1 ст. 433 УПК). Дознание по таким делам, независимо от характера деяния, не производится: обязательно предварительное следствие (ч. 1 ст. 434 УПК), производимое одним из следователей в рамках предметной подследственности. Не вполне ясно, каким именно следователем оно должно проводиться, если в обычной ситуации, т. е. в отношении психически здоровых лиц, дело подследственно органу дознания. Представляется, что в этом случае предварительное следствие должен вести следователь органов внутренних дел.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...