Чем определяется статус государственного служащего. Правовой статус государственного служащего


  • ВВЕДЕНИЕ
    • 1. Характеристика правового статуса государственного служащего
    • 2. Основные права и обязанности государственного служащего
    • Заключение
ВВЕДЕНИЕ В данной работе речь пойдет о правовом статусе государственного служащего.Правовой статус - комплексная характеристика правового положения государственного служащего как субъекта права. Он характеризуется наличием многочисленных параметров и показателей, проявляющихся в связи с замещением государственной должности, выполнением или профессиональным обеспечением полномочий государственного органа.В настоящее время вопрос о статусе государственного служащего в соответствии с принципами открытого демократического, правового государства пока не решен. По сути дела проведено, как говорится, лишь "развертывание статуса наемного работника в государственных органах, регулируемого трудовым законодательством, в статус государственного служащего" Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика: Монография. - М.:, РАГС, 2002. - 272 с. . Российское законодательство и практика государственного строительства пока не вышли на уровень понимания статуса государственного служащего как человека государственного, служащего государству и защищенного государством, человека, способствующего обеспечению социально-политических и экономических ценностей общества. Мы пока недалеко ушли от понимания статуса как набора определенных прав, обязанностей и ответственности по должности, в рамках которых и реализуется потенциал государственной власти.1. Характеристика правового статуса государственного служащего Государственный служащий является лицом, органически интегрированным в систему государственно-служебных отношений, урегулированных публичным правом, нормами конституционного, административного, трудового и иных отраслей права. Эти отношения реализуются от имени и по поручению государства, в интересах общества и каждого гражданина, под контролем государства и народа. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий соответствующее профессиональное образование и исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: История развития и основные современные концепции. - М.: Юристъ, 2002. - 385 с. .Какова же структура правового статуса государственного служащего?Исходным пунктом характеристики правового статуса государственного служащего Российской Федерации является статус гражданина Российской Федерации, который органически включает в себя: а) конституционный статус российского гражданина; б) статус работника в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации; в) административно-правовой статус в соответствии с нормами Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации". Тем самым статус государственного служащего представляется как трехмерное пространство человека, гражданина и должностного лица, реализующего государственную власть как общественный интерес, оформленный правом.Этот вывод логично вытекает из сущности государственной службы и института гражданства, которая в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" от 9 апреля 2002 г. определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанных на уважении достоинства человека, его прав и свобод. Именно с наличием гражданства и конституционно закрепленного права равного доступа граждан к государственной службе законодательство связывает право человека участвовать в политической жизни страны и управлении делами государства и общества в целом. Неграждане России, лица без гражданства, люди, имеющее двойное гражданство права на государственную службу лишаются.Второй по значимости характеристикой (признаком) правового статуса государственного служащего является владение государственным языком. Таким языком является русский. Казалось бы, все понятно. Но в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" конкретно не указано, о каком языке идет речь, то некоторые политики и юристы пытаются русский язык подменить государственным языком национальной республики или, наоборот, дополнить требование знания русского языка знанием государственного языка своей республики. Есть ученые, которые стараются научно обосновать справедливость такой позиции. Представляется, что такая позиция требует более пристального научно-правового исследования, хотя, вероятно, она продиктована скорее политическими соображениями, чем потребностями совершенствования системы государственного управления.Важнейшим по значимости признаком, отражающим правовой статус государственного служащего, является занимаемая им государственная должность, определяющая место и роль работника в государственно-служебной иерархии, содержание, возможности и объем его участия в работе того или иного государственного органа.В научной литературе можно встретить достаточно большой разброс толкований понятия "государственная должность", что объясняется многими объективными факторами и субъективными причинами: разнообразие трактовок - это своего рода реакция на неустойчивость и непрочность современного положения государственного служащего, которая заложена в самой сложившейся системе учреждения государственных должностей государственной службы, зависимости должностной структуры аппарата государственного органа от его руководителя. Например, в субъектах Российской Федерации государственные должности устанавливаются не государством в целом, а властями субъектов Федерации по их собственному усмотрению. Результат: поменялся губернатор - меняется не только "команда", но и подавляющая часть аппарата администрации на более, как кажется, "надежных" работников. Реально такими же возможностями формирования должностной структуры аппарата и его кадрового наполнения обладают министры и другие первые руководители государственных органов.Наблюдается отсутствие четкой и строгой институциональности государственных должностей, отсутствие прочного организационно-правового порядка в кадровых назначениях, что ведет к подрыву доверия к государственной службе. По сути дела неофициально признается право на политизацию аппарата, на использование его в качестве так называемого административного ресурса.Государственная служба, как известно, реализуется посредством должностей "Б" и "В". К категории "Б" отнесены государственные должности, на которых находятся служащие, обеспечивающие реализацию полномочий лиц, замещающих политические должности категории "А". По статусу и характеру полномочий эти должности получили неофициальное название "патронатных". Это должности политических назначенцев. В настоящее время должности категории "Б" занимают более 8.4 тыс. государственных служащих, в том числе в федеральных органах - 2.8 тыс. Срок полномочий, на который все они назначены, определяется сроком полномочий их непосредственных руководителей. Они уходят в отставку вместе со своим руководителем.Но более пристальный взгляд свидетельствует о том, что за должностями категории "Б" скрывается немалый политический смысл. Эти должности - своего рода "трофеи" победителя на выборах или в борьбе за должность министра либо губернатора. Они предназначены для тех, кто помог политику победить и как бы получил право на свое место во власти, на свои привилегии от власти. Такой порядок "добывания" должностей не может не сказаться на качестве государственной службы.Формально отбор на указанные должности производится с учетом официально установленных критериев: гражданства, возраста, образования, квалификации, стажа, здоровья. Но главное все-таки в другом - их должностное благополучие обеспечено не только профессионализмом, не столько заслугами перед государством, сколько преданностью и умением "служить" лидеру. Разве удивительно после этого, что здесь немало угодничества, услужения, личной преданности, чем в системе служебных отношений на уровне государственных должностей категории "В", т.е. там, где карьерный успех (при всех сложностях и издержках) гарантируется прежде всего профессионализмом, личными заслугами и способностями человека. Поэтому, как представляется, правильную позицию занимают те ученые, которые настаивают на "статусном выравнивании" должностей государственной службы: объем полномочий, уровень ответственности по должности может и должен быть разный, а вот статус государственного служащего как представителя и олицетворения государства один: служащий Государства Российского.Государственные должности категории "В" - это должности, учреждаемые государственными органами для исполнения или обеспечения их полномочий. В повседневной практике их еще называют административными или карьерными. Должности данной категории в наибольшей степени представлены в органах государственной власти: их замещает более 517 тыс. государственных служащих.О статусе тех лиц, которые занимают эти должности можно судить по следующему: должности высшей группы занимают, например, заместители министров; главные должности - начальники управлений, заместители руководителя секретариата, председателя палаты парламента, старший эксперт представительства Правительства Российской Федерации; ведущие должности - заместители начальников отделов, референты председателя палаты парламента, главные государственные инспекторы: старшие должности - ведущие специалисты, начальники служб делопроизводства, старший контролер-ревизор; младшие должности - специалист первой и второй категории, референты, атташе.Должность определяет не только место служащего в служебной иерархии, но прежде всего требования к лицу, претендующему на ее замещение. Квалификационные требования частично сформулированы в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" (ст.6) и в Указе Президента Российской Федерации "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы" от 30 января 1996 г. В качестве квалификационных установлены специальные требования: к уровню и профилю образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы; стажу и опыту работы в государственных органах и по специальности; знанию Конституции страны, федеральных законов, конституций и уставов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. При этом четко прослеживается зависимость: чем выше группа государственных должностей, тем строже требования к уровню образования, стажу работы и духовно-нравственным качествам Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2001. - 237 с. .Обратим внимание на один момент - отсутствие логичности в квалификационных требованиях по государственным должностям. Скажем, на высшую и главную должность может претендовать только тот, кто обладает двумя высшими образованиями, но вот наличие диплома о высшем образовании по специальности "государственное и муниципальное управление" не обязательно.И это при условии, что порядок назначения на ведущие и старшие должности такое образование предусматривает. Получается, что на высших должностях могут быть заняты специалисты с высшим образованием любой специальности, даже не профессионалы в области государственного управления. Косвенно, правда, эта проблема как бы снимается, ведь в рамках установленного порядка всякий, претендующий на высшую должность, должен не менее 2-4 лет отработать на ведущих и старших должностях, а значит должен иметь высшее образование по специальности "государственное и муниципальное управление".2. Основные права и обязанности государственного служащего Правовой статус различных категорий государственных служащих в наибольшей мере определяется правами и обязанностями, характером служебных полномочий, спецификой юридической ответственности перед государством и обществом.Права государственного служащего раскрывают не только институциональный характер, но и демократизм государственной службы. Под правами государственного служащего понимается система общеобязательных норм, охраняемых силой государственного принуждения и гарантирующих стабильность социально-правового статуса государственного служащего и правовую регламентацию его служебной деятельности Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего в РФ // Государство и право, 2003. №9. С.19. .Общие права государственных служащих установлены Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" Старилов Ю.Л. Административное право. В 2-х т. Ч. 2. Кн. Первая. Субъекты. Органы управления. Государствен-ная служба. Воронеж, 2001. С. 439 . Их можно разделить на три группы: статусные, функциональные, социально-личностные.К первой группе прав государственного служащего относятся права на:ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе; организационно-технические условия, необходимые для качественного исполнения им должностных обязанностей;участие по собственной инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы;ознакомление с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело; приобщение к личному делу своих объяснений;продвижение по службе в соответствии с личными достижениями и заслугами;проведение специального служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство госслужащего;обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.Ко второй группе прав государственного служащего относятся права на:получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;посещение в установленном порядке предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных органах).Третью группу прав государственного служащего составляют права на:пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной служебной деятельности;объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;право на денежное содержание и его увеличение с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации; денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавок к нему за квалификационный разряд, за особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней; сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему эй выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск; государственному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом;право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.Перечисленные права государственного служащего принято считать основными по той причине, что далее они конкретизируются в типовых и индивидуальных должностных инструкциях. Полный объем должностных прав по каждой должности, естественно, индивидуальный, но обязательно строго в едином статусно-правовом поле государственного служащего РФ.Предоставленные права государственный служащий должен реализовывать не слепо, а разумно, добросовестно и ответственно. Об этом говорится не только в Законе "Об основах государственной службы Российской Федерации", но и в Трудовом и Гражданском кодексах РФ. Злоупотребляя, государственный служащий причиняет вред не только себе и своему ведомству, а и обществу в целом. При этом госслужащий по сути теряет право на полномасштабную юридическую защиту, скорее наоборот, ему придется отвечать перед законом: всякие попытки недобросовестного исполнения должностных обязанностей не могут оставаться вне внимания и должны пресекаться.При этом следует иметь в виду, что принцип презумпции добросовестности в системе государственной службы никто не отменял и отменить не может Овсянко Д.М. Государственная служба РФ: Учебное пособие для студентов юр. факультетов и институтов / Отв. ред. проф. Туманов Г.А. - М.: Юристъ, 1996. - 162 с. . Презумпция невиновности - признание добросовестности работника, проявление уважения государства к своему служащему. Если государство требует от служащего быть законопослушным и добросовестным в пользовании своими правами, то госслужащий, в свою очередь, вправе рассчитывать на то, что в отношении к нему государство будет исходить из принципов законности и презумпции добросовестности. Главное, чтобы объемы прав и обязанностей были сбалансированы, не сдерживали, а стимулировали добросовестное и эффективное выполнение служебных обязанностей с учетом интересов государства и идеалов социальной справедливости.Служебные права носят обеспечивающий характер. Их наличие создает необходимые условия для успешной реализации служебных обязанностей.Должностные обязанности - это функции, которые возлагаются на государственного служащего с целью непосредственного исполнения или профессионального обеспечения полномочий государственного органа или должностных лиц, представляющих этот орган Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М, Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Зерцало-М, 2002. - 156 с. . Определяются они статусными функциям государственной службы в целом, характеризуют сущность и содержание служебной деятельности каждого, кто в данный момент находится на государственной службе. Государство (государственный орган) принимает на работу гражданина с целью возложения на него соответствующих должностных обязанностей в расчете на то, что эти обязанности будут качественно исполняться.Федеральное законодательство о государственной службе устанавливает лишь основные обязанности государственных служащих в системе государственной службы. Законодательство субъектов Российской Федерации практически без каких-либо новаций определяет в своих региональных законодательных актах основные обязанности государственного служащего. В целом они сводятся к следующему:обеспечению поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу их полномочии:добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдению установленных в государственном органе правил внутреннего распорядка, порядка обращения со служебной информацией; выполнению должностных инструкций;обеспечению соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан. Государственному служащему нормативно вменено в обязанность не только самому не нарушать законы, права и законные интересы граждан, но всеми законными средствами добиваться, чтобы их не нарушали другие государственные служащие. Данная норма подразумевает, что государственным служащим вменено в обязанности не только обеспечивать, но и непосредственно охранять права и законные интересы граждан;исполнению приказов, распоряжений и указаний вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;поддержанию высокого уровня профессиональной квалификации, достаточной для исполнения должностных обязанностей;соблюдению принципов и норм служебной, профессиональной этики, правил делового поведения, воздержанию от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных обязанностей;своевременному рассмотрению обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятию по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.Что касается специальных служебных обязанностей, то их круг регулируется правовыми норнами либо специального законодательства, либо соответствующими ведомственными подзаконными актами. Так, в соответствии со ст.17 (п.3) Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" исполнением служебных обязанностей являются: а) участие в сборах, учениях, соревнованиях и других служебных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными начальником таможенного органа; б) действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности, а также обеспечение собственной безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей; в) нахождение на положении заложника в связи с исполнением должностных обязанностей; г) следование к месту службы и обратно, нахождение в служебной командировке; д) нахождение на лечении, следование на лечение и обратно Государственная служба (комплексный подход): Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Дело, 2000. - 280 с. .Заключение Прочный правовой статус государственного служащего - важнейший фактор высокой эффективности и авторитета государственной службы. Он является производным от самой государственной службы как правового института.В настоящее время решение статусных проблем государственного служащего в нашей стране получило достаточно прочную нормативно-правовую базу. Тем не менее существует немало нерешенных задач; не обеспечены полнота и системно-комплексный характер правового регулирования деятельности государственного служащего. Не сняты противоречия в понимании социального и правового статусов, нет должной систематизации прав, обязанностей, ограничений и ответственности государстве иных служащих и т.д. Слабо разработаны статусно-должностные полномочия служащих различных уровней структур государственного управлении. Необходимо преодолеть неразвитость института правовых и социальных гарантий по государственной службе, более предметно стимулировать повышение квалификации кадров и эффективности и труда.Государственный служащий как гражданин страны обладает всем комплексом гражданских прав, свобод и обязанностей. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов тот момент, что административная среда государственной службы должна целенаправленно формироваться, способствуя реализации законных прав и свобод каждого служащего. Государственный служащий должен быть юридически и социально защищен не в меньшей степени, чем и любой другой человек. Его честь и постоянство должны быть неприкосновенны. Только в таком случае можно требовать от него честного, добросовестного и принципиального исполнения служебного долга.Список литературы

1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю. М, Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Зерцало-М, 2002. - 608 с.

2. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика: Монография. - М.:, РАГС, 2002. - 272 с.

3. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2001. - 640 с.

4. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: История развития и основные современные концепции. - М.: Юристъ, 2002. - 420 с.

5. Государственная служба (комплексный подход): Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Дело, 2000. - 440 с.

6. Манохин В.М. Служба и служащий в РФ: Правовое регулирование. - М.: Юристъ, 1997. - 296 с.

7. Овсянко Д.М. Государственная служба РФ: Учебное пособие для студентов юр. факультетов и институтов / Отв. ред. проф. Туманов Г.А. - М.: Юристъ, 1996. - 208 с.

8. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего в РФ // Государство и право, 2003. №9. С.17-26.

9. Проблемы теории административного права: сравнительно-правовое исследование. - СПб: СПУ, 2001. - 220 с.

10. Старилов Ю.Л. Административное право: В 2-х т. Ч.2. Кн.1. Субъекты. Органы управления. Государственная служба. Воронеж, 2001. С.439.

Первоначально оговоримся, что государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством (законодательством субъекта Федерации) порядке штатную должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной властей), имеющий квалификационный разряд (специальное звание, ранг, чин, степень, класс), заключивший с государственным органом трудовой договор (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему властные функции и полномочия , получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус .

Для государственного служащего определены особые условия поступления на государственную службу, прохождения и прекращения службы. Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и гарантированных государством; содержание его регулируется федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами.

В качестве основного элемента правового статуса государственного служащего, обусловливающего эффективное функционирование государственной службы, выступают права государственного служащего , которые можно разделить на три группы:

1) права, связанные с уяснением служащим своего правового статуса и обеспечивающие его правовую защиту ;

Ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе;

Ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

Проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

2) права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;

Получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

Принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

Переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

3) права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего .

Продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

Пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

Объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

Право на денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок к нему за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;

Право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;

Обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, поскольку государство принимает на работу гражданина главным образом в целях возложения на него соответствующих должностных обязанностей. Перечень основных обязанностей государственного служащего включает:

1. обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

2. добросовестное исполнение должностных обязанностей; соблюдение установленных в государственном органе правил внутреннего распорядка, порядка обращения со служебной информацией; выполнение должностных инструкций;

3. обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан;

4. исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;

5. поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей;

6. соблюдение норм служебной этики;

7. хранение государственной тайны и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших известными государственному служащему в связи с исполнением своих должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан;

8. своевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

Для государственного служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе .

1. Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

2. Государственный служащий не вправе занимать другую должность, быть депутатом представительного органа Российской Федерации либо субъектов РФ, органов местного самоуправления.

3. Государственные служащие не вправе получать гонорары за публикации и выступления, которые связаны с исполнением их должностных обязанностей.

4. Государственному служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

5. Государственный служащий не вправе быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему.

6. Государственному служащему запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.

7. Государственному служащему запрещено получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, расходов за мобильную телефонную связь и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию.

8. Связанным с предыдущим запретом для государственного служащего является запрет на выезд в служебные командировки за границу за счет физических или юридических лиц.

9. Государственный служащий не вправе принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций.

10. Государственный служащий не вправе участвовать в забастовках.

11. Участие государственного служащего в деятельности каких-либо политических партий или других общественных объединений несовместимо с государственной должностью государственной службы.

В сфере государственной службы особое место занимают поощрение (стимулирование) и ответственность государственных и муниципальных служащих. Общими основаниями для поощрения государственного служащего являются:

1. успешное, качественное и добросовестное исполнение должностных обязанностей;

2. признание заслуг государственного служащего (особые отличия при прохождении государственной службы);

3. продолжительная и безупречная служба;

4. выполнение заданий особой важности и сложности;

5. проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей.

Поощрение может быть индивидуальным и коллективным, а по содержанию – моральным, материальным или смешанным.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основная ответственность государственных служащих – дисциплинарная.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников) .

дисциплинарные проступки могут выражаться в неисполнении или ненадлежащем исполнении государственным служащим возложенных на него обязанностей.

Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся дисциплинарному взысканию. Орган (должностное лицо), применивший взыскание, может снять его до истечения года, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа) и оспорить в суде.

Российское законодательство предусматривает также административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях и уголовная ответственность .

При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такие меры уголовного наказания, как увольнение, лишение государственного служащего права занимать соответствующие должности, лишение классного чина или государственных наград, ограничение по службе (для военнослужащих).

Правовое положение государственных служащих субъектов РФ устанавливается законодательными актами, принимаемыми в субъектах РФ.

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
    • Государственная служба как социальный институт
    • Государственная служба как правовой институт
    • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
      • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
    • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
    • Структура и особенности федеральной государственной службы
    • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
    • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
    • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
      • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
      • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Квалификационные требования к должностям
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
    • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
    • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
    • Организация дополнительного профессионального образования
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Статус государственного служащего: понятие и классификация

Прежде чем приступить к рассмотрению статуса государственного служащего как главного действующего лица в системе государственно-служебных отношений, целесообразно вначале кратко раскрыть теоретический аспект понятия «статус».

Основы социологической концепции статуса заложат в конце XIX в. немец Макс Вебер 1 Вебер М. Избранные произведения. М., 1989. . Рассматривая социальную структуру общества как многомерную систему, он показал, что в ней важное место наряду с классами и отношениями собственности принадлежит их статусу.

В социологическом смысле понятие «статус (от лат. status - состояние, положение), первоначально означавшее правовое положение юридического лица, впервые употребил английский ученый Г.Д. Мейн. Вариантов определения понятия много.

В настоящее время чаще всего это понятие означает:

  1. совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лиц, государственных органов или организаций;
  2. установленные государством и обществом меры должного и возможного поведения человека;
  3. позицию человека в обществе с определенными правами и обязанностями;
  4. модель социального поведения;
  5. социальная роль.

Существует несколько вариантов классификации статусов.

Социологи определяют детальную типологию статусов личности, выделяя следующие липы личностных статусов:

естественный статус - подразумевает прежде всего половозрастные характеристики человека, которые дают возможность сравнивать индивидов между собой, классифицируя их не только по полу и возрасту, но и по формам образа жизни, по ролям и функциям, которые они реализуют, и т.п.;

интегральный статус - соответствие поведения человека эталонным, базовым образцам повеления, которые доминируют в обществе (это идеальная модель поведения);

профессионально-деятельностный статус - в нем фиксируется профессиональное, социально-экономическое и производственное положение личности; именно этот тип нам наиболее важен для изучения теории государственной службы;

социально-психологический статус - в нем отражаются значение и роль конкретной личности как реального партнера в системе внутригрупповых и межличностных отношений (или это лидер, или нет);

темпоральный статус - зависимое состояние личности, определяемое его отношением к прошлому опыту и будущим перспективам;

маргинальный статус - пограничный, характеризующий переход личности из одного статуса в другой, из одной социальной среды в другую при кардинальном изменении образа жизни (например, когда принято решение об увольнении работника, но еще нет приказа).

Различают также социальные статусы: прирожденный (предписываемый) - социальное происхождение, национальность; достижимый (достигаемый) - образование, квалификация. Предписываемый статус дается человеку по праву и факту рождения. Достигаемый статус - это место индивида в социальной иерархии позиций, которого он достигает своими собственными усилиями в результате свободного выбора и находится под контролем человека. Достигаемый статус в большинстве случаев напрямую связан с должностным положением, тем, который человек занимает в результате своей профессиональной деятельности.

Государственная служба - один из самых важных и необходимых видов общественно полезной профессиональной деятельности людей. Будучи общественно полезной деятельностью, государственная служба определяет социально значимые параметры статуса ее носителя. Служебный характер деятельности указывает на содержание труда предметом которого является не непосредственное создание материальных ценностей, а обеспечение условий их производства что влечет своеобразие статусных функций и отношений служащих. Этот вид деятельности реализуется в структуре органов государственной власти с жестко закрепленными статусными предписаниями.

В науке и практике существуют понятия «статус государственной службы» и «статус государственного служащего». Это понятия родственные, но не тождественные.

Статус государственной службы - это ее соотносительное положение в социально-профессиональной структуре общества, формирующееся на основе характера и содержания деятельности государственных служащих и получающее престижную оценку в общественном мнении 2 Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. М., 1999. С 440. .

Высокий статус российской государственной службы, т.е. ее положение, место и роль в государстве и обществе, нормативно определен Конституцией РФ, федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г., «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. и другими нормативными правовыми актами.

Наряду с правовым фактором уровень статуса государственной службы определяется факторами исторического, политического, психологического и иного порядка.

Статус государственного служащего рассматривается с двух сторон. Во-первых, существует внешний статус чиновника, который показывает положение, место и роль государственных служащих как корпоративно-профессиональной категории в обществе среди других социальных групп. Во-вторых, есть внутренний статус государственного служащего. Он определяет положение, место и роль каждого чиновника в системе государственной службы. Здесь главную роль играет должностной уровень служащего, т.е. его место в иерархии государственных должностей.

Статус государственного служащего (гражданского, военного и правоохранительного) - это положение, занимаемое им в системе государственной службы; это меры должного и возможного поведения служащего, установленные законом в соответствии с занимаемой им должности государственной службы.

1. Непосредственная причастность по роду работы к подготовке, принятию или проведению в жизнь решений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. Это близко к такой составляющей общего понимания статуса государственного служащего, как политический статус, поскольку основное предназначение государственной службы - реализация политики государства в определенной сфере жизнедеятельности общества - это требует эффективного управления государственной службой как профессиональной деятельностью, повышения престижа профессии служащего.

2. Наличие у государственных служащих правомочий и возможностей выступать в пределах своей компетенции от имени государственного органа (и тем самым - от лица государства), представляя государственный интерес. Данный компонент отражает частично правовой статус, но в то же время является исключительной особенностью именно социального статуса государственного служащего. Определение полномочий - предмет управления государственной службой.

3. Строгая нормативная регламентированность деятельности в формально-процедурном отношении. Эта важная составляющая не только правового, но и социального статуса с довольно широкими возможностями принятия решений на основе субъективной интерпретации как ситуации, так и регулирующих ее законодательных и социальных норм.

4. Принадлежность к особой профессионально-статусной группе. Эта группа состоит из представителей разных профессий, но объединена фактом управленческой работы в государственных органах. В данном случае для чиновника главным становится качественное осуществление целей и функций государства посредством практического исполнения должностных обязанностей и правомочий в государственном аппарате 3 Атачанчук Г.В. Сущность государственной службы. С. 54. .

Государственный служащий - не только профессионал- управленец, но и должностное лицо, в круг полномочий которого входят реализация государственных функций и профессиональное обеспечение выполнения полномочий органов государственной власти. Государственный служащий - это не просто работник, а человек, действующий от имени, по поручению и в интересах государства. Он является представителем особой социальной общности граждан, выполняющих властные государственные полномочия, реализуя волю народа посредством исполнения полномочий государства в системе государственных органов, решающих социальные задачи в интересах граждан. В этом принципиальное отличие статуса государственных служащих от статуса, например, предпринимателей, цель которых - получение прибыли.

Статус государственного служащего - явление многогранное и многоуровневое. Поэтому его следует классифицировать. Структурно статус государственного служащего включает в себя: личный, гражданский, социальный, правовой, служебный, должностной статусы. Это основные составляющие статусного набора государственного служащего. Наряду с этим многие ученые полагают, что для государственных служащих характерны также нравственный и политический статусы. Этот вопрос является дискуссионным.

Дадим краткую характеристику элементов статусного набора государственных служащих.

Личный (личностный) статус государственного служащего основывается на личностных - физических, умственных и социально-психологических характеристиках каждого служащего. Поэтому в любом государственном органе, в коллективе государственных служащих есть свои неформальные лидеры - люди, престиж которых и уважение к ним зависят не от занимаемой должности, а от личных качеств: от их интеллекта душевности, коммуникабельности и т.д.

Каждый государственный служащий имеет гражданский статус . Являясь гражданином страны, чиновник включен в процесс отношений, регулируемых Конституцией РФ и нормами гражданского права. На него как на гражданина распространяется весь комплекс прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией. Статус гражданина для государственного служащего - это не только распространение на него прав и обязанностей, установленных и гарантированных всем гражданам страны. Государственная служба даст чиновнику право участия в регулировании дел других людей и организаций. Это обязывает его строго следовать в служебном поведении принципам гражданственности и демократии, стоять на защите прав и свобод людей.

Служебный статус государственного служащего рассматривается в контексте приведенных выше его статусных характеристик, но внутренне структурируется исходя из специфичности положения и состояний человека в процессе государственно-служебной деятельности. Его основой является совокупность взаимосвязанных социально-организационных функций органов государственной власти и обязанностей государственных служащих. Служебный статус налагает на государственных служащих дополнительные права обязанности, ограничения и запреты.

Должностной статус определяется занимаемой должностью государственной службы. Чем она выше, тем выше должностной статус чиновника.

Нравственный статус государственного служащего, на наш взгляд, также имеет право на жизнь. В конечном счете, качество государственной службы зависит от трех составляющих - эффективности государственного управления, гуманности общества и нравственности власти. Наряду с политическими, административными, социальными принципами организации и функционирования государственной службы, которые зафиксированы в современном законодательстве о государственной службе, есть и нравственные основы и принципы этой службы.

Что касается политического статуса государственного служащего, то вопрос о его наличии дискуссионен. Но поскольку основное предназначение государственной службы есть реализация в жизнь политики государства, постольку мы можем говорить о политическом или политико-административном статусе чиновника.

Под правовым статусом госслужащего следует понимать установленное и гарантированное государством правовое положение госслужащего, исполняющего свои полномочия по определенной должности госслужбы. В системе госслужбы РФ складываются разные правовые статусы госслужащих: общий, особенный, специальный и индивидуальный правовые статусы. Элементами правового статуса государственного служащего являются права, свободы, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, поощрения, которые закреплены в законодательстве и гарантированы государством.
Общий правовой статус государственного служащего установлен Конституцией РФ, ФЗ-ми.
Особенный правовой статус госслужащего отражает специфику его служебной деятельности в отдельных видах госслужбы (гражданской, военной или иной).
Специальный правовой статус госслужащего определяется правовым положением госоргана, его специализацией. Специальный правовой статус госслужащего носит профессиональный характер. Специальный правовой статус - это статус, специально предоставленный госслужащему для выполнения задач и функций, возложенных на госорган в соответствии с легитимно утвержденным положением о нем.
Индивидуальный правовой статус госслужащего определяется должностным регламентом (ранее - должностной инструкцией) по занимаемой должности госслужбы. Данный правовой статус включает в себя нормы общего, особенного и специального правового статуса госслужащего. Таким образом, важнейшим документом, на положениях которого основывается деятельность любого государственного служащего, является должностной регламент по занимаемой должности госслужбы. Основные правовые нормы состава должностного регламента установлены ст. 47 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Они включают: квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков гражданского служащего, к образованию, стажу работы; должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего; перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения, участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих решений; сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; порядок служебного взаимодействия гражданского служащего с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, с организациями; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа; показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Согласно закону "О системе государственной службы РФ" государственные служащие РФ подразделяются на федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов РФ. Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта РФ - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета. Правовое положение (статус) государственного служащего (независимо от того, является ли он федеральным или гражданским субъекта РФ) устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Рассмотрим ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»

Статья 13. Гражданский служащий - гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Статья 14. Гражданский служащий имеет право на: обеспечение надлежащих организационно-технических условий; ознакомление с должностным регламентом и иными документами; отдых (определенную продолжительность служебного времени, выходные, праздничные дни, ежегодные отпуска); оплату труда и другие выплаты; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; доступ в определенном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну; доступ в установленном порядке в госорганы, органы мсу, общественные объединения и иные организации;ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности, материалами личного дела; защиту сведений о гражданском служащем;должностной рост на конкурсной основе;дополнительное профессиональное образование и т.д.

Статья 15. Гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию РФ, ФКЗ-ны, ФЗ-ны, иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности;исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий; соблюдать права и законные интересы граждан и организаций;соблюдать служебный распорядок госоргана;поддерживать уровень квалификации, не разглашать сведения, составляющие гостайну, сведения, касающиеся частной жизни граждан или затрагивающие их честь и достоинство;беречь государственное имущество, 9) представлять сведения о себе и членах своей семьи и т.д.Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой: Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным; осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу; близкого родства с гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства; представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу и т.д.

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой: В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае:избрания или назначения на государственную должность; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, за некоторыми исключениями установленными законодательством; приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы; получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц; выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок по договоренности; разглашать сведения конфиденциального характера, или служебную информацию; допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов, их руководителей; использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, в интересах политических партий, других объединений, публично выражать отношение к указанным объединениям и т.д. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего: Гражданский служащий обязан:исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, никому не оказывать предпочтение; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов;

не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство и т.д.

Статья 19 рассматриваетУрегулирование конфликта интересов на гражданской службе. Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта РФ по управлению государственной службой в определенном порядке образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Статья 20 регулирует вопросы, касающиесяПредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи. Непредставление сведений, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Статья 20.1. Представление сведений о расходах. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом РФ, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ.Непредставление или представление им неполных или недостоверных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Введение ………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие государственного служащего и классификация госслужащих ………...………………………….7

1.1 Понятие государственного служащего…………….……………..... 7

1.2 Классификация государственных служащих………………….…....9

1.3 Источники законодательства о государственной службе………...11

Глава 2. Правовой статус государственного служащего ………………………………………………………………....16

2.1 Права государственного служащего………………………….….....17

2.2 Обязанности государственного служащего…………………….….19

2.3 Государственные гарантии при прохождении госслужбы…….….21

2.4 Ответственность государственных служащих……………….…....25

2.5 Ограничения и запреты, связанные с государственной службой..28

2.6 Поощрение государственных служащих ………………………….31

Глава 3. Особенности правового статуса госслужащего …………………………………………………………....33

Заключение ….……………………………………………….….......36

Список литературы ………………..……….………………........40

Введение

Государственная служба была, есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства. Государственная служба - вид трудовой деятельности, заключающейся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд. Как правовой институт государственная служба - комплекс правовых норм, определяющих правовое положение служащих, условия и порядок их поступления на службу и ее прохождения, их ответственность и формы поощрения. Государственная служба в России имеет глубокие исторические корни, а ее традиции уходят в глубины времени более чем на тысячу лет.

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

· Российской Федерации;

· федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

· субъектов Российской Федерации;

· органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

· государственная гражданская служба;

· военная служба;

· правоохранительная служба.

Государственная служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Актуальность темы. В последнее время, в пору относительной макроэкономической стабильности у власти появилось, наконец, время и средства, для того, чтобы обратить свой взор на проблему реформирования института государственной службы. Данный институт долгое время находился в состоянии стагнации, вынужденного застоя, связанного с тем правовым вакуумом, который сложился в нашей стране, пережившей острые политические и, как следствие, социально – экономические потрясения. Государственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованию достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении. Рассмотрение правового статуса госслужащих, а также их классификация позволит нам более полно понять ту важность данного института для нашего общества и государства, которую трудно переоценить в условиях непрерывно меняющегося времени.Государственная служба - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль "локомотива" для обеспечения "движения" государственного управления.

Именно поэтому в настоящее время ведущее значение приобретают попытки укрепления самой государственной власти (в первую очередь ее исполнительной ветви), восстановления доверия к ней населения, придания деятельности государственного аппарата большего динамизма, профессионализма и ответственности за принимаемые решения.

Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

1. Определение понятия государственного служащего РФ;

2. Рассмотреть права, обязанности, гарантии и ответственность государственного служащего РФ;

3. Рассмотреть ограничения и запреты государственного служащего;

4. Изучение нормативно – правовой базы государственной службы в настоящий момент;

5. Определение и оценка всех элементов правового статуса госслужащего;

Объект исследования – правовой статус государственных служащих Российской Федерации.

Предметом исследования являются законодательство и правоприменительная практика, общественные отношения, связанные с рассмотрением статуса государственных служащих Российской Федерации.

Методы исследования. Посредством изучения нормативно – правовой базы при написании данной курсовой применялись различные общенаучные и частнонаучные методы исследования. Был применен системный подход к рассматриваемой проблеме, анализировалось законодательство о государственной службе. На основе формально-юридического метода были даны общее определение и классификация понятий, исследовались их признаки. Использовался сравнительно-правовой метод для выявления общих закономерностей данного правового явления.

Структура работы представляет собой введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе дается понятие государственного служащего, приводится классификация государственных служащих на основе анализа действующего законодательства, а также непосредственно строится система иерархии нормативно – правовых актов, регулирующих отношения в сфере государственной службы. Во второй главе дается подробный анализ правового статуса государственного служащего на основе глубокого изучения элементов его элементов. Третья глава посвящена особенностям правового статуса госслужащего.

ГЛАВА 1. Понятие государственного служащего и классификация госслужащих.

1.1 Понятие государственного служащего

Долгое время понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин (колхозник), служащий. Стало быть, понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных организаций). При этом в повседневной деятельности никто и никогда не пытался выяснить различия между «служащим» и «государственным служащим».

Начиная с конца 50-х годов в литературе предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие «государственный служащий». В конечном итоге все авторы приходили к выводу, что следует различать понятия «государственный служащий» в широком и узком смыслах слова.

Государственный служащий - работник исполняющий те или иные обязанности, в соответствии с занимаемой должностью, на государственной службе.

Государственный служащий - это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. долж­ность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за воз­награждение, заработную плату, денежное содержание) функ­ции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

Федеральный государственный служащий является граждани­ном, который осуществляет профессиональную служебную дея­тельность на должности федеральной государственной службы и получает денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственным гражданс­ким служащим субъекта РФ считается гражданин, осуществляю­щий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

На государственную службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет.

Если строго следовать определениям ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», то:

· «Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

· Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...