Что представляет собой законодательство в области обеспечения безопасности и защиты от черезвычайных ситуаций? В военной области. В социальной сфере



РЕГИОНАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ НАЦИОНАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2 Военная безопасность представляет собой такое состояние межгосударственной и внутригосударственной военно-политической обстановки, которая позволяет нейтрализовать, пресечь попытки деструктивных сил нанести ущерб военными средствами интересам личности, общества, государства, мировому сообществу, обеспечить суверенитет страны, ее стабильное и поступательное развитие «Мы ни при каких условиях не откажемся от потенциала стратегического сдерживания и будем его укреплять» (В.В. Путин, Президент Российской Федерации)


МЕЖДУНАРОДНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Международная военная безопасность – определенное состояние отношений между государствами и народами, при котором их интересам не угрожают внешние военные опасности и угрозы, обеспечивается мирный и стабильный прогресс человечества, возможность народов самостоятельно выбирать путь своего развития, своевременная нейтрализация и прекращение военных конфликтов и локальных войн отказ от диктата, насилия в отношениях между государствами и народами; равенство прав и уважение интересов безопасности всех государств; ненанесение ущерба безопасности других стран; формирование отношений между государствами на основе баланса интересов, сотрудничества и доверия; сбалансированное сокращение военных сил и вооружений, прежде всего, оружия массового уничтожения, при согласованном контроле над разоружением. ограничение насилия создание и постоянное совершенствование механизмов безопасности воплощение согласованных норм и принципов глобальной безопасности в договорных обязательствах государств и создание эффективных систем контроля за их пунктуальным выполнением ориентация на политические и невоенные средства при защите от военных опасностей и угроз 3


РЕГИОНАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 4 Региональная военная безопасность представляет собой определённое состояние отношений между народами того или иного региона, при котором обеспечиваются социально-политическая стабильность в нем, успешное противодействие военным опасностям и угрозам, давлению или агрессии против государств региона ограниченные возможности государств региона и их неспособность обеспечить военную безопасность своими силами политическая воля государств по созданию механизмов коллективной защиты СНГ - ОДКБ НАТО Организация африканского единства (ОАЕ) ОБСЕ Лига арабских государств (ЛАГ) Организация американских государств (ОАГ)


НАЦИОНАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 1. Военная безопасность представляет собой поддержание оборонного потенциала на уровне достаточном для обеспечения эффективной обороны и разрешения кризисных ситуаций в непосредственной близости от страны. 5 Военная безопасность государства - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять 2. Военная безопасность – это защищенность страны от вооруженной агрессии и готовность к вооруженной защите населения, целостности территории и суверенитета страны. 3. Военная безопасность - защищенность жизненно важных интересов государства, обеспечиваемая использованием военной организации по ее прямому назначению. 4. Военная безопасность - состояние межгосударственных отношений и обороноспособности страны, которое сдерживало бы другие страны от развязывания войны или вооруженной агрессии.


СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 6 вид деятельности направленной на предотвращение военной опасности, ликвидацию военных угроз система идей и взглядов на защиту государства и общества, определенную идеологию состояние общественных отношений, которому свойственна защищенность интересов государства (личности, общества) от угроз, связанных с силовым решением международных и внутриполитических проблем общественный государственный военный свойство социальной системы сохранить собственную стабильность – то есть возможность устойчивого динамичного развития, целостность, самостоятельность – вопреки внешней экспансии система государственных институтов, призванных защищать общество и его граждан от военной экспансии и силового давления внутренних сепаратистов способность государства отстаивать свои жизненно важные интересы


ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Военная безопасность связана с необходимостью реагирования на особый вид опасностей и угроз – военных 7 Военная безопасность определяется состоянием защищенности страны от реальных и возможных военных опасностей и угроз. Военная безопасность прямо детерминирована способностью общества и государства устранить возникающие военные опасности и угрозы. «По-прежнему существуют неразрешенные проблемы, актуальность и острота которых со временем только возрастает. … Но, к сожалению, есть такой пережиток холодной войны, как дефицит доверия, который не позволяет нам быстро двигаться вперед. Остро стоит проблема ПРО, опять же, одностороннее наращивание ракетного потенциала создает существенные препятствия для неделимости евробезопасности» (С.К. Шойгу, министр обороны РФ)


ФУНКЦИИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стимулирование активности всех социальных и политических сил, интеграция их усилий по защите всеми средствами, в том числе и военными, национальных, региональных и глобальных интересов страны от попыток враждебных сил нанести им ущерб военными средствами. Разработка и принятие мер по предотвращению и нейтрализации потенциальных и реальных военных угроз для демократического, прогрессивного развития страны. Создание и подготовка Вооруженных сил, способных противостоять существующим и возможным опасностям и угрозам, определение правовых основ, принципов и способов использования этих сил для обеспечения национальной безопасности. Руководство и управление действиями силовых структур по вооружённой защите интересов личности, общества и системы государственной власти, территориальной целостности и национальной независимости государства от внешних и внутренних военных опасностей и угроз, противодействие вооруженным деструктивным акциям политических и криминальных групп. 8


9 Обеспечение гарантий социально-политической стабильности общества, поддержание правопорядка и законности, гражданского мира в стране. ФУНКЦИИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Совершенствование государственного сотрудничества в военной области в целях создания эффективной системы коллективной обороны и представительства интересов государства на региональном и глобальном уровнях. Своевременное выявление военных опасностей и угроз, прогнозирование их эволюции и возможных последствий для страны в ближайшее время и отдалённом будущем, корректировка на основе прогностических данных содержания военной политики; создание условий для предотвращения или безболезненной для общества нейтрализации возможных опасностей и угроз.


10 Механизм обеспечения военной безопасности представляет собой систему элементов военной безопасности, взаимодействие которых позволяет определить и спрогнозировать военные опасности и угрозы, разработать стратегию и организовать на основе нормативно-правовой базы скоординированную военно-политическую деятельность по их устранению в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства Объекты обеспечения военной безопасности государство общество личность Субъекты обеспечения военной безопасности институты, органы, организации и лица, действующие в системе военной безопасности и решающие задачи ее обеспечения в соответствии с определенными возможностями, полномочиями и компетенцией. Нормативно- правовой компонент Теоретико- исследовательский компонент Предметно- деятельностный компонент ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА


ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ взаимообусловленность военной безопасности государства, региональной и международной военной безопасности; обеспечение военной безопасности страны с учетом интересов других государств; отношение к военной безопасности как к одному из важнейших приоритетов политики государства и институтов гражданского общества; обусловленность эффективности системы военной безопасности состоянием общества, основными его целями и перспективами развития; реалистическое сдерживание; применение военной силы должно происходить на основе права и лишь тогда, когда исчерпаны, оказались неэффективными все невоенные способы обеспечения безопасности; использование Вооружённых Сил осуществляется решительно, последовательно и планомерно, по принципу эскалации вплоть до ликвидации вооруженной попытки нанести ущерб жизненным интересам граждан, общества, государства, создания выгодных для Отечества условий заключения мира; применение военной силы не допускается против мирных граждан или для достижения внутриполитических целей; Вооружённые Силы участвуют в войнах и вооружённых конфликтах для решения приоритетных военно-стратегических задач, отвечающих интересам страны, её союзническим обязательствам. 11


12 Военная опасность - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы. Остаются неурегулированными многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией Существующая архитектура (система) международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств. УГРОЗЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Военная угроза - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого- либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).


13 ВНЕШНИЕ ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ РОССИИ стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам России; попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность; развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств на территориях сопредельных с Россией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях; создание и развертывание систем стратегической ПРО, милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия; территориальные претензии к России и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела; распространение ОМП, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;


ВНЕШНИЕ ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ РОССИИ нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений; применение военной силы на территориях сопредельных с Россией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права; наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Россией и ее союзниками государств; распространение международного терроризма; возникновение очагов напряженности в районах, прилегающих к государственной границе России и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира. 14


Попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации. «Берегитесь всегда строить воздушные замки, потому что хотя эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются» (Отто фон Бисмарк, канцлер Германской империи) 15


16 ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы; воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов; создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников; демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями; активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.


ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ непредсказуемость возникновения 17 наличие широкого спектра военно- политических, экономических, стратегических и иных целей возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем - в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы Военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты)


НАПРАВЛЕНИЯ ПАРИРОВАНИЯ УГРОЗ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Развитие и поддержание военной организации на уровне адекватном существующим и потенциальным угрозам государства. Своевременное и полное финансово-экономическое обеспечение всех мероприятий связанных с развитием военной сферы. Совершенствование военного законодательства, укрепление нормативно- правовой базы деятельности, развития и применение Вооруженных Сил. Качественное совершенствование Вооруженных Сил, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности, накопление военно-обученных ресурсов. Обеспечение скоординированного строительства и деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов управления в интересах выполнения ими задач обеспечения военной безопасности страны. Недопущение военно-технического и технологического отставания по основным направлениям развития Вооруженных Сил и военной техники Обеспечение надежной защиты, непроницаемости государственных границ, противодействие расширению НАТО на Восток и зон влияния этого блока. Эффективное использование военной силы для преодоления сепаратистских тенденций и ликвидации преступных бандформирований, пресечение вооруженных конфликтов. Участие в миротворческих операциях и борьба с международным терроризмом. Укрепление военного сотрудничества с союзными государствами, координация действий с ними в строительстве Вооруженных Сил. 18


19 Национальная оборона - это особый вид общественного блага, выгоды от которого определяются не только затратами страны на оборону, но и степенью агрессивности потенциальных врагов. Чем ниже агрессивность, тем меньше средств понадобится для обеспечения надлежащего уровня обороны государства Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства - агрессора (коалиции государств). Достижение стратегических целей национальной обороны осуществляется путем: развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, совершенствования системы управления военной организацией государства, реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы.


20 Российская Федерация реализует долгосрочную государственную политику в области национальной обороны путем: УКРЕПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ развития норм законодательного регулирования деятельности органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций реального сектора экономики, институтов гражданского общества в мирное и военное время разработки системы основополагающих концептуальных, программных документов, а также документов планирования совершенствования сил и средств гражданской обороны, сетевой и транспортной инфраструктуры страны в интересах национальной обороны


21 Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет: совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил. УКРЕПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ Для этого: уточняется система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включая подготовку личного состава и развитие необходимой инфраструктуры, отрабатываются оптимальные механизмы нахождения в резерве, поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления.


НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВиВТ ВС РФ СЯС: полное переоснащение всех компонентов на перспективные РК, развертывание сети высокоживучих ПУ высшего звена, модернизация КП, АСУ. ВКС: совершенствование системы разведки и предупреждения о воздушно- космическом нападении, системы поражения и подавления средств воздушно- космического нападения (С-400), наземного компонента КСВ («Ангара», «Союз»); развития орбитальной группировки КА; завершением создания ПАК ФА и переоснащением на новые типы самолетов, вертолетов (Су-35С, Су-34, МиГ-35С, Ил-76МД-90А, Ми-28Н, Ка-52) и БЛА. ВМФ: создание пер­спективных МПЛ («Ясень-М», «Лайка»), се­рийное строительство МНК («Лидер», «Фрегат», «Корвет»), создание перспективной авиационной техники («Апатит», «ПМКИ»), разработка БРК «Бастион-М». СОН: создание РК «Коалиция», УМГиКП «Армата», «Курганец», «Бумеранг», «Тайфун», средств ближнего боя и экипировки; развитие средств ИО, РЭО, ТехО, РХБЗ («Богомаз-РХМ»). 22


ВНЕШНИЕ ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ (Страны, в которых проведены крупнейшие теракты в гг.: Россия, США, Иордания, Египет, Испания, Великобритания, Ирак, Турция, Ливан, Израиль, Афганистан и др.) МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ (Индия-Пакистан, Эфиопия-Эритрея, Ближний Восток, Голландские высоты и др.) РЕГИОНЫ ПОВЫШЕННОЙ КОНФЛИКТНОСТИ НАРКОТРАФИК (Основные регионы назначения: страны СНГ, Европа, США и др.) МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ (Основные регионы: Ближний Восток, Балканы, Центральная Африка, Океания и др.) Экспансия США и НАТО Негативное ИПВ «На м есть что защищать, нам есть - чем защищать, нам есть кем защищать!»

В ходе рассмотрения 1-го вопроса необходимо определить основные понятия (термины), применяемые в контексте изучаемой темы.

Основные понятия:

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Вопросы организации гражданской обороны (далее – ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) регламентированы рядом нормативно-правовых актов, основными из которых являются Федеральные законы (далее – ФЗ):

В области ГО - ФЗ от 12.02.98 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне";

В области защиты от ЧС - ФЗ от 21.12.94 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

А также ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", который внес изменения и дополнения в вышеуказанные Федеральные законы.

11 КЛАСС

Раздел 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЖАРЕ

Вариант № 1

1. Что называется пожаром?

1) химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и свечением

2) неконтролируемое горение, причиняющее матери­альный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, ин­тересам общества и государства

3) горение, протекающее медленно, с кратковременным выделением значительного количества тепла и света

4) возникновение возгорания легковоспламеняющихся материалов

2. Федеральный закон «О пожарной безопасности» опре­деляет содержание понятия «пожарная безопасность». Выберите правильный ответ.

1) состояние защищенности личности, имущества, об­щества и государства от пожаров

2) соблюдение всеми гражданами и организациями пра­вил пожарной безопасности

3) обеспечение мест проживания и работы граждан пер­вичными средствами пожаротушения в необходимых количествах

4) правильная эксплуатация электроустановок, осто­рожное обращение с легковоспламеняющимися и го­рючими жидкостями

3. Каким нормативно-правовым актом предусмотрены определенные права, обязанности и ответственность граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности?

1) Федеральным законом «О защите населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера»

2) Правилами пожарной безопасности в Российской Фе­дерации (ППБ 01-03)

3) Федеральным законом «О пожарной безопасности»

4) Федеральным законом Российской Федерации «Тех­нический регламент о требованиях пожарной без­опасности»

4. К какой ответственности могут быть привлечены граж­дане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности?

1) к материальной ответственности в виде возмещения причиненного ущерба

2) к гражданско-правовой ответственности

3) граждане могут быть лишены премии и соответствую­щих доплат

4) к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности

5. Вы находитесь в своей квартире. Вдруг вы почувствова­ли запах дыма от того, что горит входная дверь. Огонь отрезал путь к выходу. Что вы будете делать?

1) уйдете в дальнюю комнату, плотно закрыв за собой все двери, входную дверь закроете мокрым одеялом, затем вызовете пожарную охрану

2) попытаетесь взломать дверь и выскочить на лестнич­ную площадку, чтобы спуститься по лестничному маршу ниже от зоны пожара

3) начнете кричать с балкона и звать на помощь соседей

4) спрячетесь в ванной комнате и включите холодную воду

Вариант № 2

1. Назовите виды пожарной охраны Российской Федерации:

1) противопожарная служба субъектов Российской Фе­дерации, органы государственного пожарного надзора

2) структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, подразделения федеральной противопожарной службы

3) подразделения федеральной противопожарной служ­бы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах

4) государственная противопожарная служба, муници­пальная пожарная охрана, частная

пожарная охрана, добровольная пожарная охрана

2. Находясь в кабине движущегося лифта, вы обнаружили признаки возгорания. Как вы поступите?

1) немедленно нажмете кнопку «Стоп»

2) немедленно сообщить об этом диспетчеру, нажав кнопку «Вызов», и выйдете из лифта на ближайшем этаже

3) поднимете крик, шум, начнете звать на помощь

4) сядете на пол кабины лифта, где меньше дыма

3. Находясь дома, вы почувствовали запах горящей элек­тропроводки. Что надо сделать в первую очередь?

1) приступить к тушению тлеющей электропроводки водой, песком

2) обесточить электропроводку в квартире, затем сооб­щить родителям и вызвать электромонтера

3) включить свет, чтобы лучше рассмотреть место, где загорелась электропроводка

4) извлечь из электрических розеток все электрические вилки

4. Как вы поступите сразу же при возгорании телевизора?

1) немедленно отключите телевизор от сети, а затем на­чнете его тушить

2) зальете телевизор водой

3) спрячете телевизор в ванной комнате, чтобы было меньше дыма

4) выкинете горящий телевизор в окно

5. Во время движения на автобусе (троллейбусе) в салоне начался пожар. Каковы должны быть ваши действия?

1) не предупредив водителя, попытаетесь потушить огонь с помощью огнетушителя (если он есть в салоне) или накроете очаг возгорания верхней одеждой

2) разобьете боковое окно транспортного средства, что­бы дым вышел в окно

3) предупредив водителя, попытаетесь по возможности потушить огонь с помощью огнетушителя, если он есть в салоне, или накроете очаг возгорания верхней одеждой

1.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Вариант № 1

1. Какое правило безопасного поведения на зимних водо­емах является верным?

1) наиболее опасен лед в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов и на изгибах

2) перед началом перехода через лед необходимо хорошо закрепить на себе снаряжение

3) если по льду движется группа людей, то необходимо соблюдать между ними дистанцию не менее 0,5 метра

4) преодолевать подозрительное место быстрыми прыж­ками

2. Какие меры безопасности следует соблюдать при купа­нии в незнакомом водоеме? Среди приведенных вариан­тов определите ошибочный ответ.

1) необходимо вначале тщательно обследовать берег и убедиться, что место, выбранное для купания, на­ходится на песчаном берегу с хорошим спуском

2) необязательно намечать предел, за который нежела­тельно заплывать

3) дно должно иметь постепенный уклон без ям, усту­пов, водорослей, острых, камней, стекла и других опасных объектов

4) никогда не надо прыгать в воду в незнакомых ме­стах - на дне могут оказаться камни, коряги, метал­лические прутья

3. От чего зависит продолжительность купания?

1) от температуры воздуха и воды, от влажности возду­ха и силы ветра

2) от силы течения, состояния дна, умения плавать

3) от наличия на берегу наблюдающих за тобой товари­щей, отсутствия водорослей в водоеме

4) от наличия проходящих судов, спасательного катера, наличия ласт для плавания

4. Какой лед считается прочным для одиночных пешехо­дов и для группы людей?

1) для одиночных пешеходов не менее 6 см и для группы людей не менее 10 см

2) для одиночных пешеходов не менее 4 см и для группы людей не менее 7 см

3) для одиночных пешеходов не менее 7 см и для группы людей не менее 12 см

4) для одиночных пешеходов не менее 5 см и для группы людей не менее 8 см

5. Какое правило пользования электричеством из приве­денных ниже является ошибочным?

1) не пользоваться неисправными электроприборами, самодельными электропечами, нагревателями

2) в случае необходимости можно включить в одну ро­зетку несколько электроприборов

3) не ремонтировать вилки электроприборов с помощью изоляционной ленты

4) не браться за электроприбор мокрыми руками

Вариант № 2

1. Что не следует делать при пользовании бытовым газом?

1) чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажженную списку, а затем плавно и осторожно от­кройте газовый кран

2) обнаружив запах газа в подъезде дома, немедленно позвоните по телефону 04 в аварийную газовую служ­бу, сообщите точный адрес

3) если в помещении чувствуется запах газа, нельзя за­жигать спички до момента ликвидации утечки газа

4) заметив потухшую горелку, перекройте кран, затем снова его откройте и зажгите горелку вновь, после этого проветрите помещение

2. Какое правило из перечисленных ниже при пользова­нии средствами бытовой химии следует выполнять?

1) использовать средства бытовой химии можно в раз­личных домашних ситуациях независимо от указа­ний на инструкциях

2) в городской квартире хранить средства бытовой химии предпочтительнее в туалетной комнате или на лоджии

3) средства бытовой химии, предназначенные для чист­ки электрических и газовых плит, следует хранить на отдельной полке одного из кухонных шкафчиков

4) наличие инструкции о порядке применения средства бытовой химии не является обязательным, достаточно только указания о его предназначении

3. В соответствии с установленными нормами непрерыв­ная продолжительность работы старшеклассника на компьютере не должна превышать:

1) одного часа

2) полутора часов

3) 25 минут

4) двух часов

4. Каким должно быть положение монитора компьютера относительно взгляда человека?

1) середина экрана монитора располагается на горизонтали, проведённой на уровне глаз или на 10-20 гра­дусов ниже

2) верхняя часть монитора располагается на горизонта­ли, проведённой на уровне плеч человека

3) расположение монитора не имеет особого значения

4) середина экрана монитора располагается на горизон­тали, проведённой на уровне глаз или на 10-20 гра­дусов выше

5. Что нужно сделать, если вы во время купания попали в водоворот?

1) громко крикнуть, что нужна помощь, и энергичнее работать руками

2) энергично работая руками и ногами, попытаться гре­сти в сторону ближайшего берега

3) нужно набрать побольше воздуха в легкие, погрузить­ся в воду и, сделав сильный рывок в сторону по тече­нию, всплыть на поверхность

4) набрать в легкие побольше воздуха, нырнуть поглуб­же и ждать того, что подводное течение вынесет вас в безопасное место

ТАБЛИЦЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

Выставляется оценка «отлично» за все правильные ответы на вопросы задания, за четыре правильных ответа – «хорошо» и т.д. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

Номер задания

Вариант

Вопросы

1. Экологическая безопасность представляет собой состояние защищенности
жизненно важных экологических интересов человека от возможного вредного
воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций при­
родного и техногенного характера. Реализация важнейшего конституционного
права человека на чистую, благоприятную для жизни окружающую природную
среду обеспечивается, в частности, соблюдением требований экологической бе­
зопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуа­
тацию и в процессе эксплуатации промышленных, научных или иных объектов.
Такого рода требования представляют собой систему унифицированных регла­
ментов, правил и санитарно-гигиенических норм, соблюдение которых в процес­
се хозяйственной деятельности соответствующего объекта предотвращает разру­
шение и деградацию природных комплексов, территорий и природных компо­
нентов и объектов (воды, атмосферного воздуха, земель, недр растительного и
животного мира).

2. Основные требования экологической безопасности при проектировании,
размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации
определенных объектов изложены в Водном кодексе, кодексах «О недрах», «О
земле», законах от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды», от 18 июня
1993 г. «О государственной экологической экспертизе», от 21 ноября 1993 г. «О са-
нитарно-эпидемическом благополучии населения» и других специальных актах
экологического законодательства.

3. Под иными объектами понимаются военные объекты (аэродромы, военные
базы, предприятия по переработке или уничтожению различных видов вооруже­
ний и т.д.), животноводческие комплексы, системы газоснабжения, магистральные
трубопроводы, мелиоративные системы и сооружения, АЭС, ГЭС и т.д.

4. Под проектированием объекта понимается совокупность технологических
процедур, осуществляемых специализированными учреждениями на основании
специального разрешения. При строительстве или реконструкции объектов, пред­
полагающих экологически вредное производство, всегда должна проводится оцен­
ка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной или иной дея­
тельности.

,. (Размещение представляет собой деятельность по определению пространствен­ного расположения и структурной организации планируемого объекта (напри-


Раздел IX. Глава 26


Статья 265


мер, получение отвода земельного участка, согласование территорий под сани-тарно-защитные зоны и т.д.).

Строительство - это создание новых либо преобразование (переоборудова­ние) действующих объектов.

Ввод в эксплуатацию - это существующая в порядке, установленном дей­ствующим законодательством, процедура сдачи исполнителем созданного либо реконструированного объекта и его приемки государственной комиссией (прове­дение испытаний объекта, включение его в технологический процесс, представ­ление и проверка необходимой документации и т.д.).



Эксплуатация объекта - это его использование по целевому назначению (производство продукции, выработка энергии и т.д.).

5. Нарушение требований экологической безопасности может быть выражено
в действии (необоснованное занижение в проектной документации или заключе­
нии экспертизы по проекту уровня- экологической опасности планируемой дея­
тельности объекта; строительство объекта без соответствующего согласования
проекта или места его расположения; использование запрещенных законодатель­
ством технологических процессов и т.д.) либо в бездействии (отказ от установки
очистных сооружений, создания санитарно-защитных зон и т.д.).

6. Обязательным признаком состава преступления, указанного в части 1
статьи 265, является последствие: смерть человека или заболевание людей либо
причинение ущерба в особо крупном размере.

7. Заболевание людей - расстройство здоровья, повлекшее временную нетру­
доспособность или хроническое заболевание либо иные функциональные рас­
стройства здоровья, приведшие к стойкой утрате трудоспособности хотя бы одно­
го человека.

(О понятии ущерба в особо крупном размере см. ч. 2 примеч. к гл. 26.)

8. Последствия, предусмотренные в части 1 статьи 265 должны наступить от
установленного факта нарушения (нарушений) требований экологической безо­
пасности. Если названные в законе последствия наступили от иных событий, то
ответственность по части 1 статьи 265 исключается.

Установление причинной связи при совершении данного преступления тре­бует специальных познаний в области экологии.

С целью правильного разрешения уголовного дела судам в необходимых случаях следует назначать соответствующие экспертизы с привлечением к их проведению экологов, санитарных врачей и других специалистов.

9. По отношению к последствиям вина при совершении данного преступления
может быть только неосторожной.

10. Субъектом этого преступления может быть только лицо, на которое соответ­
ствующим актом законодательства возлогается специальная обязанность обеспе­
чивать требования экологической безопасности при выполнении работ, связанных
с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и
эксплуатацией объекта (лица, уполномоченные удостоверять соответствие проект-


Раздел IX. Глава 26______________________________________________ Статья 266

но-сметной документации экологическим требованиям; осуществляющие государ­ственную экологическую экспертизу и контрольные замеры выбросов вредных ве­ществ, обеспечивающие размещение объектов на местности, их строительство и эксплуатацию и т.д.).

Проектирование объектов лицом, осуществляющим его в порядке выдвиже­ния индивидуального (творческого) предложения, совершенное с нарушением требований экологической безопасности, не образует состава данного преступле­ния.

В случае нарушения требований экологической безопасности при вводе в эксплуатацию объекта субъектом данного преступления может быть только лицо, выполняющее обязанности по соблюдению названных требований на предприя­тии (в организации), создавшем или реконструировавшем объект. Члены госу­дарственной комиссии, допустившие прием объекта при наличии заведомых на­рушений требований экологической безопасности, несут ответственность по статье 266.

Если лицо, ответственное за соблюдение требований экологической безопас­ности, обладает признаками должностного лица, то дополнительная квалифика­ция за преступление против интересов службы не требуется.

11. Часть 2 статьи 265 предусматривает ответственность за нарушения, заведо­мо создавшие угрозу наступления последствий, указанных в части 1 статьи 265.

Психическое отношение лица к возможным последствиям характеризуется косвенным умыслом либо легкомыслием.

Статья 266. Прием в эксплуатацию экологически опасных объектов

1. Прием в эксплуатацию членами государственных комиссий объектов, при строи­
тельстве или реконструкции которых заведомо не соблюдены требования экологи­
ческой безопасности, если это повлекло по неосторожности смерть человека, либо
заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере,-

наказывается ограничением"свободы на срок до пяти лет или лишением свобо­ды на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

2. То же деяние, если оно не повлекло, но заведомо создавало угрозу наступле­
ния последствий, названных в части первой настоящей статьи,-

наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должнос­ти или заниматься определенной деятельностью.

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...