Что предусматривает закон о кадастре. Что предусматривает закон о кадастре Статья 27 221 фз


ФЗ 221 — это российский свод правил о природном, правовом, хозяйственном положении всей недвижимости страны. Чтобы настоящий федеральный закон соответствовал требованиям Дума его регулярно обновляет, для ознакомления всегда нужна последняя редакция, так как в некоторых вопросах изменения могут быть кардинальными. Дата принятия июль 2007 г., его последняя редакция от 3.07. 2016 г.

ФЗ 221 о государственном кадастре с изменениями на 2017 год — краткое содержание

Данный ФЗ свел все сведения о государственном кадастре учтенной недвижимости воедино. Поскольку изменения в законодательстве были значительными, то закон также заново систематизировал необходимые правовые отношения:

  • 1. Установил порядок, принципы ведения;
  • 2. Все общие положения;
  • 3. Полный перечень документов, требующихся для ведения кадастра.

Также ФЗ о вновь созданном государственном кадастре определил орган, который будет ввести документооборот, производить учет — ним стал Росреестр. Этот закон указывает какая недвижимость должна регистрироваться, к ней относится любой земельный участок, причем неважно он ранее или только сейчас учтенный, каждое сооружение, здание, даже, если оно не достроено. Положения ФЗ указывают, что на учет не становятся лесные, водные объекты.

Закон о государственном кадастре недвижимости, его последняя редакция указывают, что учет (регистрация) любых объектов — это присвоение им номеров, которые используются для идентификации при различных операциях, а также для налогообложения. Отдельная статья ФЗ гласит, что основным специалистом по учету недвижимости является кадастровый инженер, он вправе выполнять согласование границ участков, вносить другие изменения.

Изменения в ФЗ 221

Самое важное изменение за 2016 год в данный закон вступит только в конце года (декабрь). Так в каждом регионе будет создана апелляционная комиссия. Ее задача — разрешать все спорные вопросы в данной сфере. Заявителем может быть любой человек, юрлицо, кадастровый инженер. Теперь в ФЗ о государственном кадастре недвижимости сказано, если будет выявлена ошибка, то сведение о ней передается в ту организацию, которая допустила неточность и она будет устранена бесплатно. Например: когда какой-либо акт имеет не точности в положении границ участков по вине инженера, то информация передается в его саморегулирующую организацию и там принимается решение, как внести изменения, чтобы исправить ошибку.

Также в текущем году закон уточнил, кто такой кадастровый инженер, его права, обязанности. Теперь закон содержит положение указывающее, что инженер обязан быть: членом профильной саморегулирующейся организации, гражданином РФ, также иметь аттестат, выданный национальным объедением инженеров.

Статья 39 ФЗ 221

Последняя редакция ФЗ о государственном кадастре недвижимости говорит, что согласование любых границ это важная, ответственная процедура, поэтому она должна выполняться с разрешения всех соседей. Для этого кадастровый инженер дает объявление в СМИ, а также оповещает лично всех заинтересованных сторон и предлагает прибыть им на собрание. Причем закон требует, чтобы оповещение было выполнено не позже, чем за месяц до начала согласования.

Получив разрешение инженер должен на местности произвести согласование. Все соседи должны быть ознакомлены с результатами, как того требует закон о государственном учете — даже, если изменения отсутствуют.

Пункт 5 статьи 27 ФЗ 221

Указанный пункт ФЗ о государственном кадастре недвижимости требует от собственников объектов, которые необходимо ставить на учет, ответственного отношения к данной процедуре. Так как несмотря на то, что закон, его последняя редакция указывает точный перечень документов, владельцы, их представители готовят их ненадлежащим образом. В результате следует отказ в регистрации или не вносятся нужные изменения в соответствии с ФЗ о государственном кадастре учтенной недвижимости.

Статья 45 221 ФЗ

Поскольку большинство объектов в РФ встали на учет до 2012 г., то есть до момента, когда данный учет заработал в полном объеме, то это вызвало много вопросов, сомнений.

Но ФЗ о государственном кадастре учтенной недвижимости данной статьей положил конец многим спекуляциям по данному вопросу, указав, что изменения в законодательстве не приведут к потере информации о регистрации недвижимости учтенной до 2012 г. То есть закон о государственном кадастре недвижимости, его последняя редакция и все внесенные изменения гарантируют, что информация о ранее учтенных объектах во вновь созданном государственном кадастре сохраняется и ее можно использовать в любой момент.

Данный Закон ввел в область недвижимого имущества профессию «кадастровый инженер». Это своего рода исторический документ, позволяющий не просто осуществлять кадастровый учет и формировать конкретные требования к компетенции кадастровых инженеров, но и направлять сам процесс развития всей системы недвижимого имущества в России.

В рамках Закона о кадастре даются определения объекту кадастрового учета, правовой зоне, кадастровому номеру, опорно-межевой сети и др.

Само понятие Государственный кадастр недвижимости (ГКН) вошло на замену земельному кадастру, и включает в себя сведения не только о земельных участках, а и объектах капитального строительства, государственных и административных границах, пределах населенных пунктов и зон, обладающих особыми условиями пользования. Исключением являются недра, воздушные и морские суда. ГКН, представляя собой федеральный информационный ресурс, является общедоступным и сопоставимым со сведениями, которые содержаться в других источниках.

Федеральный закон устанавливает не только полный состав сведений ГКН (глава 2) и его разделы (реестр объектов недвижимости, кадастровые дела и карты), но и мероприятия, посредством которых поступает информация данная информация, т.е. кадастровый учет. В рамках ФЗ №221 кадастровый учет (глава 3) связывают с изменением характеристик конкретного объекта недвижимого имущества: создание такого участка, изменение границ, снятие с учета. Каждый из этих моментов имеет свои нюансы и, соответственно, сроки, порядок предоставления сведений. Все это в полной мере прописано в нормативном документе. К тому же описываются меры по исправлению технических и кадастровых ошибок (ст.28), допущенных в процессе осуществления кадастрового учета.

Обратите внимание, что именно глава 4 и последующие посвящены деятельности кадастровых инженеров (ст.29), обеспечивающих подготовку документов необходимых для кадастрового учета.

Здесь определяются основания дающие права специалисту осуществлять свою работу (в том числе наличие квалификационного аттестата), а также устанавливаются формы контроля за работой кадастрового инженера. Одной из них является членство в саморегулируемой организации (ст.34). Таким образом, СРО кадастровых инжеров вправе представлять законные интересы членов их организаций, устанавливать определенные обязательства и правила, необходимые для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, контролировать выполнение работ и т.д.

В соответствии с Законом о кадастре, в результате кадастровых работ (ст.37) кадастровый инженер предоставляют межевой и технический план, акт обследования. Также с недавних пор к кадастровой деятельности относят и оказание установленных законом услуг (Глава 4.2 статья 1). Важным моментов для осуществления кадастрового учета является проведение комплексных работ (те же работы, только в отношении связанных между собой участков или кварталов): они не только сокращают расходы, но и сводят к минимуму количество кадастровых ошибок. Проведение таких системных работы имеют свои особенности, поэтому им в Законе о кадастре посвящена отдельная глава (4.1).

Конечно, как и любой другой, Закон о кадастре имеет свои пробелы и неточности, очень часто возникают спорные ситуации, требующие профессионального урегулирования. Для этого, если вы являетесь членом нашей Ассоциации «Гильдия кадастровых инженеров » или любой другой СРО, вы можете обратиться за юридической консультацией или найти нужную информацию у нас на сайте .

Очевидны проблемы с качеством самой кадастровой информации, особенно ее полноты, достоверности и отсутствия каких-либо гарантий со стороны государства. Все еще сохраняются проблемы с получением сведений в той форме и содержании, которые будут соответствовать запросам со стороны профессиональных сообществ.

Однако российское законодательство не стоит на месте и уже сейчас вступают в силу изменения в нормативные акты, регулирующие кадастровую деятельность, которые позволят сгладить не только технические моменты в работе кадастровых инженеров, но и упорядочить всю систему ГКН.

Надеюсь, что статья по 221 федеральному закону о кадастре была полезна для вас, задавайте вопросы в поле для комментариев и мы постараемся ответить вам.

Российский Закон 221 о государственном кадастре недвижимости узаконил деятельность свода сведений о правовом, природном, хозяйственном положении различной недвижимости.

Документ принят в июле 2007 г., тогда же (июль) его одобрил Совет Федерации, а дата вступления в силу 24 июля 2007 г. Последняя редакция правового акта о государственном кадастре недвижимости в силе недавно, время вступления в силу — май 2016 г., также в ближайшее время будет вступать в действие следующая версия.

ФЗ 221 о государственном кадастре с изменениями на 2016 год — краткое содержание

Настоящий закон свел во едино и систематизировал каждое сведение о недвижимости в РФ. Также закон о кадастре систематизировал правовые отношения в связи с этим. Там установлены:

  • 1. Основные принципы ведения кадастра, все общие положения;
  • 2. Порядок ведения;
  • 3. Перечень документов нужных для ведения;
  • 4. Определен каждый орган, отвечающий за ведение.

Также в ФЗ указано, что должно попадать в документ — это каждый ранее или только учтенный земельный участок, любое сооружение, здание, недостроенный объект, то есть в отношении каждого из них выполняется регистрация. Законодательный орган Дума указала — леса не попадают под учет, исключение составляют лесные, водные объекты входящие в состав земельных участков. Также текст ФЗ говорит, что участки недр кадастром не учитываются.

Основанием для регистрации является заявление, которое подала любая заинтересованная организация, человек. В результате проведения учета любой недвижимости присваивают свой номер, отдельный пункт указывает, что данный номер используется не только для операций с недвижимостью, но и для налогообложения. Определен правовой статус основного профильного специалиста, которым является инженер — на него возложена основная техническая работа, за ним закреплено право основывать некоммерческие организации.

Статья 39 ФЗ 221 о государственном кадастре

Указание местоположения любых границ согласно закону о кадастре является важным моментом, поэтому должно выполняться по согласованию с каждой заинтересованной стороной, то есть соседями. Чтобы проверить соответствие документации каждый кадастровый инженер обязан дать объявление в СМИ и сообщить лично о собрании заинтересованных людей, делать это следует не позже чем за месяц до даты начала процедуры.

  • 1. Обеспечить возможность ознакомления людей с межевым планом;
  • 2. Провести согласование на местности с точным установлением всех границ.

Статья 27 пункт 5 ФЗ 221

Данный пункт статьи 27-ой указывает на то, что часто происходит ошибка, ведущая к отказу в регистрации недвижимости. Причина здесь, как правило, в том что, обращение поступает от ненадлежащего лица, то есть у него или его представителя нет соответствующих документов. Дабы избежать подобной проблемы, способной отсрочить момент начала работ, следует серьезно подойти к вопросу сбора необходимых документов для регистрации недвижимости в кадастре.

221 ФЗ о государственном кадастре недвижимости с изменениями на 2016 год

Данный федеральный закон — главный источник права сферы, гарант того, что все требования людей, организаций, работы связанные с ними, необходимое регулирование будет выполняться вовремя, качественно. Для этого часто происходит дополнение ФЗ, после чего этот правовой акт, каждое его положение, глава и статья становятся более современными, эффективными. Практика показывает, что новой версией с какими-либо изменениями закон может похвастаться регулярно, то есть каждый год, а то и несколько раз за указанный период. Дума и в дальнейшем будет принимать и вносить актуальные на сегодня изменения.

Изменения в 221 ФЗ в 2016 году кого коснулись?

Действующая редакция уточнила полномочия инженера, его право на деятельность в сфере недвижимости. Также было указано, что контроль за работой этих людей, их саморегулируемыми организациями осуществляет исполнительный федеральный орган. Любое решение кадастра можно обжаловать, для этого создается специальная апелляционная комиссия. Если комиссия признала требование обоснованным, то в течении дня в орган принявший решение будет направлено соответствующее уведомление, дальше будет выполнено внесение изменений. Если произошла кадастровая ошибка, то ее исправление бесплатно.

Статья 45 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 24.07.2007

N 221-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРЕ НЕДВИЖИМОСТИ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

А.В. АФОНИНА

Афонина Алла Владимировна - начальник юридической службы крупной строительной организации, автор многочисленных статей в журнале "Жилищное право", Комментариев к Жилищному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, автор учебного пособия по жилищному праву.

Настоящая работа представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Автор рассматривает вопросы, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета, кадастровой деятельности, а также анализирует порядок вступления его в силу, действие в переходный период (до 01.01.2010), основания и порядок применения норм комментируемого Закона.

Рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу с 01.03.2008 (за исключением некоторых его положений).

Он изменяет сложившуюся в Российской Федерации систему учета объектов недвижимого имущества. После вступления его в действие технический учет зданий, строений, сооружений и государственный кадастровый учет земельных участков будут заменены единым государственным кадастровым учетом недвижимого имущества, который будет осуществляться специально уполномоченным органом. В результате государственного кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости будут вноситься сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с уникальными характеристиками. Кроме того, в нем регламентируется порядок выполнения кадастровых работ управомоченными лицами (кадастровыми инженерами) по обеспечению подготовки документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе, подлежащем кадастровому учету.

Данное издание будет интересно для специалистов, работающих в сфере недвижимости, а также практикующих юристов, руководителей и работников органов кадастрового учета.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 ноября 2008 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРЕ НЕДВИЖИМОСТИ

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

Ст. 1 комментируемого Закона определяет сферу его действия, исходя из специфики предмета его регулирования.

Настоящий Закон регулирует широкий круг правоотношений и разрешает вопросы, возникающие при:

Ведении государственного кадастра недвижимости;

Выполнении государственного кадастрового учета недвижимого имущества;

Осуществлении кадастровой деятельности.

Указанные действия законодательно объединены согласно рассматриваемой норме в единую систему, которая названа "кадастровые отношения".

Таким образом, настоящий Закон определяет условия и устанавливает порядок регулирования кадастровых правоотношений.

1. В соответствии с п. 1 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35 (далее - Порядок ведения ГКН), государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод сведений:

О недвижимом имуществе - ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит определение понятия недвижимое имущество, но она должна использоваться с учетом ограничений, установленных п. 5 настоящей статьи. Кроме того, комментируемая статья содержит более конкретизированные сведения в отношении указанного имущества, оно должно быть учтенным в соответствии с настоящим Законом;

О прохождении Государственной границы РФ;

О границах между субъектами РФ, муниципальных образований, населенных пунктов;

О территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий;

О геодезической и картографической основе государственного кадастра недвижимости и кадастровом делении территории РФ - данные сведения не указаны непосредственно в комментируемой статье, но отнесены к сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, как иные, предусмотренные комментируемым Законом сведения.

Указанные выше сведения являются кадастровыми.

На государственный кадастр недвижимости комментируемым Законом возложено выполнение следующих функций:

Учетной - включение в состав кадастра сведений, полученных в результате кадастрового учета и необходимых для осуществления регистрации прав;

Фискальной - на основе кадастровой оценки будет устанавливаться стоимость объектов недвижимости для целей налогообложения, то есть фактически определяться реальная налогооблагаемая база;

Информационной - содержащиеся в кадастре сведения являются доступными (в рамках настоящего Закона) и актуальными и могут предоставляться заинтересованным лицам.

Последняя функция государственного кадастра недвижимости является важной составляющей. Для ее выполнения необходимо обеспечить включение в кадастр реальных и достоверных сведений об объектах недвижимости, в отношении которых должен быть осуществлен кадастровый учет (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства).

Еще в феврале 2007 г. (в период рассмотрения настоящего Федерального закона Государственной Думой РФ) руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) Сергей Подобед на форуме "Развитие рынка земли и недвижимости в России", проходившем в Москве, сообщил, что в государственный кадастр объектов недвижимости внесены 25% всех земельных участков и зданий в Российской Федерации. По его словам, единый кадастр объектов недвижимости в России формируется долго и медленно, так как "в рамках кадастра пытались решить множество проблем, кадастру не свойственных". "В том числе это касается вопросов муниципального управления землей и недвижимостью, налогообложения", - подчеркнул С. Подобед.

2. Подпрограммой "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 гг.)", утвержденной Постановлением Правительства от 13.09.2005 N 560, Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 г.)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.10.2001 N 745, было установлено, что государственный кадастр недвижимости создается как интегрированный источник, содержащий в электронном виде полные и актуальные сведения об объектах недвижимости, позволяющие получать на его основе каталоги, справочные и аналитические материалы с целью предоставления их органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также организациям и гражданам. Комплексность предоставляемых сведений, возможность проведения анализа и прогнозирования сделают информацию об объектах недвижимости более востребованной, что окажет существенное влияние на повышение эффективности принимаемых решений как структур власти и управления, так и субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Настоящая статья относит государственный кадастр недвижимости к федеральным государственным информационным ресурсам.

То есть созданная в процессе формирования государственного кадастра база или банк данных, а также средства информационных технологий представляют собой совокупность сведений в электронном виде, поддерживаемых программно-техническими средствами автоматизированной информационной системы.

Формирование, ведение и предоставление информационных ресурсов должны осуществляться с использованием средств автоматизированной информационной системы.

3. Настоящая статья содержит трактовку термина "государственный кадастровый учет" недвижимого имущества. Хочется подчеркнуть, что именно недвижимого имущества, так как в соответствии с предыдущим пунктом в государственный кадастр недвижимости включаются как сведения о недвижимом имуществе, так и иные сведения (о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, муниципальных образований и т.д.)

Указанные действия называются кадастровым учетом. Он осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе (Роснедвижимость). При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают:

Существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи;

Прекращение существования такого недвижимого имущества.

Кроме того, допускается внесение в государственный кадастр недвижимости иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

4. Комментируемый Закон вводит новую категорию должностных лиц (субъектов кадастровых отношений), которые могут заниматься кадастровой деятельностью. Определяющим является наличие у них квалификации кадастрового инженера. Указанное управомоченное лицо вправе осуществлять в отношении недвижимого имущества определенные работы. В результате их проведения обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе. Эти работы названы в комментируемой статье кадастровыми работами.

Необходимо обратить внимание в рамках комментируемой статьи на положения ст. 44 настоящего Федерального закона. В соответствии с ней кадастровая деятельность кадастрового инженера в отношении земельных участков может осуществляться с 01.03.2008. При этом до 01.01.2011 такую кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять также лица, обладающие на день вступления в силу настоящего Закона правом выполнения работ по территориальному землеустройству. В отношении же зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства кадастровая деятельность будет осуществляться с 01.01.2010. А в период времени с 01.01.2010 и до 01.01.2011 эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые до 31.12.2009 имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

5. В рамках настоящей статьи под объектами недвижимого имущества, в отношении которых может быть осуществлен кадастровый учет, понимаются:

Земельные участки - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации);

Здания, сооружения (эти термины законодательно не обоснованы), помещения (жилые и нежилые);

Объекты незавершенного строительства - они были отнесены к объектам недвижимости Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ "О государственной регистрации"). При этом соответствующие изменения в ст. 130 ГК РФ, дополнившие ее указанием на объекты незавершенного строительства как на объекты недвижимости, были внесены только в конце 2004 г.

6. В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу отнесены особые виды недвижимого имущества, подлежащие государственной регистрации:

Воздушные суда (летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, - ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 33 ВК РФ воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации;

Морские суда, суда внутреннего плавания (самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода - Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Согласно ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ судно подлежит регистрации в одном из реестров судов РФ. Регистрация судна в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге, права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременений) прав на него является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке;

Космические объекты (любые объекты, запущенные или предназначенные для запуска в космос, доставленные на небесные тела либо сооруженные на них, - Конвенция ООН о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14.01.1975).

На основании ст. 17 Закона РФ от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности" космические объекты РФ подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность РФ;

Участки недр (часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, - преамбула Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Их учет осуществляется в соответствии с порядком государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 08.10.2007 N 261 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами". Основными целями учета и ведения государственного реестра работ являются осуществление государственного управления и государственного регулирования отношений недропользования, мониторинг состояния геологической изученности территории РФ. Ведение государственного учета и обеспечение ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр осуществляет Федеральное агентство по недропользованию. Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" определены, в частности, следующие его полномочия в установленной сфере деятельности (п. 5.4.1). Оно осуществляет ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечение в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса.

В соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятие в целом как имущественный комплекс также признается недвижимостью. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 30.06.2008) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае необходимости совершения сделки в отношении предприятия как имущественного комплекса государственная регистрация наличия и перехода права на предприятие в целом и сделки с ним проводятся федеральным органом в области государственной регистрации.

В связи с тем, что учет указанных ранее объектов недвижимости ведется в соответствии с положениями соответствующих нормативных актов, настоящий Закон в отношении их неприменим.

Содержание понятия "подземные сооружения" достаточно широко. В законодательстве отсутствует обобщение и трактовка его в полном объеме. В частности, к подземным сооружениям отнесены фундаменты зданий и сооружений, коммуникации электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации, метрополитен, другие транспортные тоннели, магистральные и промысловые трубопроводы, оросительные и судоходные каналы, подземные сооружения местного значения, а также подземные сооружения, используемые для добычи подземных ископаемых (Леонтьев И.А. Комментарий к ст. 6 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Комментируемой статьей установлено применение настоящего Закона в отношении указанных объектов.

Статья 2. Правовая основа регулирования кадастровых отношений

Комментарий к статье 2

Нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере кадастровых отношений применяются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с комментируемой статьей кадастровые отношения регулируются:

1) Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) - в соответствии со ст. 15 Конституции она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ;

2) указанными в комментируемой статье Кодексами, которые применяются при регулировании кадастровых отношений, непосредственно касающихся объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства).

К числу этих Кодексов отнесены:

а) Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) - в соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Но при регулировании кадастровых отношений подлежит применению не весь блок гражданского законодательства (ведь согласно ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих вышеназванные правоотношения), а только непосредственно указанный Кодекс.

Именно нормы ГК РФ составляют правовую основу регулирования кадастровых отношений, так как в данном Кодексе содержатся положения, регулирующие порядок и основания возникновения гражданских прав, а также их осуществление.

Так, в соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство (в том числе и ГК РФ) основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Например, в рамках настоящего Закона является существенным определение, которое дается в ГК РФ, понятию недвижимых вещей (ведь рассматриваемый Закон действует в отношении только части объектов недвижимости, названных таковыми в ст. 130 ГК РФ). В соответствии с п. 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Пункт 5 ст. 1 настоящего Закона устанавливает, что кадастровый учет осуществляется только в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее они называются объектами недвижимости). И отдельно в п. 6 указанной статьи дополнительно дано уточнение, что положения Федерального закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.

Кроме того, ГК РФ регулирует правоотношения, касающиеся (применительно к настоящему Закону):

Вопросов, связанных с правом собственности, его возникновением и прекращением (согласно ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Права владения, пользования и распоряжения своим имуществом всех собственников подлежат судебной защите равным образом);

Таких оснований приобретения права собственности на объект недвижимости, как приобретательная давность (ст. 234 ГК РФ);

Представительства (в соответствии со ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого) и последствий заключения сделки неуполномоченным лицом;

Регулирования сделок, например правоотношений сторон при заключении договоров подряда (гл. 37 ГК РФ);

Иных вопросов, подлежащих регулированию в соответствии с ГК РФ;

б) Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) - согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Кроме этого, важными в рамках настоящей статьи являются положения ЗК РФ, касающиеся предоставления земельного участка. В соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка. Для этого, в частности, осуществляется выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными рассматриваемым Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. При выборе земельных участков для строительства (п. 2 ст. 31 ЗК РФ) орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственной Думой

Советом Федерации

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - кадастровые отношения).

(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

4. Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 452-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

4.1. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

(часть 4.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

4.2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.

(часть 4.2 введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 452-ФЗ)

Статья 2. Правовая основа регулирования кадастровых отношений

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Статьи 3 - 3.1. Утратили силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

Статья 3.2. Орган, осуществляющий государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, государственного реестра кадастровых инженеров

Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - государственный надзор), ведение государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и ведение государственного реестра кадастровых инженеров осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - орган государственного надзора).

Глава 2. ВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ

Статьи 4 - 6. Утратили силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

Статьи 8 - 15. Утратили силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

Глава 3. ПОРЯДОК КАДАСТРОВОГО УЧЕТА

Статьи 16 - 17. Утратили силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

Статьи 20 - 26. Утратили силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

Статья 26.1. Обжалование решения о приостановлении

(введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 452-ФЗ)

1. Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (далее - орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2. Для обжалования решения о приостановлении лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении представляется заявление об обжаловании решения о приостановлении. Соответствующее заявление представляется в апелляционную комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении, в письменной форме при личном обращении, посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

3. Апелляционная комиссия формируется органом регистрации прав в каждом субъекте Российской Федерации. В состав апелляционной комиссии включаются по три представителя соответственно от органа регистрации прав и национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - национальное объединение), которые подлежат ротации один раз в два года. Положение о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Председатель апелляционной комиссии и его заместитель должны иметь усиленную квалифицированную электронную подпись.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

4. Заявление об обжаловании решения о приостановлении, представленное с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией, о чем в течение трех рабочих дней информируется лицо, представившее такое заявление.

5. При рассмотрении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционной комиссией оценивается обоснованность принятия органом регистрации прав решения о приостановлении (наличие оснований для принятия такого решения, установленных статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6. При необходимости апелляционная комиссия запрашивает в органах государственной власти, в том числе в органе регистрации прав, а также в органах местного самоуправления, организациях и у физических лиц (кадастровых инженеров) необходимые для принятия решения по результатам рассмотрения заявления об обжаловании решения о приостановлении документы, материалы и информацию. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров, членом которой является выполнивший кадастровые работы кадастровый инженер, по запросу апелляционной комиссии бесплатно в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса обеспечивает проведение экспертизы документов, которые представлены в орган регистрации прав и по результатам рассмотрения которых органом регистрации прав было принято решение о приостановлении, и подготовку по ее результатам заключения. В рамках экспертизы проводится проверка на предмет наличия допущенных кадастровым инженером в документах, подготовленных таким кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ, ошибок либо их отсутствия, а также на предмет наличия допущенных кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ нарушений требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений либо отсутствия таких нарушений. Заключение, подготовленное по результатам проведения указанной экспертизы, должно содержать подробное описание проведенной проверки и включать обоснованные выводы в отношении предмета проведения экспертизы, в том числе ссылки на соответствующие положения настоящего Федерального закона, Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

7. Апелляционная комиссия уведомляет заинтересованных лиц о поступлении заявления об обжаловании решения о приостановлении, времени и месте его рассмотрения по адресам их электронной почты в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, предусмотренными пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (при наличии таких сведений), в случаях и в порядке, которые установлены положением о порядке формирования и работы апелляционной комиссии. Указанные заинтересованные лица вправе присутствовать на соответствующем заседании апелляционной комиссии.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

8. Положение о проведении саморегулируемой организацией кадастровых инженеров экспертизы документов, которые представлены в орган регистрации прав и по результатам рассмотрения которых органом регистрации прав было принято решение о приостановлении, и подготовке по ее результатам заключения утверждается национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

9. В случае, если принятие решения о приостановлении признано апелляционной комиссией обоснованным (соответствующим основаниям, предусмотренным статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в том числе не отраженным в решении о приостановлении), ею принимается решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

10. В решении об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия этого решения, с обязательной ссылкой на соответствующие положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений. Апелляционная комиссия, принявшая решение об отклонении указанного заявления, в течение одного рабочего дня со дня его принятия информирует лицо, представившее заявление об обжаловании решения о приостановлении, о принятом решении.

11. В случае, если принятие решения о приостановлении признано апелляционной комиссией необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в статье 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости") и отсутствуют иные основания, указанные в статье 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (не отраженные в решении о приостановлении), для принятия решения о приостановлении, апелляционной комиссией принимается решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении. Решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении является основанием для осуществления кадастрового учета в порядке и в сроки, которые установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Течение срока, установленного частью 1 статьи 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", начинается со дня поступления в орган регистрации прав решения об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении. При этом часть срока, истекшая до принятия органом регистрации прав решения о приостановлении, не засчитывается в новый срок.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

12. В решении об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия этого решения, с обязательной ссылкой на соответствующие положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений. Апелляционная комиссия, принявшая решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении, направляет это решение в течение одного рабочего дня со дня его принятия в орган регистрации прав, принявший решение о приостановлении, а также информирует лицо, представившее заявление об обжаловании решения о приостановлении, о принятом решении. Данное решение направляется в указанный орган в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью председателя или заместителя председателя соответствующей апелляционной комиссии.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

13. Решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении или решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении должно быть принято апелляционной комиссией в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления об обжаловании решения о приостановлении в апелляционную комиссию. Резолютивная часть решения апелляционной комиссии объявляется на ее заседании в день принятия апелляционной комиссией соответствующего решения.

14. Повторная подача заявления об обжаловании решения о приостановлении в отношении одного и того же решения органа регистрации прав не допускается.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

Статьи 27 - 28. Утратили силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ.


Страница 1 - 1 из 8
Начало | Пред. | 1 |
Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...