Что такое энергия янь. Баланс энергии инь и энергии ян


С егодня все чаще и чаще люди задаются вопросом о том, почему со мной происходят те или иные события, почему я не вписываюсь в те или иные рамки, почему я реагирую на окружающих так, а не иначе. Внутри рождается мысль о том, что можно жить по-другому, что можно избегать стрессовых ситуаций или хотя бы сглаживать их, что в жизни все может быть лучше, что что-то происходит не так, как должно бы происходить. Но как, как в этом разобраться, как понять, куда нужно двигаться, что делать?

Давайте рассмотрим эту проблему с точки зрения знаменитой формулы инь-ян. Наше время – время упрощений, и из-за этого многие емкие философские понятия, обретенные древними цивилизациями, теряют свой глубокий сакральный смысл, информация о них преподносится нам в искаженном виде. И одним из таких ярко выраженных искажений является разделение энергий инь и ян, на отдельно действующие силы, и обычно с энергией инь ассоциируется женская энергия, а с энергией ян – мужская.

Если мы посмотрим на символ, изображающий энергии инь-ян, то увидим, что эти два вида противоположных энергий заключены в единый круг. Две эти силы олицетворяют собой части одного целого, они неразделимы. Но помимо этого, в каждом из видов одной энергии, заложена частичка другой энергии, — одна энергия неизбежно присутствует в другой. Символ говорит о том, что эти энергии отдельно не существуют, они взаимосвязаны неразрывно.

Подтверждения этому можно увидеть повсюду. Например, смена времен года в природе. Если вы внимательно посмотрите, то заметите, что периоды активного, бурного развития сменяются периодами успокоения и даже оцепенения.

То, что считается характерным признаком энергии ян – экспансия, желание развития, энергия, направленная наружу, как правило, горячая энергия – проявляется в одно время года, а то, что традиционно считается энергией инь – замедление, углубление, сбережение, сохранение – бывает в другое время года. Причем в тех климатических зонах, где нет четких смен сезонов, эти колебания тоже существуют, просто они немного по-другому представлены. То есть одно состояние сменяет другое, вытекая из предыдущего. Практически нет ни одного живого организма, который пребывал бы постоянно или в состоянии инь, или в состоянии ян . Жизнь – это постоянная смена состояний, это постоянное движение энергий. Любое явление, любое развитие, любое физическое действие включает в себя оба эти процесса – и импульс, направленный наружу, и момент равновесия, восстановления целостности, момент констатации того, что достигнуто. Когда одна стадия развития освоена, возникает новый импульс движения энергии наружу.

Отсюда закономерно вытекает вывод, что любой живой организм обязательно содержит в себе оба типа энергий, и каждый из нас не является исключением в этом процессе.

Невозможно существование людей, олицетворяющих собой только энергию ян или только энергию инь, и не важно, какого пола эти люди. Важно то, что для каждого человека баланс этих энергий различен, как и особенности их проявления.

Хочу акцентировать внимание на том, что гендерная роль человека никак не связана с янской или иньской доминантой. То есть, есть мужчины, в которых совершенно точно преобладает иньская составляющая, а янская явно находится в подчиненном положении. И наоборот, есть женщины, которые сплошь и рядом демонстрируют янскую энергию, а иньская энергия является у них дополняющей.

Вернемся еще раз к знаку инь-ян и представим себе не вертикальную линию, разъединяющую две капельки на правую и левую части, а вообразим, что знак разделяется горизонтальной линией. Тогда вы увидите, что в каждой половинке почти поровну и той, и другой энергии, но в одной части преобладает одна энергия, а в другой части – другая. Люди большей частью представляют из себя именно такие наборы энергий, в которых различных типов энергии содержится почти поровну, но наблюдается какой-то небольшой перевес или потенциал развития одной из них.
Почему это важно понимать? Потому что главным препятствием к обретению счастья является неприятие себя таким, какой ты есть, и, как следствие, неприятие других такими, какие они есть.

И первым шагом навстречу переменам в вашей жизни будет определение вами того, какие энергии являются в вас доминирующими. Возможно, доминирующая в вас энергия инь, требует от вас, например, спокойного осмысления какой-либо ситуации, рассмотрения ее в деталях, а когда картинка складывается, вы можете уже подключить свою энергию ян и совершить необходимое действие; а вот другой порядок действий приводит к вашей дестабилизации. Либо вам свойственно моментальное реагирование на ситуацию, что не всегда приводит к нужным результатам, но это ваш набор энергий, и он заставляет вас действовать именно так. Когда вы поймете, какой вы есть, то следующим шагом будет принятие того факта, что вы вот такой. Без оценок и сравнений, плохой или хороший, просто вот такой.
Дело в том, что когда мы не принимаем себя или другого, мы не имеем возможности изменить, улучшить что-либо. Но если мы понимаем, что наше устройство и устройство других людей различаются, что у каждого из нас свой набор, свой количественный состав энергий, то мы открываем перед собой возможности построить наши взаимоотношения так, чтобы мы лучше понимали друг друга, доносили друг до друга свои подлинные желания и встречали искренний отклик. Поэтому это очень важно осознать, какие энергии являются в вас доминирующими.

Определив свою доминирующую энергию, вы поймете, что является основой вашей реакции, вашего поведения. Но, есть очень важный момент, который нельзя упускать. Не нужно забывать о том, что в каждом из нас присутствуют и тот и другой тип энергии. И если вы эксплуатируете одну энергию, не выпуская наружу другую, неизбежно наступит событие, которое заставит вас остановиться и ощутить на себе действие противоположной, долгое время сдерживаемой, силы. Это похоже на маятник, чем сильнее качнуть его в одну сторону, тем сильнее он полетит в другую. Важно соблюдать баланс, и помнить, что активное действие должно смениться состоянием покоя и наоборот.

Для того, чтобы более детально разобраться в вопросах самопознания и развития, двух маленьких шагов мало. Но чтобы пройти путь, нужно хотя бы начать идти.

На моем сайте сейчас есть большое количество и платных и бесплатных материалов, которые помогут вам в этом.

Буду рада вашим откликам в комментариях: насколько актуален лично для вас баланс энергий активности и покоя?

С уважением к вашей индивидуальности,

Светлана Добровольская.


Согласно китайской философии и традиционной китайской медицине, энергия ци дается каждому из нас от рождения. От ее количества зависит продолжительность жизни: чем скорее она расходуется, тем мы раньше стареем. Поэтому восточные практики, нацеленные на сохранение здоровья и активное долголетие, например цигун или тайцзи, учат, как сохранять эту энергию и по возможности накапливать.

И одних только физических упражнений и дыхательных практик для этого будет недостаточно. До 70% энергии ци, которую мы приобретаем в течение жизни, мы получаем с пищей. Поэтому, чтобы как можно дольше оставаться здоровым и молодым, важно выстроить свой рацион согласно китайскому учению о питании.

Чтобы накопить энергию ци, важен баланс пищи-ян и пищи-инь

Ци складывается из взаимодействия двух энергий — инь и ян. Когда эти энергии в балансе, энергия ци образуется в достаточном количестве. «Если же равновесие инь и ян нарушается, в организме возникают различные патологические процессы», — говорит Влад Маркин , инструктор «ЖИВИ!» по дисциплине «Цигун».

Достичь равновесия инь и ян можно, в том числе, и за счет правильного питания. Доктора традиционной китайской медицины делят все продукты на две группы: богатые энергией ян и богатые энергией инь.

Пища-ян согревает, повышает умственную и физическую активность. Избыток ян проявляется очень редко — только в тех случаях, если вы долгое время употребляете слишком острую пищу.

Пища-инь охлаждает, делает тело мягким и вялым. Избыток этой энергии выражается в сонливости, усталости и — внимание тем, кто хочет похудеть, — прибавке в весе.

Также в традиционной китайской медицине считается, что дисбаланс энергий инь и ян является причиной пищевой зависимости — тяги к сладкому, мучному, жирному. Но стоит сбалансировать употребление продуктов инь и ян, как проблема исчезнет сама собой.

Какие продукты несут энергию ян, а какие — инь

Горячие (много ян) : баранина, чеснок, перец, орехи, мед, специи.

Теплые (среднее количество ян) : зеленый и репчатый лук, кориандр (кинза), имбирь, креветки, индейка, утка, курица, яйца, овечий сыр.

Нейтральные : говядина, свинина, злаки, крахмалистые овощи, бобовые, грибы.

Освежающие (среднее количество инь) : баклажаны, помидоры, огурцы, морковь, редис, свекла, фрукты, салатная зелень, молоко, сыр, икра.

Холодные (много инь) : кефир, масло, сметана, устрицы.

Как питаться, чтобы сбалансировать инь и ян и накапливать энергию ци

В меню большинства европейцев преобладают инь-продукты. Особенно это касается женщин, предпочитающих сырые овощи и фрукты, зелень и молочные продукты. «Так часто питаются с целью похудеть, — рассказывает Любовь Лиско , врач-гастроэнтеролог высшей категории, доктор китайской медицины. — Но нередко выходит, что в основе рациона листовой салат, маложирный йогурт и сырые овощи, а вес не уходит. С чем это связано? Прежде всего с тем, что все эти продукты богаты энергией инь, которая замедляет многие процессы в организме, в том числе и обмен веществ. Чтобы худеть успешно, важен баланс охлаждающей и согревающей пищи». Как этого добиться?

- Основу рациона должны составлять нейтральные продукты. В идеале нужно стремиться к пропорции, которой придерживаются многие китайские долгожители: 70% вареных злаков, 15% отварных овощей, 5% сырой растительной пищи, 5% мяса или рыбы и 5% молочных продуктов.

- За один прием пищи можно съесть лишь 1-2 освежающих или холодных продукта.

- Увеличивайте энергию ян-пищи в процессе приготовления. Для повышения согревающих свойств блюда, его ингредиенты жарят на гриле, долго варят или запекают.

- Используйте специи. Самыми горячими являются черный перец, чили и карри. Паприка, гвоздика, мускатный орех, тмин, корица, кориандр — теплые приправы.

- Начинайте свой день с блюд, приготовленных из ян-продуктов. Они зарядят вас энергией. Инь-продукты лучше есть перед сном, чтобы снять усталость.

- Отдавайте предпочтение термически обработанной пище (она должна составлять 70-80% рациона). «Китайские медики справедливо упирают на то, что она легче усваивается, — говорит Любовь Лиско. — Даже овощи и фрукты, согласно их взглядам, рекомендуется запекать, или хотя бы бланшировать, обдавать кипятком. Основу трапезы, в любом случае, должны составлять продукты, прошедшие термообработку. Их можно приправить небольшим количеством чего-то сырого. Примером такого блюда может быть горячая каша с горстью сырых ягод или фруктов».

- Выстраивайте питание по сезону. В холодное время года на столе должны преобладать продукты, богатые ян-энергией (в основном теплые). В теплое — вы можете позволить себе чуть больше инь-продуктов (в основном освежающих).

- Не злоупотребляйте южными фруктами. В осенне-зимний период для нас это один из основных источников витаминов. Однако перебор с такими плодами может вызывать дисбаланс энергий инь и ян. Чем больше солнца получило растение, тем выше его охлаждающие свойства, считают китайские доктора. Так, например, апельсины, созревшие у экватора, содержат больше инь энергии, чем цитрусы из Италии. Экваториальные фрукты полезны местным жителям — с их помощью они компенсируют влияние на организм жаркого климата, но не жителям Центральной Европы (тем более осенью и зимой). Южные фрукты увеличивают инь-энергию и ускоряют расход энергии ци, данной с рождения.

Хотите заниматься дома онлайн с Владом Маркиным?

В фитнес-видеотеке вы найдете все выпуски программы .

Понимая, что такое Инь и Ян, умея отслеживать танец равновесия внутри себя и поддаваться ему, можно научиться жить в гармонии с собой и с миром.

Инь и Ян — две стороны одной медали

Можно описать эти две энергии на примере движения электрического тока: там есть как положительный заряд (Ян), так и отрицательный (Инь), оба заряда позволяют гармонично течь переменному току.

Один заряд не может существовать без другого: если нарушить равновесие, то всё сгорит.

Инь - холодный, Ян - горячий; Инь - узкий, Ян - широкий; Инь - низкий, Ян - высокий; Инь - вниз, Ян - вверх; Инь - пустой, Ян - полный; Инь - остужает, Ян - согревает; Инь - мягкий, Ян - жёсткий; Инь - лёгкий, Ян - тяжёлый; Инь - увлажняет, Ян - сушит; Инь - отступает, Ян - наступает; Инь - тихий, Ян - громкий; Инь - входит, Ян - выходит; Инь - спокойный, Ян - бурный и т.д.

Конечно, это всё относительно, ведь без горячего не было бы и холодного, без тихого не было и громкого. Без Инь не было бы и Ян. Только благодаря существованию этих двух энергий возможно и существование нашего мира. Ведь без ненависти не было бы и любви, без зла не было бы и добра. Одно даёт существование другому.

Да, если говорить об Инь и Ян, то пламя свечи считается Ян, но вот на фоне солнца оно становиться Инь.

Как ночь сменяет день, так и энергия Инь меняется на Ян, минус меняется на плюс, движение энергии всегда гармонично. Конечно, в какие-то периоды энергии Ян больше, а в какие-то Инь преобладает над Ян. Но никогда связь между этими энергиями не разрывается, и равновесие не нарушается, иначе бы мир погиб. То же относиться и к человеку.

Энергия Инь и Ян в человеке

Научившись видеть внутри себя, как и когда Инь меняется на Ян, можно прийти не только к гармонии внутренней, но и к внешней, с миром.

Если человек весь день работал (Ян), то неизбежно ему захочется отдохнуть (Инь). Когда человек поел, приходит чувство сытости (Ян), но со временем оно проходит и сменяется чувством голода (Инь).

Если вы будете находиться долго без движения (Инь), то вы будете маяться и дёргаться, чтобы пуститься в движение - так энергия Инь уступает Ян.

Главное не бороться с самим собой, а позволять энергии течь свободно внутри себя. Когда вам хочется двигаться - двигайтесь, когда вам хочется отдыхать - отдыхайте, но не сопротивляйтесь. Не надо насильно из Инь делать Ян или наоборот, иначе будут последствия.

Если человек долго работает (Ян) и организм ему кричит, что пора отдохнуть (Инь), но человек всё равно продолжает работать, то он рано или поздно заболеет. С этим невозможно бороться, иначе не избежать последствий, Ян или Инь придут, но как и с какими последствиями - решать тебе: либо гармонично, либо нет.

Гармония с миром

Если человек научится не сопротивляться внутренним энергиям и позволит им быть тогда, когда им нужно, то есть когда черёд прихода Ян - значит Ян, когда Инь - значит Инь, то человек обязательно, как следствие, наладит гармоничные отношения с миром.

Когда мир полон событий, когда вам все звонят, стучаться, бегают вокруг вас, дёргают вас (мир - Ян), то вам необходимо стать пустым (Инь). Но неизбежно за этим последует затишье в мире (Инь), тогда сами становитесь Ян и наполняйте собою мир.

Сделаем выводы:

  • Инь и Ян - две стороны одной медали, одно не может существовать без другого.
  • Инь - это отрицательный заряд, Ян - положительный (относительно, конечно).
  • Инь и Ян всегда находятся в танце равновесия.
  • Инь и Ян текут гармонично и в теле человека, если только не бороться с ними, если позволять этим энергиям течь свободно, то в жизни человека будет гармония.
  • Научившись позволять энергиям течь свободно внутри себя, можно войти в гармоничный танец с миром.

Согласно китайской медицине, большую часть энергии Ци мы получаем именно из пищи, и поэтому важно, чтобы питание было сбалансированным.

Цигун питание рассматривает, как возможность получить дополнительную энергетическую подпитку, улучшить общее физическое самочувствие, отсрочить старость. Мастера восточной практики утверждают, что повсюду в нашем мире присутствует сила Ци , в том числе – и в обыкновенной еде.

Питание в китайской медицине

Стоит заметить, что сама энергия Ци – это баланс двух стихий, двух противоположных энергетик, называющихся Инь и Ян. Когда баланс этих двух энергий нарушается, затрудняется и само течение потока Ци . Если это происходит в организме человека, то в физическом месте возникновения такого дисбаланса впоследствии и развивается патологическое состояние.

Важно понимать, что продукты питания и приготовленные блюда – это не просто еда, необходимая нашему желудку для расщепления и последующего поучения энергии. Это исходный материал, который уже содержит в себе определенную энергетику.

Считается, что пища с энергетикой Ян – это теплая пища, которая придает сил, бодрит, а вот пища с энергетикой Инь – еда холодная, которая делает человека пассивным и вялым, ведет к ожирению.

Чтобы иметь хорошее настроение, быть активным и чувствовать себя прекрасно, достаточно просто сбалансировать свое питание таким образом, чтобы пища с необходимой энергетикой попадала на ваш стол чаще. Тогда два этих начала – женское и мужское, тепло и холод, Инь и Ян обретут гармоничное и взаимовыгодное соседство, а вы сами моментально ощутите на себе эти положительные перемены.

Нейтральные продукты

Специалисты отмечают также, что помимо горячих и холодных продуктов (естественно, с энергетической точки зрения) существует и группа нейтральных. Именно они должны составлять большую часть пищевого меню и ежедневного рациона, чтобы сохранять важную гармонию.

К нейтральным продуктам прежде всего относятся:

  • Крупы и злаки;
  • Бобовые культуры;
  • Свиное и говяжье мясо.

Практики и знатоки восточной медицины подметили, что в меню большинства современных людей преобладают продукты с сильной энергетикой Инь. Именно они способствуют пассивности, нежеланию активно действовать, несобранности и растерянности, потере остроты интеллекта и, что важно – к набору лишнего веса.

Теплая пища

Еда, богатая энергий Ян – это горячая пища, которая, напротив, ускоряет все процессы в организма человека, в том числе – метаболизм и обмен веществ, способствует потере веса и подвижному образу жизни.

Но здесь важно напомнить, что самое главное – это баланс. Избыток энергии Ян также не пойдет вам на пользу, как и явное преобладание в пище Инь.

Из-за повышенного уровня мужской энергетики, возможны вспышки ярости и неконтролируемого гнева, гиперактивность, скачки артериального давления и развитие гипертонии, проблемы с сердцем.

Увеличить энергию Ян в пище собственными усилиями при этом все же возможно. Например, повышению ее способствует приготовление путем запекания, жарки на гриле, длительной варки на сильном огне. Но помните, что слишком холодная пища несет зачастую только вред, поэтому избегайте употреблять охлажденные напитки или такую еду, особенно, если она была заморожена.

Таблица продуктов, согласно содержанию в них энергии Инь и Ян

Первые четыре пункта в таблице – это продукты, содержание энергии в которых максимально. Для колонки Ян – это продукты горячие, а для колонки Инь – холодные.

Остальные продукты содержат меньше энергии, соответственно для колонки Ян это будут теплые продукты, а для колонки Инь – освежающие.

Сбалансированное питание согласно китайской медицины

Правильное питание китайская медицина выдвигала за основу основ еще в давние времена. Так, при половом бессилии или проблемах с потенцией мужчины употребляли в пищу продукты с повышенным содержанием мужской энергии Ян (орехи, мед, чеснок).

Примечательно, что в Китае до сих пор не слишком жалуют молоко и продукты, полученные из него, а у многих коренных жителей наблюдается сильная аллергия на молочную пищу и даже лактозная непереносимость. Специалисты предполагают, что это связано с особенностями культурных традиций – в странах Востока люди не слишком жаловали подобные яства, а многие и вовсе отказывались от молока, чтобы не навредить своей энергетике.

При этом в Китае и соседних странах люди наименее всего склонны страдать от ожирения и чрезмерной массы, даже более того – китайцы считаются одной из самых стройных рас во всем мире. Чего нельзя, к сожалению, сказать о наших соотечественниках, которые поглощают молочные продукты ежедневно с самого детства.

Прослеживается эта особенность и с продуктами из противоположной колонки – в то время как Китай активно использует специи и пряности в своих блюдах, страны бывшего СССР предпочитают соблюдать умеренность, а то и вовсе обходиться без них.

Явный перевес пищи, обогащенной пассивной холодной энергией Инь, никому не идет на пользу – появляется постоянное чувство голода, неудовлетворенности, вялости. Человек быстро глупеет, снижаются его интеллектуальные показатели.

Большинство женщин ошибочно полагают, что основу правильного питания должны составлять зеленые овощи и молочные продукты, а между тем это – прямой путь к нестабильному весу и энергетическому дисбалансу.

При помощи определенных продуктов вполне возможно и поправить собственное самочувствие. Многие болезни – это проявление энергетического нарушения, а потому если прекратить эту дисгармонию, то восстановится и физическое здоровье. Зачастую во время болезни организму не хватает энергии и новых сил для борьбы с недугом. А огромный запас таких жизненных сил скрывается в пище, богатой мужской энергетикой Ян. Вот почему при острых респираторных болезнях народная медицина интуитивно советует почаще употреблять горячие напитки с медом, чеснок и лук.

  • Подобное питание при бронхите в китайской медицине поможет быстрее справиться с мокротой в легких и тяжелым кашлем. Заваривайте настои из лекарственных трав с добавлением пряностей и меда, чтобы выкурить болезнь из своего тела.
  • Снизить же душевное беспокойство и наладить психоэмоциональный фон, напротив, помогут холодные продукты с женской энергетикой Инь. Если вы постоянно беспричинно сердитесь, выходите из себя, склонны к агрессивному поведению и активным неврозам – включите в свой рацион побольше фруктов, свежих овощей и молочных продуктов.
  • Стремитесь к гармонии и к накоплению энергии Ци , чтобы чувствовать себя бодрыми и здоровыми. Не злоупотребляйте острыми продуктами, если вы страдаете от взрывного темперамента и приступов ярости, и не поглощайте в неумеренных количествах свежий салат и кефир, если у вас и без того имеется выраженный дефицит активности и энергии в теле.
  • При большинстве же сильных невротичных состояний и психических обострений будет полезно снизить работу мозга при помощи продуктов из группы Инь.

Помните – повсюду в мире циркулирует первородная энергия Ци , и именно от нее зависит как наше самочувствие, так и качество жизни.

Цигун – питание, несущее вашему телу баланс. Если вы желаете поддерживать свое тело в тонусе и иметь крепкое здоровье, то не оставляйте без внимания эти мудрые знания.

Цзин – энергия зарождения всего сущего, «корень», «семя» живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии:

  • «семя Прежнего Неба» – то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;
  • «семя Последующего Неба» – то, что человек накапливает в течение жизни

Ци – материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего.

Энергия ци подразделяется на:

  1. вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму;
  2. духовную ци – душу человека и других живых существ.

Духовная ци – основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает «светлой», «чистой» ци. Больной, слабый, неудачливый – «тяжелой», «загрязненной», «темной» ци.

Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью – освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь – неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека.

Китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии:

ян – мужская сексуальная энергия;
инь – женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала – мужское и женское. Это касается как живой природы, так и неживой природы (ян – Солнце, небо, день, сухость, легкость; а инь – Луна, Земля, равнины, ночь, влага).

В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит «Тай-цзи» – единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Принципы инь и ян задействованы в отношениях между небом и землей (которыми ограничен мир), в делах этого ограниченного мира и в движении мира. Ян определяется как нечто активное, всепроникающее, освещающее путь познания вещей; для инь определена пассивная роль ожидания, темного начала. Речь, однако, не идет здесь о дуалистическом объяснении, ибо инь и ян не могут обнаружить свое действие друг без друга.

Инь и ян соединяют свои силы, а целые и прерванные линии приобретают форму, представляющую отношения между небом и землей. Эти принципы изменяют свое воздействие и «взаимно проникают», а то, «что в действии инь и ян остается скрытым, является непостижимым». Движение инь и ян – диалектическое движение изменений в едином. «Перемена, а равно содружность вещей заключается в изменениях». Изменение, как следствие движения, имеет свой путь.

Инь и Ян можно сравнить с полюсами магнита – северным и южным. На какие бы малые частички ни делить магнит, все равно в каждой из них будут и северный, и южный полюса. Подобно этому, на какие бы дробные части ни делить Вселенную, в каждой обязательно будет присутствовать Инь и Ян.


Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей:

  • не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека путем создания и изучения его образа;
  • начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;
  • не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти.

В восточных традициях любая проблема в деловой или духовной жизни представляет собой распад целостной духовной энергии. Она называется энергией ци; проблема является следствием ее распада на составляющие инь и ян.

При появлении проблемы составляющие инь и ян могут переживаться последовательно и сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями. К иньским эмоциям относятся состояния страха, тревоги, обиды, беспомощности, неуверенности, бессилия, безнадежности и т.д. К янским эмоциям относятся состояния гнева, раздражения, ярости, злорадства, торжества и т.д. Энергия ци переживается как ощущение покоя, уверенности, силы, спонтанности.

Обычно в каждый конкретный момент времени переживается одна из полярных энергий; другая в этот момент вытеснена в подсознание. Затем может произойти переворот, после которого осознанно переживается другая полярность.

Эти процессы хорошо описаны в китайской традиции, где с полярными энергиями ян и инь связываются философские категории дух и материя. Полярным энергиям предшествует неполярная, целостная энергия ци, пребывая в которой дух и материя не отделены друг от друга и потому непрерывно обмениваются информацией.



В процессе распада информационный обмен между духом и материей прерывается, и возникают две полярные по смыслу устойчивые реальности, закрытые друг для друга. Одна из них находится в энергии инь, другая – в энергии ян. Это и есть рождение проблемы.

Энергия инь в своем положительном значении (т.е. в состоянии взаимодействия с духом) проявляется в таких качествах, как постоянство, стабильность, восприимчивость, чувство внутренней опоры. В случае распада эти качества энергии инь вырождается в ригидность, медлительность, застревание, остановки, тревожность, неуверенность, страхи, отчаяние, безнадежность и другие подобные состояния.

Энергия ян в своем положительном значении (т.е. в состоянии взаимодействия с материей) проявляется как изменчивость, активность, воля, творчество, подвижность. В случае распада энергия ян проявляется как непостоянство, легкомыслие, поспешность, суета, директивность, давление, раздражительность, гневливость и т.д.

Энергия ци проявляется как состояние равновесия, в котором способность системы к активным изменениям (в ответ на внешние воздействия) уравновешивается процессами, ведущими к устойчивости и стабильности. Такая система способна к адекватному реагированию на любые внешние изменения и, вместе с тем, сохраняет стабильность при их отсутствии.

Субъективно в индивидуальном человеческом опыте энергия ци переживается как сочетание многих качеств: спокойствия, стабильности, выдержки, восприимчивости, высокой чувствительности, с одной стороны, и активного волевого творческого начала с другой стороны.

В случае распада энергии ци человек склонен к неадекватным реакциям на внешние воздействия: выдержка превращается в бездействие, восприимчивость в тревогу, обиду, страх, а активность становится неуместной и проявляется в виде суеты и агрессии.

Чистое состояние активности, как проявление энергии ци, ведет к изменениям в системе. С другой стороны, энергия ци может проявляться и как качество стабильности, т.е. неизменности. Когда эти полярные качества – изменчивость и неизменность – проявлены одновременно, в системе может возникнуть противостояние (внутренний конфликт). Таким образом, конфликт оказывается потенциально заложенным в любой целостной системе. Сильный или длящийся внутренний конфликт сопровождается распадом энергии ци.

Итак, болезнь, конфликт, проблема – это состояние распада, где одна из составляющих состояния осознается, другая уходит в бессознательное: кажется неактуальной, подавляется либо скрывается; например, явный героизм на фоне подавленного страха. Эти две составляющих всегда разнозаряжены: активная (янская) – героизм, гнев, острая боль, лихорадка… – и пассивная (иньская) – страх, обида, слабость, тупая боль и т.д.

Соответственно, решение любой проблемы представляет собой своеобразный процесс аннигиляции этих двух типов энергии и, как результат, рождение нового качества энергии ци. Это может осуществляться через особым образом организованное духовное усилие, которое в данном подходе оформляется в виде практик, представляющих собой определенную комбинацию навыков концентрации и деконцентрации и специальных приемов работы с телом.

Энергии инь, ян и ци управляются при помощи практик цигун.

Понятие цигун обозначается в китайском языке двумя иероглифами Ци и Гун. Иероглиф Ци имеет несколько десятков возможных вариантов перевода, одним из которых является слово «Энергия». Это слово наиболее сильно закрепилось в среде русскоязычных практикующих, поэтому в данной статье мы так же будем использовать слово «Энергия» для обозначения понятия «Ци». Ци это некая субстанция существующая в каждой точке окружающего нас пространства. Она содержит в себе три компонента или может принимать три формы: материальную, энергетическую (или силовую) и информационную.

Иероглиф Гун обозначает слово «действие» или «работа». Таким образом, понятие цигун можно перевести несколькими способами. Работа по управлению энергией, работа, связанная с получением, накоплением, преобразованием и использованием энергии. Осуществление работы, как тела, так и сознания за счет этой энергии. Искусство использования действия Ци на тело и сознание.

По данным разных источников цигун как эзотерическая система развития личности мог появиться от 5 до 7 тыс. лет назад, однако не исключено, что он существовал и ранее. Много позже, когда в культуре Китая оформилась такая философская система как Даосизм (было сформулировано в письменных источниках, то древнее наследие, которое существовало еще до появления письменности) Цигун стали соотносить с Даосскими техниками, а с появлением в Китае буддизма и с буддийскими практиками. Фактически же в основе Цигун лежит древняя традиция развития тела и сознания, точное время возникновения которой не известно. В настоящее время существует множество видов Цигун и они делятся по целям и методам практики, по степени динамичности выполняемых упражнений, по направленности этих упражнений на регулирования тела или сознания, по степени жесткости и т.д.

Цигун – это древнее китайское искусство саморегуляции организма, традиционная оздоровительная система, основа внутренних стилей боевых искусств. Построен на комплексе философских концепций и прикладных технологий согласования двигательной активности, дыхания и состояний сознания. Постулирует понятие Ци – жизненной энергии, которая рассматривается в качестве основы существования человеческого организма, и учит контролировать эту энергию. Применяется для поддержания психического, духовного и телесного здоровья, а также развития человека как индивидуума, личности, и способствует духовному пробуждению, освобождению сознания и пониманию истинной природы человека.

Любая система цигун базируется на трех основных блоках: концепциях Инь-Ян, У-син и представлении об энергетических каналах и биологически активных точках (БАТ).

1. В соответствии с древними китайскими представлениями все в человеке, природе и во всей Вселенной состоит из двух противоположных, но не антогонистических начал Инь и Ян. Они существуют неразрывно и взаимосвязаны таким образом, что в Инь всегда присутствует Ян, а в Ян-Инь. Это знакомое многим изображение является сечением шара.

В каждый момент времени в нем происходят определенные изменения, перетекания: уменьшение Инь, увеличение Ян; уменьшение Ян, увеличение Инь. На рисунке изображен как бы один из множества моментов при условном сечении этого шара плоскостью. И такое сечение, когда обе части Инь и Ян находятся в равновесии, называют Инь-Ян рыбой.

Мы являемся частью этой Вселенной, поэтому в каждом из нас также находятся Инь и Ян. Это касается человека в целом и каждого органа в отдельности: в каждом из них также существуют Инь и Ян. При этом «плотные» органы нашего тела (печень, сердце, перикард, селезенка, легкие, почки) относятся к Инь, а полые органы (желчный пузырь, мочевой пузырь, тонкий и толстый кишечник, желудок, «три обогревателья» или «три части туловища») – к Ян. Это вовсе не значит, что эти органы состоят только из Инь или Ян. Просто в них намного больше ци указанного вида, чем противоположного.

Кроме того, внутренняя поверхность тела принадлежит к Инь, а наружная – к Ян. У женщин правая половина тела янская, а левая иньская, у мужчин – наоборот.

Инь и Ян должны быть уравновешены и в природе, и в обществе, и в человеческом организме, в противном случае возникают катаклизмы, а в организме человека – заболевания. На нашей планете на участках с избыточным Ян возникают пожары, а с избытком Инь – наводнения.

В человеческом обществе материальная часть мира относится к Ян, а духовная – к Инь. Если развитие материальной части значительно опережает духовную, общество нестабильно, подвержено антагонизму, приводящему к войнам. В нашем обществе (на планете в целом) сейчас перепроизводство материальных благ, а желания людей все возрастают. Уровень благосостояния оценивают жилищными условиями, количеством вещей, наличием дачи, машины, ее маркой. Такое общество не может быть счастливым, его население обречено на страдания – оно живет, чтобы работать не только ради необходимого, но ради удовлетворения своих все возрастающих желаний.

А так как материальная часть относится к Ян, и Ян сейчас слишком много, то естественным образом начинают возникать всевозможные духовные течения и практики, охватывающие многие страны и прорастающие в различные слои общества. Книги, газетные статьи, брошюры с большей или меньшей степенью приближения к истине начинают внедряться в наши дома, наш быт и наше сознание. На планете начинает увеличиваться Инь.

Поэтому мы говорим, что одна из целей цигун – регулирование Инь-Ян, приведение их в равновесие.

2. В соответствии с теорией У-син существует классификационная система пяти первоэлементов или пяти стихий: это вода, дерево, огонь, земля (почва), металл. Каждая стихия характеризуется определенным качеством и цветом энергии ци, и по такой схеме систематизируются все процессы в природе, органы в теле человека, эмоции, звуки, запахи и пр. Подробнее с системой У-син мы знакомимся и работаем на второй ступени.

3. Помимо базового принципа Инь-Ян в основе цигун лежит представление о системе энергических каналов и точек входа-выхода энергии не принадлежащих физическому телу, т.е. не представленных в физическом теле в виде материальных органов. В системе цигун организм человека рассматривается не только как физическое тело, а как совокупность тонких тел, с которыми и происходит основная работа. Оздоровление и развитие физического тела является лишь первым базовым этапом все комплекса по развитию личности, рассматриваемого в системе цигун полного цикла.

Представление об энергетических каналах также уходит в глубокую древность Китая и является базовым понятием традиционной китайской медицины. В соответствии с ними, тело человека имеет три системы маршрутов: кровеносную, систему вод и энергетическую. Энергетическая система каналов связывает поверхность тела с внутренними органами. На каждом из каналов существует большое количество БАТ, которые и являются входами (выходами) в эти каналы, и через которые происходит обмен и взаимодействие ци человека и ци окружающего его мира, всего Космоса.

Различают 12 основных каналов – жень и 8 чудесных - май.

12 основных каналов связаны с 12 основными органами, которые, с точки зрения китайской медицины, являются не столько отдельными органами, сколько функциональными системами. У каналов есть ветви – коллатерали, образующие сеть и связывающие в единую систему все части тела. Чудесные каналы можно сравнить с озерами. Они соединены с основными каналами, но при этом имеют свои маршруты. Главная их функция – управление основными каналами и перераспределение в них ци. Если в основных каналах образуется избыток ци, то она начинает заполнять чудесные каналы, а если ее не достает, то дефицит восполняется поступлением ци из запасов чудесных каналов. Основными среди каналов май являются переднесрединный Жень-май (канал действия) и заднесрединный Ду-май (канал управления). Жень-май управляет иньскими основными каналами, а Ду-май – янскими.

Если по каналам ци перемещается свободно, то человек здоров, и все его системы функционируют нормально. Если на каком-либо из участков происходит «затор», «закупорка» канала, создающая препятствия для свободного циркулирования ци, то на этом участке возникает болезнь. В одних случаях она может носить локальный характер, в других – вызвать нарушения в функционировании близлежащих зон или участков и органов, связанных с данным каналом.

Поэтому, с точки зрения китайской медицины, на участках спазмирования («закупорки») каналов всегда возникает заболевание или, иначе, в области функциональных нарушений и заболеваний всегда наблюдается частичное или полное «блокирование» каналов и нарушения в них циркуляции ци.

В связи с этим, одна из целей 1-й ступени цигун – нормализовать циркуляцию энергии ци по каналам и снять все блоки.

В энергетическую систему организма входят также «энергетические резервуары» или «котлы» – области даньтянь (в литературе их иногда называют «киноварные поля»). Это участки, в которых можно накапливать энергию ци, получаемую из внешней среды, преобразовывать ее и улучшать качество (иногда в переводе встречается термин «воспитание ци»). Дань – это концентрированная, сгущенная энергия.

Вообще энергия ци бывает в двух состояниях – концентрированном (тогда она подобна веществу, которое мы можем видеть и осязать) и в разряженном (тогда она подобна газу). При определенной тренировке мы можем управлять состоянием ци. Для пояснения приведем следующую аналогию: лед можно сравнить с накопленной и удерживаемой энергией в даньтянь, а пар – другое агрегатное состояние льда – с обычным состоянием ци. В таком состоянии она присутствует везде в Космосе.

В системе Чжун Юань цигун различают три резервуара (котла):

  • Ся даньтянь – нижний котел
  • Чжун даньтянь – средний котел
  • Шан даньтянь – верхний котел.

Ся даньтянь находится в области пупка и малого таза с центром несколько ниже пупка.

Чжун даньтянь расположен в области груди с центром на уровне линии, соединяющей соски.

Шан даньтянь располагается внутри головы в области гипоталамуса, на уровне линии, соединяющей брови, примерно там, где индийцы ставят красную точку.


Рис. Схема «Малого небесного круга», образующегося каналами Жень-май и Ду-май с указанными областями даньтянь, «заставами» и основными точками: Иньтан, верхняя область даньтянь (Шан даньтянь), Шаньчжун, средняя область даньтянь (Чжун даньтянь), точка Цихай, нижняя область даньтянь (Ся даньтянь), конец Инь и начало Ян, точка Хуэйинь, «застава» Вэйлюй, «застава» Цзяцзи, «застава» Юйчжень, конец Ян, начало Инь, точка Байхуэй.

У каналов существуют ответвления, образующие сеть, связывающую в единую энергетическую систему все части тела. Проявлением или проекцией на физическом теле этой системы энергетических каналов является кровеносная система, так же состоящая из магистральных сосудов и заканчивающаяся мельчайшими капиллярами. Связь энергетической и кровеносной системы человека отражается в древнекитайской фразе: «Наша энергия там, где наше внимание, наша кровь, там, где наша энергия». Здесь говорится о том, что с помощью внимания можно управлять энергетикой своего организма, и о том, что кровь повторяет в физическом теле маршрут движения энергии в тонком теле. На этом принципе основаны все практики, связанные с так называемой внутренней алхимией, например упражнение Малый небесный круг или упражнение Преобразование Ци. Перемещая и трансформируя энергию с помощью своего внимания, мы добиваемся перемещение энергии в разные участки организма, улучшая при этом их кровоснабжение. Таким образом на уровне физического тела достигается эффект оздоровления, т.к. восстанавливается правильное кровоснабжение всех органов и тканей. На уровне тонких тел достигается наполнение их энергией соответствующего уровня (или соответствующей частоты). Это в свою очередь приводит к активизации эфирного, астрального и ментального тела и человек начинает приобретать новые возможности, связанные с функционирование уже не в трехмерном пространстве.

Высшей практикой цигун полного цикла является работа с сознанием, т.е. с ментальным телом человека. Энергия для данной практики получается путем поэтапного внутреннего преобразования накопленной в нижнем даньтяне внешней энергии Ци. Эта энергия и без специальной практики естественным образом усваивается человеческим организмом извне и относится к типу т.н. называемой сексуальной энергии. Практики приема и накопления внешней Ци увеличивают естественную выработку сексуальной энергии и активизируют данный механизм, а практики внутренней алхимии преобразуют ее в более тонкие или высокочастотные формы и поднимают вверх, тем самым, наполняя энергией и активизирую тонкие тела человека, в том числе ментальное. Выполнение практики только по накоплению внешней ци, т.е. без ее преобразования приведет к эффекту только на уровне физического тела и не затронет уровень духовного развития человека.

В соответствии с количеством даньтяней выделяют три ступени цигун, связанные с их проработкой. Далее начинаются высшие ступени цигун.

На первой ступени основное внимание уделяется работе с Ся даньтянь, т.к. от количества и качества ци в нем зависит физическое здоровье человека, его сексуальные возможности, длительность жизни.

Кроме того, на первой ступени идет открытие, очистка и проработка всех энергетических каналов, меридианов и точек. Считается, что от их состояния зависят другие системы организма (по кругу У-син).

Далее в рамках практик первой ступени запускается механизм трансформации накопленной внешней энергии в нижнем даньтяне. Мы запускаем некую печь или реактор, преобразующий низкочастотную сексуальную энергию в более тонкую или высокочастотную. Эти техники связаны с понятием «даосская или внутренняя алхимия». Практикующий получает внутренний источник энергии для работы связанной с развитием уровня своего сознания. Предполагается, что такую систему трансформации и подъема энергии нижнего даньтяня можно запустить на три месяца ежедневной практики. На этот период практикующий должен ограничить себя или свести к минимуму сексуальные контакты, приводящие к потере энергии.

Цели первой ступени – активизировать нашу Цзин в Ся дантянь, улучшить ее качество и преобразовать так, чтобы увеличить нашу внутреннюю энергию. Это будет способствовать открытию энергетических каналов, усилению нашего тела, улучшению его функционирования.

Поэтому упражнения, изучаемые на первой ступени Чжун Юань цигун, направлены на то, чтобы привести в равновесие Инь-Ян в нашем теле, открыть и прочистить энергетические каналы, открыть биоактивные точки, научиться получать ци из окружающей среды, накапливать ее в Ся даньтянь и улучшать ее качество. Побочный эффект от выполнения этих упражнений – оздоровление организма, улучшение психофизического состояния, приобретение повышенной чувствительности и умения управлять энергией ци, а это, в свою очередь, позволит диагностировать и лечить многие заболевания.

Часто можно встретить физически крепких людей, желающих практиковать и нарабатывать определенные навыки и умение. Но их интеллектуальный уровень невысок, и они не понимают, для чего это им может понадобиться, не могут сформулировать свои цели, просто хотят научиться чему-нибудь конкретному. Можно также встретить людей, обладающих высоким интеллектом и понимающих, что можно приобрести такого рода практикой. Однако желаемой цели и они не могут достигнуть, т.к. их физическое тело не готово. Это можно сравнить с хорошей программой, которую невозможно освоить на компьютере низкого класса: нельзя запустить систему в целом и получить желаемый результат, если недостаточно хороша материальная часть (например, малое быстродействие). Поэтому эти две части единого целого надо привести в равновесие. Мы являемся как бы совокупностью материальной части и математической программы. Вот почему в системе Чжун Юань цигун мы тренируем одновременно дух и тело, чтобы они находились в равновесии.

Сейчас мы живем в обществе рыночных отношений. Это значит, что для того, чтобы что-то получить, надо что-то дать взамен. Поэтому методики в Чжун Юань цигун позволяют каждому практикующему приобрести определенные возможности и способности, благодаря которым человек может существовать в этом мире. Например, нормализовать состояние своего здоровья, если вы больны, и тем самым получить возможность эффективно работать и зарабатывать на жизнь или диагностировать и лечить болезни, тем самым помогая другим людям. Но основным является не только приобретение различных знаний, но и способностей с одновременным повышением интеллекта и творческой активности. А это существенно помогает при выполнении любой работы, при любом роде деятельности. И это также цели первой ступени. Поэтому в системе Чжун Юань цигун Мастера позволяют человеку практиковать и обучают его высшим ступеням только в том случае, если и он дает нечто другим взамен приобретенных навыков, знаний и понимания мира.

Необходимо отметить, что занятия любым видом цигун позволяют накапливать и увеличивать ци, но не любая методика позволяет повысить ваш уровень. Это связано с тем, что некоторые методики используются только для улучшения здоровья или только для наработки боевых навыков и пр., т.е. они являются частью какой-либо системы, а не системой в целом.

Поэтому каждый из занимающихся должен сам определить для себя цели и задачи. Если нужно только повысить уровень здоровья, то достаточно изучить и освоить частные методики Чжун Юань цигун или любой другой школы. Для высоких же целей нужны соответствующие методики, когда от освоения базовых элементов-кирпичиков возможно перейти к пониманию целостной картины мира и своего места в нем. Именно такой и является данная система.

На второй ступени идет работа со средним даньтянем. Эта практика связана с развитием у человека экстрасенсорных способностей, активизации центров связанных с восприятием тонкого мира, усилением работы сознания и мышления, изменением своего отношения к миру и людям и определением своего места и своих целей в этом мире. Работа со средним даньтянем позволяет человеку зафиксироваться в восприятии тонкого мира и получить Силу, связанную с активизацией астрального и ментального тела. На этом уровне практикующий так же продолжает заниматься накоплением энергии и трансформацией ее в более тонкую форму, которая сможет питать сознание практикующего.

На третьей ступени идет работа с верхним даньтянем. Здесь продолжается внутренняя трансформация человека, связанная с расширением его сознания и возможностей, связанных с работой сознания. Активизируя область мозга, называемую так же третий глаза, практикующий постепенно переходит на новую ступень собственной эволюции и приобретает новые качества и возможности. Здесь происходит переход от Человека обычного к Человеку разумному. На этом уровне заканчивается создание системы подъема энергии из нижнего даньтяня и ее трансформации, заканчивается проработка центрального канала, по которому энергия снизу поднимается наверх. Т.о. полностью выстраивается система, связанная с обеспечением энергией верхнего центра.

На работу со второй и третьей ступенью у практикующего уходит несколько лет в зависимости от интенсивности занятий.

В результате выполнения всех трех этапов практики полностью изменяется энергетика организма практикующего. Выстраивается механизм, похожий на работу внутреннего «реактора», трансформирующего получаемую извне «грубую» энергию Ци в «тонкую», питающую сознание. В результате практикующий обретает как физическое здоровье и бодрость, так и активное сознание и начинает жить в гармонии с миром. В жизни практикующего эти этапы не имеют временного ограничения, т.к. каждый из этапов можно практиковать всю жизнь, получая при этом необходимый эффект.

Для занятий гимнастикой цигун не требуется ни дорогостоящее оборудование, ни особое место, ни специальное питание.

Приведем краткое описание этапов цигун.

Первый этап практик связан с активизацией и наполнением нижнего даньтяня (область от лобка до пупка).

Цели практик: достижение равновесия инь-ян в организме практикующего, открытие каналов и биологически активных точек, тренировка навыка получения и накопления Ци в нижнем даньтяне, освоение методов трансформации энергии Ци в организме (внутренняя алхимия). В результате выполнения данного цикла упражнений закладывается основа для практик следующего уровня, направленных на укрепление эмоционального здоровья практикующего и усиления работы его сознания.Эффект от практик: укрепление здоровья практикующего, устранение спазмов и застойных явлений в организме, нормализация кровоснабжения организма, укрепление иммунитета, усиление репродуктивной функции, бодрость на уровне тела и сознания, повышение чувствительности и способности к экстрасенсорике, ощущение мира как единого информационного пространства, состояние гармонии с миром.

Второй этап практик связан с активизацией и наполнением среднего даньтяня (область груди).

Дополнительно к эффектам от первого этапа начинает происходить изменение эмоциональной составлющей человека. Изменяется взгляд на отношения с людьми и собственные поступки. Появляется чувство любви и усиливается интуиция. Усиливается способность к экстрасенсорике. Изменяется восприятия мира. Ощущение мира как живого организма. Гармония с миром.

Третий этап практик активизирует и наполняет верхний даньтянь (область межбровья).

Эффект от выполнения первых двух этапов усиливается активизацией сознания. Практикующий обретает активное сознание позволяющее реализовать себя как в повседневной жизни, так и в деле дальнейшего развития своей личности и ее творческих способностей. Практикующий приобретает состояние мудрости и некую способность видеть суть событий и явлений. Происходит переосмысление и осознание своей личности и своего Пути.

Малый небесный круг можно выполнять с помощью дыхания, а затем и с помощью сознания после некоторой тренировки.

Древние йоги садились с позу лотоса и быстро сокращали анус, чтобы поднять прану вверх, затем опускали подбородок и проглатывали слюну, чтобы опустить энергию по переднему каналу вниз к пупку. И так по кругу.

Почувствовали шар энергии в нижнем даньтяне за пупком. На вдохи втянули живот и надавили слегка руками, чтобы вытолкнуть шар вниз к промежности, затем поджимаем анус и урогенитальную диафрагму и направляем шар к копчику и вверх по позвоночнику до макушки.

Делаем выдох (Без паузы!) и опускаем энергию вниз к языку, язык поджимается к верхнему небу, чтобы образовать мост, затем энергия опускается по переднему каналу жень май в пупок. И цикл повторяется.

Упражнение выполняется не менее 30 минут. Считается, что кровь делает полный оборот по телу за полчаса.

По мере практики можно выполнять это упражнение с помощью сознания, предварительно запустив малый небесный круг с помощью дыхания.

Специалисты советуют делать много коротких вдохов, постепенно наполняя легкие, поджимать анус и на каждом коротком вдохе подтягивать шар все выше по позвоночнику, таким образом, преодолевая основные энергетические блокировки - заставы.

Когда дыхания уже не хватает чтобы вдохнуть больше, делается выдох и новый цикл дыхания коротких вдохов, а шар проталкивается все выше.

Начиная от макушки, шар опускается на выдохе.

Людям, страдающим гипертонией, либо не сжимать анус вообще, либо очень аккуратно, т.к. это повышает артериальное давление.

Выбор редакции
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...

В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...

ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...
Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...