Что такое миграция по географии определение. К вопросу об определении понятия "миграция"


Количество мигрантов в мире растет. Люди не хотят жить там, где родились, ищут лучших условий. Государства обеспокоены: одним не хватает рабочей силы, населения, другие, наоборот, перенаселены. Чтобы сохранить демографический баланс и контролировать ситуацию на рынке труда, необходимо знать, что такое миграция, в чем ее причины и каковы могут быть последствия.

Определение

Причины

В целом факторы, влияющие на процесс можно разделить на притягивающие и выталкивающие. Едут или к чему-то хорошему, или от чего-то плохого. К выталкивающим относятся вооруженные конфликты, войны, экологические катастрофы. У людей в таких случаях просто нет выбора – вынужденные эмигранты спасают свои жизни и здоровье.

Главные факторы, заставляющие людей паковать чемоданы, – экономические. Большинство мигрантов едет в иной регион или страну для того, чтобы найти более высокооплачиваемую работу. Но это не единственная причина, побуждающая людей отправиться в путь. Многие из них хотят не только заработать, но и навсегда остаться в новой стране. Безвозвратная миграция стимулируется различными благами и преимуществами.

Привлекать в других регионах или странах может мягкий климат, высокий уровень жизни, надежная социальная защита, наличие политических свобод, возможность получить хорошее образование.

Классификация

Рассматривать такое сложное явление можно с разных точек зрения. Соответственно, виды миграции населения классифицируются по различным признакам:

  • территориальному;
  • временному;
  • по способу реализации;
  • причинно-следственному.

Кроме того, процесс может идти с нарушением закона и без оного. Легальная миграция – это лишь верхушка айсберга: на долю нелегалов, по мнению специалистов, приходится большая часть общего миграционного потока.

Внешняя и внутренняя

Миграция внутри страны или иной территориальной единицы (района, области) называется внутренней. Население перетекает из сельской местности в города, из одних регионов в другие. К миграционным процессам не относится лишь переселение людей в пределах одного населенного пункта.

Внешняя миграция связана с пересечением государственной границы и подразделяется на эмиграцию – отток населения, и иммиграцию – приток в страну иностранцев.

В свою очередь она может быть внутриконтинентальной и межконтинентальной. Разница между прибывающим и отъезжающим населением называется миграционным сальдо, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательная миграция – это явление, когда количество выехавших превышает количество новоприбывших.

Во многих развитых странах рождаемость снижается, что ведет к старению населения и общему демографическому кризису. Поддержать численность населения на прежнем уровне может замещающая миграция, когда естественную убыль компенсирует приток иностранцев.

Транзитная миграция – это перемещение мигрантов по территории государства на пути следования из страны исхода в страну прибытия. Явление такого транзита характерно для стран, граничащих с более благополучными государствами-реципиентами. Например, поток иностранцев из Азии устремляется в Европу через Россию, Беларусь и Украину. Нелегальные мигранты из стран Африки стремятся в Германию или Швецию, но для этого им нужно пересечь транзитом территорию Турции и Греции.

По продолжительности

По количеству времени, проведенному мигрантом за рубежом, выделяют временную и постоянную миграцию. Временная миграция – это переселение в страну на условиях, предполагающих, что по истечении определенного срока мигрант должен вернуться восвояси. Целью временных мигрантов является поиск не нового места жительства, а хорошо оплачиваемой работы. Наиболее кратковременной является так называемая маятниковая миграция, когда поездки к месту работы или учебы и обратно совершаются регулярно, ежедневно. Такое бывает в селениях, близко расположенных от крупных городов, а также в приграничных районах.

Сезонная миграция – это явление, при котором пребывание иностранца в стране связано с выполнением сезонных работ и длится не более нескольких месяцев.

Обычно такие работники заняты в сельском хозяйстве, и, несмотря на то, что через год, они, скорее всего, возобновят контракт, после окончания страды им необходимо вернуться на родину.

Краткосрочная миграция длится дольше – до одного года, пока действителен подписанный с работодателем договор. Долгосрочная миграция предполагает, что специалист проработает на чужбине от одного года до нескольких лет.

К социальным причинам можно отнести желание изменить свой уровень и образ жизни. Это, например, переезд из села в большой город, поступление в иностранный вуз. Иммиграция через обучение – один из самых распространенных способов поменять страну проживания. Сюда же можно отнести воссоединение семей, переезд к месту жительства будущего супруга.

Культурные причины побуждают верующих совершать ежегодные паломничества к святым местам, а реэмигрантов – возвращаться туда, где раньше жили их предки.

Политические мигранты – беженцы – подвергаются гонениям и репрессиям у себя на родине за свои убеждения. Миграция политическая была распространена во времена Советского Союза, когда инакомыслие было наказуемо.

Если из родного дома выгоняют вооруженные конфликты, речь идет о военной миграции. Это беженцы, которым угрожает не политический режим, а обстрелы и бомбежки.

Последствия

К чему приводят миграционные процессы? Последствия явления, как и причины, затрагивают многие аспекты жизни. Во-первых, меняется экономическая ситуация.

Получают дополнительные резервы, что ускоряет темпы экономического роста, удешевляет труд, и в случае насыщения рынка труда приводит к росту безработицы.

Именно поэтому в многих стран присутствуют строгий профессиональный отбор и квотирование: чтобы приезжали лишь те, кто будет востребован.

В местах, откуда идет отток населения, темпы развития замедляются, но зато уменьшаются показатели по безработице. Постоянная миграция способна менять демографическую картину – приезжие пополняют ряды трудоспособного населения. Большое количество мигрантов одной национальности может изменить и культурную среду региона – язык, религию, традиции, если не произойдет ассимиляции – полного растворения среди местных жителей.

Миграция проблемы и решения: Видео

миграция россия трудовой государственный

Трактовка понятия «миграция». Виды миграций

Несмотря на все возрастающий интерес к миграции населения, до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет единого подхода к формулировке этого понятия. В отечественной литературе насчитывается около 40 определений понятия миграция, но из всего многообразия формулировок выделяется одно, сформулированное Рыбаковским Л.Л. в 1987 г., которое довольно прочно устоялось не только в научной, но и в учебной литературе.

Миграция (по Рыбаковскому Л.Л.) - процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный, а следствием миграций является изменение географии расселения.

Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.

К другим признакам миграции относят функциональный признак, по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки.

По временному признаку выделяются временная, или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции.

По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину). Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков.

По форме организации миграция населения делится на организованную, то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР.

Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн. немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.

По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические, или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические, вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые.

Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища.

В зависимости от того, обменивается ли данная территория населением с другими, различают открытое и закрытое население. Примером открытого населения может служить населения любого района или города. Абсолютно закрытым является только население всего земного шара. В прошлом закрытым было население многих изолированных районов, отдельных островов и даже целых континентов. Социально - экономический прогресс разрушил замкнутость отдельных территорий, но все же и сейчас население многих стран с незначительным объемом внешней миграции практически близко к закрытому.

миграция преступность криминологический борьба

Миграция -- это перемещение людей по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Такое перемещение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция).

В основе миграционных процессов лежат причины экономического, политического, социального, национального, религиозного и другого порядка. Миграционные процессы могут носить естественный и вынужденный характер. Миграционные процессы, если они крупномасштабны, имеют существенные последствия для государства, а поэтому всегда находятся в центре внимания не только миграционных служб, но и социальных работников.

Мигранты -- это люди, которые в большей или меньшей степени попадают в ситуацию маргинализации в силу потери своих «территориальных корней».

Привязанность к определенному местопребыванию оказывает влияние на соматическое и психическое здоровье человека, его этику, чувство хозяина, восприятие природы, а также внутреннего пространства (чувство дома).

У человека возникают многие потребности и естественно-антропологические права. Среди последних право на жилье, определение этнической принадлежности, право на «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право обеспечения на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». Всеобщая Декларация прав человека

Приведенная цитата из Всеобщей Декларации прав человека как раз и характеризует естественно-антропологические, или, как их чаще недостаточно точно называют, социальные, права. И все они в немалой степени реализуются благодаря наличию такого условия, как территориальность, т. е. возможность оседлого проживания в определенном месте, в кругу близких людей, определенном жилище.

Для мигрантов, таким образом, характерно добровольное или вынужденное изменение (потеря) прежней территориальности, что влечет за собой, как правило, временное или постоянное «поражение» многих из перечисленных, а также ряда других прав. Эти изменения болезненно оборачиваются для физического и психологического здоровья, духовности (чувства достоинства), профессиональной активности (трудоустройства по специальности) вынужденных мигрантов.

Основные виды миграций:

по направлению миграций: внутренние (внутри одной страны) и внешние миграции (переселение в другую страну). При этом различаются эмиграция -- выезд из страны и иммиграция -- въезд в страну.

по характеру: добровольные и принудительные,

по продолжительности: постоянные и временные,

по территориальному охвату: межконтинентальные и внутриконтинентальные.

Причин, заставляющих людей перемещаться, довольно много: экономические, политические, семейно-бытовые, религиозные.

В соответствии с этим понятием основными формами миграции являются:

  • · стационарная, когда люди переселяются на новое место жительства на постоянной основе, получают прописку, устраиваются на работу и т. д.;
  • · сезонная, связанная с временным переездом для выполнения конкретных народнохозяйственных задач (различные промыслы: рыбные, старательские и т. п.);
  • · маятниковая, когда люди совершают ежедневные переезды от места работы к месту жительства и обратно;
  • · эпизодическая, связанная с временной переменой места жительства на период, зависящий от целей приезда (командировки, туристические поездки, посещение родных и близких, поездки для отдыха и другие личные цели).

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Когда говорят о преступности мигрантов, то имеют в виду всю совокупность преступлений, совершаемых мигрантами. Специфика таких преступлений определяется особенностями самих групп мигрантов и их положения в обществе.

По мнению большинства демографов (повторюсь), миграция - процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

До недавнего времени миграция выступала как преимущественно позитивное явление, способствующее развитию и расширению производства, культурному обмену и т. д. В настоящий период она, стимулируемая в ряде регионов политикой дискриминации русских и других некоренных этносов, приобрела характер вынужденных переселений. По данным Федеральной миграционной службы России, в середине 90-х годов каждый четвертый мигрант являлся беженцем или вынужденным переселенцем. При этом большое число мигрантов прибывали на новое место жительства без официальной регистрации.

Неблагоприятные формы массовых вынужденных миграций связаны с тем, что лица, вытесняемые с мест постоянного жительства межнациональной напряженностью, переходящей в некоторых регионах в открытые конфликты, вынуждены покидать жилье, оставляя и большую часть нажитого имущества. П.Каныгин В.И., Кузнецов А.П. Миграционные процессы и преступность: криминологический анализ.

Значительные потоки мигрантов оказывают существенное влияние на криминологическую ситуацию соответствующих регионов, создают дополнительные трудности для оперативно-профилактической деятельности правоохранительных органов. В этих условиях особое криминологическое значение приобретает проблема приезжих.

Криминологи всегда выделяют контингенты преступников-приезжих - лиц, совершивших преступления не по месту жительства. Их выделение осуществляется с помощью сопоставления двух критериев - места совершения преступления и места постоянного проживания преступника. При их несовпадении лицо, совершившее преступление не на своей территории, относится к категории преступников-приезжих. Хотя все они - мигранты, но не все мигранты относятся к категории приезжих, так как значительная часть стационарных мигрантов-переселенцев, получивших жилье и прописку, по формально-юридическому подходу уже относятся к местным жителям.

Преступность мигрантов характеризуется высокой латентностью. Она фиксируется именно как преступность мигрантов только в случае раскрытия преступлений и обнаружения виновных лиц, то есть после того, как устанавливается, что виновный - мигрант. Однако криминалистами всегда отмечалась значительная сложность выявления и раскрытия совершаемых приезжими преступлений, именно приезжими, так как осевшие в каком-то месте и прожившие там определенное время мигранты: во-первых, ассимилируются, включаются в те отношения и образ жизни, которые имеют место на данной территории, во-вторых, бывают уже достаточно изучены в криминологическом аспекте (известны факты и направленность их противоправных деяний, криминогенные связи и т. п.).

Вклад мигрантов в преступность разных регионов различен. Он определяется прежде всего масштабами самого потока приезжих, который, как правило, тем выше, чем крупнее населенный пункт. Сверхкрупные города с их широким спектром возможностей всегда были наиболее привлекательны для приезжих. В Москве, например, доля приезжих среди всех преступников достигает почти 1/3.

Массив мигрантов неоднороден по своему составу, по мотивации и целям приезда, длительности пребывания, демографическим, этническим, социальным характеристикам. Следовательно, различны и направления воздействия различных групп мигрантов на криминологическую ситуацию. Это свидетельствует о необходимости выделения среди мигрантов отдельных групп, различающихся по ряду существенных признаков, а именно:

граждане данного государства;

иностранные граждане и подданные;

лица без гражданства.

В числе иностранцев и лиц без гражданства криминологами отдельно изучаются: а) традиционно иностранные граждане и подданные и б) те, которые стали таковыми сравнительно недавно вследствие распада, трансформаций государства или ряда государств.

Криминологами фиксируются не столько количественные особенности преступности мигрантов, сколько качественные. Для мигрантов, особенно приезжих, характерно совершение преступлений, требующих высокого криминального профессионализма и организованности. Этим особенно отличается преступность иностранцев и лиц без гражданства. Так, в России в 1995 году общая доля иностранцев и лиц без гражданства в числе преступников составляла 2%. Но в числе выявленных участников банд их было более 8%, нарушителей правил о валютных операциях - 8%, фальшивомонетчиков - 7,8%, мошенников - 10%, участников преступлений, связанных с производством и оборотом наркотиков, - 5,2%, лиц, совершавших разбои, - 4%. При этом их доля значительно ниже средней в числе воров, лиц, совершивших умышленные тяжкие телесные повреждения, хулиганов и ряда других категорий преступников, чья антиобщественная деятельность в меньшей мере связана с организованностью и профессионализмом. Среди иностранцев весьма высок уровень организованной преступности. Удельный вес преступлений такого рода составляет 65-70%.

Весьма сходен с этим и характер преступности мигрантов, являющихся гражданами РФ. Он объясняется увеличением числа преступников-"гастролеров", лиц, не занятых общественно полезным трудом, не имеющих постоянных легальных источников доходов, рецидивистов. Для них преступная деятельность зачастую становится основным средством существования. Их доля в России в середине 90-х годов также была значительно выше средней (8%), а в числе бандитов - 27%, мошенников - 20%, фальшивомонетчиков - 19%, участников наркопреступлений - 13%.

Судя по данным криминологических исследований в России, от иностранцев преступники-приезжие - граждане РФ отличаются, во-первых, более высокой долей участия в совершении тяжких преступлений (8%), в том числе убийств (11%), распространения оружия (12%), и, во-вторых, более ярко выраженной корыстной ориентацией, о чем свидетельствует их высокая доля в числе грабителей (11%), вымогателей (10%), субъектов разбоя (15%), лиц, занимающихся незаконной торговой деятельностью (14%). При этом доля приезжих граждан РФ, так же как и иностранцев, была ниже в числе воров (7,5%), хулиганов (5%), лиц, виновных в умышленных тяжких телесных повреждениях (7%), и некоторых иных преступлениях.

Негативные последствия миграционных процессов сказываются на росте численности лиц, не имеющих определенного места жительства.

С ростом количества таких лиц возрастает и доля их в числе преступников. Хотя для них в меньшей степени, чем для других категорий мигрантов, характерны организованность и профессионализм преступной деятельности, однако в общем числе преступников их доля тем выше, чем выше степень тяжести совершаемых преступлений, уровень применяемого насилия. В числе преступников, использующих в своей антиобщественной деятельности организованность и профессионализм, доля лиц без определенного места жительства, как правило, значительно ниже. Их преступность чаще носит примитивный характер и направлена на удовлетворение сиюминутной потребности в алкоголе, добычу легкой наживы и т.п.

Преступники без определенного места жительства, так называемые бомжи, - это особая категория мигрантов, около 60% которых ранее судимы, большинство злоупотребляют алкоголем или являются хроническими алкоголиками; многие страдают серьезными соматическими и психическими заболеваниями. Налицо глубокая социальная, нравственно-правовая и психологическая деградация личности. Поэтому сам факт существования такой категории лиц представляет значительную угрозу безопасности и здоровью населения. Кроме того, само наличие и увеличивающаяся численность лиц, утративших место жительства, являются весьма значимым индикатором, свидетельствующим об ухудшении социальной и криминологической ситуации в стране.

ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С МИГРАЦИЕЙ

Преступность приезжих детерминируется всем комплексом обстоятельств, обусловливающих сохранение преступности в стране. Этим же обстоятельствам принадлежит ведущее, базовое место и в причинном комплексе данной преступности. Они являются как бы фундаментом указанного комплекса, на который наслаиваются и с которым взаимодействуют специфические обстоятельства, возникающие у мигрантов, особенности их положения, жизнедеятельности.

Итак, назовем три линии детерминации преступности приезжих:

  • · во-первых, комплекс причин и условий, влиявших на формирование личности до возникновения проблемной жизненной ситуации, обусловившей факт миграции;
  • · во-вторых, причины и условия, действовавшие в проблемной жизненной ситуации, зачастую определяющие факт и цели миграции;
  • · в-третьих, комплекс обстоятельств, оказывающих влияние на мигрантов после их приезда в тот или иной населенный пункт.

Специальные исследования преступности мигрантов дают новые яркие подтверждения тому, что неблагополучие в экономической, политической, социальной и духовной сферах приводит к неразрешимым противоречиям, проблемам и конфликтным ситуациям, стимулирующим рост уровня криминализации общества. Среди населения возникают и ширятся слои, живущие за чертой бедности, бездомные, безработные, разочарованные в защищаемых законом ценностях и готовые на любые, в том числе антиобщественные, способы обеспечения своих потребностей, оказывающиеся в острых стрессовых ситуациях и испытывающие разные психологические воздействия, например, алкоголя, наркотиков и т. п.

В ряду неблагоприятных последствий экономического и политического кризиса стоит и вынужденная миграция населения, несущая с собой целый ряд негативных факторов, вплоть до потери части генофонда нации.

В России Федеральная миграционная служба регистрировала к середине 90-х годов в качестве беженцев и вынужденных переселенцев ежегодно около 200 тыс. человек.

Вынужденные миграции чаще всего связаны с утратой мигрантами своего прежнего социального статуса, потерей жилья, работы. В местах прибытия наиболее острыми для них являются проблемы жилья, трудоустройства. Последняя особенно обострилась в условиях безработицы. Такие миграции резко отличаются от вызванных производственной необходимостью организованных переселений, например, в регионы страны, испытывающие недостаток в трудовых ресурсах. В последних случаях мигранту, как правило, гарантировались место работы, зарплата и жилье. В отличие от них беженцы и вынужденные переселенцы, уже понесшие значительные экономические и социальные потери, в местах своего переселения тоже оказываются в худших условиях, что весьма осложняет процесс их адаптации.

Эти внешние факторы социальной среды взаимодействуют с характеристиками самих вынужденных мигрантов. Почти все они находятся в психологическом состоянии стресса. Как отмечала Федеральная миграционная служба России, даже среди тех, кто преодолел все сложности и благополучно устроился на новом месте, около 70% сохраняют ощущение психологической травмы.

По этим объективным и субъективным причинам мигранты являются наиболее уязвимым объектом для всякого рода негативных влияний, и если сами и не совершают преступлений, то легко становятся их жертвами.

Нельзя игнорировать то обстоятельство, что массовое прибытие вынужденных мигрантов в первое время ухудшает и условия жизни коренного населения, обостряя социальные конфликты между местными жителями и приезжими. В местах своей концентрации мигранты осложняют жилищную ситуацию, проблему безработицы, повышают нагрузку на всю инфраструктуру соответствующего региона, что затрудняет работу транспорта, предприятий бытового обслуживания и других отраслей хозяйства. Например, мэры ряда городов России, принимавшие каждый год от 1 до 2 тыс. беженцев, затрачивали на устройство таких лиц средства бюджета, вынуждая тем самым сокращать жилищное и другое строительство. Неудивительно, что, по данным опроса жителей 13 регионов России, каждый десятый высказался вообще против приема мигрантов и каждый второй - против приема мигрантов некоренной национальности.

В связи с этим возникает и проблема вторичных миграций - движения беженцев и вынужденных мигрантов, не сумевших устроиться по первому месту прибытия. Все это обостряет ситуацию, повышает уровень социальной напряженности и конфликтности в обществе, способствует росту криминогенности как мигрантов, так и коренного населения. Так, противоречия и конфликты мигрантов с местными жителями стимулируют объединение и тех и других по национальному, земляческому и иным признакам, что способствует межгрупповым конфликтам, возникновению специфических криминальных формирований, разного рода конфликтам, разрешаемым в преступных формах.

Вместе с тем даже самые неблагоприятные условия, в которые может попасть мигрант после приезда, не влекут с неизбежностью его противоправного поведения. Существенны устойчивые личностные характеристики человека, сформированные прежними условиями жизни. Следовательно, специфика причин и условий преступности приезжих заключается не столько в социальных условиях и социальной среде, в которую они попадают после приезда, сколько во взаимодействии трех выделенных ранее линий детерминации, а также в том, как они проявляются у разных категорий мигрантов. В одних случаях определяющей оказывается первая линия детерминации (например, у маятниковых мигрантов, преступников-"гастролеров" и других лиц, прибывших с криминальными намерениями). В других случаях острые проблемные ситуации до и после приезда усугубляют друг друга, как, например, у беженцев, вынужденных мигрантов, у лиц, ранее судимых, утративших нормальные социальные позиции, жилье, социально полезные связи, у лиц, не имеющих определенного места жительства, постоянных источников дохода. В тех же случаях, когда мигрируют лица с социально одобряемыми целями, связанными, например, с работой, командировками или туризмом, отдыхом, лечением, главной детерминантой их антиобщественного поведения может оказаться проблемная ситуация, складывающаяся у названных лиц после их приезда.

Заслуживает внимания так называемая коммерческая миграция. К середине 90-х годов в России в нее включалось до 10 млн. человек в год. Предпринимательские интересы граждан России приводили к увеличению потоков таких мигрантов. Это также связано с участием страны в международной рыночной системе, получением иностранных инвестиций, программами сокращения безработицы, стимулирования производства и увеличения налоговой базы. Таким образом, среди приезжих увеличивается и доля иностранных граждан.

Преступность мигрантов увеличивается и в условиях, когда на территории страны оказывается все больше иностранцев, бегущих из стран с террористическими режимами, охваченных войнами, социальными потрясениями, а также из отсталых стран, с более низким жизненным уровнем населения.

Россия в соответствии со ст. 63 Конституции РФ и нормами международного права предоставляет многим из таких лиц политическое убежище. Кроме того, ее территория используется для транзита из азиатских в европейские государства. Фиксировался рост числа иностранцев, незаконно проживающих без документов, с просроченными визами, различных скитальцев из Сомали, Афганистана, Турции, Вьетнама, Китая, Индии и т. д. Беспорядочный, конспиративный, бесконтрольный поток таких мигрантов, зачастую нарушающих правила въезда, представляет серьезную криминологическую проблему.

В детерминации преступности мигрантов весомы роли конкретной ситуации, в которой они оказываются после приезда, а также отсутствие четкой системы учета и регистрации иностранцев с момента пересечения ими государственной границы и контроля за передвижением по стране.

Указанные категории иностранных граждан, не имея жилья и средств к существованию, объединяясь в криминальные группы по национальному, интернациональному принципу, вносят нередко заметный вклад в развитие транснациональной преступности. При этом развиваются такие опасные виды преступности, как незаконный вывоз рабочей силы, продажа женщин в сексуальное рабство, подделка документов на въезд и выезд, торговля детьми, контрабанда, взятие заложников, похищение людей и др.

Обстоятельства объективного и субъективного характера, возникающие у мигрантов после приезда, определяют третью линию детерминации, которая прежде всего связана с проблемой их адаптации в новых условиях. Она осложняется практически полным отсутствием социального контроля и социальной помощи таким лицам. Довольно типичным примером является положение транзитных пассажиров, которым трудно, особенно при отсутствии достаточных средств, нормально устроиться, и порой по нескольку ночей приходится ночевать на вокзалах, что существенно повышает степень их виктимности и вероятности возникновения криминогенных ситуаций. О третьей линии детерминации преступности мигрантов позволяют судить: 1) характеристики временного места жительства и возможности жилищно-бытового устройства разных контингентов приезжих; 2) материальные возможности удовлетворения потребностей, возникающих в период временного проживания; 3) характеристики ближайшего окружения, микросреды, в которой проводится большая часть времени; характер деятельности приезжего в городе.

Сложность анализа причин и условий, способствующих преступности приезжих, заключается главным образом в неоднородности их массива. Следовательно, надо уметь видеть в нем различные категории приезжих и связанные с ними наиболее типичные ситуации, возникающие у них после приезда. Так, лица, командированные для исполнения служебных обязанностей, приехавшие с коммерческими, творческими и иными аналогичными целями, оказываются, как правило, совершенно в иной ситуации, чем лица, прибывшие после отбытия наказания и утратившие жилье, пытающиеся восстановить свои жилищные права, или преступники-"гастролеры", прибывшие с криминальными целями.

Ситуации, возникающие у организованных туристов, лиц, приехавших с целью навестить близких родственников, трудно сравнить с ситуациями транзитных пассажиров, ищущих возможности устроиться на одни-трое суток до переезда по месту назначения, или тем более бродяг, не имеющих определенного места жительства, и т. д

ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ, СВЯЗАННОЙ С МИГРАЦИЕЙ

Сложности борьбы с преступностью приезжих определяются прежде всего разнородностью контингента мигрантов. С одной стороны, общие меры безопасности населения, применяемые повсеместно, призваны обеспечить правопорядок, охрану прав и законных интересов любых граждан, находящихся на территории страны. Поэтому чем выше уровень безопасности населения, тем соответственно выше и уровень защищенности приезжих, иностранцев и других подобных лиц. С другой стороны, интересы борьбы с преступностью и ее профилактики требуют специфических подходов к разным контингентам населения, в том числе к мигрантам.

При этом, поскольку на криминологическую ситуацию влияют количественные и качественные параметры потока приезжих, постольку интересы охраны правопорядка предполагают как сокращение по возможности или оптимизацию количества приезжих, так и создание надлежащих условий их пребывания, снижающих вероятность возникновения криминогенных ситуаций.

Достижение этих целей возможно только путем совершенствования политической, экономической и духовной жизни общества, т. е. мерами, относимыми криминологической наукой к общепрофилактическим. То, что борьба с преступностью зависит в первую очередь от проведения эффективной политики реформ в России, а уже затем от состояния специально-предупредительной и правоохранительной деятельности, особенно ярко доказывается анализом преступности мигрантов.

Без общесоциальных мер, только специальными, нельзя успешно нейтрализовать негативные последствия миграции. Так, дополнительные рабочие места могут успешно и стабильно создаваться только на базе роста производства, успешной социально-экономической политики.

В то же время изложенное не исключает признания важности специальных межгосударственных миграционных программ. Именно они способны обеспечивать разрешение большинства проблем, связанных с миграцией и особенно вынужденной миграцией населения.

Закон о беженцах и вынужденных переселенцах, а также целый ряд специальных нормативных актов способны давать положительный эффект только при наличии соответствующих экономических и социальных гарантий их осуществления.

Таким образом, фактор повышенного притока приезжих должен учитываться как в широком аспекте - при регулировании социально-экономического развития страны, региона; города, так и в более узком - при управлении процессом борьбы с преступностью.

Особо следует подчеркнуть общепрофилактическое значение надлежащего обслуживания приезжих. Существует масса нерешенных проблем, создающих для приезжих ряд материальных, организационных и психологических трудностей. Они могут быть связаны, например, с недостатками транспортного и иного обслуживания, слабой социальной помощью нуждающимся в ней приезжим, слабой материальной базой их временного бытового устройства и т. д. Последнее обстоятельство существенно тормозит строительство специальных гостиниц вблизи вокзалов для транзитных пассажиров и других лиц, приехавших на короткие сроки, развитие частного гостиничного хозяйства, создание единой службы централизованного размещения иногородних, централизованной справочной службы для приезжих и многие другие полезные инициативы, общепрофилактическое значение которых весьма значимо.

Общепрофилактические меры одинаково важны как для местного населения, так и для разных контингентов приезжих, в том числе иностранцев. Но для иностранцев наряду с этим важно прежде всего правовое регулирование их пребывания на территории страны.

Основы правового статуса иностранцев на территории Российской Федерации определяются прежде всего Конституцией России (ст. 62 и 63). В ст. 62 Конституции РФ, в частности, сказано, что "иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации", в числе которых, например, правовое положение иностранцев, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом от административной и уголовной юрисдикции нашей страны.

Требуют согласованного решения проблемы беженцев, вынужденных и других категорий мигрантов с целью пресечения незаконной миграции и оказания помощи вынужденным мигрантам. Поэтому, например, заслуживает внимания межгосударственный акт (типа конвенции) об оказании правовой помощи, регулирующий перемещение граждан стран - участников СНГ с пересечением границ, учет таких перемещений и порядок контроля.

Приоритет общепредупредительных мер еще не означает их первоочередности; напротив, такие меры должны сочетаться и взаимодействовать одновременно с мерами специально-предупредительными и правоохранительными.

При этом равенство перед уголовным законом иностранцев и лиц без гражданства и в случае охраны их бизнеса, и в случае совершения ими преступлений не исключает, а, наоборот, предполагает дифференциацию профилактических, оперативно-розыскных, процессуальных и иных мер воздействия. В России они по-разному применяются в отношении граждан стран СНГ, других стран, входивших ранее в состав СССР, или стран дальнего зарубежья, в составе которых различаются страны Америки, Европы, Ближнего и Дальнего Востока и другие с их дальнейшей более глубокой дифференциацией.

В настоящее время основу специально-предупредительных мер, направленных на оказание всесторонней помощи иностранным гражданам и осуществление контроля за их пребыванием, составляет административно-правовая деятельность подразделений полиции общественной безопасности и Паспортно-визовой службы органов внутренних дел. Хотя оказание помощи иностранным гражданам в осуществлении их прав и законных интересов реализуется в деятельности всех структурных звеньев системы МВД, тем не менее Паспортно-визовая служба в соответствии с приказом МВД России координирует их работу по участию в обеспечении контроля за соблюдением правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории РФ, руководствуясь в своей деятельности помимо законов и нормативных актов МВД Положением о Паспортно-визовой службе МВД РФ, утвержденным приказом № 124 1993 года МВД России.

Специально-профилактическая роль Паспортно-визовой службы определяется самим характером ее функций, в число которых входит: выдача паспортов, осуществление прописки и выписки, регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, выдача им документов на право проживания, оформление разрешений на въезд в РФ и выезд за границу и т. д.

Большое профилактическое значение имеет проведение такой службой совместно с другими подразделениями органов внутренних дел различных комплексных специальных мероприятий: рейдов, патрулирования, целевых оперативно-поисковых мероприятий по выявлению иностранцев, у которых отсутствуют законные основания пребывания в России, проверки соблюдения паспортного режима и т. д. Основной задачей данных мероприятий является: выявление иностранцев, не соблюдающих порядок регистрации, проживающих по просроченным или недействительным документам, не соблюдающих порядок передвижения и выбор места жительства, и других тому подобных категорий. О лицах, претендующих на получение убежища, органы МВД в срочном порядке информируют Миграционную службу России для принятия ею соответствующего решения.

Сила профилактического воздействия на преступность во многом зависит от совместной согласованной деятельности субъектов профилактики. Единство системы профилактики диктует необходимость их взаимодействия как по вертикали - с вышестоящим звеном системы, так и по горизонтали - с аналогичными и другими органами в различных регионах, не являющимися вышестоящими. Именно второй вид координации и взаимодействия заключает в себе наиболее широкие неиспользованные в практике возможности борьбы с преступностью приезжих. Весьма важным в этом отношении является проведение совместных мероприятий, обмен оперативной и иной информацией, проведение координационных и иных совещаний с целью выработки единых согласованных действий в заданных направлениях и т. д. Собольников В.В. Миграционная преступность и ее предупреждение Особое значение в борьбе с преступностью приезжих играет, например, взаимодействие правоохранительных органов со службой внешней разведки, миграционной службой, рядом других государственных органов.

Для активизации противодействия преступности, связанной с иностранцами, в большинстве органов внутренних дел субъектов Федерации были созданы специальные подразделения уголовного розыска. Это дало свои положительные результаты. Вместе с тем для повышения эффективности их функционирования, как показала практика, важно не допускать целого ряда недостатков по раскрытию и расследованию преступлений мигрантов; повышать уровень подготовки и специализации сотрудников, непосредственно занятых борьбой с преступностью, связанной с иностранцами; решать проблему переводчиков при раскрытии и расследовании преступлений и многие другие.

Особую помощь в борьбе с преступностью иностранцев, особенно носящей транснациональный характер, оказывает Интерпол. Он осуществляет прямые контакты с зарубежными коллегами по вопросам розыска преступников, экстрадиции и другим правовым проблемам. Кроме того, национальное бюро Интерпола содержит богатый банк информации, которая в определенной мере может быть использована и правоохранительными органами, ведущими борьбу, с преступностью иностранцев, и в отношении иностранцев.

Важным условием достижения положительных результатов в борьбе с преступностью мигрантов является уровень информационного обеспечения такой деятельности. К сожалению, в России долгие годы отсутствовал даже статистический учет преступности приезжих. Постепенно он расширялся, но медленно избавлялся от многих недостатков: неполноты, нестабильности, исключающей возможности сравнения; ведомственного характера, приводящего к несопоставимости ряда данных, и др.

Крайне отрицательно на состоянии борьбы с преступностью мигрантов сказывается отсутствие глубоких научных разработок проблем борьбы с преступностью приезжих и даже публикаций на данную тему.

Вместе с тем эта проблема, наиболее заметно актуализировавшаяся в последние годы, требует повышенного профилактического внимания и соответственно не только полной, но даже "избыточной" информации для ее дальнейшей разработки.

Следовательно, необходимо создание единого централизованного банка данных, содержащих всю информацию, требующуюся органам, ведущим борьбу с преступностью вообще и с преступностью мигрантов в частности. Для этого целесообразно осуществить прежде всего разработку системы показателей, всесторонне характеризующих:

  • · преступность приезжих с учетом отдельных регионов и, мест ее наибольшей концентрации, отдельных отраслей и объектов, периодов их наибольшей активизации;
  • · преступников-приезжих с выделением различных контингентов, требующих дифференцированного профилактического подхода;
  • · обстоятельства, способствующие преступности мигрантов;
  • · состояние правоохранительной и иной деятельности, направленной на борьбу с такого рода преступностью.

Рассмотрение профилактики преступности как области социального управления предполагает необходимость ее планирования. Возможны два пути: 1) создание специальных планов (программ), направленных на борьбу с преступностью приезжих; 2) включение указанных мероприятий в планы, программы, преследующие общие цели борьбы с преступностью.

Примером первого варианта планирования может быть разработанная на 1993-1995 годы Межведомственная программа борьбы с преступностью, связанной с иностранными гражданами, в которой были предусмотрены мероприятия по предупреждению такой преступности, укреплению сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран и т. д.

При осуществлении программно-целевого подхода к планированию реализация основной цели включает постановку ряда подцелей, в число которых входит и борьба с преступностью иностранцев и других приезжих. Данная подцель требует постановки и решения конкретных задач, указанных в соответствующем разделе программы. Такая программа является примером второго варианта планирования. Реализация и осуществление любого варианта плана, программы требует значительного материального и ресурсного обеспечения.

Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, следует выделить несколько приоритетных направлений борьбы с преступностью мигрантов: совершенствование законодательства в целях адекватного складывающимся социально-экономической, политической и криминальной ситуациям регулирования въезда, выезда, пребывания и передвижения мигрантов по территории страны; предоставление им различных статусов (беженец, вынужденный переселенец и т. д.); разработка действенного правового механизма реализации на практике конкретных норм, включающих меры социальной помощи мигрантам и социального контроля за ними. Наряду с этим необходим комплекс активных наступательных мер, опирающихся на всестороннюю и полную информацию, оформленных в виде комплексной Государственной или межведомственной программы, обеспеченной экономическими ресурсами, использующей все возможные средства научного и практического поиска путей повышения эффективности борьбы с преступностью в условиях новой социально-экономической политики.

Процесс передвижения населения через международную границу либо в пределах страны. Миграция охватывает любой вид перемещений, независимо от их продолжительности, состава и причин; миграция включает передвижение беженцев, перемещенных лиц, выселенных людей и экономических мигрантов. см. также совокупная/чистая миграция

Отличное определение

Неполное определение ↓

МИГРАЦИЯ

от лат.Migratio - переселение Миграция населения - перемещение людей, связанное с изменением места жительства и места работы. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя), виду (возвратная или безвозвратная). Трудовая миграция, или миграция рабочей силы, представляет собой движение трудоспособного населения с целью трудоустройства. Субъектами внутренней трудовой миграции являются граждане РФ и лица, находящиеся в России на законных основаниях, осуществляющие перемещения на ее территории. Субъектами внешней трудовой миграции являются лица, которые занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются (трудящиеся-мигранты). На Федеральную миграционную службу России возложены формирование и реализация политики РФ в области миграции населения и координация этой работы в РФ. Вопросы трудовой миграции граждан РФ за границу и иностранных граждан в РФ регулируются соглашениями (договорами), заключаемыми РФ. Политика РФ по привлечению иностранной рабочей силы обеспечивает приоритетное право граждан РФ на занятие вакантных рабочих мест. Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" утв. Положение, в котором определены условия и порядок выдачи разрешений на привлечение в РФ иностранной рабочей силы, а также подтверждений иностранным гражданам на право трудовой деятельности на территории РФ (см. Условия труда иностранных граждан и лиц без гражданства). Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. ратифицировано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г., распространяющееся на участников СНГ. Это Соглашение открыто для присоединения к нему других государств.

Соглашение регулирует основные направления сотрудничества в области трудовой деятельности и социальной защиты лиц (работников) и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств (сторона выезда) и осуществляют свою деятельность в организациях всех форм собственности на территории другого государства в соответствии с его законодательством (сторона трудоустройства) на условиях трудового договора. Соглашение не применяется к беженцам, вынужденным переселенцам, к въехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам, к лицам, приезжающим с целью получения образования. Порядок привлечения работников, квалификационные, возрастные и иные требования устанавливаются стороной трудоустройства исходя из действующего на ее территории законодательства, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Численность принимаемых работников определяется на основе двусторонних соглашений. Каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод на государственный язык стороны трудоустройства или на русский язык. Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается сторонами. При окончательном выезде трудящегося-мигранта из стороны трудоустройства работодателем ему выдается справка или иной документ, содержащий сведения о продолжительности работы и о заработной плате помесячно.

Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем на государственном языке стороны трудоустройства и на русском языке в соответствии с трудовым законодательством стороны трудоустройства. Договор вручается работнику до его выезда на работу. Работники пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством стороны трудоустройства. Если трудовой договор (контракт) расторгнут в связи с ликвидацией или реорганизацией организации, сокращением численности или штата работников, на трудящегося-мигранта распространяются льготы и компенсации для высвобождаемых по указанным основаниям работников, предусмотренные законодательством стороны трудоустройства. В этом случае трудящийся-мигрант подлежит возвращению в сторону выезда за счет средств работодателя. Трудовой договор (контракт) не может передаваться одним работодателем другому. Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. или (и) двусторонними соглашениями.

Понятия миграции

Миграция населения – это пространственное перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на длительный период.

Миграции населения изучают демографы, экономико-географы, экономисты, историки, социологи, статистики, этнографы, археологи. Основной источник сведений о миграции населения - государственная статистика, включающая текущий учёт мигрантов, и материалы переписей населения. Кроме того, для изучения отдельных групп мигрантов организуют выборочные исследования.

В демографических справочниках выделяются понятия, связанные с миграцией, такие, как «миграционная когорта», означающее совокупность мигрантов, объединяемых общим периодом миграции в данный населённый пункт и район, и «миграционный поток».

«Миграционный поток» - это совокупное число мигрантов (или миграций), имеющих общие районы прибытия и выбытия данного отрезка времени. Подчеркнём, что «миграционный поток» - один из показателей направления миграции. Выделяются прямые и обратные миграционные потоки. Больший по размерам из двух направленных навстречу друг другу миграционных потоков обозначают как доминирующий поток, а менее интенсивный – как противоположный. Разница между доминирующим и противоположным потоками называется чистым потоком между двумя районами, сумма доминирующего и противоположного потоков – обменом населения между двумя районами. Анализ миграционного потока, который проводится с помощью различных коэффициентов, необходим для определения эффективности миграционных связей.

Рассмотрим определение субъекта миграции – мигранта. Мигрант – лицо, совершающее миграцию, то есть пересекающее границы тех или иных территорий со сменой постоянного места жительства навсегда или на более или менее длительное время. При широкой трактовке термин «Мигрант» включает также лиц, совершающих маятниковые миграции.

В свою очередь, маятниковая миграция – регулярные передвижения населения из одного населённого пункта в другой на работу или учёбу и обратно. Регулярность соответствует режиму трудовой деятельности или учёбы. Маятниковая миграция получила развитие в условиях урбанизации. Главные направления – из села в город, из малого города в крупный. Значит, маятниковая миграция наблюдается в пригородных зонах крупных городов и городских агломераций; имеет место также в зоне средних и малых городов в сельской местности урбанизированных территорий. В целом в пригородных районах городов формируются зоны устойчивой маятниковой миграции, её важное условие – развитие транспорта.

Маятниковая миграция является важными источником формирования трудовых ресурсов в городах, создаёт равноценные условия выбора места работы, профессионального обучения. Она способствует социальной мобильности населения, изменению социальной структуры сельских жителей, распространению городского образа жизни. При этом имеются и негативные стороны в экономическом, транспортном и социальном аспектах, в частности значительно увеличиваются затраты времени на дорогу.

Высказывается мнение об условности понятия маятниковой миграции и неправомерности его включения в понятие миграции населения; нередко в качестве маятниковой миграции рассматриваются передвижения не только на учёбу и работу, но и с культурно-бытовыми и рекреационными целями.

Изучение миграции

Метод изучения миграции – совокупность специальных приёмов изучения факторов, показателей миграции, подвижности населения и её социального механизма.

Основным является статистический метод. Метод изучения миграции заключается в непосредственной регистрации каждого отдельного случая передвижения как в месте выбытия мигрантов, так и в месте их прибытия. Этим путём определяются число прибывших и выбывших за конкретный период, состав мигрантов и направления миграции. Используются также косвенные расчётные методы. Например, с помощью статистики естественного движения можно рассчитать сальдо миграции за определённый период по территориальным единицам путём вычитания естественного прироста из общего прироста населения.

Сальдо миграции – разность между числом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших из неё за определённый срок; показатель результата территориального перемещения населения.

Другой метод основывается на регистрации места рождения каждого лица при проведении переписей населения. При сопоставлении данных о местах рождения и проживания определяется численность неместных уроженцев, которая косвенно характеризует сальдо миграции. Косвенные методы расчёта размеров и направлений миграции предполагают использование материалов статистики труда и транспортной статистики. К статистическим методам изучения миграции относятся также методы измерения миграции по данным о продолжительности проживания в определённом месте, о предыдущем месте жительства, методы расчёта коэффициента дожития и изучения миграции из сельской местности в города. Применяются методы выборочного статистического изучения безвозвратной и особенно возвратной (сезонной, маятниковой) миграции. При репрезентативности выборки полученные результаты распространяются на всю совокупность объектов.

Для углублённого изучения миграции привлекаются математическая статистика, теория игр, моделирование, системный анализ и др. Для предоставления данных о миграции балансах и потоках используются смешанные статистические и картографические методы.

Социологические методы изучения миграции призваны выявить факторы миграции населения, её потенциальные резервы, механизмы и движущие силы. При выборе тех или иных методов необходимо учитывать территориальные особенности, направление и формы миграционных процессов. Этот выбор определяется программой исследования, задачами и целями, основанные гипотезами, характером единиц непосредственного изучения (мигранты, предприятия, населённые пункты и др.).

Любое исследование миграции населения начинается с определения единиц обследования, которое может быть сплошным или выборочным. Сбор первичной информации осуществляется посредством наблюдения, изучения процессов миграции в масштабах отдельной организации (включённый анализ), при изучении маятниковой миграции. Метод изучения документов – сбор необходимой информации в различных формах статистической отчётности. Применяются интервьюирование и анкетирование мигрирующих. Сбор информации о миграции населения носит единовременный характер, между тем миграция – это процесс, протекающий во времени. Для устранения данного противоречия используются методы повторного исследования и экспертных оценок. Обработка первичной информации о миграции предусматривает выбор адекватных математических методов, технических средств, способа группировки и представления полученных результатов.

Миграции населения подразделяют на следующие группы:

·по хорологическому (пространственному) признаку выделяют внутренние (межрайонные и внутрирайонные) и внешние (межконтинентальные и межгосударственные) миграции. Внешняя миграция связана с пересечением государственной границы. По отношению к данной стране внешние миграции делятся на эмиграцию (выезд за пределы государства) и иммиграцию (въезд в страну), реэмиграцию (возвращение эмигрантов на родину), реиммиграцию (обратный отток из страны лиц, прибывших в страну в результате иммиграции). Лиц, вернувшихся в свою страну после насильственного переселения, называют репатриантами. Применительно к внутренним миграциям вместо термина “эмиграция” используют термин “переселение”, а вместо термина “иммиграция” – “вселение”;

·по хронологическому признаку различают постоянные (безвозвратные) миграции, при которых выехавшее население не возвращается на прежнее место жительства, и временные (возвратные), не приводящие в конечном счёте к закреплению прибывшего населения. По хронологическому признаку также выделяют исторические, современные и перспективные миграции;

·по институциональному признаку миграции делятся на организованные, осуществляемые при участии государственных и общественных органов и с их помощью, и неорганизованные (индивидуальные, самодеятельные), которые осуществляются силами и средствами самих мигрантов;

·по форме выделяют добровольные и принудительные миграции. Добровольная миграция – это перемещение людей, добровольно покидающих старое место своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства. Вынужденная миграция – перемещение людей с целью поиска убежища;

·по юридическому признаку различают легальные и нелегальные миграции, нелегальные мигранты – лица, незаконно въезжающие в поисках работы в другие страны, а также лица, пересекающие границы на законных основаниях с последующим нелегальным трудоустройством;

·по типу поселений различают миграционные потоки “город-город”, “село-город”, “село-село”, “город-село”;

·отдельно выделяется внешняя трудовая миграция. Она означает добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории государства за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределом государства, на его территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности; субъектами внешней трудовой миграции (трудящимися-мигрантами) являются лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются.

Основными причинами, вызывающими миграцию, являются:

· политические (в результате смены формы государственного правления, политических переворотов);

· социально-экономические (перемещение в поисках работы, «утечка мозгов» - выезд людей интеллектуального труда из стран Восточной Европы, бывшего СССР, Индии, Латинской Америки в США, другие западные страны);

· природные (перемещение людей из-за стихийных бедствий);

· экологические (радиационное заражение в результате аварии на Чернобыльской АЭС привело к значительным миграционным процессам);

· религиозные (преследование католиками протестантов и переселение последних в США, Австралию, Канаду);

· национальные (бегство граждан из-за национальных преследований).

В самом общем виде миграционное поведение включает внешние стимулы миграции и внешние стимулы к стабилизации. Миграционное поведение отдельных групп населения оказывается иногда под влиянием подражательного фактора, то есть сложившихся в данной группе установок, касающихся смены места жительства. В большой степени на миграционное поведение воздействуют особенности личности мигранта (интересы, потребности, стремления, ценностные ориентации). Помимо индивидуального стремления мигрировать, необходима информация о реальных возможностях устройства на новом месте, условиях жизни, затратах на переезд. Определённую роль в миграционном поведении играет и конкретная жизненная ситуация самого мигранта: его пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, профессиональная квалификация, национальность, конфессиональная ориентация. На решение мигрировать оказывает влияние миграционная политика, включающая механизм регулирования миграционных потоков.

Влияние миграции и миграционная политика

Миграции оказывают огромное влияние на численность, размещение, структуру и динамику населения сёл, городов, районов, стран и континентов. Подавляющая часть населения Америки и Австралии – потомки иммигрантов. Миграции могут быть причиной и следствием сдвигов в территориальной организации хозяйства.

Миграции приводят к изменению режима воспроизводства, половой, возрастной, профессиональной, расовой и этнической структуры населения, которые также влияют на систему расселения, темпы и уровень урбанизации государств и районов. С миграциями связано возникновение новых отраслей и форм ведения хозяйства, неизвестных до этого местному населению.

Миграции могут стать источником целого ряда отрицательных явлений и процессов: безработицы, межэтнических конфликтов, дополнительной нагрузки на социальную инфраструктуру в районах прибытия, уменьшения величины интеллектуального потенциала в районах выбытия, распространение преступности, разнообразных болезней и др.

С целью регулирования миграционных процессов, придания им целенаправленного развития в большинстве государств мира проводится миграционная политика.

Миграционная политика – это часть демографической политики, представляющая совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграционное движение населения, или, иными словами, система специальных мер, законодательных актов и международных соглашений (двусторонних и многосторонних) по регулированию миграционных потоков, преследующая как экономические, так и демографические цели.

Государство разрабатывает правовые нормы, в соответствии с которыми дает разрешение на въезд и следит за сроками выезда иммигрантов, занимается вербовкой и созданием благоприятных условий для эксплуатации труда иностранных рабочих.

Основными задачами государственной миграционной политики являются следующие:

· защита государством прав и интересов мигрантов;

· развитие системы иммиграционного контроля;

· регулирование миграционных процессов с учётом социального, экономического, экологического развития страны или региона. Например, ограничение иммиграции в соответствии со спецификой психологии мигрантов, климатическими особенностями мест расселения, национальной несовместимостью;

· создание условий для приёма и размещения мигрантов.

Миграционная политика состоит из нескольких этапов: изучение миграционной ситуации; сопоставление реальной и желаемой миграционной ситуации; выработка мер воздействия на миграционное движение населения.

Миграционная политика включает следующие группы мер:

· экономические;

· административно-правовые;

· воспитательные.

Миграционная политика подразделяется на несколько типов:

2. миграционная политика не препятствует эмиграции, но жестко контролирует иммиграцию. Примеры – США, Канада, Австралия и другие развитые страны;

3. миграционная политика не препятствует эмиграции, но способствует иммиграции. Примеры – Израиль, Германия, нефтедобывающие страны Юго-Западной Азии;

4. миграционная политика не препятствует ни эмиграции, ни иммиграции (Тунис, Египет, Польша);

5. миграционная политика, направленная на закрытость страны (Куба, Вьетнам, Непал, КНДР).

На межгосударственном уровне созданы организации, которые регулируют миграционные потоки – Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), а также межгосударственные двусторонние и многосторонние акты. Следует отметить, что нормативные акты стран, в которых значительна роль иммиграции, содержат жёсткие меры относительно общего количества иммигрантов и хорошо отработанные системы, определяющие порядок иммиграции.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...