Что такое таинство священства, в чем таинственность хиротонии. Таинства Православной Церкви


Во время пения Херувимской песни на главу посвящаемого возлагается воздух.

Воздух передается дьякону.

Возглас: «Повели, повелите, повели Преосвященнейший Владыко».

При пении тропарей ставленник троекратно обходит вокруг Престола.

Посвящаемый становится на колени перед Престолом.

Архиерей возлагает край омофора на главу поставляемого.

Архиерейское благословение.

Архиерей возлагает руку на главу хиротонисуемого.

Тайносовершительная молитва.

Хор: «Господи помилуй – Кирие элейсон».

Две молитвы.

Мирная ектенья.

Облачение поставляемого в епитрахиль, пояс и фелонь.

Вручение креста и служебника рукоположенному.

Приветствие сослужителей целованием.

Новопоставленному иерею даются части Святого Агнца.

Читается 50-й псалом.

Новопоставленный иерей возвращает части Святого Агнца архиерею.

Причащение Святых Таин.

Чтение заамвонной молитвы.


Во время пения Херувимской песни архиерей подходит к жертвеннику и полагает воздух либо на плечо, либо на голову посвящаемого, стоящего тут же. На Великом входе посвящаемый несет этот воздух (или дискос с Божественным Агнцем), символизируя тем самым окончание своего дьяконского служения.

Перед благословением архиереем народа трикирием и дикирием и пением «Ис полла» посвящаемый ставится посреди храма и творит три поклона.

Хиротония во священника. Возложение креста


После этого протодьякон и дьякон, а не иподьяконы, как в случае с дьяконской хиротонией, подводят его к Царским вратам.

1) в алтаре ставленника принимают священники (а не протодьякон), в лик которых он вступает;

2) вокруг Престола его обводит старший из священников (протоиерей или архимандрит);

3) рукополагаемый во священника преклоняет пред Престолом не одно, а оба колена , в знак того, что он принимает большее, чем дьякон, служение. При этом возглас «вонмем» произносит священник, а не протодьякон.

Во время кругового обхождения поются те же три песнопения, что и при дьяконской хиротонии. Троекратное обведение посвящаемого вокруг Престола с целованием углов выражает посвящение его Пресвятой Единосущной и Нераздельной Троице, символизирует вечный союз иерея с Иисусом Христом.

Далее архиерей полагает край омофора на главу посвящаемого, трижды благословляет его и возлагает руку на его главу. Иерей, обводивший ставленника вокруг Престола возглашает: «Вонмем», и архиерей произносит вслух тайносовершительную молитву: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имярек), благоговейнейшаго диакона, во пресвитера; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа ».

В ответ весь храм трижды поет: «Господи, помилуй», затем протодьякон возглашает: «Господу помолимся». Архиерей трижды благословляет рукополагаемого, полагает руку на его главу и читает две тайные молитвы.

1. В первой, обращаясь к Господу, – «Боже безначальный и безконечный» – архиерей молит Господа сохранить новорукоположенного «в непорочном жительстве и непреклонной вере».

2. Вторая молитва является завершением и окончанием совершительной молитвы: «Боже великий в силе и неизследный в разуме, дивный в советех паче сынов человеческих, Сам, Господи, и сего, егоже благоволил еси на пресвитерский взойти степень, исполни Святаго Твоего Духа дара, да будет достоин предстоять непорочно жертвеннику Твоему, вествовати Евангелие Царствия Твоего, священно-действовати слово истины Твоея, приносити Тебе дары и жертвы духовныя, возобновляти люд Твой чрез купель втораго рождения. Яко и сей, сретив во Втором Пришествии Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Единороднаго Твоего Сына, приимет мзду благаго икономства своего чина, во множестве благодати Твоея».

Эта молитва как бы «устанавливает» те пять действий, которые будут определяющими в жизни человека, воспринявшего в Таинстве благое иго священнослужения. Они следующие.

1. Своим служением сохранять непрерывность апостольского преемства, непорочно предстоя жертвеннику Искупителя.

2. Проповедовать Евангелие Христово, утверждая веру в Господа нашего Иисуса Христа, как Спасителя мира.

3. Благовествовать Божественную истину не только словом, но и всеми своими делами.

4. Совершать Литургию, принося бескровную жертву славословия и благодарения.

5. Крестить водой и Духом Святым во имя Пресвятой Троицы, рождая людей в новую жизнь и служа их духовному росту.


Мирную ектенью произносит не протодьякон, а иерей, добавляя к ней прошения:

«О архиереи нашем (имярек), священстве, защищении, пребывании, мире, здравии, спасении его и деле рук его, Господу помолимся»;

«О рабе Божием (имярек), ныне проручествуемом пресвитере и спасении его, Господу помолимся»;

«Яко да Человеколюбец Бог нескверно и непорочно ему священство дарует, Господу помолимся».

После этого архиерей дает рукополагаемому священнические одежды : епитрахиль, пояс и фелонь, а также Служебник как руководство для священнодействия. Рукополагаемый в ответ целует то, что получает, и затем руку архиерея.

Подавая посвящаемому священнические одежды, архиерей возглашает: «Аксиос». Клир и хор в ответ трижды поют «аксиос».

Новорукоположенный после завершения вышеописанных действий целует омофор и руку архиерея ; затем целует сослужителей в рамена (плечи), выражая тем апостольскую любовь, которая должна соединять служителей алтаря, и становится как равный в ряду священников.

При целовании дискоса и Потира к ним прежде других иереев приступает хиротонисанный, ибо в этот день он имеет первенство.

После преложения Святых Даров архиерей, взяв Святое Тело в руки и отломив верхнюю часть с надписью «ХС» (Христос), кладет ее на особый дискос и дает новопоставленному, говоря при этом: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о нем же имаши истязан быти во второе и страшное Пришествие Великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Священник, принимая, целует руку архиерея и начинает читать 50-й псалом, моля Господа сил об укреплении в предлежащем великом и страшном священническом служении.

Перед возглашением «Святая святым» он возвращает Святой Хлеб архиерею. Рукоположенный первым из священников приступает к Причащению (по обычной практике – после первого протоиерея), получая предпочтение ради благодати обновления от Божественного Духа.

После этого новопоставленный читает заамвонную молитву , делая явным для присутствующих на службе свое вступление в чин священства.

Кто может быть священником? Как возник институт священства? Насколько реалии современной приходской жизни влияют на систему обучения в духовной семинарии? На эти и другие вопросы отвечает владыка Антоний - митрополит Бориспольский и Броварской, Управляющий делами Украинской Православной Церкви.

Кто посредник?

- Владыка, для чего существует священство? Почему нужны посредники в общении между человеком и Богом?

Представление о том, что священник – это посредник в общении между Богом и человеком, в корне ошибочно. Кого мы называем посредником в обычной жизни? Того, кто находится посередине. Посредник – тот, через кого передается что-то. Если два человека общаются через посредника, то между ними отсутствует личный контакт. И если считать священника «посредником», это будет означать, что лично с Богом мы не общаемся. А ведь Новый Завет проникнут обратным ощущением, порой просто непостижимой близостью Господа к людям. Это книга о теснейшем общении Бога с человеком, книга о Богочеловечестве!

- Что же тогда священство?

Давайте откроем Новый Завет. Мы видим, что для несения особой миссии Господь Иисус Христос избрал только 12 апостолов (в переводе с греческого - «посланников»). Они несут всему человечеству весть о том, что мир спасен во Христе, проповедуют Царство Божие, пришедшее в силе. Они вначале распространяли веру, а затем укрепляли ее среди новообращенных христиан. Без этой миссии христианство было бы просто невозможно. В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим. 10: 14–15). Эти слова как раз и говорят о рождении Церкви: Господь посылает апостолов, они проповедуют всему миру, и в результате люди принимают Христа как своего Спасителя. Таким образом, с самого начала христианства Господь Иисус Христос установил среди Своих последователей особый институт - институт апостолов.

- А как возник институт священства?

В Новом Завете ясно зафиксированы моменты, когда апостолы начинают назначать для руководства общинами епископов и пресвитеров. Так, в Книге Деяний говорится, что апостолы Павел и Варнава рукоположили пресвитеров к каждой церкви (Деян. 14: 23). Несколькими главами раньше повествуется об избрании семи диаконов для поддержания порядка и справедливости при ежедневном раздаянии потребностей (см.: Деян. 6: 1–6). Эти священнические степени существуют до сего дня. Задача епископа и священника, как мы ясно видим в Писании, состоит в том, чтобы руководить общинами, учить христиан истинам веры и помогать им идти по пути духовного совершенствования. Обычно священника называют пастырем. Это означает, что он и возглавляемая им паства идут в одном направлении. Поэтому на него возлагается особая ответственность за общину.

При знакомстве с церковной иерархией становится очевидно, что по своей сложности она не уступает «табели о рангах» в армии. Как с этим разобраться непосвященному?

На самом деле, как я уже сказал, существует лишь три степени священства: диакон, священник и епископ. Диакон (в переводе с греческого - «служитель») лишь помогает при совершении богослужений, но самостоятельно не имеет права совершать таинства. Если он состоит в монашеском чине, его называют иеродиаконом, а принявший постриг в схиму именуется схииеродиаконом. Старший диакон в женатом духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве – архидиаконом (старшим диаконом).

Вторая степень священства – пресвитер (в переводе с греческого - «старейшина»). Его еще называют священником, или иереем. Он может совершать все таинства, кроме рукоположения. Пресвитер, состоящий в монашестве, именуется иеромонахом, а принявший схиму – схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями и протопресвитерами (первыми священниками). Старшие из монахов-священников именуются игуменами и архимандритами. Игумены и архимандриты обычно руководят монастырями.

Третья (высшая) степень священства – епископ (в переводе с греческого - «надзиратель»). Он имеет право совершать все семь таинств. Епископов еще называют архиереями или иерархами. Они возглавляют большие церковные округа (епархии). В состав епархии может входить от нескольких десятков до нескольких сотен храмов. Епископы могут управлять и объединениями епархий, которые обычно именуются митрополичьими округами. Соответственно, такой епископ именуется митрополитом. Епископ, возглавляющий Поместную Церковь, может носить титул архиепископа, митрополита или патриарха.

«После принятия сана вступать в брак запрещено»

Многие думают, что выпускник семинарии становится священником автоматически. Как совершается Таинство Священства?

Рукоположение во все три степени священства совершается только во время Божественной литургии. Священника и диакона рукополагает епископ. А рукоположение епископа могут совершить не менее двух епископов. Единолично один епископ не может рукоположить другого - это запрещено каноническими правилами.

- С чем связан этот запрет?

Прежде всего, с соборной природой Церкви. Священник и диакон получают свои полномочия от епископа. Рукополагая диакона или священника, епископ делегирует ему часть своих полномочий в сфере богослужения и совершения таинств. Диакон и священник подчинены власти епископа, в епархии которого они служат. Но между епископами каноны устанавливают совсем иные отношения. Епископы равны между собой. Высшая власть в Церкви - Собор епископов, который является наследником апостольского Собора. Поэтому избрание и рукоположение нового епископа должно совершаться только Собором епископов. В практике Украинской Православной Церкви избрание нового епископа осуществляется Священным Синодом. Рукоположения новых епископов происходят в торжественной обстановке, на Литургии.

- Как происходит само Таинство? Что в нем является главным?

Главный момент Таинства – возложение рук, во время которого читается особая молитва. Когда происходит рукоположение диакона и пресвитера, то руки на него возлагает епископ, в епархии которого он будет служить. Когда же рукополагают епископа, то ему на главу возлагают раскрытую книгу Евангелия, а руки на него возлагают все епископы, которые присутствуют на богослужении.

- А кто вообще может быть рукоположен в священный сан? Какие требования предъявляются к будущему священнику?

В Православной Церкви к священству могут быть допущены только лица мужского пола, исповедующие Православную веру и имеющие опыт церковной жизни. Степени священства можно проходить только последовательно. Нельзя быть рукоположенным сразу в пресвитера, миновав степень диакона. И, соответственно, нельзя стать епископом, если ты до этого не был пресвитером. В диаконы или в священники могут быть рукоположены как женатые, так и безбрачные кандидаты. Однако в брак они должны вступить еще до рукоположения.

После принятия сана вступать в брак запрещено. А вот в епископы могут быть рукоположены кандидаты только из числа монашествующих. Существует и возрастной ценз. В священники обычно рукополагают не ранее 25-летнего возраста, а в епископы - не ранее 30-летнего.

Очень важно, чтобы кандидат в священство был укоренен в традиции церковной жизни. Канонические правила не разрешают рукополагать новообращенных. Ведь священник должен помогать своим прихожанам войти в полноту церковной жизни. Едва ли такую задачу сможет выполнить тот, кто сам еще не вполне усвоил церковную традицию. Также нужно иметь необходимые знания и высокие нравственные качества.

Быть образцом

Светское общество тоже предъявляет к священникам высокие требования в области морали. Почему же их поведение порой разочаровывает людей?

Прискорбно слышать о таком недостойном поведении. Мы живем в информационном обществе. И поэтому проступок священника практически моментально может стать достоянием гласности. Но самое печальное, что в таких случаях пятно позора ложится не только на самого нерадивого пастыря, но и на всю Церковь. Такова закономерность общественного сознания. Недостатки священника автоматически переносятся на всю Церковь.

Каждый священник должен помнить о том, какая ответственность на него возложена. Ведь ему вручается крест, на обратной стороне которого написаны важные слова: будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4: 12). В этих словах как раз и выражено главное нравственное требование, предъявляемое священнику. Он должен быть, в первую очередь, образцом для своих прихожан. Те нравственные требования, которые в Новом Завете предписаны всем христианам, священник должен соблюдать с особой тщательностью, чтобы в нем всегда можно было видеть именно образец. Христос в Нагорной проповеди называет своих учеников светом мира: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 16). Всякий христианин должен светить миру своей добродетельной жизнью. Но для пастыря Церкви это требование актуально вдвойне.

При этом мы должны понимать: и диакон, и священник, и епископ – тоже люди, которые борются с грехом. В этой борьбе не всегда удается одерживать победу. И если мы сталкиваемся с недостойным поведением священника, прежде всего, не должны его осуждать. Лучше помолиться Богу об этом человеке, чтобы Господь дал ему силы исправиться и достойно нести свое служение.

- А есть ли такие виды деятельности, которые не рекомендованы или запрещены священникам?

Каноны запрещают те виды деятельности, которые не совместимы с высоким служением. Священник не может предаваться пьянству и участвовать в азартных играх. Ему нельзя устраивать алкогольный пир и посещать места, в которых распивают спиртное. В постановлениях древних церковных Соборов также встречаются запреты для священников на участие в празднествах, связанных с языческими обрядами, переодеванием мужчин в женские одежды, использованием масок. В Византии священнику запрещалось посещать ипподром или присутствовать на других подобных общественных увеселениях. Также нельзя посещать общественные бани, поскольку в них еще с языческих времен мужчины и женщины мылись вместе. Могут быть ограничения и по участию в свадьбе: если там происходят непристойные игры, оттуда следует удалиться. Также священнику строго запрещено поднимать руку на человека, даже на провинившегося. Не разрешаются любые занятия, связанные с пролитием крови (не только человека, но и животного). Это касается не только охоты, но и врачебной практики, особенно хирургии. Ведь в случае смертельного исхода (во время операции) хирурга могут обвинить в невольном убийстве, а это влечет за собой извержение из сана. Со священнослужением несовместимы и другие занятия (профессии): исполнение общественных и государственных должностей, пребывание на военной службе, ростовщичество и торговля (особенно винная). Что касается внешнего вида, то нельзя носить щегольскую и пышную одежду: она должна быть скромной и пристойной. Главная цель таких требований - оградить священника от всего, что может послужить соблазном для окружающих.

Отвечать не только за себя

- Наличие семинарского образования – обязательное условие для принятия сана?

От кандидата в степень пресвитера и особенно епископа требуется и наличие основательных знаний, и умение передавать эти знания другим. Еще апостол Павел писал, что епископ должен быть силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1: 9). Поэтому в Церкви существует специальная система подготовки кандидатов в священство. До революции для рукоположения необходимо было успешно пройти курс обучения в духовной семинарии, а для епископа считалось обязательным окончание духовной академии. Хотя бывали случаи, когда высоких иерархических степеней достигали и без духовного образования. Яркий пример - духовный писатель XIX в. святитель Игнатий (Брянчанинов), сочинения которого вошли в золотой фонд православной аскетической литературы.

После революции система духовного образования была разрушена. В условиях жестоких гонений на Церковь получить духовное образование было просто невозможно. Потому к рукоположению допускали и тех, кто не имел образования. Но сегодня мы имеем достаточное количество учебных заведений для подготовки пастырей. Поэтому рукоположение кандидатов, не обучавшихся в семинарии, допускается лишь в виде исключения.
Те, кто обучается на дневном отделении духовных семинарий, могут принимать сан диакона, начиная с третьего курса. А к принятию пресвитерского сана мы обычно допускаем тех, кто учится на последнем (четвертом) курсе семинарии.

Вам часто приходится совершать рукоположение своих студентов. Интересуетесь ли дальнейшей судьбой бывших воспитанников?

Наши выпускники, как правило, возвращаются для служения в те епархии, откуда они были направлены на учебу. Мы стараемся поддерживать их в пастырском служении. Однако отследить судьбы всех выпускников едва ли возможно… В связи с этим хотел бы напомнить: еще до революции, когда Киевская духовная академия готовилась отметить свой 300-летний юбилей (в 1915 г.), профессор протоиерей Федор Титов решил собрать сведения о всех выпускниках, окончивших академию в течение XIX – начала ХХ вв. Он трудился несколько лет, собрал массу материала, но так и не смог решить столь масштабную задачу. Сейчас мы тоже занимаемся изданием материалов, собранных отцом Федором. Работая над ними, мы видим сколь неожиданно порой складывались судьбы наших выпускников…

- Насколько реалии современной приходской жизни влияют на систему обучения в духовной семинарии?

Разумеется, в духовной школе нужно получить всестороннюю подготовку: и теоретическую, и практическую, и общегуманитарную. Поэтому создать сбалансированный учебный план очень непросто. Мы регулярно корректируем учебные программы, исходя именно из современных нужд Церкви. Для нас крайне важны и обратная связь с выпускниками, и постоянное общение с правящими архиереями, которые прекрасно знают нужды своих епархий.

- Сколько священников служат в Украинской Православной Церкви?

Более 11 тысяч. Они несут служение на приходах, количество которых превышает 12 тысяч. В разных регионах - разная ситуация. В одних епархиях практически нет священнических вакансий, а в других - ощущается нехватка духовенства. Как показывает статистика, количественный рост священнослужителей Церкви (который начался еще после падения атеистического советского государства) продолжается и по сей день: создаются новые общины, возводятся новые храмы и монастыри.

О чем должен думать человек, которому впервые пришла мысль о священстве? Какой мотив должен присутствовать в таком желании?

Желание стать священником обязательно должно быть связано с решимостью отдать всего себя на служение Богу и людям. Стремление к священству – это стремление к самоотвержению, а не к власти, карьерному росту или материальному обогащению. Принятие священства – принятие добровольного бремени. Ведь на Страшном суде священник будет отвечать не только за себя, но и за тех людей, которых ему вверил Господь. Прежде чем стать священником, нужно испытать свое сердце…

Записал протоиерей Владислав Софийчук

Хиротония и хиротесия

Хиротония и хиротéсия — два священнодействия, коренным образом отличающиеся друг от друга. Если первое рассматривается как Таинство Священства, сообщающее особые благодатные дары поставляемым, то второе, по словам архиепископа Вениамина, является простой «церемонией, не делающей чина чтеца и иподиакона чином священства». Следовательно хиротония есть Таинство , а хиротесия — обряд, не сообщающий даров Священства , но усвояющий посвящаемому право на одну из должностей в Церкви.

Хиротония (греч . хэир — рука и тонэо — тянуть, избирать голосованием; рукоположение ) является по большому счету первым моментом Таинства Священства. Формально хиротония — это избрание лица для рукоположения . Но непосредственно за этим следуют остальные моменты поставления, поэтому термин охватывает все Таинство Рукоположения: сразу за избранием следует руковозложение и свидетельство местной церкви, которая совершает это поставление для себя.

Рукоположение в дьяконы совершается из иподьяконов, в священники — из дьяконов, в архиереи — из монашествующих священников (архимандритов). Соответственно этому существуют три чина Рукоположения. В дьяконы и священники рукополагать может один архиерей. Рукоположение в архиереи совершается собором епископов (по 1-му Правилу Святых Апостолов, — по меньшей мере, двумя епископами). Посвящение в дьякона, пресвитера и епископа совершается в алтаре, во время Литургии.

1. Хиротония дьякона — после освящения Даров, вслед за произнесением слов «и да будут милости великого Бога…».

2. Священника — после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол.

3. Епископа — перед чтением Апостола.

Хиротéсия (греч . хэир — рука и тифими — возлагаю, назначаю; руковозложение ) — богослужение, во время которого совершается поставление в церковнослужители. Поставление в чтецы совершается из мирян, в иподьяконы — из чтецов. Посвящение совершается архиереем посреди храма.

Посвящают в церковнослужители в следующие моменты богослужения.

1. В чтеца и певца — перед чтением Часов, по облачении архиерея.

2. В иподьякона — по прочтении Часов, перед началом Литургии.

Условия действительности хиротонии

Для того чтобы совершаемая хиротония была действительной, требуется соблюдение следующих условий.

1. Акт хиротонии должен осуществляться в храме (в алтаре) в собрании молящегося народа , который символически свидетельствует о достоинстве рукополагаемого: хор от лица присутствующих поет «аксиос» (то есть «достоин»).

2. Хиротонии должны совершаться в определенном порядке: от низших степеней к высшим (то есть последовательно от дьяконского чина, в который рукополагают из иподьяконов) к священническому и далее к епископскому чину, не минуя ни одну из них. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней не определен в Канонах. Вальсамон в толковании на 17-е Правило Двукратного Собора отмечал: «…Рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться через 7 дней». На практике, однако, срок прохождения служения на низшей степени иногда сокращают до нескольких часов (особенно часто — при посвящении дьякона в пресвитеры).

3. Рукополагать можно только на определенное место в определенном храме. В Православной Церкви не допускается так называемое абсолютное Рукоположение без конкретного места служения новопоставленного. Шестое Правило Халкидонского Собора гласит: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точнаго назначения Святый Собор определил: поставление их почитати недействительным и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их».

4. Хиротония не может быть повторена . Рукоположение, однажды правильно совершенное, не повторяется ни при каких условиях, поскольку такое повторение означало бы отрицание его действительности. Зонара, толкуя 68-е Апостольское Правило, писал: «О двукратном Рукоположении можно различно думать. Ибо рукополагаемый второй раз ищет второго Рукоположения или потому, что осуждает рукоположившего его в первый раз, или потому, что от рукоположившего его во второй раз надеется принять некую бóльшую благодать Духа и освятиться, так как имеет в него веру, или, может быть, оставив священство, опять рукополагается как бы сначала, и по другим причинам. Каким бы образом ни сделал это, но и дважды рукоположенный и рукоположивший его подлежат извержению, исключая того случая, если первое рукоположение было от еретиков, ибо ни крещение еретиков не может никого сделать христианином, ни рукоположение их не сделает клириком. Итак, рукоположенных еретиками вновь рукополагать нет опасности».

5. Непременным условием действительности епископской хиротонии является то, что она не должна совершаться на место архиерея, законно занимающего кафедру .

6. 29-е Апостольское Правило гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит, да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется».

7. Согласно 30-му Апостольскому Правилу: «Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен , и все сообщающиеся с ним». Вальсамон в толковании на 29-е и 30-е Апостольские Правила уточняет границы их применения: «Но, может быть, кто спросит, поелику 30-е Правило упоминает об одном епископе, а равно и 29-е не упоминает об иподиаконах и чтецах, то как поступить, если кто сделается по ходатайству светского начальника пресвитером, или диаконом, или иподиаконом, или чтецом? Решение: и они должны подлежать извержению и отлучению на основании последних слов настоящего 30-го Правила, где говорится, что не одни главные виновники зла извергаются и отлучаются, но и сообщники их».

Чин посвящения в чтеца и певца

Чтец и певец — низшие степени церковного клира, которые, как приготовительные, должен пройти всякий готовящийся к принятию священного сана. Посвящение (хиротесия, руковозложение ) в чтеца, певца и иподьякона не является Таинством, а служит торжественным обрядом выдвижения мирянина для прислуживания при храмовом богослужении.

Чин поставления совершается посреди храма перед Литургией, по облачении архиерея.

Чин посвящения в иподьякона

По древнему уставу в круг обязанностей иподьякона входило: подготовка для умывания рук архиерея; контроль за тем, чтобы оглашенные вышли из храма перед началом Литургии верных; охрана Святых врат, чтобы никто из недостойных не вошел в алтарь.

Сейчас посвящение в иподьякона, как и в чтеца, совершается посреди церкви перед Литургией, по облачении архиерея. Иногда это поставление следует сразу же за посвящением в чтеца.

Чин рукоположения в дьякона

Обязанность дьяконов — помогать священнику и епископу при богослужении, управлении паствой и учительстве. Как говорится в Постановлениях Апостольских, «дьякон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера».

Рукоположение в дьякона может совершаться как на Литургиях святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого, так и на Литургии Преждеосвященных Даров. Поскольку в дьякона могут рукоположить только иподьякона, то часто на практике бывает так, что дьяконской хиротонии в тот же день предшествует посвящение во иподьякона.

Чинопоследование священнической хиротонии

Во священника хиротонисуют только на Литургии святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого. На Литургии Преждеосвященных Даров, которая бывает только в некоторые седмичные дни Великого поста, рукоположение в священника не положено.

Чтобы рукоположенный мог участвовать в освящении Даров, хиротонию начинают по окончании Херувимской песни после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол.

Хиротония во епископа

Обязанность епископа — «учить, священнодействовать и управлять» — не только совмещает во всей полноте звание дьякона и пресвитера, но и простирается намного дальше их ограниченных прав. На епископах лежит преимущественная обязанность наставлять и утверждать вверенную ему паству в вере, благочестии и добрых делах. И если священник выполняет аналогичные обязанности в пределах своего прихода, то для епископа, по 58-му Апостольскому Правилу, круг окормляемых им гораздо шире — это паства всех приходов его епархии.

Епископ совершает священнодействия, которые не имеет права совершать никто более:

1) мироварение и освящение Мира;

2) рукоположение кандидатов на священнослужение;

3) благословение на церковнослужение;

4) освящение храмов и антиминсов.

Кроме того, епископы осуществляют полноту церковной власти и управления. Но власть епископа не абсолютна — он имеет над собой Законодателя и подчиняется его закону: «Епископ управляет народом Божиим совместно с пресвитерами не от своего имени и не на основе права, как получивший власть от людей, или через людей, — он управляет от имени Бога, как поставленный Богом на служение управления. Имея харизму рассуждения и испытания, народ свидетельствует, что все совершающееся в Церкви под водительством пастырей совершается согласно воле Божьей, по откровению Духа Святого».

Хиротония во епископа делится на несколько частей (наречение, исповедование веры и собственно хиротонию на Литургии), после чего новопоставленный участвует в совершении Божественной литургии и ему вручается архипастырский жезл.

Хиротесия в чины архидьякона, протодьякона и протоиерея

Возведение в эти чины бывает на Литургии посреди храма во время входа с Евангелием. Производятся эти хиротесии вне алтаря, поскольку, по толкованию Симеона Солунского, они «суть рукоположения в различные внешние служения».

Чин награждения набедренником, палицей, митрой

За заслуги перед Церковью отличившимся в служении священникам могут вручаться в качестве награды набедренник, палица или митра. Происходит это на Литургии во время малого входа.

Таинство СВЯЩЕНСТВА (РУКОПОЛОЖЕНИЕ) в православной церкви, как происходит, как правильно, хиротония и хиротесея

Таинство Священства (Рукоположение) в православной церкви, как происходит, как правильно, хиротония и хиротесея

Таинство Священства (Рукоположение)

В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:

Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово .

Весь церковный народ, составляющий Тело Церкви, подразделяется на духовенство и мирян (клир и народ ). К клиру Православной Церкви принадлежат священнослужители и церковнослужители , служение которых с точки зрения литургической жизни неравноценно, то есть их иерархические полномочия разнятся между собой. Священнослужители, которым принадлежат права совершения Таинств и богослужений, в свою очередь имеют иерархическое деление: одни из них поставлены по отношению к другим на более высокую ступень и наделяются в связи с этим большей духовной властью.

Священнослужителем Православной Церкви может стать далеко не каждый благочестивый мирянин. Таинство Священства совершается только над православно верующим мужчиной , принадлежащим к клиру (то есть являющимся уже церковнослужителем), состоящим в первом венчанном браке или принявшим монашеские обеты , и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии.

Надо отметить, что в Церкви любые служения возможны только на основе благодатных даров, которые в ней же и сообщаются. Только лица, их получившие, могут быть священнослужителями. Поэтому Рукоположение в Церкви не является назначением, а благодатным актом, в котором ниспосылаются на ставленника дары Духа. Но эти дары ниспосылаются на того, кого Сам Бог предназначает и призывает к служению. Церковь же активно участвует в этих избраниях и поставлениях.

Как и все остальные Таинства, Священство имеет свою внешнюю и внутреннюю сторону.

Внешнюю сторону Таинства составляет святительское Рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования Рукоположение составляет основную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение: и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6; 5, 6). Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом.

Внутреннюю сторону Таинства составляет благодать Святого Духа, преподаваемая рукополагаемым во дьякона, священника или епископа. Священническое служение не может совершаться "автономно", человеческими силами, как не может любым христианином совершаться что-либо благое без помощи Божьей. Отличие здесь лишь в том, что чрезвычайность священнического служения требует и таких же чрезвычайных благодатных даров, которые и подаются ставленнику в Таинстве.

Установление Таинства

Таинство Священства установлено Самим Господом Иисусом Христом, Который избрал из числа Своих учеников сначала 12, а потом еще 70 апостолов и дал им власть учить и совершать Таинства. До Своего Вознесения Господь дал им следующее обетование: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1; 8). Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы, когда Он ниспослал апостолам Святого Духа, давшего им необходимые для их служения силы: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2; 3, 4).

Со времен апостолов благодать Святого Духа непрерывно передается через Рукоположение от епископов епископам и поставляемым ими священнослужителям. Эта непрерывность преемственной связи благодатных даров и власти священства является необходимым условием действенности всех совершаемых Таинств.

Неизменными с апостольских времен остаются и основные литургические тайнодействия Таинства .

1. Возложение рук апостола (в послеапостольский период - епископа) на главу ставленника.

2. Соборная молитва .

Этим литургическим тайнодействиям предшествует избрание кандидата на принятие в священный сан. Рукоположение - акт сакраментальный; в нем, по словам Иоанна Златоуста, "возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается как должно".

Степени церковной иерархии

Клир (греч . клэрос - жребий), духовенство, причт - это совокупность всех священнослужителей и церковнослужителей одного храма. К клиру Русской Православной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов.

Низшая степень клира, которую обязан пройти каждый кандидат на священнослужение, называется церковнослужитель . Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается только после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными.

Церковнослужитель - низший клирик, над которым Таинство Священства не совершается . Прислуживает в алтаре, помогая священнослужителям при совершении церковных служб и обрядов. Другое название, не употребляемое в канонических и литургических текстах, но ставшее общепринятым к концу XX века в Русской Церкви, - алтарник.

Сейчас в обязанности алтарника входит:

1) возжигание свечей и лампад в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения;

2) подготовка облачения для священников и дьяконов;

3) подготовка просфор, вина, воды и ладана;

4) разжигание угля и подготовка кадила;

5) помощь дьякону во время Причащения мирян;

6) необходимая помощь священнику при совершении Таинств и треб;

8) чтение во время богослужения;

9) колокольный звон до и во время богослужений.

Алтарнику запрещается касаться Престола, жертвенника и их принадлежностей; переходить с одной стороны алтаря на другую между Престолом и Царскими вратами.

Церковнослужители (нынешние алтарники) делились на несколько групп, имевших определенные обязанности:


1) иподьяконы (в древней Церкви - субдьяконы);

2) чтецы (псаломщики);

3) пономари;

4) певцы (канонархи) церковного хора.

Чтецы были известны еще в ветхозаветной Церкви. Во время богослужения они читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное (Неем. 8; 8). Сам Господь Иисус Христос, придя в Назарет, вошел в день субботний в синагогу, и встал читать (Лк. 4; 16).

Так как за каждым православным богослужением читаются книги Священного Писания, чин чтецов (лекторов) сразу утвердился и в Христианской Церкви. В первые века читать в храме могли все члены Церкви - как священнослужители, так и миряне, но впоследствии это служение закрепилось за лицами, особенно искусными в чтении. Чтецы были подчинены дьяконам и вошли в состав низшего клира. В конце II столетия лектор (греч . анагност) становится должностным лицом в Церкви.

Были в ветхозаветной Церкви и певцы, называемые по церковному уставу "канонархами" (возглашателями гласов Октоиха, прокимнов и др.). Ветхий Завет упоминает псалмопевцев, священнопевцов, певцов и певиц. Они разделялись на два клироса и управлялись "начальником хваления и молитвы". Господь Иисус Христос, Который не раз воспевал псалмы и песнопения с учениками-апостолами, освятил тем самым служение певцов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26; 30).

Священнослужители - лица, получившие в Таинстве Священства благодать совершать Таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (дьяконы).

В Православной Церкви существуют три степени священства .

1. Дьякон.

2. Пресвитер (священник, иерей).

3. Епископ (архиерей).

Посвящаемый в дьякона получает благодать помогать при совершении Таинств. Посвящаемый в священника (пресвитера) получает благодать совершать Таинства. Посвящаемый в епископа (архиерея) получает благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.

Дьякон (греч . диáконос - служитель) - священнослужитель первой (младшей) степени. Он участвует в общественном и частном богослужении, прислуживая при Таинствах, но не совершая их . Звание дьякона в Христианской Церкви было установлено апостолами, когда они рукоположили в Иерусалимской общине семь мужей изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости (Деян. 6; 3). С того времени дьяконское священнослужение непрерывно сохраняется в Церкви, как низшая степень Священства. Дьякона, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:

1) иеродьяконом , если он состоит в монашеском чине;

2) схииеродьяконом , если он принял схиму;

3) протодьяконом (первым дьяконом) , если он несет должность старшего дьякона в белом (женатом) духовенстве;

4) архидьяконом (старшим дьяконом) , если он несет должность старшего дьякона в монашестве.

К дьяконам обращаются "Ваше боголюбие", либо "отец дьякон".

Пресвитер (греч . пресвúтерос - старец), либо священник, иерей (греч . иерéос - священник) - священнослужитель, который может совершать шесть из семи Таинств, за исключением Таинства Священства. В сан пресвитера рукополагают только после того, как ставленник возведен в дьяконский чин. Священник "крещает, и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершению Таинств и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину" . Пресвитер также не может совершать хиротесий и таких священнодействий, как освящение антиминса и освящение Мира. В его обязанности входит обучение вверенных его попечению христиан догматам веры и благочестия. Священнику в церковной иерархии подчинены дьяконы и церковнослужители, которые исполняют свои храмовые обязанности только по его благословению.

Пресвитера, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:

1) иеромонахом (греч . иеромнúхос - священник-монах), если он состоит в монашеском чине;

2) схииеромонахом , если иеромонах принял схиму

3) протоиереем или протопресвитером (первым иереем, первым пресвитером) , если он является старшим из пресвитеров белого духовенства;

4) игуменом называется первый среди монашествующих (иеромонахов);

5) архимандритом , если он является настоятелем монашеской обители (хотя есть исключения);

6) схиигуменом или схиархимандритом называют игумена или архимандрита, принявшего схиму.

К священнослужителям принято обращаться следующим образом.

1. К иереям и монашествующим священникам (иеромонахам): "Ваше Преподобие ".

2. К протоиереям, игуменам или архимандритам: "Ваше Высокопреподобие ".

Неофициальное обращение к священнослужителям: "отец" с прибавлением полного имени, как оно звучит по-церковнославянски. Например, "отец Алексúй" (а не Алексей) или "отец Иоанн" (но не "отец Иван"). Либо просто, как это принято в русской традиции, - "батюшка ".

Епископ (греч . епúскопос - надзиратель) - высшая степень священнослужения. Епископ может совершать все семь Таинств, в том числе и Таинство Священства. Согласно древней традиции, в сан епископа посвящают только священников высшего монашеского чина - архимандритов. Другие наименования епископа: архиерей, иерарх (священноначальник) или святитель .

Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (по Первому Правилу святых Апостолов, должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея; по 60-му Правилу Карфагенского Поместного Собора 318 года, их должно быть не менее трех). Согласно 12-му Правилу Шестого Вселенского Собора (680-681 гг.), проходившего в Константинополе, архиерей должен быть безбрачен . Сейчас в церковной практике существует правило поставления в архиереи из монашествующего духовенства.

К архиерею принято обращаться следующим образом.

1. К епископу: "Ваше Преосвященство ".

2. К архиепископу или митрополиту: "Ваше Высокопреосвященство ".

3. К Патриарху: "Ваше Святейшество ".

4. К некоторым восточным Патриархам (иногда и к другим епископам) обращаются - "Ваше Блаженство ".

Неофициальное обращение к архиерею: "Владыко " (имярек ).

Сан епископа в административном отношении имеет несколько степеней .

1. Викарный епископ (или хорепископ ) - не имеет собственной епархии и помогает правящему в данной области епископу (обычно митрополиту), который может дать ему в управление приход небольшого города или группы сел, называемый викариатством.

2. Епископ управляет всеми приходами целой области, которая называется епархией. К имени епископа, которое он имеет в монашестве, прибавляется наименование управляемой им епархии.

3. Архиепископ (старший епископ) управляет епархией большего размера, чем епископ данной Поместной Церкви.

4. Митрополит - это епископ большого города и прилегающей области. При митрополите могут быть наместники в лице викарных епископов.

5. Экзарх (первоначальствующий епископ) - обычно митрополит большого столичного города. Ему подвластны несколько епархий, входящих в состав Экзархата, с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. В Русской Православной Церкви, например, на данный момент Патриаршим Экзархом всея Белоруссии является митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

6. Патриарх (отценачальник) - Предстоятель Поместной Церкви, высший чин церковной иерархии. К имени Патриарха всегда прибавляется полное наименование той Поместной Церкви, которой он управляет. Избирается из числа архиереев на Поместном Соборе. Осуществляет руководство церковной жизнью Поместной Церкви пожизненно. Некоторые Поместные Церкви возглавляются митрополитами или архиепископами. Титул Патриарха установлен Четвертым Вселенским Собором, проходившим в 451 году в городе Халкидоне (Малая Азия). На Руси Патриаршество было учреждено в 1589 году, а в 1721 году упразднено и заменено на коллегиальный орган - Священный Синод. В 1918 году на Поместном Соборе РПЦ патриаршество было восстановлено. В настоящее время существуют следующие православные Патриархаты: Константинопольский (Турция), Александрийский (Египет), Антиохийский (Сирия), Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.

Хиротония и хиротесия

Хиротония и хиротéсия - два священнодействия, коренным образом отличающиеся друг от друга. Если первое рассматривается как Таинство Священства, сообщающее особые благодатные дары поставляемым, то второе, по словам архиепископа Вениамина, является простой "церемонией, не делающей чина чтеца и иподиакона чином священства". Следовательно хиротония есть Таинство , а хиротесия - обряд, не сообщающий даров Священства , но усвояющий посвящаемому право на одну из должностей в Церкви.

Хиротония (греч . хэир - рука и тонэо - тянуть, избирать голосованием; рукоположение ) является по большому счету первым моментом Таинства Священства. Формально хиротония - это избрание лица для рукоположения . Но непосредственно за этим следуют остальные моменты поставления, поэтому термин охватывает все Таинство Рукоположения: сразу за избранием следует руковозложение и свидетельство местной церкви, которая совершает это поставление для себя.

Рукоположение в дьяконы совершается из иподьяконов, в священники - из дьяконов, в архиереи - из монашествующих священников (архимандритов). Соответственно этому существуют три чина Рукоположения. В дьяконы и священники рукополагать может один архиерей. Рукоположение в архиереи совершается собором епископов (по 1-му Правилу Святых Апостолов, - по меньшей мере, двумя епископами). Посвящение в дьякона, пресвитера и епископа совершается в алтаре, во время Литургии.

1. Хиротония дьякона - после освящения Даров, вслед за произнесением слов "и да будут милости великого Бога...".

2. Священника - после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол.

3. Епископа - перед чтением Апостола.

Хиротéсия (греч . хэир - рука и тифими - возлагаю, назначаю; руковозложение ) - богослужение, во время которого совершается поставление в церковнослужители. Поставление в чтецы совершается из мирян, в иподьяконы - из чтецов. Посвящение совершается архиереем посреди храма.

Посвящают в церковнослужители в следующие моменты богослужения.

1. В чтеца и певца - перед чтением Часов, по облачении архиерея.

2. В иподьякона - по прочтении Часов, перед началом Литургии.

Условия действительности хиротонии

Для того чтобы совершаемая хиротония была действительной, требуется соблюдение следующих условий.

1. Акт хиротонии должен осуществляться в храме (в алтаре) в собрании молящегося народа , который символически свидетельствует о достоинстве рукополагаемого: хор от лица присутствующих поет "аксиос" (то есть "достоин").

2. Хиротонии должны совершаться в определенном порядке: от низших степеней к высшим (то есть последовательно от дьяконского чина, в который рукополагают из иподьяконов) к священническому и далее к епископскому чину, не минуя ни одну из них. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней не определен в Канонах. Вальсамон в толковании на 17-е Правило Двукратного Собора отмечал: "...Рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться через 7 дней". На практике, однако, срок прохождения служения на низшей степени иногда сокращают до нескольких часов (особенно часто - при посвящении дьякона в пресвитеры).

3. Рукополагать можно только на определенное место в определенном храме. В Православной Церкви не допускается так называемое абсолютное Рукоположение без конкретного места служения новопоставленного. Шестое Правило Халкидонского Собора гласит: "Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точнаго назначения Святый Собор определил: поставление их почитати недействительным и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их".

4. Хиротония не может быть повторена . Рукоположение, однажды правильно совершенное, не повторяется ни при каких условиях, поскольку такое повторение означало бы отрицание его действительности. Зонара, толкуя 68-е Апостольское Правило, писал: "О двукратном Рукоположении можно различно думать. Ибо рукополагаемый второй раз ищет второго Рукоположения или потому, что осуждает рукоположившего его в первый раз, или потому, что от рукоположившего его во второй раз надеется принять некую бóльшую благодать Духа и освятиться, так как имеет в него веру, или, может быть, оставив священство, опять рукополагается как бы сначала, и по другим причинам. Каким бы образом ни сделал это, но и дважды рукоположенный и рукоположивший его подлежат извержению, исключая того случая, если первое рукоположение было от еретиков, ибо ни крещение еретиков не может никого сделать христианином, ни рукоположение их не сделает клириком. Итак, рукоположенных еретиками вновь рукополагать нет опасности".

5. Непременным условием действительности епископской хиротонии является то, что она не должна совершаться на место архиерея, законно занимающего кафедру .

6. 29-е Апостольское Правило гласит: "Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит, да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется".

7. Согласно 30-му Апостольскому Правилу: "Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен , и все сообщающиеся с ним". Вальсамон в толковании на 29-е и 30-е Апостольские Правила уточняет границы их применения: "Но, может быть, кто спросит, поелику 30-е Правило упоминает об одном епископе, а равно и 29-е не упоминает об иподиаконах и чтецах, то как поступить, если кто сделается по ходатайству светского начальника пресвитером, или диаконом, или иподиаконом, или чтецом? Решение: и они должны подлежать извержению и отлучению на основании последних слов настоящего 30-го Правила, где говорится, что не одни главные виновники зла извергаются и отлучаются, но и сообщники их".

Чин посвящения в чтеца и певца

Сейчас посвящение в иподьякона, как и в чтеца, совершается посреди церкви перед Литургией, по облачении архиерея. Иногда это поставление следует сразу же за посвящением в чтеца.

Чин рукоположения в дьякона

Обязанность дьяконов - помогать священнику и епископу при богослужении, управлении паствой и учительстве. Как говорится в Постановлениях Апостольских, "дьякон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера".

Рукоположение в дьякона может совершаться как на Литургиях святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого, так и на Литургии Преждеосвященных Даров. Поскольку в дьякона могут рукоположить только иподьякона, то часто на практике бывает так, что дьяконской хиротонии в тот же день предшествует посвящение во иподьякона. Обязанность епископа - "учить, священнодействовать и управлять" - не только совмещает во всей полноте звание дьякона и пресвитера, но и простирается намного дальше их ограниченных прав. На епископах лежит преимущественная обязанность наставлять и утверждать вверенную ему паству в вере, благочестии и добрых делах. И если священник выполняет аналогичные обязанности в пределах своего прихода, то для епископа, по 58-му Апостольскому Правилу, круг окормляемых им гораздо шире - это паства всех приходов его епархии. внешние

) возложение рук на правильно избранного нисходит и он поставляется во - осуществлять архиерейское служение, или во – совершать таинства и духовно руководить вверенной ему паствой, или в – помогать священнику в совершении и .

Совершается таинство священства, называемое еще рукоположением и хиротонией, (греч. «возложение рук»), на , только над лицом мужского пола, православно верующим, состоящим в первом браке или принявшим монашество, и не имеющим в предыдущее время жизни тяжких грехов, не допускающих рукоположение (что выясняется духовником).

Живущий в безбрачии и принявший священный сан, называется целибатным священником или диаконом, иначе – целибатом (лат. «неженатый»). В диакона рукополагается мирянин или , а в сан священника может быть рукоположен только уже состоящий в сане диакона. рукополагается собором (совместным совершением таинства) не менее, чем двух архиереев.

Таинство Священства

протоиерей Владимир Хулап

Священство ведет свою историю с глубокой древности. В России священники составляли особое сословие – духовенство. И за последние годы мы видим, что количество священников выросло. По каким принципам избираются эти люди, и что означает – стать священником?
Священство, прежде всего, это служение. Служение Богу и людям, служение нашим ближним.
И поэтому, конечно, для того, чтобы человек стал священником, встал на этот путь священнослужения, он должен чувствовать в своей душе призвание. То есть некий толчок, некий импульс, некий стимул, который действительно определяет направление его жизни. Ведь священство – это не просто профессия, не просто какая-то профессиональная деятельность. Священник не работает, он служит.
Священническое служение разделяется на три очень больших и важных блока. Прежде всего – это священнослужение, это совершение богослужения, прежде всего Божественной Литургии, других церковных Таинств, чинопоследований. Тем самым, священнослужение – это служение храма, служение народу Божьему через предстояние в молитве, через молитвенное делание.
Второй важный аспект – это научение. Священник – он благовестник, он миссионер, он проповедник, поэтому возвещение Евангелия, возвещение тех слов, которые говорил Христос две тысячи лет назад, тех слов, которые апостолы записали и собрали в виде книг Нового Завета, актуализация евангельской вести в современных условиях – это вторая, очень важная составляющая священнического служения. И, наконец, третья составляющая – это руководство общиной. Общины бывают разные: от небольшого деревенского прихода до огромного, многотысячного прихода кафедрального собора в большом крупном городе, в мегаполисе. Поэтому, третья функция – руководство, пастырство, наставление, созидание Церкви Божьей вот в этом конкретном месте, в тех условиях, куда Господь священника на служение поставляет.
Конечно, помимо призвания и любви к Церкви, любви к Евангелию, любви к слову Божьему, священнику остро необходимо образование. Поэтому сейчас наше священноначалие Русской Православной Церкви неоднократно говорило и принимало решения, согласно которым священником может становиться человек только после того, как он получил законченное духовное образование. Конечно, духовное образование – это необходимая, но недостаточная составляющая, это не просто какой-то набор знаний. Тот период времени, который человек проводит в духовной семинарии, позволяет разобраться в себе и понять: действительно ли это призвание Божье, действительно ли человек готов посвятить всю свою жизнь вот этому служению, самоотдаче, принесению в жертву самого себя. Не только бескровной жертвы, евхаристической, но и жертвы, действительно, каждого дня и, нередко, каждого часа своего времени или это все-таки не его. В ходе духовного образования будущие священники пробуют себя и в служении социальном нуждающимся ближним, и в служении гомилитическом, то есть проповедничеком. Они знакомятся с тем, как живут священники, в чем заключаются их основные задачи. Во время духовного обучения они как раз и делают свой выбор, принимая священный сан после окончания духовных школ или понимая, что в Церкви, помимо священнического служения, есть и другие виды служения, которое, в том числе, могут совершать и миряне.

Что означают понятия «черное» и «белое» духовенство?
Черное и белое духовенство – это отношение священника к своей семейной жизни. То есть черное духовенство – это монашествующие. Белые священники, так называемые, это священники, которые вступают в брак. Священник своей жизнью призван показывать пример, призван показывать, если не идеал, то, по крайней мере, стремиться к нему, поэтому говорит о двух максимах. Первая максима – это абсолютная аскеза, это безбрачие ради Христа. Вторая максима – это христианский брак. И поэтому уже до рукоположения, до того, как человек принимает священный сан, он должен принять решение: либо он принимает монашество, то есть всю жизнь он будет безбрачным, либо он может жениться, создать семью, но после рукоположения женитьба священника уже не возможна. Более того, если с его женой что-то случается, например, она умирает, священник второй раз вступить в брак не может. В противном случае он должен снять с себя сан. По сути дела речь в данном случае идет о том, что до принятия сана нужно обдумать всю свою жизнь, нужно понять, к чему ты предрасположен больше: к уединению, к одиночеству, к жизни в монастыре, к интенсивному богослужению, к ежедневному суточному богослужебному кругу, к более созерцательной жизни. Или ты хочешь жить той же жизнью, которой живут твои прихожане, то есть жизнью семейной, жизнью воспитания детей, жизнью созидания семьи, как малой церкви. И, поэтому, действительно, период обучения в духовной школе или период подготовки к принятию священного сана – это, в том числе, выбор одного из этих двух векторов своей жизни.
Черное духовенство, монашествующие, несут, прежде всего, служение в монастырях, может быть, исполняют какие-то церковные послушания, связанные с их свободой от мирских связей. Приходские священники, чаще всего, это священники женатые. В этом православная традиция существенно отличается от традиции Католической церкви, где существует обязательный целибат, то есть обязательное безбрачие духовенства. В Православной Церкви этого нет, и у будущего священника есть выбор. Он может сам определить свой семейный путь или путь безбрачия.

В чем смысл церковной иерархии?
Иерархия существует везде. Если мы посмотрим на окружающую нас жизнь, то иерархия существует в семье – это отец, мать и дети. Иерархия существует, начиная с первого класса в школе – это учитель и ученики. Действительно, любая организация, говоря даже со светской точки зрения, а является организацией – большой организацией, крупной организацией, к ней принадлежат миллионы верующих, поэтому эта организация также нуждается в какой-то структуре. Эта структура называется «иерархией», то есть буквально, «священной властью». Это не просто какой-то менеджмент на разных уровнях управления предприятием, фирмой. Речь идет о том, что основу этой организации заложил сам Христос в Новом Завете. В Ветхом Завете было священство, но это священство принадлежало к потомкам Аарона, колену Левия, то есть оно было родовым. Священство принадлежало определенной группе людей и передавалось по наследству. Мы видим, что Христос совершенно по другому принципу избирает двенадцать, а затем и семьдесят апостолов – тех, кому Он вручает дело благовестия Евангелия и дело созидания церковной общины. В начале, действительно, апостолы были единственными руководителями общины, но, поскольку служений в этой общине было очень много, очень рано начинается дифференциация этих различных служений. Разные функции церковных служений закрепляются за теми или иными людьми. Например, первым, как описывается в книге Деяний апостольских, возникает служение диаконов, буквально, «тех, кто служит при столах». Как мы сейчас сказали бы: служение социальных работников, то есть тех, кто распределяет пожертвования, распределяет какие-то продукты между нуждающимися членами общины. Соответственно, апостолы получают возможность для большего благовестия, большую свободу для миссионерских путешествий и так далее. Затем, когда количество церквей в Римской империи увеличивается – церквей именно как местных общин – епископы (буквально, по-гречески «блюстители») становятся преемниками апостолов. Более того, исключительно епископская структура руководства общиной тоже оказывается недостаточной. Прихожан очень много, уделить каждому внимание епископ не может, поэтому очень рано возникают священники — пресвитеры (буквально «старейшины»), затем они будут называться иереями (букв. «священнодействующими») – в качестве помощников епископов.
Таким образом, в Христианской Церкви очень рано возникает наша трехчастная иерархия. На самом высшем уровне находится епископ, или глава поместной церкви – это патриарх, который также является епископом. Затем, на приходском уровне, священник. Здесь тоже есть свои градации, в зависимости от срока служения в священном сане. Третий уровень – это диаконы. Это те, кто раньше исполнял функции социального работника, но сейчас их служение, в основном, ограничивается только литургическими функциями. Они читают ектении во время богослужения, помогают священнику совершать Литургию и другие церковные Таинства. Тем самым, эта иерархия является не самодостаточной, иерархия – это не самоцель существования церковного организма, но это, действительно, ответ на те вызовы, которые стоят перед Церковью. В истории Церкви мы видим, например, существовали диаконы не только мужчины, но были и диаконисы, то есть и женщин рукополагали в эту низшую диаконскую ступень. Помимо этих трех степеней существовали и существуют иподиаконы, чтецы, певцы и так далее, так называемые, низшие ступени, каждая из которых выполняет те или иные служения, в которых нуждается Церковь.
Опять же, порядок иерархический – это порядок не просто какого-то преимущества, превосходства, когда высшая ступень диктует что-то низшей, и этот диктат распространяется сверху вниз на каждую последующую ступень. Христос говорит о том, что тот, кто хочет быть из вас высшим, да будет всем слугой. И вот это служение – служение Богу и служение людям, служение Церкви на той ступени, на которой Господь поставил епископа, священника или диакона – является его целью жизни. Когда это служение реализуется, мы видим, что любое церковное служение: и клирика, и мирянина – оно, действительно, приносит свои настоящие плоды. Плоды, которые ожидает от нас Христос.

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...