Что значит нормативный характер. Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов


Коротко: Пени - это один из способов расчета неустойки по договору. Его особенность в том, что размер уплаты возрастает пропорционально времени, на протяжении которого одна из сторон не исполняет взятые на себя обязательства.Порядок начисления устанавливается по соглашению и по закону.

Подробно

Неустойка — самый распространенный вид обеспечения договорных обязательств. По способу расчета она делится на штраф и пени. Первый вариант — это разовая выплата,устанавливается обычно как фиксированная величина из стоимости сделки или задолженности. Во втором — она указывается в процентах от оговоренной суммы за весь период неисполнения обязательств.Рассмотрим, как рассчитать пени по договору и по закону.

Выбор формулы

Подлежащий к выплате размер пени подсчитывается как:

базовая сумма×количество дней просрочки × процентная ставка

Существует два вида неустойки.

Договорная — определяется письменным соглашением сторон. Если отсутствует условие:за каждый день периода неоплаты (другого нарушения), то это будет штраф. Его можно взыскать только однократно.

Пример 1.

Поставщик обязался поставить магазину мебель на 340 тыс. рублей в срок до 20.05.2015 года. Получатель должен оплатить товар сразу после получения. Предусмотрено условие: пени по договору — 0,2% в день от полной стоимости товара с НДС. Заказ доставили вовремя, деньги перечислены 10.06.2015 года.

340 000 × 21 × 0,002 ꞊ 14280, 00 рублей

Законная — установлена законом для отдельных видов обязательств. Штраф часто определяется как процент от MРОТ, а пени начисляются по ставке рефинансирования ЦБ РФ. Применяется, когда в договоре не указан порядок определения неустойки. Так, например, законом о закупках сельскохозяйственной продукции при задержке платежа предусмотрена оплата дополнительной суммы — 2% от размера долга за каждый день, а если период больше 30 дней — 3%. Она рассчитывается как в ранее приведенном примере.

Формула по ставке Центробанка имеет особенности.

Пример 2.

Предположим, что при заключении сделки, стороны предусмотрели, что при нарушении сроков выплачивается неустойка за каждый день просрочки: расчет производится от суммы задолженности по ставке ЦБ, установленной на дату подписания документов. Как рассчитать пени к выплате? Рассмотрим два случая.


Дополнительно. Неустойка применяется к любой стороне договора. Однако, продавец товара обязан уплатить с полученной суммы НДС. Это позиция Минфина (письмо № 03-07-11/214, 09.08.2011), ФНС (письмо № АС-4-3/12941, 09.08.2011). Она оспаривается в судах, и практика складывается в пользу налогоплательщиков. Но, если вы не готовы отстаивать свои интересы, проще включить пени в налогооблагаемую базу.

Людмила Побережных, 2015-08-26

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Расчет пени


Что такое пеня?

Перед порядком расчета пеней давайте разберемся, что такое пеня?

Пеня — это разновидность неустойки, штрафная санкция, применяемая к стороне, допустившей просрочку исполнения финансовых обязательств, исчисляемая в процентах за день просрочки от неуплаченной суммы.

Чем пеня отличается от неустойки и штрафа?

Законодательно установлено, что неустойка, штраф, и втом числе, пеня — это сумма денег, которую должник должен уплатить взыскателю при просрочке исполнения им обязательства либо ином ненадлежащем его выполнении.

Следовательно, с точки зрения закона неустойка, пеня и штраф отличий друг от друга не имеют.

Но при подписании договоров и их исполнении стороны обычно вкладывают в данные понятия разные значения. Как мы уже указали выше, под пеней понимается конкретная денежная сумма, определяемая в процентах от величины неисполненного обязательства и ее размер исчисляется в зависимости от количества дней просрочки задолженности. А штраф — это фиксированная денежная сумма, подлежащая выплате при определенном нарушении договора.

Можно ли в договоре установить большую пеню?

В договоре можно установить пеню любого размера, однако следует помнить, что в суде чрезмерно высокая пеня может быть снижена.

Можно ли снизить размер пени?

Размер пени можно снизить. В частности ст. 333 ГК РФ указывает на такую возможность.

А сложившаяся практика арбитражных судов и разъяснения, действующие для судов, подтверждают готовность судов снижать высокие штрафные санкции. Процент устанавливается, как правило, в размере двукратной ставки рефинансирования.

Обязан ли кредитор для взыскания пени доказывать наличие у него убытков?

Кредитор не обязан доказывать наличие убытков, произошедших вследствие нарушения исполнения обязательства. Данное правило закреплено законодательно. Обязанность по доказыванию отсутствия вреда полностью ложится на должника.

Что такое пени по ставке рефинансирования?

Размер пеней за просрочку обязательства может быть установлен в договоре. Если же стороны не согласовали вопрос ответственности, то применяются положения законодательства.

Законом установлено, что за удержание чужих денег, уклонение от возврата и иное нарушение обязательств начисляются проценты. Сумма процентов равна ставке рефинансирования, которая устанавливается ЦБ РФ. Подробно вопрос о расчете пеней по ставке рефинансирования рассмотрен в статье «Расчет пеней по ставке рефинансирования»

Можно ли заключить отдельное соглашение об уплате неустойки?

Соглашение об уплате неустойки отдельно от договора заключить можно. Такое соглашение заключается в той же самой форме, что и основное соглашение (если договор подписывался в письменной (не нотариальной) форме, то и соглашение об уплате неустойки подписывается в письменной форме). В этом случае оно будет легитимным.

Если размера платежа недостаточно для погашения всего долга, что гасится в первую очередь: основной долг или пеня?

Если суммы недостаточно для погашения всего долга и пеней, то вначале погашаются пени, затем — основная сумма долга. Если кредитор понес издержки, связанные с исполнением обязательства должником, то издержки подлежат погашению в первую очередь. Иной порядок может быть изменен только положениями подписанного сторонами договора.

Может ли судья самостоятельно по своей инициативе снизить размер неустойки?

Суд по своей инициативе снижать размер неустойки не может.

Расчет суммы неустойки и других штрафных санкций по договору

Необходимо письменное заявление должника, в котором приведены доводы, подтверждающие возможность снижения неустойки. Данное правило является результатом сложившейся судебной практики и закреплено в разъяснениях Высшего арбитражного суда РФ.

Как рассчитать пеню?

Формула расчета пени.

Пеня = сумма задолженности * количество дней просрочки * % пени за день просрочки.

Пример расчета пени.

Сумма долга — 1 млн. рублей.

Количество просроченных дней — 9 (дата платежа - 03.02.2014, просрочка начинается с 04.02.2014, долг погашен 12.02.2014).

Пеня, предусмотренная договором — 0,5% в день.

Таким образом, пеня = 1 млн. руб. * 9 дней просрочки * 0.5% = 45 000 руб.

Расчет пени по ставке рефинансирования.

Неустойку по двойной ставке рефинансирования рассчитывают, когда просят суд снизить договорную неустойку до ее размеров (в настоящий момент 8,25% * 2).

Если неустойка рассчитывается по двойной ставке рефинансирования, то формула будет следующей:

сумма задолженности * количество дней просрочки * ставка рефинансирования * 2 / 365 дней.

При этом, в отличии от вышеуказанного расчета неустойки, надо помнить правило: для любого месяца количество дней равно тридцати, подробнее в статье «Расчет пеней по ставке рефинансирования».

Однократная ставка рефинансирования применяется, когда стороны вообще забыли предусмотреть взыскание неустойки.

Онлайн калькулятор расчета пени

Как оформить неустойку

Подписание договора на оказание услуг или куплю-продажу товара - неотъемлемая часть бизнеса и повседневной жизни.

Заключая договор с подрядчиком на строительство дома, вы оговариваете сроки сдачи объекта. Составляя договор купли-продажи с поставщиком товаров, вы также фиксируете сроки, количество и качество товара. И обязательно одним из пунктов любого договора должен быть пункт об оплате неустойки стороной, не выполнившей свои обязательства по контракту. Иначе убытки нельзя будет возместить даже через суд.

Что нужно знать при оформлении соглашения о неустойке

При возникновении обстоятельств, при которых вы имеете право по договору требовать неустойку, вы в первую очередь должны написать претензию второй стороне договора с требованием оплаты неустойки.

В своей претензии вы должны детально описать основания для такого требования.

Обязательно укажите сумму неустойки с подробным расчётом.

Проследите за тем, чтобы вы получили уведомление о получении претензии второй стороной договора.

Неустойка может быть фиксированной суммой или составлять некоторый процент от суммы контракта. Это условие оговаривается ещё на стадии заключения контракта и фиксируется в дополнительном соглашении к контракту.

Соглашение о неустойке всегда должно быть оформлено в письменной форме, не смотря ни на какие другие устные договорённости. Если требование о письменной форме не соблюдено, то соглашение о неустойке считается недействительным.

Соглашение о неустойке не нужно заверять у нотариуса в отличии от основных обязательств.

Требование об уплате неустойки нужно оформить до того, как будет оплачена основная сумма по контракту. Если вы этого не сделаете, вы теряете право на такое требование.

Существуют стандартные формы/бланки для оформления неустоек и претензий с чётким перечнем всех позиций, которые вы должны заполнить, подписать и отправить второй стороне договора.

Форма бланка должна содержать как минимум следующие пункты:

  • Кому: полное наименование организации
  • почтовый адрес
  • ИНН субъекта, которому адресована претензия
  • ФИО и должность руководителя От:
  • полное наименование организации
  • почтовый адрес
  • ИНН субъекта, заявителя
  • ФИО и должность руководителя Претензия — причина претензии
  • сумма претензии, стоимость одной единицы товара, неустойка
  • ссылка на контракт
  • описание товара, количества, сроков
  • описание условий оплаты
  • полный расчёт неустойки

К бланку приложите все сопутствующие документы, как контракт, счета, накладные и другие документы, имеющие отношение к делу.

Покупая товар в магазине, вы также заключаете своего рода контракт на куплю-продажу товара с продавцом. Если товар оказался некачественным в соответствии с законом «О защите прав потребителя», вы имеете право требовать неустойку.

Но для каждого вида товаров существуют свои правила и исключения.

Есть категория товаров, к которым можно предъявить претензию в течение определённого срока (например, 2 лет), если не вышел срок годности товара. Для этого нужно провести независимую экспертизу и получить заключение. С этим заключением вы можете обратиться в магазин и потребовать возврат денег.

Если вы отдали товар в ремонт по гарантии, а вам не ремонтируют его в обещанные сроки, вы имеете право требовать неустойку за нарушение сроков.

Совет 1: Как рассчитать пеню за просрочку платежа

Согласно закону сумма неустойки может составлять 1% от стоимости товара за каждый день задержки. Не забудьте написать претензию в двух экземплярах и предоставить оба в ремонтную мастерскую или сервисный центр - на одном из экземпляров работники сервиса должны поставить отметку о том, что они получили вашу претензию. Деньги вам должны заплатить в течение 10 дней. Если этого не произошло, вы вправе обратиться в суд для взыскания.

Количество преступлений в России

Неустойка по договору

Неустойкой называют определенную законом либо договором денежную сумму, которую должник обязан выплатить кредитору при неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательств — в частности, при просрочке. Исходя из оснований возникновения неустойки, выделяют законную и договорную неустойки.

Право на взыскание законной неустойки наступает вне зависимости от воли контрагентов.

Как рассчитать неустойки при аренде правильно

Особенность неустойки, установленной законом в том, что она призвана обеспечивать обязательство, которое может возникнуть в будущем. Такая неустойка предусмотрена законом в определенных случаях — например, при невыплате алиментов от нее невозможно отказаться или уменьшить ее размер.

Что такое неустойка по договору?

Неустойка по договору (договорная, добровольная) может быть установлена по взаимному соглашению сторон в соответствии с их доброй волей за любое нарушение обязательств. Законодательство предоставляет сторонам свободу в определении нарушений, за которыми может последовать взыскание неустойки, в установлении размера неустойки, порядка ее исчисления и т.

д. При установлении такой неустойки необходимо следовать требованиям Гражданского кодекса о письменной форме соглашения о возмещении неустойки (вне зависимости от формы основного обязательства) и соразмерности последствиям предполагаемого нарушения (в противном случае, суд может существенно уменьшить ее размер). В соглашении неустойка может носить название штрафа либо пени, и быть выражена в процентах либо составлять фиксированную сумму.

Если кредитор хочет произвести взыскание неустойки по договору — он не должен доказывать причинение ему убытков. Именно неустойка по договору наиболее полно защищает интересы сторон и отражает особенности определенных обязательственных правоотношений.

Порядок взыскания неустойки по договору

Для начала попробовать взыскать неустойку можно в добровольном порядке. Для этого рассчитывается ее сумма и составляется письменная претензия в адрес должника. В претензии, помимо суммы неустойки, необходимо предоставить должнику срок для уплаты. Если же обязательство по уплате неустойки выполнено не будет – вопрос можно решать уже в судебном порядке путем направления искового заявления о взыскании неустойки за просрочку поставки товара.

Иск о взыскании неустойки подается в письменной форме в мировой, районный или арбитражный суд (в зависимости от обстоятельств) по месту жительства одной из сторон, участвующих в деле. В заявлении необходимо указать следующую информацию: наименование суда; фамилию, имя, отчество истца (наименование организации), его место проживания, а также фамилию, имя, отчество представителя и его место проживания, если исковое заявление подается в суд представителем; фамилию, имя, отчество ответчика (наименование организации), его место проживания; суть нарушения прав и законных интересов заявителя и его ходатайства; основания для предъявления требований истца, доказательства, которые подтверждают эти основания; сведения о досудебных разбирательствах; перечень прилагаемых к исковому заявлению документов, их копии; копии искового заявления по количеству ответчиков и третьих лиц; документ, подтверждающий оплату государственной пошлины, в соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации; подпись истца либо его представителя.

Составление таких документов, как претензия и исковое заявление о взыскании неустойки по договору, лучше доверить специалистам нашей компании, которые имеют многолетний опыт подготовки процессуальных документов.

Профессиональная юридическая помощь при взыскании неустойки по договору

Пени - это один из способов расчета неустойки по договору. Его особенность в том, что размер уплаты возрастает пропорционально времени, на протяжении которого одна из сторон не исполняет взятые на себя обязательства.Порядок начисления устанавливается по соглашению и по закону.

 

Неустойка — самый распространенный вид обеспечения договорных обязательств. По способу расчета она делится на штраф и пени. Первый вариант — это разовая выплата,устанавливается обычно как фиксированная величина из стоимости сделки или задолженности. Во втором — она указывается в процентах от оговоренной суммы за весь период неисполнения обязательств.Рассмотрим, как рассчитать пени по договору и по закону.

Выбор формулы

Подлежащий к выплате размер пени подсчитывается как:

базовая сумма×количество дней просрочки × процентная ставка

Существует два вида неустойки.

Договорная — определяется письменным соглашением сторон. Если отсутствует условие:за каждый день периода неоплаты (другого нарушения), то это будет штраф. Его можно взыскать только однократно.

Пример 1.

Поставщик обязался поставить магазину мебель на 340 тыс. рублей в срок до 20.05.2015 года. Получатель должен оплатить товар сразу после получения. Предусмотрено условие: пени по договору — 0,2% в день от полной стоимости товара с НДС . Заказ доставили вовремя, деньги перечислены 10.06.2015 года.

340 000 × 21 × 0,002 ꞊ 14280, 00 рублей

Законная — установлена законом для отдельных видов обязательств. Штраф часто определяется как процент от MРОТ, а пени начисляются по ставке рефинансирования ЦБ РФ. Применяется, когда в договоре не указан порядок определения неустойки. Так, например, законом о закупках сельскохозяйственной продукции при задержке платежа предусмотрена оплата дополнительной суммы — 2% от размера долга за каждый день, а если период больше 30 дней - 3%. Она рассчитывается как в ранее приведенном примере.

Формула по ставке Центробанка имеет особенности.

Пример 2.

Предположим, что при заключении сделки, стороны предусмотрели, что при нарушении сроков выплачивается неустойка за каждый день просрочки: расчет производится от суммы задолженности по ставке ЦБ, установленной на дату подписания документов. Как рассчитать пени к выплате? Рассмотрим два случая.


Дополнительно. Неустойка применяется к любой стороне договора. Однако, продавец товара обязан уплатить с полученной суммы НДС. Это позиция Минфина (письмо № 03-07-11/214, 09.08.2011), ФНС (письмо № АС-4-3/12941, 09.08.2011). Она оспаривается в судах, и практика складывается в пользу налогоплательщиков. Но, если вы не готовы отстаивать свои интересы, проще включить пени в налогооблагаемую базу.

Нормативной правовой акт – это источник права, из которого возникает государственное регулирование как способ выражения социального интереса субъектов права, имеющий установленную форму, закрепляемый посредством особого рода Правотворческих процедур и предназначенный для реализации данного интереса путем общеобязательности.

В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками :

1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая заключается в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также Правотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их подписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел "Обязательное право", глава "Исполнение обязательств", статья "Досрочное исполнение обязательства").

Итак, нормативно-правовой акт – это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим .

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию . Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

– на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

– на акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

– на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Закон . Это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Из данного определения вытекают признаки закона как основного источника права, как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой:

1) законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;

2) законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

3) законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;

4) законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо тугого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;

5) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по отношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты . Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

1. Общие подзаконные акты . Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся Правотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

2. Местные подзаконные акты . Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.

3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).

4. Внутриорганизационные подзаконные акты . Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

И последнее. В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Акты судебной власти . Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.

Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.

Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах свой компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел (примером таких норм будут постановления Верховного суда).

Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности, и принципов данной системы права.


Похожая информация.


Признаки нормативно - правового акта (отличия от других документов)

  • 1. Исходит от всего населения (в случае принятия на референдуме) или от органов государственной власти.
  • 2. Содержит нормы права.
  • 3. Создается в особом, процессуальном порядке.
  • 4. Оформляется в определенном виде
  • 5. Образует единую, иерархическую систему.
  • 6. Обязательно доводится до сведения населения.

Классификация нормативно - правовых актов

Для упорядочивания нормативно - правовых актов используется различные классификации и способы систематизации нормативно - правовых актов.

Основания для классификации:

  • 1. Юридическая сила нормативно - правовых актов.
  • 2. Содержание нормативно - правового акта.
  • 3. Субъекты, издавшие нормативно правовые акты.
  • 4. Объем и характер действия нормативно - правового акта.

Юридическая сила нормативно - правового акта отражает его место в иерархической системе нормативно - правовых актов.

Наибольшей юридической силой обладает Конституция РФ - основной закон государства.

Все множество нормативно - правовых актов по юридической силе делится на 2 подмножества:

  • 1. Законы
  • 2. Подзаконные нормативно - правовые акты.
  • 1. Однородные нормативно - правовые акты.
  • 2. Комплексные нормативно - правовые акты.

Однородные нормативно - правовые акты содержат нормы права, относящиеся к одной отрасли права.

Комплексные нормативно - правовые акты относятся к разным отраслям права.

Пример однородных нормативно - правовых актов:

Трудовой кодекс РФ

Пример комплексного нормативно - правового акта:

Федеральный закон «Об образовании».

По субъектам, издавшим нормативно - правовой акт, выделяют:

  • 1. Нормативно - правовые акты органов законодательной власти (законы).
  • 2. Нормативно - правовые акты органов исполнительной власти (подзаконные нормативные акты).
  • 3. Нормативно - правовые акты органов судебной власти (постановления).

По объему и характеру действия нормативно - правовые акты подразделяются на:

  • 1. Акты общего действия.
  • 2. Акты ограниченного действия.

Акты общего действия распространяются на все населения государства.

Акты ограниченного действия распространяются только на определенный контингент лиц (например, для беженцев).

По кругу лиц, на которых распространяется действие акта, выделяют общие и специальные акты.

Общие распространяют свое действие на всех граждан.

Специальные - на определенную категорию граждан (пенсионеров, студентов и др.).

Характеристика основных способов систематизации НПА.

Систематизация - упорядочивание.

Коллизия - столкновение.

Кодекс - книга.

Существуют следующие основные способы систематизации нормативно - правовых актов:

  • 1. Инкорпорация.
  • 2. Кодификация.
  • 3. Консолидация.

Инкорпорация - это объединение в сборнике действующих НПА без изменения их содержания.

Кодификация - это деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующих НПА путем принятия нового кодифицированного акта (при кодификации устраняются коллизии норм из разных НПА).

  • 1. Основами законодательства.
  • 2. Кодексами.
  • 3. Уставами.
  • 4. Положениями.

Консолидация - это деятельность, направленная на объединение множества нормативно - правовых актов, касающихся определенной сферы общественных отношений, в один укрупненный акт.

Консолидация является промежуточным шагом к кодификации.

Нормативный правовой акт - это именно акт нормативного характера. По своему непосредственному содержанию он является носителем, местом пребывания, фактическим источником юридических норм.

Короткие определения обречены быть неполными, фрагментарными. Более глубокое проникновение в природу и сущность нормативного правового акта требует изучения его признаков. За многие десятилетия усилий ученые выявили и исследовали огромное количество признаков нормативного правового акта. Мы рассмотрим те, которые видятся актуальными и необходимыми применительно к современным условиям. Таким образом, нормативный правовой акт - это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается языком, использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т.п.).

Признаки нормативных правовых актов:

1) Нормативный правовой акт несет волевое содержание . Относительно того, чью волю призван воплощать и реально воплощает данный акт, постоянно ведутся споры. Наиболее простым и распространенным является увязывание нормативного правового акта и государственной воли. По мнению С.С. Алексеева, независимо от органа или организации, принявших акт, "во всех случаях он выражает волю государства. Отсюда его властность, авторитарность" . Позитивистские традиции имеют давние корни, были отражены еще в работах Г.Ф. Шершеневича. Он отмечал, что "норма права исходит непосредственно от государственной власти, составляет прямое выражение воли органов власти" . Именно этот признак представляется исследователю принципиальным для выделения нормативных правовых актов из числа иных форм права. Г.Ф. Шершеневич допускает возникновение определенных форм вне государства (обычного права, канонов). Различие в том, что нормативные акты государство создает, а иные формы оно санкционирует .

2) Официальный характер также выступает немаловажным признаком нормативного правового акта. Издаваемый органами государственной власти или иными уполномоченными органами, акт несет на себе отпечаток силы, его породившей. Официальный характер нормативные правовые акты получают в ввиду его связи с государством.

Согласно пункту 11 статьи 1 данного закона нормативный правовой акт - письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие.

Тот факт, что нормативный правовой акт предназначен для государственной организации общественных отношений, требует взаимодействия информационных потоков в системе "государство - общество". Эту роль выполняет опубликование нормативных правовых актов для ознакомления адресатов предписаний с его содержанием. Именно в связи с официальным характером нормативных правовых актов устанавливаются повышенные требования к процедуре доведения их содержания до сведения других лиц. Способы осуществления этой деятельности за прошедшие столетия развивались и совершенствовались. Ввиду отсутствия периодических печатных изданий и всеобщей безграмотности требование письменной формы не могло быть осуществлено ранее ХХ века. Оглашение на площади, вырубание на камнях - вот первоначальные способы доведения до сведения. Но с развитием общества эти способы были потеснены более продвинутыми технологиями.

С учетом сказанного отметим, что опубликование как завершающая стадия законодательного процесса имеет огромное значение. С ним связано действие нормативных правовых актов. Процедура этой деятельности нуждается в детальном правовом регулировании. Благодаря ее точному исполнению нормативный правовой акт получает государственный официальный характер.

3) Правовой акт входит в единую систему , осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует систему актов. Тем не менее, этот признак представляется важнейшим, так как только в связи с ним нормативные правовые акты и могут выполнять стоящие перед ними задачи. Она выражается в иерархическом построении нормативных юридических актов, в их соподчинении, при котором каждый акт занимает строго определенную ступень в иерархической структуре.

Необходимая иерархичность имеет место в случае наличия ясных законодательных оснований классификации нормативных правовых актах по основаниям, включая юридическую силу. Система законодательства включает нормативные правовые акты в строгой последовательности. А компетентные органы государственной власти должны осуществлять законные действия по защите этой системы от нарушений.

4) Всеобщий характер также выступает важным признаком нормативного правового акта. Он непременно должен содержать общие предписания в виде норм права и рассчитан на многократное применение. Нормативные правовые акты содержат правовые нормы, т.е. правила поведения общего характера, направленные на регулирование общественных отношений того или иного определенного вида".

5) Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов. Это свойство является основополагающим для права в целом, т.к. именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства. Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.

Что касается типичности как проявления нормативности, отметим следующее. Ответственность законодателя состоит в том, чтобы верно установить те общественные отношения, которые возникли в общественной практике, и их дальнейшее функционирование без юридического механизма затруднительно или невозможно. Так возникает большинство законов. Например, компьютерная техника в своем развитии входит во взаимодействие с человеческим обществом. Законодатель, реагируя на это взаимодействие, создает акты, направленные на регулирование отношений по поводу технических и виртуальных объектов.

Труднее задача законодателя в случае проектирования им тех отношений, которые в реальной жизнь пока отсутствуют, но с необходимостью возникнут. Так, например, создаются законы об органах власти и должностных лицах, о порядке их формирования, компетенции. Особенность публичных отношений в том, что возникнуть в жизни без правовых норм они не могут, т.к. их субъекты не создаются явочно, а действовать должны компетентно. Возможно, особенностями их перспективной типичности предопределяется уязвимость таких законов. Они создаются путем проб, дальнейшего корректирования, отмены неудачных решений.

Таким образом, типичность отношений сообщает акту нормативный характер. Он одинаково предназначен для всех субъектов, не адресован никому персонально. Благодаря этому признаку право может выступать мерой, равным масштабом поведения для других лиц.

6) Для характеристики нормативного правового акта исключительно большое значение имеет его документарная природа . В научной литературе высказано мнение о тройственной природе нормативного правового акта, который выступает и как источник права, и как форма права, и как акт-документ. Юридической техники понимается как, "средства и приемы документарного выражения нормативного акта,… средства и приемы специально-юридического изложения их содержания". Действительно особая природа и предназначение нормативных правовых актов требуют четкого установления формы документа, требований к языку и стилю изложения. Относительно языка нормативных правовых актов Г.Ф. Шершеневич отмечал, что "законодатель стремится дать предельно ясное и четкое, словесное выражение каждой правовой нормы, чтобы наиболее полно, определенно и вместе с тем просто и доступно передать ее содержание, обеспечить единообразное понимание и исполнение правовых норм" .

Вопросы формы, структуры и текста не достаточно освещены в законах. Этот пробел восполняется в подзаконных актах. Они же регулируют вопросы юридической техники применительно к законам.

7) Для проникновения в сущность нормативного правового акта важны процедурные вопросы . Так, например, Г.Ф. Шершеневич указал, что "признак закона состоит в том, что воля органов государственной власти, творящей норму права, должна выразиться в установленном заранее порядке" . Этот признак представлялся ему столь значительным, что он предлагает в зависимости от его реализации определять политический режим государства: "Если в конституционных государствах, - пишет ученый, - граждане стремятся оградить себя твердым законодательным порядком от произвола исполнительных органов, то при абсолютном режиме монарх заинтересован в том, чтобы подданные знали и выполняли его волю, а для этого он должен установить форму, которая служила бы для подданных ручательством, что дошедшее до них повеление выражает действительную волю монарха" .

Значение процедурных вопросов исключительно велико, что подчеркивается возможностью отмены нормативных правовых актов в случае нарушения порядка их принятия. Этот вопрос становился предметом рассмотрения высших судебных инстанций.

8) Правовой акт издается уполномоченными субъектами в пределах их компетенции . Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому правотворческому органу предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания. Например, Президент РК создает только указы и распоряжения. Компетенция органов устанавливается в соответствующих юридических нормах. Каждому органу определен круг вопросов, которые он управомочен решать. Выход за эти пределы представляет собой нарушение компетенции.

9) Нормативный правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений . Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

Для характеристики нормативных правовых актов важны адресаты их предписаний, т.к. их отношения выступают предметом правового регулирования. Очевидно, что общественные отношения могут возникать между людьми (как индивидами, так и их коллективами). Не все отношения нуждаются в правовом воздействии и далеко не все могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.

С учетом сказанного можно выделить следующие признаки нормативного правового акта:

1) волевое содержание;

2) официальный характер;

3) входит в единую систему;

4) всеобщий характер;

5) нормативность;

6) документарная природа;

7) принимается в специальной процедуре;

8) издается управомоченными органами и лицами;

9) регулирует общественные отношения.

Таким образом, понятие нормативного правового акта находится в постоянном развитии. Сохраняются основополагающие признаки этого феномена, такие как его связь с органами государственной власти, поддержка принудительной силой государства. Тем не менее, основания для удовлетворения современным состоянием нормативных правовых актов нет. Многочисленные примеры судебной практики свидетельствуют о том, что граждане, организации не видят в актах государства абсолютной истины. Как только политический режим допустил саму мысль об отсутствии священного происхождения и незыблемости актов государства, их система стала сыпаться под настойчивыми ударами заявителей в суде. Пиетет, как необходимая составляющая силы государства, практически исчез. Его место занимает желание любыми способами защитить свой интерес, даже если это борьба против государства и его актов. Все это явно свидетельствует о том, что нужны новые подходы к доктрине нормативных актов. Существует острая потребность придания ей юридической силы. Не случайно мы столь большое внимание уделяли социологическим школам в части их взглядов на авторитет Законодателя. Убежденность граждан в их сопричастности к деятельности государства, растворение воли всех в воле государственных предписаний, согласие с ограничениями, вера в обоснованность запретов - все это сделает авторитет нормативного правового акта действительным. Есть другие формы права, которые все это имеют в силу своего происхождения и сущности. Именно об этом должен помнить независимый и неприкосновенный Законодатель.

Выбор редакции
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...

Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...

В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...

Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...
Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...
В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...