Cочинение «Образ Мастера. Cочинение «Образ Мастера Мастер и маргарита жизнь мастера


Образ Мастера в романе Булгакова во многом автобиографичен. По образованию Мастер – историк, до описываемых в романе событий он работал в музее. Однажды он купил лотерейный билет и выиграл крупную сумму. После этого Мастер ушел с работы и решил воплотить свою мечту в жизнь: написать роман о Понтии Пилате. Именно в это время герой встретил Маргариту – свою любовь. Эта женщина становится помощницей Мастера и его верной спутницей. Именно она дала герою имя Мастер, восхищаясь его произведением и считая поистине талантливым. Однако представители литературной среды считают иначе. Когда Мастер дописал свое произведение и отнес в редакцию, отрывок напечатали. В результате на Мастера, как и на самого Булгакова, начинаются резкие гонения.

Мастер не смог выдержать такого натиска и сжег роман в печи, после чего с ним случился нервный припадок. Это случилось в отсутствие Маргариты, не найдя ни у кого поддержки, Мастер идет в психиатрическую больницу.

Выбирается герой оттуда нескоро, с помощью Маргариты, которой помогает Воланд и его свита. За любовь, терпение и преданность Мастера и Маргариту награждают покоем. Их тела в Москве умирают, но души их остаются живы - они переносятся в другое время, где Мастер сможет творить.

Мы встречаемся с героем всего несколько раз. Мы знакомимся с ним в главе «Явление героя» и понимаем, что именно он будет центральной фигурой романа. Однако он присутствует в произведении «заочно». Его образ проходит тенью через весь сюжет романа, но сам персонаж появляется на сцене редко. Сам герой рассказывает о себе немного: о сочиненном и сожженном романе, об аресте и заточении в клинике для душевнобольных. Все остальные события из жизни Мастера освещают нам другие герои.

Воланд освобождает Мастера из больничной палаты и позволяет Маргарите встретиться с возлюбленным. Азазелло освобождает героя от бренной жизни, отравив Мастера и Маргариту. Герои обретают вечный покой. Судьба Мастера и Маргариты лежит в основе сюжета романа Булгакова, соединяет разрозненные части повествования сюжетно, символически и событийно.

Показательно, что Мастер награждается покоем, но он не заслужил света. На первый взгляд кажется, что причиной тому – его взаимодействие с Воландом. Но это не так. Он создал роман о Понтии Пилате и прототипе Христа - Иешуа Га-Ноцри. Иешуа отстаивал свои убеждения, он пошел на смерть, но не отказался от них, тогда как Мастер сдался, он отрекся от своего творения, не сопротивлялся тем трудностям, которые принес ему роман. Поэтому он недостоин света, как Иешуа Га-Ноцри.

В романе образ Мастера является одним из главных персонажей. Это подчеркивает и решение автора запечатлеть его в названии произведения. Характеристика мастера в романе «Мастер и Маргарита» – это противопоставление чистой и искренней души, умеющей любить, чувствовать и созидать современному обществу.

Прием отсутствия имени собственного в наименовании персонажа

Перед читателем предстает человек «с острым носом, встревоженными глазами… примерно лет тридцати восьми». Таков портрет мастера. «Мастер и Маргарита» – роман достаточно противоречивый. Одним из противоречий является наименование героя.

Для создания образа Михаил Булгаков использует достаточно распространенный прием – безымянность героя. Однако если во многих произведениях отсутствие имени собственного в наименовании персонажа объясняется лишь собирательностью образа, в романе «Мастер и Маргарита» этот прием имеет более расширенную цель и конкретную идею. Безымянность героя подчеркивается в тексте дважды. Первый раз он принял то, как называла его возлюбленная – мастером. Второй же раз в клинике для душевнобольных в разговоре с поэтом Бездомным он сам подчеркивает отречение от имени. Он признает, что утратил его и стал пациентом № 118 из первого корпуса.

Индивидуальность личности Мастера

Безусловно, в образе Мастера Булгаков показал обобщенный образ настоящего писателя. В то же время наименование героя Мастером подчеркивает и его индивидуальность, особенность, отличие от других. Он противопоставляется писателям МОССОЛИТа, думающих о деньгах, дачах и ресторанах. К тому же тематика его романа нестандартна. Мастер понимал, что его творение вызовет полемику и даже критику, однако все равно создал роман о Пилате. Именно поэтому в произведении он не просто писатель, он Мастер.

Однако в рукописях и личных документах, вопреки правилам писать имя персонажа с заглавной буквы, Булгаков всегда указывал его с маленькой, тем самым подчеркивая невозможность героя противостоять системе и ценностям современного ему общества, стать известным советским писателем.

Счастливый билет

Жизнь Мастера в романе «Мастер и Маргарита» имеет несколько этапов. Когда читателю предоставляется познакомиться с этим персонажем, он кажется человеком весьма удачливым. Историк по образованию, он работает в музее. Выиграв 100 тысяч рублей, он оставляет постоянное место работы, арендует уютный подвальчик с садиком за окном и принимается за написание романа.

Главный подарок судьбы

Со временем судьба преподносит ему еще один сюрприз – настоящую любовь. Знакомство Мастера и Маргариты происходит как данность, как неминуемая судьба, почерк которой поняли оба. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Так поражает молния, так поражает финский нож!» – вспоминал Мастер в клинике.

Период отчаяния и безнадежности

Однако удача исчезает с момента написания романа. Его не хотят брать в печать. Тогда возлюбленная уговаривает его не опускать руки. Мастер продолжает искать возможности выдать книгу. И когда в одном из литературных журналов вышел отрывок его романа, на него посыпались горы жестокой уничтожающей критики. Когда дело его жизни провалилось, Мастер, несмотря на уговоры и любовь Маргариты, не находит в себе сил бороться. Он сдается перед непобедимой системой и оказывается в клинике для душевнобольных профессора Стравинского. Там начинается следующий этап его жизни – период смиренности и тоски.

Его состояние читатель видит в диалоге с Бездомным, когда Мастер тайно проник к нему ночью. Он называет себя больным, не хочет больше писать и сожалеет о том, что вообще создал роман о Пилате. Он не хочет восстановить его, и также не стремиться выйти на волю и отыскать Маргариту, чтобы не портить ей жизни, втайне надеясь, что она уже забыла его.

История поэта Бездомного о встрече с Воландом несколько оживляет Мастера. Но он лишь сожалеет, что сам не встретился с ним. Мастер считает, что он потерял все, ему идти некуда и незачем, хотя у него есть связка ключей, которую он считает своим самым дорогим богатством. Характеристика Мастера этого периода – описание сломленного и запуганного человека, смирившего со своим бесполезным существованием.

Заслуженный покой

В отличие от Мастера, Маргарита более деятельна. Она готова на все, чтобы спасти своего возлюбленного. Благодаря ее усилиям Воланд возвращает его из клиники и восстанавливает сожженную рукопись романа о Понтии Пилате. Однако Мастер даже тогда не верит в возможное счастье: «Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Он надеется, что Маргарита одумается и покинет его нищего и несчастного.

Но вопреки его желанию Воланд дает роман на прочтение Иешуа, который, хотя и не может забрать Мастера к себе, но просит сделать это Воланда. Хотя в большей степени Мастер предстает пассивным, бездейственным и сломленным, он отличается от общества москвичей 30-х годов самоотверженной любовью, честностью, доверчивостью, добротой и бескорыстием. Именно за эти моральные качества и уникальный художественный талант высшие силы дарят ему еще один подарок судьбы – вечный покой и общество любимой женщины. Так, история Мастера в романе «Мастер и Маргарита» заканчивается счастливо.

Тест по произведению


Поэт сам выбирает себе тему для своих произведений

А. С. Пушкин

Одной из тем, раскрытых Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», является тема творчества. В чём величие и в чём слабость художника-творца, какие произведения заслуживают славы и бессмертия, а какие обречены на забвение, – эти вопросы, несомненно, волновали писателя и нашли своё отражение в его произведении.

В центре романа – судьба Мастера, написавшего исторический роман о Понтии Пилате, пятом прокураторе Иудеи, подписавшем смертный приговор бродячему философу Иешуа Га-Ноцри.

Чем же провинился нищий философ, которого прокуратор отправляет на казнь? Дело в том, что Иешуа высказал мысль о том, что всякая власть является насилием над людьми и что придёт время, когда всё изменится. Человечество войдёт в царство истины и справедливости, где не нужна будет никакая власть.

Так писатель в своём романе затрагивает самую волнующую тему – тему свободы. Его Мастер был свободен, когда писал свой роман. Историк по профессии, он работал в музее, занимался переводами, когда неожиданно выиграл сто тысяч рублей. Он смог оставить службу и заняться любимым делом, то есть полностью отдаться творчеству. Материальная независимость для писателя – факт немаловажный, и Булгаков на собственном опыте знал об этом. Ему революция принесла не освобождение от эксплуатации, а потерю дома, распад семьи, голод и нищету. Он вспоминал: «Работать приходилось не просто, а с остервенением. С утра до вечера, и так каждый день без перерыва, а иначе не выживешь». В числе погибших Михаил Булгаков быть не хотел.

А для его Мастера наступил «золотой век», когда с ним случилась ещё более удивительная вещь: он неожиданно встретил любовь, мгновенно поразившую его сердце, – прекрасную женщину, по имени Маргарита. Она первая назвала его Мастером, она сулила ему славу и говорила, что в его романе заключена вся её жизнь.

Испытания для героя начались уже после создания его произведения. Он впервые столкнулся с миром литературы, и злобная критика обрушилась на него. Вопросы, которые задавали ему, казались ему сумасшедшими. Его не спрашивали по существу романа, а интересовались кто он такой, откуда взялся, давно ли пишет и кто его надоумил «сочинить роман на такую странную тему». Смех, удивление, потом страх и, наконец, душевная болезнь стали уделом Мастера. Он сжигает рукопись романа и прячется ото всех, даже от любимой женщины.

Отказ от борьбы за истину и любовь сыграли роковую роль в судьбе героя. Сам Булгаков по этому поводу высказывался так: «Писатель должен быть стойким, как бы ни было ему трудно. Без этого литературы не существует».

Страх несовместим со свободой человеческого духа и губителен для творчества. Любое насилие приводит к искажению истины. В процессе творческого созидания человеческая душа как бы озаряется светом, то есть наступает то состояние, которое писатели и поэты называют вдохновением. Но даже самый выдающийся талант гибнет, если он не чувствует себя свободным, если ему указывают о чём и как писать.

На первых страницах романа литератор Берлиоз рассуждает об антирелигиозной поэме, которую по его заказу написал молодой поэт Иван Николаевич Бездомный и которой он остался недоволен. Булгаков с тонкой иронией отмечает при этом: «Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, но Иисус в его изображении получился как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж».

Эти рассуждения Иван Бездомный слушает очень внимательно, не пытаясь их оспорить и соглашаясь с ними «на все сто». К этому времени Иван Николаевич уже достиг определённой известности, его стихи печатаются в «Литературной газете». Однако, попав впоследствии в клинику для душевнобольных и познакомившись с Мастером, Иван вдруг почувствовал необъяснимое отвращение к поэзии, собственные стихи стали казаться ему неприятными. И в конце книги, прощаясь с ним, Иван говорит: Я ведь слово своё сдержу, стишков больше писать не буду. Я другое хочу написать».

Это «другое» суждено написать далеко не каждому, кто берётся за перо. Так, в качестве второстепенного персонажа в романе изображён поэт Рюхин, который доставляет Ивана в лечебницу. «Балбес и бездарность Сашка» – такую характеристику даёт своему коллеге Иван Николаевич. Это «кулачок», сочинивший к Первому Мая заказные стишки («взвейтесь!» да «развейтесь!»). В скверном настроении возвращается Рюхин в Москву. Он вспоминает обидные слова, брошенные Бездомным ему прямо в лицо. И горе заключалось в том, что всё в этих словах было правдой. «Отчего мои стихи дурны? – размышлял Рюхин. – Да, не верю я в то, что пишу».

Грузовик остановился у поворота, и металлический Пушкин, чуть наклонив голову, смотрел на бульвар. «Вот пример удачливости, – думал Рюхин и не мог понять, что же особенного было в пушкинских стихах.

Так в чём же заключается тайна этого чуда, когда самые простые слова звучат так удивительно и неповторимо? Как, рисуя самые скромные картины природы и бытия, великие поэты передают читателю нечто сокровенное и значительное. Возможно, что никто и никогда не скажет об этом со всей определенностью. Одно ясно: только свободное творчество способно достичь успеха, мужество и бесстрашие души необходимы художнику, чтобы его произведение дошло до читателя в первозданном виде.

Именно этого не смог достичь Мастер, и потому заслужил он «не свет, а покой». В подобной ситуации находился сам Булгаков: его роман не был напечатан при жизни. Он не мог в открытую говорить о современных ему событиях и людях, и «Мастер и Маргарита» является примером зашифрованной прозы. Читатели понимают, что автор пишет о том, что произошло в действительности, но при этом придаёт рассказанному форму вымысла, многое скрыв и недосказав.

Так, возможно, что в романе раскрывается факт действительной расправы литературных критиков над конкретным писателем. К примеру, прототипом Мастера мог быть Л. Андреев, очень похожий на него внешне. Он имел юридическое образование, знал несколько языков; его интересовали темы, связанные с пограничным состоянием человеческого духа, одинаково влекомого к подвигу и к преступлению. Другим прототипом мог быть С. Есенин: именно в середине 20-х годов он подвергался несправедливым гонениям и преследованиям. Его поэмы «Страна негодяев» и «Гуляй-поле», в которых он обвинял власть в преступлениях против крестьянства, так и не дошли до читателя. Как и в случае с Мастером, критики не разбирали достоинства его стихов, а «распинали» его как личность.

В своём романе в зашифрованном виде Булгаков намекал на подвиг и других русских поэтов-мучеников, которые в своём творчестве не исказили истину, не запятнали совесть – поэтов, достойных не только «покоя», но и «света». Кроме упомянутого Есенина, писатель вспоминает про Грибоедова (Дом литераторов носил имя Грибоедова) и М. Лермонтова, отдельные факты биографии которого отражены в жизни Иешуа (так, ему было 27 лет, а не 33 года, как Иисусу Христу; кроме того, в момент гибели обоих разражается страшная гроза).

Добро, творчество, свобода – эти понятия неразделимы для художника, и это та истинная гармония жизни, к которой должен стремиться каждый человек. Может быть, и всю жизнь человеческую надо рассматривать как творчество, в котором нельзя совершать роковых ошибок, в котором не должно быть места лжи и предательству.

Тема искусства в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» //Зар. лыт. в навч. закл. - 2001. - №4. - С. 56-60.

Тема творчества волновала Михаила Афанасьевича Булгакова на протяжении всей его жизни. Глубокие раздумья о судьбе художника и его предназначении, стремление осмыслить полноту ответственности писателя перед народом и человечеством никогда не оставляли Михаила Афанасьевича, а в последние годы жизни становились особенно мучительными.

Булгакову выпало жить и творить в необычайно суровое время. Революция и гражданская война, принесшие смерть и физические страдания, попытки построить новое государство, обернувшиеся хаосом, разрухой и жестокими репрессиями, - с невероятной болью отзывались в душе художника-гуманиста и находили отражение в его бессмертных творениях. Однако самое страшное, что несла эпоха террора, - это духовное разложение личности, которое, по мнению писателя, могла приостановить только великая сила искусства, потому что творец подобен Богу: он Словом творит мир и человека в нем.

Трудно читать скрижали будущего, однако лучшие писатели-мыслители первой трети XX века, не равнодушные к судьбам Отчизны, предчувствовали грядущие несчастья. Михаил Булгаков мечтал о гуманном и гармоничном обществе, в котором область художественного творчества будет лишена идеологического давления.

«Отвратительный мир» лжеискусства

С первых страниц романа «Мастер и Маргарита» читатель попадает в современный автору «мир литературы» и встречает великое множество действующих лиц: Ивана Николаевича Понырева, Михаила Александровича Берлиоза, Желдыбина, Бескудникова, Двубратского, Непременову, Поприхина, Абабкова, Глухарева, Денискина, Лавровича, Аримана, Латунского, Рюхина и других. Первыми в галерее персонажей стоят Берлиоз, редактор московского журнала, председатель МАССОЛИТа, и Понырев, молодой поэт. Михаил Александрович, упитанный аккуратный гражданин в огромных очках, жарким весенним днем на Патриарших прудах вел с Иваном Николаевичем беседу об Иисусе Христе. Как большинство литераторов своего времени, Иван Бездомный получил заказ редактора на создание антирелигиозной поэмы. Заказ Бездомный выполнил, однако Берлиоз остался весьма не. доволен сочинением своего ученика. Иван должен был убедить массового читателя, что Иисус - плод человеческой фантазии, сказка для невежд, а из-под пера поэта явился «совершенно живой» Иисус, хотя и наделенный всеми негативными качествами.

История создания «горе-поэмы» наталкивает читателя на громадную нравственную проблему XX века - массовый нигилизм, всеобщее неверие ни в Бога, ни в черта.

Председатель МАССОЛИТа в споре с Иваном мобилизовал все свои знания «очень образованного человека». Ссылаясь на Филона Александрийского, Иосифа Флавия, Берлиоз пытался доказать поэту, что Иисус Христос никогда не существовал. Даже рассказ Тацита в «Анналах» о казни Иисуса является, по мнению редактора, грубой подделкой. «Мы - атеисты» - с гордостью заявляет Берлиоз внезапно появившемуся Воланду. «Нету никакого дьявола!» - подхватывает Иван Бездомный. «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!», подытоживает Воланд. Литераторы с завидным упорством доказывают сатане, что «...жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле» управляет человек. Для них не существует чуда, такого события, где непредвиденные условия сходятся так, что производят внезапные - счастливые или несчастливые - последствия. («Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык»), Берлиоз и ему подобные превратили искусство в служанку идеологии. Творческий процесс в понимании Михаила Александровича - не удивительное открытие, идущее из глубины души и на которое вдохновляют долг и совесть, а рационалистический акт, подчиненный определенной идеологии. Председатель МАССОЛИТа превратился в «инженера человеческих душ».

Чудовищное изобретение идеологов от искусства - соцреализм - породил план-заказ, в котором строго оговаривается характер будущего произведения.

Отвергая религию как совокупность недоказуемых постулатов и вредных чувствований, берлиозы удивительно быстро вытравили из народа веру в высшую силу, которая все держит в своей власти, «благотворно» влияющую на нравственность. Народ трансформируется в безликую массу - «население». М.Булгаков показывает, что грубость, безнравственность, циничность и развращенность становятся следствием утраты веры.

Следует отметить, что редактор Берлиоз как порождение эпохи лжи и нигилизма только внешне является уверенным и неуязвимым. Где-то в глубинах его сознания живет догадка, что Бог и черт все же существуют. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1. На словах не веря ни во что, Берлиоз мысленно поминает черта: «Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск...» .

2. Непонятный страх, внезапно охвативший литератора.

3. «Живые, полные мысли и страдания глаза» на мертвом лице Берлиоза.

Если бы не было ни Бога, ни черта, а следовательно, и возмездия за ложь, если бы человек сам управлял своей жизнью, - откуда тогда взяться страху? Гипотетически Берлиоз мог размышлять так: возможно, где-то в запредельном мире и существует царство Света и Тьмы, но здесь, на земле, этому нет доказательств. Вслух же апологет атеизма упрямо твердил: «...в области разума никакого доказательства существования бога быть не может».

Вина Берлиоза и ему подобных перед народом огромна, и неудивительно, что редактор был так жестоко наказан. Естественно, что из яблочного зернышка вырастает яблоня, из ореха появится росток орехового дерева, а из лжи (то есть душевной пустоты) - пустота. Эта простая истина подтверждается словами Воланда. В финале Великого бала сатана выносит вердикт: «... каждому будет дано по его вере». Берлиоз, главный идеолог пустоты, за духовное растление народа, за паутину лжи получает достойную награду - небытие, он превращается в ничто.

Недалеко ушли от Берлиоза и многочисленные литераторы, рядовые члены МАССОЛИТа. Муза давно не посещала обитель МАССОЛИТа - Дом Грибоедова. Иерархия Дома литераторов исключала всякие мысли о творчестве. «Рыбно-дачная секция», «Квартирный вопрос», «Перелыгино», ресторан - все эти пестрые уголки манили к себе с необыкновенной силой. Распределение дач в поселке Перелыгино приобретало характер неистовых боев, порождая ненависть и зависть. Дом Грибоедова становится символов корыстолюбия: «Я вчера два часа протолкался у Грибоедова». - «Ну и как?» - «В Ялту на месяц добился». - «Молодец!».

Челночная пляска литераторов в ресторане Грибоедова напоминает бал сатаны: «Покрытые испариной лица как будто засветились, показалось, что ожили на потолке нарисованные лошади, в лампах как будто прибавили свету, и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда».

Презрение вызывают эти лжелитераторы, забывшие свое предназначение, в погоне за порционными судачками растерявшие (если таковой вообще был) свой талант.

Страшные сны Ивана Бездомного

Из безликой массы ремесленников от искусства выделяется поэт Иван Понырев. О происхождении героя известно лишь то, что его дядя живет в российской глубинке. Мастер при знакомстве с Иваном спросил: «А как ваша фамилия?» - «Бездомный» - последовал ответ. И это не случайный псевдоним, не дань литературной моде тех лет. Это трагичное мироощущение героя, у которого нет ни материального дома с теплым очагом и семейным уютом, ни духовного пристанища. Иван ни во что не верит, ему некого любить и не к кому приклонить голову. Иван - плод эпохи безверия. Его сознательные годы прошли в обществе, где разрушались храмы, где религия была объявлена «опиумом для народа», где все вокруг было отравлено ядом лжи и подозрительности (Воланда Иван принимает за шпиона; «Здорово, вредитель!» - так приветствует поэт доктора Стравинского).

Читателю предстоит решить самому, как Иван попадает в МАССОЛИТ. В этой организации он считается талантливым поэтом, его портрет и стихи напечатаны в «Литературной газете». Однако произведения Бездомного далеки от истинного творчества. М.Булгаков неоднократно подчеркивает неразвитость ума Ивана (мастер называет его «девственным», «невежественным» человеком), его привычку плыть по течению. Но, несмотря на это, душа литератора - живая, открытая и доверчивая. Он слепо отдается во власть догматика Берлиоза и становится его послушным учеником. Но автор «Мастера и Маргариты» ничуть не оправдывает Бездомного, он - не глупый ребенок, которого обманывают бессовестные взрослые. Иван Бездомный носит высокое звание поэта, а в действительности оказывается лишь удачливым сочинителем, не задумывающимся над серьезными проблемами. Иван не имеет твердой почвы под ногами, он не ведущее звено, а ведомое.

Но несмотря на это, Иван Бездомный - один из любимых героев М.Булгакова, его надежда на возрождение человеческого духа. Иван молод - ему двадцать три года, и у него есть шанс на возрождение. Встреча с Волан-дом и смерть Берлиоза под колесами трамвая послужили могучим импульсом к поиску правды. Бег Ивана Бездомного за свитой Воланда становится символичным: это путь от интуитивного предчувствия истины (ведь Христос у него получился живой!) к познанию настоящей истины, добра и красоты.

Самое первое, от чего избавляется Иван, - это ложь. Очутившись в психиатрической клинике, он начинает говорить правду. Бездомный так характеризует своего собрата по перу, поэта Александра Рюхина: «Типичный кулачок по своей психологии,., и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу!.. «Взвейтесь!» да «развейтесь!»... а вы загляните к нему внутрь - что он там думает... вы ахнете!».

По дороге из клиники, где Рюхин оставляет Ивана, Александр думает о своей жизни. Ему тридцать два года, он никому не известен, но беда поэта не в этом. Трагедия Рюхина в том, что он знает, какого сорта его стихи. Но мысли о творчестве как высшей цели, ведущей к истине, никогда не занимали Александра. Поэзия для него - наиболее доступный способ достижения славы. Ненависть и зависть овладевают Рюхиным при виде памятника Пушкину. Слава Пушкина, заключает сочинитель, есть не что иное, как удачливость и простое везение. Невежественный Рюхин не может понять глубину творений народного поэта, оценить его гражданскую позицию: «Стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие...». Тщеславный Рюхин видит лишь внешнюю сторону славы, у него нет желания служить своему народу, и поэтому его удел - одиночество и безвестность.

Отринув ложь, Иван Бездомный идет до конца - он отказывается от сочинительства (решает не писать больше «чудовищных» стихов). Встреча Ивана с мастером только укрепляет это решение и становится своеобразным посвящением в тайны творчества, животворный дух истины явленной мастеру, проникает в душу Ивана, и Иван преображается. За негативными внешними изменениями (Иван побледнел и осунулся) стоят глубокие внутренние перемены: глаза, которые смотрят то «куда-то вдаль, поверх окружающего мира, то внутрь самого молодого человека».

Бездомного стали посещать видения: «...он видел город странный непонятный, несуществующий...» - древний Ершалаим. Герой лицезрел Понтия Пилата, Лысую Гору... Трагедия на Патриарших прудах уже не интересовала его. «Меня другое теперь интересует... - я другое хочу написать. Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял», - произносит Иван на прощание мастеру. «Вы о нем продолжение напишите», - завещал Ивану учитель.

Для того, чтобы написать продолжение, нужны знания, мужество и внутренняя свобода. Знания Иван получил - он стал сотрудником Института истории и философии, профессором. Но Иван Николаевич Понырев так и не обрел духовную свободу и бесстрашие, без которых немыслимо истинное творчество. Жизненная драма профессора состоит в том, что «он все знает и понимает», но он не в силах изолировать себя от общества (как ушел в подвальчик на Арбате мастер).

И лишь во время весеннего полнолуния Ивану Николаевичу «...бороться...с собою...не приходится». «Исколотая память» заставляет его в который раз проделывать один и тот же путь в надежде обрести свободу и бесстрашие. Профессору снится один и тот же сон: ужасный палач «колет копьем в сердце привязанного к столбу и потерявшего разум Гестаса». Судьба Понырева в чем-то схожа с горькой участью разбойника Гестаса. Тоталитарная система не знает регалий и рангов, она одинаково расправляется с неугодными. А палач - символ жестокости общества. Система не отпускает на свободу Ивана, у нее всегда наготове «шприц в спирту и ампула с жидкостью густого чайного цвета» .

После укола сон Ивана Николаевича меняется. Он видит Иешуа и Пилата, мастера и Маргариту. Понтий Пилат умоляет Иешуа: «...скажи ведь ее (казни) не было!.. - Клянусь, - отвечает спутник». Мастера Иван Николаевича «жадно спрашивает:

Так, стало быть, этим и кончилось?

Этим и кончилось, мой ученик, - отвечает номер сто восемнадцатый, а женщина подходит к Ивану и говорит:

Конечно, этим. Все кончилось и все кончается... И я вас поцелую в лоб, и все у вас будет так, как надо».

Так оканчивается великий роман Милосердия, Веры и Добра. Учитель и его подруга пришли к Ивану Николаевичу, даруя ему свободу, и теперь он спит спокойно, несмотря на «неистовство» луны, олицетворяющей больное общество.

Михаил Афанасьевич Булгаков верил в победу человеческого духа, поэтому читатель закрывает книгу с надеждой, что Иван Николаевич Понырев допишет и опубликует роман мастера.

Загадка мастера

Миру литературной конъюнктуры, прикрывающему свое внутреннее убожество высоким словом «искусство», Михаил Булгаков противопоставил образ мастера, главного героя романа «Мастер и Маргарита». Но мастер выходит на сцену лишь в одиннадцатой главе. Автор окутывает образ своего героя ореолом тайны: в палате клиники Стравинского, куда был доставлен Иван Бездомный, под покровом ночи появляется загадочный посетитель. Он «погрозил Ивану пальцем и прошептал: «Тссс!». Ко всему прочему гость вошел не через входную дверь, а через балкон. Появление таинственного героя побуждает читательскую мысль к интенсивной работе, к сотворчеству.

Писатель вначале намечает канву образа мастера. Больничная обстановка, окружающая героя, призвана подчеркнуть трагедию личности, вычеркнутой из общества. Клиника Стравинского становится для мастера единственным пристанищем среди сумасшедшего мира с его жестокими законами.

Образ мастера породил в литературоведении многочисленные версии о прототипах героя. Некоторые исследователи считают, что прообразом мастера послужила судьба самого автора «Мастера и Маргариты», другие в число прототипов героя включают Иисуса Христа, Н.В.Гоголя, Г.С.Сковороду, М.Горького, С.С.Топленинова.

Литературный герой может иметь несколько прототипов, поэтому совершенно справедливо проводить параллели судеб мастера и вышеперечисленных творцов. Однако, прежде всего, образ мастера - это обобщенный образ художника, который призван жить и творить в сложных условиях тоталитарного общества.

М.Булгаков рисует образ художника при помощи различных средств, среди которых выделяются портрет, описание обстановки, природы.

П.Г.Пустовойт в книге «И.С.Тургенев - художник слова» отмечает, что «литературный портрет - понятие объемное. В него входят не только внутренние черты героя, составляющие суть характера человека, но и внешние, дополняющие, воплощающие в себе и типичное, и характерное, индивидуальное. Во внешности, в чертах лица, в одежде манере поведения и речи героев обычно проступают особенности характеров».

Портрет главного героя «Мастера и Маргариты» складывается из прямой характеристики (речь автора) и косвенной (самораскрытие героя, диалоги, описание окружающей обстановки, образа жизни). М.Булгаков дает очень краткое, всего в несколько строк, описание внешнего облика мастера. Прежде всего, автор рисует лицо мастера, затем - его одежду: «...бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми... пришедший был одет в больничное. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат» (I, с. 459-460). Такие повторяющиеся психологические детали портрета героя, как «очень беспокойные», «осторожно глядящие глаза», вкрапленные в повествование, несут огромную смысловую нагрузку. Внешний облик главного героя романа М.Булгакова подводит читателей к мысли, что его обладатель - творческий человек, волею судьбы, оказавшийся в доме скорби.

Богатый внутренний мир образа раскрывается с помощью различных форм психологизма. Из всего богатства средств психологизма М.Булгаков выделяет формы диалога и исповеди, позволяющие наиболее полно осветить грани характера мастера.

Ядро характера героя Булгакова составляет вера во внутренние силы человека, ведь не случайно Иван Бездомный «испытывал доверие» к своему гостю. Мастер близко к сердцу принимает исповедь поэта. Главный герой «Мастера и Маргариты» оказывается единственным человеком, который от начала до конца выслушал признание Ивана. «Благодарный слушатель» «не рядил Ивана в сумасшедшие», побуждал его к более подробному рассказу. Мастер открывает молодому человеку глаза на происшедшие события, помогает разобраться в сложнейшей ситуации. Общение с мастером становится для Бездомного залогом духовного возрождения и дальнейшего внутреннего развития.

Откровенностью платит мастер за искренний рассказ Ивана. Художник поведал товарищу по несчастью историю своей жизни, размеренная речь мастера, плавно переходящая в несобственно-прямую речь, дает возможность свободного самовыражения героя, полного раскрытия внутренних черт образа.

Мастер - талантливый, интеллигентный человек, полиглот. Он ведет одинокий образ жизни, «не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве». Эту черту характера мастера писатель выделяет не случайно. Она призвана подчеркнуть философский склад ума героя.

Мастер работал в московском музее, делал переводы с иностранных языков. Но такая жизнь тяготила героя. По образованию он - историк, а по призванию - творец. Выиграв сто тысяч рублей, мастер получает возможность изменить свою жизнь. Он бросает службу, меняет место жительства и целиком отдается любимому делу.

Из «проклятой дыры» - комнаты на Мясницкой улице - герой переезжает в переулок близ Арбата, где снимает две подвальные комнаты. С благоговением, переходящим в восторг, художник описывает Ивану незамысловатый интерьер своего нового жилища: «совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой». Из окон квартиры мастер мог любоваться сиренью, липой и кленом. Подобное сочетание деталей интерьера и пейзажа помогает М.Булгакову подчеркнуть приоритет духовных ценностей в жизни героя, который готов потратить все свои сбережения на книги.

В один прекрасный момент мастер оказывается перед нравственным выбором: служить настоящему или будущему. Избрав первое, он должен будет подчиниться законам своего общества. Но герой Булгакова как истинный творец выбирает второе. Поэтому в подвальчике на Арбате, вдали от суеты, рождается великая истина, а. мастер становится творцом, художником. В уединении мысли героя развиваются, созревают и облекаются в образы Иешуа Га-Ноцри, Понтия Пилата, Левия Матвея, Иуды, Афрания, Марка Крысобоя. Мастер «восстанавливает правду об учении, жизни и смерти Иешуа» и мечтает донести свои открытия до больного сознания человечества.

«Став на стезю творчества, мастер вступает на путь духовной эволюции, который приведет героя к нравственной и творческой свободе. Слово художника призвано с великим трудом прокладывать дорогу истине в глухом лесу жизни человечества. Могучему слову творца надлежит заряжать духовной энергией сердца и души слабых, подпитывать сильных.

В романе «Мастер и Маргарита» М.Булгаков развивает сформулированный ранее принцип творчества: «что видишь, то и пиши, а чего не видишь, писать не следует». По мысли писателя, творец должен быть наделен даром духовного, нравственного видения. Отрешаясь от суетного, главный герой романа Булгакова погружается в философские размышления. Его душа видит людей, жизненные обстоятельства, предметы в их настоящем свете. В душе художника раздается беспристрастный голос совести, прокладывающий спасительный мост между творцом и человечеством. Душа творца, побуждаемая совестью и долгом, творит удивительный роман, а слово истины, увиденное ею, должно стать купелью возрождения для человеческих душ.

Забегая вперед, следует отметить, что история с романом мастера показывает, что слово творца нетленно: Его не в силах заглушить клевета низких людей, оно не погибает в огне и над ним не властно время.

Искусство, творчество становятся смыслом жизни мастера. Он ощущает себя творцом, пришедшим в мир для высокой цели, подобно тому, как приходит весна, пробуждая природу от зимнего сна.

Весна, вступившая в свои права, принесла с собой яркие краски и удивительный запах сирени. Чуткая душа художника отвечала на обновление природы - роман, словно птица, «летел к концу».

В один из чудесных весенних дней мастер отправился на прогулку и - встретил свою судьбу.

Герои не смогли пройти мимо друг друга. Маргарита (так звали незнакомку) была необыкновенно красива, но художника привлекло не это. Ее глаза, в которых таилась бездна одиночества, заставили героя осознать, что незнакомка - это та единственная, которая способна понять его самые сокровенные мысли и чувства, ведь она - часть его души. Мастер «совершенно неожиданно» для себя рассудил, что «всю жизнь любил именно эту женщину!»

Гениальный мастер находился на вершине счастья: он обрел родственную душу и окончил свое творение. Шиллер говорил: «Гений должен быть наивным, иначе это не гений». И булгаковский герой на крыльях счастья вылетел к людям со своим романом, наивно полагая, что они нуждаются в его открытиях. Люди отвергли роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, и это сделало мастера глубоко несчастным.

Однако художник не терял веру в силу искусства, в то, что его плоды способны сделать жизнь людей чище и добрее. Он боролся за свой роман, он сделал все возможное для его публикации. Но старания мастера разбивались о стену ненависти, которую воздвигли между романом и миром идеологи лжеискусства. Они не способны создавать духовные ценности и оценить вклад других в сокровищницу культуры. На мастера, вступившего в трагический конфликте приспособленцами из МАССОЛИТа, набросились критики Латунский, Ариман, Лаврович с рядом грязных статей. Они не простили герою отказа творить по законам лжеискусства, согласно которым вдохновение подменяется заказом, фантазия - ложью. Мастер творит свои гуманистические законы, основанные на любви к человеку, вере и милосердии.

«Золотой век» жизни мастера сменили «безрадостные осенние дни». Ощущение счастья вытеснили тоска и мрачныё предчувствия. М.Булгаков с медицинской точностью воспроизводит процесс духовных переживаний героя. Вначале клевета вызывала у мастера смех. Затем, по мере увеличения потока лжи, изменялось отношение героя: появилось удивление, а после пришел страх. Над мастером нависла угроза физического уничтожения. Это дало герою возможность осознать истинные масштабы тотальной системы насилия, то есть, как пишет М.Булгаков, понять другие, совершенно не относящиеся к статьям и роману, вещи. Но не физическая гибель пугала мастера. Его охватил страх за человечество, оказавшееся на краю бездны. Наступает психическое заболевание - следствие абсолютного непонимания, неприятия творчества художника.

Природа уже не радует глаз мастера. Его воспаленный мозг отождествляет природу и систему насилия: герою кажется, «что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату», а «холодный» спрут, олицетворяющий тоталитарное государство, подступит к самому сердцу. Но страшнее всего было то, что рядом с мастером не оказалось подруги. От одиночества он порывается «бежать к кому-то, хотя бы к... застройщику наверх».

В таком состоянии мастер предает рукопись огню. Если роман не нужен обществу, то, по мнению создателя, его следует уничтожить. Но тут происходит чудо. Появляется Маргарита - надежда мастера, его мечта, его звезда. Она вырывает у огня остатки рукописи и убеждает автора, что произведение написано не зря.

В свою очередь роман спасает Маргариту - помогает ей отринуть ложь. «Больше я не хочу лгать», - говорит героиня. Энергия романа наполняет подругу мастера решимостью. Она готова идти с мастером до конца, ведь «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Героиня уходит в ночь, обещая вернуться утром. Ее образ оставляет в памяти возлюбленного негасимую полосу света, символизирующую начало новой жизни.

Но судьба распорядилась иначе. Мастера арестовали. Выпустили его через три месяца, приняв за умалишенного. Художник возвратился к своему дому, но в нем уже поселился Алоизий Могарыч, написавший на мастера донос. Мрак и холод становятся основными мотивами исповеди художника. Позади у него были тяжелые месяцы заключения, о чем свидетельствуют яркие детали костюма мастера - оторванные пуговицы. Метельный снег, словно пособник системы, засыпал кусты сирени, скрывая следы счастливого мига жизни героя. Впереди же мастер не видел ничего, кроме тусклых огней, зажженных Могарычем в его комнатах. Поэтому главный герой «Мастера и Маргариты» отправляется в клинику профессора Стравинского, где происходит его знакомство с Иваном Бездомным. Так интригующе оканчивается исповедь мастера, приоткрывающая тайну пациента номер сто восемнадцать.

Следующая встреча читателя с мастером происходит в главе двадцать четвертой - «Извлечение мастера». Маргарита, согласившаяся в надежде на спасение возлюбленного играть роль королевы на балу у сатаны, получает в награду своего возлюбленного. Воланд «извлекает» героя из клиники, и он предстает перед подругой «в своем больничном одеянии»: халат, туфли и неизменная черная шапочка. «Небритое лицо его дергалось гримасой, он сумасшедше-пугливо косился на огни свечей, а лунный поток кипел вокруг него».

Дьявол предлагает Маргарите выполнить любое их желание. Воланд дорого бы заплатил за самую малую просьбу мастера. Однако художник ничего не просит. Он сохраняет свою духовную свободу, и сатана вынужден вернуть героев в подвал на Арбате. Но, как сказал мастер, «не бывает так, чтобы все стало, как было». Иешуа, прочитав роман мастера, через Левия Матвея просит дьявола забрать автора с собой, наградив покоем.

Герои, пройдя путь духовной эволюции, становятся абсолютно свободными. В финале романа М.Булгакова мастер и его подруга летят к своему вечному дому. Они изменяются внешне. Облик мастера создатель романа уподобил древним мудрецам. «Волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру».

Не каждое произведение способно не просто стать классикой, но и надолго запоминаться людям, ознакомившимся с ним. Особо стоит выделить роман «Мастер и Маргарита», образ Мастера в котором особо интересен. Автором произведения является Михаил Булгаков. Разумеется, в романе множество оригинальных персонажей, например кот Бегемот или же Воланд. Однако тема любви в романе «Мастер и Маргарита» - это особая история. Поэтому о главных героях стоит говорить отдельно. Характеристика Мастера заслуживает, чтобы ее описали подробно.

Вхождение в историю

Характеристика Мастера берет свое начало с главы, в которой он появился перед читателем в первый раз. Это произошло под звучным названием «Явление героя». Таким образом Булгаков подчеркнул значимость этого персонажа.

Кто же такой Мастер? В первую очередь это тот, кто что-то творит. Его назвала так Маргарита, его возлюбленная и безумно обожающая его женщина. Поэтому становится ясно отношение Маргариты к работе ее Мастера.

Герой не очень активен. Он не часто фигурирует в романе, хотя и является основным персонажем. Однако он теряется среди шумных и обстоятельных персонажей. Хотя бы рядом с деятельной Маргаритой. Он потерян. Мастер смирился со своей судьбой. Выиграв крупную сумму, он оказывается способен написать эпохальное произведение. Но он не готов продвигать его, дарить людям. Мастер просто не выдержал давления и сломался. Однако благодаря Воланду и его свите он и его любимая смогли обрести покой. А ведь именно его так искал Мастер. В поисках покоя он и пришел в психиатрическую лечебницу, стараясь избавиться от гонений и злых людей, но главное - стараясь найти себя.

Герой без имени

Интересен тот факт, что Мастер не имеет своего имени. Разумеется, оно у него есть, однако читатель остается в неведении. Причем цитаты Мастера говорят о том, что он отказывался от своего первоначального имени два раза. Один произошел тогда, когда Маргарита дала ему свое прозвище. А другой - в психиатрической больнице. Тогда он просто стал откликаться на порядковый номер. Именно так, без имени, он пытался укрыться от остальных.

Почему же это произошло? В чем индивидуальность романа «Мастер и Маргарита?» Образ Мастера говорит о многом. Это и страдание человека, который идет на пути к своему произведению, которое живет своей жизнью. И любовь, которая покинула его, не сумев понять до конца. Здесь и гонения, которым он подвергался за свою жизнь.

Кто такой Мастер? Это создатель чего-то. Причем такое имя может получить только профессионал. Герой книги таким себя не считал, но глаза любимой видели его именно Мастером, талантливым, но непонятым. Однако написавшим великое произведение.

А где же любовь?

Тема любви в романе «Мастер и Маргарита» отделена от остального сюжета. Но она достаточно странная. Можно назвать ее болезненной и усталой. Кто такая Маргарита? Это женщина, которая хочет найти простое счастье, которая отказывается от всего, что ее окружает. И ради кого? Ради своего Мастера. Она готова ради него на многое. Для большинства читателей осталась запоминающейся сцена, когда Маргарита присутствует на балу у Воланда. Ведьма, настоящая ведьма! Но ради кого робкая и спокойная в принципе женщина готова на такие изменения? Только ради любимого.

А как же дуэт, в котором Мастер и Маргарита? Образ Мастера остается слегка туманным. Он отвечает на любовь женщины как-то робко и неуверенно. Он готов принимать ее чувства, но его поглощает нечто иное. Его творение, которое просто заняло его ум, его мысли. Но он не отталкивает свою Маргариту. Хотя иногда и понимает, что может погубить ее. Тем более что взамен он не может подарить ей ничего.

Но, может быть, именно Мастер стал спасением для этой женщины? Булгаков поздно вводит в повествование линию Маргариты. Вероятно, это сделано специально. Героиня немедленно оказывается в центре сюжета, причем гармонично соединяя все то, что уже было описано в романе.

Великое произведение

Разумеется, роман «Мастер и Маргарита», образ Мастера в котором на первый взгляд не является центральным, нельзя представить без великого произведения. Оно поднимает темы, которые сложно принять. Речь идет о Понтии Пилате и Иешуа. Это своего рода диалоги между людьми и посланником Божьим. В них вложено столько смысловых зацепок, что сразу и не понять, как они переплетены между собой.

Что основное? Боль судьи, когда он понимает, кого встретил? Непринятие людьми чуда? Жестокость друзей и преданность врагов? На эти вопросы можно долго искать ответ, в итоге каждый найдет свою основную идею, заключенную в этот роман.

В чем суть произведения в романе?

Как же Мастер смог сотворить это произведение? Именно после этого он остается один, покинут всеми, но только для того, чтобы навсегда остаться с Маргаритой. Он просто шел на поводу у сущего, у судьбы. Он стал проводником, через который роман вышел в свет, открылся людям. Именно поэтому он стал Мастером, тем, кто сотворил что-то большое, не всегда понятное окружающим. Он подвергся давлению, к которому не был готов.

«Мастер и Маргарита» и другие произведения

Роман «Мастер и Маргарита», образ Мастера в нем являются отсылками ко многим произведениям. Так, номер Мастера в психиатрической лечебнице - это отсылка к роману Замятина «Мы». Кроме этого, герои обоих произведений чем-то похожи в своей судьбе.

Также существует мнение, что, создавая роман «Мастер и Маргарита», личность Мастера автор писал с самого себя. Булгакова называли прототипом своего персонажа. Он также сжег первый вариант романа, когда понял, что он получился слишком неординарным. Его произведение в конечном итоге стало символом писателей, вынужденных идти на поводу у общества, отказываясь от своих идей.

Также проводятся параллели с произведением «Записки покойника». В этом романе герой также является автором неожиданного произведения, которое стало одновременно и счастьем, и горем. Однако, в отличие от Мастера, он смог опубликовать его и даже вывести на театральную сцену. Он оказался сильнее морально.

Роман «Мастер и Маргарита», написанный Булгаковым, является неординарным и емким произведением. Оно цепляет читателей, знакомит их с миром обмана, где улыбчивый сосед может оказаться вором и мошенником, а дьявол со своей свитой устраивают судьбы влюбленных.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...