Домострой.


"Домострой" - самая оклеветанная книга во всей русской культуре и... отличный тест на невежество .
Если кто вам рассказывает про «домостроевский быт» и про «пособие по битью жен» можете быть 100% уверены что текста он не читал.
«Домострой» - это наставление по этикету, домоводству и по правильному устроению семейной жизни в контексте семейной экономики.
Большая часть домостроевских наставлений - о том, как не влезать в долги, кроить платье из обрезков и солить грибы.
Он восходит, с одной стороны, к старинной экономической литературе, начавшейся еще в античности с диалога Ксенофонта под тем же названием. Напомню, что слово «экономика» означает именно домострой. Если переводить «Домострой» на греческий или любой из западноевропейских языков, то придется назвать его именно «Economics». С другой стороны, «Домострой» продолжает традицию визнтийских и древнерусских духовно-нравственных поучений. А с третьей, написан в роли набиравшей популярность именно в XVI веке литературы вежества, поучений о том, как не ковыряться в носу. Эти поучения подробно исследованы Норбертом Элиасом в его работе «О процессе цивилизации». Элиас видит в них не только отражение изменения нравов, но и проекцию на частную жизнь человека усиления государства как общественного феномена. Государство требует от человека сдерживания своих аффектов, а именно искусство владения аффектами и есть цивилизация. И, в этом смысле, «Домострой» — это один из первых памятников русской цивилизации, русского строя.

Это трактат о рачительном хозяйстве и накоплении, то есть о том, с чем в России и впрямь всегда была беда - тут тебе и мор, и глад, и огонь, и меч, и нашествие иноплеменных, и междоусобная брань, не успеешь оглянуться, как на месте боярского каменного дома с садом - пепелище да пни. То ли татары пожгли, то ли государевы опричники порезвились. Все в «Домострое» подчинено этой идее - накопить по максимуму, не потратить ничего лишнего, не допустить никакой дыры в бюджете.

Достаточно посмотреть названия разделов: «16. Как мужу с женой советоваться о том, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне; 36. Как сохранить порядок домашний и что делать, если придется у людей чего попросить или людям свое дать; 47. О прибыли от запасенного впрок; 54. Как все сохранять в погребе, на леднике и на погребнице».
Муж и жена «Домостроя» - это отнюдь не любовники, решившие для порядка проштамповать паспорта. Это команда менеджеров, от которых зависит, прогорит их «фирма» еще на их старости или же продолжится на десятилетия и столетия. По сути, это увлекательный трактат о том, как жить по средствам и накопить что-то для потомков.
Жена в «Домострое» — это менеджер по персоналу. Её задача — управлять слугами и всем хозяйством Раздавать задания, проверять выполнение, советоваться обо всем с мужем и доносить волю главы семьи до домочадцев. Сюда же включаются и обширные наставления по управлению человеческими отношениями в домохозяйстве — прежде всего о слугах. Слуги не должны воровать, пьянствовать, выбалтывать на стороне хозяйские тайны.
Знаменитое рассуждение о наказаниях которое единственное из всех и помнят «борцы с Домостроем» включено в главу о чистоте в доме и начинается с того, что жена должна, если надо, колотить слуг за непорядок, а уж если у нее самой непорядок, то муж должен провести с нею разъяснительную беседу. А если жена сама не знает и слуг не учит — тогда уж надо ее наказывать. Наедине и без гнева.
При этом дальше идет не расписывание того как наказывать, о чем мечтают наши доморощенные фанаты БДСМ, а напротив: чего делать нельзя. Нельзя бить по лицу, по уху, кулаком в сердце. Нельзя пинать и колотить железными и деревянными предметами. Подробно перечисляются пагубные последствия таких побоев.
Главный пафос «Домостроя» как раз в том, что наказание должно быть тайным, безгневным, за серьезную вину и чуждым домашнего насилия.
Достаточно сравнить это с тем как живут «свободные и эмансипированные современные люди»: публичные пьяные драки, в глаз при детях, поединки на сковородках, матюки на лестничной клетке, выбрасывание вещей из окна и прочая и прочая (привет Кабанову), чтобы убедиться — домостроевская школа семейной жизни современным супругам категорически не помешала бы.
Прежде всего — неукоснительное требование тайны любых семейных конфликтов, затем отказ от гнева, от «ссор» (впрочем формат «семейной ссоры» — порождение как раз женской эмансипации — руки в боки и вперед).
Ну и главное в «Домострое», что тема наказаний вытекает не из темы семейных отношений (там где говорится об отношениях между мужем и женой о применении силы нет ни слова), а исключительно из темы хозяйственного и организационного порядка в семье как предприятии.
Домостроевский быт — это когда жена управляет делами по дому и штатом слуг, а муж ее контролирует и налагает санкции.
Главная тема «Домостроя» — это тема ответственности мужа за всё. Любой провал — это его провал. Его грех отразится на семье жене, детях, слугах. И поэтому «Домострой» — это, прежде всего, книга о мужской ответственности и о миссии мужчины.
Для современных инфантильных мужчин это дискомфортная книга, поэтому они и предпочитают бубнить: «зато мы жену не бьем». И то, кстати, врут. Бьют, конечно, еще как бьют — бьют с бабскими истериками и криками.
Впрочем, та самая глава, из которой, как из главы «Серп и Молот» у Венедикта Ерофеева, вычитывали только побои, содержит и важный урок женам: не следует превращать дом в свинарник.
К сожалению, современные эмансипированные женщины зачастую пренебрегают чистотой дома, а порой даже и бравируют ею, считая её признаком интересности и свободы. Должен заметить, что свинарник — это скучно, грязь — это отвратительно, а женщина, которая пренебрегает чистотой своего дома (как и своей собственной), обрекает себя на отношение как к разовому партнеру для удовлетворения животного инстинкта. Ни о каком доме и строе с грязнулей никто кроме еще большего мужчины-свинтуса даже и не задумается.

ДОМОСТРОЙ

1. Патриархально-суровый и косный семейный быт (по названию старинного русского свода житейских правил).

2. Хороший хозяин, устроитель порядка в своем доме.

ПОЛЕЗНАЯ КНИГА

«Домострой» поражает нас сегодня почти неправдоподобной одухотворенностью даже мельчайших бытовых деталей. «Домострой» - не просто сборник советов, перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерковленного семейного и хозяйственного быта. Упорядоченность становится почти обрядовой, ежедневная деятельность человека поднимается до высоты церковного действа, послушание достигает монастырской строгости, любовь к царю и отечеству, родному дому и семье приобретает черты настоящего религиозного служения.

«Домострой» создан в первой половине царствования . Авторство окончательного текста связывают с именем сподвижника и наставника Ивана Грозного благовещенского иерея Сильвестра.

«Домострой» состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти; о внутрисемейном устроении; об организации и ведении домашнего хозяйства.

«Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, - поучает «Домострой». - Аще земному царю правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися...». Долг служения Богу есть одновременно и долг служения царю, олицетворяющему в себе православную государственность: «Царю... не тщится служить лжею и клеветою и лукавством... славы земной ни в чем не желай... зла за зло не воздавай, ни клеветы за клевету... согрешающих не осуждай, а вспомни свои грехи и о тех крепко пекися...»

В «Домострое» есть все. Есть трогательные указания, «како детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем». Есть рассуждения о том, что «аще кому Бог дарует жену добру - дражайше есть камения многоценного». Есть практические советы: «како платье всяко жене носити и устроити», «како огород и сады водити», «како во весь год в стол ествы подают» (подробно о том, что - в мясоед, и что в какой пост). Есть указания по чину домашнего молитвенного правила для всей семьи - «как мужу с женою и домочадцами в доме своем молитися Богу». И все это - с той простотой, основательностью и тихой, мирной неторопливостью, что безошибочно свидетельствует о сосредоточенной молитвенной жизни и непоколебимой вере.

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД

Домострой - свод правил поведения горожанина, которыми он должен был руководствоваться в повседневной жизни, памятник светской письменности XVI века. Авторство и составительская работа приписываются протопопу Благовещенского монастыря в Москве, духовнику Ивана Грозного Сильвестру. При составлении свода использовались русские («Измарагд», «Златоуст», «Поучение и наказание отцов духовных») и западные (чешская «Книга учения христианского», французский «Парижский хозяин», польская «Жизнь добропорядочного человека» и др.) «учительные сборники». Для гендерной истории особое значение имеют разделы Домостроя XXIX, XXXIV, XXXVI, касающиеся воспитания детей (в том числе обучения девочек рукоделию, а мальчиков «мужским» домашним работам) и отношений с женой, «государыней Дома», как автор Домостроя именует хозяйку. Домострой обучал женщин, «как Богу и мужу угодить», как блюсти честь рода и семьи, заботиться о семейном очаге, вести хозяйство. Судя по Домострою, они были настоящими домодержицами, руководившими заготовкой продуктов, приготовлением пищи, организовывавшими работу всех членов семьи и слуг (уборка, обеспечение водой и дровами, прядение, ткачество, пошив одежды и т. д.). Все члены домохозяйства, кроме хозяина, должны были помогать «государыне Дома», целиком подчиняясь ей. В отношениях с домочадцами Домострой рекомендовал хозяину быть «грозою» для жены и детей и строго наказывать их за провинности, вплоть до «сокрушения ребер», либо «плетью постегать по вине смотря». Жестокость отношений с женой и детьми, предписываемая Домостроем, не выходила за рамки морали позднего средневековья и мало отличалась от аналогичных назиданий западноевропейских памятников этого типа. Однако в историю русской общественной мысли Домострой попал именно благодаря одиозным описаниям наказаний жены, поскольку неоднократно цитировался именно в этой части русскими разночинцами-публицистами 1860-х гг., а затем В. И. Лениным. Этим объясняется несправедливое забвение этого ценнейшего памятника вплоть до последней четверти XX века. В настоящее время выражение «домостроевские нравы» сохранило четко выраженную отрицательную коннотацию.

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД-2

…Аргумент зарубежных исследовательниц в пользу теории «теремного затворничества» состоит в том, что в период укрепления великокняжеской, а потом и царской власти и увеличения могущества боярско-княжеской аристократии женщины остались в стороне от этих процессов и не получили права самостоятельно властвовать, самореализовываться и даже передвигаться без мужского сопровождения.

Данный вывод был сделан на основе ряда сочинений ХVI в. - «Домостроя» благовещенского протопопа Сильвестра и записок иностранцев о России. Но можно ли считать эти памятники достоверными историческими источниками? Сильвестр выразил свое представление о месте женщин в обществе и семье, иностранцы, с русскими людьми почти не общавшиеся, могли иметь лишь самое поверхностное представление о положении местных женщин. Например, увидев, что знатная особа выезжает по делам в окружении почетной свиты, они могли сделать вывод о том, что та не имела права ездить одна. Также предвзято иностранцы могли расценить наличие в русских домах женской и мужской половин. Это было связано не с изоляцией женщин, а с разделением обязанностей в семье. Женщина занималась воспитанием маленьких детей, обеспечивала всех домочадцев, включая слуг, одеждой, постельным бельем и заботилась об их чистоте. Эти обязанности были у всех женщин, независимо от их социального положения. Но знатные и богатые нанимали слуг, рукодельниц, портомоек, кормилиц, мамок и нянек для детей, а бедные простолюдинки все делали сами. Но в эти женские дела мужья никогда не вмешивались, предоставляя супругам свободу действий.

АВТОРСТВО

Сильвестр (начало XVI в.-до 1568 г.), выходец из новгородской зажиточной торгово-промышленной среды, был близок к новгородскому архиепископу Макарию, после избрания которого митрополитом переехал в Москву и с 1545 г. стал протопопом придворного Благовещенского собора в Кремле. Он участвовал в подготовке и проведении государственных и культурных реформ того времени, в том числе в составлении и редактировании таких важных памятников, как Судебник 1550 г. и Четьи-Минеи. По своим политическим взглядам Сильвестр близок к нестяжателям, он выступал против обогащения церкви, отстаивал сильную государственную власть - единодержавие; это стало политической платформой для сближения с представителями возвышавшегося дворянства (в лице других приверженцев нового курса, таких как Алексей Адашев). «Остуда» Ивана IV к Сильвестру началась после боярского «мятежа» 1553 г., в котором Сильвестр занял уклончивую позицию; поскольку же он был связан с Владимиром Старицким, основным антагонистом Ивана IV, ему пришлось «добровольно» постричься в Кирилло-Белозерский монастырь (под именем Спиридона). Окончательная опала постигла Сильвестра весной 1560 г., после смерти царицы Анастасии, которая благоволила ему. Дальнейшие обстоятельства личной жизни Сильвестра мало известны и являются спорными, неизвестно даже время и место его смерти. Крупный политический деятель н писатель, в последние годы жизни он занимался только перепиской книг, некоторые из них сохранились.

«Домострой» «сильвестровской редакции» - основное произведение писателя; он отредактировал и отчасти дополнил ходивший в списках новгородский сборник аналогичного содержания.

ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ ДОМОСТРОЯ

6. Како посещати в монастырех и в болницах и в темницах и всякаго скорбна («напои, накорми, согрей»)

В монастыри, и в болницы и в пустыни и в темницы закълюченных посещаи и милостыню и сил всяких потребных подаваи елико требуют, и види беду их и скорбь и всяку нужу елико возможно помогаи им и всякаго скорбна и бедна и нужна и нища не презри, введи в дом свои напои накорми согреи одежи всею любовию и чистою совесьтию теми милостива Бога сотвориши и свободу получиши а родителем своим преставльшимся память твори к церквам Божиим приношение и в дому по них кормлю твори нищим милостыню и сам от Бога помяновен будеши.

(В монастыре, и в больнице, и в затворничестве, и в темнице заключенных посещай и милостыню, что просят, по силе своей возможности подавай, и вглядись в беду их и скорбь, и в нужды их, и, насколько возможно, им помогай, и всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай, введи в дом свой, напои, накорми, согрей, приветь с любовью и с чистою совестью: и этим милость Бога заслужишь и прощение грехов получишь; также и родителей своих покойных поминай приношением в церковь Божию, и дома поминки устраивай, а нищим раздай милостыню, тогда и сам будешь помянут Богом).

20. Похвала женам («если дарует Бог жену добрую»)

Аще дарует Бог жену добру дражаиши есть камени многоценнаго таковая от добры корысти не лишится, делает мужу своему все благожитие, обретши волну и лен сотвори благопотребно рукама своима, бысть яко корабль куплю деющи издалече збирает в себе богатество и востает из нощи и даст брашно дому и дело рабыням, от плода руку своею насадит, тяжание много, препоясавше крепко чресла своя утвердит мышца своя на дело и чада своя поучает, тако же и раб, и не угасает светилник ея всю нощь руце свои простирает на полезная, лакти же своя утвержает на вретено, милость же простирает убогу плод же подает нищим, не печется о дому муж ея многоразлична одеяния преукрашена сотвори мужу своему и себе и чадом, и домочадцем своим, всегда же мужь бысть в соньмищи с вельможи и сядет знаемым вельми честен быст, и благоразумно беседова разумеет яко добро делати никто же без труда венчан будет, жены ради добры блажен мужь и число днии его сугубо, жена добра веселит мужа своего и лета его исполнить миром, жена добра часть блага в части боящихся Господа да будет, жена бо мужа своего честне творяще, первие Божию заповедь сохранив благословена будет, а второе от человек хвалима есть, жена, добра, и страдолюбива и молчалива, венец есть мужеви своему обрете мужь жену свою добру износит благая из дому своего, блажен есть таковые жены мужь и лета своя исполняют во блазе мире, о добре жене хвала мужу и честь.

(Если дарует Бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая по корысти добра не лишит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу. Собрав шерсть и лен, сделай что нужно руками своими, будь как корабль торговый: издалека вбирает в себя богатства и возникает из ночи; и даст она пищу дому и дело служанкам, от плодов своих рук увеличит достояние намного; препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело и чад своих поучает, как и рабов, и не угаснет светильник ее всю ночь: руки свои протягивает к прялке, а персты ее берутся за веретено, милость обращает на убогого и плоды трудов подает нищим, — не беспокоится о доме муж ее; самые разные одежды расшитые сделает мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому всегда ее муж соберется с вельможами и сядет, всеми друзьями почтен, и, мудро беседуя, знает, как делать добро, ибо никто без труда не увенчан. Если доброй женою муж благословен, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословится Богом, а во-вторых, славится и людьми. Жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая — венец своему мужу, коли обрел муж жену свою добрую — только хорошее выносит из дома своего; благословен муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире; за хорошую жену похвала мужу и честь).

54. В погребе и на леднике всего беречи («и рыжики, и икра, и морс»)

А в погребе и на ледникех, и на погребицех хлебы и колачи, сыры яица забела, и лук чеснок и мясо всякое, свежее и солонина и рыба свежая и просольная и мед преснои, и ества вареная мясная и рыбная студенью и всяи запас естомои, и огурцы и капуста соленая и свежая и репа, и всякие овощи, и рыжики, и икра, и росолы ставленыя, и морс, и квасы яблочные, и воды брусничные и вина флязские, и горючие и меды всякие, и пива сыченые и простые, и брага, и всяго того запасу ключнику ведати, и сколько чево на погребице поставлено, и на леднике и погребе, и все бы то сочтено и перемечено што вполне што не вполне, и перемечено, и записано и сколько чего куды отдаст по приказу государеву и сколко чево разоидетца то бы было все в счете было бы што господарю сказать, и отчет во всем дати а все бы то было чисто и в покрыте, и не затхлося и не заплеснело, и прокисло, а вина фряские и сыченая перевара, и всякое лутчее питье в опришенном погребе за замком держать а сам бы тамо ходил.

(А в погребе, и на ледниках, и в кладовых хлебы и калачи, сыры и яйца, сметана и лук, чеснок и всякое мясо, свежее и солонина, и рыба свежая и соленая, и мед пресный, и еда вареная, мясная и рыбная, студень и всякий припас съестной, и огурцы, и капуста, соленая и свежая, и репа, и всякие овощи, и рыжики, и икра, и рассолы готовые, и морс, и квасы яблочные, и воды брусничные, и вина сухие и крепкие, и меды всякие, и пива на меду и простые, и брага, - весь тот запас ведать ключнику. А сколько чего в кладовой поставлено, и на леднике, и в погребе, - все то было бы сосчитано и перемечено, что целиком, а что не полностью, и пересчитано, и записано, и сколько чего и куда отдаст ключник по приказу господскому, и сколько чего разойдется, — и то было бы все в счете, было бы что господину сказать и отчет во всем дать. Да было бы то все и чисто, и накрыто, и не задохнулось, и не заплесневело, и не прокисло. И вина сухие и медовые взвары и прочие лучшие напитки в особом погребе под замком держать и самому за ними следить).

К ХVI-му веку относится известное произведение, называемое Домострой. Книга эта состоит из подробных наставлений о том, как надо «строить», т. е., - устраивать домашнюю и семейную жизнь, при чем говорится о жизни боярского дома.

Первые 15 глав Домостроя говорят о религиозных обязанностях человека. Следующие 14 глав посвящены отношениям общественным и семейным, остальные 34 главы - хозяйственным наставлениям. Все сочинение проникнуто религиозным духом. В Домострое ясно высказывается мысль, руководившая большинством русских людей в то время, а именно та мысль, та основная идея, что семья, Церковь и государство составляют как бы единое, целое, неделимое. Семья воспитывает людей для служения Церкви и государству, семья входит в состав Церкви и государства; служение Богу есть единая и общая цель семьи, Церкви и государства. Эту же мысль высказал Владимир Мономах в своем «Поучении» еще в ХII-м веке.

Через века удельных междоусобиц и тяжелого татарского ига прошла и сохранилась эта глубокая мысль о единой общей цели жизни, - но татарщина наложила свою печать на нравы русских людей. В первых 15-ти главах, как уже было сказано, говорится о религиозных обязанностях человека. Человек должен вести «праведное житие», молиться как можно чаще. Вся семья и «домочадцы», т. е. - слуги, должны собираться вместе и петь вечерню, полунощницу, утреню. Перед иконами надо зажигать лампады, свечи, курить фимиам; даются наставления, как после молитвы завешивать иконы полотном от пыли и вытирать их «мягкой губой», чистым крылышком ометать. Много наставлений относится к внешнему обрядовому благочестию, дается наставление удерживать дыхание и не чмокать губами, прикладываясь к иконам, не кусать просфору, а разламывать на маленькие кусочки, - но много есть и чисто духовных наставлений; так, например, говорится о том, что нужно ночью тайно вставать и со слезами молиться Богу о своих грехах. Монашеская жизнь считается идеалом, поэтому и в мирскую семейную жизнь вносятся некоторые черты монастырской жизни, так, например, всем рекомендуется носить четки и молиться по ним; вместо того, чтобы стучаться в дверь, слуги должны «сотворить молитву» за дверью и не входить, пока им «аминя не отдадут». Вспомним, что говорил Владимир Мономах о непрестанной молитве.

В одной главе говорится об общественных обязанностях, о том, как следует относиться к царю и князю. - «Царя бойся и служи ему верою и всегда о нем Бога моли, и ложно отнюдь не глаголи пред ним, но с покорением истину отвещай ему, яко Самому Богу». - «Глаголет бо Павел Апостол: вся владычества от Бога учинены суть: да еще кто противится властелем, то Божию повелению противится. А царю и князю и всякому вельможе не тщися служить лжею и клеветою и лукавствами: погубит Господь вся глаголющая лжу». Царю и князю надо служить искренно, правдиво и верно.

Несколько глав Домостроя посвящены семейным отношениям и воспитанию детей. В этих главах чувствуется грубость нравов той эпохи и некоторая суровость Глава семьи - муж и отец. Бму, как семейному владыке, все должны безусловно повиноваться. Жена во всем должна с ним советоваться, спрашивать его обо всем, ничего не делать без его согласия. Если же «увидит муж, что непорядливо у жены»? или, что она что-то делает не по его «научению», то муж должен жену свою «наказывати и пользовати страхом наедине; и понаказав и пожаловати и примолвити; и любовию наказывати. А мужу на жену не гневатися, и жене на мужа, - всегда жити в чистосердии». Наказывать следует и детей, и слуг - «смотря по вине и по делу». Но «побить не перед людьми, наедине; поучити, да примолвити», - т. е. объяснить, за что наказание, - «и пожаловати». - «А про всяку вину по уху, ни по видению г(по лицу) не бити; ни под сердце кулаком, ни пинком; никаким железным или деревянным не бить». - «Многи притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут, и перст, и главоболие и зубная болезнь»; - «ино» надо «плеткою вежливенько побить, за руки держа, по вине смотря». - «А гнев бы не был, а люди бы того не ведали, не слыхали».

Воспитание детей было суровое. Домострой говорит, что отец не должен даже никогда смеяться с детьми, чтобы они не потеряли к нему уважения. «Казни (т. е. - наказывай) сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет; ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти». Мальчиков нужно обучать ремеслу, девочек - рукоделию. Об учении грамоте в Домострое не говорится. Родители должны заботиться о приданом своих дочерей с раннего детства, откладывать ото всего понемногу. Если же девочка умрет до замужества» этот «наделок» ее пойдет на помин ее души.

На жене, матери, хозяйке дома, лежит вся ответственность за благополучие домашней жизни. В полном подчинении у мужа, она должна воспитывать детей, смотреть за слугами, управлять всем домом. Она первая в доме должна быть на ногах: «николи же слуги государыни не будили: государыня бы сама слуг будила». Вставши, она должна задать всем слугам работу, при чем требуется, чтобы хозяйка все сама умела делать и могла бы всегда показать слугам, как надо прясть, кроить, шить, стирать и готовить пищу. Когда же придет к ней муж, или гости зайдут, «всегда бы над рукоделием сидела».

В той части Домостроя, в которой даются хозяйственные советы, говорится, что у хорошей хозяйки все должно быть в доме свое, своими руками приготовленное - пища и одежда. На торгу следует покупать только то, чего действительно в собственном хозяйстве изготовить нельзя. Много говорится о чистоте, рекомендуется после каждой трапезы мыть не только посуду, чаши, блюда, котлы, но и столы, скамьи и пол. Даются наставления, как предохранять дом от пожара. Даются советы, когда какие блюда готовить - в постные и скоромные дни. Посты естественно соблюдались русскими людьми, из чего мы лишний раз видим, что жили люди церковной жизнью, соблюдая постановления церковного устава.

Последняя, 64-я глава Домостроя, «наказание от отца к сын у», написана, как уже было сказано, священником Сильвестром в наставление его сыну Анфиму с женой. Перед нами встает значительный и симпатичный образ самого Сильвестра, который рассказывает сыну о своей жизни. Мы узнаем, что Сильвестр освободил и наделил всех своих рабов, и многих чужих рабов выкупал и выпускал на свободу. У себя в доме вместе с женой своей он воспитывал множество сирот. Мальчиков обучал какому-нибудь ремеслу, - кто к чему был способен, чтобы они могли зарабатывать свой хлеб; девочек, наделив приданым, выдавал замуж.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Домострой . И в закладках появилось готовое сочинение.

Это сборник основ уклада жизни любого православного человека. В нем дается понятие семьи, как малой церкви, о мирском строении и жизни праведной. Содержаться наставления для каждого члена семьи и на каждый случай.

Разделен этот труд на три части. Первая посвящена духовности человека. В ней содержится послание отца к сыну. Наставления о том, как правильно верить и жить в страхе Божием. Ответственность возлагается на мужчин в воспитании и детей, и наставлениях жен своих. За непросветленность их несут ответственность именно они, как главы семейств.

Большее же место в этой части отведено христианским канонам: правильности молитв, наложения креста, наставления в вере и прочее описывается в ней.

Во второй части рассказывается о строении мирском и о роли семьи. Семья – малый храм, часть всего общества. Женатый мужчина – опытный и мудрый. В семье каждому члену отведена своя роль и обязанности. Муж – глава, несущий за все ответственность перед общественностью и перед Богом.

Особое внимание уделено воспитанию детей. Должны привить им родители все необходимые качества: благочестивость, доброту и любовь к ближнему и труду. Содержатся советы по воспитанию и мальчиков, и девочек.

Так же, и для детей есть наставления. Должны они почитать своих родителей. Уважению учить их следует с малых лет. Есть обязанности и детей перед родителями, и родителей перед своими чадами.

За непослушание и провинности к телесному наказанию прибегать стоит лишь в крайних случаях. И нельзя было сразу сгоряча бить ребенка. Для этого было отведено специальное время. А пока, провинившийся мог подумать и осознать свою ошибку. Мог за это время стихнуть и отцовский гнев.

Отец – главный в семье и решения всегда остаются за ним. Но, и жена, хоть и должна мужа своего во всем слушаться, имеет свои права. Она – верная помощница и советчица мужчины.

Содержит «Домострой» наставления и поучения для всех членов семьи. Учит жить в мире с соседями своими. Так же, учит он и повиновению власти. Почитать и служить нужно и небесному отцу, и земному правителю – царю.

А третья часть посвящена практическим советам на каждый день и случай. Можно отыскать там даже рецепты. Есть советы о том, как правильно и рачительно вести хозяйство, как жить по возможностям. Большое внимание уделяется труду. Есть советы для всех. Для женщин можно найти руководства по рукоделию, хранению вещей.

Даже отбросив набожность, можно и в наше время многие из советов взять на вооружение. Особенно то, что касается воспитания. И уважительного отношения к старшим порой не всегда встретишь. Многому можно поучиться у ушедших поколений.

Картинка или рисунок Сильвестр - Домострой

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Наука любви Овидий

    Поэма Публия Овидия Назона «Наука любви» - своего рода жизненная философия, написанная в стихотворной форме. Произведение написано более 2000 лет назад, но до сих пор темы, затронутые в книге, не потеряли своей актуальности.

  • Краткое содержание Сказка о глупом мышонке Маршак

    Мама глупого мышонка никак не может найти ему няньку. Привередливый мышонок отказывается от всех кандидатур, которые предлагает ему, выбившаяся из сил мама-мышка. То ему не нравится тихий голос

  • Краткое содержание Звезда Соломона Куприн

    Удивительный и таинственный жанр мистики во все времена привлекал ценителей художественной литературы. Произведение А. И. Куприна «Звезда Соломона» не является исключением и захватывает читателя

  • Краткое содержание Янссон Последний в мире дракон

    Муми-тролль, играя в саду, случайно зацепил стеклянной банкой крошечного дракона. Это случилось среду ясным летним днем. Дракончик был очень маленький, с коробок для спичек, крылья были прозрачные и напоминали плавники золотой рыбки

  • Краткое содержание Луна и грош Моэм

    Судьба сводит молодого литератора с обычной английской семьей Стриклендов. Глава семейства Чарльз работает заурядным маклером на бирже, почтенная жена воспитывает двоих детей


Рубрика: Народы
Текст: Ирина Шпионская

Язычество и «византииство»


Русь достаточно долгое время была замкнутым славянским государством, жизнь которого регулировалась языческими обычаями. Так, практиковались похищения невест без их согласия, многожёнство. С образованием Киевской Руси и принятием христианства семейные отношения стали регулироваться церковными уставами. Например, в уставе князя Ярослава Мудрого содержится запрет выдавать замуж насильно.
Также вводилось и культивировалось византийское каноническое право (Номоканон), согласно которому устанавливалось единобрачие. Браки отныне могли заключаться только в церкви. Муж и жена после вступления в брак обладали неравными правами, разводы были затруднены.
После перевода на русский язык Номоканон получил название «Кормчая книга» (XI век). В неё вошли дополнения, сделанные русскими князьями. Отдельные его положения вошли также в «Русскую правду» Ярослава Мудрого.
Первый известный нам подробный свод правил поведения был дан в «Поучении» Владимира Мономаха (XII век). Судебники 1497 и 1550 годов мало внимания уделяли семейному праву. В этой сфере вплоть до эпохи Ивана Грозного продолжали действовать церковные каноны, закреплённые византийским законодательством.

Церковь, семья, государство…

В первой половине XVI века была издана «Книга, называемая Домостроем, содержащая в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Её составление приписывают воспитателю, духовнику и сподвижнику Ивана Грозного протопопу Сильвестру, но многие историки, в частности С.М. Соловьёв, И.С. Некрасов, А.С. Орлов, Д.В. Колесов, считают, что текст Домостроя родился в XV веке в Великом Новгороде во времена Новгородской республики и был плодом коллективного творчества. Сильвестр же только переписал текст.
В этом сочинении, состоящем из 67 глав, давались наказы и поучения о том, как «всякому христианину следует проводить жизнь в добрых делах, в чистоте и в покаянии». Оно охватывало практически все стороны жизни людей. В нём давались наставления о том, как следует относиться к церкви, власти, как вести себя в семье.
Для современного человека Домострой ассоциируется в основном с угнетением женщин в семье. Но это не совсем так. Целью установления домостроевских традиций было не притеснение женщины, а защита её прав.
Не всё в семьях «до Домостроя» было так радужно. Если у древних славян браки ещё совершались по любви, то с приходом христианства это стало редкостью: обычно женили и выдавали замуж по родительскому сговору, причём у жениха и невесты могла быть большая разница в возрасте.
Отныне с разрешения церкви в брак можно было вступать только три раза. Например, пять браков Ивана Грозного из восьми можно считать недействительными.
Если с X по XIII век женщины на Руси пользовались относительной свободой, то по Домострою права женщины существенно ограничивались. До замужества девушка должна была находиться в подчинении у отца, после свадьбы переходила в «собственность» мужа. Ей предписывалось воспитывать детей и следить за порядком в доме. Правда, за ней закреплялись материальные права - на приданое, на имущество покойного супруга. Ранее женщина, оставшаяся сиротой или вдовой, по закону не получала никакого имущества от своих родных и вынуждена была нищенствовать, или же её должна была содержать община.
Кстати, до Домостроя женщин на Руси били смертным боем, в данном же сочинении это действо всё-таки регламентировалось. Так, рекомендовалось бить жён только за серьёзные провинности и без свидетелей.
Русь долгие века была раздробленной на отдельные княжества. Именно к XVI веку она сложилась как централизованное государство во главе с царём-самодержцем. Эта идея закреплялась и в Домострое, даже на уровне патриархальной семьи, во главе которой стоял хозяин и господин.

Что изменил Домострой?

Таким образом, Домострой, с одной стороны, закреплял уже сложившиеся на Руси нормы и традиции, обусловленные приходом православия, с другой - упорядочивал то, что нуждалось в упорядочивании.
Конечно, в наше время многим домостроевским предписаниям уже нет места в жизни. Но в те далёкие времена этот документ явился необходимым регулятором, способствовавшим становлению государственного строя нового типа.
Выбор редакции
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...

Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...